Своеобразие творчества Ф. И. Тютчева

Особенности лирики в поэзии Тютчева За свою жизнь Федор Иванович Тютчев написал не так уж и много произведений. Обладая писательским даром, он не считал литературное творчество своей

Своеобразие творчества Ф. И. Тютчева

Особенности лирики в поэзии Тютчева

За свою жизнь Федор Иванович Тютчев написал не так уж и много произведений. Обладая писательским даром, он не считал литературное творчество своей профессией и писал непроизвольно. При этом многие его работы так и оставались на листе бумаги, и лишь по настоянию друзей, некоторые из них попадали в печать, и становились доступны широкой публике. Но даже эти немногочисленные творения становятся достойным наследием и своеобразной лептой, которую внес в литературу Ф.И. Тютчев.

Особенности лирики Тютчева

Чтобы понять особенности лирики Тютчева достаточно окунуться в мир его поэзии. Свои стихи Тютчев пишет только под влиянием некоего озарения, когда чувствует необходимость выразить свои мысли на бумаге. Вот и получается, что лирика Тютчева наполнена интимностью личных внутренних переживаний и больше похожа на дневник, где он запечатлевает свои мысли и размышления.

Ценность стихотворений поэта в том, что в этих небольших работах автор создает искренние и своеобразные образы. К тому же художественной особенностью поэзии Тютчева является и то, что они наполнены глубоким философским содержанием.

Особенности любовной лирики

Раскрывая тему художественной особенности поэзии Тютчева, стоит поговорить и об особенностях любовной лирики поэта. Представлена она немногими произведениями, которые посвящались разным женщинам. В жизни Тютчев был любвеобильным, страстным и увлеченным человеком. Так, его ранние стихотворения были посвящены первой любви, женщине, которую он повстречал в Мюнхене. Это была Амалия. Стихи же назывались Я помню время золотое или же Я встретил вас. Но судьба их разлучила, и уже через год он влюбляется в Элеонору Петерсон, которая стала его женой. Однако и здесь судьба была жестока к поэту. Смерть забирает его возлюбленную. Уже посмертно писатель посвятил Элеоноре Петерсон стихотворения В часы, когда бывает и Еще томлюсь тоской желаний. Следующей будет встреча с Эрнестиной Дернберг и женитьба. Эта женщина стала Музой для Тютчева, под влиянием которой появляется стихотворение Она сидела на полу.

Но самыми знаменитыми стихами поэта стали работы, что вошли в денисьевский цикл. Елена Денисьева стала последним увлечением писателя. Их связь была незаконной, и самым известным стихом того периода стала работа Последняя любовь.

Если первые стихотворения любовной лирики Тютчева изображают любовь, как страсть. В них поэт делится своими эмоциями и описывает эмоции возлюбленной. То в поздних работах поэта чувствуются мотивы скоротечности счастья, его вины перед возлюбленной. Теперь любовь ассоциируется с безнадежностью, а романтика гибнет под влиянием общества, которое отвергало все прекрасное своим непониманием. Любовь у писателя — это не только страсть, но и безнадежность, страдание и борьба. Особенностью лирики Тютчева было то, что он в своих работах отображал настоящие, не придуманные чувства.

Особенности изображения природы

Федор Тютчев по праву считается певцом природы. Как говорил Некрасов, достоинством пейзажной лирики Тютчева было в том, что его природа была разной, живой и грациозной. Особенно нравилась писателю весенняя и осенняя природа. В эти периоды возрождения и увядания у автора появлялись неповторимые образы. При этом природа могла быть спокойной, как в стихотворении Осенний вечер, так и буйной, как в работе Весенняя гроза.

Тютчев любил очеловечивать природу, наделять ее человеческими характерами и чертами. И в этом особенность тютчевской природы. Писатель сопоставляет каждое природное явление с человеческим настроением.

Особенности философской лирики

Несмотря на вышеперечисленные темы, которые затрагивал Тютчев в своих стихах, основным направлением его работ была философская лирика. Можно даже сказать, что в любовной и пейзажной лирике Тютчева прослеживаются философские мотивы. Писатель стремился постигнуть все тайны мира, осмыслить жизнь, найти гармонию с природой.

Особенностью философской лирики Тютчева было то, что писатель не просто пишет на темы бытия, хаоса и вечности. Его работы заставляют читателя сначала вслушаться, а затем вдуматься в каждое слово. Очень часто Тютчев размышляет о человеке, о его месте в мире. Очень часто писатель размышляет о прошлом и настоящем, обращается к теме памяти.

Жизнь и творчество Тютчева

Он родился в ноябре 1803 года в Орловской губернии. Первое образование маленький Фёдор получил в родных стенах, его домашним репетитором был известный переводчик и поэт – Семён Раич.

С самых ранних лет Тютчев проявлял интерес к поэзии и языкам. Он с особым увлечением изучал лирику древнеримского народа и латынь, и уже в двенадцатилетнем возрасте, самостоятельно производит переводы од знаменитого Горация. В 15 лет, Тютчев поступает в Московский университет на Словесное отделение.

По окончании вуза, Тютчев отправляется на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Вскоре, в качестве дипломатического сотрудника, его отправляют в Мюнхен, где молодой человек познакомился с урожденной графиней Элеонорой Петерсон. В 1826 году, молодые влюбленные вступили в брачные отношения. А спустя несколько лет, у великолепной пары, одна за другой появились три прекрасные дочери.

Союз Фёдора Ивановича и Элеоноры был крепким и счастливым, хотя Фёдор Иванович имел отношения на стороне. Возможно, пара прожила бы вместе еще много лет, если бы не трагическое событие, произошедшее на пароходе, во время путешествия семейства Тютчевых из Санкт-Петербурга в город Турин. Плавучее средство потерпело крушение, жена и дети Фёдора Ивановича могли погибнуть в холодных водах Балтийского моря. Однако им повезло. Нужно сказать, что Элеонора вела себя очень организованно, почти профессионально. Благодаря своевременно принятым мерам, она смогла спасти своих дочерей.

Это бедствие оставило негативный отпечаток на здоровье графини. Мучительные болезни, спровоцированные тем страшным событием, довели молодую женщину до смерти. В 1838 году жена Фёдора Ивановича умерла.

После этого брака с печальным концом, поэт нашел свое счастье в объятьях другой женщины. Второй женой талантливого поэта стала Эрнестина Дернберг. На протяжении следующих лет, Тютчев продолжал заниматься активной дипломатической деятельностью, и довольно преуспел в этом деле. Его несколько раз награждали и давали премии, а его публицистические статьи, издаваемые анонимно, вызывали интерес не только у обычного общества, но и у великого русского правителя – Николая I.

Политическая ситуация в Европе вызывала интерес у Тютчева до последних дней жизни. В 1872 году, здоровье поэта заметно ухудшилось, стало пропадать зрение, утратилась способность управления рукой, также его часто стали беспокоить сильные боли в голове. В январе 1873 года, несмотря на предостережения близких людей, он отправился на прогулку, во время которой, с ним случилась настоящая беда. Внезапно, парализовалась левая сторона тела. После этого случая, поэт перестал совершать самостоятельные движения, а в июле того же года, талантливый русский поэт ушел из жизни…

Творчество Фёдора Ивановича Тютчева

Первые стихи были написаны Тютчевым в период с 1810 по 1820 год. Тогда еще совсем молодой поэт использовал в своем творческом подходе стилистику поэзии XVIII века.

Начиная со второй половины 1820 года, стихотворения Тютчева обретают изысканную черту, характерную для всех последующих произведений. Он плавно сочетает одическую поэзию XVIII века с традиционными элементами европейского романтизма.

Более политические мотивы и гражданский трактат, появляется в творчестве Тютчева в 1850 году. Это направление используется автором вплоть до 1870 года.

Поэзия знаменитого и талантливого русского автора разносторонняя. В своих стихотворениях он чудесно воспевает Россию, ее живописные пейзажи и мужество русского народа. Все лирические произведения Тютчева, была написана на русском языке. Настоящие ценители гениальной поэзии смогли уловить в важный смысл в его стихотворениях и перевели их на другие языки, относясь к каждой строчке с особым вниманием.

Многие называют Тютчева поздним романтиком. Из-за длительного проживания вдали от родной земли, поэт часто испытывал отчужденность и некую потерянность. В кругу европейцев, Фёдор Иванович часто грустил и вспоминал близкую для сердца страну, где прошло его счастливое детство и первые годы молодости.

Лирические произведения Тютчева можно условно разделить. Первые стихи, написанные в раннем возрасте, основаны на самостоятельном исследовании собственной личности, где автор формирует мировоззрение для поиска себя в этом большом мире. Второй этап творческой деятельности направляется на познание и изучение более глубоких внутренних миров человечества.

Стихотворения Тютчева наполнены философским взглядом, гармонично сочетаемым с пейзажной лирикой. Однако это не все темы, охватываемые автором в периоды творческих идей. Тютчев с интересом изучал общественно-политическую жизнь родной страны, а также европейских государств, делая некое сравнение. Свои мысли и чувства, он гениально передавал в новых стихотворениях, написанных с особым вдохновением и любовью к России.

Любовная лирика в творчестве поэта

Анализируя творческую лирику Тютчева, выявляется четкое отражение художественного мироощущения. Его стихотворения проникнуты звучанием печальной трагедии и особым драматизмом. Эти болезненные изречения связаны с личными переживаниями великого поэта. Стихотворения, посвященные теме любви, были написаны с чувством переживания, особой вины и характерными страданиями Фёдора Ивановича, спровоцированными многочисленными испытаниями в жизни.

Самый известный сборник лирических произведений Тютчева, посвященный любовной тематике – «Денисьевский цикл». В эту книгу вошли самые откровенные и чувственные стихотворения автора, наполненные особым смыслом.

Фёдор Иванович, уже на склоне лет, испытал неповторимое чувство любви к прекрасной женщине, Елене Денисьевой. Их любовный роман имел длительный характер, почти четырнадцать лет, и, несмотря на многочисленные осуждения общества, Елена и Фёдор Иванович были неразлучны.

Влюбленную пару разлучила внезапная смерть Денисьевой, вызванная неизлечимой болезнью. Даже после ее ухода из жизни, поэт продолжал корить самого себя за все страдания любимой женщины, основанные людским судом. Пара не имела законных отношений, поэтому общество категорически отказывалось воспринимать ранимые чувства этих людей. Злые наговоры и клевета, оставляли кровавые раны в душе Елены, ее мучения и боль четко отразились в памяти Фёдора Ивановича. Потеряв любимую женщину, он до конца своих дней корил самого себя за бессилие и страх, которые так и не позволили поэту защитить Елену от осуждений и людского гнева.

Читайте также  Анализ рассказов Шукшина В.М.

Свои глубокие переживания Фёдор Иванович перенес в лирику. Читая стихотворения Тютчева из знаменитого сборника «Денисьевский цикл», чувствуется оригинальная искренность, выстраданная глубокой мыслью автора. Он ярко передает свои эмоции в моменты неповторимого, но такого быстротечного счастья, испытываемого в период любовных отношений с Еленой.

Любовь, в творчестве Тютчева, представляется как необыкновенное, волнующее и неподконтрольное чувство, посланное с небес. Смутное душевное влечение, слово пропитанный топливом факел, внезапно возгорается в порыве страсти и нежности, в объятиях любимой.

Смерть Елены Денисьевой унесла с собой все самые смелые и радостные мечтания великого поэта. Он потерял не просто близкого человека, а самого себя. После ее ухода, жизненные ценности перестали вызывать интерес у Фёдора Ивановича. Всю свою нестерпимую боль, а также праздные чувства радости, испытываемые в моменты страстных встреч с любимой женщиной, основанные на воспоминаниях, он передал в своем любовном лирическом творчестве.

Философия и природные мотивы в творчестве Тютчева

Лирические произведения Тютчева носят явный характер философии. Автор показывает свое двойное восприятие мира, описывает происходящую в мыслях борьбу демонического и идеального суждения. Это мнение ярко высказывается в известном стихотворении автора «День и ночь». Противоположное значение выражается в сравнении дня, наполненного радостью и счастьем, и ночи, мерцающей грустью и печалью.

Тютчев считал все светлое, неизменным началом темного. Борьба добра и зла не может закончиться чьей-то победой или поражением. Эта безумная битва не имеет определенного результата, как и в жизни человека, стремление к познанию истины часто провоцирует душевную борьбу внутри себя. Это и есть главная истина жизни…

Природная тема в стихотворениях этого автора также имеет противоречивый характер. Окружающая природа всегда переменчива, она не испытывает покоя и постоянно ведет борьбу, сопровождающуюся сменой времен года.

Для описания многогранных пейзажей русской природы, поэт использует самые прекрасные эпитеты. Он нежно воспевает ее гармоничную красоту и запахи свежей листвы, показывая прелестное единство с ее настроением и переменчивым характером.

Читая поэтические произведения Фёдора Ивановича Тютчева, каждый читатель сможет отыскать во временах года схожие черты и манеры, характерные для него. А в многоликой погоде можно угадать переменчивость настроения, что присуще всем людям без исключения.

Поэт гениально передает чувства природы, проникновенно ощущая ее трепетные волнения и боль. Он не пытается описать ее внешнюю красоту, а проникновенно смотрит вглубь, словно разглядывая ее трогательную душу, передавая читателям все самые живые и невероятно разумные чувства окружающей природы.

Поэзия Тютчева: темы, мотивы, жанры, циклы и своеобразие стиля

Автор: Guru · 27.08.2018

«Как звезды ясные в ночи – любуйся ими – и молчи». В своем бессмертном творении «Silentium!» Тютчев формулирует вывод из своих многолетних размышлений и готовит заповедь к потомкам, как нужно понимать красоту, любовь и жизнь в целом. Не анализировать, не пытаться воспроизвести, не копировать – молчи и запоминай момент, когда тебе представляется Прекрасное. И хотя Тютчев говорил о звездах, эти же слова применимы для его стихотворений. Чтобы понять лирику этого необыкновенного русского поэта, нужно немного: любуйся ими – и молчи.

Творческий путь: сборники, циклы

Одна из первых поэтических публикаций появилась в 1836 г. в «Современнике», где А. С. Пушкин напечатал цикл из 24-х его стихотворений за подписью «Ф. Т. ». В следующее десятилетие произошел подъем его творчества.

Настоящий сборник стихотворений вышел только в 1854 году, когда поэтический талант Тютчева был раскрыт и с восторгом принят на Родине, но даже после этого поэт сторонился литературного мира и продолжал записывать строки на случайных салфетках и тетрадях.

Единственным сформированным полноценным циклом исследователи считают стихотворения, посвященные возлюбленной Тютчева, Е. А. Денисьевой. И хотя цикл называется «денисьевским», литературоведы еще спорят, не относятся ли некоторые произведения оттуда посвящениям законной жене Тютчева. В любом случае, этот цикл любовных посланий по душевной глубине, искренности, надрыву и философичности сравнивают со знаменитыми историями Паоло и Франчески, Ромео и Джульетты, Лейле и Маджуне.

Художественный мир

Особенности

Поэтика Тютчева отчасти похожа на пеструю мозаику, и в том ее красота и уникальность. Учитывая, что в 1822 году он уехал в Мюнхен как член русского посольства и прожил за границей 22 года, подавляющее количество его писем, корреспонденции, остроумных заключений были написаны на французском языке. Возможно, именно проживание за рубежом и классическое дворянское воспитание привили Тютчеву некоторый архаизм, глубокую философичность, приверженность к «тяжеловесной» поэзии Державина и Ломоносова. Ю. Н. Тынянов даже считает, что небольшие стихотворения у Тютчева – это отголосок, распад формы оды того же Державина и Ломоносова, и поэтому чувства и композиция в таких «фрагментах» максимально напряжены.

Еще одной яркой чертой поэтики Тютчева можно назвать «дублеты» –одинаковые образы, которые повторяются из стихотворения в стихотворение:

Небесный свод, горящий славой звездной
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон —
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружён.

Получается, мы наблюдаем постоянное перемещение образов по стихотворениям, где каждый раз они открываются с новой стороны, а также «фрагментарность» самой формы поэзии Тютчева. Они объединяют все его творчество в единое целое без возможности рассматривать каждое стихотворение отдельно. Необходимо прочитать как минимум весь сборник, чтобы определить для себя, что все-таки поэт вложил в многогранный образ той же «двойной бездны».

Темы и мотивы

Исследователи выделяют 4 основных темы поэзии Тютчева: гражданскую, философскую, пейзажную и любовную. Однако, как мы уже заметили, образы и приемы переплетаются в каждом стихотворении, и поэтому многие произведения объединяют в себе несколько поэтических тем.

Например, произведение «14-е декабря 1825» – центральное стихотворение гражданкой лирики поэта – посвящено декабристскому восстанию. Здесь явно прослеживаются аллюзии на пушкинское «К Чаадаеву»: «Поносит ваши имена» – «Напишут наши имена», «Как труп в земле схоронена» – «На обломках самовластья» и т. д.

Стихотворение «Над этой темною толпой» также похоже на вольнолюбивую лирику Пушкина, поэт плачет о «растлении душ и пустоте» в государстве в смутные времена:

…Взойдешь ли ты когда, Свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?

Вообще поэтике Тютчева свойственно настроение гибели, рока, трагического предопределения. Даже любовная лирика, которая, казалось бы, должна в сравнении выступать как более легкий и радостный жанр, пронизана пессимистическим настроением: «О, как убийственно мы любим», «Предопределение», «Последняя любовь». Важно отметить, что глубоким трагизмом насыщены именно последние любовные стихотворения поэта, написанные на смерть любимой женщины, Е. А. Денисьевой, в честь которой и назван цикл любовной поэзии Тютчева – денисьевский. После гибели возлюбленной, по воспоминаниям близких, Тютчев несколько лет оставался безутешным, а Тургенев, навестивший поэта, говорил о безжизненном голосе поэта; его одежда была «промокшею от падавших на неё слёз».

Еще один шедевр любовной лирики, стихотворение «Я встретил вас, и все былое» посвящено прекрасной Амалии Лерхенфельд, которая в юном возрасте ответила поэту отказом, но на склоне лет посетила старого друга. Любовь здесь уже не представляет источник страданий, теперь это чувство, которое и делает человека живым, не важно, взаимно оно или нет. Поэт просто счастлив лицезреть красоту и наслаждаться прекрасным чувством. Опять же, невозможно не заметить композиционное и смысловое сходство с пушкинским «Я помню чудное мгновение».

Стихотворение «Наш век» традиционно относят к философской лирике, но в нем также сильны мотивы гражданской поэзии:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…

По долгу службы имея возможность наблюдать и сравнивать жизнь в России и за рубежом, а также являясь свидетелем сложного периода существования империи, Тютчев философски анализировал историю, и потому многие философские и гражданские стихотворения близки по пафосу. К этому кругу произведений относится и любимая тема Тютчева — «космос и хаос». Проводя много времени в размышлении о месте и роли хаотического в миропорядке, о балансе дня и ночи, темного и светлого, Тютчев создает такие шедевры как «О чем ты воешь, ветр ночной? » и «Сижу задумчив и один».

Тютчев именовал себя «верным сыном Матери-земли», но это вовсе не отвлеченный образ. Земля в его поэзии отождествлялась с Родиной, и сам поэт признавался, что немецкий пейзаж мог вдохновить его только в том случае, если в ландшафте что-то напоминало родные просторы. Пейзажная лирика Тютчева музыкальна и образна, она наполнена точными и нетипичными эпитетами и сравнениями, чувственными деталями, что позволяет взглянуть на, казалось бы, давно воспетые пейзажи с совершенно другой стороны. «Летний вечер», «Утро в горах», «Снежные горы», «Весенняя гроза», «Море и утес», «Не то, что мните вы, природа» при всем торжестве образной и красочной поэзии являют собой глубокие философские размышления о первоначальности, бесконечности и цикличности мира:

Так связан, съединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества…

Образ лирического героя

Лирический герой Тютчева в основном отражает личность самого поэта, и это наиболее показательно в его любовных стихотворениях. Детали, аллюзии, намеки, скрытые в них, взяты из самой жизни поэта, его интимных переживаний и чувств. Так же, как сам автор, глубоко и трагически переживает эмоциональные потрясения его лирический герой. Он часто страдает от рока, ощущения предопределенности бытия, сверхразумной задачей мира, в котором человек – не просто деталь.

Читайте также  Гадкий утенок характеристика образа Гадкого утенка

Его герой – мыслитель даже в любви. Он постоянно подвергает анализу даже чувства. Его страсть – это ограненный драгоценный камень, лишенный природного буйства, зато нашедший в огранке законченность.

Идеи Тютчева

Поэзия Тютчева пронизана космическими идеями и философскими теориями. В основе его философской лирики лежит попытка осмысления законов Вселенной, двусоставности мира, определением человеческой сущности как идеального микрокосмоса и так далее. Позже идеи Тютчева войдут в основу русского космизма.

Также он был первооткрывателем в сфере межличностных отношений людей. Пока другие поэты призывали читателей раскрыть свою душу, обнажить чувства и мысли, Тютчев был сторонником молчаливой сдержанности, духовного уединения человека. Только так можно остаться честным в отношении самого себя и не опошлить то, что люди называют внутренним миром.

Поэтический стиль

Во многом эти глубокие философские идеи предопределили и поэтический стиль Тютчева. Как мы выяснили ранее, композиционная особенность произведений Тютчева – это фрагментарность, сжатость, афористичность, наличие повторяющихся образов-дублетов.

Ю. Н. Тынянов утверждал, что творчество поэта являет собой переразложение жанров ораторского искусства и романтических фрагментов, таким образом, представляя собой уникальный сплав художественных средств. Наиболее частыми из них стали развернутые эпитеты и сравнения, метафоры, глубокая образность.

Своеобразные «маленькие оды» Тютчева стали переходным звеном между пушкинской и некрасовской эпохами, благодаря незаурядной личности и таланту поэта ставшие образцом удивительного лирического многообразия и поэтической философии.

Своеобразие творчества Ф. И. Тютчева

Творчество Ф.И. Тютчева занимает очень небольшое место в школьной программе, и возникает вопрос, как в рамках одного урока раскрыть сложность, глубину поэзии Тютчева, её значение в русской литературе. Эта проблема усугубляется ещё и тем, что для лирики Тютчева характерны контрастность образов, противоречивость переживаний лирического героя (раздвоение, “тревожное, мятущееся мироощущение поэта” отмечалось в литературоведении, см.: К.В. Пигарёв. «Тютчев и его время», Б.Бухштаб. «Русские поэты»). Поэтому, рассматривая на примере десяти стихотворений несколько основных тем творчества поэта, мы создаём у школьника ощущение неоднозначности, алогичности, непонятности Тютчева и этим затрудняем восприятие и без того непростой для шестнадцатилетнего человека поэзии.

Между тем тютчевское восприятие мира в его контрастах, трагических противоречиях, переживание всемирного разлада мироздания предполагает именно единство личности и стоящее за мыслями и переживаниями единое ощущение, которое Б.Бухштаб описывает как “чувство глубокого одиночества, и стремление вырваться из него, найти путь к окружающему миру, поверить в его ценность и прочность, и отчаяние от сознания тщетности попыток преодолеть свою отторгнутость, свою замкнутость в собственном «я»”.

Поэтому необходимо рассматривать творчество Тютчева в его внутренней цельности, объединить анализ стихотворений вокруг определённой концепции, что представляется более правильным и с литературоведческой, и с педагогической точек зрения, чем фрагментарный обзор основных тем и особенностей стиха. Разумеется, эта концепция не может формулироваться как «Тютчев — поэт-мыслитель», или «Тютчев — певец природы» (о невозможности рассматривать творчество Тютчева как философскую систему подробно сказано у Б.Бухштаба).

Попробуем с помощью литературоведческого анализа определить тот единый стержень, вокруг которого можно выстроить урок по Тютчеву и представить его поэзию по возможности полно, адекватно и понятно для школьника. Рисуя образ поэта в стихотворении «29-ое января 1837», Тютчев использует метафору “орган”. Поэт — “богов орган живой”, так сказано о Пушкине. Метафора “орган” используется и по отношению к природе («Не то, что мните вы, природа. »). Музыкальное восприятие мироздания характерно для Тютчева:

«Певучесть есть в морских волнах, гармония в стихийных спорах. »; “. пойми, коль может, органа жизнь глухонемой” («Не то, что мните вы, природа. »); “. Внимай их пенью — и молчи. ” (« Silentium! »). Поэт подобен природе, “всесилен, как стихия” («Не верь, не верь поэту, дева. ») и сравнивается с инструментом, улавливающим и воспроизводящим гармонию, полифонию мирового бытия в его борьбе, конфликтах и согласии. Отсюда и тютчевское изображение мира через бесконечные противопоставления, подобие и различие, двойственность и полифоничность, через трагическое переживание мирового “разлада”, и чуткость к гармонии в малейших её проявлениях. Такое мироощущение поэта и должно стать отправной точкой при анализе стихотворений.

Поэзия Тютчева действительно “поэзия контрастов и антитез” (Б.Бухштаб). Поэтому дать более или менее полное представление о Тютчеве можно только при рассмотрении основных тем и идей его лирики через противопоставления, антитезы. Остановимся на них коротко: день и ночь («День и ночь»), где дневной, внешний мир — всего лишь “блистательный покров” ночи, иллюзорный дом человека, тогда как “в чуждом, неразгаданном, ночном он узнаёт наследье родовое”; связанное с предыдущим противопоставление изначального хаоса («О чём ты воешь, ветр ночной. ») и дневного мира; буря и покой, их противоположность и гармоничное сочетание в природе («Море и утёс»; «Певучесть есть в морских волнах. »). Тема человека в мироздании тоже изобилует противопоставлениями: человек как часть природы, живущий общей с природой жизнью, испытывающий такие же состояния («Слёзы людские. », «Тени сизые сместились. », «Осенний вечер», «Когда в кругу убийственных забот. », «Ещё земли печален вид. » и другие), единство природы и человека и диссонанс природы и разума, сознающего себя как нечто отдельное, индивидуалистическое “я”:

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поёт, что море,

И ропщет мыслящий тростник?

(«Певучесть есть в морских волнах. »)

Человек смертен — мироздание же бессмертно, поэтому человеческие порывы постичь вечное, достигнуть бессмертия обречены:

Поочерёдно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

(«От жизни той, что бушевала здесь. »)

Возможности смертного разума ограничены, и человек не понимает мир и своё место в нём. Человек мнит себя царём природы, а оказывается ничтожеством:

А я здесь, в поте и пыли,

Я, царь земли, прирос к земли.

(«С поляны коршун поднялся. »)

Катастрофу самодовольного человеческого разума, окончательно переставшего слышать природу и себя, Тютчев рисует в стихотворении «Безумие». Противоречие мнимой способности к пониманию высшего и полной глухоты к миру показано и в стихотворении «Не то, что мните вы, природа. » (“Не их вина: пойми, коль может, органа жизнь глухонемой. ”). Обладание разумом соединяется в то же время с непониманием жизни в природе (« Probleme », «Сфинкс»), в себе, в другом человеке:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изреченная есть ложь.

В человеке, в отличие от природы, стихийное, ночное и дневное не образуют гармонии, но делают жизнь человека двойственной:

Так ты — жилица двух миров,

Твой день — болезненный и страстный,

Твой сон — пророчески-неясный,

Как откровение духов.

(«О вещая душа моя!»)

Человек, раздираемый конфликтами, противоречиями, всякой своей деятельностью несёт разрушения, зло («14-ое декабря 1825», «О, как убийственно мы любим. »). Противоречие стремлений и возможностей мы видим и в других стихотворениях: личность, возомнившая, что может по своей воле изменить историю, терпит крах («Наполеон», «14-ое декабря 1825»). Исключение — стихотворение «Колумб». Колумб — редкий пример гармонии активного “я” с мирозданием, понимания человеком природы:

Так связан, съединён от века

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества.

Но обычный человек современности мучается от собственной двойственности: его душа рвётся к свету, но разум не может смириться и уверовать («Наш век»). Всё, что связано с человеком, дисгармонично. И в первую очередь “разлад” обнаруживается в любви. Любовная лирика Тютчева полна противопоставлений: любовь как соединение и в то же время как борьба, поединок («Предопределение»); любовь — “близнец” самоубийства («Близнецы»); очарование любви и гибельность страсти («О, как убийственно мы любим. », «Люблю глаза твои, мой друг. »); вообще любовь, ласка, забота оказываются губительными («Недаром милосердным Богом. », «Предопределение»). Любовь — это призрак, а реальностью оказывается разлука, невозможность слияния душ («В разлуке есть высокое значенье. »). Невозможность соединения порождает и противоречие между старостью человека и его молодым и любящим сердцем, в конечном итоге — между его смертностью и порывом души к вечности («Последняя Любовь»). Любовь разрушительна, но всё же это высокое состояние души, которое оказывается в противостоянии с пошлостью толпы («Чему молилась ты с любовью. »). Толпа глуха, слепа, неспособна к пониманию сокровенного («Две силы есть — две роковые силы. »). Жизнь человеческого общества изобилует конфликтами, диссонансами («Русской женщине», «Над этой тёмною толпой. », «Encyclica» и другие).

В политике Тютчев видит преодоление противоречий, исполнение Россией её провиденциальной миссии («Славянам», «Два единства», «Эти бедные селенья. »). Россия, как глава славянского мира, символ братства и взаимной любви, противопоставлена индивидуалистическому Западу, действующему через насилие. Россия исполняет свой высший долг и тем самым причастна к вечности, поэтому в человеческом восприятии она, как и природа, как всё вечное, — сфинкс; бедность, скудость, убожество русской жизни контрастируют с её невидимой взору духовной мощью («Эти бедные селенья. », «Умом Россию не понять. »).

Читайте также  Анализ лирики Есенина С.А.

Таким образом, поэзия Ф.И. Тютчева открывает нам мир природы, человеческой души, человеческих взаимоотношений в их противоречиях, конфликтах, совпадениях и контрастах. Поэтому так важны у Тютчева приёмы противопоставления и аналогии. Кроме рассмотренных выше, можно привести много других примеров противопоставлений. Противоположные идеи могут содержаться в одном из стихотворений, а могут быть выражены в разных произведениях, и подчас создаётся впечатление, что поэт противоречит сам себе, тогда как на самом деле в этом своеобразие творчества Тютчева. Приведём в пример два стихотворения 1835 года, стоящие одно за другим в первом томе Сочинений в двух томах (М., Правда, 1980), в которых выражены совершенно разные ощущения: «Тени сизые сместились. », где лирический герой стремится слиться с ночным миром, пережить уничтожение “я”; и «Нет, моего к тебе пристрастья. », где воспеваются весна, радость, сила жизни. Мир у Тютчева предстаёт в его кажущихся и реальных контрастах, отсюда и тяга его стихотворений к парадоксу («Сфинкс», «Нам не дано предугадать. »). Также и внутренние рифмы, ассонансы и аллитерации, описанные в статье В.Брюсова «Ф.И. Тютчев» и затем в работе К.В. Пигарёва «Ф.И. Тютчев и его время», являются не просто средствами создания благозвучности стиха, не только усиливают основное настроение стихотворения, но в то же время выражают тютчевское ощущение полифоничности мироздания. Так, в стихотворении «Слёзы людские. » внутренняя рифма, усиливая рифму в смежных строках, вызывает чувство безысходной грусти и одновременно акцентирует идею подобия всего в мире, выраженную сравнением человеческих слёз со “струями дождевыми”. Внимание Тютчева к звучанию стиха, постоянное использование им ассонансов и аллитераций также связано с музыкальным восприятием мира его лирическим героем. Объединяющим моментом в понимании неоднозначного, двойственного мира выступают у Тютчева “минуты роковые”. Это именно те мгновения, когда слепой разум человека прозревает истину, человек видит мир по-настоящему, становится подобным Богам:

Есть некий час в ночи, всемирного молчанья,

И в оный час явлений и чудес

Живая колесница мирозданья

Открыто катится в святилище небес.

Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие,

Как собеседника на пир.

В такие минуты человек понимает не только мир, но и тайны собственной души. Так, перекличка мгновений, разделённых временем, заставляет лирического героя вновь переживать давнюю любовь («К.Б.»). Именно миг, отдельный момент, когда открывается красота, вечность и нетленность мира, постоянно используется Тютчевым, как приём описания природы.

Таким образом, импрессионичность лирики Ф.И. Тютчева, стремление определять предметы “по впечатлению, какое они производят в данный миг”, о чём писал В.Брюсов (статья «Ф.И. Тютчев»), обусловлены особой ролью времени в художественном мире его поэзии. Мгновения, когда человеку открывается вечность, — это и любовь («В часы, когда бывает так тяжко на груди. »; «К.Б.»), и сны («Сон на море», «Сны»), и, конечно, смерть (« Memento »). Для слабого, терзаемого противоречивыми стремлениями человека такие моменты не только прекрасны, но и страшны: “в страшную минуту роковую” (« Memento »); “Бывают роковые дни” («Цицерон»). И высшее достижение человеческой души – это умение всё пережить и не потерять себя:

И тут же нам, сквозь слёз, понятно стало,

Что чья душа так царственно светла,

Кто до конца сберёг её живую

— И в страшную минуту роковую

Всё той же будет, чем была.

Такой человек подобен бессмертной природе, равно вмещающей покой и бурю. Умение всё пережить – это и способность выстоять в неравной борьбе с Роком, где поражение и смерть оказываются внутренней победой человека («Два голоса»). Роковые моменты противопоставлены вечности и покою и в то же время неразделимы с ней, они открывают извечные тайны мироздания.

Итак, идейным стержнем, вокруг которого может строиться урок, знакомящий школьника с творчеством Ф.И. Тютчева, нам видится представление о мировой полифонии, гармонии, включающей в себя и диссонансы, и контрасты; роль времени в художественном мире Тютчева (учитывая противопоставления бессмертия мироздания и смертности человека, вечности и “роковых моментов”, значение “роковых минут” в человеческой жизни). Сквозь призму этих положений можно показать многообразие оттенков тютчевской лирики (имея в виду темы и идеи), особенности поэтики Тютчева, назначение художественных средств в его стихотворениях.

Ф. И. Тютчев некоторые особенности творчества

Ф.И. Тютчев – некоторые особенности творчества (1803-1873).

Творчество Федора Ивановича Тютчева многие исследователи считали по уровню духовного осознания жизни и её лирического переживания ничуть не уступающим поэтическому наследию А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Но если поэзия этих поэтов озарена ореолом трагического конца в молодом возрасте, то Тютчев, перстрадавший многие трагедии души, дожил до семидесяти лет, но ещё Лермонтов утверждал, что часто история души челловеческой может быть содержательнее истории государств и народов – именно это и стало основным стержнем поэтического творчества Тютчева, которого как поэта современники узнали и оценили лишь в конце его жизни.
Поэт своими стихами уводил читателя прочь от вздора и мелочной суеты реальной жизни, учит тишине и сосредоточенности при осознании бытия,внятности мысли, глубине смыслов, адекватности слова и понятия.
Творчесство Тютчева созвучно не не просто состояниям природы, оно переносится на всю вселенную в её всеобъемлимости, совершенно воспроизводит физические явления миросоздания, не только материии, но и состояния живой души, связывая их в единое неделимое целое… Ещё известный русский философ В.С. Соловьёв писал: «Если вселенная имеет смысл, то двух противоречащих друг другу истин – поэтической и научной так же не может быть, как двух, исключающих друг друга «высших благ» или целей существования». Красота и тайна природы у Тютчева нене пустой звук: она накладывается на его миропонимание блеском молодой весны, светлостью осенних вечеров, сверканием зарниц и туманом ночного моря – природа словно открывает ему свои магические тайны…
Не то, что мните, вы, природа –
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Поэт считает, что собственная слепота и глухота людей не позволяет им ощущать внутреннюю жизнь природы.
Они не видят и не слышат,
Живут в сём мире, как впотьмах,
Для них и солнца, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах…
Сам Тютчев в поэзии космогоничен, он считал, что само безобразие, хаос есть необходимый фон всякой земной красоты, и эстетическое значение таких явлений, как «бурное море» или «ночная гроза» зависят от того, что «под ними хаос шевелится». В изображении явлений земной природы в их взаимосвязи с макрокосмом поэт не имел себе равных… (Ст-я: «Не остывшая от зною…», «Одни зарницы огневые»). Частные явления природы в понимании Тютчева есть знаки общей сущности вселенной, которые читает поэт и поясняет их смысл: «Таинственное дело», «заговор глухонемых демонов» – вот начало и основа мировой истории.
Положительное, светлое начало космоса сдерживает эту тёмную бездну и постоянно преодолевает её. В высшем произведении процесса мироздания – человеке высший свет природы становится внутренним светом сознания и разума. Поэт говорит о неразделимой взаимосвязи человека и космоса:
И в чуждом неразгаданном, ночном
Он узнаёт наследье роковое.
Смысл человеческой сущности – сам человек, но не как раб или орудие злой жизни, а как её победитель, владыка.
Лирический герой Ф.И. Тютчева считает, что только духовный человек может стать действительным и вечным царём мирозданья, а «исход из злой жизни», с её раздвоением и вечными противоречиями, в том, чтобы примкнуть к «вождю на пути совершенства», заменить роковое и убийственное наследие древнего хаоса духовным и животворным наследием «Сына человеческого – первенца из мёртвых».
Поэту свойственна и высокая нота любви к Отечеству, он пророчествовал великое призвание России, предписывая ей держаться единства, основанного на духовных началах, «не гнилою тяжестью земного оружия», но «чистою ризою христовою». Поэт считал, что бытие России ещё не определилось оконча-тельно, оно ещё двоится, увлекаемое в разные стороны противоборствующими силами…
Поэт философского осознания мира Ф. Тютчев признаёт, что лишь от исхода внутренней нравствен-ной борьбы светлого и тёмного начал в душе самого человека зависит воплощение в жизнь света исти-ны. Он считал, что если Россия будет «христианским царством правды и милости» – всё остальное к ней приложится. И, раздумывая о будущем мира и России, явно полемизируя с первым канцлером Германии Отто фон Бисмарком, писал:
«Единство, – возвестил оракул наших дней, –
Быть может спаяно железом и лишь кровью»;
Но мы попробуем спаять его любовью, –
А там увидим, что прочней…
Фёдор Иванович мудро понимал скоротечность человеческой жизни и принимал её вечное обновле-ние, что и выразил в одном из своих последних стихотворений «Когда дряхлеющие силы…»

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: