Финно-угорские и летто-литовские племена в 1 тысячелетии до н. э.

ПЛЕМЕНА ПРИБАЛТИКИ: B начале I тысячелетия новой эры произошли значи- тельные изменения в жизни прибалтийских племен — предков современных литовцев, латышей, эстонцев и белорусов — жителей Западной, Северной и Центральной Белоруссии, которые впоследствии приняли ... - -

Финно-угорские и летто-литовские племена в 1 тысячелетии до н. э.

ПЛЕМЕНА ПРИБАЛТИКИ

B начале I тысячелетия новой эры произошли значи- тельные изменения в жизни прибалтийских племен — предков современных литовцев, латышей, эстонцев и белорусов — жителей Западной, Северной и Центральной Белоруссии, которые впоследствии приняли славянскую культуру.

Родовые общины жили в поселениях, окруженных земляными валами и оградами из бревен. Жилища, сплетенные из ветвей и обмазанные глиной, с круглыми стенами и коническими, державшимися на столбах крышами, помещались внутри пространства, окруженного валом. Он служил защитой при столкновениях между родами и племенами, которые возникали из-за обладания скотом и пастбищами.

B первые века новой эры картина эта абсолютно изменилась. Особенно быстро развивались племена Белоруссии, Литвы и Южной Латвии, которые были втянуты в торговлю с Римской империей и славянами, жившими по берегам Днепра и Вислы. По их территории пролегали торговые путИ римских купцов, которые скупали прибалтийский янтарь- Он пользовался большим спросом в Италии и провинци : ях. Славяне Поднепровья были связаны с жителями Прибалтики по Западной Двине, Березине и Неману. B бассейне Днепра найдены римские металлические ювелирные изделия, а также монеты и украшенные эмалью вещи из Среднего Поднепровья. Возрос импорт железа и обработка местного железа — болотных руд. Железные изделия окончательно вытеспплп костяные и камепные. B большом количестве появились специалисты-кузнецы.

Постепенное усовершенствование орудий пропзвод- ства позволило развнть земледелие па этнх землях, которые относятся к средней полосе. B погребениях, ОТНОСЯЩИХСЯ к первым векам новой эры, найдены серпы, мотыги, ножи, косы. Постепенно земледелие становит-

Кургашіыіі могнлышк латгаллов II — V вв. п.э. Акшістскпіі paiioii, Латвия.

ся пашенным, начинает применяться тягловая сила скота. Под пашни расчищаются леса, так как свободной земли, в отличие от степной зоны, здесь было немного. Жители Прибалтики выращивали в основном рожь, овес, ячмень, лен, горох, репу. Со временем укрепленные родовые поселения уступили место поселениям больших, а затем и малых семей. Развитие земледелия дало им возможность расселяться по более обширным территориям.

Так, например, упоминание о Полоцке имеется в ислаид- ской саге, относящейся к VI веку н.э.

K северу от Западной Двины жили эстонско-ливские племена, которые отставали в своем развитии от южных пріь балтов. Правда, здесь тоже в начале эры увеличилось количество привозных и местных изделий из бронзы и железа, но техника обработки их была значительно ниже. Земледелие стало преобладающим и на этих землях, ио господствовала не пашенная, а подсечная система. Основными земледельческими орудиями были мотыга и деревянная соха, которую люди волокли сами. Подсечное земледелие требовало значительных усилий и большого количества людей, что тормозило разложение рода. Кое-где стали выделяться патриархальные семьи, но выделение малых семей еще не началось. Здесь еще долго сохранялись общие могильники и укрепленные поселения, которые с развитием производственных сил и ростом населения стали распространяться на все большую территорию.

B первой половине I тысячелетия новой эры переживали развитие и финно-угорские племена, которые жили на Северном побережье Балтийского моря, а также в бассейнах Оки и Камы. Античные авторы называют их фенами (Тацит) либо финнами (Птолемей). Есть мнение, что Тацит имел в виду финно-угорские племена, когда описывал эстиев. Ho самое первое упоминание про финно-угорские племена, жившие в Восточной Европе, встречаются у готского историка Иордана. Он приписывал царю готов Германариху победы над мордвой (морденс) и мерей (меренс), а также другими племенами.

Ранние этапы развития финно-угорских племен можно проследить лишь по данным археологических раскопок. Они показывают, что в первой половине I тысячелетия новой эры в быту финно-угорских племеи железо вытеснило бронзу окончательно. Из нее теперь изготавливались лишь ювелирные изделия — пряжки, нагрудные бляхи, фибулы, браслеты, подвески, ожерелья, женские головные уборы с венчиками и подвесками в виде колокольчиков, которые оканчивались спнралыо серьгп. Вооружены финно-угорскпс племена были копьями, дротиками, топорами и мечами, которые походили на мечи римских легиопарпев. Оружие изготавливалось из железа или же имело составные железные части (наконечники). Кроме этого, все еще широко использовалась кость. Из нее, например, делались наконечники для стрел. Здесь большую роль продолжала играть охота на пушных зверей, мех которых использовался в торговле с другими племенами.

Некоторые финно-угорские племена населяли огромную территорию, которая с запада на восток пролегала от тер- риторйи современной Западной Белоруссии и до предго- рий Урала. Об этом свидетельствуетмножество топонимов и гидронимов, кбторые сохранились до нашего времени на территории Белоруссии и в центральных областях России, корни их относятся к финно-угорским языкам. Финно-угорские племена не были однородными, а поэтому разные представители этой племенной группы поддерживали СВЯЗИ Q разлнчнымичастями мира. Так к концу первой половины I тысячелетия усилились торговые связи прикамских племен с Ираном и Восточной Римской империей. Здесь археологами было обнаружено много позднеантичных и сасанидских серебряных блюд, украшенных высокохудожественными изображениями. Они поступали сюда в обмен на меха и, по- видимому, использовались для нужд культа. Кроме охоты, в жизни некоторых финно-угорских племен возрастала роль коневодства. B могилах мужчин, а иногда и женщин, в бассейне реки Оки археологи находят конскую сбрую. Это доказывает, что лошади теперь использовались для верховой езды. Остатки шерстяных тканей в захоронениях говорят о развитии овцеводства, а клочки льняных материй, находки серпов и мотыг говорят о том, что финно-угорские племена занимались также и земледелием.

По-видимому, в первой половине I тысячелетия финноугорские племена переживали период активного имущественного расслоения общества. Это доказывается тем, что наряду с бедными могилами, где найдены только ножи или вовсе не обнаружено никаких вещей, встречаются богатые погребения с большим количеством украшений, оружия и дорогой утвари. Особенно много ювелирных изделий встречается в женских могилах. Ho все богатства в могилах являются лишь средствами личного обихода. Монеты и прочие средства накопления капитала здесь не найдены. Расслоение еще не привело к разложению родового строя. Косвенным доказательством этого может служить то, что финно-угорские городища Первых веков новой эры мало отличаются от более ранних. Так, например, пьяноборская культура в долине реки Ka- Мы, которая сменила ананьинскую культуру, отличается от Последней лишь стилем изделий и преобладанием железа.

K произведениям искусства, найденным археологами можно отнести бронзовые рельефные подвески, которые изображали оленей, орлов с человеческим лицом на груди, а также ящеров, семиголовых лосей, людей. Также интересны маленькие бронзовые и свинцовые идолы в виде птиц, зверей и людей. B бассейне реки Камы таких фигурок найдены тысячи. По-видимому, ученые здесь обнаружили святилище некоего бога, которому приносили жертвы: обнаружено огромное количество костей различных жертвенных животных, около двух тысяч костяных и железных наконечников стрел и около пятнадцати тысяч стеклянных золоченых бус. Другим памятником культа, относящегося к культуре финно-угорских племен, является пещера на реке Чусовая. Тут найдено несколько тысяч костяных и железных наконечников стрел. Ученые считают, что здесь во время проведения религиозных праздников происходили состязания лучников.

B I тысячелетии новой эры большая часть финно-угорских племен совершила массовый переход в западные земли. Об этом свидетельствует существующая ныне страна Венгрия, народ которой, окруженный со всех сторон славянами и германцами, относится к финно-угорской группе племен. Сохранили венгры и свой древний язык, который абсолютно непонятен их соседям.

Финно-угорские народы: история и культура

Происхождение и ранняя история финно-угорских народов до сего времени остаются предметом научных дискуссий. Среди исследователей наиболее распространено мнение, что в древности существовала единая группировка людей, говоривших на общем финно-угорском праязыке. Предки нынешних финно-угров до конца третьего тысячелетия до н. э. сохраняли относительное единство. Они были расселены на Урале и западном Приуралье, а возможно, также и в некоторых прилегающих к ним районах.

В ту эпоху, называемую финно-угорской, их племена контактировали с индоиранцами, что нашло отражение в мифах и языках. Между третьим и вторым тысячелетиями до н. э. отделились друг от друга угорская и финно-пермская ветви. Среди народов последней, расселившихся в западном направлении, постепенно выделились и обособились самостоятельные подгруппы языков:

  • прибалтийско-финская,
  • волжско-финская,
  • пермская.

В результате перехода населения Крайнего Севера на одно из финно-угорских наречий образовались саамы. Угорская группа языков распалась к середине I тысячелетия до н. э. Разделение прибалтийско-финской произошло в начале нашей эры. Пермская просуществовала несколько дольше – до восьмого столетия.

Большую роль в ходе обособленного развития этих языков играли контакты финно-угорских племён с балтийскими, иранскими, славянскими, тюркскими, германскими народами.

Территория расселения

Финно-угорские народы в наши дни преимущественно проживают в Северо-Западной Европе. Географически они расселены на огромной территории от Скандинавии до Урала, Волго-Камья, нижнего и среднего Притоболья.

Венгры – единственный народ финно-угорской этноязыковой группы, образовавший своё государство в стороне от других родственных им племён – в Карпато-Дунайской области.

Общая численность народов, разговаривающих на уральских языках (к ним относятся финно-угорские вместе с самодийскими), составляет 23-24 миллиона человек. Самыми многочисленными представителями являются венгры. Их в мире более 15 миллионов человек. За ними следуют финны и эстонцы (5 и 1 миллион человек, соответственно). Большинство прочих финно-угорских этносов проживает в современной России.

Финно-угорские этносы на территории России

Русские переселенцы массово устремились на земли финно-угров в XVI-XVIII столетиях. Чаще всего процесс расселения их в этих краях происходил мирно, однако некоторые коренные народы (например, марийцы) долго и ожесточённо сопротивлялись присоединению своего края к Российскому государству.

Христианская религия, письменность, городская культура, привнесённые русскими, со временем стали вытеснять местные верования и наречия. Люди переезжали в города, переселялись на сибирские и алтайские земли – туда, где основным и общим был русский язык. Впрочем, и он (в особенности его северный диалект) впитал много финно-угорских слов – заметнее всего это в области топонимов и названий явлений природы.

Местами финно-угорские народы России смешались с тюрками, приняв мусульманство. Однако значительная их часть всё же была ассимилирована русскими. Поэтому данные народы нигде не составляют большинства – даже в тех республиках, которые носят их имя. Тем не менее, согласно переписи населения в 2002 году, в России встречаются очень значительные по численности финно-угорские группы.

  • мордва (843 тысячи человек),
  • удмурты (почти 637 тысяч),
  • марийцы (604 тысячи),
  • коми-зыряне (293 тысячи),
  • коми-пермяки (125 тысяч),
  • карелы (93 тысячи).

Численность некоторых народов не превышает тридцати тысяч человек: ханты, манси, вепсы. Ижорцы насчитывают 327 человек, а народ водь – только 73 человека. Живут в России также венгры, финны, эстонцы, саамы.

Развитие финно-угорской культуры в России

Всего в России проживает шестнадцать финно-угорских народов. Пять из них имеют свои национально-государственные образования, а два – национально-территориальные. Прочие же расселены дисперсно по всей стране. На общегосударственном и местном уровне разрабатываются программы, при поддержке которых изучается культура финно-угорских народов, их обычаи и диалекты. Так, саамский, хантыйский, мансийский преподают в начальных классах, а коми, марийский, удмуртский, мордовский языки – в средних школах тех регионов, где проживают большие группы соответствующих этносов.

Существуют специальные законы о культуре, о языках (Марий Эл, Коми). Так, в Республике Карелия действует закон об образовании, закрепляющий право вепсов и карелов обучаться на своём родном языке. Приоритет развития культурных традиций этих народов определяет Закон о культуре. Также в республиках Марий Эл, Удмуртии, Коми, Мордовии, в Ханты-Мансийском АО существуют собственные концепции и программы национального развития. Создан и действует Фонд развития культур финно-угорских народов (на территории республики Марий Эл).

Финно-угорские народы: внешность

Предки нынешних финно-угров произошли в результате смешения палеоевропейских и палеоазиатских племён. Поэтому во внешности всех народов данной группы присутствуют как европеоидные, так и монголоидные черты. Некоторые учёные даже выдвигали теорию о существовании самостоятельной расы – уральской, являющейся «промежуточной» между европейцами и азиатами, однако эта версия имеет мало сторонников.

Читайте также  Сепаратизм в постперестроечной россии

Финно-угры неоднородны в антропологическом отношении. Однако характерными «уральскими» чертами в той или иной мере обладает любой представитель финно-угорского народа. Это, как правило, средний рост, очень светлый цвет волос, «курносый» нос, широкое лицо, негустая борода. Но проявляются эти особенности по-разному.

Так, мордвины-эрзя – рослые, обладатели светлых волос и голубых глаз. Мордвины-мокша — напротив, ниже ростом, широкоскулые, с более тёмными волосами. У удмуртов и марийцев нередко встречаются характерные «монгольские» глаза с особой складкой у внутреннего угла глаза – эпикантусом, очень широкие лица, жидкая борода. Но при этом волосы у них, как правило, светлые и рыжие, а глаза – голубые либо серые, что характерно для европейцев, но никак не монголоидов. «Монгольская складка» встречается также у ижорцев, води, карел и даже эстонцев. Коми выглядят по-разному. Там, где бывают смешанные браки с ненцами, представители этого народа раскосы и черноволосы. Другие коми, напротив, скорее походят на скандинавов, однако более широколицы.

Религия и язык

Финно-угры, живущие в европейской части России, — преимущественно православные христиане. Однако удмурты и марийцы местами сумели сохранить древнюю (анимистическую) религию, а самодийские народы и жители Сибири – шаманизм.

Финно-угорские языки являются родственными современным финскому и венгерскому. Народы, говорящие на них, составляют финно-угорскую этноязыковую группу. Их происхождение, территория расселения, общность и различие во внешних чертах, культуре, религии и традициях – предметы глобальных исследований в области истории, антропологии, географии, лингвистики и ряда других наук. Вкратце осветить эту тему постарается данная обзорная статья.

Народы, входящие в финно-угорскую этноязыковую группу

Основываясь на степени близости языков, исследователи разделяют финно-угорские народы на пять подгрупп. Основу первой, прибалтийско-финской, составляют финны и эстонцы – народы, обладающие собственными государствами. Проживают они также и на территории России. Сету – небольшая группа эстонцев – расселена в Псковской области. Самый многочисленный из прибалтийско-финских народов России – карелы. В быту они употребляют три автохтонных диалекта, в то время как литературным языком у них считается финский. Кроме того, к этой же подгруппе относятся вепсы и ижорцы – маленькие народы, сохранившие свои языки, а также водь (их осталось менее ста человек, собственный язык утрачен) и ливы.

Вторая – саамская (или лопарская) подгруппа. Основная часть народов, давших ей название, расселена в Скандинавии. В России саамы проживают на Кольском полуострове. Исследователи предполагают, что в давние времена эти народы занимали более значительную территорию, однако впоследствии были оттеснены севернее. Тогда же произошло замещение их собственного языка одним из финских наречий.

В третью подгруппу, составляющую финно-угорские народы – волжско-финскую – входят марийцы и мордва. Марийцы – основная часть населения республики Марий Эл, живут они также в Башкортостане, Татарстане, Удмуртии и ещё ряде российских областей. У них выделяют два литературных языка (с чем, однако, согласны не все исследователи). Мордва – автохтонное население республики Мордовия; в то же время значительная часть мордвинов расселена по всей России. В составе этого народа – две этнографические группы, каждая со своим литературным письменным языком.

Четвёртая подгруппа называется пермской. Она включает коми, коми-пермяков, а также удмуртов. Ещё до октября 1917 года по уровню грамотности (правда, на русском языке) коми приближались к самым образованным народам России – евреям и русским немцам. Что касается удмуртов, то их диалект сохранился по большей части в сёлах Удмуртской республики. Жители же городов, как правило, забывают и коренной язык, и обычаи.

К пятой, угорской, подгруппе относятся венгры, ханты и манси. Хотя низовья Оби и северный Урал отделяет от венгерского государства на Дунае множество километров, эти народы на самом деле являются самыми ближайшими родственниками. Ханты и манси относятся к малым народам Севера.

Исчезнувшие финно-угорские племена

К финно-угорским народам относились и племена, упоминания о которых в настоящее время сохранились лишь в летописях. Так, народ меря обитал в междуречье Волги и Оки в первом тысячелетии нашей эры – существует теория, что он впоследствии слился с восточными славянами.

То же самое произошло и с муромой. Это — ещё более древний народ финно-угорской этноязыковой группы, некогда населявший бассейн Оки. Давно исчезнувшие финские племена, проживавшие вдоль рек Онеги и Северной Двины, исследователи называют чудью (согласно одной из гипотез, они были предками современных эстонцев).

Общность языков и культуры

Объявив финно-угорские языки единой группой, исследователи подчёркивают эту общность как главный фактор, объединяющий народы, говорящие на них. Однако уральские этносы, несмотря на сходство в структуре их языков, всё же понимают друг друга далеко не всегда. Так, финн, безусловно, сумеет объясниться с эстонцем, эрзянин – с мокшанином, а удмурт – с коми. Однако народы этой группы, территориально отдалённые друг от друга, должны приложить довольно много усилий, чтобы выявить в своих языках общие черты, которые помогли бы им вести разговор.

Языковое родство финно-угров прежде всего прослеживается в сходстве лингвистических конструкций. Это существенно влияет на формирование мышления и мировоззрения народов. Несмотря на различие культур, данное обстоятельство способствует возникновению между этими этносами взаимопонимания. Одновременно своеобразная психология, обусловленная мыслительным процессом на этих языках, обогащает общечеловеческую культуру их уникальным видением мира.

Так, в отличие от индоевропейца, представитель финно-угорского народа склонен с исключительным уважением относиться к природе. Финно-угорская культура во многом также способствовала стремлению этих народов мирно приспособиться к соседям – как правило, они предпочитали не воевать, а мигрировать, сохраняя свою самобытность. Также характерная черта народов данной группы – открытость к этнокультурному взаимообмену. В поиске путей укрепления взаимоотношений с родственными народностями они поддерживают культурные контакты со всеми теми, кто их окружает.

В основном финно-уграм удалось сохранить свои языки, основные культурные элементы. Связь с этническими традициями в этой области прослеживается у них в национальных песнях, танцах, музыке, традиционных блюдах, одежде. Также до наших дней дошли многие элементы их старинных обрядов: свадебных, похоронных, поминальных.

Как появились латыши, эстонцы и литовцы

Сейчас к прибалтийским государствам относят три страны – Латвию, Литву и Эстонию, получившие суверенитет в процессе распада Советского Союза. Каждое из этих государств позиционирует себя, соответственно, как национальные государства латышей, литовцев и эстонцев. Национализм в странах Прибалтики возведен на уровень государственной политики, что объясняет многочисленные примеры дискриминации русского и русскоязычного населения. Между тем, если разобраться, то выясняется, что прибалтийские страны – типичные «государства – новоделы» с отсутствием собственной политической истории и традиции. Нет, конечно государства в Прибалтике существовали и прежде, но создавали их отнюдь не латыши или эстонцы.

Что представляла собой Прибалтика до того, как ее земли были включены в состав Российской империи? До XIII века, когда Прибалтику начали завоевывать немецкие рыцари – крестоносцы, это была сплошная «зона племен». Здесь жили балтские и финно-угорские племена, не имевшие собственной государственности и исповедовавшие язычество. Так, современные латыши как народ появились в результате слияния балтских (латгалы, земгалы, селы, курши) и финно-угорских (ливы) племен. При этом стоит учитывать, что балтские племена сами не были коренным населением Прибалтики – они мигрировали с юга и оттеснили местное финно-угорское население на север современной Латвии. Именно отсутствие собственной государственности и стало одной из главных причин покорения балтских и финно-угорских народов Прибалтики более могущественными соседями.

Начиная с XIII-XIV вв. народы Прибалтики оказались меж двух огней – с юго-запада их теснили и подчиняли немецкие рыцарские ордена, с северо-востока – русские княжества. «Ядром» Великого княжества Литовского также были отнюдь не предки современных литовцев, а литвины – «западные русские», славяне, предки современных белорусов. Принятие католического вероисповедания и развитые культурные связи с соседней Польшей обеспечили отличия литвинов от населения Руси. И в немецких рыцарских государствах, и в Великом княжестве Литовском положение балтских племен было далеко не радостным. Они подвергались религиозной, языковой, социальной дискриминации.

Еще хуже было положение финно-угорских племен, впоследствии ставших основой для формирования эстонской нации. В Эстляндии, как и в соседних Лифляндии и Курляндии, также все основные рычаги управления и экономики находились в руках остзейских немцев. До середины XIX века в Российской империи даже не использовали такое название как «эстонцы» — все выходцы из Финляндии, Выборгской губернии и ряда других прибалтийских территорий объединялись под именем «чухонцев», причем между эстонцами, ижорцами, вепсами, финнами особых различий не делалось. Уровень жизни «чухонцев» был еще ниже, чем у латышей и литовцев. Значительная часть селян устремлялась в поисках заработка в Санкт-Петербург, Ригу и другие крупные города. Большое количество эстонцев устремилось даже в другие регионы Российской империи – так появились эстонские поселения на Северном Кавказе, в Крыму, в Сибири и на Дальнем Востоке. Уезжали «на край света» отнюдь не от хорошей жизни. Интересно, что в городах Прибалтики эстонцев и латышей практически не было – они и называли себя «селянами», противопоставляя горожанам – немцам.

Основную часть населения прибалтийских городов до XIX века составляли этнические немцы, а также поляки, евреи, но никак не балтийцы. Фактически «старая» (дореволюционная) Прибалтика была полностью построена немцами. Прибалтийские города были немецкими городами – с немецкой архитектурой, культурой, системой муниципального управления. В орденских государственных образованиях, в герцогстве Курляндском, в Речи Посполитой прибалтийские народы никогда не стали бы равными с титульными немцами, поляками или литвинами. Для немецкой знати, властвовавшей в Прибалтике, латыши и эстонцы были людьми второго сорта, едва ли не «варварами», ни о каких равных правах не могло быть и речи. Знать и купечество герцогства Курляндского полностью состояли из остзейских немцев. Немецкое меньшинство столетиями властвовало над латышскими крестьянами, составлявшими основную часть населения герцогства. Латышские крестьяне были закрепощены и по своему социальному положению приравнивались курляндским статутом к древнеримским рабам.

Свобода к латышским крестьянам пришла почти на полвека раньше, чем к русским крепостным – указ об отмене крепостного права в Курляндии был подписан еще императором Александром I в 1817 году. 30 августа в Митаве было торжественно объявлено об освобождении крестьян. Спустя два года, в 1819 году, были освобождены и крестьяне Лифляндии. Так латыши получили долгожданную свободу, с чего и началось постепенное формирование уже класса свободных латышских земледельцев. Если бы не воля российского императора, то кто знает, сколько бы еще десятилетий провели бы латыши в состоянии крепостных крестьян своих немецких господ. Невероятная милость, проявленная Александром I по отношению к крестьянам Курляндии и Лифляндии, оказала колоссальное влияние на дальнейшее экономическое развитие этих земель. Кстати, Латгалия не случайно превратилась в самую отсталую в экономическом отношении часть Латвии – к латгальским крестьянам освобождение от крепостного права пришло гораздо позже и это обстоятельство сказалось на развитии сельского хозяйства, торговли. ремесел в регионе.

Освобождение крепостных крестьян Лифляндии и Курляндии позволило им достаточно быстро превратиться в преуспевающих хуторян, живущих намного лучше крестьян Северной и Центральной России. Был дан импульс к дальнейшему экономическому развитию Латвии. Но даже после освобождения крестьян основные ресурсы Лифляндии и Курляндии оставались в руках остзейских немцев, органично вписавшихся в русскую аристократию и купечество. Из среды остзейского дворянства вышло большое количество видных военных и политических деятелей Российской империи – генералов и адмиралов, дипломатов, министров. С другой стороны, положение собственно латышей или эстонцев оставалось приниженным – и отнюдь не из-за русских, которых сейчас обвиняют в оккупации Прибалтики, а из-за остзейского дворянства, эксплуатировавшего население региона.

Читайте также  Брусиловский прорыв или луцкая операция юго-западного фронта

Сейчас во всех странах Прибалтики любят рассуждать об «ужасах советской оккупации», но предпочитают помалкивать о том, что именно латыши, литовцы и эстонцы и поддержали революцию, давшую им долгожданное избавление от господства остзейских немцев. Если немецкая аристократия Прибалтики в большинстве своем поддерживала белое движение, то на стороне красных воевали целые дивизии латышских стрелков. Этнические латыши, литовцы, эстонцы играли очень большую роль в установлении советской власти в России, причем наиболее высоким был их процент в Красной Армии и органах государственной безопасности.

Когда современные прибалтийские политики рассуждают о «советской оккупации», они забывают о том, что десятки тысяч «латышских стрелков» воевали по всей России за установление этой самой советской власти, а затем продолжали служить в органах ВЧК-ОГПУ-НКВД, в Красной Армии, причем далеко не на самых низких постах. Как видим, никто латышей или эстонцев по этническому принципу в Советской России не притеснял, более того в первые послереволюционные годы латышские формирования считались привилегированными, именно они несли охрану советского руководства и выполняли наиболее ответственные задачи, в том числе по подавлению многочисленных антисоветских выступлений в российской провинции. Надо сказать, что не чувствуя этнического родства и культурной близости с русскими крестьянами, стрелки расправлялись с восставшими довольно жестко, за что их и ценило советское руководство.

В межвоенный период (с 1920 по 1940 годы) в Латвии существовали несколько миров – латышский, немецкий, русский и еврейский, которые между собой старались пересекаться по минимуму. Понятно, что положение немцев в независимой Латвии было лучше, чем положение русских или евреев, но определенные нюансы все равно имели место. Так, несмотря на то, что немцы и латыши были лютеранами или католиками, существовали отдельно немецкие и латышские католические и протестантские церкви, отдельные школы. То есть, два народа с вроде как близкими культурными ценностями старались максимально дистанцироваться друг от друга. Для латышей немцы были оккупантами и потомками эксплуататоров – феодалов, для немцев латыши были едва ли не «лесными варварами». Тем более, что в результате аграрной реформы остзейские помещики лишились своих земель, переданных латышским хуторянам.

Среди остзейских немцев господствовали сначала промонархические настроения – они надеялись на восстановление Российской империи и возвращение Латвии в ее состав, а затем, в 1930-е годы, стал очень быстро распространяться германский нацизм – достаточно вспомнить, что из Прибалтики родом был сам Альфред Розенберг – один из ключевых гитлеровских идеологов. С распространением власти Германии на Прибалтику остзейские немцы связывали восстановление своего политического и экономического господства. Они считали крайне несправедливым то, что построенные немцами города Эстонии и Латвии оказались в руках «селян» — эстонцев и латышей.

По сути, если бы не «советская оккупация», то Прибалтика оказалась бы под властью гитлеровцев, была бы присоединена к Германии, а местное латышское, эстонское, литовское население ждало бы положение людей второго сорта с последующей быстрой ассимиляцией. Хотя в 1939 году была начата репатриация немцев из Латвии в Германию и к 1940 году практически все проживавшие в стране остзейские немцы ее покинули, в любом случае они вернулись бы вновь, окажись Латвия в составе Третьего рейха.

Сам Адольф Гитлер относился к населению «Остланда» весьма пренебрежительно и долгое время препятствовал реализации планов ряда германских военачальников по формированию латвийских, эстонских и литовских соединений в составе войск СС. На территории Прибалтики немецкой администрации предписывалось запрещать любые поползновения местного населения в сторону автономии и самоопределения, категорически запрещалось создание высших учебных заведений с обучением на литовском, латышском или эстонском языках. При этом разрешалось создавать для местного населения ремесленные и технические училища, что свидетельствовало лишь об одном – в германской Прибалтике латышей, литовцев и эстонцев ждала лишь участь обслуживающего персонала.

То есть, фактически именно советские войска спасли латышей от возвращения на положение бесправного большинства при немецких господах. Впрочем, учитывая численность выходцев из республик Прибалтики, служивших в гитлеровской полиции и СС, можно быть уверенным в том, что для многих из них прислуживание оккупантам в качестве коллаборационистов не было существенной проблемой.

Сейчас в странах Прибалтики обеляются полицаи, служившие Гитлеру, при этом замалчиваются и отрицаются заслуги тех латышей, литовцев и эстонцев, кто с оружием в руках встал на путь борьбы с нацизмом, служил в Красной Армии, воевал в составе партизанских отрядов. Забывают современные прибалтийские политики и о том, сколь огромный вклад внесли Россия, а затем и Советский Союз, в развитие культуры, письменности, науки в прибалтийских республиках. В СССР на латышский, литовский, эстонский языки переводилось множество книг, писатели из прибалтийских республик получали возможность публиковать свои произведения, которые затем также переводились на другие языки Советского Союза и печатались огромными тиражами.

Именно в советский период в прибалтийских республиках была создана мощная и развитая система образования – как среднего, так и высшего, причем все латыши, литовцы, эстонцы получали образование на родном языке, пользовались своей письменностью, не испытывая никакой дискриминации при последующем трудоустройстве. Стоит ли говорить о том, что выходцы из республик Прибалтики в Советском Союзе получали возможность для карьерного роста не только в пределах родных регионов, но в пределах всей огромной страны в целом – они становились высокопоставленными партийными деятелями, военачальниками и флотоводцами, делали карьеру от науки, культуры, спорта и т.д. Все это стало возможным благодаря огромному вкладу русского народа в развитие Прибалтики. О том, сколь много русские сделали для Прибалтики, никогда не забывают здравомыслящие эстонцы, латыши и литовцы. Не случайно одной из главных задач современных прибалтийских режимов стало искоренение всякой адекватной информации о жизни прибалтийских республик в советское время. Ведь главная задача — навсегда оторвать Прибалтику от России и русского влияния, воспитать подрастающие поколения латышей, эстонцев и литовцев в духе тотальной русофобии и преклонения перед Западом.

Древние народы Прибалтики

История не сохранила подробных сведений о том, как и когда зародилось в Эстонии и вообще в Прибалтийском крае христианство. Известно, что издревле на территории Эстонии и отчасти Северной Латвии, до Лубанского озера, проживали угро-финские племена эстов и ливов.

Предки эстов — финноязычные племена, которые появились на территории современной Эстонии, вероятно, уже в III тысячелетии до Рождества Христова [8] . В последующие десятилетия в их состав вошли отдельные балтийские, частично северогерманские (скандинавские), а с конца I тысячелетия после Рождества Христова восточнославянские элементы. В начале II тысячелетия древние племенные общности постепенно заменились территориальными и начался процесс формирования эстонской народности. По свидетельству академика Х. А. Моора, «процессы сложения эстонского народа не только связаны с историей формирования остальных финно-угров, но тесно переплетаются также с этническим развитием соседних индоевропейцев, в частности балтийских, а также ближайших славянских и германских народов» [9] .

Эсты — древнее скандинавское название эстонцев. В «Германии» Тацита под именем aestui описаны предки современных балтийских (летто-литовских) народов [10] . В дальнейшем это понятие суживается, и в русских летописях эсты вместе с некоторыми другими западнофинскими племенами именуются уже чудью [11] , а позже чухонцами. Только с XVIIIв. название «эсты» распространяется в русском языке. Латыши называют эстонцев igauni (по древней южноэстонской земле Уганди), финны — virolaiset (по северной земле Вирумаа). Сами эстонцы долгое время называли себя maarahvas (народ нашей земли), а имя eestlasec (эсты) стало общепринятым в эстонском языке лишь с середины XIX в., в период формирования эстонской нации, хотя употреблялось уже и в XVII–XVIII вв.

Ливы — финно-угорское племя, которое обитало в древности в северной и западной частях современной Латвии. К концу I тысячелетия после Рождества Христова область расселения ливов, ассимилировавшихся с куршами и латгалами, сузилась. В IX–XII вв. эта народность занимала территорию, прилегающую к Рижскому заливу, и северную часть Курземе (Курляндии) [12] к северу от реки Абава.

Южными соседями эстов и ливов были латышские племена, принадлежащие к балтийской языковой группе. В IX в. в письменных источниках впервые упоминаются курши (корсь). Они проживали в Курземе по соседству и вперемешку с ливами. Восточную часть современной Латвии по правому берегу Даугавы (Западная Двина) населяли латгалы. На западе они граничили с ливами, на юге с с?елами и земгалами, на востоке — с кривичами, а на севере с эстами. С раннефеодального периода латгалы распространились на территории ливов. К XVII в. вместе с куршами и земгалами латгалы слились в одну латышскую народность. От этнонима латгалов (летгалов, в русских летописях — летьгола, или лотыгола) происходит самоназвание латышей — «латвиеши». Предки латгалов, земгалов и куршей проникли на территорию современной Латвии с юга еще в период неолита (начало II тысячелетия до Рождества Христова). Они продвигались постепенно на север, оттесняя жившие в Курземе и Видземе племена — предков эстонцев и ливов, и ассимилировались с ними [13] . История всех этих народов тесно связана с историей эстов с древних времен до наших дней.

Восточными соседями эстов, ливов и латышей были славянские племена кривичей. На северо-востоке, по ту сторону реки Нарвы, лежала так называемая Водская земля (угро-финского племени водь), входившая в новгородские владения. За Нарвой и Чудским озером проживало и славянское население. В XII–XIII вв. на территорию Эстонии, главным образом в не заселенные еще местности на севере и северо-западе, с Чудского озера проникает волна водско-славянских переселенцев. «Редкое население северного Причудья, или Алутагузе, было этнически смешанным и состояло большей частью из обрусевших водских и, очевидно, также русских элементов,— отмечает А. Х. Моора.— В западном Причудье жили эстонцы и кое-где среди них водское население. Из западного Причудья некоторые водские элементы проникли, вероятно, и дальше на запад в пределы современного Йыгеваского района. Этим приходится объяснять водское по происхождению название земли Вайа — Вайга» [14] .

В середине I тысячелетия после Рождества Христова эстонские племена вступают в непосредственные отношения с восточными славянами, продвинувшимися к этому времени от верховьев Днепра в бассейн реки Великой и Псковского озера. Часть кривичей проникла на юго-восток Эстонии. С этого времени эстонская культура начинает испытывать сильное восточно-славянское влияние [15] .

Средневековые венды, упоминаемые в «Хронике Ливонии» Генриха Латвийского, по мнению ряда ученых, являются потомками древних индоевропейцев — венедов. Но исследования археологических памятников, приписываемых вендам, показали, что латвийские венды, вероятно, являются прибалтийскими финнами — группой курземских ливов, живших сначала в низовьях Венты и, очевидно, получивших свое имя по названию этой реки [16] .

Откуда взялись финно-угры

Откуда взялись финно-угры? Считается, что они представляют собой исконных
жителей Евразии. В 4-3 тысячелетии до н.э. они занимали не только российские
территории полностью, но и распространились в Европу. Существует двоякое
мнение о том, почему племена отправились на Запад. Во-первых это могла быть
обычная миграция, во-вторых допускается возможность их оттеснения со стороны
завоевателей. Второй вариант историки считают более вероятным, т.к. во 2
тысячелетии до н.э. на территории России стали проникать племена из Турции,
Индии, Малой Азии. Однако можно сказать, что финно-угры сыграли далеко не
последнюю роль в формировании славянской народности.

Финно-угорские народы распались на 2 группы во 2 тысячелетии до н.э.

Финская группа — финны-суоми, ингерманландцы, квены, эстонцы — эсты,
выру, сету, карелы, чудь, чухонцы, вепсы, ижорцы, ливы, водь, саамы,
лопари. Мордва, мокшане, эрзяне, марийцы (черемисы), мари, мери, муромы,
удмурты, бесермяне, коми-зыряне, коми-ижемцы, коми-пермяки, коми-язьвинцы.

Угорская группа — венгры, секси, чангоши, мадьярабы, ясы (средневековой
аланский народ, ассимилированный венграми)

Угры — обитатели реки РА т.е. Волги. Лесные просторы между Волгой и Уралом
были древней родиной финно-угров, расселившихся по свету в 4-3 тысячелетии
до нашей эры. Как показывают археологические находки, территория бассейна
реки Москва была заселена предками финно-угорских племен ещё в 3 тысячелетии
до н.э. С языка меря МАСКА — это медведь, река Москва — значит медвежья река.

Читайте также  Репрессии 30-х годов

К финно-угорским народам сейчас на Западе относятся:
Финны, эстонцы, венгры, карелы, саамы, суоми, лопари.
В России: удмурты, коми, марийцы, мордва, перми, в древности — мещера,
мери, муромы, чуди.

3 — 4 века до нашей эры. Эти века принято называть эпохой Великого
Переселения народов с Востока на Запад.
В Западной Сибири на слиянии рек Оби и Иртыша жил народ Югры. Чувствуете
схожесть названий? Югра — финно-угорские народы. Потом их вытеснили пришедшие
с Востока народы Ханты и Манси. Часть народов Югра осталась, а другая часть
пошла на Запад в поисках новых земель.
Народ Югра пересек Уральские горы и вышел на берега Камы. Часть пошла на
север и появились Коми. Часть осталась в районе реки Камы и появились
Удмурты — другое название Вотяки.
За время передвижения по Каме, затем по Волге на Запад, Югорские народы
оседали на берегах. Так все финно-угорские народы России сегодня живут
вдоль берегов Волги. Это марийцы, мордва, эрьзя, мокша и другие народы.
Достигают развилки рек Волга и Ока ( теперь это город Нижний Новгород).
Часть народа идёт по Волге на северо-запад, достигает Финляндии, а затем
Эстонии и оседает там. Часть идёт по Оке на юго-запад. В Калужской области
есть река Угра — приток Оки, и свидетельства есть о племенах Вятичей (они
же Вотяки). Народы Югры пожили там, а потом пошли дальше на Запад, пока не
достигли современной Венгрии, где наконец и осели.

В конце концов народы с Востока пришли в Западную Европу, в Германию, где
были свои варвары. Произошёл переизбыток народов в Западной Европе и всё это
выплеснулось в то, что в поисках свободной земли варвары-вестготы под
предводительством Алариха вторглись в Римскую Империю, захватили Рим и Рим
пал. Так закончилась 1200-летняя история Великой Римской Империи. И во всём
этом свою толику внесли и финно-угорские народы.
Когда всё устаканилось к 5 веку н.э., то оказалось, что на берегах Днепра
уже давно, неизвестно с какого века живёт племя русичей, которые и основали
Киев и Киевскую Русь.
Русь — от старопрусского (роусь) — чужаки. Так называли оставшихся жить на
территории Новгорода норманнов, а потом название (роусь) перекочевало к
финно-уграм, пришедшим сюда же. Название (роусь) трансформировалось в (русь)
и так стали называться все восточные славяне — в древности ( поляне, древляне)
Норманны стали верхушкой русского общества, когда пришли к власти, они же
обучали восточных славян военному искусству. Потом все перемешались — народ
финно-угров с русью и с восточными славянами и появилось одно название —
русичи и так появилась известная всем Русь.

Что послужило толчком и причиной для начала этого Великого Переселения
народов, которое длилось более 2-х веков, учёные до сих пор не знают,
строят только гипотезы и догадки.

Как балтские и угро-финские этносы повлияли на русских и где сейчас больше всего их потомков

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Многоэтническое происхождение русского народа

Ни один из народов не сохранился в качестве первозданной этнической группы. В период активного расселения славяне ассимилировались с другими племенами и общинами, частично перенимали их культуру и язык. О происхождении и развитии русской национальности ученые спорят на протяжении столетий, поскольку проследить точную историю отдельно взятого древнего этноса практически невозможно. На проблему этногенеза великороссов существует несколько взглядов. Историк Николай Полевой утверждал, что русский народ имеет исключительно славянские корни, как по генетике, так и по культуре, а финно-угорские племена не оказали существенного влияния на его формирование.

Польский этнограф Духинский был приверженцем теории тюркского и финно-угорского происхождения русских. Славяне, по его мнению, сыграли только лингвистическую (языковую) роль в формировании этногенеза русского народа.

Некоторые исследователи уверены, что древние скифы пусть и не являлись прямыми предками русских, но длительным географическим соседством со славянами внесли свою лепту в развитие русской народности. Такого мнения придерживался российский археолог Борис Рыбаков.

Золотой серединой в массиве гипотез можно считать точку зрения Ломоносова, которую впоследствии развил писатель и педагог Константин Ушинский. По мнению ученых, русский этнос — это результат взаимного влияния славян и финно-угров. Чудь, меря и другие древние финно-угорские племена постепенно ассимилировались славянами, но привнесли в их культуру свой автохтонный опыт и передали уникальные методы хозяйствования в сложных условиях Русского Севера.

Славяне и финно-угры: кто появился раньше на русской земле?

До сих пор нет единого мнения о происхождении славян, как и нет точных сведений о месте возникновения финно-угорской этногруппы. Но можно точно утверждать, что на момент прихода славян на территорию современной России, финно-угры там уже были и занимали основную часть земель. Наряду с балтами, которые проживали в западной части междуречья Оки и Волги, финно-угры составляли коренное население русской земли.

Большинство исследователей, в том числе российский филолог М.Кастрен, утверждают, что финно-угорская этногруппа зародилась на границе Европы и Азии, отделившись от прауральской общности предположительно в VI-V тыс. до н.э.. К IV-III тысячелетию до н.э. они заняли не только русские земли, но и распространились в Европу. Существует мнение, что расселение финно-угров на Запад было вызвано оттеснением со стороны завоевателей.

Колонизация славян

С V в. н.э. славяне принимают активное участие в Великом переселении народов, буквально перекраивая этническую карту Европы. До IX века колонизация имела скачкообразный характер. Отдельные группы славян отделялись от основного массива и проживали изолированно.

На территорию нынешней России славяне пришли через земли современных Белоруссии и Украины. С земель Псковщины, Смоленщины, Новгородчины, Брянщины, районов Курска и Липецка славянские племена стали двигаться на Восток, заселяя земли, где издревле жили финно-угорцы (например, нынешнюю Рязань, Подмосковье и т.д.).

Северо-Восточная часть Руси была привлекательна для славян по ряду причин. Во-первых, оптимальные климатические условия обеспечивали стабильную базу для сельского хозяйства. Во-вторых, на этих землях добывалась пушнина, игравшая роль главного прибавочного продукта.

Колонизация носила в основном мирный характер и продолжалась вплоть до позднего Средневековья.

Согласно летописям, с XII века происходила ассимиляция угро-финских этносов. Для летописцев они уже не самостоятельные племена, а часть русского народа. На самом деле племенная структура сохранялась, но отошла на второй план.

Язык как важный признак славянского этноса

По мнению некоторых этнографов, русские — это славянизированные финно-угры, которые растворились в культуре колонизаторов и приняли от них славянский язык. Если эта теория подвергается критике и имеет множество противоречий, то восточнославянское происхождение русского языка не вызывает никаких сомнений.

Это самый распространенный славянский язык, на котором говорит самая большая часть славянского населения во всем мире. В свою очередь восточнославянский язык произошли от индоевропейского праязыка, в частности от его балто-славянской ветви.

В XIV-XVII вв. русский язык окончательно выделяется из восточнославянской группы и начинает дополняться различными диалектами, в том числе «акающим» говором, свойственным для жителей верхней и средней Оки.

Древнерусский язык развивался не без влияния финно-угров. От них русской лексике достались названия рыб — семга, килька, корюшка, камбала, навага. Слова «тундра», «пихта», «тайга», а также названия городов Охта, Ухта, Вологда, Кострома, Рязань также пришли в русский язык от финно-угров. Есть мнение, что даже «Москва» — это ни что иное, как марийское «маска» (то есть медведь).

Что говорит генетика и антропология

Славяне — это этноязыковая общность и чисто лингвистическое понятие. Поэтому формулировки «славянская кровь» или «славянские гены» считаются антинаучными и бессмысленными.

Все современные славянские народы сохранили свои дославянские субстраты, которые определяются антропологическими признаками, в том числе формой черепа. То есть с кем смешивались славянские колонизаторы, черты того народа они и вбирали в себя. Например, черепа современных славян-белорусов идентичны черепам балтов, черепа значительной части украинцев — черепам сарматов, а русские Залесья (часть Московской области) имеют антропологические признаки финно-угров Оки.

Российский историк и специалист по Древней Руси И.Н. Данилевский отрицает наличие «чисто славянской антропологии» и утверждает, что даже если она и существовала, то со временем растворилась в среде автохтонов, которые были ассимилированы славянами (финно-угров, балтов и т.д.). В свою очередь, финно-угры, несмотря на «растворение» среди славян, сохранили свои типичные антропологические признаки — голубые глаза, светлые волосы и широкое лицо с выраженными скулами.

Этническая ассимиляция, происходившая в том числе и в результате смешанных браков славян и финно-угров, проявлялась не только в культурном, но и в антропологическом аспекте. Последующие поколения русских отличались от других восточнославянских народов более выпуклыми скулами и угловатыми чертами лица, что косвенно, но все же можно отнести к влиянию финно-угорского субстрата.

Что касается генетики, то общепринятым маркером, позволяющим определить происхождение человеческих популяций, являются Y-хромосомные гаплогруппы, передающиеся по мужской линии. У всех народов свои наборы гаплогрупп, которые могут быть схожи между собой.

В начале XXI века российские и эстонские ученые исследовали русский генофонд. В результате было выявлено, что коренное население Южно-Центральной России имеет генетическое родство с другими славяноязычными народами (белорусы и украинцы), а жители Севера близки к финно-угорскому субстрату. При этом типичного для коренных азиатов (монголо-татар) набора гаплогрупп не было обнаружено в достаточной степени ни в одной из частей русского генофонда (ни в северной, ни в южной). Таким образом, поговорка «Поскреби русского — найдешь татарина» не имеет под собой оснований, а вот прямое влияние угро-финнов на формирование русского этногенеза доказано генетически.

Распределение разных народов на территории современной России

Согласно переписи населения, в России до сих пор живут значительные по численности финно-угорские группы: мордва, удмурты, марийцы, коми-зыряне, коми-пермяки, ижорцы, водь и карелы. Число представителей каждого народа варьируется от 90 до 840 тыс. человек. Генофонд этих племен не «обрусел» до конца, поэтому среди коренного населения можно встретить жителей с разными внешними данными, свойственными определенным этническим группам.

Отдельные племена финно-угров буквально «растворились» в веках и не оставили никаких следов, но по упоминаниям в летописях можно отследить их местоположение на территории Древнерусского государства. Так, таинственный народ чудь, в состав которого входили племена водь, ижора, весь, сумь, емь и др.) населяли преимущественно северо-западную часть современной Ленинградской области. В Ростове жили меря, а в Муромской области — мурома и черемисы.

Также исторически доказано проживание балтского племени голядь в верховьях Оки (на территории Калуги, Орла, Тулы и Московской области). В I тысячелетии н.э. западные балты были славянизированы, но все теории об их существенном влиянии на русский этногенез не имеют под собой достаточных оснований.

Также далеко не всё просто с татарами, и очень большой ошибкой будет всех их назвать одним народом.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: