Комитет 6 декабря и его проекты
КОМИТЕТ 6 ДЕКАБРЯ
КОМИТЕТ 6 ДЕКАБРЯ 1826 ГОДА — принятое в литературе название совещательного органа при российском императоре Николае I, первого из секретных комитетов, созданных в его царствование, — Комитета для рассмотрения разных предположений касательно улучшения в государственном устройстве.
Учреждён рескриптом Николая I, данным 6(18) декабря 1826 года на имя председателя Государственного совета графа В.П. Кочубея (председателя комитета), с целью разбора проектов преобразований, которые хранились в бумагах императора Александра I, и подготовки реформ государственных учреждений и государственного управления. Члены: И.В. Васильчиков, А.Н. Голицын, И.И. Дибич, М.М. Сперанский (наиболее активный член комитета), П.А. Толстой. Делопроизводители — Д.Н. Блудов, Д.В. Дашков и М.А. Корф.
В 1827 году Николай I поручил комитету рассмотреть вопрос о запрете продавать крестьян без земли. В связи с этим комитет подготовил проект общего Дополнительного закона о состояниях, который был в том же году одобрен Николаем I, в 1830 году (с изменениями) — Государственным советом. В проекте были упорядочены и систематизированы права и привилегии всех сословий, для личных дворян, купечества и мещан предлагалось создать новое привилегиров. сословие, отменялось право на получение дворянства по достижении определённого чина, предлагались меры по улучшению положения духовенства, запрещались продажа крестьян без земли или с небольшим наделом, дробление семей при продаже крестьян, предусматривались меры по ограничению числа дворовых людей (запрет перевода крестьян в дворовых людей, запрет продажи дворовых и др.), облегчались условия освобождения крестьян от крепостной зависимости по желанию помещиков. Кроме того, проект предусматривал проведение реформы управления государственными крестьянами, которая, в частности, рассматривалась как первый шаг на пути к регламентации отношений между помещиками и крепостными крестьянами. Окончательное утверждение проекта было отложено Николаем I в связи с революциями 1830 года в Европе, Польским восстанием 1830-1831 годов, эпидемией холеры, противодействием великих князей Константина Павловича и Михаила Павловича. Впоследствии он также не был утверждён.
Комитет рассматривал также: свод извлечений из показаний декабристов Г.С. Батенькова, А.А. Бестужева, П.Г. Каховского, Г.А. Перетца и В.И. Штейнгеля о внутреннем состоянии России; записки о политических настроениях различных слоёв населения в 1808-1825 годах; проект М.М. Сперанского о преобразовании уездного и губернского управления (1821 год); записку Н.С. Мордвинова «О причинах расстройства и мерах поправления государственных финансов». Деятельность комитета с 1830 года постепенно была свёрнута (прекращена в 1832 году). На основе разработанных комитетом предложений было учреждено сословие почётных граждан (1832 год), запрещено продавать за долги крепостных крестьян без земли, а также продавать и дарить их отдельно от семьи (1833 год). Преобразование управления государственными крестьянами осуществлено в ходе Киселёва реформы 1837-1841 годов.
Исторические источники:
О крепостных людях. Записка М. М. Сперанского // Архив исторических и практических сведений, относящихся до России, издаваемый Н. Калачевым. СПб., 1859. Кн. 3;
Журналы Комитета, учрежденного Высочайшим рескриптом 6 декабря 1826 г. // Сборник Императорского Русского исторического общества. СПб., 1891. Т. 74;
Бумаги Комитета, учрежденного Высочайшим рескриптом 6 декабря 1826 г. // Там же. СПб., 1894. Т. 90.
Секретный комитет 6 декабря 1826 года. Бюрократизация управления
Большой неожиданностью для императора стала измена представителей дворянства, на которое все императоры смотрели как на единственную социальную опору самодержавия. Поэтому первоочередной задачей политического курса Николая Павловича стало укрепление полицейско-бюрократического аппарата. Этот аппарат должен был стать продуманной системой государственной опёки над обществом.
На все важнейшие посты были расставлены генералы. Даже обер-прокурором Синода был назначен гусарский полковник (на своей должности дослуживший до генерала) Н.А. Протасов.
6 декабря 1826 года из виднейших сановников империи был создан Секретный комитет во главе с графом В.П. Кочубеем, целью которого было изучение найденных в кабинете покойного Александра I многочисленных проектов, касавшихся изменений в различных отраслях управления и выработке на их основе ограниченных реформ. Комитет работал 4 года и подготовил ряд законодательных проектов, автором большинства которых был Сперанский.
Самые важные проекты:
1) сословная реформа: дворянство должно приобретаться только наследственно и «по высочайшему пожалованию» ;
2) административная реформа: упрочение самодержавия путем более четкого разграничения функций между ветвями власти.
В дальнейшем оба эти проекта получили продолжение.
Вместе с тем, находясь под впечатлением восстания 14 декабря 1825 г., когда часть дворянства выступило против абсолютизма, Николай I ставил задачу подчинить все сферы управления своему личному контролю, минуя соответствующие министерства и ведомства. В результате были существенно ограничены компетенции Сената и Государственного совета.
Собственная Его Императорского Величества канцелярия, созданная при Павле I в 1797 году, была трансформирована в высший орган управления государством.
В её составе появилось 6 отделений:
1-ое – личная канцелярия для рассмотрения прошений и контроля за исполнением постановлений (оно существовало и раньше, как вся Канцелярия);
2-ое – совершенствование законодательства (создано в январе 1826 года);
3-е – надзор за законностью (трансформировалось в политическую полицию) (создано 3 июля 1826 года);
4-ое – занималось управлением учебными, воспитательными и благотворительными заведениями (ведомство матери Николая Марии Фёдоровны);
5-ое – ведало подготовкой реформы управления государственными крестьянами,
6-ое – занималось управлением присоединёнными территориями Северного Кавказа.
Главным органом политического сыска стало 3-е отделение во главе с главноуправляющим. В 1827 г. при 3-ем отделении был создан Корпус жандармов (1827 – 1917 гг., с 1836 г. – Отдельный корпус жандармов), а главноуправляющий 3-им отделением был одновременно шефом корпуса жандармов, а управляющий – начальником штаба корпуса. В штате 3-его отделения в 1827 году было 16 человек, в 1841 – 42, в 1878 – 52 человека. Отделение включало 5 экспедиций: 1-ая контролировала деятельность революционеров, 2 – раскольников и сектантов, 3-я контролировала деятельность проживающих в России иностранцев, 4 – деятельность уголовников и фальшивомонетчиков, отслеживала крестьянские дела и бунты, 5 наблюдала за прессой. Вся страна была поделена на 8 жандармских округов (кроме Финляндии, Войска Донского и Польши) во главе с жандармскими генералами. После ликвидации 3-го отделения в 1880 году все функции и Корпус жандармов были переданы Департаменту полиции.
Наиболее известны следующие представители 3 его отделения:
1) Александр Христофорович Бенкендорф (1783 – 1844 гг.). Первые представители его семьи находились на российской службе со времён Елизаветы Петровны. В Петербург прибыли в свите Марии Фёдоровны, невесты наследника престола Павла. Александр Христофорович оказался прирождённым воином, получив к 1821 году звание генерал-лейтенанта. Тогда же он сделал подробный доклад Александру I о деятельности Союза Благоденствия, но император оставил его без внимания.
Карьера на новом поприще началась с 14 декабря 1825 года, когда Бенкендорф командовал частью правительственных войск, а затем вошёл в состав Следственной комиссии. Здесь он понял слабость российских карательных органов и необходимость создания авторитетного министерства полиции в интересах общественного блага. Говорили, что Николай I подарил ему платок со словами: «Чем больше слёз утрёшь, тем лучше». После событий 1825 года император поручил ему надзор за Пушкиным.
Как писал Н.Я. Эйдельман, «Бенкендорф искренне не понимал, что нужно этому Пушкину, но чётко и ясно понимал, что нужно высшей власти. Поэтому, когда Пушкин отклонялся от правильного пути к добру, генерал писал ему вежливые письма, после которых не хотелось жить и дышать».
Бенкендорф искренне объяснял П.Я. Чаадаеву, что прошлое, настоящее и будущее России – прекрасно, а кто думает иначе, тот сумасшедший.
В 1832 году он получил графский титул и всей своей государственной карьерой обязан безграничной преданностью царю. Между тем, именно он в 1839 году в докладе царю сказал: «Крепостное право есть пороховой погреб под государством»;
2) Первым начальником штаба Отдельного корпуса жандармов был Леонтий Васильевич Дубельт (1792 – 1862 гг.). В 1807 году вступил в военную службу прапорщиком, участвовал в войнах с Наполеоном, был ранен под Бородино. Был членом трёх масонских лож. После восстания 1825 г. его подозревали в связях с декабристами, но он сумел оправдаться. В 1830 г. перешёл на службу в Корпус жандармов. Именно Дубельт окончательно сформировал аппарат жандармерии. Благодаря его усилиям служба в Корпусе перестала восприниматься обществом как занятие, недостойное порядочного человека. На службу к Дубельту охотно шли армейские офицеры из дворян. А.И. Герцен называл его «благородным жандармом». В 1856 г. вышел в отставку.
С целью укрепления центрального управления шёл дальнейший процесс унификации административно — территориального деления России:
— в 1831 году ликвидирована политическая автономия Царства Польского после подавления польского восстания;
— в 1835 году было опубликовано «Положение о евреях», закрепившеее установление в 1791 году «черты еврейской оседлости»;
— в 1838 году была ограничена автономия в Бессарабии, дарованная Александром I в 1818 году.
Для более эффективного управления страной Николай считал необходимым создать хорошо отлаженную бюрократическую систему:
1) был значительно увеличен штат аппарата чиновников: к середине века он возрос с 16 до 70 тысяч. Сам царь говорил, что «Россией управляют столоначальники»;
2) все более регламентировалась и расширялась система делопроизводства, которую возглавлял лично император;
3) появилось много новых министерств и ведомств, которые параллельно курировали отдельные отрасли.
Бюрократизация имела двоякий эффект. С одной стороны, она действительно на какое-то время могла обеспечить порядок в стране. Тем более, что большое влияние в госаппарате имели военные. С другой стороны, армия чиновников, получая задания и оценку своей деятельности лично от монарха, оказались в положении слепых и нерассуждающих исполнителей. Царь не имел возможности проследить за работой аппарата, что порождало коллективную безответственность, взяточничество, приписки. В 1842 году в империи было 300 тыс.незаконченных «дел», на которые ушло 3 млн. листов бумаги. Официальная пропаганда твердила о полном благополучии, критика была запрещена, что еще более усугубляло положение дел в стране.
ⓘ Энциклопедия | Комитет 6 декабря 1826 — Wiki ..
ⓘ Комитет 6 декабря 1826
Комитет 6 декабря 1826 — первый из Секретных комитетов созданных Николаем I, задачей которого являлось, рассмотрение найденных в бумагах Александра I проектов изменений по разным частям государственного управления. Существовал до марта 1832 года.
1. Предпосылки создания Комитета
Подавив восстание 14 декабря 1825 г., Николай I не мог не замечать того, что в стране нарастало недовольство крепостничеством, а также произволом, взяточничеством, волокитой и прочими отрицательными явлениями, царившими в государственном аппарате. Стремясь смягчить хоть немного эти чрезмерные злоупотребления и надеясь ослабить этим непрерывно нарастающее в стране недовольство и тем подрезать корни растущего революционного движения, сделать более гибким правительственный аппарат, Николай I создал 6 декабря 1826 г. Секретный комитет, задачей которого являлось, во-первых, рассмотрение бумаг, опечатанных в кабинете Александра I после его смерти, и, во-вторых, рассмотрение вопроса о возможных преобразованиях государственного аппарата.
2. Работа Комитета
Основной задачей комитета было ответить на вопрос «Что ныне хорошо, чего оставить нельзя и чем заменить?» Главой комитета значился председатель Государственного совета граф В. П. Кочубей — один из «молодых друзей» Александра I, но фактически руководил им член комитета М. М. Сперанский. Членами комитета были также: граф П. А. Толстой, граф затем — князь И. В. Васильчиков, барон затем — граф И. И. Дибич и князь А. Н. Голицын. Правителями дел комитета были назначены Д. Н. Блудов и Д. В. Дашков
За четыре года регулярных заседаний всего — 173 Комитет подготовил лишь два серьёзных проекта.
2.1. Работа Комитета Проект по изменению Табели о рангах
Первым из них был проект сословной реформы. «Комитет 6 декабря» так его называли задумал оградить дворянство «от неприятного ему и вредного государству прилива разночинцев». Вместо Табели о рангах Петра I, дававшей право военным и гражданским чинам получать дворянство в порядке выслуги, Комитет предложил установить такой порядок, при котором дворянство приобреталось бы только наследственно, по праву рождения, и по «высочайшему пожалованию». Это предложение имело целью превратить российское дворянство в строго замкнутую касту, огражденную от «засорения» инородными элементами.
Вместе с тем, чтобы как-то поощрить и служилых людей, а также нарождавшуюся буржуазию, Комитет предложил создать для чиновников, купцов и буржуазной интеллигенции новые сословия — «чиновных», «именитых» и «почетных» граждан, которые освобождались бы, как и дворяне, от подушного оклада, рекрутского набора и телесных наказаний. Наконец, Комитет в Дополнение к старинному 1803 указу «о вольных хлебопашцах» разрешил помещикам освобождать крестьян не только с землей, но и без земли, причем все освобожденные крестьяне должны были образовать ещё одно сословие — «вольноотпущенных земледельцев».
2.2. Работа Комитета Проект административной реформы
Второй проект «Комитета 6 декабря» предусматривал административную реформу. Государственный совет сохранял лишь законосовещательные функции при царе, а Сенат разделялся на Правительствующий высший орган исполнительной власти и Судебный. Внешне здесь воплощался буржуазный принцип разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной, но не для ограничения самодержавия, а для того, чтобы упрочить его путём более четкого разграничения функций между всеми властями одинаково бесправными перед самодержцем, что позволило бы усовершенствовать работу бюрократического аппарата.
3. Итоги деятельности комитета
Хотя все мероприятия, намечавшиеся комитетом, были до крайности умеренными, все же Николай I не стал проводить их в жизнь, так как на Западе, во Франции и Бельгии, произошла революция, в Польше в 1830 г. разразилось восстание и в стране было неспокойно. На основе деятельности Секретного комитета 1826 были утверждены узаконения о дворянских обществах 1831 и почётных гражданах 1832. Когда миновала революционная опасность 1830 — 1831 годов и была закончена работа над кодификацией законов, Николай I вернулся к сословным проектам Комитета 6 декабря 1826 г. Частично они были реализованы в законе 1832 г., который учреждал среднее сословие «почетных граждан» двух а не трех, как предполагал Комитет степеней — «потомственных почетных граждан» и «личных почетных граждан». Внешне эта мера выглядела уступкой буржуазии, но фактически представляла собой очередное монаршее пожалование дворянству, поскольку ограждала его от притока чуждых ему элементов из плебса.
Однако Николай I не решился утвердить предложения Комитета 1826 г. об отмене петровской Табели о рангах. Он только повысил указом 1845 г. чины, которые требовались для получения дворянства в порядке выслуги. Теперь потомственное дворянство предоставлялось гражданским чинам с V а не с VIII, как ранее класса, военным — с VI вместо XIV, а личное дворянство — с IX класса вместо XIV и для гражданских, и для военных чинов.
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
- Главная
- Вопросы & Ответы
- Вопрос 576330
Зачетный Опарыш
1. Комитет 6 декабря 1826г. Николая 1 был призван: А) подготовить проекты реформ государственного управления Б) завершить следствие по делу декабристов В) провести кодификацию российского законодательства Г) решить крестьянский вопрос 2. Отметьте даты царствования Николая 1: А)1824-1861гг. Б) 1825-1855гг. В) 1853-1881гг. Г) 1820-1848гг. 3. Соотнесите имена и события: А) М Сперанский 1) денежная реформа Б) А.Бенкендорф 2) реформа управления государственными крестьянами В) П.Киселев 3) третье отделение Е.И.В.Канцелярии Г) Е.Канкрин 4) полное собрание законов Российской империи Д) С.Уваров 5) теория официальной народности 4. Почему в декабре 1825г. на российский престол вступил Николай 1, а не его старший брат Константин? А) законный наследник Константин добровольно отказался от престола Б) гвардия заставила законного наследника Константина отречься от престола В) удалась дворцовая интрига в пользу Николая 1 5. Кому непосредственно подчинялась политическая полиция (III отделение) в годы царствования Николая 1? А) министру полиции Б) министру внутренних дел В) императору Николаю 1 6. Министр просвещения, доказывавший, что основой Российского государства являются православие, самодержавие, народность А) С. Уваров Б) М. Сперанский В) П. Киселев Г) Е. Канкрин Д) А. Бенкендорф 7. По реформе государственной деревни П. Киселева крестьянам: А) увеличены наделы и введена местная администрация Б) дано самоуправление, упорядочено взимание податей и набор рекрутов, разрешено открывать школы и больницы В) ликвидированы некоторые сборы и налоги, разрешено покупать землю Г) разрешено брать землю в аренду у помещиков, отменены рекрутские наборы 8. Император Николай 1 был: А) сыном Екатерины II Б) сыном Александра 1 В) сыном Павла Г) внуком Александра 1
Лучший ответ:
Таня Масян
1. Комитет 6 декабря 1826г. Николая 1 был призван:
А) подготовить проекты реформ государственного управления
2. Отметьте даты царствования Николая 1
Б) 1825-1855 гг
3.
А) М Сперанский — 4) полное собрание законов Российской империи
Б) А.Бенкендорф — 3) третье отделение Е. И. В. Канцелярии
В) П.Киселев — 2) реформа управления государственными крестьянами
Г) Е.Канкрин — 1) денежная реформа
Д) С.Уваров — 5) теория официальной народности
4. Почему в декабре 1825г. на российский престол вступил Николай 1, а не его старший брат Константин?
А) законный наследник Константин добровольно отказался от престола
5. Кому непосредственно подчинялась политическая полиция (III отделение) в годы царствования Николая 1?
В) императору Николаю 1
6. Министр просвещения, доказывавший, что основой Российского государства являются православие, самодержавие, народность
А) С. Уваров
7. По реформе государственной деревни П. Киселева крестьянам:
Б) дано самоуправление, упорядочено взимание податей и набор рекрутов, разрешено открывать школы и больницы
8. Император Николай 1 был
В) сыном Павла