М. с. щепкин (1788-1863 гг.) — величайший русский актёр-реалист

Жизнь и творчество М.С.Щепкина

Он был великий артист. Артист по призванию и по труду.

Он создал правду на русской сцене.

Родился будущий артист Михаил Семенович Щепкин в 1788 году в селе Красное Обоянского уезда (ныне Белогородской области). По рождению он принадлежал к крепостному сословию.

Спектакль Миша впервые увидел в семилетнем возрасте. Это была постановка в крепостном театре барина. Увиденное глубоко поразило смышленого мальчугана.

В своих «Записках» он написал позднее: «В тот вечер порешилась моя будущая судьба».

Помещик, видя рвение своего крепостного, решил продолжить его обучение. Миша учился на отлично и пробовал свои силы в школьных спектаклях.

Настоящей сенсацией стала постановка в 1800 году учениками малонародного уездного училища в городе Судже комедии Сумарокова «Вздорщица», в которой Щепкин исполнил главную роль – слуги Розмарина.

Надо отметить, что у будущего мастера сцены от рождения был слабый и незвучный голос, но с помощью неустанных тренировок ему удалось придать ему силу и энергию. Граф Волькенштейн, услышав его приветственную речь на открытии Курской гимназии, поразился ораторским искусством своего крепостного и пригласил его в свой театр.

На профессиональной сцене

Михаил Семенович с успехом дебютировал в крепостном театре своего хозяина в комических ролях. Параллельно он обучался в Курской гимназии и работал у барина официантом. Любил Миша посещать Курский театр, который в ту пору принадлежал Барсовым, выходцев из крепостных крестьян, и подрабатывал в нем суфлером.

Однако его заветной мечтой было выйти на сцену. Однажды Фортуна повернулась лицом к мальчугану. Актер, исполнявший одну из главных ролей в пьесе, запил, и молодой талант вызвался его заменить. Барсов сначала скептически отнесся к его предложению, но, выслушав, как тот декламирует роль, выпустил на сцену, посоветовав читать не так быстро. С этого дня началась профессиональная карьера Щепкина как актера.

Вскоре он встретил свою вторую половину – «турчанку» Елену Дмитриевну. Судьба ее интересна. В 1791 году младенцем она была найдена в осажденной турецкой крепости. Генерал Чаликов взял малышку в дом и воспитал как свою дочь. В театре она познакомилась с Михаилом, и они сразу же полюбили друг друга. Дав согласие выйти замуж за крепостного, она сама становилась невольницей, но это не пугало ее.

На волю!

В 1816 Щепкина пригласили в труппу И. Ф. Штейна, которая считалась лучшей на юге России, и вскоре он вместе с семьей переехал в Харьков. Снискав славу лучшего комического актера, он стал невероятно популярен. Ему приходилось играть самые разные роли в незамысловатых пьесах: отцов-недотеп, неудавшихся любовников, даже женщин (например, Еремеевну в «Недоросле» Фонвизина).

Узнав, что молодой артист – крепостной, поклонники решили выкупить актера. Вдова графа Волькенштейна запросила 8000 рублей. Деньги собирали долго, но их не хватило. Недостающие 2500 рублей вложил генерал-губернатор князь Репнин и в 1818 году купил крепостного. Князь отпустил его и семью на волю только через три года, когда актер целиком выплатил свой долг.

На сцене Малого театра

В 1824 году Щепкин оказался в Малом театре. Труппа Малого театра 19века была блестящей: в ее составе играли многие знаменитые актеры русского театра Мочалов, Савицкая, Самарин. В Москву артиста привез вместе с большим семейством помощник управляющего императорским московским театром Загоскин. Он описал свою «находку» управляющему театра Кокошкину так: «Актер – чудо-юдо».

И действительно, талант актера произвел настоящий фурор на московской сцене. Он пленил публику своей естественностью и простой, «нетеатральным» исполнением своих ролей. Современники окрестили Щепкина «Пушкиным русской сцены». Его лучшими ролями этого периода были: Репейкин, отец Земфиры, скупой рыцарь, Сганарель, Барон и, конечно же, Фамусов (Грибоедов, «Горе от ума», полная постановка состоялась в 1832 году). Щепкин придал Фамусову многие оригинальные черты, нивелировал его «демонизм» и низвел его до уровня обычного обывателя, «выслужившегося» Молчалина.

В 1831 году Михаил Семенович, будучи в гостях у Аксаковых, познакомился с Гоголем. Это знакомство переросло в настоящую дружбу. Писатель пьесу «Женитьба» написал специально для бенефиса Щепкина.

Роль городничего в еще одной пьесе Гоголя («Ревизор», 1836) стала, пожалуй, самой значимой ролью в творчестве Щепкина. По признанию современников, он поднялся в ней до небывалой широты сатирического обобщения. Другие персонажи «щепкинского» ряда в гоголевских пьесах – Утешительный в «Игроках», Бурдюков в «Тяжбе», Подколесин и Кочкарев в «Женитьбе».

С огромным успехом шли пьесы украинских драматургов 19 века, в которых актер играл простых людей из народа.

В драматических ролях

Постепенно Михаил Семенович отходит от комических и сатирических ролей и начинает воплощать на сцене драматические и трагедийные образы. Дарование Щепкина было настолько велико, что своим творчеством он буквально заставлял публику рыдать во время исполнения заглавной роли в мелодраматическом водевиле Соважа и Делурье «Матрос».

Одной из лучших ролей «позднего» Щепкина считается роль Муромского в «Свадьбе Кречинского» Сухово-Кобылина (1855). Серьезным успехом стало исполнение роли Любима в драме Островского «Бедность не порок», Полония в трагедии Шекспира «Гамлет», Гарпагона в «высокой» комедии Мольера «Скупой».

Бенефисы актера

Для содержания огромного семейства хлебосольному артисту приходилось много зарабатывать. Но профессия актера не предполагает баснословных гонораров. И администрация театра, учитывая популярность своего артиста, неоднократно устраивала бенефисы Щепкина в Малом театре 19 века (1829, 1831, 1835 гг. и др.). кроме того, пользуясь своим положением, именитый артист «пробивал» через цензуру запрещенные пьесы Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Герцена, Тургенева, Сухово-Кобылина и с успехом ставил их в свой бенефис. Искренность и глубина исполнения, соединенная с веселостью, делали его неподражаемым на сцене. Белинский отзывался о нем, как о подлинном гении.

Первым из всех актеров Малого театра Щепкин начал читать со сцены отрывки из оригинальных русских произведений. Кроме того, он развенчал миф о том, что Пушкинские «маленькие трагедии» невозможно играть, с успехом осуществляя их постановку.

Дружба актера с Пушкиным

Оказавшись в Малом театре, Щепкин попал в окружение образованных людей. Его друзьями стало множество артистов, драматургов, критиков, профессоров. Среди наиболее близких были А.Пушкин, Н.Гоголь, В.Белинский, А.Герцен.

С Пушкиным он познакомился, возможно, в марте 1829 года на завтраке у Погодина, на котором также присутствовали С. Аксаков, А. Хомяков, А. Мицкевич – словом, русская и польская интеллигенция. Также Пушкин был в зрительском зале в Большом театре (Петербург) в бенефис актера 9 июня 1832 года, где тот исполнял роль отца Земфиры в постановке пушкинских «Цыган».

Но близкое знакомство великого актера и великого поэта завязалось в мае 1836 года в доме у графа Нащокина. Они много беседовали, вспоминали, делились воспоминаниями. Михаил Семенович к тому же был великолепным рассказчиком.

Книга М.С.Щепкина «Записки крепостного актера»

Однажды Пушкин воскликнул:

«Вы просто обязаны написать книгу!» и в тот же день подарил другу тетрадь. На первой странице своей рукой он написал: «17 мая 1836. Москва. Записки актера Щепкина. Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на речке Пенке».

Волей-неволей актеру пришлось браться за мемуары.

Знаменитые «Записки М. С. Щепкина» удалось полностью выпустить в свет только в 1864 году. В ней актер описывает не только свою жизнь, но и свои театральные принципы и приемы. Он дает советы начинающим актерам и раскрывает секреты своего ремесла.

Система актерской игры М.С.Щепкина — смотрите подробнее здесь

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

М. с. щепкин (1788-1863 гг.) — величайший русский актёр-реалист

Щепкин Михаил Семёнович (6(17).XI.1788 – 11(23).VIII.1863) — русский актер, реформатор театра, основоположник реализма в русском театральном искусстве. Родился в с. Красное Обоянского уезда Курской губ. (ныне — Яковлевского р-на Белгородской области). Отец его, Семен Григорьевич, был крепостной человек графа Г.С. Волькенштейна, выполнявший обязанности управляющего поместьем.

Юные годы Михаила Семёновича протекали между господской гостиной и лакейской. Господа баловали на редкость живого и смышленого мальчика и в то же время давали ему почувствовать всю зависимость его положения «крещеной собственности». Здесь же, в графском имении Волькенштейна, детскому взору было впервые представлено сценическое зрелище, а вскоре его начали привлекать к участию в спектаклях. В театре Волькенштейна он не только выступал в пьесах, но и пел в операх, концертах, исполняя вокальные отрывки из постановок, играл на гуслях. В возрасте 11 лет, учась в уездном училище в Судже, Щепкин и его друзья поставили комедию А.П. Сумарокова «Вздорщина», в которой он сыграл первую роль. В 1801–1802 гг. в театре графа Волькенштейна он исполнил несколько ролей, в том числе Степана-сбитенщика в опере Я. Княжнина «Сбитенщик», помещика в комической опере «Несчастье от кареты» того же автора. Окончив уездное училище в Судже, Щепкин постоянно жил в курском доме Волькенштейнов, где граф проводил ежегодно несколько зимних месяцев.

В 1802 г. его отдали в Курское губернское училище, где он проявил еще и талант рисовальщика. Превосходно занимаясь, он много читал, руководимый поэтом И.Ф. Богдановичем. В свободное от учебы время Щепкин старался не пропускать ни одного спектакля театра под руководством братьев Барсовых, который находился недалеко от дома. Туда он проникает под любым предлогом: то переписывает ноты, то суфлирует. В ярмарочный период в Курском театре братьев Барсовых он также выполнял обязанности суфлера или просто ходил с оркестром и носил контрабас или литавры. Определенный, по воле помещика, помощником землемера, межевавшего земли гр. Волкенштейна, Михаил Семёнович в 16 лет блестяще выдержал выпускной экзамен и, по приказанию помещика, произнес приветственную речь попечителю харьковского ун-та, приезжавшему открывать гимназию, преобразованную из курского губернского училища. За превосходное исполнение поручения помещик «позволил Щепкину заниматься, чем хочет». И он в ноябре 1805 был включён в труппу театра братьев Барсовых.

Читайте также  Великая октябрьская социалистическая революция, её особенности и историческое значение

Поначалу он играл в незначительных эпизодах. Так бы все продолжалось и дальше, если б не случай. В середине ноября актриса Пелагея Лыкова приехала к господам Волькенштейнам с тем, чтобы пригласить их на свой бенефис. Она с грустью сообщила, что актер Арепьев, исполнявший роль Андрея — почтаря в драме «Зоа», проиграл в трактире платье и имеет «нетоварный» вид по причине того, что выпил за последние дни изрядную порцию вина. Михаил Семёнович с согласия Лыковой заменил его. Спектакль прошел с громадным успехом, а Щепкин завоевал положение ведущего исполнителя. Всего в период его пребывания в Курске известны 7 ролей, сыгранных им в пьесах.

Переломным моментом в своей судьбе Щепкин считал 1810 г., когда в селе Юнаковке (ныне — Сумская область Украины), что в 20 километрах от Суджи, присутствовал на любительском спектакле в доме кн. Голицына с участием кн. П.В. Мещерского в гл. роли. Игра Мещерского поразила его своей кажущейся простотой и силой воздействия на зрителя. После закрытия Курского театра на ремонт он с разрешения Г.С. Волькенштейна в 1816 г. перешел в харьковскую труппу И.Ф. Штейна. С той поры Михаил Семёнович в Курске бывал лишь наездами. Театр Штейна развил и укрепил реалистические начала, которые зародились в творчестве Щепкина под влиянием кн. Мещерского. Главное теперь жило в душе актера — не рассмешить или растрогать зрителя, а зажить самой ролью, мыслями и переживаниями воплощаемого на сцене персонажа. С 1817 г. Михаил Семенович служит в Полтавской труппе, возглавляемой видным писателем Иваном Петровичем Котляревским. К числу самых замечательных работ актера, сыгранных в Полтаве, относятся две роли, написанных Котляревским специально для него: казака Чупруна в «Москале-чаривныке» и выборного Макогоненко в «Наталке-Полтавке». Это были первые национальные украинские оперы. В 1818 г. основал «Вольный театр» в Полтаве.

От крепостной зависимости актер освободился при содействии своего нового хозяина графа Н.Г. Репнина, мецената Полтавского театра, когда ему было уже 33 года. В Москву Михаил Семенович приехал в 1823 г., имея за спиной почти 20-летний стаж провинциального актера и множество сыгранных ролей. Плотно войдя в репертуар Московского (Малого) театра, выступал почти через день, а, случалось, и каждый день в новых ролях. Но больше всего ему по душе была тема маленького человека, наивного, чистого, преданного труду. В сатирических и бытовых ролях он развивал обличительные мотивы. Поначалу Щепкин не был подготовлен к хорошим выступлениям на московской сцене. У него был южнорусский выговор, он был толст, малоросл, неуклюж. Однако через несколько лет уже говорил по-московски, оттренировал свое тело, сделав его пластичным, поставил голос. С 1823 г. и до самой смерти он — ведущий актер московского Малого театра. За свою жизнь на сцене Щепкин воплотил около 600 ролей. Им сыграны были такие значительные роли, как Фамусов в «Горе от ума» А.С. Грибоедова, городничий в «Ревизоре» Н.В. Гоголя. Михаил Семенович сам говорил, что этим авторам он многим обязан: «. они меня силою своего могучего таланта, так сказать, поставили на видную ступень в искусстве». Несколько раз он бывал на гастролях в Петербурге. Билеты на спектакли с его участием разбирались нарасхват. От него приходили в восторг, его вызывали на сцену по нескольку раз, от игры его смеялись и плакали, его смотреть приходили даже те, которые никогда не посещали театра. Щепкин был самым ярким выразителем внутреннего освобождения от пут официального, придворного классицизма. На его долю выпала великая миссия — реалистическая реформа отечественной сцены, подчинение ее идеям гражданственности и исторической правды. Обладая великолепными музыкальными данными, он вполне справлялся с оперными партиями, серьезно увлекался живописью и литературой. Отличался непревзойденным даром рассказчика, живо, в лицах передавал байки о нравах курских купцов и обывателей, одна из которых впоследствии легла в основу трагического сюжета «Сороки-воровки» А.И. Герцена, другая — «Собачки» В.А. Соллогуба. Щепкин был знаком со многими деятелями российской культуры: А.С. Пушкиным, Т.Г. Шевченко, Н.В. Гоголем.

Михаил Семенович многократно выезжал с гастролями в провинцию. Здесь, вдали от гнетущего воздействия Конторы императорских театров, он мог смелее и увереннее искать, экспериментировать и творить, здесь он мог широко общаться со всей массой русского актерства, здесь он мог распространять вширь и вглубь открытые им театральные истины и законы. Для Щепкина его провинциальные гастроли были вполне осознанной общественной и художественной миссией. В 1856 г. князь А.И. Барятинский, назначенный наместником Кавказского края, обратился к нему с просьбой помочь в подборе актеров для Тифлисского театра и приехать на гастроли в Тифлис. В Государственном историческом музее хранится письмо А.И. Барятинскому от апреля 1857, в котором Щепкин пишет: «Дело, поручаемое мне Вашим сиятельством, так близко моему старому сердцу, что готов всею душою содействовать оному, насколько хватит моих средств и сил. Надеюсь, что Ваше сиятельство заботитесь насчет театра не для одной только забавы; но чтобы забава забавой, но и развивалось бы искусство, которое так полезно для народа. Во все века искусство было всегда впереди массы, а потому, добросовестно занявшись оным, нечувствительно и масса подвигается вперед. » Так он думал до конца своих дней. Щепкин осуществил задачи, выдвинутые общим ходом русской театральной истории, определил основные линии дальнейшего развития русского театра.

В 1863 году, по совету врачей, он уехал на южный берег Крыма и скончался в Ялте 11 августа. Похоронен в Москве на Пятницком кладбище.

22 мая 1895 г. в Судже в присутствии артистов Московского Малого театра М. Ермоловой, И. Южина-Сумбатова, правнучки Щепкина писательницы Т.Л. Щепкиной-Куперник и др. деятелей культуры был открыт памятник М.С. Щепкину работы скульптора В.М. Боровского. На лицевой стороне постамента из черного лабрадора высечено: «Михаилу Семеновичу Щепкину, великому актеру, 1788–1863». На боковой стороне написано: «В 1801 г. в г. Судже ученик уездного училища Щепкин в первый раз выступил маленьким актером в комедии А. Сумарокова «Вздорщицы» в роли слуги Розмарина». На постаменте высечено высказывание самого Щепкина: «Жить для меня — значит играть на сцене, играть на сцене — жить».

В декабре 1911 по решению городской Думы Курскому драматическому театру было присвоено имя Щепкина (в настоящее время в этом здании находится кинотеатр им. Щепкина). В Центральном округе Курска 25 октября 1957 г. его именем названа улица, на которой находится кинотеатр им. Щепкина. Мемориальная доска на Доме офицеров напоминает о начале артистической карьеры Щепкина на сцене Дворянского собрания (авторы — куряне скульптор Н. Криволапов и архитектор В. Михайлов). В Москве его имя присвоено театральному училищу-ВУЗу при Малом театре, а в 1980г. во дворе этого училища был установлен бронзовый памятник Щепкину. Автор — скульптор А.В. Тарасенко. В с. Красном, на родине Щепкина установлена скульптура работы В.М. Клыкова. Его имя присвоено также Белгородскому государственному академическому драматическому театру.

Как зарождался сценический реализм? К 230-летнему юбилею Михаила Щепкина

17 ноября 1788 года родился будущий основоположник русского сценического реализма Михаил Щепкин. «Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на речке Пенке», — этой фразой, написанной , начинаются биографические записки первого актера русского театра. Именно великий поэт, дороживший дружбой с актером, подтолкнул на написание «Записок актера Щепкина», подарив ему тетрадь с написанным началом.

Отец будущего русского актера, Семен Григорьевич Щепкин, был крепостным графа Волькенштейна. Он служил управляющим имениями графа, а мать, Мария Тимофеевна, горничной графини. Оба родителя пользовались расположением своих хозяев, поэтому маленький Михаил рос в графских покоях.

В пятилетнем возрасте он быстро выучился грамоте у ключника хлебного магазина, затем продолжил обучение у священника и, наконец, был отправлен в Белгород. В Белгороде он изучал библейскую грамоту, а потом его перевели в Суджанское народное училище. Первую свою роль в 1800 году он сыграл в стенах этого училища. Сам Щепкин вспоминает свой дебют как весьма занятную историю из своей жизни актера.

Щепкинское театральное училище
Фото: ru.wikipedia.org

Кто-то из приятелей принес книгу с комедией Сумарокова «Вздорщица». Ребята заспорили о том, что же такое комедия. Миша Щепкин, который видел крепостной театр у графа Волькенштейна, принялся объяснять суть театра. Но товарищи ему не поверили, даже начали смеяться, кричать, ругаться. На крик проснулся учитель, дремавший в соседней комнате, и подтвердил правоту высказывания Щепкина. Учитель и предложил разыграть комедию, раздав роли, за которые мальчишки уже начали было драться. Щепкину досталась роль слуги Розмарина.

После успешной постановки губернатор пригласил юных артистов выступить на свадьбе дочери. Семен Щепкин, узнав об успехе детей (в спектакле играла и сестра Михаила), попросил графа Волькенштейна взять их в Курск. Там можно было получить достойное образование в губернском училище.

Дом-музей в Москве по адресу ул. Щепкина, 47
Фото: ru.wikipedia.org

Учебу в Курске Михаил совмещал с игрой в графском театре, переписывал роли, подрабатывал суфлером в театре братьев Барсовых. Там же в 1805 году впервые вышел на профессиональную сцену.

Помог случай. Актриса Пелагея Лыкова приехала в господский дом с бенефисной афишей. Она посетовала, что раздает билеты на бенефис, а он может не состояться, т.к. актер Арепьев прислал записку из трактира, что проиграл платье и просит выслать денег, иначе его просто не выпустят. Но денег ему высылать не хотели, он и без того истратил жалованье, выданное вперед, поэтому роль Андрея-почтаря в бенефисном спектакле «Зоа» осталась без актера. А до бенефиса осталось всего два дня.

Михаил выпросил разрешение сыграть вместо загулявшего Арепьева, выучив роль за несколько часов. Чрезвычайное волнение помешало заметить успех, который вызвала его игра у публики.

Читайте также  Ссср в 1970 - 1980-е гг.

Одну свою встречу Михаил Семенович определял как отправную в его воззрении на сценическое искусство. В 1810 году он увидел игру князя Прокофия Васильевича Мещерского в домашнем спектакле по комедии Сумарокова «Приданое обманом». Князь играл во многих театрах России и Европы. Щепкин с нетерпением ждал начала спектакля.

Мемориальная доска в Курске на «Доме офицеров»
Фото: ru.wikipedia.org

«Но что же! Несмотря на это страшное изменение, мне показалось, что князь играть совсем не умеет. У, как я торжествовал в этот миг, думая: «Вот оно! Оттого что вельможа, так и хорошо! И что это за игра? Руками действовать не умеет, а говорит… смешно сказать! — говорит просто, ну так, как все говорят. Да что же это за игра? Нет! далеко вашему сиятельству до нас!»

Но на смену этому впечатлению пришло иное. Простота, естественность настолько погрузили Михаила Семеновича в переживания, что он до конца пьесы уже не видел других актеров.

«Именно это-то и прекрасно, что он говорит просто: он не играет, а живет…»

Позже будет работа в театрах Харькова, Полтавы. Для него организуют благотворительный сбор, чтобы выкупить у графа. В 1822 году он получает вольную. И в этом же году, по приглашению чиновника конторы московских театров Василия Головина, его примут в труппу московского театра, с 1824 года ставшего Малым театром. Здесь он будет играть до конца жизни.

Н. В. Неврев, « Щепкина», 1862 г.
Фото: artchive.ru

За короткий срок, два года, он стал ведущим актером Малого театра, приезжал с гастролями в столицу. На его игру сразу обращают внимание. Щепкин познакомился со всей художественной интеллигенцией, которая образовалась вокруг столичных театров. В их числе и известные писатели.

Белинский в письме родителям напишет о нем:

«…Лучший комический актер здесь — Щепкин: это не человек, а дьявол: вот лучшая и справедливейшая похвала его».

В 1853 году во время поездки за границу Щепкин встретился с Герценом. Между ними завязалась дружба в переписке. В одном из писем великий актер выскажет мысль, которая выдает в нем величайший ум и чрезвычайную любовь к человеку:

«Рабы ещё не хотят быть свободными. С чего напала на тебя человеческая гордость делать их свободными против их воли, быть, так сказать, творцом их счастия… Оставьте мир расти по своим естественным законам и помогайте его росту развитием в человеке нравственного чувства, сейте мысль, но не поливайте кровью… Я знаю, у тебя много логики, и потому ты знаешь, что это будет неравный бой, и потому это будет нечестно, в любви к человеку я бы поборолся с тобой, и тогда бог знает, чья бы взяла».

О его подготовке к роли ходили легенды. Щепкин выучивал текст наизусть, расставлял акценты, воссоздавал мизансцены, погружаясь в играемый образ. Через сто лет Константин Станиславский назовет этот метод «вживанием в образ».

Могила на Пятницком кладбище Москвы
Фото: ru.wikipedia.org

Летом 1863 года по настоянию врачей Михаил Семенович Щепкин отправился для лечения в Крым. В Ялте во время чтения отрывка из «Мертвых душ» актеру стало плохо. 23 августа 1863 года Щепкин умер.

«Он создал правду на русской сцене», — писал о нем Герцен.

Михаил Щепкин

П ервый артист русского театра, основоположник реализма в сценическом искусстве Михаил Щепкин не имел актерского образования. Начало его автобиографии написал сам Пушкин, а с Гоголем и Грибоедовым он репетировал первые постановки их пьес. Именно Щепкин навсегда изменил суть отечественной актерской школы.

В шесть лет выучил всю премудрость

Будущий актер родился в Курской губернии, в селе Красном. Михаил был третьим ребенком в семье: двое первых детей Щепкиных умерли в младенчестве.

Его семья — крестьяне — принадлежала помещику, графу Гавриле Волькенштейну. Отец Михаила, Семен Григорьевич, управлял всеми его поместьями и был на хорошем счету. В детстве Михаил Щепкин часто бывал с родителями в барском доме, где читал наизусть стихи и исполнял детские песни.

Щепкин-старший не раз пытался получить вольную для себя и своей семьи, но ярый сторонник крепостного права Волькенштейн всегда отклонял эту просьбу. В 1793 году Щепкины переехали в соседний Суджанский уезд. Там пятилетний Михаил начал учиться грамоте у старого ключника хлебного магазина. Меньше чем за год он усвоил все уроки и быстро заскучал. Поэтому его отправили сначала в Кондратово на учебу к священнику, а потом, вместе с младшей сестрой Александрой, изучать грамоту в Белгород.

Знакомство с театром

Путь в Белгород лежал через поместье Волькенштейна. Остановившимся там на ночлег Щепкиным разрешили побывать на любительском спектакле по опере «Новое семейство» Сергея Вязмитинова, который в тот день давали в доме графа. Это была первая постановка, которую увидел Михаил Щепкин, и, как он написал позже, «я не знал, что в этот вечер решится вся будущая судьба моя».

В Белгороде он снова изучал библейскую грамоту, пока его с сестрой не перевели в Суджанское народное училище. Здесь 11-летний Щепкин впервые вышел на сцену. Он участвовал в спектакле «Вздорщицы» по комедии Александра Сумарокова. Щепкину дали роль слуги Розмарина, а Александре — роль вздорщицы Розалии. После успешной постановки губернатор пригласил юных артистов выступить на свадьбе дочери. Об успехе узнал Семен Щепкин и попросил графа Волькенштейна взять детей в Курск, чтобы дать им достойное образование.

Учебу в Курском губернском училище Михаил Щепкин совмещал с игрой в графском домашнем театре. Также он старался не пропускать ни одного спектакля в местном театре, которым управляли братья Барсовы. Сначала Щепкин носил музыкантам инструменты в театр, а вскоре стал суфлером и переписывал тексты для актеров. Однажды он даже заменил артиста в роли Андрея-почтаря в пьесе «Зоа» французского драматурга Луи-Себастьяна Мерсье.

После окончания училища 17-летний юноша стал личным секретарем графа. Это помогло ему сблизиться с высшим обществом и узнать нравы. Кроме того, Щепкин продолжал совершенствоваться в любимом деле: он теперь был постоянным актером труппы Барсовых — конечно, с разрешения Волькенштейна.

«На Щепкина»

В 1810 году в доме князя Голицына в 20 километрах от Суджи молодой Щепкин познакомился с князем Прокопием Мещерским. В тот день князь играл Салидара в любительском спектакле по комедии Александра Сумарокова «Приданое с обманом». Щепкина поразил актерский стиль князя, который разрушил его прежние представления о сцене.

В этом же году изменилась и личная жизнь Щепкина. Он познакомился с сиротой Еленой, которая жила в семье офицера Чаликова. Через два года они поженились. Их старшие дети, дочери Фаина и Александра, стали актрисами, младшие, сыновья Дмитрий и Николай, известным филологом и издателем соответственно.

К этому времени курская труппа распалась, и в 1816 году Щепкин отправился в Харьков. Там он вошел в актерский коллектив под управлением известных антрепренеров Ивана Штейна и Осипа Калиновского. Михайло Щепкин, как называли его на Украине, участвовал во всех постановках театра: драмах, комедиях, трагедиях, водевилях, операх, феериях и даже балетах. Он играл и Еремеевну в комедии «Недоросль» Дениса Фонвизина, и Бабу-ягу в комической опере «Баба-яга» немецкого композитора Маттиаса Стабингера. Местная публика сразу же оценила мастерство молодого актера и стала ходить только «на Щепкина».

В 1818 году по приглашению генерал-губернатора Малороссии, князя Николая Репнина-Волконского труппа приехала в Полтаву. Почти сразу Михаил Щепкин перешел на службу в Полтавский театр, которым руководил украинский писатель Иван Котляревский. Специально для Щепкина он написал роли выборного Макогоненко и поселянина Михайло Чупруна в известных пьесах «Наталка-Полтавка» и «Москаль-Чаровник».

Князь Репнин хотел сделать город культурным центром Украины, своего рода «украинскими Афинами». Театр был главным средством в этой цели, поэтому он хотел, чтобы в нем остался играть такой талант, как Щепкин. Он придумал выкупить крепостного актера у графини Волькенштейн — всего для выкупа нужно было 10 000 рублей (для сравнения, учитель зарабатывал в год около 1 000 рублей). Чтобы собрать деньги, князь организовал спектакль, а после сам пожертвовал недостающую сумму. Через четыре года семья Щепкиных получила вольную.

Московский дебют

В 1821 году Щепкин вернулся в труппу Штейна, который уже возглавлял Тульский театр. Однажды на ярмарке в городе Ровны его выступление увидел чиновник Конторы московских театров Василий Головин, которого прислали из Москвы «приобретать новые таланты для театра». Вскоре Щепкин получил приглашение в Москву.

На московской сцене Щепкин дебютировал в сентябре 1822 года. В театре на Моховой он исполнил роль помещика Богатонова в комедии драматурга Михаила Загоскина «Богатонов, или Провинциал в столице» и роль Угара в пьесе французского писателя Ж.-Б. Дюбуа «Марфа и Угар, или Лакейская война». С 1824 года Щепкин начал выступать в Малом театре.

В Москве актер познакомился со всей художественной интеллигенцией, которая образовалась вокруг столичных театров: Федором Кокошкиным, Александром Шаховским, Александром Писаревым, Сергеем Аксаковым. В репертуаре Михаила Щепкина появились роли из комедий Мольера — Арнольф в «Школе жен», Сганарель в «Школе мужей» и Гарпагон в «Скупом». Последнюю пьесу Сергей Аксаков перевел с французского специально для Щепкина.

На петербургской сцене

За два года Щепкин стал ведущим артистом Малого театра. Слава его вышла за пределы Москвы, и в 1825 году он впервые приехал в Петербург, чтобы выступить на сцене Александринского театра. На его игру сразу обратили внимание и сравнивали с местным знаменитым комиком Елисеем Бобровым. «Он был умнее Боброва, серьезнее относился к своему искусству и, тщательно обдумывая свои роли, все их детали до мелочной подробности передавал с безукоризненной тонкостью и искусством», — вспоминал автор водевилей Петр Каратыгин.

Читайте также  Таблица восстаний смутного времени

Щепкин мечтал вырваться из амплуа комического актера. Это были 1830-е годы, и в свет стали выходить произведения Александра Грибоедова и Николая Гоголя. По мнению исследователей, роль Городничего в «Ревизоре» стала главным событием творческой биографии Щепкина. Он играл Городничего «русским темным человеком, темным на все, кроме умения обойти кого захочет». Гоголь был любимым писателем актера, позднее он сыграл Подколесина и Кочкарева в его «Женитьбе», Утешительного в «Игроках» и Бурдюкова в «Тяжбе».

Однако Щепкину было этого недостаточно. Его тяготил однообразный репертуар, он хотел новых значительных ролей. Специально для актера Белинский написал пьесу «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь», Иван Тургенев — комедию «Нахлебник», а Александр Герцен вместе с Тимофеем Грановским и Евгением Коршем перевели пьесу английского драматурга Филипа Мессинджера «Новый способ платить старые долги».

К каждой роли актер тщательно готовился, наизусть выучивал текст, расставлял акценты, строил мизансцены, а в день выступления, задолго до начала спектакля, настраивался на исполнение. Это и был тот настоящий метод работы актера над ролью, который через 100 лет Константин Станиславский назвал «вживанием в образ».

Последние гастроли

Несмотря на преклонный возраст, постепенную потерю памяти и слуха, Щепкин продолжал играть на сцене. Летом 1863 года врачи настояли, чтобы он переехал на юг. По пути в Крым он выступал в Царицыне, Таганроге и Керчи.

В Ялте актер остановился в доме у друзей. За ним прислал князь Семен Воронцов, чтобы пригласить знаменитость в Алупкинский дворец. Когда Щепкин читал отрывок из «Мертвых душ», ему стало плохо. Актера немедленно отвезли в гостиницу. 23 августа 1863 года Щепкина не стало.

Михаила Щепкина похоронили в Москве, на Пятницком кладбище, рядом с могилой друга Тимофея Грановского.

М. с. щепкин (1788-1863 гг.) — величайший русский актёр-реалист

Из исторического словаря:

ЩЕПКИН Михаил Семенович (1788—1863) — российский актер.

Крепостной до 1822 г., в 1800—1803 играл в домашнем театре графов Волькенштейнов, с 1805 г. — в Курской труппе Барсовых; с 1816 г. — в Харьковской труппе И. Ф. Штейна, завоевав положение лучшего комического актера.

В 1823 г. принят в труппу Московского театра (с 1824 — Малый театр). На формирование его мировоззрения особое влияние оказали А. И. Герцен, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. Г. Белинский и др. Он во многом определял идейные и художественные позиции Малого театра, за которым упрочилась слава «Дома Щепкина».

Сыграл множество ролей, лучшие из которых в спектаклях сатирической направленности: Фамусов — в «Горе от ума А. С. Грибоедова; Подколесин — в «Женитьбе», Утешительный — в «Игроках» и Городничий — в «Ревизоре» Н. В. Гоголя: Барон — в «Скупом рыцаре» А. С. Пушкина. Создавал также образы «униженных и оскорбленных» (Муромский — в «Свадьбе Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина; Кузовкин — в «Нахлебнике» И. С. Тургенева, Любим Торцов — в «Бедность не порок» А. Н. Островского).

Реформатор русского театра, основоположник реализма в русском сценическом искусстве. Утверждал просветительное значение театра, требовал подчинения всего творческого процесса общей идее, разрабатывал принципы искусства перевоплощения. Его идеи повлияли на формирование системы актерского творчества, созданной К. С. Станиславским.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 577.

Щепкин и Пушкин

Щепкин Михаил Семенович (1788-1863), великий русский артист, один из основоположников реализма в русском театре. До 34-х лет М. С. Щепкин был крепостным графа С. Г. Волькенштейна. В его освобождении большую роль сыграл будущий декабрист С. Г. Волконский. В 1823 году, став уже известным актером провинциальной сцены, Щепкин был приглашен в труппу Малого театра, в которой оставался до конца жизни; много гастролировал по России.
Время знакомства Щепкина с Пушкиным не установлено. Достоверно, что после возвращения Пушкина из Михайловской ссылки (1826) они многократно встречались. Щепкин вспоминал: «Пушкин, который меня любил, приезжая в Москву, почти всегда останавливался у Нащокина, и я, как человек и Нащокину знакомый, редкий день не бывал у них».
Пушкин высоко ценил Щепкина не только как актера, но и как талантливого рассказчика. Он настойчиво побуждал его взяться за перо. В последний свой приезд в Москву он подарил Щепкину тетрадь и своей рукой написал название, дату и первые строки будущих рассказов-воспоминаний актера.

Использованы материалы кн.: Пушкин А.С. Сочинения в 5 т. М., ИД Синергия, 1999.

Щепкин Михаил Семенович (1788-1863). «Великий актер, он создал правду на русской сцене»,— писал о Щепкине Герцен, и так же оценивали его и другие современники. Слава великого артиста пришла к Щепкину еще при жизни.

Знакомство и встречи Пушкина со Щепкиным относятся ко времени возвращения поэта из ссылки в Москву. Сохранились сведения об их присутствии на завтраке у журналиста Погодина в марте 1829 года с «представителями русской образованности и просвещения» С. Т. Аксаковым,А. С. Хомяковым, Ю. Н. Венелиным, А. Мицкевичем и у того же Погодина на вечере в марте 1830 года.

Мог быть Пушкин в Петербургском Большом театре на инсценировке своих «Цыган» в бенефис артиста, 9 июня 1832 года. В начале мая 1836 года Пушкин писал жене из Москвы о встрече со Щепкиным. «Пушкин, который меня любил,— вспоминал позднее великий артист,— приезжая в Москву, почти всегда останавливался у Нащокина, и я, как человек Нащокину знакомый, редкий день не бывал у них».

Поэт слушал его увлекательные рассказы о прошлом. «Они рисовали,— по словам известного литературоведа академика Н. С. Тихонравова,— пошлость, темную, трагическую сторону жизни. деспотизм и насилие господ и величавое страдание крепостных».

В одну из встреч Пушкин подарил Щепкину тетрадь и сам вписал: «17 мая 1836. Москва. Записки актера Щепкина. Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на речке Пенке». «Как красноречиво выражается в этом поступке,— писал С. Т. Аксаков,— важность интереса, который придавал Пушкин запискам автора Щепкина». «Записки М. С. Щепкина» были полностью изданы только в 1864 году. Начало их украшают пушкинские строки.

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 208-209.

ЩЕПКИН Михаил Семенович (16.11.1788-11.08.1863), выдающийся русский актер, основоположник реализма в русском сценическом искусстве. Родился в семье крепостного. С 1800 участвовал в любительских спектаклях. С 1801 обучался в Курском губернском училище, в 1805 с успехом выступал в местном театре и стал профессиональным актером. В 1816 входил в харьковскую труппу, а в 1818 основал с группой ведущих актеров “вольный театр” в Полтаве, после закрытия которого, в 1822, переехал в Тулу. В 1822 Щепкин получил вольную от своего барина.

В сентябре 1822 Щепкин дебютировал в Москве, а в марте 1823 зачислен в труппу Московского (с 1824 Малого) театра. Находился в дружеских отношениях с А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, С. Т. Аксаковым, В. Г. Белинским, А. И. Герценом, Н. А. Некрасовым, Т. Г. Шевченко, которые оказали огромное влияние на формирование его эстетических и художественных позиций. Щепкин был участником первых постановок пьес А. С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Н.В. Сухово-Кобылина. В конце жизни его репертуар пополнился пьесами Тургенева, Островского, Сухово-Кобылина, а также зарубежных классиков (Мольера, Шекспира). Щепкин часто выступал в Петербурге (в Александрийском театре), много гастролировал в провинции. Автор ценных воспоминаний.

В. А. Федоров

Щепкин Михаил Семенович (1788, с. Красное Курской губ. — 1863, Ялта) — актер. Род. в семье крепостного, управляющего графским имением. Отец смог отдать Щепкин в уч-ще в уездном г. Судже. Здесь учениками была поставлена комедия А.П. Сумарокова «Вздорщица». Сыгранная Щепкиным роль в этом спектакле в февр. 1800 повлияла на всю его жизнь («Мне было так хорошо, так весело, что и сказать нельзя»). В 1801 — 1803 обучался в Курском губернском уч-ще и играл в графском домашнем театре. С 1805 совмещал обязанности секретаря графа с профессиональной артистической деятельностью. В 1818 вместе с группой актеров основал в Полтаве «вольный театр». Сыграв множество ролей на провинциальной сцене, он был выкуплен из крепостной неволи после проведенной подписки «в награду таланта актера». Щепкин смог уехать в Москву, где в 1823 был зачислен в труппу Моск. (Малого) театра. По мнению современников, Щепкин представлял собой живую энциклопедию русской жизни, в мастерстве передачи к-рой не имел себе равных. Реформатор актерского мастерства, добивавшийся перевоплощения в сценический образ, оказавший огромное влияние на становление и развитие реалистического театрального искусства, Щепкин был дружен с А.С.Пушкиным, Н.В. Гоголем, В. Г. Белинским, А. И. Герценом л др. По настоянию А. С. Пушкина, написавшего заголовок и первую фразу, Щепкиным были созданы интересные воспоминания. Человек своего времени, он не принял пьесы А.Н. Островского «Гроза» и отговаривал А.И. Герцена заниматься политикой; не создал законченных трудов по проблемам сценического искусства, но после его смерти А.И. Герцен написал: .». он был великий артист, артист по призванию и по труду. Он создал правду на русской сцене, он первый стал нетеатрален на театре».

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997.

Литература:

Гриц Т.С. М.С. Щепкин: Летопись жизни и творчества. М., 1966;

Ивашнев В.И. «Артист по призванию». М., 1988.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: