Обломов характеристика образа Захара

Характеристика и образ Захара в романе Обломов Гончарова сочинение

Произведение Ивана Александровича Гончарова «Обломов» вышло в свет в середине 19 века, когда крепостное право еще не было отменено.

Одним из второстепенных героев представлен слуга Ильи Ильича Захар — пожилой лысоватый мужчина с бакенбардами на три бороды его образ жизни такой же как и у хозяина. Захар неряшлив, (его сюртук с прорехою подмышкой), ленивый, (в их квартире все покрыто слоями пыли), целыми днями он так же как хозяин лежит на кровати в сонном состоянии, поручения Обломова выполняет с большой неохотой, постоянно находя слова для оправдания своего бездействия.

Захар в роли слуги приставлен был ещё к маленькому Илюше — это послужило к сложившимся между ними уже скорее дружеским отношениям, нежели деспотическим, которым были подвержены подобные слуги во время крепостного права. Переехав из Обломовки в Петербург Захар подобно своему барину предпочитает придерживаться всего, что было в прошлом, видя самые счастливые годы именно в нём. Прошлая жизнь в Обломовке в сравнении с настоящей в Петербурге была тихим, умиротворённым раем.

Захар, живя продолжительное время в городе даже не пытается одеться во что-то новое, ему была близка одежда сшитая по старой моде, она оказывалась для него словно ниточка из прошлого. Он глубоко предан своему хозяину, выступает как верный слуга, не представляет своей жизни как самостоятельная личность, без стоящего над ним Обломова. В этом и есть трагичность образа в отличие от своего барина Захар не может что-то изменить в своей жизни. Все события сосредоточены вокруг Ильи Ильича, именно в его комфортной жизнь заключён весь смысл существования для Захара, даже после спора с Обломовым слуга чувствует свою вину, что смел сказать обидное.

Захар постоянно заботится о своем барине, как и в детстве, но иногда из-за неряшливости спокойно может подать еду в немытой посуде, что-то уронить на немытый пол.

Образ слуги Захара — это своего рода метафора на незабытую Обломовку, и на неменяющиеся взгляды. Через неряшливый вид костюма Захара и его постоянную апатию ко всему можно заметить глубокую тоску по Обломовке, где каждый день был наполнен спокойствием и умиротворением.

Вариант 2

Захар является одним из второстепенных героев романа «Обломов» Ивана Александровича Гончарова, преданным слугой заглавного героя.

Как уже было сказано, Захар – давний слуга своего барина Обломова. Внешность пожилого человека выдает его преклонный возраст: большая лысина, неопрятные и густые бакенбарды, старая одежда, которая уже выглядит неопрятно и чересчур плохо. В подчинении у Обломова Захар находится еще с юного возраста, поэтому их отношения можно отнести к дружеским. Прожив с Обломовым практически всю жизнь, он принял от него некоторые черты характера и привычки. Он так же любит большую часть времени отдыхать и проводить время в постели.

К обязанностям Захара относились мытье, кормление, переодевание и много других бытовых вещей. Мужчина временами мог быть неряшлив и неаккуратен, из его рук могла выпасть и разбиться какая-либо вещь. Но это ни в коем случае не связано с желанием навредить хозяину. Наоборот, Обломов был для него человеком, которого он безмерно любит и уважает. Захар был готов боготворить его и возносить до небес перед каждым человеком. К примеру, он не исполняет просьбу Терентьева и не отдает ему хозяйские вещи, потому что он желает их сохранить и уберечь от пропажи. Даже в таких мелочах проявляется преданность и забота по отношению к хозяину. Не всегда все было хорошо.

Временами Захар позволял себе выпить с товарищами и пообсуждать либо положительные, либо отрицательные черты Обломова, а также мог прибрать в свой карман немного денег. Скорее всего, можно закрыть глаза на такое редкое поведение мужчины, ведь огромная любовь к хозяину перекрывает эти недостатки. Даже женившись на кухарке по имени Анисья, он не ставит в приоритет свою личную жизнь и продолжает делать привычные обязанности, не подпуская к ним супругу. Исходя из вышеперечисленного, тот факт, что со смертью Обломова заканчивается и жизнь Захара, не станет ни для кого удивлением. Теперь мужчина по принуждению покидает привычные стены и бедствует. Он потерял любой смысл в жизни и отказывается от предложения Штольца перейти к нему на служение, потому что не в состоянии оставить могилу Обломова без присмотра.

Таким образом, с помощью образа Захара Гончаров раскрывает некоторые проблемы. Во-первых, проблему человеческой преданности. Захара можно привести в качестве подходящего примера, приводя аргументы о любви и привязанности к другому человеку. Во-вторых, в романе присутствует проблема жизни людей, которые зависят от другого человека. Бесспорно, жизнь Захара повернулась бы в совершенно другую сторону, если бы он видел вокруг себя не только хозяина, но и другие вещи.

Сочинение про Слугу Захара

Все произведения Ивана Александровича Гончарова наполнены глубоким смыслом и жизненным энтузиазмом. Самое известное произведение Обломов было написано в 1859 году и после публикации вызвало огромную кучу эмоций и споров вокруг главного героя Обломова и его лакея Захара. В образе Захара сочетаются и приятные, и отталкивающие черты. Произведение показывает нам крепостного с двух сторон. Одна из них это доброта и великодушие к окружающим, а другая это лень и отсутствие смысла в жизни и каких-либо интересов.

Наш лакей Захар является отражением главного героя Обломова. Он олицетворяет все самое плохое и худшее, что только есть в человеке. В произведении мы видим Захара уже пожилым и повидавшим немало на своем пути. Несмотря на это он вырос в хороших условиях. Его служба, а именно лакейство развили в нем не самые лучшие качества, такие как лень и беспечность. Его главное задачи были провожать своих господ в гости и переодевать барина после праздничных утех. Свободное время он уделял сплетням на кухне и нелепым разговорам, а так же постоянному нахождению на диване в прихожей дома.

Сам по себе Захар очень неловкий. Его лень и скрупулезность очень влияли на атмосферу внутри дома. Даже его полинявшая одежда и огромные бакенбарды, которые в какой-то мере повторяют Обломова, дают свое отражение на образе Захара. Его ливрея это символ натуры крепостничества и рабства. После смерти главного героя мы видим, как Захар теряется, и жизнь становится скучнее и однообразнее чем была при Обломове.

Гончаров очень красочно вводит Анисью будущую жену Захара. Она довольна умна и проворна. Тут образ Захара предстает еще глупее и беспомощнее на фоне яркой и гибкой Анисьи. Ее ум и сообразительность очень не нравилась Захару, поэту при каждом удобном случае он пытался ее унизить или оскорбить. Несмотря на это она его любит и пытается быть для него целым миром даже после смерти барина. Глядя на дальнейшую жизнь Захара можно сказать, что после ухода из жизни барина его жизнь останавливается, так как они замечательно дополняли друг друга.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Захара в романе Обломов

Популярные сегодня темы

Василь Владимирович Быков известный общественный деятель и участник Великой Отечественной войны, чувства боли и сожаления о которой он отразил в своих произведениях.

У художника Аркадия Рылова есть замечательная картина, которая называется «Домик с красной крышей». Ее художник написал в 1933 году, в Подмосковье.

Доброта — одно из самых значимых человеческих качеств, когда человек проявляет заботу по отношению к другим, не ожидая вознаграждения за свои душевные устремления. Это и есть главные проявления доброты.

Краснодар считается одним из самых благоустроенных городов России, хорошая инфраструктура, удобная развязка транспорта и отличный туристический сервис.

Лев Толстой – самый талантливый писатель русской литературы. Очень сложно описать литературный талант писателя, так как он создал очень много разнообразных произведений: романы, повести, рассказы, письма

Характеристика Захара в романе «Обломов»: описание внешности и характера слуги Обломова

Захар. Роман «Обломов».
Художник К. Тихомиров

Старый слуга Захар является одним из ярких второстепенных персонажей знаменитого романа «Обломов» И. А. Гончарова.

В этой статье представлена характеристика Захара в романе «Обломов»: описание внешности и характера слуги Обломова в цитатах.

Характеристика Захара в романе «Обломов»: описание внешности и характера слуги Обломова

«. знаменитый камердинер его Захар Трофимыч. » (камердинер — слуга)

Захар служит у Обломова с тех пор, как барин был еще ребенком:
«. барина, которого ты ребенком носил на руках, которому век служишь и который благодетельствует тебе. «

О внешности Захара известно следующее:
«. В комнату вошел пожилой человек. »
«. У меня руки чисты, – заметил Захар, показывая какие-то две подошвы вместо рук. »
«. с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды. «

Слуга Захар носит огромные бакенбарды:

«. те же огромные бакенбарды, небритая борода. »
«. Он даже усмехнулся, так что бакенбарды поднялись в сторону. »
«. Он опять усмехнулся, от чего бакенбарды и брови раздались в стороны. «

Он носит старый серый сюртук:
«. в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами. »
«. Серый сюртук и жилет нравились ему и потому, что в этой полуформенной одежде он видел слабое воспоминание ливреи, которую он носил некогда, провожая покойных господ в церковь или в гости [. ] Поэтому для Захара дорог был серый сюртук [. ] Вот отчего Захар так любил свой серый сюртук. «

Читайте также  Биография Черного С.

У Захара хриплый голос:
«. захрипел Захар, за неимением другого голоса, который, по словам его, он потерял на охоте с собаками. »
«. Как только ноги-то таскают меня? – хриплым шепотом прибавил Захар. »

В обязанности Захара входит мытье, причесывание и одевание барина Обломова:

«. Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара. «

Также в его обязанности входит подогрев самовара, чистка обуви и одежды Обломова, уборка в доме:
«. Он утром ставил самовар, чистил сапоги и то платье, которое барин спрашивал [. ]
Потом он мел [. ] и обтирал пыль [. ] Затем он уже считал себя вправе дремать на лежанке или болтать с Анисьей. «

Захар любит лежать на своей лежанке:
«. Это Захар спрыгнул с лежанки, на которой обыкновенно проводил время, сидя погруженный в дремоту. «

Он любит поспать, как и его хозяин:
«. Он чистит сапоги, потом спит, сидит у ворот, тупо глядя на редких прохожих. »
«. Затем он уже считал себя вправе дремать на лежанке. «

Захар — ленивый человек:
«. Ну, брат, ты еще больше Обломов, нежели я сам. » (Обломов о Захаре)
«. бил разные вещи и ленился. «

Ленивый Захар выполняет только то, что входит в его обязанности, и ничего больше:
«. Захар начертал себе однажды навсегда определенный круг деятельности, за который добровольно никогда не переступал. »
«. Если ему приказывали сделать что-нибудь сверх этого, он исполнял приказание неохотно, после споров и убеждений. «

Он плохо ведет хозяйство Обломова:
«. Ах, этот Захар: житья нет от него! [. ] ни за чем не посмотришь! Как же в доме бумаги не иметь. «

Захар не любит убираться:
«. Уберешь, а завтра опять наберется, – говорил Захар [. ] – Как это? Всякий день перебирай все углы? – спросил Захар. – Да что ж это за жизнь? Лучше Бог по душу пошли. «

Он является неопрятным человеком:
«. Захар неопрятен. Он бреется редко; и хотя моет руки и лицо, но, кажется, больше делает вид, что моет; да и никаким мылом не отмоешь. »
«. У меня и блохи есть! – равнодушно отозвался Захар. «

Захар — неловкий, неуклюжий человек:
«. Он очень неловок. »
«. У Обломова в кабинете переломаны или перебиты почти все вещи, особенно мелкие, требующие осторожного обращения с ними, – и всё по милости Захара. »
«. Не дай Бог, когда Захар [. ] вздумает все убрать, вычистить, установить, живо, разом привести в порядок! Бедам и убыткам не бывает конца [. ] Начиналась ломка, паденье разных вещей, битье посуды, опрокидыванье стульев. «

Он является упрямым человеком:
«. Дай, Захар, фрак, не упрямься. «

Захар — угрюмый, грубый и жесткий старик:
«. Он и служи барину, и мети, и чисть, он и на побегушках! От всего этого в душу его залегла угрюмость, а в нраве проявилась грубость и жесткость. «

Захар является ворчливым стариком:
«. он ворчал всякий раз, когда голос барина заставлял его покидать лежанку. »
«. А кто его знает, где платок? – ворчал он. »
«. Захар зарычал, как медведь, но не шел. «

Он нередко грубит и фамильярничает с Обломовым:
«. Спорит, грубиянит, а дела не спрашивай. »
«. даже был грубоват, фамильярен в обхождении с ним, сердился на него, не шутя, за всякую мелочь. » (фамильярный — бесцеремонной, развязный)

При этом у Захара доброе и мягкое сердце:
«. Несмотря, однако ж, на эту наружную угрюмость и дикость, Захар был довольно мягкого и доброго сердца. «

Захар — лукавый человек, обманщик:
«. он, однако ж, редкий день в чем-нибудь не солжет ему. »
«. прожорливым и лукавым парнем. » (описание Захара в молодости)

Он ворует деньги у своего хозяина Обломова:
«. Захар норовит усчитать у барина при какой-нибудь издержке гривенник и непременно присвоит себе лежащую на столе медную гривну или пятак. Точно так же, если Илья Ильич забудет потребовать сдачи от Захара, она уже к нему обратно никогда не поступит. »
«. Как не приберешь гривен да пятаков к рукам, так и табаку не на что купить. » (Захар о своем воровстве)

Также Захар ворует еду у Обломова:
«. этот так и выглядывает, как бы съесть и выпить и то, чего не поручают [. ] тоскует, когда барин съедает дотла все, что ни положит на тарелку. «

Слуга Захар любит поесть:
«. вечная, никогда не умолкающая потребность жевать. »
«. Обломов помнит его молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем. «

Также Захар любит выпить:
«. Захар любил выпить. »
«. Захар сам любил выпить с приятелями на барский счет. «

Он является не очень честным человеком:
«. во всяком случае, не от избытка честности. «

Слуга Захар — сплетник:
«. Сверх того, Захар и сплетник. В кухне, в лавочке, на сходках у ворот он каждый день жалуется, что житья нет, что этакого дурного барина еще и не слыхано. »
«. Он иногда [. ] вдруг распускал про барина какую-нибудь небывальщину. »

Он ругает своего барина Обломова за его спиной:
«. по привычке, доставшейся ему по наследству от деда его и отца – обругать барина при всяком удобном случае. »
«. как сказано, злословил его у ворот. » (злословит Обломова)

Он является общительным человеком:
«. сообщительный нрав. »
«. Он или дремал в прихожей, или уходил болтать в людскую, в кухню. «

Захар — неграмотный, необразованный человек. Он не умеет читать:
«. Прожил век и без грамоты, слава Богу, не хуже других! – возразил Захар. »
«. Разве я знаю, какое письмо вам нужно? Я не умею читать. «

При этом Захар все-таки умеет считать:
«. Вот погодите, дайте срок! – говорил Захар, зажмуриваясь и ворча. – Восемь десятков да десять десятков – восемнадцать, да два десятка. »

В свои 55 лет Захар женится на кухарке Анисье:
«. он женат на Анисье, вследствие ли разрыва с кумой или так, по убеждению, что человек должен быть женат; он женился и вопреки пословице не переменился. «

После смерти Обломова и Анисьи слуга Захар становится нищим бродягой и начинает пьянствовать:
«. Кабы не барыня, дай Бог ей здоровье! – прибавил Захар, крестясь, – давно бы сгиб я на морозе [. ] Да из‑за меня и ее стали попрекать, я и ушел куда глаза глядят! Вот теперь второй год мыкаю горе. »
«. Ну, полно, не бродяжничай и не пьянствуй. »
«. С горя, батюшка, Андрей Иваныч, ей‑богу, с горя. » (запил с горя)

Оставшись один, Захар скучает по своему покойному барину Обломову и ходит на его могилку:
«. Ехать-то неохота отсюда, от могилки -то! Наш-то кормилец-то, Илья Ильич, – завопил он, – опять помянул его сегодня, царство ему небесное! Этакого барина отнял Господь. «

Это была цитатная характеристика Захара в романе «Обломов» Гончарова: описание внешности и характера слуги Обломова в цитатах.

Характеристика Захара в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Описание слуги в произведении

Слуга Обломова, словно кривое зеркало, отражает самые отвратительные качества главного героя, а это показывает, какова идейно-композиционная роль Захара в романе: он своеобразный двойник своего хозяина.

Внешний вид и качества

Захар представляет собой пожилого лысоватого мужчину с длинными и густыми бакенбардами с проседью, ему за 50. Он ведет такой же образ жизни, как его хозяин Илья Ильич. Носит сюртук с дыркой, в квартире все в пыли и грязи. Крепостной Обломова, также как он сам, целыми днями лежит на диване и пребывает в сонном состоянии.

Персонаж родился в спокойном и тихом городке, оттого и сам слишком пассивный. Крепостные из Обломовки были счастливы, уверены, что другие живут точно так же, как и они.

В молодости Захар был прожорливым и проворным, зачастую лукавил.

Он имеет следующие черты:

  • неряшливый;
  • неопрятный;
  • ленивый;
  • грубый;
  • преданный;
  • неловкий.

Слуга был привязан к барину, их отношения можно назвать дружескими.

Одеяние крепостного

В образе Захара одежда занимает особое место. Это важная деталь, характеризующая персонажа. Она постоянно меняется, но только сам человек остается прежним. Слуга предпочитает одежду, сшитую по старой моде, новинки ему не нравятся.

В Обломовке герой носит специальную одежду лакеев, которая была расшита тесьмой. Далее у него был сюртук с медными пуговицами, куртка и полинявшая шинель. Вся его одежда копировала одеяния Обломова, который носил халат и сюртук. Удобство было символом барства у Ильи Ильича. Но только возвращение к халату можно назвать путем деградации индивида.

Читайте также  Жизнь и творчество М. И. Цветаевой

Одеяние слуги символизировало привязанность к барину, раскрывает его рабскую суть. Когда Захар стал носить шинель с одной полой, а произошло это после смерти Обломова, он словно потерял свою вторую половину. Слуга остался без любимого хозяина, лишился своего барина. Он испытывал нужду быть кому-то нужным, так как это давало ему пропитание и крышу над головой.

Даже описание одежды слуги показывает паразитизм слуги и хозяина. Захар не представляет, как можно жить самостоятельной жизнью.

Служба у барина

Слуга нехотя выполняет поручения хозяина, всегда ищет себе оправдания. В молодые годы он был лакеем в барском доме, после был произведен в дядьки Обломову, а потом сделался его камердинером.

Когда Захар был лакеем, провожал господ в церкви и гости. В другое время дремал, собирал сплетни и часами находился у ворот. После назначения его в дядьки Илье Ильичу, он возомнил себя знатной принадлежностью дома барина, а точнее, аристократической. Слуга одевал и раздевал своего хозяина, а более ничего не делал.

В его руках все ломается и не держится. Он создает видимость работы. На самом деле это неприспособленный к жизни человек.

Эта черта характерна самому Обломову. Тем самым слуга воздействует на нравственное и физическое угасание своего хозяина.

Образ героя, его роль в книге

В книге наблюдается своеобразный тандем крепостного и барина. Их взаимоотношения и описание раскрывают важные проблемы, которые попытался описать автор.

Женитьба персонажа

Захар женился в 55 лет на Анисье.

Она была полной противоположностью своему мужу, оттеняла его негативные черты. Женщина оказалась гораздо умнее супруга, чего Захар не смог ей простить. Он пытался постоянно ее обидеть и унизить.

Несмотря на это Анисья — спасительница для него, так как все время сглаживала конфликтные ситуации Захара с барином.

Женщине были характерны следующие черты:

  • живость;
  • проворность;
  • ум;
  • легкость;
  • гибкость.

После смерти барина слуга перешел на попечение своей жены. Без него он был беспомощным. Образ Анисьи, а также семейные отношения Захара противоположны семейной жизни Обломова.

Жена барина не хотела принимать своего супруга таким, какой он есть. Она не желала быть ему нянькой.

Сравнительная характеристика и взаимоотношения с хозяином

Захар предан своему хозяину, но при этом врет ему и грубит. Он пил со своими дружками за счет Ильи Ильича, обсуждал его с другими, собирал сплетни и обворовывал. С этой стороны крепостной выступает антиподом своему хозяину.

Обломов умен, ему противно светское общество, любит быть в одиночестве. Захар был развращен долгими годами рабства, поэтому в нем нет достойных качеств. Он не может понять чувства Ильи Ильича, так как воспринимает его как собственность. Даже ревнует к Ольге Ильинской.

Слуга разрушает прекрасные представления Обломова о семье, идеальных отношениях, семейном счастье. Захар не развивается, делает то же самое, чем занимался всю жизнь, не желает менять привычки. За предел своих дел и обязанностей не выходит.

Барин со слугой постоянно ссорятся, но при этом действительно не могут друг без друга. Без помощи Захара Обломов не может ни встать, ни лечь, он не умеет причесываться, даже поесть. Слуга не мог представить себе другого хозяина, одна мысль об этом мучила его. Он лгал и лукавил Илье Ильичу, но тут же испытывал внутреннее благоговение перед ним.

Общее сравнение героев показывает, что между ними есть огромное сходство. Они имеют одну негативную черту — лень и праздный образ жизни, ее можно назвать «обломовской». Смерть Обломова привела и к завершению судьбы слуги. Он просто не может жить в других домах и не готов служить там.

В образе Захара в романе «Обломов» Гончаров показывает, как крепостнические устои духовно опустошают личность, лишают ее планов и целей. Главный герой не смог проявить и сохранить в себе лучшие черты. Он стал рабом своего слуги, непонятно кто из них кому подчиняется.

Анализ характерных черт слуги Ильи Ильича поможет понять суть произведения, разобраться в чертах главного героя, а также написать сочинение на тему «Обломов и Захар».

Характеристика Захара(слуги Обломова) в романе

Введение

Роман Гончарова «Обломов» был издан в 1859 году в переломный для российского общества период. На момент написания произведения, в Российской Империи существовало два социальных слоя – сторонники новых, проевропейских, просветительских взглядов и носители устаревших, архаичных ценностей. Представителями последних в романе являются главный герой книги Илья Ильич Обломов и его слуга Захар. Несмотря на то, что слуга является второстепенным персонажем, только благодаря введению автором в произведение этого героя, читатель получает реалистичную, а не идеализированную Обломовым картину «обломовщины». Характеристика Захара в романе «Обломов» Гончарова полностью соответствует «обломовским» ценностям и образу жизни: мужчина неряшлив, ленив, медлителен, любит приукрасить свою речь и прочно держится за все старое, не желая меняться под новые условия жизни.

Захар и Обломовка

По сюжету романа слуга Обломова Захар начал служить у Обломовых еще в ранней юности, где его приставили к маленькому Илье. Это и обусловило сильную привязанность героев друг к другу, которая со временем перешла скорее в шутливо-дружеские отношения, чем в отношения «барин-слуга».

Захаров в «Обломове» предстает пожилым человеком «в сером сюртуке, с прорехою подмышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды». Хотя Захар и жил уже долгое время в Петербурге, он не пытался начать одеваться по новой моде, не желал менять свой внешний облик, даже одежду он заказывал по образцу, вывезенному из Обломовки. Мужчина любил свой старый, истертый серый сюртук и жилет, так как «в этой полуформенной одежде он видел слабое воспоминание ливреи, которую он носил некогда, провожая покойных господ в церковь или в гости; а ливрея в воспоминаниях его была единственною представительницею достоинства дома Обломовых». Сшитая по старой моде одежда становилась для Захара той ниточкой, которая связывала его в настоящем, обновленном, шумном и беспокойном мире с «райским» спокойствием и умиротворением Обломовки, ее устаревшими, но привычными ценностями.

Поместье барина было для мужчины не просто местом, где он родился, вырос и получил первые жизненные уроки. Обломовка стала для Захара примером того идеального воплощения помещичьих, домостроевских ценностей, которые ему прививались родителями, дедами и прадедами. Оказавшись в новом обществе, желающем полностью отбросить былой опыт и жить новой жизнью, мужчина чувствует себя одиноким и брошенным. Именно поэтому, даже если бы была возможность, герой не ушел бы от Ильи Ильича и не сменил своего облика, ведь так он предал бы идеалы и ценности своих родителей.

Захар и Ильи Ильич Обломов

Захар знал Обломова с самых малых лет, поэтому прекрасно видел его достоинства и недостатки, понимал, когда с барином можно поспорить, а когда лучше смолчать. Илья Ильич был для слуги связующим звеном между Обломовкой и большим городом: «в кое-каких признаках, сохранившихся в лице и манерах барина, напоминавших его родителей, и в его капризах, на которые хотя он и ворчал, и про себя, и вслух, но которые между тем уважал внутренне, как проявление барской воли, господского права, видел он слабые намеки на отжившее величие». Воспитанный как преданный слуга своего барина, а не самостоятельная личность, как часть большого дома и рода «без этих капризов он как-то не чувствовал над собой барина; без них ничто не воскрешало молодости его, деревни, которую они покинули давно».

Захар не воспринимал своей жизни в другой ипостаси, не как слуги Обломова, а, например, свободного ремесленника. Его образ не менее трагичен, чем образ Ильи Ильича, ведь в отличие от барина, он не может изменить свою жизнь – переступить через «обломовщину» и двигаться дальше. Вся жизнь Захара сосредоточена вокруг Обломова и его благополучие, комфорт и важность для слуги являются основным смыслом жизни. Показательным доказательством является эпизод спора между слугой и Ильей Ильичем, когда Захар уподобил барина другим людям и сам почувствовал, что сказал что-то действительно обидное для Обломова.

Как и в детстве Ильи Ильича, в его зрелые годы слуга продолжает заботиться о своем барине, хотя эта забота иногда и выглядит несколько странно: например, Захар может подать обед на побитой либо немытой посуде, уронить еду и, подняв с пола, предложить Обломову. С другой стороны, весь быт Ильи Ильича держится именно на Захаре – он знает все хозяйское добро наперечет (даже запрещает Тарантьеву брать вещи Обломова, когда тот не против), всегда готов оправдать своего барина и показать его лучшим (в беседах с другими слугами).
Илья Ильич и Захар дополняют друг друга, так как представляют два основных проявления «обломовских» ценностей – барских и его преданного слуги. И даже после смерти Обломова мужчина не соглашается уехать к Штольцу, желая остаться рядом с могилой Ильи Ильича.

Заключение

Образ Захара в Обломове – это метафора обветшалой Обломовки и устарелых, архаичных взглядов на мир и общество. Сквозь его нелепый костюм, постоянную лень и своеобразную заботу о барине прослеживается бесконечная тоска по тем далеким временам, когда Обломовка была процветающей помещичьей деревней, действительно райским уголком, полным спокойствия, умиротворения, понимания, что завтра будет так же тихо и однообразно, как и сегодня. Илья Ильич умирает, но Захар остается, как остается и сама Обломовка, которая, возможно, в дальнейшем перейдет сыну Ильи Ильича, но станет уже совершенно другим поместьем.

Читайте также  Краткое содержание Тарас Бульба Гоголя Н.В.

Образ Захара в романе «Обломов»

Обломовщина как порождение крепостничества заражала нравственным рабством не только Обломовых, но и окружающих, прививая им свои отрицательные черты. Таков Захар, о котором его барин Илья Ильич Обломов думает: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, чем я сам». Создавая образ Захара, Гончаров, как и Гоголь на примере Осипа, Селифана, Петрушки, показывает растлевающее влияние крепостнических нравов на народную среду. Захар — крепостной Обломовых. В романе почти нет упоминаний о его деде и отце, которые также были крепостными. При первом обозначении в повествовании он представлен как старинный и преданный слуга дома, хранящий верность фамильным портретам, преданиям о старинном быте и важности дома Обломовых. Примечательно, что жизнь Захара закончилась так же драматично, как и судьба его барина: Захар стал нищим, как нищим духовно и нравственно в конце жизни стал и сам Обломов.

Захар — «рыцарь со страхом и упреком» — парадоксальный двойник Обломова. Образ Захара — настоящая художественная удача писателя. Чтобы лучше понять Обломова, нужно внимательно присмотреться к Захару. Ярко воссоздан Захар в экспозиции сюжета, со своим ворчанием, с неохотным сползанием с лежанки, с упрямым препирательством по сущим пустякам с Ильей Ильичом. По психологической выразительности он, как и образ центрального героя, лучший в романе. В характере слуги причудливо и безупречно мотивированно соединены грубость и благоговение перед барином.

Во время действия романа «Захару было за пятьдесят лет». В молодости он служил лакеем в барском доме в Обломовке, потом был произведен в дядьки к Илье Ильичу, позднее, в Петербурге, стал его камердинером. «Этот рыцарь был и со страхом и с упреком. Он принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов». Писатель наделяет Захара выразительной и комичной внешностью: у слуги «голый, как колено, череп», «необъятно широкие бакенбарды», серый сюртук «с прорехою под мышкой». Слуга Обломова «любил выпить с приятелями на барский счет», «все бегал к куме подозрительного свойства», норовил «усчитать у барина при какой-нибудь издержке гривенник и непременно присвоить себе лежащую на столе медную гривну или пятак».

Захар и его жена Анисья — семья простых людей. Анисья — мудрая женщина, а у Захара — странное свойство мужчин ни в коем случае не признаваться в том, что женщина может быть умнее. На какой-либо совет Анисьи Захар всегда указывал жене на кухню и говорил, что это не бабье дело, а потом делал именно так, как она ему говорила. Захар не мог терпеть, когда жена умудрялась поймать выроненную им тарелку. А Анисья, поставив тарелку на стол, под залпы упреков с усмешкой выходила из комнаты. Она к этому относилась как к должному и чувствовала себя вполне счастливой с Захаром.

Захар постоянно ворчит и брюзжит, он строптив, упрям и неповоротлив, неряшлив, ленив, и свою лень он никак не объясняет и не оправдывает. «Захар неопрятен. Он бреется редко; и хотя моет руки и лицо, но кажется, больше делает вид, что моет… Когда он бывает в бане, то руки у него из черных сделаются только часа на два красными, а потом опять черными». «Он очень неловок: станет ли отворять ворота или двери, отворяет одну половинку, другая затворяется, побежит к той, эта затворяется». Такая неловкость объясняется тем, что Захар получил воспитание и приобрел манеры в деревне, на покое, просторе и вольном воздухе. Там ничего не стесняло его движений. Он привык служить около массивных вещей, обращаться «все больше с здоровыми и солидными инструментами… железными дверными скобками и такими стульями, которых с места не своротишь». Попав в город, в стесненное пространство квартиры, Захар не может прямо пройти в отворенную дверь или половину двери, задевает боком, ногой за стол, стул. Все из его рук выпадает, все в его руках ломается: посуда, подсвечник, лампа, транспарант, пресс-папье. «Иная вещь… стоит года три, четыре на месте — ничего; чуть он возьмет ее, смотришь — сломалась». Неловкость Захара всегда имеет печальные последствия: если Захар «несет через комнату кучу посуды, то с первого же шага верхние вещи начинают дезертировать на пол» и на другой конец он принесет только одну рюмку или тарелку; если уронит вещь, то всегда нагнется за ней три раза. Собственная неловкость раздражает Захара, и, рассердившись, с бранью и проклятиями он бросает и последнее, что остается в руках.

Захар преклоняется перед барством. Он, как и его барин, немыслимо ленив, и этим «сращен» с Обломовым. «Захар начертал себе однажды навсегда определенный круг деятельности, за который добровольно никогда не переступал». «Если ему приказывали сделать что-нибудь сверх этого, он исполнял приказание неохотно, после споров и убеждений в бесполезности приказания или невозможности исполнить его». «Никакими средствами нельзя было заставить его внести новую постоянную статью в круг начертанных им себе занятий». Преклоняясь перед барством, тем не менее «в кухне, в лавочке, на сходках у ворот он каждый день жалуется, что житья нет, что этакого дурного барина еще и не слыхано: и капризен-то он, и скуп, и сердит, и что не угодишь ему ни в чем…».

Но, несмотря на свою лень, Захар предан хозяину до такой степени, что Гончаров сравнивает это чувство с верностью собаки: «Захар умер бы вместо барина, считая это своим неизбежным и природным долгом, и даже не считая ничем, а просто бросился бы на смерть, точно так же, как собака, которая при встрече с зверем в лесу бросится на него, не рассуждая, отчего должна броситься она, а не ее господин». «Он бы не задумался сгореть или утонуть за него, не считая это подвигом, достойным удивления или каких-нибудь наград. Он смотрел на это, как на естественное, иначе быть не могущее дело, или, лучше сказать, никак не смотрел, а поступал так, без всяких умозрений».

В одном из откликов на роман было верно сказано, что Захар и Обломов «выросли на одной и той же почве, пропитались одними и теми же соками». Характеры и Захара, и Обломова сформировал и лишил уважения к труду, воспитал безделье и праздность крепостнический уклад жизни.

Захар «обращался фамильярно и грубо с Обломовым, точно так же, как шаман… обходится со своим идолом… но все-таки в душе его постоянно присутствует сознание превосходства натуры этого идола над своей». «Малейшего повода довольно было, чтоб вызвать это чувство из глубины души Захара и заставить его смотреть с благоговением на барина, иногда даже удариться, от умиления, в слезы». Отношения молодого барина и старого слуги — странное, парадоксальное единство, казалось бы, взаимоисключающих начал: рабства и барства. И рабство, и барство есть и в Обломове, и в Захаре, что сразу заметил Добролюбов. Как и от Обломова, от Захара нельзя ждать евангельского добросердия: Захар, «злобно радуясь», смотрел на избиение четырнадцатилетнего слуги-казачка. Обломов и Захар не могут существовать друг без друга, хотя способны методически изводить один другого: «Они, живучи вдвоем, надоели друг другу. Короткое, ежедневное сближение человека с человеком не обходится ни тому, ни другому даром: много надо и с той и с другой стороны жизненного опыта, логики и сердечной теплоты, чтоб, наслаждаясь только достоинствами, не колоть и не колоться взаимными недостатками». «Старинная связь была неистребима между ними. Как Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара, так Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренно благоговеть перед ним».

Захар представляет в романе крепостных Обломовки, он — один из «трехсот Захаров», и автор ввел его образ для обобщения и дополнения образа центрального героя — Обломова. По своей сути внутреннее единство опустившихся слуги и барина трагикомично. Захар — в некоторой степени отражение Обломова, разновидность обломовщины, и в этом значении образ Захара дополнительно выявляет и обнажает омертвление духовной природы Обломова. Объективно Обломов виноват и в драматической судьбе Захара, который в конце своей жизни пополнил «большую и разнообразную» толпу петербургских нищих.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: