Литература xix века - Sogetsu-Mf.ru

Литература xix века

★ XIX в. справедливо называют «золотым веком» русской литературы. Уже в первой половине столетия литература сделала гигантский шаг вперед. В начале XIX в. на смену классицизму и сентиментализму пришел романтизм. В литературе это наиболее ярко отразилось в творчестве поэта В. А. Жуковского (1783-1852), а также в ранних стихотворениях А. С. Пушкина (1799-1837). Романтики в своих произведениях обращались к историческим событиям, легендам, устной народной поэзии.

Литература xix века

XIX век в русской литературе

XIX в. справедливо называют «золотым веком» русской литературы. Уже в первой половине столетия литература сделала гигантский шаг вперед. В начале XIX в. на смену классицизму и сентиментализму пришел романтизм. В литературе это наиболее ярко отразилось в творчестве поэта В. А. Жуковского (1783-1852), а также в ранних стихотворениях А. С. Пушкина (1799-1837). Романтики в своих произведениях обращались к историческим событиям, легендам, устной народной поэзии.

На рубеже 20-30-х гг. начинает развиваться новое направление — реализм. Одним из первых реалистических произведений была комедия А. С. Грибоедова (1795-1829) «Горе от ума». Но подлинным основоположником реализма в отечественной литературе следует считать А. С. Пушкина, он же был и родоначальником русского литературного языка. Автор лирических стихотворений и язвительных эпиграмм, романа в стихах «Евгений Онегин», поэм «Медный всадник», «Борис Годунов», «Капитанская дочка» и др. , А. С. Пушкин не только проявил себя как великий поэт, но и сумел постичь суть важнейших явлений русской истории и действительности, изображенных им во всем многообразии, сложности и противоречивости. Реализм в значительной мере присущ роману М. Ю. Лермонтова (1814-1841) «Герой нашего времени». Н. В. Гоголь (1809-1852) развивал критический реализм, целью которого было обнаружение пошлостей жизни, а также социальная критика («Ревизор», «Мертвые души»). Гоголь углубил тему «маленького человека» («Шинель»), введенную в русскую литературу А. С. Пушкиным («Станционный смотритель»).

В 40-х гг. формируется школа писателей-реалистов («натуральная школа»), сплотившихся вокруг В. Г. Белинского (1811-1848). Реалисты стремились правдиво изображать повседневную жизнь. Они описывали подробности быта, особенности речи, душевные переживания крестьян, мещан, мелких чиновников. Карта Москвы и окрестностей в те времена насчитывала уже тысячи объектов, использованных писателями в качестве места действия в их произведениях. К лучшим произведениям того времени относятся «Бедные люди» Ф. М. Достоевского (1821-1881), «Записки охотника» И. С. Тургенева (1818-1883), «Сорока-воровка» А. И. Герцена (1812-1870), «Обыкновенная история» И. А. Гончарова (1812-1891).

В 1850- 1870-х гг. стали появляться афоризмы, пародии и стихи, подписанные Козьмой Прутковым. Козьма Прутков — обобщенный образ чиновника-бюрократа николаевской эпохи, считающего себя образцом мудрости. Афоризмы Козьмы Пруткова — острая сатира на бюрократизм, глупость, чинопочитание, пошлость и карьеризм.

Вокруг крестьянской реформы 1861 г. разгорелась идейно-политическая и литературная борьба. Наиболее радикально настроенные из «народных заступников» — революционеры-демократы, чьим вождем был Н. Г. Чернышевский (1828-1889), а главным рупором — журнал «Современник», даже призывали «Русь к топору». В этой атмосфере напряженной борьбы создаются такие шедевры русской литературы, как «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова (1821-1877), «Былое и думы» А. И. Герцена, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Гроза» А. Н. Островского (1823-1886), «Что делать?» Н. Г. Чернышевского, «Обломов» И. А. Гончарова, «Война и мир» Л. Н. Толстого (1828-1910), «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889). В этих, в полном смысле слова, классических произведениях, а этот ряд может быть еще значительно продолжен, наиболее ярко выразились высокая гражданственность, глубина изображения жизни, присущие русской литературе. Главенствующим литературным жанром был роман.

В последние десятилетия XIX в. проявились таланты А. П. Чехова (1860-1904), В. Г. Короленко (1853-1921), В. М. Гаршина (1855-1888). В своих произведениях они сумели показать, что недовольство самодержавной действительностью становится общенародным, что протест зреет даже в душах самых забитых и униженных «маленьких» людей. Мировой смысл приобрела тоска чеховских героев, характерное для них ощущение странности и неразумности жизни. У В. М. Гаршина уже намечается преодоление натуралистических тенденций и попытка объединения в лирической прозе романтических и реалистических принципов.

В 1890-е гг. «старая» литература, по выражению поэтессы З. Н. Гиппиус, «была на кончике», на ее смену шла литература «серебряного века» (эпохи модерна).

Русская литература 19 (XIX) века

В 19 столетии русская литература достигла небывалых высот, поэтому этот период часто называют «золотым веком»

Одним из самых первых событий стало переиздание САР. Вслед за ним было напечатано 4 тома «Словаря церковнославянского и русского языка». На протяжении столетия мир узнал о самых талантливых прозаиках и поэтах. Их произведения заняли достойное место в мировой культуре и оказали влияние на творчество зарубежных писателей.

Русская литература 18 века характеризовалась очень спокойным развитием. На протяжении всего столетия поэты воспевали чувство человеческого достоинства и старались привить читателю высокие нравственные идеалы. Только в конце 90-х годов начали появляться более смелые произведения, авторы которых делали акцент на психологии личности, переживаниях и эмоциях.

Почему русская литература 19 века достигла такого развития? Это было обусловлено событиями, которые происходили в политической и культурной жизни страны. Это и война с Турцией, и вторжение армии Наполеона, и прилюдная казнь оппозиционеров, и искоренение крепостного права… Все это дало толчок появлению совершенно иных стилистических приемов.

Ярким представителем русской литературы 19 века является Александр Сергеевич Пушкин. Всесторонне развитый и высокообразованный человек смог достичь пика в просвещении. К 37 годам он был известен всему миру. Он стал знаменит благодаря поэме «Руслан и Людмила». А «Евгений Онегин» и по сей день ассоциируется с путеводителем по русской жизни. Пушкин стал основателем традиций в написании литературных произведений. Его герои, абсолютно новые и оригинальные для того времени, покорили сердца миллионов современников. Взять хотя бы Татьяну Ларину! Ум, красота и особенности, присущие только русской душе – все это прекрасно сочеталось в ее образе.

Еще одним автором, который навсегда вошел в историю русской литературы 19 века, является М. Лермонтов. Он продолжил лучшие традиции Пушкина. Как и его учитель, он старался понять свое предназначение. Они очень хотели донести свои принципы до власти. Некоторые сравнивали поэтов того времени с пророками. Эти писатели оказали влияние и на развитие русской литературы 20 века. Они придали ей черты публицистичности.

Именно на 19 век приходится утверждение реалистической литературы. Славянофилы и западники постоянно спорили об особенностях исторического становления России. С этого времени начал развиваться реалистический жанр. Писатели стали наделять свои произведения чертами психологии, философии. Развитие поэзии русской литературы 19 века начинает сходить на нет.

В конце века заявили о себе такие писатели, как А.П. Чехов, А.Н. Островский, Н. С. Лесков, М. Горький. В большей части произведений начинают прослеживаться предреволюционные настроения. Реалистическая традиция начинает отходить на второй план. Ее вытеснила декадентская литература. Ее мистицизм и религиозность пришлась по вкусу и критикам, и читателям.

Стилевые направления русской литературы XIX века:

  1. Романтизм . Романтизм известен русской литературе еще со средних веков. Но 19 столетие наделило его абсолютно иными оттенками. Зародился он не в России, а в Германии, но постепенно проник в произведения наших писателей. Русская литература 19 столетия характеризуется романтическими настроениями. Они нашли отображение в стихах Пушкина и прослеживаются в самых первых работах Гоголя.
  2. Сентиментализм . Сентиментализм начал развиваться в самом начале 19 века. Он делает упор на чувственность. В русской литературе 18 века уже прослеживались первые черты этого направления. Карамзину удалось раскрыть его во всех проявлениях. Он вдохновил многих авторов, и они последовали его принципам.
  3. Сатирическая проза . В 19 веке в русской литературе начали появляться сатирические и публицистические произведения, особенно в работах Гоголя. В самом начале своего пути он попытался описать родину. Основными чертами его произведений является неприемлемость отсутствия ума и тунеядства. Он затронул все слои общества – и помещиков, и крестьян, и чиновников. Он старался обратить внимание читателей на бедность духовного мира зажиточных людей.
    1. Реалистический роман . Во второй половине 19 века русская литература признала романтические идеалы абсолютно несостоятельными. Авторы стремились показать настоящие черты общества. Лучшим примером является проза Достоевского. Автор остро реагировал на настроение людей. Изображая прототипы друзей, Достоевский пытался затронуть наиболее острые проблемы социума. Именно в это время появляется образ «лишнего человека». Происходит переоценка ценностей. Судьба народа уже ничего не значит. На первом месте идут представители общества.
  4. Народная поэма . В русской литературе 19 века народная поэзия занимает второстепенное место. Но, несмотря на это, Некрасов не упускает возможности создавать произведения, которые объединяют несколько жанров: революционные, крестьянский и героический. Его голос не дает забыть о значении рифмы. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» является лучшим примером настоящей жизни того времени.

В конце 19 столетия на пике популярности был Чехов. В самом начале его деятельности критики неоднократно замечали, что он был равнодушен к острым социальным темам. Но его шедевры пользовались огромной популярностью. Он следовал принципам Пушкина. Каждый представитель русской литературы 19 века создал небольшой художественный мир. Их герои хотели добиться большего, боролись, переживали… Одни хотели быть нужными и счастливыми. Другие задавались целью искоренить социальную несостоятельность. Третьи переживали свою собственную трагедию. Но каждое произведение примечательно тем, что отражает реалии века.

История русской литературы XIX века (под ред. В.И. Коровина)
Часть 1. Введение

Введение

Русская классическая литература XIX в. является гордостью России и мировой культуры, принадлежа всему человечеству. Русская литература познакомила мировое сообщество со своим исторически сложившимся национальным своеобразием и сказала новое слово о человеке вообще, создав великие по своему художественному масштабу и значению произведения. Этим она продвинула вперед словесное искусство всего мира.

Читайте также  Общественное движение 70 -х годов 19 века

Предлагаемый студентам педагогических университетов и педагогических институтов учебник создан в соответствии с типовой программой коллективом преподавателей кафедры русской литературы Московского педагогического государственного университета с привлечением ведущих специалистов педагогических университетов и институтов других городов России. Он представляет собой органическую часть целого учебного комплекса, в который входят учебники и учебные материалы по курсам: «Русский фольклор», «Литература Древней Руси», «Литература XVIII века», «Теория литературы» («Введение в литературоведение», «Теория литературы»), «История русской критики».

Содержание, структура и композиция учебника определяются закономерностями литературного процесса, который выражается в том, что на смену одним принципам и формам художественного познания, одним эстетическим теориям приходят другие, громко заявляя о своих правах на истину.

В основе изложения литературного процесса в России XIX в. лежит исторический подход, принцип историзма. Это означает, что каждое литературное явление рассматривается в тех историко-литературных условиях, в которых оно возникает и развивается. Принцип историзма исключает привнесение культурно-исторических вкусов последующих эпох или современности в литературу предшествующего периода.

В отличие от точных наук и техники, каждое новое достижение которых отрицает ранее совершенные открытия или, по крайней мере, отбрасывает их на второй план, художественный опыт проникновения во внутренний мир человека не ведет ни к абсолютному, ни к относительному отрицанию прошлого литературного развития и не умаляет его ценности. Произведения Пушкина способны по-прежнему доставлять нам несравненное эстетическое наслаждение, хотя русская литература после Пушкина выдвинула таких гениев, как Лев Толстой, Федор Достоевский, Антон Чехов, Иван Бунин. Словесное искусство классицизма и сентиментализма не было отменено ни романтизмом, ни реализмом.

Следовательно, литературное движение может быть воспринято как исторически закономерный переход от одного направления к другому, от одних словесно-художественных идей и литературных форм к другим, ставящий своей целью качественно иное, но не порывающее с предыдущим периодом проникновение в глубины человеческого духа. Вследствие этого понятие историзма исключает противопоставление одного направления другому, утверждая принцип художественного равноправия. Смена литературных форм может быть также понята как смена угла зрения на предмет художественного постижения. Отрицание и преодоление устаревших художественных принципов осуществляется через их освоение и усвоение, а также еще более полное проявление заключенных в них внутренних возможностей. Это означает, что романтизм не лучше классицизма, а реализм не лучше романтизма, что их достоинства относительны.

Принцип художественного равноправия распространяется также и на жанровую систему: все жанры хороши, кроме скучного. Плохая эпопея нисколько художественно не лучше блестящей эпиграммы, но и хорошая эпопея не отменяет ценности малого жанра. Угасание жанра не означает его смерти: ода уже после своего исчезновения с литературной арены была востребована в ином качестве, как это случилось, например, в «Медном всаднике» Пушкина и в его же стихотворении «Пир Петра Первого».

Исторический подход, таким образом, предполагает, что последующее не отрицает и не отбрасывает предыдущее, но вбирает в себя открытия предшественников. При этом было бы странно, если бы новое литературное направление, идущее на смену старому, не вступало бы с ним в полемику, не спорило бы с ним, не критиковало бы его художественные основы.

Содержание литературного процесса в России XIX в., предполагающее более глубокое постижение человека, состоит в смене литературных направлений и словесных форм, которое обусловлено переходом от мышления жанрами («жанровое мышление») к мышлению литературными стилями и индивидуально-авторскими стилевыми системами, а затем к созданию литературных школ. Последняя стадия литературного процесса (создание литературных школ) свойственна литературному движению ХХ в. и хронологически выходит за пределы данного курса.

В соответствии с мыслью о переходе от жанрового мышления к мышлению стилями и к индивидуально-авторским стилевым системам материал учебника распределен по трем частям: часть 1 охватывает 1800-1830-е гг. (переход от жанрового мышления к мышлению стилями); часть 2 включает 1840-1860-е гг. (возникновение на основе мышления стилями индивидуально-авторских стилей); часть 3 посвящена литературному движению 1870-1900-х гг. (торжество системы индивидуально-авторских стилей и переход на рубеже XIX–XX вв. к созданию «литературных школ», объединенных, в отличие, например, от «элегической школы» начала XIX в., организационно, а не условно).

Таким образом, в центре внимания авторов учебника – закономерности литературного развития, проявляемые в движении словесно-художественных идей и форм, процессы жанрово-стилевой диффузии (взаимопроникновение жанрово-стилевых признаков и перемена их ценностных характеристик) в рамках отдельных литературных направлений (например, историческая элегия Батюшкова, одический фрагмент Тютчева), взаимодействие прозы и поэзии на жанрово-стилевом уровне, в пределах определенного литературного направления и в творчестве конкретных авторов (например, «роман в стихах» Пушкина, «поэма» Гоголя, «стихотворения в прозе» Тургенева).

Авторы учебника сознают, что предложенная ими периодизация литературного процесса и распределение материала по трем томам условны, поскольку переход от жанрового мышления к мышлению стилями и к созданию развитой системы индивидуально-авторских стилей не совершился в точные календарные сроки. Вместе с тем авторы полагают, что периодизация материала в учебнике представляет собой схему, реально отражающую развитие русской литературы XIX в. и помогающую студенту организовать в своем сознании огромный художественный и научный материал.

Изложенная общая идея учебника требует одной оговорки. Речь идет о проблеме русско-европейских и отчасти русско-мировых литературных связей. Авторы не считали для себя возможным в настоящем учебнике сколько-нибудь полно сосредоточиваться на этой проблеме, учитывая ее сложность и многоаспектность. Поэтому она рассматривается в учебнике не как самостоятельная, а в качестве важного подспорья. Указания на литературные влияния, заимствования, связи присутствуют в тексте лишь по мере настоятельной необходимости – тогда, когда они помогают глубже понять содержание того или иного произведения и творчества того или иного автора. Более полные сведения о русско-европейских и иных связях студенты могут получить из источников, помещенных в тексте главы, а также в общей и специальной библиографии.

творчества того или иного писателя. Преимущественный интерес к творческим процессам в литературе не позволяет излагать биографии писателей. Биографические сведения привлекаются лишь в той мере, в какой это необходимо для понимания всего творчества или отдельного произведения. За биографическими сведениями студент может обратиться либо к многочисленным справочным изданиям и словарям, указанным в библиографии, либо к специальным книгам и исследованиям. Если сведения о том или ином писателе составляют часть обзорной главы, то в монографических главах об этом авторе они подробно не освещаются (например, характеристика общества «Арзамас» исключает в дальнейшем анализ деятельности В. А. Жуковского в этом обществе, а характеристика «натуральной школы» предполагает, что участие писателей, принадлежащих к ней, в относящихся к ним монографических главах не рассматривается).

Этот же принцип заложен и в структуру каждой главы. По мнению авторов, студенты должны прочитать произведения, включенные в программу. Например, из обширного корпуса сочинений Пушкина они, как современные культурные люди, обязаны знать все законченные и завершенные произведения, включая некоторые важные замыслы, осуществление которых было прервано автором («Египетские ночи» и др.). Однако детального знания требуют лишь наиболее значительные художественные произведения, которые анализируются в учебнике и которым посвящены отдельные параграфы. Весь остальной материал творчества излагается обзорно (например, обязательным является знание романной трилогии И. А. Гончарова и критической статьи «Мильон терзаний», которые освещены в учебнике подробно; книга же «Фрегат Паллада» и другие критические статьи лишь упоминаются и кратко излагаются, поскольку о них дается общее представление и их знание факультативно). Соотношение обзорного и монографического материала определяется типовой и действующей в МПГУ программами («Филология. Литература». М., 2002). Студенты педагогических университетов и институтов, кроме МПГУ, могут ориентироваться на типовую программу.

Анализ художественных текстов дается с точки зрения устоявшегося и оправдавшего себя принципа – органического единства содержания и формы.

над творчеством того или иного писателя.

Художественные произведения и другие тексты цитируются по наиболее авторитетным отечественным изданиям, к коим причислены все академические издания (изданные АН СССР и РАН), включая полные собрания сочинений и отдельные издания в серии «Литературные памятники», а также издания, выпущенные издательствами «Советская энциклопедия», «Российская энциклопедия», «Библиотека поэта» (Большая и Малая серии), «Художественная литература» и некоторые другие, указанные в библиографии. При отсутствии у студентов названных изданий они могут пользоваться иными, в том числе и современными. Авторы учебника сознательно цитируют художественные тексты по проверенным и получившим общественно-научное признание изданиям.

отделенных от основного текста пробелом. Для удобства пользования в главах имеются тематические рубрики. Главу заключает методический аппарат, состоящий из вводящих терминов, вопросов и заданий для самоконтроля, списка литературы, относящегося к данному периоду или данному писателю. К учебнику прилагаются общая библиография для всего курса, примерные темы курсовых и дипломных сочинений.

Все пожелания и замечания, касающиеся учебника «История русской литературы. XIX век», авторы просят направлять по адресу: Москва, Малая Пироговская, д. 1. МПГУ, главный корпус, ауд. 319, кафедра русской литературы.

Русская классическая литература XIX века, как продукт царской охранки

Русскую классическую литературу XIX века называют «Золотым веком русской литературы». Ввел этот термин М.А. Антонович и подразумевал под ним литературу, относящуюся к периоду А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, но в дальнейшем этот термин стал применяться к литературе всего XIX века, включив в себя также И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и других классиков.

Читайте также  Карта галицко-волынского княжества

Благодаря отрывочным сведениям, полученным из секретных архивов, оказалось возможным включить многих из этих классиков в список тайных агентов царской охранки. Получивший ограниченный доступ к Центральному архиву ФСБ Э.Макаревич, так и назвал их «Секретной агентурой». И хотя прямые документальные подтверждения сотрудничества этих широко известных писателей и поэтов XIX века с тайной канцелярией до сих пор остаются под грифом «совершенно секретно», совокупность фактов их биографии позволяет по новому взглянуть на содержание и смысл их произведений.

После восстания декабристов и восшествия на престол императора Николая I высшим органом политической полиции стало Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии во главе с А. Бенкендорфом. Любимец Николая І граф Бенкендорф смог не только успокоить революционную ситуацию, но и укрепить самодержавие на довольно продолжительный период, даже после его смерти. Связанное с непосредственной работой Бенкендорфа появление целого поколения Золотого века русской литературы является в немалой степени его заслугой.

Прошедшие цензуру того времени и, как сказали бы сегодня, поддержанные госзаказом, появлявшиеся почти каждый день литературные шедевры печатались большими тиражами. При этом многочисленные романы, повести, пьесы, поэмы и стихотворения не только не шли вразрез с основными устоями царского режима, но и поддерживали их – самодержавие, патриотизм, православие и другие российские скрепы.

Часто в этих шедеврах русской и мировой литературы можно заметить и пропаганду межнациональной розни между отдельными этносами Российской империи, в том числе антисемитизм, что выгодно использовалось Третьим отделением в определенные исторические моменты. В некоторых произведениях допускалась конструктивная критика и сатира («Ревизор», «Мертвые души» Н.Гоголя) по отношению к нерадивым чиновникам, в рамках кампании по борьбе с коррупцией того времени, но с условием непротивления злу насилием (произведения Л.Толстого), однозначно без революционных призывов, или с неприглядным образом революционеров («Бесы» Ф. Достоевского, «Отцы и дети» И. Тургенева). В то время, как действительно революционные произведения не тиражировались, запрещались к публикации и уничтожались, а их авторы высылались за границу и на каторгу. Сейчас эти авторы оказались почти забыты. Никто сегодня не вспомнит, например, М. Михайлова, который в 1861 году по возвращении из-за границы был арестован по делу о распространении революционных прокламаций в Петербурге («К молодому поколению»), осуждён и приговорён к каторжным работам.

Высланный за границу В. Белинский написал такое гневное письмо Н. Гоголю, которое до сих пор запрещено массово тиражировать в России из-за своего вольнодумного и опасного для власти содержания. Оно не потеряло своей актуальности и сейчас.

  • « [России] нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а создравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение;
  • [Христос] первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину Своего учения. И оно только до тех пор и было спасением людей, пока не организовалось в церковь и не приняло за основание принципа ортодоксии.
  • Приглядитесь пристальнее, и Вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нём ещё много суеверия, но нет и следа религиозности.
  • Вы утверждаете как великую и неоспоримую истину, будто простому народу грамота не только не полезна, но положительно вредна. Что сказать Вам на это? Да простит Вас Ваш византийский Бог за эту византийскую мысль.
  • [Публика] видит в русских писателях своих единственных вождей, защитников и спасителей от мрака самодержавия, православия и народности…».

    В XIX веке в Российской империи актуальной была, как всегда, патриотическая тематика, а также борьба с национально-освободительными движениями. Борьба за независимость находила отклик в сердцах многочисленных представителей национальной элиты Украины и Польши – среди писателей, офицеров и чиновников. Время от времени вспыхивали серьезные польские и украинские восстания, против которых использовались регулярные российские войска. Но в борьбе за умы и сердца людей принимали непосредственное участие классики русской литературы, перо которых умело направляло Третье отделение канцелярии Е.И.В.

    Чтобы не нагромождать материал, истории успешного сотрудничества Третьего отделения с А.Пушкиным, Н.Гоголем, Ф.Достоевским, И.Тургеневым и др. лучше привести в отдельных статьях.

    В наше время ведомство российской тайной полиции явно деградировало, впрочем как и все остальные структуры государственной власти. В условиях, когда от России отпали целые регионы, в том числе Украина с Прибалтикой, уже физически неоткуда взяться Гоголю и Бенкендорфу. В ФСБ России нет таких неординарных личностей, как граф Бенкендорф и его помощник Л.Дубельт, которые могли бы посодействовать появлению плеяды талантливых писателей, сценаристов и режиссеров. Максимум, что образуется на выходе из современных поборников режима, – это Александр Проханов, Захар Прилепин и Никита Михалков, которых никак нельзя назвать чем то похожим ни на золотой, ни даже на серебрянный век русской литературы и культуры. Произведения Проханова и Прилепина на патриотическую тематику, востребованную для правителей всех времен и народов, совершенно невозможно сравнивать, например, с романом Л. Толстого «Война и мир», в котором тема патриотизма является центральной. Немалые суммы российского госзаказа сейчас тратятся не на шедевры мировой литературы, а на пропагандистские шоу и телепередачи Соловьева, Киселева и Брилева, на фабрики троллей и бесталанных блогеров. Поэтому XXI век русской литературы совсем не золотой, а смахивает больше на деревянный, или скорее даже дубовый.

    Россия в мире. 11 класс

    Конспект урока

    Конспект урока № 29

    по предмету «Россия в мире» для 11 класса

    Тема: Русская классическая литература XIX века и её роль в развитии российского общества и мировой культуры.

    Вопросы по теме:

    1. «Золотой век» русской литературы.

    2. Жанр реалистического романа «золотого» века.

    3. Русские писатели «золотого» века.

    4. «Серебряный» век русской литературы.

    5. Развитие театра в XIX веке.

    Золотой век русской литературы – крылатое выражение, которым называют русскую литературу XIX века. Золотым веком русской поэзии называют первую треть XIX века.

    Критический реализм – художественное направление, возникшее в середине XIX века в ряде стран Европы и Америки и ставившее целью правдивое изображение повседневной жизни людей, прежде всего обездоленных и страдающих.

    Серебряный век в литературе – образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к концу XIX – началу XX века, данное по аналогии с золотым.

    Театр – зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств – литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой.

    Теоретический материал для самостоятельного изучения:

    Литература XIX века стремительно ворвалась в мировую литературу и вдруг стала бесспорной законодательницей литературной моды. Наши классики стали создавать действительно ценные творческие и художественные образы.

    В чем же заключаются основные черты русской классической литературы этого периода?

    Уже в первой половине столетия литература сделала гигантский шаг вперед, в начале XIX века на смену классицизму и сентиментализму пришел романтизм. В литературе это наиболее ярко отразилось в творчестве поэта В. А. Жуковского (1783–1852), а также в ранних стихотворениях А. С. Пушкина (1799–1837).

    XIX век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А. С. Пушкину. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М. Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений.

    А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении XIX века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А. С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н. В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А. С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

    С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

    Направления у русской литературы конца XIX века были самими разными, каждый писатель создавал свой истинный необычайный смысл своих рассказов. В итоге образовалось множество так называемых течений, которые были связаны с направлением в лирической поэзии. Литературный процесс конца XIX века открыл имена Н. С. Лескова, А. Н. Островского, А. П. Чехова. Он проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом.

    Читайте также  Военная реформа перта i

    Модный в начале века сентиментализм постепенно уходит на второй план – начинается становление романтизма, а с середины века балом правит уже реализм. В литературе появляются новые типы героев: «маленький человек», который чаще всего погибает под давлением принятых в обществе устоев и «лишний человек» – это вереница образов, начиная с Онегина и Печорина.

    Продолжая традиции сатирического изображения, предложенные ещё М. Фонвизиным, в литературе XIX века сатирическое изображение пороков современного общества становится одним из центральных мотивов. Нередко сатира принимает и гротескные формы. Яркие примеры – гоголевский «Нос» или «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

    Ещё одна отличительная черта литературы этого периода – острая социальная направленность. Писатели и поэты все чаще обращаются к общественно-политическим темам, нередко погружаясь в область психологии. Этот лейтмотив пронизывает произведения И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Появляется новая форма – русский реалистический роман, с его глубоким психологизмом, жесточайшей критикой действительности, непримиримой вражды с существующими устоями и громкими призывами к обновлению.

    Русские писатели «золотого» века

    В. А. Жуковский – наставник Пушкина и его Учитель. Именно Василий Андреевич считается основоположником русского романтизма. После Жуковского и началась эпоха демократизации русского языка, которую так блестяще продолжил Пушкин.

    А. С. Пушкин. Его называли по-разному: А. Григорьев утверждал, что «Пушкин – наше всё!», Ф. Достоевский «великим и непонятным ещё Предвозвестителем», а император Николай I признался, что, по его мнению, Пушкин – «самый умный человек в России». Попросту говоря, это Гений.

    А. Н. Островский указал и ещё на одно немаловажное достижение этого гениального поэта. До Пушкина русская литература была подражательной, упорно навязывающая чуждые нашему народу традиции и идеалы. Пушкин же «дал смелость русскому писателю быть русским», «раскрыл русскую душу». В его рассказах и романах впервые так ярко поднимается тема нравственности общественных идеалов того времени. А главным персонажем с легкой руки Пушкина теперь становится обычный «маленький человек» – с его мыслями и надеждами, желаниями и характером.

    А. С. Грибоедов вошёл в историю как автор одного произведения которое считается первой в истории русской литературы реалистической комедией, фразы и цитаты из комедии «Горе от ума» уже давно стали крылатыми.

    М. Ю. Лермонтов – яркий, загадочный, с налетом мистицизма и неимоверной жаждой воли. Все его творчество – уникальный сплав романтизма и реализма. Причем оба направления вовсе не противостоят, а как бы дополняют друг друга. Этот человек вошел в историю как поэт, писатель, драматург и художник. Его перу принадлежат 5 пьес: самая известная – драма «Маскарад».

    А среди прозаических произведений настоящим бриллиантом творчества стал роман «Герой нашего времени» – первый в истории русской литературы реалистический роман в прозе, где впервые писатель пытается проследить «диалектику души» своего героя, нещадно подвергая его психологическому анализу. Этот новаторский творческий метод Лермонтова в дальнейшем будут использовать многие русские и зарубежные писатели.

    Н. В. Гоголь известен как писатель и драматург, но не случайно одно из самых известных его произведений – «Мертвые души» считается поэмой. В мировой литературе нет другого такого Мастера слова. Гоголевский язык певуч, невероятно ярок и образен. Наиболее ярко это проявилось в его сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки».

    И. С. Тургенев – величайший русский романист, установивший каноны классического романа. Он продолжает традиции, установленные Пушкиным и Гоголем. Он часто обращается к теме «лишнего человека», стремясь через судьбу своего героя передать актуальность и значимость социальных идей.

    Заслуга Тургенева ещё и в том, что он стал первым пропагандистом русской культуры в Европе. Это прозаик, открывший для зарубежья мир русского крестьянства, интеллигенции и революционеров. А вереница женских образов в его романах стала вершиной мастерства писателя.

    И.А. Гончаров продолжал развивать традиции русского реалистического романа. Автор знаменитой трилогии, сумевший как никто другой описать главнейший порок русского народа – лень. С легкой руки писателя появился и термин «обломовщина».

    Н. С. Лесков – талантливый продолжатель традиций Н. Гоголя. Сделал огромный вклад в развитие новых жанровых форм в литературе, таких как картинки с натуры, рапсодии, невероятные события.

    Н. Г. Чернышевский – выдающийся писатель и литературный критик, предложивший свою теорию об эстетике отношения искусства к действительности. Эта теория стала эталонной для литературы нескольких следующих поколений.

    Ф. М. Достоевский – гениальный писатель, чьи психологические романы известны во всем мире. Достоевского нередко называют предтечей таких направлений в культуре, как экзистенцилизм и сюрреализм.

    М. Е. Салтыков-Щедрин – величайший сатирик, доведший искусство обличения, высмеивания и пародии до вершин мастерства.

    А. П. Чехов. Этим именем историки традиционно завершают эпоху золотого века русской литературы. Чехов ещё при жизни был признан во всем мире.

    К концу XIX столетия традиции критического реализма стали постепенно угасать. В обществе, насквозь пронизанном предреволюционными настроениями, в моду вошли настроения мистические, отчасти даже декадантские. Они стали предтечей появления нового литературного направления – символизма и ознаменовали начало нового периода в истории русской литературы – серебряного века поэзии.

    «Серебряный век»

    Периоду ХХ века присущи характерные для России того времени глубокие противоречия. Один за другим появлялись новые таланты. В этот период ожил интерес к религии, которая оказала огромное влияние в начале XX века на развитие русской культуры. Литераторов стали притягивать вечные и глубинные вопросы – о добре и зле, о сущности жизни и смерти, природе человека.

    Серебряный век стал эпохой выдающихся художественных открытий, новых направлений в культуре. Символизм и акмеизм, модернизм, футуризм, авангардизм, неоантичность послужили благодатной почвой для творчества ряда выдающихся литераторов: А. А. Блока, А. Белого, Ф. К. Сологуба, Д. С. Мережковского, 3. Н. Гиппиус, В. В. Маяковского, В. Хлебникова, М. И. Цветаевой и других – и, по сути, стали их судьбой. Среди художественных направлений важно осмысление метафизических поисков религиозной философии: именно они определили облик Серебряного века. Согласно философии Серебряного века, мир должен быть преобразован не кошмаром насилия, а подлинностью христианского учения. Но традиционное православие всё более перерождается в обряд, лишается подлинной христианской сути. Бессмысленна цепь насилий, невозможно изменение внешних условий бытия вне «самости» человека, поэтому важна устремленность к такому богочеловеку, который ищет внутренней целостности, единства, добра, красоты, истины. Теория Л. Н. Толстого «непротивления» злу насилием, теософия (религиозная философия В. С. Соловьева) призывала к необходимости активного сотрудничества человека и Бога, к богоискательству, к «Мудрости» как посреднику между Богом и человеком, к синтезу добра, красоты и мудрости, тем самым формируя христианско-православный идеал общества и как бы направляя страну на путь мирной реформации.

    Театр. Главными центрами театральной жизни России были Петербург и Москва. В северной столице ведущим театром был Александринский (ныне имени А. С. Пушкина), в Москве – основанный в 1824 г. Малый театр. Каждый сезон Малого театра открывался или комедией «Горе от ума», или комедией «Ревизор», что свидетельствовало об идейно-художественной направленности театрального репертуара. Самым прославленным актером Малого театра был М. С. Щепкин. Мастер искусства сценического перевоплощения, он отстаивал просветительскую, общественно значимую роль театра.

    С созданием национальной русской драматургии в духе реализма во второй половине XIX в. связано имя А. Н. Островского. Он был не только автором многочисленных пьес, но и творческим вдохновителем труппы Малого театра. Замечательной исполнительницей женских ролей в пьесах Островского являлась М. Н. Ермолова (Катерина в «Грозе»).

    В 1898 г. режиссеры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали Московский художественный (общедоступный) театр. Он открылся спектаклем «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого. На сцене МХТ шли пьесы А. П. Чехова. Не случайно эмблемой театра стало изображение чайки (чеховская «Чайка» была поставлена в год открытия театра). Актёр, режиссер и теоретик театра Станиславский явился создателем новой школы театрального искусства, получившей мировое признание.

    Литература золотого и серебряного веков, оказала мощное влияние на развитие мировой культуры в целом. Впитывая всё лучшее, что предлагала мировая литература, русская литература смогла остаться самобытной и уникальной.

    Теоретический материал для углубленного изучения:

    Как Лев Толстой охотился на медведя и чуть не погиб, заливался слезами, слушая Чайковского, работал в поле и редактировал свои произведения. Портал «Культура.РФ» собрал воспоминания современников о писателе – субъективные и трогательные.

    «Какое счастье жить в одно время с Толстым!»

    «Рассказать биографию Пушкина… Впервые с такой задачей я столкнулся шестнадцать лет назад в Норвегии. Лекция моя называлась «Легендарные русские поэты»…»

    Новиков В.И. «Пушкин»

    Тренировочные задания:

    1. Кто из перечисленных авторов не относится к золотому веку русской литературы? Зачеркните лишнее.

  • Ольга Уварова/ автор статьи

    Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Sogetsu-Mf.ru
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: