Движущие силы истории. влияние идеологий на историческую науку

Движущие силы истории Учеба в университете и годы изучения различных материалистических (и других) воззрений все-таки оставляют глубокий след в сознании и, я замечаю, что признаки так называемого

Движущие силы истории. влияние идеологий на историческую науку

Движущие силы истории

Учеба в университете и годы изучения различных материалистических (и других) воззрений все-таки оставляют глубокий след в сознании и, я замечаю, что признаки так называемого «логического» постижения действительности все время выплескиваются, или вытряхиваются наружу в стремлении построить некую схему Бытия, которая в общем и целом вполне возможна, но как только внедряешься в части и частности — расплывается, как капля воды на стекле. И это — признак бесконечности мира, его ир-рациональности (см. пост «Иррациональность»). Тема так же перекликается с понятием «Идеал» (см.пост на эту тему).

Если в целом посмотреть на известную историю человека, можно отметить удивительный факт: народы, имеющие письменность, с удовольствием обсуждают, расчленяют факты описанной истории и преподают это видение как аксиому. Молчание — удел бесписьменных народов.

Итак, одна из движущих сил — письменность (в любом варианте, картинки, иероглифы, руны, буквы).

Как известно, письменность охватывает период около четырех тысяч лет, наиболее достоверные сведения, полученные как описание действительности, присуще 16-21 векам. Все остальные данные носят налет личного восприятия автора. И могут неадекватно передавать события в силу господствовавшего на тот момент в обществе мнения, а также и мнения того правителя, который и заказывал дорогую по старым временам вещь — книгу (писалась не на бумаге, а на выделанной коже).

То есть можно выделить вторую движущую силу истории или, скорее, описательное движение — господствующее мнение (то бишь мнение царя, короля, князя).

Что собой представляет сама основа — движение истории? Почему движение? Да потому что сам человек, как существо на двух ногах — ДВИЖЕТСЯ в ПРОСТРАНСТВЕ. Описание его движения в пространстве плюс времени и будет ИСТОРИЯ. (Исходя из смысла по-удмуртскому языку «ис» — целое, девственное, «тор» — старший, начальный; «ия» — возможно и есть поступательное движение этого целого начала, окончание -ие, также как и в англ.яз. -ing, в удм.яз. -он — это и есть признак движения. Возможно, этот признак в разных языках изначально имел какое-нибудь исходное значение, прежде чем он просто приобрел качества окончания).

Итак в сохранившейся традиции народы, обладающие письменностью, кажутся намного древнее без-письменных народов. При этом факты, закрепленные на бумаге или коже (возможно, что это вовсе и не факты) преподносятся, как история народа.

История общается со Временем. Ушедшим временем. Пространствами, которые так таинственно появились и исчезли в реке Лете (конечно же, это просто «летА», то есть года, почему-то отмеченные летним периодом. Скорее всего потому, что лето — период наибольшей активности человека в средних широтах, которые и являются на сегодня самыми интересными с точки зрения Истории).

Казалось бы, можно взять наиболее документированный слой истории — это 20-й век, который записан вроде бы посекундно, но. он также таинственен, как и миллиарды лет истории Земли.

Можно прочесть некие фразы, но смысл и уроки Истории — как всегда ускользают, и никого еще история не научила, как нужно жить. Какие правила нужно исполнять, чтобы не попадать, например, в пламя войн и переделов собственности.

Если подумать: сколько же в описательной части истории правды или лжи?, то и здесь, как и везде в видимой вселенной действует закон «золотого сечения», связанный с константами Пи и Е и статистическими законами приближения к действительности. Согласно статистике, все разделится на три части: правда, полу-правда или полу-ложь, ложь. Например, зададим вопрос: сколько без вести пропавших на полях Великой Отечественной войны до сих пор остались без вести пропавшими, хотя велись всяческие списки и т.п.? Ответ — миллионы!

То есть, что мы сейчас называем — факт, будет истинной правдой для более-менее достоверно описанных событий. Например, дата рождения или венчания некиих особо важных личностей, либо даты их ухода. И т.п. В некоторых случаях путь человека расписан по дням. Но. искажение реальности, особенно в области намерений человека (а ведь это самое интересное в истории!), наблюдается постоянно, особенно, например, если идет свое особенное летоисчисление в некоем государстве и т.п., так как системы привязки временных диапазонов — играют большую роль в дальнейшей интерпретации событий.

«Дайте мне точку опоры — и я переверну Землю». — осталось еще с древности. Это Архимед.
Есть фразы, которые живут веками, потому что они близки к Ис-тине, то есть к некоему Целому, что порождает мир. Это небольшое лирическое отступление.

Чем же еще характеризуется история? Естественно успехами археологии, то есть глиной и камнями, металлическими предметами и костными останками, теми, что сохраняют форму дольше, чем слабая водяная сущность человека. И вот черепки и кости на старых помойках и кладбищах становятся тоже фактами Истории.

Да. гммм. — скажет скептик, — обычное записанное слово превратили в «движущуюся силу истории»! Ха!
— Да! Это именно так.

В истории многих народов и государств, и территорий есть так называемые «темные века», о которых рассказать по типу: тогда-то и тогда-то произошло то-то, желательно, чтобы это был какой-нибудь ужастик — голод, болезнь, война, перемещение, т.е. потрясение некоего целостного образа некой человеческой массы, просто невозможно. В этом отношении
Европе повезло. Ее описательная процедура прослеживается, да еще и с разных точек зрения, а это может все-таки говорить о более-менее нормальной объективности, начиная с пятого века до н.э. При этом о влиянии мнения господствующих слоев и религиозных догм общества на историю — см. выше. При этом нужно учитывать влияние подделок в исторических исследованиях (например, есть мнение, что многие труды древних греков и римлян — просто вымышленные во времена эпохи Возрождения труды монахов и других талантливых личностей, которым нужны были деньги, слава и т.п. «земные» искушения; во многом фантазия начинает работать, когда кушать хочется. )

Однако, в связи с этим можно сказать еще одно: господствующие исторические догмы, отраженные в документах, могут напрочь исказить видение истории в современном этому описанию обществе (пример «раскопок» Фоменко в исторических воззрениях на Российскую историю и не только российскую — показателен!, см. в интернете. )

Все найденные глиняные почти вечные черепки при всех своих уникальных или унифицированных качествах могут оцениваться по разному в разных общественных формациях: диктатура будет выделять одно, демократия — другое, теократия — и вовсе третье.

Господствующее мироввозрение — одна из движущих сил исторического описания, описания истории.
Хотя по глубочайшему смыслу — история не должна иметь этого влияния. Ведь это — просто движение массы людей во времени и пространстве.

Дискретность воспоминания, дискретность описания — это тоже фактор для исторического описания. Это присуще человеческому сознанию. Описать все, собрать все черепки и кости — невозможно. Радиоуглеродный метод анализа дает сбои при неправильном отборе пробы, и т.п. Фактор личности, описывающий процесс — один из главных. Объективные (недостаток, избыток материала) и субъективные (недоУченность, переУченность) — и целые века истории пропадают! А как хотелось бы точно знать!

Итог: влияние в историческом описании систематической погрешности, то есть зависящей от наблюдателя (иногда и все сто процентов), очевидно.

Для объективности необходимо в историю привнести, наверное, какие-то методики физического и математического описания мира. Ведь эти науки славятся своей объективностью и примерами успешной реализации научных знаний на практике. Как это сделать?
Возможно, это риторический вопрос.

Но уже сегодня есть все возможности для глубоких лингвистических исследований. Исследования генотипов открыли возможность для оценки взаимосвязей народов. Может появятся и еще какие-нибудь методы.

Попробую все-таки дать некое описание истории с т.зр. математических величин.

Читайте также  Сепаратизм в постперестроечной россии

Итак, A (от слова Array- множество, ср. arrow — стрела) — сообщество людей. Которое неизвестно где было до какого-то определенного во времени (обычно в историческом описании человека это — день, год, век, тысячелетие). Но оно рождается: время ноль — Tо. Живет до какого-то времени в некоем неизменном состоянии — Tn. Меняет свое состояние — n может приобретать разное значение (наверное все-таки целочисленное). Прекращает свою
жизнь — T(N). Здесь N хотелось бы вывести в бесконечность, но оно — не бесконечное, а связано с физическими факторами существования самого человека, т.е. связаны с историей планеты Земля.

Описания жизни человека в минусовой зоне — прерогатива эзотерических наук. В положительной — когорты обученных (хотя бы писать) людей.

Для общности людей, как и для любого другого объекта видимой вселенной, можно найти массу описательных факторов, которые будут характеризовать эту общность. Первичная оценка вполне может иметь около десяти показателей: например, язык, эпоха, численность, характер: оседлый-кочевой; агрессивный-неагрессивный, религиозный-практический (широко-нешироко-распространенная религозность, общеевропейская и др.), изобретательность (исконняя-заимствованная, про глупый-не глупый тут, думаю, было бы говорить смешно, народы не относятся к совсем уж неадекватным объектам вселенной! и в этом их отличие от одного простого человека!), консервативный-неконсервативный; время жизни (рождение, окончание существования). Отношения между народами идут как и в программировании: один-к-одному, один-ко-многим, многие-ко-многим. Одновременно или же в различные моменты времени.
Можно также взять этнографические (стиль одежды), антропологические (раса) характеристики. Подчеркнуть уникальность народа (у каждого — свое качество!). Можно также взять и астрологическую привязку неких знаков к характеру народа в связи с определенными событиями (гравитационная составляющая), в связи с поклонением определенной планете (Солнце-Луна-Юпитер), либо физическому явлению (бог-громовержец) и т.д.

О движущих силах исторического процесса.

О движущих силах исторического процесса.

Предельно краткая статья-эссе о движущих силах истории.

Перед прочтением представленных материалов обязательно ознакомьтесь с информацией, размещенной на моей авторской страничке этого портала, а также со следующими статьями (иначе мало что поймете):

1. О том, какой может быть наука.

2. Латентные мировые науки и их системы.

3 . Так благо или нет классическая наука?

4 . Система производных и запретных мировых наук.

5 . Об одной Несостоявшейся Магической Школе.

6. О базовых основах магических школ.

7. О христианской магии.

8. Почему необходима реформа магии.

9. Об эзотерическом учении «ТЕОКРИПТА».

10. Об эзотерическом учении «ТЕОКРОМА».

11. О некоторой общности эзотерических учений «ТЕОКРИПТА» и «ТЕОКРОМА».

12. О концепциях эзотерического учения «ТЕОКРИПТА».

13. О концепциях эзотерического учения «ТЕОКРОМА».

14. Об эзотерических учениях прошлого и настоящего.

Давным-давно, когда существовал Советский Союз, а я еще учился в школе, при определении движущих сил исторического процесса советская академическая история подбрасывала нам две основные темы:

1 . О роли личности в истории;

2 . О классовой борьбе.

За нежеланием видеть большее, вопрос считался исчерпанным и закрытым.

Прошли десятилетия, сменилась целая эпоха, уже давно нет СССР.

С течением времени отечественная академическая история стала признавать, что движущие силы исторического процесса отнюдь не исчерпываются личностями-титанами и борьбой классов; современное понимание этого в приближенном и упрощенном виде позволяет проиллюстрировать следующий список движущих сил истории:

1 . Борьба/сотрудничество/активность личностей-титанов-гениев;

2 . Борьба/сотрудничество/активность классов;

3 . Борьба/сотрудничество/активность кланов (цехов), как легальных так и нелегальных, включая тайные общества;

4 . Борьба/сотрудничество/активность наций;

5 . Борьба/сотрудничество/активность регионов;

6 . Борьба/сотрудничество/активность государств;

7 . Борьба/сотрудничество/активность рас;

8 . Борьба/сотрудничество/активность цивилизаций.

Разумеется, все перечисленное имеет место. Имеет, да вот только является лишь отражением конкретных процессов, идущих в нашей Реальности.

Как-то забывает наша академическая история, что далеко не все является объяснимым в рамках сугубо рационального подхода. Кому же как не позитивисту-прагматику, такому как я сам, не знать об этом!

Можно ли определить движущие силы истории, относящиеся к иной плоскости бытия? Да запросто! Иначе – для чего вообще сдалась вся эзотерика? Не для сотрясения воздуха же!

Таким образом, сакральные эзотерические знания позволяют существенно расширить представления о движущих силах истории.

Дальнейшие пояснения будут вестись с использованием тех результатов, которые получены на базе двух моих собственных эзотерических учений: «ТЕОКРИПТЫ» и «ТЕОКРОМЫ» (а то меня постоянно спрашивают о том, для чего они вообще нужны, – в том числе, и для ЭТОГО!).

Так, например, эзотерическое учение «ТЕОКРИПТА», исходя из знаний, содержащихся в русском языке, четко свидетельствует о том, что вся наша мировая история – это отражение войн, разборок и активности трех разных родов Божественных Сущностей: АСОВ (АСУРОВ), их младших братьев Богов и ЧУЖИХ, пришедших ИЗВНЕ. Дополнительно об этом можно посмотреть следующие статьи: «Об исторических гиперциклах и о реальной истории», «Асы (асуры/асура) в русском языке и в мировой истории», «О сохранении русского языка при замене российского генофонда».

Кроме того, ТЕОКРИПТА, исходя из стандартной модели Вселенной, заявляет о том, что мировую историю определяют борьба и активность Тьмы и Света; о Тьме и Свете смотрите следующие статьи:

1. КАЛИЮГА: Темный Мир?

2. КАЛИЮГА: Черный Мир?

3. КАЛИЮГА: свойства Тьмы или Тьма не так страшна.

4. КАЛИЮГА: Некоторые социальные Законы Тьмы.

5. КАЛИЮГА: Тьма в языке.

6. КАЛИЮГА: Где же Свет?

7. КАЛИЮГА: некоторые социальные Законы Света.

8. КАЛИЮГА: Тьма и Свет.

9. КАЛИЮГА: Какая бывает Тьма.

Наконец, эзотерическое учение «ТЕОКРИПТА» записывает в двигатели истории борьбу и/или активность как воплощенных, так и невоплощенных Идеальных Сущностей, таких, например, как:

1 . Мировые науки:

— Современная классическая наука ;

— Наукапоэтика;

— Наука техномагическая (техномагия);

— Наука биоцивилизационная (биомагия);

— Интегральная (интегративная) наука;

— Альтернативная наука ;

— БОГнаука (наука Без ОГраничений).

2 . Силы (физические Силы-взаимодействия – электромагнитное, слабое, сильное, гравитацинное, пятое, шестое, седьмое, …; каббалистические Силы — ХАНИЭЛЬ [МИЛОСТЬ БОГА], САМАЭЛЬ [ЖЕСТОКОСТЬ БОГА], ТОГАРИНИ [ЧЕРНАЯ КРАСОТА], ГАМЧИКОТ [ЧЕРНОЕ МИЛОСЕРДИЕ], ГОЛАБ [ЧЕРНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ], САТАРИАЛ [ЧЕРНОЕ ПОНИМАНИЕ], ЭЛОХИМ ГИБОР [БОГ ВСЕМОГУЩИЙ], …; иноаспектные Силы – Черной Страсти, Черной Закалки, Черного Перерождения, Черного Возмездия, Светлая Страсть, Светлое Перерождение, Светлое Возмездие, …; классификаторные Силы – Разрушения, Созидания, Развития, Регресса, Эволюции, Революции, Изменения, …; статические, поддерживающие статус-кво Силы – Порядка, Хаоса, Тьмы, Света, …; …) ;

3 . Абсолюты;

Уже не слабо, да? Впрочем, идем дальше.

Эзотерическое учение «ТЕОКРОМА» существенно дополняет и развивает результаты, получаемые, исходя из эзотерического учения «ТЕОКРИПТА».

Так, ТЕОКРОМА говорит нам о том, что немалая часть борьбы Божественных Сущностей разворачивается на поле разных подходов к реинкарнациям/перерождениям (АСЫ, АСУРЫ, БОГИ и ЧУЖИЕ, выходит, сражаются не только за Власть, но и за перестройку Реальности, то есть за вполне определенное ПЕРЕЗАКОНИЕ); подходы здесь следующие:

1 . Реинкарнации/перерождения до самого конца Черной Эпохи КАЛИЮГИ;

2 . Завершение реинкарнаций для избранных с их уходом в Нирвану;

3 . Всего одна жизнь с последующим перерождением избранных в Царствии Небесном;

4 . Всего одна жизнь;

5 . Прижизненный уход избранных адептов в иные миры.

Исходя из ТЕОКРОМЫ можно утверждать, что в настоящее время прогрессирует процесс освобождения Земли от ее исконных духовных форм – вполне возможно, что Землю готовят к приходу ЧУЖИХ духовных форм. И здесь не только глубокий мистический и эзотерический смысл; это – одна из важных сторон нашей Реальности.

ТЕОКРОМА, к тому же, порождает новые списки Идеальных Сущностей, дополняя тем самым ТЕОКРИПТУ.

Объединенные списки следующие:

Система мировых наук:

— Современная классическая наука ;

— Наукапоэтика;

— Наука техномагическая (техномагия);

— Наука биоцивилизационная (биомагия);

— Интегральная (интегративная) наука;

— Альтернативная наука ;

— БОГнаука (наука Без ОГраничений).

Альтернативная система мировых наук:

— Аналог классической науки ;

— Наука классической магии ;

— Наука поэтической магии ;

— Наука мантр ;

Читайте также  Пушкин и лермонтов

— Наука молитв ;

— Наука Абсолютов ;

— Наука Красоты и Гармонии ;

— Наука Отождествления .

Система мировых наук прошлой эпохи:

— Аналог классической науки ;

— Наука Волюнтаризма ;

— Наука Законов ;

— Наука Вещей ;

— Наука Энергий ;

— Наука Поступков ;

— Наука Приспособления и Превращения .

Система производных и запретных мировых наук:

— Наука духов ;

— Наука некромантов ;

— Наука идолов ;

— Наука призраков ;

— Наука кумиров ;

— Наука кровавых жертвоприношений .

То есть, ТЕОКРОМА позволяет прийти к выводу о том, что мировую историю формируют не только борьба друг с другом и активность мировых наук, но также борьба и активность производных и запретных мировых наук, и даже – СИСТЕМ мировых наук в различных комбинациях, что порождает СИСТЕМНЫЕ и СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ эффекты. Тоже крайне важный вывод.

Но ТЕОКРОМА и на этом не останавливается; подобно системам мировых наук, она формирует списки систем мировых религий:

Система мировых религий:

— Христианство ;

Альтернативная система мировых религий:

— Религия Маммоны ;

— Религия Асов и Асуров ;

— Атеистическая Философия ;

— Богоборческий Сатанизм ;

— Религия Поклонения ЧУЖИМ Демонам ;

— Религия кровавых жертвоприношений ;

— Не называемая мною богоборческая религия.

Система мировых религий прошлой эпохи (системы божественных норм и предписаний):

— Скрижали Завета времен Двапараюги;

— Нормы отбора лучших бойцов для асов ;

— Предписания к подготовке проведению жертвоприношений от ЧУЖИХ ;

— Религия кастового общества ;

— Богоборчество, подобное эллинскому ;

— Нормы и предписания ЧУЖОЙ Тьмы ;

— Сатанинские извращения и разврат .

И вот здесь ТЕОКРОМА подходит к пределу своих возможностей; подходит потому, что на ее основе нельзя сделать казалось бы закономерный вывод о том, что к источникам исторического движения следует отнести борьбу и активность как мировых религий, так и их систем…

Что ж, в этой работе, базируясь на эзотерических учениях «ТЕОКРИПТА» и «ТЕОКРОМА», я показал, каким образом эзотерика может определить и свести в единую систему те движущие силы истории, которые традиционно остаются за пределами рассмотрения и понимания современной классической академической науки. Тем не менее, статья так и останется незавершенной; незавершенной потому, что никакая эзотерика не в состоянии определить все без исключения источники исторического движения. Такое под силу лишь Сущности, стоящей гораздо выше и любой науки, и любой эзотерики и даже любой религии; такую сущность я называю Картиной Реальности. О Картине нашей Реальности, ее составных частях, а также об иных, не названных здесь движущих силах исторического процесса, речь пойдет в следующей, тематически заключительной, статье.

Движущие силы и факторы исторического процесса

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

План:

1. Общество как развивающаяся система. Движущие силы и факторы исторического процесса

2. Формы исторического процесса, линейность и нелинейность истории.

Общество – это исторически развивающаяся система, изучение которой является предметом комплекса социально-гуманитарных наук. В философии историческая динамика общества является предметом особой области знания – философии истории, изучающей природу исторического процесса, фундаментальные принципы и начала исторического бытия, механизмы и закономерности исторического развития социума, а также осуществляющей рефлексию над самим историческим познанием и осмысливающей статус исторического знания, его репрезентативность и достоверность.

Почему возможна историческая динамика общества, что в обществе является объективным и имманентным ему движителем, порождающим исторические события и определяющим качественную смену его состояний? В этом заключается смысл проблемы источника исторического развития общества.? Это фиксируется в центральном понятии как субстанциальной, так и рефлексивной философии истории – понятии исторической реальности, характеризующем состояния и события прошлого, интерпретированные с позиций современности. Отсюда следует актуальность ставшего хрестоматийным положения: «Каждая эпоха переписывает историю по-своему».

Постановка и анализ данной проблемы в философии истории предостерегает от теоретико-методологических крайностей, которые часто проявляются в научно-исторических и особенно историко-публицистических работах – позициях исторического объективизма и исторического субъективизма. Первая позиция основывается на убеждении в возможности существования правильного понимания прошлого и, следовательно, воссоздания аутентичной картины не только событий, но и мотивов поступков людей, которые породили эти события.

Вторая – на том, что вся история – не более чем цепь интерпретаций, а прошлое – лишь эмпирическая основа для этих перманентно осуществляемых процедур. В радикальном варианте (например, М. Фуко), прошлое, как и нынешнее существование общества, характеризуется бессистемностью, децентрализацией, принципиальной асимметричностью, а потому история (постистория) – это ретроспективный проект исследователя, выражающего свою интерпретационную модель.

Общество, как уже говорилось ранее, понимается по-разному представителями различных концепций (подходов). К. Маркс подчеркивал своеобразие и самостоятельность общества как совокупности общественных отношений, основу которых составляют отношения материального производства. Источником общественного развития выступает социальное противоречие, борьба между субъектами исторического процесса за реализацию своих интересов и достижение поставленных целей посредством предпринимаемых социальных действий.

Социальная структура в марксистской теории объясняется развитием экономики, на определенном этапе которой она имеет классово-неантагонистический, классово-антагонистический характер. Материальное производство как базис также определяет духовную сферу, мораль, политику, право, философию, науку и религию. В теориях западных философов исключается из анализа вопрос о собственности. Например, в теории У. Ростоу анализируется пять этапов роста на основе таких признаков, как производительность труда, объем накоплений, размеры инвестиций, рост потребления и т.д., но, по его мнению, не собственность на средства производства решает все, а контроль над армией, полицией, судом и средствами связи. В концепции П. Сорокина главную роль в обществе играет не экономика, а культура, ядром которой является религия.

Движущие силы исторического процесса — это субъекты социальности, сами люди. С точки зрения марксизма — это классы, народные массы, выдающиеся личности. С точки зрения А. Тойнби движущая сила развития цивилизации — творческое меньшинство. В краткой формулировке сущность поставленной проблемы и различных ответов можно выразить так: «Кто является творцом истории?» В этой связи в философии истории используются два близких, но далеко не тождественных понятия – субъект истории и движущие силы истории.

Общим у них является реально оказываемое влияние на ход развития общества, а различным – степень осознанности этого влияния. Воздействие субъекта истории на исторический процесс является осмысленным и осуществляется на основе осознания определенных интересов, постановки, чаще всего идеологически обоснованных, целей и задач. Движущие силы истории, хотя и способны к кардинальному изменению ситуации в обществе, движимы либо бессознательными внутренними импульсами либо становятся объектом манипуляций и средством для достижения целей, поставленных историческими субъектами.

Среди множества факторов, влияние которых сказывается на особенностях исторического развития общества в целом и отдельных социально-культурных сообществах, обратим внимание на несколько основных и охарактеризуем их.

Геоклиматический фактор. Речь идет о влиянии на характер и темпы развития не только человечества, но, прежде всего, региональных сообществ – локальных цивилизаций, социально-культурных регионов, отдельных народов и этнических групп, размера занимаемой ими территории, географического расположения, климата, рельефа местности, удаленности или близости к коммуникативным (торговым, транспортным, культурным) путям и т.п.

Демографический фактор. Составляющие этого фактора – численность населения, плотность расселения, баланс по половому и возрастному признакам (известно, что население планеты, прежде всего развитых стран, стареет, что создает проблемы с воспроизводством его работоспособной части), соотношение численности городских и сельских жителей и т.д.

Демографический фактор. Составляющие этого фактора – численность населения, плотность расселения, баланс по половому и возрастному признакам (известно, что население планеты, прежде всего развитых стран, стареет, что создает проблемы с воспроизводством его работоспособной части), соотношение численности городских и сельских жителей и т.д.

Технико-технологический фактор. Влияние этого фактора на развитие общества, особенно современного, сказывается, как минимум, в трех аспектах. Во-первых, в воздействии техники на содержание и темпы социодинамики. Во-вторых, во влиянии технологий на образ жизни человечества и его деятельность. В-третьих, в формировании особого стиля мышления, получившего широкое распространение в современном мире – технократического мышления.

Читайте также  Русская философская мысль

Среди других факторов обычно называют производственно-экономический, политический, национально-психологический, культурно-исторический, в котором иногда специально выделяют моральный, религиозный и т.д. Важно другое – оценка статуса того или иного из названных факторов в социально-историческом развитии общества. В зависимости от нее принято говорить об однофакторном и многофакторном подходах в решении рассматриваемой проблемы. Если в первом случае какому-либо из факторов придается решающее значение, то во втором признается их относительная равноценность и комплексный характер влияния на исторический процесс

Движущие силы истории. влияние идеологий на историческую науку

  • Главная
  • Об авторе
  • Контакты
  • Блог
  • Форум

Содержание идеалистического подхода

  • Будущее
  • Взаимовлияние настоящего прошлого и будущего
  • Взаимодействие идей в рамках мировоззрения
  • Влияние настоящего на прошлое
  • Влияние прошлого на настоящее
  • Время
  • Движущие силы истории
  • Идеалистическая история о целях развития человечества
  • Идеалистическое понимание истории
  • Идеи, как основа человеческой истории
  • Ценности
  • Ценности как основа больших социальных групп
  • Что такое история
  • Деятельность как основа исторических изменений
  • Идеалистический подход и теория
  • Идеи и объективная реальность
  • Идея, как движущая сила истории
  • Истина в истории
  • Источник исторического развития
  • Исторический источник
  • Историческое действие
  • Историческое время
  • История истории
  • История как наука
  • История понятия «идея»
  • Историзм
  • Изменчивость как основа истории
  • Конструирование прошлого
  • Метод объяснения
  • Метод понимания
  • Мировоззрение и история
  • Мировоззрение как предельная теория
  • Мышление и история
  • Мысленный эксперимент, как исторический метод
  • Настоящее
  • Научный способ мышления
  • Объект истории
  • Обобщения в истории
  • Память и история
  • Партийность и понимание истории
  • Понятие истины в идеалистическом подходе к истории
  • Познание прошлого
  • Превращение идеального в реальное
  • Причины возникновения идей
  • Процесс создания прошлого
  • Прошлое
  • Прошлое и реальность
  • Создание исторического факта
  • Способ мышления, как проблема исторического познания
  • Субъект истории

Идеалистический подход к истории и его методы

В рамках идеалистического подхода движущей силой истории являются личности, созидающие новые идеи. Именно думающие люди – творцы истории. Настоящую историю делают не великие полководцы, цари, и революционеры, а мыслители, которые вырабатывают новые идеи, на основе которых полководцы, цари и революционеры вершат свои великие дела. Народ осуществляет эти идеи. Идеи становятся «материальной силой», когда они овладевают народом, или частью его, или какой-либо влиятельной группой, а может быть и отдельной личностью, если она наделена большой властью (Наполеон, Сталин), однако глубокие преобразования могут быть осуществлены только в том случае, если идеи овладели большими массами людей.

Таким образом, люди оказывают разное влияние на исторические изменения. Есть пионеры, придумывающие новые идеи и разрабатывающие новые способы мышления и деятельности; есть лидеры, ведущие людей по пути, определенному идеями, которые выработали мыслители; и есть массы, следующие за лидером. Ни одно массовое явление не может быть адекватно истолковано без анализа тех идей, которые лежат в его основе.

Материальные потребности могут стимулировать выработку идей, но они не определяют их содержания. Сначала появляется великая идея, а затем под нее людьми сознательно или неосознанно формируются условия для ее осуществления. Проходит порой много времени, прежде чем эта идея может реализоваться, при этом не она вырастает из каких-то объективных материальных условий, а напротив, материальные условия целенаправленно создаются людьми для того, чтобы осуществить ее.

В наибольшей мере преобразуют мир идеи, созданные в результате желания удовлетворить идеальные потребности человеческого сознания, именно их реализация приводит к появлению нового, еще не бывшего в мире.

Движущие силы истории. влияние идеологий на историческую науку

«К. Маркс о движущих силах истории»

Карл Генрих Маркс является известным философом, экономистом и политическим деятелем. Его научные работы стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название « марксизм ».

Человеческое общество имеет многовековую историю своего становления и развития, полную разнообразных событий и потрясений. В общем смысле история представляет собой процесс развития человеческого общества в целом, для которого характерны закономерности, проявляющиеся в истории всех народов. А те явления, которые оказывают непосредственное влияние на данный процесс принято называть движущими силами истории — совокупность факторов, которые влияют на исторический процесс.

Проблема движущих сил исторического процесса сложна и многопланова. Известно, развитие общества определяется множеством фактором, как существенных, так и несущественных, как необходимых, так и случайных. Одним из наиболее распространенных представлений является марксистское представление.

Концепция марксизма Принципы марксистской теории были сформулированы в работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест коммунистической партии», письме К. Маркса И. Вейдемейеру (1852), книге К. Маркса «Капитал» и других его работах. Основоположники марксизма стремились выстроить целостную, лишенную противоречий картину мира на основе переработанных диалектики Г. Гегеля и материализма Л. Фейербаха. Стремление очиститься от идеализма Гегеля привело к экономическому детерминизму. Экономика, прежде всего производство, считались в марксизме первичным фактором общества, «базисом», а социальная психология, политика, право, идеология – вторичными, «надстройкой».

Особое внимание на противоречия происходящие в обществе и стремление общества к их преодолению, привели Маркса и Энгельса к радикальной политической программе, стремлению к революционному свержению капиталистического общества и замене его коммунизмом – целостным обществом без классовых противоречий, которое управляется из центра по единому плану. Нанести поражение классу буржуазии может только ее противоположность – обездоленный класс пролетариата, который установит диктатуру пролетариата. Маркс и Энгельс считали, что после преодоления сопротивления буржуазии диктатура сама собой отомрет. Общество станет бесклассовым, возникнет сначала первая фаза коммунизма – социализм, а по мере изживания последних «родовых пятен» капиталистического общества – вторая, зрелая фаза коммунизма. Для борьбы за коммунизм и диктатуру пролетариата необходимо создание рабочей политической организации, партии, выражающей интересы пролетариата, – коммунистической или социал-демократической. Материалистическая диалектика определяла взгляд на историю, известный как исторический материализм. В соответствии с ним движущей силой истории является борьба классов. В основе классовой борьбы лежит антагонистическое (непримиримое) противоречие между эксплуататорами и эксплуатируемыми, возникающее из коренной противоположности их экономического и политического положения в обществе. В этой борьбе классы стремятся реализовать свои интересы (стремления), поэтому борьба является не случайной, а необходимой. Она могучая движущая сила развития антагонистических (рабовладельческих, феодальных, капиталистических) формаций, разрушающая отжившие формации и созидающая новые. Классовая борьба как главная форма социальных конфликтов считается Марксом и Энгельсом необходимым и положительным моментом человеческой истории, высшим проявлением которой является социальная революция. Анализу капиталистического общества посвящена крупнейшая работа К. Маркса «Капитал», в которой он утверждал, что капиталисты недоплачивают рабочему классу за труд, отчуждая в свою пользу прибавочную стоимость. Маркс и его последователи считали, что их представления о развитии общества являются единственно научными и обвиняли своих противников в утопизме.

Критикуя капитализм, основоположники марксизма менее подробно разработали концепцию социалистического общества, что открывало различные возможности для толкований. Однако, концентрируя внимание на социально-классовой борьбе, марксисты недооценивали важность психологических, культурно-национальных факторов. Сила марксизма была в его всеохватной системной картине мира, сопоставимой только с религией по способности отвечать на все вопросы. Марксизм был несовместим с религией и относился к любой ее форме резко отрицательно.

Марксистская философия в XIX веке. Книга первая (От возникновения марксистской философии до ее развития в 50-х – 60 годах XIX века) https://fil.wikireading.ru/13747

КАРЛ МАРКС — ОСНОВОПОЛОЖНИК РЕВОЛЮЦИОННОГО УЧЕНИЯ

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: