Формирование и становление первых государств

Формирование и становление первых государств

После эпохи первобытности наступило новое время – период формирования и становления государств. Этот этап был следствием накопления движущих факторов в социальной, духовной и экономической сферах жизни первобытного общества. Человеческие объединения и племена разрастались и с течением времени стали нуждаться в организации разделения труда, в защите от внешних врагов, в социальной дифференциации общества. Такие функции могло выполнить мудрое правительство, появление авторитета которого стало возможно только в условиях зарождения государственности.

Причины возникновения древнейших государств

  • Имущественное и социальное неравенство,
  • Деление общества на классы,
  • Усложнение процесса управления.

Создание аппарата власти

  1. обеспечивавшего господство одной группы населения над другими;
  2. защищавшего от опасности извне;
  3. решавшего проблемы управления;
  4. уважившего конфликта.

Скифы и Греки

Торговля сблизила греков и скифов настолько, что образовались смешанные, так называемые, «эллиноскифские» поселения и даже государство – Боспорское царство, достигшее значительного процветания. Греческое искусство переплеталось с «варварским», скифским (немало шедевров).

Первые древнейшие государства на территории нашей страны

Урарту (Закавказье)

1) IX — VI века до н.э.

2) Ирригационное земледелие, скотоводство, садоводство, ремесла, архитектура

3) Деспотия с неограниченной властью верховного владения

4) Завоевательные походы против Ассирии и соседних племен. Пало под ударами скифов и др. соседей.

Средняя Азия

Сер. I тыс.-2 пол. VI в. до н.э.

Орошаемое земледелие, разведение хлопка, торговля (выгодное геогр.положение), ремесла, архитектура.

Были завоеваны персами, затем А. Македонским, потом вошли в состав др. государств.

Северное Причерноморье

Посредническая торговля (между Грецией и местными племенами), с/х (зерно, масло, вино), ремесло.

Города – полисы с демократической формой правления (Ольвия, Херсонес). Боспорское царство – монархия.

Перестали быть самостоятельными. Стали вассалами Рима. Уничтожены в дальнейшем гуннами.

III в.до н.э. – III в.н.э.

Делились на земледельцев и скотоводов (кочевников), владели ремеслами. Торговля

власть принадлежала царю. Рабство не прижилось. Основная рабочая сила – свободные общинники.

Торговля с греками. Уничтожено готами, растворились среди других племен.

  • Завоевание государств Средней Азии
  • Формирование Абсолютизма в XVII веке
  • Российское государство при первых Романовых

Все факты древней истории основываются только на догадках, предположении и теории вероятности. Никто не может сказать, что было тысячи лет назад и, в какой период начала развиваться, например, социальная сфера жизни. По моему мнению, нынешнее общество отличается от древнего всего лишь восприятием мира и себя в нем.

Это не всегда так. Далеко не все факты основаны на догадках и теориях. Многие из них основаны на исторических источниках, как письменных, так и вещественных. Здесь можно отметить, в первую очередь, достижения археологии. Ведь предметы, которые находят ученые, совершенно реальные, а не выдуманные.

Государство как институт был создан и до сих пор функционирует как инструмент, сглаживающий противоречия между антагонистичными группами социума, населяющего страну. Появление государств логично связывать с появлением неравенства. Особенно это проявилось там, где смогли произвести излишки продукта.

В качестве уточнения хочется сказать, что скифские племена делились не на 2, а на три группы: скифы-пахари, скифы-кочевники и царские скифы, которые в основном состояли из воинов и главным занятием которых была война и сбор дани с других племен. Часть воинов составляла гвардию царя. Они постоянно кочевали по степи вместе с царским родом и военной знатью. Они охраняли царя и были его слугами. Вожди же других племен подчинялись царскому скифу в политических и военных вопросах.

Хочется немного подправить причины возникновения древнейших государств. Деление общества на классы является скорее следствием имущественного и социального неравенства, а не еще одной причиной. Во-вторых, стоит упомянуть о совместной обработки земли. Например, возникновение оросительных систем.

История возникновения государства и теории их происхождения

Государства возникали и формировались разными путями. Выделяют восточный путь, начавшийся на на Древнем Востоке и продолжавшийся в Африке, Америке. Особенность этого пути в «азиатском способе производства». Главными факторами являются: земельная община, коллективная собственность, переход родоплеменной знати в чиновничий аппарат управления. Коллективная собственность переходит в государственную. Классовая дифференциация не наблюдается здесь отчетливо. Государство одновременно организовывает производство и эксплуатирует работников – сельских общинников.

По-другому возникали государства в Южной Европе, где ведущую роль играло классовое расслоение, которое произошло в результате интенсивного формирования частной собственности. Сюда относятся возникновение Древней Греции, Рима. В Риме долгое время противоборствовали две группы свободных членов родоплеменного общества: патриции и плебеи. Это тоже оказало существенное влияние на классовое расслоение.

На вопрос возникновения государств в западной и восточной Европе существует несколько точек зрения. Сторонники первой точки зрения говорят о разложении первобытных отношений и зарождении феодальных (Россия, Германия). Вторая точка зрения сводится к тому, что после разложения родового строя наступает период длительный по времени, когда родовая знать определяется в особую группу, обеспечивает себя привилегиями, захватывает большую часть собственности. Крестьяне при этом не теряют своей свободы и имеют в собственности землю. Такой тип государства называется профеодальным.

В России IX-X вв формой государственности были города-государства Новгород, Псков, Суздаль с общинным устройством и общим собранием – вече. Эти города повлияли на формирование государственно-правового управления. Общественные отношения регулировали обычное и договорное право. В 862 г. новгородцами на княжение был приглашен Рюрик. Он не имел права собирать налоги, город просто оплачивал его работу.

Пути возникновения государства различны, существует несколько теорий.

Теологическая теория происхождения государства

К родоначальникам этой теории можно отнести Августина, Фому Аквинского. Древнейшая из теорий отражает теократические черты первых государств: законность культа и его обрядов, роль жрецов, соглашение между религиозной и светской властью.

Согласно данной теории творцом всего является Бог. Поэтому сущность государства, его природу познать невозможно, так как это божье творение. Теория не отрицает существование земного государства и поддержание в нем порядка. Благодаря этой теории престиж государства и государственной власти был высоко поднят. Теория к тому же осуждала преступность, способствовала утверждению порядка в обществе.

Патриархальная теория возникновения государства

Этой теории придерживались в Древней Греции и Риме, она была распространена во времена средневекового абсолютизма и дошла до наших дней. Родоначальником можно считать Аристотеля, который считал, что государство – это естественная форма человеческой жизни. Вне государства человек осуществлять общение, деятельность не может. Человек – это общественное существо, он стремится объединится с себе подобными, образовать патриархальную семью. Когда таких семей создается множество, происходит образование государства. Аристотель приравнивал власть государства к отцовской власти.

Л.Филмер в абсолютистской Англии, ссылаясь на патриархальную теорию, доказывал то, что королевская власть была дана Адаму Богом, поэтому он не только отец человеческого рода, но и властелин.

Патриархальная теория развивалась и в России. М.Н.Покровский считал, что древняя государственная власть развивалась из власти отцовской. У русского народа глубоко заложена вера в «отца народов», хорошего царя, вождя не без влияния патриархальной теории.

Теория договорного появления государства

Теория тоже древняя. Древнегреческие софисты считали, что люди объединились на договорных началах для того, чтобы обеспечить справедливость. Эпикур провозглашал, что государство покоится на взаимном договоре.

Сторонников этой теории было много во всех концах света: Г.Гроций, Б.Спиноза, А.Радищев, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. Люди изначально находились в определенном естественном состоянии и обладали правами и свободами от рождения. Гоббс считал, что это состояние «войны всех против всех». Затем ради достижения мира люди заключили общественный договор и передали часть своих прав государству, обещая подчиняться ему. Государство должно было сохранить неотчуждаемые права человека: свободу, безопасность, право собственности.

Руссо считал, что договор – основа законной власти. Каждый, кто договаривается, должен подчиняться общей воле (государству), став его участником. Суверенитет принадлежит народу в целом, правитель уполномочен народом, он отчитывается перед ним и сменяется по его воле.

Учение Гегеля и теория завоевания

Г.В.Гегель создал свою теорию происхождения государства. Основой государства он определил «мировой разум» – абсолют духа и разума. Государство, по мысли Гегеля, не может служить отдельным лицам и не может создаваться ими. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не может быть представителем чьих-то интересов, оно является абсолютной самоцелью. Государство имеет цель в себе, высшую из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность личности – быть достойным членом государства.

Гегель не признает суверенитет народа как основу государства и идею демократии, вытекающую из него. По утверждению Гегеля народ не знает, чего хочет «разумная воля» и чего он хочет сам, поэтому верховная власть не может выражать интересы народа.

Читайте также  Денежная реформа витте

В начале XX века стала распространяться теория насилия (завоевания). Опираясь на исторические факты, основоположники теории считали войны и завоевания основой государства. Л.Гумплович утверждал, что все государства возникли при помощи актов насилия.

Ирригационная, органическая и марксистская теории происхождения государства

Необходимость строительства и эксплуатации огромных ирригационных сооружений в Месопотамии, Египте, Индии, Китае сделало возможным образование государства. Хозяйственные процессы выделили класс чиновников – управленцев, которые стали злоупотреблять своим положением и порабощать общество. Основателем ирригационной теории является К. Виттфогель и его работа «Восточный деспотизм». Он называет этот период гидравлическим или агроменеджериальным.

Органическая теория, сторонниками которой являются Спенсер, Вормс, утверждает, что государство сформировалось при естественном развитии. Государство появилось вместе с людьми и является творением сил природы.

Марксистская теория появления государства хорошо раскрыта в работе Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Для данной теории характерен материалистический подход. Возникновение государства связано с появлением частной собственности, возникновением классового общества и классовым антагонизмом.

Ленин говорил о государстве как об аппарате для применения насилия, поддержания господства одного класса над другим.

«Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий» – в этом суть марксистской теории.

§ 3. Возникновение и историческое развитие государственности

Человек как биологический вид существует более двух миллионов лет. Примерно 40 тысяч лет назад появился предок современного человека — кроманьонский человек. Самые первые государства возникли около пяти тысяч лет назад, на рубеже четвертого и третьего тысячелетий до нашей эры; таким образом, государственность — относительно недавнее изобретение человечества.

Долгое время люди жили родовыми общинами. Родовая община объединяла несколько поколений родственников, ведущих совместную хозяйственную деятельность и обладающих общим имуществом. Экономика первобытнообщинного строя характеризовалась как экономика присваивающая. Люди занимались собирательством, охотой, рыбной ловлей, т. е. присваивали готовый природный продукт, практически не организуя какую-либо производственную деятельность.

Каждое общество предполагает определенную степень организованности, упорядоченности, без этого оно просто не сможет существовать. Поэтому в любом обществе имеются регулятивные системы, выражающиеся в на- линии властеотиошеиий. Управление в первобытном обществе характеризуется существованием институтов общественной власти: общее собрание членов рода, на котором решались наиболее важные вопросы; старейшины и военачальники, которыми становились наиболее опытные, авторитетные со-племенники; на более поздней стадии развития родоплеменного строя — это племенные вожди, советы старейшин, военачальников. В первобытном об-ществе не было людей, которые занимая определенные должности, профес-сионально осуществляли бы управленческие функции, не было особой пуб-личной власти.

Первобытное общество, базирующееся на присваивающей экономике — это общество относительно однородное, люди различались лишь по возрасту, полу, родовой и племенной принадлежности, религиозным верованиям.

Тысячелетиями первобытное общество существенно не менялось, оставались в том же виде и институты управления. Процесс возникновения государственности связывается с так называемой неолитической революцией. Этим понятием обозначается переход от присваивающей к производящей экономике, т. е. от собирательства, охоты, рыбной ловли к земледелию, скотоводству, к широкому развитию производства металлических, керамических и других изделий. Неолитическая революция началась примерно 10-12 тысяч лет тому назад и растянулась на несколько тысячелетий. Употребление термина «революция» здесь вполне уместно, поскольку этот процесс коренным образом изменил не только экономическую, но и все остальные сферы жизни человеческого общества.

В результате перехода к производящей экономике, развития общества, накопления общественного богатства, роста численности населения произошла более глубокая дифференциация общества; усложнились социальные связи между людьми. Такое усложнение социальной жизни объективно потребовало реорганизации управления обществом. Появились специальные должностные лица, органы, которые осуществляли только управленческие функции — руководство определенной сферой общественной жизни (сбор налогов, строительство общественных сооружений и т. д.), карательную и военную политику. Постепенно сформировался государственный аппарат, и стало возможным говорить об особой публичной власти, выделившейся из общества и управляющей обществом. Таким образом, государство возникло как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономического, которое обуславливает и эволюцию, преобразование других сфер жизни общества.

Вопрос о происхождении государственности — один из дискуссионных в юридической науке, существуют многочисленные концепции, по разному объясняющие появление государств, они будут рассмотрены в последнем разделе.

Следует иметь в виду, что и в рамках историко-материалистической концепции нет единства мнений на различные аспекты происхождения госу-дарственности, поскольку изучаемые процессы происходили достаточно дав-но, и нет полной уверенности в адекватности их моделирования. Обычно в учебной литературе историко-материалистическая концепция происхождения государства излагается в большем объеме. Для более глубокого понимания рассматриваемых здесь вопросов можно ознакомиться с учебниками: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996. С. 47-72; Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Венгерова. М., 1995. С. 21-48. В этих изданиях тема «Происхождение государства и права» получила наиболее полное и оригинальное изложение.

Государство как особая организация власти, как самостоятельный институт жизни общества, находится в постоянном развитии. Несколько тысячелетий, веков и даже десятилетий тому назад государства были совсем не такими, какими они являются в настоящее время. Рассмотрим основные вехи в историческом развитии государства для того, чтобы уяснить основные тенденции в совершенствовании данного института, разобраться в сущности со-временных государств.

Говоря об истории развития государственности, обычно используют категорию «тип государства», или «исторический тип государства».

Тип государства — это совокупность общих признаков, свойственных определенной, как правило, исторически обособленной группе государств.

Ранее в отечественной юридической науке при изложении данного вопроса использовался только так называемый формационный подход к истории развития общества. Сейчас получил распространение и другой подход — цивилизационный. Рассмотрим оба подхода.

Формационный подход к типологии государств был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права.

Таким образом, в соответствии с формационным подходом к истории развития общества исторический тип государства — это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам одной общественно-экономической формации. Типы государств в обществах, расколотых на антагонистические классы: рабовладельческое государство (основная ха-рактеристика- политическая власть находится в руках рабовладельцев); феодальное государство (политическая власть находится в руках феодалов); буржуазное государство (политическая власть — у буржуазии). Государство при социализме и в переходный период к коммунизму является социалисти-ческим, оно выражает волю всего народа.

Движущая сила последовательной смены исторических типов государств- классовая борьба, а сам этот процесс предопределен социально- экономическим развитием общества. Смена типа государства означает изменения в политической надстройке общества, которые вызваны развитием самого способа производства, производительных сил, требующих изменения и производственных отношений.

Процесс смены исторических типов государства характеризуется объективностью: в целом он не зависит от воли и сознания людей, различные субъективные факторы могут ускорить или замедлить этот процесс, но не прервать или повернуть его в другую сторону.

Имеет ли смысл в настоящее время обращаться к формационному подходу? Быть может, он уже стал достоянием истории вместе с марксизмом- ленинизмом? Представляется возможным говорить об определенной познавательной ценности формационного подхода к истории развития общества, но лишь на ограниченной территории и лишь до 20-30-х годов XX века. После первой мировой войны началось активное вмешательство государства в экономику, постепенное сглаживание социальных противоречий, международное сотрудничество государств на основе признания прав человека (в том числе и социально-экономических), создание гарантий для их соблюдения, повышение уровня благосостояния всех членов общества. Индустриально развитые государства эволюционировали, приобрели новое качество.

Существует несколько трактовок цивилизационного подхода к типологии государств.

Наиболее часто термин «цивилизация» употребляется в качестве синонима культуры вообще и обозначает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях (см.: Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. М., 1989. С. 678). Таким об-разом, можно говорить о цивилизациях древних и современных (и о соответ-ствующих типах государств), о цивилизациях западных и восточных (и о со-ответствующих типах государств), о цивилизациях доиндустриальных, инду-стриальных и постиндустриальных (и о соответствующих типах государств) и т. д. Выше речь уже шла о тесной взаимосвязи общества и государства (см. социологическое понятие государства), поэтому определенный познаватель-ный смысл имеют и типологии государств, основанные на типологиях обще-ства, существовавших человеческих цивилизаций, особенности которых обу-словили своеобразие тех или иных государств.

Именно с юридической точки зрения более ценным представляется ци- вилизационный подход к типологии государств, основанный не на внешних, а на внутренних особенностях функционирования государственности.

Читайте также  Завершающий этап послевоенного урегулирования: вашингтонская конференция

Традиционные государства. Под ними подразумеваются прежде всего рабовладельческие и феодальные монархии. Здесь народ не является источником государственной власти, государство обладает практически неограниченными полномочиями в отношении большинства населения, отрицается равноправие людей, наличие у них естественных прав.

Современные (конституционные) государства, под которыми понимаются в основном буржуазные республики и конституционные монархии. Народ является источником государственной власти, им формируются законодательные органы, государство подчинено обществу, сфера его деятельности ограничена (прежде всего конституцией, поэтому современные государства называют и конституционными), признаны и гарантированы права человека.

В следующих темах по теории государства будет продолжена характеристика традиционных и современных государств. Это самая общая класси- фикация, существуют и другие, уточняющие и дополняющие ее. Кроме того, следует иметь в виду и то, что множество государств находится на разных стадиях перехода от традиционных к конституционным государствам.

Традиционные и современные (конституционные) государства разительно отличаются друг от друга по всем параметрам. У них различные способы возникновения, сущность, функции, политический режим, государственный аппарат и принципы его организации и деятельности, форма правления, форма государственного устройства; наконец, иная и вся политическая система соответствующих обществ. На эти отличительные черты будет обращаться внимание по ходу изучения теории государства.

Можно остановиться на различиях в способах возникновения и в сущности традиционных и современных (конституционных) государств.

Традиционные государства возникли стихийно в глубокой древности, в процессе разложения первобытнообщинного строя и преобразования институтов общественной власти под влиянием ряда факторов, основным из которых был переход от присваивающей к производящей экономике, так называемая неолитическая революция. Зачатки современной (конституционной) государственности возникают в Новое время в период буржуазных революций, путем революционных или эволюционных изменений различных государств. Этот процесс продолжается и в настояние время.

В сущности традиционных государств если и не преобладала, то играла значительную роль одна сторона; государство выступало в качестве орудия для подавления эксплуататорских классов, в качестве средства принуждения. Что касается современных (конституционных) государств, то в них значение государства как средства принуждения ограничено в основном сферой отклоняющегося поведения отдельных лиц, государство выступает прежде всего в качестве инструмента организации общественной жизни.

Ознакомиться с различными подходами к типологии государств можно, обратившись к учебникам: Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Венгерова. М., 1995. С. 84-102; Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996. С. 285-301.

Формирование и становление первых государств

Формирование классовых обществ и первых государств с бюрократическим аппаратом управления и принуждения, развитой системой налогообложения. Нарастание неравномерности темпов исторического развития различных регионов планеты (IV — III тысячелетия до н.э.)

В период бронзового века происходит формирование первых цивилизаций Древнего Двуречья(Месопотамии) и Древнего Египта.

Шумер. В Месопотамии развитие цивилизации зависело от ирригации, которая должна была упорядочить разливы рек Тигр и Евфрат. С этой задачей справились около середины IV тысячелетия до н.э. Примерно в это же время в Южной Месопотамии появляются первые шумерские племена и возникает Урукская культура. Она характеризуется созданием основ шумерской цивилизации, появлением классового общества и государственности. Около конца IV — начала III тысячелетия до н.э. возникает пиктографическая письменность, потребность в которой связана с необходимостью строгого учёта возникшего сложного и разнообразного храмового хозяйства. В первой половине III тысячелетия Южная Месопотамия доминирует в регионе в экономическом и политическом отношении над жившими севернее аккадцами и хурритами. Совершенствуется ирригационное земледелие, увеличивается число изделий из металла, появляются и первые бронзовые орудия. Быстрыми темпами развиваются рабовладельческие отношения, совершенствуются органы государственной власти со всеми характерными атрибутами: войском, чиновничеством, тюрьмами и т.д. История Шумера этого времени делится на три раннединастических периода. В XXVIII — XXIV вв. до н.э. последовательно возвышаются и получают гегемонию города Киш, Урук, Ур, Лагаш, Умма. В XXIV — XXIII веках до н.э. Шумер подпадает под власть аккадских правителей, наиболее влиятельным из которых был Саргон, в результате деятельности которого вся Месопотамия и некоторые сопредельные области были объединены под властью одного правителя. В XXII веке до н.э. территория Шумера была завоёвана кочевыми племенами кутиев (гутиев), власть которых была свергнута основателями III династии Ура (XXII — начало XX веков до н.э.). В это время существенные изменения происходят в экономике, общество приобретает ярко выраженный рабовладельческий характер, ведется грандиозное строительство. Совершенствуется такой тип храмовой постройки Месопотамии, как зиккурат. Государственное устройство Шумеро-Аккадского царства в период III династии Ура приобретает типичные черты восточной деспотии, в стране появляется значительная прослойка чиновничьей бюрократии. Совершенствуется письмо, создаётся и записывается миф о Гильгамеше, где впервые в мировой истории мы встречаем легенду о всемирном потопе, которая потом с небольшими изменениями вошла в эпос многих народов, в том числе и в Библию. В начале XX в. до н.э. Шумеро-Аккадское государство гибнет под натиском соседних племён и народов.

Египет. Древнеегипетская цивилизация зарождается на берегах великой африканской реки Нил, и вся жизнь этой страны теснейшим образом связана с Нилом и созданием единой ирригационной системы.

В V — IV тысячелетиях до н.э. в Египте происходит процесс разложения первобытно-общинных отношений, появляются первые металлические изделия, увеличивается осёдлость населения, о чём свидетельствует наличие укреплённых поселений. В пределах небольших областей-номов появляются первые государства, которых насчитывалось несколько десятков. В конце IV тысячелетия до н.э. эти номы объединились в два крупных государства, охватывавших территорию дельты Нила (Нижний Египет) и собственно долину реки до первого порога (Верхний Египет). Они часто воевали друг с другом, пока правители Верхнего Египта, наиболее известными из которых были фараоны Нармер и Мина, не подчинили около 3100 года до н.э. Нижний Египет. Мина основывает общеегипетскую династию, которая считается Первой; фараоны ведут строительство, в это время появляются их роскошные захоронения, сопутствуемые погребениями десятков и сотен слуг и рабов. Первые две династии традиционно объединяют в рамках времени Раннего Царства (3100 — 2800 гг. до н.э.). В это время Египет превратился в высокоразвитое централизованное государство. Именно в эпоху Раннего Царства появляется иероглифическая письменность. III-VI династии считаются Древним Царством (2800 — 2250 гг. до н.э.), наиболее характерной деталью этого периода является строительство гигантских гробниц фараонов — пирамид. Фараон обожествляется, поэтому его заупокойный культ, главным элементом которого служит строительство пирамиды, становится важнейшей общественной функцией. В это время Египет превращается в централизованное бюрократическое государство с постоянной армией и огромным штатом чиновников, распределённых по разным ведомствам. Фараоны ведут завоевательную политику, подчиняя себе Синайский полуостров, Северную Нубию, Южную Палестину. Период Древнего Царства заканчивается грандиозными смутами, возникшими из-за сепаратистских тенденций правителей различных номов. В итоге единое государство распадается на ряд отдельных областей, потрясаемых социальными волнениями и войнами друг с другом. Этот период, продолжавшийся с 2250 по 2050 гг. до н.э., получил название Первого переходного.

Индская цивилизация. В V -IV тысячелетиях до н.э. на западной окраине долины реки Инд возникают первые земледельческие поселения, в IV тысячелетии складывается высокопродуктивная система земледелия, использующая поля, орошаемые разливами рек. Осваивается долина Инда и его притоков, в общинах развивается гончарное ремесло и обработка металлов. Во второй половине III тысячелетия складывается цивилизация, называемая Индской, или культурой Хараппы (по наиболее крупному центру), которая датируется 2300 — 1700 гг. до н.э. Для этой культуры характерно наличие крупных городов с четкой планировкой, монументальное общественное строительство, развитая система ирригации, наличие торговых и культурных связей с Южной Индией, Белуджистаном, Афганистаном, Ираном, югом Средней Азии. Известно о морской и сухопутной торговле с Месопотамией. Политическая история Индской цивилизации совершенно неизвестна, возможно, из-за того, что не расшифрована письменность культуры Хараппы, которая содержала около 400 рисуночных знаков. Есть основания предполагать, что эта цивилизация обладала развитыми государственными централизованными структурами, во многом аналогичными древнемесопотамским. В первой половине II тысячелетия города в долине Инда приходят в упадок, на их развалинах поселяются племена, пришедшие из Белуджистана. Причины упадка, очевидно, внутренние, так как никаких следов насильственного разрушения археологи не прослеживают. Возможно, причиной упадка послужило истощение почв, климатические изменения, последовавшие за интенсивной вырубкой лесов, социальные противоречия. В дальнейшем формирование классового общества и цивилизации в Индии начинается как бы заново, в иной исторической ситуации и на иной территории, а достижения культуры Хараппы были надолго забыты.

Читайте также  Оборонительная операция в белоруссии 1941 года (22 июня - 9 июля)

Пути формирования государства

Формирование государственности у народов мира шло разными путями. Первой страницей в истории постпервобытного общества длительная эпоха государственности народов, живших в IV тысячелетии до н.э. – I тысячелетие н.э. на территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии, в бассейне Средиземного моря. Первые государства возникли на базе рабовладельческих цивилизаций Древнего Востока – в Египте, Малой Азии, Индии, Китае. Наивысшего развития рабовладельческое государство достигло в античную эпоху – эпоху расцвета рабовладельческой античной государственности на Балканском полуострове, на побережье Малой Азии, островах Эгейского моря и на Аппенинском полуострове – в древней Греции и Древнем Риме.

Первая государственность на земле, возникшая на Древнем Востоке – в Египте, Вавилоне, – отличается особыми закономерностями, обусловленными спецификой египетской, вавилонской и иных современных им цивилизаций [37]. Возникновение государства на Древнем Востоке характеризуется следующими основными чертами:

— сохранением основных экономических и социальных структур первобытного строя (земельная община и слабое развитие индивидуальной собственности на землю; значительная роль коллективной собственности, в частности, коллективной собственности на рабов, которые принадлежали в основном государству, храмам);

— наличием институтов патриархального быта, а в отдельных странах — даже следов матриархата;

— первобытными формами рабства с сохранением домашнего рабства, где у раба имелась возможность пользоваться и распоряжаться своим имуществом и даже заводить семью.

Таким образом, для первой формы государственности, возникшей, в частности, в рамках египетской цивилизации, характерно появление государства (получившего в литературе название древневосточной деспотии) при отсутствии частной собственности на землю и, соответственно, отсутствии классов в понимании их как групп людей, разнящихся отношением к основным средствам производства. Первые государства на Древнем Востоке были одноклассовыми.

О «первичных» государствах в Месопотамии, Месоамерике, в Горном Перу пишет, в частности, А.Б. Венгеров: «Поселок (селение), в котором живут свободные общинники-земледельцы и который выделился в религиозный и хозяйственный центр из группы первоначальных селений, постепенно перерастает в административно-хозяйственный и религиозный центр — город-государство. Вместе с прилегающей к нему небольшой сельскохозяйственной местностью он становится городом-государством. Такой город-государство знает уже социальную дифференциацию, имущественное расслоение; разделение труда закрепляется территориально; формируется первоначальный аппарат управления. При этом формируются три центра управления, административного и идеологического лидерства: городская община, дворец и храм, что приводит к созданию разветвленного бюрократического аппарата».

Необходимость учитывать потребности свободных землевладельцев общинников — основной социальной и произвдительной силы раннеземледельческого общества — в земельных угодьях, в воде, ирригационных сооружениях, определять вклад в общественные работы (строительство каналов, мостов, дорог), создавать и учитывать общественные фонды, поступление дани, налогов, вести учет запасов и многое другое объективно привела к возникновению в первых городах-государствах разветвленных информационных систем, в которых фиксировались самые разнообразные сведения, вплоть до данных о каждом члене соответствующей семьи».

Таким образом, первичные государства либо опережали в своем генезисе такие фундаментальные социальные процессы, как формирование институтов «частной» собственности и классообразование, либо эти процессы шли параллельно, хотя и тесно взаимосвязано. «На самых первых, зачаточных этапах своего возникновения первичное государство, — пишет А.Б. Венгеров, — возникало одновременно с разделением общества на ранние классовые структуры — знать, зажиточных горожан, свободных общинников — земледельцев, ремесленников, зависимых лиц. Первичный аппарат складывается, как правило, из социальных структур управления земледельческой общины, но по своим функциям и отношению к общине, к прилегающим селениям он становится уже аппаратом города-государства. Классовая природа первичных государств четко определяется лишь с течением времени, когда расслоение общества и классобразование приводили к захвату государственного аппарата господствующим классом и приспособлению его к своим интересам и нуждам».

Другой исторический путь образования государства олицетворяют собой Древние Афины и Рим. Для античной государственности характерно становление через последовательное разложение родовой организации власти в ходе перехода от коллективной к частной собственности на землю и орудия производства. Так, на территории Аттики (Греция) до VII в. до н.э. Был первобытнообщинный строй. Племена — филы, населявшие Аттику, управлялись такими органами — племенной вождь (басилевс), совет старейшин, народное собрание. По мере разделения труда, развития денежного хозяйства родовые связи разлагаются. Свободные общинники теряют землю, растет долговая кабала. Увеличивается число рабов, в том числе за счет военнопленных. Родовые органы преобразуются в органы государства: функции басилевса переходят к 9 архонтам (старейшинам), выбираемым ежегодно из знати; племенной совет старейшин заменяется ареопагом, состоявшим из бывших архонтов; народные собрания, хотя и остаются, но теряют свое значение, вместо родовых (этнических) фил вводится территориальное деление; учреждаются новые органы (совет пятисот, коллегия стратегов), избираемые свободным населением вне связи с родовыми отношениями. Аналогичные процессы образования государства, с известной спецификой, шли в Древнем Риме. Как отмечается в литературе, возникновение рабовладельческих античных государств отнюдь не является универсальным путем формирования государственности, а отражает специфическую форму образования государственности, характерную лишь для Древней Греции и Древнего Рима, их уникальных цивилизаций.

И наконец, специфический ход генезиса государства прослеживается у большинства народов Западной и Восточной Европы. В ходе разложения первобытных отношений возникает феодальное государство, которое характеризуется такими чертами, как феодальное землевладение, пожалованное с правом наследования сеньором своему вассалу, обязанному за это нести службу; вассальная служба как система отношений личной зависимости одних феодалов — вассалов от других — сеньоров, сословная организация общества с присущей ей иерархией и юридическим неравенством сословий, их привилегиями, замкнутостью и несовпадением с классовой организацией; раздробленностью (как правило) суверенной власти. Феодальное государство — исторически первая форма государственности у таких народов, как древние германцы — племен, давших начало современным английской, немецкой, французской и некоторым иным европейским нациям. Особенности, обусловившие появление государства у большинства современных западных народов в период раннего среденвековья (VI -IX вв.), вызвали к жизни тип организации, отличающийся от «государства-города». Политическая специфика этой формы государственности была следствием сочетания структур власти, унаследованных от Римской империи , с христианством, культурой и укладом жизни германских племен.

Таким образом, эволюция общественной власти в родовой общине ву государственную власть не есть одномерная конструкция. Образование государства – многолинейный, многовариантный процесс. Так, пока недостаточно изучен вопрос о специфике происхождения государственности у восточных славян, о закономерностях их государственности. При разложении первобытного общества, как правило, образуются «архаичное государство», основанное на так называемом «азиатском способе производства» (Древний Восток, Африка, Америка, Океания). Как отмечается в литературе, «возможен и другой вариант развития, особенно характерный для Европы: первобытнообщинная формация при своем разложении дает прафеодальную формацию, которая лишь затем переходит в настоящий феодализм» [38]. Особый путь формирования государства – рабовладельческая (классическая) организация общества, которая, по мнению ученых, ни во что не приходит. Античные государства Древней Греции и Древнего Рима – пример государственности, возникшей, развившейся, достигшей цивилизационной высоты и заведший в тупик в рамках данной культуры – древнегреческой и древнеримской.

Сложность и неоднозначность конкретно-исторических процессов формирования государства обусловила различные точки зрения в науке на объяснение универсальных причин его появления. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения разных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или — взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и разви­тия государства и права. В основе этих взглядов и суждений всегда лежали различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.

Речь идет не только о классовых интересах и связанных с ними противо­речиях, как это длительное время утверждалось в нашей отечественной и отчасти в зарубежной литературе. Вопрос ставится гораздо шире. Имеется в виду весь спектр существующих в обществе интересов и противоречий, оказывающих прямое или косвенное влияние на процесс возникновения, становления и развития государства.

За время существования юридической, философской и политической науки были созданы десятки различных теорий и доктрин. Высказаны сот­ни, если не тысячи противоречивых предположений. Вместе с тем споры о природе государства, его сущности, причинах, истоках и условиях возник­новения продолжаются и по сей день.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: