Краткая биография гёльдерлин

Фридрих Гельдерлин

Иоганн Христиан Фридрих Гёльдерлин (нем. Johann Christian Friedrich Hölderlin ; 20 марта 1770, Лауффен-на-Неккаре — 7 июня 1843, Тюбинген) — выдающийся немецкий поэт.

Содержание

Биография и творчество

Ещё студентом Тюбингенского университета Гёльдерлин начал писать стихи, в форме и содержании которых заметно подражание Клопштоку. Шиллер принял в нём самое теплое участие. В студенческие годы его однокурсником и лучшим другом был Гегель, с которым в дальнейшем Гёльдерлин несколько лет продолжал переписку. В 1794—1795 Гёльдерлин жил в Иене. В 1794 году посещал лекции Фихте в Йенском университете. Здесь, в центре романтического движения, он завязал личные отношения с представителями нового литературного направления; здесь же у Гёльдерлина обнаружились впервые зачатки ипохондрии. Болезненное настроение усилилось под влиянием безнадёжной и страстной любви к матери одного из его учеников; он видел в ней воплощение фантастического идеала женщины, который уже с самых юных лет был предметом мечтаний, и изобразил её под именем Диотимы в своем романе «Гиперион».

В 1798 г. Гёльдерлин расстался со своей Диотимой, переезжал с места на место и в 1802 г. вернулся на родину с явными признаками помешательства. Самое крупное из произведений Гёльдерлина — роман «Гиперион», представляющий как бы исповедь поэта. Характерная черта романа — чисто романтическое стремление связать философию с поэзией так, что границы между ними совершенно сглаживаются: для Гёльдерлина только та научная система удовлетворительна, которая стоит в связи и гармонирует с идеалом прекрасного. Идеи, имеющие нечто общее с воззрениями Гёльдерлина, позднее получают развитие в философских системах Шеллинга и Гегеля. В романе любопытна и другая сторона: болезненная мечтательность и чрезвычайно развитое чувство изящного создали в Гёльдерлине отвращение к современной действительности; он изображает в карикатуре свое время и своих соотечественников, а идеал свой ищет под дорогим ему небом Эллады.

Кроме «Гипериона», после Гёльдерлина остались ещё неоконченная трагедия «Смерть Эмпедокла» — лирическое стихотворение в драматической форме, служащее, как и «Гиперион», выражением личного настроения поэта; переводы из Софокла — «Антигона» и «Царь Эдип» — и ряд лирических стихотворений. Лирика Гёльдерлина проникнута пантеистическим мировоззрением: христианские идеи просачиваются как бы случайно; в общем настроение Гёльдерлина — настроение язычника-эллина, благоговеющего перед величием божественной природы. Стихотворения Гёльдерлина богаты идеями и чувствами, иногда возвышенными, иногда нежными и меланхолическими; язык чрезвычайно музыкален и блещет яркими образами, особенно в многочисленных описаниях природы.

Признание и наследие

«Гёльдерлиновское возрождение» — значимая тенденция в движении мировой поэзии второй половины ХХ — начала XXI веков. Это относится к переводам и переложениям его стихов, которым отдают свои силы в этот период крупнейшие поэты разных языков, и к более широкому опыту усвоения поэтики как ранних, романтических, так и поздних его сочинений. Его прозведения не только переводили и изучали заново, но публично декламировали (например, в Берлине в экспрессионистском «Новом клубе»).

Поэзия, проза, переводы и сама фигура Гёльдерлина дала стимул к размышлениям философов и теологов (В.Дильтей, К. Ясперс, М.Хайдеггер,В. Беньямин, М.Бланшо, А.Фиоретос, Х.Кюнг), филологов (Р.Якобсон, П.Сонди), к творчеству писателей (С.Цвейг, Георг Гейм П.Хертлинг и др.). Среди инициаторов русских переводов Гёльдерлина — Михаил Цетлин (Амари) и Яков Голосовкер, его стихи переводили Аркадий Штейнберг, Сергей Петров, Ефим Эткинд, Грейнем Ратгауз, Владимир Микушевич, Сергей Аверинцев, Вячеслав Куприянов.

Гёльдерлин и музыка

На стихи Гёльдерлина писали музыку, среди многих других:

  • Иоганнес Брамс
  • Бенджамин Бриттен
  • Вильгельм Киллмайер
  • Гидеон Кляйн
  • Дьёрдь Куртаг
  • Эрнст Кшенек
  • Дьёрдь Лигети
  • Мадерна
  • Луиджи Ноно
  • Карл Орф
  • Ханс Пфицнер
  • Александр Раскатов
  • Макс Регер
  • Вольфганг Рим
  • Виктор Ульманн
  • Вольфганг Фортнер
  • Беат Фуррер
  • Георг Фридрих Хаас
  • Ханс Вернер Хенце
  • Пауль Хиндемит
  • Хайнц Холлигер
  • Рихард Штраус
  • Ханс Эйслер

Биография Фридриха Гёльдерлина

Иоганн Христиан Фридрих Гёльдерлин – немецкий поэт – родился 20 марта 1770 года в Лауффене-ам-Неккаре, неподалёку от Хайльбронна (Германия) в семье консистория.

Иоганн рано осиротел: в 1772 умер его отец Генрих Фридрих Гёльдерлин, и с тех пор он рос под руководством благочестивой матери – Джоанны Кристианы Гок. С 1788 по 1793 обучался богословию в Тюбингене, но очевидно, что решение заняться этим комплексом дисциплин было по желанию матери, чему он пассивно подчинился. Обучение богословию требовала предшествующему обучению в семинарии, в которую он ходил сначала в Денкендорф (час ходьбы от Нюртингена), а затем уже в Маульбронне. В богословской семинарии вступил в так называемое «духовное училище» (Stift – Штифт), в котором имелись весьма строгие порядки и монастырская дисциплина. Однако были и существенные плюсы, вместо богословских занятий там часто преподавали классическую филологию и философию. По окончании семинарии Гёльдерлин должен был занять место пастора, однако это нисколько его не прельщало, он не желал священствовать. Гёльдерлин много учился в Тюбингене, проявляя инициативу и самостоятельность в учёбе, и уже скоро стал знатоком античных авторов.

Ещё студентом Тюбингенского университета Гёльдерлин начал писать стихи, в форме и содержании которых было заметно подражание Фридриху Клопштоку. В 1789 из-за неравнодушности к астрономии Гельдерлин написал стихотворение, воздающее хвалу Иоганну Кеплеру. В 1790 Гёльдерлин поселился в институтском общежитии, и его соседями по комнате в общежитии и однокурсниками были Гегель и Шеллинг. Во времена учёбы он был ровесником Гегеля, и пятью годами старше Шеллинга. Так как Гёльдерлин изучал философию, а в те времена наиболее популярны были Спиноза и Кант, дружба с также страстно увлекающимися философской наукой Гегелем, Шеллингом только крепла.

После окончания Тюбингенского университета группа друзей разошлась и они стали реже контактировать.

В 1790-х Гёльдерлин показал себя в литературе, написав гимны, выражающие стремление к свободе. Идеал свободы он видел в мифах Древней Греции. В 1794-1795 Гёльдерлин жил в Йене. В 1794 посещал лекции Иоганна Фихте в Йенском университете. Здесь, в центре романтического движения, он завязал личные отношения с представителями нового литературного направления; здесь же у Гёльдерлина обнаружились впервые зачатки ипохондрии.

В январе 1796 он стал домашним учителем у семьи Гонтар (Gontard) в городе Франкфурт-на-Майне, в семье местного коммерсанта. В данной семье он провёл следующие годы с небольшим отлучением в августе 1796, во время волнений войны (в эти времена генерал Бонапарт поставлен во главе французской армии и начался поход французских революционных войск в итальянские земли, а затем и в другие страны). Гёльдерлин сопровождал в Бад-Дрибург свою мать и учеников. С начала 1797 он вновь сошёлся с Гегелем, который вернулся во Франкфурт-на-Майне на ту же общественную позицию. Там он продолжил преподавание детям семьи Гонтар и влюбился в мать учеников – Сюзетт Гонтар. Она стала вдохновением для Гёльдерлина при написании романа «Гиперион, или Отшельник в Греции», опубликованного в 1797-1799.

В сентябре 1798 Гёльдерлин расстался с семейством Гонтар, бросил домашнее преподавание и стал переезжать с места на место. Нашёл временное прибежище у своего друга Синклера в Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ (также известный как Гомбург). Затем, по инициативе Синклера, отправился в Раштатт на время конгресса, но затем снова возвратился в Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ.

Летом 1800 года отправился к своей семье в Нюртинген, но переезды его не прекратились: позднее он поехал в Штутгарт, затем в Хауптвиль близ Констанца, а под конец 1801 во Францию, в Бордо. В последнем городе занялся снова домашним преподаванием в семействе немца-виноторговца. После переезда из дома Гонтаров, Гёльдерлин не прекращал тайно переписываться с Диотимой, вплоть до её смерти в 1802.

Читайте также  Краткая биография волошин

В 1802 вернулся на родину с явными симптомами психического расстройства. «Диотима» умерла, что, возможно, подорвало его психику окончательно. Тем не менее Гёльдерлин снова начал писать стихи, изучал творчество древнегреческого лирического поэта Пиндара и переводил и комментировал тексты афинского драматурга и трагика Софокла. Самое крупное из произведений Гёльдерлина – роман «Гиперион, или Отшельник в Греции» («Hyperion oder Der Eremit in Griechenland»), представляющий как бы исповедь поэта.

После написания «Гипериона, или Отшельника в Греции», остались ещё неоконченная трагедия «Смерть Эмпедокла» – лирическое стихотворение в драматической форме, служащее, как и «Гиперион», выражением личного настроения поэта; переводы из Софокла – «Антигона» и «Царь Эдип» – и ряд лирических стихотворений.

Лирика Гёльдерлина проникнута пантеистическим мировоззрением: христианские идеи просачиваются как бы случайно; в общем мировосприятие Гёльдерлина – мировосприятие пантеиста-эллина, благоговеющего перед величием божественной природы. В поисках новых форм Гёльдерлин переосмысливает на свой лад христианство, создав миф, в котором Иисус Христос – последний олимпийский бог. Миссией последнего бога Олимпа предназначалось осуществление социальной справедливости.

Стихотворения Гёльдерлина богаты идеями и чувствами, иногда возвышенными, иногда нежными и меланхолическими; язык чрезвычайно музыкален и блещет яркими образами, особенно в многочисленных описаниях природы.

Летом в 1804 Гёльдерин переезжает в Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ и занимает работу библиотекаря, благодаря содействию друга Синклера, который предложил ландграфу Гессен-Гомбурга его кандидатуру.

В скором времени его психическое состояние стало ухудшаться, и в 1805 его положили в клинику города Тюбинген. 11 сентября 1805 Гёльдерин был доставлен в клинику в Тюбингене под управлением доктора Иоганна Генриха Фердинанда фон Аутенрита, изобретателя маски для предотвращения криков у психически больных. Клиника была прикреплена к Тюбингенскому университету. Продолжительность нахождения в клинике – до 3 мая 1807 (351 день). Какие методы лечения использовали психиатры неизвестно.

С 1807 наступили трагические времена для Гёльдерлина, он начал жить в Тюбингене в семействе столяра Циммера. Он никого не узнавал и ничего не понимал, был замкнутым и учтивым. Иногда он называл себя Скарданелли или Буонаротти (видимо, связывая свою личность с Микеланджело Буонарроти).

С 1807 до самой смерти 7 июня 1843 года Фридрих Гёльдерлин жил на первом этаже «башни Гёльдерлина» (Hölderlinturm). Похоронен на городском кладбище Тюбинген (Германия).

Фридрих Гёльдерлин — биография

Краткая информация

  • Детство
  • Образование
  • Дальнейшая жизнь и психическое заболевание
  • Последние годы и смерть

Детство

Иоганн Кристиан Фридрих Гёльдерлин родился 20 марта 1770 года в Лауффен-на-Неккаре, находившемся в то время в составе Вюртембергского Герцогства. Он был первым ребенком Йоханны Кристианы Хейн и Генриха Фридриха Гёльдерлина. Глава семейства, управлявший церковным имением, умер, когда мальчику было всего два года, воспитанием сына и дочери Хайнрике занималась мать.

В 1774 году Йоханна с детьми переехала в Нюртинген, где вышла второй раз замуж за Иоганна Кристофа Гока, в браке в котором родился младший брат Гёльдерлина — Карл Кристоф Фридрих Гок. Однако семейное счастье продлилось недолго – в 1779 году Иоганн Гок умер, что произвело неизгладимое впечатление на маленького Фридриха. Позднее в одной из переписок с матерью, уже взрослый и самостоятельный Гёльдерлин, написал, что его «детство было покрыто шрамами от горя и печали», а уход своего второго отца, чью любовь он всегда лелеял в душе, стала дня него одним из сложнейших испытаний.

Образование

Фридрих рос смышленым мальчиком, в возрасте шести лет начал свое образование. Мать планировала отдать сына в школу при лютеранской церкви, а потому ему пришлось пройти специальный подготовительный курс к экзаменам. Он изучал предметы на греческом языке, иврите и латыни, параллельно изучая риторику. В это же время у него завязалась дружба с Джозефом Шеллингом. Фридрих стал играть на пианино, а еще, благодаря экспозиции «Путешествие во всем мире» Джорджа Форстера, он влюбился в литературу о путешествиях.

В 1788 году Гёльдерлин, будучи студентом Тюбингенского университета, начал свои богословские исследования. Среди его сокурсников были Георг Гегель, Исаак фон Синклер и его друг Джозеф Шеллинг. Предполагалось, что именно Гёльдерлин, во время своего пребывания в Тюбингене, обратил внимание Гегеля на идеи Гераклита относительно единства противоположностей, которые Гегель впоследствии использовал за основу в своей концепции диалектики.

В 1793 году Гёльдерлин получил степень магистра, и спокойно мог отправиться работать в министерство. Однако, он выбрал иной путь, найдя удовлетворение в протестантском богословии и оставшись работать в качестве честного наставника. В следующем году ему посчастливилось познакомиться с Фридрихом Шиллером и Иоганном Вольфгангом Гете. В том же году он начал работу над романом «Гиперион».

Дальнейшая жизнь и психическое заболевание

С 1796 по 1798 год Гёльдерлин находился во Франкфурте-на-Майне, где работал репетитором. В это де время он познакомился с Сюзеттой Гонтард, которая стала главной любовью всей его жизни. Девушка была женой его работодателя, банкира Якоба Гонтарда, но даже статус замужней женщины не стал препятствием на их пути. Чувства были взаимны, и некоторое время им удавалось скрыть свою связь, но после того, как правда всплыла наружу, Фридрих был уволен. В этом же году он перебрался в Гамбург, где прожил около двух лет. Он продолжал отношения с Сюзеттой, тайно встречаясь с ней раз в месяц.

Он всеми силами пытался утвердиться как поэт, но постоянная нехватка финансовых средств, а также его вынужденное отдаление от любимой женщины, усугубило его сомнения относительно своей ценности как поэта. В период с 1797 по 1800 год Гёльдерлин выпустил три версии (все незавершенные) греческой трагедии «Смерть Эмпедокла», а также сочинил оды в духе древних греков Алкея и Асклепиада Самосского.

В это же время у поэта была диагностирована шизофрения, а после было внесено уточнение – Фридрих страдал ипохондрией. И без того сложное состояние поэта ухудшилось после его последней встречи с Сюзетт Гонтард в 1800 году. В дальнейшем он работал преподавателем в швейцарском Гуаптвиле, а через некоторое время стал консулом в представительстве Гамбурга в городе Бордо (1802 год). Пребывание Гёльдерлина во французском городке отмечено в произведении «Память» — одном из величайших стихов автора. Однако, несмотря на всю любовь к этому уютному городу, вскоре он вернулся домой в Нюртинген. Истощенный умственно и физически, он узнал страшную новость – его любовь, Сюзанна Гонтард умерла от гриппа во Франкфурте.

Разбитый и опечаленный, Гёльдерлин нашел спасение в работе. Он, вместе с матерью – благочестивой христианкой, – пытался объединить свой эллинизм с христианством, стараясь соединить древние ценности с современной жизнью. В элегии Гёльдерлина «Хлеб и вино» Христос рассматривается как последователь для греческих богов, приносящий хлеб с земли и вино от Диониса. Спустя два года пребывания Фридриха на родине, один из друзей писателя — Исаак фон Синклер – помог ему с работой, подыскав должность в суде Гамбурга. Ему предстояло быть библиотекарем судебных заседаний, но в 1805 году фон Синклер был осужден, что вполне могло отразиться и на Фридрихе. Однако его признали психически непригодным для суда. 11 сентября 1805 года Фридрих был доставлен в клинику в Тюбингене под управлением доктора Иоганна Генриха Фердинанда фон Аутенриета. Последний, к слову, является изобретателем специальной маски для подавления криков психически больных.

Читайте также  Краткая биография волков

Клиника была прикреплена к Тюбингенскому университету, и так сложилось, что ухаживать за Гёльдерлином выпало студенту по имени Юстинус Кернер, который впоследствии прославился как поэт и медицинский писатель. Через год Фридриха выписали с пометкой «неизлечимый». Тогда ему помог Эрнст Циммер – интеллигентный человек, прочитавший в свое время произведение «Гиперион». Он нанял его в качестве плотника и выделил небольшую комнатку в своем доме.

Последние годы и смерть

В башне Циммера Гёльдерлин продолжал писать стихи. Со временем в его небольшое жилье стали захаживать любопытные путешественники, ценители искусства и просто охотники за автографами. Иногда он играл для своих поклонников на пианино или спонтанно писал небольшие стихи. Чаще всего эти произведения так и оставались незамеченными, но некоторые из них, например знаменитые «Линии жизни» («Die Linien des Lebens») позже были положены на музыку многих композиторов.

Мать и сестра Гёльдерлина не поддерживали его финансово, ходатайствуя о его содержании государством. Они никогда не проведывали его, и лишь сводный брат однажды навестил поэта. Мать Фридриха скончалась в 1828 году, а после ее смерти сестра и сводный брат насмерть рассорились из-за наследства, утверждая, что Гёльдерлину была отведена слишком большая доля. Их попытки оспорить завещание в суде не увенчались успехом. Поэт умер в 1843 году, на его похоронах не присутствовала ни родня, ни друзья детства, среди которых по прежнему числились Гегель и Шеллинг. Скорбела по Гёльдерлину лишь семья Циммеров. Его наследство (в том числе наследие, оставленное ему отцом, когда ему было два года), было удержано от него его матерью и было нетронутым. Он умер богатым человеком, сам того не зная.

Фридрих Гёльдерлин (Johann Christian Friedrich Hölderlin)

С 1796 по 1798 год Гёльдерлин находился во Франкфурте-на-Майне, где работал репетитором. В это де время он познакомился с Сюзеттой Гонтард, которая стала главной любовью всей его жизни. Девушка была женой его работодателя, банкира Якоба Гонтарда, но даже статус замужней женщины не стал препятствием на их пути. Чувства были взаимны, и некоторое время им удавалось скрыть свою связь, но после того, как правда всплыла наружу, Фридрих был уволен. В этом же году он перебрался в Гамбург, где прожил около двух лет. Он продолжал отношения с Сюзеттой, тайно встречаясь с ней раз в месяц.
В ней он нашёл идеал женщины, звал «гречанкой», и воспевал в своих произведениях под именем Диотимы.
Она стала вдохновением для Гёльдерлина при написании романа «Гиперион, или Отшельник в Греции», опубликованного в 1797—1799 годах.
В это же время у поэта была диагностирована шизофрения, а после было внесено уточнение – Фридрих страдал ипохондрией. И без того сложное состояние поэта ухудшилось после его последней встречи с Сюзетт Гонтард в 1800 году.
Письма Сюзетты к Фридриху — она писала ему еще три долгих года — были опубликованы лишь в XX в.: их продали издателям правнучатые племянники.
В 1802 г. Гёльдерлин, учительствовавший во Франции (родные отправили в Бордо — от греха подальше), узнал о смерти г-жи Гонтар: заразилась корью от детей.
Из Бордо он пришел в Германию пешком. Пришедшего — в лохмотьях — не узнали даже близкие родственники.


Портрет Фридриха Гёльдерлина в 1788 году, сделанный карандашом.


Сюзетт Гонтар (Диотима).

Молодость невозвратима,
Но поэзии цветы
Вновь раскрылись, Диотима,
В час, когда явилась ты.
Я молчал в немой печали,
Но сверкнул мне образ твой,
И, как прежде, зазвучали
Гимны радости живой.
И, развеяв мрак былого,
Воротились вновь они —
Годы детства золотого,
Незапамятные дни.

Как твой лик высок и светел!
Как я долго ждал, скорбя!
Прежде, чем тебя я встретил,
Я предчувствовал тебя.
В дни, когда, мечтатель юный,
Я молчал в тени дерев,
И, перебирая струны,
Грустный повторял напев,
В дни, когда впервые лира
Зазвучала в тишине, —
Как дыхание зефира
Прикоснулась ты ко мне.

В дни, когда, подавлен горем,
Призывал я свой конец,
Стоя перед бурным морем,
Как беспомощный слепец;
В дни, когда таких мучений
Мне, казалось, не снести,
И когда в обитель теней
Жизнь хотела отойти;
До безумия, до боли
Я желал средь темноты,
Чтобы мне в земной юдоли
Снова повстречалась ты.

Онемев, я зрю и внемлю!
Свет рассеивает тьму!
Ты с небес сошла на землю,
Муза, к брату своему!
Ты сошла тропой нетленной
С тех божественных высот,
Где царит покой блаженный,
Юность вечная цветёт.
Здесь вокруг была пустыня,
Было горестно-мертво.
О, не покидай, богиня,
Песнопевца твоего.

На Прекрасную взирая,
Слышу, как во мне кипят
Ужас смерти, счастье рая,
Жар любви, кромешный ад.
Щедро взыскан музой милой,
Я стремился вновь и вновь
С той же неземною силой
Ей ответить на любовь.
Но от жгучего страданья,
Гордый, плакал я не раз:
Красоты такой сиянье
Не для наших смертных глаз.

Перед этим совершенством
Цепенеет наш язык,
Ибо к неземным блаженствам
Бренный смертный не привык;
Но под властью светлой девы
Я отраду обрету,
Гармоничные напевы
Мне открыли красоту.
Может быть, и я познаю
Величавый твой покой
И к божественному раю
Грешной прикоснусь рукой.

Как с возвышенного трона
Смотрит общий наш отец,
Проникая благосклонно
Вглубь страдающих сердец,
И как он, веселья полный,
Преклоняет светлый взор,
Видя голубые волны
И громады темных гор, —
Так и я, познав отраду
Петь и видеть мир земной,
Вновь к земному ветрограду,
Муза, возвращусь с тобой.

Краткая биография гёльдерлин

Фридрих Гельдерлин. «Диотима». Биография и обзор творчества

Иоганн Кристиан Фридрих Гельдерлин — известный немецкий поэт, родился 20 марта 1770 г. в городе Лауффене-на-Неккаре. Его родители мечтали, чтобы он стал священнослужителем, однако мальчик отказался от такой карьеры и поступил в Тюбингенский университет, где начал активно изучать эллинскую античность и философию. Изучение этих дисциплин сблизило его с такими выдающимися литераторами, как Шеллинг и Гегель, с которыми Ф. Гельдерлин переписывался еще несколько лет после окончания университета. После этого он несколько лет прожил в Йене, где посещал лекции философа Фихте, и завязал теплые дружеские отношения с представителями йенской школы немецкого романтизма. Не успев осесть на этом месте, он был срочно вызван., домой, где устроился домашним учителем, беззаветно влюбившись в мать своих учеников. На фоне безнадежного чувства у поэта постепенно усиливалась уже имеющаяся у него ипохондрия. Свою возлюбленную он позже воспел в романе «Гиперион». В ней он видел живое воплощение идеальной женщины и матери.

Увлекшись работами Софокла и Платона, он пишет стихи в духе античной лирики, а в 1798 г., под впечатлением от вынужденной разлуки со своей возлюбленной (он сменил место жительства), он создал прекрасную, печальную романтическую элегию «Плач Менона о Диотиме». В этом произведении он отстаивал свою веру в то, что личные переживания обязательно переродятся в гармонию.

Еще до отъезда из Франкфурта Гельдерлин начал писать трагедию на религиозную тему «Смерть Эмпедокла», основываясь на трудах Софокла. Однако это сочинение осталось незаконченным, так как, не имея средств к существованию, он был вынужден вновь стать домашним учителем. Все это время у него прогрессирует психическое заболевание, однако он продолжает писать и создает такие произведения, как «Рейн», «Германия», «Патмос» идр.

Читайте также  Краткая биография фолкнер

7 июня 1843 г., истощенный тяжелым психическим расстройством, Гельдерлин умирает в городе Тюбинген.

В своем произведении «Диотима» Гельдерлин обращается к античному миру, который представляется ему свободным в своем величии и гармонии с природой. В своих произведениях он постоянно сталкивает между собой прошлое, как век гармонии, настоящее, как век вопросов и печали, и будущее, как надежду на лучшее.

Прошлое — пора гармонии,

Где люди-братья вольную жизнь вели,

Как леса дружные вершины

Под всеобъемлющем ясным небом.

«Диотима», перевод Г. И. Ратгауза

Надежды на светлое будущее в произведении «Диотима» соседствуют с категорическим неприятием настоящего, с ощущением собственного одиночества и обреченности:

Молчишь и страждешь, всеми не понята,

Душа благая! Клонишь свой взор к земле.

Бежишь дневных лучей. О, тщетно

Ищешь ты близких под этим солнцем.

«Диотима», перевод Г. И. Ратгауза

Однако ощущение неполноценности человека в настоящем мире не ввергает автора в уныние, напротив, он начинает восставать против сложившегося порядка вещей:

Нет, я не стану изо дня в день, всю жизнь Ходить послушно, шагом размеренным.

«Гневная тоска», перевод С. Апта

Ф. Гельдерлин уверен, что человек априори велик, потому что «ищет он, яростный, лучшей жизни», так как самой природой в нем заложен «Iбесстрашно грозный природы сын, дух древний не покоя».

И. Бехер — немецкий поэт середины XX в., сказал, что Ф. Гельдерлин открыл «немецкому языку новые поэтические возможности». По большей части это было связано с тем, что, находясь во власти жанров античной поэзии, он пользовался характерными для элегий и гимнов размерами стиха и строфическими формами, а классические размеры использовал крайне своеобразно. Мысль не заканчивается в пределах одной строки, а свободно переносится на следующую, что обогащает ее звучание.

Поэзия Ф, Гельдерлина классически строга, но при этом в ней присутствует чувство новой жизни и безграничной гармонии с природой, чувство бесконечного одиночества и надежда на обновление жизни.

Именно стремление слиться с природой порождает у поэтов и писателей-романтиков тему странников и путешественников — это своеобразная романтическая страсть к движению и постоянным переменам.

Подобные мотивы прослеживаются и в творчестве другого поэта-романтика В. Мюллера, многим стихотворным произведениям которого также присуща элегическая интонация. Герои его стихов — чаще всего люди из народа, одинокие художники, ищущие приюта и гармонии с окружающим миром, как, например, в его стихотворении «Шарманщик». Главный герой этого стихотворения — бездомный и голодный музыкант.

Многие стихи поэтов-романтиков, положенные на музыку, стали впоследствии народными песнями и поются до сих пор.

Гельдерлин Иоганн

Краткие содержания

(1770-1843)

Иоганн родился 20 марта 1770 в Лауффен-на-Неккаре. Свои первые стихи юноша начал писать еще во время обучения в Тюбингенском университете. Первое творчество не являлось индивидуальным, во многом он подражал Клопштоку. Впрочем, уже тогда Шиллер хвалил молодого писателя.

Одним из лучших друзей молодого человека был Гегель, с ним они продолжили общаться вне стен университета. Йена стала родным домом Гёльдерлина на период с 1794 до 1795 года. В это время юноша любил посещать лекции в местном университете. Особенно ему нравились те, которые читались Фихте.

В Йене располагался центр романтического движения, в котором и принял живое участие будущий писатель, представители нового направления в литературе стали для него новыми знакомыми. В это же время Иоганна начала беспокоить ипохондрия, начались первые проблемы со здоровьем. Тогда же юноша сильно влюбился в мать одного из своих собственных учеников, казавшуюся ему идеалом женской красоты. Он превозносил ее, с самого юношества эта женщина стала для него самым заветным плодом мечтаний. Эта любовь заполнилась Гёльдерлину, позднее появился проникнутый этими чувствами роман «Гиперион», именем Диотима автор назвал предмет своего восхищения и обожания.

Родной дом Гёльдерлина, 1840е годы.

Расставание с Диотимой случилось в 1798 году, тогда же писатель стал много путешествовать, в конце концов он вернулся в родительский дом в 1802 г. Здоровье молодого человека было явно подорвано, имелись очевидные признаки помешательства. «Гиперион» стал самым объемным произведением писателя. Иоганн стремился размыть границы между философией и поэзией, слить их воедино, полагал, что научную систему следует признавать удовлетворительной лишь в том случае, если она может находиться в гармонии с прекрасным. Отголоски некоторых идей Гёльдерина позднее можно встретить в произведениях Шеллинга и Гегеля. В романе писатель изобразил своих современников карикатурными героями, современная действительность не могла вызывать у него никаких чувств, кроме ненависти и отвращения. Свою любовь он искал под небом Эллады, современные литераторы считают, что причиной таких идеалов могли стать хорошо развитое чувство изящного и болезненная мечтательность.

Тюбинген, башня Гёльдерина.

В «Смерти Эмпедокла» автор также стремился выразить свое настроение. По формату произведение было стихотворением, написанным в драматичной форме. Писатель стал автором переводов «Антигона» и «Царя Эдипа», созданных в свое время Софоклом. Тем же временем датированы и его переводы некоторых других лирических произведений. Кроме этих переводов Иоганн занимался написанием собственных работ, стал автором нескольких стихотворений. В общем, в настроении писателя виден язычник — эллин, восхищенный величием природы, в лирике много пантеистических настроений. Кроме вышесказанного, необходимо отметить, что в этих работах появляются и отголоски христианства, причем они кажутся как будто случайными. Стихотворения его необычно музыкальны, насыщены бесконечными очень яркими образами, чувствами и идеями. В описаниях природы присутствуют как нежные, так и возвышенные чувства. Иногда в них находится и место для меланхолии.

Признание творчества, наследие.

В конце 20 века и начале 21, как сообщает биография Гёльдерлина, писатель оказал большое влияние на мировую поэзию. Тогдашнюю тенденцию в мировой поэзии называли даже «Гёльдерлинским возрождением». Стихи писателя читала все более широкая публика. Ее представители обращались как к самым ранним, там и более поздним сочинениям. Различные крупные поэты переводили и перекладывали творения автора на самые разные языки. Некоторые из них изучались снова и снова, декламировались в присутствии публики. Одним из ярких примеров декламации были проведенные на собраниях экспрессионистов в «Новом клубе» Берлина.

Многочисленные философы, писатели, теологи впоследствии много рассуждали о Гёльдерлине, размышляли о его произведениях. Среди них были Ницще, Хайдеггер, Бланшо, Кюнг, Якобсон, Цвейг, Хертлинг, Ясперс, Беньямин, Фиоретос, Сонди, Георг Гейм и другие. На русский язык стихотворения писателя переводили Аркадий Штейнберг, Сергей Петров, Владимир Микушевич, Вячеслав Куприянов и другие. Фон Хайек, удостоившийся нобелевской премии в области экономики, привел эпиграфом к одной из глав своей книги цитату Фридриха Гёльдерлина. В ней говорится, что все попытки человечества превратить земное существование в рай как раз и становятся причиной превращения государства в земной ад.

Скульптор Лайх в 1983 воздвиг мраморную скульптуру «Гиперион», изображавшую героиню одноименного романа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: