Русская культура хiii—xv вв. - Sogetsu-Mf.ru

Русская культура хiii—xv вв.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIII-XV вв В русской культуре XIII-XV вв. отчетливо прослеживаются два этапа. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII-XV вв. явилась Куликовская битва

Русская культура хiii—xv вв.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIII-XV вв

В русской культуре XIII-XV вв. отчетливо прослеживаются два этапа. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII-XV вв. явилась Куликовская битва (1380). Если для первого этапа характерны стагнация и падение после страшного удара монгольских полчищ, то после 1380 г. начинается ее динамичный подъем, в котором прослеживается начало слияния местных художественных школ в общемосковскую, общерусскую культуру.

Устное народное творчество.В период борьбы с монгольскими завоевателями и золотоордынским игом обращение к былинам и сказаниям киевского цикла, в которых яркими красками описывались битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг народа, придавало русским людям новые силы. Древние былины обрели глубокий смысл, зажили второй жизнью. Новые легенды (такие, как, например, «Сказание о невидимом граде Китеже» — городе, ушедшем на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым), звали русских людей на борьбу за свержение ненавистного золотоордынского ига. Складывается жанр поэтических исторических песен. К их числу относится «Песня о Щелкане Дудентьевиче», которая рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.

Летописание.В условиях, когда шло восстановление хозяйства и наметился его подъем, все более необходимыми становятся деловые записи. С XIV в. начинается использование бумаги вместо дорогого пергамента. Рост подробностей в записях, появление бумаги повлекли за собой ускорение письма. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью и торжественностью, приходит полуустав — более свободное и беглое письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному письму. Наряду с бумагой в особо важных случаях продолжали использовать пергамент, различные виды черновых и бытовых записей делались, как и раньше, на бересте.

Как уже отмечалось, в Новгороде летописание не прерывалось даже в период монголо-татарского нашествия и ига. В конце XIII — начале XIV в. возникли новые центры летописания. С 1325 г. летописные записи стали вестись и в Москве. В период складывания единого государства с центром в Москве возросла роль летописания. Когда Иван III шел походом на Новгород, он не случайно взял с собой дьяка Степана Бородатого: тот мог хорошо «говорить по летописцам вины новгородские», т.е. доказать на основе летописи необходимость присоединения Новгорода к Москве. В 1408 г. был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г., а к 1479 г. относят создание Московского летописного свода. В основе их — идея общерусского единства, исторической роли Москвы в государственном объединении всех русских земель, преемственность традиций Киева и Владимира. Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов — сочинений по всемирной истории. Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом.

Исторические повести.Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (в ней рассказывалось о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата), повести об Александре Невском и др. Блистательной победе Дмитрия Донского в 1380 г. посвящен цикл исторических повестей (например, «Сказание о Мамаевом побоище»). Софоний Рязанец создал знаменитую патетическую поэму «Задонщина», построенную по образцу «Слова о полку Игореве». Но если в «Слове» описывалось поражение русских, то в «Задонщине» — их победа.

В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвел жанр житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского — основателя Троице-Сергиева монастыря, поддержавшего великого Московского князя в борьбе с ордынцами, с чьим именем связано формирование русского национального самосознания. «Хождение за три моря» (1466-1472) тверского купца Афанасия Никитина — первое в европейской литературе описание Индии. Свое путешествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гамой.

Архитектура.Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшествующие традиции, новгородцы и псковичи возводили десятки небольших по размеру храмов. Среди них такие значительные памятники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Новгороде, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Яркая и самобытная архитектура Новгорода и Пскова практически не изменялась в течение столетий. Эту устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость от Москвы. Отсюда ориентация главным образом на местные традиции.

Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV-XV столетиям. Дошедшие до нас храмы: Успенский собор (1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405) в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря в Москве (1427) — продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил успешно выполнить важнейший заказ великого московского князя — создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль.

Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском, в 1367 г. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382г. кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось созданием в конце XV — начале XVI в. ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней. Территория Кремля в 27,5 га была защищена стеной из красного кирпича, длина которой достигала 2,25 км, толщина стен — 3,5-6,5 м, а их высота – 5-19 м. Тогда же, в XV в., были возведены 18 башен из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши. Кремль занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заключенной сейчас в коллектор) в Москва-реку. Со стороны Красной площади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортификационной науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри. Сердце Кремля — Соборная площадь, на которую выходят главные соборы; его центральным сооружением является колокольня Ивана Великого (окончательно достроена при Борисе Годунове, достигает в высоту 81 м).

В 1475-1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля — Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера (1471). Небольшой «трус» (землетрясение) в Москве разрушил стены здания. Возведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальянского Возрождения Аристотелю Фиораванти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиораванти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения. В 1481-1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор — домовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Нового была сооружена усыпальница Московских великих князей — Архангельский собор (1505-1509). Если план здания и его конструкции выполнены в традициях древнерусской архитектуры, то внешнее убранство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же была построена Грановитая палата (1487-1491). Она получила свое название от граней, украсивших наружные стены. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, стены которого опираются на возведенный в центре массивный четырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. м и имеет высоту 9 м. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.

Живопись.Слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось и в живописи. Это был длительный процесс, его следы отмечены и в XVI и в XVII вв. В XIV в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас фресковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине улице отличаются необычайной выразительной силой, экспрессией, аскетизмом, возвышенностью человеческого духа. Феофан Грек умел сильными длинными мазками своей кисти, резкими «пробелами» создать эмоциональное напряжение, достигающее трагизма. Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произведения, не используя иконописные образцы.

Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством современника Феофана Грека — гениального русского художника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось сведений о жизни выдающегося мастера. Андрей Рублев жил на рубеже XIV-XV вв. Его творчество было вдохновлено замечательной победой на Куликовом поле, экономическим подъемом Московской Руси, ростом самосознания русского народа. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, идеи единства и мира между людьми, человечность отразились в произведениях художника. Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок создает впечатление цельности и законченности его образов. Знаменитая «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева. Совершенные образы «Троицы» символизируют мысль о единстве мира и человечества. Кисти Андрея Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (хранятся в Третьяковской галерее), Троицкого собора в Сергиевом Посаде.

Русская культура ХIII—XV вв

В русской культуре XIII—XV вв. отчетливо прослеживаются два этапа. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII—XV вв. явилась Куликовская битва (1380). Если для первого этапа характерны стагнация и падение после страшного удара монгольских полчищ, то после 1380 г. начинается ее динамичный подъем, в котором прослеживается начало слияния местных художественных школ в общемосковскую, общерусскую культуру.

Устное народное творчество. В период борьбы с монгольскими завоевателями и золотоордынским игом обращение к былинам и сказаниям киевского цикла, в которых яркими красками описывались битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг народа, придавало русским людям новые силы. Древние былины обрели глубокий смысл, зажили второй жизнью. Новые легенды (такие, как, например, «Сказание о невидимом граде Китеже» — городе, ушедшем на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не сдавшимися врагам, и ставшем для них невидимым), звали русских людей на борьбу за свержение ненавистного золотоордынского ига. Складывается жанр поэтических исторических песен. К их числу относится «Песня о Щелкане Дудентьевиче», которая рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.

Читайте также  Иберия и колхида

Летописание. В условиях, когда шло восстановление хозяйства и наметился его подъем, все более необходимыми становятся деловые записи. С XIV в. начинается использование бумаги вместо дорогого пергамента. Рост потребностей в записях, появление бумаги повлекли за собой ускорение письма. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью и торжественностью, приходит полуустав — более свободное и беглое письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному письму. Наряду с бумагой в особо важных случаях продолжали использовать пергамент, различные виды черновых и бытовых записей делались, как и раньше, на бересте.

Как уже отмечалось, в Новгороде летописание не прерывалось даже в период монголо-татарского нашествия и ига. В конце XIII — начале XIV в. возникли новые центры летописания. С 1325 г. летописные записи стали вестись и в Москве. В период складывания единого государства с центром в Москве возросла роль летописания. Когда Иван III шел походом на Новгород, он не случайно взял с собой дьяка Степана Бородатого: тот мог хорошо «говорить по летописцам вины новгородские», т. е. доказать на основе летописи необ- ходимость присоединения Новгорода к Москве.

В 1408 г. был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г., а к 1479 г. относят создание Московского летописного свода. В основе их — идея общерусского единства, исторической роли Москвы в государственном объединении всех русских земель, преемственность традиций Киева и Владимира.

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов — сочинений по всемирной истории. Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом.

Исторические повести. Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (в ней рассказывалось о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата), повести об Александре Невском и др.

Блистательной победе Дмитрия Донского в 1380 г. посвящен цикл исторических повестей (например, «Сказание о Мамаевом побоище»). Софоний Рязанец создал знаменитую патетическую поэму «Задонщина», построенную по образцу «Слова о полку Игореве». Но если в «Слове» описывалось поражение русских, то в «Задонщине» — их победа.

В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвел жанр житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского — основателя Троице-Сергиева монастыря, поддержавшего великого Московского князя в борьбе с ордынцами, с чьим именем связано формирование русского национального самосознания.

«Хождение за три моря» (1466—1472) тверского купца Афанасия Никитина — первое в европейской литературе описание Индии. Свое путешествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гамой.

Архитектура. Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшествующие традиции, новгородцы и псковичи возводили десятки небольших по размеру храмов. Среди них такие значительные памятники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Новгороде, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Яркая и самобытная архитектура Новгорода и Пскова практически не изменялась в течение столетий. Эту устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость от Москвы. Отсюда ориентация главным образом на местные традиции.

Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV—XV столетиям. Дошедшие до нас храмы: Успенский собор (1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405) в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря в Москве (1427) — продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил успешно выполнить важнейший заказ великого московского князя — создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль.

Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском, в 1367 г. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось созданием в конце XV — начале XVI в. ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней.

Территория Кремля в 27,5 га была защищена стеной из красною кирпича, длина которой достигала 2,25 км, толщина стен — 3,5—6,5 м, а их высота — 5—19 м. Тогда же, в XV в., были возведены 18 башен из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши. Кремль занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заключенной сейчас в коллектор) в Москва-реку. Со стороны Красной площади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортификационной науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри.

Сердце Кремля — Соборная площадь, на которую выходят главные соборы; его центральным сооружением является колокольня Ивана Великого (окончательно достроена при Борисе Годунове, достигает в высоту 81 м).

В 1475—1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля — Успенский. Храм начали строить еще псковские мастера (1471). Небольшой «трус» (землетрясение) в Москве разрушил стены здания. Возведение Успенского собора поручили талантливому зодчему итальянского Возрождения Аристотелю Фиораванти. Образцом ему послужил Успенский собор во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения.

В 1481—1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор — домовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца Алевиза Нового была сооружена усыпальница Московских великих князей — Архангельский собор (1505—1509). Если план здания и его конструкции выполнены в традициях древнерусской архитектуры, то внешнее убранство собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же была построена Грановитая палата (1487—1491). Она получила свое название от граней, украсивших наружные стены. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, стены которого опираются на возведенный в центре массивный четырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. м и имеет высоту 9 м. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.

Живопись. Слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось и в живописи. Это был длительный процесс, его следы отмечены и в XVI, и в XVII вв.

В XIV в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас фресковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине улице отличаются необычайной выразительной силой, экспрессией, аскетизмом, возвышенностью человеческого духа. Феофан Грек умел сильными длинными мазками своей кисти, резкими «пробелами» создать эмоциональное напряжение, достигающее трагизма. Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произведения, не используя иконописные образцы.

Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством современника Феофана Грека — гениального русского художника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось сведений о жизни выдающегося мастера.

Андрей Рублев жил на рубеже XIV—XV вв. Его творчество было вдохновлено замечательной победой на Куликовом поле, экономическим подъемом Московской Руси, ростом самосознания русского народа. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, идеи единства и мира между людьми, человечность отразились в произведениях художника. Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок создает впечатление цельности и законченности его образов. Знаменитая «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева. Совершенные образы «Троицы» символизируют мысль о единстве мира и человечества.

Кисти Андрея Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (хранятся в Третьяковской галерее), Троицкого собора в Сергиевом Посаде.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Культура Руси в XIII-XV вв.

теория по истории 🏺 русские земли в XII-середине XV веков

Русская культура проделала длинный путь от разорительного нашествия монголо-татар до образования единого государства при Иване III. Этот путь можно условно разделить на этапы:

  1. Вторжение Батыя (с 1237 г.) — начало правления Ивана Калиты: упадок русской культуры, связанный с разорением русс ки х земель.
  2. Эпоха Ивана Калиты — первая половина XV вв.: хозяйственный и культурный подъём. Развитие всех сфер культуры — от каменного стро ительства до изобразительного искусства.
  3. Вторая половина XV в. — начало XVI в.: расцвет русской культуры, который увенчался облагораживанием московского Кремля.

Ремесленное производство

Татары увели в свои земли большое количество русс ки х ремесленников. Города, с лу жившие местом ремесла, были разрушены. Этими факторами обусловлен упадок ремесленного производства. Однако уже в конце XIII века началось его постепенное возрождение. Начали развиваться обработка металла, ювелирное производство, искусство резьбы по дереву, литейное дело.

Литература и письменность.

Главными произведениями письменности на Руси после монгольского нашествия остались летописи, литературные и религиозные сочинения. Как известно, после начала раздробленности на Руси в каждой столице княжества существовало собственное летописание. После установления монголо-татарского ига летописцев перестают занимать события в других землях, и они пишут исключительно о внутренних делах в своём княжестве. Этот факт говорит об усилении разобщённости русс ки х земель после нашествия Батыя.

Читайте также  Распад киевской руси на феодальные княжества

Памятник Евпатию Коловрату в Рязани.

Литературные сочинения того времени отражают важнейшие события борьбы с ордынс ки ми захватчиками. Так, были написаны «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (в неё вошло сказание о Евпатии Коловрате). Эти сочинения показывают храбрость и самоотверженность русс ки х воинов во время защиты русс ки х земель от татар.

Позднее в конце XIV-начале XV вв. были созданы произведения, освещающие события Куликовской битвы: «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Этот факт говорит о том, что современни ки придавали победе Дмитрия Донского огромное значение. Сочинения также прославляют отважность защитников Руси.

Также в XIII веке были созданные многочисленные жития святых: Александра Невского, митрополита Петра, Михаила Ярославича Тверского, Сергия Радонежского и т.д. Они преподносили нравственные уро ки русс ки м людям.

Известнейшим произведением XV в. было «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Ни ки тина, который первым из русс ки х побывал в Индии. Сочинение описывает экзотику зарубежных стран, но в то же время проникнуто тоской по родине, Руси.

Архитектура

После нашествия монголо-татар каменное зодчество на Руси пришло в упадок на

Московский Кремль при Иване III. А.М. Васнецов.

Юге и Северо-Востоке. Оно сохранилось лишь в не разорённом Новгороде, где были по стро ены церкви Николы на Липне, Фёдора Стратилата, Спаса на Ильине улице. При Иване Калите каменное стро ительство было начато в московском Кремле. В эпоху Дмитрия Донского был воздвигнут первый каменный Кремль на Северо-Востоке Руси.

Позднее каменное зодчество развивалось и в других городах. Появились Успенс ки й Собор в Звенигороде, Троиц ки й собор Троице-Сергиева монастыря и др.

Во второй половине XV века развернулось облагораживание московского Кремля. Сам детинец стал красно ки рпичным. Были разобраны храмы, по стро енные при Иване Калите и воздвигнуты новые. Для этого Иван III пригласил итальянс ки х мастеров. В то время появились те самые соборы, которые можно наблюдать и по сей день. Был по стро ен Успенс ки й собор под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Псковс ки ми мастерами был воздвигнут Благовещенс ки й храм. Также появилась Гра новитая палата (итальянс ки е архитекторы Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари).

«Троица». А. Рублёв.

Изобразительное искусство

В этот период окончательно сложились иконописные школы отдельных земель. Это время знаменито творчеством Феофана Грека (роспись старого Благовещенского собора Московского Кремля; до Москвы много работал в Новгороде), Андрея Рублёва («Троица», написанная для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря), Дионисия (иконы «Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах», «Распятие», росписи собора Ферапонтова монастыря).

9. Русская культура XIII — XV вв.

В XIII рус.земли подверглись монгольскому нашествию. Это нанесло ущерб рус.культуре. Погибли памятники зодчества, изобразительного искусства, письменности. Гибель городов, угон ремесленников в рабство привели к исчезновению ремесел.

Этапы культ.развития эпохи: 1. От вторжения Батыя до середины XIV (Упадок культуры, начало ее возрождения) 2. Вторая половина XIV-первая половина XV(Хоз.и культ.подъем, рост каменного строительства) 3. Вторая половина XV и начало XVI(Укрепление гос. единства, расцвет моск.зодчества, расширение культ.контактов с Западом).

Жилище — изба. Боярские хоромы – комплекс деревянных срубов. Окна затягивались бычьим пузырем, в богатых домах — слюдой. Помещение освещалось лучиной или светильниками. Пища: хлеб и мучные изделия, крупы, репа, морковь, капуста, огурцы, мясо, рыба. Простолюдин носил домотканое платье, а знать — бархатное, парчовое, атласное. С конца XIII высокого искусства достигли кузнецы, изготовлявшие и украшавшие мечи и панцири, кованые пушки. Распространилось литейное дело (отливка медных пушек и колоколов). В ювелирном деле распространились чеканка и гравировка.

Тема фольклора — борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. Сложились жанры истор.песни и сказания. Произведения фольклора XIII-XV сохранили черты былинного эпоса. В ряде истор. песен и былин, богатыри князя Владимира (Илья Муромец и Алеша Попович) участвуют в борьбе против татар. Фольклорные произведения, основываясь на реальных истор.фактах, преображали подлинные события.

Была распространена грамотность. Кроме служителей церкви грамотными были городские жители. При монастырях существовали школы, где готовили писцов. С XIV стала использоваться привозная бумага.Важными произведениями письменности оставались летописи. При всех различиях летописей отдельных земель и княжеств единой темой летописания оставались единство русской земли и борьба за торжество православной веры. Эта тема преобладала и в литературе («Слово о погибели Русской земли»). О деятельности А.Невского рассказывало «Слово о погибели Русской земли». В конце XIV — начале XV были созданы посвященные победе на Куликовом поле «Задонщина» и «Сказание о Мамаеве побоище». Создавалось много житий святых. Распространялся жанр повести («Повесть о Петре и Февронии»). Сохранился жанр описаний путешествий.

XIV-XV были на Руси временем религиозных споров. В 70-х XIV возникла ересь стригольников в Новгороде и Пскове. В 1375 новгородских стригольников казнили. В XV ересь возродилась в среде приходского духовенства в Новгороде, а оттуда перешла в Москву. После того, как на церковном соборе 1503 Иван III под давлением иосифлянского большинства духовенства отступился от идеи секуляризации, он прекратил и поддержку еретиков. В 1504 еретики были сожжены.

Множество храмов было разрушено, прежние центры каменного зодчества пришли в упадок. Центрами каменного строительства являлись Новгород (церкви Николы на Липне, Спаса на Ильине улице), а затем — Москва. В Московском Кремле были построены 4 каменных храма. При Дмитрии Донском построен первый на Северо-Востоке каменный Кремль. Древнейшими памятниками моск.зодчества являются Успенский собор в Звенигороде и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Знаменитыми постройками конца XV стали Успенский собор(зодчий Аристотель Фиораванти) и Благовещенский собор.

В изобразительном искусстве выделяется творчество Феофана Грека и Андрея Рублева. Феофан, приехавший из Византии, работал в Новгороде и Москве. Для фресок и икон Феофана характерна особая эмоциональная напряженность. Андрей Рублев, стремился к мягкости, плавности линий(икона «Троица»).

10. Россия в эпоху Ивана Грозного: основные события внутренней и внешней политики.

После смерти Василия III в 1533 престол занял сын — 3хлетний Иван IV. Регентшей стала мать, Елена Глинская. Она расправилась с князьями Юрием Дмитровским и Андреем Старицким. В 1538 она умерла. Бояре(Шуйские, Бельские и Глинские)стремились захватить власть. В январе 1547 Иван IV стал царем(это ставило выше королей, выделяло из массы князей). В июне 1547 в Москве был пожар(выгорела полгорода). Царь бежал в Воробьево. Горожане потребовали выдачи поджигателей. С 1549 Иван IV приблизил Избранную Раду. В 50-х XVI она провела реформы: 1550–принят новый Судебник(усилил зависимость крестьян, ограничил произвол наместников), в 1551 состоялся церковный Стоглавый собор(утвердил единый порядок исполнения обрядов). Приказы: Посольский, Разбойный, Поместный, Разрядный. Складывался проф.аппарат управления. В 1555-1556 отменены кормления, власть в уездах перешла к губным/земским старостам, в городах — к головам. Средства, шедшие на содержание кормленщиков, составили гос.налог — кормленичий окуп. Служилый человек выставлял 1 воина с 100 четвертей. С первых 100 четвертей выходил в поход он сам, с остальных военные холопы. В 1550 организовано постоянное стрелецкое войско, ограничено местничество. Рада наметила путь преобразований для укрепления централизации.

Задачи России в сер.XVI: 1. Овладение Волжским торг.путем.2. Продвижение на Восток. 3. Обеспечение безопасности со стороны Крыма. 4. Укрепление на берегах Балтики. В конце XV Казанское ханство слабело и попало под влияние России. В сер.XVI Москва попыталась подчинить Казань, но поход 1549 был неудачен. В 1551 построена крепость Свияжск — Казань утратила владения на Волге. В 1552 по русские разбили крымского хана. 2 октября осаженная Казань пала. В 1556 без боя присоединено Астраханское ханство. Сибир.хан Едигер в 1555 признал зависимость от Москвы. Россия овладела Волжским торг.путем, вышло к берегам Каспия, добилось торговли с Востоком. Крымское ханство(вассал Турции) нападало на рус.границы. Для защиты южн.границ сооружались линии заграждений. В 1558 Россия (цели-завоевание Прибалтики, укрепление в Балтике, повод- союз Ордена с Литвой и отказ Ордена возобновить уплату дани)воевала против Ливонского Ордена. Взяты Нарва, Дерпт. Орден был разгромлен, перестал существовать. В войну вступили Швеция, Дания, Польша. Шведы овладели сев.-зап.Эстляндией с Ревелем, Россия-Эстляндией с Нарвой и Дерптом, в 1563 взят Полоцк, но в 1564 стали проигрывать. В 1569 Польша и Литва объединились в Речь Посполитую. В 1572 умер король Сигизмунд II Август. В Польше началась междоусобица – Россия продолжила завоевания. Пол.король Стефан Баторий отвоевал Полоцк. Шведы захватили Нарву, Корелу, Ям и Копорье. 1582 – Ям-Запольский мир с Польшей, Ливонию уступали, рус.города вернули. 1583 – Плюсский мир со Швецией. Шведы удержали Эстляндию и рус.города. Война закончилась поражением потерей выхода к Балтике. Неудачи коренятся в неверной оценке расстановки сил, ослаблением России в опричнины.

1560-пало правительство Избранной Рады (разные представления о путях и способах централизации). Для утверждения единовластия, Иван Грозный ввел в январе 1565 опричнину. В декабре 1564 он выехал в Троице-Сергиев монастырь, затем отправился в Александрову слободу, прислал в Москву 2грамоты (1-о том, что наложил опалу на бояр, служилых и приказных, решил оставить престол 2-о том, что к посадским опалы нет). Иван натравил посад на знать, служилых и духовенство. Посадские заставили бояр умолять царя вернуться. Иван IV согласился при условиях(1-получал право самолично расправляться с опальными, 2-страна делилась на опричнину — личный удел царя и земщину). Создано опричное войско. Опричники одевались в черное, к седлу прикрепляли собачью голову и метлу, получили широкие привилегии. Опричнину сопровождали опалы, пытки и казни бояр и воевод. В 1570 царь повел опричников на Новгород, он был разгромлен. В 1571 на Москву напал крымский хан Девлет-Гирей. Опричники бездействовали – хан дошел до Москвы и сжег посады, Китай-город и Кремль. Царь бежал на север. В 1572 Девлет-Гирей повторил поход. 30 июля 1572 в битве при Молодях русские разбили крымцев. Осенью 1572 опричнина отменена. Цель опричнины-утверждение нового порядка, лишение самост.церкви, усиление централизации. Опричные грабежи, проигранная Ливонская война, крымское разорение привели к тому, что крестьяне массами бежали. Стремясь удержать крестьян, Иван отменил право перехода в Юрьев день. В 1581 он в ссоре убил старшего сына Ивана Ивановича. Когда в 1584 царь умер, он оставил слабоумного Федора и малолетнего Дмитрия.

Читайте также  Русь и орда. специфика ордынского ига

Справочный материал для подготовки к ЕГЭ по истории «Культура Руси в XIII- XV вв.»

Русская культура второй половины XIII-XV вв.

Факторы, способствующие развитию русской культуры

Освоение новых территорий;

Успехи в хозяйственном развитии;

Центр политической и культурной жизни переместился в Москву;

Москва возглавила борьбу против Золотой Орды;

Особенности.

Русская культура стала фактором, способствующим объединению русских земель.

Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным владычеством стала ведущей в произведениях устного народного творчества, письменности, литературы, живописи и архитектуры.

Наблюдается обращение к героическому эпосу прошлого (снова популярны былины о защитниках земли русской).

Восстанавливаются связи с Византией.

Письменность. Книжное дело.

Летописное дело

На смену пергаменту приходит бумага, завезенная из Италии, Германии, Франции. Изменился тип письма. Вместо устава появляется полуустав – буквы стали мельче, потеряли строгую форму, возник их наклон. Письмо стало беглым. Книги продолжали писать вручную. Центрами книгописания были монастыри и княжеские канцелярии.

Со второй половины XIV в. ведущее место в летописании перешло к Москве. В сочинениях, созданных на территории Москвы, проводилась идея единства Руси, общности ее киевского и владимирского периодов, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и в борьбе с Ордой. Таким летописным сводом стал «Русский хронограф» — сведения о всемирной истории

Московская летопись быстро превращается в летопись общерусскую.

В конце XIV в. был составлен «Летописец Великий Русский»,

а в 1408 г. по инициативе митрополита КиприанаТроицкая летопись ,

ставшая основой последующего московского летописания.

Устное народное творчество. Литература

Центральная тема литературы XIII-XIV вв. — борьба против завоевателей.

В 13 в. Батыево нашествие стало основной темой в литературе. На рубеже XIV-XV вв. важной темой русской литературы стала Куликовская битва.

Основная форма литературных произведений XIII-XV вв. — повесть.

Литературные повести той эпохи дошли до нас в составе летописей, житий святых, различных сказаний.

Основные жанры:

Жития — церковные сочинения о выдающихся русских людях — князьях, деятелях церкви. Другое название жанра — агиография

Сказания — истории, посвящённые знаменитым событиям в жизни страны.

Хождения — сочинения о дальних путешествиях.

Произведения.

«Повесть о битве на реке Калке» (13 в.)

«Повесть о разорении Рязани Батыем» (конец 13-начало 14 в.)

«Слово о погибели Русской земли» (13 в.)

«Житие святого Александра Невского» (13 в.)

«Житие Сергия Радонежского», Епифаний Мудрый (конец 14- нач. 15 в.)

«Задонщина». Софроний Рязанец (конец 14-начало 15 в.)

«Сказание о Мамаевом побоище» (начало XV в.) .

«О нашествии хана Тохтамыша на Москву» (конец 14 в.)

«Хождение за три моря» Афанасий Никитин (15 в.)

Расцвет иконописного искусства. Мастера- иконописцы:

Феофан Грек (1340-1410 гг.) — выходец из Византии. Работал в Новгороде, затем в Москве. Роспись новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице — единственная дошедшая до наших дней работа мастера, имеющая документальное подтверждение, ему также приписывают иконы Благовещенского собора в Московском Кремле.

Андрей Рублёв (1360-1430 гг.) — величайший художник, монах, постриженник Троице-Сергиева монастыря. Самым известным произведением Рублёва является, конечно, знаменитая икона «Троица» (1420 г.)

Дионисий (1440—1503). В 1481 г. он выполняет почётный заказ: оформление кремлёвского Успенского собора. Также ему принадлежит роспись в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Литература (13-15 вв.)

« Слово о погибели Русской земли» — небольшое произведение, которое

древнерусские книжники, как правило, вставляли в качестве предисловия к «Житию Александра Невского»

«Житие святого Александра Невского»

Борьба с «немцами», под которыми в Древней Руси понимали, как собственно немецких рыцарей, так и представителей других германоязычных народов (шведов, норвежцев, датчан и др.), является одной из ведущих тем «Жития Александра Невского», составленного в конце XIII в. Главный герой произведения — Александр Невский, возглавивший в 40 –х гг.13 в. борьбу против западных крестоносцев.

«Житие Сергия Радонежского», Епифаний Премудрый (конец 14 в. Начало 15 в.)

Произведение повествует о жизненном пути преподобного Сергия Радонежского – основателя Троице-Сергиева монастыря под Москвой, впоследствии объявленный РПЦ святым. Активно влиял на церковные и политические дела своего времени. Благословил Дмитрия Ивановича (Донского) перед Куликовской битвой 1380 г .

«Задонщина», Софроний Рязанец (конец 14-начало 15 вв.)

Памятник древнерусской литературы конца XIV — начала XV вв. Рассказывает о победе русских войск, возглавляемых великим князем Московским Дмитрием Ивановичем (Донским) и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем Серпуховским, над монголо- татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая. Название «Задонщина» происходит от места Куликовской битвы, которая состоялась «за Доном», близ впадения в него реки Непрядвы. «Задонщина» была написана вскоре после битвы, время ее создания датируется 80-ми гг. XIV в. Традиционно автором произведения считается некий Софроний Рязанец. «Задонщина» – это воспевание битвы и подвига русских воинов на Куликовом поле.

«Сказание о Мамаевом побоище» (начало XV в.)

Сказание о мамаевом побоище (XV в.)

В «Сказании» повествуется о небесных видениях, предвещавших победу русского народа на Куликовской битве, приводится множество интересных подробностей этого события. Наряду с исторически достоверными фактами (маршрут движения русского войска из Москвы через Коломну на Куликово поле, перечисление князей и воевод, участвовавших в сражении, рассказ о действиях Засадного полка и т. д.) содержит и некоторые легендарные эпизоды. Автор сказания находился под большим влиянием «Слова о полку Игореве» и «Задонщины »

«О нашествии хана Тохтамыша на Москву» (конец 14 в.)

Повесть конца 15 в. рассказывает о событиях в Москве во время похода Ордынского хана Тохтамыша в 1482 г., в результате которого город был сожжен и разграблен.

«Хождение за три моря» (конец 15 в.) Афанасий Никитин

Афанасий Никитин – купец, путешественник.

Афанасий Никитин в 1466 г. отправился с торговыми целями на Северный Кавказ Превратности судьбы привели к тому, что эта поездка вылилась в многолетнее путешествие по Востоку — Ирану, Индии. В Индии он прожил три года, с глубоким вниманием изучая местный язык, культуру, религию и быт. Итогам наблюдений и размышлений русского купца стала книга «Хождение за три моря»

Архитектура

Развитие зодчества в Русских княжествах было приостановлено татаро-монгольским нашествием. Разоренные монголами города в течение длительного времени не восстанавливались, что было обусловлено тяжелым экономическим положением и отсутствием опытных архитекторов. Однако древние традиции градостроительства были сохранены, вследствие этого в конце XIV — начале XV вв. начался новый расцвет русской архитектуры.

Прежде всего каменное строительство возобновилось в Новгороде, менее всех пострадавшем от монгольского нашествия. Новгородскими архитекторами были созданы оригинальные типы храмов, значительно отличавшиеся от византийских канонов.

Основной заботой московских князей было, конечно, украшение Кремля. В 1367 г. Дмитрий Донской возводит вокруг города каменные стены (взамен старых деревянных) — белокаменный Кремль. Современный ансамбль Московского Кремля в общих чертах складывается эпоху Ивана III. Специально приглашённые итальянские архитекторы возводят храмы, дворцы и новые крепостные стены (1495 г., архитекторы — Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари).

Успенский собор в Москве (1475-1479 гг.)

Архитектор – Аристотель Фиораванти

Правитель – князь Иван 3

Месторасположение – г. Москва, Кремль (Соборная площадь)

Особенности. По требованию великого князя за образец был взят владимирский Успенский собор. Постройка должна была символизировать переход статуса главного города от древней столицы Владимира к новой — Москве. Построен как главный кафедральный собор государства (был таковым вплоть до 1917г.) С 1326 г. собор стал усыпальницей русских патриархов. Здесь венчался на царство Иван IV. Здесь же в 1613 году на Земском соборе избран царём первый Романов- Михаил Фёдорович.

В первоначальных росписях принимал участие Дионисий. В храме богатейшая коллекция икон. На сегодняшний день функционирует как музей. Иногда проводятся богослужения.

Архангельский собор в Москве

Годы- (1505-1508 гг.)

Архитектор – Алевиз Новый

Правитель – князь Василий 3

Месторасположение – г. Москва, Кремль (Соборная площадь)

Особенности . Усыпальница великих князей и царей. Последним здесь был захоронен Петр 2. В советское время функционировал как музей. В настоящее время здесь иногда проводятся богослужения

Благовещенский собор в Москве

Годы — (1484-1489 гг.)

Архитектор – псковские зодчие Кривцов и Мышкин

Правитель – князь Иван 3

Месторасположение – г. Москва, Кремль (Соборная площадь)

Особенности. Домовая церковь великих князей (до 18 в.)

Колокольня Ивана Великого в Москве

Годы – 1505- 1600

Архитектор – Бон Фрязин

Правитель – князь Василий 3

Месторасположение – г. Москва, Кремль (Соборная площадь)

Особенности . Была достроена при Борисе Годунове и была самым высоким зданием в Москве вплоть до 18 в. (81 м)

Грановитая палата В Москве

Годы – 1487 -1491 гг.

Архитектор – Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

Правитель – князь Иван 3

Месторасположение – г. Москва, Кремль

Особенности. Здание построено в стиле итальянского Возрождения. Грановитая палата – главный парадный зал на протяжении нескольких столетий. Место торжественного приема царем иностранных послов. В палате проходили собрания Боярской думы, Земских соборов, празднества в честь покорения Казани, победы над Полтавой. Здесь было принято решение о воссоединение Украины с Россией. В настоящее время

представительский зал при Президенте РФ. Здесь же находится резиденция патриарха.

В здании проводятся экскурсии.

Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде

Строительство: 1374 — 1378 годы

Местоположение: Великий Новгород

Тип здания: крестово-купольный собор

Другие названия: Церковь спаса преображения на Ильине улице

Особенности.

Храм знаменит тем, что в нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году.

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью В Новгороде

Строительство: 1360 — 1361годы

Местоположение: Великий Новгород

Тип здания: крестово-купольный собор

Особенности.

Церковь представляет собой классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: