Восточная европа в Х веке («племена», пути, предгородские центры)

Народы и государства Восточной Европы в древности Восточноевропейские государства имеют долгую и непростую историю становления. Активное заселение различными народностями начало происходить на рубеже

Народы и государства Восточной Европы в древности

Восточноевропейские государства имеют долгую и непростую историю становления. Активное заселение различными народностями начало происходить на рубеже 2-1 веков до нашей эры. Историки связывают это с началом использования обработки железа, что позволило повысить экономическую производительность.

Первыми поселенцами на восточной территории Европы были киммерийцы. По словам древнегреческого историка Геродота, они заселяли преимущественно Приазовье. Также для этих мест характерны названия населенных пунктов, например: Киммерийский Боспор, область Киммерия или переправы Киммерийские. Археологами обнаружены захоронения киммерийцев, умерших в результате конфликтов на Днестре со скифами.

В степях и лесостепях жили ираноязычные и индоевропейские племена – скифские народы и сарматы. В лесах основались протобалтийские и праславянские народы, а ближе к северной территории восточноевропейской стороны проживали финно-угорские народности.

В 8 веке до нашей эры восточноевропейская территория заинтересовала греков. Территории скифов постепенно захватывались греческими колонистами. Появилось множество колоний, основным преимуществом пользовались торговые города Фанагория, Херсонес, Феодосия, Ольвия и другие. Они располагались вдоль Черного моря и Керченского пролива и имели удобный торговый путь. Впоследствии греки объединили свои колонии в Боспорское царство. Античные города-государства принесли в восточную Европу свою культуру, материальные и духовные ценности, оказывали влияние на экономическое развитие.

Племена, населявшие древнюю Восточную Европу, не имели собственную письменность, исключением были племена готов. Об историческом развитии этих территорий можно судить только по произведениям авторов античности и археологическим находкам и иследованиям.

Скифы, проживающие на севере от Черного моря, вели успешную торговлю с греческими колониями. В основном скифы поставляли на рынок продукты земледелия и скотоводства. Развивались и множество различных ремесел. В 7-5 веке до нашей эры они населяли территорию Кубани, побережье реки Дон, а также проживали в Тамани.

В 3-2 веке до н. э. народы сарматов постепенно вытесняют скифов с территории бассейна Дона до низовьев побережья Дуная. Во 2 веке Причерноморская и Прикаспийская территория практически полностью принадлежала племенам стали сарматы.
В то же время на территории скифов периодически совершали набеги германские племена, называющие себя готами. Продвижение племен готов 2-4 веков нашей эры на север побережья Черного моря из Скандинавии, позволило им подчинить и присоединить к себе территории склавинов, антов и венетов. В 4 веке нашей эры, во главе с вождем Германарих, германские народы готов смогли занять почти всю восточную территорию Европы. В то время в державу племен готов входило множество различных народов: славянские, сарматские и фракийские племена.
С 1 век до н. э.- 4 века н. э. произошло переселение народов Евразии, которое впоследствии назвали великим. Оно затронуло славянские, германские, тюркоязычные и иранские народы, расселившиеся по евразийской территории. Переселение племен позволило перейти из античной цивилизации к средневековому обществу и полностью сменило этническую карту Европы.

Царство готов заняли гунны – народы из монгольской степи. Тюркоязычные племена долгое время оставались кочевниками. С 4 по 5 век эти племена вели военные действия. Центром гуннов считался Паннония (Венгрия). В их державе проживали и германские и славянские народности. Но со смертью вождя Атиллы в 454 году нашей эры царствование гуннов распалось на две части: одни основались в Причерноморье, другая часть ушла дальше на восток.

В 5-7 века нашей эры славянские племена, проживающие на побережьях Вислы и Дуная, расселяются по территории Восточной и Центральной Европы и занимают Балканский полуостров. Территориальная община из малых семей во времена расселения заменила родовую общину. Распались родоплеменные отношения. Отдельные племена стали объединятся в союзы. В 8-9 веке возникают основные протогосударственные центры, состоящие из нескольких соединенных союзов племен. Одними из самых важных можно выделить Новгород и Киев.
В 6 веке из Азии на Венгерскую равнину пришли авары. Они периодично нападали на славян, вели бои с Византией и Западной Европой. Аварское государство прожило до 9 века, но потерпев поражение в войне с франками, государство распалось.

В 7 веке на территории Северного Кавказа, Нижней и Средней Волги, Крыма и Приазовья появилось Хазарское государство. Самыми крупными городами считали Беленджер, Итиль, Семендер и Таматарха. В основном они использовали в своей деятельности торговые пути и занимались торговлей рабами.

Позже появилась Волжская Булгария, состоящая из финно-угорских племен и булгарских народов. После нападения монголо-татар в 1236 году, булгары стали постепенно исчезать с побережья Волги.

В 9 веке между Доном и Днепром жили печенеги, воевавшие с Русью и хазарами. Князь Игорь с печенегами пошел на Византию, но после конфликта между народами началась длительная война. В 1019 и 1036 годах после ударов на печенегов Ярославом Мудрым, они стали вассалами Руси.

В 11 веке пришли половцы, ранее проживавшие в Казахстане. Совершая набеги на караваны торговцев, они смогли завоевать территории от Днепра к Волге. От их власти страдала как Русь, так и Византия. После поражения в битве с Владимиром Мономахом, половцы отступили за Волгу дальше Урала и Закавказья.

Исследования археологов дают основания утверждать, что племена, проживающие на восточной территории Европы в древности, занимались обрабатыванием земель. На раскопках были найдены колосья различных злаковых растений. У народов Европы также было развито скотоводство и рыболовство. Постепенно развивалось ремесло. Разнообразие народов, населявших эти территории, повлияло на развитие культуры, духовные и материальные ценности.

Народы Восточной Европы: состав, культура, история, языки

Страны Восточной Европы – это природно-территориальный массив, расположившийся между Балтикой, Черным и Адриатическим морем. Основную часть населения Восточной Европы составляют славяне и греки, а в западной части материка преобладают романские и германские народы.

Страны Восточной Европы

Восточная Европа – историко-географический регион, который включает следующие страны (по классификации Организации Объединенных Наций):

  • Польшу.
  • Чехию.
  • Словакию.
  • Венгрию.
  • Румынию.
  • Болгарию.
  • Белоруссию.
  • Россию.
  • Украину.
  • Молдавию.

История становления и развития восточноевропейских государств – это долгий и непростой путь. Формирование региона началось еще в доисторическую эпоху. В первом тысячелетии нашей эры происходило активное заселение Восточной Европы населением. В дальнейшем формировались первые государства.

Народы Восточной Европы имеют очень сложный этнический состав. Именно этот факт стал причиной того, что в этих странах часто случались конфликты на этнической почве. Сегодня в регионе преобладающее место занимают славянские народы. О том, как формировались государственность, население и культура Восточной Европы, далее.

Первые народы на территории Восточной Европы (до нашей эры)

Самыми первыми народами Восточной Европы принято считать киммерийцев. Древнегреческий историк Геродот говорит о том, что киммерийцы жили в первом и втором тысячелетии до нашей эры. Киммерийцы заселяли преимущественно Приазовье. Свидетельством тому являются характерные названия (Боспор Киммерийский, Киммерийские переправы, область Киммерия). Обнаружены и могилы киммерийцев, погибших в столкновениях со скифами на Днестре.

В VIII веке до нашей эры на территории Восточной Европы было много греческих колоний. Были основаны такие города: Херсонес, Феодосия, Фанагория и другие. В основном все города были торговыми. В причерноморских населенных пунктах была достаточно хорошо развита духовная и материальная культура. Археологи по сей день находят свидетельства, подтверждающие данный факт.

Следующим народом, населяющим восточную Европу в доисторический период, были скифы. О них нам известно из трудов Геродота. Они проживали на северном побережье Черного моря. В VII-V веке до нашей эры скифы распространились на Кубань, Дон, появились в Тамани. Скифы занимались скотоводством, земледелием, ремеслами. Все эти сферы были у них развиты. Вели торговлю с греческими колониями.

Во II веке до нашей эры на землю скифов пробрались сарматы, разбили первых и заселили территорию Причерноморья и Прикаспия.

В этот же период в причерноморских степях появились готы – германские племена. Долгое время они притесняли скифов, но только в IV веке нашей эры им удалось полностью их вытеснить с этих территорий. Их вождь — Германарих тогда занял практически всю Восточную Европу.

Народы Восточной Европы в древности и Средние века

Царство готов просуществовало сравнительно недолго. Их место заняли гунны, народ из монгольских степей. С IV-V век вели они свои войны, но в итоге их союз распался, часть осталась в Причерноморье, другие ушли на восток.

В VI веке появляются авары, они так же как и гунны пришли из Азии. Их государство располагалось там, где сейчас Венгерская равнина. До начала IX века просуществовало аварское государство. Авары часто сталкивались со славянами, о чем говорит «Повесть временных лет», нападали на Византию и Западную Европу. В итоге их разгромили франки.

В седьмом веке образовалось Хазарское государство. Северный Кавказ, Нижняя и Средняя Волга, Крым, Приазовье были во власти хазар. Беленджер, Семендер, Итиль, Таматарха – самые крупные города Хазарского государства. В хозяйственной деятельности упор был сделан на использование торговых путей, которые проходили по территории государства. Занимались и работорговлей.

В VII веке появилось государство Волжская Булгария. Ее населяли булгары и финно-угры. В 1236 году булгары подверглись нападению монголо-татар, в процессе ассимиляции эти народы стали исчезать.

В IX веке между Днепром и Доном появились печенеги, они воевали с хазарами и Русью. Князь Игорь ходил с печенегами на Византию, но потом между народами произошел конфликт, который перерос в длительные войны. В 1019 и 1036 годах Ярослав Мудрый нанес удары печенежскому народу, и они стали вассалами Руси.

В XI веке из Казахстана пришли половцы. Они совершали набеги на торговые караваны. К середине следующего столетия их владения простирались от Днепра до Волги. С ними считались и Русь, и Византия. Сокрушительное поражение им нанес Владимир Мономах, после чего они отступили на Волгу, за Урал и Закавказье.

Славянские народы

Первые упоминания о славянах появляются примерно в первом тысячелетии нашей эры. Более точное описание этих народов приходится на середину того же тысячелетия. Называют их в это время словенами. Византийские авторы говорят о славянах на Балканском полуострове и в Подунавье.

В зависимости от территории проживания славян разделили на западных, восточных и южных. Так, южные славяне расселились на юго-востоке Европы, западные славяне – в Центральной и Восточной Европе, восточные – непосредственно в Восточной Европе.

Именно в Восточной Европе славяне ассимилировались с финно-угорскими племенами. Славяне Восточной Европы были самой многочисленной группой. Восточные изначально делились на племена: поляне, древляне, северяне, дреговичи, полочане, кривичи, радимичи, вятичи, ильменские словене, бужане.

Сегодня к восточнославянским народам относятся русские, белорусы, украинцы. К западным славянам — поляки, чехи, словаки и другие. К южным славянам принадлежат болгары, сербы, хорваты, македонцы и так далее.

Современное население Восточной Европы

Этнический состав населения восточной Европы неоднородный. Какие национальности там преобладают, а какие в меньшинстве, рассмотрим далее. В Чехии проживают 95% этнических чехов. В Польше – 97% составляют поляки, остальные цыгане, немцы, украинцы, белорусы.

Маленькой, но многонациональной страной является Словакия. Десять процентов населения – венгры, 2% -цыгане, 0,8% — чехи, 0,6% –русские и украинцы, 1,4% составляют представители других народностей. Население Венгрии на 92 процента состоит из венгров или, как их еще называют мадьяров. Остальная часть — это немцы, евреи, румыны, словаки и так далее.

Румыны составляют 89% населения Румынии, на втором месте венгры – 6,5%. В составе народов Румынии также есть украинцы, немцы, турки, сербы и другие. В составе населения Болгарии на первом месте болгары – 85,4%, на второй позиции – турки 8,9%.

В Украине 77% населения — украинцы, 17% — русские. Этнический состав населения представлен крупными группами белорусов, молдаван, крымских татар, болгар, венгров. В Молдавии основное население составляют молдаване, на втором месте украинцы.

Самые многонациональные страны

Самой многонациональной среди стран Восточной Европы является Россия. Здесь проживают более ста восьмидесяти национальностей. На первом месте русские. В каждом регионе есть коренное население России, например, чукчи, коряки, тунгусы, дауры, нанайцы, эскимосы, алеуты и другие.

Более ста тридцати наций проживает на территории Беларуси. Большую часть (83%) составляют белорусы, затем русские — 8,3 %. Цыгане, азербайджанцы, татары, молдаване, немцы, китайцы, узбеки также есть в этническом составе населения этой страны.

Как развивалась Восточная Европа?

Археологические исследования на территории Восточной Европы дают картину постепенного развития этого региона. Находки археологов говорят о присутствии здесь людей с самой древности. Племена, населяющие эту территорию, вручную обрабатывали свои земли. При раскопках ученые находили колосья различных злаков. Занимались и скотоводством, и рыболовством.

Культура: Польша, Чехия

В каждом государстве есть свои традиции и обычаи. Культура народов Восточной Европы разнообразна. Польская корнями уходит к культуре древних славян, но большое значение на нее оказали и западноевропейские традиции. В сфере литературы Польшу прославили Адам Мицкевич, Станислав Лемм. Население Польши в большинстве своем католики, их культура и традиции неразрывно связаны с канонами религии.

Читайте также  Положение сербского и румынского народов в середине 20-х годов

Чехия всегда сохраняла свою самобытность. На первом месте в сфере культуры находится архитектура. Здесь много дворцовых площадей, замков, крепостей, исторических памятников. Литература в Чехии получила свое развитие лишь в девятнадцатом веке. Чешскую поэзию «основал» К.Г. Маха.

Живопись, скульптура и архитектура в Чехии имеет многовековую историю. Миколаш Алеш, Альфонс Муха – наиболее известные представители этого направления. Есть множество музеев и галерей в Чехии, среди них уникальные – Музей пыток, Национальный музей, Еврейский музей. Богатство культур, их сходство — все это имеет значение, когда заходит речь о дружбе соседних государств.

Культура Словакии и Венгрии

В Словакии все торжества неразрывно связаны с природой. Национальные праздники Словакии: праздник Трех Царей, аналогично масленице – вынесение Марены, праздник Люции, Майское дерево. В каждом регионе Словакии есть свои народные обычаи. Резьба по дереву, живопись, ткачество – основные занятия в сельской местности в этой стране.

Музыка и танцы стоят на первом месте в культуре Венгрии. Здесь часто проходят музыкальные и театральные фестивали. Еще одна отличительная особенность – венгерские бани. В архитектуре преобладают романский, готический стиль и барокко. Культуре Венгрии присущи народные промыслы в виде вышитых изделий, изделий из дерева и кости, настенных панно. В Венгрии повсеместно расположены культурные, исторические и природные памятники мирового значения. В плане культуры и языка на соседние народы оказала влияние Венгрия: Украина, Словакия, Молдова.

Румынская и болгарская культура

Румыны в основном православные. Эту страну принято считать родиной европейских цыган, что наложило свой отпечаток и на культуру.

Болгары и румыны являются православными христианами, поэтому их культурные традиции схожи с другими восточноевропейскими народами. Самое древнее занятие болгарского народа – виноделие. На архитектуру Болгарии оказала влияние Византия, особенно в культовых зданиях.

Культура Белоруссии, России и Молдавии

На культуру Белоруссии и России повлияло в значительной мере православие. Появились Софийский собор, Борисоглебский монастырь. Широко развито здесь декоративно-прикладное искусство. Ювелирное, гончарное и литейное дело распространены во всех частях государства. В XIII веке здесь появились летописи.

Культура Молдавии развивалась под влиянием Римской и Османской империй. Свое значение имела близость в происхождении с народами Румынии, Российской империи.

Культура России занимает огромный пласт в восточноевропейских традициях. Она представлена очень широко и в литературе, и в искусстве, и в архитектуре.

Связь культуры и истории

Культура Восточной Европы неразрывно связана с историей народов Восточной Европы. Это симбиоз различных устоев и традиций, которые в разное время оказывали влияние на культурную жизнь и ее развитие. Направления в культуре Восточной Европы во многом зависели и от вероисповедания населения. Здесь это были православие и католичество.

Языки народов Европы

Языки народов Европы относятся к трем главным группам: романская, германская, славянская. Славянская группа включает тринадцать современных языков, несколько мелких языков и диалектов. Они являются основными в Восточной Европе.

Русский, украинский и белорусский входят в восточную славянскую группу. Основные диалекты русского языка: северный, центральный и южный.

В украинском есть карпатские наречия, юго-западные и юго-восточные. Влияние на язык оказало долгое соседство Венгрии и Украины. В белорусском языке присутствует юго-западное наречие и минский диалект. В западнославянскую группу входят польский и чехословацкие наречия.

Несколько подгрупп выделяют в южнославянской группе языков. Так, есть восточная подгруппа с болгарским и македонским. К западной подгруппе относятся сербскохорватский язык и словенский.

Официальным языком в Молдавии является румынский. Молдавский язык и румынский, по сути, один и тот же язык стран-соседей. Поэтому он и считается государственным. Разница лишь в том, что у румынского больше заимствовано из западных стран, а у молдавского языка — из России.

Размещение основных племен на территории Восточной Европы

Восточные славяне и их соседи в VIII-XI вв.

Наиболее достоверную картину расселения славянских и других племен Восточной Европы дает Повесть Временных лет. И хотя возникла она в начале XII в., хронологически описание относится к более раннему времени — ко второй половине первого тысячелетия нашей эры. Если древнейшие сведения о народах основаны на библейских легендах, которые нужны были летописцу для обоснования принадлежности славян к группе европейских народов, установления исторических связей между народами и выяснения ряда других вопросов, то описание племен восточных славян отличается конкретностью и точностью. Подтверждение этому мы находим при сопоставлении Повести Временных лет с другими письменными источниками как русского, так и иноземного происхождения, а также с археологическими, этнографическими и другими данными. Наложение на карту этих материалов дает нам следующую картину.

Район лесостепной области Поднепровья, между устьями рек Десны и Роси, занимало племя полян. Летописец объясняет их название местоположением: «зане в поли седяху».

К западу от полян. Правобережную Украину, Полесье, течения рек Тетерев, Уж, Уборть, Случь, Горынь, Стырь, т. е. район к югу от р. Припяти, населяли древляне. Летописец подчеркивает географическое отличие этого района, отмечая, что древляне «седоша в лесех».

К северу от древлян, «межю Ирипетью и Двиною» лежала область расселения дреговичей, которые по Западной Двине соприкасались с племенем полочан. О последних летописец говорит, что они «седоша на Двине и нарекошася полочане речьки ради яже втечеть в Двину,— именем Полота.

Значительный район занимали словене (ильменские). Область их расселения на севере доходила до р. Невы, озера Нево (Ладожское), линии рек Сясь, Чагода, Чагодоща. Западные границы расселения проходили несколько отступая от побережья Финского залива, по р. Нарове и Чудскому озеру.

Поречье Десны, Сейма и Суды занимала группа восточнославянских племен, объединенных общим названием север (северяне), соседствовавших на западе с древлянами и полянами.

К западу от полян и древлян летописец называет бужан «зане седоша по Бугу», «после же велыняне» (волыняне). Возможно, что бужане и волыняне своими предшественниками имели племенное объединение восточных славян, известных летописцу под именем дулебов. Видимо, этот союз в Х в. распался, и племена вошли в состав Древнерусского государства под именем волынян и бужан. Область, заселенная волынянами и бужанами, охватывает оба берега Западного Буга и верховья рек Южный Буг и Припять.

К числу племен восточных славян относят уличей и тиверцев. Первые населяли междуречье Прута и Днестра, вторые — территорию между Днестром и Южным Бугом. Впрочем, этническая принадлежность тиверцев и уличей очень неясна. Существует мнение, что это были тюркоязычные племена, подвластные славянам. Обширную полосу по верхнему течению Днепра, Волги и Западной Двине, а также южной части бассейна Чудского озера занимали кривичи, а бассейн Верхней Оки — вятичи.

В левобережье Днепра, по р. Сож и ее притокам была область расселения радимичей, ограниченная с востока землями северян, с запада — дреговичей, а с севера — кривичей.

К восточным славянам относились племена белых хорватов, занимавших, в основном, северную часть западных склонов Карпатских гор.

Перечисленные племена представляли собой большие союзы племен, которые имели внутренние подразделения. Однако письменные источники не дают о них сведений, поэтому выделение их возможно, прежде всего, на основе археологических данных.

Таким образом, территория расселения восточных славян представляется весьма обширной. Граница ее на западе проходила от впадения Невы в Финский залив вдоль прибрежья к р. Нарове; тянулась по Чудскому и Псковскому озерам; пересекала Западную Двину в среднем течении; от среднего течения Немана, через верховья рек Нарев, Вепрь граница почти достигала верховьев р. Вислы, охватывала северную часть Карпатских гор и, западнее р. Серет, опускалась на Дунай в его низовья. Северная граница восточнославянских племен от р. Невы проходила по южной оконечности оз. Нево (Ладожское), рекам Сяси, Чагоде, Чагодоще, Шексне и выходила на Волгу в районе р. Которосль. На востоке граница шла примерно по рекам Нерль и Клязьма, на Москва-реку в среднем ее течении, Москвою-рекою до ее впадения в Оку и, охватывая верховья Дона, Оки, Сейма, спускалась по Псёлу на Днепр На юге, от устья Псёла, граница шла вверх по Днепру и, не доходя р. Рось, уходила на запад к Бугу, а затем по Бугу на юг к Черному (Русскому) морю.

Эти границы восточнославянского населения сложились к концу IX — началу X вв. Вполне естественно, что они весьма условны. Соприкосновение с соседними народами в приграничных районах приводило к значительным смещениям. Это нашло отражение в том, что в ряде случаев наблюдается выход восточнославянского населения на соседние территории. Повесть Временных лет, четко разграничивающая славян и неславянское население («а се суть инии языцы»), свидетельствует о проникновении славян в земли финно-угорских племен веси, мери, муромы, мещеры.

Уже к концу IX — началу X вв. славянское население достигает Онежского озера, оседает по р. Свири, Белоозеру, Щексне, т. е. по территории племени весь. Аналогичный процесс наблюдается в Окско-Клязьмпнском междуречье, где на земли муромы, мери и мещеры пришли славяне с вятичской и кривичской земель.

В XI-XII вв. в бассейне р. Протвы, притока р. Москвы, жило племя голядь, принадлежащее к группе балтийских племен. Процесс ассимиляции этого племени был быстрым и уже к XII в. оно исчезает среди славянского населения.

Указанные области расселения восточнославянских племен следует дополнить двумя районами. По крайней мере в VII — X вв. славянские поселения располагаются не только в верховьях, но и по среднему течению Дона. Возможно, что по Дону осуществлялось передвижение славян к Азовскому морю.

Источники, в том числе и русские летописи, позволяют нанести на карту основные племенные группы, соседствовавшие с восточными славянами и населявшие различные области Восточной Европы. На западе, от Дуная до Вислы и Буга жили племена словаков, моравов, вислян. мазовшан, относившихся к западным славянам. На северо-западе соседями восточных славян были балтийские летто-литовские и финно-угорские племена. Среди летто-литовских племен выделялись пруссы, населявшие побережье Балтийского моря между нижними течениями Вислы и Немана. Правобережье Западной Двины и земли до Псковского озера занимала летьгола (латгалы), к югу и юго-западу от них жили зимиголы (земгалы), а по побережью Балтийского моря корсь (курши). Эти племена принадлежали к группе летто-литовских племен, так же как и литва, населявшая область среднего и нижнего течения р. Вилия и среднего Немана, и жившее между Западной Двиной и Неманом племя жмудь. Северную Прибалтику населяли финно-угорские племена — чудь и ливы. Область расселения чуди (эстов) охватывала территории к западу от Чудского озера до Финского и Рижского заливов. Несколько южнее — по побережью Рижского залива, ближе к правому берегу Западной Двины и по нижнему течению р. Гауя жили ливы (либь).

Территории, примыкавшие к восточнославянским племенам с севера и северо-востока, занимали финно-угорские племена.

По побережью Финского залива, между реками Нева и Нарова, жило племя водь, которое уже в IX в. испытывало сильное влияние соседних ильменских славян, а к XIV в. окончательно растворилось среди славянского населения. С землями води соседствовало племя ижоры, населявшее побережье Невы и юго-запад Приладожья.

К западу, северу и востоку от озера Нево (Ладожское) жили племена корел. К востоку от них от Олонецкого перешейка до бассейна реки Кемн лежали земли саами (лопи). На территории между Ладожским, Онежским и Белым озерами, ограниченной с севера Свирью, а с востока Шексной, жило племя весь. Славянское продвижение рано затронуло территорию этого племени, процесс смешения населения шел здесь интенсивно.

К северо-востоку от Белоозера, в бассейнах Онеги, Северной Двины, Пинеги жили племена, получившие в русских источниках название чуди заволжской (или заволочской).

Племена, населявшие Верхнее Прикамье и бассейн Вычегды, известны под названием перми. Племена печоры, населявшие бассейн одноименной реки, этнически не определены. В русских источниках сведения о них встречаются с XII в.

В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили племена югры. Район их расселения достигал, а иногда заходил за Уральские горы.

Волго-Окское междуречье занимало племя меря. Их соседями в междуречье Волги и Ветлуги, а также частично в правобережных районах по Волге были черемисы (мари).

Окско-Клязьминское междуречье населяла мурома и мещера. Эти племена были родственны мордве, населявшей правобережье Средней Волги. Мордовское население довольно далеко заходило на запад по низовью Оки, Цне и Хопру.

Читайте также  Падение временного правительства

Далее на юг, вдоль Волги, жило родственное мордве племя буртасов. Обособленную группу составляли волжско-камские болгары, принадлежавшие к группе тюркоязычных племен. Область их расселения на востоке начиналась от впадения р. Белой в Каму, а на запад тянулась до Средней Волги. На юге волжско-камские болгары заселяли земли до р. Самары.

На восток от волжских болгар лежали земли, населенные башкирами. Их относят к группе тюркоязычных племен. В целом вопрос об этническом происхождении башкир не решен, хотя несомненно, что на их складывание оказали влияние печенеги и половцы-куманы (кипчаки). Южными соседями башкир в Приуралье до VIII в. были мадьяры — финно-угорские племена кочевников-скотоводов.

Громадная территория, лежащая полосой от бассейна р. Яик (Урал) через Нижнюю Волгу до Нижнего Днепра, представляла собой область расселения кочевых племен.

Здесь в VIII — IX вв. между Доном и Днепром расселились мадьяры, а затем южнорусские степи заняли печенеги. Однако к середине XI в. печенежские племена сменяются половцами, которые соседствуют с восточными славянами до татаро-монгольского нашествия XIII в.

На Нижней Волге и по западному побережью Каспийского моря жили тюркоязычные племена хазар, входившие в свое время в Тюркский каганат, а с VII в. образовавшие самостоятельное политическое объединение — Хазарский каганат. Хотя противоречивые источники не дают возможности установить границы каганата, можно считать, что в него входили степные пространства между Каспийским и Азовским морями, часть Северного Причерноморья, возможно, земли Северного Кавказа. В период наивысшего расцвета Хазарии в середине IX в. ей платили дань буртасы, мордва, черемисы, а также славянские племена — вятичи, радимичи, северяне, поляне.

Приведенные сведения о расселении по территории Восточной Европы племен, с которыми в той или иной степени сталкивались восточные славяне, позволяют говорить об основных областях, занимавшихся балтийским (летто-литовским), финно-угорским и тюркским населением.

Область балтийских племен (корсь, летьгола. земигола, литва, жмудь) примыкала к северо-западным границам восточных славян и охватывала, в основном, современные Латвию и Литву. Затем следует значительная область финно-угорских племен. Она тянется от Прибалтики на северо-восток до Печоры, Камы, Волги. И, наконец, проходит обширная область тюркоязычных племен юга и юго-востока Восточной Европы.

| следующая лекция ==>
Природно-географическое районирование Украины | Складывание территории Древнерусского государства

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Восточная Европа во второй половине IX-X вв.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Болгарское царство и Хазарский Каганат

Для стран Восточной Европы были характерны замедленные темпы развития феодализма, длительное преобладание централизованных форм эксплуатации, сохранение большого процента свободного крестьянства, неполное отделение ремесла от сельского хозяйства, о чем говорит отсутствие, свойственное Западной Европе, цеховой организации ремесла и торговли. Также, начиная с $IX$ века, в сфере религии, за исключением Далмацких, словенских и хорватских земель, господствовало христианство Византийского образца.

Болгария

В середине $IX$ века на территории Болгарии стала формироваться новая этническая общность, благодаря которой, полукочевое объединение племен трансформировалось в славянское государство. Во главе политического объединения стоял род Дуло, официальным языком изначально являлся тюркский, но уже к середине $IX$ века он сменился на славянский. С $X$ века была утверждена кириллица. На развитие Болгарии, сильное влияние оказывала Византия, тем более что с начала $XI$ века страна была включена в состав империи, в качестве провинции.

К началу X века на территории царства господствовали раннефеодальные отношения. Подавляющее большинство населения составляли славяне, основным занятием которых было земледелие и скотоводство. К $IX$ веку складываются основные торгово-ремесленные городские центры. До конца существования Первого Болгарского царства основная масса населения оставалась лично свободной. Отношения феодалов и крестьян находились в процессе становления. В $IX – X$ веках оформились владения правящей династии и духовенства. Владения короны охватывали обширный земельный фонд, включая в свой состав меж земельные пустоши, конфискованные владения и присоединенные в ходе войн византийские земли. Первоначально, знать получала в дар пустующие земли, к середине IX века государь раздавал организованные имения, которые, в большинстве своем доставались монастырям и церквям.

Оформление институтов государственной власти проходило с $VIII$ по $IX$ века. В конце $IX$ века, Болгария превратилась в централизованную феодальную монархию. На всей территории страны действовало единое законодательство, в обязанности столичных ведомств попало судопроизводство, страна была разделена на военно-административные области (комитаты) во главе с наместниками (комитами), обладавшими военными и гражданскими полномочиями. Князь сосредоточил в своих руках контроль над сбором налогов и армией.

В $IX$ веке Болгарское царство столкнулось с проблемой выбора монотеистической религии. За влияние над территорией сражались Рим и Константинополь. Воспользовавшись случаем, византийский император Михаил $III$ в $864$ году вторгся в Болгарию, оказав давление на решение принятия Христианства восточного образца.

К концу $IX$ началу $X$ века между Византией и Болгарией разгорелась ожесточенная война за влияние на Балканах. Новый царь Симеон стремился к созданию мощной славяно-греческой империи с центром в Константинополе, но во главе с болгарской династией. В этот же период все церковнослужение и делопроизводство переходит на славянский язык. Болгарская держава при Симеоне укрепила свою мощь и авторитет, однако при его преемнике – Петре ($927 – 970$), впала в эпоху кризиса, вызванного закрепощением крестьянства. Вследствие чего, Петр вынужден был искать помощи у Византии, укрепившей свою власть на территории царства. Продолжая политику Симеона, преемник Петра Борис $II$ позвал на помощь в борьбе с Византией русского князя Святослава, который потерпел поражение, захватив часть южных и северо-восточных земель. Однако комитуполы сумели изгнать византийцев и восстановить единство страны в $976$ году.

Ослабление центральной власти в Первом болгарском царстве не являлось следствием феодальной раздробленности, а обосновывалось широкими должностными полномочиями болгарских магнатов, что привело к смене правящей династии к концу $X$ века.

Хазарский Каганат

Другим сложившимся к $IX$ веку государством Восточной Европы стал Хазарский каганат. К этому времени, господствующей религией здесь становится иудаизм, активно насаждавшийся во всех областях страны.

Каганат вел постоянную войну с соседями – Византией и Халифатом, а также успешно расширял свои владения за счет присоединения новых территорий. Государство не было однородно по национальному составу. На его территории проживали довольно сильные этнические общности, имеющие языковые, экономические и этнографические особенности.

  • Болгарские племена, населявшие территорию Дагестана и Приазовье.
  • Угроязычные племена.
  • Ираноязычные и аланские племена, населявшие лесостепные районы бассейна Дона и предгорья Северного Кавказа.

Однако складывания единого народа или конгломерата народностей не произошло вследствие нашествия в $IX$ веке племен печенегов, подорвавших экономику страны. Окончательно Каганат был разгромлен в X веке киевским князем Святославом Игоревичем.

Аланы, волжские булгары, венгры

Аланы.

К $X$ веку племена были оттеснены к Кавказскому хребту и в контакте с местными племенами создали основу высокой материальной культуры не только государства Алания $X – XIII$ века, но и Хазарского каганата, и Волжской Булгарии. Внутри своей небольшой территории они начали процесс сплочения в единый народ, и к середине $X$ века образовали народность.

Волжская Булгария.

К $IX$ веку на Средней Волге появилось новое полиэтичное протогосударственное объединение Волжская Булгария. Толчком к его зарождению стало переселение в начале $IX$ века части болгарского населения с территории Хазарского Каганата в междуречье Камы и Волги.

Еще в $X$ веке волжские орды вели кочевой образ жизни, имея определенные места летних и зимних стойбищ. В непосредственной близости от их зимовища проходил важный торговый путь. Пошлина, которую вождь булгар взимал с торгующих здесь купцов, была важной частью государственного дохода. В это время, князь булгар не был еще полноправным правителем государства. Частичную самостоятельность имели даже родственные им племена сувар (суваз) и баранджар. Господствующим языком стал тюркский. Однако, новое политическое образование быстро подпало под власть Хазарского Каганата, которому Булгария выплачивала дань, а сын правителя булгар держался в заточении при хазарском дворе. Окончательное освобождение от Хазарского каганата произошло только после его распада в $60$-х годах $X$ века.

Венгры.

В $IX$ веке венгры находились на первой стадии кочевания и совершали постоянные набеги на соседние территории. Этим фактом был обеспокоен хазарский каган, натравивший на них племена печенегов, погнавших венгров на Запад в местечко Ателькузу, через которое протекало пять крупных рек Серет, Прут, Днестр, Буг, Днепр. Здесь венгры, под давлением хазар, выбрали первого князя — Арпада, таким образом, сделав шаг к переходу от военной демократии к государству.

В первые годы $X$ века, венгры потерпели поражение от печенегов и направились в Паннонию, откуда и принято отсчитывать историю венгерского государства. Здесь племена венгров ассимилируются с проживающими на территории славянами, но, при этом сохраняют свой язык, что было обусловлено более высоким уровнем развития венгерского населения. Возглавив новое государство, венгры в первую очередь требовали освоить язык. Здесь, племена быстро прошли все стадии кочевания и перешли к устойчивой земледельческо-скотоводческой экономике.

Готовые работы на аналогичную тему

Сербия, Хорватия, Словения

Здесь, развитие феодализма встретило особые трудности, где вплоть до $X$ века города переживали эпоху стагнации и аграризации. Упадок городов обусловил натурализацию экономической жизни региона, снижение товарооборота, падение экономического значения основных торговых путей, а переселение романизированной части населения, так называемых «валахов» в горы, определило переход от земледелия к скотоводству. В то же время, к IX веку заканчиваются миграционные процессы. Зарождается сеть городов, породившая поступательное развитие производственных сил преимущественно в сельском хозяйстве и домашнем ремесле.

Славяне осваивают новые земли, осуществляют переход на трехпольную систему и осваивают незнакомые для себя культуры – оливки, виноград, садовые и огородные культуры, которые перенимались у местного населения, включая названия и способы их обработки. К середине $IX$ века происходит развитие некоторых ремесел, рост товарообмена, возрождение старых (Задар, Котор) и появление новых (Белград, Крнски-град, Книн, Нин и Клис) городских центров. Тем не менее, в разных частях региона, по-разному протекал процесс классообразования и развития феодализма.

В $IX$ веке происходит укрепление Хорватии и Сербии, но, в то же время – ликвидируется раннефеодальная государственность в Словении вследствие перехода Карантанского княжества словенцев под сюзернитет Баварии и Франкского королевства, а к $820$ году и вовсе утратившего самостоятельность. Чуть позднее, Франкское королевство поглотило недолговечное Блатенское княжество в Нижней Паннонии. С начала X века сербские земли вошли в состав Болгарского царства, а в следующем столетии перешли под власть Византии.

К началу IX века Сербия приняла христианство Византийского образца, в то время как словенцы и хорваты приняли католицизм. В результате, на данной территории возрастает влияние церковных институтов как западной, так и Восточной церкви, а также политико-правовых институтов Франкской империи, Германии, Италии и Византии. Однако, большую социально-политическую значимость сохранили и исконные государственные институты, о чем свидетельствует значительная роль косезов.

Косезы – лично свободные крестьяне, имеющие право на ношение оружия.

Главной чертой государств Восточной Европы было четкое разделение населения на два социальных слоя:

  • господствующий класс (воины, рыцари, высшие сановники)
  • зависимый люд, выполнявший разнообразные повинности.
  • духовенство.

В $X$ веке на территории Сербии, Хорватии, Словении существовали частновладельческие виллы, принадлежащие знати и духовенству, на которых трудились вилланы и сервы, состоящие из феодальной челяди, крестьян-общинников, попавших в зависимость от феодалов. Существовали и пограничные категории крестьян «празников», которые вели хозяйство, но были освобождены от барщинных повинностей.

Древнерусское государство

Одним из крупнейших государств Восточной Европы стало, возникшее в $IX$ веке Древнерусское государство. Это было долговечное политическое объединение, игравшее немаловажную роль в европейской истории и служившее связующим звеном между странами Востока и Запада. Историю Древнерусского государства учение разделяют на три периода:

  • $80$-е гг. $IX$ века – конец $X$. Собирание земель вокруг Киева.
  • $XI$ – $20$-е гг. $XII$ века – период существования единого Киевского государства.
  • Середина $XII$ – $30-40$ гг. $XIII$ вв. – начальный этап развитого феодализма.

С точки зрения большинства исследователей, Древнерусское государство на ранних этапах развития представляло собой типичное раннеклассовое общество. Где, основная масса населения составляла свободных земледельцев, входивших в состав сельских общин, которые все больше попадали под контроль формирующегося государства. Существовали и зависимые категории населения – челядь, холопы. Во главе государства стоял Великий князь, управлявший страной от имени ближайших помощников и боярства. Основной опорой князя, по-прежнему оставалась дружина. Главными статьями дохода были торговля, грабежи и полюдье. Судопроизводство велось на основе норм обычного права.

Полюдье – регулярный, упорядоченный сбор дани в пользу княжеской дружины или дружины приближенных. Собиралась в натуральном виде.

Читайте также  Виды повинностей временно-обязанных крестьян

Уже на ранних этапах развития, Древняя Русь испытывала острую необходимость в установлении международных контактов. В области внешней политики, можно выделить два направления:

  • Византия. Походы Олега $907$ и $911$ годов завершаются заключением договоров с греками, предусматривающие ряд льгот и привилегий для русских купцов. Вслед за этими событиями, русские дружины появляются на побережье Каспийского моря. Поход закончился неудачей, однако показал слабость Хазарского каганата.
  • Восток (Хазарский каганат, ряд стран Передней Азии). Восточная политика в данное время имела преимущественное значение. Так был взят крупнейший закавказский город Берд, освобождены вятичи, разгромлен Хазарский каганат. Русь становится главной политической силой Восточной Европы.

Важным шагом в эпоху Владимира стало утверждение в $988$ году христианства Византийского образца. Приняв христианство, Владимир женился на византийской принцессе Анне, тем самым подтвердив высокий внешнеполитический статус Киевской Руси.

Принятие христианства имело ряд важных последствий.

  • Ускорение процесса стирания различий между племенными объединениями
  • Начало формирования единой древнерусской народности, говорившей на одном языке, продуцирующей единую культуру, обладающей единым этническим самосознанием.
  • Укрепление великокняжеской власти
  • Формирование феодальных отношений вследствие распространения норм византийского права.
  • Появление древнерусской письменности и литературы.

Первые неолитические племена в Восточной Европе

В отличие от большей части Восточной Европы, где население все еще вело свой традиционный образ жизни бродячих собирателей-охотников, охота, собирательство и рыболовство теряют вес в экономике Северного Причерноморья в связи с особенностями степного ландшафта. Создатели местной кукрекской культуры, не оставляя традиционных форм хозяйствования, начинают использовать домашний крупный рогатый и мелкий скот. Луговая растительность степей обеспечивала хорошую кормовую базу для развития животноводства, поэтому малочисленному населению не было необходимости переходить к земледелию. Однако культурный поток, проникающий из Анатолии в юго-восточную Европу через эгейский пространство внес решительные изменения в экономику населения Восточной Европы. С ним связывается начало местного неолита.

В степном Причерноморье между Ингульцом и устьем Дуная распространены памятники гребенниковской культуры, в основе экономики которой была охота на тура и лошадь. Генетические корни этой поздне-мезолитической культуры таятся на Балканах. Напротив, другая поздне-мезолитическая культура, яниславецкая, распространенная в Польше между Вислой и Неманом, имеет западные корни в поздний культуре Маглемезе. Памятники этой культуры достигают Поднепровья (Залізняк Л.Л. 1995-3, 6-8).

Распространение неолитических и энеолитических культур из Передней Азии через Балканы и Кавказ в Європу.
Карта скомпилирована на основе даннных «Атласа к истории» [Berthold Lothar (Leiter). 1973. 4.II].

На Балканском полуострове и в районе нижнего Дуная в VI тыс. до н.э. появляется ряд отдельных культур, имевшие общие переднеазиатские корни. Мигрируя вдоль западного берега Черного моря, носители этих культур принесли неолитические формы хозяйствования на территорию Украины, но украинские ученые по старой советской традиции внешние влияния не переоценивали:

Появление самых ранних неолитических культур на Украине относится еще к середине VI тыс. до н.э. Первые из них возникли в южных и юго-западных районах республики – на Днестре, Южном Буге, в низовьях Днепра, Закарпатье и в Крыму. Сложились они в основном на местной основе, часто под влиянием неолитических цивилизаций Древнего Востока и Средиземноморья (Археология Украинской ССР, 1985, 113).

Справа: Положение границы лес-степь в неолите и настоящее время
(по данным палинологического анализа). Основные разрезы голоценовых отложений на временной срез 5800 – 5500 лет назад. (Спиридонова Е.А., Алешинская А.С. 1999, 28.

Условные обозначения: а – положение границы лес-степь 5800 – 5500 лет назад, б – современное положение границы лес-степь

Треугольниками обозначены торфяники, точками – поселения и др.

Производительную экономику на территорию Восточной Европы от Днестра до низовьев Дона принесли именно земледельцы и скотоводы, проникавшие сюда с юго-запада и частично, возможно, и с Кавказа (Бромлей Ю.В., 1986, 292). Эти пришельцы и распространяли неолитические культуры на востоке Европы в процессе отхода лесной зоны на север и наступления степи (см. карту выше). В частности, в Карпатском бассейне с появлением в V тыс. до н.э. племен, занимавшиеся земледелием и животноводством, происходит постепенный переход от мезолита к неолиту (Herrmann Joachim, 1982, 43).

На расселение носителей протонеолитических культур в Восточной Европе повлияла трансгрессия Черного моря, которая проявилась в затоплении водами Черного моря суши вдоль его берегов и на месте теперешнего Азовского моря, которого в то время не существовало. Геологические исследования шельфа Черного моря, проведенные американскими исследователями дали им основания предположить о затоплении Черного моря (тогда еще пресноводного озера) водами, прорвавшими Босфорскую перегородку около 5,6 тыс. до н.э. (Pitman Walter, Ryan William. 1999). Эта гипотеза противоречит теории постепенного наступления вод Черного моря на сушу, разработанную еще советскими учеными и содержит в себе противоречивые положения (Залізняк Л.Л. 2005, 6-8). Однако в любом случае население Причерноморья должно мигрировать на север и северо-восток:

… масштабный процесс неолитизации Правобережной Украины балкано-дунайскими переселенцами начала мощная гребениковская миграция середины VII тыс. BC, вероятным стимулятором которой могла быть трансгрессия Черного моря. От того, каким было наступление моря – внезапным или постепенным, в значительной степени зависела скорость продвижения неолитических колонистов на Правобережную Украину. То есть на вопрос, была ли это интенсивная миграция или постепенная инфильтрация в среду местных охотников и рыбаков, могут ответить только будущие исследования, в том числе и черноморских трансгрессий(там же, 11).

Миграции протонеолитичного и ранненеолитической населения во второй половине VII – начале VI тыс. до н. е., возможно, частично стимулированные раннеатлантической трансгрессией Черного моря..
Оригинал карты (там же, 10. Рис. 4) тонирован цветом автором. Синим цветом обозначена акватория Черного моря в начале голоцена, голубым – затоплення суша.

В Среднем Подунавье известно несколько взаимосвязанных неолитических культур, в целом принадлежащих кругу линейно-ленточной керамики, которая возникла в районе Карпатской дуги и распространилась на значительной территории Европы вплоть до Франции. Первая из них, культура Кереш (крыш), была создана людьми южнобалканского происхождения (Шушарін В.П., 1971,12). Эта культура вместе с памятниками Старчева и Каранова образовывала культурно-историческую область раннего неолита (см. карты выше).

Дальнейшим развитием неолитических культур на Балканах была культура Винча (VI – V тыс. до н.э.) Одним из ее вариантов или ответвлением была культура Димини (Фессалия, Греция).

Слева: Сосуд культуры Димини

Перед этим какая-то группа пришельцев в Восточную Европу создала буго-днестровскую культуру (VII—VI тыс. до н.э.), имевшая, возможно, связи с более развитыми синхронными культурами Юго-Восточной Европы.

Микола Товкайло считает, что после установления контактов с культурой Кёреш в «среде буго-днестровской культуры распространились зачатки производительного хозяйства – земледелия и животноводства» (Товкайло М. Т., 1998, 1). Но можно допускать также, что элементы нового хозяйствования были внесены не только вследствие простых контактов, а вместе с переселением части балканского населения в степное Побужье. Процесс смены культур представляется так:

Начатая гребениковцамы неолитизации Правобережной Украины происходила по своеобразному принципу домино. Каждая следующая волна неолитических переселенцев выталкивала предыдущую дальше, на северо-восток. Неолитические пришельцы передавали навыки воспроизводящеого хозяйствования и керамического производства мезолитическим аборигенам, с которыми контактировали на колонизированных землях. Последние под давлением с юго-запада переселялись дальше в северо-восточном направлении, неся неолитические новации автохтонам Поднепровья и Полесья. В частности, охотники и рыбаки кукрецкой культуры бассейна Южного Буга во второй половине VII тыс. BC переняли от гребениковских и кришских переселенцев из Поднестровья неолитическую отжимную технику обработки кремня, первые навыки керамического производства, земледелия и скотоводства. Вследствие синтеза местных кукрекских и принесенных с юго-запада неолитических традиций появилась синкретическая буго-днестровская культура (БДК), ранние памятники которой синхронны с гребениковскими (Залізняк Л.Л. 2005, 10-11).

Справа: Трипольская керамика

Так или иначе, но связи трипольской культуры, существовавшей на территории Правобережной Украины в V-III тыс. до н.э. (подробнее эта тема рассматривается в разделе «Этническая принадлежность трипольцев»), с балканскими культурами выражены в достаточной мере. Можно хотя бы сравнить керамику трипольской культуры с керамикой культуры Димини. Общими элементами были мотивы спирали и некоторые другие. Данные антропологии подтверждают мысль о том, что творцы трипольской культуры автохтонами не были:

Для физического типа людей трипольской культуры характерны грациальность и долихокрания. Черты этого морфологического типа довольно широко распространены в Западной Европе, Средиземноморье, Передней Азии, причем особую близость с трипольскими показывают краниологические серии Средней Европы и Средиземноморья (Кондукторова Т.С., 1973, 49).

Реконструкция внешнего вида трипольцев наглядно демонстрирует этот факт (см. рисунок 19).

Рис. 19. Внешний вид трипольцев
Графическая реконструкция М. М. Герасимова на основании найденных черепов (Массон В.М., Мерперт Н.Я. 1982, рис.)

Длительное время от середины первой до начала второй четверти ІV тыс. до н. э. бугско-днестровская и раннетрипольская культуры сосуществовали на одной территории и поддерживали тесные взаимоотношения (Товкайло М. Т., 1998, 14-15). Одновременно (V тыс. до н.э.) неолитические культуры через Закавказье распространяются на Восточной Украине (сурско-днепровская и днепро-донецкая). Распространение идет и путем расселения, и частично путем заимствования производительного хозяйства. Творцами днепро-донецкой культуры были индоевропейцы, мигрировавшие в бассейн Днепра с Кавказа. Основанием для такого утверждения является практически полное совпадение области распространения этой культури с определенной при помощи графоаналитического метода территорией поселений индоеропейцев (см раздел Индоевропейцы.) Значительную часть степных культур, в частности средне-стоговскую и развинувшуюся на ее основе ямную следует связывать с древними тюрками, которые следовали за индоевропейцами (см раздел Тюрки). Финно-угорские и самодийские племена были творцами кульрур ямочно-гребенчатой керамики в бассейне Волги и ее правых притоков (см. раздел Финно-угры и самодийские народы). Обычно последние культуры ученые так и связывают с финно-уграми, в то время как средестоговскую и ямную – с индоевропейцами. При таком взгляде возникает вопрос, кто же тогда создал днепро-донецкую культуру? Ее носители не могли исчезнуть без следов или быть ассимилированы шнуровиками, как это имело место с носителями культур Центральной Европы, ведь на местах распространения днепро-донецкой культуры культур шнуровой керамики не было. Подробнее эта проблема рассматривается в разделе Этническая принадлежность неолитических и энеолитических культур Восточной Европы

Можно допускать, что существовал еще и третий миграционный поток носителей неолитических культур из Средней Азии вдоль восточного побережья Каспийского моря на правый берег реки Урал и далее к Нижней Волге. Архаичная елшанская неолитическая культура в междуречье этих рек может свидетельствовать о такой возможности:

Не исключено, что в связи с аридизацией территория Средней Азии превращалась в полупустыню. Условия жизни резко ухудшались, что повлекло за собой отток части населения в более северные благоприятные для обитания районы. Такой территорией и могло стать лесостепное Поволжье. Пришлые группы населения смешивались с аборигенами и могли заимствовать местные традиции изготовления каменных орудий (Турецкий М.А., 2007, 53).

Демографическая экспансия земледельческих общин из Анатолии и Закавказья на территорию Восточной Европы могла быть обусловлена относительным перенаселением на их первичных местах обитания, точнее достижением уровня, так называемой, “максимальной хозяйственной функции”, которая ставит границу росту населения на определенной территории, происходящим не только природным путем, но и за счет втягивания в земледельческую общину мелких соседних коллективов (Арутюнов С.А., 1982, 72).

Взаимоотношения между пришлым и автохтонным населением носили мирный характер. Конфликтовать не было причин, поскольку на широком пространстве Восточной Европы до уровня максимальной хозяйственной функции было еще очень далеко. Кроме того, развитию тесных отношений с регулярным обменом материальных ценностей способствовал принцип экзогамии, который царил в первобытных обществах, по которому браки заключались между партнерами из разных родов и племен. Исследовав на археологических материалах отношения населения буго-днестровской и и раннетрипольской культур, М.Т. Товкайло приходит к выводу, который должен быть всеобщим и относиться к взаимоотношений носителей любых различных культур:

Сосуществуя на одной территории и поддерживая в течение длительного времени тесные взаимоотношения, буго-днестровская и раннетрипольская культуры постепенно сближают свои хозяйственные системы, достигая близкого уровня экономического развития. (Товкайло М.Т. 2004, 38).

Изучение предыстории человечества помогает нам глубже понять причины вооруженных конфликтов, которыми насыщено наше время.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: