Социально-экономическое развитие. внутренняя политика

Российская Федерация в 2000–2012 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно- политического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев

Содержание:

Период с 2000 до 2012 года является неоднозначным и нестабильным, это касается экономического развития, политической ситуации в стране. Выделяют три этапа в рамках рассматриваемого периода:

  • 2001-2008:этап подъема и активного экономического развития, выход из кризиса, который начался в 1998 году. Экономика страны вышла из зависимости от кредитов, произошел переход от дефицита к профициту, наметились снижение уровня бедности, рост доходов граждан.
  • 2009-2001: мировой кризис, который повлиял практически на все страны. После кризиса наступил посткризисный период, в рамках которого была успешно реализована антикризисная программа. Спад экономики прекратился в 2009 году.
  • 2012: начало нового периода роста экономического развития. Задача Президента и Правительства – повышение уровня жизни россиян, дальнейший экономический рост.

Реформы 2000-2012 годы: основные изменения в политике, экономике и других сферах

  • Политическая реформа, направленная на усиление центральной власти

После прихода к власти В.В. Путин начал с усиления государственности. В 2000 году были сформированы 7 федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский и Дальневосточный. Каждым управлял полномочный представитель.

К задачам полпреда относились: составление отчетов главе государства о проделанной работе, организация и контроль над органами исполнительной власти, поддержание национальной безопасности. В результате был сокращен бюрократический аппарат, исполнительная власть взята под контроль.

  • Изменения в национальной политике

Крупнейшей проблемой на период 2000-2009 гг. был чеченский конфликт (вторая чеченская война). Было принято решение бороться с террористами всеми возможными путями, поддерживать лидеров, которые будут вести эту борьбу. С 2000 до 2009 года в России произошло несколько крупных террористических атак с захватом заложников, массовыми смертями людей, самые известные – захват школы в Беслане и театра на Дубровке, в каждом случае погибшие исчисляются сотнями.

2003 году принята Конституция Чеченской республики и проведен референдум по вопросу единства РФ и Чечни.

  • Изменения в Конституцию

В 2008 году были приняты поправки в основной закон, подписал закон Д.Медведев. Были увеличены сроки президентских полномочий до 6 лет, и Думы – до 5 лет.

  • Реформа местного самоуправления

В 2003 году принят Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ряд субъектов федерации были объединены, созданы новые. В 2008 году появились Забайкальский и Пермский края, через год – Северо-Кавказский федеральный округ.

  • Реформа МВД

Цель проведения реформы – повышение эффективности работы органов внутренних дел. С 2009 года начались изменения, которые в 2011 году оформились в Закон «О полиции», милиция перестала существовать.

  • Антикоррупционные действия

Цель – ликвидировать коррупцию, препятствовать использованию полномочий для личных целей, обогащения, защиты собственных интересов. Законы в данной сфере принимались в 2005, 2008 и 2013 годах. С 2013 года чиновники должны были отчитываться о крупных покупках недвижимости за границей, требовалось избавиться от счетов в иностранных банках.

  • Изменения в Земельный кодекс

Закрепили право собственности на землю, повысили льготы предприятиям, которые занимаются сельским хозяйством.

  • Борьба с монополизацией

Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Главная идея – минимизация монополий в сфере энергетики. Силовые структуры могли только минимально вмешиваться в работу компаний. Относительно предприятий большого бизнеса приняты меры, которые ужесточали ответственность за неуплату налогов.

В 2004 году сформирован стабилизационный фонд для стабилизации экономики страны.

  • Образовательная сфера

В 2005 году приняты меры, относительно реализации проектов в сфере образования в республиках. В рамках проекта должны были проводиться конкурсы в сфере образования, вводиться инновации в школы и ВУЗы.

Особенности периода 2000-2012 гг.

Выборы 26 марта 2000 года закончились приходом к власти Владимира Владимировича Путина.

Период президентства ознаменовался рядом особенностей:

  • Усиление центральной власти, стабилизация в обществе, изменение административной структуры, внесены изменения в структуру Совета Федерации;
  • Сформирован Государственный совет Российской Федерации;
  • Введены меры по защите и развитию малого и среднего бизнеса;
  • В 2002 году проведена пенсионная реформа;
  • Проведена налоговая реформа;
  • Введены меры по устранению чеченского конфликта;
  • Сформирована Общественная палата РФ (проводила экспертизу проектов законов, наблюдала за защитой свободы слова, контролировала работу органов исполнительной власти;
  • Проведена монетизация льгот, в 2005 году;
  • В 2006 году началась реализация проекта по увеличению рождаемости, введен «материнский капитал», увеличены детские пособия.

С 2008 года политику В.В. Путина продолжил Д. Медведев.

Знаковые события в истории Российской Федерации с 2000 до 2012 года

Дата

Событие

Подробнее

В первом туре побеждает В.В. Путин, он стал вторым всенародно избранным Президентом Российской Федерации. Следствием стал обширный спектр реформ

Затоплена орбитальная станция «Мир»

Орбитальная станция функционировала с 1986 года до марта 2001. Со станцией связано более 23 000 экспериментов, 2 рекорда, здесь было более 100 космонавтов из 12 стран мира. В марте 2001 года станция была затоплена в Тихом океане, поскольку оборудование устарело, а финансирования на хватало для поддержания работоспособности, произошло несколько аварий, которые вынудили принять данное решение

Основание партии «Единая Россия»

Партия стала наиболее численной в стране, была сформирована после объединения левоцентристских сил и блока «Единство»

Создание Организации Договора о коллективной безопасности

«Ташкентский блок» (второе название) объединил РФ, Армению, Белоруссию, Таджикистан, Киргизию, Казахстан. Региональная организация ставит целями: «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам»

Захват заложников на Дубровке во время мюзикла «Норд-Ост»

Вооруженные боевики под руководством М.Бараева удерживали в заложниках зрителей и актеров мюзикла. Требование: вывести войска с территории Чечни (вторая чеченская война). В здании находилось более 900 заложников. В результате штурма были уничтожены все террористы, погибло 130 (по другим данным – 174) заложников

Произошло на территории Алтая, село Кош-Агач, около 140 толчков, магнитуда – 7,3 балла. Был разрушен поселок Бельтир, пострадало более 1800 домов, дороги, инженерные сооружения

На второй срок переизбран В.В. Путин

Взрывы на борту Ту-134 и Ту-154

Самолеты взорвались в небе, почти одновременно, вылетев из «Домодедово». Взрывчатку пронесли на себе смертницы. Погибло 89 человек. Ответственность на себя взяла организация «Бригады Исламбули»

Теракт на станции «Рижская» в Москве

Взрыв произошел, когда взрывчатку активировала смертница, кроме ее и организатора, погибло 8 человек, ранены – 51 человек. После суда и следствия было принято решение усилить систему безопасности в метрополитене Москвы

Захват заложников в школе в Беслане

Во время линейки по случаю Дня Знаний в Беслане (Северная Осетия) школа была захвачена. В числе заложников – более 1100 человек, большинство – дети и их родители. Ответственность на себя взял Шамиль Басаев. Жертвы: 333 (334) человека погибло: более половины – дети, 10 сотрудников ЦСН ФСБ, это самая большая потеря за всю историю российского спецназа за одну операцию

Выступление ваххабитов в Нальчике

Вооруженное нападение боевиков в октябре ориентировано, в основном, на силовые структуры. Выступление было реакцией на уничтожение группировки исламских радикалов накануне. В результате: погибло 35 сотрудников силовых структур, 14 мирных жителей, ранено более 300 человек

В стране начала проводиться муниципальная реформа

Конфликт между Россией и Украиной на почве формирования цен компанией «Газпром» — повышение цен вызвало негативную реакцию в Украине, в результате удалось достичь договоренностей, но газовый конфликт не был исчерпан

XXXII саммит G8

Встреча представителей «Большой восьмерки» в Стрельне. Основные проблемы: образование, энергетическая безопасность, решение проблемы борьбы с инфекционными заболеваниями

Мюнхенская речь В.В. Путина

Была произнесена на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. Центральная идея – однополярность современной политики, виденье места России в мире

«Акт о каноническом общении»

Документ, который провозглашал единений Русской православной церкви Московского патриархата и РПЦ за границей. Вызвал неоднозначную реакцию

Закон об обязательном 11-летнем образовании

Согласно закону, все граждане должны получить 3 ступени образования: начальное, базовое и среднее общее. Уйти после 9 класса можно, но продолжение обучения обязательно в заведении, которое даст полное общее образование

Президентом РФ стал Д.А.Медведев, в мая председателем правительства стал В.В.Путин

Война в Абхазии, Грузии, Южной Осетии

В результате военных действий армия Грузии потерпела поражение, произошли этнические чистки в Северной Осетии, сепаратистские республики были признаны Россией

Во время переговоров в Москве этот документ был принят для урегулирования конфликта в Грузии

Независимость Южной Осетии и Абхазии

Введение ЕГЭ на территории России

Тестирование по школьным предметам стало основным испытанием, которое показывает уровень подготовки выпускников школ, является базой для поступления в ВУЗ

Окончание конфликта в Чеченской республике, отменен режим КТО

Читайте также  Эксплуатируемые классы: многонациональный народ

Вторая чеченская война началась в 1999 году, официально закончилась в 2009 году. В результате Россия восстановила контроль над Чечней, ЧРИ не была признана, в итоге — ликвидирована

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС

Техногенная катастрофа, в результате которое погибло 75 человек. Причина: конструкции пришли в негодность от времени, таким образом, к аварии привел износ и высокие нагрузки

Конкурс «Евровидение» прошел в Москве

Трагедия в «Хромой лошади»

Крупнейшая трагедия произошла в Перми, пожар забрал жизни 156 человек. Причины: нарушение техники безопасности. Результат: массовая гибель людей, увольнение широкого круга чиновников, включая представителей органов пожарного надзора

Договор о «Едином таможенном пространстве»

Для трех стран – России, Казахстана и Белоруссии – принят единый таможенный тариф

Соглашение, подписанное между США и Российской Федерацией, относительно сокращения ядерных вооружений

Закон РФ «О полиции»

Принято названия «полиция», вместо «милиции», введен ряд других изменений

Постсоветская Россия: экономика и внутренняя политика

В декабре 1991 г. СССР, а вместе с ним и социально-экономическая и политическая система прекратили существование.

При этом в 1990 г. в стране был впервые зарегистрирован абсолютный спад производства. Прирост ВВП, в 1989 г. составлявший 3 %, сменился сокращением на 2,3%. А в 1991 г. ВВП в СССР упал на 17%. Разбалансированность экономики, выражалась в нехватке сырья потребительских товаров.

С 6 ноября 1991 г. по 14 декабря 1992 г. правительством России (премьер-министр Е.Т. Гайдар), при поддержке Президента Б.Н. Ельцина был проведен комплекс мер по либерализации экономических отношений: либерализация цен; разрешение свободы торговли; либерализация внешнеэкономических связей; открытие западных кредитных линий; переход к адресной социальной поддержке лиц, потерявших источники доходов.

С целью нормализации финансов и подавления инфляции было начато сокращение бюджетных расходов, как-то: государственных инвестиций — в 1,7 раза, закупок вооружений — в 5 раз, сокращение армии. Помимо того была начата налоговая реформа, включая введение НДС и налогов на добычу нефти, изъят из обращения рубль в СССР и введена российская валюта.

Структурная перестройка социально-экономических отношений заключалась в ваучерной приватизации отраслей народного хозяйства переходом к Госзаказу за исключением Военно-промышленного комплекса (ВПК), конверсии оборонной промышленности и переходе на коммерческие основы в экспорте вооружений; в реорганизации колхозов и совхозов; приватизации и создании инвестиционных институтов; создании фондового рынка и его институтов (биржи, инвестиционные компании и др.). Была введена конвертируемость рубля. Были созданы нефтяные компании, произошел отказ от административного регулирования экспорта сырья. Правительство стало на путь создания негосударственных пенсионных фондов, страховой медицины.

Ряд специалистов считает, что результатами реформ стало преодоление товарного дефицита и восстановление потребительского рынка, запуск рыночных механизмов в российской экономике. С другой стороны, либерализация привела к резкому росту цен, росту неплатежей, к обесцениванию заработной платы, доходов и сбережений населения, росту безработицы, проблеме нерегулярности выплаты заработков. Средние реальные доходы населения в 1992 г. сократились почти в два раза по сравнению с уровнем 1991 г., у трети населения (42,6 млн. человек) доходы опустились ниже прожиточного минимума.

Следствием реформ стало фактическое разорение большинства предприятий несырьевого сектора, появление теневой экономики, коррупции, преступности.

За 1992-1995 гг. объем ВВП России сократился почти на 50%, промышленное производство — более чем на 50%, сельскохозяйственное — на 30% и капиталовложения — почти на 70%. В последующие годы спад продолжился.

В 1999 г. в качестве экономической программы нового руководства стало создание рынка, основанного на частной инициативе, освобождённой от чиновничьего произвола. Предполагалось заново отстроить властную вертикаль, провести судебную реформу, ликвидировать сращивание крупного бизнеса с властью, освободить экономику от излишнего и неоправданного вмешательства государства.

К 2010 г. согласно статическим данным производительность труда в России в 3-5 раз ниже по сравнению с развитыми странами; материалоёмкость и энергоёмкость — в 3-5 раз выше на 300-500%; по производству ВВП на душу населения Россия не входит даже в состав 50 идущих впереди стран. Если в 1913 г. Россия в современных границах производила более 6 % мирового ВВП, то в 2010 г. – около 2,5 %. За годы реформ выпуск высокотехнологичной продукции сократился в 8 — 9 раз. Её выпуск от мирового объёма: США — 36 %, Японии — 30 %, Германии — 17 %, России — 0,5 %. Более 50 % бюджета формируется за счёт продажи сырьевых ресурсов — нефти, газа, металлов, лесоматериалов и т. д. На науку Российское правительство выделяет средств менее 50 % от уровня 1990 г.

Основным политическим событием 90-х гг. стал демонтаж советской системы власти и замена ее разделением властей — законодательной, исполнительной, судебной. Центральное место в системе власти современной России занимает институт Президента, являющегося по Конституции 1993 г. главой государства, а не исполнительной власти (как это было до декабря 1993 г.). Президенту подотчетно Правительство страны, состав и основные направления, деятельности которого он определяет. Глава государства возглавляет также Совет безопасности. Он является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны. Представители оппозиции и часть политологов ставят вопрос об авторитарном характере российского политического режима.

Российским парламентом является Федеральное собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации (верхняя) и Государственной думы (нижняя). Верхняя палата назначает выборы Президента и решает в случае необходимости вопрос о его отрешении от должности. Государственная дума принимает бюджет, утверждает кандидатуру премьер-министра и принимает Законы. В I Думе относительное большинство имела ЛДПР (В.В. Жириновский), во II — КПРФ (Г.А.Зюганов), однако все решения этого органа подлежат утверждению Президентом.

В российских СМИ в 1993 г. появилось выражение «партия власти», оно обозначало партию, поддерживающую действующую в России исполнительную власть и ее курс реформ. Эволюция партии власти происходила от «Выбора России» (Е.Т. Гайдар), созданного накануне думских выборов 1993 г. к «Наш дом — Россия» (В.С. Черномырдин). В 2001 г. на основе двух центристских партий «Единство» (С.К. Шойгу) и «Отечество» (Ю.М. Лужков) была создана Общероссийская общественная организация «Союз «Единство и Отечество», которая на своем III съезде в 2001 г. была переименована во Всероссийскую партию «Единство и Отечество» — «Единая Россия». В декабре 2003 г. IV съезд партии поддержал кандидатуру В.В. Путина на российских президентских выборах в 2004 г., а партию было решено переименовать в «Единую Россию». По результатам российских парламентских выборов 2003 г. «Единая Россия» сформировала в Госдуме РФ самую большую фракцию, что закрепило положение «Единой России» как партии власти. В 2008 г. президент В.В. Путин принял предложение возглавить партию «Единая Россия», а 7 мая 2008 г. он сменил Б.В. Грызлова на посту руководителя партии, что закрепило положение «Единой России» как партии власти. При этом В.В. Путин не является членом партии «Единая Россия».

Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство России. Оно разрабатывает и реализует после утверждения федеральный бюджет; обеспечивает проведение в стране единой государственной финансовой политики; определяет параметры развития основных сфер жизнедеятельности общества.

Судебная власть в стране осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Прокуратура осуществляет контроль за соблюдением законов страны.

Россия является федерацией, состоящей из 86 субъектов. Политические и экономические права, предоставленные федеральными властями регионам в начале 90-х гг., привели к ослаблению роли Центра. Принятые на местах законы и даже собственные конституционные акты входили в противоречие с федеральной Конституцией и законами федерации. Все это порождало тенденцию трансформации федерации в конфедерацию и даже возможность ее распада. Особенно напряженным было положение в Чечне, где была провозглашена «государственная независимость», а власть перешла в руки криминальных и экстремистски настроенных групп. Ослабленный федеральный Центр, не сумев политическими средствами добиться выполнения здесь федерального законодательства, предпринял силовые действия. В ходе первой (1994-1996 гг.) и второй (с лета 1999 г.) антитеррористических операций в Чечне удалось обеспечить контроль центральных властей над территорией этого субъекта Федерации. Но производственная и социальная сферы региона в ходе затяжных боевых действий оказались полностью разрушены.

Конституция 1993 г. предоставила местным властям право самостоятельного решения вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Основными формами местного самоуправления являются референдумы (всенародные волеизъявления) и выборы глав депутатов муниципальных образований. В 1998 г. Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, в которой органы местного самоуправления признаны одной из базовых основ демократического строя.

Таким образом, в прошедшие десятилетия в России была создана новая основа российской государственности, декларирующая приверженность демократическим стандартам, заложена новая система отношений между Центром и регионами.

Социально-экономическая политика Российской Федерации

Социально-экономическая политика России, ее суть и принципы

На основании исторических фактов можно сделать вывод, что активное развитие социально-экономической сферы напрямую зависит от степени развитости национальной экономики. Конец 20 – начало 21 веко принято считать временем основания нового уклада, основой для которого стали новые взгляды на социальную и экономическую культуру. Этот период принято считать точкой отсчета для нового типа общества – общества с глобальной информационной экономикой, чертами интернационализма в культурной сфере. Другими словами это тип общества еще называют «реальность в виртуальности».

Читайте также  Перестройка в общественно-политической жизни

Субъекты социальной политики:

  • Государство;
  • Надгосударственные структуры;
  • Административные структуры;
  • Организации и предприятия.

Реализовывается социальная политика, преимущественно через оказания определенных социальных услуг. Объектом, на который направлены эти услуги, является как отдельная социальная группа, так и все население страны.

Генеральное решение проблем в социальной сфере является основной стратегией социальной политики.

К приоритетам относятся:

  • Уровень жизни индивида от момента рождения и до самой старости;
  • Приоритетность на институт семьи, особое внимание уделяется матерям;
  • Гарантия безопасности в экономической сфере, права и свободы человека, провозглашенные в Конституции, превыше всего и защищаются законодательно;
  • Защита населения во всех сферах: охрана здоровья и культурных ценностей, гарантия получения жилья, положительные показатели в демографической сфере.

Рисунок 1. Основные принципы социальной политики.

При разработке и процессе реализации этого вида политики всегда актуальным является вопрос о расстановке социальных приоритетов. Имеется ввиду выбор тех вопросов, которые требую наиболее пристального внимания и скорейшего решения. Социальные задачи социальной политики отображены на рисунке 2:

Рисунок 2. Задачи в социальной политике.

Документы, которые являются правовой основой социальной политики в Российской Федерации:

  1. Конституция;
  2. Семейный кодекс;
  3. Гражданский кодекс;
  4. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения РФ»;
  5. Федеральный закон «О государственной социальной помощи»;
  6. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов».

Статья 114 КРФ гласит, что единую государственную политику в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии и социальной защиты гарантирует Правительство России. Последняя реализуется в двух направлениях – гарантии для экономически активного населения и гарантии для нетрудоспособного населения.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

«Стратегия 2020» в России

По состоянию на сегодня Россия следует принятой ранее концепции развития – «Стратегия 2020». Это документ, в котором отображены основные векторы развития российского государства до 2020 года. Эта стратегия рассчитана на длительный период и содержит план поэтапного развития наиболее важных направлений (экономического, инновационного, социального и др.). Создана она была в 2011 году.

«Стратегия 2020» содержит основные направления движения Российской Федерации для получения устойчивых показателей в экономической сфере и других направлениях, что в следствии приведет к формированию новой модели социальной политики. Положительные изменения в социальной политике возможны лишь в случае высокого уровня макроэкономических показателей – не менее 5% в год. Согласно с рассматриваемой стратегией, для получения положительной динамики, стоит использовать нюансы конкурентоспособности, которые в предыдущем периоде использовались неактивно. К таким факторам относится, в первую очередь, человеческий и научный капитал.

Данная стратегия содержит рекомендации для снижения уровня инфляции, разработку новых бюджетных правил, пути ликвидации институциональных барьеров, улучшение делового климата, диверсификации экспорта. Все это должно в будущем привести к постиндустриальной экономике на территории РФ. «Стратегия 2020» является новой моделью роста, целью которой является увеличение макроэкономических показателей, гарантия стабильности в социальной сфере, приток инвестиций, развитие инноваций, которые приведут к устойчивому росту общих экономических показателей.

Эта стратегия охватывает все сферы жизни общества и имеет прямое влияние на национальный и личный доход. Национальный доход (НД) – это та часть стоимости национального продукта, которая получается после взыскания затрат на производство. НД выступает обобщающим показателем развития государства в сфере макроэкономики. Личный доход (ЛД) – это доход одного представителя трудоспособного населения. Состоит личный доход из заработной платы и других источников доходов (рента, проценты, дивиденды и др.). С 2011 года уровень заработной платы имел разные показатели. В 2012 году, в сравнении с 2011, рост ЗП ускорился до 8,4%. На эту цифру повлияло, в первую очередь, повышение заработной платы для сотрудников образования, медицины и военного сектора. С 2014 до 2016 года личный доход, в виде заработной платы, имеет тенденцию к неравномерному, но стабильному снижению. Эта тенденция наглядно представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Денежные доходы в реальной динамике.

Согласно статистике Россия по уровню национального дохода на душу населения находится на 57 месте в мире. До внедрения «Стратегии 2020», в 2010 году это было 67 место. Источником данной информации выступает Рейтинг стран и территорий по уровню ВВП на душу населения.

Важность социально-экономической политики

Ориентация национальной экономики на социальную сферу является одной из наиболее приоритетных задач государства. Фундаментом всего этого является социальная защита граждан, касается это всех слоев общества. Одним из приоритетных направлений выступает ликвидация безработицы, максимальное обеспечение занятости населения, стимулирование производительности труда и повышение квалификации трудовых кадров, что в следствии станет причиной роста национального дохода.

Наиболее важным инструментом в процессе развития и регулирования в социальной сфере выступает бюджет. Реализовывая свои функции, государство образовывает определенные бюджетные ресурсы. То есть финансирует комплекс мероприятий, который обеспечивает жизнедеятельность народа на территории конкретного государства.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В основе формирования задач, целей и технологий в социальной политике лежит правильная и проверенная информация, которая собирается, систематизируется и анализируется уполномоченными органами. Социальная политика разворачивается в двух измерениях – региональном и национальном, и проходит такие этапы:

  • Разработка приоритетных направлений в социально-экономической политике;
  • Непосредственно реализация социально-экономической политики.

Для успешного внедрения в жизнь социально-экономической политики должен быть разработан эффективный механизм финансирования и контроля, налажена обратная связь.

Успешность разработки социально-экономической политики зависит от:

  • Ее обоснованности – должны быть произведены четкие расчеты по достижению определенных целей, направлений и задач;
  • Ее реалистичности – социальная политика должна затрагивать решение абсолютно всех проблем в этой сфере с учетом имеющихся ресурсов.

Отсутствие результата может быть связано с двумя причинами: необоснованность социально-экономической политики или ее не реалистичность.

44.Внутренняя политика и социально-экономическое развитие России во 2-й половине XIX века

Основные события: Реформы Александра II, Крестьянская реформа в России, Русско-турецкая война (1877—1878)

При императоре Александре II в России было отменено крепостное право (в 1861 году) и проведён ряд либеральных реформ, целью которых было окончательная ликвидация феодальных пережитков. Ускорив модернизацию страны, реформы 1860—1870-х годов доказали плодотворность мирных преобразований в России, совершающихся по инициативе власти. Однако эти реформы инициировались лишь частью элиты и не имели массовой поддержки. Они учитывали интересы помещиков, а не крестьян, что предопределило сохранение пережитков крепостничества (крупного дворянского землевладения, земельной неустроенности крестьян, отработочной системы, напоминавшей барщину, выкупных платежей, общины) и элементов традиционных структур, в частности — самодержавия.

В этот период Россия защищает южных славян от турецкого ига. В результате Русско-турецкой войны (1877—1878), русская армия помогла освободиться балканским странам (Болгарии, Сербии, Черногории) от многовекового турецкого ига.

Александр III, потрясённый смертью родителя, через два месяца после вступления на престол подписал Манифест, подтверждавший незыблемость самодержавия и содержавший критическую оценку преобразований царствования отца. Радикалы подверглись репрессиям; причастность к революционной деятельности могла караться смертной казнью. Для усиления контроля над крестьянским самоуправлением был учреждён институт земских начальников (1889), сокращено представительство крестьян в земствах (1890), урезана самостоятельность городских дум (1892). Резкое насильственное «успокоение» страны дополнялось у Александра III стремлением к мирному урегулированию международных конфликтов (встречи в Гааге), сближению с Великобританией (1887) и Францией (1893), что позволило ему получить прозвание «Миротворца», вполне разделяемое консервативной частью русских дворян.

45.Россия в начале XX века

Основные события: Русско-японская война, Февральская революция, Временное правительство России, Октябрьская революция, Гражданская война в России

Конец XIX — начало XX веков — период быстрого экономического роста. Донецкий бассейн стал центром тяжёлой промышленности. Появились политические партии, как реформаторские (кадеты и др.), так и революционные (эсеры, большевики). В 1904—1905 годахфлот Российской империи потерпел поражение в Русско-японской войне на Дальнем Востоке. На фоне начинающихся массовых беспорядков, порождённых экономической и политической ситуацией (Революция 1905—1907 годов в России) Россия вынуждена заключить Портсмутский мирный договор. Однако благодаря усилиям Николая II и С. Ю. Витте при подписании договора, Россия потеряла не слишком много. В 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты. В 1917 году в результате Февральской Революции монархия пала. Царя Николая II убедили отречься от престола в пользу своего брата Михаила, но тот не захотел принять бразды правления. В результате власть перешла к Временному правительству.1 (14) сентября 1917 года по декрету главы Временного правительства Александра Керенского Российская империя была преобразована в Российскую республику.

Читайте также  Остатки крепостничества и развитие капитализма в сельском хозяйстве

После Февральской революции 1917 года новое революционное Временное правительство не смогло восстановить порядок в стране, что в совокупности с продолжающейся мировой войной привело к нарастанию политического хаоса, в результате которого власть в России захватила партия большевиков (РСДРП(б)) под руководством Владимира Ленина, в союзе с левыми эсерами и анархистами (Октябрьская революция 1917). В ходе Октябрьской революции 25 октября (7 ноября) 1917 года на территории Российской республики Постановлением II-го Всероссийского Съезда Советов была провозглашена Российская Советская Республика.

Верховным органом власти были провозглашены Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Исполнительную власть осуществляли народные комиссары. Первые реформы советского правительства заключались, главным образом, в прекращении войны (Декрет о мире), ликвидации частной собственности и обобществлении собственности, принадлежащей капиталистам и помещикам (Декрет о земле). Большевики нередко прибегали к крайним мерам в борьбе против того, что олицетворяло для них прежнюю Россию. Из-за угрозы потери Петрограда большевики временно перенесли столицу в Москву. Были подвергнуты репрессиям религия, казачество, и большинство других форм организации общества, неподконтрольных новой власти. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге была расстреляна Царская семья, останки убитых сброшены в шахту обвалившегося рудника.

Противники большевиков («белые») сражались против их сторонников («красных») в течение 1918—1922 годов (Гражданская война). В ходе войны из состава России вышли Польша (оккупировала западноукраинские и западнобелорусские территории), прибалтийские республики (Литва, Латвия, Эстония) и Финляндия. Бессарабия была оккупирована Румынией. Белое движение потерпело поражение в войне, большинство его участников отправилось в эмиграцию.

Экономическая и социальная политика России

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность и принципы социально-экономической политики России

Ход истории доказывает, что чем более развитой является национальная экономика, тем сильнее она испытывает необходимость в активной социально-экономической политике. В конце XX – начале XXI века сформировался новый уклад, в ключевом направлении которого явно прослеживаются признаки новой социальной и экономической культуры — общества с глобальной информационной экономикой, новой интернациональной культурой, можно сказать, «реальности в виртуальности».

Социальная политика – система проводимых мероприятий, направленных на повышение уровня и качества жизни населения (социальных групп). Также социальная политика – сфера исследования вопросов, относящихся к такой политике, в том числе, исторических, экономических, политических, правовых и социологических аспектов, анализ причинно-следственных связей в области социальных вопросов.

В роли субъектов социальной политики выступают: государство, надгосударственные образования, отдельные административные образования, предприятия и организации (в том числе, ТНК).

Основной формой реализации социальной политики становится оказание социальных услуг. В качестве объекта получения социальных услуг выступают как отдельные социальные группы, так и все население в целом.

Стратегией социальной политики на определенном историческом этапе является генеральное решение системы социальных проблем. Главные приоритеты социальной политики:

  1. Условия жизни и развития человека от рождения до старости;
  2. Культивация института семьи, приоритетное внимание на матерей;
  3. Гарантия экономической безопасности, защита прав и свобод человека, закрепленных в Конституции;
  4. Обеспечение эффективной защищенности граждан, охрана здоровья, культуры, обеспечение жильем, улучшение демографической ситуации.

Рисунок 1. Принципы социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

В ходе разработки и внедрения социальной политики всегда возникает вопрос о социальных приоритетах, то есть задачах, признаваемых обществом наиболее срочными и требующими незамедлительного решения. В социальной политике к социальным задачам относятся (рис.2).

Рисунок 2. Задачи социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Правовым обеспечением социальной политики в России является Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, ГК РФ, ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ», ФЗ «О государственной социальной помощи», ФЗ «О социальной защите инвалидов». Статья 114 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Правительство России обеспечивает проведение в государстве единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Социальная защита населения России должна происходить в двух направлениях – это защита нетрудоспособных граждан и защита экономически активной части населения страны.

«Стратегия 2020» — концепция социально-экономического развития России

На данном этапе Россия следует принятой стратегии – «Стратегия 2020». «Стратегия 2020» является общепринятым названием обновленного варианта социально-экономического развития Российской Федерации вплоть до 2020 года, то есть в долгосрочном периоде. Данная концепция стратегического развития по ключевым направлениям (экономическом, социальном, инновационном и т.д.) по заказу российского правительства в 2011 году.

«Стратегия 2020» является приоритетным направлением движения России в перспективе выхода на устойчивую траекторию сбалансированного роста не только в экономическом направлении, но, что существенно, в переходе на модель новой социальной политики. Очевидно, что перспективная социальная политика не сможет обойтись без достаточно высокого темпа макроэкономического развития – как минимум 5% в год. «Стратегия 2020» в данном случае, предлагает задействовать факторы конкурентоспособности, недоиспользованные в предыдущем периоде (в том числе качество человеческого капитала и потенциал научного капитала).

Поэтапная ориентация на снижение уровня инфляции, новые бюджетные правила, целенаправленные усилия по устранению институциональных барьеров, оздоровление делового климата в государстве и максимальные устремления в сфере диверсификации российского экспорта и остальные усилия, должны позволить взять российскому По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Конкурентоспособность России подробнее государству ориентацию на постиндустриальную экономику. Можно обозначить «Стратегию 2020» как новую модель роста, направленную на гарантированный рост макроэкономической и социальной стабильности, совершенствования делового климата и подъема инвестиционной заинтересованности и стимулирования инноваций, в целях перевода на модель устойчивого роста.

«Стратегия 2020» оказывает влияние на показатели НД и ЛД. НД – национальный доход, часть стоимости национального продукта, которая остается после возмещения истраченных ресурсов производства и обобщающий показатель макроэкономического развития государства. ЛД – это личный доход работника (единицы трудоспособного населения), в совокупности складывающийся из заработной платы и дополнительных платежей (прочие доходы, в том числе дивиденды, проценты, рента и т.п.). КДР 2 была разработана в 2011 году. С этого момента динамика личного дохода, конкретно рост реальной заработной платы, претерпевают различные изменения. Например, в 2012 году рост реальной заработной платы ускорился до 8,4% (в сравнении с 2011 годом). На эту положительную динамику повлиял, в первую очередь, рост оплаты труда военнослужащих и работников сектора образования и медицины. В 2014, 2015 – 2016 гг. динамика реально располагаемых доходов претерпевает неравномерное, но стабильное снижение (рис. 3).

Рисунок 3. Динамика реальных располагаемых денежных доходов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

По статистическим данным НД на душу населения Россия на 2015 год занимает 57-е место и показатели 13220 долларов. В 2010 году до внедрения концепции «Стратегия 2020» данный показатель составлял – 9900 и Россия находилась на 67 месте. Источник: Рейтинг стран и территорий по размеру валового национального дохода на душу населения /World Development Indicators: Gross National Income per Capita 2015.

Социально-экономическая политика как одна из важнейших задач государства

Социальная ориентация национальной экономики – это серьезная государственная задача, в основании которой располагается деятельность, направленная на социальную защиту населения, включая все слои общества. Важнейшим направлением для решения этой задачи становится регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда, соответственно увеличение национального дохода.

Без сомнения, одним из важнейших инструментов регулирования развития социальной сферы является бюджет. В процессе осуществления государством определенных функций, возникает необходимость образования бюджетных ресурсов. В этом случае, имеется в виду финансирование затрат на целый комплекс мероприятий, направленных на улучшение жизнедеятельности населения в масштабах государства.

Задачи, цели и технологии социальной политики должны основываться на достоверной информации, собираемой, анализируемой и систематизированной. Поскольку социальная политика – это управленческое решение в определенных масштабах, как региональных, так и национальных, то в процесс технологии должны входить два этапа:

  1. Разработка социально-экономической политики;
  2. Реализация социально-экономической политики.

Для реализации социально-экономической политики чрезвычайно важным аспектом становится соответствующий механизм финансирования и контроля, то есть четкая система получения обратной связи.

В основе разработки находятся следующие принципы:

  • Обоснованность – расчетное обеспечение целей, направлений и задач социальной политики;
  • Реалистичность – ориентация социальной политики на все проблемы одновременно.

В практическом применении очень важно учитывать конкретизацию социальной политики в общем механизме социальных и экономических программ и социально-экономического планирования. Также любые действия должны быть результативны, то есть социальная политика должна давать результаты через определенный период времени.

В случае отсутствия конкретных результатов, практически всегда имеются две причины – необоснованность и не реалистичность социально-экономической политики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: