Традиционная культура московского государства
Культура Московского государства
Все статьи сайта → Культурология → Культура России → Культура Московского государства
После освобождения от монгольского ига и крушения Византии Россия оказалась единственным православным государством. Русские государи стали именоваться царями. В 1547 г. Иван IV (Грозный) венчался на царство. Слово «царь» стало носить божественный смысл. Царь имел власть и над светскими, и над духовными особами, распоряжался жизнью и имуществом всех. Воля царя была и волей Бога . По сути русский царь занял место византийского императора. Иван Грозный воспринял это как возможность творить полный произвол.
В XV веке образуется единое Российское государство, столицей которого является Москва. Государственная система России с середины XVI ст. до середины XVII в. представляет собой сословно-представительную монархию, т.е. все сословия участвуют в государственной и политической жизни. Возникают земские соборы. В состав земских соборов входила Боярская дума, высшие представители духовенства, служилых и посадских людей. Особую роль сыграли земские соборы в эпоху Смутного времени. В 1612 г. после освобождения Москвы от поляков (Минин и Пожарский) был образован постоянный совет всея земли с признаками высшего государственного учреждения. Этот совет провозгласил в 1613 г. царем России Михаила Романова. Земские соборы занимались изысканием средств для пополнения казны и внешними отношениями. Власть строилась по модели религиозных отношений: Бог — во вселенной, царь — в государстве, отец — в семье.
Москва в этот период — оплот русского православия, «третий Рим». Это отразилось на искусстве. При Иване III обновились стены и храмы Кремля. Кирпичные стены, 18 башен. Возводятся Архангельский собор, Колокольня Ивана Великого, строится Успенский собор (конец XV — начало XVI вв.). Из гражданской архитектуры сохранилась Грановитая палата. В Новгороде, Туле, Коломне, Нижнем Новгороде воздвигаются свои Кремли. В архитектуре появляются не только купольные храмы, но и шатровые (церковь вознесения в селе Коломенском). Известность получил городовой мастер Федор Конь, который возводил Смоленский Кремль. В XVI веке архитекторами Бармой и Постником возводится Собор Василия Блаженного.
Собор Василия Блаженного в Москве
Искусство носит религиозный характер. В живописи ведущую роль играет Рублевское направление — пишутся иконы. Крупнейшим художником этого направления был Дионисий. От иконописцев и зодчих требовалось прославление Ивана Грозного и его деяний.
В XV веке видоизменяется русская книга, пергамент заменяется бумагой. Рукописные книги (Четьи — Минеи) наполняются огромным количеством иллюстраций. Первая печатная русская книга — Евангелие 1556 г. В Кремле открывается Оружейная палата, там работают лучшие ювелиры, чеканщики, эмальеры, резчики по дереву и т.п.
XVII век вошел в историю русской культуры как «бунташное время» — по русской земле прокатились «медные», «соляные» бунты. Это время крестьянских войн Ивана Болотникова и Степана Разина. Время больших перемен в русской церкви. Реформы патриарха Никона вызвали оппозиционное движение — раскол. Защитники старой веры — «старообрядцы» подвергались гонениям. Идет ломка старого мировоззрения, пробуждается интерес к наукам, литературе, светским сюжетам. Идет обмирщение искусства, освобождение его от религиозных догм. В архитектуре появляется новый стиль — «нарышкинское барокко» (церкви в подмосковных усадьбах знати).
Одним из крупных достижений русской культуры является начало книгопечатания. Еще Иван IV обратился к митрополиту Макарию с предложением организовать в России книгопечатание. Точная дата начала печатного дела в России — 1553 г. В 1563 г. на средства царской казны была открыта типография в Москве. Иван Федоров и Петр Мстиславец стояли во главе этой типографии.
Глубокий историко-культурный смысл имело продвижение русских землепроходцев на Восток, к берегам Тихого Океана. Ермак в 1582 г. овладел столицей Сибирского ханства. Иван Московитин в 1639 г. поставил на берегу Охотского моря зимовье, и русские вышли к Тихому океану. В 1648 г. Семен Дежнев проплыл проливом, отделяющим Америку от Азии. Это было присоединением Сибири и сыграло огромную роль в ее истории. Территория России гигантски выросла. Историки охарактеризовали это явление как «несоответствие шага пространства и шага времени». Н.А.Бердяев охарактеризовал культуру Московского царства как «восточную культуру христианизированного татарского царства». Но это была цельная культура, сформировавшая человека необыкновенной выдержки и жажды служения Родине.
Влияние Византии не прекратилось и после падения Византийской империи. Возникла концепция Москвы — Третьего Рима, что переносило мировое значение на Русь, как на последнее православное государство. Чистоту веры нужно было отстаивать перед остальным миром. Русский царь пытается во всех деталях вести себя как вели себя византийские императоры. В 1649 г. создается так называемое Соборное Уложение — что-то вроде кодекса власти. Появилось понятие «святая Русь». В области морали, семейного права большую роль сыграл «Домострой».
В XVII веке во всех областях культурной жизни появляется много новых явлений. Главная суть перемен заключалась в заметном падении влияния религии и церкви, усилении светских элементов. В это время в Москву приезжает много образованных людей из Украины и Белоруссии, бежавших от польского гнета. Они переводили иностранные книги, стали вести обучение латинскому и польскому языку. Видный общественный деятель Ф.М.Ртищев пригласил из Киева около 30 ученых монахов, чтобы организовать школу. Все это подготовило почву для образования в 1687 г. знаменитой Славяно-греко-латинской академии.
Славяно-греко-латинская академия
В зодчестве сформировался стиль так называемого московского барокко. Это свидетельствовало об усилении западноевропейских архитектурных образцов, которые стали проникать после воссоединения Украины с Россией. Общение России с Западной культурой усиливается и расширяется — это диктовали торговые отношения, развитие промышленного производства. Художественным центром всей страны в середине XVII века становится Оружейная палата, где работает один из главных живописцев Симон Ушаков («Спас Нерукотворный», «Троица»). Формируется мастерство русской гравюры, фресковой живописи. Это росписи церкви Троицы в Никитинках, Коломенского дворца. Появляется портретный жанр — первые светские портреты русских царей, патриарха Никона и др.
В заключение следует отметить, что древнерусское искусство формировалось в самой тесной связи с религией, Христианское православие породило особые формы храмов и монастырских построек, породило определенные каноны в иконописи и монументальной росписи.
Читайте также:
Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:
Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV- XVII веках
Содержание:
Начиная с XV века, северо-восточная Русь становится центром собирания земель вокруг Москвы. В течение двух столетий формируется национальное сознание и общерусская культура. Основой русского языка стал владимиро-суздальский диалект. На этом языке написаны новые и переписаны старые летописи. Московский летописный свод, датируемый 1480 годом, объясняет, почему земли объединились вокруг Москвы. Произведения литературы, созданные в XV- XVII веках, пронизаны патриотическими чувствами, воспевают силу единства народа и власти в борьбе с врагами государства. Яркий пример – поэма «Задонщина», посвященная Куликовской битве. При монастырях создаются школы. Благодаря этому увеличивается количество рукописных книг и распространяется грамотность. Связи Московского государства с европейскими и восточными странами оставили след во всех сферах искусства и культуры. За время существования Московского царства сложился русский национальный характер. Несмотря на сильное влияние церкви, искусство отходит от канонов и становится мирским и доступным.
Главные направления развития культуры:
- книгопечатание;
- развитие системы образования;
- усиление светских элементов в искусстве.
Книгопечатание и образование
- Государству требовались грамотные люди. В 1551 году на Стоглавом соборе принято решение об открытии «Книжных училищ». Постепенно на смену витиеватому церковному письму пришла скоропись, необходимая в деловой и обыденной переписке. Монастыри оставались центрами изготовления и хранения книг, хотя книги можно было увидеть в домах знати, горожан и крестьянских избах. В 1564 ᴦ. Иван Федоров выпустил первую русскую печатную датированную книгу «Апостол». Грамотность росла среди знати и посадских людей. Спрос на книги увеличился. На Московском печатном дворе к XVII печатаются церковные книги, учебники, светская литература. Открывается первая книжная лавка. Появляются домашние библиотеки. В 1621 году при государевом дворе издается первая газета «Куранты».
- Обучение детей грамоте было домашним – монахи, подьячие или сами родители давали основы письма и чтения. В середине XVII века появляются государственные и частные школы, где изучали иностранные языки, риторику, философию. Специальные школы готовили лекарей, наборщиков, мелких служащих для работы в приказах. В 1687 г. в Москве открыто первое высшее учебное заведение для подготовки духовенства и чиновников государственной службы – Славяно‑греко‑латинская академия.
- В это время идет накопление научных знаний, хотя они носят в основном практическое назначение. Составляются сборники описаний трав и цветов, пособия по механике, биологии, аптекарскому делу.
Архитектура
- Строительство храмов и гражданских объектов является внешним показателем могущества державы. В период Московского царства воздвигнуты десятки церковных сооружений. Самыми яркими из них стали церкви самой столицы. Под руководством Аристотеля Фиораванти в1479 ᴦ. завершено возведение Успенского собора Кремля. Приглашенные из Италии архитекторы построили также дворец великого князя, Архангельский собор, кремлевские стены и башни. Но и русские зодчие внесли вклад в облик Москвы. В 1489 ᴦ. псковскими мастерами построена в Кремле великокняжеская церковь Благовещения. Шедевром шатровой архитектуры стал Покровский собор (храм Василия Блаженного), возведенный в честь взятия Казани мастерами Постником Яковлевым и Бармой. Строятся крепости не только в центре, но и по всей Московии. Примером инженерно-технических сооружений стали Нижегородский и Смоленский кремли.
Живопись
- Параллельно с архитектурой развивается живопись. Внутренние росписи храмов принадлежат кисти Феофана Грека, Симеона Черного, Андрея Рублева, Дионисия. В иконописи мастера стали использовать технику объемного, реалистичного изображения. В росписях появляются фрагменты из героического прошлого Русского государства, бытовые сюжеты. На первых парсунах (светских портретах) запечатлены Великие князья, их дети, придворные. Состоятельные горожане заказывали себе семейные портреты. Москва стала центром художественного творчества. Здесь работали лучшие строители, художники, ювелиры.
Литература
- Книг светского содержания становится больше – жизнеописания, патриотические произведения, сатирические повести, учебники и книги для детей, поэзия. Образцами русской литературы стали «Сказание» Авраамия Палицына, «Житие Юлиании Лазаревской», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повести о Шемякином суде», «Повести о Ерше Ершовиче». Появились первые записи народного фольклора – былины, сказания, песни. Главными героями в них представлены защитники русской земли – богатыри, князья, дружинники.
Театр
- В 1672 году при дворе государя Алексея Михайловича создан первый профессиональный театр – комедийная храмина. Труппа состояла из приглашенных немецких актеров. Для зрителей представляли небольшие пьесы на библейские сюжеты. После смерти царя театр был закрыт. Но сам факт его появления говорит о все большем развитии светского направления в культуре России.
Заключение
В XV- XVII веках в России сформировалась самобытная национальная культура, основанная на православных и народных традициях. Закрепился русский язык, давший начало развитию литературы и образованию. Начался процесс разделения культуры на церковную и светскую. Накоплен богатый опыт в градостроительстве. Появляются зачатки гуманитарных и естественных наук. За этот период произошло становление русского этноса с его отличительными чертами – традиционными патриархальными устоями, верностью государству, способностью в тяжелое для страны время к объединению и самопожертвованию.
Традиционная культура Московского государства
Если на Западе в XVII в. утверждался новый тип культуры, главны-ми ценностями которой становились индивидуализм, протестантский иде-ал «молись и работай», то культура России во многом носила традициона-листский характер. Характерной чертой этого типа культуры является ориентация не на будущее, а на прошлое, на незыблемые ценности и тра-диции , на следование установленным образцам, веру и подражание. Изме-нение традиций представлялось разрушительным для государства.
Традиции передавались из поколения в поколение и были отражены в «Домострое» — уставе образцового поведения подданных Московского государства. Главным идеалом здесь провозглашалась отеческая власть, будь то власть царя, отца семейства или мужа*.
Другой особенностью культуры России до XVIII в. было отсутствие резкого противопоставления культуры «верхов» и «низов». Они были объ-единены общими ценностями традиционной культуры . Идеалом считался идеал «правды », который ассоциировался с понятиями добра и справедли-вости. Другой ценностью культуры традиционализма объявлялся коллек-тивизм. Поэтому основой незыблемости этого типа культуры считалась большая семья. Именно в ней сохранялись традиционные устои, вековой опыт народа.
Очень важным в традиционной культуре был идеал нищенства, идея о том, что бедному легче войти в рай, чем богатому. Наряду с ним сущест-вовал идеал «нищего духом» — юродивого или блаженного . Их считали наиболее близкими к Богу, пророками и святыми. Поэтому «хождение в юрод» было одной из популярных форм покаяния за грехи.
Во второй половине XVII в. в русской культуре появляются первые ростки секуляризации в духовной жизни общества — «обмирщение» куль-туры*. Появляются первые светские учебные заведения, литература свет-ского содержания, европейские нововведения в быту , светские элементы проникают в архитектуру, живопись. Все это наряду с духовным расколом общества было свидетельством начала ломки традиционной системы цен-ностей.
* Церковь официально утверждала мысль о физическом и духовном неравенстве между мужчиной и женщиной. Спасение после смерти для женщин обеспечивалось, прежде все-го, беспрекословным повиновением мужу: «жена бо мужа ради сотворена быть, а не муж ради жены».
* «Обмирщение» культуры (от слова «мирской», светский) — проникновение в культуру светских элементов.
XVII в. в России становится преддверием перемен последующей эпохи. Марксистская историография относит этот период к эпохе Нового времени. Правильнее было бы рассматривать его как своеобразный пере-ход к Новому времени, учитывая средневековый феодальный характер по-литического и социального устройства Московского государства, господ-ство культуры традиционализма. Вместе с тем наметившиеся изменения во всех сферах общественной жизни во второй половине XVII в. свидетельст-вовали о вступлении России в новую эпоху. В экономике это выразилось в переходе от мелкотоварного производства к мануфактурам. К концу XVII в. в стране насчитывалось по разным данным от 15 до 30 мануфактур, хотя господствующее положение по-прежнему сохранялось за мелкотоварным производством . Новым явлением XVII в. было формирование Всероссий-ского рынка, о чем свидетельствовало расширение торгового обмена меж-ду отдельными регионами страны. Большое значение приобрели Макарь-евская, Ирбитская, Архангельская ярмарки.
В политическом и социальном строе Московского государства про-явлением этих изменений явилось постепенное «отмирание» элементов сословно-представительной власти: Земских соборов, Боярской Думы и усиление роли бюрократии в государственном управлении; отмена сис-темы местничества ; стирание граней между боярством и дворянством на основе ликвидации различий между вотчинами и поместным землевладе-нием и формирование единого господствующего сословия.
Все это говорило о постепенном переходе к абсолютизму и завер-шении формирования сословного строя. Абсолютизм в России склады-вался в условиях усиления системы крепостничества. В этом проявилось своеобразие России.
Новые явления возникают и в духовной жизни Российского общест-ва, что было связано с появлением элементов светской культуры, усили-вающимся влиянием западной культуры (в виде отдельных изменений бы-та господствующего сословия: курение табака, использование европей-ской одежды и т.п.). Церковная реформа показала, что общество поддается изменениям даже в такой сложной сфере, как духовная. Это позволило не-которым историкам утверждать, что «великий преобразователь России – Петр I – явление, которое было бы невозможно, если бы ему не предшест-вовала церковная реформа».
Изменения, наметившиеся в России к концу XVII в., подготовили почву последующих преобразований. В.О.Ключевский утверждает, что весь XVII в. был эпохой, подготавливающей будущие преобразования Петра I. Была создана не только « атмосфера, в которой вырос и дышал преобразователь», была «начертана программа его деятельности, в некото-рых отношениях шедшая даже дальше того, что он сделал». Родоначаль-ником этой программы была выдающаяся плеяда государственных деяте-лей и литераторов XVII в.: руководители российской дипломатии А.Л. Ор-
дин-Нащёкин, А.С. Матвеев, В.В. Голицин, писатель Юрий Крижанич и др. Каждый из них высказывал «какую-нибудь преобразовательную тен-денцию, а иногда целый ряд новых мыслей». Воедино они представляли собой стройную программу, которая предполагала: борьбу России за вы-ход к морям, развитие внешней торговли, создание регулярной армии, из-менение налоговой системы, введение подушной и поземной податей , по-ощрение отечественной промышленности и торговли, освобождение кре-постных крестьян с землей, создание светской системы образования.
Многие из деятелей высказывались за использование опыта запад-ных стран*. Но заимствование западных образцов должно было учитывать национальную особенность России. Неслучайно Ордин-Нащёкин подчер-кивал : «Какое нам дело до иноземных обычаев, их платье не по нас, а наше не по них».
Итак, на исходе XVII в. Россия стояла на пороге перемен, во многом подготовленных предшествующим периодом . Вместе с тем своеобразие этого перехода было связано с особенностями политического и социально-го устройства Московского государства.
Традиционная культура Московского государства
Вспомните:каких великих деятелей культуры Древней Руси вы знаете? Какие древнерусские книги вам известны?
Традиционализм как явление.К XVI в. в основном сложился традиционный характер русской культуры, который в народной культуре сохранился вплоть до XX в. В отличие от современной традиционная культура как особый тип культуры ориентирована не на будущее,а на прошлое;не на удовлетворение растущих потребностей и интересовлюдей, а на незыблемые ценности,соответствие деятельности установленным образцам; не на логику доказательств, а на веруи подражание;не на личностьи внутренний контроль поведения, а на коллективи внешний контроль поведения.
Но вместе с тем традиционная христианскаякультура Московского государства отличалась и от архаической языческойкультуры древних славян. Человек стал выделять себя из мира природы, в образе Бога он создал идеал и цель духовного развития. Но в отличие от современной культуры традиционная культура требовала лишь духовного совершенства. Нововведения в хозяйстве вызывали стремление вернуться к идеалу древности. Появление социальных противоречий в результате экономического развития еще более укрепляло этот идеал в общественном сознании. В итоге тенденция к застою неизменно побеждала тенденцию к динамическому развитию.
Культура России XVI в. носила ярко выраженный традиционалистский характер. Считалось, что все происходящее в мире — это отображение божественного « первообраза», наиболее четко запечатленного в древности. Впоследствии наступило «искажение» истины. При решении конкретных государственных вопросов в Боярской думе в расчет принимались не столько обстоятельства дела, сколько примеры из истории прошлого. Побеждал в споре не тот, кто предлагал рациональное решение вопроса, а тот, кто ссылался на более значимый случай из истории, связанный с известным государственным деятелем, лучше всего со святым, таким, как Александр Невский. Решающим аргументом было то, что надо делать «по отчине» или «по обычаю», т. е. точно так, как делали в ста- рину. Изменение традиций представлялось разрушительным для государства. «А которая земля обычаи переменяет,- писал боярин Берсень Беклемишев,- та земля недолго стоит».
В XVI в. Западная Европа переживала эпоху Возрождения сее великими научными и техническими открытиями, дальними путешествиями, появлением новых направлений вис-
кусстве, становлением в рамках христианства новых верований, таких, как протестантизм. Особенностью истории России было то, что традиционная культура сложилась здесь позднее, чем в Западной Европе. Это было связано прежде всего с затянувшейся колонизацией и татарским игом, повернувшим страну лицом на Восток и отторгнувшим ее от культурного мира Европы. Все это подрывало органическое развитие культуры. При этом уже с XV-XVI вв. возрастало культурное влияние Европы на Россию. В Москве появлялось все больше иноземцев. Распространялись новые идеи, обычаи — брить бороду и курить табак. Это активизировало силы традиционалистской реакции.
Иван Грозный с тревогой писал, что «обычаи в прежние времена после отца моего. и до настоящего времени поизша-талися». Предпринимались попытки возродить традиции идеальной древности. Одной из таких мер был Стоглавый собор 1551 г. Но сама ориентация на старину носила противоречивый характер. Дело в том, что в народной культуре XVI в. воспоминание о прошлом было связано с временами язычества. Правда, двоеверие к этому времени проявлялось уже менее ярко. Празднование Масленицы осознавалось в народе как грех. Но отношение к языческим богам было перенесено на иконы. В церкви до второй половины XVII в. у каждой семьи был «свой Бог», т. е. своя икона. За молитву на чужую икону полагался штраф. Потемневшую или разбитую икону не выбрасывали, а хоронили, как человека. «В наказание» за неисполненную просьбу икону, бывало, вешали вверх ногами или пороли розгами. Традиционалистская реакция означала не столько развитие традиционной православной культуры, сколько возрождение архаики.
Роль семьи в традиционном обществе. Основой незыблемости традиционной культуры, важнейшей социальной ячейкой традиционного общества была большая семья. Во главе ее стоял дед, или большак. Вместе с ним жили его сыновья со своими семьями и детьми, а также его братья со своим потомством. Общая численность такой большой семьи могла насчитывать несколько десятков человек. Большак в семье был выразителем традиционных ценностей, векового опыта народа. Поэтому его авторитет был непререкаем. Хотя собственность семьи считалась коллективной и вопросы решались на совете всех мужчин, последнее слово всегда оставалось за большаком. Власть большака в доме была священной, как власть царя в государстве. Он первый становился на молитву, резал и раздавал хлеб за едой, распределял работу между мужчинами. Работу по дому между женщинами распределяла жена большака.
Существование большой семьи было экономически выгодно в условиях средней полосы России, где короткое лето не-
редко заставляет почти одновременно проводить разные полевые работы. Способствовало сохранению большой семьи и то, что царские целовальники, бояре, монастырские служки предпочитали иметь дело не с отдельными мелкими семьями, а с большими родственными кланами, что облегчало сбор по-датей и повинностей. Связь с представителями власти у креп-ляла авторитет большака. Большие семьи составляли основу общины-волости. Их представители составляли волостной сход, выбирали целовальников, распределяли подати. Вместе с тем идеал отеческой власти являлся одной из основ власти царя, патриархального общественного строя.
Церковь официально утверждала мысль о физическом и духовном неравенстве между мужчиной и женщиной. Спасение после смерти для женщины обеспечивалось прежде всего -беспрекословным подчинением мужу, «жена бо мужа ради сотворена бысть, а не муж ради жены». Под власть мужчины в доме попадали и дети, которых женили чаще всего не по любви, а по хозяйственному расчету. Брак по любви предполагает осознание как ценности индивидуальных предпочте- ний, т. е. личностных качеств человека. Однако в традиционном обществе предпочтение отдается коллективу, а не личности. Власть главы семьи распространялась так далеко, что он мог продать в рабство или заложить жену и детей.
Особенностью культуры России до XVIII в. было отсутствие резкого противопоставления культуры «верхов» и «низов». Они были объединены общими ценностями традиционной культуры, которые при этом приспосабливались к разным условиям существования. Порой боярам было легче реализовать традиционный идеал, чем народу. Это положение коренным образом изменилось со времени реформ Петра I, когда культура господствующих классов была европеизирована, а культура народа оставалась традиционной.
В XVI в. многие православные обычаи были сильнее развиты у верхов общества. Именно для бояр предназначался первоначально созданный духовником Ивана Грозного Сильвестром «Домострой» — устав образцового поведения подданного Московского государства. Именно богатые люди первыми начали соблюдать в России обычай праздничного отдыха. Сначала днями общего отдыха были лишь главные, «двунадесятые» церковные праздники, затем престольные праздники и лишь в более позднее время — воскресенье. Еще в XVI- XVII вв. простые люди в эти дни, как правило, работали.
Бояре первые, вслед за царем и духовенством, стали начинать и завершать день молитвой, молиться перед едой, креститься на церкви и при входе в дом — на иконы. Наиболее ярко выражен был у царя и бояр традиционный распорядок дня Русской семьи. Вставали и ложились спать очень рано. При этом обязательным был послеобеденный сон. Одним из глав-
ных обвинений против Лжедмитрия I было, что он не спит после обеда, а значит, и не является православным. В полночь, напротив, было принято просыпаться и вставать на молитву. Ночная молитва считалась более угодной Богу, чем дневная.
Национальным обычаем стало в это время ношение взрослыми мужчинами бороды. После того как начал бриться отец Ивана Грозного Василий III,церковь официально осудила бритье как вероотступничество. Бреющиеся причислялись к «неверным». За них нельзя было молиться в церкви и даже ставить в их память свечи.
Традиционный образ жизни простого человека включал в себя норму непрестанного труда. Но при этом орудия труда и процесс производства оставались все теми же. Их изменение считалось предосудительным. Попытка введения новшеств, рост производительности труда, получение прибыли и обогащение вызывали сопротивление традиционных ценностей.
Традиционализм и модернизация. ВЕвропе XVI в. впервые появился идеологический механизм, /позволяющий преодолевать сопротивление традиционализма. В концепции спасения, принятой протестантизмом (в наиболее яркой форме его разновидностью — кальвинизмом), «избранность» человека Богом для спасения после смерти проявляется уже при жизни в том, что он наиболее удачлив в делах. Неудача в делах означает, что он навеки проклят Богом, не только на земле, но и на небе. Поэтому слова «счастливчик» и «неудачник» приобретали в устах протестантов новый смысл. Они становились клеймом, которое ставилось человеку на всю жизнь. С «проклятым» неудачником никто не хотел иметь дела. Люди боялись «заразиться» его неудачей. В эпоху, когда внешняя, общественная оценка деятельности человека была главной и ставилась гораздо выше внутренней, это заставляло людей уже с детства своим неустанным систематическим трудом, предприимчивостью, изобретательностью, финансовыми успехами убеждать окружающих в том, что именно он — избранник Бога, «счастливчик». Делать это было необходимо в рамках моральных норм, честности и справедливости, чтобы не прогневать Бога. Это позволяло постепенно разрушать традиционный характер экономики, заложило основы модернизации— промышленного развития и роста буржуазных отношений в обществе.
Понятно, что речь здесь идет лишь об общественном идеале, о том, что помогло обществу индивидуалистов, развиваясь, не превратиться при этом в чисто криминальную среду. Ведь цена прогресса была поистине страшной — распадались общинные и родовые связи, средства внешнего контроля за поведением человека утрачивали свое значение. Поэтому модернизация и криминализация общества шли рука об руку. В своей экспансии западная цивилизация разоряла целые
континенты. Лишь ориентация на общественный идеал удерживала ее от полного морального краха.
Ценности традиционного общества России были совсем иными. Очень важным в системе традиционной культуры был идеал нищенства, идея о том, что бедному легче войти в рай, чем богатому. Евангельская притча о двух Лазарях, развивающая эту тему, была одной из самых популярных в России. Наряду с идеалом «справного мужика» в русской культуре постоянно присутствовал идеал «нищего духом», юродивого или блаженного. Их считали наиболее близкими Богу, пророками и святыми. Купец, у которого юродивый брал что-нибудь в лавке, ничего при этом не заплатив, чувствовал себя ближе к Богу и гордился этим. На подаяние нищим расходовались огромные деньги. Юродивых боялись даже цари, которым только они говорили правду.
«Хождение в юрод» было одной из популярных в России форм покаяния за грехи. При этом здоровые, сильные мужчины одевались в лохмотья, надевали на себя цепи, уходили из дома и жили под открытым небом круглый год, спали на соломе, питались подаянием и говорили всем и каждому правду — вне зависимости от того, нравится это или нет. Часто за разоблачения юродивых преследовали, тайно убивали. Наиболее известным среди юродивых XVI в. был Василий Блаженный.
В этих условиях обогащение казалось русским людям делом неправедным и греховным. Формой покаяния в этом грехе была раздача щедрой милостыни нищим и монастырям. Особенно крупными были завещания бояр, по которым в собственность монастырей и патриарха переходили целые деревни. В результате к XVI в. монастыри стали крупнейшими земельными собственниками в России. Появились образцовые монастырские хозяйства с передовыми формами земледелия, новыми сортами сельскохозяйственных культур, развитой торговлей. Но в отличие от западноевропейского протестантизма, создававшего наследственную традицию предпринимательства и упорного, высокоэффективного труда, «монастырское предпринимательство» в России такой традиции не создавало. Идеалом глубоко верующих монахов все равно оставалось пустынножительство по образцу XIV в. Победа сторонников монастырского землевладения при Иване III была победой политической, но не духовной. Крестьяне богатых монастырей все равно ощущали себя грешниками. Они не чувствовали духовного превосходстванад нищими крестьянами из соседних деревень, которые вели традиционное хозяйство. Поэтому после уничтожения монастырского землевладения при Петре I и Екатерине II хозяйственные нововведения монастырей не нашли широкого использования.
Учись Учиться
Культура Московского централизованного государства
-
Tags:
- культура московского государства
- конспект лекции
- юродство
- тенденции в культуре
- централизованное государство
- история
- степенная книга
Культура Московского централизованного государства
1. Основные тенденции становления и развития Московского централизованного государства.
2. Характеристика основных тенденций в культуре XV–XVI веков.
3. Юродство как феномен культуры XV–XVI веков.
1. Основные тенденции становления и развития
Московского централизованного государства
К XIII – XIV векам наблюдается активный отток людей из южных и юго-западных земель на северо-восток и северо-запад.
1. Геополитическая. Северо-восточные и северо-западные земли были удалены от основных центров монголо-татарской агрессии, они были прикрыты южными и юго-западными землями.
2. Экономическая. Экономика северо-восточных и северо-западных земель развивалась в благоприятных условиях. В XIII – XIV веках здесь развивается вотчинское землевладение. Наиболее крупными землевладельцами становились монастыри. Эти обстоятельства во многом приводили к появлению новых городов, которые становились новыми культурными центрами. Появляются такие города как Москва, Коломна, Нижний Новгород, Тверь.
Возвышение Москвы на фоне других городов происходит за счет
– благоприятного географического положения (Москва располагалась в центре русских земель и была удалена от западных границ, что снижало риск нападения со стороны Польши);
– Москва имела выгодные политические и торговые связи (Новгородом, странами Западной Европы).
Окончательное объединение русских земель вокруг Москвы завершилось во время правления Ивана III и Ивана IV , когда к Москве присоединились Новгород (1478), Тверь (1485), Псков (1485), Вятка. Окончательные границы оформились к концу XVI столетия после покорения Сибири и присоединения Казанского ханства. В результате образовывается одно из самых крупных многонациональных государств в Западной Европе.
2. Характеристика основных тенденций в культуре XV – XVI веков
Важнейшей характеристикой культуры XV – XVI веков, вобравшей в себя ее основные тенденции, стала центростремительная тенденция (тенденция к объединению).
К концу XVI века государственное управление начинает приобретать черты самодержавства под влиянием следующих факторов:
– Иван III начинает именовать себя государем Всея Руси;
– складывается система административного деления Руси; система общерусского крепостного права; сословно-иерархическая структура общества;
– учреждается единая государева служба.
2. Искусство начинает выполнять в этот период идеологические задачи.
В архитектуре появляются попытки регламентировать строительство. В области живописи предпринимаются попытки регламентации посредством создания канонов, которым следует подражать.
В литературе создаются следующие произведения:
– «Великие Четьи Минеи митрополита Макария». Это 10-томное произведение, которое стало энциклопедией церковной литературы. Оно включало в себя поучения и житья святых (в т.ч. 60 новых житий, например Александра Невского, митрополита Иона и др.). Материал располагался по дням каждого месяца. Цель – идеологически закрепить идею объединения Руси.
– «Степенная книга». При создании данного источника предпринималась попытка систематизировать русскую историю, представленную в виде генеалогической последовательности от Рюрика до Ивана IV . Здесь были собраны биографии всех предков Ивана IV и высших представителей церкви. Образы всех правителей были представлены идеализированными, здесь подчеркивались только их свершения.
– должна была доказать право московских князей на управление русскими землями,
– призвана была убедить, что Московское государство играет значительную роль в международной политике.
– «Летописные своды». Это было огромное иллюстративное произведение, которое состояло из 10 тысячи листов с 17 тысячами иллюстраций. Своды охватывали события шире, чем предыдущая книга – от момента сотворения мира до образования Московского государства, что также способствовало утверждения официальной идеологии.
– «Домострой». Авторство приписывается Сильвестру. Это был свод предписанного поведения в быту и на службе. По аналогии с государственной моделью создавал идеальную модель семейной жизни. Также как и государь – отец для своих подданных, так и глава семьи является правителем дома, заботящимся о своих домочадцах. Он мог наставлять и наказывать их, поскольку воля старшего воспринималась как закон, и младшие должны были раболепно ему подчиняться. «Домострой» регламентировал жизнь человека, на всем лежала печать церковности, обряда. Человек здесь живет не своим умом, а согласно установленной догме.
Таким образом, государственное влияние на культуру выразилось в том, что она стала главным средством идеологического воспитания людей и способом государственного устроения. Искусство в этот период не просто действует в установленных рамках, но и всячески руководствуется ими.
3. Юродство как феномен культуры XV – XVI веков
Юродство возникает в обществе, в котором христианство является уже устоявшимся институтом, в условиях, когда церковная жизнь приобретает рутинный характер. В результате в христианском сознании возникает протест против самодовольного устоявшегося церковного быта.
Происхождение юродства:
1. Традиция ветхозаветных пророков – пророк вел себя неприлично, вызывающе, но он имел на это право, т.к. через него Бог разговаривает с людьми.
2. Традиция античных киников – киники были свободны от любых социальных условностей, но они говорили не от имени Бога, а от собственного имени. Богов киники презирали.
Юродивые на Руси соединили в себе эти две традиции, т.е. они с одной стороны говорили от имени Бога (как пророки), а с другой – несли личную ответственность за свои слова и поступки (как киники).
Юродивые на Руси признавались святыми, посланниками Бога только после смерти, при жизни это было не известно. Официально церковь решает, кого из юродивых канонизировать только после смерти. На последнем соборе в 1988 года была канонизирована Ксения Петербуржская.
Характерной чертой, атрибутом юродивых является «юродская провокация». Сущность «юродской провокации»: праведник, которого знает Бог, но таковым не признают люди, пытается спровоцировать людей на определенную агрессию. Юродивый ведет себя скандально и вызывающе, чтобы все присутствующие выразили к нему свое отношение. Своим поведением он пытается показать, что вещи, кажущиеся праведными на самом деле таковыми не являются.
Юродивый антисоциален в своем поведении, но он не пытается преобразовать общество. Юродивый показывает, что жить праведно в этом мире нельзя, т.к. церковными правилами нельзя познать божий помысел.
Юродивый сокрушает привычную социальную и церковную иерархию, поэтому появление юродства – это знак благополучия церковной и социальной жизни общества.
Именно поэтому феномен юродства распространяется на Руси к XV веку.
Отношение юродивых к власти. Юродивые всегда обличали власть (сначала князя, а потом царя). Русские правители боялись юродивых. Юродивый был призван сокрушать царскую власть. Но следует понимать, что царь боялся не конкретного человека, а божьего гнева, который может на него обрушиться.
Юродство как тип святости уходит из России в царствование Петра I .