Либерализация внешнеполитического курса

Либерализация внешнеполитического курса

На ХХ съезде КПСС была сформулирована новая внешнеполитическая концепция: необходимость мирного сосуществования государств с различным государственным строем и многовариантность путей построения социализма с одновременным подтверждением принципа «пролетарского интернационализма».

В документах съезда были сделаны выводы о возможности предотвращения новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму. Подчеркивалась верность Советского Союза принципам суверенитета и независимости во взаимоотношениях с государствами мира. В 1957 г. министром иностранных дел СССР был назначен А.А. Громыко.

Основные направления внешней политики:

  1. 1) развитие отношений со странами «социалистического лагеря»;
  2. 2) новый курс в отношениях со странами Запада;
  3. 3) поддержка стран «третьего мира»;
  4. 4) СССР в борьбе за мир и разоружение.

Экономические отношения социалистических стран, в том числе координация их народно-хозяйственных планов, осуществлялись через СЭВ. После принятия ФРГ в НАТО в противовес этому блоку в 1955 г. была создана Организация Варшавского Договора (ОВД) как военно-политическое объединение социалистических стран Европы.

Участниками Организации Варшавского Договора стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Организация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объединенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет.

Вместе с тем во взаимоотношениях государства все чаще появлялись конфликтные ситуации. Одна из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. С одной стороны, признаны многовариантность путей движения к социализму, суверенность и независимость стран Восточной Европы. С другой стороны, имели место попытки диктата и открытого военного вмешательства в дела независимых государств. Так, например, в июне 1953 г. советские войска принимали участие в подавлении выступлений трудящихся ГДР. После кризиса 1953 г. СССР отказался от получения с ГДР оставшейся суммы репараций, предоставил дополнительные кредиты и т. д. Серьезный кризис, вызванный процессом десталинизации в СССР, охватил в 1956 г. Польшу и Венгрию. В Польше советское руководство пошло на уступки, согласившись с программой реформ, предложенных В. Гомулкой, — кризис разрешился мирно. В Венгрии вспыхнуло антитоталитарное, но также и антикоммунистическое и антисоветское восстание. Организаторы выступления требовали, в частности, вывода советских войск с венгерской территории. Вспыхнувшее в Будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами государств — участников Организации Варшавского Договора.

В конце 50-х гг. осложнились отношения с Китайской Народной Республикой. Руководство КНР отвергло просьбу СССР о размещении на ее территории советских военных баз. В ответ Советский Союз отказался от выполнения подписанного ранее соглашения о сотрудничестве двух стран в области ядерной физики.

В начальный период хрущевской «оттепели» внешняя политика СССР велась в условиях напряженной международной обстановки. С начала 50-х гг. в США действовал закон, в соответствии с которым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалистическими государствами. Западные державы во главе с США продолжали создание военно-политических союзов (оформлен военно-политический блок в Юго-Восточной Азии — СЕАТО). Военно-политические блоки создавались для сдерживания влияния «социалистического лагеря» и национально-освободительного движения колониальных народов.

На протяжении 1954–1956 гг. были восстановлены дипломатические связи с Австрией и ФРГ, подписано соглашение о прекращении состояния войны с Японией, в сентябре 1959 г. Н.С. Хрущев встретился с Эйзенхауэром. Одним из главных вопросов отношений между Востоком и Западом оставалась проблема Германии. Здесь по-прежнему не были урегулированы вопросы границ ФРГ, кроме того, СССР препятствовал включению ФРГ в НАТО. Обострившиеся отношения между ФРГ и ГДР привели к кризисной ситуации. 13 августа 1961 г. на границе между двумя государствами была возведена так называемая Берлинская стена.

Новый поворот к «холодной войне», вызванный как разочарованием советской дипломатии в результативности ее «миролюбивых» устремлений и давлением военных на политиков, так и внутриполитической, усугубленной экономическими трудностями необходимостью поддержания образа «внешнего врага», произошел весной 1960 г., когда над территорией СССР был сбит американский разведывательный самолет. Дипломатическая игра с расчетом подорвать престиж США и президента Эйзенхауэра накануне очередных президентских выборов сорвала и его ответный визит в СССР, и встречу лидеров СССР, США, Великобритании и Франции в Париже. Начался новый виток конфронтации Востока и Запада. События 1961 г. в ГДР — демонстрации молодежи с требованиями свободного выезда в ФРГ и изменения политического строя страны — привели к возведению Берлинской стены и обострению ситуации вокруг Западного Берлина, который оставался одной из «болевых точек» мировой политики.

Своей кульминации «холодная война» достигла осенью 1962 г., когда разразился Карибский кризис. В феврале 1962 г. США установили полную экономическую блокаду Кубы. Весной 1962 г. Правительство СССР приняло решение о размещении на Кубе советских ракет с целью защитить Кубу от США, уменьшить преимущества США в ракетно-ядерном вооружении. Противостояние достигло пика в конце октября 1962 г. В течение нескольких дней мир был на грани ядерной войны между СССР и США. Вывод советских ракет с Кубы, американских — из Турции и обязательство США не прибегать к военной интервенции против Кубы позволили преодолеть конфликт. Между президентом Д. Кеннеди и Председателем Совмина Хрущевым была установлена на случай подобных кризисных ситуаций прямая телефонная связь.

В отношениях с капиталистическими странами СССР сделал ряд инициативных шагов: объявил мораторий на ядерные испытания и в одностороннем порядке провел серию сокращений вооруженных сил (с 5,8 млн человек в 1955 г. до 2,5 млн в 1960 г.), а также сокращение и ликвидацию отдельных видов обычных вооружений (например, надводного флота). Но при этом продолжалось наращивание и совершенствование более современных видов оружия: армия и флот переоснащались межконтинентальными баллистическими ядерными ракетами, строились атомные подводные лодки, в 1953 г. была создана советская водородная бомба.

В начале 60-х гг. внешняя политика СССР активизировалась, чему способствовало появление у СССР новейшего оружия. Активизация проявилась в поддержке национально-освободительного движения и предоставлении кредитов развивающимся странам.

Большое внимание уделялось развитию взаимоотношений с государствами «третьего мира» (развивающимися странами) — Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов (участие в сооружении металлургического комбината в Индии, Асуанской плотины в Египте и др.).

Особо доверительные отношения строились с теми из стран «третьего мира», которые были отнесены советской пропагандой к разряду «стран социалистической ориентации». Военная и дипломатическая помощь Вьетнаму в его борьбе за независимость, открытая поддержка Египта (вплоть до готовности послать советских добровольцев) в отражении в 1956 г. агрессии против него Великобритании, Франции и Израиля (из-за национализации Суэцкого канала), поддержка национально-освободительной войны Алжира в 1954–1962 гг. чрезвычайно повысили авторитет Советского Союза среди стран «третьего мира». СССР с большими стратегическими надеждами приветствовал революцию 1959 г. на Кубе, особенно после заявлений Ф. Кастро о социалистическом выборе острова Свободы, политически поддержал провозглашение независимости 17 африканскими странами в 1960 г. («год Африки»). Рассчитывая подтолкнуть их к выбору социалистического пути развития, Советский Союз предоставлял им практически безвозмездно экономическую помощь. Ошибочность подобных идеологических оценок и легковесных расчетов стала ясна уже в ближайшей исторической перспективе.

Мирная политика СССР проявилась в сокращении Вооруженных Сил (почти в два раза) и в прекращении (в 1958 г.) испытаний ядерного оружия. В 1958 г. начались переговоры между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний, продолжавшиеся 5 лет и завершившиеся подписанием договора. Вскоре к договору присоединились более 100 государств.

Либерализация внешнеполитического курса была тесно связана с появлением новых форм межгосударственных отношений. В частности, получили развитие прямые контакты руководителей СССР с главами других государств. Одну из задач своей деятельности в области внешней политики Н.С. Хрущев видел в том, чтобы добиться сокращения вооружений и прекращения испытаний ядерного оружия. Предпринимались попытки достигнуть договоренности с Западом по проблемам разоружения. Представители Советского Союза в ООН выступали с инициативами, направленными на сокращение обычных вооружений и запрещение ядерного оружия. В СССР осуществлены конкретные меры по разоружению: уменьшены военные расходы и численность вооруженных сил, введен мораторий на испытания атомного и водородного оружия. В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

Таким образом, в середине 50 — начале 60-х гг. либерализация курса наметилась и во внешней политике. Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств привели к кратковременному смягчению международной обстановки. Однако имперские претензии СССР вызвали ряд напряженных ситуаций как на Западе, так и на Востоке.

Либерализация внешнеполитического курса

Международные связи в 50-е годы

Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской «оттепели» велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. С начала 50-х годов в США действовал закон, в соответствии с которым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалистическими государствами. Западные державы во главе с США продолжали создание военно-политических союзов. Был оформлен союз, в состав которого вошли Великобритания и несколько стран Ближнею Востока (СЕНТО). Возник военно-политический блок в Юго-Восточной Азии (СЕАТО). Военно-политические блоки были призваны, в частности, сдерживать влияние «социалистического лагеря» в мире и национально-освободительное движение колониальных народов.

В середине 50-х годов создали свой военно-политический союз СССР и страны «социалистического лагеря». В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами. Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Организация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объединенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет.

Одним из последствий возникновения новых военно-политических блоков стало дальнейшее обострение международной обстановки. Для ослабления ее требовались иные, более гибкие дипломатические средства, новые, более продуманные подходы к решению мировых проблем. Становилась все более очевидной необходимость отказа от жесткой конфронтации в межгосударственных отношениях.

Читайте также  Самые влиятельные ханы татаро-монгольского ига

Руководство страны во главе с Н. С. Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира. В 1954—1956 гг. велись переговоры об установлении межгосударственных отношений с несколькими странами Европы и Азии. Результатом переговоров явилось восстановление дипломатических связей с Австрией и Федеративной Республикой Германии. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией (1956 г.). Между ними восстанавливались дипломатические и торговые отношения. Предпринимались меры по нормализации советско-югославских контактов. Подписанная в 1955 г. представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудничество сторон в области экономики, науки и культуры. К концу 50-х годов СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами.

Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами «третьего мира» (развивающимися странами) — Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов (участие в строительстве металлургического комбината в Индии, Асуанской плотины в Египте и др.). За время пребывания Н. С. Хрущева на посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР было построено в разных странах мира около 6000 предприятий.

Противоречия внешнеполитического курса

Новые подходы к решению внешнеполитических проблем четко определились в середине 50-х годов, после XX съезда КПСС. Съезд уделил большое внимание вопросам международной обстановки и перспективам мирового развития. В документах съезда были сделаны выводы о возможности предотвращения новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму. Подчеркивалась верность Советского Союза принципам суверенитета и независимости во взаимоотношениях с государствами мира. В 1957 г. министром иностранных дел СССР был назначен А. А. Громыко — профессиональный дипломат, длительное время представлявший интересы страны в ООН.

Вторая половина 50-х годов была временем дальнейшей активизации СССР на международной арене. Стабильный характер приобрели отношения с социалистическими государствами, к числу которых присоединилась Куба. Основными направлениями взаимного сотрудничества были: внешняя торговля, координация народнохозяйственных планов, контакты в области научно-технической политики, культурные связи. Главным центром межэкономических отношений оставался СЭВ. Возросла помощь Советского Союза в строительстве промышленных и других объектов на территории соцстран. Вместе с тем во взаимоотношениях государств все чаще появлялись конфликтные ситуации. Одна из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. С одной стороны, были признаны многовариантность путей к социализму, суверенность и независимость стран Восточной Европы. С другой стороны, имели места попытки диктата и открытого военного вмешательства в дела независимых государств. Так, например, в октябре 1956 г. советские войска приняли участие в подавлении антисоциалистического выступления в Венгрии. Организаторы выступления требовали, в частности, вывода советских войск с венгерской территории. Вспыхнувшее в Будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами государств — участников Организации Варшавского Договора.

В конце 50-х годов осложнились отношения с Китайской Народной Республикой. Руководство КНР отвергло просьбу СССР о размещении на ее территории советских военных баз. В ответ Советский Союз отказался от выполнения подписанного ранее соглашения о сотрудничестве двух стран в области ядерной физики. Возникли конфликты во взаимоотношениях с США. 1 мая 1960 г. в окрестностях Свердловска (Екатеринбурга) был сбит американский разведывательный самолет «У-2». Инцидент, произошедший незадолго до запланированной встречи Н. С. Хрущева с президентом США Эйзенхауэром, послужил причиной срыва встречи в верхах.

Недостаточно взвешенные и продуманные действия по оказанию военной помощи Кубе едва не привели мир на грань мировой войны (Карибский кризис). В 1962 г. правительство СССР договорилось с кубинским руководителем Ф. Кастро о размещении на Кубе ракет с ядерными боеголовками. В связи с начавшимися поставками ракет правительство США объявило о введении «карантина» на все виды направляемого на Кубу оружия. Оно потребовало демонтировать установленные ракеты, угрожая в противном случае нанести по ним ракетно-бомбовые удары. Предотвратить международный конфликт помогли лишь прямые переговоры президента США Дж. Кеннеди и Н. С. Хрущева.

Либерализация внешнеполитического курса была тесно связана с появлением новых форм межгосударственных отношений. В частности, получили развитие прямые контакты руководителей СССР с главами других государств. Одну из задач своей деятельности в области внешней политики Н. С. Хрущев видел в том, чтобы добиться сокращения вооружений и прекращения испытаний атомного оружия. Предпринимались попытки достигнуть договоренности с Западом по проблемам разоружения. Представители Советского Союза в ООН выступали с инициативами, направленными на сокращение обычных вооружений и запрещение ядерного оружия. В СССР были осуществлены конкретные меры по разоружению: уменьшены военные расходы и численность вооруженных сил, введен мораторий на испытания атомного и водородного оружия.

В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. В короткие сроки к Московскому договору присоединилось свыше ста государств. Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств привели к кратковременному смягчению международной обстановки.

В 1964 г. завершилась политика реформ, проводимых Н. С. Хрущевым. К этому времени неизмеримо увеличилось число противников этих реформ. Окрепла оппозиция Н. С. Хрущеву в рядах партийно-государственного аппарата. Непродуманность и спешка реорганизаций в сфере народного хозяйства умножили ряды его противников на периферии. Разрыв отношений с Китаем, инцидент с американским разведывательным самолетом активизировали критику в адрес внешней политики Н. С. Хрущева. Намеченные им планы демобилизации армии вызвали глубокое недовольство в Генеральном штабе.

Преобразования этого периода явились первой и наиболее значительной попыткой реформировать советское общество. Стремление руководства страны преодолеть сталинское наследие, обновить политические и социальные структуры удалось лишь отчасти. Осуществленные по инициативе сверху преобразования не принесли ожидаемого эффекта. Ухудшение экономической ситуации вызвало недовольство политикой реформ и се инициатором — Н. С. Хрущевым. В октябре 1964 г. Н. С. Хрущев был освобожден от всех занимаемых постов и отправлен в отставку.

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА

В середине 50-х годов создали свой военно-политический союз СССР и страны «социалистического лагеря».. Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объединенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью.

Руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира.. Результатом переговоров явилось восстановление дипломатических связей с Австрией и Федеративной Республикой Германии. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией (1956 г.). Между ними восстанавливались дипломатические и торговые отношения. Предпринимались меры по нормализации советско-югославских контактов. Подписанная в 1955 г. представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудничество сторон в области экономики, науки и культуры. К концу 50-х годов СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами.

Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами «третьего мира» (развивающимися странами) Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. построено в разных странах мира около 6000 предприятий.

Противоречия внешнеполитического курса.

Вместе с тем во взаимоотношениях государств все чаще появлялись конфликтные ситуации. Одна из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. имели место попытки диктата и открытого военного вмешательства в дела независимых государств. Так, например, в октябре 1956 г. в Венгрии. В конце 50-х годов осложнились отношения с Китайской Народной Республикой. Недостаточно взвешенные и продуманные действия по оказанию военной помощи Кубе едва не привели мир на грань мировой войны (Карибский кризис).

В частности, получили развитие прямые контакты руководителей СССР с главами других государств.

В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. В короткие сроки к Московскому договору присоединилось свыше ста государств. Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств привели к кратковременному смягчению международной обстановки.

Оценивая реформы Н.С. Хрущева в целом, необходимо отметить их отличительные особенности:

– реформы проводились в рамках административно-командной системы и не могли выйти за ее пределы;

– сами реформы подчас носили импульсивный и непродуманный характер, что приводило не к улучшению состояния в тех или иных сферах, а, наоборот, иногда запутывало и усугубляло положение.

46. Экономическая реформа 1965 г. («Косыгинская реформа»): причины введения, итоги и значение.

47. Внешняя политика СССР в 1953-1970-е гг.

Международное положение и внешняя политика СССР в 1953-1985гг.

Первое время после смерти Сталина членам «коллективного руководства» было не до внешней политики — шла ожесточеннейшая борьба за власть. Поэтому, несмотря на определенные расхождения в вопросах внешней политики (так, министр иностранных дел В. М. Молотов занимал гораздо более жесткую позицию по отношению к Западу, чем Г.М, Маленков (первым в мире (!) в марте 1954 г. заявивший о недопустимости ядерной войны) или Н. С. Хрущев), всеми овладело желание взять своего рода «тайм-аут» в международных отношениях. Следствием этого стало определенное смягчение дипломатии СССР, выразившееся в урегулировании многих давних конфликтов. Так, 27 июля 1953 г. было достигнуто перемирие в Корее, положившее конец трехлетней кровопролитной войне, а в июле 1954 г. в Женеве завершилась проходившая при участии СССР конференция по Индокитаю, которая оформила окончание боевых действий между вьетнамскими коммунистами во главе с Хо Ши Мином и французскими колониальными войсками генерала Леклерка. Была признана независимость Северного Вьетнама. В 1955—1956 г. было заявлено о прекращении состояния войны с Германией и Японией (мирных договоров заключено не было, отсюда до сих пор открыт вопрос о Южных Курилах). В сентябре 1955 г. в ходе официального визита в Москву первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра были установлены дипломатические отношений между СССР и ФРГ, домой возвратились оставшиеся в живых немецкие пленные. Незадолго перед этим, 15 мая 1955 г. страны-победительницы во II мировой войне договорились о выводе своих войск из Австрии в обмен на соблюдение ею строжайшего нейтралитета (подобное решение предлагалось и для Германии, но тут оно уже слишком запоздало). В июле 1955 г. произошла первая после Потсдама личная встреча глав стран-победительниц: СССР (Хрущев), США (Эйзенхауэр), Великобритании (Иден) и Франции (Фор), закончившаяся, правда, безрезультатно. Наконец, 17 апреля 1956 г. был распущен Коминформ. Однако эти новые тенденции отнюдь не означали наступление «эры пацифизма» в советской внешней политике. И после Сталина СССР по-прежнему жестко контролировал свою сферу влияния в Восточной Европе, не допуская там и малейших признаков неповиновения (советские войска в июле 1953 г. подавили волнения в Восточном Берлине) и увеличивал свои ядерные арсеналы (20 августа 1953 г. было официально объявленио об испытании в СССР первой в мире водородной бомбы, таким образом СССР не только догнал США в ядерной гонке, но и вышел вперед). 14 мая 1955 г. в ответ на вступление ФРГ в НАТО и воссоздание при поддержке западных держав, прежде всего США и Франции, немецкой армии (бундесвер), Советский Союз инициировал создание военного блока восточноевропейских держав — Организация Варшавского Договора (Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия). Так окончательно оформилась структура блокового противостояния между Востоком и Западом, расколовшая Европу. Окончательно рухнула надежда ряда умеренных политиков в обеих частях Европы о создании между противниками своеобразной «буферной зоны» из нейтральных государств (Швеция, Германия (-и), Австрия и Югославия).

Читайте также  Правление иван iv грозного

Смерть Сталина вызвала пересмотр отношений с такими социалистическими государствами, как Китай и Югославия. Отношения с КНР стали теперь для Советского Союза едва ли не самым приоритетным вопросом, а после визита Хрущева, Булганина и Микояна в Пекин (сентябрь — октябрь 1954 г.) между двумя странами установлены равноправные союзнические отношения. В качестве жеста доброй воли СССР отказался от своих прав на аренду Порт-Артура и эвакуировал с Квантунского полуострова свою военно-морскую базу, ликвидировал все смешанные советско-китайских предприятия с передачей их имущества в полную собственность Китая. Произошел также своеобразный раздел сфер влияния в мировом коммунистическом движении (СССР — Европа и Сев. Америка, Китаю — «третий мир»). Казалось, между двумя крупнейшими социалистическими державами установились самые безоблачные отношения. В июне 1955 г. с визита все тех же Хрущева, Булганина и Микояна в Белград (несмотря на сопротивление Молотова) и их переговоров с Тито началась нормализация советско-югославских отношений, разорванных при Сталине (окончательная нормализация- визит Тито в Москву в июне 1956 г.).

В условиях смягчения глобального противостояния в нейтральных странах возникает (апрель 1955 г.) т. н. Движение неприсоединения, участники которого декларировали свое неучастие разделившем мир соперничестве великих держав. Прежде СССР очень скептически относился к политике нейтралитета, действуя по принципу «кто не с нами — тот против нас». Однако уже в ходе визита Хрущева и Булганина в Индию, Бирму и Афганистан (ноябрь — декабрь 1955 г.) Советский Союз официально одобрил эту инициативу.

XX съезд КПСС официально утвердил идею о возможности и необходимости мирного сосуществования и соревнования двух систем, однако отнюдь не стал безоговорочным поворотом к сближению с Западом. Визит Хрущева в США в сентябре 1959 г., встречи советского лидера на улицах с простыми американцами, посещение большого числа американских городов, выступление в ООН (предложение о всеобщем и полном разоружении) и, наконец, выступление по телевидению, во время которого обращаясь к американской аудитории Хрущев заявил: «Ваши внуки будут жить при коммунизме!». Однако в период «холодной войны» отношения между двумя сверхдержавами развивались по своеобразной синусоиде. Периоды обострения отношений, когда, казалось, дело вот-вот должно дойти до «горячей» войны, сменялись периодами потепления и взаимного сближения, а те, в свою очередь, новыми приступами враждебности. Не был исключением и рассматриваемый период. Более того, американцы позднее говорили, что, несмотря на свою кажущуюся простоватость (а может быть как раз из-за нее), Хрущев был для них самым неудобным партнером (хуже Сталина!), так как в отличие от «отца народов» был, во-первых, абсолютно непредсказуем, а, во-вторых, азартен и не раз явно провоцировал американцев на враждебные действия. Именно Хрущев спровоцировал два едва ли не самых острых за всю историю «холодной войны» кризиса — Берлинский (второй) и, особенно, Карибский.

Берлинский кризис. СССР в лице Хрущева с конца 50-х гг. настаивал на том, чтобы весь Берлин стал свободным демилитаризованным городом, отделенным от остальной Германии полноценной границей. В конце 1958 г. Хрущев даже предъявил западным странам ультиматум, требуя принять его условия в течение 6 месяцев и обещая в противном случае предпринять односторонние меры.

СССР и ГДР придумали дикий по меркам цивилизованного мира, но абсолютно дипломатически корректный выход из этой тупиковой ситуации. 13 августа 1961 г. за одну ночь силами строительных частей Немецкой Народной Армии (ГДР) по периметру Западного Берлина исключительно на принадлежащей ГДР территории была возведена стена, ставшая впоследствии зримым воплощением разделившего Европу «железного занавеса». Хрущев воспринял исход второго Берлинского кризиса как свою победу.

Хрущёв сделал вывод, что согласие с текущим положением дел США означает, что они бятся. Следствием этих ошибочных умозаключений стал острейший Карибский кризис 1962г.

Карибский кризис— чрезвычайно напряжённое противостояние между Советским Союзом и Соединёнными Штатами относительно размещения Советским Союзом ядерных ракет на Кубе в октябре 1962. Кризису предшествовало размещение в 1961 году Соединёнными Штатами в Турции ракет средней дальности «Юпитер», напрямую угрожавших городам в западной части Советского Союза, доставая до Москвы и основных промышленных центров.

Кризис начался 14 октября 1962 года, когда самолёт-разведчик США в ходе одного из регулярных облётов Кубы обнаружил советские ракеты средней дальности Р-12. 22 октября Кеннеди выступил с обращением к народу, объявив о наличии на Кубе советского «наступательного оружия», из-за чего в США немедленно началась паника. Был введён «карантин» (блокада) Кубы.

Вначале советская сторона отрицала наличие на острове советского ядерного оружия, затем — уверяла американцев в сдерживающем характере размещения ракет на Кубе. В исполкоме всерьёз обсуждался силовой вариант решения проблемы и его сторонники убедили Кеннеди как можно скорее начать массированную бомбардировку Кубы. Однако очередной облёт U-2 показал, что несколько ракет уже установлены и готовы к пуску, и что подобные действия неминуемо привели бы к войне.

Президент США Джон Кеннеди предложил Советскому Союзу демонтировать установленные ракеты и развернуть всё ещё направлявшиеся к Кубе корабли в обмен на гарантии США не нападать на Кубу и не свергать режим Фиделя Кастро Председатель Совета Министров СССР и первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв согласился, и 28 октября начался демонтаж ракет. Карибский кризис продолжался 13 дней. Он имел чрезвычайно важное психологическое и историческое значение. Человечество впервые в своей истории оказалось на грани самоуничтожения. Разрешение кризиса стало переломным моментом в Холодной войне и началом разрядки международной напряжённости, что выразилось, в частности, в заключении 5 августа 1963 г. Договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах (кроме подземных). Это потепление сказывалась вплоть до 1968 г. и вошло в историю как «период разрядки».

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 831 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Либерализация внешнеполитического курса

Международные связи в 50-е годы. Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской «оттепели» велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. С начала 50-х годов в США действовал закон, в соответствии с которым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалистическими государствами. Западные державы во главе с США продолжали создание военно-политических союзов. Был оформлен союз, в состав которого вошли Великобритания и несколько стран Ближнего Востока (СЕНТО). Возник военнополитический блок в Юго-Восточной Азии (СЕАТО). Военно-политические блоки были призваны, в частности, сдерживать влияние «социалистического лагеря» в мире и национально-освободительное движение колониальных народов.

В середине 50-х годов создали свой военно-политический союз СССР и страны «социалистического лагеря». В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами. Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Организация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объединенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет.

Одним из последствий возникновения новых военно-политических блоков стало дальнейшее обострение международной обстановки. Для ослабления ее требовались иные, более гибкие дипломатические средства, новые, более продуманные подходы к решению мировых проблем.

Становилась все более очевидной необходимость отказа от жесткой конфронтации в межгосударственных отношениях.

Руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира. В 1954-1956 гг. велись переговоры об установлении межгосударственных отношений с несколькими странами Европы и Азии. Результатом переговоров явилось восстановление дипломатических связей с Австрией и Федеративной Республикой Германии. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией (1956 г.). Между ними восстанавливались дипломатические и торговые отношения. Предпринимались меры по нормализации советско-югославских контактов. Подписанная в 1955 г. представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудничество сторон в области экономики, науки и культуры. К концу 50-х годов СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами.

Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами «третьего мира» (развивающимися странами) — Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов (участие в сооружении металлургического комбината в Индии, Асуанской плотины в Египте и др.). За время пребывания Н.С. Хрущева на посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР было построено в разных странах мира около 6000 предприятий.

Противоречия внешнеполитического курса. Новые подходы к решению внешнеполитических проблем четко определились в середине 50-х годов, после XX съезда КПСС. Съезд уделил большое внимание вопросам международной обстановки и перспективам мирового развития. В документах съезда были сделаны выводы о возможности предотвращения новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму. Подчеркивалась верность Советского Союза принципам суверенитета и независимости во взаимоотношениях с государствами мира. В 1957 г. министром иностранных дел СССР был назначен А.А. Громыко — профессиональный дипломат, длительное время представлявший интересы страны в ООН.

Читайте также  Рабочие делегации в ссср

Вторая половина 50-х годов была временем дальнейшей активизации СССР на международной арене. Стабильный характер приобрели отношения с социалистическими государствами, к числу которых присоединилась Куба. Основными направлениями взаимного сотрудничества были: внешняя торговля, координация народнохозяйственных планов, контакты в области научно-технической политики, культурные связи. Главным центром межэкономических отношений оставался СЭВ. Возросла помощь Советского Союза в строительстве промышленных и других 463 объектов на территории соцстран. Вместе с тем во взаимоотношениях государств все чаще появлялись конфликтные ситуации. Одна из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. С одной стороны, были признаны многовариантность путей к социализму, суверенность и независимость стран Восточной Европы. С другой стороны, имели место попытки диктата и открытого военного вмешательства в дела независимых государств. Так, например, в октябре 1956 г. советские войска приняли участие в подавлении антисоциалистического выступления в Венгрии. Организаторы выступления требовали, в частности, вывода советских войск с венгерской территории. Вспыхнувшее в Будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами государств — участников Организации Варшавского Договора.

Военные действия. Основные события борьбы
Сразу после разгрома под Клушином, шведские войска направились в Новгород. После написания письма шведскому королю Яков Делагарди послал Эверта Горна к Нарве, чтобы повсюду разместить сторожевые посты. В то время Германн Врангель уже довольно сильно стеснил осадой Ивангород: некоторые были посланы туда на помощь Врангелю, другие осталис .

Развитие СССР в 1953-1964 гг
1953-1964 годы вошли в историю как время хрущевской «оттепели». В этот период начались процессы либерализации во внутренней и внешней политике. Велись преобразования в экономической и политической сферах. Шло духовное возрождение общества. Реформы, проводимые сверху, были непоследовательны и противоречивы. Они встречали непонимание и с .

Польские крестьяне-переселенцы и католические церкви
С 1890 по 1918 гг. происходило насильственное и добровольное переселение из западных губерний. В Сибирь в поисках лучшей доли и свободных земель устремились польские крестьяне. Этот поток усилился в годы столыпинской аграрной реформы. Именно в этот период было образовано десять польских деревень и около 70 хуторов. Наиболее крупные из н .

3. Либерализация внешнеполитического курса советского государства.

На ХХ съезде КПСС была сформулирована новая внешнеполитическая концепция: необходимость мирного сосуществования государств с различным общественным строением и многовариантности путей построения социализма на основе принципа пролетарского интернационализма. В решениях съезда были сделаны выводы о возможности предотвращения новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму.

В области внешней политики определялись основные направления:

— отношения со странами социалистического лагеря;

— проблемы со странами Запада;

— поддержка стран «третьего мира»;

— СССР в борьбе за мир и разоружение.

Экономические отношения между социалистическими странами регулировались через Совет Экономической Взаимопомощи / СЭВ /, а военно-политические в рамках Организации Варшавского Договора / ОВД /, созданной в 1955 г. Страны, вошедшие в это военно-политическое объединение, обязывались разрешать возникающие международные конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам.

Во взаимоотношениях стран социалистического содружества имели место конфликтные ситуации, которые были обусловлены политикой диктата и открытого военного вмешательства в дела независимых государств. Например, в июне 1953 г. советские войска принимали участие в подавлении выступлений трудящихся ГДР. Процесс десталинизации в СССР вызвал кризисную ситуацию в 1956 г. в Польше и Венгрии. Если в Польше кризис разрешился мирно, то в Венгрии вспыхнуло антитоталитарное, антикоммунистическое и антисоветское восстание, которое было подавлено объединенными вооруженными силами Организации Варшавского Договора.

В 50-х гг. осложнились отношения СССР с КНР, руководство которого отвергло просьбу о размещении на ее территории советских военных баз. В связи с чем Советский Союз отказался от выполнения подписанного ранее соглашения о сотрудничестве двух государств в области ядерной физики.

Характерным для внешней политики СССР на начальном этапе правления Н.Хрущева было то, что она проводилась в условиях напряженной международной обстановки.

Страны, получившие от США помощь, должны были прервать всякие торговые отношения с социалистическими государствами. Западные страны во главе с США для сдерживания социалистического лагеря и национально-освободительных движений создают новый военно-политический блок в Восточной Азии – СЕАТО.

С 1954 по 1956 гг. дипломатией Советского Союза были достигнуты некоторые позитивные результаты. В частности, были восстановлены дипломатические отношения с Австрией и ФРГ; подписано соглашение о прекращение состояния войны с Японией. В сентябре 1959 г. Н. Хрущев встретился с американским президентом Эйзенхауэром. Лидеры СССР и США обсуждали главный вопрос в области взаимоотношений между Востоком и Западом – проблему Германии, т.е. урегулирование границ между ФРГ и ГДР. В то же время СССР препятствовал вступлению ФРГ в военно-политический блок НАТО.

Отношения между ФРГ и ГДР приобрели кризисный характер, результатом чего стало возведение между двумя государствами 13 августа 1961 г. так называемой берлинской стены.

Новый поворот в «холодной войне» произошел весной 1960 г., когда над территорией СССР был сбит американский разведывательный самолет. Это событие сорвало ответный визит президента США в СССР и встречу глав государств СССР, США, Великобритании и Франции в Париже. Начался новый виток конфронтации Востока и Запада, высшая точка которого приходится на осень 1962 г., когда разразился «карибский кризис». Размещение советских ракет на Кубе поставило мир на грань ядерной войны между СССР и США. Только благодаря здравому смыслу президент США Д. Кеннеди и Председатель СМ СССР Н. Хрущев стали на путь мирного разрешения кризисной ситуации.

Для нормализации международной обстановки СССР предпринял ряд инициатив:

— объявил мораторий на ядерные испытания и в одностороннем порядке провел серию сокращений вооруженных сил / с 5,8 млн. чел. в 1955 г. до 2,5 млн. в 1960 г. /;

— сократил и ликвидировал отдельные виды обычных вооружений / надводного флота /.

Но при этом СССР продолжил наращивание и совершенствование более современных видов оружия – межконтинентальных баллистических ракет и атомного подводного флота.

Активизации внешней политики СССР в 60-е гг. способствовало появление в нашей стране нового оружия. СССР стал более активно поддерживать национально-освободительные движения и предоставлять кредиты развивающимся странам.

Либерализация внешнеполитического курса была связана с появлением новых форм межгосударственных отношений:

— получили развитие прямые контакты руководителей СССР с главами других государств. После трудных переговоров в 1963 г. в Москве был подписан договор между СССР, США и Англией о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Это был первый договор по ограничению стратегических вооружений.

В целом же к середине 60-х гг. произошла определенная стабилизация международных отношений. Однако имперские претензии США и СССР вызвали ряд напряженных ситуаций, как на Западе, так и на Востоке.

Таким образом, в области внутренней и внешней политики советское руководство во главе с Н.С.Хрущевым допускало некоторые волюнтаристские подходы, что не могло не оказать отрицательного влияние на решение многих проблем в данных областях.

Все это, в конечном итоге предопределило политическое поражение Н.С.Хрущева в октябре 1964 г.

К причинам политической отставки Н.С.Хрущева необходимо отнести следующее:

— Н.Хрущев лишился поддержки почти всех социальных слоев советского общества. Рабочие были крайне недовольны повышением в 1962 г. цен на мясо и масло, а так же дефицитом товаров. Все это привело к новочеркасским и карагандинским событиям.

— крестьянство и рабочие совхозов были недовольны жесткими ограничениями личного подсобного хозяйства, подрывом экономики колхозов в результате больших затрат на выкуп техники у МТС, линией на ликвидацию частных паров и посевов многолетних трав, недостатком промышленных товаров и т.д.

— у интеллигенции вызвали протест начавшиеся гонения на видных писателей и художников / А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, художников-абстракционистов Э. Неизвестного и Б. Жутовского /. Уже на пенсии Хрущев пересмотрел многие свои взгляды на культуру. В своих воспоминаниях он писал: «… Наиболее страдающая категория советского населения – наша интеллигенция… У нас… крайне жесткая цензура… Нельзя… административно-полицейскими мерами бороться против того, что возникает в среде творческой интеллигенции: ни в живописи, ни в культуре, ни в музыке, ни в чем. Нельзя ни с какой музыкой бороться административными путями. Пусть к ней выразит свое отношение сам народ… Обязательно надо смелее предоставить возможность творческой интеллигенции высказываться, действовать, творить. Творить!»

— партийный аппарат был недоволен, во-1-х, разделением в 1962 г. партийных организаций на промышленные и сельские, что привело к ослаблению связи между промышленностью и сельским хозяйством; во-2-х, партийная бюрократия видела, что серьезную угрозу для нее представляют введенные в 1961 г. на ХХII съезде партии нормы систематического обновления всех органов коммунистической партии; в 3-х, партийный аппарат раздражали частые и резкие нападки руководства на партийных чиновников;

— руководящие кадры промышленных и сельскохозяйственных предприятий выступали против административного диктата и бесконечных реорганизаций;

— в армии были крайне недовольны смещением Жукова и резким сокращением армии без создания необходимых материально-бытовых условий уволенным в запас офицерам;

— среди народа вызывали крайнее раздражение всемерное восхваление со стороны бюрократии заслуг Хрущева, его широковещательные декларации о том, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме, а так же призывы, что в ближайшие годы СССР догонит и перегонит наиболее развитые капиталистические страны по производству продукции на душу населения и т.д.

Итак, при всей прогрессивности многих шагов Хрущева он был сыном сталинской эпохи, поэтому не смог сразу отбросить ее предрассудки, ее методы и приемы подхода к делу. Все это в конечном итоге предопределило политическое поражение Н.С. Хрущева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: