Краткая биография чулков

Краткая биография чулков Чулков Михаил Дмитриевич (1743-1792). Выходец из разночинских кругов. Обучался в гимназии при Московском университете вместе с С. С. Башиловым, С. Е. Десницким, М.

Краткая биография чулков

Краткая биография чулков

Чулков Михаил Дмитриевич (1743-1792). Выходец из разночинских кругов. Обучался в гимназии при Московском университете вместе с С. С. Башиловым, С. Е. Десницким, М. И. Поповым, И. А. Третьяковым, а в дворянской гимназии — с Н. И. Новиковым и Д. И. Фонвизиным, Первоначально занимался литературным творчеством, собирал и издавал русские сказки, мифы славянских народов и др. В 1770 г. написал первый русский роман «Пригожая повариха, или похождения развратной женщины». В том же году поступил на государственную службу и оставил литературное творчество. Работая в Коммерц-коллегии, задумал написать историю русской торговли. Первый вариант такого труда охватывал период от правления Петра I до Петра II и был предназначен не столько для печати, сколько для справочных нужд работников самой коллегии. Фундаментальным трудом стало его «Историческое описание российской коммерции» в 7 томах (21-й книге). Эта работа в большей степени была адресована российскому купечеству. М. Д. Чулков стал первым автором работ по экономической истории России.

Данилов А.А. История России IX — XIX веков. Справочные материалы. М., 1997.

Чулков Михаил Дмитриевич (1744-24.10.1792), русский писатель, историк, фольклорист, этнограф. Выходец из разночинцев.

В 1755-58 Чулков учился в гимназии для разночинцев при Московском университете, в 1761-65 — служил в придворном театре. После выхода в 1766 первой части его сборника плутовских новелл “Пересмешник, или Славенские сказки” оставил службу и начал заниматься литературным трудом. “Пересмешник. ” (Т. I-IV, 1766-68, Т. V, 1788), принесший своему автору известность в литературных кругах, являлся собранием повестей и сказок с мотивами античной мифологии, рыцарского и “плутовского” романов, фольклора, в которых обличались судопроизводство, ростовщичество, корыстолюбие.

Известны работы Чулкова по славянской мифологии. В 1767 он опубликовал “Краткий мифологический лексикон”, а в 1782 “Словарь русских суеверий”.

Наиболее значительным историко-экономическим трудом Чулкова является “Историческое описание российской коммерции. ” (Т. I-VII, 1781-88). Это сочинение имело не только научное, но и практическое значение, знакомило купцов с состоянием и порядком торговли в разных краях России.

Чулков издал “Словарь юридический, или Свод российских узаконений. ” (Ч. 1-5, 1792- 95), в котором систематизировал русское законодательство от Соборного уложения 1649 до законодательных актов 1790.

Л. Н. Вдовина

Чулков Михаил Дмитриевич (нач. 1740-1792), русский историк, экономист и литератор. Некоторое время учился в Московском университете. Был на государственной службе и вел литератураную деятельность. Работая в Петербурге в Коммерц-коллегии, подготовил «Историческое описание российской коммерции. » (ч. 1-7, СПБ, 1781-88), представляющее собрание экономических, законодательных и других материалов. В этом труде большое внимание уделено роли и месту народонаселения в социально-экономическом развитии страны. Чулков пытался показать зависимость численности населения страны от системы ее хозяйства, в частности, от собственности на землю. Считал доказанным определенное числовое соотношение между количеством жителей в городах и селах, с одной стороны, и степенью развития промышленности — с другой. Выступая за рост народонаселения, Чулков писал, что «от умножения народа и от богатства государства единственно зависит сила, крепость и благосостояние оного»,

Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.

Чулков Михаил Дмитриевич (1744-1792) — русский писатель, историк, фольклорист и этнограф. Учился в Московском университете. Служил в Коммерц-коллегии; был секретарем в Сенате. В 1767 году выпустил «Краткий мифологический лексикон», а затем издавал сатирические журналы «И то и сё» (1769) и «Парнасский щепетильник» (1770), касающиеся преимущественно литературных вопросов. В 1770-1774 годы Чулков опубликовал «Собрание разных песен» (ч. 1-4). В 1782 году издал «Словарь русских суеверий» (2-е дополнительное издание под заглавием «Абевега русских суеверий», М., 1786). Наиболее значительным историко-экономическим трудом Чулкова является «Историческое описание российской коммерции. ». 1-7, ч. 1-21, СПБ, 1781-88). Извлечения из этого труда, изданные отдельными выпусками, служили справочным пособием для купцов. К области практической экономии относятся «Экономические записки. » (М., 1788). Кроме того, Чулков издал «Словарь юридический, или Свод российских узаконений, временных учреждений суда и расправы» (ч. 1-5, М., 1792-96), в котором систематизировал действующее русское законодательство с «Уложения» 1649 года до законодательных актов 1790 года.

М. П. Павлова-Сильванская. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ — ТЯНЬ-ЯШТУХ. 1976.

Литература:

Шкловский В. Б., Чулков и Левшин, (Л.), 1933.

Чулков Михаил Дмитриевич (1744—24.10[4.11].1792), писатель, собиратель фольклора. Родился в Москве в семье солдата. Учился в гимназии при Московском университете (1755—58). Был актером университетского, затем — Петербургского придворного (с 1761) театров. Служил при дворе лакеем и квартирмейстером (1765—69), чиновником в Сенате (1770—92). В 1789 получил потомственное дворянство. В литературу Чулков вошел как автор сборника литературных сказок и бытовых повестей «Пересмешник, или Славенские сказки» (ч. 1—4, 1766—68; Ч. 5, 1789) и романа «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины» (Ч. 1, 1770; Ч. 2 неизвестна). Значительным вкладом в фольклористику явилось его издание «Собрание разных песен» (Ч. 1—4, 1770—74), включившее наиболее полный репертуар русских песен XVIII в., в т. ч. подлинно народных (песни солдатские, крестьянские, о Степане Разине и др.). Интерес Чулкова к этнографии проявился в его работе над словарями поверий; в самом подробном из них («Абевега русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных простонародных обрядов, колдовства, шаманства и проч.», 1786) сделана попытка привести в систему мифологию народов России. Чулков опубликовал «Историческое описание российской коммерции…» (Кн. 1—21, 1781—88) и ряд экономических и юридических работ.

Позиции Чулкова в литературной борьбе его времени не были вполне определенными. В 1769 он издавал еженедельный журнал «И то и сё», в котором полемизировал одновременно и со «Всякой всячиной» и с журналами Н. И. Новикова, Ф. А. Эмина. В 1770 издавал ежемесячный журнал «Парнасский светильник», в котором содержались выступления против т. н. «высокой литературы». Сам Чулков писал преимущественно в жанрах, которые в поэтике классицизма считались «низкими». Его комедия «Как хочешь назови» (1765) примыкает к «характерологической» драматургии В. И. Лукина. Коротким поэмам Чулкова свойственна бурлескная манера; таковы же его стихотворения, сказки, сатирические статьи. Новаторство Чулкова как писателя в наибольшей мере проявилось в художественной прозе. Обращаясь к авантюрно-волшебному роману, он придает повествованию колорит исторического предания, русифицируя при этом традиционные сказочные образы и мифологию. Вместе с тем Чулков создает русский вариант плутовского романа, обрабатывая бытовой анекдот и фацециальные сюжеты. В «Пригожей поварихе…» изображены современный быт, судьба простой женщины — солдатской вдовы. Для стиля Чулкова характерны пародийное обыгрывание «высокой» лексики, использование пословиц, поговорок. Поиски Чулкова в прозе привели к возникновению русской исторической повести и бытового романа.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Далее читайте:

Сочинения:

Ироикомическая поэма. Л., 1933;

Лит. наследство. Т. 9—10. М., 1933;

Рус. проза XVIII в. Т. 1. М.; Л., 1950; Поэты XVIII в. Т. 1. Л., 1958;

Стихотворная сказка (новелла) XVIII — н. XIX в. Л., 1969.

Литература:

Птуха М. В., Очерки по истории статистики в СССР, т. 1, М. 1955, с. 247 — 51;

История русской экономической мысли, т. 1, ч. 1, М. 1955, с. 490-518.

Почему во времена Екатерины II считали безнравственными произведения писателя Михаила Чулкова

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Карьера «в стиле Просвещения»: сколько амплуа сменил Михаил Чулков

Эпоха Екатерины II была отмечена расцветом классицизма, когда искусство подчинялось идеям патриотизма, гармоничного развития личности без социальных противоречий, «атмосфере государственного мифа». Классицизм не допускал проявлений дикости, пережитков прошлого и неуправляемых страстей, провозглашал стремление к «высшим разумениям», к развитой цивилизации.
Но с распространением грамотности, с постепенным увеличением числа читающих все больше ощущалась потребность в «простых» произведениях, не отягощенных громоздкими формами высоких штилей. К тому же, сфера интересов «читателей из низов» касалась более близких им тем – повседневной жизни, обычаев и суеверий, праздников. Среди писателей, которые взялись удовлетворять литературные потребности мещан, купцов, чиновников, крестьян, был и Михаил Чулков.

Михаил Дмитриевич Чулков родился, по видимому, в Москве, в 1744 году. О его биографии известно довольно мало, он рос в семье не то мелкого купца, не то солдата московского гарнизона. Во всяком случае, известно, что с детства Чулкова тянуло к знаниям и образованию, он поступил в Разночинную гимназию при Московском университете, там же состоялись его первые выходы на сцену в качестве актера. После университетского, Чулков начал играть и в настоящем театре, его актерская карьера продолжалась до двадцати одного года, когда он, объявив, что продолжать это занятие он «охоты не имеет», сменил сферу деятельности и поступил на придворную службу.

Начав с должности лакея, Чулков затем поднялся до камер-лакея, придворного квартирмейстера. Но то была скорее необходимость обеспечить себя, чем стремление сделать карьеру на поприще службы при дворе. С самого детства испытывая к литературе особенную склонность, Чулков «беспрестанно писал сочинения всякого рода», и сфера его интересов как писателя настолько совпадала с читательскими, что со второй половины 1760-х годов его произведения уже вовсю печатались.

Чулков – собиратель фольклора, автор «Абевеги русских суеверий»

С 1766 по 1768 годы были выпущены в свет четыре части сборника «Пересмешник, или Славенские сказки», составленного на основе народных преданий. В 1767 году Чулков написал и опубликовал «Краткий мифологический лексикон», где «славенские» божества ставились в один ряд с античными, столь почитаемыми авторами классицизма. Можно себе представить, как была принята такая книга в России XVIII века – где большая часть населения еще передавала из поколения в поколение рассказы и верования далеких предков, а мир, несмотря на православную веру, по-прежнему воспринимался сквозь призму языческого прошлого.

Читайте также  Краткая биография богданович

Да и высшие сословия, пусть и получавшие образование на основе трудов античных и западных классиков, все же воспитывалось в среде, где няньки были из народа, и детство любого дворянина проходило под влиянием старинных русских обычаев и образов, воспринятых с колыбели. В обществе стал пробуждаться интерес к русскому фольклору, и у Чулкова появлялись продолжатели и единомышленники – одним из них был Михаил Попов, тоже из «разночинных» и тоже в прошлом актер.
На протяжении 1769 года эти два писателя выпускают журнал «И то, и се», в 52 номерах которого публикуются описания обрядов и церемоний, крестин, святочных гаданий. В журнале выходили басни и стихотворения Чулкова, а также произведения других авторов, в том числе Сумарокова и все того же Попова. Другим детищем Чулкова стал журнал «Парнасский щепетильник», в котором сатирически высмеивались некоторые стихотворцы.

Огромный вклад в изучение русского фольклора внесли четыре книги «Собрания разных песен», куда были включены и песни известных авторов, в том числе Александра Сумарокова. Спустя несколько лет, в 1783 году, появится «Словарь русских суеверий», также созданный Чулковым, а спустя три года – второе его издание под названием «Абевега русских суеверий». Эта книга станет источником для всех позднейших исследователей фольклора, она объединила большое количество статей по мифологии не только русской, но и многих других народов России.

Сатира, романы, книги для крестьян

На волне успеха Чулков было принял решение оставить службу и посвятить себя литературе. Но сделать это поначалу не удалось – по финансовым соображениям: писательское благополучие в те годы сильно зависело от меценатов, готовых поддерживать написание сочинений. Интересен в этом смысле подход к написанию Чулковым посвящений к некоторым своим книгам, в которых он заранее принимает смиренную позицию скромного повествователя, подчеркивая этим заодно и то, что книга написана в первую очередь для простых людей, а не для признания в высших кругах.

С 1770 года Чулков служил коллежским регистратором в сенатской канцелярии, спустя год перешел в Коммерц-коллегию. Должности открыли ему возможности для нового направления развития как литератора – он принялся работать над историей российской коммерции, поднимая из архивов документы еще о торговле в Древней Руси. Результатом стало издание в 1781-1788 годах семи томов «Истории». Огромный объем изученного и включенного в книгу материала, законов и установлений касательно ведения торговых дел позволял считать труд Чулкова первым произведением такого рода в экономической истории страны. Дополнительно автор выпустил «Краткую историю», а также «Правила бухгалтерии» и «Словарь учрежденных в России ярмарок». Главным читателем Чулков видел купцов, им он и адресовал свой труд – а в том, что написана «История» была человеком без соответствующего образования, видится косвенное свидетельство того, что писатель и впрямь был выходцем из купеческой среды.

Можно судить о многогранности Михаила Чулкова как писателя, если вспомнить о том, что среди его книг были и художественные произведения – романы и даже детектив.
Роман как таковой в России только начинался, большая часть произведений того времени представляли собой кальку с французских книг. В этом же духе был написан роман Чулкова под названием «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины» — по форме и по сюжету напоминающий французский, но при этом отразивший типично российские реалии. Героиня – молодая сержантская вдова, она поначалу оплакивает мужа, погибшего в Полтавской битве, а затем «не могла приискать себе места, и так сделалася вольною по причине той, что нас ни в какие должности не определяют». В XIX веке этот роман сочтут «безнравственным» и лишь к XXI веку познакомиться с его текстом не будет представлять собой большого труда.

Ориентируясь на интересы крестьян, Михаил Чулков написал «Сельский лечебник, или Словарь врачевания болезней» — можно себе представить степень разносторонности писателя. В последние же годы он посвящал время составлению «Юридического словаря», а также «Словаря земледелия, домостроительства и скотоводства», вел работу над словарем русского языка. Может показаться, что такое хватание за абсолютно не связанные между собой темы говорит о легкомысленности автора, но не следует забывать о той эпохе, в которой жил и творил Чулков. Фактически работу Чулкова можно сравнивать с деятельностью другого Михаила – Ломоносова, а самого его считать одним из главных просветителей своего времени.

За свою довольно короткую жизнь (Чулков прожил 52 года) писатель оставил огромный объем произведений и серьезную базу для дальнейшего развития литературы в России. Его трудами по фольклору пользовались в разное время Гоголь и Пушкин, и все внушительные исследования народного творчества так или иначе опираются на материалы, собранные Чулковым. Еще лучше о роли Чулкова говорит тот факт, что он считается первым отечественным автором детективного произведения – рассказа «Горькая участь».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Краткая биография чулков

М. Д. Чулков (ок. 1743—1792) — писатель, историк, собиратель фольклора, журналист, экономист. Учился в гимназии для разночинцев при Московском университете, состоял актером придворного театра, затем поступил в придворные лакеи. После успеха своих первых сочинений оставил службу и стал жить литературным заработком. В 1769—1770 гг. издавал сатирические журналы «И то, и сьо», «Парнасский щепетильник». Впоследствии поступил на службу в Сенат и получил право на потомственное дворянство. Автор плутовского нравоописательного романа «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины» (1770). Наибольшую литературную известность принес Чулкову сборник «Пересмешник, или Славенские сказки» (1766—1768; 1789), состоявший из цикла новелл и повестей, рассказанных двумя сквозными героями цикла: Ладоном (производное от имени славянского бога любви Ладо) и беглым монахом-весельчаком.

В соответствии с характером рассказчиков в сборнике чередовались плутовские новеллы, к числу которилх принадлежит «Скупой и вор», и волшебные и любовные повести. Новеллистические сюжеты Чулкова черпались им из разных источников: русских сатирических сборников, иностранных развлекательных сборников, старинных повестей XVII в., устных анекдотов и фацеций. Отличительная черта большинства повестей «Пересмешника» — воссоздание русского национального быта и обильное использование фольклора в литературных целях.

Чулкову принадлежит также издание сборника русских народных песен («Собрание разных песен», 1770—1774), ставшего настольной книгой целого поколения русских поэтов. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

В 1786 г. Чулков выпустил один из первых в России мифологических словарей, «Абевегу русских суеверий. », включавший сведения о славянских божествах, описания языческих празднеств, поверий, русских национальных обрядов.

Скупой и вор.— Новелла публикуется по изданию: М. Д. Чулков. Пересмешник. М.: Сов. Россия, 1987. Входила в состав 1 части «Пересмешника. » (гл. V), вышедшей в 1766 г.

«. не тороват был выдавать. » (с. 36).— Тороватый — великодушный, щедрый. Здесь в значении: был скупым.

«. Купидон с Венерою» (с. 31).— Венера (рим.) — богиня любви и красоты. Купидон (рим.) — бог любви, постоянный спутник и сын Венеры.

«. врютились. » (с. 37) — попались.

«. из ада в Зевесово владение» (с. 37), — то есть из царства смерти в царство людей. Зевс в греческой мифологии — отец богов и людей.

«. его Лукреция. » (с. 37).— Лукреция — жена римского гражданина Луция Тарквиния, подверглась бесчестию со стороны Секста, сына Тарквиния Гордого. Заставив отца и мужа дать клятву отомстить обидчику, она закололась на их глазах. В литературе образ Лукреции используется как символ женской непорочности. В данном контексте употреблен иронически.

«К вечеру невеста с женихом условились, а на другой день к обеду и обвенчались» (с. 38).—По законам русской православной церкви обряду венчания предшествует обряд обручения: жених и невеста обмениваются кольцами, а их родители заключают «сговорную запись», в которой предусмотрены условия заключения брака. Сговор совершался не ранее, чем за 6 недель до брака. Персонажи новеллы, обуреваемые корыстолюбием, «условились» слишком быстро, не соблюдая даже формальных правил приличия, — за день до свадьбы.

«. Морфей» (с. 38).— Морфей — крылатый бог сновидений, один из сыновей Гипноса, божества, олицетворявшего сон. В иносказательном плане Морфей — сладкий сон.

«. дергать весьма неполитично» (с. 39) — то есть грубо, не церемонясь.

«. при разорении города Трои» (с. 39).— Троя — главный город северо-западной части Малой Азии, разрушенный греками ок. 1240 г. до н. э. Раскопки его древних развалин сохранились на территории современной Турции. С Троей (Илионом) связан цикл легенд о Троянской войне между ахейцами и троянцами, который послужил основой для знаменитого эпоса Гомера «Илиада».

«. сделаться. пустынниками» (с. 39) — то есть монахами-отшельниками.

Источники:Нечаянная свадьба: Русская новелла конца XVIII — начала XIX в./Сост., авторы предисл., очерков и коммент. Е. Дмитриева и С. Сапожков; Худож. Е. Мешков и В. Соловьев.— М.: Дет. лит., 1991.— 270 с

В сборник входят новеллы В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Бестужева, Н. Нарежного, О, Сомова, В. Панаева, О. Сенковского, А. Вельтмана, А. Шаховского, В. Одоевского и других русских писателей того времени. Новеллы, как правило, построены на изображении житейских и любовных перипетий, они остросюжетны и представляют собой занимательное чтение.

Читайте также  Краткая биография ильф и петров

Они открывали Землю!

Путешественники

  • Первая страница
  • Древний мир
  • Средневековье
  • Великие географические открытия
  • XVIII в.
  • XIX в.
  • ХХ век
  • Биологи
  • Геологи
  • Почвоведы
  • Географический календарь
  • Книги. Цитаты

Вы здесь

Чулков М. Д.

Михаил Дмитриевич Чулков

(1743-1793)

М. Д. Чулков в истории географической науки известен как автор многотомного труда «Историческое описание российской коммерции при всех портах и границах. », в котором наряду с опубликованными разнообразнейшими документами по истории русской торговли и промышленности со времени Петра I содержится богатейший материал по общей экономической и транспортной географии России XVIII в.

Работа представляет собой экономическую энциклопедию сводно-справочного типа с детальными сведениями по отдельным пунктам и товарам. Своей работой Чулков продолжил то, что в последние два года своей жизни начал разрабатывать М. В. Ломоносов под названием «Экономический лексикон», но из-за смерти закончить не успел. Работа Чулкова, в частности, закладывала в XVIII в. основы для построения в XIX в. так называемой «коммерческой географии», получившей развитие в России в связи с развитием торговли и коммерческого образования.

Биография Чулкова мало изучена и известна лишь отчасти по собственным автобиографическим заметкам в некоторых его сочинениях, отчасти по немногочисленным отрывочным опубликованным материалам.

Выходец из народа, Чулков прошел сложный жизненный путь. Он обучался в разночинной гимназии при Московском университете и, по его собственным словам, «изучив одно токмо начальное основание словесных наук, взят был из оного с прочими по имянному указу и определен в службу». Однако, не получив систематического образования, Чулков всю жизнь занимался самообразованием и был одним из образованнейших людей своего времени. Он переменил много профессий: был актером, автором литературных произведений, книг по этнографии и экономическим вопросам, издателем сатирических журналов. В 1772 г. Чулков был принят секретарем в коммерц-коллегию, что дало ему доступ в архивы коммерц-коллегии и сената. С 1781 г. он начал издавать свое многотомное «Историческое описание российской коммерции при всех портах и границах. », которое было закончено им в 1788 г.

Свою колоссальную работу Чулков смог осуществить благодаря финансовой поддержке со стороны автора «Деяний Петра Великого. » купца Голикова. В своих многочисленных работах Чулков отразил настроения нарождающейся буржуазии.

«Историческое описание российской коммерции, при всех портах и границах. » разбито на семь томов, в каждом из которых по несколько частей, так что в общем оно состоит из 21 книги по 500–800 страниц каждая. По заглавию работа имеет по преимуществу исторический уклон, но она весьма насыщена географическими, экономико-географическими и транспортно-географическими данными. В работе в большом количестве перепечатаны официальные документы. Однако наибольший интерес для географии представляют те части труда, в которых Чулков выступает непосредственно в роли автора. В них он приводит в систематизированном виде огромный материал первостепенной важности о реках, городах, портах, морях России и т. п. Исключительную ценность представляют сведения Чулкова по экономической географии России.

О характере работы и степени насыщенности ее географическим материалом позволяет судить ее план: том I – «Общая история российской торговли (главным образом до Петра I)», «О торговле в Российской Лапландии по всему Мурманскому берегу и при Кольском порте особо»; том II – «О торговле чрез Черное море», «О торговле из Астрахани в Персию», «О торговле в Хиву, Бухарию, Индию, с киргиз-кайсаками»; том III– «О сибирских торгах и товарах», «О торговле с китайцами, мунгалами и калмыками (при Кяхтинском форпосте)»; том IV – «О торговле при Санкт-Петербургском и Кронштадтском порте»; том V – «О торговле в остальных Балтийских портах»; том VI– «О внутренней торговле», «О водном и земном пути по России и о пристанях», о заводах, о фабриках, «мануфактурах», о ярмарках, о городах и продуктах, о российской монете, о почте; том VII – «Лексикон купеческий или генеральный штат всем товарам российской торговли», трактаты и уставы о торговле, инструкции консулам, таможенным управителям, браковщикам и т. п.

Том VI является в значительной степени географическим. Часть первая этого тома является собранием документов по истории внутренней торговли. Со страницы 313 начинается раздел «О водном и земном пути», где находим наряду с юридическими документами статистику движения судов, плотов и товаров по Ладожским каналам за 1768 г. Страницы 421–549 занимает алфавитный перечень рек, заливов, морей, озер с краткими географическими и экономическими сведениями о них – нечто вроде географического словаря. С 550-й страницы идет перечень московских застав и расходящихся от них в разные стороны дорог. Первую половину второй части этого тома занимает собрание законодательных и иных актов о заводах, но вторая половина представляет (от 347-й до 620-й стр.) «Ведомость» за 1766 в 1767 гг. «учиненной берг-коллегией казенных и партикулярных железных, медных и минеральных заводов» с указанием их местонахождения, продукции, персонала и источников получения топлива. Затем идет алфавитный перечень металлургических заводов (с 621-й до 680-й стр.).

Аналогично построена и часть третья этого тома: в конце ее (с 591-й стр.) также дана ведомость «мануфактур», находящихся в ведении мануфактур-коллегии, с указанием местонахождения предприятия, владельца, рода и ценности продукции. Эти списки во второй и третьей частях являются ценным материалом для экономической географии России XVIII в. В части четвертой тома VI имеется алфавитный перечень ярмарок с краткой характеристикой каждой из них (он был издан Чулковым в Москве и отдельной книгой), а с 177-й до 323-й страницы имеется раздел «О городах», где они опять-таки даны в алфавитном порядке с краткой характеристикой каждого, причем Москве посвящено 20 страниц.

Географический и экономико-географический материал включается и в другие по заглавию чисто исторические тома. Так, например, в части первой тома II имеется раздел (стр. 554–573) «О больших реках Российской империи, впадающих в Черное море» и «О гаванях по Азовскому, Черному и Белому морям» (стр. 573–598). Такой же раздел о реках, впадающих в Каспийское море, имеется во второй части тома II, а с 446-й страницы– пространное описание города Астрахани, с 460-й страницы – раздел о народах, живущих по берегам Каспийского моря; наряду с ними описываются и важнейшие города (Дербент, Баку).

Аналогичные разделы можно найти и в других томах. Кроме обильного материала по экономической географии, Чулков дает много материала и по коммерческой географии. Он приводит многочисленные описания товаров и мест их производства или заготовки (например, во второй части тома II – персидские товары, в томе III – сибирская пушнина и т. п.). В томе III (Сибирь) Чулков предлагает районирование Сибири с делением ее на шесть частей, а именно: часть первая – дистрикты Краснослободский, Ялуторовский, Илимский и Тобольский; часть вторая – от Тобольска до Енисея; часть третья – от Тобольска в южную сторону «между рек Иртыша и Оби» до Колыванской и Кузнецкой линии; часть четвертая – по реке Оби уезды Березовский и Сургутский, Нарымский и Кетский; часть пятая – «по восточную сторону от Енисея реки» и часть шестая – «Якуцкий уезд». По каждой из этих частей во введении к тому III дано сжатое экономико-географическое описание.

Весь этот обширный приводимый Чушковым, главным образом справочный, материал, конечно, не систематизирован научно, он дает то, что автор мог получить, пользуясь отчасти существовавшей в его время литературой, отчасти сведениями коммерц-коллегии. Материал этот стоит на уровне свойственного тому времени чисто описательного изложения.

Однако собранный и опубликованный в этом издании Чулкова громадный фактический материал представлял большую ценность. Этим материалом пользовались многие, писавшие после него по экономической истории и географии России.

«Описание российской коммерции. » и до сих пор остается ценным источником материалов по исторической географии России, особенно по вопросам торговли, промышленности и транспорта.

Работы Чулкова по географии, так же как и его литературные произведения, проникнуты патриотизмом и высокой оценкой экономических возможностей своей родины. Так, в книге первой тома I (стр. 9) он пишет: «Сказать долженствую, что Россию снабдил Бог такими произрастениями, хранящимися в земле сокровищами натуры, животными и прочим, каких другие земли не имеют, а иметь однако принуждены. Сия то пространная империя в пределах своих почти все те пользы имеет, которые по целой Европе разделены, и она подлинно в состоянии сама собою довольствоваться и наслаждаться своим изобилием, весьма мало или совсем ничего не заимствуя от других народов».

Список литературы

  1. Бернштейн-Коган С. В. Михаил Дмитриевич Чулков / С. В. Бернштейн-Коган // Отечественные экономико-географы XVIII-ХХ вв. — Москва : Государственное учебно-педагог. изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1957. — С 116-120.

Чулков Михаил Дмитриевич

Михаил Дмитриевич Чулков (ок. 1743—1793) по происхождению не принадлежал к дворянству. Начатки образования он получил в гимназии для разночинцев при Московском университете, где учился в 1758 г., был актером придворного театра, дворцовым камер-лакеем и придворным квартирмейстером, пробовал жить чисто литературными заработками, пока наконец в 1772 г. не поступил на службу в Сенат, где и выслужил себе потомственное дворянство. Литературная деятельность Чулкова была не менее пестрой, чем его биография. В разное время он то писал комедии, то переводил с французского (так, ему принадлежит первый известный опубликованный перевод из «Неистового Роланда» Ариосто (1769 г. )), составил многотомное «Историческое описание российской коммерции», издал четыре части «Собрания разных песен» и несколько мифологических словарей, посвященных в основном русским народным поверьям и обрядам. Последние из указанных работ сыграли важную роль в развитии литературного фольклоризма. Однако историко-литературное значение Чулкова определяется прежде всего его прозаическими произведениями. В 1766 г. вышли первые части его сборника «Пересмешник, или Словенские сказки» (5-я часть появилась лишь в 1789 г.), состоявшего из плутовских и волшебно-сказочных новелл, а в 1770 г. — первая часть незавершенного романа «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины». Кроме того в 1769—1770 гг. он единолично издал два сатирических журнала — «И то, и се» и «Парнасский щепетильник». наполненных полемикой с современными писателями. В «И то, и се» были опубликованы стихотворные произведения Чулкова — ирои-комическая поэма «Плачевное падение стихотворцев», «Стихи на качели» и «Стихи на семик», написанные в том же стиле, и притчи, или, как их называет сам автор, «стихотворные повести». Последние особенно ясно связаны с новациями Чулкова в прозе, которые состояли в подчеркнутом отказе от нравоучительной дидактики. Поэтому Чулков обращается не к басенной европейской традиции, а к фацециям, плутовским сюжетам западного фабльо и бытовому анекдоту. При этом он в значительной степени отходит от принципов сумароковской школы баснописцев, уделяя больше внимания изложению самого сюжета, чем словесному орнаменту рассказа. Немногочисленные притчи Чулкова, хотя и не получившие широкой известности, стоят у истоков русского стихотворного рассказа.1

Читайте также  Краткая биография камю

Михаил Дмитриевич Чулков (1740-1793) — замечательный литератор. О жизни его сохранились чрезвычайно скудные сведения. В предисловии ко 2-му изданию его «Записок экономических» сказано, что Чулков «в младолетстве обучался в московском университете и, изучив одно токмо начальное основание словесных наук, взят был из оного с прочими по именному указу и определен на службу». К этим данным можно прибавить только то, что в 1790 г. Чулков был надворным советником и секретарем сената. С ранней молодости он отличался необыкновенной любовью к литературе и «писал почти беспрестанно сочинения всякого рода». Чулков был одним из самых плодовитых и разносторонних писателей XVIII в., и небесталанным. Митрополит Евгений свидетельствует, что Чулков «около 20 лет возраста своего (следовательно, в 1760 г.) отличал уже себя многими изрядными стихотворениями и романами». Первые опыты Чулкова остаются для нас неизвестными; знаем только, что в 1767 г. он издал «Краткий мифологический лексикон», да, по Сопикову, в 1766-68 гг. выпустил в 4 частях «Пересмешник, или Славянские сказки» (Евгений указывает только одно второе издание, 1783-89 гг.). В первом периоде своей деятельности Чулков чувствовал склонность к беллетристике и сатире. В эпоху сатирических журналов Чулков издавал два небольших сатирических журнала: «И то, и Cё» (1769 г.) и «Парнасский Щепетильник» (1770 г.), в которых немало следов полемической борьбы с литературными противниками: особенным его нападкам подверглись романист Ф. А. Эмин и В. И. Майков. Их осмеял он и в сатирической поэме «Плачевное падение стихотворцев» (впоследствии эта поэма вышла отдельной книгой, в СПб., без обозначения года, вместе со стихами на качели, на семик и на масленицу). В период увлечения сатирой Чулков издал первую (больше не было) часть необыкновенно популярного у наших предков романа «Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины» (ч. I, СПб., 1770). По своей внешней фабуле он является сколком с французских романов приключений; типы, выводимые в романе (ухаживатель Ахаль, Светон, секретарь), часто встречаются в сатирических журналах. Надо предположить, что обстановка жизни Чулкова содействовала возникновению в нем склонности изучать песни, сказки, обряды и суеверия народные. В его журналах заслуживают внимания и стиль, по изобилию пословиц и поговорок приближающийся к народному, и нередкие этнографические заметки, и народные песни. После издания журналов Чулков обращается к большим сводным трудам этнографического характера. Первым таким трудом было «Собрание разных песен». Мы знаем, что первые две части этого собрания были напечатаны по распоряжению императрицы Екатерины II и были готовы в 1776 г. (приводимое всюду указание на то, что собрание песен Чулкова в 4-х частях было напечатано в 1770-75 гг., неверно, ибо 19 июля 1776 г. Чулков ходатайствовал о разрешении императрицы печатать и остальные части сборника; см. «Архив дирекции Императорских театров», отд. II, стр. 101, СПб., 1892). Первое издание песен, сделанное Чулковым при сотрудничестве Михаила Попова, в настоящее время не находимо и мы знаем о нем только по последующим. Второе издание было сделано Н. И. Новиковым в 1780-81 гг.; оно было дополнено двумя частями и в литературе известно как «Новиковский песенник» («Новое и полное собрание российских песен, содержащее в себе песни любовные, пастушеские, шутливые, простонародные, хоральные, свадебные, святочные, с присовокуплением песен из разных российских опер и комедий»; впоследствии издание повторялось). Чулков заносил в свое собрание не только народные песни, которые, можно догадываться, он не записывал со слов, а списывал с тетрадей грамотеев, но и модные романсы современных ему авторов и арии из комических опер. Значение сборника Чулкова велико: до него не появлялось такого богатства народных песен, и он первый стал печатать песни без изменений и поправок стиля. В истории изучения русской народности Чулкову принадлежит почетное место. Собирание песен современникам его казалось по меньшей мере делом совершенно излишним, если не вредным: даже митрополит Платон отозвался о песнях, переизданных Н. И. Новиковым, как «о сумнительных». В 1780 г. Чулков приступил к новому этнографическому собранию, значительно низшему по своей научной ценности. В 1780-83 гг. в университетской типографии у Новикова были отпечатаны в 10 частях «Русские сказки, содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и прочие оставшиеся через пересказывание в памяти приключения». Чулков отличался большой любовью к памятникам народного творчества, но не обладал этнографическим пониманием, которое, впрочем, в то время еще и не привилось; он считал вполне возможным обращаться с былинами и народными рассказами по своему усмотрению. Ни одна из тех повестей, «которые рассказываются в харчевне», не занесена им в подлинном виде: он изменял, переделывал, дополнял их по рыцарским романам, по изданиям «Bibliotheque bleue». В 1782 г. вышел его «Словарь русских суеверий», который был переиздан в 1786 г; под заглавием: «Абевега русских суеверий, идолопоклонничества, жертвоприношений, свадебных, простонародных обрядов, колдовства, шаманства и проч.». Для своего времени это был замечательный этнографический труд, которым в наше время находил возможным пользоваться А. Н. Афанасьев, в своих «Поэтических воззрениях славян на, природу». От занятий этнографией Чулков перешел к занятиям историей промышленности и юриспруденцией. Труды Чулкова по истории торговли до сих пор совершенно не оценены. Им написано и по повелению императрицы за счет ее кабинета издано огромное «Историческое описание российской коммерции при всех портах и границах от древних времен до настоящего и всех преимуществ, узаконений и т. д.». (М., 1781-1788, 7 частей, в 21 томе; величайшая библиографическая редкость). Труд Чулкова основан на изучении архивных материалов и для истории нашего торгового законодательства имеет важное значение. В 1788 г. появилось извлечение из этого труда: «Краткая история российской торговли» (М.). Из «Описания» же извлечены «Словарь учрежденных в России ярмарок, изданный для обращения в торговле» (М., 1788) и «Наставление необходимо нужное для купцов, а особливо для молодых людей» (М., 1788). К области практической экономии относятся «Записки економические для всегдашнего исполнения в деревнях прикащику и рачительному эконому» (М., 1788; 2-е изд., 1790). Чулкову одному из первых пришла в голову мысль популяризовать русские законы и издать справочную юридическую книжку. В 1791-1792 гг. вышел в 5 книгах его «Словарь юридический или свод российских узаконений, временных учреждений суда и расправы». В первой части узаконения были расположены в азбучном порядке, во второй — в хронологическом, с Уложения по 1790 г. (первая часть была переиздана в Новгороде в 1796 г.). Затем Чулковым был начат «Сельский лечебник, или Словарь врачевания болезней, бывающих в роде человеческом, в роде скотском и птиц домашних» (при жизни Чулкова вышло в Москве, в 1789-90 гг., 4 части; после его смерти, в 1803 г., вышла 5-я). Остальные напечатанные труды Ч.: «Похождение Ахиллесово под именем Пирра до осады Троянской» (СПб., 1709; 2-е изд., М., 1788, по Сопикову); «Оберон, поэма Виланда в 14 песнях» (перевод с немецкого, М., 1787); «Переложение в стихах прозаического с французского перевода писем Петрарки к любовнице его Лори» (указание самого Ч.; по росписи Сопикова эта книга неизвестна). В рукописях остались многие сочинения Чулкова, как проект вечного мира, примечания об экономических крестьянах, проект о заведении купеческого банка, словарь русского языка, словарь земледелия, скотоводства и домостроительства, поэма в девяти песнях о Самозванце Гришке Отрепьеве и др. Добавим еще сообщение Чулкова о том, что его комедия, до нас не дошедшая, под заглавием: «Как хочешь, назови», представлялась неоднократно в придворном театре в С.-Петербурге. Общей оценки деятельности Чулкова не существует. Чулков был в своем роде Ломоносовым, конечно, меньших размеров. Его труды энциклопедического характера принесли большую пользу русскому обществу; труды по истории русской торговли составляют солидное ученое исследование; этнографические его своды сыграли большую роль в истории изучения русской народности.2

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: