Человек и природа в лирике С,А. Есенина.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ЛИРИКЕ С. А. ЕСЕНИНА

Давно ушли в прошлое многие события, вол­новавшие поэта Сергея Есенина, но каждое новое поколение открывает для себя в его творчестве нечто близкое и дорогое. Объяснить данное явле­ние довольно просто: поэзия Есенина рождена любовью к человеку и природе. М. Горький пи­сал: «… Сергей Есенин не столько человек, сколь­ко орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “пе­чали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — зас­лужено человеком». Милосердие, сочувствие и любовь ко всему живому — вот основные состав­ные поэзии С. Есенина всех периодов творчества.

Для героя Есенина родная земля это свое­образный храм, в котором, молясь «на алы зори» и причащаясь у ручья, можно забыть о людском горе. Мягкая зелень полей — лучшие в мире па­латы и хоромы. Человек и природа говорят на одном языке, доверяя друг другу душевные тай­ны, горести и мечты:

Говорят со мной коровы

На кивливом языке.

Кличут ветками к реке.

Поэтические пейзажи Есенина наполнены светлой радостью и ярким колоритом. Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, мы просто заражаемся авторским ощу­щением полноты и красоты жизни. Мы сочув­ствуем и оплакиваем горькую судьбу Танюши, краше которой не было во всем селе. Мы слуша­ем незатейливые мотивы тальяночки, а потом вдруг оказываемся в душной и угрюмой кузни­це. Наслаждаемся отлаженной мастерской рабо­той сельского кузнеца. С каждым ударом сердце зажигается пожаром, в работе забывается горе.

Игривые мечты, улетающие в заоблачную даль, превращаются в сталь. А там, вдали, «за черной тучей, за порогом хмурых дней, реет солн­ца блеск могучий над равнинами полей». Карти­ны родной природы неразрывно связаны у Есе­нина с чувствами и переживаниями лирическо­го героя. Есенинская параллель природа — чело­век отмечена яркой печатью национальной само­бытности, поэт находит для нее типично русские реалии быта и пейзажа, характерные приметы образа мыслей и чувств русского человека. Все у него — из мира родной природы, народных по­этических представлений, переживаний.

Картины сенокоса, молотьбы, выпаса лоша­дей пробуждают во мне воспоминания о минув­шем лете. Я, как и лирический герой, вдыхая аромат свежескошенного сена, забывал обо всем на свете. Природа у Есенина словно живая. При­ем очеловечивания природы, перенесения явле­ний природы на внутренний мир лирического героя в принципе не нов, он использовался клас­сиками. Есенин же существенно обогатил этот прием, пользовался им весьма своеобразно. Чем богаче становился духовный мир лирического героя, тем содержательнее и драматичнее стано­вились образные уподобления, взятые из мира природы или переносимые на него.

В основе художественного метода Есенина — полное и органичное слияние внутреннего пере­живания с природой. Его пейзаж одушевлен­ный — это образное самораскрытие, философ­ская медитация. В картине природы, в ее поэти­ческой метафоре поэт запечатлевает что-то свое, своего героя и общее для людей. Через посредство природы — о самом сокровенном, о том, что свой­ственно человеку:

Листья падают, листья падают.

Протяжен и глух.

Кто же сердце порадует?

Кто его успокоит, мой друг?

При этом, особенно в ранний период творче­ства, поэт использует традиционную фольклор­ную символику: «понакаркали черные вороны»; «стая туч твоих, по-волчьи лающих». Для созда­ния общей эмоциональной картины используют­ся хорошо знакомые каждому явления и состоя­ния природы. Для передачи грустных настрое­ний, утрат, душевного смятения — образы осе­ни, листопада, пронизывающего ветра, зимней метели:

Хорошо в эту лунную осень Бродить по траве одному И сбирать на дороге колосья В обнищалую душу-суму.

Для передачи умиротворенного состояния души — образы лета, весны, зрелых колосьев на полях, цветущих лугов:

Гляжу в простор твоих полей,

Ты вся — далекая и близкая.

Сродни мне посвист журавлей И не чужда тропинка склизкая.

Один из любимейших образов поэта — русская береза. Появляется он в одном из первых опуб­ликованных стихотворений «Белая береза под моим окном». Внешняя простота, безыскусность несет в себе неведомые глубины чувств, пережи­ваний. Душа восемнадцатилетнего юноши, оча­рованная красотой родной природы, стремится в неизведанные дали. В одном из последних стихо­творений у Есенина есть строки:

Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

Становится понятным, что белая береза с тон­ким станом олицетворяет для поэта и русскую природу, и женщину, и возлюбленную, и саму родину. По словам А. Толстого, Есенин — это «пе­вучий дар славянской души»; «он весь растворен в природе, в живой, многоголосой прелести зем­ли». Растворение в родной природе, родной сти­хии и привлекает нас в творчестве этого велико­го национального поэта.

Одной из проблем, которые волновали и, очевидно, будут волновать человечество на протяжении всех веков его существования, является проблема взаимоотношений человека и природы. Тончайший лирик и прекрасный знаток природы Афанасий Афанасьевич Фет так сформулировал ее в середине XIX века: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать, что такое окружающая его природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы».

О том, что человек и природа связаны неразрывными нитями, писали и говорили в прошлом веке все наши классики, а философы конца XIX — начала XX века даже установили связь между национальным характером и образом жизни русского человека, природой, среди которой он живет.

Евгений Базаров, устами которого Тургенев выразил мысль определенной части общества о том, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», и доктор Астров, один из героев пьесы Чехова «Дядя Ваня», сажающий и выращивающий леса, думающий о том, как прекрасна наша земля, — вот два полюса в постановке и решении проблемы «Человек и природа».

Погибающее Аральское море и Чернобыль, загрязненный Байкал и высыхающие реки, наступающие на плодородные земли пустыни и страшные болезни, появившиеся только в XX веке, — вот лишь немногие «плоды» человеческих рук. А таких, как Астров, слишком мало, чтобы остановить разрушающую деятельность людей.

Тревожно зазвучали голоса Троепольского и Васильева, Айтматова и Астафьева, Распутина и Абрамова и многих, многих других. И возникают в русской литературе зловещие образы «архаровцев», «браконьеришек», «туристов-транзистор-щиков», которым «сделались подвластны необъятные просторы». «На просторах» они так резвятся, что за ними, как после Мамаева войска, — сожженные леса, загаженный берег, дохлая от взрывчатки и отравы рыба». Люди эти потеряли связь с землей, на которой они родились и выросли.

Голос сибирского писателя Валентина Распутина в повести «Пожар» звучит гневно и обличающе против людишек, которые не помнят родства своего, своих корней, истока жизни. Пожар как возмездие, обличение, как сжигающий огонь, уничтожающий на скорую руку построенное жилье: «Горят лес-промхозовские склады в деревне Сосновка». Повесть, по замыслу писателя, созданная как продолжение «Прощания с Матерой», говорит о судьбе тех, кто. предал свою землю, природу, самую человеческую суть. Прекрасный остров уничтожен и затоплен, так как на его месте должно быть водохранилище, оставлено все: дома, огороды, неубранный урожай, даже могилы — место святое для русского человека. По указанию начальства все должно быть сожжено. Но природа противится человеку. Как кресты, торчат из воды обгорелые скелеты деревьев. Гибнет Матера, но гибнут и души людей, теряются духовные ценности, сохранявшиеся веками. И по-прежнему одиноки продолжатели темы чеховского доктора Астрова Иван Петрович Петров из повести «Пожар» и старуха Дарья из «Прощания с Матерой». Не услышаны ее слова: «Эта земля рази вам одним принадлежит? Это земля-то вся принадлежит кто до нас был и кто после нас придет».

Тональность темы человека и природы в литературе резко изменяется: из проблемы духовного обнищания она превращается в проблему физического уничтожения природы и человека. Именно так звучит голос киргизского писателя Чингиза Айтматова. Автор рассматривает эту тему глобально, в общечеловеческом масштабе, показывая трагичность разрыва связей человека с природой, соединяя современность с прошлым и будущим.

Уничтожающий и продающий заповедный лес Орозкул превращается в быкоподобное существо, отвергающий народную нравственность и отстранившийся от жизни родных ему мест Сабиджан, вообразивший себя большим городским начальником, проявляет черствость и неуважение к умершему отцу, возражая против его похорон на родовом кладбище Ана-Бейт, — это «герои» романа «Буранный полустанок».

В «Плахе» до предела заострен конфликт между природой и «темными силами», и в лагере положительных героев оказываются волки. Имя волчицы, теряющей по вине людей один выводок за другим, — Акбара, что значит «великая», а глаза ее охарактеризованы теми же словами, что и глаза Иисуса, легенду о котором Айтматов сделал составной частью романа. Огромная волчица не угроза человеку. Она беззащитна перед мчащимися грузовиками, вертолетами, винтовками.

Природа беззащитна, она нуждается в нашей помощи. Но как порой обидно за человека, который отворачивается, забывает о ней, обо всем добром и светлом, что только есть в ее недрах, и ищет свое счастье в ложном и пустом. Как часто мы не прислушиваемся, не хотим слышать сигналы, которые она без устали посылает нам.

Свои размышления я хочу завершить словами из рассказа Виктора Астафьева «Падение листа»: «Пока падал лист; пока он достиг земли, лег на нее, сколько же родилось и умерло на земле людей? Сколько произошло радостей, любви, горя, бед? Сколько пролилось слез и крови? Сколько свершилось подвигов и предательств? Как постигнуть все это?

Человек и природа в лирике С. А. Есенина

Сергей Александрович Есенин был поэтом, кровно связанным с родной землей, с народом, с его поэтическим творчеством. Любовь к Родине, к родному краю — главная сквозная тема лирики Есенина. Родина и природа неразрывны в его поэзии. С проникновенным лирическим чувством передано в стихах ощущение единства человека с природным миром, его растительным животным началом.
Поэт по-дружески беседует с кленом, с любовью говорит о ветерке, ласково об-ращается к березке. Просторы полей, синь небес, глубина рек и озер, плакучие ивы и длиннокосые красавицы березы — во всем этом видел Есенин неброскую красоту, щемящую прелесть природы средней полосы России.
О край дождей и непогоды,
Кочующая тишина,
Ковригой хлебною под сводом
Надломлена твоя луна.
За перепаханною нивой
Малиновая лебеда.
На ветке облака, как слива,
Златится спелая звезда.
. Клубит и пляшет дым болотный.
Но и в кошме певучей тьмы
Неизреченностью животной Напоены твои холмы.
(«О край дождей и непогоды»)
Природа у Есенина живет, слушает, мечтает. «Береза. принакрылась снегом, точно серебром».
В стихотворениях «Береза», «Пороша» обращает на себя внимание одухотво-ренность мира. Природа у Есенина всегда в движении. Отсюда обилие в его стихах отглагольных форм. Такое восприятие окружающего мира, такое представление, выраженное в поэтических образах, Есенин почерпнул в народных сказках, поверьях, мифологии.
Вся система образов Есенина зиждется на этом чувстве движения и превращений, совершающихся в окружающем мире, зиждется на чувстве единства человека с природой, со всем живым на земле.
В стихотворении «Задремали звезды золотые. » звезды дремлют, зеркальный блеск воды смягчен утренней зыбкой рябью; небосклон не румяный, а тронутый блеклым, сетчатым светом. Ярко только то, что не бывает совсем ярким — серебряные росы да перламутровое ожерелье на тугих стеблях одичавшей крапивы.
Своеобразность поэзии Есенина в том, что образность его, как и образность народной поэзии, — строго и отчетливо, при всей внешней причудливости, упорядочена. Поэтому каждое преображение, то есть превращение одной образной фигуры в другую, имеет внутреннюю согласованность. В творчестве раннего Есенина мы наблюдаем уподобление месяца кудрявому и смирному ягненку. В первые после- А революционные годы поэт чаще использует другую метафору: месяц-конь, и этот конь — праздничной, солнечной окраски: «Сойди, явись нам, красный конь! Впрягись в земли оглобли!». Многие исследователи отмечают, что конь в образной системе Есенина — знак устремления в светлое, утопически-прекрасное будущее.
На мой взгляд, все творчество Есенина пронизано, неизбывной, горячей иногда с нотками горечи любовью к родной стороне. И это чувство поэт выражает не только непосредственными признаниями, но и через трогательные, овеянные теплотой образы природы. Вся Русь, милая сердцу Есенина, соткана из нерукотворного мира, и именно этот мир, мир природы, более всего дорог поэту.
О верю, верю, счастье есть! Еще и солнце не погасло. Заря молитвенником красным Пророчит благостную весть. О верю, верю, счастье есть! Звени, звени, златая Русь, Волнуйся, неуемный ветер! Блажен, — кто радостью отметил Твою пастушескую грусть. Звени, звени, златая Русь. Люблю я ропот буйных вод И на волне звезды сиянье. Благословенное страданье Благословляющий народ Люблю я ропот буйных вод.
Есенин с горечью сознает, что сельские пейзажи, которые так хорошо вписывались в мир природы, так гармонировали с ним, должны уступить место картинам урбанистическим. Поэт понимает неизбежность этого процесса, он признает, что во многом это станет благом для России, но, тем не менее, Русь прежняя, с ее бескрайними полями, подернутыми туманной синевой лесами всегда оставалась для Есенина самым дорогим в его жизни. В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая. » поэт пишет:
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!

Читайте также  Судьбы русской эмиграции

Человек и природа в лирике Сергея Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 19:34, реферат

Описание

Почти все первые стихи Есенина посвящены описанию природы. Да и могло ли быть иначе — ведь молодой поэт с детства был окружен великолепием просторов и богатств родной земли. Есенинская поэзия ярка и красочна, полна звуков, запахов. Раздается перезвон белых берез, заливаются бубенцы, шумит камыш, полыхают зори, рощи кроют синим мраком, горит золотистая зелень, пахнет яблоками и медом, льют ели запах ладана — таков светлый и прекрасный мир природы у Есенина. Этот мир не бесшабашно-весел, в нем всегда где-то в глубине таится что-то грустное, что трудно выразить словами. Пожалуй, эта грусть — о непрочности, хрупкости всего земного.

Работа состоит из 1 файл

Человек и природа в лирике С.Есенина.doc

Реферат по литературе на тему:

«Человек и природа в лирике Сергея Есенина»

Реферат подготовила

ученица 11 класса

Брагина Елена

Штокман Людмила Аркадьевна

Природа в лирике Сергея Есенина.

Тема природы традиционная в русской литературе. Немало поэтов посвятили свои произведения ее красоте, поделились размышлениями, что навеяли ее картины. Но голос Сергея Есенина не только не теряется среди многих произведений на эту тему, но и выделяется в этом хоре своей самобытностью, его узнаешь сразу, он понятен и очень близок. Пожалуй, ни один из русских поэтов XX века не пользовался и не пользуется популярностью такого широкого круга читателей, таких разных по возрасту, образованию, жизненным опытом. Картины природы в его стихах трогают и завораживают читателя. Он как бы выражает то, что чувствует, но не может выразить читатель. И вместе с поэтом его читатели испытывают чувство своего единства с природой. Природа не только «колыбель» и поэтическая «школа» Сергея Есенина. Она — душа есенинских стихов, без нее они не могут существовать, утрачивая всю свою неповторимость и очарование.

Почти все первые стихи Есенина посвящены описанию природы. Да и могло ли быть иначе — ведь молодой поэт с детства был окружен великолепием просторов и богатств родной земли. Есенинская поэзия ярка и красочна, полна звуков, запахов. Раздается перезвон белых берез, заливаются бубенцы, шумит камыш, полыхают зори, рощи кроют синим мраком, горит золотистая зелень, пахнет яблоками и медом, льют ели запах ладана — таков светлый и прекрасный мир природы у Есенина. Этот мир не бесшабашно-весел, в нем всегда где-то в глубине таится что-то грустное, что трудно выразить словами. Пожалуй, эта грусть — о непрочности, хрупкости всего земного. И потому все прекрасное в жизни становится еще ближе, понятней и дороже.

Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Почти ни одно есенинское стихотворение не обходится без картин природы. Вначале это были пейзажные зарисовки, в которых природа заслоняла и вытесняла человека, а позднее пейзажные зачины и природные образы в лирической исповеди поэта. Природа у Есенина никогда не перестает быть царством чудесных превращений и се больше впитывает в себя «половодье чувств»: «Плюйся, ветер, охапками листьев – Я такой же, как ты, хулиган»; «В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть»; « И золотеющая осень. В березах убавляя сок, За всех, кого любил и бросил, Листвою плачет на песок».

Природный мир Есенина включает в себя небосвод с луной, солнцем и звездами, зори и закаты, ветры и метели, росы и туманы; он заселен множеством «жителей» — от лопуха до крапивы до тополя и дуба, от мыши и лягушки до коровы и медведя, от воробья до орла. «Небесные» пейзажи Есенина не кажутся однообразными, хотя повторяются многократно, скажем, луна и месяц упоминается и описывается более 160 раз, небо и заря – по 90, звезды – почти 80. Но фантазия поэта неистощима, и месяц предстает то «рыжим гусем», то всадником унылым», то шапкой деда, то он «жеребенком запрягался в наши сани», то рогом облако бодает, в голубой купается пыли», то, « словно желтый ворон, кружит, вьется над землей». А «земные» пейзажи Есенина – это в основном среднерусская природа во всей ее не броской, скромной красоте: « буераки… пеньки…. косогоры опечалили русскую ширь». Лишь в «Персидских мотивах» и кавказских стихах природа южная, экзотическая («рать кипарисов», «розы, как светильники, горят», «запах моря в привкус дымно-горький») И все же главная особенность есенинской природы – не разнообразие многоликость, не очеловеченность и в то же время живописность, а деревенский, крестьянский облик. Русская природа и деревенский быт определяют тематику ранних стихов Есенина, и прелесть этого естественного мира сливается у Есенина с горячей любовью к Родине России.

Две основные темы — Родина и природа – переплетаются в творчестве Есенина и вытекают одна из другой. И это закономерно: без родной природы родина – понятие абстрактное. Нельзя сохранить любовь к стране, когда не видишь с детства привычного пейзажа, и наоборот, любуясь природой, мы начинаем любить и страну, которая ею представлена. Вдохновленный близкими для него темами, Сергей Есенин создает в своих стихах прекрасный и светлый мир. И для многих он навсегда останется певцом красоты родного края, его природы. Природа, деревня и родина своеобразно объединяются в его стихах в едином чувстве прекрасного. Любовь к родине была для Есенина одним из самых могучих источников всей его поэзии. Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой трепетной любовью, словно живое существо. Недаром она и показана не созерцательно, а в действии. Вечер, «свесившись над речкою, полощет водою белой пальцы синих ног», трава «сбирает мед с обветренных ракит», «пляшет сумрак», сосна «словно белою косынкой повязался» и «понагнулась, как старушка», «теплый вечер грызет воровато луговые поемы и пни», « чистит месяц рога» и так далее. Заря, дороги, реки, небо, кусты, болота, месяц, поля, травы – все в стихах Есенина движется, приходит в поэтические соотношения с человеком, со всей жизнью. Болото «курит облаком». Ивы «вызывает в четки». Вся душевная жизнь у Есенина сливается с жизнью природы:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Есенин принес в литературу образы родных полей, язык народа, его песен.

Тема природы отражает и эволюцию поэта, его мировоззрения. Ранняя лирика поэта захватывает читателя гармоничностью мировосприятия, передает влюбленность поэта в жизнь, во все, что его окружает. Когда поэт приобретает жизненный опыт, меняется его восприятие природы: именно она, природа, символизирует мир красоты, гармонии, мудрости, а люди, их отношения нередко противостоят гармонии природы:

Знать у нас такое участие,

И, пожалуй, каждого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля…

Читайте также  Тема природы в лирике А.А. Фета

В стихах Есенина природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии.

Он часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля», «словно белою косынкой подвязалася сосна», «заря окликает другую», «плачет метель, как цыганская скрипка», «и березы в белом плачут по лесам». Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна.

Природа у Есенина – не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Она — любимый герой поэта, она неотделима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств.

Поэзия Есенина близка и понятна не только российским читателям. Она раскрывает богатый духовный мир поэта, его влюбленность в природу родного края, передает тончайшие переживания, разнообразные оттенки чувств. Природа родного края дает поэту возможность размышлять о смысле жизни, свое назначение и судьбу. Он чувствует свою личную ответственность за все, что его окружает. В природе он черпает силы и вдохновение.

Список использованной литературы:

1. Л.Л.Бельская «Песенное слово». Издательство «Просвещение» 1990г.

2. С.А.Есенин «Стихотворения» Том первый. Государственное издательство художественной литературы 1955г. Примечания. К.Зелинский и П.Чагин.

3. Б.С.Локшина «Поэзия А. Блока и С.Есенина». Издательство «Просвещение» Ленинградское отделение,1978г.

Урок-лекция «Природа и человек в лирике С. Есенина

Природа и человек в лирике Есенина.

Он, как будто чародей,

Превращал зарю в котенка,

Руки милой – в лебедей,

Светлый месяц – в жеребенка.

Есенин – тончайший лирик, который все свое творчество посвятил России. «У меня все стихи о России», — говорил он. Удивительно, что природа наделила его поэтической внешностью голубоглазого парня с кудрявой головой цвета спелой ржи («Эти волосы взял я у ржи») и красивой фамилией, по странному совпадению созвучной самому любимому его слову – Россия, Русь. Вслушиваясь в звучание этих слов, он говорил, что в них «и весна, и осень, и синее что-то». Те же звуки и в его фамилии – Сергей Есенин. И тембр его стихов часто организуется именно этими звуками – р, с, н.

Мир народно-поэтических образов окружал его с раннего детства. И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая синь озера – вся эта красота с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле:

«О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску…»

О чем бы ни писал поэт, он мыслит образами, взятыми у природы. Природа живет своей жизнью, в ней все движется, меняется. Поэтому любимым художественным приемом Есенина является олицетворение.

— Давайте вспомним, что такое олицетворение? ( Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. Например, «спит ковыль», «задремали звезды», подвязалась белой косынкой сосна, загляделась в пруд девушка – березка, «задремавшая дорога»).

Еще интересней другой, очень характерный для Есенина прием, который можно было бы назвать «олицетворением наоборот»: то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы («куст волос золотистый вянет»; «и душа моя – поле безбрежное, дышит запахом меда и роз»).

Целиком на таком приеме построено стихотворение «Отговорила роща золотая» (чтение стихотворения).

«Золотая роща» — сам Есенин, чувствующий свое увядание. Но это и его поэзия.

Природа у Есенина многокрасочна, многоцветна, полна животворящих внутренних сил. Она действует, дышит, живет. Природа у него звенящая, шумная: звенит сосняк, звенит рожь, «поет зима – аукает», «в рощах по березкам белый перезвон».

Вообще, звуковой образ, который чаще всего озвучивает есенинские лирические сюжеты – звон, и не просто звон, а звон, разложенный на множество оттенков.

Для Есенина поэзия – это прекрасный сад, где слова – листья, образы – яблоки, стряхиваемые с души, когда они нальются спелым соком. Для Есенина поэзия, человек, природа – это одно неразрывное целое. Природа в его стихах сближается с жизнью человека, становится причастной к переживаниям и чувствам людей.

Его стихи – цветовой радуги. В мировосприятии поэта нет черных и белых красок, его мир многоцветен, ярок. Есенин берет палитру ярких красок и расцвечивает мир вокруг: «розовый закат», «багряные кусты», «снег лучистый», «алый свет зари», «вечер голубой», «синий плат небес», «роща золотая», «красный костер», «желтый ворон». Цветовая гамма яркая, свежая, красочная –передает красоту окружающего мира и радость жизни. А любимые цвета Есенина – синий и голубой. Эти тона усиливают ощущение необъятности голубых просторов России («синь, упавшая в реку», «только синь сосет глаза», «на небесном синем блюде» и т.п.), создают атмосферу светлой радости бытия («предрассветное, синее, раннее», «в летний вечер голубой»), выражают чувство нежности и любви («голубая кофта, синие глаза», «парень синеглазый», «заметался пожар голубой»).

Часто слова, называющие свет, употребляются в переносном значении, характеризуя «светлое» душевное состояние героя лирического героя («на душе светло», «радугой тайные вести светятся в душу мою», «васильками сердце светится, горит в нем бирюза»).

Но Есенин не только видит, но и слушает, слышит, и чувствует: «эти шелесты в овсе», «запах меда от невинных рук», «звонко чахнут тополя»).

Необычны есенинские метафоры и сравнения: «ягненок кудрявый – месяц гуляет в голубой траве», «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани» и др.

— Мы с вами уже вспомнили, что такое олицетворение, теперь вспомним, что такое метафора, сравнение и эпитет. ( Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу сходства или по контрасту. Сравнение – одно явление или понятие проясняется путем сопоставления с другим. Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.)

С Родиной связана лучшая метафора Есенина – «страна березового ситца». И самый нежный образ в его стихах – образ прекрасной девушки – березки.

Есенин, как никто другой, опоэтизировал самые, казалось бы, непоэтические вещи: лебеду, крапиву, капустные грядки, убогую деревню, крестьянскую избу. Любовь к «золотой бревенчатой избе» он пронес до конца жизни. Ему мила патриархальная деревня. Народ в поэзии Есенина не отделен от понятия Родины. А природа в его стихах, как в народном творчестве, чувствует по-человечески, а человек, в свою очередь, ощущает себя деревом, травой, рекой, лугом, то есть, неотъемлемой частью природы.

М. Горький говорил, что ранний Есенин – это поэт не интеллектуального склада. Он обращается к чувствам читателя, но не к мысли. Философских размышлений в его стихах нет: ни философии любви, ни философии природы, зато есть само чувство любви, само дыхание природы.

Таким образом, природа у Есенина – не застывший пейзажный фон. Она живет и дышит, грустит и радуется, растет и развивается, горячо реагирует на судьбы людей и события истории. В лирическом пейзаже всегда выражена авторская оценка, чувство, отношение поэта.

В поэзии Есенина человек – часть природы. Для его лирики характерно одухотворение природы и уподобление человека природным явлениям.

— Скажите, можно ли назвать ранние стихи Есенина (о природе) чисто пейзажными? Почему? (Нет. Природа неразрывна с человеком, она существует здесь не сама по себе, а как часть единого целого).

— Можно ли сказать, что пейзажная лирика Есенина – это его признание в любви к Родине?

В стихах Есенина через природу родного края высвечивается и образ Руси, все его творчество складывается в образ России.

Тема родины и природы в лирике С. А. Есенина

Сергей Есенин, будучи человеком, рожденным в деревне, с большой нежностью и трепетом относился к родной природе. В его стихотворениях она не просто фон для основного действия. Природа выступает как самостоятельный лирический герой.

Природа у Есенина может отражать внутреннее состояние самого поэта. В стихотворении «Клен ты мой опавший…» поэт напрямую связывает себя с окружающим миром. Он обращается к клену, словно к давнему товарищу, рассказывает о своей жизни, делится проблемами. Есенин и сам себя сравнивает с кленом, но с молодым деревом, которое в самом расцвете жизненных сил.

В стихотворении «Черемуха душистая…» черемуха предстает в образе молодой девушки, которая к весне принарядилась и завила кудри. Здесь снова нет явного лирического героя. Читателю предлагается вместе с поэтом наблюдать за тем, как мир природы живет своей жизнью, которая так похожа на нашу. Вот стоит молодая девушка, ее кудри золотятся и переливаются на солнце, а рядом звенит ручей, который словно юноша играет и резвится под теплыми лучами, стряхивая с себя зимнее оцепенение. Еще сильнее мотив олицетворения проявляется в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы…». В нем проселочная дорога спит и мечтает о зиме, а месяц сравнивается с рыжим жеребенком, который запрягается в сани.

Русская природа — источник неисчерпаемого вдохновения для Есенина. В стихотворении «Русь» он описывает бескрайние поля и леса, голубой купол неба над ними, деревянные хатки. Не обошлось здесь и без мистических мотивов. Ведь крестьянская природа для поэта наполнена мифами, легендами, преданиями. Это стихотворение написано в 1914 году, после начала Первой мировой войны. Есенин был далек от политики, но он смог показать, как природа реагирует на все происходящее. Словно предчувствуя беду сгущаются тучи, гремит гром, вокруг разносится карканье ворон. Это еще раз подтверждает, что крестьяне для Есенина живут в неразрывной связи с природой. Она реагирует на всеобщую беду и скорбит со всей Россией.

Очень часто у Есенина можно проследить сопоставление смены времен года с этапами человеческой жизни. Молодость для него — это весна, зеленая, яркая, свежая, непоседливая. А осень поэт сравнивает со старостью. Опадающие деревья устали, поля, с которых убрали весь урожай, тоже хотят поскорее отдохнуть под снежным одеялом. А зима — это смерть, вечный ледяной покой, холодная безжизненная равнина. Зима наступает неумолимо, но в то же время ее все ждут, потому что без смерти невозможно новое рождение весной.

Сочинение Тема природы в лирике Сергея Есенина

Тема природы описана всеми русскими писателями в любых жанрах произведений, будь-то стихи, поэма, рассказ или повесть.

Читайте также  Анализ лирики Блока А.А.

Не исключением стал и Сергей Александрович Есенин. В его ранних произведениях широко раскрыта тема русской природы, ее живой образ, ее душа и красота. Она занимает одно из ключевых мест в его творчестве.

Есенинская природа сама по себе одушевлена, ее мотивы мелодичны и прекрасны.

Золотая и прелестная роща – «отговорила», береза-березонька, словно девица «принакрылась» снегом, тополи невольно шепчут, а вербы плачут.

Подобранный эпитет к образам довольно точен и тонко подмечен. Они способны воссоздать и воспроизвести живую картину перед читателем. И отнюдь автор никоем образом не старался приукрасить и использовать несвойственные природе аспекты. Наоборот природа описана в естественных красках, проста и незамысловата, именно та какая нас окружает.

Есенин пытается донести в нас умение замечать природу естественной и загадочной, любить ее такой, какая она есть, подмечая красоту русской природы родного края, даже в самых простых вещах.

Облака, плывущие по небу непременно похожи на кружевной ситец, но плывут они по родному небу над родной землей. Поля, засеянные хлебом пусть и не так урожайны, как хотелось бы, но все же они выращены в родном краю.

Есенин в своих произведениях чудесным образом объединяет образы людей, образы животных, растительный мир — здесь они воплощение единого целого, которое не может существовать друг без друга.

В строчках улавливается невероятная теплота и любовь которую испытывает поэт к природе своего края.

Также Есенин не обделяет своим вниманием и животных. Он разговаривает с ними, вступая в диалог, и животные отвечают ему взаимностью, даря теплоту и нежность. Так собака Качалова Джим предстает перед нами в образе былого друга и соратника. Эта дружеская беседа отдает теплотой двух приятелей, в разговорах на серьезные различные темы, такие как любовь, жизнь, дружба. Автор доверяет ему самые сокровенные мысли.

Единение с природой нераздельно. Он вместе с ней мечтает о будущем, вспоминает прошлое, радуется, грустит и плачет.

Есенин показывает, что человек та же часть природы, как любое другое существо. И чтобы быть ее частью необходимо быть и жить в мире и гармонии с природой, с окружающим миром, который также нуждается в помощи и заботе.

Лирическая поэзия Есенина призывает любить и ценить окружающую природу всему человечеству.

Человек и природа в лирике Сергея Есенина

Реферат по литературе на тему:

«Человек и природа в лирике Сергея Есенина»

      Реферат подготовила
      ученица 11 класса
      МОУ «СОШ»№4
      Брагина Елена
      Учитель:
      Штокман Людмила Аркадьевна

Природа в лирике Сергея Есенина.

Тема природы традиционная в русской литературе. Немало поэтов посвятили свои произведения ее красоте, поделились размышлениями, что навеяли ее картины. Но голос Сергея Есенина не только не теряется среди многих произведений на эту тему, но и выделяется в этом хоре своей самобытностью, его узнаешь сразу, он понятен и очень близок. Пожалуй, ни один из русских поэтов XX века не пользовался и не пользуется популярностью такого широкого круга читателей, таких разных по возрасту, образованию, жизненным опытом. Картины природы в его стихах трогают и завораживают читателя. Он как бы выражает то, что чувствует, но не может выразить читатель. И вместе с поэтом его читатели испытывают чувство своего единства с природой. Природа не только «колыбель» и поэтическая «школа» Сергея Есенина. Она — душа есенинских стихов, без нее они не могут существовать, утрачивая всю свою неповторимость и очарование.

Почти все первые стихи Есенина посвящены описанию природы. Да и могло ли быть иначе — ведь молодой поэт с детства был окружен великолепием просторов и богатств родной земли. Есенинская поэзия ярка и красочна, полна звуков, запахов. Раздается перезвон белых берез, заливаются бубенцы, шумит камыш, полыхают зори, рощи кроют синим мраком, горит золотистая зелень, пахнет яблоками и медом, льют ели запах ладана — таков светлый и прекрасный мир природы у Есенина. Этот мир не бесшабашно-весел, в нем всегда где-то в глубине таится что-то грустное, что трудно выразить словами. Пожалуй, эта грусть — о непрочности, хрупкости всего земного. И потому все прекрасное в жизни становится еще ближе, понятней и дороже.

Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Почти ни одно есенинское стихотворение не обходится без картин природы. Вначале это были пейзажные зарисовки, в которых природа заслоняла и вытесняла человека, а позднее пейзажные зачины и природные образы в лирической исповеди поэта. Природа у Есенина никогда не перестает быть царством чудесных превращений и се больше впитывает в себя «половодье чувств»: «Плюйся, ветер, охапками листьев – Я такой же, как ты, хулиган»; «В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть»; « И золотеющая осень. В березах убавляя сок, За всех, кого любил и бросил, Листвою плачет на песок».

Природный мир Есенина включает в себя небосвод с луной, солнцем и звездами, зори и закаты, ветры и метели, росы и туманы; он заселен множеством «жителей» — от лопуха до крапивы до тополя и дуба, от мыши и лягушки до коровы и медведя, от воробья до орла. «Небесные» пейзажи Есенина не кажутся однообразными, хотя повторяются многократно, скажем, луна и месяц упоминается и описывается более 160 раз, небо и заря – по 90, звезды – почти 80. Но фантазия поэта неистощима, и месяц предстает то «рыжим гусем», то всадником унылым», то шапкой деда, то он «жеребенком запрягался в наши сани», то рогом облако бодает, в голубой купается пыли», то, « словно желтый ворон, кружит, вьется над землей». А «земные» пейзажи Есенина – это в основном среднерусская природа во всей ее не броской, скромной красоте: « буераки… пеньки…. косогоры опечалили русскую ширь». Лишь в «Персидских мотивах» и кавказских стихах природа южная, экзотическая («рать кипарисов», «розы, как светильники, горят», «запах моря в привкус дымно-горький») И все же главная особенность есенинской природы – не разнообразие многоликость, не очеловеченность и в то же время живописность, а деревенский, крестьянский облик. Русская природа и деревенский быт определяют тематику ранних стихов Есенина, и прелесть этого естественного мира сливается у Есенина с горячей любовью к Родине России.

Две основные темы — Родина и природа – переплетаются в творчестве Есенина и вытекают одна из другой. И это закономерно: без родной природы родина – понятие абстрактное. Нельзя сохранить любовь к стране, когда не видишь с детства привычного пейзажа, и наоборот, любуясь природой, мы начинаем любить и страну, которая ею представлена. Вдохновленный близкими для него темами, Сергей Есенин создает в своих стихах прекрасный и светлый мир. И для многих он навсегда останется певцом красоты родного края, его природы. Природа, деревня и родина своеобразно объединяются в его стихах в едином чувстве прекрасного. Любовь к родине была для Есенина одним из самых могучих источников всей его поэзии. Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой трепетной любовью, словно живое существо. Недаром она и показана не созерцательно, а в действии. Вечер, «свесившись над речкою, полощет водою белой пальцы синих ног», трава «сбирает мед с обветренных ракит», «пляшет сумрак», сосна «словно белою косынкой повязался» и «понагнулась, как старушка», «теплый вечер грызет воровато луговые поемы и пни», « чистит месяц рога» и так далее. Заря, дороги, реки, небо, кусты, болота, месяц, поля, травы – все в стихах Есенина движется, приходит в поэтические соотношения с человеком, со всей жизнью. Болото «курит облаком». Ивы «вызывает в четки». Вся душевная жизнь у Есенина сливается с жизнью природы:

      Край любимый! Сердцу снятся
      Скирды солнца в водах лонных
      Я хотел бы затеряться
      В зеленях твоих стозвонных.

Есенин принес в литературу образы родных полей, язык народа, его песен.

Тема природы отражает и эволюцию поэта, его мировоззрения. Ранняя лирика поэта захватывает читателя гармоничностью мировосприятия, передает влюбленность поэта в жизнь, во все, что его окружает. Когда поэт приобретает жизненный опыт, меняется его восприятие природы: именно она, природа, символизирует мир красоты, гармонии, мудрости, а люди, их отношения нередко противостоят гармонии природы:

      Знать у нас такое участие,
      И, пожалуй, каждого спроси –
      Радуясь, свирепствуя и мучась,
      Хорошо живется на Руси.
      Свет луны, таинственный и длинный,
      Плачут вербы, шепчут тополя.
      Но никто под окрик журавлиный
      Не разлюбит отчие поля…

В стихах Есенина природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии.

Он часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля», «словно белою косынкой подвязалася сосна», «заря окликает другую», «плачет метель, как цыганская скрипка», «и березы в белом плачут по лесам». Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна.

Природа у Есенина – не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Она — любимый герой поэта, она неотделима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств.

Поэзия Есенина близка и понятна не только российским читателям. Она раскрывает богатый духовный мир поэта, его влюбленность в природу родного края, передает тончайшие переживания, разнообразные оттенки чувств. Природа родного края дает поэту возможность размышлять о смысле жизни, свое назначение и судьбу. Он чувствует свою личную ответственность за все, что его окружает. В природе он черпает силы и вдохновение.

Список использованной литературы:

. Л.Л.Бельская «Песенное слово». Издательство «Просвещение» 1990г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: