Поэты 1870—1880-х годов

Поэты 1870—1880-х годов

И все же незавершенный, открытый характер художественных исканий «детей ночи» (так назвал в одноименном стихотворении поколение восьмидесятников Д. С. Мережковский) не дает оснований отказывать этому периоду в определенной целостности. При всей своей противоречивости и неоднородности поэтическое движение указанных десятилетий не представляет собой какое-то аморфное художественное образование. Конечно, оно вряд ли может быть подведено под привычные категории «направления», «течения» или «школы». Но его можно характеризовать как художественное явление, обладающее рядом общих тенденций и закономерностей. В историко-литературной науке были попытки дать ему определенные терминологические характеристики – «декаданс», «пресимволизм», «неоромантизм». Пожалуй, наибольшего доверия заслуживает попытка З. Г. Минц описать литературный процесс конца XIX в., предшествующий эпохе модернизма, именно термином «неоромантизм». Типологические признаки этого явления: 1) отказ от установки на полное бытовое правдоподобие, повышение меры художественной условности текста, интерес к фольклору и литературной легенде; 2) поиски универсальной картины мира, основанной на глобальных антиномиях бытия (цель и бесцельность существования, жизнь и смерть, Я и мир и т. п.); 3) тяготение стиля, с одной стороны, к повышенной эмоциональности, экспрессивности (по мнению Брюсова, «в новоромантической школе каждый образ, каждая мысль является в своих крайних выводах») и, с другой стороны, стремление к «прозаичности», к натуралистичной «мелочности» описания». Очень часто две эти разнонаправленные тенденции сосуществовали в стиле одного поэта, создавая эффект диссонанса, открытого столкновения контрастов, подчеркнутого стилевого сбоя. Поэтическое «косноязычие» могло в отдельных случаях служить показателем кризиса художественного мышления, а в других (например, в стиле К. Случевского) – придавать тексту неповторимое художественное своеобразие.

Описанные закономерности по-разному преломились в поэзии авторов 1880–1890-х годов, которых условно можно разделить на три большие группы: 1) С. Я. Надсон и «скорбные поэты»; 2) поэты «эстетской» направленности (Андреевский, Апухтин, Фофанов, Лохвицкая, Случевский и др.); 3) поэты предмодернистской ориентации (Вл. Соловьев, Д. Мережковский, Н. Минский). Разумеется, границы между этими группами подвижные и легко переходимые.

С. Я. Надсон и «Скорбные поэты» 1880-х годов

К началу 1880-х годов, особенно после известных событий 1 марта 1881 г. (убийство Александра II) в общественном сознании явственно обозначилось банкротство народнической идеологии. Историческому эгоцентризму героев-одиночек, героев-«титанов» в качестве идеологической альтернативы была противопоставлена «теория малых дел». Эта теория, родившаяся в кругах русской интеллигенции умеренно-либерального толка, в известной мере представляла собой ревизию народнической идеологии первой половины 1870-х годов. Она ориентировала общественное сознание на эволюционный, без рывков и потрясений, ход исторического прогресса. Герою «без страха и упрека», гордо возвышавшемуся над «толпой», единоличному творцу истории либеральная идеология 1880-х годов противопоставила идеал обыкновенного работника на ниве народного просвещения, не пророка, а друга и сочувственника всех «униженных и оскорбленных», идущего в народ не поучать и призывать, а разделить с ним его повседневные заботы и радости, вести без крика и позы благотворительную и просветительскую работу в земствах, воскресных школах, больницах.

Революционера-шестидесятника и революционера-народника, убежденных в силе и свободе человеческого разума и готовых повести за собой всех колеблющихся и сомневающихся, а если надо, то и с радостью умереть за «дело общее», сменил новый тип гражданского деятеля. Это был герой, разочаровавшийся в социально-утопических идеях своих предшественников, сознание которого отравлено рефлексией, тягостным разладом между порывами гражданского чувства и трезвым пониманием исторических возможностей времени. Это был герой, терзаемый колебаниями и сомнениями, страдающий от собственной нерешительности и сознания своего сходства с такими же, как и он, малодушными «пигмеями». Он уже осознает себя плоть от плоти стихийной «толпы», не столько ее руководителем и организатором, сколько безликим рупором ее настроений и общей растерянности.

Такие мотивы стали господствовать в «гражданской поэзии» 1880-х годов. Их ярчайшим и наиболее талантливым выразителем стал С. Я. Надсон (1862–1887), а за авторами, разделявшими эти настроения, закрепилось выражение «скорбные поэты» (Д. Л. Михаловский, А. Л. Боровиковский, А. Н. Барыкова, А. Н. Яхонтов, О. Н. Чюмина, С. А. Сафонов и др.). В своем крайнем выражении настроения «скорбных поэтов» выливались в формы безнадежного пессимизма и скептицизма. В стихотворении «Шаг за шагом» (1879) Михаловский изображает исторический прогресс как череду бесконечных и пока ничем не оправдавших себя жертв. В очень отдаленной перспективе мерещатся лишь «два или три спелых колоса» – жалкое утешение тем, чей голос «в темном мире забвенья умрет». Яхонтов в образе мученика за «все человечество» легендарного Тантала (из одноименного стихотворения 1881 г.) тоже подчеркнул мысль о бесперспективности веры народников в искупительную силу страданий и жертв. Ведь несмотря на все героические муки «танталов», «зло, как бурная река, // Кипя, из берегов выходит». Венчающий стихотворение вопрос: «Когда ж и где ему предел?» – остается криком вопиющего в пустыне. В стихотворении «Грядущее» (1884) герой Надсона уже прямо соотносит «жертвы и страдания» «борцов» с обессмысливающей все усилия смертной природой человека и

Дмитрий Михаловский: Поэты 1880–1890-х годов

Здесь есть возможность читать онлайн «Дмитрий Михаловский: Поэты 1880–1890-х годов» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Ленинград, год выпуска: 1972, категория: Поэзия / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Поэты 1880–1890-х годов: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Поэты 1880–1890-х годов»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Дмитрий Михаловский: другие книги автора

Кто написал Поэты 1880–1890-х годов? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Поэты 1880–1890-х годов — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Поэты 1880–1890-х годов», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

О роли поэта в 80-х годах П. Ф. Якубович писал: «Престарелый уже Жемчужников нашел, что в эту именно глухую пору его скромная, но идейная муза должна выступить с гневным словом укора и протеста. И всем еще памятен ряд его стихотворений „гражданского“ характера, появившихся в конце 80-х — начале 90-х годов…»[5] В конце статьи, из которой взяты эти строки, Якубович приводит «Завещание» Жемчужникова, его стихи о новом поэте, который примет от него «не знавшее побед, но незапятнанное знамя».

Читайте также  Миф об Адонисе

Перекличка гражданских поэтов двух поколений имеет исторический смысл. Поэты-демократы 1870–1890-х годов, поэты народнического и околонароднического круга приняли «незапятнанное знамя» Рылеева, Огарева, Некрасова, Михайлова, Плещеева и — Жемчужникова, одного из «знаменосцев», хотя и не самого сильного и, конечно, не самого последовательного.

К таким «знаменосцам» старшего поколения может быть отнесен и Дмитрий Лаврентьевич Михаловский; он был, впрочем, более известен как переводчик, но и оригинальные его стихи появлялись начиная с 50-х годов в «Современнике», затем в «Отечественных записках» и других журналах демократического направления. В 80–90-х годах в стихах Михаловского всегда звучали настроения бодрости и призывы противостоять тлетворным влияниям реакционных сил. Поэт чувствовал тяжесть эпохи безвременья, понимал законность и естественность пессимистических мотивов в современной ему поэзии. В стихотворении «Кошмар» он сам воскликнул:

О тоска, беспощадный палач!
То твои похоронные звуки,
Твоя тьма, твоя бездна, твой плач,
Твои муки.

Однако не эти возгласы печали были характерны для Михаловского. Напротив, он спорил с поэтами, потерявшими веру в «подвиги святые». В большом диалоге «Поэт и Муза», вышедшем отдельным изданием в 1880 году, Муза разубеждает Поэта, попавшего под власть уныния и безверия. Поэт восклицает:

К чему? Напрасная борьба!
Кругом — всё ложь, и мрак, и беды, —
Не превратится стон раба
В клик торжествующей победы!

Муза разубеждает его:

Борись, хотя бы горе, беды
Тебе готовила судьба, —
И превратится в клик победы
Стон побежденного раба!

Таковы призывы Музы и самого автора стихотворного диалога, в финале которого Поэт склоняется перед доводами Музы и идет за ней.

Эти призывы и доводы становятся главным содержанием гражданской поэзии Михаловского, можно сказать — поэзии дидактической, потому что поэт в своих часто очень обширных «фантазиях», аллегориях и декларациях, иной раз наивных, но всегда искренних, учит, убеждает и ободряет упавших духом. В фантазии «Три могилы» бессильными оказываются богатство и воинская слава, но счастлив удел борца за правду, даже если его преследуют горькие разочарования:

Кто людей смело к правде ведет,
Тот не тщетно светильник свой носит,
Хоть не знает, кого увлечет,
В чью он душу луч света забросит.

Когда поэту задают вопрос, в чем его опора и где тайна его бодрости «среди напастей и скорбей», он без колебаний указывает на славные традиции борцов недавнего прошлого, чьи образы живут в его воспоминаниях:

Я знал людей добра и света,
И мысль о них меня живит,
Вот чем моя душа согрета,
Вот отчего мой взор горит!

На склоне дней Михаловский уже не мечтает о подвигах и борьбе, его время миновало, но, подобно Жемчужникову, он с нетерпением ждет молодых и более счастливых преемников и торопит их приход:

О, пусть придут они, чтоб нам — на миг единый —
Взглянуть на их борьбу, на их победный след,
Чтоб солнце новое увидеть пред кончиной,
Сказать: «Оно идет!» — и — песнью лебединой —
Из тьмы приветствовать пылающий рассвет!

Характерно, что этим поэтическим завещанием Д. Михаловский закончил раздел оригинальных произведений в популярном двухтомнике своих поэтических работ[6].

Среди «молодых преемников» гражданской поэтической традиции можно назвать О. Н. Чюмину, начавшую писать в конце 80-х годов. В одном из ранних стихотворений молодая поэтесса прославляет подвиги, страстное обличение зла, самоотверженную борьбу «за любимое кровное дело» («Я безумной слыву оттого, что мне кажется тесен…», 1889).

Alib.ru > Название книги: поэты демократы 1870 1880 годов

Поэты- демократы 1870-1880-х годов.
Настоящее издание знакомит с обширной группой поэтов 1870-1880-х годов, харак¬тернейших представителей демократической, гражданской школы в литературе, чье сти¬хотворное наследие незаслуженно забыто и мало известно современному читателю. Гневно-обличительные и сурово-проповед-нические, задушевно-лирические и юмори¬стические стихотворения двадцати одного поэта, помещенные в этом сборнике, ри¬суют богатую и многообразную картину демократической поэзии того времени. В книгу включены лучшие образцы творче¬ства участников революционного движения 70-80-х годов (С.С. Синегуба, Ф.В. Вол¬ховского, Н.А. М.орозова, В.Н. Фигнер и др.), — произведения, отразившие волнующую, полную драматизма жизнь этих ге¬роев. Большую часть сборника составляют стихи профессиональных поэтов, сотрудни¬ков легальной прессы (П.В. Шумахера, Л.И. Пальмина, А.П. Барыковой, Д. Н. Са-довникова и др.), выступавших с разнооб¬разными видами стихотворной сатиры и другими поэтическими жанрами. В таком составе и объеме сборник демократической поэзии 70-80-х годов издается впервые. Тираж 25 тыс. экз.

В продаже:

Продавец Описание Состояние Фото Купить по цене
1 BS-Stevia
Курган.
Л. СП 1968г. 784 c. твердый переплет, обычный формат. Состояние: оч.хорошее, штамп Купить за 90 руб.
2 BS-DMITRY
Омск.
Л. Советский писатель 1968 г. 784 с. Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: Хорошее Купить за 100 руб.
3 BS-Миша-Питер
Санкт-Петербург.
М. Советский писатель. 1962г. 576 с. Твердый переплет, Уменьшенный формат. Состояние: Очень хорошее посмотреть Купить за 120 руб.
4 BS-Sibiryk
Новосибирск.
Л. Советский писатель. 1968г. 784с. Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: очень хорошее Купить за 150 руб.
5 BS-Orlik
Петрозаводск.
М Сов, писатель 1968г. 576 с твердый переплет, уменьшенный формат. Состояние: удовл, штамп, пахнет котом Купить за 150 руб.
6 BS-Orlik
Петрозаводск.
М-Л Сов.писатель 1962г. 574с тверд переплет, карманн формат. Состояние: плохое Купить за 190 руб.
7 BS-XAPKIB_bookinist
Украина, Харьков.
Л. Советский писатель, 1968г. 784 с., с илл. Твердый переплет, обычный формат. Состояние: очень хорошее Купить за 200 руб.
8 BS-Katia
Воронеж.
Л. Советский писатель. 1968г. 784 с. Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: Почти отличное. Подсбит верхний угол передней крышки. Купить за 200 руб.
9 BS-vlamo
Новосибирск.
Л СП 1968г. 784с. Твердый переплет, Стандартный формат. Состояние: Хорошее Купить за 250 руб.
10 BS-Fatkin
Новосибирск.
Л. Советский писатель 1968г. 784с. Твердый издательский переплет, Обычный формат. Состояние: Состояние хорошее, экслибрис владельца, подчеркивания карандашем. Купить за 300 руб.
11 BS-Fatkin
Новосибирск.
Л. Советский писатель 1968г. 784с. Твердый издательский переплет, Обычный формат. Состояние: Хорошее Купить за 300 руб.
Лучшие продавцы >>>

Copyright &#169 1999 — 2021, Ведущий и K&#176. Все права защищены.
Вопросы, предложения пишите в книгу

Поэты 1870—1880-х годов

Некоторые русские писатели, например Александр Пушкин или Михаил Лермонтов, стали известны уже в первые годы литературной деятельности. И после смерти авторов их книги оставались популярными среди критиков, и среди читателей. Однако многие талантливые литераторы, известные в свое время, со временем оказались забыты. Их произведения нередко либо попадали под цензуру, либо считались устаревшими.

Некоторые писатели стали известны только как авторы одного-двух произведений. Среди них, например, Всеволод Крестовский, который в 1866 году опубликовал авантюрный роман «Петербургские трущобы» о жизни небогатых жителей столицы. Книга стала одной из самых популярных в 1860-х годах и переиздавалась пять раз.

Поэт Федор Берг вспоминал: «Читатели романа составляли группы и посещали описанные Всеволодом Владимировичем места». Кроме «Петербургских трущоб», Крестовский издал несколько сборников стихов, повестей, очерков и романов, написал либретто к опере Николая Римского-Корсакова «Псковитянка».

Одним из самых популярных писателей конца XIX века был Семен Надсон. Поклонники называли его «новым Пушкиным», а сборник поэта «Стихотворения» до 1917 года неоднократно переиздавался. Общий тираж книг Надсона к тому моменту превысил 200 тысяч экземпляров. Он также получил Пушкинскую премию, которая считалась самой престижной наградой для писателей в дореволюционной России. А когда поэт умер в 1887 году, его гроб до Волкова кладбища в Санкт-Петербурге на руках несли поклонники.

В 1890-х годах творчество Надсона оставалось популярным. Его называли своим любимым поэтом Валерий Брюсов и Дмитрий Мережковский. Однако уже в начале XX века отношение критиков к Надсону изменилось. В 1908 году Брюсов писал, что его лирику можно считать «безнадежно отжившей». Надсона критиковали за повторяющиеся эпитеты, неудачные метафоры, а также пессимистическое настроение. А после революции его и вовсе называли «третьесортным поэтом». До конца 1980-х произведения писателя не публиковали и не изучали.

Другим известным автором в 1890-х годах был прозаик и драматург Игнатий Потапенко. Критики сравнивали его произведения с рассказами Антона Чехова, а драмы писателя часто ставили в Малом театре. Среди интеллигенции из небольших российских городов Потапенко стал даже популярнее Льва Толстого. Причиной тому было большое количество его произведений. Новые тома собрания сочинений писателя выходили практически каждый год, а его рассказы ежемесячно появлялись в литературных журналах. В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» о Потапенко писали: «Один из плодовитейших современных беллетристов».

Из-за того, что Потапенко писал так много, его произведения часто казались критикам недоработанными или незаконченными. Они ругали писателя за шаблонность композиции, нелогичность концовок. Поэтому уже в начале XX века книги Потапенко перестали быть такими популярными. К тому времени известность приобрели рассказы и повести Александра Куприна и Ивана Бунина. Потапенко продолжал публиковать произведения вплоть до своей смерти в 1929 году. Однако прежнего успеха они уже не имели.

До революции был также известен Александр Амфитеатров. Критики называли его «русским Бальзаком» за реалистичные описания быта и психологизм произведений. Прозаик Степан Петров-Скиталец писал о творческой манере Амфитеатрова:

Некоторые русские писатели, например Александр Пушкин или Михаил Лермонтов, стали известны уже в первые годы литературной деятельности. И после смерти авторов их книги оставались популярными среди критиков, и среди читателей. Однако многие талантливые литераторы, известные в свое время, со временем оказались забыты. Их произведения нередко либо попадали под цензуру, либо считались устаревшими.

Некоторые писатели стали известны только как авторы одного-двух произведений. Среди них, например, Всеволод Крестовский, который в 1866 году опубликовал авантюрный роман «Петербургские трущобы» о жизни небогатых жителей столицы. Книга стала одной из самых популярных в 1860-х годах и переиздавалась пять раз.

Поэт Федор Берг вспоминал: «Читатели романа составляли группы и посещали описанные Всеволодом Владимировичем места». Кроме «Петербургских трущоб», Крестовский издал несколько сборников стихов, повестей, очерков и романов, написал либретто к опере Николая Римского-Корсакова «Псковитянка».

Одним из самых популярных писателей конца XIX века был Семен Надсон. Поклонники называли его «новым Пушкиным», а сборник поэта «Стихотворения» до 1917 года неоднократно переиздавался. Общий тираж книг Надсона к тому моменту превысил 200 тысяч экземпляров. Он также получил Пушкинскую премию, которая считалась самой престижной наградой для писателей в дореволюционной России. А когда поэт умер в 1887 году, его гроб до Волкова кладбища в Санкт-Петербурге на руках несли поклонники.

В 1890-х годах творчество Надсона оставалось популярным. Его называли своим любимым поэтом Валерий Брюсов и Дмитрий Мережковский. Однако уже в начале XX века отношение критиков к Надсону изменилось. В 1908 году Брюсов писал, что его лирику можно считать «безнадежно отжившей». Надсона критиковали за повторяющиеся эпитеты, неудачные метафоры, а также пессимистическое настроение. А после революции его и вовсе называли «третьесортным поэтом». До конца 1980-х произведения писателя не публиковали и не изучали.

Другим известным автором в 1890-х годах был прозаик и драматург Игнатий Потапенко. Критики сравнивали его произведения с рассказами Антона Чехова, а драмы писателя часто ставили в Малом театре. Среди интеллигенции из небольших российских городов Потапенко стал даже популярнее Льва Толстого. Причиной тому было большое количество его произведений. Новые тома собрания сочинений писателя выходили практически каждый год, а его рассказы ежемесячно появлялись в литературных журналах. В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» о Потапенко писали: «Один из плодовитейших современных беллетристов».

Из-за того, что Потапенко писал так много, его произведения часто казались критикам недоработанными или незаконченными. Они ругали писателя за шаблонность композиции, нелогичность концовок. Поэтому уже в начале XX века книги Потапенко перестали быть такими популярными. К тому времени известность приобрели рассказы и повести Александра Куприна и Ивана Бунина. Потапенко продолжал публиковать произведения вплоть до своей смерти в 1929 году. Однако прежнего успеха они уже не имели.

До революции был также известен Александр Амфитеатров. Критики называли его «русским Бальзаком» за реалистичные описания быта и психологизм произведений. Прозаик Степан Петров-Скиталец писал о творческой манере Амфитеатрова:

Дмитрий Михаловский — Поэты 1880–1890-х годов

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Поэты 1880–1890-х годов»

Описание и краткое содержание «Поэты 1880–1890-х годов» читать бесплатно онлайн.

Настоящий сборник объединяет ряд малоизученных поэтических имен конца XIX века. В их числе: А. Голенищев-Кутузов, С. Андреевский, Д. Цертелев, К. Льдов, М. Лохвицкая, Н. Минский, Д. Шестаков, А. Коринфский, П. Бутурлин, А. Будищев и др. Их произведения не собирались воедино и не входили в отдельные книги Большой серии. Между тем без творчества этих писателей невозможно представить один из наиболее сложных периодов в истории русской поэзии.

Вступительная статья к сборнику и биографические справки, предпосланные подборкам произведений каждого поэта, дают широкое представление о литературных течениях последней трети XIX века и о разнообразных литературных судьбах русских поэтов того времени.

Поэты 1880–1890-х годов

В конце XIX века в России появилось много новых поэтов, быстро завоевавших себе широкую известность. Первоклассных талантов среди них было немного, но читающая публика тем не менее с живейшим интересом встречала каждое новое дарование, так или иначе отвечавшее духу времени. О размере всеобщего увлечения поэзией свидетельствует хотя бы громадная популярность С. Я. Надсона. Отметив эту характерную черту времени, известный критик А. М. Скабичевский с раздражением говорил об «особенной стихомании», выразившейся в появлении «несметной массы молодых поэтов, выступающих на суд публики с изданиями своих более или менее скромных сочинений», причем «никакие издания не продавались так ходко и быстро, как стихотворные сборники любимых поэтов»[1].

Эта «стихомания» возникла, разумеется, не случайно. Революционный подъем середины 70-х годов, сменившийся глубокой реакцией, чувство разочарования после спада революционной волны, новые идейно-общественные искания, подчас смутные, неоформленные, — все это порождало потребность в поэтических призывах, в лирических размышлениях, исповедях, в таких отражениях внутреннего мира современника, которые не укладывались в строгие рамки прозаического слова.

В это время возобновили свою деятельность давно, казалось бы, умолкшие поэты, как К. К. Случевский и А. Н. Апухтин; А. А. Фет начал публиковать выпуск за выпуском свои замечательные «Вечерние огни». В условиях общественной реакции возродилось влияние «чистой поэзии», появились новые приверженцы этой школы, и среди них — поэты, начавшие свою деятельность в русле гражданского направления. К тому же у иных гражданских поэтов общественная тема звучала приглушенно, мужественные мотивы некрасовской поэзии сменились унылыми сетованиями на судьбу и собственное бессилие в духе лирики Надсона.

Усиление тенденций, враждебных гражданскому искусству, вызывало порою горькие чувства у его защитников и сторонников. Поэт-народоволец П. Ф. Якубович, например, писал в 1896 году: «Дух запустения царит над современной русской литературой — вот мнение, ставшее избитым местом; и если оно справедливо, то, конечно, прежде всего по отношению к стихотворной поэзии». Он относил эти суровые слова прежде всего к «молодой школе» поэтов, отошедших от «высоких идеалов грядущего, идеалов любви и братства на земле». «Эта последняя категория, — говорил он, — бесчисленна, как песок морской. Не проходит дня без вновь появляющегося сборника стихов». Нечего и говорить, что убежденного борца за высокие общественно-этические идеалы в искусстве вовсе не радовал такой «ливень поэзии»[2].

И все же старая благородная традиция тенденциозной гражданской поэзии не заглохла и в эту пору[3].

Продолжали писать «старики», вошедшие в литературу в прежнюю эпоху; звучала в те годы «поэзия труда и горя» крестьянского поэта Спиридона Дрожжина, не забывал своего прошедшего и бывший петрашевец Плещеев. «Прошлого тени встают предо мною», — писал он в стихотворении «Ночью» (1874) и, с любовью приближая к себе эти тени, обращался к ним за ободрением и поддержкой:

Где-то теперь вы? О, пусть ваше слово
Нам прозвучит в эту темную ночь…
Пусть оно силу на подвиг суровый
Даст нам, готовым в борьбе изнемочь.

Вспоминая отошедших борцов, Плещеев с радостью видел и новые силы освободительного движения. Он умел услышать «из юных уст восторженное слово… зовущее на бой», и тогда в нем воскресали «грезы юности» («Расстался я с обманчивыми снами…», 1877). Такие стихи старого поэта были как нельзя более современны в условиях 70–80-х годов.

Говоря о старых деятелях гражданской поэзии, с честью работавших в новую пору, историки нашей литературы часто забывают почему-то А. М. Жемчужникова[4], а между тем на протяжении 70–90-х годов он был заметной и очень импозантной фигурой среди литераторов, хранивших лучшие заветы старой школы.

В пору реакции и даже шире — в пореформенную пору — Жемчужников преследовал своей враждой, в которой видел выражение вражды народной, мракобесов разных мастей, вдохновителей антинародной политики из правительственной клики, «литераторов-гасильников» вроде Каткова, бесполезную и безличную бюрократическую камарилью, заседавшую в Сенате и прочих «священных трибуналах» Российской империи. В остроумных и едких стихах старого певца «гражданской чести» громко звучало «к трусам и к рабам великолепное презренье» («Конь Калигулы», 1892).

О роли поэта в 80-х годах П. Ф. Якубович писал: «Престарелый уже Жемчужников нашел, что в эту именно глухую пору его скромная, но идейная муза должна выступить с гневным словом укора и протеста. И всем еще памятен ряд его стихотворений „гражданского“ характера, появившихся в конце 80-х — начале 90-х годов…»[5] В конце статьи, из которой взяты эти строки, Якубович приводит «Завещание» Жемчужникова, его стихи о новом поэте, который примет от него «не знавшее побед, но незапятнанное знамя».

Перекличка гражданских поэтов двух поколений имеет исторический смысл. Поэты-демократы 1870–1890-х годов, поэты народнического и околонароднического круга приняли «незапятнанное знамя» Рылеева, Огарева, Некрасова, Михайлова, Плещеева и — Жемчужникова, одного из «знаменосцев», хотя и не самого сильного и, конечно, не самого последовательного.

К таким «знаменосцам» старшего поколения может быть отнесен и Дмитрий Лаврентьевич Михаловский; он был, впрочем, более известен как переводчик, но и оригинальные его стихи появлялись начиная с 50-х годов в «Современнике», затем в «Отечественных записках» и других журналах демократического направления. В 80–90-х годах в стихах Михаловского всегда звучали настроения бодрости и призывы противостоять тлетворным влияниям реакционных сил. Поэт чувствовал тяжесть эпохи безвременья, понимал законность и естественность пессимистических мотивов в современной ему поэзии. В стихотворении «Кошмар» он сам воскликнул:

О тоска, беспощадный палач!
То твои похоронные звуки,
Твоя тьма, твоя бездна, твой плач,
Твои муки.

Однако не эти возгласы печали были характерны для Михаловского. Напротив, он спорил с поэтами, потерявшими веру в «подвиги святые». В большом диалоге «Поэт и Муза», вышедшем отдельным изданием в 1880 году, Муза разубеждает Поэта, попавшего под власть уныния и безверия. Поэт восклицает:

К чему? Напрасная борьба!
Кругом — всё ложь, и мрак, и беды, —
Не превратится стон раба
В клик торжествующей победы!

Муза разубеждает его:

Борись, хотя бы горе, беды
Тебе готовила судьба, —
И превратится в клик победы
Стон побежденного раба!

Таковы призывы Музы и самого автора стихотворного диалога, в финале которого Поэт склоняется перед доводами Музы и идет за ней.

Эти призывы и доводы становятся главным содержанием гражданской поэзии Михаловского, можно сказать — поэзии дидактической, потому что поэт в своих часто очень обширных «фантазиях», аллегориях и декларациях, иной раз наивных, но всегда искренних, учит, убеждает и ободряет упавших духом. В фантазии «Три могилы» бессильными оказываются богатство и воинская слава, но счастлив удел борца за правду, даже если его преследуют горькие разочарования:

Кто людей смело к правде ведет,
Тот не тщетно светильник свой носит,
Хоть не знает, кого увлечет,
В чью он душу луч света забросит.

Когда поэту задают вопрос, в чем его опора и где тайна его бодрости «среди напастей и скорбей», он без колебаний указывает на славные традиции борцов недавнего прошлого, чьи образы живут в его воспоминаниях:

Я знал людей добра и света,
И мысль о них меня живит,
Вот чем моя душа согрета,
Вот отчего мой взор горит!

На склоне дней Михаловский уже не мечтает о подвигах и борьбе, его время миновало, но, подобно Жемчужникову, он с нетерпением ждет молодых и более счастливых преемников и торопит их приход:

О, пусть придут они, чтоб нам — на миг единый —
Взглянуть на их борьбу, на их победный след,
Чтоб солнце новое увидеть пред кончиной,
Сказать: «Оно идет!» — и — песнью лебединой —
Из тьмы приветствовать пылающий рассвет!

Характерно, что этим поэтическим завещанием Д. Михаловский закончил раздел оригинальных произведений в популярном двухтомнике своих поэтических работ[6].

Среди «молодых преемников» гражданской поэтической традиции можно назвать О. Н. Чюмину, начавшую писать в конце 80-х годов. В одном из ранних стихотворений молодая поэтесса прославляет подвиги, страстное обличение зла, самоотверженную борьбу «за любимое кровное дело» («Я безумной слыву оттого, что мне кажется тесен…», 1889).

Похожие книги на «Поэты 1880–1890-х годов»

Книги похожие на «Поэты 1880–1890-х годов» читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: