История формирования государственных органов россии

В данной статье вы рассмотрите этапы становления государственного управления в России.

История формирования государственных органов россии

История становления государственного управления в России

Вы будете перенаправлены на Автор24

История становления государственного управления в России – это этапы организации государственной власти в российском государстве в соответствии с его устройством и действующим политическим строем в различные периоды времени.

Зарождение российской государственности

Основы российской государственности формируют два источника:

  • византийско-христианский;
  • татаро-монгольский.

Наличие несовместимости европейских и восточных ценностей во многом стало причиной неудачного реформирования государственной власти в России. Либеральные реформы вели к столкновениям с восточными менталитетом населения. Западные страны рано освободили общество и личность от влияния государственной власти, сформировали гражданское общество и развивались снизу-вверх, в российской же практике государственного управления государство оказалось над обществом и личностью.

Становление государственной власти в России не обеспечило формирования индивидуальной ответственности, личность была подчинена коллективу, экономические отношения не разделяли власть и собственность. Собственность выступала прерогативой власти.

Особенностью становления российской государственности выступило то, что ее основу составляли отношения власти, а не отношения собственности. Власть выступала основным собственником, что сформировало особенности русского феодализма и выделения сословий в российском обществе.

Существуют разные взгляды на историю зарождения государственной власти на Руси, с одной точки зрения ее рассматривают как результат распада первобытнообщинного хозяйства, имущественной дифференциации и формирования классовых отношений, с другой стороны, существует мнение о принесении государственности извне.

Для российского государства было характерно привлечение правителей со стороны, поскольку система государственного устройства характеризовалась огромным беспорядком. Местные правители, пригласившие князей со стороны, сохраняли за собой государственные доходы.

Готовые работы на аналогичную тему

В XVIII веке немецкими учеными было высказано мнение о неспособности славянских народов самостоятельно формировать государство, о влиянии на становление российской государственности германского народа.

Этапы становления государственного управления в России

В истории становления государственного управления в России можно выделить следующие этапы:

  1. Киевская Русь. Этот этап становления государственной власти в Российской Федерации знаменуется наличием во главе государства князя, принадлежавшего к роду Рюриковичей. Управление отдельными городами осуществляли местные князья. При этом на власть князя накладывало ограничение вече. Смерть князя обеспечивало продвижению государственного управления по всей лестнице на одну ступеньку вверх. На князя возлагалось обеспечение внутренней безопасности, издание законов, управление высшим судом. Князь возглавлял администрацию. Помимо этого его обязанности включали осуществление сборов и формирование дружины. На население возлагалась обязанность уплачивать дань. Для этих целей чиновники, именуемые численниками, осуществляли перепись населения. Каждое княжество характеризовалось своими особенностями государственного управления и организации. Появление нового звания в лице бояр стало причиной политических интриг, поскольку бояре часто оспаривали права князей. Этот период становления государственной власти был достаточно нестабильным. Так, например, в XXII-XIII веках смена князей осуществлялась достаточно часто – 68 раз;
  2. Объединение русских земель, сформировавшее единое государство, именуемое Россией. Это объединение стало причиной смены социально-экономической структуры государства. Во главе государства также находился князь, но при нем действовала Дума, состоявшая из бояр и окольничих. В системе государственного управления имеют место такие подразделения как дворец, осуществляющий управление землями князя, и Казна, хранившая государственные деньги, документы и драгоценности;
  3. Правление Ивана IV. Этот этап характеризуется новой сменой системы государственного управления в России. Проводимые реформы формируют Ближнюю Думу, систему приказов. В системе местного управления на уровне городов действует Излюбленные головы, на уровне деревень Губные старосты. В 1549 году создается Земский собор, в 1551 году Стоглавый собор, осуществивший реформы церковного управления. Иваном IV было осуществлено разделение страны на опричнины и земщины;
  4. Этап перехода от монархии к самодержавию, начинающийся с XVII века. Этот этап осуществил изменения в военной части государственного управления, произошло усиление вооруженных сил. Петр I провел множество реформ по отношению к аппарату государственного управления, европезировав его. Реформы Петра I затронули многие стороны общественной жизнедеятельности, способствовали просвещению российского общества;
  5. Этап ввода ограничений в отношении царской власти. Для XVIII века были характерны успешные и неуспешные попытки государственных переворотов, способствующие формированию органов, призванных ограничить власть государя. С 1725 по 1730 год действовал Верховный Тайный совет, 1730 1740 год Кабинет министров, с 1740 по 1762 Конференция при высочайшем дворе. Это время ознаменовалось созданием гражданских и уголовных судов. Проводимые реформы государственного управления заняли несколько столетий. В начале XX века была сформирована Государственная дума, 1917 год стал годом провозглашение республики под управлением Временного правительства;
  6. Советский этап становления государственного управления в России. Этот период государственном управление осуществлялось на основе идеологической концепции власти народа. Советский союз просуществовал 1991 года;
  7. Современный этап становления государственного управления в России. Причиной данного этапа стала смена государственного строя, отказ от коммунистических идеалов.

ШАГ #35-36: Эволюция системы органов власти

  1. ШАГ ТРИДЦАТЬ ПЯТЫЙ: Органы власти в XVII веке
  2. ШАГ ТРИДЦАТЬ ПЯТЫЙ: Эволюция органов власти
  3. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ
  4. СМУТА
  5. ИМПЕРИЯ
  6. ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ
  7. ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ ВЕК
  8. НИКОЛАЙ ВТОРОЙ

ШАГ ТРИДЦАТЬ ПЯТЫЙ: Органы власти в XVII веке

В этой статье мы с вами разберемся, как и кем управлялось государство в XVII веке.
Это действительно важно, потому что здесь достаточно интересной терминологии, которая может попасться на экзамене.

Верхушка власти – это ЦАРЬ (помним, что князей у нас нет с 1547 г.)
Вся полнота государственной власти находится в его руках: законодательная, исполнительная и судебная власть.
Свою власть царь осуществляет через Боярскую думу.

БОЯРСКАЯ ДУМА – совещательный орган при царе, состоящий из аристократии.
Боярская дума имела законодательную функцию (через одобрение царя), а также судебную.
Кроме того Боярская дума руководила ПРИКАЗАМИ.

ПРИКАЗЫ – органы центрального управления, впервые появились в конце XV в.
Каждый приказ имел определенные функции. Например: Посольский – внешняя политика, Разбойный – уголовные дела, Стрелецкий – стрелецкое войско.
Одновременно могло существовать до 80 (!) приказов.

Все еще у нас существует (до конца XVII в.) ЗЕМСКИЙ СОБОР
ЗЕМСКИЙ СОБОР – это сословно-представительный орган власти, решавший важный государственные вопросы (например, вопросы войны и мира).

Отдельной веткой власти у нас является церковь во главе с ПАТРИАРХОМ (с 1589 г.).
Патриарх имеет ряд собственных приказов: дворцовый, казенный, разрядный.
Со второй половины XVII в. церковная власть станет подчиняться царской!

ШАГ ТРИДЦАТЬ ПЯТЫЙ: Эволюция органов власти

Как мы помним, русское государство в раннее средневековье представляло собой образование, где доминировала княжеская власть. С принятием христианства влияние одного князя усиливается. Однако продлился данный процесс недолго. Период раздробленности — иллюстрация того, как единое образование распадается на несколько частей, во главе каждой теперь свой князь.Тем не менее, существовала единая династическая линия, хоть и разветвленная.

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ

Эпоха Ивана III — время, когда один князь смог подчинить себе основные территории русского государства. Конечно, данный процесс начался ранее, а закончился в полной степени только при наследнике Ивана. Тем не менее, именно данный правитель внес огромный вклад в централизацию государственного аппарата. В частности — письменными законами.

При Иване Грозном появляется титул царя, что, несомненно, приводит к дальнейшей централизации власти.

СМУТА

Смутное время — стало рубежом в истории русского государства. Происходит смена династий. Однако принципы управления государством уже не меняются. По-прежнему, идет процесс формирования монархических структур.

ИМПЕРИЯ

При Петре Первом происходит еще один переломный момент в истории России. Крепнет политическая и военная мощь русского государства. Россия становится империей после Северной войны. Развитие России в 18 веке было определено реформами Петра Великого. Далее идет череда непрекращающейся борьбы за власть в виде дворцовых переворотов.

ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ

Данное явление связано в первую очередь с Екатериной Великой. В период ее правления власть монарха действительно была абсолютной, т.е. он контролировал все сферы общественной жизни. Абсолютизм при Екатерине совмещался с просвещением. Это также характерная черта для монархов того времени.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ ВЕК

Девятнадцатое столетие — это постоянная смена политической линии России. Все правители девятнадцатого века были абсолютными монархами. Однако, начиная с Александра Первого, заканчивая Александром Третьим, Россия то и дело колеблется от либеральной политики к консервативной. Такие колебания и невозможность решить насущные вопросы были присущи также последнему монарху.

Читайте также  Племена сибири и дальнего востока в 4 тысячелетии до н. э.

НИКОЛАЙ ВТОРОЙ

Александр Третий был консерватором до мозга костей. Реформы Александра Второго были отменены и, конечно, это не привело к решению проблем, которые накопились в государстве. Отсюда постоянные недовольства крестьян и рабочих. В результате политическая система при Николае начинает меняться. В результате первой русской революции удалось ограничить власть монарха, а с появлением Гос. Думы можно говорить о постепенном оформлении парламентской монархии. Однако, как мы помним, система политического устройства не успела эволюционировать до такой степени и прежде была свергнута в ходе последующих революций.

Реферат: История государственных органов России

Особое место в системе государственных органов России занимали Земские соборы, проводившиеся с середины XVI в. до середины XVII в. Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав собора входили Боярская Дума, «Освященный собор» (церковные иерархии) и выборные от дворянства и посадов.

Духовная и светская аристократия представляла элиту общества, царь в решении важнейших вопросов не мог без нее обойтись. Дворянство было основой царского войска и бюрократического аппарата. Верхушка посадского населения была главным источником денежных доходов для казны. Этими основными функциями объясняется присутствие представителей всех трех социальных групп в Соборе. Противоречия, существовавшие между ними, позволяли монархической власти балансировать и усиливаться.

Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям — «по палатам», но принимались всем составом Собора.

Кроме названия «Земский собор», представительные учреждения в Московском государстве носили и другие наименования: «совет всея земли», «собор», «общий совет», «великая земская дума». Свои организационные формы Земский собор заимствовал как у церковных соборов, так и у вечевых собраний. Через систему соборов правительственная власть стремилась выявить мнение отдельных наиболее влиятельных классов и групп населения.

Идея соборности начала развиваться с середины XVI в. Известны соборы 1547, 1549, 1550, 1551, 1560, 1575, 1576, 1579, 1580, 1584, 1598, 1604, 1611, 1613, 1619, 1622, 1632, 1634, 1637, 1639, 1642, 1645, 1648 – 49, 1653 гг. Их значения и принятые на них решения неоднородны. Соборные решения служили источником избрания на царство, например, соборы 1584 г. — Федора Иоанновича, 1598 г. — Бориса Годунова, 1613 г. — Михаила Федоровича. В 1611 и 1612 гг. проходили «военные соборы», решавшие стратегические вопросы. Собор 1648 – 49 гг. принимает важнейший акт — Уложение.

Структура соборов сложна: так, в состав Стоглавого собора (1551 г.) входили в полном составе «Освященный собор», Боярская Дума и «Избранная рада». Наиболее представительным с социальной точки зрения был Собор 1566 г., решавший вопрос о войне с Польшей, — на нем сформировалось пять курий, представлявших разные слои населения (духовенство, боярство, приказные люди, дворянство и купечество).

Некоторые соборы исполняли роль избирательного органа в период междуцарствования, другие — совещательного, как Дума. Однако полномочия Земского собора были неопределенны и безграничны, поэтому поводы к их созыву могли быть разными. Собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой. Выборы на Собор и принятие решений проходили в определенном порядке. Из Разрядного приказа воеводы получали предписание о выборах, которое зачитывалось жителям городов и крестьянам. Затем составлялись сословные выборные списки, число представителей в которых не было фиксированным. Выборные получали наказы от избирателей. Выбирали глав семейств и монашествующих, «крепких разумом, добрых и постоянных». Соборы собирались на Красной площади, в патриарших палатах или Успенском соборе Кремля, позже — в Золотой палате или столовой избе. Каждое сословие заседало отдельно и подавало собственное письменное мнение. После их обработки составлялся соборный приговор.

Для новой кодификационной (уложенной) комиссии, которую предполагалось создать, Екатерина II написала «Наказ» (1766 г.), в котором формулировались принципы правовой политики и правовой системы. Значительная часть текста «Наказа» (250 статей) заимствована из трактата Ш. Монтескье «О духе законов», трактата Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях» (около 100 статей), «Энциклопедии» Д. Дидро и д’Аламбера. В целом заимствования составили более 80% статей и 90% текста. Однако по своей концепции «Наказ» был самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского «просвещенного абсолютизма».

Текст «Наказа» состоял из 20 глав (526 статей), разделенных на 5 разделов. В первых пяти главах (ст. 1 – 38) сформулированы общие принципы устройства государства, в главах 6 – 7 (ст. 39 – 79) «О законах вообще» и «О законах подробно» — основы государственного законодательства и общие формы правовой политики. Главы 8 – 9 (ст. 80 – 141) посвящены уголовному праву и судопроизводству, тому же (в трактовке Ч. Беккариа) посвящена глава 10 (ст. 142 – 250). В главах 11 – 18 (ст. 251 – 438) излагаются основные положения сословно–правовой организации: крестьяне – дворянство – средний класс. Главы 19 – 20 (ст. 439 – 521) посвящены вопросам юридической техники, теории законодательства и правовой реформы.

«Наказ» обосновывает политические принципы абсолютистского государства: власть монарха, бюрократическая система организации, сословное деление общества. Эти признаки выводились из «естественного положения России» и подкреплялись ссылками на русскую политическую историю.

Монархия полагалась лучшей формой правления. Монарх объявлялся источником самодержавной неограниченной власти. Он объединяет, консолидирует общество и трактует законы.

Цель всех действий верховной власти — обеспечение безопасности каждого гражданина, «власть сотворена для народа». Монархия призвана содействовать непрерывному совершенствованию общества. Для достижения этих целей необходимо установление в государстве «наилучших законов». Монарх призван проявлять «кротость и снисходительность», следуя установившимся традициям, стремясь обеспечить в обществе «блаженство каждого и всех» (что стало девизом уложенной комиссии). Вместе с тем, никаких ограничений (кроме этических) «Наказ» для верховной власти не усматривал.

«Наказ» декларировал общую для всех граждан свободу (вольность) и равную обязанность всех перед лицом государственной власти. Однако далее он обосновывал неравное положение сословий перед властью и законом. Дается четкое деление общества на правящих и повинующихся, что связывалось с естественными законами рождения, происхождения и способностей.

Сословная структура общества соотносилась с естественным делением на профессиональные классы: земледельцы, мещане, дворяне. Дворянству верховная власть отводит особое место, учитывая важность его функций: военную службу и отправление правосудия. «Наказ» устанавливает сословное деление с соответствующей разницей в правах и привилегиях: первое место отводится дворянству, второе — «среднему роду», последнее — «нижнему роду людей», крестьянству. Попытки нарушить сословное деление оцениваются «Наказом» как гибельные для общества. Равенство видится лишь в одном — одинаковом подчинении уголовным законам (хотя это не означало одинакового применения этих законов к разным сословиям).

Закон рассматривался как главный инструмент государственного управления, который необходимо сообразовать с «духом народа» и «естественным положением дел». Закон должен обеспечивать полное и сознательное повиновение.

В «Наказе» была разработана юридическая техника, ранее не знакомая российскому праву, выработаны новые представления о системе законодательства:

законов должно быть не много, и они должны оставаться неизменными;

временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц, регламентируя его посредством наказов и уставов;

указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными и отменяемыми.
Законы описывают отношения, не вдаваясь в толкование и не делая исключений. Они просты и четки в своих формулировках и предписаниях.

Главной задачей «Наказа» было указать на необходимость стабильности и фундаментальности правовой системы.

Екатерина II расширяет привилегии дворян. Дворяне располагали личными правами на родовую геральдику (герб, титул). Они не подвергались аресту, если на то не было оснований и доказательств (поличного) или решения суда. Без решения суда их нельзя было признать виновными. Дворяне освобождались от телесных наказаний.

Дворянские имущественные права были расширенными по сравнению с другими сословиями. Только дворяне могли владеть деревнями и крестьянами, организовывать на своих землях фабрики и заводы. Дворянам разрешалась оптовая (но не розничная) торговля. В пределах своего имения дворянин мог осуществлять любую хозяйственную деятельность, не запрещенную законом. Дворянство получило полную свободу в сфере наследственного права. К политическим правам относились привилегии при приеме на государственную службу и увольнении, право проведения земских съездов и собраний.

Проект ограничивал положения Табели о рангах, открывающей возможности для производства в дворянское состояние по военной линии. По гражданской линии такое производство воспрещалось вообще. Всей полнотой прав и привилегий пользовались потомственные дворяне. Определенно наметилась линия на корпоративную замкнутость дворянского сословия, на ограничение проникновения в него чуждых элементов.

Читайте также  Смоленское сражение 1941 года (10 июля - 10 сентября)

Правовой статус крестьянского сословия оказался производным от прав дворянства: последнему предоставлялись все права над крестьянами, кроме «отнятия жизни», проведения пыток, наказания кнутом. Однако на практике дворяне и купцы распоряжались жизнью крестьян полностью.

«Манифест о вольности дворянской» (1762 г.) отразил требования и нужды дворянского сословия. Главной идеей Манифеста стало закрепление принципа вольного характера государственной службы. Служба монарху и государству стала рассматриваться как почетный долг дворянства и гарантировала ряд привилегий, но уже не считалась обязанностью.

Дворянам было разрешено покидать пределы государства и поступать на иностранную службу, и они обязаны были вернуться только по призыву верховной власти. Манифест предполагал, что стремление к государственной службе «укоренилось в сердце дворянства» и принуждать к этому больше нет смысла. Дворяне могли прекратить свою службу в любое время, а могли и вовсе не поступать на службу.

Исторические основы исполнительной власти в России

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 02.12.2020 2020-12-02

Статья просмотрена: 154 раза

Библиографическое описание:

Иванов, А. М. Исторические основы исполнительной власти в России / А. М. Иванов, Ю. В. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 238-240. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76002/ (дата обращения: 13.08.2021).

В статье авторы рассматривают историю становления и развития государственных органов исполнительной власти. Тема является актуальной, поскольку все процессы, происходящие в современном государстве, все проблемы, с которыми сталкиваются современные государственные органы, обусловлены историческими причинам и проистекают из предпосылок, сложившихся в прошлом.

Ключевые слова: исполнительная власть, государственные органы, правительство, СССР, партия.

Изучение истории становления и развития государственных органов помогает проследить основные тенденции развития современной государственности, способствует более рациональному и правильному решению конкретных задач по совершенствованию структуры государственных органов, организации их деятельности.

Древнерусское государство восточных славян IX в. можно описать как первую феодальную монархию. Главой государства был великий князь Киевский, он осуществлял функции высшей исполнительной и судебной власти.

Формирование органов государственной исполнительной власти в современном понимании этого слова происходит одновременно с образованием унитарного Московского государства к концу XV в. Великий князь Московский и царь «всея Руси» делил свою власть с Боярской думой, высшим органом государства, объединяющим функции законодательного и исполнительного органов власти. Боярская дума вместе с царем утверждала новые налоги, издавала «уставы». В то же время, как исполнительный орган, Боярская дума проводила общее руководство исполнительными органами — приказами, а также принимала решение об организации гражданских и военных учреждений, осуществляла надзор за местными администрациями [6, c. 38].

Следующие радикальные перемены в государственном управлении произошло во время правления Петра I. Россия была провозглашена империей. Был создан Сенат — орган, который совмещал в себе функции законодательного органа, высшего органа исполнительной и судебной власти при императоре. Система приказов, действовавшая до Петра I, была заменена коллегиями [6, c. 39].

Во время реформы 1718–1724 гг. был создан Главный магистрат — руководящий орган, которому подчинялись органы городского местного самоуправления — магистраты. Создавались городские учреждения: ратуши, земские избы, посадские собрания. Все эти органы совмещали исполнительные и представительные функции, так как с одной стороны избирались населением, а с другой — подчинялись центральным органам власти и выполняли их приказы, являясь посредниками между посадской общиной и центральной администрацией.

В основе Российского государства в XIX в. лежала абсолютная монархия, которая определяла основные принципы построения и функционирования государственных органов. Вся власть принадлежала государю — императору. Исходя из этого, в этот период в полном смысле нельзя говорить о законодательных и исполнительных органах. Фактически можно говорить о наделении некоторых органов законодательными и исполнительно-административными функциями от имени императора, то есть о делегировании полномочий.

В начале XIX в. было более четкое разделение функций государственного управления между департаментами. Этот процесс был вызван объективной необходимостью рационализировать гораздо более сложную систему государственного управления. Исполнительная власть в стране была представлена министерствами, руководители которых были объединены в главный исполнительный орган страны — Комитет министров (после 1905 года — Совет министров) [2, c. 292].

В начале ХХ века ветвь исполнительной власти была чрезмерно усилена до того, что наделило ее практически неограниченными диктаторскими полномочиями. В то же время законодательная и судебная ветви власти были недостаточно развиты. Практически отсутствовала система сдержек и противовесов между ветвями власти. Столь слабая государственная структура государственного административного аппарата с явным предпочтением исполнительной ветви власти была также, на наш взгляд, наряду с другими факторами, одной из причин произошедших в 1917 году Февральской, а затем и Великой Октябрьской Социалистической Революции.

Высший орган исполнительной власти нашей страны в 1917–1991 гг. — Правительство Союза Советских Социалистических Республик (далее — СССР). Правительство СССР в 1923–1991 гг. в разные годы называлось:

 Совет Народных Комиссаров (далее — СНК) (1923–1946 гг.);

 Совет Министров СССР (1946–1977 гг.);

 Совет Министров СССР — Правительство СССР (по Конституции СССР 1977 г.);

 Кабинет Министров СССР (с марта 1991 г.).

Совет Народных Комиссаров (далее — СНК) стал первым советским правительством России, которому в соответствии с Конституцией РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика) 1918 г. принадлежало общее управление делами республики [5, c. 14].

По Конституции СССР 1936 г. статус правительства был повышен — оно стало высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР. Союзное правительство стало формироваться на первой сессии Верховного Совета СССР и слагать свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом. Между сессиями изменения в состав правительства мог внести Президиум Верховного Совета СССР.

Следует обратить внимание на взаимоотношения правительства СССР с правительствами союзных республик:

  1. По Конституции СССР 1924 г. был установлен институт постоянных представительств союзных республик при СНК СССР. Они назначались СНК союзных республик и утверждались СНК СССР. Они имели право:

 участвовать в заседаниях СНК СССР с правом совещательного голоса;

 вносить вопросы на рассмотрение правительства;

 защищать интересы своих республик в правительстве;

 осведомлять СНК СССР, информировать СНК своих республик.

  1. По Конституции СССР 1977 г. в Совет Министров СССР вошли председатели правительств союзных республик с правом решающего голоса.
  2. Правительство СССР могло приостанавливать постановления правительств союзных республик [4, c. 164].

В 1977 г. в Совете Министров СССР было уже более 100 членов. Рост управленческого аппарата хорошо виден на примере широкой сети союзных министерств, руководивших в 1977 г. различными отраслями промышленности — всего функционировало 26 министерств.

В конце 1980-х гг. в связи с расширением прав союзных республик число министерств союзного значения стало сокращаться (например, в связи с передачей республикам полного контроля над лесами упразднялось Министерство лесного хозяйства СССР и т. д.). В 1991 г. в Кабинете Министров СССР помимо замов было только 37 министров и 10 председателей госкомитетов.

В 1990 г. Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин предлагал кандидатуру Председателя Совета Министров вновь избранному Верховному Совету РСФСР, затем — для утверждения Съезду. Первый Съезд народных депутатов России утвердил главой Совета Министров РСФСР И. С. Силаева. Затем глава правительства Силаев предлагал структуру и состав правительства Верховному Совету, который формировал его.

Правительство СССР прекратило свою деятельность раньше, чем распался Союз, в августе 1991 г., сразу же после подавления путча. 24 августа 1991 г. Правительство РСФСР во главе с И. С. Силаевым предложило Президенту СССР М. С. Горбачеву расформировать Кабинет Министров СССР на том основании, что его председатель и ряд министров участвовали в попытке государственного переворота (премьер-министр В. С. Павлов, Председатель КГБ СССР В. А. Крючков, министр внутренних дел Б. К. Пуго, министр обороны Д. Т. Язов). Правительство России отказывалось выполнять распоряжения союзного правительства до формирования его нового состава. Одновременно российское правительство взяло на себя руководство министерствами и ведомствами СССР, предприятиями и учреждениями союзного значения, которые находились на территории России.

Читайте также  Создание вчк и милиции

М. С. Горбачев был вынужден поставить перед Верховным Советом СССР вопрос о доверии правительству СССР, в доверии было отказано, и Президент СССР распустил союзное правительство. Вместо него был создан Комитет по оперативному управлению народным хозяйством СССР (24 августа — 19 декабря 1991 г.) во главе с премьер-министром России И. С. Силаевым (в составе — Ю. М. Лужков, Г. А. Явлинский и др.). С сентября 1991 г. действовал также Межреспубликанский экономический комитет, в задачу которого входила координация проведения экономических реформ в союзных республиках, социальной политики [1, c. 219].

С появлением поста Президента России в 1991 г. функция формирования правительства перешла от Верховного Совета к Президенту. Б. Н. Ельцин предлагал главу правительства Верховному Совету, Съезду — для утверждения, затем своим указом формировал правительство (структуру и состав правительства предлагал Президенту глава правительства). По Конституции РФ 1993 г. Президент РФ:

 назначает Председателя Правительства с согласия Государственной Думы, может трижды настаивать на своей кандидатуре, угрожая Думе роспуском;

 по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров;

 имеет право председательствовать на заседаниях Правительства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Россия всегда тяготела к сильной исполнительной власти, стремлением к ее максимальной централизации. Административно-территориальные единицы полностью подчинялись центральной власти и не имели собственных полномочий, за исключением непосредственно им делегированных.

  1. Быкова, А. Г. Органы законодательной и исполнительной власти: учебное пособие / А. Г. Быкова, А. В. Быков, А. В. Дорофеев; под ред. А. Г. Быкова. — Омск: Омская юридическая академия, 2017. — 515 с.
  2. Кузьбожев, Э. Н. История государственного управления в России: учебник / Э. Н. Кузьбожев. — Москва: Юрайт, 2019. — 470 с.
  3. Лаврентьев, А. В. История государственного управления в России (конец IX-XX в.): учебное пособие / А. В. Лаврентьев, Л. М. Медведева. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2016. — 188 с.
  4. Мухаев, Р. Т. История государственного управления в России: учебник / Р. Т. Мухаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2019. — 770 с.
  5. Сафронова, А. М. История государственных учреждений России: 1917–2000-е гг.: учебное пособие / А. М. Сафронова. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 136 с.
  6. Шахматов, М. В. Исполнительная власть в московской Руси / М. В. Шахматов. — Москва: Юрайт, 2020. — 272 с.

История государственного устройства России

Российское государство берет свое начало в X в. и с зарождения, государство это — монархическое. В период Киевской Руси политический строй страны — раннефеодальная монархия, затем, в XIII в. — великокняжеская монархия, далее, в XVI в. — царская монархия, которая пережила две фазы жизни — это самодержавие, ограниченное Боярской думой, существовавшее до конца XVII в., и абсолютная монархия. В начале XX в. Настал, конец самодержавия и 1 сентября 1917 года стало, республикой.

Продолжалось это небольшое количество времени и уже в октябре того же года случился большевистский переворот, в результате чего. Россия, а потом и СССР стала полем для реализации полновластия советов, которые со временем менялись. 12 июня 1990 г. Российская федеративная республика, которая тогда еще была частью СССР, объявила о введении у себя института президентства. Через год, 12 декабря, Россия стала независимой, также вскоре прекратило свое существование СССР. Произошло это на встрече глав России Украины и Белоруссии, где было заявлено о возникновении СНГ.

В 1993 году, 31 марта республики и центр РФ заключили Федеративный договор. Принятие Конституции произошло 12 декабря в 1993 году посредствам всенародного голосования, в результате чего, была принята государственная дума.

Конституция прописывает следующее:

Российская Федерация — это демократическое, федеративное, правовое государство.

• форма государственного устройства — президентская республика.

• президент возглавляет Р. Ф. и вооруженные силы Р. Ф.

• должность президента — выборная, срок, на, который выбирается глава государства — 4 года.

• Федеральное собрание осуществляет представительные законодательные функции.

• Совет Федерации и Государственная дума составляют государственный парламент.

• Правительство является исполнительным органом власти;

• Столица государства — Москва.

• Государственная денежная единица — рубль.

С 1989 г. по 1990г. менялось региональное управление.

Связано это было с тем, что республики, входящие в состав СССР, стремились к своей независимости и оформляли документальную базу для этого. С 2004 по 2006 годы проходило укрупнение субъектов РФ.

В каждом отдельном регионе возможно учреждение собственных законов и каждый регион имеет те же права, что и любой другой по отношению к аппарату государственного управления. Управление республиками осуществляется на основе собственных конституций, а другими регионами — уставов и законодательств. Федеральный аппарат управления не может, так или иначе влиять на границы между регионами, не учитывая мнения органов местного управления.

Каждый регион несет самостоятельную ответственность за организацию внутренней общественной жизни, распределение прав и обязанностей осуществляется посредствам заключения внутренних договоров.

Права национальных меньшинств, у которых нет собственной отдельной территории, прописаны в специальном законе, принятом 19. 06. 1996г. Несмотря на это, все больше и больше народов, являющихся регионами Р. Ф. , стремятся к собственной автономии.

Вследствие чего, регулирование некоторых субъектов становится «больным» вопросом.

В соответствии с конституцией 1993г. управление субъектами осуществляется отдельно от федеральной власти и основывается на базе твердых норм.

население каждого региона может самостоятельно определять положение дел относительно муниципальной собственности;

• население каждого региона может влиять на проблемы местного значения путем осуществления собственного выбора;

• губернатор, мер — выборные или назначаемые должности, созданные для осуществления контроля над жизнью отдельного региона;

• мнение народа не должно оставаться незамеченным органами власти;

• аппарат федерального управления не может каким-то образом вторгаться в аппарат управления каждого региона или замещать его собой;

• утвержденные Конституцией гарантии перед населением не могут быть не исполнены.

• Население самостоятельно выбирает муниципальные образования путем голосования.

Такие образования в свою очередь становятся самостоятельными субъектами с отдельной материальной основой и символикой. , так как в Р. Ф. образовано 14 000 муниципальных образований, то стала необходимой организация Совета по местному управлению при президенте. Он осуществляет свою деятельность как консультационный орган.

В наше время в стране просматриваются две основные линии развития — государственное управление старается закрепить свои позиции и степень влияния нате или иные вопросы, а управление субъектами федерации становится все более и более самостоятельным и независимым от государственного вмешательства. Центральный аппарат осуществляет выбранное направление развития также благодаря реформе федеральной власти 2003 года. Ее результатом стало образование семи федеральных округов, управляются они представителями президента.

Губернаторы назначаются на должность посредствам голосования, после того как его рекомендует президент. Также, в последнее время, появилась склонность делегировать некоторые полномочия регионов аппарату федерального управления.

Судебная система рф. осуществляет свою деятельность, опираясь на Конституцию. Так же для ее регламентации издавались различные законы в период с 1992 по 2018:

• О прокуратуре Р. Ф.

• О статусе судей в Р. Ф.

• О Конституционном суде Р. Ф.

• Об арбитражных судах.

• О судебной системе Р. Ф.

• О мировых судьях Р. Ф.

• О военных судах Р. Ф.

• Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ.

Целостность этой системы возможна благодаря безоговорочному следованию всех ее составляющих вышеупомянутым регламентам и выполнением всех вердиктов суда.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: