Правительственная политика в области образования и цензуры

Политика правительства Николая I в области образования и цензуры Рассматривая события 14 декабря 1825 г., Николай I пришел к выводу, что они явились следствием неправильной

Правительственная политика в области образования и цензуры

Политика правительства Николая I в области образования и цензуры

Рассматривая события 14 декабря 1825 г., Николай I пришел к выводу, что они явились следствием неправильной системы образования и воспи­тания. Поэтому в 1826 г. он отдал распоряжение министру народного про­свещения А.С.Шишкову подготовить комплексный проект реформирова­ния учебных заведений, а 19 августа 1826 г.императору был передан рескрипт о запрещении принимать в гимназии и университеты крепостных крестьян. Усилился и надзор за многими частными учебными заведения­ми, в которых обучались декабристы. В 1828 г.был издан новый Устав учебных заведений. Согласно этому документу все начальное и среднее об­разование в Российской империи подразделялось на три категории:

1) длядетей низших сословий;

2) для детей средних сословий;

3) для детей привилегированных сословий.

Для низших сословий предназначались одноклассные приходские учи­лища, где изучались основы арифметики, чтения, письма и Закон Божий. Для средних сословий — детей мещан и купцов — вводились трехкласс­ные училища с более широкой программой обучения — изучались геогра­фия, начала геометрии, история. Для высших сословий учреждались гим­назии, окончание которых давало право для поступления в университеты. В 1835 г.был принят новый университетский устав,существенно ограни­чивающий их автономию. Устанавливался строгий полицейский надзор за студентами, вводилась должность инспектора и его помощников, испол­нявших административно-полицейские функции. Выбранных на универ­ситетских советах ректоров и профессоров утверждал министр народного просвещения. С другой стороны этот устав поднимал престиж универси­тетов, в них увеличивался срок обучения с трех до четырех лет, вводилась заграничная стажировка молодых специалистов за границей. Согласно этому уставу в университетах вновь вводилось преподавание философии, упраздненное в 1821 г. Стала вводиться и специализация: в Московском университете большое место занимало изучение исторических наук и рос­сийского законодательства, в Петербургском — восточных языков и исто­рии стран этого региона, Казанском — физики и математики.

Правительство Николая I не могло оставить в стороне и контроль за прессой. В 1826 г.был издан новый цензурный устав,получивший у совре­менников название «чугунный». Согласно этому уставу запрещалось про­пускать в печать произведения, в которых порицалась монархическая форма правления, говорилось о конституции, о необходимости преобра­зований. На цензуру возлагалась также обязанность следить за литератур­ным слогом произведения. Один за другим сыпались запреты на издатель­скую деятельность. В 1831 г. была закрыта «Литературная газета» А.А.Дельвига, в 1832 г. журнал «Европеец», в 1834 г. запрещен «Москов­ский телеграф» Н.А.Полевого.

Революционные события в Европе в 1848-1849 гг. повлияли на дальней­шее ужесточение цензуры. С целью более эффективного контроля за пе­чатью в феврале 1848 г. был образован «временный» секретный комитет под председательством А.С.Меншикова, замененный вскоре постоянным «комитетом для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений» под председательством Д.П.Бутурлина. Этот коми­тет был призван осуществлять контроль за всеми материалами, уже про­шедшими предварительную цензуру и появившимися в печати. Наступи­ла эпоха «цензурного террора», когда гонениям подверглась даже такая благонамеренная газета, как «Северная пчела», издаваемая Н.И.Гречем и Ф.В.Булганиным. Многие из известных литераторов, такие, как М.Е. Салтыков-Щедрин, И.С.Тургенев, были отправлены в ссылку, подверглись аресту И.С. Аксаков и Ю.Ф.Самарин.

Еще больше был усилен контроль за университетами. Сократилось чис­ло студентов, уволены «неблагонадежные» профессора, было отменено преподавание некоторых предметов, таких как государственное право и философия. Об этом времени историк С.М.Соловьев писал:

«По воцарении Николая просвещение перестало быть заслугою, стало преступ­лением в глазах правительства; университеты подвергались опале; Россия предана была в жертву преторианцам; военный человек как палка, как привыкший не рас­суждать, но исполнять и способный приучить других к исполнению без рассуждений, считался самым способным начальником везде; имел ли он какие-нибудь способно­сти, знания, опытность в делах — на это не обращалось никакого внимания».

Правительственная политика в области образования и цензуры

В первой половине XIX в. политика правительства в области образования была противоречивой. С одной стороны, оно пыталось установить жесткий контроль за системой просвещения, оставить образование привилегией господствующего класса. С другой стороны, потребность страны в чиновниках, технических и административных кадрах требовала расширить возможность получения образования выходцами из разных сословий. Все это заставило правительство увеличить количество учебных заведений различных уровней, издать ряд законодательных актов, регламентирующих их деятельность, и создать органы управления просвещением и образованием.

В начале XIX в. либеральная линия правительственной политики в области образования выразилась в создании в 1802 г. Министерства народного просвещения, в открытии ряда новых учебных заведений (университетов, институтов и лицеев), в издании Устава 1804 г. для университетов, допускавшего их самоуправление. Однако эта линия постепенно сменялась консервативной и даже реакционной. В 1817 г. Министерство просвещения было реорганизовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Оно было призвано развивать христианское благочестие, строго следить за учебниками и системой преподавания на всех уровнях. Проверки деятельности Казанского, Петербургского и других университетов вылились в их «чистку» и разгром. Лучших профессоров обвинили в вольнодумстве, уволили и отдали под суд. Реакционная политика в области образования при Александре I была одним из проявлений аракчеевщины.

Подобная линия продолжалась и при Николае I. В 1826 г. был создан Комитет по устройству учебных заведений. Его задачи: проверить все уставы учебных учреждений, выработать единые принципы просвещения, определить набор учебных дисциплин и пособий. Комитет разработал основные принципы правительственной политики в области образования. Законодательно они были закреплены в Уставе низших и средних учебных заведений 1828 г. Сословность, замкнутость, оторванность каждой ступени и, главное, ограничение в получении образования представителями низших сословий составляли сущность созданной при Николае I системы образования. Это был один из рычагов сохранения господства дворян и удержания народа в покорности.

Реакция обрушилась и на вузы, сеть которых тем не менее была расширена в связи с потребностями в квалифицированных кадрах чиновников, инженеров, агрономов, юристов и других специалистов. Устав 1835 г. фактически ликвидировал автономию университетов и поставил их под жесткий контроль попечителей учебных округов, полиции и местных властей. Была повышена плата за обучение и сокращен набор студентов. Программы преподавания пересматривались, из них изымались философия и другие «отвлеченные» науки, не имевшие прикладного значения. Подавлялись инициатива и творчество, не согласованные с пожеланиями начальства. В вузах насаждалась казарменная дисциплина. За нарушение распорядка студента могли посадить в карцер, исключить и даже отдать в солдаты. Такая политика тормозила не только развитие образования и науки, но и всей культуры России. К середине века явственно проявилась назревшая необходимость реформирования сложившейся системы образования.

В начале XIX в. либеральный курс Александра I отразился и на цензурной политике. В 1804 г. был издан Устав о цензуре. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения. У издателей появились широкие возможности публикации философских, политических и литературных произведений, содержавших прогрессивные (в том числе антикрепостнические) идеи. Это позволило продолжить издание сочинений западно-европейских просветителей, запрещенных в конце XVIII в.

Читайте также  Великие русские революционные демократы н. г. чернышевский и н. а. добролюбов

В последующие годы (при Александре I и особенно Николае I) цензурная политика ужесточилась. В 1826 г. был издан новый цензурный Устав, названный современниками «чугунным». Был учрежден Главный цензурный комитет, строго следивший за политической благонадежностью и нравственностью всей печатной продукции. Цензура бесцеремонно вмешивалась в литературный процесс. С особым рвением искоренялась любая критика самодержавно-крепостнической системы и ортодоксальных устоев православия.

«Мрачное семилетие». Во внутренней политике последних лет правления Николая I (1848—1855) реакционно-репрессивная линия еще больше усилилась. Это объяснялось внутренними (рост антикрепостнических настроений) и внешними факторами. Особо сильное влияние на Николая I оказали революции 1848—1849 гг. в Европе. Ему не удалось организовать совместный поход европейских монархов для подавления революции во Франции, но в разгроме венгерской революции российский император сыграл значительную роль. Летом 1849 г. царские войска помогли императору Францу Иосифу восстановить власть австрийских Габсбургов в Венгрии. Сама Россия стала образцом бюрократически-полицейского государства. Цензура свирепствовала, деятельность жандармов и III отделения устрашала всю страну. Однако это не снизило назревания в обществе антиправительственных настроений и ожидания реформ. Правительство Николая не решило ни одного важного государственного вопроса. Не были проведены преобразования в экономике, чтобы спасти хозяйство страны. Финансы были расстроены, вырос внешний и внутренний долг. К середине 50-х годов Россия оказалась «колоссом на глиняных ногах». Это предопределило провалы во внешней политике, поражение в Крымской войне 1853—1856 гг. и вызвало реформы 60-х годов.

III. Политика в области просвещения. Цензура.

Усиление сословности. Школьный Устав 1828 г.

Заботясь о сохранении в обществе и народе верноподданных взглядов, власть постоянно ужесточала школьные уставы. Основными принципами правительственной политики в этой области были сословность и государственный контроль за содержанием образования.

Было категорически запрещено принимать в высшие и средние учебные заведения крепостных. Для каждого сословия предназначался определенный тип учебных заведений.

Университетский устав.

В том же 1835г. был принят новый университетский устав, согласно которому права университетов были урезаны. Все должности теперь не выбирались, а назначались.

Государство, стремясь сделать систему учебных заведений единообразной, выступало против домашнего образования и частных школ, поскольку не могло контролировать их так же, как казенные гимназии и училища.

Цензура.

Политика в области цензуры была ужесточена. Цензурный устав, принятый в 1826г.былпрозван «чугунным». Цензоры были обязаны запрещать любое издание, любую публикацию, если усматривали хоть малейший намек на критику самодержавного образа правления или православной религии. Запрещались естественнонаучные и философские книги, противоречившие православному вероучению. При этом фактически было несколько уровней цензуры: предварительный (на стадии рукописного текста) и окончательный. Право цензуры было распространено практически на все государственные ведомства.

IV. Крестьянский вопрос.

Отношение к крепостному праву.

Николай I, как и многие в его окружении, понимал необходимость отмены крепостного права. Еще в 1826 г. по его указанию был создан секретный крестьянский комитет для разработки реформы (всего за годы правления Николая I таких комитетов будет 10). Однако пойти не решительный шаг — лишить помещиков земли с крестьянами — он так и не решился.

Реформа государственной деревни.

Стремясь показать пример решения крестьянского вопроса, правительство в 1837—1841гг. осуществило реформу государственной деревни. Нередко ее называют реформой Киселева — по имени министра государственных имуществ П.Д. Киселева, по чьему проекту и под руководством которого она была проведена.

Было изменено управление государственной деревней: государственные крестьяне получили право избирать своих старост (сельских и волостных), суд (сельский и волостной). Но органы крестьянского самоуправления были поставлены под контроль чиновников созданного Министерства государственных имуществ.

В конечном итоге деятельность Николая I в этом вопросе свелась к изданию «Положения об обязанных крестьянах» 1842 г., во многом повторявшему указ о вольных хлебопашцах. Только теперь помещику не требовалось согласия властей, чтобы дать крестьянам вольную.

VI. «Мрачное семилетие» (1848 -1855 гг.)

Революции 1848-1849гг. вызвали страх и растерянность правительства Николая I. Император выступил с воинственными заявлениями по адресу революционных событий и направил армейский корпус в западные губернии в качества полицейского кордона от проникновения революции.

Новые репрессивные меры принимались и против литературы. В 1848г. был создан секретный временный комитет для надзора за журналами и действиями самой цензуры. Вскоре он был заменен постоянным комитетом, в обязанности которого вменялось рассматривать изданные сочинения и карать авторов, редакторов и цензоров за уже напечатанные произведения.

Преследованиям подверглись и русские университеты. Прием в университеты был резко сокращен, плата за обучение была повышена, сам император всерьез подумывал о закрытии университетов. Министр Уваров попытался было заступиться за университеты, но получил замечание императора и был отправлен в отставку.

Внешняя политика России во второй четверти XIXв. Крымская война.

I. Основные направления внешней политики.

Во второй четверти XIX в. перед русским правительством в сфере внешней политики стояли две основные проблемы: борьба с европейскими революциями и «восточный вопрос».

Возникновение понятия «восточный вопрос» относится к концу XVIIIв., хотя сам этот термин был введен в дипломатическую практику в 30-е годы XIXв.

Достижение наиболее выгодного режима черноморских проливов, поддержка национально-освободительного движения народов Балканского полуострова, расширение черноморской торговли, укрепление влияния в Константинополе — таковы задачи, которые стремилась решать в рамках «восточного вопроса» русская дипломатия.

Главная цель русской внешней политики в Европе сводилась к борьбе против распространения там революционного движения, что заставляло Николая I стремиться к объединению всех контрреволюционных европейских сил.

Также важной задачей являлось продвижение России вглубь Кавказа, укрепление ее позиций в Закавказье.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 1437 ; Мы поможем в написании вашей работы!

ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕЧАТИ

Николай I прекрасно понимал огромное значение учебных заведений для воспитания молодого поколения в «правительственном духе», подготовки необходимых стране кадров образованного чиновничества, т.е., в конечном счете, и для сохранения стабильности существующего строя, и для планируемых изменений в нем. Показания декабристов на следствии свидетельствовали также о той большой роли, которую сыграли образовательные учреждения в формировании «вольнолюбивых идей» будущих революционеров. Система среднего и особенно высшего образования, сложившаяся в царствование Александра I, явно потеряла управляемость и нуждалась, по мнению императора, в усиленном надзоре за ней со стороны власти. Новое поколение молодых людей необходимо было воспитать на основе синтеза образованности и коренных русских национальных начал: православной веры, сознания верноподданнического долга перед троном, единения царя и народа. Реализовать эту важную задачу был призван С.С.Уваров, назначенный в 1833 г. министром народного просвещения.
Все царствование Николая I сопровождалось энергичными попытками казенными учебными заведениями вытеснить частные. Власть хотела полностью контролировать процесс народного образования. Кроме того, таким путем правительство пыталось вырвать дворянскую молодежь из рук иностранных учителей и наставников, монополизировавших сферу частных образовательных услуг. Домашние пансионы в то время превратились в форменные приюты для европейских проходимцев, успешно справлявшихся лишь с одной задачей — отчуждением воспитанников от отечественной культуры и национальных корней. В 1833 г. было приостановлено открытие новых частных учебных заведений в Москве и Петербурге, преподавать же в них отныне могли только русские подданные, прошедшие предварительные испытания и имеющие свидетельство о своих знаниях и «нравственных качествах». Для наблюдения за частными училищами создавалась особая инспекция. Детей можно было воспитывать только в России. Одновременно министерство народного просвещения с 1832 г. пыталось создать сеть благородных пансионов — сословных (дворянских) средних учебных заведений, содержащихся на средства дворянства, но полностью подконтрольных правительству. За 10 лет число благородных пансионов достигло 42. Ужесточение государственного контроля за домашним обучением способствовало унификации образовательной системы, основанной на единых принципах и отвечающей единым требованиям.
В 1834 г. в Киеве открылся Университет Св.Владимира, где могли получить образование и поляки. Для чтения лекций туда приглашалипольских профессоров. Выпускники Киевского университета дол-миы были стать проводниками русского влияния в Царстве Польском и Западном крае. В 30-40-е гг. был открыт ряд специальных высших учебных заведений: Технологический, Межевой, Земледельческий институты, Архитектурное училище, Училище правоведения. В этих вузах готовились кадры для аппарата управления и различных отраслей экономики.
26 июля 1835 г. был издан новый Университетский устав. Главные принципы университетской реформы Александра I (1804 г.) остались неизменными: сохранялись и университетский совет как основа самоуправления, и выборность ректора и профессорско-преподавательского состава кафедр, и запрещение полиции появляться в университетах. Основные изменения, внесенные уставом, касались организации управления, которое стало теперь не только более бюрократическим, но и более профессиональным. Упразднялся университетский суд. Контроль за студенчеством со стороны администрации стал более жестким. Полицейские функции выполняли университетский инспектор и его помощники, назначаемые попечителем учебного округа из числа чиновников. Несколько ограничивалась и беспредельная до этого автономия университетов. Кандидатура избранного университетским советом ректора должна была получить одобрение императора. Министр народного просвещения обладал такими же полномочиями в отношении избранных профессоров. Взамен неугодного властям кандидата на вакантную кафедру мог быть назначен другой ученый. Средняя и низшая школа были изъяты из ведения университетов и подчинены непосредственно попечителям учебных округов. Теперь университеты смогли полностью сосредоточиться на решении свойственных им научных и методических задач высшего образования.
При университетах создавались подготовительные курсы для поступающих. Сам срок обучения был продлен до четырех лет. Возобновились постоянные стажировки лучших выпускников университетов за границей для завершения подготовки к профессорскому званию. Учебный план изменился в сторону расширения объема изучаемых дисциплин. В нем была восстановлена философия. Особое же внимание стало уделяться преподаванию отечественной истории, литературы, права. В структуре университетов в 1835 г. впервые появились кафедры русской истории, словесности, российского законодательства. Фактически прекратилась практика приглашения для чтения лекций иностранных ученых. Образование приобретало национальный характер, все больше ориентируясь на решение общегосударственных задач в духе национально-государственных и духовных традиций России. Именно в николаевских университетах ковались кадры реформаторе 60-70-х гг. XIX в.
События, связанные с общеевропейской революцией 1848-1849 гг., подтолкнули власть к принятию превентивных охранительных мер против возможных волнений. Университетская автономия была фактически ликвидирована. Деканам факультетов поручалось проверять содержание читаемых лекций по записям слушателей. Воспрещались внеучебные контакты профессоров со студентами! Из учебных планов университетов были исключены философия и политэкономия. Курсы психологии и логики поручались профессорам богословия. Число студентов каждого университета ограничивалось 300 человеками (за исключением медицинских и богословских факультетов). Плата за обучение была повышена. В ближайшем окружении Николая I вынашивались проекты упразднения университетов. Против этого выступил С.С.Уваров, поручивший профессору И.И.Давыдову опубликовать статью в защиту университетского образования. Недовольный подобной самостоятельностью Николай I отправил Уварова в отставку, но университеты не закрыл. Новым министром народного просвещения в октябре 1849 г. был назначен князь П.А.Ширинекий-Шихматов, сторонник жесткого курса в отношении высшего образования.
В этом духе и был составлен новый цензурный устав, утвержденный царем 10 июня 1826 г. В кругах литераторов он был прозван «чугунным». Управление цензурой централизовывалось в Главном цензурном комитете Министерства народного просвещения. От цензоров требовали «ограждения святыни, престола, постановленных от него властей, законов отечественных, нравов и чести народной и личной от всякого, не только злонамеренного и преступного, но и неумышленного на них покушения». Не допускалось опубликование каких-либо сочинений, критикующих монархическую форму правления, православную церковь, государственные органы и должностных лиц. Запрещалось высказывать самостоятельные (даже некритические) мысли о действиях власти. Вершиной государственной «мудрости» составителей устава (он готовился М.Л.Магницким еще в александровское царствование) стала возложенная на цензоров обязанность следить за «литературными вкусами» и дать «полезное» направление печати.
Однозначно негативная реакция общества на «чугунный» устав нашла отклик в Николае I. Император дал распоряжение подготовить новую редакцию цензурных правил, и 22 апреля 1828 г. они были опубликованы. Полномочия цензоров значительно ограничивались. Им запрещалось произвольное толкование текста в негативном для автора смысле. Руководством в их деятельности могли быть только общие цензурные правила, а не собственные представления чиновников о справедливости или несправедливости авторских суждений и мыслей.
С.С.Уваров понимал, что прямое давление на печать малоэффективно. Безмолвие не являлось для него свидетельством согласия общества с властью. Одним из первых министр народного просвещения понял необходимость пропаганды правительственного курса в официальных и официозных изданиях. Поощрял он и частно-издательскую Деятельность в правительственном духе. Это не мешало Уварову активно бороться с журналами, допускавшими слишком вольные рассуждения на политические темы. Так, в 1831 г. была закрыта «Литературная газета», в 1832 — журнал «Европеец», а в 1836 г. после публикации знаменитого «Философического письма» П.Я.Чаадаева наступила очередь «Телескопа».
Революционные потрясения 1848 г. вынудили власть усилить надзор за печатью. В феврале — марте 1848 г. секретный комитет во главе с А.С.Мсншиковым произвел ревизию цензурного ведомства, выявив в его организации массу недостатков. На основании выводов ревизии 2 апреля 1848 г. был образован новый цензурный комитет под председательством генерала Д.П.Бутурлина. «Бутурлин-скому» комитету надлежало осуществлять контроль за деятельностью цензоров, рассматривая уже вышедшие в свет и прошедшие предварительный просмотр издания. Последние годы царствования Николая I, получившие название «мрачного семилетия» (1848-1855 гг.), ознаменовались цензурными гонениями: за «неблагонамеренные» публикации были сосланы М.Е.Салтыков-Щедрин, И.С.Тургенев, арестованы И.С.Аксаков и Ю.Ф.Самарин, фактически прекращен ввоз в Россию иностранной литературы.

Читайте также  Причины и предпосылки великих реформ 1861 года

Реформирование сферы образования и финансов. Цензура в России XIX века

В 60-х годах Российская империя уверено встала на путь капитализма. Это неизбежно привело к изменениям в финансовой системе. Правительство было вынуждено упорядочить государственный бюджет, пересмотреть расходы. Торговля, промышленность, сельское хозяйство развивались, требовали нового подхода к организации процесса работы. Появилась потребность в образованных людях. В связи с этим правительство решило провести реформу в сфере просвещения.

Основные принципы Финансовой реформы (1862-1866)

После поражения в Крымской войне Российская империя переживала экономический кризис. Нужно было срочно структурировать бюджет страны, централизовать финансовую систему. Александр II понимал необходимость проведения реформ, а для этого требовались дополнительные средства. Поэтому в 60-х годах произошел ряд серьезных изменений:

  • В 1860 году открылся Государственный банк. Он вытеснил Коммерческий и Земский банки, приказы общественного презрения.
  • В 1862 году министр финансов получил право распоряжаться всеми финансами России. Его деятельность контролировал лишь государственный контролер.
  • С 1862 года данные о бюджете страны появились в открытом доступе. Их регулярно публиковала пресса.
  • В 1863 году введен особый акциз, патентные сборы. От винных откупов отказались.
  • В 1864 году в губерниях появились контрольные палаты, проверяющие финансовую деятельность местных органов. Они были независимы от администраций, публиковали итоги проверок.

Финансовая реформа привела к существенным переменам в налоговой системе. Данные о бюджете больше не хранили за семью печатям. О финансовой ситуации в стране мог узнать каждый желающий. Распределение финансов четко контролировалось. Это положительно повлияло на экономику России.

Образовательная реформа (1863-1864)

Страна не могла развиваться при тотальном невежестве народа. Поэтому так важно было реформировать сферу просвещения. Главные изменения:

  • В 1863 году изменился университетский устав. Университеты получили большую автономию. Появились советы, занимавшиеся формированием преподавательского состава, избранием ректора. Также в их компетенции было утверждение смет расходов, назначение стипендий, присуждение ученых степеней.
  • В 1864 году вышло Положение о начальных народных училищах. Церкви потеряли монополию на образование. Земства получили право открывать учебные заведения. Школы также могли основать частные лица, общественные организации.

На государственном уровне была утверждена классификация типов образовательных учреждений.

  • Начальные школы (продолжительность обучения 3 года): государственные, земские, воскресные, церковно-приходские, частные.
  • Гимназии (продолжительность обучения 7 лет): классические и реальные.
  • Университеты.

В 60-х годах увеличилось количество женских гимназий и высших учебных заведений. Образование перестало быть прерогативой лишь мужчин. Система народной школы распространилась по всем губерниям, уездам, многим селам. Бедные слои населения получили доступ к начальным знаниям.

Цензура при Александре II

Введенные Николаем I цензурные правила у многих вызывали раздражение после окончания Крымской войны. Государь понимал, что нужно их смягчить. Положения Цензурной реформы 1865 года:

  • Отменена обязательная предварительная цензура литературных журналов, книг. Рукописи никто не вычитывал.
  • Введена карательная цензура. Санкции к неугодным правительству авторам применялись уже после публикации книг, журналов.

Цензурная реформа имела половинчатый характер. Авторы стали более свободными. В стране появились новые периодические издания. Но вот для провинциальных изданий ничего не изменилось, их по-прежнему внимательно вычитывали перед публикацией. К тому же никуда не делась цензура со стороны церкви.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: