Художественное своеобразие драматургии А.П. Чехова - Sogetsu-Mf.ru

Художественное своеобразие драматургии А.П. Чехова

Новаторство драматургии Чехова: что особенного принес Чехов в драматургию, как сам писатель характеризовал свои пьесы. Почему его пьесы литературоведы считают новаторскими

Художественное своеобразие драматургии А.П. Чехова

Новаторство Чехова как драматурга: краткий ответ на вопрос

Содержание:

Пьесы Антона Павловича вызывали большой интерес среди литературоведов, критиков. Современники видели в них нечто новое, необычное. Вскоре были сформулированы определенные критерии, выделяющие новаторство драматургии Чехова. Писатель смог четко передать обстановку, сложившуюся в России в девятнадцатом веке. Большинство трудов написано не просто в стиле реализма. Автор указывает на кризисные моменты, отражающиеся на внутреннем мире людей.

Характерная черта драматургии писателя – частые отступления от основного смысла. Он переводит внимание читателя с поверхностных фактов на глубинный смысл. Многослойная реальность позволяет изучить бытие человека в определенных условиях. Автор повествует про повседневную жизнь обычных людей, стараясь определить главную суть человеческой жизни.

Новаторство Чехова-драматурга – основные принципы

Произведение Чехова – это совокупность внутренних переживаний, ассоциаций, методов художественной выразительности. Писатель часто применял различные литературные приемы, чтобы подчеркнуть важные детали. В чем заключается новаторство Антона Павловича:

  • Система образов. В большинстве пьес речь шла о положительных и отрицательных героях. Литераторы давали понять, какие герои олицетворяют зло или добро. Чехов – первый драматург, не использующий данную структуру. В его повестях отсутствуют идеальные персонажи, негативные личности. Он не обвиняет героев, не дает им оправданий. Задание писателя – не столкнуть действующих лиц, а добраться до глубинного смысла жизни;
  • Внесценический герой. Он практически всегда присутствует в произведениях автора, незримо принимает участие в действе. Это помогает писателю показать скрытые мотивы, объяснить поступки персонажей;
  • Нравственные вопросы. В основе пьесы всегда присутствует нравственный подтекст. Он касается глобальных проблем человека – внутреннего мира, смысла жизни, гармонии души;
  • Открытые вопросы. Чехов говорил о своем желании показать в произведениях естественную, реальную жизнь. Он не приукрашивал, не добавлял темных красок в описания людей, ситуаций. Большинство вопросов остаются открытыми для читателя, позволяя ему принимать решения самостоятельно;
  • Отсутствие драматического конфликта. Классическая драматургия девятнадцатого века выделяет основной спор между характерами героев, ситуацией и персонажем. Антон Павлович не использует стандартный подход. Пьеса строится на анализе внутреннего состояния действующего лица. Действо происходит на базе рассуждений, терзаний, раздумий персонажей.

Писатель определял свои пьесы как способ глубже познать реальные проблемы людей. Для него класс личностных переживаний, радостей важнее конфликтного сюжета.

В чем заключается новаторство Чехова-драматурга – кратко

Новаторство Чехова в пьесе «Вишневый сад» проявляется в полной мере. Это последнее произведение Антона Павловича, ставшее самым нестандартным. Обедневшая дворянская семья, Раневский, Гаев, другие персонажи символизируют русскую жизнь в период кризиса. Пьеса говорит о том, как разрушается вишневый сад. Писатель подразумевает крах всего государства под влиянием событий 1917 года.

Название пьесы уже стало новаторским решением. Писатели классической драматургии использовали имена главных персонажей, тематику или конфликт в заглавии. Вишневый сад – это место, где происходят события. В пьесе отсутствует внешняя конфликтная ситуация. Персонажи рассуждают о судьбе любимого сада, отсутствует агрессия, негативные отношения между героями. Выделим основные признаки новаторства Антона Павловича, которые он первым внес в русскую литературу:

  • Частое использование ремарок;
  • Символические образы;
  • Выдержанные паузы;
  • Неоднозначные персонажи;
  • Драматический конфликт заменяет психологическая, лирическая основа;
  • Обыденные события.

Особенности драматургии Чехова

Драматургия Чехова представляет собой пьесы, которые положили начало новому направлению в отечественной и мировой литературе. Это направление принято называть психолого-ориентированной драмой, когда на первый план в произведении выходят переживания героев, а не внешние коллизии.

Драматические произведения Чехова. Рождение нового жанра. Пьеса «Чайка»

Чехов был уже известным писателем, когда заявил себя еще и как драматург. Публика поначалу ждала от него юмористических произведений, сродни его коротеньким рассказам. Однако писатель обратился к темам серьезным и животрепещущим.

Зрителей поразила его первая, поставленная на сцене Художественного театра (созданного знаменитыми режиссерами К.С. Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко) пьеса «Чайка» (написанная в 1895 году). Сам сюжет был необычен для драмы: вместо острых страстей и ярких любовных перипетий в нем рассказывалось о провинциальном юноше, который мечтает о режиссуре. Он ставит пьесу для друзей и близких, на главную роль в ней приглашает девушку Нину, в которую влюблен. Однако пьеса не нравится зрителям, не только потому, что автор не смог передать в ней свои переживания и понимание смысла жизни, а еще из-за того, что мать главного героя – известная и уже немолодая актриса – недолюбливает своего сына и не верит в его успех.

В итоге трагически складывается судьба Нины, она бросается в любовь как пропасть. Мечтает о семейной жизни и сцене. Однако в конце пьесы зрители узнают, что Нина, сбежав с любовником Тригориным, оказалась в итоге одна. Она потеряла ребенка и вынуждена работать на сцене третьесортных театров. Однако, несмотря на все испытания, Нина не теряет веру в жизнь и людей. Она рассказывает человеку, влюбленному в нее когда-то, что поняла суть жизни. По ее мнению, смысл бытия человека состоит в терпении, в необходимости преодолеть все жизненные трудности и испытания.

Новаторство Чехова-драматурга заключалось в том, что он создает свое произведение, обращаясь к нравственным вопросам человеческой жизни. Что есть правда и любовь? Можно ли, преодолев все испытания судьбы, сохранить веру в людей? Что такое искусство? Человек, занимающейся творчеством, должен бескорыстно служить искусству или для него возможно ублажать собственное самолюбие?
При этом автор не предлагал своим зрителям готовые ответы на все вопросы. Он просто показывал жизнь такой, какая она есть, предоставляя ему право делать свой выбор самостоятельно.

Пьеса «Чайка» поразила современников своей уникальностью. При этом пьесу приняли далеко не все критики и не вся публика. Впервые пьеса была поставлена в Александрийском театре, но там ее ждал полный провал. Однако новую драму поставили в МХАТе. И здесь пьеса была встречена восторженно. Публика рукоплескала таланту автора, а критики писали о создании нового драматического жанра.

Драматические произведения нового жанра. Триумф МХАТа

Особенности драматургии Чехова заключались в том, что все его пьесы, написанные после «Чайки», еще глубже погружали зрителей в мир человеческих чувств и переживаний. Причем от пьесы к пьесе эти переживания становились все более трагическими.

Такова пьеса «Дядя Ваня» (1897), которая рассказывает о судьбе провинциального дворянина, создавшего себе кумира из своего родственника – профессора Серебрякова. Дядя Ваня, воспитывая дочь профессора – свою племянницу Соню и помогая своему родственнику морально и материально, всегда считал, что жизнь его наполнена высоким смыслом. Когда же профессор приехал к нему погостить со своей второй женой, главному герою стало понятно, как глубоко он заблуждался. Войницкий («дядя Ваня») не смог перенести постигшего его разочарования.
Авторское же понимание смысла человеческой жизни выражено в словах доктора Астрова, человека, в которого Соня безнадежно влюблена: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Главные героини другой пьесы – «Три сестры» также ищут свой смысл жизни. Однако они не находят его в мире мещанских интересов и потребительства. Девушки верят в светлые и чистые мечты, однако с годами этой веры в них остается все меньше. Однако сам Чехов замечал по поводу этой пьесы: «Когда опускается занавес, у зрителей остается чувство, что действие на этом не заканчивается, угадывается перспектива более чистой, содержательной жизни».

Новаторство драматургии Чехова в полной степени проявилось в его последней и самой необычной пьесе «Вишневый сад». Эта пьеса только внешне рассказывает о судьбе одной обедневшей дворянской семьи, а, на самом деле, она передает оттиск всей русской жизни того периода. Разрушение вишневого сада – это предчувствие Чеховым будущего разрушения царской России в страшном вихре 1917-1918 гг.

Все пьесы Чехова были поставлены еще при его жизни на сцене МХАТа. Именно творчество писателя принесло этому театру всероссийскую славу на долгие годы.

Особенности драматического метода Чехова

Новаторство пьес Чехова, поразившее современников, находило отклик и в сердцах критиков. Они и сформулировали основные принципы драматического метода писателя.

В первую очередь, критики отмечали, что в драматургии Чехова отразились черты кризиса реализма, характерного для конца XIX столетия. «Чеховская драма» часто отходит от точного реалистического изображения персонажей для того, чтобы глубже проникнуть во внутренний мир героев. Автор предлагает для зрителей многослойную реальность с большим количеством отступлений от главной темы и наличием различных «подводных течений». Трагичность человеческого бытия растворяется в повседневности, в стремлении автора постичь его смысл.

Главное в диалогах героев чеховской драмы – это не буквальное значение слов, а их тайный смысл, внутренний контекст. При этом часто герои, произнося слова и обращаясь к собеседнику, не слышат друг друга, понимая только свою позицию. Часто в чеховских произведений отсутствует явно выраженный конфликт, нет сугубо положительных и сугубо отрицательных героев, а сами пьесы написаны в рамках «открытого финала», позволяющего зрителям домысливать окончание сюжета.

Таким образом, драматургия Чехова представляет собой уникальное явление в истории русской культуры. Произведения писателя стремятся помочь человеку найти смысл своего бытия и пойти по пути нравственного совершенствования.

Особенности драматургии Чехова

Автор: Guru · 19.07.2017

Многие русские классики обладали уникальной способностью сочетать в себе несколько профессий и уметь верно преобразовывать свои знания в литературное произведение. Так, Александр Грибоедов был знаменитым дипломатом, Николай Чернышевский — педагогом, а Лев Толстой носил военный мундир и имел офицерское звание. Антон Павлович Чехов долгое время занимался медициной и уже со студенческой скамьи был полностью погружён во врачебную профессию. Лишился мир гениального врача, так и не известно, но он точно приобрёл выдающегося прозаика и драматурга, который оставил свой неизгладимый след на теле мировой литературы.

Новая драма Чехова

Первые театральные попытки Чехова воспринимались его современниками достаточно критично. Маститые драматурги полагали, что всё из-за банального неумения Антона Павловича следовать «драматическому движению» пьесы. Его работы называли «растянутыми», в них недоставало действий, было мало «сценичности». Особенность его драматургии заключалась в любви к детализации, что было вовсе не свойственно театральной драматургии, которая в первую очередь была нацелена на действие и описание перипетий. Чехов считал, что люди, в действительности не всё время стреляются, демонстрируют сердечный пыл и участвуют в кровавых битвах. По большей части они ходят в гости, беседуют о природе, пьют чай, а философские изречения не выстреливают из первого попавшегося офицера или случайно попавшейся на глаза посудомойки. На подмостках должна загораться и пленять зрителя настоящая жизнь, такая же простая и сложная одновременно. Люди спокойно кушают свой обед, и в то же время вершится их судьба, идет мерным шагом история или разрушаются заветные надежды.

Читайте также  Краткое содержание повести Портрет Гоголя Н.В.

Метод работ Чехова многие обуславливают как «мелкий символический натурализм». Это определение говорит о его любви к повышенной детализации, эту особенность мы рассмотрим чуть позже. Ещё одной особенностью новой драмы «по-чеховски» является намеренное использование «случайных» реплик героев. Когда персонаж отвлекается на какую-то мелочь или вспоминает старый анекдот. В такой ситуации диалог прерывается и петляет в каких-то нелепых мелочах, как заячий след в лесной чаще. Этот столь не любимый современниками Чехова приём в сценическом контексте определяет настроение, какое в данный момент автор хочет передать через данного персонажа.

Станиславский и Немирович-Данченко заметили новаторскую закономерность развития театрального конфликта, назвав ее «подводное течение». Благодаря их глубокому анализу современный зритель смог верно трактовать многие детали, которые автор внедрял в свои произведения. За неприглядными вещами скрывается внутренний интимно-лирический поток всех персонажей пьесы.

Художественные особенности

Одна из самых явных художественных особенностей Чеховских пьес — детализация. Она позволяет полностью погрузится в характер и жизнь всех действующих персонажей истории. Гаев, один из центральных героев пьесы «Вишнёвый сад», помешан на детском лакомстве. Он говорит, что всё своё состояние проел на леденцах.

В том же произведении мы можем увидеть следующую художественную особенность, присущую произведениям в жанре классицизма, — это символы. Главный герой произведения- это сам вишнёвый сад, многие критики утверждают, что это образ России, которую оплакивают расточительные люди вроде Раневской и срубают на корню решительные Лопахины. Символика используется на всём протяжении пьесы: смысловая «речевая» символика в диалогах героев, как монолог Гаева со шкафом, внешний облик персонажей, поступки людей, их манеры поведения, тоже становится одним большим символом картины.

В пьесе «Три сестры» Чехов использует один из своих любимых художественных приёмов- «разговор глухих». В пьесе встречаются действительно глухие персонажи, такие как сторож Ферапонт, но классик заложил в этом особенную идею, которую Берковский в будущем опишет как «упрощённая физическая модель разговора и с теми, у кого глухота иная». Также можно заметить, что почти все Чеховские персонажи разговаривают монологами. Такой вид взаимодействия даёт каждому персонажу должным образом раскрыться перед зрителем. Когда один герой произносит свою финальную фразу, это становится неким сигналом для следующего монолога его оппонента.

В пьесе «Чайка» можно заметить следующий Чеховский приём, который автор намеренно использовал при создании произведения. Это отношение ко времени внутри истории. Действия в «Чайке» часто повторяются, сцены замедляются и растягиваются. Таким образом, создаётся особенный, исключительный ритм произведения. Что касается прошедшего времени, а пьеса — это действие здесь и сейчас, то драматург выводит его на передний план. Теперь время в роли судьи, что предаёт ему особенный драматический смысл. Герои постоянно мечтают, думают о грядущем дне, тем самым они перманентно прибывают в мистическом отношении с законами времени.

Новаторство драматургии Чехова

Чехов стал первооткрывателем модернистского театра, за что его часто ругали коллеги и рецензенты. Во-первых, он «сломал» основу драматических основ — конфликт. В его пьесах люди живут. Персонажи на сцене «проигрывают» свой отрезок «жизни», который прописал автор, не делая из своего быта «театральное действо».

Эра «дочеховской» драматургии была завязана на действии, на конфликте между героями, всегда было белое и чёрное, холодное и горячее, на чём и строился сюжет. Чехов отменил этот закон, позволив персонажам жить и развиваться на подмостках в бытовых условиях, не заставляя их бесконечно признаваться в любви, рвать на себе последнюю рубаху и бросать перчатку в лицо соперника в конце каждого акта.

В трагикомедии «Дядя Ваня» мы видим, что автор может позволить себе отринуть накалы страстей и бури эмоций, выраженные в бесконечных драматических сценах. В его работах есть много не оконченных действий, а самые смачные поступки героев совершаются «за сценой». Подобное решение было невозможно до новаторства Чехова, иначе бы весь сюжет просто потерял смысл.

Самой структурой своих произведений писатель хочет показать неустойчивость мира в целом, а уж тем более мира стереотипов. Творчество само по себе – революция, создание абсолютной новизны, которой без человеческого таланта не было бы на свете. Чехов даже не ищет компромиссов со сложившейся системой организации театрального действа, он всеми силами демонстрирует ее неестественность, нарочитую искусственность, которые уничтожают даже намек на художественную правду, искомую зрителем и читателем.

Своеобразие

Чехов всегда выставлял на всеобщее обозрение всю сложность обычных жизненных явлений, что и отразилось в открытых и неоднозначных финалах его трагикомедий. Точки нет не сцене, как и в жизни. Мы ведь, например, только догадываемся, что произошло с вишнёвым садом. На его месте воздвигли новый дом со счастливой семьёй или он остался пустырём, который никому больше не нужен. Мы остаемся в неведении, счастливы ли героини «Трёх сестёр»? Когда мы с ними расстались, Маша была погружена в мечтания, Ирина в одиночестве покинула отчий дом, а Ольга стоически замечает, что «…страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благославят тех, кто живёт теперь».

Творчество Чехова начала 20 века красноречиво говорит о неизбежности революции. Для него и его героев — это способ обновления. Он воспринимает перемены как нечто светлое и радостное, что приведёт его потомков к долгожданной счастливой жизни, полной созидательного труда. Его пьесы рождают жажду нравственного преображения в сердце зрителя и воспитывают его, как сознательного и деятельного человека, способного изменить к лучшему не только себя, но и других людей.

Писателю удаётся запечатлеть внутри своего театрального мира вечные темы, которые насквозь пронизывают судьбы главные персонажей. Тема гражданского долга, судьбы отечества, истинного счастья, настоящего человека- всем этим живут герои Чеховских произведений. Темы внутренних терзаний автор показывает через психологизм героя, его манеру речи, детали интерьера и одежды, диалоги.

Роль Чехова в мировой драматургии

Безусловна! Вот что первое хочется сказать о роли Чехова в мировой драматургии. Его часто критиковали современники, но «время», которое внутри своих произведений он назначил «судьёй», всё расставило по местам.

Джойс Оутс (выдающаяся писательница из США) полагает, что особенность Чехова выражается в желании разрушить условности языка и самого театра. Также она обратила внимание на способность автора замечать всё необъяснимое и парадоксальное. Поэтому легко объяснить влияние русского драматурга на Ионеско, основоположника эстетического течения абсурда. Признанный классик театрального авангарда XX столетия Эжен Ионеско зачитывался пьесами Антона Павловича и вдохновлялся его трудами. Именно он доведет эту любовь к парадоксам и лингвистическим экспериментам до пика художественной выразительности, разовьет на ее основе целый жанр.

По мнению Оутс, из его произведений Ионеско взял ту особенную «ломаную» манеру реплик героев. «Демонстрация бессилия воли» в театре Чехова даёт основание считать его «абсурдистским». Автор показывает и доказывает миру не вечные бои чувства и разума с переменным успехом, а извечную и непобедимую абсурдность бытия, с которой безуспешно, проигрывая и скорбя, борются его герои.

Американский драматург Джон Пристли характеризует творческую манеру Чехова как «выворачивание» привычных театральных канонов. Это всё равно, что прочитать руководство к написанию пьесы и сделать всё совершенно наоборот.

Во всем мире написано множество книг о творческих открытиях Чехова и его биографии в целом. Оксфордский профессор Роналд Хингли в своей монографии «Чехов. Критико-биографический очерк» считает, что у Антона Павловича настоящий дар «ускользания». Он видит в нём человека, который сочетает в себе обезоруживающую откровенность и нотки «лёгкого лукавства».

Своеобразие драматургии А. П. Чехова

Петренко Наталья Анатольевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания, Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», г. Евпатория РК, [email protected]
Гаврилюк Анастасия Сергеевна
обучающаяся 5 курса направления подготовки 45.03.01 «Филология», Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», г. Евпатория РК, [email protected]

Аннотация: Статья посвящена изучению специфических новаторских черт драматургии А.П. Чехова. Отмечено, что все пьесы наполнены нововведениями и отражают исторические, социальные, бытовые и культурные проблемы общества. Авторы статьи рассматривают природу чеховского реализма, новые формы изображения действительности, стилевые традиции демократической литературы, жанровое своеобразие, особенности сюжета, событийную сторону пьес, новизну конфликта, лиричность. Драматические тексты писателя представляют собой сложное явление, синтез комического и трагического. Доказано, что глубина и многомерность чеховских образов вытекают из такой особенности авторского стиля, как подтекст. Внутренний мир человека находится в центре внимания автора. Немаловажное значение имеют и ремарки.
Ключевые слова: драматургия, реализм, жанр, пьеса, характеры, психологизм

The originality of the drama by A. P. Chekhov

Petrenko Natalya Anatolyevna
сandidate of Philological Sciences, Associate Professor Evpatoria Institute of Social Sciences V.I. Vernadsky Crimean Federal University
Gavrilyuk Anastasia Sergeevna
5th year student of philology Evpatoria Institute of Social Sciences V.I. Vernadsky Crimean Federal University

Abstract: The article is devoted to the study of the specific innovative features of the dramatic art of A.P. Chekhov. It is noted that all the plays are filled with innovations and reflect the historical, social, domestic and cultural problems of society. The authors of the article consider the nature of Chekhov’s realism, new forms of the image of reality, stylistic traditions of democratic literature, genre originality, features of the plot, the eventful side of the plays, the novelty of the conflict, lyricism. Writer’s dramatic texts are a complex phenomenon, a synthesis of the comic and the tragic. It is proved that the depth and multidimensionality of Chekhov’s images follow from such a feature of the author’s style as undertones. The inner world of man is the focus of the author. Remarks are important too.
Keywords: drama, realism, genre, play, characters, psychologism

Антон Павлович Чехов – известный русский писатель и драматург, театральный критик последней четверти XIX века. Его произведения всегда были объектом пристального внимания не только читателей, но и критиков, часто вызывали бурную и неоднозначную реакцию рецензентов. До сих пор интерес к наследию великого драматурга не ослаб. На сегодняшний день исследователей привлекает практически всё, что связано с его личной и творческой жизнью. Большого внимания заслуживают пьесы А.П. Чехова, которые отражают события давно ушедшей эпохи.

К изучению творческого пути и особенностей художественных текстов драматурга обращались его современники, литературоведы ХХ века, а также современные исследователи (например, Е.З. Балабанович, С.Д. Балухатый, Г.П. Бердников, С.Г. Бочаров, Г.А. Бялый, И.Е. Гитович, М.П. Громов, В.Б. Катаев, А.П. Кузичева, Ю. В. Лебедев, A.C. Мелкова, Т.А. Мищенко, К.В. Мочульский, И.Б. Ничипорова, З.О. Паперный, Н.А. Петренко, Е.С. Пискун, Е.А. Позднякова, Э.А. Полоцкая, Н.Н. Примочкина, А. И. Роскин, Е.М. Сахаров, А. П. Скафтымов, М. Н. Строева, И.С. Сухих, А.Д. Степанов, Б.В. Томашевский, А.П. Чудаков, О.В. Шестых и др.). Несмотря на изученность творчества вышеуказанного автора, актуальность нашей работы обусловлена необходимостью исследования одного из важных элементов художественной литературы – драматургии, в частности, пьес А.П. Чехова. Именно драма отражает основные тенденции развития общества, выявляет наиболее острые проблемы в формировании взаимоотношений между людьми. Отметим, что пьесы А. П. Чехова наполнены нововведениями и отражают все социальные, бытовые и психологические проблемы общества, что актуально и в наше время. Цель нашей статьи – изучить специфику драматических произведений известного автора, классика русской литературы.

Читайте также  Краткое содержание романа Герой нашего времени Лермонтова М.Ю.

А.П. Чехов задолго до своего выступления в театре в роли драматурга отчетливо и безоговорочно определил своё отношение к современной сцене и драме. Его знакомство с условиями, в которых находилась русская сцена 80-х годов XIX века, началось давно, ещё со времён обучения в гимназии. В то время он, посещая театр, уже пристально всматривался в особенности его репертуара и задумывал написание собственных пьес.

Думается, что театральная проблема – одна из самых ярких, важных, значительных и разнообразно освещаемых Чеховым-рецензентом и театральным обозревателем. В его критических очерках отражены различные театральные явления: репертуар, актерская игра, постановки отдельных пьес, судьбы отдельных театров, театральный быт. А.П. Чехов не ограничивается стандартной информацией очередных явлений театрального сезона. В своих статьях, письмах он объективно оценивает современный ему театр, изобличает негативные ситуации, которые не отвечают требованиям его художественного вкуса. «Никто так сильно не нуждается в освежении, как наши сцены. Атмосфера свинцовая, гнетущая. Аршинная пыль, туман и скука. Ходишь в театр, честное слово, только потому, что некуда больше ходить. Смотришь на сцену, зеваешь, да потихоньку бранишься» [13, с. 231], – отмечает А.П. Чехов в своих воспоминаниях и письмах. Заметим, что драматург смотрит на театр как на очень важное средство общения с человеком.

Отметим, что новаторская природа чеховского реализма осознавалась уже его современниками. Так, Л. Н. Толстой подчеркивал, что А. П. Чехов «создал новые, совершенно новые» [цит. по: 8, с. 227] формы письма и отмечал, что его как художника нельзя сравнить ни с И.С. Тургеневым, ни с Ф.М. Достоевским, ни с ним, самим Л.Н Толстым. «Ставя его на один уровень с этими классиками, следует указать, что сдержанность писателя, внешняя внеэмоциональность и внутренняя свобода разделяют их творческие позиции» [5, с. 228], – утверждают современные исследователи Н.А. Петренко и О.С. Турина. Объективного отображения социальных явлений и разнообразных процессов реальной жизни А.П. Чехов достигает с помощью изображения характера и внутреннего мира личности. Всё это составляет новые формы «сплетения, слияния, противопоставления и взаимодействия элементов, авторского и субъективно-экспрессивного, идущего от персонажа» [3, с. 151].

Новаторство драматурга раскрывается также в своеобразном сочетании стилевых традиций демократической литературы и русского психологического реализма. А.П. Чехов как бы подвёл итог реализму ХIX в. и открыл новый этап его развития в русской литературе в переломную эпоху. Герои его пьес, сохраняя конкретно-бытовую достоверность, наполнены глубоким социально-философским содержанием. Драматург поставил под сомнение уклад современной ему жизни со всех сторон – общественной, нравственной, бытовой. Так, М. Горький справедливо говорил о чеховских пьесах и образах как о «глубоко продуманных символах» [4, с. 55]. Например, «Чайка» является символом нового воскресшего искусства. «Три сестры» – это символ надежды на изменение жизни, а «Вишнёвый сад» – символ Родины и её будущего.

Все пьесы А.П. Чехова необычно психологичны. Внутренний мир человека находится в центре внимания автора. «Драма А. П. Чехова – психологическая драма и в самом общем, и в самом прямом смысле этого слова. Переживания, эмоции, душевные терзания и страдания, упования и чаяния героев – вот что изнутри наполняет и разряжает их лишённое ярких событий каждодневное бытовое существование» [10, с. 65], – отмечает Б.В. Томашевский. Все это выражается в случайных особенных репликах героев, их обмолвках, реже – в молчании и ситуационно немотивированных жестах. Значение ремарки усиливается, в ней передаётся внутреннее состояние персонажа (смеётся, плачет, грустит и т.д.).

Необходимо отметить и лиричность пьес драматурга. Лиризм создаётся благодаря общему настрою произведения, а также «подводному течению». Это грусть А.П. Чехова по поводу незадавшейся человеческой жизни, несбывшихся надежд. Новаторский характер драматургии писателя – это новизна конфликта, который создаётся за счёт неустроенности людей в быту. Необычна и событийная сторона пьес, часто судьбы героев недосказаны. Нет также и однозначного толкования их поступков. Таким образом, зритель и читатель должны многое самостоятельно додумать, решить.

Часто пьесы А.П. Чехова построены на ситуации, которая является основополагающей в новой драме ХХ века – это ситуация порога. Ещё ничего не произошло, однако уже ощутим трагизм жизни героя, его падение в бездну. Драматург запечатлел ход времени в его целостности, не оправдывая и не осуждая героев, не подчёркивая ничьей правоты. Каждый герой по задумке автора – не только личность, но и исполнитель определённой социально-исторической роли. Новые отношения между людьми изображены в поздних пьесах А.П. Чехова, например, «Дядя Ваня» «Три сестры», «Вишнёвый сад». Он мастерски описывает глубокую степень отчаяния, которая охватила русское общество, в частности, русскую интеллигенцию 80-х годов XIX века. Драматург наиболее ярко раскрывает образы негативных персонажей – бездарных и пошлых обывателей. Тема разлада между желаниями и возможностью их осуществления поднимается в большинстве его пьес того времени.

Отметим, что пьесы А.П. Чехова необычны по своему жанру. Их невозможно вместить ни в одну классическую жанровую форму, т.к. драматург не опирался на определённые каноны создания художественного текста, а следовал идее произведения, отражая в нём комическое или трагическое реальной жизни. Современная исследовательница Е.А. Позднякова абсолютно справедливо считает, что «назвать пьесы Чехова трагедиями или комедиями можно лишь условно, имея ввиду доминирующую жанровую тенденцию, построение образов и сюжетов, а не весь комплекс черт, присущих традиционным драматическим жанрам» [6, с. 142]. Часто драматург сам определял жанр своих произведений. Так, пьесу «Вишневый сад» он называет «комедией» [11, с. 246], «местами даже фарс» [12, с. 248]. К.С. Станиславский утверждает, что это «трагедия» [9, с. 265], а М. Горький определяет «Вишневый сад» как «лирическую комедию» [4, с. 422]. Советский литературовед А. И. Роскин считает все драмы А.П. Чехова «пьесами-романами» [7, с. 170]. Укажем, что комичное в пьесе «Вишневый сад» в несоответствии между героями и новыми потребностями жизни.

Произведения драматурга представляют собой сложное явление, синтез комического и трагического. С точки зрения Г. А. Бялого, в текстах А. П. Чехова «драматическое осуществляется в органическом смешении с комическим, а комическое в органическом сплетении с драматическим» [2, с. 48], а по мнению Г. П. Бердникова, «лирическое, как особая форма трагического, и комическое находятся в кровном единстве, являются чаще всего двумя сторонами одних и тех же явлений» [1, с. 332]. Таким образом, оригинальное смешение жанров у А. П. Чехова обусловлено тем, что он показывал эпически полную картину действительности, жизнь людей, их взаимосвязь, противоречивость характеров. Из этого следует многомерность, развёрнутость, целостность отображения жизни, судьбы каждого героя.

Итак, А. П. Чехов является новатором в области литературы, которую обогатил новыми художественными приёмами. Предметом изображения становятся внешне неприметные внутренние изменения мыслей, настроений человека. В содержательном отношении все пьесы А.П. Чехова продолжают и развивают проблематику его прозаического творчества. На первый план он выводит проблему духовного состояния героя, детальное описание его ежедневного уклада жизни. Именно через реалии быта драматург отражает чувства и настроения персонажей, их характеры и взаимоотношения. Событиям автор отводит второй план.

Немаловажной особенностью драматургии А.П. Чехова является и неопределённость в жанровом соотношении: включая в себя все признаки бытовой и психологической драмы, тексты объединяются с традиционными принципами комедии и трагедии в то же время.

1. Бердников Г. П. Чехов-драматург. Традиции и новаторство в драматургии А. П. Чехова. – М.: Искусство, 1981. – 511 с.
2. Бялый Г. А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. – СПб.: Советский писатель, 1990. – 638 с.
3. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.: Просвещение, 1963. – 456 с.
4. Горький М. Собрание сочинений: в 30 т. – Т. 5. Повести, рассказы, очерки, стихи. 1900-1906. – М.: Гослитиздат, 1953. – 506 с.
5. Петренко Н.А., Турина О.С. Рецепция творчества А.П. Чехова в литературоведении // Проблемы и перспективы современной науки: материалы ХI Международной научно-практической конференции. – Ставрополь: Логос, 2016. – С. 227-230.
6. Позднякова Е.А. О жанровом своеобразии пьес А.П. Чехова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2014. – № 1. – С. 142-145.
7. Роскин А. И. А. П. Чехов. Статьи и очерки. – М.: Художественная литература, 1959. – 487 с.
8. Сергеенко П. А. Толстой и его современники. – М.: Издание В. М. Саблина, 1911. – 117 с.
9. Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 8 т. – Т. 7. – М.: Наука, 1960. – С. 265–266.
10. Томашевский Б. В. Теория литературы. Жанр драмы. – М.: Высшая школа, 1996. – 358 с.
11. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем. – Т. 7. – М.: Наука, 1992.
12. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем. – Т. 11. – М.: Наука, 1992.
13. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем. – Т. 12. – М.: Наука, 1992.

Особенности чеховской драматургии. Новый театр

Урок 63. Русская литература 10 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам в личном кабинете

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно его приобрести.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Особенности чеховской драматургии. Новый театр»

Сегодня на уроке мы:

– Поговорим о том, какое место в жизни Антона Павловича Чехова занимал театр.

– Обозначим особенности чеховской драматургии.

– Узнаем, почему драматическому театру конца XIX века были необходимы перемены.

Читайте также  Особенности поэтического мировоззрения Ф.И. Тютчева

Для русского читателя Антон Павлович Чехов прежде всего непревзойдённый мастер короткого рассказа. Но в мировой литературе Чехова знают в первую очередь как одного из величайших драматургов XX века. Многие зарубежные писатели называли Антона Павловича Чехова своим учителем, говорили о влиянии Чехова на мировую литературу и театр.

Например, англичанин Бернард Шоу назвал Чехова звездой первой величины в плеяде европейских драматургов.

Более того, о своей пьесе «Дом, где разбиваются сердца» он говорил как о «русской фантазии на английскую тему».

Что же особенного в чеховской драматургии? Каким образом писатель изменил мировую драматургию вообще и русский театр в частности? И нужно ли было менять русский театр в принципе? Давайте разбираться.

И начнём, пожалуй, с реформы русского сценического искусства. Зачем в принципе нужно было менять русский театр, если в середине XIX века его уже изменил Александр Николаевич Островский, которого называют создателем русского театра?

Перемены действительно были необходимы! И вот почему. Во-первых, искусство должно развиваться. Без развития оно погибает. Во-вторых, после смерти Островского русский театр начал приходить в упадок.

Историк русского театра Борис Васильевич Варнеке отмечал, что в 80-е–90-е годы XIX века между театром и литературой пролегла целая пропасть.

Как такое может быть? Дело в том, что основной репертуар театров составляли переводные пьесы сомнительной литературной ценности. С русскими пьесами дела обстояли не лучше. Их писали драматурги-ремесленники, которых интересовали внешние эффекты, а не важные проблемы времени, психологизм и острые темы. Сюжеты, герои, ситуации и драматические приёмы были шаблонными. Они кочевали из одной пьесы в другую. Возникла особая профессия писателей для сцены. Их пьесы не появлялись на страницах литературных журналов.

Упадок русского театра тяжело переживал Антон Павлович Чехов. «Современный театр – это сыпь, дурная болезнь городов», – негодовал Чехов в одном из писем. – «… теперешний театр не выше толпы, а, наоборот, жизнь толпы выше и умнее театра; значит, он не школа, а что-то другое».

Театр в жизни Чехова был всегда. Любовь к театру всем своим детям с ранних лет прививала мать писателя, Евгения Яковлевна Чехова. А первые драматические произведения Антон Павлович Чехов написал ещё в классической гимназии города Таганрога. К сожалению, эти пьесы не сохранились.

Если задать вопрос о чеховских пьесах, вероятнее всего в ответ прозвучат четыре названия: «Три сестры», «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня» и «Чайка». Это своего рода визитные карточки Чехова-драматурга, самые известные и важные его творения. Все эти пьесы Антона Павловича Чехова были поставлены еще при его жизни на сцене Малого Художественного театра.

Но на самом деле драматургическое наследие писателя гораздо больше. Чехов писал и водевили, и драмы, и комедии. В творчестве писателя есть драматические этюды и «шутка в одном действии».

Первые пьесы Антона Павловича Чехова, написанные им ещё в студенческие годы, к постановке на сцене не допустила цензура. Так что театральным дебютом писателя стала пьеса «Иванов», которую Чехов написал в октябре 1887 года. А уже в ноябре того же года состоялась премьера спектакля в Русском драматическом театре Корша.

Вот как писал о реакции зрителей после премьеры пьесы брат Антона Павловича Чехова Михаил: «Успех оказался пёстрым: одни шикали, другие, которых было большинство, шумно аплодировали и вызывали автора, но в общем „Иванова“ не поняли…»

«Пёстрый успех» – это всё-таки успех, пусть даже пьесу и не поняли. А вот премьеру второй пьесы Антона Павловича Чехова ждал грандиозный провал. Поставленную на сцене Александринского театра пьесу «Чайка» в 1896 году публика освистала.

Почему пьесы, которые до сих пор считаются гениальными и с успехом идут на сценах всего мира, были так плохо приняты современниками?

Всё дело новаторстве драматургии Чехова, которая разрушала все каноны классического театра. Именно это послужило главной причиной провала «Чайки». В замешательстве были не только зрители, но и актёры, и режиссёры.

В чеховских пьесах актёры стремились по привычке играть классические амплуа, например, злодей, герой-любовник и так далее. Но Чехов отказался от системы амплуа. Актёры пытались играть сюжетную интригу, выделяя голосом ключевые реплики, – тоже не получалось. Для реализации чеховских идей требовался совсем другой, новый подход к сценическому искусству.

Человеком, сумевшим вместе с Чеховым совершить революцию на театральной сцене, оказался режиссёр Владимир Иванович Немирович-Данченко. После грандиозного успеха «Чайки» на сцене Малого Художественного театра Антон Павлович Чехов подарил режиссёру медальон с надписью: «Ты дал моей “Чайке” жизнь. Спасибо!».

Антон Павлович Чехов выступил в своих пьесах как реформатор классического театра.

Что же нового он привнёс в драматургию?

Во-первых, в пьесах Антона Павловича Чехова отсутствует деление персонажей на положительных и отрицательных. И, как мы уже говорили, нет классических устоявшихся типов персонажей – амплуа. Герои чеховских пьес, как и герои его рассказов, – обычные люди со своими недостатками, проблемами и неразрешимыми вопросами.

Вот как писал Антон Павлович Чехов о своей пьесе «Иванов»:

«Современные драматурги начиняют свои пьесы исключительно ангелами, подлецами и шутамипойди-ка найди сии элементы во всей России! Найти-то найдешь, да не в таких крайних видах, какие нужны драматургам. Я хотел соригинальничать: не вывел ни одного злодея, ни одного ангела. никого не обвинил, никого не оправдал. »

Кроме того, Чехов отказался от внешнего конфликта и прямого столкновения героев. То есть, всего того, на чём строится сюжет классической драмы. Также мы не найдём в чеховских пьесах привычной модели «завязка – развитие действия – кульминация – развязка».

Что же было предложено взамен? Новый тип конфликта и взаимодействия персонажей. Это внутренний конфликт персонажа и множество перекрещивающихся драматических линий.

Характеры чеховских персонажей сложны и противоречивы. Антон Павлович Чехов показывает драматический конфликт внутри каждого человека. У каждого героя своя драматическая линия, которая пересекается с линиями других персонажей. Чеховские пьесы, как и романы Достоевского, полифоничны.

Литературоведы отмечают необыкновенный лиризм драматургии Антона Павловича Чехова при всей обыденности происходящего на сцене. Основной приём чеховской драматургии получил образное название «подводное течение». Суть этого приёма состоит в том, что смысл пьес Антона Павловича Чехова не подаётся прямо, а раскрывается в подтексте. Который создаётся с помощью деталей, символов, случайных реплик персонажей, многозначительных пауз и жестов.

Очень важная роль в создании подтекста отдана ремаркам, которые теперь передают настроение пьесы. До Чехова драматурги использовали ремарки вполне утилитарно. Например, чтобы показать, что должен делать актёр в определённый момент. Или точно указать эмоциональную окраску конкретной реплики.

У Чехова ремарки создают смысловые акценты. Паузы, бой часов, фоновые звуки – всё это средства раскрытия основной мысли произведения и характеров персонажей, а также создание эмоционального фона. Например, первое действие драмы «Три сестры» открывается такими словами: «В доме Прозоровых. Гостиная с колоннами, за которыми виден большой зал. Полдень; на дворе солнечно, весело».

Если говорить об эмоциональном звучании чеховских пьес, нужно отметить его сложность. Для драматургии Антона Павловича Чехова характерно сочетание драматического и комического, а иногда и трагического. Например, «Вишнёвый сад» по определению автора является комедией.

Действительно, там есть и нелепые ситуации, и смешные моменты. Но вместе с тем поднимаются слишком серьёзные и сложные для комедии темы. А в финале пьесы и вовсе умирающего старика забывают в запертом доме. И последняя ремарка явно не добавляет веселья. «Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

В пьесах Антона Павловича Чехова воедино сливается комическое и драматическое, лирическое и трагическое. Именно поэтому литературоведы до сих пор спорят о жанровой принадлежности чеховских пьес. И поэтому одно и то же чеховское произведение допускает массу режиссёрских трактовок. В этом кроется один из секретов долгой жизни чеховских пьес на театральной сцене.

Ещё один секрет популярности драматургии Антона Павловича Чехова заключается в социальной и философской проблематике пьес. Конфликт человека с окружающей средой, трагическая неустойчивость мира, непонимание и разобщённость людей, жажда перемен, суть свободы и счастья, предназначение человека – эти темы волновали и будут волновать читателя и зрителя во все времена.

Внимание к деталям и их важность для раскрытия смысла произведения – это яркая черта и прозы Антона Павловича Чехова, и его драматургии. За это некоторые литературоведы называют творческий метод Чехова «мелким символическим натурализмом».

Это определение интересно тем, что указывает не только на любовь писателя к повышенной детализации. Оно указывает на реализм и даже натурализм чеховской драматургии.

«Пусть на сцене всё будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни», – писал драматург.

Ещё одна черта чеховских драм – открытый финал. История героев Чехова не заканчивается, как не заканчивается сама жизнь. Помните, об этом же мы говорили, когда обсуждали рассказ «Дама с собачкой»? Мы можем только догадываться о будущем героев. И при этом у каждого читателя или зрителя будет свой взгляд на это будущее.

Обратите внимание, что чеховский «мелкий натурализм» в этом определении назван ещё и символическим. Что это значит?

Пьесам Антона Павловича Чехова присуще сочетание реализма с символизмом и импрессионизмом. Например, символичны глухие звуки топора в финале пьесы «Вишнёвый сад». Они символизируют гибель вишнёвого сада и старого дворянского уклада жизни. Да и за самим образом вишнёвого сада многие литературоведы видят образ России. Страны, о будущем которой размышляют герои. Символом может стать звук, символы возникают из недосказанностей или часто повторяющихся фраз. Многомерность символов тоже является яркой чертой чеховского творчества.

Влияние Антона Павловича Чехова на театральное искусство неоспоримо. Это признавали и признают ведущие драматурги всего мира.

Знаменитый французский писатель Арман Лану так оценивал вклад Антона Павловича Чехова в мировую литературу: «Большая часть нашей драматургии обязана ему / Чехову / своим эмоциональным своеобразием, неожиданным звучанием, своей особой, сложной и вместе с тем уверенной манерой проникновения во внутренний мир персонажей».

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: