Мастер и Маргарита характеристика образа Степы

Степа Лиходеев: характеристика персонажа романа «Мастер и Маргарита»

Кто такой Степа Лиходеев? Каждый, кому известно содержание книги Булгакова, повествующей о прибытии в советскую столицу свиты дьявола, знакомо имя этого персонажа. Речь идет об одном из героев знаменитого романа «Мастер и Маргарита».

Жилец квартиры № 50

Степа Лиходеев – тот самый директор театра «Варьете», вступающий, пользуясь своим положением, в связи с женщинами, не выполняющий должностных обязанностей и гоняющий зря казенную машину. Роль Лиходеева в нетленном булгаковском сюжете невелика. Тем не менее его образ запоминающийся.

Этот персонаж, в отличие от коллег своего погибшего соседа, не приносит бед Мастеру. Он, на первый взгляд, абсолютно безобиден. Тем не менее Воланд и его приспешники отправляют незадачливого директора за тысячу километров от Москвы. За что? В чем провинился этот, казалось бы, добродушный жилец «нехорошей» квартиры? Итак, за что был наказан Степа Лиходеев?

Утро туманное

Степа Лиходеев в романе «Мастер и Маргарита» упоминается всего несколько раз. Более детально – в седьмой главе. А дальше автор ему уделяет в общей сложности несколько строк. Однако стоит сказать, что именно в главе «Нехорошая квартира» перед читателем впервые предстают помощники Сатаны в полном своем составе, и именно поэтому она столь запоминающаяся.

Однажды после бурно проведенного вечера Лиходеев просыпается в своей постели (хотя пробуждением состояние директора «Варьете» в это утро назвать сложно) и обнаруживает сидящего рядом неизвестного человека в черном берете. Нежданный визитер говорит с акцентом, представляется артистом, с которым Степа Лиходеев незадолго до этого злополучного дня якобы заключил контракт. Директор «Варьете» этого не помнит. И неудивительно, ведь минувшим вечером он пил портвейн после водки, затем объяснялся какой-то даме в любви, ездил к кому-то на дачу в Сходню… Словом, ночь была насыщенная.

Лиходеев, так и не вспомнив событий прошедших дней, выпивает предложенную гостем водку, закусывает чудесно появившимися яствами и, будучи человеком хитрым и неглупым, старается скрыть перед незнакомцем собственную забывчивость. И вдруг, выйдя в переднюю, обнаруживает там постороннего черного кота жутких размеров.

Неприятнейшие мыслишки

В переднюю Степа выходит, дабы позвонить в «Варьете» и справиться о предстоящем выступлении иностранного артиста. В глаза ему бросается печать на двери Берлиоза. Пока еще ничего не знает о смерти своего соседа Степа Лиходеев. Характеристика директора «Варьете», однако, дана автором именно при описании чувств, которые овладели им при мысли о возможных неприятностях с главным редактором литературного журнала.

О чем говорит печать на двери комнаты? О том, что с ее хозяином случилась беда. Мысли о смерти соседа не приходят в голову Лиходееву. Первое, о чем он думает, – арест. Воспоминания о глупой статье, которую Степа недавно зачем-то всучил Михаилу Александровичу, и о сомнительных разговорах в столовой за ужином закопошились в голове бедного Степы. Переживания о судьбе Берлиоза не коснулись его души. Одни лишь неприятнейшие мыслишки. Неизвестно, до чего додумался бы в это утро Степа, находясь перед опечатанной дверью литератора, если б не появление вышеупомянутого кота.

Вот как сходят с ума!

Что происходило дальше в нехорошей квартире, несомненно, помнят поклонники романа «Мастер и Маргарита». Степа Лиходеев, характеристика которого будет дана чуть позже, возвращается в комнату и видит там своего гостя в более чем странной компании. В кресле восседает довольно неприятный тип с усами-перышками и в треснувшем пенсне. На пуфе же разместился тот самый кот, который минуту назад бесцеремонно передвигался по передней.

«Вот как сходят с ума!», – думает, видя выпивающего и лихо закусывающего кота, директор «Варьете». Характеристика же Лиходеева дана именно Бегемотом и Коровьевым. Именно благодаря их четким и емким репликам читатель понимает, что представляет собой сосед трагически погибшего Берлиоза.

Образ Степы Лиходеева

Что же говорят о директоре театра помощники Воланда? Они, как известно, знают все. И то, что Лиходеев не выполняет свои должностные обязанности («очки начальству втирает»), и то, что он ведет разгульный образ жизни. Степа, по словам Коровьева, ничего не делает, потому как и делать ничего не умеет. Главные черты характера Лиходеева — это безалаберность, лень, склонность к пьяным оргиям.

Степа ведет развратный образ жизни, кроме того, он крайне безответственный, что подтверждает впоследствии Римский, получив странную телеграмму из Ялты и решив, что это не что иное, как очередные выходки Лиходеева. К характеристике этого персонажа следует добавить хитрость (отнюдь не мудрость), трусость и лживость.

В Ялте

Наказание Степы Лиходеева – сумасшествие. Он оказывается в Ялте, но живописные морские пейзажи его совсем не радуют. Как можно было всего за несколько секунд оказаться так далеко от столицы? Автор о судьбе Лиходеева в последующих главах говорит лишь вскользь. Известно, что роман подвергался неоднократной редактуре. В окончательном варианте произведения Степа, как и его коллеги, оказывается в клинике Стравинского.

А Лиходеев мог бы быть совсем другим…

И в первой редакции романа присутствовал такой персонаж, как Лиходеев. Звали его, правда, по-другому. Гаруся Падулаев – таким именем в 1929 году наделил Булгаков директора театра. У этого героя был прототип – знакомый писателя (уроженец солнечного Владикавказа) Тауджин Пейзулаев. Этот человек работал вместе с писателем над пьесой «Сыновья муллы». В первоначальном варианте романа Гаруся, так же как и Степа, покидает против своей воли квартиру № 50, расположенную в доме 302-бис по улице Садовой. Но Воланд отправляет его не в Ялту, а на родину своего прототипа – во Владикавказ.

По пути из столицы на малую родину Гаруся наслаждается видом чудесного московского пейзажа. То есть во Владикавказе Падулаев оказывается не мгновенно. В его путешествии есть даже нечто романтичное. Булгаков с Падулаевым обошелся значительно мягче, нежели с Лиходеевым. Но позже, узнав о смерти своего соавтора, писатель решает кардинально изменить образ изгнанного из Москвы персонажа. В 1936 году Булгаков в очередной раз переписывает роман. И теперь на страницах этого произведения появляется директор театра по фамилии Лиходеев.

Пациенты Стравинского

После двухдневного пребывания в курортном городе Степа возвращается в Москву, где его незамедлительно направляют в психиатрическую клинику. В эти тяжелые для москвичей дни у профессора Стравинского немало работы. Сперва в лечебницу привозят поэта, беспрестанно повествующего о Понтии Пилате и интуристе, которого срочно нужно изловить. Затем в клинику прибывает конферансье, требующий вернуть ему голову. И наконец, один за другим привозят к Стравинскому театральных чиновников, которые, словно по договоренности, умоляют о заключении в бронированной камере.

Лиходеев проводит в больнице восемь дней. Согласно последней редакции романа, спустя некоторое время он получит должность заведующего гастрономическим магазином в Ростове.

Человек, занимающий не свое место

В одной из редакций автор назвал Степу «красным директором». Что значит это словосочетание? В 20-30-е годы на административные должности в театрах начали назначать партийных работников. Они, причем вполне официально, и назывались «красными директорами».

Эти люди были далеки от искусства. Они, как выразился Фагот, «ничего не делали, да и не умели ничего делать». Михаилу Булгакову подобные администраторы были хороши знакомы. Писатель соприкоснулся впервые с театральным миром при постановке пьесы «Белая гвардия». По своему обыкновению, автор годы спустя высмеял в одном из своих произведений и знаменитого режиссера, и известных в те годы актеров. Что же касается театральных чиновников – они послужили материалом для создания образа Лиходеева.

Главный порок

Выше уже была приведена характеристика директора «Варьете». Однако лживость и хитрость – черты, которыми наделены все отрицательные персонажи романа. Главный порок Лиходеева – пьянство. И именно этим он отличается от прочих героев книги.

Всего за несколько дней Воланду и его помощникам удалось взбудоражить всю Москву. Об огромном черном коте, развязном регенте в клетчатом пиджаке, рыжеволосом коренастом типе и загадочном иностранце в городе говорили еще долго. Слухи и домыслы не давали покоя москвичам. Большая часть сплетников лишь слышала о странной шайке то ли экстрасенсов, то ли колдунов, то ли ловких мошенников. Но были и те, кому не повезло встретиться с нечистой силой, что называется, лицом к лицу. И встречи эти стали судьбоносными.

Бездомный перестал сочинять стихи. Варенуха прекратил врать. Поплавский забыл о московской квартире. Что же касается Степы Лиходеева, то он больше не пил… портвейн с водкой. Только водку, и только настоянную на смородиновых почках.

Нехорошая квартира

Как можно говорить о таком персонаже, как Степа Лиходеев, и не сказать ни слова о квартире, в которой он обитал до момента своей телепортации? А ведь директор театра был обречен на исчезновение уже тогда, когда переступил ее порог.

В седьмой главе, в которой читатель знакомится с Лиходеевым, автор повествует о прежних жильцах квартиры № 50. Все они словно канули в бездну. Первым исчез квартиросъемщик вдовы ювелира. Женщине принадлежала квартира, которую она, будучи особой предприимчивой, частично сдавала жильцам, судьба которых оказалась довольно печальной. Впрочем, как и каждого, кого прельщали апартаменты по знаменитому адресу. Бесследно исчезла и сама хозяйка, и даже ее домработница Анфиса. Но если местонахождение первых жильцов осталось неизвестным, то судьба Берлиоза и Лиходеева знакома была каждому проживавшему в доме 302-бис, расположенном на Садовой. Правда, Лиходееву повезло больше, нежели его соседу. Но у Булгакова были свои счеты с литераторами.

Степа Лиходеев: характеристика персонажа романа «Мастер и Маргарита»

Жилец квартиры № 50

Степа Лиходеев – тот самый директор театра «Варьете», вступающий, пользуясь своим положением, в связи с женщинами, не выполняющий должностных обязанностей и гоняющий зря казенную машину. Роль Лиходеева в нетленном булгаковском сюжете невелика. Тем не менее его образ запоминающийся.

Этот персонаж, в отличие от коллег своего погибшего соседа, не приносит бед Мастеру. Он, на первый взгляд, абсолютно безобиден. Тем не менее Воланд и его приспешники отправляют незадачливого директора за тысячу километров от Москвы. За что? В чем провинился этот, казалось бы, добродушный жилец «нехорошей» квартиры? Итак, за что был наказан Степа Лиходеев?

Утро туманное

Степа Лиходеев в романе «Мастер и Маргарита» упоминается всего несколько раз. Более детально – в седьмой главе. А дальше автор ему уделяет в общей сложности несколько строк. Однако стоит сказать, что именно в главе «Нехорошая квартира» перед читателем впервые предстают помощники Сатаны в полном своем составе, и именно поэтому она столь запоминающаяся.

Однажды после бурно проведенного вечера Лиходеев просыпается в своей постели (хотя пробуждением состояние директора «Варьете» в это утро назвать сложно) и обнаруживает сидящего рядом неизвестного человека в черном берете. Нежданный визитер говорит с акцентом, представляется артистом, с которым Степа Лиходеев незадолго до этого злополучного дня якобы заключил контракт. Директор «Варьете» этого не помнит. И неудивительно, ведь минувшим вечером он пил портвейн после водки, затем объяснялся какой-то даме в любви, ездил к кому-то на дачу в Сходню… Словом, ночь была насыщенная.

Лиходеев, так и не вспомнив событий прошедших дней, выпивает предложенную гостем водку, закусывает чудесно появившимися яствами и, будучи человеком хитрым и неглупым, старается скрыть перед незнакомцем собственную забывчивость. И вдруг, выйдя в переднюю, обнаруживает там постороннего черного кота жутких размеров.

Читайте также  Изысканность и своеобразие лирики А. А. Фета

Степа Лиходеев

Если бы в следующее утро Степе Лиходееву сказали бы так: «Степа! Тебя расстреляют, если ты сию минуту не встанешь!» — Степа ответил бы томным, чуть слышным голосом: «Расстреливайте, делайте со мною, что хотите, но я не встану». Не то что встать, — ему казалось, что он не может открыть глаз, потому что, если он только это сделает, сверкнет молния и голову его тут же разнесет на куски.

Степа Лиходеев (полное имя — Степан Богданович Лиходеев) является одним из второстепенных персонажей романа «Мастер и Маргарита», оказавшихся в числе «жертв» визита Сатаны в Москву. В романе не дается подробного описания, как выглядит Степан Богданович Лиходеев. О нем известно лишь, что это молодой человек, шатен. Он проживает вместе с Берлиозом в квартире номер 50 на Садовой. Лиходеев получил там жилплощадь вместе с женой, но быстро от нее избавился, переселив на Божедомку с помощью своих многочисленных знакомых. Степан является директором московского театра Варьете, того самого театра, в котором давали представления Воланд со своей свитой.

В одной из ранних редакций романа автор назвал Степу «красным директором». Что значит это словосочетание? В 20—30-е годы на административные должности в театрах начали назначать партийных работников. Они, причем вполне официально, и назывались «красными директорами». Эти люди были далеки от искусства. Именно таким некомпетентным руководителем был Степа Лиходеев. О его деятельности выразительно говорят Азазелло («Я вообще не понимаю, как он попал в директора, он такой же директор, как я архиерей») и Коровьев («— Они, они! — козлиным голосом запел длинный клетчатый, во множественном числе говоря о Степе. — Вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено»). Всю работу за Степу делают фининспектор Римский и администратор Варенуха, которые мечтают избавиться от начальника-бездельника.

Степа Лиходеев в романе упоминается всего несколько раз. В седьмой главе романа, посвященной «нехорошей квартире», очень ярко описывается его пробуждение в квартире, которую он делил с покойным Берлиозом. Лиходеев просыпается в своей постели и обнаруживает сидящего рядом неизвестного человека в черном берете. Нежданный визитер говорит с акцентом, представляется артистом, с которым Степа Лиходеев незадолго до этого злополучного дня якобы заключил контракт. Директор «Варьете» этого не помнит. И неудивительно, ведь минувшим вечером он пил портвейн после водки, затем объяснялся какой-то даме в любви, ездил к кому-то на дачу в Сходню…

Лиходеев, так и не вспомнив событий прошедшего дня, выпивает предложенную гостем водку, закусывает чудесно появившимися яствами и, будучи человеком хитрым и неглупым, старается скрыть перед незнакомцем собственную забывчивость. Он выходит в переднюю, дабы позвонить в «Варьете» и справиться о предстоящем выступлении иностранного артиста. Там он обнаруживает печать на двери Берлиоза. Мысли о смерти соседа не приходят в голову Лиходееву. Первое, о чем он думает, — арест. Воспоминания о глупой статье, которую Степа недавно зачем-то всучил Михаилу Александровичу, и о сомнительных разговорах в столовой за ужином закопошились в голове бедного Степы. Неизвестно, до чего додумался бы в это утро Степа, если б не появление в передней постороннего черного кота жутких размеров. Затем в квартире появляются и остальные члены свиты Воланда, пожелавшего остановиться в этой «нехорошей» квартире. Поскольку присутствие Стёпы в ней явно лишнее, незадачливый «руководитель» был мгновенно вышвырнут из Москвы в Ялту — в исподнем, без документов и с жутким похмельем.

Римский и администратор Варенуха долго ожидают своего начальника, который обещал приехать через полчаса. Коллеги звонят Лиходееву на квартиру, но ответа нет. Неожиданно приходит телеграмма, что директор Варьете находится в Ялте. Такого от него не ожидают даже привычные к его фокусам коллеги. Тем не менее они высылают Степе деньги на обратную дорогу.

Небритый и грязный Лиходеев возвращается из ссылки в Москву. Потрясения этих дней не проходят для него даром, и Степа с манией преследования попадает в клинику для душевнобольных к профессору Стравинскому. Там Лиходеева лечат больше недели, пока он не возвращается к жизни и не перестает просить, чтобы его поместили в «бронированную камеру». По его делу было проведено следствие, в ходе которого установили, что Степа в Ялту не летал, а оставался в квартире номер 50. Его загипнотизировали иностранные диверсанты во главе с Воландом. Затем гипнотизеры надели на Лиходеева войлочную шляпу и отправили на аэродром. Там они внушили встречающим, что он вышел из самолета, прибывшего из Ялты. В ялтинском угрозыске утверждали, что к ним заявился босой Степа, и они даже отправляли о нем телеграммы в Москву. Но никаких подтверждений этому не нашли и решили, что гипнотизеры сумели на расстоянии воздействовать на сотрудников.

После этого случая Степа уходит из Варьете. Знакомые устраивают его директором магазина в Ростове. Характер Лиходеева меняется. Он становится степенным и молчаливым. Начинает сторониться женщин. Степа перестал пить портвейн с водкой, а пьет только водку, настоянную на смородиновых почках.

История создания персонажа

В редакции 1929 года этот персонаж именовался Гарасей Педулаевым и имел, очевидно, своим прототипом владикавказского знакомого Булгакова кумыка Туаджина Пейзулаева, соавтора по пьесе «Сыновья муллы» Туаджина Пейзулаева. Об их совместной работе рассказано в «Записках на манжетах» и «Богеме». Соответственно и незадачливого директора перемещали чудесным образом не в Ялту, а во Владикавказ. По пути из столицы на малую родину Гаруся наслаждается видом чудесного московского пейзажа. «Гарася залился детскими слезами и сел на уличную тумбу и слышал вокруг ровный шум сада. Карлик в черном пиджаке и в пыльном цилиндре вышел из этого сада. Его бабье безволосое лицо удивительно сморщилось при виде плачущего мужчины. — Вы чего, гражданин? — спросил он у Гараси, дико глядя на него. Директор карлику не удивился. — Какой это сад? — спросил он только. — Трэк, — удивленно ответил карлик. — А вы кто? — Я — Пульз, — пропищал тот. — А какая это гора? — полюбопытствовал Гарася. — Столовая гора. — В каком городе я? Злоба выразилась на крохотном личике уродца. — Вы что, гражданин, смеетесь? Я думал, вы серьезно спрашиваете. — Маленький человек. Остановись. Сжалься. Я… все забыл, ничего не помню, скажи, где я, какой город. — Владикавказ, — ответил карлик. Тут Гарася поник головой, сполз с тумбы и, ударившись головой оземь, затих, раскинув руки». Здесь отразились булгаковские впечатления от гастролировавшей во Владикавказе труппы лилипутов.

В последующих редакциях директор театра назывался Степой Бомбеевым или Лиходеевым, но вплоть до 1937 года его выбрасывали из нехорошей квартиры во Владикавказ. Владикавказ был заменен на Ялту уже после смерти Т. Пейзулаева в 1936 году, а сцена пробуждения Степы Лиходеева в Ялте была написана незадолго до смерти писателя, 25 января 1940 года.

Цитатный образ Степы Лиходеева

Полное имя героя — Степан Богданович Лиходеев

«…Простите, что, Степана Богдановича Лиходеева сейчас нету дома. »

«Мастер и Маргарита» (М. А. Булгаков) — характеристики героев

Роман «Мастер и Маргарита» был написан Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в 1928–1940 годах. В нём рассказывается о верности и предательстве, святости и грехах и о многом другом. В этой статье представлены характеристики главных героев и других персонажей романа.

Главные герои

Мастер

Мастер образован, знает иностранные языки, историю. Он является писателем, создавшим роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, в котором представил интерпретацию событий, которые описаны в Евангелии. Мастер неприспособлен к тому времени, в котором родился и живёт. Он очень переживает, что литературные критики плохо отозвались о романе. В конце концов, Мастер сошёл с ума и сжёг рукопись романа. Воланду понравился роман, и он вернул Мастеру сожжённую рукопись и даровал ему вечный покой.

Подробная характеристика Мастера здесь.

Маргарита

Маргарита — возлюбленная Мастера, главного героя романа. Эта красивая молодая замужняя женщина, потеряв его, и не зная, где он находится, согласилась стать на ежегодном балу Сатаны королевой, так как надеется, что за это ей вернут любимого. Образ Маргариты в романе «Мастер и Маргарита» — это воплощение такой любви, ради которой человек готов на всё. Героиня старается защищать Мастера от его врагов, например, от критика Латунского. По сути, Маргарита была для Мастера единственной опорой в жизни.

Подробная характеристика Маргариты здесь.

Воланд и его свита

Воланд

Воланд — таинственный персонаж романа, князь тьмы. Автор противопоставил его Иешуа Га-Ноцри, олицетворяющему силы добра. Но Воланд наделён Булгаковым и положительными качествами, например, правдивостью, справедливостью, благородством и даже милосердием. Этот герой романа не умножает зло, а только следит за людьми и, когда это необходимо, пресекает зло. Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» очень загадочен. Некоторые литературоведы считают этого героя положительным, хотя он является «повелителем тьмы».

Подробная характеристика Воланда здесь.

Коровьев (Фагот)

Коровьев (Фагот) — демон-рыцарь, который предстаёт перед людьми в облике худого, высокого, развязного, неприятного кривляки и шутника в клетчатом костюме. Он всегда отлично выполняет поручения Воланда. Это именно Коровьев направил Берлиоза на верную гибель, указав на турникет. Он пытался запутать Ивана Бездомного, который бросился в погоню за свитой Воланда; дал председателю жилтоварищества Босому взятку рублями, которые потом превратились в доллары; вместе с котом Бегемотом поджёг Дом Грибоедова и Торгсин. Его истинный образ — это рыцарь, вынужденный в наказание за неудачную шутку вечно скитаться и шутить.

Кот Бегемот

Кот Бегемот — это очень большой чёрный кот, умеющий ходить на задних лапах, разговаривать и даже острить. Он оборотень, предстаёт в облике то огромного кота, то человека с «кошачьими» чертами лица. В зависимости от ситуации, он то грубый, то вежливый. Этот персонаж может быть и очень жестоким, и очень весёлым. В своём человечьем обличии он избил в общественном туалете Варенуху, устроил в Торгсине и в Доме Грибоедова пожар, а также переполох в помещении Зрелищной инспекции.

Азазелло

Азазелло — загадочный персонаж романа. Он имеет запоминающуюся, непривлекательную, разбойничью внешность (рыжие волосы, торчащий изо рта клык) и отвратительный характер. Азазелло исполнителен и выполняет всю грязную работу, которую поручает ему Воланд, например, избиения и даже убийства. Он умеет манипулировать людьми, запугивать, подталкивать на злые дела. Если другие приближённые Воланда и сам мессир лишь наблюдают за тем, как ведут себя люди, и наказывают только злодеев, то Азазелло старается подтолкнуть людей к совершению плохих поступков. Он так коварен, что его побаиваются Коровьев и кот Бегемот из свиты Воланда. Воланда Азазелло уважает и готов сделать всё, что тот прикажет.

Подробная характеристика Азазелло здесь.

Гелла

Гелла — довольно неприметный персонаж романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Это рыжая зеленоглазая девушка-вампир с багровым шрамом на шее. Она очень красива, не носит одежду или же надевает только фартучек и туфельки, занимается домашней работой и выполняет небольшие поручения Воланда. Эта колдунья способна летать, превращать людей в вампиров и животных. Она молчалива, боится солнечного света и утреннего петушиного крика. Гелла — единственная женщина в свите Воланда, она всецело покорна мессиру.

Читайте также  Повести о Петре и Февронии Муромских характеристика образа Февронии

Герои романа Мастера

Иешуа Га-Ноцри

Иешуа Га-Ноцри — одинокий бродячий философ. Он проповедует людям о человечности, доброте и верит, что все люди без исключения от природы добры. Иешуа Га-Ноцри представлен автором как идеальный человек, очень добрый, умный, образованный, правдивый. Он смел, не боится высказывать свои убеждения и говорить правду Понтию Пилату. Иешуа утверждал, что со временем не будет власти, а все люди станут мирными и справедливыми.

Подробная характеристика Иешуа Га-Ноцри здесь.

Понтий Пилат

Понтий Пилат — римский прокуратор Иудеи. Этот жестокий человек страдает от одиночества, так как из-за высокого положения в обществе дружески ни к кому не относится. Для людей он только властелин и лишь для своей собаки Банги — настоящий друг. Понтий Пилат — мыслящий и философствующий человек. После того, как ему пришлось согласиться на казнь Иешуа Га-Ноцри, его мучает совесть. Он постоянно думает об этом бродячем философе и его проповеди. Иешуа пожалел Понтия Пилата и попросил Воланда лишить его вечного одиночества. После этого Пилат и Иешуа пошли по дороге из лунного света, дружески беседуя.

Подробная характеристика Понтия Пилата здесь.

Левий Матвей

Левий Матвей был сборщиков налогов, но встретив Иешуа Га-Ноцри, стал разделять его взгляды на жизнь. Левий стал считать себя учеником этого человека, записывал его высказывания, не очень правильно излагая их. Он переживает, что не смог предотвратить гибель учителя, и хочет отомстить Иуде за его смерть.

Иуда из Кириафа

Иуда из Кириафа — молодой красивый человек. Этот провокатор вошёл в доверие к Иешуа Га-Ноцри, пригласил домой и при тайных свидетелях попросил высказать мнение о государственной власти. После этого Иешуа схватили и заключили в тюрьму. Но Иуда поплатился за предательство — по тайному приказу Понтия Пилата он был убит.

Литераторы

Иван Бездомный

Иван Бездомный — это молодой пролетарский поэт Иван Николаевич Понырев, который подписывает свои стихи псевдонимом Иван Бездомный. Он написал антирелигиозную поэму, но председатель правления литературного общества МАССОЛИТ Берлиоз раскритиковал её, поскольку Иисус Христос у Бездомного выглядит как обычный человек, а не как герой мифа. Иван стал свидетелем гибели Берлиоза и уверен, что её виновник — иностранец, с которым Берлиоз разговаривал перед гибелью. Бездомный пытался догнать этого незнакомца (Воланда), но, в конце концов, попал в психиатрическую клинику. Встреча с Мастером в клинике раскрыла ему понимание, что его творчество не отражает его собственные мысли и чувства, а только то, что требует от литераторов партия. С этого момента образ его мыслей поменялся, он бросил писать стихи и стал историком.

Подробная характеристика Ивана Бездомного здесь.

Берлиоз Михаил Александрович

Берлиоз Михаил Александрович — редактор журнала и председатель правления литературного общества МАССОЛИТ. Он умеет очень убедительно говорить, хорошо приспособился, проводя в жизнь политику партии, пропагандируя атеизм. Берлиоз доказывает молодому поэту Ивану Бездомному, что его поэма об Иисусе Христе получилась недостаточно атеистической. За такие взгляды Воланд решил наказать Берлиоза, и Коровьев услужливо показал этому герою на турникет, около которого тот поскользнулся и попал под трамвай. Подробная характеристика Берлиоза Михаила Александровича здесь.

Сотрудники театра Варьете

Степан Лиходеев

Степан Лиходеев — директор театра Варьете. Это сильно пьющий человек, который плохо выполняет свои обязанности. Воланд решил поселиться в его квартире, поэтому кот Бегемот и Азазелло забросили Стёпу Лиходеева в Ялту.

Римский Григорий Данилович

Римский Григорий Данилович — финансовый директор театра Варьете. Это злобный, нервный человек. Он очень умён: когда к нему пришёл Варенуха, ставший вампиром, Римский догадался, что это нечистая сила, так как не увидел от Варенухи тени.

Варенуха Иван Савельевич

Варенуха Иван Савельевич — театральный администратор. Это лживый, хамоватый, эгоистичный человек. Однажды он понёс по поручению финдиректора театра Римского в НКВД копии телеграмм от пропавшего Лиходеева. Встретив по дороге свиту Воланда, Варенуха оказался в «нехорошей квартире». Там Гелла превратила его в вампира. В этом обличии он покушается на Римского, но это ему не удаётся. Став вампиром, Варенуха мучается, ему не по душе быть нечистой силой, и Воланд, в конце концов, возвратил его в прежнее состояние. Испуганный Варенуха просит милиционеров поместить его в бронированную камеру. После своих страшных приключений Варенуха стал очень вежливым, отзывчивым человеком.

Жорж Бенгальский

Жорж Бенгальский — конферансье театра Варьете, хорошо известный жителям столицы. Человек неумный, ограниченный. Слова Воланда о том, как изменилась Москва, он комментирует публике так, что Коровьев сообщил зрителям, что конферансье попросту врёт. За эту ложь кто-то из публики предложил оторвать Бенгальскому голову, что и сделал кот Бегемот. Но зрители пожалели конферансье, и по их же просьбе Воланд велел голову Бенгальского поставить на место.

Андрей Фокич Соков

Андрей Фокич Соков — буфетчик в театре Варьете. Он скопил огромные деньги на продаже в буфете осетрины «второй свежести» и других испорченных продуктов. Эти деньги он не тратит, а только копит. Воланд сказал, что Соков никогда их и не истратит, так как через девять месяцев умрёт от рака печени. Испуганный буфетчик бросился искать профессора, чтобы тот остановил рак.

Участники эпизодов в Москве

Аркадий Аполлонович Семплеяров

Аркадий Аполлонович Семплеяров — председатель Акустической комиссии московских театров. Во время сеанса чёрной магии, который давал Воландв театре Варьете, Семплеяров настаивал на том, чтобы публике рассказали о «технике фокусов». Но Коровьев разоблачил не чудеса, которые творились на сцене, а самого Семплеярова, уличив при его супруге в неверности.

Барон Майгель

Барон Майгель — член зрелищной комиссии. В его обязанности входило знакомство иностранных туристов с достопримечательностями Москвы. Он проник на бал Воланда как новый одинокий гость, но Воланд понял, что это шпион. Майгеля застрелил Азазелло.

Никанор Иванович Босой

Никанор Иванович Босой — председатель жилтоварищества дома по Садовой, в котором находилась «нехорошая квартира» № 50. Это осторожный, деловой человек, который берёт взятки. За это он был наказан Коровьевым, который сообщил соответствующим органам о том, что Босой спекулирует валютой, и сделал так, что при обыске у того действительно нашли доллары (в них превратились рубли, сунутые Коровьевым Босому в виде взятки).

Алоизий Могарыч

Алоизий Могарыч представился Мастеру журналистом. Чтобы занять квартиру Мастера, он написал на него донос.

Поплавский Максимилиан Андреевич

Поплавский Максимилиан Андреевич — дядя Берлиоза, экономист-плановик из Киева, очень умный человек. Узнав о смерти Берлиоза, он отправился в Москву. Поплавский надеялся получить квартиру погибшего. Он понимал, что для этого, первым делом, нужно прописаться в квартире покойного племянника. Но, конечно, ему это не удалось — ведь там обосновалась свита Воланда и сам мессир.

Аннушка

Аннушка — скандальная женщина, которая жила в квартире № 48, помещавшейся под квартирой № 50, где расположилась свита Воланда вместе с мессиром. Именно эта Аннушка разлила у вертушки подсолнечное масло на горе Берлиозу. Аннушка была очень любознательна. Ночью она подглядывала, когда вся свита вместе с Мастером и Маргаритой спускалась по лестнице, и услышала, как что-то стукнуло о пол. Когда все ушли, она бросилась на площадку, нашла там золотую подкову всю в бриллиантах и очень обрадовалась. Но появился Азазелло и грубо отнял у неё драгоценность.

Степа Лиходеев: характеристика персонажа романа «Мастер и Маргарита»

Особенным героем в творчестве Булгакова можно назвать Степу Лиходеева из романа «Мастер и Маргарита». Характеристика этого персонажа позволяет понять, почему он понес наказание от Воланда. В отличие от других образов, директор Варьете ничем не навредил главным героям, его не обвиняют в хамстве, обмане, предательстве и взяточничестве. Тем не менее он оказывается в сумасшедшем доме.

Жилец квартиры № 50

Степа Лиходеев – тот самый директор театра «Варьете», вступающий, пользуясь своим положением, в связи с женщинами, не выполняющий должностных обязанностей и гоняющий зря казенную машину. Роль Лиходеева в нетленном булгаковском сюжете невелика. Тем не менее его образ запоминающийся.

Этот персонаж, в отличие от коллег своего погибшего соседа, не приносит бед Мастеру. Он, на первый взгляд, абсолютно безобиден. Тем не менее Воланд и его приспешники отправляют незадачливого директора за тысячу километров от Москвы. За что? В чем провинился этот, казалось бы, добродушный жилец «нехорошей» квартиры? Итак, за что был наказан Степа Лиходеев?

Утро туманное

Степа Лиходеев в романе «Мастер и Маргарита» упоминается всего несколько раз. Более детально – в седьмой главе. А дальше автор ему уделяет в общей сложности несколько строк. Однако стоит сказать, что именно в главе «Нехорошая квартира» перед читателем впервые предстают помощники Сатаны в полном своем составе, и именно поэтому она столь запоминающаяся.

Однажды после бурно проведенного вечера Лиходеев просыпается в своей постели (хотя пробуждением состояние директора «Варьете» в это утро назвать сложно) и обнаруживает сидящего рядом неизвестного человека в черном берете. Нежданный визитер говорит с акцентом, представляется артистом, с которым Степа Лиходеев незадолго до этого злополучного дня якобы заключил контракт. Директор «Варьете» этого не помнит. И неудивительно, ведь минувшим вечером он пил портвейн после водки, затем объяснялся какой-то даме в любви, ездил к кому-то на дачу в Сходню… Словом, ночь была насыщенная.

Лиходеев, так и не вспомнив событий прошедших дней, выпивает предложенную гостем водку, закусывает чудесно появившимися яствами и, будучи человеком хитрым и неглупым, старается скрыть перед незнакомцем собственную забывчивость. И вдруг, выйдя в переднюю, обнаруживает там постороннего черного кота жутких размеров.

Степа Лиходеев

Если бы в следующее утро Степе Лиходееву сказали бы так: «Степа! Тебя расстреляют, если ты сию минуту не встанешь!» — Степа ответил бы томным, чуть слышным голосом: «Расстреливайте, делайте со мною, что хотите, но я не встану». Не то что встать, — ему казалось, что он не может открыть глаз, потому что, если он только это сделает, сверкнет молния и голову его тут же разнесет на куски.

Степа Лиходеев (полное имя — Степан Богданович Лиходеев) является одним из второстепенных персонажей романа «Мастер и Маргарита», оказавшихся в числе «жертв» визита Сатаны в Москву. В романе не дается подробного описания, как выглядит Степан Богданович Лиходеев. О нем известно лишь, что это молодой человек, шатен. Он проживает вместе с Берлиозом в квартире номер 50 на Садовой. Лиходеев получил там жилплощадь вместе с женой, но быстро от нее избавился, переселив на Божедомку с помощью своих многочисленных знакомых. Степан является директором московского театра Варьете, того самого театра, в котором давали представления Воланд со своей свитой.

В одной из ранних редакций романа автор назвал Степу «красным директором». Что значит это словосочетание? В 20—30-е годы на административные должности в театрах начали назначать партийных работников. Они, причем вполне официально, и назывались «красными директорами». Эти люди были далеки от искусства. Именно таким некомпетентным руководителем был Степа Лиходеев. О его деятельности выразительно говорят Азазелло («Я вообще не понимаю, как он попал в директора, он такой же директор, как я архиерей») и Коровьев («— Они, они! — козлиным голосом запел длинный клетчатый, во множественном числе говоря о Степе. — Вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено»). Всю работу за Степу делают фининспектор Римский и администратор Варенуха, которые мечтают избавиться от начальника-бездельника.

Читайте также  Реализм как литературное направление

Степа Лиходеев в романе упоминается всего несколько раз. В седьмой главе романа, посвященной «нехорошей квартире», очень ярко описывается его пробуждение в квартире, которую он делил с покойным Берлиозом. Лиходеев просыпается в своей постели и обнаруживает сидящего рядом неизвестного человека в черном берете. Нежданный визитер говорит с акцентом, представляется артистом, с которым Степа Лиходеев незадолго до этого злополучного дня якобы заключил контракт. Директор «Варьете» этого не помнит. И неудивительно, ведь минувшим вечером он пил портвейн после водки, затем объяснялся какой-то даме в любви, ездил к кому-то на дачу в Сходню…

Лиходеев, так и не вспомнив событий прошедшего дня, выпивает предложенную гостем водку, закусывает чудесно появившимися яствами и, будучи человеком хитрым и неглупым, старается скрыть перед незнакомцем собственную забывчивость. Он выходит в переднюю, дабы позвонить в «Варьете» и справиться о предстоящем выступлении иностранного артиста. Там он обнаруживает печать на двери Берлиоза. Мысли о смерти соседа не приходят в голову Лиходееву. Первое, о чем он думает, — арест. Воспоминания о глупой статье, которую Степа недавно зачем-то всучил Михаилу Александровичу, и о сомнительных разговорах в столовой за ужином закопошились в голове бедного Степы. Неизвестно, до чего додумался бы в это утро Степа, если б не появление в передней постороннего черного кота жутких размеров. Затем в квартире появляются и остальные члены свиты Воланда, пожелавшего остановиться в этой «нехорошей» квартире. Поскольку присутствие Стёпы в ней явно лишнее, незадачливый «руководитель» был мгновенно вышвырнут из Москвы в Ялту — в исподнем, без документов и с жутким похмельем.

Римский и администратор Варенуха долго ожидают своего начальника, который обещал приехать через полчаса. Коллеги звонят Лиходееву на квартиру, но ответа нет. Неожиданно приходит телеграмма, что директор Варьете находится в Ялте. Такого от него не ожидают даже привычные к его фокусам коллеги. Тем не менее они высылают Степе деньги на обратную дорогу.

Небритый и грязный Лиходеев возвращается из ссылки в Москву. Потрясения этих дней не проходят для него даром, и Степа с манией преследования попадает в клинику для душевнобольных к профессору Стравинскому. Там Лиходеева лечат больше недели, пока он не возвращается к жизни и не перестает просить, чтобы его поместили в «бронированную камеру». По его делу было проведено следствие, в ходе которого установили, что Степа в Ялту не летал, а оставался в квартире номер 50. Его загипнотизировали иностранные диверсанты во главе с Воландом. Затем гипнотизеры надели на Лиходеева войлочную шляпу и отправили на аэродром. Там они внушили встречающим, что он вышел из самолета, прибывшего из Ялты. В ялтинском угрозыске утверждали, что к ним заявился босой Степа, и они даже отправляли о нем телеграммы в Москву. Но никаких подтверждений этому не нашли и решили, что гипнотизеры сумели на расстоянии воздействовать на сотрудников.

После этого случая Степа уходит из Варьете. Знакомые устраивают его директором магазина в Ростове. Характер Лиходеева меняется. Он становится степенным и молчаливым. Начинает сторониться женщин. Степа перестал пить портвейн с водкой, а пьет только водку, настоянную на смородиновых почках.

История создания персонажа

В редакции 1929 года этот персонаж именовался Гарасей Педулаевым и имел, очевидно, своим прототипом владикавказского знакомого Булгакова кумыка Туаджина Пейзулаева, соавтора по пьесе «Сыновья муллы» Туаджина Пейзулаева. Об их совместной работе рассказано в «Записках на манжетах» и «Богеме». Соответственно и незадачливого директора перемещали чудесным образом не в Ялту, а во Владикавказ. По пути из столицы на малую родину Гаруся наслаждается видом чудесного московского пейзажа. «Гарася залился детскими слезами и сел на уличную тумбу и слышал вокруг ровный шум сада. Карлик в черном пиджаке и в пыльном цилиндре вышел из этого сада. Его бабье безволосое лицо удивительно сморщилось при виде плачущего мужчины. — Вы чего, гражданин? — спросил он у Гараси, дико глядя на него. Директор карлику не удивился. — Какой это сад? — спросил он только. — Трэк, — удивленно ответил карлик. — А вы кто? — Я — Пульз, — пропищал тот. — А какая это гора? — полюбопытствовал Гарася. — Столовая гора. — В каком городе я? Злоба выразилась на крохотном личике уродца. — Вы что, гражданин, смеетесь? Я думал, вы серьезно спрашиваете. — Маленький человек. Остановись. Сжалься. Я… все забыл, ничего не помню, скажи, где я, какой город. — Владикавказ, — ответил карлик. Тут Гарася поник головой, сполз с тумбы и, ударившись головой оземь, затих, раскинув руки». Здесь отразились булгаковские впечатления от гастролировавшей во Владикавказе труппы лилипутов.

В последующих редакциях директор театра назывался Степой Бомбеевым или Лиходеевым, но вплоть до 1937 года его выбрасывали из нехорошей квартиры во Владикавказ. Владикавказ был заменен на Ялту уже после смерти Т. Пейзулаева в 1936 году, а сцена пробуждения Степы Лиходеева в Ялте была написана незадолго до смерти писателя, 25 января 1940 года.

Цитатный образ Степы Лиходеева

Полное имя героя — Степан Богданович Лиходеев

Характеристика главных героев романа «Мастер и маргарита» Михаила Булгакова

«Мастер и Маргарита» — широко известный роман М. Булгакова. Произведение освещает любовь главных персонажей сквозь препятствия и невзгоды. Однако, это не единственный освещаемый романом вопрос. Поднимается тема жизненных ценностей, значение добра и зла.

Характеристика главных героев романа «Мастер и маргарита»

Воланд

Воланд — важное действующее лицо произведения. Символизирует собой образ исчадия ада, демона. Исполняет роль стороннего наблюдателя за жизнью простых людей. Так, например, при просмотре спектакля в театре приходит к выводу, что все зрители «обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их». Доказал, что способен на добрые свершения, сведя вместе мастера и Маргариту. Воланд восстановил главный труд мастера, главным героем которого был Понтий Пилат. С ним произошла встреча, на которой Пилат был прощен.

Мастер

Мастер — непризнанный гений, который оказался в месте для душевнобольных из-за шквала критики в адрес своего романа. Книга, из-под пера мастера, повествует о древнем правителе Понтии Пилате. Из большой любви Маргарита просит Воланда освободить мастера. Просьба была исполнена, и мастер со своей возлюбленной обрели долгожданный покой.

Маргарита

Маргарита — возлюбленная мастера, была женой другого человека. Брак оказался несчастливым, но Маргарита смогла найти любовь в большом городе. Став его «тайной женой», она тайно встречается с мастером, вдохновляя его на написание романа. Успеха мастер добиться не смог, наоборот, был обречен на звание сумасшедшего. Маргарита решает спасти любимого и прибегает к помощи злого духа — Воланда. Заключив сделку, она становится главой банкета, где спасает несчастную женщину — Фриду. Участие во многих спорных вопросах и судьбах нуждающихся в заботе людей заставляет Воланда симпатизировать ей. Он забирает с собой мастера и Маргариту, и вместе со свитой покидает этот мир.

Бездомный Иван

Бездомный Иван — поэт, появившийся на страницах романа одним из первых, вместе с Берлиозом, которому была уготована трагичная судьба. Встреча с Воландом стала для Ивана роковой. Не сумев справиться с нахлынувшими эмоциями, после произошедшей встречи, он попадает в психиатрическую лечебницу. Там встречает мастера, с которым проводит много времени.

Фагот

Фагот, он же Коровьев — один из свиты Воланда. Ему доверяют самые сложные задания, которые тот с успехом решает под видом переводчика иностранца Воланда. Более конкретного описания персонажа нет, поэтому он предстает как «маг, регент, чародей, переводчик или черт его знает кто». Его поведение представляет собой кривляние и крики, но меняется в отношении людей, к которым испытывает уважение. Например, к Воланду обращается уважительно и с почтением. Маргарите помог организовать бал и поддерживал порядок.

Ближе к концу романа мы видим истинное обличье Фагота, а именно образ рыцаря на коне, который был обречен на роль шута за неудачный каламбур.

Азазелло

Азазелло — приспешник Воланда, рыжий «с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию». Выполнял работу, связанную с применением грубой физической силы. Финал произведения раскрывает истинный вид демона — убийца с отталкивающим обликом и пугающими глазницами.

Кот Бегемот

Кот Бегемот — помощник, поднимающий настроение, ведь предстает он в образе большого кота. Вторая ипостась Бегемота — полноватый человек с кошачьими повадками и лицом. Именно он стал причиной массового истребления черных котов, ассоциирующихся у людей с тем монстром. Несмотря на образ скомороха, не все шутки кота были веселыми и безобидными.

Понтий Пилат

Понтий Пилат. Стоит уделить отдельное внимание одному из героев романа в романе «мастер и Маргарита». Древний правитель, который повстречал необычного осужденного, заставившего пересмотреть свои взгляды на мир. Несмотря на явную симпатию к Иешуа, Пилат не смог отменить назначенную казнь. Он знал о невиновности обвиняемого, но испугался потерять высокую должность. Совесть не дала ему продолжить привычную жизнь, и Пилат отправился искупать вину в горы, откуда его выпустил мастер, даровав прощение.

Иешуа Га-Ноцри

Иешуа Га-Ноцри. Всем людям приписывает добрые мысли и поступки, даже если те этого не заслужили. Из-за своей веры был осужден на смерть, люди не могли понять истинный смысл речей этого человека. Сумел простить всех, кто отправил его на казнь.

Михаил Александрович Берлиоз

Представитель литературного объединения оппортунист пытается подавить несогласных. Он считает, что в жизни все происходит по воле и желанию человека, и его теория сразу рушится: Берлиоз неожиданно попадает под трамвай, и ему отрубают голову.

Никанор Иванович Босой

Занимался подкупом, занимая должность председателя домоуправления. Чиновник среднего класса.

Барон Майгель

Он работает с иностранцами, знакомит их с местными достопримечательностями, по сути, является шпионом. На балу он был жертвой, его кровь залита в чашу из черепа Берлиоза.

Иван Савельевич Варенуха

Администратор «Варьете». Беспринципный и лживый человек. После поцелуев Гелла превратилась в вампира. Воланд выполнил его просьбу, снова превратив его в человека. После пережитого кошмара он изменился к лучшему.

Как настоящий Иуда, он продает Иешуа за тридцать сребреников, только, в отличие от него, не раскаивается в своем предательстве и убит по приказу Понтия Пилата.

Левий Матфей

Ранее он собирал налоги, после встречи с Га-Ноцри стал его верным соратником и летописцем. Не в силах предотвратить казнь учителя, он снял его тело с креста и спрятал в пещере. Отказывается служить с Понтием Пилатом, обвиняя его в смерти Иешуа. Просит у Воланда награды мира Мастеру и Маргарите. Воланд выполняет эту просьбу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: