Культ личности сталина
«О культе личности И.В. Сталина и его последствиях…»: зачем был нужен самый влиятельный доклад XX века?
Возникновение культа личности
Возвеличивание личности И.В. Сталина средствами СМИ, пропаганды, в произведениях культуры и государственных документах началось примерно в середине 1920-х годов. Этот нескончаемый информационный поток формировал общественное представление о том, что своему экономическому или социальному успеху страна обязана лично вождю. Более того, даже своим личным счастьем каждый простой советский гражданин был обязан Иосифу Виссарионовичу! Своего пика культ личности И.В. Сталина достиг после окончания Великой Отечественной войны. В многочисленных проблемах послевоенного времени, в личных бедах и невзгодах советские люди, как правило, винили местную власть (директора заводов и председатели колхозов, руководители советов и партийных органов), а верховная власть в лице вождя воспринималась последней надеждой к спасению. Такая почтительность и обожествление Сталина объяснялись не только личным выбором или убеждениями: это пропагандировалось всей советской идеологической машиной, а контроль в этой области осуществляли исполнительные органы власти, МВД и МГБ.
Пользуясь доверием населения, власть откладывала и откладывала столь остро необходимые преобразования в сфере политики, экономики, идеологии… Когда требовалось активно обновлять советское общество, государство включило пластинку с песнями про «трудную внешнеполитическую обстановку» и «временные сложности с восстановлением разрушенного войной хозяйства», а через некоторое время переключило внимание общества на поиски внешних и внутренних врагов. Конечно, этим восстановление разрушенной страны не ограничилось, но большинство преобразований послевоенного периода оказались неэффективными или же носили больше политический характер. Денежная реформа обернулась обыкновенной деноминацией и не смогла выровнять спрос и предложение, а ежегодные сталинские снижения цен на товары в 1948-1953 годах могли выглядеть как забота о благе народа, но для экономики были совершенно иррациональными. Да, произошла отмена карточной системы, но дефицит товаров и продуктов никуда не делся. Больше половины населения – крестьяне – продолжали жить на грани нищеты и голода. А новые репрессии, восстановление «железного занавеса», идеологический и моральный диктат над обществом не заставили себя ждать…
Король умер – да здравствует король!
С гибелью И.В. Сталина в Советском союзе появилась реальная возможность обновления жизни страны в политической и социальной сферах. Эту необходимость понимали и оставшиеся политические элиты, для которых важно было сохранить контроль над обществом. К самым явным проблемам страны можно отнести массовые репрессии, ГУЛАГ, крайне тяжелое положение сельского хозяйства и национальный вопрос. Однако отсутствие прямого «наследника» во власти породило весьма напряженную ситуацию с «престолонаследием»: сформировалась целая группа политиков, претендовавшая на верховную власть в стране. Тремя наиболее влиятельными фаворитами были Л.П. Берия, Г.М. Маленков и Н.С. Хрущёв. Вероятность «получить» страну определялась, с одной стороны, реальными полномочиями занимаемой должности, а с другой – личным авторитетом. По инициативе Берия, а затем и Маленкова, в 1954-1955 годах начала проводиться реабилитация заключенных ГУЛАГа, уменьшались полномочия и сокращался штат силовых органов. Однако фигура самого Сталина никаким негативным комментариям не подвергалась.
Совсем иная ситуация сложилась после того, как положение на политической арене стал завоёвывать Хрущёв. После ареста и расстрела Берия в 1953-м и отставки Маленкова в 1955-м Хрущев сумел выдвинуться на верховные позиции в государстве. Следующий, 1956 год, стал вершиной борьбы с культом личности и наследием сталинской эпохи. Зимой, в феврале, состоялся XX съезд КПСС, оказавший весомое влияние на общественные устои в стране.
Совет учителю: важно понимать, что ликвидация Берия избавила Советский союз от силовой модели управления обществом, которую собирался выстроить главный силовик страны, предварительно очистив её от культа личности Сталина. Противостояние Маленкова и Хрущёва представляло собой борьбу двух бюрократических ведомств: Совета министров СССР и ЦК КПСС. Хрущёв, руководивший партией, смог привлечь на свою сторону молодые партийные кадры и довольно быстро победить в этой борьбе.
Докладу предшествовала серьезная подготовка: в декабре 1955 года на заседании Президиума ЦК была создана особая комиссия под руководством партийного деятеля П. Н. Поспелова, чьей задачей стало изучить материалы дел о массовых репрессиях сталинского периода. Через два месяца доклад был готов и представлен Президиуму. Выводы доклада оказались неутешительными: аресты и заключения в тюрьмы проводились на основании дел, сфабрикованных следователями НКВД, которые не гнушались пыток и истязания заключенных. Такое жестокое обращение с подозреваемыми санкционировал лично Сталин, который планировал массовые чистки в партийном аппарате. Президиум постановил, что Хрущёв обязан выступить с этим докладом на грядущем съезде партии.
XX съезд ЦК КПСС
Во время своего выступления 25 февраля 1956 года на съезде КПСС Хрущев осветил множество общественно-политических тем, не прибегая к критике Сталина. Первый секретарь говорил о проблемах во внешней политике и мерах их преодоления, рассказывал о небывалых высотах, которых Советский союз достиг в политическом и социально-экономическом плане. Иронично, что происходило это на фоне только что завершившейся пятой пятилетки 1951-1955 года, чьи невыполнимые завышенные показатели не отвечали реальным потребностям общества. Затем начались прения. Они проходили в традиционном русле: из них складывалась картина успешного развития СССР под «мудрым руководством» ЦК КПСС.
После основного выступления следовало закрытое заседание, на котором Хрущёв выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Впервые зазвучали слова о несправедливых массовых репрессиях и грубых ошибках Сталина во внутренней и внешней политике.
«После смерти Сталина Центральный комитет партии стал строго и последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу марксизма-ленинизма возвеличивания одной личности, превращения ее в какого-то сверхчеловека, обладавшего сверхъестественными качествами, подобие бога. Этот человек будто бы все знает, все видит, за всех думает, все может сделать, он непогрешим в своих поступках. Такое понятие о человеке и, говоря конкретно, о Сталине, культивировалось у нас много лет. »
Доклад Хрущёва с критикой Сталина включал в себя следующие положения:
- Нарушение правил коллективного руководства: репрессии «старых большевиков» — участников гражданской войны;
- «Большой террор» и массовая фальсификация дел, направленная на выполнение «планов» по осуждённым и расстрелянным. Неправомерное использование термина «враг народа» в качестве оружия политической борьбы;
- Преувеличение роли Сталина в Великой Отечественной войне;
- Депортация народов;
- Дело врачей и Мингрельское дело;
- Проявления культа личности: песни, названия городов, и т. п.;
По своей сути, этот доклад критиковал в первую очередь Сталина и его личность, а такие вещи, как единоличное право коммунистической партии на власть и отсутствие демократии, игнорирование законов объективного развития экономики сомнениям не подвергались.
Разоблачая культ личности, и Хрущёв, и высшая партийная номенклатура преследовали несколько целей: модернизировать систему, не меняя её сущности. К тому же стало возможным списать на Сталина все преступления и последствия внешней и внутренней политики 1930-1950-х годов, которую разрабатывал, к слову, не один Сталин лично. На него же возложили всю ответственность за катастрофу на границе летом 1941 года. В интересах политических элит было обелить себя и переложить на Сталина всю ответственность за проблемы страны и страдания людей. Хрущев был уверен, что ему разоблачение не грозит, хотя существовали документы, компрометирующие нового главу государства. Но, пожалуй, главной целью Хрущева на XX съезде было укрепление собственных позиций в качестве безоговорочного лидера в государстве, а разоблачение «культа личности» рассматривалось им как единственно возможное орудие борьбы с политическими противниками.
Доклад Хрущева о культе личности произвел ошеломляющее впечатление на делегатов съезда. Было принято решение ознакомить с ним всех членов партии, комсомольский актив, работников советского аппарата, руководителей зарубежных коммунистических партий. После XX съезда десталинизация, демократизация советской политической системы была продолжена. Как тогда выражались, настала «оттепель».
После съезда в стране начались активные преобразования. Первым, с чего начал Хрущев, стала децентрализация системы управления и построение модели «общенародного государства». Целью была постепенная передача функций государства общественным организациям: профсоюзам, комсомолам, производственным совещаниям на предприятиях и т.д. Однако эта задумка была обречена на неудачу, так как ей препятствовала сама структура советского государства с её однопартийностью и отсутствием альтернативы на выборах в государственные органы. Кроме того, возрос идеологический диктат во всех сферах общественной жизни: любая общественная инициатива должна была быть вмонтирована в идеологию «построения коммунизма».
Активно стали проводиться реабилитации заключенных сталинской эпохи и восстановление прав депортированных народов, расширялись права союзных республик. Стала появляться возможность публикации многих литературных, научных и публицистических произведений, рассказывающих о трагической эпохе Сталинского правления. Одним из самых знаменитых произведений об этом времени стал опубликованный в период оттепели «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына. Обновленное законодательство второй половины 1950-х годов отличалось большим либерализмом и заметным смягчением уголовных наказаний. Через несколько лет своего правления реформаторский потенциал Хрущева начал угасать, а его амбиции по покорению новых властных вершин только набирали обороты. Проведенные изменения не принесли главного: люди ждали улучшения элементарных условий жизни, а вместо этого видели, что руководящие партийные и государственные работники наделяют сами себя большими привилегиями, что их материальный уровень жизни значительно выше уровня жизни простых людей.
А много ли «оттаяло»?
Развенчание «культа личности» имело для общества глобальные последствия, расколов его на сторонников и противников «сталинизма» и наследия вождя. Хрущев в первую очередь преследовал конкретные цели по установлению собственного лидерства в государстве и не собирался идти по пути десталинизации основательно и планомерно. Однако всё его правление, все его действия как руководителя оказали негативное влияние на общество. Если «сталинисты» не могли простить ему XX съезд, а «либералы» – недостаточную и непоследовательную демократизацию советского общества, то значительная часть общества в целом перестала доверять власти. Жизнь людей и чиновников начала протекать в разных измерениях. В целом же, и сталинские беззакония, и непоследовательные преобразования Хрущёва больно ранили советское общество, уязвили его нравственность и душу.
Культ личности Сталина (кратко)
Иосиф Сталин – мощный политик, споры о деятельности которого, не утихают до сих пор. При жизни его именем назывались заводы, поселки и даже город Царицын переименовали в Сталинград. По мнению политологов, культ личности создал сам Сталин и активно занимался этим вопросом на протяжении всех лет своего правления.
Причины формирования культа Сталина
Устранив своих политических конкурентов, Иосиф Виссарионович стал полноправным «Вождем партии». Его популярность в народе росла вместе с развитием экономики. Строительство заводов, ГЭС, железных дорог шло быстрыми темпами. Улучшалось благосостояние людей. Газеты, журналы, пропагандисты возвеличивали имя Сталина. Мысли о том, что улучшение жизни сейчас и сказочное будущее каждого жителя страны, это заслуга только его – «Отца народов», внушались всевозможными методами. Такой культ личности мог сформироваться по нескольким причинам:
- лидерские качества характера Сталина;
- недостаточная образованность населения;
- безоговорочная вера в непогрешимость и порядочность Сталина;
- хорошо организованная и массивная работа СМИ;
- люди хотели верить и поклоняться вождю, это давало уверенность;
- победа в ВОВ.
Выражения культа
Доклад вождя на XVII съезде партии, люди слушали со слезами умиления и восторга (впрочем, по словам Солженицына, за недостаточно долгое хлопанье можно было и в ГУЛАГ угодить). «К спокойному и уверенному в себе Сталину, стоящему на трибуне, шли волны народной любви и веры». Со слов очевидцев, Борис Пастернак «бредил Сталиным». Он писал восторженные стихотворения о нем, которые печатались в центральных газетах. В 1944 году С. Михалков написал текст гимна СССР, в котором упоминалось имя Сталина. В городах массово устанавливались памятники и монументы живому вождю. Массово выпускались плакаты, открытки, картины с его изображением. Кинематограф не остался в стороне. Он стал одним из наиболее значимых инструментов навязывания культа.
Сталин поощрял такое возвеличивание личности. Редактируя свою биографию, он дописал: «…Сталин не допускал зазнайства и самолюбования». При этом называя себя великим полководцем, гениальным ученым и т. д. В русском языке уже не осталось превосходных эпитетов, которыми еще не был назван Сталин. Все эти тошнотворно-льстивые нагромождения, подчеркивающие величие человека, были одобрены вождем.
Вот пример распространенного в те годы лизоблюдства:
Кстати, этот же автор, обласканный властью, написал «замечательную» «Песнь о батыре Ежове». Но львиная доля похвал, конечно, была Хозяину.
Последствия культа личности
Одна за другой выходили книги, которые показывали роль И.В. Сталина в революционной борьбе. История неимоверно искажалась, и его имя уже стояло рядом с Лениным. Людей, знающих правду и владеющих информацией о мнимых заслугах «вождя народов», объявляли врагами и безжалостно уничтожали.
Массовые репрессии приняли угрожающий размах. Любая критика воспринималась как контрреволюционный заговор. Единовластие в стране особенно тяжело сказалось во время ВОВ. «Чистки» в партийных рядах и среди офицерского состава в армии, привели к непоправимым последствиям. А недальновидность Сталина и его упрямство, не позволили стране подготовиться к фашистскому нападению.
Судебная система, когда 3 человека быстро решали вопрос о виновности и приговаривали к расстрелу (очень часто невиновных людей), работала как конвейер. А закон «о 3-х колосках» поставил на грань выживания миллионы сельских тружеников.
Развенчание
На XX съезде коммунистической партии, с историческим докладом выступил Н. Хрущев. Разоблачая последствия деятельности Сталина, в ЦК КПСС предполагали, что народ не сразу поймет и примет такую информацию. Но было решено рассказать всю правду об ошибках Сталина, его извращениях и злоупотреблениях властью.
Можно сколь угодно долго спорить о роли этого человека в истории, о его заслугах и преступлениях, но культ его личности действительно был. И главным его творцом был сам Сталин.
О культе личности Сталина
Выражение «культ личности Сталина» получило широкое распространение после появления в 1956 в докладе Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» и в постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».
Советская пропаганда создала вокруг Сталина полубожественный ореол непогрешимого «великого вождя и учителя». Именем Сталина и его ближайших соратников назывались города, заводы, колхозы, военная техника. Его имя упоминалось в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным. 1 января 1936 г. в «Известиях» появляются первые два стихотворения, прославляющее И. В. Сталина, которые принадлежат перу Бориса Пастернака. По свидетельству Корнея Чуковского и Надежды Мандельштам, он «просто бредил Сталиным».
«А в те же дни на расстояньи
За древней каменной стеной
Живёт не человек, — деянье:
Поступок ростом с шар земной.
Судьба дала ему уделом
Предшествующего пробел.
Он — то, что снилось самым смелым,
Но до него никто не смел.
За этим баснословным делом
Уклад вещей остался цел.
Он не взвился небесным телом,
Не исказился, не истлел..
В собраньи сказок и реликвий,
Кремлём плывущих над Москвой,
Столетья так к нему привыкли,
Как к бою башни часовой.
Но он остался человеком,
И если, зайцу вперерез
Пальнёт зимой по лесосекам,
Ему, как всем, ответит лес»
Имя Сталина упоминается и в гимне СССР, сочиненном С.Михалковым в 1944 году:
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил,
Нас вырастил Сталин — на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил!
Образ Сталина стал одним из центральных в советской литературе 1930-х-1950-х годов; произведения о вожде писали также зарубежные писатели-коммунисты, в том числе Анри Барбюс (автор изданной посмертно книги «Сталин»), Пабло Неруда, эти произведения переводились и тиражировались в СССР.
Произведения, прославляющие Сталина, в изобилии появлялись и в публикациях фольклора практически всех народов СССР.
Тема Сталина постоянно присутствовала в советской живописи и скульптуре этого периода, включая монументальное искусство (прижизненные памятники Сталину, как и памятники Ленину, устанавливались массово в большинстве городов СССР, а после 1945 и Восточной Европы). Особую роль в создании пропагандистского образа Сталина сыграл массовый советский плакат, посвящённый самой разнообразной тематике.
Именем Сталина прижизненно было названо огромное количество объектов, в том числе населённых пунктов (первым из которых, по-видимому, стал Сталинград в 1925 — в обороне Царицына Сталин участвовал в Гражданскую войну), улиц, заводов, культурных центров. После 1945 города имени Сталина появились во всех государствах Восточной Европы, причём в ГДР и Венгрии Сталинштадт (ныне часть Айзенхюттенштадта) и Сталинварош (ныне Дунауйварош) стали выстроенными практически с нуля в честь вождя «новыми социалистическими городами». Существовал даже проект переименования Москвы в город Сталинодар.
Аналогичные по характеру, но меньшие по масштабу явления наблюдались и в отношении других государственных руководителей 1930-х-1950-х (Калинина, Молотова, Жданова, Берия и пр.). Сопоставимым с культом Сталина был только (в основном посмертный) культ Ленина, продолжавшийся весь советский период, заниженный в сталинскую эпоху, но вновь и еще с большей силой возвышенный после смерти Сталина.
Никита Хрущёв, развенчивая культ личности в своём знаменитом докладе на XX съезде КПСС утверждал, что Сталин всячески поощрял такое положение вещей. Хрущёв заявил, что редактируя подготовленную к печати собственную биографию, Сталин вписывал туда целые страницы, где называл себя вождём народов, великим полководцем, высочайшим теоретиком марксизма, гениальным учёным и т. д. В частности, Хрущёв утверждает, что следующий отрывок был вписан самим Сталиным: «Мастерски выполняя задачи вождя партии и народа, имея полную поддержку всего советского народа, Сталин, однако, не допускал в своей деятельности и тени самомнения, зазнайства, самолюбования».
Известно однако, что Сталин пресекал некоторые акты своего восхваления. Так, по воспоминаниям автора орденов «Победа» и «Слава» первые эскизы были выполнены с профилем Сталина. Сталин попросил заменить его профиль на Спасскую башню. На замечание Лиона Фейхтвангера «о безвкусном, преувеличенном преклонении перед его личностью», Сталин «пожал плечами» и «извинил своих крестьян и рабочих тем, что они были слишком заняты другими делами и не могли развить в себе хороший вкус». В 1949 году, когда МГУ хотели присвоить его имя, Сталин категорически отказался.
После «разоблачения культа личности» получила известность фраза, приписываемая обыкновенно М. А. Шолохову (но также и другим историческим персонажам): «Да, был культ… Но была и личность!».
Культ личности Сталина — причины формирования и разоблачения
Основные причины
Идеологическая основа СССР отвергала любые проявления вождизма, так как была построена на идее равенства. Но позже некоторые ученые пришли к выводу, что возвеличивание главы страны — это естественное последствие социализма. Так, русский философ Н. А. Бердяев предполагал, что в СССР появился вождизм нового типа, который делал правителя руководителем масс, наделенным диктаторской властью.
У историков нет единого мнения о том, что способствовало появлению возвеличивания Сталина. Часть специалистов считает, что Иосиф Виссарионович сам способствовал этому, другие уверены — все дело в исторических и культурных особенностях страны.
Культ личности в истории — это возвеличивание отдельного человека, обычно им является глава государства. Сталин хотел создать общество, которое будет всегда обязано:
- партии;
- государству;
- главе СССР.
Не Сталина первым наградили титулом вождя революции. Его удостоились Ленин и Троцкий. Есть еще одна версия формирования культа личности.
В соответствии с ней в России на протяжении многих веков складывалась система патернализма. Так называется система, при которой власти обеспечивали потребности граждан, а те в обмен разрешали диктовать условия жизни. Именно это стало хорошей почвой для возвеличивания Сталина.
Процесс формирования
В 30-х годах ощущалась политическая необходимость введения тоталитарного режима. В это время происходило формирование экономики страны. Прошли две пятилетки, которые позволили построить множество промышленных заводов. Активно шло развитие Турксиба. Все это способствовало популярности политики Сталина.
Но становление вождизма было не таким безоблачным. Среди населения и в армии проводились постоянные чистки. Репрессии были направлены на избавление советских людей от предателей народа. На деле пострадало много невиновных личностей. Человека могли расстрелять за то, что его предок был церковнослужителем или принадлежал не к тому сословию.
В 30-х годах в центральной части СССР был сильный голод, но борьба с ним не велась. Колхозники сдавали весь урожай. Человека расстреливали даже за то, что он пытался унести несколько зернышек. На стройках не хватало рук, поэтому привлекались заключенные и репрессированные. Если рассматривать кратко культ личности Сталина, то он имел разные проявления:
- вокруг Иосифа Виссарионовича создавался образ непогрешимого вождя;
- в честь Сталина называли разные объекты;
- образ вождя нашел широкое отражение в литературе 1930—1950-х годов;
- были искажены многие исторические события, например, отрицалась роль других партий в революции 1917 года.
Возвеличивание Сталина имело национальный характер. Им восхищались во многих социалистических странах. Процесс включал в себя прославление главы государства в разных видах массовой культуры, в документах. Даже дети благодарили Сталина так, словно он обеспечил им счастливое детство.
Интересно и то, что сам Иосиф Виссарионович ни минуты не сомневался в своей значимости. Он всегда спокойно и уверенно держался. По воспоминаниям Смиртюкова, выражение лица вождя часто было отрешенным, словно он думал о чем-то поистине великом, недоступном смертным.
Особенности развенчания
Разоблачение культа личности Сталина произошло через три года после его смерти. Сделал это Хрущев на очередном съезде партии. В документе он смог привести негативные последствия возвеличивания личности, но в то же время все отрицательные моменты Никита Сергеевич возлагал на плечи Иосифа Виссарионовича. Информация о докладе быстро разошлась по всем уголкам СССР.
Именно Хрущеву удалось развенчать культ личности вождя. По мнению Никиты Сергеевича, вся проблема была в том, что Сталин сам поощрял такое отношение. Ему нравились лесть и обожествление, у него отсутствовала скромность. Насаждение культа личности активно шло через кинематограф.
Установление образа идеального вождя не могло пройти без последствий. Во время репрессий и голода погибли сотни тысяч людей. Иосиф Виссарионович нарушил принципы социализма и за это посмертно получил осуждение.
После раскрытия правды о Сталине в СССР начались небольшие изменения. Они выражались в том, что была проведена реабилитация жертв политических репрессий.
Началась критика личности вождя, часть его соратников была оправдана. Произошел отказ от жесткой цензуры. Полной свободы еще не было, но творческие люди получили значительные послабления.
Утверждение культа личности Иосифа Виссарионовича Сталина и последующее развенчание оставили след в истории СССР. При Брежневе о бывшем главе государства старались не говорить. Все изменилось с началом перестройки и введением гласности. Однозначно только одно: Сталин был одним из самых запоминающихся и выдающихся правителей.
Почему Хрущев выступил с докладом против Сталина и как это отразилось на стране
25 февраля 1956 года на XX съезде ЦК КПСС Никита Хрущев прочитал знаменитый доклад о культе личности и его последствиях. В нем шла речь о массовом терроре , репрессиях и преступлениях 30−50 годов , вину за которые переложили на Иосифа Сталина. Почему был развенчан культ личности и к каким последствиям это привело — в материале altapress.ru.
Когда и как Хрущев прочитал доклад о культе личности
25 февраля 1956 года , на закрытом заседании XX съезда КПСС , Никита Хрущев выступил с обвинениями против Сталина. Его доклад шокировал присутствующих делегатов. По воспоминаниям очевидцев , во время выступления первого секретаря в зале царила мертвая тишина.
«Мы спускались с балкона и в лицо друг другу не смотрели. То ли от чувства неожиданности , то ли от стыда или шока», — так описывал атмосферу Александр Яковлев , который в то время работал в отделе школ ЦК КПСС , пишет ТАСС.
После этого «секретный доклад» разошелся по всем партийным организациям. Он привлек внимание не только в Советском Союзе , но и во всем мире.
Что было в докладе о культе личности
1. Сам факт культа личности в СССР
В начале выступления Хрущев напомнил , что раньше на пленумах ЦК КПСС много говорили о культе личности и его вредных последствиях. Возвеличивание одного человека , обладающего сверхъестественными качествами , чуждо духу марксизма-ленинизма. Однако такое представление о Сталине существовало много лет. Во время доклада Хрущев также отметил , Ленин небезосновательно сомневался по поводу того , сумеет ли Сталин всегда «достаточно осторожно пользоваться властью».
«В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности Сталина. О заслугах Сталина еще при жизни написано вполне достаточное количество книг , брошюр , исследований. … Сейчас речь идет о вопросе , имеющем огромное значение и для настоящего и для будущего партии, — речь идет о том , как постепенно складывался культ личности Сталина , которые превратился на определенном этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжелых извращений партийных принципов , партийной демократии , революционной законности», говорится в докладе.
2. Сталин необоснованно ввел понятие «враг народа»
В речи была затронута история с ложными обвинениями так называемых «врагов народа», которые в действительности такими не были.
«Сталин ввел понятие „враг народа“. Этот термин сразу освобождал от необходимости всяких доказательств идейной неправоты человека или людей , с которыми ты ведешь полемику: он давал возможность всякого , кто в чем-то не согласен со Сталиным , кто был только заподозрен во враждебных намерениях , всякого , кто был просто оклеветан , подвергнуть самым жестким репрессиям… Это привело к вопиющим нарушениям революционной законности , к тому , что пострадали многие совершенно ни в чем не виновные люди», говорится в докладе.
По словам Хрущева , Сталин начал применять массовый террор и против кадров партии. После XVII съезда Сталин перестал считаться с мнением партии и решал все дела сам. Хрущев отметил , что массовые репрессии отрицательно влияли на морально-политическое состояние партии , порождали неуверенность , появились клеветники и карьеристы.
3. Сталин руководил страной единолично
Он также отметил , что священные для партии ленинские принципы Сталин практически не соблюдал. В частности , стал редко проводить заседания партии и руководил страной в одиночку.
«Разве можно считать нормальным тот факт , то между XVIII и XIX съездами партии прошло более тринадцати лет , в течение которых наша партия и страна пережила несколько событий?», говорится в докладе.
4. Сталин знал о готовящемся нападении Германии
В докладе говорится , что единовластие Сталина привело к тяжким последствиях в ходе Великой Отечественной войны. Хрущев утверждал , что речь бывшего советского лидера о «внезапности нападения немцев не Советский Союз», не соответствует действительности. Уинстон Черчилль предупреждал Сталина о том , что германские войска собираются напасть на страну , предостерегал об угрожающей опасности.
Согласно докладу , если бы промышленность была вовремя мобилизована для обеспечения армии оружием , то страна понесла бы меньше жертв. Репрессии против армейских кадров отрицательно сказалась на состоянии воинской дисциплины во время войны. Кроме того , сам Сталин , по словам Хрущева , не понимал , что на самом деле творится на фронтах , потому что не был ни на одном , однако при всем этом отдавал приказы и вмешивался в ход операций.
5. Сталин не интересовался положением страны
Хрущев отмечал , что Сталин мало интересовался положением страны. «Он страну и сельское хозяйство изучал только по кинофильмам. А кинофильмы приукрашивали , лакировали положение дел», говорил Хрущев.
В конце доклада Хрущев заявил , что нужно раз и навсегда развенчать культ личности и сделать соответствующие выводы.
Почему Хрущев выступил с критикой Сталина
Существует несколько гипотез.
По одной версии , после смерти Сталина управлять страной так , как будто вождь жив , было невозможно. Чтобы получить всю полноту власти , Никита Хрущев решился на публичное разоблачение «отца народов». «Эти вопросы созрели , и их нужно было поднять. Если бы я их не поднял , их подняли бы другие. И это было бы гибелью для руководства , которое не прислушалось к велению времени», — писал после Хрущев в своих воспоминаниях , отмечает Дмитрий Лысков в книге «»Сталинские репрессии». Великая ложь XX века».