Искусство руси времен татаро-монгольского нашествия

2. Искусство Руси в эпоху татаро-монгольского ига (около 1225–1400 гг.)

2. Искусство Руси в эпоху татаро-монгольского ига (около 1225–1400 гг.)

На Руси, как в Персии и Китае, татаро-монгольское иго оказывало и на искусство нивелирующее, в азиатском духе, влияние. Китайское, индийское, в особенности же персидское искусство широким потоком хлынуло через открытые татаро-монгольским владычеством шлюзы на обширную, вспаханную византийским искусством художественную равнину Руси. В период завоевания Персии татаро-монголами мусульманское зодчество той страны усвоило себе своеобразные формы (см. т. 1, рис. 657), из которых наше внимание особенно привлекли широкие килевидные арки и соответственно изогнутые, луковичной или грушевидной формы, купола. Именно эти формы укоренились теперь на русской почве. Георгиевская церковь в Юрьеве-Польском (1234) килевидной аркой своего портала, сердцевидным, или луковичным, куполом и покрывающими весь фасад рельефными арабесками уже напоминает азиатские постройки (персидские прообразы), а в Успенском соборе в Звенигороде килевидные арки даже увенчивали собой фасад вместо старых полукруглых арок.

На счет азиатского влияния следует также отнести разнообразную раскраску крыш и глав русских церквей. Предпочтение отдается зеленой, красной и белой краскам, к которым для куполов все чаще присоединяется позолота. Из Византии была заимствована пятикупольная система (см. рис. 25 и 60); вызывает удивление, что она появилась на Руси только в эту эпоху. Наряду с пятикупольной системой встречается и большее количество куполов. Из азиатских элементов живописно, но нельзя сказать — органически, слившихся со славянским художественным вкусом, выросло новое, национальное русское искусство.

Начинается расцвет русских городов, средоточие которых составлял кремль — обнесенный стенами священный холм со скученными на нем дворцами и церквами. Однако Киев и Санкт-Петербург, например, никогда его не имели, а Новгородский кремль возник в татаро-монгольское время. В таких городах, как Ростов, Казань и Москва, кремлю отведено главнейшее место. Москва, священная русская столица, поднялась в эпоху татаро-монгольского ига и вскоре затмила собой все другие города. После того как великий князь Иван Данилович Калита получил от хана Золотой Орды ярлык на великое княжение (1328), были сооружены первые московские каменные церкви: церковь Спаса на бору (1330), Архангельский собор (1333), приблизительно одновременно — Успенский собор; но перечисленные церкви в их современном виде принадлежат уже следующей эпохе.

Русская живопись в образах святых в течение всей этой эпохи сохраняла византийский характер, лишь иногда придавая легкую славянскую окраску своим произведениям. Сохранились фрески и многочисленные иконы этого времени, но и те и другие пока представляют для нас неизученную область. Даже знаменитый Андрей Рублев, живший в конце XIV — начале XV столетия, несмотря на то что мы имеем фрески его работы в Успенском соборе во Владимире и несколько икон, из которых Новицкий воспроизвел икону Святой Троицы в Троице-Сергиевой лавре, пока не представляется нам ясно обрисованной художественной личностью. Одно несомненно — в XV столетии Рублев признавался церковью лучшим мастером доброго старого времени.

Более многочисленны и более изучены русские лицевые рукописи времени владычества татаро-монголов. Новые черты мы находим главным образом не в их ветхо- и новозаветных сценах и отдельных священных изображениях, а в орнаментике — в заставках, концовках, обрамлениях и заглавных буквах. Этой теме посвящены роскошное издание Бутовского, статьи Стасова и др. Именно в этой области русское искусство создало на византийской основе при помощи азиатских, в особенности персидских, отчасти и северных элементов своеобразный фантастический стиль. Сплетение ремней и веток, резные листья и цветы, драконы, змеи, птицы, четвероногие и люди, часто переплетающиеся между собой, образуют новый мир форм. В орнаментике первенствовал стиль новгородской школы. Помещенные на темно-синем фоне фигуры животных и людей, нередко прихотливо извитые, обведены красными, золотыми или желтыми контурами, причем сами фигуры остаются белыми, незакрашенными, тогда как такие же белые плетения, из которых они вырастают, снабженные толстыми закрученными листьями или цветочными лепестками, обычно довольствуются одними красными контурами (рис. 315, вверху). Создается впечатление, словно из этих рассеянных в рукописях фигур можно составить целые связные композиции. Из произведений этого рода следует отметить Евангелие № 2 Воскресенского монастыря (под Москвой) и Псалтырь № 3 Российской Национальной библиотеки в Санкт-Петербурге.

Из смеси разнородных мотивов возник русский стиль, в котором тонкое понимание формы и богатство воображения тесно взаимосвязаны.

Рис. 315. Русские орнаменты: вверху — инициалы из Псалтыри № 3 (XIV в.); в середине — заставка из Евангелия (собрание Погодина; XVI в.); внизу — заставка из Апостола XVI в., в Российской Национальной библиотеке Санкт-Петербурга. По Бутовскому

Читайте также

2. Искусство Древнего царства (около 3000-2500 гг. до н. э.)

2. Искусство Древнего царства (около 3000-2500 гг. до н. э.) Историю египетского искусства еще недавно было возможно изучать только с конца 3-й династии, и еще на первой стадии своего развития оно может быть уподоблено, по выражению Лепсиуса, «ребенку, воспитанному в строгости,

3. Искусство Среднего царства (около 2100-1700 гг. до н. э.)

3. Искусство Среднего царства (около 2100-1700 гг. до н. э.) Среднее царство – период, в течение которого Египет снова возвысился, выйдя победителем из долгих и тяжких испытаний, и последовало возрождение всех искусств на орошенных священными водами берегах нильской долины.

1. Искусство Италии до начала эллинистической эпохи (около 900-275 гг. до н. э.)

1. Искусство Италии до начала эллинистической эпохи (около 900-275 гг. до н. э.) Италия, вдающаяся в виде длинного полуострова в море и связанная со всем миром торговлей и мореплаванием, была далеко не так щедро наделена задатками художественности, как ее сестра, Греция. Однако

2. Искусство Италии от начала эллинистической эпохи и до конца Римской республики (около 275-25 гг. до н. э.)

2. Искусство Италии от начала эллинистической эпохи и до конца Римской республики (около 275-25 гг. до н. э.) К началу эллинистической эпохи Рим, достигнув значения великой державы, был уже общепризнанным владыкой и столицей Италии. Затем, в течение ближайшей трети столетия,

3. Японское искусство в 1400-1750 гг .

3. Японское искусство в 1400-1750 гг . XV в. в Японии, так же как в Китае и Европе, был веком возрождения, а XVI в. довел то, что было сделано в XV, до блестящего результата. Это возрождение на японской почве можно с полным правом назвать китайским ренессансом. Как целебное средство

ГЛАВА ШЕСТАЯ ИСКУССТВО И ЯПОНСКАЯ ЧУВСТВЕННОСТЬ В ПРЕДНОВЕЙШУЮ ЭПОХУ

ГЛАВА ШЕСТАЯ ИСКУССТВО И ЯПОНСКАЯ ЧУВСТВЕННОСТЬ В ПРЕДНОВЕЙШУЮ ЭПОХУ ЗАМКОВО-ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗАМКИПосле восстания Онин в 1467 году Япония вступила в период гражданских войн. Различного рода даймё или феодальные властители учреждали свои феодальные владения,

1. Искусство Италии и Испании (около 750–1050 гг.)

1. Искусство Италии и Испании (около 750–1050 гг.) Рис. 71. Спаситель на престоле. Фреска в церкви S. Maria delle Grazie близ Карпаньяно. По ДилюВ то время как в художественных и культурных областях христианского Востока, пределы которого сузило распространение ислама, древний

2. Искусство Руси (1000–1250 гг.)

2. Искусство Руси (1000–1250 гг.) Во время крещения Руси Владимиром Святославичем (988) северной столицей ее был Новгород, южной — Киев.Первые русские церкви, как и вообще все древнерусские постройки, были деревянные. Даже Десятинная церковь в Киеве, сооруженная Владимиром

Искусство Руси времен Татаро-Монгольского нашествия

Владпмиро-суздальская земля больше всего пострадала от нашествия Батыя в 1237 — 1238 гг. Уничтожение произведений искусства было тем более ощутимо, что многие из них были созданы буквально накануне нашествия. Только в 1237 г. епископ Митрофаи поставил киот над престолом в Успенском соборе во Владимире, украшенный золотом и серебром. Ростовский епископ Кирилл в 1231 г. украсил собор в Ростове иконами «многоценными», пеленами, двумя кио­тами, напрестольной нндитией, сосудами и ринидами, а также и «златыми» дверями, установленными в южном портале, на­рестольными крестами и внес в храм мощи святых «в раках прекрасных». В 1226 г., т.е. уже через три года после битвы па Калке, была заложена каменная церковь Спаса в Нижнем Новгороде. Л в 1234 г. князь Святослав Всеволодович «съ верши л церковь в Юрьеве и у краен ю… ». В это же время создавались и «златые» двери для Рождественского собора в Суздале. Собор был расписан фресковой живописью, а его пол был выуощен красным «разноличным мрамором».

Татары прежде всего опустошили самую богатую сокровищницу русского искусства — Успенский собор во Вла­димире. Они сорвали с иконы Владимирской Богоматери древний оклад из золота и серебра, украшенный драгоценными камнями; ограбили и другие церкви и монастыри — сняли драгоценные оклады с напрестольных Евангелий, унесли кре­сты и сосуды, а также и одежды князей, которые принято было вешать в храмах на память о них. Разорив Владимир, татары двинулись к Ростову, а потом на Ярославль и Городец и по Волге вплоть «до Галича Мерского». Другие пошли к Юрьеву, Переславлю, Дмитрову и Твери.

Нам предстоит выяснить, насколько опустошительным было уничтожение древних произведений искусства и как быстро протекал процесс восстановления древних памятников. Это имеет прямое отношение к выяснению преемственности традиций и появлению новых качеств в искусстве.

Разоренный татарами владимирский Успенский собор все-таки кое-что сохранил из домонгольского прикладного и изобразительного искусства. Здесь сохранился от храмовой утвари Андрея Боголюбского Сион XII в., позднее привезенный в Москву. Уцелел чтимый образ Владимирской Богоматери XII в., на котором остался и фрагмент золотого чеканного и басменного оклада с семифнгуриым деисусом. Это, по-видимому, часть того оклада, который вновь был сделан в XIII в. после пожара 1185 г., когда сильно пострадало церковное узорочье, данное Андреем Боголюбским. Возможно, отсюда же происходит и икона Вседержителя («Спас, златые власы»), написанная в начале XIII в. в традиции высокого владимиро-суздальского искусства. Уцелел и сильно пострадавший образ Богоматери Боголюбской XII в. В Ярославе чудом сохранился большой храмовый образ начала XIII в. Богоматери «Великая Панагия» и моленная икона Спаса середины XIII в. ярославских князей Василия и Константина.

Читайте также  Война россии за освобождение украины от польского гнета в xvii веке

Меньше всего уцелело произведений прикладного искусства, которые привлекали своей драгоценностью, и их легче было унести. Тем не менее, когда в конце XIII в. татарская рать вместе с князьями Андреем Александровичем Городецким и Федором Ростиславичем Ярославским взяла Владимир, то Успенский собор еще хранил произведения прикладного искусства. Они вновь были разграблены: «… и чудное дно медяное выдраша, и сосуды священныя вся поимаша». На протяжении всей второй половины XIII в. летописи не сообщают сведений о строительстве храмов во Владимире или Суздале. Раньше их пробуждается Ростов Великий. Уже в 1253 г. в Ростове освящалась вновь построенная деревянная церковь Бориса и Глеба внуками Константина Всеволодовича — Борисом Ростовским и Глебом Белозерским. Новый храм стоял недолго и, повидимому, сгорел, а в 1287 г. был восстановлен заново и освящен ростовским епископом Игнатием.

О произведениях прикладного искусства в Ростове мы не имеем никаких данных. Но непрерывное возобновление храмов почти сразу же после Батыева погрома свидетельствует о том, что на Владимиро-Суздальской земле еще были опытные строители, живописцы и мастера церковного «узорочья». И, несмотря на отсутствие самих произведений прикладного искусства XIII в., у пас пет оснований говорить о полной потере домонгольских традиций в искусстве. Судя по сохранившимся произведениям живописи XIII — начала XIV в., в них еще ярко выявлялись черты высокого искусства ростово-суздальской школы. 13 прикладном искусстве некоторое снижение уровня мастерства несомненно было за счет угона мастеров и снижения материальной базы для создания произведений искусства (прежде всего — отсутствие драгоценных металлов) и потерн некоторых сложных технических навыков. Но оно обогащалось за счет народного искусства, а следовательно, ярче выявляло его национальные особенности. Последние проявились и в профессиональном искусстве ростовской живописи.

Черты народной интерпретации образов в простоватых, но эмоционально напряженных лицах уже выявлены в чеканке деисуса на золотом окладе XIII в. с иконы Владимирской Богоматери. В то же время это произведение сохраняет монументальное величие фигур с искусной домонгольской пластикой одежд в византийской традиции.

Новгород не был разорен во время татаро-монгольского нашествия, но новгородское прикладное искусство во второй половине XIII в. переживало большую ломку, как и искусство среднерусских земель. Это можно проследить прежде всего по иконографическим изображениям на золоте и серебре, т.е. на произведениях, сделанных не простыми ремесленниками, а городскими мастерами прикладного искусства. Подписанных и точно датированных произведений новгородского происхождения, относящихся к этому времени, нет. В самом Новгороде и его окрестностях не сохранилось ни одного не разрозненного комплекса церковных или монастырских ризниц, кроме ризницы Софийского собора. Ценнейшим источником для выявления новгородских древностей является Оружейная палата Московского Кремля и ризница Троице-Сергиевой лавры. Археологические раскопки в Новгороде мало помогают разработке истории прикладного искусства, так как они дают больше рядового материала бытового назначения, как, например, крестытельники, височные кольца, серьги, булавки, перстни, браслеты.

В конце XV в. из Новгорода в Москву попало значительное количество древних новгородских произведений в качестве «поминков», полученных Иваном 3, и изъятий, произведенных после покорения Новгорода. Вывозил из Новгорода произведения искусства и Иван Грозный.

Великий Новгород был одним из центров производства перегородчатых эмалей в домонгольское время. Этот факт в настоящее время уже твердо установлен благодаря археологическим находкам. Исследователи располагают теперь довольно большим числом новгородских произведений с перегородчатыми эмалями XII — XIII вв.

В процессе сохранения и собирания художественного наследия Северо-восточной Руси после ее разорения татаро-монголами Твери принадлежит особо важное место. В Тверь бежали жители из многих мест Ростово-Суздальской земли, «…собраша жеся тогда во Тверь отвсюду бегдых много и вси совещашася межи собою с татары битися». Эти пришельцы из высокоразвитых центров русской культуры домонгольского времени переносили в Тверь знания и художественные традиции своей родины. Связи с древним Ростовом закрепляются и династическим браком. В 1294 г. Михаил Ярославич Тверской женится на дочери Дмитрия Борисовича Ростовского Анне: Как ни один другой центр культуры, Тверь быстро возрождалась после опустошительного нашествия Батыя. Уже в середине XIII в. по всей Тверской земле наблюдается размах деревянного строительства. В 1240 г. в Твери князем Ярославом Всеволодовичем была перенесена на правый берег Волги и заново срублена крепость. В разных местах Тверского княжества строилось много деревянных церквей и монастырей, потом исчезнувших, но оставивших о себе известия, собранные в XIX в. местными краеведами. К XIII в: относится, например, известие о древнем монастыре на реке Жабне близ Калязина, разоренном татарами. В XIII — XIV в. увеличивалось и число рядовых тверских городов, которые расширялись, обрастали посадами, «что служит ярким показателем процесса возрождения экономики и культуры русского города, шедшего вглубь, несмотря на татарский гнет и феодальные междоусобицы».

В последней четверти XIII в. строительство в Твери идет такими темпами, что оно предполагало и стабильность материальной базы у тверских князей, и наличие достаточного количества мастеров разных специальностей. И, что особенно важно, в Твери развивалось уже каменное зодчество. В 1285 г. тверской князь Михаил Ярославич и его мать Оксинья заложили каменный храм Спаса Преображения на месте деревянного соборного храма Козьмы и Дамиана 1271 г., сгоревшего в 1282 г. В 1290 г. храм уже был завершен, а в 1292 г. — расписан фресковой живописью. Об этом позаботился тверской владыка Андрей, нанявший лучших художников и иконописцев. В 1297 г. освящена церковь Афанасия и срублен город Зубков. Во время пожара в Твери в 1298 г. сообщается, что «сгорело немало именья — золота и серебра, ружья, порть». «Обстоятельство или факт, что уже в XIII в. в Твери оказалась нужда в каменном соборном храме и что там нашлись мастера, ко­торые сумели его выстроить, тогда как в других городах, как известно, даже в позднейшее время не умели сами строить каменных храмов и обращались к чужим мастерам, — весьма замечательный и показывающий, как высоко уже в это время стояла Тверь в культурном отношении».

Восстановлению культуры Твери способствовали и старые центры просвещения, каким был Отрочь монастырь, ставший центром переписки книг и литературной деятельности, а также и установление в 1271 г. епископской кафедры. Первый тверской епископ Симон был одним из образованнейших людей своего времени. По словам летописи, он был «добродетелен и учите лен и силен в книгах божественного пи­сания… и честен, и смыслен зело…». Важным фактом в истории культуры Твери было начало тверского летописания, которое А.И. Насонов относит к 1285 г.

Тверь возвышалась одновременно с Москвой, и порою масштабы строительной деятельности в Твери были более значительными, чем в Москве.

Искусство Москвы второй половины XIII в. почти ничем не представлено, за исключением немногочисленных археологических находок. Последние трудно расчленить с домонгольским XIII в. Все, что известно от этого времени, относится к типичному городскому ремеслу, знакомому по раскопкам в Киеве, Чернигове, Старой Рязани, Смоленске.

Археологические наблюдения в Московском Кремле представляют интерес прежде всего потому, что они констатируют следующий факт: после сожжения Москвы Батыем в 1237 г. нет никакого перерыва в напластовании культурного слоя. Москва тотчас же отстраивается после погрома, повидимому, привлекая к себе беженцев из других мест Владимиро-Суздальской земли, а возможно, и киевщины.

Изыскания выяснили очень важное обстоятельство — более древнюю дату начала в Москве каменного строительства, относимую к 80-м годам XIII в. Это чрезвычайно интересное открытие проливает свет на взаимоотношения Москвы с Тверью. Соперничество двух возвышающихся одновременно центров на окраине Владимпро-Суздальской земли выражалось не только в делах политических, но и в храмовом строительстве, в создании собственного летописания, памятников письменности, живописи и прикладного искусства. Время создателя династии московских великих князей Даниила Александровича, известное до сих пор только по письменным источникам, теперь приобретает источники археологические. Выводы историков о том, что культура Москвы опиралась прежде всего на владимиро-суздальское художественное наследство времен Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, а следовательно, на культурные богатства Киевской Руси, приобретают все новые доказательства в исследованиях историков культуры и археологов.

XIII в. был переломной эпохой в русской культуре, когда рождалось новое осмысление образов, народный характер их истолкования. Это было связано не только с установлением татаро-монгольского ига, но и с тем культурно-историческим процессом, который охватил всю Западную Европу на пороге Возрождения, принесшего новые гуманистические идеи. В русском прикладном искусстве они особенно ярко сказались в последней четверти XIV — начале XV в. Москва и Новгород находились в этот период в общем русле запад­ной и южнославянской культуры, воспринявшей богатое наследие Византии. И мы не видим в русском прикладном искусстве тех прямых «заимствований» и «влияний», которые бы ставили это искусство как бы па второе, подчиненное место. «Заимствования» и «влияния» могли быть только двусторонними. И порою творческий характер русского искусства ставил его выше южнославянского и поздневизантийского. При этом русское искусство никогда не теряло национальных особенностей и не было подражательным.

Русская культура периода Золотоордынского ига (XIV — XV вв.)

Все статьи сайтаКультурологияКультура РоссииРусская культура периода Золотоордынского ига (XIV — XV вв.)

Тяжелейшим испытанием для древнерусской куль­туры стало иго Золотой Орды. Многие русские города были сожжены, разграблены, памятники искусства, уничтожены, художники убиты или уведены в плен. Ведущую роль в культуре этого периода играла церковь. Русский народ сумел осознать свои силы и подняться на борьбу за независимость. Подъем национального са­мосознания во многом связан с деятельностью одного из самых почитаемых русских святых — Сергия Радо­нежского. Это он вдохновил московского князя Дмит­рия (Донского) на Куликовскую битву. Он заложил основание Троице-Сергиевой лавры, многих монастырей и храмов. Главной своей задачей Сергий и его ученики считали духовное воспитание народа.

Древнерусские города Новгород и Псков не знали монголо-татарского ига, но выплачивали посланным туда баскакам дань. Художественная жизнь здесь продолжа­лась. Здесь появилась повесть «Сказание о граде Ките­же», который стал символом России, прообразом зем­ного рая. Возрождение древнерусских городов начина­ется с середины XIV века. Необходимость обороны кон­солидировала русские силы, способствовала объедине­нию русских земель, формированию русской народно­сти. В этом процессе главную роль играла Москва. Дело в том, что к этому времени Византийская империя была разгромлена турками, Константинополь как центр хри­стианского православия пал и был переименован в Стам­бул. Установление турецкого владычества на Балканах было страшной угрозой для славян. Все это усилило значение Московской Руси как центра православия. Первое поражение татар, нанесенное полками Дмитрия Донского в 1378 г., а затем Куликовская битва 1380 г. были концом рабства. Начинается быстрое объедине­ние русских земель, которое завершается в конце XV — начале XVI века под началом Москвы.

Читайте также  Аракчеевщина при александре i

Троица «Андрея Рублева»

Центральным звеном древнерусского искусства были иконопись и храмовая архитектура. Подлинным шедевром этой живописи является икона «Троица» Андрея Рублева. Известны имена и таких мастеров ико­нописи как Алимпий Печерский и Даниил Черный. Их творчество сопоставимо с мастерами итальянского Воз­рождения. В Новгороде и Пскове строятся каменные храмы: церковь Николы на Липне, церковь Успения на Волотовском поле, церковь Федора Стратилата и дру­гие. В Новгороде сложилась местная живописная шко­ла, на формирование которой оказал большое влияние великий византиец Феофан Грек. Будучи приглашенным на Русь, он принимал участие в росписях более 40 церквей. Его живописная манера была своеобразна, не­повторима, его иконы, образы святых — Христа Пантократора и др. дышат страстностью, духовной энерги­ей и внутренним напряжением. Феофан Грек познако­мил русских мастеров с византийским искусством и стал огромным явлением в художественной жизни Москвы. Он расписывал церкви и терема Московского кремля, работал вместе с Андреем Рублевым и Прохором из Городца над росписями Благовещенского собора.

Определенное влияние на древ­нерусскую культуру оказали связи с кочевым Восто­ком. Русские и кочевники не только воевали, но и на­прямую торговали между собой. Хазары, скифы-сарма­ты, города Причерноморья, Закавказья и Средней Азии вступали в культурные контакты с Московской Русью.

Монгольское влияние на русскую культуру оцени­вается историками по-разному. Так, например, Карам­зин считает, что Москва обязана своим величием ха­нам, а С.М.Соловьев считает, что значительного влия­ния на русскую внутреннюю администрацию татаро-монголы не оказали. Конечно, монгольское иго приос­тановило культурное развитие страны: были разорва­ны традиционные связи с Византией, уничтожено и угнано в плен большое количество населения, разру­шены города. Но только этим монгольское нашествие не ограничивается. Некоторые историки (Н.С.Трубец­кой) считают, что Московское государство возникло благодаря татарскому игу. Дескать, монгольское иго вывело русский народ из бытия мелких разрозненных племенных и городских княжеств на широкую дорогу государственности (Б.Ширяев). Монголы, но его мне­нию, дали покоренным русским землям основы поли­тической культуры, централизм, самодержавие, крепостничество. Это привело к созданию нового этнотипа, психологии русского человека. Но прямого воздействия монгольского права на русское не было. Какого-то спе­циального кодекса для Руси монголы не создали. Да и систематического управления Русью со стороны мон-голо-татар не было. У власти оставались русские кня­зья, они платили Орде дань. Но сама власть князей пре­терпела изменения. Время от времени в тот или иной русский город назначался баскак для надзора, главным образом за сбором дани. Однако это не было системой, определенных функций баскаки не имели.

Конечно, монгольское иго привело к потере демок­ратического управления на Руси. Прекратили существо­вание городские собрания, народные вече (за исключе­нием Новгорода и Пскова). Но когда русские вассалы получили от хана право самим собирать для него нало­ги, компетенция Великого князя Руси расширилась. Еще больше она выросла при Дмитрии Донском, кото­рый стал фактически единым и автономным правите­лем. За монгольский период великий русский князь стал более сильным правителем, чем его предшествен­ники. Таким образом, монголо-татарское иго было од­ним из факторов образования самодержавия на Руси.

Монголо-татары укрепили на Руси идею верховной власти. При этом власть монгольского хана была ничем не ограничена, носила абсолютный, деспотический ха­рактер. И этот принцип единовластия стал все глубже внедряться в политическую культуру русского народа. Власть, стоящая в центре всего, сама порождает право, находится вне и над правом. Царь стал понятием не правовым, а вероучительным (власть от бога ).

Русская культура заимствовала у монголов такие черты воинской доблести, как храбрость, выносливость, и тактику использования конницы в военном деле. В русском языке сохранилось много монгольских слов, относящихся к деньгам и налоговому обложению, это было связано со сбором дани и различных налогов. Монголы не оказали существенного влияния на рус­ское просвещение, т.к. сами его не имели. Тоже самое можно сказать о русской архитектуре и искусстве.

Важным фактором сохранения русской культуры в эти тяжелые времена явилось православие. Монголы были веротерпимы и не трогали православные храмы. Причины этого заключаются в язычестве монголов, а язычники все веры считают одинаковыми. Сами мон­голы были крайне суеверны и считали шаманов людь­ми, наделенными сверхъестественными свойствами. В одном из указов Чингисхана было указание, что все веры должны быть терпимы.

Что еще дали монголы древней Руси? Принцип эти­кета дипломатических переговоров. Знакомство с мон­гольским способом ведения дипломатии очень помогло русским князьям в отношениях с восточными держа­вами, в особенности с преемниками Золотой Орды. В целом важность и значимость монгольского влияния на русскую культуру не следует преувеличивать. Сама по себе русская культура, пойдя в «степь», стала циви­лизующим фактором. Многие татары со временем при­шли в христианство и стали видными деятелями рус­ской культуры, например, Карамзин, Чаадаев, Булгаков.

Читайте также:

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Золотая Орда и Россия: влияние на быт и нравы

200 лет ордынского владычества значительно повлияли на русскую культуру. Многие традиции и бытовые привычки были переняты у завоевателей.

Татаро-монгольского нашествие и последующая зависимость от Улуса Джучи — Золотой Орды — оказали большое влияние на культурное, политическое и экономическое развитие русских земель. Это влияние отразилось и на дальнейшей истории нашей страны — проблема ордынского следа в становлении России стала одной из ключевых в спорах отечественных историков и философов вплоть до сегодняшних дней.

Ещё Николай Карамзин в своей многотомной «Истории Государства Российского» писал, что «Москва обязана своим величием ханам». Историки XIX века, такие как С. М. Соловьёв, указывали на безусловно деструктивное влияние монгольского владычества, которое отбросило русские земли в своём развитии на несколько веков назад. Поворот от негативного восприятия ордынского наследия наметился в первой половине XX века, однако лишь в эмигрантской среде. Движение «евразийцев» открыто писало о России как наследнице Монгольской империи и Золотой Орды в частности. Например, автор биографии Чингисхана, калмыцкий историк, проживавший в эмиграции, Э. Хара-Даван, писал: «влиянием монгольского владычества эти [русские] княжества и племена были слиты воедино, образовав сначала Московское царство, а впоследствии Российскую империю».

Советские историки продолжили линию своих предшественников XIX века и отмечали, что роль Золотой Орды в становлении русской государственности заключалась в том, что именно в борьбе с ордынской зависимостью ковалась та Россия, которая спустя некоторое время заняла лидирующие позиции в мире.

Споры о том, насколько сильно повлияла Золотая Орда на государственность и правовую систему России, не утихнут никогда. Всегда найдутся апологеты «евразийцев» или радикальные «патриоты». Тем не менее, влияние восточной культуры Улуса Джучи на традиции населения русских княжеств, прежде всего в быте, гастрономических предпочтениях, одежде, налицо. Некоторые заимствования можно наблюдать в нашей с вами повседневности и сегодня.

Тюркские слова в русском языке: влияние Орды

Долгое взаимодействие русских княжеств и татарских властителей неизбежно привело к заимствованиям слов. В «Словаре тюркизмов в русском языке» отечественный лингвист Е. Шипова привела полторы тысячи слов. Безусловно, не все они вошли в обиход русского человека во времена ордынской зависимости, однако сложно переоценить степень влияния татар и монгол на наш язык.

Заимствования наблюдаются лингвистами в тех сферах общественной жизни, где взаимодействие славян и татаро-монгольских захватчиков было наиболее тесным. Это касается, прежде всего, финансовых отношений и военного дела. Наверное, самым известным заимствованием можно назвать слово «деньга», прочно вошедшее в наш язык. Тюркское происхождение имеют также «казна», «тамга», от которой произошло слово «таможня». «Караул», без которого невозможно представить себе армейскую жизнь, тоже пришёл из Орды. Даже привычный русскому уху боевой клич «Ура!» позаимствован из тюркских языков: монгольское «урагша», что значит «вперёд», послужило отцом для ободрительного возгласа.

Даже многие пословицы и поговорки, которые мы часто используем в повседневном общении, зачастую являются лишь дословными переводами татарских фразеологизмов. «Дарёному коню в зубы не смотрят», «Всяк кулик своё болото хвалит», «Собака лает — караван идёт» — все эти поговорки корнями уходят в тюркскую культуру и были заимствованы славянами. Некоторые этнографы видят татарский или монгольский след даже в таких, казалось бы, исконно русских забавах, как частушки.

Гастрономические предпочтения

Ордынское влияние можно заметить и в таких вещах, о которых мы особо не задумываемся. Отличным примером таких заимствований может послужить кухня. Перец, корица, имбирь, мускатный орех — все эти пряности ввозились на территорию Европы в XIII — XIV веках через южнорусские степи, а часть торгового потока попадала и на территорию русских княжеств. Пристрастие к дыням и арбузам также корнями уходит во времена зависимости от Орды.

То же самое можно сказать о многих продуктах: лапша, рис, манты, лаваши, сухофрукты пришли на Русь благодаря Золотой Орде. Любимый всеми возрастами квас, без которого нельзя было представить себе выходной летний день времён позднего СССР — тоже изобретение, попавшее на наш стол благодаря транзиту через Золотую Орду.

Общественные отношения — татарский след

Золотордынское наследие отчётливо видно и в бытовых отношениях между людьми. Раболепие, почитание начальника, боязнь сказать лишнее слово против его мнения — по мнению многих исследователей, эта черта была позаимствована из политической культуры монголо-татарских завоевателей.

Патриархат, прочно вошедший в жизнь русских семей, начиная со времён Московского княжества, и с трудом, но всё же преодолеваемый в наши дни, тоже можно обусловить косвенным влиянием мусульманского обычая затворничества женщин. Конечно, в наши дни женщины могут посещать церковь, свободно появляться в общественных местах и даже видеть своего жениха до помолвки, однако тезис о том, что слабый пол обязательно должен запереться дома и заниматься обустройством домашнего очага, до сих пор можно встретить в среде наиболее радикальных противников феминизма.

Читайте также  Фолклендский морской бой в истории первой мировой

Многие из нас, глубоко об этом не задумываясь, не здороваются или не передают предметы через порог. Многие исследователи указывают, что это поверье пришло в обиход русских именно под влиянием татар. Европейские путешественники XIII века, рассказывая об обычаях, принятых в ханском дворце, вспоминали, что если, например, послы из чужих стран касаются порога ханского дворца, «то тут же поражаются мечом». В то же время в домонгольских русских источниках такое значение порога в жизни простого населения не фиксируется.

То же можно сказать и об обычае качать на руках человека с целью его чествования. Этот обряд, по мнению исследователей, был позаимствован из церемониала высших татарских сановников. Так, избранных великий хан сажался сановниками на большой белый войлок, после чего его несколько раз поднимали вверх.

Многие азартные игры, ставшие популярными на Руси, тоже имеют татарскую или монгольскую природу. Зернь, чехарда, игра в бабки и даже любимые всеми шахматы появились на Руси после XIII века. В былине о Ставре Годиновиче жена главного героя, Василиса Микулишна, переодевшаяся татарским послом, обыгрывает киевского князя в шахматы и освобождает любимого мужа из темницы.

Безусловно, вопрос о происхождении тех или иных традиций, слов и повседневных обрядов в жизни русских остаётся дискуссионным. Тем не менее, влияние, которое оказала Золотая Орда на обычную жизнь населения княжеств, трудно переоценить. Многие отголоски тех далёких веков можно наблюдать в нашем бытовании и сегодня.

Лукинский. Нашествие Батыя на Русь. Русский Апокалипсис. Части 16 и 17. Судный день Северной Руси и Иван Стародубский

Продолжаю публиковать великолепный цикл Лукинского посвящённый нашествию Батыя на Русь. В этих частях будет рассказано об окончательной завоевании Северо-Восточной Руси.

Содержание:

  • Судный день Северной Руси
  • Новая столица
  • Военный Совет
  • Судный день
  • Как стародубский князь обманул Батыя
  • февраль 1238 года

Судный день Северной Руси

8-10 февраля 1238 года

Битвы под Коломной, Москвой и оборона Владимира обескровили армию Владимиро-Суздальского княжества. Большая часть легла в боях. 8 000 ратников во главе с самим великим князем Юрием Всеволодовичем, маневрировали на севере ожидая подкреплений

После того как нукеры зачистили захваченный Владимир, собрав всю добычу и русских рабов, Бату — хан призывает военный совет для обсуждения дальнейших действий. Было необходимо найти последнюю угрозу – армию великого владимирского князя, захватить максимально городов до весенней распутицы. И затем уйти на восток с добычей.

Новая столица

Бату давно уже оценил задумку своего дяди Чагатая. В покоренной Бухаре Чагатаева улуса трудился рабский центр. В огромные бараки сгонялись десятки тысяч мастеров покоренных народов.16 часов в сутки они создавали для императора Угэдэя предметы роскоши, оружие и ценности. Все это отправлялось в столицу Каракорум.

Улус Джучи — его отца, сильно прирос в походе западными землями булгаров и орусутов. И теперь Бату скопировал идею Чагатая у себя. В разоренной столице Волжской Булгарии – Булгаре, младший брат Бувал распределял пленных орусутов по огромным мастерским. Темники исправно поставляли ему умелых рабов в процессе вторжения на Русь.

Пора было найти место и для новой столицы Джучиева улуса. Старая монгольская теперь слишком далеко…

Военный Совет

У шатра ларкашкаши Бату собралась толпа тургаудов, державших бунчуки всех тысячников и темников армии Западного похода. Бату зашел в свой шатер. И поприветствовав почтительных тысячников и равных ему чингизидов, передал слово командующему Субэдэю.

Все чингизиды согласились, что настало время выполнить последний этап Ясы Чингисхана. Разделить тьму на 4 стрелы и рассыпаться по всему северному княжеству, добивая оставшихся. И еще зимой уйти с богатой добычей обратно в степь.

В боях с войсками рязанского, затем владимирского царя, тьма потеряла 55 000 батыров из 140 000 перешедших границу Руси. Много. Слишком много потерь для 1 похода . Пора пожинать плоды…

Северо-востоком с градом Ярославль, где прячется владимирский царь Юрий, займутся 3 тумэна под командованием опытного Бурундая. Орусутов там немного, полтора тумэна (15 000). Главная опасность — Новгород. Там сидит царь Ярослав с 15 000 войском. Он может прийти на помощь Юрию. Поэтому к Новгороду Бату отправится сам, с частью тьмы и обозом. По пути он захватит новгородский волок со складами припасов в Твери и Торжке.

И две стрелы на легкие мишени. 1 тумэн (10 000) сына Чагатая Байдара пойдет на Стародуб и Кострому. Еще 1 кавказский тумэн аланов и монгол Гуюка пойдет на Переяславль. По пути тумэны будут лавой тысяч охватывать больше земель в поисках рабов и наживы.

Судный день

На рассвете 10 февраля 1238 года ларкашкаши Бату смотрел с холма как его тумэны расходятся от горящего Владимира в разные стороны.

Орусутские братья-цари поодиночке. И это хорошо. Волкам легче задрать медведей в отдельных пещерах. Бату выполнит задуманное. Разбив Север, следующей зимой возьмет Юг. А покончив с русами, он пойдет дальше.

Он выполнит клятву его отца, данную Чингисхану – дойти до последнего моря на Западе. И тогда его запомнят навечно, как и великого деда!

Беззащитная владимиро-суздальская земля лежала в дымчатой морозной дали в ожидании своего судного дня. Наступал финальный акт ее многовековой истории.

Как стародубский князь обманул Батыя

февраль 1238 года

Cтародуб на Клязьме был основан в XII веке Юрием Долгоруким. По наследству великого владимирского князя Всеволода Большое гнездо, он был передан в удел самому младшему сыну — Ивану Всеволодовичу Каша. Так и возникло удельное Стародубское княжество

Иван был верным вассалом брата, великого князя Юрия Владимирского. Но при этом сам себе на уме, защищая в первую очередь интересы своего крохотного народа. Поэтому когда великий брат Юрий Владимирский, призвал его с ратью, он не спешил. Отправив тому в помощь 2000 ополченцев, князь с дружиной остался на защиту своих земель.

И оказался здесь большим молодцом для своего народа. Для стародубцев он подготовил план Б…

В глухих владимирских лесах были созданы партизанские схроны. В решающий час стародубцы уйдут в лес со всем имуществом и скотом. Где в лесных избушках в глухомани будут они хорониться всем княжеством до ухода степняков. Этот час настал после новости о гибели столицы Владимир. Времени было достаточно – Стародуб находился в 4 днях пути от Владимира по Клязьме вверх.

путь движения тумэна татар к Стародубу (на его месте — Клязьменский Городок)

Князь Иван Стародубский отправил отряд в Юрьев-Польский, столицу другого удельного княжества — Юрьевского. Там правил его старший брат — Святослав, связывала их крепкая дружба и ратные походы в прошлом. Сам Святослав ушел с войском к великому князю, город был беззащитен. Иван велел забрать и спрятать в лесу княжескую казну брата, сказать юрьевцам бежать в лес самим…

Исполняя приказ совета Батыя о захвате Костромы, вверх от Владимира по Клязьме двинулся 10 000-й тумэн чингизида Байдара…

Узнав от сторожевых постов о подходе татар, Иван Стародубский приступил к плану Б. С гомоном и плачем, взяв все, что можно, бежали стародубцы в лесные базы. Была эвакуирована и княжеская семья. В столице для прикрытия отхода беженцев был оставлен заслон ратников.

И когда Байдар штурмом наконец взял Стародуб, он ничего не нашел там, кроме ворон на крышах…

В гневе Байдар приказал спалить город и рассыпать тысячи облавой по княжеству. Но все стародубские деревни встречали татар завыванием ветра в пустых избах.

справа — вал древнего Стародуба. слева- р.Клязьма. Сам Стародуб не сохранился

Несколько дней в русском лесу блуждал татарский тумэн по снегу в поисках стародубцев. И никого не нашел.

Бросив эту затею Байдар приказал идти дальше. И оставив хитрое Стародубское княжество, 10 000 татар ушли к Волге…

Разорив там Городец Радилов, тумэн Байдара двинулся по Волге на север, сжигая встречные поселения. Пройдя по лесным рекам, тумэн Байдара взял Галич Мерьский – дальний северо-восточный форт владимирского княжества на земле дикой мери.

И через Кострому вернулся к тьме Батыя, закончив свой поход…

А князь Иван Стародубский, спасший свой народ, казну 2-х княжеств и свою семью, помчался со своей маленькой дружиной в 500 конных гридней на помощь Юрию Владимирскому. Хоронясь в лесах от рыскающих монгольских дозоров, князь дошел до разоренной уже Костромы.

Внезапной атакой Стародубская дружина уничтожила в городе татарский арьергард Байдара, добиравшего последних рабов…

Узнав от пленных, что Ярославль сожжен, и владимирская армия ушла дальше, дружина Ивана Стародубского бросилась догонять их по лесным дорогам. Объезжая татарские лагеря и поселения, стародубские ратники шли скрытно, голодая и редко разводя костры. Но помочь великому князю так и не успели. Не хватило дня пути до лагеря Юрия Всеволодовича на реке Сить.

Дальнейшая судьба Ивана Стародубского и его княжества сложилась на удивление удачно. Ивану подтвердит права на трон новый великий князь Ярослав Всеволодович. Сам Иван съездит с дарами в ставку Батыя, вернется живым.

Иван станет основателем династии Стародубских князей. Еще 300 лет они будут беречь маленькую землю, отбиваясь от притязаний великих княжеств хитростью и политикой.

Стародубские князья еще сыграют свою главную роль в истории России…

Сын одного из князей получит в удел от отца волость Пожар. Так возникнут князья Пожарские, один из которых спасет Россию и династию Романовых в XVII веке. А другая ветвь Стародубских – князья Гагарины, откроют советский космос.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: