Политические реформы 90-х гг. 20 в. в россии

Политические, экономические и социальные реформы 1990-х годов в России

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность понятия «реформа»

Реформа – это изменение устоявшихся правил и норм, которое не затрагивает фундаментальных основ системы.

Преобразование системы происходит на законодательном уровне. Как правило, реформы становятся необходимостью на определенных этапах исторического развития страны. Целью преобразования является обновление и укрепление власти и действующих общественных институтов. Стоит отметить, что реформы не всегда улучшают качество и уровень жизни населения. Они могут вести к увеличению расходов, негативным последствиям для населения. Реформирование систем всегда связано с существенными изменениями в функциях изменяемого объекта. Смена основных принципов может привести к совершенно новым результатам.

Политические реформы направлены на переустройство политической части жизни общества. При этом существующий строй не изменяется. Обычно они связаны с эволюционными изменениями в обществе. Их направленность может быть прогрессивной или регрессивной в зависимости от желаемого эффекта. Они принимаются тогда, когда в обществе назревает социальная напряженность. Основная цель политических реформ — повышение доверия к власти.

Реформирование экономики представляет собой сознательно проводимые государством преобразования, которые способны изменить устоявшиеся экономические отношения. Они проводятся для преодоления негативных последствий экономической цикличности, либо для обеспечения развития или роста национального хозяйства. Социальные реформы часто бывают связаны с экономическими преобразованиями. Они вносят изменения в переустройство общественной жизни, либо сохраняют основы действующего социального строя.

Таким образом, социальные, политические и экономические реформы являются необходимостью на определенных этапах эволюции общества. Они имеют разные цели, но дополняют друг друга и обычно принимаются властью в комплексе. Противоречивые реформы могут вызвать дополнительную дестабилизацию, поэтому преобразования требуют тщательной подготовки, либо сильной политической власти.

Готовые работы на аналогичную тему

Россия в 1990-х годах. Политические реформы в стране

Россия в девяностые годы пережила массу потрясений и изменений. В этот период произошло полное исчезновение социалистического лагеря стран. СССР распался, что потребовало пересмотра не актуальной на тот момент системы хозяйствования. В бывшем Союзе произошло множество локальных конфликтов. Мир стал однополярным, так как основной соперник США перестал существовать.

В России произошли следующие события, повлиявшие на последующие экономические, политические и социальные реформы правительства. Январь 1991 года ознаменовался началом демократической революции в Советском Союзе. В июне Президентом РСФСР стал Борис Ельцин. Далее было введено чрезвычайное положение в связи с Путчем. Горбачев сложил свои полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС, сам комитет был распущен вместе с Кабинетом министров. Далее было завершено действие Конституции СССР и был принят закон о создании новых органов власти для преодоления переходного периода.

Резкая смена власти, прекращение функционирования действовавших государственных органов требовало принятия быстрых политических решений. Еще в конце 1991 года было принято решение о проведении радикального реформирования национальной экономики. Политические преобразования привели к повторному Путчу в октябре 1993 года. В этот же период началась Первая чеченская война. В конце девяностых начались военные действия в Дагестане и Вторая чеченская кампания.

Политические преобразования в девяностых годах были направлены на смену действующего политического строя. Основная их задача заключалась в быстром изменении привычных институтов власти.

Социально-экономические реформы в России в 1990-ых годах

Радикальное изменение систем хозяйствования в начале девяностых годов потребовало от власти проведения реформ в социально-экономической сфере жизни. Тогда было принято решение о либерализации цен, массовой приватизации и либерализации внешней торговли. Цель социально-экономических преобразований того периода – осуществление перехода от плановой экономики к рыночной.

Хронология социально-экономических преобразований в девяностые годы выглядела следующим образом:

  • 1991 год. В этот период были приняты законы о конкуренции и ограничении монопольной власти. Так же на законодательном уровне созданы предпосылки для приватизации, либерализации цен, реорганизации сельского хозяйства.
  • 1992 год. Начался процесс либерализации цен, что привело к галопирующей инфляции. Утверждена программа приватизации, введены приватизационные чеки. В этом году началась задержка платежей, что вызвало рост задолженности. Со стороны власти были приняты шаги по возобновлению кредитования реального сектора. Далее были проведены взаимозачеты долгов, что позволило уменьшить объем неплатежей. Средством расчетов между предприятиями стал бартер.
  • 1993 год. Проведена денежная реформа, которая не смогла укрепить рубль. Страны СНГ отказались от рубля и занялись введением собственной валюты. Итогом стало повышение управляемости денежной массы России.
  • 1994 год. Российский рубль обвалился относительно доллара США. Крупные компании заключили соглашение о заморозке цен на продукцию, что позволило снизить темпы инфляции.
  • 1997 год. Изменение нарицательной стоимости денег. В этот период финансовая система страны переживала кризис, который выражался в росте процентных ставок.

Экономические преобразования в обществе привели к социальной нестабильности, усилению преступности, практически полному отсутствую доверия к власти. В 1998 году доля бартера составила 51%. Государство не смогло финансировать долги, поэтому в августе был объявлен дефолт. Итогом социально-экономических преобразований стали обесценивание национальной валюты, производственный спад, высокие темпы инфляции, резкое снижение уровня жизни населения.

Политические реформы 90-х гг. XX в. в России.

Политические результаты реформ 1990-х годов – стойкое отвращение большинства жителей России от демократии. Попытки рассматривать изолированно 1990-е и 2000-е годы абсурдно. Настоящее является продолжением прошлого.

Сохранение созданной в 1990-х годах политической системы стало важнейшей задачей постсоветской номенклатуры.

В созданном в 1990-х годах в России политическом и социально-экономическом механизме заключён внушительный потенциал жизнедеятельности. Он основан на огромных финансовых, материальных, природных и административных ресурсах, ангажированных СМИ и на широкой коррупционной сети.

Самые тяжёлые политические потери это то, что российские реформаторы 1990-х гг. убили в своём народе желание построить демократическую страну. Демократии ещё долго не будет в России, потому что та «демократия», которую российские реформаторы продемонстрировали народу, как только власть оказалась в их руках, предстала в столь антинародном виде, что затмила своей антинародностью даже советский тоталитарный режим.

Правящая группировка декларировала опасность возвращения социализма – это настойчиво внедрялось в общественное сознание. Давление на избирателей было организовано на высоком профессиональном уровне, но затраты окупились.

Социологические исследования того времени показывали отсутствие установок на возврат к социализму у большинства (75-85%) опрошенных.

Жёсткое индоктринирование массового сознания и подтасовки результатов голосования, осуществлённые правящей номенклатурой на президентских выборах 1996 года, изменили вектор политического развития страны. Народу не дали возможность исправить перегибы монетаристов, как это произошло во всех постсоциалистических странах Восточной Европы, когда партии левого политического спектра пришли на смену первым крайним либеральным. Именно такую роль должны были сыграть в России президентские выборы 1996 г.

Президентские выборы 1996 года спровоцировали появлению в России новой профессиональной группы – лишённой нравственных ограничений, — «политтехнологов».

Сейчас общество пожинает плоды, посеянные и взращённые реформаторами 1990-х годов. Нынешняя политическая надстройка логически безупречно завершает созданный в России в 1990-х годах экономический базис. Приватизация 1992-1995-х годов создала в России новых собственников и новые отношения собственности. А именно эти отношения в системе общественных отношений являются базовыми. Отношения собственности определяют социальную структуру общества, его гражданско-правовую и общественно-политическую систему.

В результате реформ высшая бюрократия получила в свои руки и власть, и национальную собственность. Стоимость разведанных полезных ископаемых на территории нашей страны оценивается в 28,6 трлн. долларов, а прогнозируемых запасов – в 140 трлн. долларов.

Необходимо подчеркнуть, что анализ процесса появления существующей ныне политической системы – это осмысление того, что развивалось. Выбранная тогда экономическая модель нашла для своего сохранения и воспроизводства наиболее адекватную форму политической гарантии.

В 2003 г. критиковать реформы было нельзя – не было достаточного временнόго тренда. В 2007 году в разбогатевшем государстве «бедные» 1990-е критиковать было уже не только можно, но и нужно. Но делать это следовало так, чтобы не возникло никаких нежелательных аллюзий для правящей номенклатуры.

Идеологическая задача представителей нынешней власти – противопоставить себя реформаторам, показать, что они ничего общего не имеют с тем, что творилось в 1990-х. Поэтому нынешняя официальная российская пропаганда никогда не акцентирует внимание на причинно-следственной связи 1990-х и 2000-х годов, а, наоборот, старательно избегает темы преемственности. Партия Е.Гайдара и А.Чубайса «Союз правых сил» (СПС) самым активнейшем образом участвовала в избрании В.Путина. В общественное сознание внедряется мысль о кардинальном различии общественного устройства «тогда» и «теперь».

Как же тогда квалифицировать созданную в 1990-х году в России общественно-политическую формацию? По этому поводу в литературе существует множество различных дефиниций, среди которых российский капитализм определяется как «дикий» «олигархический», «пещерный», «бандитский», «варварский», «номенклатурный», «блатной»66, или как «неоэтакратизм», «плутократия», «клептократия», «порнократия», «мелитократия» и т.п. Польский теоретик Ядвига Станицкис, активно работающая в проблематике посткоммунистических перемен, определяет российский капитализм как «капитализм без государства», т.е. без чётко и жёстко установленных законом цивилизованных норм и правил рыночных отношений.

Анализ обширной литературы на эту тему приводит к выводу, что теоретически наиболее обоснована, пожалуй, феодальная модель. Возникшая в результате реформ сверхцентрализованная, беспредельно коррумпированная экономика, породила нынешнюю вполне феодальную «вертикаль власти». Один из наиболее известных советских социологов В.Шляпентох, в 1978 г. эмигрировавший в США, в 2007 г выпустил фундаментальную монографию «Contemporary Russian as a Feudal Society. A New Perspective on the Post-Soviet Era» («Современная Россия как феодальное общество. Новый ракурс постсоветской эры.»), где приводит серьёзную аргументацию в обоснование правомерности термина «феодализм» по отношению к нынешней России.

Читайте также  Изменения в социальной структуре россии. помещики и буржуазия.

М.Веллер со свойственной ему полемической заострённостью так характеризует созданную в России общественно-политическую систему: «Ужас не в том, вся российская верхушка обкрадывает государство и народ. А в том, что это носит характер разрушительного раскрадывания – прожирания и расхищения страны. Воровство и есть основное занятие российских властей. Воровство в сегодняшней Российской Федерации прекратить в принципе невозможно. Потому что российское государство в своём сегодняшнем виде практически и конкретно создано ворами для того, чтобы воровать. Это не государство. Это комиссия по дележу и ликвидации наследства».

В России, как и в других постсоветских и постсоциалистических странах за контроль над крупными промышленными предприятиями борются три разновеликие по своему влиянию силы. Во-первых, настоящие предприниматели, в том числе и иностранные, действительно заинтересованные в получении прибыли, и, следовательно, в развитии и совершенствовании производства. Во-вторых, теневые капиталы, уже разорившие не одно прежде доходное предприятие, так как этот капитал нацелен только на скорейшее, сиюминутное получение сверхприбыли, т.е. за год-два извлечь максимум возможного, а затем сбежать. В-третьих, самое опасное, – это политики, которые стремятся получить в своё распоряжение (прямое или опосредованное) наиболее рентабельные предприятия для использования их в качестве источника своего обогащения, и, разумеется, финансирования своих избирательных кампаний («финансовые потоки»).

В результате реформ отчуждение населения от власти, характерное для тоталитарного режима, было не только не преодолено, но стало более значительным.

Политическая индифферентность, социальная пассивность населения, утрата каких-либо форм общественной солидарности характеризует нынешнее состояние современной России, что является не вполне подходящей основой для формирования гражданского общества. Здесь одна из причин отсутствия социальной базы для демократической оппозиции нынешнему режиму. Те же, кто полагает, что недовольство масс можно организационно оформить под лозунгами демократии, политически наивны. Им следует подождать ещё 25-30 лет пока не уйдёт поколение, пережившее 1990-е годы. В нынешней России существует реальная опасность формирования протестного движения на базе право-радикальных идей.

Один из грубых методологических просчётов российских реформаторов в 1992 г. состоит в том, что отношения собственности изначально рассматривались ими лишь в сугубо экономической плоскости. К политической системе общества тесно примыкает её правовая составляющая. Часто употребляемое в политическом обиходе правящей номенклатуры понятие «правовое государство» является такой же социальной виртуальностью как и «гражданское общество», «независимый собственник», «средний класс». За пореформенные годы российская судебно-правовая система окончательно деградировала.

Презентация по истории России на тему «Реформа политической системы (90-е гг. XX века): цели, этапы, итоги».

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

МБОУ Киселевский городской округ «СОШ №25»
Кемеровская область

Реформа политической системы
(90-е гг. XX века): цели, этапы, итоги.

Подготовила:
Рыжкова Т.Н.
учитель истории и обществознания.

Описание слайда:

1. Предыстория перестройки.
2. «Кадровая революция».
3. Конституционная реформа 1988 – 1990 гг.
4. Формирование многопартийности.
5. Национальная политика и межнациональные отношения.
6. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия.

Описание слайда:

Создать условия для формирования представлений о понятии «перестройка», выяснить исторические предпосылки и неизбежность радикальной реформы советской политической системы и рассмотреть альтернативные пути ее осуществления.

Описание слайда:

После смерти JI. И. Брежнева во главе партии и государства встал Ю. В. Андропов. Он первым из советских лидеров признал нерешенность многих проблем. Предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал за сохранение и обновление системы, за ее очищение от очевидных злоупотреблений и издержек. Такой подход к реформированию вполне устраивал номенклатуру.
Деятельность Андропова была встречена в обществе с симпатией, зародила надежды на перемены к лучшему.
http://nnm.me/blogs/rus001/15_iyunya_-_90_let_so_dnya_rozhdeniya_yuriya_andropova/page2/

Описание слайда:

В феврале 1984 г. Андропов умер, и главой КПСС, а затем и государства стал К. У. Черненко. Он в целом продолжил курс Андропова на очищение и спасение системы, но успеха не достиг.
При Черненко окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве партии, которое выступало за более радикальное обновление общества. Его лидером стал член Политбюро М. С. Горбачев. 10 марта 1985 г. Черненко умер.
Менее чем через сутки пленум ЦК КПСС избрал генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачева.
Наследство, доставшееся новому руководству, было непростым. Продолжавшиеся гонка вооружений и афганская война не только привели к относительной международной изоляции СССР, но и усиливали кризисные явления к экономике, понижали уровень жизни населения. Выход Горбачеву виделся в радикальных системных реформах всех сфер жизни страны.

Описание слайда:

Горбачёв М.С.
Черненко К.У.
http://io.ua/911327
http://kistine.my1.ru/forum/66-1215-1

Описание слайда:

Новое руководство пришло к власти без четкой концепции и программы перемен. Горбачев позже признавал, что на первых порах предусматривалось лишь совершенствование устоявшихся за последние десятилетия порядков и выправление «отдельных деформаций». При таком подходе одним из главных направлений перемен стала смена кадров руководителей.
В январе 1987 г. пленум ЦК КПСС признал необходимым осуществлять подбор кадров на основе главного критерия – поддержки ими целей и идей перестройки. Смена партийно-государственных руководителей ускорилась под предлогом борьбы с консерватизмом.
В 1985–1990 гг. произошли массовая замена и «омоложение» партийно-государственных кадров как на центральном, так и на местном уровне. Однако очень скоро инициаторы перестройки посчитали, что простой заменой кадров проблем страны не решить. Необходима была серьезная политическая реформа.

Описание слайда:

Диаграмма
«Замена кадров партийно-государственного руководства в СССР в 1985-1986 гг.».

Описание слайда:

Конституционная реформа 1988 – 1990 гг.

В январе 1987 г. ЦК КПСС принял меры по развитию элементов демократии в партии и на производстве. Вводились альтернативные выборы партийных секретарей, выборы руководителей предприятий и учреждений.
Вопросы реформы политической системы обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). Ее решения, по существу, предусматривали соединение «социалистических ценностей» с политической доктриной либерализма.
В частности, был провозглашен курс на создание «социалистического правового государства», разделение властей (одной из которых называлась КПСС), создание советского парламентаризма. Для этого Горбачев предложил сформировать новый высший орган власти – Съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий парламент. Это была главная задача первого этапа конституционной реформы.

Описание слайда:

Конституционная реформа 1988 – 1990 гг.

Изменили избирательное законодательство: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций.
Одной из главных идей XIX партконференции было перераспределение властных функций от партийных структур к советским. Предлагалось соединить посты партийных и советских руководителей разных уровней в одних руках.

Описание слайда:

Конституционная реформа 1988 – 1990 гг.

На втором этапе конституционной реформы (1990–1991) выдвинулась задача введения поста Президента СССР. На III Съезде народных депутатов в марте 1990 г. им стал М. С. Горбачев. Однако инициаторы этих изменений не учли, что президентская система власти не может органично сочетаться с системой власти Советов, предполагавшей не разделение властей, а полновластие Советов.
Была также поставлена задача построения правового государства, в котором обеспечивается равенство граждан перед законом. Для этого была отменена 6-я статья Конституции СССР.

Описание слайда:

Таблица
«Направления политического реформирования страны период 1985-1991 гг.»
http://www.prosv.ru/ebooks/danilov_istoriya_9/09.htm

Описание слайда:

Формирование многопартийности происходит на фоне экономического коллапса. Полки магазинов пусты. Народ начинает проявлять свое недовольство открыто. В мае 1988 г. первой «оппозиционной» КПСС.
Партией провозгласил себя «Демократический союз». Первая открыто провозгласившая себя оппозиционная.
Политическая партия в СССР, основанная 8мая 1988 г. группой Советских диссидентов и правозащитников.
Приобрела известность после ряда запрещённых демонстраций и митингов в центре Москвы и Санкт-Петербурга.

Описание слайда:

МНОГОПАРТИЙНОСТЬ — один из основных конституционных принципов организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия).
В нашем государстве этот принцип впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР в 1990 г. и в настоящее время закреплен в
п. 3 ст. 13 Конституции РФ.
Юридически принцип означает, что государство признает и гарантирует право граждан объединяться в политические партии, равенство всех партий перед законом, свобода их деятельности.
http://www.tks.ru/politics/2013/08/07/0001

Описание слайда:

Российская политическая партия, возникшая в 1990 году как альтернатива КПСС. По данным Федеральной регистрационной службы на 1 января 2007 года, насчитывала 82183 членов. 15 ноября 2008 года на внеочередном съезде партия объявила о самороспуске.
К XXVIII съезду КПСС сама партия пришла в состоянии раскола. Отчетливо прослеживались три основных течения: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Все они были представлены и в руководстве КПСС. Однако съезд не только не преодолел кризис в партии, но и способствовал его углублению. Выход из партии стал массовым. С 1985 по лето 1991 г. численность КПСС сократилась с 21 до 15 млн человек. В руководстве КПСС участились нападки на Горбачева и перестроечный курс. В апреле и июле 1991 г. ряд членов ЦК потребовали отставки генерального секретаря.

Читайте также  Борьба за власть. верховный тайный совет
Описание слайда:

Национальная политика и межнациональные отношения.

Демократизация общества, политика гласности сделали неизбежным обострение, казалось, давно решенного национального вопроса. Из заключения и ссылок возвращались видные активисты национальных движений. Некоторые из них сочли текущий момент наиболее подходящим для начала активной борьбы за самоопределение.
Реформа политической системы, проводившаяся Горбачевым, неуклонно вела к еще большей активизации национального движения.
Все это заставило руководство СССР принять меры по оформлению нового Союзного договора. Его первый проект был опубликован 24 июля 1990 г. Одновременно принимались и силовые меры по сохранению Союза.

Описание слайда:

Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия.

К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняли законы о суверенитете, что заставило Горбачева ускорить разработку нового Союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа. Подписание нового Союзного договора означало не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству, а также ликвидацию ряда традиционных для СССР государственных структур.
Стремясь не допустить этого, консервативные силы в руководстве страны предприняли попытку сорвать подписание договора. В отсутствие Президента Горбачева в ночь на 19 августа 1991 г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП).

Описание слайда:
Описание слайда:

Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия.

ГКЧП ввел в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти, действовавшие вопреки Конституции СССР; приостановил деятельность оппозиционных партий и движений; запретил митинги и демонстрации; установил жесткий контроль над средствами массовой информации; ввел войска в Москву.
Руководство РСФСР (Президент Б. Ельцин, глава правительства И. Силаев, первый заместитель председателя Верховного Совета Р. Хасбулатов) выступило с обращением к россиянам, в котором осудило действия ГКЧП как антиконституционный переворот.
21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. В тот же день Президент СССР Горбачев возвратился в Москву. Члены ГКЧП были арестованы.

Описание слайда:

Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия.

Ослабление центральной власти привело к усилению сепаратистских настроений в руководстве республик. Большинство республик после событий августа 1991 г. отказались от подписания Союзного договора. В декабре 1991 г. лидеры Российской Федерации, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ).
Оно объединило 11 бывших союзных республик (без Грузии и стран Прибалтики).
В декабре 1991 г. Президент Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование.

Политические реформы 90-х годов XX века

Информация о готовой работе

Содержание

Глава 1. Политические партии 90-х годов XX века в России 7

§ 1. Предпосылки и своеобразие многопартийности в России 7

§ 2. Партийное многообразие 22

Глава 2. Политические реформы 90-х годов XX века

в России и складывание партийной системы

в конце 90-х годов 35

§ 1. Избирательная и конституционная реформы 90-х годов 35

§2. Расстановка политических сил

в конце 90-х годов XX века в России 43

Список источников и литературы 70

Введение

В начале нынешнего десятилетия определенную остроту в политических и научных кругах приобрели дискуссии по поводу характера проводимых руководством России политических реформ, их соответствия провозглашенным Конституцией РФ принципам демократии и федерализма. Этим объясняется научная актуальность рассматриваемой темы. Как правило, предметом дискуссий служит широкий круг вопросов: независимость средств массовой информации, избирательная система, взаимоотношения между федеральным центром и регионами, административно-территориальное устройство, этноконфессиональные отношения и многое другое. В этом контексте немалый интерес проявлен и к самой партийной системе.

Партийная система, как известно, является одним из важнейших составных элементов современных политических систем. В каждой стране она складывается под влиянием множества различных факторов: особенностей политической культуры, исторических традиций, норм права, избирательного законодательства, этнического и конфессионального состава избирателей. Однако при всем разнообразии опыта различных стран мира, несомненно, существуют универсальные стандарты, позволяющие говорить о соответствии или несоответствии той или иной партийной системы демократическим принципам. Существуют также определенные признаки, характерные для партийных систем федеративных государств.

Формирование партийной системы современной России началось полтора десятилетия назад в процессе крушения однопартийного коммунистического режима. За это время сформировалось новое законодательство, образовались идеологически оформленные группы интересов, прошло несколько циклов избирательных кампаний, основанных на принципах альтернативности, сложились определенные традиции отечественной многопартийности. При этом до сих пор остается дискуссионным вопрос по поводу соответствия российской партийной системы общепринятым демократическим стандартам. В нынешнем десятилетии также приобрел актуальность вопрос о ее соответствии принципам федерализма.

Актуальность темы определяется небольшим количеством конкретных исследований многих процессов и явлений становления и функционирования партийной системы. Особенно мало исследованы процессы трансформации партийной системы в результате выборов 1999 года. Являясь частью политической системы общества, партийная система непосредственно влияет на стабильность и устойчивость всей системы, в связи с этим особую актуальность приобретает исследование стабильности и трансформации партийной системы России.

Цель данной работы состоит в изучении и развитии теоретических аспектов процесса формирования многопартийной политической системы в современной России, изучение составляющих политической системы — партий.

Эта цель подразумевает следующие задачи исследования:

— определение основных теоретических положений на которые мы будем опираться в процессе исследования;

— исследование влияния конституционной и избирательной формул на трансформацию структуры партийной системы;

— характеристика структуры партийной системы (по результатам выборов в Государственную Думу1993, 1995, 1999 г.г.);

— сравнение и выявление изменений структуры партийной системы, анализ этих изменений;

— анализ стабильности функционирования партийной системы России, ее перспективы.

Процесс перехода сначала советского, а затем российского общества к демократический институтам и процедурам формирования властных политических структур имеет несколько измерений: социально-экономическое, конституционно-правовое, национально-культурное и т.п. В дипломной работе процесс формирования многопартийной демократической политической системы в современной России рассматривается как исторически обусловленный способ ее политической модернизации, основные аспекты которого раскрываются через исследование: социальных основ и исторических условий возникновения и развития современных многопартийных демократических политических систем; истории и специфических условий формирования политических партий в современном российском обществе; и 4/ взаимодействия политических и конституционно-правовых факторов общественно-политического развития современной России.

В целом исследование ориентировано на комплексный политологический анализ феномена многопартийной системы, формирование ее структуры в 1990-х годах.

Методологическую основу работы составили, главным образом, исследования отечественных авторов, в особенности программа учебного курса Грачева М.Н., благодаря которой можно было четко структурировать работу, статьи и монографии Коргунюка Ю., главного редактора бюллетеня Партинформ, в котором отражались главные новости политической жизни России, статьи Мадатова А.С., посвященные периодизации становления многопартийности в России ХХ века, монография Мигранян А., статья Фирсовой Н.В.

Особенно полезной и информативной оказалась хрестоматия Парламентские выборы в России: год 1999. Избирательные объединения и блоки, их лидеры и программные документы, результаты выборов.

В хрестоматию включены документы и материалы избирательных объединений и блоков, принимавших участие в избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации III созыва: биографии лидеров, полные тексты программных документов, результаты участия в выборах. Приводится информация о персональном составе депутатских фракций и групп, зарегистрированных в день первого заседания Государственной Думы в новом составе.

Кроме того были привлечена периодическая литература, а именно газеты и другие периодические издания. А также справочная литература и учебные пособия.

В исследовании использовались следующие методы: 1) сравнительный метод; 2) структурно-функциональный подход; 3) социологический подход; 4) математический метод; 5) ряд общелогических методов (анализ, синтез и т. д.); 6) сравнительный метод; 7) эмпирический метод.

Практическое значение работы. Материалы дипломной работы могут быть использованы для дальнейшего исследования партийной системы Российской Федерации.

Структура работы состоит из введения, основной части, содержащей две главы, разделенные на параграфы, заключения и списка литературы.

Список литературы

1. Всероссийский опрос ВЦИОМ. 10-11 декабря 2005

2. Выборы — 93: Партии, блоки, лидеры: Справочник. М., 1993.

3. Выборы депутатов Гос. Думы 1995: Электоральная статистика. М., 1996.

4. Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России. М., 1998.

5. Грачев М.Н. Современная российская многопартийность: организации и лидеры. // Авторские программы учебных курсов по политологии. / Под общ. ред. проф. Ирхина Ю.В. — М.: МАКС Пресс, 2001.

6. Гельман В. Трансформация российской партийной системы // Публичные лекции Полит.ру 6 марта 2008.

7. Дергачев Н. Вячеслав Володин: Мы хотим вернуть доверие людей к власти // Российская газета. Неделя. №3339, 6 ноября 2003.

8. Егор Гайдар. «Мы сделали серьезный шаг вперед» // Русская мысль, Париж, № 4298, 23 декабря 1999.

9. Единая и окостеневшая. Вторая партийная система России // Новая газета, №17, апрель 2008, С 3.

10. Закатнова А. Демократы договорились // Российская газета. Федеральный выпуск, №4074, 24 мая 2006.

11. История общественно-политических партий и движений в России. М., РУДН, 2002.

12. Какая партийная система нужна России? // ФИНАМ, 2006.

13. Конституционное право Российской Федерации. М, РУДН, 2002.

14. Коргунюк Ю. Избирательная кампания 1999 г. и перспективы развития российской многопартийности // Полития, № 4 (14), зима 1999-2000.

Читайте также  Вооруженное восстание в петрограде

15. Коргунюк Ю. Партийное строительство в России на рубеже тысячелетий// Выборы. Законодательство и технологии, № 1, январь 2001.

16. Мадатов А.С. Проблемы периодизации современного политического процесса в России после 1985 года // Вестник Российского университета дружбы народов. — Серия: Политология. — 2006. — № 1 (6)

17. Мигранян А. Россия в поисках идентичности (1985-1995) — М., 1997.

18. Парламентские выборы в России: год 1999. Избирательные объединения и блоки, их лидеры и программные документы, результаты выборов: Хрестоматия. / Авт.-сост.: к.ф.н., доц. М.Н. Грачев — М.: НОУ МЭЛИ, 2000.

19. Партии России в современном политическом процессе // История общественно-политических партий и движений в России. М., РУДН, 2002.

20. Политические партии и движения России: сигнальный выпуск. М., 1999.

21. Политические партии в России и на Западе: функционирование партийных систем: Проблемно-тематический сборник. / Отв. ред. В.П. Любин. М.: ИНИОН, 1995.

22. Политические партии России. В 2 ч. М., 1994. Ч.1.

23. Политические партии России. М., 1995.

24. Политическая Россия сегодня: Справочник. М., 1993.

25. Президентские выборы и парадигмы развития России («круглый стол») М.В. Ильин, Е.Б. Шестопал, С.И. Каспэ, С.М. Хенкин, В.В. Лапкин, И.М. Клямкин и др. // «Полития. Анализ. Хроника. Прогноз», №1, Весна, 2000.

26. Прибыловский В. Словарь новых политических партий и организаций современной России. М., 1993.

27. Примаков Е.Пять главных принципов перевода экономики России на инновационные рельсы // Российская газета. Федеральный впуск. №4481. 2 октября 2007.

28. Пшизова С. Какую партийную систему воспримет наше общество?// Полис, 1998, №4.

29. Российская многопартийность. М., Фонд ИНДЕМ, 2003.

30. Рыжков В., Салмин А. Правительство парламентского большинства и проблема модернизации России. М., ЭКСМО, 2003.

31. Салмин А.. Выборы и избирательные системы: опыт России в 1989-1993 годах// Sapere Aude. 1995. №2.

32. Степанов С.А. Политическая история России. Опыт государственного управления: реформы и контрреформы в России. // Авторские программы учебных курсов по политологии. / Под общ. ред. проф. Ирхина Ю.В. — М.: МАКС Пресс, 2001.

33. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

34. Фирсова Н.В. Социально-политические условия возникновения партий и общественных движений в России в конце 80-х — начале 90-х годов // Актуальные проблемы политологии: Сборник научных работ студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов. / Отв. ред.: д.ф.н., проф. В.Д. Зотов. — М.: МАКС Пресс, 2001. — С. 93-98.

35. Чубайс А. «Я сделаю все, чтобы поддержать Путина» // Коммерсантъ, 24 ноября 1999 г.

36. Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х годов. — М.: «РОССПЭН», 2000.

Политические реформы 90-х гг. 20 в. в россии

Подробное решение параграф 57 по истории для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Алексашкина, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина Базовый уровень 2013

1. Чем власть Президента РФ в 1991 —1993 гг. отличалась от тех полномочий, которые он получил по Конституции 1993 г.?

Ответ: По Конституции 1993 г. президент является главой государства (до этого был главой исполнительной власти). Практически ни один важный вопрос жизни государства и общества не может быть решен без согласия и одобрения главы государства.

Президент является гарантом Конституции и может принимать любые меры к охране суверенитета, независимости и территориальной целостности России. Президенту подотчетно Правительство страны, состав и основные направления деятельности которого он определяет и работой которого фактически руководит. Глава государства возглавляет также Совет безопасности. Он является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны, может в случае необходимости вводить режим чрезвычайного, военного и особого положения.

2. Чем российский парламентаризм второй половины 90 — х гг. отличался от российского парламентаризма начала XX в. и периода 1990—1993 гг.?

Ответ: Согласно манифесту от 17 октября 1905 г. был образован Совет министров, как постоянно действующий орган. Министры отвечали за свои действия перед царем. Сохранялся Государственный совет, который получил права верхней палаты Думы. Половина его членов назначалась императором, половина избиралась из дворян. Государственный совет имел право не одобрять законопроекты, предложенные думой. Только после утверждения царем документ получал силу закона. Между сессиями думы царь мог единолично издавать указы, которые затем вносил на утверждение Думы. ЕЕ законодательные права были невелики.

Право участия в выборах в думу получили не все. В выборах не участвовали батраки, женщины, солдаты, матросы, учащиеся, рабочие, занятые на мелких предприятиях. Был введен возрастной (25 лет) и имущественный цензы. Выборы были многоступенчатыми. Голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих.

В начале 90 — х годов, после распада СССР самым важным изменением в системе государственной власти стало введение поста президента РСФСР и соответствующее перераспределение функций между различными ветвями власти. Хотя Съезд народных депутатов и Верховный Совет сохранили широкие полномочия в области законодательной деятельности, многие их права, включая формирование правительства, отошли к президенту РСФСР.

Сегодня российским парламентом является Федеральное собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации (верхняя) и Государственной думы (нижняя). Верхняя палата назначает выборы Президента и решает в случае необходимости вопрос о его отрешении от должности; утверждает решение главы государства о введении военного или чрезвычайного положения; назначает и освобождает от должности Генерального прокурора и членов Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда России. Основными предметами ведения Государственной думы являются утверждение состава Правительства и принятие законов страны. Обе палаты парламента утверждают федеральный бюджет и общегосударственные налоги и сборы; ратифицируют подписанные Россией международные соглашения; объявляют войну и заключают мир. Все эти решения подлежат утверждению Президентом.

3. Дайте оценку места и роли Правительства в системе власти советского периода и по Конституции 1993 г.

Ответ: Правительство СССР образовывалось верховными органами государственной власти страны — ЦИК СССР (в период с 1923 по 1938 годы), Верховным Советом СССР(с 1938 по 1991 годы) — и было подотчётно непосредственно этим органам, а также Президенту СССР (в 1990—1991 годы).

В период с 1936 по 1990 годы Правительство СССР – это высший коллегиальный орган исполнительной и распорядительной власти СССР.

Функции современного правительства остались прежними. Деятельность Правительства, в отличие от дореволюционного и советского периодов истории России, находится не только в прямой зависимости от указаний и распоряжений главы государства, но и под существенным контролем со стороны парламента.

4. Чем система местной власти в современной России отличается от дореволюционной и советской системы?

Ответ: В дореволюционной России система местной власти заведовала местными хозяйственными делами. В СССР власть была централизованной. Т. е. распоряжения из центра шли на места, где исполнялись. Местные органы власти не имели какой — либо автономии в решении вопросов. Конституция 1993 г. предоставила местным властям право самостоятельного решения вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Основными формами местного самоуправления являются референдумы (всенародные волеизъявления) и выборы глав депутатов муниципальных образований. В ходе референдумов населения решаются также вопросы изменения границ и принадлежности города или села тому или иному району или области. Органы местной власти самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют и исполняют местный бюджет, определяют статьи и размеры местных налогов и сборов, осуществляют охрану общественного порядка и т. п. В 1998 г. Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, в которой органы местного самоуправления признаны одной из базовых основ демократического строя. Важным событием стало учреждение муниципалитетами Конгресса муниципальных образований Российской Федерации для координации усилий органов местного самоуправления в отстаивании их интересов перед региональной и центральной властью.

5. Что лежало в основе отношений Центра и регионов России? Какие проблемы существовали в этих отношениях?

Ответ: В основе отношений Центра и регионов Росси лежала федеральная Конституция и федеральные законы. Политические и экономические права, предоставленные федеральными властями регионам в начале 90 — х гг., привели к значительному ослаблению роли Центра. Принятые на местах законы и даже собственные конституционные акты входили в противоречие с федеральной Конституцией и законами федерации. Началось создание сети губернских банков и даже собственного «золотого запаса» субъектов Федерации. В отдельных районах страны не только прекратилось перечисление средств в федеральный бюджет, но и вводился запрет на вывоз различных видов продукции за пределы краев и областей. Раздавались голоса о придании административным границам (особенно национальных регионов) статуса государственных. Русский язык в ряде республик перестал признаваться государственным. Все это порождало опасную тенденцию трансформации федерации в конфедерацию и даже возможность ее распада.

6. Почему, на ваш взгляд, в России слабыми остаются органы местного самоуправления?

Ответ: Местное самоуправление в России находится лишь на стадии формирования. Недостаточное финансирование муниципалитетов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: