Отверженные характеристика образа Жавера

Отверженные

  • Новости
  • Фанфики
  • Фанарт
  • Блог
  • Энциклопедия
  • Канон

Поиск персонажей

Группы персонажей

Всего персонажей — 46

Azelma Thénardier

Младшая дочь супругов Тенардье, сестра Эпонины и Гавроша.

Харизматичный лидер студенческой революционной организации «Общество друзей Азбуки». Революционер, борющийся за права народа и погибающий за свои убеждения на баррикадах во время Июньского восстания 1832 года.

Бездельник, который преследует Фантин. Позже присяжный по делу Шампматье.

Baptistine Myriel

Сестра епископа Мириэля, у нее есть еще два брата, чьи имена не упоминаются.

Один из членов студенческой революционной организации «Общество друзей Азбуки». Энергичный, хотя и ленивый — родом из крестьянской семьи. Был убит гвардейцами.

Blachevelle

Богатый студент в Париже, родом из Монтобана, друг Феликса.

Бывший осужденный из Тулона, который знал Вальжана; выпущен через год после Вальжана. В 1823 году он отбывает срок в тюрьме в Аррасе за неизвестное преступление. Он первым утверждает, что Шампматье действительно Вальжан. Он носил вязаные, клетчатые подтяжки.

Грабитель и преступник. Он участвует в преступлениях с Мсье Тенардье и бандой Патрон-Минетт (таких как грабеж Горбо и попытка грабежа на улице Плутон). Автор описывает Брюжона как «бодрого молодого человека, очень хитрого и очень ловкого, с взволнованным и жалобным видом».

Домработница Дома Горбо.

Gavroche Thénardier

Сын супругов Тенардье — жизнерадостный, дерзкий на язык и в то же время смекалистый, пронырливый и одновременно храбрый и отзывчивый парижский сорванец, сражавшийся на баррикадах и погибший в ходе Июньского восстания 1832 года. Брат Эпонины и Азельмы.

Художник, один из членов студенческой революционной организации «Общество друзей Азбуки». Скептик и не разделяет идеи своих друзей. Стал революционером только из-за Анжольраса, в которого влюблен. Тот же презирает его за скептицизм и пьянство. Несмотря на это, он в конце концов объявляет себя одним из повстанцев и умирает вместе с Анжольрасом, взявшись за руки.

Молодая гризетка из Париже, подруга Фантин.

Один из членов студенческой революционной организации «Общество друзей Азбуки». Студент-медик, у которого есть необычные теории о здоровье. Ипохондрик, описан как самый счастливый из друзей.

Талантливый сыщик, свято верящий в правоту закона, но исполняющий в романе роль антагониста/антигероя.

Jean Valjean

Главный герой, бывший каторжник, осуждённый на девятнадцать лет за кражу хлеба для семьи своей сестры. В романе Вальжан также известен как 24601, дядюшка Мадлен, 9430, Ультим Фошлеван, господин Леблан и Урбен Фабре.

Jean Prouvaire

Один из членов студенческой революционной организации «Общество друзей Азбуки». Романтик. Хорошо знает итальянский, иврит, латынь, гречейский, а также интересуется Средневековьем.

Georges Pontmercy

Отец Мариуса, военный — имеет звание полковника.

Молодая гризетка из Парижа, подруга Фантины, Фаворит и Далии. Имела романтические отношения с другом Феликса.

Дочь Фантины, приёмная дочь Жана Вальжана. В романе Козетта также известна как Урсула, мисс Мадлен, Жаворонок и мадемуазель Лануар.

Cochepaille

Заключенный из Тулона. Раньше он был пастухом из Пиренеи, но стал контрабандистом.

Второй по важности человек в студенческой революционной организации «Общество друзей Азбуки».

Студент юридического факультета, третий по важности человек в студенческой революционной организации «Общество друзей Азбуки». Он благороден, дружелюбен и является ближайшим компаньоном Мариуса.

Один из членов студенческой революционной организации «Общество друзей Азбуки», самый старший из них. Именно он знакомит Мариуса с остальными.

Богатый студент, который учится в Париже, родом из Каора. Он друг Феликса. Имел романтические отношения с Далией.

Пожилой церковный староста, друг полковника Понмерси, который после смерти полковника оказывает поддержку своему сыну Марию и помогает Мариусу понять, что его отец любит его. Мабеф любит растения и книги, но продал свои книги и гравюры, чтобы заплатить за лечение друга.

Продав свою последнюю книгу, он присоединяется к ученикам в восстании. Был застрелен, поднимая флаг на баррикаде.

Бывшая служанка мсье Гилленормана и подруга супругов Тенардье. Она получала алименты от Гилленормана за своих двух внебрачных сыновей, которые, как она утверждала, были его детьми.

Когда ее сыновья погибли в результате эпидемии, она заменила их двумя младшими сыновьями Тенардье, чтобы не потерять свой доход. Тенардье получают часть платежей. Она по ошибке была арестована за участие в грабеже Горбо.

Madame Magloire

Прислуга епископа Мириэля и его сестры.

Madame Thénardier

Владелица трактира, который она держит вместе с мужем. Мать Эпонины, Азельмы, Гавроша и еще двух мальчиков, чьи имена неизвестны.

Mademoiselle Gillenormand

Дочь мсье Гилленорман, живет с отцом. Единокровная сестра матери Мариуса (у них разные матери, один отец).

Marius Pontmercy

Студент, изучающий право. Один из революционеров. Возлюбленный Козетты.

Mother Innocente (Marguerite de Blemeur)

Настоятельница монастыря Пети-Пикпус.

Monsieur Gillenormand

Дедушка Мариуса Понмерси.

Monsieur Thénardier

Владелец трактира, который он держит вместе со своей женой. Отец Эпонины, Азельмы, Гавроша и еще двух мальчиков, чьи имена неизвестны.

Bishop Myriel

Епископ города Динь на юго-востоке Франции.

Petit Gervais

Путешествующий савойский мальчик, который бросает монету.

Sister Simplice

Монахиня, которая заботилась о Фантине, когда та была больна и лгала Жаверу, чтобы защитить Вальжана.

Служанка Вальжана и Козетты в Париже. Немного заикается.

Молодая гризетка из Париже, подруга Фантин.

Богатый студент, родом из Лиможа. Друг Феликса. Имел романтическую связь с Зефиной.

Мать Козетты — молодая сирота-гризетка, живущая в Париже. Забеременела от богатого ученика, который бросил ее и дочь. Стала проституткой, чтобы прокормить дочь.

Один из членов студенческой революционной организации «Общество друзей Азбуки». Сирота, который учится писать и читать, единственный из членов организации, кто не является студентом.

Félix Tholomyès

Возлюбленный Фантины и биологический отец Козетты. Богатый эгоистичный студент, который учится в Париже. Родом из Тулузы. Бросил Фантину, когда их дочери было два года.

Fauchelevent

Разорившийся бизнесмен, которого Вальжан (под именем Мадлена) спас из под кореты, которая чуть его не раздавила. Позже предоставляет убежище Вальжану и Козетте и позволяет Вальжану изображать его брата.

Champmathieu

Бродяга, которого ошибочно опознают как Вальжана после кражи яблок.

Каторжник из Тулона. Они с Вальжаном вместе отбывали заключение.

Éponine Thénardier

Первый ребенок и старшая дочь в семье Тенардье. Циничная, но изобретательная девушка. По уши влюблена в Мариуса.

Отверженные характеристика образа Жавера

Беда Жавера состоит в том, что Гюго, по большей части, использует его не как персонажа, а как некий спецэффект.
И описывает его в каждой конкретной сцене согласно требуемого воздействия.
Отсюда вся эта путаница, противоречия, отсутствие четкости в цельной личности инспектора.
Такое впечатление, что сам автор не всматривается во внутренний мир своего собственного персонажа. И это не было бы так удивительно, если бы то же самое происходило в отношении других.
Но ведь нет.
Или я не прав?
Если что, скажите — рассмотрим ))

Но сейчас я не об этом.
читать дальше

Возьмем кусок главы «Жавер доволен».

Часть первая, в целом негативная.
В тот миг, когда взгляд Мадлена встретился со взглядом Жавера, Жавер стал страшен, хотя он и не двинулся с места, не шевельнулся, не приблизился ни на шаг. Ни одно человеческое чувство не способно вселить такой ужас, какой иногда способна вселить радость.
То было лицо Сатаны, который вновь обрел своего грешника.
Уверенность в том, что наконец-то Жан Вальжан находится в его власти, вызвала наружу все чувства, скрывавшиеся в душе Жавера. Вся тина со дна взбаламученного моря всплыла на поверхность. Чувство унижения, вызванное тем, что он было потерял след и в течение нескольких минут принимал Шанматье за другого, исчезло, вытесненное гордостью сознания, что он угадал истину с самого начала и что его безошибочный инстинкт так долго сопротивлялся обману. Жавер был доволен, и его повелительная осанка ясно говорила об этом. Все, что есть уродливого в торжестве, распустилось пышным цветом на его узком лбу. Здесь во всей своей наготе явило себя все ужасное, чем веет от самодовольной человеческой физиономии.
(Подчеркнуто мною. На мой взгляд, именно эти моменты оседают в сознании, рисуя весьма неприглядную картинку)

Часть вторая, в целом позитивная.
Жавер был на седьмом небе. Не отдавая себе ясного отчета, но бессознательно и смутно ощущая свою необходимость и свой успех, он, Жавер, олицетворял сейчас свет, истину и справедливость в их священной функции — в уничтожении зла. За ним, вокруг него, где-то в бесконечной дали, стояли власть, здравый смысл, судебное решение, полицейская совесть, общественная кара — все звезды его неба. Он защищал порядок, он извлекал из закона громы и молнии, он мстил за общество, он оказывал поддержку абсолюту; окруженный ореолом, он словно стал выше ростом; в его победе еще жил отзвук вызова и поединка: он стоял надменный, блистательный; какое-то пугающее животное начало свирепого ангела мщения, казалось, проступало в нем; в грозной тени свершаемого им дела неясно вырисовывался пламенеющий меч социального правосудия, который судорожно сжимала его рука; счастливый и негодующий, он топтал каблуком преступление, порок, бунт, грех, ад; он сиял, он искоренял, он улыбался, и было какое-то неоспоримое величие в этом чудовищном архангеле Михаиле.
(ничего подчеркивать не стал, итак рисуется некий образ светлого паладина с сияющим мечом справедливости.)

Итог (почти)
Жавер был страшен, но в нем не было ничего низкого.

Читайте также  Фауст характеристика образа Мефистофеля

Закончись все на этом, я бы решил, что автор любезно хочет обрисовать нам, с одной стороны, внутренние чувства персонажа, с другой — внешнее их проявление.
Но!
Дальше автор берет обе части описания и. перемешивает их:
Честность, искренность, прямодушие, убежденность, преданность долгу -это свойства, которые, свернув на ложный путь, могут стать отталкивающими, но и тут они остаются значительными; величие, присущее человеческой совести, не покидает их даже тогда, когда они внушают ужас. У этих добродетелей есть лишь один порок-заблуждение. Безжалостная искренняя радость фанатика, при всей ее жестокости, излучает некое сияние, зловещее, но внушающее уважение. Сам того не сознавая, Жавер в своем непомерном восторге был достоин жалости, как всякий торжествующий невежда. И ничто не могло бы произвести более мучительное и более страшное впечатление, чем это лицо, на котором, если можно так выразиться, отразилась вся скверна добра.

На этом месте, я, как читатель, начинаю чувствовать себя мягко говоря — неуверенно, грубо говоря — идиотом.
Потому что с моей точки зрения «Так коньяк не пьют».(с) ))
Я, видимо, погряз в штампах, но если наш герой — человек стремящийся к святости, то антигерой — человек стремящийся. Не знаю, как это называется, но, по моему, это Тенардье.

Мне обидно, что автор, так скрупулезно, красиво, «вкусно» прописывающий мелочи обстоятельств и характеров почему-то дико лажает, простите мне мой клатчский, в отношении Жавера.

Вместо заключительной мысли.

Я перечитываю эту часть главы еще раз, воспроизвожу нарисованную мне картинку, а затем, если так можно выразиться, отключаю звук.
И знаете что я вижу?
Да, Жавер доволен. Он счастлив. Он в эйфории. В нем бушует огромное количество эмоции, противоречащих друг другу. Но это все потому, что он больше может не чувствовать себя доносчиком. Не быть в своих глазах негодяем. Он (вдруг!) оказался чист перед своей совестью.

И — вот она, трагедия — поделиться своей радостью ему не с кем.

Толмачёв М. В.:О романе В. Гюго «Отверженные»

М. Толмачёв

О романе В. Гюго «Отверженные»

Монументальное эпическое полотно позднего романтизма, роман-“река” “Отверженные” был создан Гюго на чужбине, в годы Эмиграции из бонапартистской Франции. Отказавшись вернуться во Францию по амнистии 18 августа 1859 года, Виктор Гюго встретил свое шестидесятилетие в изгнании в расцвете творческих сил. Как бы подводя итог значительной части своего писательского пути, Гюго ознаменовывает юбилейный год завершением работы над романом-эпопеей “Отверженные”, который стал самым популярным его произведением.

Замысел романа из жизни низов, жертв общественной несправедливости, возник у писателя еще в начале его творческого пути. Узнав в 1823 году, что его друг Гаспар де Попе будет проездом в Тулоне, он просит его собрать сведения о быте каторжников. Интерес Гюго к каторге был, вероятно, пробужден наделавшей много шума историей беглого каторжника, ставшего полковником и арестованного в 1820 году в Париже. В 1828 году бывший префект Миоллис рассказал Гюго о своем брате, монсеньере Миоллисе, епископе города Динь, оказавшем в 180G году гостеприимство освобожденному каторжнику Пьеру Морену. Духовно переродившись под влиянием епископа, Морен стал военным санитаром и затем погиб под Ватерлоо. В 1829 году Гюго поместил в XXIII главе “Последнего дня приговоренного к смерти” рассказ каторжника, отбывшего срок и сталкивающегося с первых шагов на свободе с предубежденностью и враждебностью окружающих; во многом это уже напоминало историю Жана Вальжана. К началу 1830 года Гюго стал представлять себе очертания будущего романа и набросал начало предисловия к нему: “Тем, кто спросил бы, действительно ли случилась, как выражаются, эта история, мы бы ответили, что это не имеет значения. Если волею случая эта книга заключает в себе урок или совет, если события, о которых в ней идет речь, или чувства, вызываемые ею, не лишены смысла, то она достигла своей цели. Важно не то, чтобы история была правдивой, но чтобы она была истинной. ”

В 1832 году Гюго намеревался приступить к непосредственной работе над “историей”, ибо в марте этого года он заключил с издателями Госленом и Рандюэлем договор на издание романа, название которого не было обозначено, хотя нет никакого сомнения, что речь шла о будущем романс “Нищета” (“Les Miseres”), первом варианте “Отверженных” (“Les Miserables”). Театр отвлек писателя от романа, однако замысел книги продолжал зреть в его душе, обогащаясь новыми впечатлениями, которые давала ему жизнь, и все усиливавшимся интересом Гюго к социальным вопросам (контуры будущего романа мы можем обнаружить и в повести 1834 года “Клод Ге”, у героя которой немало общего с Жаном Вальжаном, и в стихотворениях 30—40-х годов, связанных с идеями социального сострадания). Наконец, шумный успех “Парижских тайн” Эжена Сю (1842—1843) обратил мысли Гюго к роману о жизни народа, хотя, конечно, вступая в явное соперничество с Сю, Гюго думал не о бойком романе-фельетоне, а о социальной эпопее.

17 ноября 1845 года Гюго начал писать роман, о котором он столько мечтал и который был назван им “Жан Трежан”; через два года заголовок меняется на “Нищету”, и в это время Гюго настолько захвачен работой, что решает в течение двух месяцев обедать только в девять часов, “чтобы удлинить свой рабочий день”. События революции 1848 года прервали эту упорную работу, и Гюго вновь вернулся к ней в августе 1851 года. Затем последовал новый перерыв, вызванный переворотом 2 декабря. Последнюю часть Гюго заканчивает уже в Брюсселе.

Первая редакция романа была готова, таким образом, к 1852 году. Она состояла из четырех частей и содержала гораздо меньшее количество эпизодов и авторских отступлений, чем окончательный текст.

“Отверженные”, он дал полную свободу лирическому началу своей прозы. За счет авторских. отступлений объем романа значительно увеличился. Появились в нем и ответвления от основной сюжетной линии. В 1861 году, во время поездки в Бельгию, Гюго за две недели создал описание сражения под Ватерлоо; в это же время в роман включаются новые главы, изображающие тайное республиканское общество “Друзей азбуки”, создается идеальный образ “жреца революции” Анжольраса. Некоторые новые оттенки появились в характеристике Мариуса, в которой нашли отражение отдельные черты молодого Виктора Гюго. В целом окончательная. редакция “Отверженных” свидетельствовала об углублений демократических взглядов писателя.

Обычно “Отверженных” считают романом о современной жизни. Однако не надо забывать, что завершен он в 1862 году, в то время как происходящие в нем события относятся к 1810-а 1830 годам. Таким образом, как и другие романы Гюго, этот роман по существу является историческим, и это не случайно, историческая масштабность требуется Гюго для постановки главнейших, с его точки зрения, вопросов человеческого сущест-воваиия.

Сердцевину замысла “Отверженных” составляет та же идея морального прогресса как необходимого условия общественных преобразований, которой проникнуто все зрелое творчество Гюго. Писатель не скрывал, что его книга носит дидактический характер: “Сочинение этой книги шло изнутри вовне. Идея родила персонажей, персонажи произвели драму”. Свой роман он называл “эпосом души”, имея в виду процесс нравственного совершенствования героя Жана Вальжана, как и в других произведениях Гюго, столкновение главных действующих лиц воплощает романтическую идею борьбы добра и зла, социальные проблемы переключаются писателем в плоскость этическую. С точки зрения Гюго, есть две справедливости: одна, которая определяется юридическими законами, и другая— высшая справедливость, высшая гуманность, основывающаяся на принципах христианского милосердия. Носителем первой в романе является полицейский инспектор Жавер, носителем второй—епископ Мириэль.

Истинность этих принципов проверяется на судьбе главного героя Жана Вальжана, и в конце концов юридический закон в лице Жавсра отступает перед законом милосердия, преподанным Жану Вальжану епископом Мириэлем. В своем романе за основу основ Гюго берет не материальную жизнь, а моральное бытие, понимаемое как извечную человеческую сущность. Не общественные условия нужно изменить, чтобы изменился человек, надо изменить человека, и тогда изменятся общественные условия, будет искоренено социальное зло. Процесс этого пересоздания человека изнутри и отражает роман “Отверженные”, как утверждается в первом варианте предисловия к нему: “Эта книга от начала до конца. в целом и в подробностях представляет движение от зла к добру, от несправедливого к справедливому, от ложного к истинному, от мрака к свету, от алчности к совестливости, от гниения к жизни, от скотского состояния к чувству долга, от ада к небу, от ничтожества к богу”.

Подобный замысел легко мог бы привести писателя к схематизму образов, и Гюго не всегда удается избегнуть этой опасности.

(“угнетение мужчины, принадлежащего к классу пролетариата, падение женщины по причине голода, увядание ребенка вследствие мрака невежества”). Демократические симпатии Гюго приводят его к созданию правдивой картины народного восстания 1832 года.

Но при этом перед нами все же типично романтическое произведение. В этой огромной панораме все приподнято, ярко, красочно, необычно. Фабула, как всегда у Гюго, чрезвычайно остра, авантюрна, в развитии действия большую роль играет случай, обнаружение тайны и т. п. Подобным авантюрным мотивам» как будто противоречит любовь автора ко всякого рода описаниям и отступлениям, однако эти ретардации лишь возбуждают интерес, а также создают впечатление грандиозности, эпичности (так, для рассказа о том, как Тенардьс “спас” отца Мариуса, Гюго дает всю историю битвы при Ватерлоо).

Читайте также  Жизнь природы в творчестве Ф. И. Тютчева (На примере нескольких стихотворений)

Непреходящее историческое значение “Отверженных” в том, что Гюго выступает в этом романе неутомимым обличителем буржуазного мира, его лицемерия, лжи, бездушия жестокости. Гюго берет под защиту отверженного человека страдающий и гонимый народ. Вот почему и в наши дни не может оставить читателя равнодушным произведение, которое великий гуманист Лев Толстой однажды назвал лучшим французским романом. Толстой оставался верен своей любви Гюго до конца жизни заявив в 1907 г. в разговоре с С. А. Стахович: “у Виктора Гюго есть большая сила, настоящая. ”.

Высоко оценил “Отверженных” и Достоевский. По свидетельству жены писателя, Анны Григорьевны, он воспользовался двухдневным арестом за нарушение цензурных условий при издании журнала “Гражданин”, чтобы перечитать “Отверженных”. “Вернулся из-под ареста Федор Михайлович очень веселый и говорил, что превосходно провел два дня. Его сожитель по камере. целыми часами спал днем, и мужу удалось без помехи перечитать “Les Miserables” Виктора Гюго. ”. “Вот и хорошо, что меня засадили,— весело говорил он,— а то разве у меня нашлось бы когда-нибудь время, чтобы возобновить давнишние чудесные впечатления от этого великого произведения?”

Роман Виктора Гюго «Отверженные»: краткое содержание

Роман «Отверженные» – одно из наиболее знаменитых произведений титана французской литературы Виктора Гюго. Архетипичные образы Жана Вальжана, инспектора Жавера, Козетты, Фантины, Гавроша стали неотъемлемыми частями мирового культурного наследия.

Несмотря на то что «Отверженные» были опубликованы полтора века назад, в 1862 году, интерес к произведению не утихает. Роман успешно переживает очередные публикации и порождает новые произведения искусства. В частности, по мотивам романа было снято тринадцать экранизаций. Один из первых экранных вариантов порадовал публику в 1913 году. Это был немой четырехсерийный фильм французского производства. Его создал популярный в те времена режиссер Альбер Капеллани.

Последняя киноверсия культового произведения была выпущена в 2012 году. Драматический фильм-мюзикл снял Том Хупер. В проекте приняли участие звезды Голливуда Хью Джекман (Жан Вальжан), Рассел Кроу (инспектор Жавер), Энн Хэтэуэй (Фантина), Аманда Сейфрид (Козетта) и другие.

Давайте вспомним сюжет этой великой эпопеи о людях, которых однажды отвергла жизнь и навеки связала судьба.

Излечение милосердием: епископ Мириэль

Франция. 1815 год. Бывший каторжник Жан Вальжан выходит на свободу после девятнадцатилетнего заточения. Ровно столько лет назад он украл буханку хлеба для своей овдовевшей сестры Жанны и ее семерых детей. Вальжана осудили на четыре года каторги, а за неоднократные попытки побега добавили еще двенадцать лет заточения.

Практически два десятилетия он провел в обществе отъявленных преступников, а имя сменил на номер 24601. Теперь Вальжан свободен, но начать новую жизнь мешают так называемый «желтый паспорт», который выдают всем бывшим каторжникам. Его отовсюду гонят, везде презирают. Он отверженный. У Вальжана есть только единственный выход – вступить на темный путь преступности, который единственно открыт для него.

Судьба заносит Вальжана в городок Динь. После тщетных попыток устроиться хоть где-нибудь на ночлег он приходит к дому местного епископа Мириэля. На удивление, сановник относится к подозрительному незнакомцу очень радушно, угощает обедом и приказывает разместить путника в одной из комнат для гостей. Привычки преступного мира берут верх, и несмотря на гостеприимство хозяина Вальжан не может устоять перед кражей серебряных подсвечников. Сперва он хочет убить и самого епископа, но в последний момент неведомая сила останавливает злоумышленника и он бежит с места преступления.

На следующий день мужчину в нищенской одежде с краденными серебряными подсвечниками задерживают и приводят к Мириэлю. Теперь Вальжан жалеет, что проявил слабость и не убил главного свидетеля – сейчас священник даст показания, которые отправят его на каторгу до конца дней. Каким же было удивление Вальжана, когда Мириэль вынес еще два подсвечника, сказав стражам порядка, что их в спешке забыл его гость, которого по нелепой случайности арестовали.

Начать все сначала
Когда Вальжан и Мириэль остаются наедине, епископ призывает мужчину начать новую жизнь. Пусть этот стартовый капитал в виде подсвечников поможет ему снова стать человеком.

Вальжан, видевший до сих пор только зло, предательство, несправедливость, алчность, сперва не может понять подобного бескорыстного проявления милосердия. По старой привычке, он ловит мальчишку на улице и отбирает у него деньги. Выйдя из оцепенения Вальжан вдруг понимает – ему дали шанс, который выпадает редкому оступившемуся. Он употребит дар епископа во благо и начнет новую жизнь.

Заклятые враги: Жан Вальжан и инспектор Жавер

Три года спустя. Городок Монрейль. Раньше это местечко практически ничем не отличалось от тех убогих французских городов, в которых царит нищета и безработица. Но однажды в городе появился состоятельный меценат, построивший фабрику по производству искусственного гагата. Монрейль на глазах преобразился, его жители стали работать и прославлять своего благодетеля дядюшку Мадлена, так звали таинственного мецената. Несмотря на богатство, он отличался справедливостью. Добротой и скромностью, поэтому жители единогласно выбрали его в мэры Монрейля.

Только один человек недолюбливал Мадлена – инспектор Жавер. Фанатично преданный своему делу, Жавер четко следовал букве закона. Он не признавал полутонов – только черное и белое. Единожды оступившийся человек больше не сможет оправдаться в глазах инспектора. Закон – незыблем и нерушим.

Ищейка давно занимается поисками бывшего каторжника Жана Вальжана, который три года назад обокрал мальчика на улице. Хитростью Жавер вынуждает Мадлена публично признаться, что он и есть тот самый Жан Вальжан. Бывшего мэра тут же ссылают на пожизненное заключение на тулонских галерах. Рискуя жизнью, Вальжан сбегает с корабля, на котором переправляли заключенных. Риск был оправданным, ведь у него еще осталось одно невыполненное обещание.

Загубленная жизнь: история Фантины

На монрейльской фабрике работала прекрасная девушка по имени Фантина. Неопытная и доверчивая, она простодушно влюбилась в Феликса Толомена. Бедняжка и не подозревала, что смазливый повеса из богатой семьи никогда не женится на простолюдинке. Вскоре Фантина родила внебрачную дочь, свою очаровательную малышку она назвала Козеттой. Девушка была вынуждена отдать малютку на воспитание трактирщикам Тенардье, все заработанные деньги мать отсылала дочке, даже не подозревая, что крошке не достается ничего.

Когда на фабрике прознали о внебрачном ребенке Фантины, ее тут же увольняют. Женщина оказывается на улице без средств к существованию и крова над головой. Переживая о благополучии дочки, Фантина решается на отчаянные поступки – она продает свои роскошные волосы и белоснежные зубы, а затем становится проституткой.

Все это время Вальжан – владелец той самой фабрики, на которой работала Фантина, – пребывает в неведении о судьбе своей подопечной. Он встречается с Фантиной многим позже, когда та умирает от туберкулеза – увядшая, разбитая, падшая. Вальжан клянет себя за роковую халатность. Помочь Фантине он уже не сможет – ее жизнь безнадежно загублена – однако устроить счастье маленькой Козетты еще можно. Вальжан клянется умирающей Фантине, что не бросит ее дочь. Это и было то обещание, ради которого Жан Вальжан выжил и сбежал с корабля каторжников.

Луч света в царстве тьмы: история Козетты

Беглый каторжник Жан Вальжан не может удочерить Козетту. Он крадет девочку у подлых Тенардье и пускается с ней в бега. К счастью, Вальжану удалось сохранить немалое состояние с тех времен, когда он был владельцем фабрики. Деньги решают многое, и Вальжан вновь начинает новую жизнь. Он устраивает Козетту в монастырский пансион и называется ее отцом. Так начинается тихая семейная жизнь двух отверженных, случайно нашедших друг друга.

Прошли годы. Маленькая Козетта превратилась в прекрасную девушку. И вскоре наряду с нежной дочерней любовью в сердце Козетты зарождается новое неведомое чувство к молодому человеку по имени Мариус Понмерси. Однажды встретившись во время прогулки в саду, Козетта и Мариус больше не смогли забыть друг друга. Однако на пути к совместному счастью влюбленным пришлось преодолеть множество преград – революционное восстание, отцовская ревность Вальжана, преследования инспектора Жавера, который и спустя годы не забыл о своем заклятом враге Жане Вальжане.

На этот раз судьба благосклонна к героям – Мариус чудом выживает во время вооруженного противостояния в Париже, Вальжан осознает, что его дочка выросла и имеет право на личное счастье, а Жавер отпускает Вальжана, когда тот был у него в руках. Убежденный фанатик не смог пережить краха своих идеалов, его стройная система дала трещину, а закон оказался не так справедлив, как ему казалось. Жавер кончает жизнь самоубийством, сбросившись с моста.

Предлагаем вам познакомиться с биографией Виктора Гюго, французского писателя, творчество которого приобрело множество почитателей и через которое нам открывается богатый внутренний мир драматурга.

Следующее известное произведение Виктора Гюго – это “Собор Парижской Богоматери“, исторический роман о необычном человеке, внешность которого всех пугала, но его истинная красота была скрыта глубоко внутри.

Жан Вальжан доживает свои последние дни в скорбном одиночестве. Его оклеветали в глазах Мариуса, назвали каторжником, бандитом, преступником. Чтобы не ранить Козетту, Вальжан уходит из ее жизни. По роковой случайности, старый Тенардье, загубивший детство Козетты, раскрывает истину. Козетта и Мариус мчатся к Вальжану, чтобы попросить прощения, и обнаруживают его умирающим. Заливаясь слезами, дочка умоляет отца простить ее. Прощать не за что – Вальжан счастлив. Он умирает со спокойным сердцем и улыбкой на устах.

Читайте также  Дон Жуан характеристика образа Дон Жуана

«Отверженные»

«Отверженные»

Виктор Гюго

(1845-1862)

Жанр: роман-эпопея, 3 тома и 1619 страниц

Время прочтения: 2 недели

Едва ли какое-нибудь произведение литературы затмит «Отверженных» Виктора Гюго – роман, в котором автор поднял множество по сей день актуальных тем. Это роман, персонажи которого и их трагические судьбы никого не оставят равнодушным; роман, который обязательно нужно прочесть подросткам, ведь он сможет оказать воспитательное воздействие на юные умы.

Лев Толстой считал «Отверженных» лучшим французским романом. Этим произведением восхищался Федор Достоевский. По свидетельству жены писателя, Анны Григорьевны, он воспользовался двухдневным арестом за нарушение цензурных условий при издании журнала «Гражданин», чтобы перечитать «Отверженных». «Вернулся из-под ареста Федор Михайлович очень веселый и говорил, что превосходно провел два дня. Его сожитель по камере… целыми часами спал днем, и мужу удалось без помехи перечитать «Les Miserables» Виктора Гюго…». «Вот и хорошо, что меня засадили, — весело говорил он, — а то разве у меня нашлось бы когда-нибудь время, чтобы возобновить давнишние чудесные впечатления от этого великого произведения?»

О видимом «отпечатке» этого романа на «Преступлении и наказании» Достоевского мы поговорим чуть позже. А пока обратим внимание на темы произведения.

Тема религии. В романе присутствует совершенно очаровательный персонаж – священник Мириэль. Гюго писал: «Он никого не осуждал, не вникнув в обстоятельства дела». Именно этот человек приютил беглеца Вальжана, доверился ему, а когда тот совершил кражу в его доме, не выдал его полиции, а простил. Мало кто мог бы поступить так же. Именно истинная вера в Бога, живущая в этом человеке, могла произвести такое влияние на всю его жизнь и поступки. Этот человек обладал главной христианской добродетелью – милосердием и любовью к людям.

При этом сам Гюго, по-видимому, не мог принять все то, что предлагает верующим католическая церковь. В нескольких главах, посвященных монастырям, Гюго рассуждает: «Монашество в том виде, в каком оно существовало в Испании, и в том виде, в каком оно до сих пор существует в Тибете, — род чахотки для цивилизации. Оно останавливает жизнь. Оно опустошает страну. Монастырское заточение – это оскопление. Оно было бичом Европы. Добавьте к этому частое насилие над совестью, принудительное пострижение, феодальный строй, опиравшийся на монастырь, право первородства, разрешавшее старшим отсылать в монастыри младших членов больших семей, жестокости, о которых мы только что упоминали, in -pace, замкнутые уста, заточенные мысли, великое множество несчастных душ, брошенных в темницу вечных обетов, принятие схимы, погребение заживо. Добавьте к захирению всей нации страдания этих людей, и, кто бы вы ни были, вы содрогнетесь перед сутаной и покрывалом, этими двумя саванами, изобретенными человечеством.» Он пишет: «Монастырь — противоречие. Его цель — спасение; средство-жертва. Монастырь-это предельный эгоизм, искупаемый предельным самоотречением. Суровая и безотрадная монастырская жизнь, отдельные черты которой мы только что обрисовали, — это не жизнь, ибо в ней нет свободы, и не могила, ибо в ней нет успокоения; это странное место, откуда, как с вершины высокой горы, по одну сторону видна бездна, где мы находимся, а по другую — бездна, где мы будем находиться. Это грань, узкая и неопределенная, разделяющая два мира, освещаемая и омрачаемая обоими одновременно; здесь угасающий луч жизни сливается с тусклым лучом смерти; это полумрак гробницы.» Гюго призывает нас жить полной жизнью, взращивая в сердце христианские добродетели.

Тема любви. В «Отверженных» описана типичная для Гюго чистая и непорочная любовь с первого взгляда. Козетта и Мариус влюбляются друг в друга, совершенно не зная друг друга: они виделись в Люксембургском саду, по которому девушка гуляла в сопровождении Жана Вальжана. Когда они наконец знакомятся, они общаются через ограду и переписываются в письмах. Несмотря на все преграды, они стремятся воссоединиться и быть вместе.

Мы наблюдаем и высокую самоотверженную любовь. До Козетты в Мариуса была влюблена дочь Тенардье Эпонина. Именно она указала молодому человеку на дом Козетты, когда поняла, что он ее любит. Именно она спасла его от смерти во время революции.

Тема выбора. На протяжении романа почти каждому персонажу приходится сделать мучительный выбор, который определяет вектор развития всей их дальнейшей жизни. Перед тем как сделать выбор, персонажи долго рассуждают и беспокоятся, ведь их судьба зависит от того, насколько правильным окажется решение.

Вспомним, как мучился Жан Вальжан, когда невинного человека приняли за него и хотели осудить. Он столкнулся с дилеммой – признать виновным себя и принять позор или позволить другому человеку «погибнуть» за него. Совесть, проснувшаяся в бывшем каторжнике, кстати, благодаря вышеупомянутому священнику Мириэлю, возобладала. При этом наказания Вальжану все же удалось избежать, что, безусловно, свидетельствует о правильности его решения.

Здесь же в качестве примера можно рассказать о том, как Мариусу пришлось сделать выбор между долгом и любовью. У него было обязательство перед друзьями принять участие в сражении за революцию. Несмотря на то, что его мысли занимала лишь Козетта, ему стало совестно отступать от данного слова.

Когда Мариуса серьезно ранили, перед Жаном Вальжаном, который нашел его, встал выбор – спасти юношу или оставить. Конечно, Жану не хотелось, чтобы его обожаемую девочку Козетту у него «похитили». Он хотел, чтобы их маленький мирок никогда и ничто не потревожило, но вскоре понял, что было бы неправильно оставить мальчика на произвол судьбы. И так же неправильно было бы препятствовать счастью влюбленным. Он горячо молился за него и самоотверженно бросился спасать.

Тема нищеты. Почти все персонажи романа являются отверженными именно из-за бедности. Каждый справляется с ней по-своему. Жан Вальжан впервые попадает на каторгу за кражу хлеба. Фантина из-за полного отсутствия возможности платить за воспитание Козетты Тенардье сначала продает свою мебель, потом волосы и зубы, а затем становится проституткой. Тенардье занимаются всяким мошенничеством. Анжольрас и другие товарищи Мариуса решают принять участие в революции. Гюго без прикрас описывает страдания персонажей, видимо сочувствует каждому и каждого любит.

Via bbc.co.uk

Тема «отцов и детей». Мариус и его дед придерживались противоположных взглядов по поводу политики. Их противостояние было столь велико, что Мариус отказался от богатого родственника, стал жить в нищете, вопреки его запрету принял участие в революции. Но у Гюго каждый имеет шанс исправиться, поэтому в конце романа старик прощает внука, и они мирятся.

«Злодеи» у Гюго разные. Некоторые (Эпонина) преображаются по ходу романа, становятся «положительными» персонажами под воздействием каких-то факторов. Например, Эпонину преобразили ее чувства к Мариусу. Однако есть и другой «тип», напоминающий «плохих людей» Диккенса. Супруги Тенардье остаются в конце романа такими же жестокими, эгоистичными, меркантильными и хитрыми, какими были в начале произведения.

Что касается Достоевского, то в его романе «Преступление и наказание» можно действительно проследить некоторую «похожесть» на «Отверженных». Неискушенным взглядом видно, чем вдохновлялся автор. Например, не повторяет ли Сонечка Мармеладова судьбу Фантины? Обе они ради своих близких решились на неотвратимый поступок – начали продавать свое тело. Не раскаялся ли Родион Раскольников в своих поступках, благодаря религии, как и Жан Вальжан? Даже самоубийство Свидригайлова несколько похоже на самоубийство Жавера. Оба они совершили этот страшный грех, когда разочаровались в своих надеждах. Жавер понял, что всю жизнь жил неправильно, что несправедливо преследовал Жана Вальжана, что не может жить с ним на одной земле, так как у него в голове не укладывалось, что преступник может быть добрым. А Свидригайлов решился на самоубийство, потеряв надежду на расположение сестры Раскольникова. Да и разве персонажи романа Достоевского не являются теми же отверженными?

Гюго – представитель романтизма. Герои его романов влюбляются страстно, неожиданно, бесповоротно. Их любовь чиста и невинна. Его герои страдают, идут на унижение, голодают. Его герои испытывают душевные перевороты, которые наступают резко и навсегда меняют их. Михаил Толмачев писал о Гюго: «Свой роман он называл “эпосом души”, имея в виду процесс нравственного совершенствования героя Жана Вальжана, как и в других произведениях Гюго, столкновение главных действующих лиц воплощает романтическую идею борьбы добра и зла, социальные проблемы переключаются писателем в плоскость этическую. С точки зрения Гюго, есть две справедливости: одна, которая определяется юридическими законами, и другая— высшая справедливость, высшая гуманность, основывающаяся на принципах христианского милосердия. Носителем первой в романе является полицейский инспектор Жавер, носителем второй—епископ Мириэль».

Виктор Гюго «Отверженные»

Михаил Толмачев о романе В.Гюго «Отверженные»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: