Образ Руси в поэзии А.А. Блока

Александр Блок - сайт о творчестве автора. Произведения, фотографии, биография, критика, публицистика, воспоминания и другие материалы. Текущий текст - Кириллова Екатерина: Образ Руси в поэзии Блока А. А.

Образ Руси в поэзии А.А. Блока

Кириллова Екатерина: Образ Руси в поэзии Блока А. А.

Тема патриотизма является традиционной в творчестве всех русских писателей. Образ Руси в поэзии А. А. Блока появляется тогда, когда его охватывает ощущение внутренней опустошенности. «Страшный мир» города, созданный им, начинает постепенно подавлять Александра Александровича. И вот прекрасный новый образ появляется в его творчестве — образ Руси. Поэзия Блока получает толчок к дальнейшему развитию. Именно в это время появляются известные циклы стихов «На поле Куликовом» и «Родина».

«На железной дороге»

Стихотворение «На железной дороге» — одно из лучших в цикле «Родина». Это произведение Блок (портрет его представлен выше) написал в 1910 г. Как отмечает сам автор, это было неосознанное подражание эпизоду из «Воскресенья», созданного Толстым. В центре внимания Александра Александровича оказывается поруганная женская любовь. Жизнь молодой покинутой девушки у Блока заканчивается гибелью. Героиня раздавлена жизнью. Для нее смерть является более предпочтительной, нежели смирение. Описанная автором трагедия раздавленной одинокой личности разворачивается прямо на глазах «сытых» людей, которые равнодушны ко всему.

Прием контраста

— грязь, боль, смерть. Александр Александрович ввел в текст различные художественные приемы (метафоры, гиперболы, олицетворения), которые помогают раскрыть главную мысль: гибель красоты и юности, бессмысленность и невозможность их существования в изображенном автором «страшном мире». Поезд является олицетворением судьбы, равнодушной ко всему. Люди в нем разделены на бедных и богатых. Нищая и голодная Россия, которая путешествует в «зеленых» вагонах, плачет и поет. Автор изображает фигуру жандарма возле красивой молодой девушки, которая бросает жадные взгляды «в пустынные глаза вагонов». Образ жандарма — символ железного уклада, который ограждает человека от полноты жизни, от счастья. Судьба поруганной девушки, изображенной в этом произведении, сближается с судьбой родной страны.

«Грешить бесстыдно, непробудно. «

Следует отметить, что образ Руси в поэзии Блока является двойственным. В своей Родине он видит как красоту, так и дикое, чуждое, загадочное начало, которое недоступно пониманию. Особенно ярко это двойственное отношение воплотилось в другом стихотворении Блока — «Грешить бесстыдно, непробудно…» Оно было написано в 1914 году. Автор вновь использует прием контраста. В рамках одного стихотворения он сталкивает и пошлость быта мещан, и стремление людей к христианской духовности. Александр Александрович изображает реалистичную картину России, современной ему. Темой данного стихотворения является темная, неуправляемая стихия жизни народа. Она подавляет личность человека, постепенно погружая его в косное существование. Душа его жаждет выбраться из этого болота. Человек ищет покаяния, но не находит его. Однако произведение заканчивается словами о том, что Россия, даже такая, автору «всех краев дороже».

Цикл «На поле Куликовом»

Несколько в ином свете предстает образ Руси в поэзии Блока, если говорить о цикле «На поле Куликовом». Здесь автор видит величие своей Родины в ее исторических свершениях. Александр Блок, обратившись к событиям 16 века, придал обобщенный смысл эпизоду исторической хроники. Любовь к России пробуждает вдохновенные строки в душе поэта. Он пишет: «О, Русь моя! Жена моя!»

— все это создает прекрасную картину Древней Руси. Она предстает перед читателем то в образе несущейся вскачь степной кобылицы, то в виде «светлой жены» воина.

Таким образом, любовь к родной земле, непоколебимая вера автора в ее стойкость, силу, величие, светлое будущее выражаются в страстных строках произведений циклов «На поле Куликовом» и «Родина». Александр Александрович, опираясь на опыт своих предшественников (Некрасова, Лермонтова, Пушкина), отыскал новые грани, помогающие раскрыть образ Руси. В поэзии Блока при изображении родной страны используется олицетворение. Какой же предстает перед нами Россия? Давайте разберемся.

Метафорический образ Руси в поэзии Блока представлен в виде красивой женщины. Она доверчива, однако сильна духом и горда. На долю этой женщины выпадет множество испытаний. Однако Россия не пропадет, как считает автор. Как бы ни затуманились ее прекрасные черты очередной заботой, какому бы чародею ни удалось завладеть ею, она переживет любые невзгоды. Автор говорит о возможных бедах страны, используя иносказательный язык. И тут же Блок утверждает, что она непременно выйдет физически и духовно окрепшей и закаленной из всех испытаний.

Очень важно знать и понимать поэзию Блока о России. Все его стихотворения, посвященные Родине, вызывают у читателя серьезные раздумья о судьбах нашей страны. Безусловно, его лирика актуальна. Кратко образ Руси в поэзии Блока мы охарактеризовали. Этот анализ вы можете дополнить собственными мыслями.

Сочинение: образ Руси в творчестве А. А. Блока

Сочинение: образ Руси в творчестве А. А. Блока посвящено характеристике стихотворений поэта, в которых центральной темой является тема Родины. Блоку суждено было жить в непростое для страны время, время «невиданных перемен» и «неслыханных мятежей». Октябрьская революция зародила в сердце поэта надежду на большие перемены. Он почувствовал ответственность за судьбы народа, близость к народу. Обрушившиеся на поэта трудности лишь укрепили в нем веру и любовь к Родине. В поэме «Возмездие» А. А. Блок определи свою роль в этом мире: «Ты … твердо веруй».

А. А. Блок он один из немногих, кто не покинул страну в это непростое время, не сбежал туда, где нет проблем. Блок остался верен своей Отчизне. Патриотические чувства из его сердце не в силах были вытеснить страх и желание избежать трагедии. Своим творчеством он завершил 19 век и начал новую советскую эпоху, 20 столетие.

Творчество А. А. Блока проникнуто не только любовью к родине, но и преданностью ей, и сожалением, и надеждами на ее счастливое будущее. Образ Родины в творчестве поэта появляется постепенно. Она словно раскрывается перед ним постепенно, то показывая одну свою сторону, то другую. В ранней поэзии А. А. Блок тема Родины не выражена ярко. Однако со временем она приобретает более глубокий смысл, становится конкретнее и реалистичнее. Чтобы понять отношение А. А. Блока к России, нужно обратиться к самым ярким произведениям этой тематики.

В своем творчестве А. А. Блок обращается не только к грядущему, но и к прошлому своей Родины. Ведущее место в лирике о родине принадлежит ее историческому прошлому, истокам всего. Одним из таких является цикл стихотворений «На поле Куликовом». Оно было написано в 1908 году, во время отклика народа на поражение революции 1905 года. Оно представляет собой размышления автора о судьбе страны. Сюжет стихотворения имеет историческую основу: А. А. Блок пишет о великом противостоянии русского народа монголо-татарскому игу и о легендарной Куликовской битве, принесшей стране победу. В произведении переплетаются исторические моменты и лирические переживания автора.

Весь цикл открывает пейзажная зарисовка, настраивающая на воспоминания. Сначала Русь предстает перед нами женственной, заботливой и любимой. А. А. Блок восклицает: «О, Русь моя! Жена моя!» Эти слова говорят о близости поэта к Родине, о его заботливом отношении к ней. Затем Русь сравнивается со степной кобылицей, мчащейся в степную даль. Такое сравнение говорит о необъятности родной земли и ее постоянном стремлении к покорению новых вершин. Блок дает понять, что мчащаяся сквозь кровавый пожар кобылица обязательно свергнет врага, ведь на ее стороне «святое знамя», «лик нерукотворный».

Читайте также  А. С. Грин. Судьба писателя и творческий путь

Последнее четверостишие уже посвящено будущему. Автор сравнивает сложившуюся в стране ситуацию с монголо-татарской битвой, когда над родной страной нависла опасность. Автор верит, что смелая и сильная «степная кобылица» снова уничтожит врага и принесет в мир гармонию и спокойствие. Возможно, поэтому А. А. Блок не покидает страну, а продолжает жить надеждой на положительный исход событий.

Это стихотворение можно назвать пророческим, ведь все, что в нем описано, произошло черед 9 лет: свержение монархии, сражения и убийства, установление нового порядка.

В этом же году увидело свет другое стихотворение А. А. Блока — «Русь». В нем поэт изображает родную страну загадочной и волшебной. От стихотворения веет тайной и чародейством. В каждой строчке слышится дух старины. Поэт описывает состояние родной земли в революционное время: тревога овладевает сердцем при чтении стихотворных строк. Выразить все многообразие чувств А. А. Блок смог с помощью различных тропов, которыми наполнено произведение. Поэт словно во сне наслаждается красотами Руси, видит ее необычайной, опоясанной реками и окруженной болотами, населенной разноликими народами, водящими хороводы. Поэт вспоминает старую Русь, восхищается ею. Находясь в состоянии дремоты, лирический герой не смеет нарушить то состояние, в которое он погружен: «твоей одежды не коснусь». И опять мы видим Русь в образе женщины, Блок снова ее олицетворяет. Вспоминая прошлое, поэт его идеализирует. Он тоскуют по той Родине, необычной, но нищей, чистой, но бедной. Поэт навеки связан с Русью, и связь эту ничто не может разрушить.

В 1908 году Блока особенно сильно терзали мысли о судьбе страны. Он пишет стихотворение «Россия», в котором отчетливо слышится вера в светлое будущее родной земли: «не пропадешь, не сгинешь ты». Блок опять вспоминает «годы золотые», когда Русь была могучей державой с сильными духом людьми. Вся ее нищета для Блока, как «Слезы первые любви». Мы слышим привязанность и любовь к родной земле, пусть и нищей, пусть и несчастной. Автор твердо уверен в том, что сохранит верность Родине и пронесет свой крест до конца.

Произведение имеет кольцевую композицию. Оно начинается и заканчивается образом дороги, что говорит о постоянном движении, преобразовании, изменении. Россия находится в поиске своего единственно верного пути. Подверженная очередному несчастью Россия все такая же могучая и сильная. Пережившая и повидавшее многое, она выстоит снова: «ну что ж, одной заботой боле». И снова Россия представлена в образе русской красавицы в платке узорном до бровей. Она по-прежнему прекрасна в глазах поэта.

И действительно, после прочтения стихотворения начинаешь верить, что «невозможное возможно», что страна обязательно справится со всеми трудностями и невзгодами, выпавшими на ее долю. Ведь главной силой ее являются преданные люди, патриоты.

Два года спустя появилось еще одно стихотворение А. А. Блока о Родине – «Русь моя, жизнь моя». Революция 1905 года была подавлена, но назревали новые мятежные восстания, которые привели к краху самодержавия. Возможно, Блок предчувствовал это, и его сердце металось от любви к Родине к желанию отстраниться от творящегося хаоса.

Стихотворение написано в форме обращения к Руси. Поэт взывает: «Русь моя, жизнь моя…» И опять в нем мы слышим отголоски прошлого. Блок вспоминает славные страницы истории, когда территория Руси расширялась: походы Ермака, славные деяния князя Игоря и его предков, о которых напоминают образы степи, соколов и лебедей. Но всегда на Русь ложилась черная тень: половцы, монголо-татары, ссылки в Сибирь.

Поэт вопрошает: сколько же можно маяться вместе, не лучше ли разлучиться. В порыве понять и осмыслить мучившие его вопросы, поэт на протяжении всего произведения словно осуждает Русь за что-то. Блок предчувствует нехорошее, стихотворение наполнено апокалиптическими мыслями.

Однако он понимает, что покинуть родные края не может, ведь для него Русь и жизнь – тождественные понятия. Разлучившись с родным местом, он не сможет жить, сердце не найдет успокоения в чужих краях.

Стихотворение «На железной дороге» также было написано в 1910 году. Стихотворение написано под влиянием творчества Л. Н. Толстого, в частности его романов «Воскресенье» и «Анна Каренина». На первый взгляд кажется, что стихотворение посвящено судьбе молодой женщины, которая погибла под поездом от несчастной любви. Однако тот факт, что оно вошло в цикл «Родина», говорит о символическом значении данного стихотворения. Женщина несет в себе образ всей России. Девушка олицетворяет простой народ, вынужденный жить и подчиняться тем правилам, которые устанавливают вышестоящие, не считающиеся с мнением крестьянства. «В пустых мечтах изнемогая», народ не может действовать, он лишь ждет обещанного счастливого будущего.

Стихотворение символично. Мы вновь видим мотив дороги, напоминающий постоянные поиски смысла жизни, поиски счастливой жизни, покоя. А находящийся рядом с женщиной жандарм олицетворяет советскую власть, диктующую людям правила жизни, которые нельзя нарушать. Мчащийся навстречу поезд – это научно-технический прогресс, сметающий все на своем пути.

Анализ данных произведений позволяет осознать, как воспринималась Русь А. А. Блоком в непростой для всех период. Его поэзия является воплощением народных исканий неравнодушных жителей страны того времени. Воодушевленный грядущими изменениями поэт вскоре понимает, что они не несут счастья, а сулят лишь разруху и беды. Преданный своей родине поэт начинает задумываться о том, чтобы сбежать из этого сумасшедшего мира. Однако любовь к родной стране настолько сильна, что не позволяет ему покинуть Россию. Он самоотверженно продолжает нести свой крест. Его стихотворения являются образцом той великой преданности своей стране, которая воспринята им от предков.

Тема и образ России в творчестве Блока (в лирике, стихах) сочинение

Основной темой творчества Блока является тема Родины. Образ России проходит через всю лирику поэта, начиная с самых первых произведений. Отечество предстает в его стихах то в образе старой загадочной Руси, то, как революционная страна, ставшая на путь индустриализации. В развитии промышленности Блок видит будущее России. Даже такое далекое, казалось бы, событие как Куликовская битва нашло отражение в его творчестве.

«О, Русь моя! Жена моя!” с такими словами Блок обращается к Родине в цикле стихов «На поле Куликовом». Это подчеркивает то, что он относится к ней как к живому родному существу. В произведении перед читателем открываются картины, в которых страна предстает в огне, крови и дыму. Истерзанной, но не сломленной, гордой.

Совсем другой Россию можно увидеть в стихотворении «Русь». Это загадочная земля, наполненная преданиями, сказаниями, суевериями. Здесь обитают ведуны с ворожеями, здесь можно встретить с «мутным взором колдуна», чертей и ведьм. Это дико страшно таинственно, и в то же время прекрасно. Но за такими сказочными, казало бы, образами прослеживается совсем другая действительность: образ нищей убогой жизни. Это прослеживается всего лишь в нескольких словах произведения: «утлое жилье», «страны родимой нищету», «в лоскутах ее лохмотий». А разгадка тайны, которая присутствует в стихотворении в том, что Русь «укачала на своих просторах живую душу», не запятнав ее начальной чистоты.

Еще с одной стороны страна открывается в стихотворении «Россия». В произведение отсутствует мистика, все образы носят вполне реальный характер. Поэт обращает внимание на то, что Россия остается такой же «как в годы золотые», она все та же «лес, да поле». Несмотря на тяжелую жизнь русского народа, стихотворение наполнено нескончаемой любовью к родине. Верой в лучшее: «не пропадешь, не сгинешь ты».

Читайте также  Биография Черного С.

Блок чувствует свою неразрывную связь с Россией, с народом, с судьбой страны. Творчество Блока тесно перекликается с творчеством Лермонтова и Некрасова. Можно встретить немало сходства в форме и размере стиха, и, что самое главное, в их содержание. Ведь лирика этих поэтов наполнена гордостью, уважением и любовью к России.

Блок жил в годы революции, поэтому его лирика не могла пройти стороной мимо вопроса будущего страны. В чем же видит будущее России Блок? Конечно же, в обновлении, в создании фабрик и мануфактур, в развитии промышленности. Таким образом, творчество поэта охватывает достаточно большой период из жизни страны. В начале это загадочная таинственная Русь, страна разбитых дорог и нищих деревень. В более поздних стихах Родина преображается и становится местом, где дым заводов и фабрик возвещает о приближении новой жизни русского народа.

Сочинение Тема России в лирике Блока

Тема России занимает одно их главных мест в творчестве Блока. Он придерживался её всю жизнь. Будучи молодым, он пишет про богатую историю страны, затрагивает монголо-татарское иго. А потом закономерно перетекает в цикл «На поле Куликовом». Именно на этом поле решалась судьба России, именно здесь русское войско одержало победу над монголо-татарами. А его фраза: «И вечный бой! Покой нам только снится…» стала крылатой.

«Рождённые в года глухие…» Стихотворение показывает обречённость ровесников поэта. Он их называет всех «дети страшных лет России».

Эту фразу вложил в уста одной из своих героинь Борис Васильев в повести «А зори здесь тихие». Вот именно это стихотворение читает вслух студентка Соня Гурвич, она очень любит Блока. И эта фраза приобретает конкретный смысл. Девушка погибает за Россию от рук фашистов. Она тоже дитя «страшных лет России».

Россия никогда не застынет, не закостенеет. Её ждёт много перемен хороших и плохих. И не видно конца, только мелькают верстовые столбы. Для Блока Россия не мать, она – жена, невеста. Он так и пишет: «О Русь! Жена моя!» В другом стихотворении называет её «невестой». Сравнивает свою любовь к родине с любовью к женщине.

Стихотворение «Сытые» — это отклик Блока на события 1905 года, первая русская революция. Он надеется, что грядущие перемены изменят жизнь людей в лучшую сторону. Сколько же можно жить в доме без света!

Ещё одна, ставшая крылатой фраза о том, что к России надо подходить с особой меркой, а не мерить традиционным «аршином». У неё своя особая судьба. Она не поддаётся никаким расчётам, таинственная и непредсказуемая, как истинная женщина. В неё надо просто верить.

Социалистическая Революция 1917 года получила отражение в поэме «Двенадцать». Прежняя забитая Россия перестала существовать. Грандиозные перемены в России всегда сопровождаются погромами и пьянками. Вот и тут Блок пишет про грабежи и разгул в Петрограде. Но, несмотря на все издержки, поэт принимает революцию.

Поэт верил в свою страну. Верил в то, что пройдя свой нелёгкий путь, хлебнув горя и предательства, Россия всё-равно останется великой державой. Эти слова очень своевременны в наши дни.

В своих произведениях о России поэт стирает границу между вымыслом и реальностью. Поэтому, в поэме «Двенадцать» красногвардейцы представлены в виде ангелов, и вместе с ними идёт Иисус Христос. Конечно, это довольно трудно для восприятия.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема России в творчестве Блока

Популярные сегодня темы

В рассказе «Злоумышленник» А.П. Чехов поднимает острые социальные проблемы, которые остаются актуальными и на сегодняшний день.

Вопрос преступности был актуален во все времена. Всегда существовали люди, которые хотели получить богатство и деньги нечестными путем. Преступники привыкли выходить из ситуации за счет своей силы, находят того, кто слабее и отбирают его имущество.

На протяжении всего времени, месть связана с характерными качествами человека: гордыней, злом, самолюбием. На пустом месте месть возникнуть не может, на это должны быть объективные обстоятельства: ненависть, глубокая обида

Михаил Булгаков учился на врача и некоторое время работал по профессии. Полученный им опыт и его переживания изложены в его сборнике рассказов «Записки юного врача». Главный герой, доктор Бомгард, имеет схожие с писателем черты.

Основные отличительные черты семьи Ростовых – эмоциональность, открытость, душевное тепло. Это олицетворение Москвы – хлебосольство, гостеприимность, радушие. И Наташа соединяет в себе все «ростовские» детали

Образ Руси в поэзии А. А. Блока

Тема патриотизма традиционна в творчестве каждого русского писателя. Александр Блок, великий русский поэт, обращается к теме России в тот период, когда начинает ощущать внутреннюю опустошенность. Созданный им «страшный мир» города начинает подавлять поэта. И вот на горизонте его творчества появился новый и прекрасный образ – образ России.
В этот период поэт создает циклы стихов «Родина», «На поле Куликовом». Одно из ярчайших стихотворений первого цикла – «На железной дороге» («Под насыпью, во рву некошеном…»). Оно было создано в 1910 году. Сам автор писал, что «это бессознательное подражание эпизоду из «Воскресенья» Толстого: Катюша Маслова видит на маленькой станции в окне Нехлюдова на бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса». Так, сразу вырисовывается главная тема – тема поруганной женской любви. У Блока жизнь покинутой молодой девушки кончается гибелью. Она «раздавлена» жизнью («любовью, грязью иль колесами»), а смерть для нее предпочтительней смирения. Трагедия одинокой раздавленной личности происходит на глазах «сытых», равнодушных ко всему людей.
Блок пытается раскрыть причину этой трагедии, обратившись к приему контраста. С одной стороны, довольство, роскошь, с другой – боль, грязь, смерть. Художественные приемы, используемые Блоком в этом стихотворении (гиперболы, метафоры, олицетворения), помогают ярче раскрыть главную мысль поэта: гибель юности и красоты, невозможность и бессмысленность их существования в «страшном мире». Олицетворением равнодушной судьбы выступает поезд – в нем тоже люди разделены на богатых и бедных. Голодная и нищая Россия, едущая в «зеленых» вагонах, поет и плачет. Фигура жандарма рядом с молодой, красивой девушкой, бросающей жадные взоры «в пустынные глаза вагонов», становится символическим выражением железного уклада, ограждающего человека от счастья, от полноты жизни. Судьба этой поруганной девушки сближается с судьбой России.
Образ России в лирике Блока двойственен. Он видит в своей Родине и красоту, и загадочное, чуждое, дикое начало, не доступное пониманию:

Знала ли что? Или в Бога ты верила?
Что там услышишь из песен твоих?
Чудь начудила, да Меря намерила
Гатей, дорог да столбов верстовых…
…Дико глядится лицо онемелое,
Очи татарские мечут огни…

Двойственное отношение к России особенно ярко воплощено в стихотворении 1914 года «Грешить бесстыдно, непробудно…» Опять используя прием контраста, сталкивая в одном произведении пошлость мещанского быта и стремление к высокой христианской духовности, Блок рисует поразительно реалистичную картину современной ему России:

Читайте также  А.А. Ахматова в воспоминаниях современников

И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод…

Тема этого стихотворения – неуправляемая, темная стихия народной жизни, которая подавляет человека, погружает его в болото косного существования. А душа человека ищет и не находит покаяния. Но заканчивается произведение словами:

Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.

Немного другой ракурс взял поэт в своем цикле «На поле Куликовом». Он помогает увидеть величие России в ее исторических свершениях. Обратившись к событиям далекого исторического прошлого (XVI век), Блок придал реальному эпизоду исторической хроники обобщенный смысл. Любовь к родной земле пробуждает в душе поэта вдохновенные строки: «О, Русь моя! Жена моя!».
В стихотворениях этого цикла особую роль играет символика: клекот орлов, крики лебедей, бег коня создают великолепную картину древней Руси. Россия предстает перед нами то в образе степной кобылицы, которая «несется вскачь»», то в образе «светлой жены» русского воина.
В третьем стихотворении цикла возникает поразительная перекличка образа России с образом Прекрасной Дамы:

В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты
В темном поле были мы с Тобою, –
Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.

Любовь к России, непоколебимая вера в величие, силу и стойкость Родины, в ее светлое будущее находят выражение в страстных строках стихотворений циклов «Родина» и «На поле Куликовом». Опираясь на художественный опыт своих предшественников – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блок нашел новые грани раскрытия художественного образа Родины.
Метафорический образ России представлен им в виде прекрасной женщины, доверчивой, но гордой и сильной духом, на долю которой выпадут многие испытания. Россия не пропадет, какой бы чародей ни завладел ею, как бы ни затуманились еще одной заботой ее прекрасные черты. Таким иносказательным языком говорит поэт о возможных бедах России и тут же утверждает, что из всех испытаний она выйдет духовно и физически окрепшей и закаленной.
Знать и понимать лирику Блока о России чрезвычайно важно, ведь его стихи о Родине вызывают у нас серьезные раздумья о судьбе России в наши дни.

Образ Руси в поэзии А. А. Блока

Образ Руси в поэзии А. А. Блока

В 1908 году Блок писал К. С. Станиславскому: «. в таком виде стоит передо мной моя тема, тема о России (вопрос об интеллигенции и народе, в частности). Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это — первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремле нии,-как стрела, прямой, как стрела-действенный Недаром, может быть, только внешне наивно, внешне бессвязно, произношу я имя: Россия. Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель». Но еще за два года до этого письма Блок написал стихотворение «Русь», в котором возникает таинственный, мистический образ Руси:

Чаруют злаки на полях

В дорожных снеговых столбах.

Свое кровное единство с Родиной Блок воспринимал и трагически (несчастна страна — несчастен поэт), и с гордостью за Родину, в истории которой много кровавых, но и славных страниц. Так появляются пронзительно-горькие строки: Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться? Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма! Безмерно тяжело прошлое России; нередко благие замыслы оборачивались бедой: Лодки да грады по рекам рубила ты, Но до Царьградских святынь не дошла. Соколов, лебедей в степь распустила ты- Кинулась из степи черная мгла. Тихое, долгое, красное зарево Каждую ночь над становьем твоим. И все же бесконечная любовь и боль чувствуются в этих упреках бескрайней, бесшабашной, диковатой стране: так чувствовать, так писать мог только человек, который всеми фибрами души ощущал себя неотъемлемой частью Родины. Еще большей болью-страданием проникнуто стихотворение 1914 года «Рожденные в года глухие. «

. Мы-дети страшных лет России-

Забыть не в силах ничего.

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы-

Кровавый отсвет в лицах есть.

«Царство Божие» узрят те, кто достойнее ныне живущих.

«О Русь моя! Жена моя!» — это не просто дерзостный образ, а полное слияние с Родиной. Сразу же возникает тайна:

И в тайне-ты почиешь, Русь.

Этот же мотив слышится в настойчивых вопросах стихотворения из цикла «Родина»:

Вольному сердцу на что твоя тьма?

Что там услышишь из песен твоих?

Что же маячишь ты, сонное марево?

Вольным играешься духом моим?

пяти стихотворений «На поле Куликовом» (1908 год). Литературоведы отмечали, что в этом шедевре Блок выразил себя как русский национальный поэт, ставший в один ряд с титанами — Пушкиным, Лермонтовым, Тютчевым. Публикуя это стихотворение, Блок писал: «Куликовская битва принадлежит, по утверждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди».

Остановимся на первом стихотворении цикла. Перечитаем первые четыре строки, обратим внимание на эпитеты и метафоры: «Река раскинулась. грустит лениво», «над скудной глиной желтого обрыва в степи грустят стога. «. Обычный серенький русский пейзаж, притихшая, будто погруженная в сон родная страна. Но какие бури таятся в этом тоскливом молчании! И внезапно — как удар грома — слом интонации и вырвавшийся из глубины сердца поэта монолог:

О Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь-стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

«О Русь моя! Жена моя. » Для него Россия-не мать, о ней традиционно писали поэты, а жена, невеста, возлюбленная. Мать-носительница спокойствия и мудрости. Жена, невеста, возлюбленная — носительница страсти, душевного горения, напряжения воли.

Поэт не рисует хода Куликовской битвы, лишь передает ее тревожное ожидание. Но подбором слов, чеканным ритмом стиха создает впечатление грандиозности исторического сражения: Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое пламя И ханской сабли сталь. (обратим внимание на игру звуком «с», как бы имитирующую свист сабли). Блок делает акцент на непреходящем значении Куликовской битвы. В сущности, он пишет не только и не столько о прошлом России, сколько о ее будущем.

И вечный бой! Покой нам только снится

И нет конца! Мелькают версты, кручи.

Идут, идут испуганные тучи,

Плачь, сердце, плачь:

Покоя нет! Степная кобылица

«Закат в крови» и фраза «Из сердца кровь струится» как бы предрекают грозные события в грядущем. В стихотворениях цикла «На поле Куликовом» и «Россия » обилие смысловых, словесных, синтаксических, ритми ческих повторов, и наконец прояснение этого мотива в стихотворении «Коршун»:

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: