Сталинская эпоха в украинских школьных учебниках

Украинские учебники истории: прощай, Советский Союз

Современная Украина на официальном уровне пытается попрощаться с советским наследием. Города переименовываются, памятники жертвам коммунистического режима воздвигаются. Великая Отечественная война вытесняется Второй мировой. При этом масс-медиа, пишущие о целенаправленном расставании Украины с СССР, совсем не читают украинские учебники истории.

В Национальной библиотеке Украины сложно свыкнуться с мыслью «Украина — не Россия». Внутри винтообразного подъема с первого этажа в залы выдачи книг расположены бюсты выдающихся деятелей просвещения — не сказать, что исключительно украинского: Ярослав Мудрый, Иван Федоров, Михаил Ломоносов, Григорий Сковорода, Николай Лобачевский, Александр Пушкин, Тарас Шевченко, Дмитрий Менделеев, Илья Мечников, Константин Циолковский, Александр Попов.

Если предположить, что в главную библиотеку страны поступают все учебники, как в принципе должно быть, то на Украине меньше 200 книг для обучения студентов и школьников (речь идет обо всем: школьных и вузовских учебниках, конспектах лекций, пособиях для подготовки к украинскому аналогу ЕГЭ, книгах для учителя, методичках и прочем, за исключением монографий). После 2000-го года число карточек «история Украины» в указателе: на украинском — 104 (и просто валом после 2004 года); на русском — 37 (и это распределение равномерно).

Есть книги 2015 года. В них уже упоминается Евромайдан. Книги 1940 или 1959 годов — исключение, совсем немного из 90-х — меньше трех десятков на обоих языках. Абсолютное большинство напечатано в 21 веке. География украинского — вся страна, русского — только Харьков, Киев, Черкассы и Донецк.

История на Украине меняется гораздо быстрее, чем течет время. Например, есть два учебника одного автора. Оба рекомендованы Минобром. В 2002 году Павел Полянский пишет украинским школьникам в теме №4 про «тоталитарные и диктаторские режимы», а уже в 2010 те же события называет «периодом послевоенного кризиса и революций». Обложки отличаются разительно. В 2010 году обложка избавлена от идеологии в принципе. В 2002 году всемирная история первой половины XX века — это борьба двух уравниваемых в книге тоталитарных режимов, сталинского и гитлеровского. Слева Зал народа (Купольный дворец), который наваял Гитлеру Шпеер, справа — Дворец советов Иофана. Оба умерли в проектах, не осчастливив своими громадами площади Берлина и Москвы. Левый венчает орел со свастикой, правый — Ленин. Чего тут читать-то?

В 2002 году Павел Полянский даже и объяснять не хочет школьнику, что гражданская война шла не только на территории России, а и на Кавказе тоже, и в Средней Азии, и на Украине: большевики лютовали не только в Петрограде, но и на местах. Темы называются однозначно «гражданская война в России», «российская революция» — это про ту, которая Великая социалистическая и октябрьская. Чтобы десятиклассники 2002 года совсем не сомневались, кто тут «весь мир до основанья мы разрушим. », легенда карты подписана «территории независимых государств, оккупированных советской Россией в 1918–1921 годах». И закрашены этим цветом Украина, Белоруссия, Грузия, Армения и Азербайджан нынешние. А в 2010 году на похожей карте Павел Полянский дискурс меняет кардинально: те же места на карте становятся «территориями, занятыми красной армией до 1921 года».

Фраза «основные виды тоталитаризма были представлены большевизмом (СССР), нацизмом (Германия) и фашизмом (Италия)» останется в обоих учебниках. О гражданской войне на Украине сказано, что возникла центральная Рада. На 10 страницах мимо глаз десятиклассника проходит действительно всемирная история — это рассказ совсем не об Отечестве, а о принципиально иной стране. Совсем непонятно, почему через 50 страниц повествования об Италии, США, Франции и Африке в параграфе «создание СССР» вдруг появляется фраза «Беларусь, Закавказская федерация, Россия и Украина вошли в Союз».

Очевидно, что учебник «Всемирная история» для 11-классников Кучера и Майбороды, также рекомендованный Минобром, пакту Молотова-Риббентропа уделяет гораздо большее внимание, чем, например, битве под Москвой или операции «Багратион». В отличие от белорусских учебников, описывающих присоединение западной Белоруссии к СССР в радужных тонах, книга украинских авторов, хоть и признает, что территория страны сформировалась именно в составе Советского Союза, присоединение Западной Украины описывает во фразе «радость от этого быстро ушла — на весь край накатил вал жесточайшего террора».

Авторы оставляют одиннадцатиклассникам возможность самостоятельно оценивать территориальные приобретения Украины в составе СССР: «Поход Красной армии в Польшу, с точки зрения международного права был агрессией. вместе с тем состоялось объединений украинского и белорусского народов, которые ранее были разделены против их воли». Слов «Великая Отечественная война» в книге нет в принципе. Периодизация Второй мировой по-украински такова, что блокаде Ленинграда посвящена одна фраза, приказу «Ни шагу назад!» — три больших абзаца, оборона Крыма сменяется Перл-Харбором, а Сталинградская битва предваряется войной в Северной Африке. История второй половины XX века — снова совсем не отечественная. «Оттепель» и «застой», «холодная война» и «разрядка» — все это про СССР, между параграфами про страны Западной и Центральной Европы.

В учебнике «Новейшая история Украины» Турченко, изданном еще в 2002 году, Голодомор 1932–1933 годов назван «одним из страшнейших преступлений сталинизма против украинского народа». Подчеркивается, что «селяне вынуждены были есть собак, котов, трупы лошадей, листья и кору деревьев». Про голод в Поволжье и Северном Казахстане — одной строкой.

Во «Всемирной истории» Ладиченко, рекомендованной Минобром в 2011 году, несмотря на уравнивание Сталина и Гитлера, одиннадцатиклассникам все же рассказывают, что «до 1941 года вторая мировая война носила несправедливый характер, представляя борьбу тоталитарных держав-агрессоров. но после нападения Германии на СССР она стала антинацистской», а подводя итоги, настаивают: «СССР сыграл решающую роль в разгроме нацистской Германии и ее союзников». Характерная особенность — упоминание лейтенанта Алексея Береста перед классическими фамилиями советской историографии Егоров и Кантария. Автор не указывает на украинскую национальность Береста. В белорусских учебниках его, к примеру, не упоминают вовсе. Похожим образом современный Казахстан ищет свою этническую часть в общей победе. У казахов герой — Рахимжан Кошкарбаев, по официальной историографии суверенного Казахстана, поднявший первый флаг над Рейхстагом вместе с татарином Григорием Булатовым.

В том же учебнике Ладиченко школьники узнают, что «последние 300 лет российский и украинский народы жили в одном государстве, хотя после распада СССР их отношения не отличались спокойствием. их развитие омрачалось двумя проблемами: разделом Черноморского флота и статусом Крыма и Севастополя. В дальнейшем возникли „газовые войны“, ограничение экспорта отдельных видов продукции, противостояние за полуостров Тузла» (характерно, что Тузла тогда была именно островом — косой в Керченском проливе). За три года до «крымской весны» автор пишет: «Понимая бесперспективность противостояния по вопросам Крыма и Севастополя, российское руководство стремилось к ликвидации конфронтации. в 1997 году были подписаны соглашения о продолжении базирования флота до 2017 года. в 2010 договор был продлен еще на 20 лет.

В Верховной Раде во время голосования возникло острое противостояние между оппозицией и провластными фракциями, но большинство было за ратификацию. Пролонгация договора объясняется тем, что Россия и Украина — стратегические партнеры, нацеленные на широчайшее сотрудничество». До начала конфликта на юго-востоке и официального признания России «государством-агрессором» авторы могли позволить себе следующие пассажи: «За время своего президентства В.Путину удалось сильно изменить ситуацию в России. Во-первых, была проведена административная реформа, усилившая централизацию власти, ликвидирован сепаратизм и желание некоторых регионов быть независимыми. Во-вторых, был принят налоговый кодекс, установивший единый размер подоходного налога в 13%, что стимулировало развитие экономики. В-третьих, Путин покончил со всевластием олигархов, борьбой кланов, усилив роль государства, что нашло поддержку у населения России».

Заслуги советского государства по отношению к УССР декларируются в меньшем объеме, нежели несчастья, принесенные советским руководством украинскому народу. Про участие Украинской ССР в основании ООН, как правило, авторы рассказывают одной строкой, про политику коренизации 20-х годов — парой абзацев, справедливо объясняя украинизацию не заботой большевиков об украинской нации, но желанием укрепить собственную власть. В некоторых учебниках подробно рассказывается о коллаборационизме и перечисляются нацистские формирования, с которыми сотрудничали украинские националисты.

В других советскому партизанскому движению посвящена одна страница и в шесть раз больше — деятельности ОУН и УПА. Украинцы во главе СССР не удостаиваются должного внимания украинских авторов. Параграф про годы застоя в одном из учебников начинается с совершенно неоднозначной фразы «Леонид Брежнев — человек невысокого интеллектуального уровня был неспособен понять необходимость принципиально новой схемы развития страны. » Передача Крыма УССР в 1954 году описывается при помощи кавычек, ибо «основной причиной, по которой советское руководство решило это сделать, было 300-летие „воссоединения украинского и российского народов“». Без кавычек о «дружбе украинского и российского народов» дальше не пишется ни разу.

Лесбиянки, Томос и «наркоманы» Донбасса. Что пишут в новых школьных учебниках

Недавно Минобразования представило концепцию новой средней школы. В ней говорится о том, как будут менять учебный процесс.

Правда, ни слова в ней не сказано, как поменяются учебники. Но эту тему обсуждают в соцсетях.

Так, политолог Николай Капитоненко в своем Facebook процитировал некоторые фразы из книги для пятиклассников:

«Не, ну я не могу без смеха читать школьный учебник по истории.

«В этих условиях общество осознало, насколько необходимы изменения, которые бы обеспечили развитие Украины, утверждение ее независимости. В стране начались реформы». На такой ноте заканчивается параграф о Евромайдане. Хорошей, веселой шуткой.

Дальше — вопросы. Для пятого класса. «Почему Россия совершила агрессию против Украины?»

«Страна» вспомнила, что еще писали в учебниках про Украину и ее роль новейшей истории.

Расскажут о Томосе

В феврале стало известно, что Министерство образования и науки Украины включило в программу 11 классов по истории Украины тему по созданию Православной церкви Украины и предоставлению Томоса об автокефалии.

Эти темы старшие школьники будут изучать уже нынешней весной. А в учебниках по истории эта тема появится со следующего учебного года, поскольку в 2019 году планируется печать новых книг для 11-х классов.

Кроме того, тема церкви и Томоса будет внесена в программу внешнего независимого оценивания (ВНО) по истории Украины, но сдавать тестирование по ней будут не ранее 2021 года.

Шухевич — больше не нацист

Еще одно недавнее нововведение — это изъятие неприглядных фактов из биографии основателя УПА Романа Шухевича. Точнее, той ее версии, которую преподают школьникам.

Министерство образования и науки обязало издательство учебников истории Украины для 10 класса убрать упоминание о сотрудничестве Романа Шухевича и дивизии СС «Галиция» с подразделениями нацистской армии.

Об этом на своей странице в Facebook сообщил директор Украинского еврейского комитета Эдуард Долинский.

По его словам, ранее группа активистов обратилась к депутатам партии «Свобода» с тем, что в учебнике, подразделения немецкой армии «Нахтигаль», «Роланд» и дивизия СС «Галиция» представлены как проявления коллаборации. Ссылаясь на «выводы международных и правительственных комиссий, а также ведущих исследователей темы», активисты заявили, что Шухевич не был коллаборационистом, а сам учебник «является поддержкой российской пропаганды».

Депутаты «Свободы», в свою очередь, обратились в СБУ и Министерству образования с требованием отозвать тираж учебника, что и привело к требованию Минобразования к издательству убрать соответствующее упоминание.

«Кормили весь мир»

Летом прошлого года активно обсуждался новый учебник географии. Где продвигались идеи «пшеничной» исключительности украинцев.

Создатели учебного пособия Петр Масляк и Светлана Капирулина утверждают, что украинцы издревле снабжали страны по всему миру пшеницей: «Сегодня генетически украинской, трипольской пшеницей, которую украинские переселенцы завезли в США, Россию, Канаду, Казахстан, Аргентину, кормится весь мир».

Также в книге рассказывается о космической программе Украины и ее достижениях в космосе. Авторы учебника пишут, что «украинцы дали человечеству крылья», а теорию космических полетов якобы «разработали и воплотили в жизнь этнические украинцы», сделав для развития космонавтики «больше, чем все другие народы мира, вместе взятые».

«Непреодолимая тяга к звездам — это особенность украинского характера, — говорится в учебнике. — Наша нация дала миру крылья».

Читайте также  Октябрьская революция 1917 года: лозунги, цели, особенности

Кроме того, авторы учебника настаивают, что украинское государство с древних времен существовало в одних и тех же границах, а сами украинцы — «древнейшая нация мира».

Домашнее чтение о лесбиянках

В ноябре 2018 года вокруг хрестоматии по украинской литературе за 11 класс разгорелся скандал. В ней обнаружилось произведение, сюжет которого выстроен вокруг интимных отношений двух сестер.

Хрестоматия была издана в 2011 году под редактурой О. Борзенко. В аннотации указано, что в ней «предлагаются произведения украинской литературы, которые рекомендует к изучению действующая школьная программа, утвержденная Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины». В книге собраны произведения ХХ века и начала ХХІ века.

Произведение, которое стало камнем преткновения, принадлежит перу Татьяны Малярчук из Ивано-Франковска. Ее произведение «Цветка и ее я», которое вошло в скандальный учебник, посвящено отношению двух сестер, в которых одна испытает к другой романтические чувства.

Уберут слово «родители»

В июне 2018 года СМИ писали о том, что Антидискриминационная экспертиза школьных учебников, которые готовятся к печати за государственный счет, обнаружила в них случаи дискриминации. По итогам экспертизы, «большинство детей не могут найти в украинских учебниках ни отражение себя, ни отражение своих родных, ни тех особых обстоятельств, в которых они живут».

По этому поводу в Минобразования выступили с разъяснениями. В частности, Антидискриминационная экспертиза рекомендует заменить слово «родители» на слово «родные» в учебниках.

Также было найдено и изъято из учебников немало слов вроде «негры», «жиды», «цыгане». Экспертиза обнаружила, что в учебниках полностью отсутствует герои, представляющие людей с инвалидностью, а престарелые изображаются исключительно немощными.

Сейчас в Украине 3 миллиона детей проживают в неполных семьях, а это — почти 40% от общего числа школьников. Поэтому задача в учебнике вроде «Вместе с родителями составьте распорядок дня вашей семьи» или «Вместе с родителями обсуди, где можно играть», по мнению экспертов Минобразования, подчеркивают ограниченные возможности почти половины украинских детей, заставляют их чувствовать собственную неполноценность.

«Голубые учебники»

Летом прошлого года также в Сети протестовали против «голубых учебников». Сторонников традиционных пользователей возмутило, что детям собираются рассказывать о существовании гомосексуализма.

Так, городской голова Ивано-Франковска Руслан Марцинкив раскритиковал учебник «Гражданское образование» и некоторые другие пособия, по которым власти обучают детей с 1 сентября 2018 года.

«Меня, как любого родителя и патриота, возмущают попытки правительства навязать нашим детям понятие о так сказать «нормальную» семью. В средней школе чужой нашему национальному пониманию гомосексуализм хотят выдать за норму. Это ясно из учебников «Гражданское образование» и других, по которым планируют обучать детей с 1 сентября 2018 года.

Сегодня мы вынуждены напомнить, что статья 51 Конституции Украины определяет брак как союз женщины и мужчины. Навязывание детям взглядов о якобы «естественности» однополых пар является грехом перед Богом, противоречит Конституции и законодательству Украины, подрывает основы общественной морали, создает огромные риски для будущего украинского общества.

Мы — украинские националисты — против распространения среди наших детей антиценностей. Соответствующее обращение сегодня адресовали от Ивано-Франковского городского совета премьеру Гройсману и министру образования Гриневич», — написал франковский мэр.

Также на этой почве отметилась Анна Турчинова, кандидат педагогических наук, декан факультета естественно-географического образования и экологии Национального педагогического университета им. Драгоманова, жена главы СНБО Александра Турчинова. Она написала статью о том, что современные школьные учебники (в частности, те, которые собираются переписать из-за упомянутой выше дискриминации) нацелены на разрушение института семьи в Украине.

«Гендерная идеология разрушает семью, как оплот любви, безопасности, надежности, защиты, понимания и духовного тепла. В стране, которая в прямом смысле защищает свою территорию, которая защищает свое право на существование, отстаивает свою идентичность, где на фронте гибнут мужчины и женщины, распространять эту антинаучную идеологию, которая ведет исключительно к одному — вымиранию — это просто преступление», — пишет педагог.

Методички по Майдану и АТО

В 2015 году Минобразования разослало по школам 29-страничную брошюру «Революция Достоинства и агрессия России против Украины».

Там говорится о том, что те, кто сотрудничает с сепаратистами — «коллаборационисты», не уточняя, являются ли таковыми, например, врачи, которые работают в местных больницах.

Среди авторов брошюры — политолог Александр Палий, который сегодня является известным «порохоботом».

Вот несколько цитат из сборника, которые приводит КП в Украине:

О Евромайдане: «В центре столицы образовалось подобие знаменитой Запорожской Сечи. На Майдане были запрещены спиртные напитки, а еду и лечение бесплатно всем предлагали волонтеры. Миллионы людей по всей стране жертвовали деньги и необходимые вещи для митингующих. Месяцами протестующие не совершали на Майдане никаких правонарушений, несмотря на то, что через Майдан за это время прошли несколько миллионов человек».

О «титушках»: «Власти стянули в Киев тысячи «титушек», которые с целью дестабилизации и оправдания репрессий поджигали автомобили, уничтожали имущество, жестоко избивали прохожих. В январе 2014 года в столице втрое возросло количество поджогов, грабежей и угонов автомобилей. Милиция практически не расследовала эти преступления. В ответ киевляне создавали отряды для патрулирования города и защиты имущества. Пойманных «титушек» заставляли публично каяться в совершенных преступлениях.

Во многих странах протестующие нередко громят витрины, грабят магазины, а власть препятствует этому. В Киеве этой зимой все было наоборот — власть сама организовывала нападения на законопослушных граждан и их имущество».

О сепаратистах: «Как и во времена Второй мировой войны, нашлись люди, которые стали коллаборационистами, то есть предателями своей страны, сотрудничая с захватчиками. Многие навлекли беду на свою землю, находясь под влиянием российской пропаганды. Некоторые предавали свою страну, рассчитывая на большие социальные выплаты в случае оккупации Россией. Другие, в том числе преступники и наркоманы, надеялись, что переворот вынесет их вверх и позволит безнаказанно грабить и заниматься мародерством. Однако ядро сепаратистов составляли российские агенты».

О войне: «Война тяжело отразилась на судьбах миллионов украинцев. Немного государств в современной истории прошли через такие испытания. Погибли тысячи гражданских и военных. По оценкам ООН, в начале 2015 года количество перемещенных лиц в Украине достигло более 1 млн человек.»

Сталинская эпоха в украинских школьных учебниках

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Учебники исторического маразма: какое прошлое учат в бывших республиках СССР

Представленный на этой неделе новый украинский учебник по географии вызвал бурную реакцию экспертного сообщества и интернет-пользователей. Абсурдность многих пассажей поразила даже украинских политиков — депутат Верховной рады от фракции «Оппозиционный блок» Вадим Рабинович заявил, что киевские власти пытаются строить страну «за счет внушаемого детям бреда, подменяющего реальные дела».

Создатели учебника Петр Масляк и Светлана Капирулина, в частности, утверждают, что украинцы издревле снабжали страны по всему миру пшеницей: «Сегодня генетически украинской, трипольской пшеницей, которую украинские переселенцы завезли в США, Россию, Канаду, Казахстан, Аргентину, кормится весь мир».
Кроме того, украинцы якобы разработали теорию космических полетов, сделав для развития космонавтики «больше, чем все другие народы мира, вместе взятые». «Непреодолимая тяга к звездам — ​​это особенность украинского характера, — говорится в учебнике. — Наша нация дала миру Крылья».
Вдобавок авторы учебника настаивают, что украинское государство с древних времен существовало в одних и тех же границах, а сами украинцы — пишут они со ссылкой на неких «американских ученых» — «древнейшая нация мира».
Немецкие же историки, по словам Масляка и Капирулиной, называют украинцев не иначе, как «славянизированными германцами».

Украинские учебники регулярно радуют общественность новыми «перлами» — утверждение о том же «древнейшем в мире» украинском народе ранее появлялось и в учебнике по истории для седьмого класса, рекомендованном, кстати, минобрнауки Украины. Его авторы, Роман Лях и Надежда Темирова ( лично знаю это парочку свидомитов из Донецкого университета — папа завкафедрой ИУ сделал и дочурке доцентство ) пишут, что история украинского народа насчитывает ни много ни мало 140 тыс. лет, то есть украинцы, по их мнению, древнее неандертальцев.

Разумеется, в украинских учебниках истории отражена и версия Киева о том, что всесоюзный голод 1932-1933 годов, охвативший все ключевые зерновые районы СССР, являлся целенаправленным геноцидом украинцев и «тоталитарным террором», осуществленным советскими властями. Авторы школьных учебников утверждают, что за годы «голодомора» погибли до 12 миллионов украинцев, хотя с учетом демографической ситуации в стране это явное преувеличение.

Интересно и то, как авторы преподносят «русификацию», которая во всех учебниках указана как одна из основных черт советской послевоенной политики в УССР. Не ставя под сомнение стремление советских властей укреплять на Украине русское языковое преимущество, создатели учебных пособий по истории сами приводят факты, противоречащие их же утверждениям, например: «объем передач республиканского телевидения делился в языковом отношении напополам».

Стоит отметить, что в школьных учебниках большинства стран бывшего СССР Россия представлена в негативном свете — ее называют «оккупантом» и «колонизатором», и только две постсоветские республики — Белоруссия и Армения — не обвиняют русских в геноциде своего населения.

Страны Балтии

Ожидаемо негативно Россию преподносят в школьных учебниках балтийских государств — Латвии, Литвы и Эстонии. В латышских учебных пособиях период пребывания в составе СССР — «советская оккупация» — описывается как целенаправленный «геноцид Москвы против народа Латвии». Занятно, что в учебнике для 12-классников показаны фотографии новых домов, построенных в годы СССР, которые сопровождаются следующей подписью: «Новые микрорайоны города, которые в других странах свидетельствуют о росте благосостояния государства, в Латвии стали символом оккупации». При этом в учебниках нет никакой информации о современной России.

Как и на Украине, школьники в странах Балтии узнают о «насильственной русификации» и попытках советских властей «уничтожить их идентичность» за счет активной миграции русскоязычного населения в этот регион.

Авторы эстонских учебников утверждают, что «в результате колонизаторской политики [СССР] некоторые районы Эстонии превратились в русскоязычные, и эстонское население из них практически исчезло». Говорится и о русификации Эстонии в XIX веке: в 1887 году русский язык был объявлен единственным дозволенным языком обучения в народных школах. Дети зачастую не понимали, о чем идет речь на уроках. Многие учителя были уволены за слабое владение русским языком».

А вот в белорусских учебниках создание СССР и установление советской власти рассматривается как добровольное и суверенное решение белорусов. «Договор о создании СССР заключили между собой четыре независимые советские республики: БССР, РСФСР, УССР и ЗСФСР. Союз ССР создавался как добровольное объединение равноправных республик, как единое союзное государство», — пишет автор учебника истории Белоруссии с конца XVIII века по 1999 год Евгений Новик.

Период репрессий в СССР рассматривается осторожно, хотя и отмечается, что большое количество людей были расстреляны ни за что: «Защищая себя, государство в очень резкой форме вело борьбу против сил капиталистической реставрации. Значительное количество арестованных присуждались к расстрелу. При этом многие дела были сфальсифицированы», — говорится в книге того же Новика.

Между тем распад Советского Союза в 1991 году преподносится в белорусских учебниках как событие, достойное сожаления: «На руинах СССР возникло аморфное, нежизнеспособное Содружество Независимых Государств».

Средняя Азия

В Киргизии школьникам подробно рассказывают о восстании в Семиречье 1916 года, когда Российская империя издала указ о мобилизации мужского населения Средней Азии и Казахстана на «тыловые работы». Кстати, в 2013 году в республике вспыхнул скандал из-за «нетолерантного» описания тех событий в учебнике, написанном историком Муратом Иманкуловым.
Киргизские учебники описывают период пребывания в составе СССР как крайне неблагоприятный: «За всю свою трехтысячелетнюю историю кыргызский народ не был в таком жалком состоянии, как при продолжателях дела царского империализма — красных милитаристах».
При советской власти страна, как отмечают авторы учебников, превратилась в сырьевую базу, «уровень социального развития и социального обеспечения был намного ниже, чем у большинства европейских союзных республик».
В то же время в учебных пособиях уточняется, что вопреки советской системе стране все же удалось достигнуть определенных успехов — благодаря «стараниям трудолюбивого киргизского народа» были построены города и школы, достигнуты успехи в науке и искусстве.

Читайте также  Переговоры в бресте

Установление советской власти в Киргизии оценивается негативно, это характерно и для школьных учебников и в соседнем Узбекистане: «Если называть вещи своими именами, если провести параллели с мировой историей и практикой, то Узбекистан, по сути, представляет собой полуколониальную страну с однобокой, полностью зависимой от Центра деформированной экономикой».

В школьном учебнике по истории сказано, что присоединение Казахстана к России происходило в течение 135 лет, где-то — добровольно, где-то — посредством завоевания казахских земель. «Переселение представителей других национальностей в Казахстан началось в период царской власти и продолжалось в советское время», — говорится в пособии «Рассказы по истории Казахстана».

К установлению советской власти авторы казахских учебников относятся негативно, отмечая, что вхождение страны в состав Союза было насильственным и пресекло движение народов Туркестана к независимости. Период репрессий описывается как геноцид казахов.

Кстати, в отличие от учебников во многих бывших советских республиках, в казахских пособиях употребляется термин Великая Отечественная война. О ее начале школьники в Казахстане, вероятно, скажут то же, что и российские: «Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно, без объявления войны напала на СССР. Началась Великая Отечественная война».

Авторы учебников в Армении отмечают, что завоевание Россией Закавказья, с одной стороны, положило начало «эпохе колониализма», а с другой — ознаменовало и период расцвета национальной культуры. «Развитие экономической жизни обусловило и развитие градостроения. По чертежам армянских архитекторов построено множество зданий как в России, так и в Турции». При этом в целом Россия якобы смотрела на Армению «как на колонию, делала из нее сырьевой источник и рынок сбыта товара».

Создание СССР описывается в учебниках как насильственное установление власти советов «на фоне угрозы турецкого завоевания». Гражданская война рассматривается как событие, происходившее в другом государстве. Авторы армянских учебников уделяют особое внимание тому, что в 1923 году советские власти несправедливо отсоединили от Армении и передали Азербайджану Нагорный Карабах: «Это было сделано именно таким образом, чтобы НКАО не имела границ с Арменией. Между Карабахом и Арменией образовался коридор в десятки километров…».

Азербайджанские школьники изучают историю России в общей сложности 18 часов и выносят с уроков истории весьма негативные представления о нашей стране. Нахождение в составе Российской империи авторы учебников называют «невыносимым»: «Все царские чиновники на Кавказе с жадностью присваивали народное добро, оскорбляли национальные чувства людей».

Советская власть воспринимается ничуть не лучше — ее установление описывают как начало «оккупации в результате агрессии советской России», а русских обвиняют в геноциде азербайджанцев. Индустриализация, отмечают авторы учебных пособий, превратила страну в «сырьевую базу», а коллективизация была «продолжением имперской колониальной политики».

Азербайджанским школьникам объясняют, что «война с фашизмом» (термин Великая Отечественная война не используется) началась в результате борьбы великих мировых держав за господство. При этом в учебниках говорится, что СССР хотя и стал жертвой, преследовал свои тайные имперские цели.

«У Советского руководства в отношении Азербайджана был свой грязный план. Согласно этому плану, население Азербайджана должно было быть депортировано в Среднюю Азию и Казахстан. Причина — недоверие государства к азербайджанцам. М. Дж. Багиров сумел убедительными аргументами отговорить И. Сталина от этой затеи», — говорится в учебнике истории для одиннадцатиклассников.

Фальсификация истории в украинских школьных учебниках не учебная

Доклад на конференции «Научный православный взгляд на ложные исторические учения»

Русский Культурно-Просветительный Фонд имени Святого Василия Великого совместно с Институтом Российской Истории РАН провели научно-историческую конференцию на тему: «Научный православный взгляд на ложные исторические учения».

Самое общее знакомство с украинскими учебниками истории для средней школы дает много поводов для раздумий. Если верить Google, С. Рейсеру и Эжену Вогюэ, Достоевский с Толстым вышли из «гоголевской шинели».

Авторы украинских учебников истории, наверное, вышли из «сталинской шинели», потому что их пишут настоящие советские люди — конъюнктурщики и материалисты. Просто пишут в рамках другой, не советской, на этот раз «национально-свидомой» концепции, предложенной Министерством образования Украины в начале 90-х годов.

В этих учебниках также как и в советских, украинцев угнетает Российская империя, беспощадно эксплуатирует, как будто бы существует другой способ обращения со своим народом. Казалось бы, бывшим советским, живущим при новом капитализме можно уйти от этих клише и объяснять детям, что любой правящий класс иначе не может управлять.

Таким образом, детям не ясно, почему же в ответ на призыв Александра I «грудью защитить Отечество» в 1812-м году эксплуатируемый украинский народ — не только дворяне, но и мещане, и крестьяне — пожертвовал девять миллионов рублей — огромные по тем временам деньги — на финансирование ополчения. Было сформировано несколько казачьих полков и полков народного ополчения, которые приняли непосредственное участие в боевых действиях против Наполеона Бонапарта.

Советская образованщина продолжает господствовать в украинской исторической науке, изменился только заказчик и концепция.

Концепция была двадцать лет назад сформулирована таким образом, что украинский народ непрерывно страдал: сначала под гнетом татар, затем под гнетом Литовского княжества, затем под гнетом Речи Посполитой, затем русских царей и в конце зависимой истории — под гнетом русских коммунистов.

Где бы ни писались эти учебники, а они пишутся как на востоке — в Донецке, Запорожье, так и на западе — в Тернополе, хотя это не Бог весть какой культурный центр, но основная часть пишется, разумеется, в Киеве, всюду концепция Министерства образования выдерживается, потому что иначе учебник не будет принят соответствующей комиссией.

Что касается Второй мировой войны, то здесь, казалось бы, всё ясно. С точки зрения авторов учебников, во Второй мировой войне Украина была ареной борьбы двух тоталитарных государств: СССР и Германии. Участниками борьбы за украинскую независимость были только украинские партизаны Ковпака и УПА. Так интерпретировали в первые годы независимости.

Но вот приезжает в Киев американский Президент Билл Клинтон, и, со свойственным американцам глубоким презрением к европейской истории, говорит в своей официальной речи об Украинских Фронтах как примере борьбы украинцев за независимость. И тут же авторы учебников начинают писать об операциях 1-го, 2-го, 3-го и 4-го Украинских Фронтов, как о борьбе Украины за независимость от Германии.

Иными словами, Билл Клинтон для них выполняет ту же роль высшего судьи и вершителя, как для авторов советских учебников Иосиф Виссарионович с его «Кратким курсом истории КПСС».

И все же, на мой взгляд, заангажированная и надуманная интерпретация истории Второй мировой войны или других событий ХХ века является не самой опасной. Об этом периоде есть много специальной и художественной литературы, жива еще память непосредственных участников событий. Пытливый школьник может в интернете найти самые разные концепции и сведения. Гораздо опаснее извращение истории IX — XIХ веков — времени, о котором нет живой памяти, а документы доступны только в виде всегда, в той или иной мере, субъективной интерпретации узких специалистов.

Для сохранения основ нашей культуры, шире — цивилизации, гораздо более опасными являются лживые интерпретации истории возникновения и развития восточно-христианской или православной цивилизации.

И в данном случае, украинский школьный учебник делает больше для раскола этого культурного пространства, чем учебник, посвященный ходу и итогам Второй Мировой войны.

Так, в нынешних украинских школьных учебниках оказывается, что Александр Невский уехал княжить в Новгород, потому что пренебрег Киевом. И вообще в украинском учебнике истории это чуть ли не единственное упоминание о Великом Новгороде. Русь пошла от Киева и нигде больше, кроме Киева и Львова, Руси не было.

Данило Галицкий называется создателем государства, этому государству придумано фантастическое название «Русь-Украина». Галицким и Волынским князьям посвящаются главы учебника, в то же время игнорируются события, связанные с их современниками, управлявшими русскими княжествами к северу от Киева, будь то Чернигов, Пинск, Курск, Рязань, Великий Новгород и т.д.

Встречается откровенная антиисторическая глупость, например: под картинкой с изображением взятия Киева войсками Андрея Боголюбского подпись гласит — «Москалі руйнують Київ», хотя в 1169 году москалей не было в природе, а сам князь Андрей является сыном Великого киевского князя.

Реальное единство русского мира той эпохи замалчивается, Киев не позиционируется, как стольный град Руси, материал былин и летописей, поскольку он противоречит их антинаучной и лживой концепции не используется и замалчивается.

Единственное, что они еще не решились сделать, это заменить название свода законов Великого князя киевского Ярослава Мудрого «Русская Правда» названием «Украинская правда».

Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. К сожалению, и по эту сторону границы происходят удивительные исторические открытия.

Так, четыре года назад, в октябре 2006-го, в Санкт-Петербурге на Всемирном конгрессе соотечественников я слышал примерно то же самое, только с другим знаком, из уст госпожи Матвиенко, а затем из уст бывшего тогда Президентом РФ В.В. Путина.

Госпожа Матвиенко и господин Путин утверждали, что первой столицей Руси была Старая Ладога. И сам академик Кирпичников, директор Института археологии РАН сидел и молчал.

Ну, что ж, если Старая Ладога первая столица Руси, то тогда что есть Русь?

Да, в Старой Ладоге, действительно, была ставка некого конунга, и это было раньше, чем в Киеве и Новгороде. Но если государственность Руси идёт от этого конунга, то тогда я очень сочувствую и русским, и украинцам, и белорусам.

Если же Русь — это то государственное образование, которое вышло на европейскую арену после христианизации, и Восточное Христианство, греческая вера (как писали в старых документах) — это то, что скрепило восточно-славянский племенной союз и сделало этот союз государствами и народами, то тогда есть претензии и к русской исторической науке, и к российскому руководству.

Еще несколько слов об украинских учебниках истории. При правлении господина Ющенко была команда ввести в учебники упоминания всех военных столкновений, в которых предки русских и украинцев воевали друг с другом. Широко обсуждалась, и это нашло отражение в учебниках, тема резни войсками Петра І населения города Батурина.

Кстати, Мазепу сделали героем давно. Его портрет на десятигривневой банкноте и эта банкнота была введена в обращение еще в 1996 году при, якобы, пророссийском Президенте Кучме и Голове Национального Банка Ющенко.

В школьных учебниках нашлось место и битве под Оршей, которую позаимствовали у белорусских националистов.

Вообще, есть тенденция представлять нахождение части нынешней территории Украины в составе Великого Княжества Литовского, как позитивный факт, факт принадлежности Украины к Европе и борьбы европейской Украины с азиатской Московией.

В связи с участием в битве под Оршей войск, отчасти набранных в областях с православным населением, разрабатывается тема превосходства этничного фактора над конфессиональным. И это представляет наибольшую опасность, т.к. именно принадлежность к одной с жителями московского царства — «греческой вере» было главным фактором приведшим казачество и старшину к Переясловской Раде.

Известно, что киевские митрополиты неоднократно обращались в начале XVII века с челобитными к Московскому царю с просьбой защитить их и их паству от окатоличивания, от униатства.

Вне всякого сомнения, раскрытие решающей роли Православной веры и Православной церкви в деле становления, развития и единства восточно-христианской цивилизации, «русского мира», как называет эту общность Святейший Патриарх Кирилл, является важнейшей задачей исторической науки, освобожденной сегодня от коммунистических догматов. И хотелось бы, чтобы научное сообщество не брезговало высмеивать любительские, конъюнктурные попытки извратить нашу общую историю, дать нашим детям искаженное представление о жизни их предков.

Разумеется, не только украинская историческая наука подвержена влиянию вненаучных факторов. Огромное количество публикаций в России о позитивной роли Сталина свидетельствует, что и в «Московском царстве» не все благополучно.

Читайте также  Экономическая география россии в xvii столетии

Я считаю, что сегодня главная проблема российской исторической науки состоит в том, чтобы создать внутренне непротиворечивую концепцию, которая бы позволила отделить коммунизм и Сталина от России.

Победы и поражения, радость и боль русского и других народов России отделить от человека, который под лозунгами справедливости массово уничтожал граждан своей страны, отделить науку от учения, затормозившего развитие наук об обществе и человеке, и вторгавшегося в область точных наук с идиотскими запретами развивать генетику и кибернетику.

Каковы бы ни были недостатки современного политического и экономического устройства России, однако нынешняя власть не уничтожает церковь и это свидетельствует о ней.

Еще раз повторю: если российской науке удастся отделить коммунизм и Сталина от России — это будет всеобщая победа, победа, прежде всего, самой России и русского народа, но и наша победа, потому что мы — участники и свидетели русского мира хотим видеть Россию без догм и поклонения палачам.

Ибо невозможно без веры в Бога воспитать нравственного гражданина, а верующий и нравственный человек не может, и не должен забывать тысячи новомученников Российских, иереев и мирян, уничтоженных коммунистическим режимом Сталина.

Юрий Александрович БОЛДЫРЕВ, народный депутат Украины

Неандертальцы говорили по-украински: Откровения школьных учебников

Во времена службы моей в армии (ещё советской), помнится, в нашем офицерском кружке периодически для подъёма настроения вслух читали самую смешную, по общему признанию, книгу – учебник радиоэлектроники на украинском языке. Принадлежал он старлею-украинцу, и читали его безо всякой издёвки – просто уж больно забавно звучали на «мове» привычные термины. Право же, думал, что ничего смешнее мне для чтения в жизни не попадётся. Оказалось – ошибся. Современные украинские учебники истории любому юмористу дадут сто очков. Только юмор этот – «чёрный» и отнюдь не безопасный…

Если в «перестроечное» время «страной с непредсказуемым прошлым» именовали СССР, то сегодня это звание твёрдо удерживает Незалежная, школьные учебники которой, похоже, писал авторский коллектив, состоящий из Андерсенов, Перро и братьев Гримм местного разлива. Современная украинская историософия зиждется на «трёх китах»: «Украина – круче всех», «украинцы и русские – два совершенно разных и враждебных друг другу народа» и «Украина – це Эуропа (в отличие от «клятой Московщины»). Негусто, но как основа для национальной мифологии и пропаганды – сойдёт. Как говорится, «третий сорт – не брак».

Як неандертальцы на «мове» балакали

Украинский учебник для 7 класса определяет украинскую историю в… 140 тысяч лет, относя к оной расселившихся на территории Украины неандертальцев (не иначе как первых украинцев?). Что же касается смастыренной в 19-м веке великим сказочником Грушевским со товарищи «мовы», то она в книге «Украинский язык для начинающих» подаётся как едва ли не древнейший в мире язык, появившийся чуть ли не у тех самых неандертальцев. Мол, сам Овидий (то-то античные римляне обрадуются!) писал на «мове» стихи, а древнеарийский санскрит (знатоки которого, заметим, прекрасно понимают русский) – это та самая «мова» и есть!

При подобной «древности» такие прорывные изобретения человечества, как колесо, плуг, пашенное земледелие и т. д. – сплошь изобретения «древних укров». Половина исторических личностей – это присвоенные чужими народами украинцы – тот же «бич Божий» Атилла, например. А ещё в арабских источниках раскопали название племенного союза «Куябия» (от хазарского названия платившего им дань полянского городка Киева – Куяба), откуда и вывели подлинный источник «украинской государственности» – Киевской Руси.

А как же быть с уже сложившейся к тому времени Ладожско-Новгородской русской государственностью Рюрика и его потомков? Как забыть, что именно оттуда пришли (вероятно, рюриковы) варяги Аскольд и Дир, освободившие окраинный хазарский городок Киев от хазарской дани и севшие там княжить, пока не пришёл оттуда же – из Новгорода – Олег, убил их и провозгласил удобно расположенный Киев «матерью городов русских»?

У украинских историков есть ответ. Не было никакой Новгородской Руси! И Рюрика не было! И варягов (скандинавов или славян, неважно) не было тоже! Даже из биографии причисленных к «украинским князьям Владимира Крестителя и Ярослава Мудрого вычеркнут тот факт, что оба они княжить начинали в Новгороде и уже оттуда пришли и овладели Киевом.

Более того, из истории аккуратно вымараны любые упоминания о государственных деятелях средневековой Руси, не вписывающихся в «украиноцентристскую» концепцию. Андрей Боголюбский, например, из мести за отравленного отца впервые взявший и разоривший Киев, сделав политическим и духовным центром Руси Владимир на Клязьме, не упомянут вовсе. Александру Невскому со всеми его победами места в украинской истории тоже не нашлось. Хотя упоминание о героически отбитой агрессии рыцарей Ливонского и Тевтонского орденов в украинские земли сообщается. Каком образом рыцари из Прибалтики туда добрались – лучше спросить у украинских же географов…

Русские при этом везде именуются не иначе как «московиты» – что якобы является «общепринятой идентификацией». Разумеется, ничего общего с этим «гибридом мордвы и татар» этнически безупречные украинцы не имеют. И если генетика твёрдо утверждает обратное, то она – «лженаука».

Очень любопытна оценка церковной унии, огнём и мечом навязываемой малороссам в Речи Посполитой. Учебник для 8 класса В. Власова оплакивает унию как упущенную возможность «решить проблему подчинения Украинской православной церкви: после перехода под верховенство папы римского отпадала потребность борьбы с притязаниями Московского патриархата«. Уже тогда. А что касается освобождения от польского владычества – так это всё несуществующее украинское «козацкое государство» сделало само, а альянс с Москвой Богдана Хмельницкого был просто выбором «наименьшего из двух зол». При этом «в составе монархической России Украинское государство с его республиканской, демократической (уже тогда!) формой управления было лишено возможностей дальнейшего развития».

Впрочем, несмотря на москальское угнетение, именно украинцы «транслировали в законсервированную в своем невежестве Московию свет европейского прогресса и просвещения«. Именно выходцы с Украины идейно подготовили реформы Петра I, а также сыграли главную роль в победоносных русско-турецких войнах 1768–1774 и 1787–1791 гг. (что, как понимаете, даёт Украине право претендовать на все сделанные тогда завоевания). Авторы учебника Г. Сергиенко и В. Смолий сообщают украинским детишкам, что это именно «козацкие» части взяли Очаков и Измаил, разбили турок под Рымником и Фокштанами. Чем занимались там Суворов с Потёмкиным – остаётся только удивляться. Кроме того, если кто не знает, именно украинцы гнали Наполеона до Парижа и защищали в Крымской войне Севастополь. Вот так!

«Когда говорит он ложь, говорит своё…» (Ев. от Иоанна, 8:44)

Что касается «советского» периода, то здесь простое очернительство переходит в откровенную демонизацию. В украинских учебниках господствует миф об СССР, как «тоталитарной империи», где «отсутствовала украинская государственность», зато велась целенаправленная «русификация».

При этом стыдливо умалчивается, что именно Украинская ССР была одним из учредителей Советского Союза, в котором «национальная государственность если у кого отсутствовала, так это у русских.

Что же до «русификации», то было как раз наоборот. Как не вспомнить насильственную «украинизацию» Украинской ССР под лозунгом «коренизации кадров» – с полным переводом всего документооборота и системы высшего образования на украинскую «мову», насаждением «украинских» школ (в русскоязычной Одессе неукраинских школ не осталось вообще) и газет (на всю Украинскую ССР оставили всего три крупные газеты на русском языке). Вспомним, чтобы «украинизировать» украинцев, почти сплошь общавшихся на русском или на «суржике», пришлось из «панской» Польши (с которой только что воевали) завозить многие тысячи галицийских «украинизаторов» во главе с тем самым Грушевским – создателем сказочной истории «Украины-Руси», перед фантастичностью которой меркнут даже сочинения любых носовских и фоменок.

Понятно, что как «геноцид, нарочно устроенный, чтобы уничтожить украинцев» и «часть сталинских репрессий» подаётся школярам ОБЩЕСОЮЗНЫЙ голод 1932–1933 гг., унесший 7-9 млн жизней (половина – в Украинской ССР). Причём все общесоюзные потери от голода выдаются за исключительно «украинские», что иллюстрируется соответствующими «доказательствами» – вроде фотографий отощавших детей в США времён Великой депрессии.

Но самое интересное – как объясняется при таком жутком «притеснении» фантастический расцвет Украины при СССР: «В чрезвычайно сложных условиях отсутствия государственности и тоталитарного сталинского режима она (украинская нация) в короткое время отстроила свою экономику и добилась дальнейшего своего развития». Во как! Пока комиссары с энкавэдэшниками покурить вышли, они, трудолюбивые украинцы – ррраз! – и быстренько всё построили…

А потом была Вторая мировая (ни в коем случае не Великая Отечественная!) война, развязанная, разумеется, двумя тиранами – Сталиным и Гитлером. Здесь из семи (!) отводимых на её описание страниц учебника три (!) посвящены… гибели в Бабьем Яру члена ОУН Елены Телиги (расстреляли немцы вместе с 620 другими оуновцами, надоевшими им нытьём о «незалежности», давать которую им никто не собирался), ещё две страницы – боевому пути УПА и ещё две (. ) всем прочим событиям войны. Понятно, что о победах Красной Армии при освобождении Украины, о действиях советских партизан (того же Ковпака), о городах-героях Одессе, Керчи и Севастополе там даже не упомянуто.

Кто же тогда освободил Украину? Оказывается, всё та же УПА, члены которой были, по версии украинских историков, не пособниками гитлеровцев и главными убийцами гражданского населения в том же Бабьем Яру и в ходе «Волынской резни», а якобы главной силой антигитлеровского сопротивления. Как жаль, право, что сами гитлеровцы этого факта так и не успели заметить и отразить хотя бы в одном своём документе… Короче говоря, освободили эти «херои» себя сами, а потом пришла Красная Армия и воспользовалась плодами их победы, поэтому пришлось «воевать за свободу» уже с ней.

Скажи, кто твой герой, и я скажу, кто ты

Говорят, что «каждое новое поколение стоит на плечах своих предков». Каких героев ставят в пример детям в процессе обучения, на тех они подсознательно и ориентируются. Какие же образцы для подражания предлагают ныне юным украинцам?

Иван Мазепа – символ вероломства, предавший Россию и безмерно доверявшего ему царя Петра ради шанса получить из шведских рук маленький кусочек Украины под своё вассальное княжество.

Иван Выговский – предавший дело Богдана Хмельницкого и развязавший братоубийственную войну (известную как «Руина»), пригласив в союзники крымских татар, с которыми расплачивался… украинцами из нелояльных ему городов.

Степан Бандера – патологический садист и лидер организации, которая возникла и сформировалась независимо от национал-социалистов, но при этом по сути и духу была однозначно фашистской.

Роман Шухевич – фашистский прихвостень (имевший звание гауптмана) и командующий УПА, причастный к массовым убийствам поляков и евреев на западе Украины.

Список можно продолжать, но и там тоже будут перечислены сплошь откровенные мерзавцы и подонки, признаваемые «хероями» только в контексте сочинённой не меньшими мерзавцами псевдоистории, которую при помощи учебников вбивают в головы юных украинцев. И это уже не смешно, а страшно. Потому что очевидная цель этого – вырастить целое поколение русоненавистников, которое затем можно будет в качестве «пушечного мяса» использовать против своего собственного народа.

Именно «своего»! Ибо согласно переписи 1897 года великороссы, малороссы, белорусы, русины и полешуки причислялись к единому «Русскому племени» (в отличие от «тоже славян» поляков). И было это племя «государствообразующим» в Российской империи. Впрочем, об этих итогах переписи украинским школьникам тоже вряд ли расскажут… А они и не спросят. Поскольку упомянутая цель во многом уже достигнута.

Багдасаров ЖЕСТКО про переписывании истории на Украине

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: