Мысли и чувства лирического героя в поэзии Ф.И. Тютчева

Мысли и чувства лирического героя в поэзии Ф.И. Тютчева Восприятие художественного произведения — процесс, включающий в себя множество составляющих. Это восприятие и содержания, и формы, и

Мысли и чувства лирического героя в поэзии Ф.И. Тютчева

Мысли и чувства лирического героя в поэзии Ф.И. Тютчева

Восприятие художественного произведения — процесс, включающий в себя множество составляющих. Это восприятие и содержания, и формы, и основных идей, и композиционных особенностей, восприятие и образа автора, и тонкостей использования автором различных тропов. Предложим такое сравнение: фотоаппарат с пластиковой оптикой никогда не запечатлеет тех деталей, которые сможет запечатлеть аппарат с оптикой зеркальной; первый даже исказит линию горизонта и “размоет” предметы в углах кадра. Качество сочинения по стихотворению зависит от уровня развития восприятия у ученика: от примитивного уровня “нравится — не нравится” до различения тончайших оттенков смысла и особенностей использования аллитерации.

Кроме того, восприятие личностно, эмоционально вызывает в сознании ассоциативные ряды, образы, обусловленные жизненным опытом человека. Истолкование также подразумевает индивидуальный, особенный взгляд ученика на стихотворение. От школьников нельзя требовать того, чтобы они оценили произведение объективно в контексте всего творчества конкретного поэта и поэтов его поколения. Следовательно, можно говорить только о субъективной оценке произведения. В этих сочинениях может быть достаточно свободная композиция. Всё это надо учитывать педагогам при оценке экзаменационных работ.

Добавим, что сочинения по восприятию, истолкованию и оценке поэтического текста невозможно списать с недобросовестно составленных сборников, нельзя отделаться общими фразами.

Браться за подобные темы мы посоветуем ученикам с хорошо развитым восприятием поэтического текста и твёрдым знанием теоретических сведений о поэзии, включённых в школьную программу.

Для теоретической части возможна стандартная схема анализа. Применительно к стихотворению «Ещё земли печален вид…» она будет звучать так: стихотворение относится к лирике природы, посвящено ранней весне; состоит из двух частей: в первой сначала — реалистичное изображение весенней земли, затем олицетворение — природа очеловечивается, представляется нам просыпающимся живым существом. Вторая часть описывает пробуждение души. Подобные параллели есть во многих стихотворениях, из знакомых ученикам — в «Осеннем вечере».

Стихотворение «Ещё земли печален вид…» — не просто лирика природы. Это одна из попыток подыскать аналогии явлениям природы в явлениях жизни человека, что говорит о сближении и взаимопроникновении в творчестве Тютчева двух миров — разума и стихии. Лирика природы наполняется глубоким философским смыслом — именно это делает её актуальной для нашего времени.

Тема 86.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium!». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение написано в 1830 году. Его можно отнести к философской лирике Тютчева. Тема — соотношение чувства как проявления стихии и слова как проявления разума, логики, которая разрушает первозданность чувств. Чувства, жизнь сердца — природные источники, родники, ключи, чистые, бьющие из глубины стихийной сущности человека. Душа человека питается чувствами, как земля питается родниками. Пытаясь высказать, облечь чувства в слова, мы “взрываем” эти ключи, “возмущаем” их чистоту. “Мысль изречённая”, то есть логическое определение чувства, которое способен дать только человек, не может точно отражать сущность и содержание самого этого чувства.

Чувство и слово — это диалектически взаимосвязанная пара: человек, развивая мысль, тем самым развивает, утончает и чувства; развивая способность ощущать, отличать одно чувство от другого, человек оттачивает логику и умение формулировать мысли. Подходя к вопросу с точки зрения психологии, мы можем сказать, что призвать к молчанию, к тому, чтобы “лишь жить в самом себе”, может только человек, обладающий глубоко развитыми чувствами, точным ощущением слова и глубоко дифференцированным сознанием, способный уловить и выделить те точки, в которых чувство и слово расходятся. Для человека с неразвитым сознанием сама постановка такого вопроса была бы невозможна.

Итак, человек, ощущающий различие между чувством и его выражением в слове, не просто осознаёт его, но и страдает от этого. В результате — призыв погрузиться в созерцание своих “таинственно-волшебных дум”. Но надо понимать, что это погружение будет кардинально отличаться от состояния человека с недифференцированным мышлением и не сможет стать постоянным.

Отметим в стихотворении скрытую метафору: чувственная, стихийная жизнь человека — ночь, где светят мечты-звёзды; мир слова, логики — день с его “наружным шумом”. Можно также поразмышлять о том, почему автор подобрал стихотворению название из латыни.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение это, как правило, дети знают уже в начальной школе, но это не значит, что написать по нему сочинение будет легко. Оно относится к лирике природы и написано на одном дыхании уже зрелым поэтом в 1857 году. Здесь нужно говорить и о реалистической точности воссоздания картины увядающей природы, и о настроении нежной грусти и торжественности, и о неспешности и естественности поэтической строки (что отражается в обилии пиррихиев и в различном количестве стоп в ямбическом стихе).

Возможен лексический анализ (устаревшие слова, старославянизмы), анализ средств выразительности — метафор, эпитетов, олицетворений, аллитерации, можно подчеркнуть отсутствие инверсии (создающее впечатление естественной речи). Обязательно — о поэтическом размере, способе рифмовки, особенностях рифмы (бедная — богатая, мужская — женская).

Тема 87.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «К.Б.» («Я встретил вас — и всё былое…»). (Восприятие, истолкование, оценка.)

Важно обратиться к истории создания стихотворения. В юности Тютчев переживал чувство любви к Амалии Лерхенфельд, знатной девушке. Ей было посвящено прекрасное стихотворение, написанное в Мюнхене, «Я помню время золотое…». Тютчев посватался к ней, но родители сочли этот брак недостаточно выгодным. По настоянию родителей Амалия дала согласие на брак с бароном Крюденером. Тютчев очень тяжело переживал этот отказ. Спустя много лет, в 1870 году в Карлсбаде во время прогулки он вновь встретился с уже пожилой, но сохранившей привлекательность женщиной. Встреча вдохновила его на создание поэтического шедевра «Я встретил вас — и всё былое…». В первой строфе упоминается о том золотом времени, которому было посвящено стихотворение почти полувековой давности.

В самом стихотворении развивается известная ещё с древних времён метафора: молодость человека — весна, зрелость — лето, старость — осень. Мысль и чувство выражены так ясно, так гармонично и полно, что словно сами собой приходят богатые рифмы, становится мелодичным излюбленный поэтом ямб, легко встают на место скромные, но единственно точные эпитеты.

Среди современников Тютчева стихотворение не получило широкой известности. Настоящей оценкой этому произведению стала бесспорная популярность романса, который был впервые исполнен И.С. Козловским и сразу же покорил сердца слушателей.

Тема 88.

“Мысль Тютчева… всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…” (И.С. Тургенев).

В размышлениях на эту тему необходимо будет обратиться к лирике природы и к философской лирике Тютчева. В первой, как правило, образно описывая состояние природы, автор выходит на философское обобщение; во второй от мысли (тезиса) через образный ряд движется к доказательству. Однако такое деление достаточно условно: мысль и образы переплетаются, практически сливаясь.

Ученики будут работать с теми стихотворениями, которые им известны (в каждой из программ стихи разные). Важно в каждом из них чётко выделить мысль, описать образы (из какого мира: “мира души или природы”?), желательно обозначить “точку слияния”.

Подходим к выводу: слияние мысли с образами, взятыми “из мира души или природы”, свидетельствует о том, что поэт ощущает мир как единое целое, как живое, мыслящее существо, одно из проявлений которого — человек.

Тема 89.

В чём трагизм мировосприятия лирического героя поэзии Ф.И. Тютчева?

Поэзию Тютчева можно разделить на три части: это лирика природы, философская и любовная лирика. В лирике, безусловно, отражается мировосприятие автора. Но тезис о том, что мировосприятие лирического героя поэзии Тютчева трагично, не безусловен. В лирике природы мы видим гармоничность и цельность мировосприятия, ощущение космичности жизни, взаимосвязи человека и природы.

Философская лирика показывает нам глубокие проблемы бытия. Тютчев осмысливает роль человека в мироздании, его положение между Хаосом и Космосом, его поиски собственного “я”. Тютчев писал: “Я сознаю, как тщетны все отчаянные усилия нашей бедной мысли разобраться в том ужасном вихре, в котором погибает мир. Да, мир действительно рушится, и как не потеряться в этом страшном крушении?” Это высказывание характеризует Тютчева как глубокого мыслителя, который улавливает глобальные мировые процессы, но вряд ли даёт основание утверждать, что мировосприятие его лирического героя трагично.

Любовная лирика исполнена трагизма — но только в той части, которая посвящена драме отношений с Еленой Александровной Денисьевой и её гибели. Другая часть любовной лирики — стихотворения к Амалии Лерхенфёльд (баронессе Крюденер), к первой и второй жене Тютчева — полны чистого, светлого чувства. Есть горькие стихи умудрённого опытом человека (например, «Она сидела не полу…»), но вряд ли можно говорить о трагизме мировосприятия. Любовное чувство Тютчева — как птица Феникс, которая каждый раз возрождается из пепла. Даже после смерти Денисьевой он переживает подъём чувств при встрече с Амалией, бывшей баронессой Крюденер.

Не думаю, что есть возможность компетентно доказать этот тезис, поэтому писать сочинение на эту тему не стоит.

Тема 90.

Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева.

Ученикам знакомы многие стихотворения о природе и человеке в лирике Тютчева: «Не то, что мните вы, природа…», «Есть в осени первоначальной…», «Осенний вечер», «День и ночь», «Ещё земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Чародейкою Зимою…», «Как весел грохот летних бурь…», «Весенняя гроза», «Неохотно и несмело…», «Листья» и др.

Читайте также  Повелитель мух характеристика образа Ральфа

Эту тему нельзя интерпретировать только как тему о пейзажной лирике. Взаимодействие человека и природы — это одна из важнейших идей в философских стихах Тютчева. Природа у Тютчева — вечная и обновляющаяся, она жива, только люди не всегда видят её осмысленную, самостоятельную жизнь («Не то, что мните вы, природа…»). Человек является частью природы, а понятие природы расширяется до понятия космоса. Космос же гармоничен и прекрасен в своей гармонии.

Явления природы в стихах Тютчева очеловечены. Часто пейзажи являются поводом для размышления о человеческой судьбе, явления природы параллельны миру человека («Осенний вечер», «Ещё земли печален вид…»).

В ранней лирике поэта природа мифологична: ночь, день, весна, осень — образы живые, но стремящиеся к обобщённости. В поздних стихотворениях поэт стремится к предельной точности изображения. Эту мысль можно проиллюстрировать стихотворениями «Осенний вечер» (1830) и «Есть в осени первоначальной…» (1857), «Весенняя гроза» (конец 20-х годов) и «Неохотно и несмело…» (1849).

Замечая “паутины тонкий волос”, поэт в то же время ощущает тесную связь жизни земной и космической: “…И мы плывём, пылающею бездной // Со всех сторон окружены” («Как океан объемлет шар земной…»). Природа вечна, её бытие исполнено божественного начала («Полдень», конец 20-х годов), но человек смертен («В небе тают облака…», 1868), возможно, он — “лишь грёза природы” («От жизни той, что бушевала здесь…», 1871). Так поэт выходит на проблему смысла человеческой жизни — как жизни конкретного человека, так и смысла существования и предназначения человечества в целом.

Тема 91.

Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева.

Ученикам знакомы разные стихотворения Тютчева, посвященные любви, но в разных программах их перечень различен. Если школьник ориентируется в любовной лирике Тютчева, знаком с фактами биографии поэта, то ему стоит взяться за эту тему.

Любовь в лирике поэта — одно из самых глубоких наслаждений жизни. Тютчев посвящал свои стихотворения Амалии Крюденер «Я помню время золотое…», «К.Б.», первой жене Элеоноре Фёдоровне («Ещё томлюсь тоской желаний…»), Эрнестине Фёдоровне («Она сидела не полу…»). Безусловным шедевром Тютчева стал “денисьевский” цикл. Личный душевный опыт поэта привёл его к ощущению любви как роковой губительной силы. Любовь в мире Тютчева (и в эпоху жизни поэта) — “поединок роковой”, в котором “безумная слепота страстей” приводит к тому, что мужчина губит возлюбленную.

Ученики могут опираться на стихотворения «О, как убийственно мы любим…», «Не говори: меня он, как и прежде, любит…», «Чему молилась ты с любовью…», «Я очи знал…», «О, не тревожь меня укорой справедливой…», «Весь день она лежала в забытьи…».

С другой стороны, любовь — это великая сила, которая дарит человеку жизнь и вдохновение («К.Б.»).

Особенности лирики Тютчева: характеристика творчества

Содержание:

Особенности лирики Тютчева выделяют его стихотворения на фоне поэзии других авторов. Лирический герой постоянно пребывает в сомнениях, он ищет нечто, находится на краю пропасти. Автор часто упоминает о том, что жизнь заканчивается, ее конец всегда трагичен. Он повествует о мучительных переживаниях, с которыми сталкивается герой, но продолжает стремиться к единству с принципами бытия.

Нельзя сказать, какая тема в поэзии является основной. По мнению исследователей, Тютчев в одном произведении поднимает несколько важных вопросов, объединяя их общими характеристиками. Ключевые тематики:

  • Любовная;
  • Пейзажная;
  • Философская;
  • Гражданская;
  • Хаос и космос.

Художественные особенности лирики Тютчева – кратко

Каждое стихотворение знаменитого поэта носит лирический характер. Часто он писал короткие произведения, которые сложно причислить к определенному жанру. Своеобразие лирики Тютчева заключается в его подходе к созданию стихов. Он не продумывал тему заранее, не искал подходящий момент. Поэт действовал импульсивно, эмоционально, опираясь на внезапное ощущение, душевное переживание, впечатление от увиденного явления.

Особенности поэзии Тютчева о любви проявляются в отсутствии конфликта между лирическим героем и обществом. Стихи строятся на базе метафизического принципа. Все люди одиноки относительно конечности жизни, вечности. Они не умеют выражать эмоции, ощущения, потому что чувства человека нельзя вложить в слова. Основные темы стихотворений Федора Ивановича:

  • Россия, Родина;
  • Весна, природа, душа, осень, зима, лето;
  • Любовь, человеческий образ перед вечностью бытия;
  • Смерть, конечность жизни, трагизм разрыва с миром;
  • Философские направления, борьба чувств, жизнь.

Писатель создал много детских стихотворений, литературных шедевров для школьников. Особенности творчества Тютчева для детей – это уникальные эмоции и чувства, которые автор смог передать в своих строках. Они наполнены добротой, надеждой, верой в будущее, любовью к природе.

Особенности творчества Тютчева – кратко о философии поэта

Писатель не считал, что поэзия – это его основная деятельность. Он создавал шедевры по велению сердца, многие из них не были опубликованы. Федору Ивановичу нравилась его работа дипломата. Благодаря ей он часто бывал за границей, но всегда тосковал по родине, будучи в отъезде. Исторические воззрения поэта формировались на основании сравнения жизни в России и других странах. К анализу истории автор подходил с философской точки зрения.

Характеристика творчества Тютчева показывает, что многие стихи гражданской, философской тематики имеют общий пафос. Автор изучает вечность, хаос, бытие. Он излагает мысль столь оригинально, что читатели невольно проникаются видением поэта. Федор Иванович подолгу размышлял о вопросах хаоса в мировых масштабах, выстраивал зависимость между днем и ночью. Это ярко отражено в стихотворениях:

  • «О чем ты воешь, ветр ночной»;
  • «Сижу задумчив и один».

В большинстве работ Тютчева преобладает философская лирика, даже если писатель рассказывает о красоте природы, любви или Родине. Он поставил для себя три главных цели:

  • Осмысление жизни человека;
  • Поиск гармонии между людьми и природой;
  • Изучение всех мировых тайн.

Особенности лирики Тютчева – кратко о значении природы

Федор Иванович – один из лучших поэтов, которые описывали природные пейзажи. Он изображает все одушевленным, одухотворенным. Каждое растение, каждый сезон обретает тайное, невидимое творческое начало. Стихотворения о природе:

  • «Люблю грозу в начале мая». На написание стиха автора натолкнули впечатления от первой грозы, увиденной им в мае. Он посчитал ее веселой, расцветающей, ведь она символизирует приход весны;
  • «Есть в осени первоначальной». Писатель красочно описывает осеннюю природу, вкладывая в строки глубокие переживания, возникающие в эту пору года;
  • «Есть в светлости осенних вечеров». Благодаря глубоким, точно подобранным словам читатель на себе ощущает умиротворяющее действие осени;
  • «Рим, ночью», «Полдень» – также прекрасные шедевры, посвященные окружающей природе.

Через описание природных красот автор размышляет о сущности человека, его предназначении:
«Не таково ль твое значенье,
Не такова ль судьба твоя».

Художественные особенности лирики Тютчева в стихах о любви

Любовная поэзия поэта наполнена философскими мотивами. Он старается понять суть мощных чувств, страсти, размышляя на тему их возникновения. Автор уверен, что передать всю красоту и полноту любви словами невозможно. Присутствуют космические мотивы, единение, борьба с собой в любовных стихах Тютчева: «Как в буйной слепости страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!». Шедевры о любви:

  • «Не раз ты слышала признанье»;
  • «Она сидела на полу»;
  • «В разлуке есть высокое значенье»;
  • «Последняя любовь» и другие.

Сочинение Лирика Тютчева

Лирика Федора Ивановича Тютчева – многолика. Она представлена в пейзажной, гражданской, любовной и философской тематике. Тем не менее, в своем творчестве Ф. И. Тютчев уделяет большое внимание именно теме любви. Разнообразие лирики автора тесно переплетается между собой, создавая его неповторимый стиль.

Вдохновение для любовной лирики поэт черпал в собственной личной жизни, ведь в его душе бушевали сильные страсти. Некоторая интимность личных переживаний и их выражения на бумаге стала характерной особенностью любовной лирики.

Встреча с Еленой Денисьевой оставила неизгладимый след в душе поэта. Он посвятил ей целый цикл стихотворений, описывающий его чувства от самого зарождения до трагической смерти любимой. В его стихах красочно описаны олицетворения природы, самой жизни и ее явлений. Тютчев часто использует противопоставления: свет – тень, «блаженный юг – север роковой». Образы из окружающего мира автор использует для того, чтобы донести до читателя суть основных мыслей. Времена года автор соотносит с подходящими по смыслу моментами в жизни героев стихотворений. Например, Тютчев сравнивает образ любимой женщины с весной, внезапно появившейся осенью в стихотворении «Я встретил вас». Любовь захватывает лирического героя полностью, так, что становится неотъемлемой частью его духовного роста и проявления человеческих слабостей. Отличительной чертой лирики Тютчева является описание душевных переживаний, его герой склонен к самоанализу и философским размышлениям. И даже в разлуке он видит «высокое значенье», способное пробудить человека от «сна», то есть любви. Поэт-мыслитель облекал свои мысли в художественные образы, чтобы читатель не только понял, о чем речь, но и по-настоящему проникся.

Стихотворения Тютчева передают все самое светлое, чем автор жил, этими прекрасными моментами он и хотел поделиться с читателями. Недаром А. С. Кушнер говорил о том, что Тютчев не писал стихи – он проживал их, каждой частицей своей души.

Лирика Тютчева отличается чистотой и возвышенностью чувств, что дает читателю возможность погрузиться в мир настоящей культуры. Его стихи не только затрагивают нежные струны души, но и в серьезных размышлениях отвечают на вопросы философского характера. Богатый внутренний мир автора остается до конца непознанным, потому, что он считает нужным хранить его в тайне. В стихотворении «Silentium» он наказывает себе молчать о чувствах и мечтах, вдохновляющих его.

Читайте также  Краткое содержание повести Ася Тургенева И.С. по главам

Сочинение 2

Все россияне со школы знают поэзию Тютчева. Его стихотворения с первых строк западают в душу. В каждой строчке много чистых и свежих мыслей. В его работах простое описано красивым словом.

Произведений у писателя много и они все отличаются друг от друга. Любовь предстает в разнообразных образах. Весна у поэта является порой пробуждения, зарождением нового, а осень временем подведением итогов. В его лирике природа описана красиво и поэтично. В произведениях происходит объединение человек с природой.

Читатели любят любовную лирику, никто не может остаться равнодушным. Только человек, который любит всегда открывает свое сердце и душу для прекрасного. Писатель в жизни был счастлив. Он был окружен любовью всю жизнь. Лирика о любви душевная и загадочная. Его любовные произведения были написаны от имени женщины, поэтому они у него трогательные и чувственные.

В работах он сравнивает любимую женщину и весну. Вся его поэзия стремится к правде. Главной чертой лирики Тютчева считается психологизм, с его помощью он описывает душу человека. Природу он использует для передачи красочных моментов жизни.

Своеобразное отношение к природе дает четкую границу между обывательским и поэтическим восприятием. Поэт обладал умением отыскивать потаенное и не всегда заметное для простого человека. Он говорил о том, что в природе есть душа и свобода. А любовь имеет свой таинственный язык.

Большое место в творчестве поэта отдано пейзажной лирики. Его лирика представляет собой философские размышления. Когда читатели знакомятся с его произведениями, то на природу начинают смотреть по иному.

Тютчев стал основателем нового направления в поэзии «Чистое искусство». Это искусство ради искусства, созерцание идеальной красоты. Произведения Тютчева дают ответы на все философские вопросы.

Ф. И. Тютчев тонко чувствует природу и четко выражает эмоции.

Но любовная лирика тянется через все его творчество. О ней он пишет до конца своих дней.

С большой художественной наблюдательностью и любовью автор пишет поэтические картины времен года, которые остаются в памяти на всю жизнь.

Хоть писатель описывал в основном природу, его произведения не отличаются скукой. Даже в наше время они проникают в самую душу. Феноменом его творчества является умение создавать переливы между внешним миром и внутренней жизнью. Он воспринимал мир всей своей человеческой душевной организацией.

Сочинение на тему Поэзия Тютчева

XIX век сохранил для современного читателя ярчайшие произведения великих людей, одним из которых является Тютчев. Поэзия этого человека несравнима с сочинениями других поэтов.

В каждом стихотворении Ф. И. Тютчева четко определена тема. При этом там, где имеет место любовь, то эмоции имеют необыкновенную окраску (О, как убийственно мы любим!). Чаще в подобных произведениях звучат ноты трагизма. Нередко чувствуется возглас разочарования («Жизнь страданья!»). Зачастую лирический герой поэта воплощает эпизоды из реальной жизни.

Когда в произведениях идет речь о природе, то читатель становится участником происходящего. Образы, которые оживают под пером поэта («Зима еще хлопочет»), позволяют необыкновенно реалистично представить то или иное время года.

Автор выступает нередко романтической натурой благодаря обращению к мифологии, что привлекает внимание читателя еще больше («ветреная Геба») и др.

Особое место в поэзии Федора Ивановича занимает тема родины. В подобных стихотворениях просматривается его преданность, необыкновенная нежность к родине («В Россию можно только верить»). Достаточно проникнуться несколькими строками этого поэта, чтобы понять, что только в нашей стране он видит несокрушимую силу, веру и преданность своему краю.

Одним из интересных замечаний после знакомства с поэзией Тютчева является то, что этот человек многогранен. Изображая природные явления, он представляется художником-пейзажистом, рассказывая о любви – тонким психологом. При этом природа и человек связаны у него тонкими, но прочными нитями, находятся в единстве. Это знаток души человека, без его внимания не остается ни образ весенней грозы, ни любовных страданий. Поэзия не лишена философских размышлений о смысле человеческого существования на земле, о трагизме в отношениях мужчины и женщины. Однако каждая строка поэта – это благодарность всему, что окружает его, гимн своей стране.

Таким образом, каждое сочинение Федора Иваовича Тютчева не может оставить равнодушным читателя. Это связано и с умением поэта использовать разные художественно-выразительные средства, и желанием показать настоящую природу родного края, человеческие чувства, чтобы читатель смог понять его мысли. Каждое событие в жизни человека, в природе становится праздником для любителей стихотворений, который в результате имеет разный финал.

Лирика Тютчева

Популярные сочинения

На улице январь. Небо чистое, голубое. Солнышко ярко светит, но плохо греет. Жгучий мороз щиплет нос и щеки, без рукавичек и шарфа на прогулку не выйдешь! Вздохнешь глубоко, и тут же в воздухе

Русский язык является одним из наиболее сложных в современном мире, но он не так распространен как многие другие. Особенностью русского языка является невероятная выразительность и возможность составлять слова

Конечно, это ведь не профессия – читатель. Поэтому, наверное, редко говорят о таланте читателя. Что это и как? Сам пока не понял.

Чубукова Е.В, Мокина Н.В.: Русская поэзия XIX века
Фёдор Иванович Тютчев.
Тема любви в лирике Тютчева

Тема любви в лирике Тютчева

Мотив слияния становится и символом истинной любви в лирике Тютчева. Так, вспоминая о Е. А. Денисьевой, первых счастливых, еще ничем не омраченных месяцах их любви, Тютчев пишет:

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю свою она вдохнула,
Как всю себя перелила в меня.

Это слияние двух душ не приносит человеку счастья, ибо и отношения людей подчиняются все тем же законам, тем же силам – вражде и любви. Любовь – это «слиянье», но и «поединок». Характерно, что эпитет у «слиянья» и «поединка» один и тот же – «роковой», «роковое». В стихотворении «Предопределение», написанном в первые годы любви к Е. А. Денисьевой, поэт признается:

Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И. поединок роковой.

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец.

В осмыслении любви можно увидеть и другой неизменный тютчевский образ: очарование. Любовь – это волшебство, но «чародеем» является сам человек, околдовавший другое сердце, другую душу и – погубивший ее:

О, не тревожь меня укорой справедливой!

Ты любишь искренне и пламенно, а я –
Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

И, жалкий чародей, перед волшебным миром,
Мной созданным самим, без веры я стою –
И самого себя, краснея, узнаю
Живой души твоей безжизненным кумиром.

Чрезвычайно сильно в любовной лирике Тютчева выразилась трагическая сторона человеческих отношений. Любовь – это не только слияние и борьба двух родных душ, но и неизбежная гибель того, кто подчинился роковому чувству. Источник трагедии – не только недобрая судьба, но и общество, «толпа», в конфликт с законами которых вступает любящее сердце. «У Тютчева, – пишет В. Н. Касаткина, характеризуя своеобразие звучания темы любви у поэта, – любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим». При этом общество выступает как орудие недоброй судьбы:

Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно устыдилась
И тайн, и жертв, доступных ей

Этот мотив рождается из драматических реалий действительных отношений Тютчева и Е. А. Денисьевой. Открывшаяся обществу любовь Е. Денисьевой, воспитанницы Смольного института, к Тютчеву, уже немолодому и семейному, сделала Е. Денисьеву, особенно в первые годы этой любви, парией в обществе. Весь тот сложный комплекс чувств, который был связан у поэта с этой любовью, – счастье разделенной любви, благоговение перед возлюбленной, сознание собственной вины в ее страданиях, понимание невозможности противостоять суровым законам общества, осудившего «незаконную страсть», – все это нашло отражение в «денисьевском цикле». Исследователи не случайно видят в героине «денисьевского цикла» предвосхищение образа Анны Карениной и некоторых психологических коллизий знаменитого толстовского романа.

Но все же доминирует в «денисьевском цикле» не мысль о губительном воздействии «толпы», а мысль о виновности человека в переживаниях и страданиях избранницы сердца. Многие стихотворения «денисьевского» цикла пронизаны чувством боли за страдания любимого человека, сознанием собственной вины в этом страдании:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Завершая стихотворение теми же строками, которые его открывали, поэт тем самым возводит как бы во всеобщий закон мысль о губительной, а не благодатной силе любви. Этот мотив настойчиво звучит во многих стихотворениях, посвященных Е. А. Денисьевой. Мысль о любви-гибели лирический герой пытается внушить, передать и лирической героине, он стремится сделать ее словами слова об истинной – губительной силе любви, как бы жаждет услышать суровый и справедливый приговор из ее уст:

Читайте также  Биография Куприна Александра Ивановича

Не говори: меня он, как и прежде, любит,

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в его руке дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,

Но эта жизнь. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно.
Не мерят так и лютому врагу.
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,

Но любовь не только неизбежная трагедия, но и свет, не только «безнадежность», но и «блаженство». Метафора последней любви – вечерняя заря. В стихотворении «Последняя любовь», где дается этот образ, Тютчев рисует картину волшебного вечера, природы, пронизанной уходящим из мира солнцем. И эта картина глубоко и точно символизирует светлую печаль, безнадежное блаженство последней человеческой любви:

Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Помедли, помедли, вечерний свет,

Тютчевская лирика любви отчетливо обнаруживает точность закона истинного творчества, некогда сформулированного Л. Толстым: «Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее, роднее». Исповедь страдающего сердца только тогда становится выражением боли и других людей, когда слова и переживания предельно искренни и глубоки.

«денисьевского цикла»: написанные в разные годы, они складываются в единую историю, роман в стихах, в котором читатель увидел полные драматизма перипетии любовного чувства, по которому составил историю человеческой любви. Глубокий психологизм этой лирики, поразительная точность в описании противоречивых, сложных человеческих чувств, действительно, позволяют говорить о влиянии поэта на развитие русского романа – ведущего жанра русской литературы конца XIX века.

Художественные особенности лирики Ф. Тютчева

Содержимое разработки

Тема урока: «Художественные особенности лирики Ф. Тютчева»

1.Художественные особенности лирики.

2.Анализ стихотворений

3.Домашнее задание(написать конспект, написать анализ стихотворения Тютчева «День и ночь»

1 Критики часто называют Тютчева классиком в романтизме. Крылатые фразы из тютчевских стихотворений до сих пор на слуху («Умом Россию не понять. », «Блажен, кто посетил сей мир / В его минуты роковые. » и др.).

Лирический герой поэзии Тютчева — сомневающийся, ищущий, находящийся на краю «бездны роковой» человек, осознающий трагическую конечность жизни. Мучительно переживая разрыв с миром, он в то же время устремлён к обретению единства с бытием.

В стихотворении «Тени сизые смесились…» (1835) мы слышим меланхолическую интонацию, создаваемую лексическими повторами, градацией и особым романтическим эпитетом «тихий». Обратите внимание на детали: лирический герой ощущает и незримый полёт мотылька, и непостижимость огромного дремлющего мира. Микрокосм (внутренний, духовный мир человека) и макрокосм (внешний мир, Вселенная) словно сливаются воедино.

Романтический мотив у Тютчева не связан с жизненными обстоятельствами, не обусловлен традиционным конфликтом «личность — общество», он имеет, как принято говорить, «метафизическую основу». Человек одинок перед лицом вечности, перед тайной бытия. Он не может в полной мере выразить свои мысли и чувства, потому что не существует полного соответствия им на языке слов. Отсюда возникает столь значимый для лирики Тютчева мотив поэтического молчания.

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои…

Излюбленный тютчевский прием — антитеза. Чаще всего противопоставляются ночь и день, земля и небо, гармония и хаос, природа и человек, покой и движение. Контрастность, парадоксальность образов способствуют изображению противоречий, которыми полон мир. «Мир души ночной» с особой остротой воспринимает бытие, под мнимым покоем и светом дня скрывается первозданный хаос.

Многие стихотворения Тютчева выдержаны в форме поэтического фрагмента и, как правило, имеют симметричную структуру: две, четыре, шесть строф. Подобная форма не только позволяет подчеркнуть открытость художественного мира, его незавершённость, мимолётность, но и подразумевает его целостность, полноту. Подобные фрагменты тесно примыкают друг к другу, создавая общую поэтическую концепцию мира, своеобразный лирический дневник.

Основная тема стихотворения обычно подчёркивается повтором, риторическим вопросом или восклицанием. Иногда стихотворение напоминает диалог лирического героя с самим собой.

Лексическое наполнение стихотворений Тютчева отличается сочетанием штампов элегической и одической поэзии, лексики нейтральной и архаичной. Для передачи особого эмоционального состояния смешиваются зрительные, слуховые и осязательные образы.

Впросонках слышу я — и не могу

Вообразить такое сочетанье,

А слышу свист полозьев на снегу

И ласточки весенней щебетанье.

Из античной и немецкой поэзии Тютчев позаимствовал традицию составных эпитетов: «громокипящий кубок», «грустно-сиротеющая земля» и др. Перед нами не только описание явления или предмета, но и его эмоциональная оценка.

Стихотворения Тютчева очень музыкальны: повторы, ассонансы и аллитерации, анафоры и рефрены, особенно в любовной лирике, создают их неповторимую мелодику. Недаром на стихи Тютчева написано немало романсов. Кроме того, поэт использует разные стихотворные размеры в рамках одного стихотворения, что позволяет также варьировать поэтическую интонацию.

Одной из важнейших особенностей лирики Тютчева является «неуловимость» тематики стихотворения.Собственно пейзажной лирики у поэта немного: чаще всего тема природы связана с философскими мотивами или темой любви, стихотворение о любви может содержать философские обобщения.

2. Анализ «Не то, что мните вы, природа»

История создания – стихотворение было написано в 1836 г, в том же году его опубликовали в журнале «Современник».

Тема стихотворения – душа природы, ее истинная сущность.

Композиция – По смыслу произведение делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили».

Эпитеты«не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская».

Сравнение«живут в сем мире, как впотьмах».

Анализ стихотворения «Умом Россию не понять» Тютчева

История создания – стихотворение написано в 1866 году, опубликовано спустя два года в 1868 году.

Тема – самобытность русского народа, его особая сущность.

Композиция – четверостишие – монострофа с глубоким философским содержанием.

Жанр – философская миниатюра.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “мерить общим аршином”.

Эпитеты“особенная стать”.

Ф.И. Тютчев «Эти бедные селенья. «: анализ стихотворения

Написанное в 1855 году, стихотворение является выражением взгляда поэта на состояние России. Данное произведение — политическая лирика.

Тютчев на протяжении всей своей жизни интересовался политикой, однако свободы слова как таковой в то время не было, и поэтому он был вынужден оформлять свои мысли в завуалированные строки стихотворений.

Главная тема произведения

Основная идея «Бедных селений» — осуждение внутренней политики царя и крепостного права, которое существовало на территории нашей страны довольно долгое время. Строки «край родной долготерпенья» именно об этом.

Тютчев пишет о несвободе русского человека и косвенно указывает на его неспособность противостоять власти.

Строки «бедные селенья» и «скудная природа» являются указанием на бедность и униженность народа, а также общую истощенность страны.

И хотя лирический герой исытывает душевную боль, видя истинное положение вещей, он все равно остается горд за свою родину, о чем свидетельствует строка с восклицанием: «Край ты русского народа!».

Судьба россиян предстает в строках стихотворения не только как несправедливая ноша, но и как нечто святое. Тютчев возывашает народ и воспевает его смирение, косвенно упоминая в стихотворении о христианских ценностях. «Гордый взор» иностранцев противопоставляется спокойствию и кротости русских жителей.

В этом контексте автор упоминает, что русский народ находятся под покровительством Иисуса Христа — «царя небесного», который благославляет наши земли. В то же время в стихотворении образ Христа и образ русского народа как бы сближаются и становятся единым целым. Это видно из выражений «в рабском виде» и «удрученный ношей».

Символика стихотворения и применяемые средства

Размер: четырехстопный хорей. Тип рифмы в стихотворении перекрестный.

Следует также обратить внимание на обилие и чередование звуков «с» и «р». Первый является приглушенным, а второй — звонким. Это задает ритм и отражает общую направленность: смирение и рабская покорность противопоставляются благословению и гордости за свою родину.

Средства выразительности:

Иносказания (царь небесный);

Метафоры (взор иноплеменный, край долготерпенья);

Эпитеты (смиренной, скудная, бедные).

Основные символы:

Произведение не просто наполнено христианскими мотивами.

В первую очередь, Христос является выражением архетипа Героя. Сближая в своих строках Христа и простых людей, автор негласно заявляет о героизме русского народа.

В поэтике Тютчева свет принято толковать как выражение чего-то высшего и знак благословения.

Кроме того, в широком смысле свет — символ обновления и надежды.

Авторский посыл

Это стихотворение является неким посланием русскому народу, а также «душевным криком» автора о несправедливости и несовершенстве тех политических и экономических реалий, во время которых он жил.

Тютчев анализирует главные проблемы, свойственную нашему менталитету, и подводит небольшой итог. Русский народ по природе своей — смиренный мученик, которого спасают терпение и вера.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: