Киммерийцы происхождение скифов

Киммерийцы происхождение скифов

Древнейшим известным по имени народом на территории СССР был киммерийский. Сведения о нем сохранились не только в «Истории» Геродота, написанной в третьей четверти V века до н. э., но и в современных с этим народом ассирийских клинописях. В отличие от Геродота, сообщающего дошедшие до него предания, в клинописях говорится о весьма важных для Ассирии событиях, в которых этот народ принимал непосредственное участие. Согласно сведениям, содержащимся в ассирийских источниках, киммерийцы появились в 20‐х годах VIII века до н. э. на северо-западной границе с Ванским царством (Урарту), а в дальнейшем занимали северо-восточную часть Малой Азии – Каппадокию. До своего вторжения в Азию они, по Геродоту, жили в Северном Причерноморье, откуда были изгнаны другим древним народом этой страны – скифами. Этим последним Геродот посвящает четвертую книгу своего сочинения, описывая их страну, нравы и обычаи, а также другие народы, окружавшие населенную скифами землю. Сведения о скифах содержатся в трудах других античных авторов, не только пересказывавших Геродота, но сообщавших дополнительные данные, относящиеся к последующему, послегеродотовскому времени. Наибольшее значение среди них принадлежит «Географии» Страбона, написанной в I веке до н. э.

Со второй половины XIX века источником сведений о древних народах нашей страны выступают археологические памятники. По мере их накопления и изучения открываются все новые и новые данные, касающиеся скифов и их окружения. Хотя многое в истории скифов остается еще не выясненным, основные линии развития этого народа прослеживаются со значительной долей достоверности. Археологические данные не только конкретизируют и уточняют сведения древних авторов, но и дают ответы на ряд вопросов, вовсе не освещенных в древней письменности.

Важную роль в разработке истории скифов играет лингвистика. Именно этой наукой установлено, что они принадлежали к иранской языковой семье. Далее оказалось, что ирано- язычными были не только скифы, но и их восточные соседи савроматы и следующие за ними на востоке среднеазиатские саки, с чем связана отмеченная археологией близость их культур. Вместе с тем обнаружилось, что однородные археологические памятники распространены не только на территории известных по сообщениям древних авторов ираноязычных народов, но простираются далеко на восток на области, совсем неизвестные средиземноморскому античному миру. Сходные с северочерноморскими и среднеазиатскими археологические памятники открыты в Центральном и Восточном Казахстане, на Алтае, в Саянах, в Минусинской котловине и даже в Центральной Азии вплоть до Северного Китая, в Ордосе. О том, что это сходство не случайное или конвергентное, а того же порядка, что между Северным Причерноморьем, Поволжьем и Средней Азией, то есть обусловленное этническим родством населения этих областей, свидетельствуют сообщения, содержащиеся в древнекитайских исторических сочинениях. Китайцам был известен центральноазиатский народ юэчжи, являвшийся частью народа сэ, то есть саков. Таким образом, оказывается, что саки жили не только в Средней Азии, а и дальше на восток за Тянь-Шанем в степях, в пустынях Северо-Западного Китая – в Джунгарии и Западной Монголии, а временами доходили до Северного Китая – Ордоса. Из этого вытекает, что и в других областях распространения культуры, получившей в археологии название скифской или скифо-сибирской, о населении которых нет письменных данных, обитали родственные сакам и скифам ираноязычные народы. Это подтверждается топонимикой – наукой, изучающей географические названия. В Южной Сибири такого рода названия встречаются вплоть до Енисея.

Столь широкое распространение ираноязычного населения от Дуная, составлявшего, по Геродоту, западную границу заселенной скифами страны – Скифии, до Енисея на востоке, по всей полосе степного, лесостепного, а также горного ландшафтов Евразии относится еще к эпохе бронзы, когда по всей этой территории выступают сходные андроновско-срубные археологические культуры, со времени которых и начинается продолжительный иранский период истории, охвативший в дальнейшем, кроме Южной Евразии, значительные части Передней Азии, Пакистана и Индии. Историческое значение этого периода огромно; в течение его сформировался ряд современных народов с восходящими к нему традициями, определяющими их национальные особенности. Культурные элементы этого периода вошли в национальное достояние и многих других народов, относящихся к иным, неираноязычным лингвистическим семьям, как проживающим на территории, ранее населенной иранцами, так и по соседству с ней, но формировавшимся под иранским влиянием.

В археологии южной половины Восточной Европы различаются три периода эпохи бронзы: ранний, средний и поздний, которые по господствующей в каждом из них культуре иначе называются ямным, или древнеямным, катакомбным и срубным. Не знакомясь с каждым из них детально, отметим, что, хотя в культурном развитии интересующей нас части Европы каждый из этих периодов был более прогрессивным сравнительно с предшествующим, чередование характерных для них культур было связано с катаклизмами, со сменой представляющего эти культуры населения. На большей части южной половины Восточной Европы древнеямная культура вынуждена была уступить свое место катакомбной, не связанной с ней своим происхождением, возникшей где‐то на стороне, с другими традициями и с иным физическим типом населения. Свое название катакомбная культура получила по характерным для нее могилам в виде подземной камеры. Она занимала степную и частично лесостепную полосы Северного Причерноморья от Днестра до Волги. Население предшествующей ей древнеямной культуры в процессе своего дальнейшего развития создало срубную культуру и в свою очередь обратилось против катакомбного населения, к концу эпохи бронзы оно не только возвратило ранее принадлежавшую ему территорию, но и распространилось далеко за ее пределы. Одновременно со срубной культурой в лесостепном пограничье между Европой и Азией сформировалась сходная с ней во многих отношениях андроновская культура, экспансия которой направилась на восток – в Южную Сибирь и в Среднюю Азию.

Население всех этих культур по языковой принадлежности было индоевропейским, причем в части срубно-андроновской имеются основания относить его к индоиранской семье. В Азии андроновцы выступают, по‐видимому, не первыми представителями индоевропейцев, так как еще до них в нее проникла группа населения с языками тохарского типа, известная по тохарскому языку в Китайском Туркестане и, возможно, по современным с катакомбной культурой Северного Причерноморья поздним фазам афанасьевской культуры Минусинского края. Однако более или менее сплошное заселение индоевропейцами Южной Сибири до Енисея и Средней Азии связывается с распространением разных вариантов андроновской культуры. Овладевая просторами Средней Азии и смешиваясь с аборигенами, население с позднейшими вариантами андроновской культуры, преодолев встреченную на пути естественную горную преграду, расселилось по современному Ирану, Афганистану и северной части Пакистана и Индии, после чего только в двух последних из этих стран возникли отличные от иранских индусские языки. В письменных данных древнее ираноязычное население современного Ирана выступает под именами мидян и персов.

Ираноязычные имена в ассирийских письменных источниках появляются в XI – X веках до н. э. и связываются с областями Западного Ирана, находившимися в сфере политической активности Ассирийского царства. Что в это время происходило дальше на восток – в Центральном и Восточном Иране, – в этих источниках не отражено. Тем не менее некоторые современные историки, основываясь на данных ассирийской письменности, полагают, что ираноязычное население сначала проникло в Западный Иран. Они ведут его туда из степей Восточной Европы через Кавказ, хотя никаких следов движения иранцев этим путем в Азию археологическими памятниками не засвидетельствовано. Вероятнее полагать, что ираноязычное население явилось в области, пограничные с Ассирией, не с севера, а с востока, из Средней Азии.

Куда исчезли киммерийцы или откуда взялись скифы?

Многократно обращались мы с вами к факту (именно факту), что «внезапно исчезнувшие неизвестно куда» с обширнейших территорий Евразии около 6-го века н.э. скифы и в то же самое время «внезапно появившиеся неизвестно откуда» на той же территории славяне (та же этническая группа, та же культура, те же обычаи, та же государственность) — есть один и тот же народ. Но откуда же взялись скифы, которых с 6-го века стали называть славянами? Вот, интересно, что уже и раньше со скифами происходил (или с ними это выделывали историки?) — такой же фокус: они внезапно, из ниоткуда, появились на месте другого столь же многочисленного и родственного им народа — киммерийцев. В этой статье я покажу то, что давно должно быть очевидным, но по каким-то причинам постоянно искусственно затуманивается: то, что киммерийцы и скифы есть один народ.

Впервые Киммерийские племена засветились в истории в 714 г. до н. э., когда они разгромили царя урартов Русу I, который решил отложиться от Ассирии. Сделали они это, по всей вероятности, по заказу царя Ассирии Синаххериба — что очень важно и примечательно. До нас дошло несколько клинописных документов той поры, которые хранятся в Британском музее. Один из этих документов сообщает о разгроме урартского войска весной 714 года до н. э.: «…когда царь урартский пошел на страну Гамир, все его войско было побито, сам он, его наместники с их войском были отброшены…»Другой документ того же периода сообщает, что в сражении участвовала практически вся армия Урарту, под руководством царя, главнокомандующего-туртана и 13 областеначальников. Несмотря на это, урарты потерпели сокрушительное поражение, а туртан и два областеначальника попали в плен. Царь Урарту покинул отступившие остатки войска и поспешил в Урарту.

Еще одна табличка описывает ситуацию, сложившуюся в Урарту после поражения, где царит паника из-за страха перед Ассирией: «…они очень боятся царя, моего господина; как женщины, они дрожат и бездействуют…»Из всего этого видно, что киммерийцы были в ту пору всего лишь передовым войском — конница и лучники — ассирийского царя. И хотя в ту пору не было редкостью нанимать на службу целые народы, по всему видно, что киммерийцы, не являясь ассирийцами, базировались в самой Ассирии. Об этом свидетельствуют как письменные документы, так и лингвистика киммерийцев (основанная на ассирийском языке), и их действия.

Около 679 — 676 г. до н.э., в Ниневии (столице Ассирии) был составлен интересный документ — свидетельство сделки о продаже крупных земельных владений неким Ишди-Харраном «начальником полка киммерийского». «Киммерийский полк» — это конные лучники и ратники, проживающие в Ассирии (и владеющие в ней значительными земельными уделами) и состоящие на ассирийской воинской службе. Отметим пока для себя: киммерийцы впервые появляются и упоминаются в истории как некая диковинная воинская сила, взращённая в недрах Ассирии, но не являющаяся этнически ассирийской. Позднее мы еще вернемся к этому вопросу всех вопросов — а как они в Ассирии то оказались? А где и кто они были — до Ассирии?

Но теперь давайте проследим их путь с того момента, как они «засветились» как самостоятельный народ — ну, или как марионетка, как «вышибала», как наемник в ту пору еще процветающей Ассирийской империи. Интересно, что после упоминания в связи с подавлением восстания Урарты киммерийцы на несколько десятилетий пропадают из виду — фактически, они возвращаются в недра Ассирии, как меч в ножны. И следующий раз этот меч будет обнажен, и киммерийцы вновь появятся на сцене как карающий меч Ассирии. Но на этот раз меч уже не спешит вернуться в свои ассирийские ножны, и начинает свое первое боевое турне по Азии и Европе. Начали они его вновь с Урарту, которое опять пыталось добиться независимости. Не добилось. Усмирив Урарту во второй раз, киммерийцы двинулись далее во Фригию. В 676–674 г. до н.э. они разгромили фригийские войска и оказались единственной реальной силой во всем регионе. Страбон — античный историк и географ рассказывает, что фригийский царь Мидас, тезка знаменитого героя греческого мифа, покончил жизнь самоубийством, чтобы не попасть в руки киммерийцев.

Киммерийцы не спешат покинуть Фригию и вернуться в Ассирию — тем более, что Ассирия не была их родиной. Они потихоньку начинают устраиваться на новом месте, беря под свой контроль города и осваивая богатые пастбища. Кроме того, Фригия оказалась очень удобным стратегическим плацдармом для дальнейшей экспансии — в сторону Лидии и Табала. Руководители этих государств вполне серьезно отнеслись к угрозе и предпочли не ждать вторжения, но добровольно согласились признать себя данниками Ассирии. Это говорит о том, что прямо или косвенно киммерийцев в ту пору еще ассоциировали с наемниками Ассирии. В конце 670-х — начале 660-х годов до н.э. царь Лидии Гиг (Гуггу) жалуется ассирийскому царю Ашшурбанипалу, что его киммерийцы «как нашествием саранчи, вся Лидия была покрыта (ими)». Он уверяет Ашшурбанипала, что он и так — хороший мальчик, и что его страна теперь обязуется «ежегодно, без перерыва, присылать тяжелую дань» Ассирии.

Ашшурбанипал в своей «летописи» довольно ехидно комментирует произошедшее: «…Гонца своего, которого он (царь Лидии) постоянно присылал приветствовать меня, он прекратил посылать… Но гимаррайцы, которых он топтал под собою, поднялись с именем моим и ниспровергли всю его страну…»Но чувства царя Ассирии по отношению к киммерийцам были, как вы можете догадаться, смешанными: он сам их уже боялся, и только и думал — как их ослабить, или как от них избавиться? Подобная же ситуация повторится и когда Рим начнет набирать нанимать на военную службу целые армии скифов. Да, они принесут Риму много славы — но еще больше проблем. Но это все будет позднее, а пока предки этих самых скифов начинали ощущать свою реальную силу.

Читайте также  Система государственного управления

Около 657 г. до н.э. было написано сохранившееся письмо к царю Ашшурбанипалу от астролога Аккуллану, который занимал в ассирийском жречестве одну из ключевых должностей.«…Текст письма указывает на то, что в 657 г. до н.э. киммерийцы не просто занимали какую-то область в Малой Азии, но и рассматривались как ведущая политическая сила в регионе, угрожавшая Ассирии … Аккуллану наделяет царя киммерийцев титулом «царь вселенной» … Следует заметить по этому поводу, что согласно месопотамским представлениям, в мире мог существовать лишь один «царь вселенной» и этот титул не мог принадлежать двум царям одновременно. Таким образом, речь идет о беспрецедентной ситуации, когда титул «царь вселенной» принадлежит иностранному, а не ассирийскому царю…». А.И. Иванчик

Это, сами понимаете, было уже слишком для ассирийских царей, считавших себя наследниками богов. Народец, который они взрастили для своих воинских побед — вышел из под прямого контроля. И тогда Ассирия решается на роковой шаг: раздавить мощь киммерийцев, покуда те повернули свой меч против Ассирии-матушки. У Ассирии была своя достаточно мощная армия, но находясь в зените своей славы (то есть — близко к падению и разложению) Ассирия предпочитала делать все руками наемников. Ну а главным принципом, на котором строились все великие империи, был принцип — разделяй и властвуй. И Ассирия решается на отчаянный шаг: она отдает все ассирийские земли и все владения киммерийцев в руки их ближайших племенных родственников, которые столь же внезапно, как и киммерийцы, обнаруживаются вдруг прямо во чреве Ассирии — скифы.

Надо заметить, что союз киммерийских племен не отличался ни этнической, ни политической монолитностью. Со времени своей депортации в Ассирию, да и ранее, «киммерийцы» (так звали их ассирийцы) представляли из себя союз около десяти различный племенных народов. Для удобства историки вводят понятие западных и восточных киммерийцев:

…Уже в самых ранних переднеазиатских известиях киммерийцы предстают в виде двух групп племен — западных и восточных. Их разделение на две ветви наблюдается и позднее…

Так вот, если те киммерийцы, о которых мы говорили до сих пор, условно могут быть названы «западными» киммерийцами, то что же сталось с «восточными»? Вот их то Ассирия и поспешила (возможно, именно — поспешила) использовать по принципу «клин клином вышибают». В 650—640-х годах до н. э. из Ассирии выходит еще одна родственная киммерийцам (фактически, «восточные киммерийцы») группа и, вместе с ассирийской армией, направляется в Малую Азию на усмирение вышедших из под контроля «западных киммерийцев».

И вот с появлением на сцене этих «восточных киммерийцев» и связано первое упоминание в истории народа скифов — именно так именуют хроники этих людей. Согластно некоторых историков скифы оказались в Ассирии «случайно» — проходили, мол, мимо, а царь Ашшурбанипал просто позволил им пройти через свою империю. А пока они «проходили» (как утверждал Геродот), они так подружились с ассирийцами, так усвоили их язык и культуру, так прониклись их идеалами, что решили связать свою жизнь с Ассирией и сражаться за нее. Неизвестно, при этом — откуда и куда «шли» эти невесть откуда взявшиеся скифы. Все, что нам известно из истории — это то, что скифов Ассирия на самом деле завоевала, подчинила себе и депортировала на свою территорию точно в то же время и при тех же обстоятельствах, что и киммерийцев.

Так вот, вместе с армией Ашшурбанипала скифы направились теперь в Малую Азии для войны с родственными им киммерийцами. Согласно Геродота, скифы как-то разом на голову разгромили и уничтожили киммерийцев у Киликии недалеко от границы с Ассирией. Возглавлявший киммерийские племена вождь Тугдамме, он же Лигдамис, Лигдамид или Дугдамме, якобы погиб в этой битве, и киммерийцы куда-то рассеялись и исчезли. На самом же деле о событиях войны между киммерийцами и скифами почти ничего не известно — кроме поверхностных утверждений Геродота — зато спекуляций тут море. Киммерийцы, о которых писали, что их как саранчи — бесследно исчезают — а на их месте появляются скифы, которых тоже оказывается — как саранчи. На сегодняшний день исследователи вынуждены признать, что никакого замещения киммерийцев скифами не было. К примеру, анализируя данные из ассирийских источников, Иванчик пишет, что «…реальные киммерийцы, с которыми ассирийцам приходилось сталкиваться в конце VIII—VII вв. до н. э., были в культурном отношении близки позднейшим скифам…». Действительно, они были так близки, что это делает затруднительным отличить при раскопках артефакты принадлежащие скифам от предметов, некогда бывших собственностью киммерийцев.

Чтобы еще раз подчеркнуть весь маразм той установки, что скифы истребили и вытеснили киммерийцев, обратимся еще раз к древним источникам, к тому же Геродоту, который предлагает просто-таки фантастическую версию происходящего — которую и пытаются продвигать историки. Но вчитавшись в нее вы и сами поймете — о чем речь. Я сейчас расскажу как, согласно Геродота, исчезли киммерийцы и появились скифы. И, честное слово, в этом бреде великого историка — больше смысла, чем во всем гавканье последующих поколений ученых, пытавшихся как-то «сгладить» явно фантастический рассказ Геродота. Так вот, когда киммерийцы, этот неустрашимый и прежде никем не побежденный народ, услышали, что на них идут скифы (о которых, якобы, в ту пору никто и не знал — кто такие), то они так перепугались, что лишились рассудка. Во время совета старейшин киммерийцев их мнения разделились: по мнению элиты киммерийцев, следовало сражаться за свою страну и победить или погибнуть в сражении. С другой стороны народ по каким-то причинам не хотел воевать: Геродот смеется трусости простого люда перед лицом опасности.

Слушаем Геродота далее. Он пишет, что в конце концов Совет киммерийцев постановил: разделить свой народ на два лагеря и этим лагерям сражаться до последней капли крови — чтобы, наконец, выяснить — кто из них прав? Сказано-сделано. Разделившись на две равные части, киммерийцы сражались друг с другом, пока все не погибли. Скифам, которые подошли туда позднее, по счастливому для них совпадению — как раз под конец битвы — оставалось только похоронить киммерийцев и занять их теперь пустую, бесхозную страну. И их место в истории.

Ну а что там было на самом деле, думаю, вы уже догадались. Если вам не надо, подобно профессиональным историкам, дрожащим за свое место под солнцем, натягивать сову на глобус — вы без труда поймете, что произошло. Действительно, произошла глупая братоубийственная война — между киммерийцами и скифами. Действительно, народ разделился как бы надвое. Но все же и речи не идет о каком-то полном истреблении киммерийцев: просто скифская партия, грубо говоря, взяла верх. Потому, наверное, ни другие источники, ни археология — ничего не знают о такой битве. Если она и была, то имела масштаб ограниченный, на что намекает и сам Геродот, говоря, что сражалась в основном знать. Народ же после сражения просто… рассеялся. А ведь действительно: о киммерийцах с тех пор не было уже слышно — зато стало всем громко слышно о скифах. А по сути — это один народ, и нечто подобное произойдет с этим народом еще раз, когда «на смену» скифам, ушедшим в никуда, в один миг явились славяне — из ниоткуда.

Поделитесь своими мыслями ниже в комментариях.

Киммерийцы – предшественники скифов

Воинственные кочевники Северного Причерноморья держали в страхе Ассирию и государства Малой Азии. Одолеть их смогли только скифы.

Киммерия и ее обитатели

«Самое западное гиборийское государство — лежащая к северу от Аквилонии Киммерия. Дикие его обитатели не отказались от кочевой жизни. Это потомки атлантов. Благодаря связям с гиборийской культурой они развиваются куда быстрей своих извечных врагов — пиктов, населяющих джунгли на западе Аквилонии…»

Так описывает родину культового фэнтезийного героя Конана его «отец» — американский писатель Роберт Говард. Описывая похождения жестокого, но харизматичного варвара, ставшего в результате королём вымышленной Аквилонии, родоначальник жанра «фэнтези» в литературе вдохновлялся «доисторическими» временами, так называемыми «тёмными веками» истории Средиземноморья, эпохой полумифического Гомера.

Кадр из фильма «Конан-варвар». Источник: YouTube

Легендарная Киммерия — не более, чем выдумка Говарда, квинтэссенция поверхностных знаний первой половины XX века о тех народах, что населяли Северное Причерноморье ещё до того времени, как сюда прибыли знаменитые скифы. Кем же киммерийцы были на самом деле?

Племена киммерийцев и ближневосточные государства

О киммерийцах сообщает множество древних письменных источников — от ассирийских до греческих. В поэме Гомера «Одиссея» можно встретить отрывок, относящийся к этому древнему народу. Страна киммерийцев располагалась в той местности, где «никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами». Таким образом, древнегреческий поэт отождествлял Киммерию с преддверием царства Аида. Однако географически Гомер определил регион проживания народа верно — неподалёку от Колхиды, куда Ясон и аргонавты ходили за Золотым Руном.

Походы киммерийцев на Колхиду и Урарту. Источник: wikipedia.org

О киммерийцах писал и «отец истории» Геродот. В его труде «История» можно обнаружить большое количество разных топонимов, локализуемых в районе Керченского пролива: Киммерийский Боспор (сам пролив), Киммерийские стены, Киммерийские переправы. Он также сообщил и о вытеснении этого народа пришельцами-скифами, появившимися на территории Северного Причерноморья в VIII веке до н. э.

Однако самую большую ценность для реконструкции политической и военной истории загадочного народа представляют для исследователей ассиро-вавилонские источники об истории древнего государства Урарту.

Первые упоминания о киммерийцах в ассирийских хрониках приходятся на 715 год до н. э., во времена правления Саргона II. Сообщение содержало известие о победе вторгнувшихся на территорию Урарту племён над войском царя Руса I, который пытался их подчинить. Именно этот факт стал отправной точкой для тщательно готовившегося похода Саргона II против этого государства.

После этого киммерийцы пропадают с радаров восточных летописцев на целых 35 лет, чтобы вновь «воскреснуть» на страницах хроник. К этому времени можно выделить две ветви этих племён: условные «западные» и «восточные» киммерийцы. Первые будут активно участвовать в исторических событиях на территории Малой Азии. Вторые — относительно мирно существовать на восточных границах Ассирии, постепенно ассимилируясь с местным населением.

Восточное Средиземноморье в ранний Железный век. Источник: wikipedia.org

Однако именно восточные киммерийцы сыграют не самую последнюю роль в восстании Каштарити, лидера мидян, в результате которого на политической карте Ближнего Востока в 673 году до н. э. появится новая сила — Мидийское царство. После этого события упоминания о восточных киммерийцах прекращаются — они растворились в «котле» из самых разнообразных этносов новообразованного государства.

Несмотря на сложные взаимоотношения с Ассирией, источники сообщают о довольно значительном присутствии представителей этих племён в их войсках. По всей видимости, здесь речь идёт о наёмниках, пополнявших вооружённые силы государства Междуречья.

Фригия

Западная ветвь киммерийцев долгое время оставалась одним из основных противников Ассирийского государства, терзавших её западные рубежи. В союзе с остатками Хеттского царства они несколько раз вступали в открытые военные действия против державы Асархаддона.

Читайте также  Англо-франко-советские переговоры 1939 года

В 679 году до н. э. ассирийцы взяли верх в сражении в Каппадокии над киммерийским вождём Теушпой. По всей видимости, эта победа не имела большого значения, поскольку уже через несколько лет крупные события разворачиваются западнее — на границе Фригийского царства.

Фригия, расположившаяся в западной части Малой Азии и тесно взаимодействовавшая с греческими государствами, достигла своего расцвета на рубеже VIII — VII вв. до н. э. Такой подъём связывают с именем царя Мидаса, ставшим прототипом одноимённого героя древнегреческих мифов. По всей видимости, стремительный рост богатства этой области повлиял на знаменитый образ царя, обращающий в золото всё, к чему бы ни прикоснулся.

Получив отпор на востоке, киммерийские кочевники обратили свои взоры на запад. Богатые области Фригии манили варваров — в конце концов они начали вторжение. Киммерийцы заняли большую часть процветающего государства и убили Мидаса. Жемчужина Малой Азии не смогла оправиться от этого удара. Чахнущее царство стало ареной борьбы различных политических сил, пока, в конце концов, не стало частью Персии. В качестве персидской сатрапии Фригия просуществовала вплоть до прихода на эти земли Александра Македонского.

Киммерийцы не остановились на разгроме Фригийского царства. Следующей мишенью стала Лидия, вышедшая на передний план после падения государства Мидаса. 660-е годы до н. э. полны бесконечных столкновений лидийцев и киммерийцев. Лидию в этом конфликте поддержал ассирийский властитель Ашшурбанипал, заставив кочевников распылять свои силы. Первоначально этому альянсу сопутствовал успех, и атаки варваров удавалось отбить. Однако в 644 году кочевники во главе со своим предводителем Дугдамми смогли переломить ход войны в свою пользу. Столица Лидийского царства, Сарды, были взяты, а царя Гита постигла та же участь, что несколько десятилетий назад Мидаса.

Изображение киммерийцев на этрусской вазе. VI век д. н. э. Источник: pinterest.com

Кочевники не остановились на этом успехе и продолжили движение к Средиземному морю. Именно тогда они в первый и последний раз непосредственно сталкиваются с греками — нападениям подверглись города на побережье: Магнесия-на-Меандре и Эфес. Однако, несмотря на успехи, Дугдамми выбрал в качестве постоянного поселения для киммерийцев далёкую Каппадокию на северо-востоке Малой Азии.

Не ограничиваясь лишь ионийскими греческими городами, киммерийцы возобновили набеги на Ассирию. Однако во время одного из походов прославленный Дугдамми скончался. Примерно в это время на территорию расселения киммерийцев начинают проникать скифы — между двумя кочевыми народами начинаются серьёзные стычки. В 620-х гг до н. э. войско киммерийцев было разбито скифскими отрядами царя Мадия, а немного позже ответный удар нанесли и лидийцы во главе с царём Алиаттом. На этом упоминания о киммерийцах в письменных источниках больше не встречаются.

Киммерийская культура

В современной науке нет однозначного мнения относительно того, откуда пришли киммерийцы, на каком языке говорили и что с ними произошло после столкновения со скифами. В литературных памятниках запечатлены лишь имена царей — на основе таких данных трудно предположить, к какой языковой группе принадлежали древние кочевники. Практически ничего не известно и про их быт. Лишь на основе письменных источников соседних стран можно с уверенностью сказать, что киммерийцы предпочитали кожаную одежду, головными уборами были островерхие шапки. Также кочевники носили штаны, удобные для езды верхом.

У археологов существует термин «киммерийская археологическая культура», однако его наполнение чрезвычайно размыто. Обычно он применяется к памятникам доскифского времени, хотя многие историки отмечают схожесть скифской и киммерийской материальной культуры. В погребения кочевники помещали предметы керамики, конскую упряжь, иногда встречается оружие.

Реальные киммерийцы очень сильно отличаются от того образа, который был создан Робертом Говардом. Конан — скорее варвар римской эпохи, больше схожий на пикта или галла. Исторические киммерийцы — кочевники, задолго до скифов державшие в напряжении соседние государства и оставившие заметный след в культуре народов Средиземноморья.

Киммерийцы и скифы

М. И. Артамонов Киммерийцы и скифы(от появления на исторической арене до конца IV в. до н. э.)

КИММЕРИЙЦЫ И СКИФЫ (от появления на исторической аренедо конца IV в. до н. э.)

ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 19 7 4

М. И. Артамонов Киммерийцы и скифы(от появления на исторической арене до конца IV в. до н. э.)

Письменные известия о киммерийцах и скифах скудны, отрывочны и частично недостоверны. Исследуя археологические данные и критически анализируя письменные сообщения, автор восстанавливает историю киммерийцев и скифов: происхождение, этническую принадлежность, переселение их в Переднюю Азию, возвращение в Северное Причерноморье и возникновение и расцвет Скифского царства. Автор гипотетически связывает достоверные факты истории Северного Причерноморья внутренней логикой исторического процесса и представляет предскифский и скифский периоды в совершенно новом и ярком свете, разъясняющем смысл и значение важных явлений прошлого нашей страны.

Написанная в живой, доступной форме, книга предназначается не только для специалистов — историков и археологов, но и для широкого круга читателей. Рецензенты:д-р истор. наук А. Д. Столяр,канд. истор. наук Л. С. Клейн Рукопись подготовил к изданию канд. истор. наук Я. В. Доманский
Издательство Ленинградского университета 1974

От редакции Происхождение скифов Киммерийцы и скифы в Азии Скифская культура Киммерийцы на Кубани Скифы-царские Земледельческое население Скифии Скифы-пахари Скифское царство Синды и Боспор Этническая принадлежность населения Прикарпатья в скифское время. Скифы во Фракии Общественный строй скифов Список сокращений Список литературы

От редакции

При исключительной широте исследовательских интересов Михаила Илларионовича Артамонова в области древней истории и археологии, скифской проблеме в его научной биографии всегда принадлежало особое место. Выдающийся советский археолог отдал ей более тридцати лет настойчивого исследовательского поиска, внесшего существенный вклад в познание многих страниц древнейшей истории нашей Родины.

Эта проблема поглощала внимание Михаила Илларионовича, волновала его своими нераскрытыми загадками вплоть до последних дней так внезапно оборвавшейся жизни, полной больших замыслов и начинаний. Скифской проблеме посвящена эта книга М. И. Артамонова — итог долгих размышлений, упорной напряженной работы, труд, который, увы, самому автору не суждено было увидеть изданным. С той смелостью, которая была органической чертой М. И. Артамонова, он подверг на страницах книги всестороннему анализу всю совокупность источников, пересматривая некоторые устоявшиеся точки зрения (в том [5] числе и собственные) и приходя к новым утверждениям, предположениям, гипотезам.

Киммерийцы и скифы. Нелегко сейчас специалистам взяться за труд, охватывающий столь сложную тему в ее полном историческом диапазоне. Возросшая дифференциация знаний неизбежно создает препятствия на пути ее разработки. Обширная, глубокая эрудиция позволила М. И. Артамонову преодолеть эти сложности.

Естественно, что в таком исследовании немало дискуссионных моментов, что разные его аспекты в разной степени обосновываются имеющимися источниками. Объективное положение таково, что труд такого масштаба, при такой постановке цели конкретно-исторической реконструкции не может иметь ничего общего с математической задачей, характеризующейся элементарной однозначностью решения. Сам М. И. Артамонов всегда считал, что лишь дальнейшее развитие науки даст оценку степени достоверности тех или иных положений. Но можно также предположить, что многое новое в этом труде послужит основой последующих смелых исканий, а весь труд в целом будет служить успехам науки и сохранит свое почетное место в отечественной литературе о скифах.[6]

Происхождение скифов

Древнейшим известным по имени народом на территории СССР был киммерийский. Сведения о нем сохранились не только в «Истории» Геродота, написанной в третьей четверти V в. до н. э., но и в современных с этим народом ассирийских клинописях. В отличие от Геродота, сообщающего дошедшие до него предания, в клинописях говорится о весьма важных для Ассирии событиях, в которых этот народ принимал непосредственное участие. Согласно сведениям, содержащимся в ассирийских источниках, киммерийцы появились в 20-х годах VIII в. до н. э. на северо-западной границе с Ванским царством (Урарту), а в дальнейшем занимали северо-восточную часть Малой Азии — Каппадокию. До своего вторжения в Азию они, по Геродоту, жили в Северном Причерноморье, откуда были изгнаны другим древним народом этой страны — скифами. Этим последним Геродот посвящает четвертую книгу своего сочинения, описывая их страну, нравы и обычаи, а также другие народы, окружавшие [7] населенную скифами землю. Сведения о скифах содержатся в трудах других античных авторов, не только пересказывавших Геродота, но сообщавших дополнительные данные, относящиеся к последующему, послегеродотовскому времени. Наибольшее значение среди них принадлежит «Географии» Страбона, написанной в I в. до н. э.

Со второй половины XIX в. источником сведений о древних народах нашей страны выступают археологические памятники. По мере их накопления и изучения открываются все новые и новые данные, касающиеся скифов и их окружения. Хотя многое в истории скифов остается еще не выясненным, основные линии развития этого народа прослеживаются со значительной долей достоверности. Археологические данные не только конкретизируют и уточняют сведения древних авторов, но и дают ответы на ряд вопросов, вовсе не освещенных в древней письменности.

Важную роль в разработке истории скифов играет лингвистика. Именно этой наукой установлено, что они принадлежали к иранской языковой семье. Далее оказалось, что ираноязычными были не только скифы, но и их восточные соседи савроматы и следующие за ними на востоке среднеазиатские саки, с чем связана отмеченная археологией близость их культур. Вместе с тем обнаружилось, что однородные археологические памятники распространены не только на территории известных по сообщениям древних авторов ираноязычных народов, но простираются далеко на восток на области, совсем неизвестные средиземноморскому античному миру. Сходные с северочерноморскими и среднеазиатскими археологические памятники открыты в Центральном и Восточном Казахстане, на Алтае, в Саянах, в Минусинской котловине и даже в Центральной Азии вплоть до Северного Китая, в Ордосе. О том, что это сходство не случайное или конвергентное, а того же порядка, что между Северным Причерноморьем, Поволжьем и Средней Азией, т. е. обусловленное этническим родством населения этих областей, свидетельствуют сообщения, содержащиеся в древнекитайских исторических сочинениях. Китайцам был известен центрально азиатский народ юэчжи, являвшийся частью народа сэ, т.е саков. Таким образом, оказывается, что саки жили не только в Средней Азии, а и дальше на восток за Тянь-Шанем в степях, в пустынях Северо-Западного Китая — в Джунгарии и Западной Монголии, а временами доходили до Северного Китая — Ордоса. Из этого вытекает, что и в других областях распространения культуры, получившей в археологии название скифской или скифо-сибирской, о населении которых нет письменных данных, обитали родственные сакам и скифам ираноязычные народы. Это подтверждается топонимикой — наукой, изучающей географические названия. В Южной Сибири такого рода названия встречаются вплоть до Енисея. [8]

Столь широкое распространение ираноязычного населения от Дуная, составлявшего, по Геродоту, западную границу заселенной скифами страны — Скифии, до Енисея на востоке, по всей полосе степного, лесостепного, а также горного ландшафтов Евразии относится еще к эпохе бронзы, когда по всей этой территории выступают сходные андроновско-срубные археологические культуры, со времени которых и начинается продолжительный иранский период истории, охвативший в дальнейшем, кроме Южной Евразии, значительные части Передней Азии, Пакистана и Индии. Историческое значение этого периода огромно; в течение его сформировался ряд современных народов с восходящими к нему традициями, определяющими их национальные особенности. Культурные элементы этого периода вошли в национальное достояние и многих других народов, относящихся к иным, неираноязычным лингвистическим семьям, как проживающим на территории, ранее населенной иранцами, так и по соседству с ней, но формировавшимся под иранским влиянием.

«Земля, на которой жили кочевые племена, называлась Тураном, а где жили оседлые иранцы — Арьянем Вейджью»

Колонка украинского историка о древних кочевниках Евразии. Часть 2

Ярослав Пилипчук продолжает цикл публикаций в «Реальном времени», рассказывающих о ключевых периодах тюркской истории. В сегодняшней колонке украинский историк завершает рассказ об этногенезе и миграциях киммерийцев и скифов.

Туран и Арийский простор

Вражда скифов с мидийцами наверняка была вызвана тем, что скифы часто были союзниками ассирийцев. В Палестине скифы могли бы оказаться лишь как наемники на службе у Ассирии. В аккадских документах и далее после победы скифов над киммерийцами упоминались гиммири, правда, один из таких гиммири носил имя Сакита. В аккадских документах Нововавилонского царства и Персии под этим наименованием часто упоминались скифы. В аккадской части Бехистунской надписи вместо сака упомянуто гиммири. В «Книге Иеремии» в Библии скифы упомянуты как владение Ашкеназ, одно из трех царств, которые были вассалами Мидии. Другие два — Минни (Манна) и Арарат (еще известный в Библии как Дом Тогармы).

Читайте также  Преобразования в государственном управлении

Часть скифов, которые не желали покоряться мидийцам, мигрировали на запад и вместе с лидийцами и греками приложили усилия в уничтожении киммерийцев. Что касается начала киммерийской миграции из северокавказских степей в Малую Азию, ее можно датировать серединой — последней четвертью VIII века до н. э. Тогда же очевидно скифы переселились из территории на восток от Волги и Урала на земли до Дона. Часть скифов, преследуя киммерийцев, оказывала влияние на политику Передней Азии в VII веке до н. э. и была побеждена только в конце VII века до н. э. мидийцами на Южном Кавказе. Часть этих скифов очевидно переселилась назад в прикавказские степи. Это и послужило причиной для сложения второго рассказа о гегемонии скифов в Азии. Описывая события конца VI века до н. э., скифы уже локализовались Геродотом на запад от Танаиса (Дона). К востоку от Дона селились савроматы. Экспансия скифов на запад была отмечена Геродотом в рассказе о персидско-скифской войне, где несколько народов отказались поддержать скифов, в том числе фракийское племя агафирсов.

Относительно более восточных пространств мы имеем указание в древнеперсидских источниках. Земля, на которой жили кочевые племена, называлась Тураном. Авестийские туры жили на среднем течении Сырдарьи и в районе гор на восток от нее. В «Фарвардин-яште» туры упомянуты вместе с дахами (предками парфян). Пехлевийские и авестийские источники не знали о массагетах.

Фирдоуси же сообщал о том, что Сальме (Сайриме) в удел достался запад, а Туру — Чин и Туран. Сайрима, Тура и Арья были сыновьями Траэтаоны. Необходимо отметить, что война с саками была зафиксирована в Бехистунской надпии, когда Дарий І вынудил покориться правителя сака-тиграхауда Скунху. В одной из древнеперсидской надписей упомянуты сака парасугудам, то есть засогдийские саки. Дарий сообщал, что его владения простираются от территорий этих саков до Куша. В иной надписи упоминались сака парадрайа, то есть заморские саки, которые напали на Дария около 519 года до н. э. В надписи Дария из Персеполя указано, что ему были подвластны саки. В надписи Дария из Накш-и Рустам сообщалось, что персам покорялись сака хаомаварга и сака тиграхауда. Эти самые племена упоминались в надписи Дария из Сузы. В надписи Ксеркса из Персеполя также упоминались сака хаомаварга и сака тиграхауда как подданные.

Индусы же знали две части Центральной Азии. Северную часть они называли Сакадвипой, а южную — Арьядвипой. У них было похоже с иранцами видение географии региона. Земли, где жили оседлые иранцы, в «Авесте» названы Арьянем Вейджью (Арийский простор — прим. ред.), а земли, где жили кочевники, называли Тураном. Геродот отмечал, что персы называют всех скифов саками. Сака-хаомаварга у него называются амюргиями, а сака-тиграхауда скифами-ортокорибантиями. Скифы также жили в Сакесине (Шакашене).

Киммерийцы. Изображение с ионийского саркофага на Клазомен. Середина VI в. до н. э. Фото cont.ws

Дахи — это массагеты?

Отмечалось, что название «скифы» им дали греки. Самоназвание же скифов было скуда. При этом упомянутое у Геродота самоназвание Skulata характерно для скифского языка, где d могло переходить в l. Имя Скилур происходило от скифского Skidura (Побеждающий), Палак происходило от скифского Paralatai, которое в свою очередь восходило к авестийскому Paradata. Греческая форма названия скифов возникла в VII – VI веках до н.э. А. Иванчик предполагал, что скифы относились к северо-восточным иранцам, но их язык был более близким к древнеперсидскому чем считалось ранее.

Е. Грантовский предполагал юго-восточную филиацию скифов. С. Кулланда убежденно придерживался этой точки зрения, что вызвало дискуссию с А. Иванчиком. В любом случае язык скифов был архаичным древнеиранским языком. Что касается саков в поздних клинописных источниках, в Вавилонском документе VI века до н.э. упомянут сак Демиши, сын Тумуну, который был свидетелем одного договора. Упомянут также старшина гиммиру Тирипарна и его брат Тирибаз, которые приходились сыновьями Хумата. Они были саками или персами, поскольку гиммиру не имело в древневосточных документах ярко выраженого этнического наполнения, в отличие от термина сак.

Рядом с саками жили и племена иного происхождения. В авестийских источниках они упомянуты как Даха или Дахна. Они рядом с айриа, сайрима, туирийа и сайну упомянуты как те, кто исповедует зороастризм. Геродот обозначал даев как одно из персидских кочевых племен. В так называемой девовской надписи Ксеркса в Персеполи они упомянуты вместе с сака хаомаварга и сака тиграхауда как часть Ахеменидской империи. Дахи охарактеризованы как подданные Ксеркса. Арриан упоминал о дахах в составе войска Дария ІІІ в битве при Гавгамелах на том фланге, где воевали бактрийцы и арахозийцы. Курций Руф упоминал о массагетах. Согласно биографам Александра Македонского, дахи или массагеты были конными лучниками. Клавдий Птолемей в «Географии» и Тацит в «Анналах» локализовали страну дахов в пустыне. Р. Шмитт считает этой пустыней Каракум. Похожего мнения придерживался С. Кляшторный.

Плиний сообщал, что около 300 года до н.э. дахи вторглись в Маргиану и Арею. Они уничтожили города Александрия и Геркаклея. Страбон зафиксировал продвижение дахов далее на запад. Они вторглись в Гирканию. Часть этих племен носила название парнов (спарнов). Страбон локализировал их на Оксе (Сырдарье). Из числа парнов происходил вождь Аршак, который основал Парфянское царство. Необходимо отметить, что у Геродота было указано, что Кир поплатился за попытку покорить массагетов своей жизнью.

Вавилонский историк Бероз сообщал, что Кир погиб вблизи Сырдарьи. Таким образом, можно утверждать о тождественности дахов и массагетов. Поздние историки, такие как Диодор Сицилийский, утверждали, что дахи жили на Танаисе. Необходимо отметить, что предки парфян принадлежали к одной и той же самой археологической культуре (прохоровской), что и сарматы. В любом случае дахи были частью скифо-сарматского мира.

Необходимо отметить, что покорение тех же сака-тиграхауда было достаточно условным. На рельефе, который сопровождал текст Бехистунской надписи, Скунха в отличии от правителей других стран, подвластных персам, изображен в треугольной шапке, но не с непокрытой головой. Саки ни разу не названы бунтовщиками, в отличие от других. На смену Скунхе Дарий назначил вождя из среды самих саков. Персидский шах был заинтересован в лояльности скифов, то есть можно предположить, что персы дарили подарки кочевникам за то, что те обязались служить персам. До реального подчинения персидской администрации было далеко.

Мидяне в битве со скифами. Изображение с цилиндрической печати VI—V вв. дон. э. Фото cont.ws

Земля обетованная

Единственной скифской землей, которая реально была подвластна персам, была Сакасена, упомянутая Геродотом. Она перешла к персам как вассал мидийцев. Арриан знал о племенном союзе даев. Эллины их называли массагетами. Их родину он локализовал на реке Аракс. Принимая во внимание ограниченные знания греков и римлян можно предположить, что граница персов с дахами проходила по нижним течениям Сырдарьи и Амударьи, а также по Узбою. Вторжения парфян в значительной мере были подготовлены войнами диадохов. Поки македонцы, Селевкиды, Птолемеи воевали между собой, дахи занимали периферийные регионы и подготовили отвоевание некоторых провинций.

В 280 году до н.э. Аршак привлек саков в свое войско из дахов для того, чтобы противостоять Антиоху ІІІ. В середине ІІІ века. до н.э. Аршак (Тиридат) ІІ объединил племена парнов в единое государство. После этого они вторглись в провинцию, которую называли Парфией, и покорили местное западноиранское население, которое называло само себе пахлаван. Отсюда и индийское название парфян — пахлавы. С этого момента государство дахов стало называться Парфянским царством. Правители стали чеканить свои монеты с греческой легендой. На монетах были изображены Аршак І и Аршак ІІ в традиционных скифских шапках.

Страбон указывал, что апарны-даи были мигрантами из области даев, которые живут вбизи Меотиды. Их еще называют ксандиями или париями. От этих скифов происходит Арсак. Одни считали его потомками скифов (даев), другие — бактрийцев. Помпей Трог упоминал, что Арсак был неизвестного происхождения и воспользовался междоусобицей между Антиохом и Селевком, а также поражением Селевкидов от галатов (кельтов). Селевк ІІ сделал попытку отвоевать сатрапии, но парны, призвав на помощь скифское племя апасиаков, победили Селевкидов. Арсак победил правителя Парфии Андрагора, а потом завоевал Гирканию. Указывалось, что происхождение Арсака неизвестно, но он был великим воином. Интересно, что Парфия в древнекитайских источниках называлась Аньси (Ansek), то есть ее название было производным от имени основателя (Аршак). В пехлевийских документах династии Сасанидов собственно Парфия называлась Апаршахр. В армянских источниках эта территория называлась Апар.

О территории расселения сака-хаомаварга и сака-тиграхауда высказывались разные гипотезы. С. Толстов, К. Акишев, В. Григорьев считали, что они жили в Семиречье и на Тянь-Шане. Этой же точки зрения придерживается Б. Муратов. Но это входит в противоречие со сведениями древнеперсидских надписей о сака-парасугудам, то есть о скифах за Согдом. В. Шуховцев локализовал их у Сакастана. С. Кляшторный отмечал, что саки составляли пятнадцатую сатрапию. М. Дандамаев и В. Струве локализовали их в Закаспии. В. Григорьев и К. Акишев также отмечали, что саки могли занимать район Шаша, Северной Киргизии, Южного Казахстана.

К. Акишев включал в земли скифов еще районы Южного Приуралья и Горного Алтая. И. Пьянков локализовал сака-хаомаварга на Памире и даже на Гиндукуше. Индийские исследователи локализовали шака на северо-восток от горных хребтов, отделяющих Индию от Центральной Азии. Необходимо отметить, что островерхие шапки были свойственны не только одним сакам-тиграхауда, а были характерны для многих скифов. А. Херрман отождествлял сака-тиграхауда с массагетами. Его точку зрения поддержали В. Хинц, Р. Фрай, М. Дандамаев, И. Пьянков, Б. Литвинский. А. Немировский считает это предположение неаргументированным, поскольку сака-тиграхауда тождественны скифам-ортокорибантиям (скифам с острыми шапками). Персы не особо рекламировали покорение сака-тиграхауда, что было бы неприродно, если бы Дарий І победил и покорил врагов Кира.

«Острошапочные» саки. С рельефа из Персеполя. V в. до н. э. Фото cont.ws

Мы пришли к следующим выводам. Киммерийцы, которые были потомками населения срубной культуры, были одной из частей арийского мира. Лишь одна из частей киммерийцев переселилась на Южный Кавказ, а потом в Малую Азию. Это переселение было вызвано давлением со стороны скифов. Дружественные отношения с носителями кавказских языков позволили киммерийцам, отступая через побережье Черного моря и горы, оторваться от скифов. Гибель вождества киммерийцев в Малой Азии была обусловлена недальновидной политикой их вождей, которые, кроме нападения на ассирийских вассалов, беспокоили набегами всех соседей. История малоазийских, то есть каппадокийских, киммерийцев нам больше всего известна благодаря данным древневосточных ассирийских аккадских и древнегреческих античных источников. Скифы пришли на Южный Кавказ, преследуя киммерийцев. Они основали в этом регионе царство, которое вступило в союз с Ассирией. Также скифы вошли в союз с лидийцами и греками во время борьбы с киммерийцами. В начале VI века до н. э. скифское царство на Южном Кавказе стало одним из данников Мидии, а те, кто не желал покориться, укрылись в Лидии. История центральноазиатских скифов слабо освещена вследствие фрагментарности сведений нарративных источников и взаимоисключающих гипотез исследователей.

Справка

Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кыпчак в XIII веке».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: