Краткая биография иванов

Иванов Александр Андреевич — краткая биография художника

ФИО: Иванов Александр Андреевич
Дата рождения: 16.07.1806
Место рождения: Санкт-Петербург
Знак зодиака: Рак
Деятельность: Художник, академик
Дата смерти: 15.07.1858 (51 год)

Детство и юность

Александр Иванов родился в 1806 г. в семье художника, академика, впоследствии профессора Петербургской академии художеств Андрея Ивановича Иванова, известного картинами на религиозные темы. У Андрея Ивановича и его супруги Екатерины Ивановны было 10 детей, трое из которых умерли в младенчестве.

Александр, второй ребенок, воспитывался как главный помощник отца. В семье царила атмосфера любви и взаимного уважения. Александр получил хорошее домашнее образование. Способности к рисованию проявились рано, и отец начал учить его рисовать, как только мальчик смог держать в руках карандаш.

В 1817 году Александр стал посещать Академию художеств в качестве вольного слушателя. В отличие от других учеников во время учебы он жил не в воспитательном училище Академии, а дома, и выполнял задания в мастерской отца. Он быстро освоил основы академического искусства и техники живописи.

Краткая биография

  1. 1826 – в качестве дипломной работы Александр Иванов представил картину «Иосиф, толкующий сны, заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию» и был удостоен звания художника XIV класса и большой золотой медали.
  2. 1829 – закончил картину «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры», написанную по требованию Общества поощрения художников, которое решило отправить Иванова продолжать обучение за границу.
  3. 1830 – отправился в Европу и осенью прибыл в Рим. Согласно программе занятий, составленной Обществом поощрения, начал делать эскизы с эпизода плафона Сикстинской капеллы «Сотворение Адама». Произведение Микеланджело настолько потрясло его, что возник замысел написать картину на основе такого же значительного для человечества сюжета. Иванов решил, что это будет одно из ключевых событий Евангелия – явление Мессии народу.
  4. 1835 – закончил картину «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Эта работа стала этапом к созданию будущего грандиозного полотна. Картина была выставлена в Риме, а затем отправлена в Петербург. Публика и критика встретили ее с восторгом. Критики отмечали высокий уровень понимания автором трагического и эмоциональную выразительность персонажей. Иванову было присвоено звание академика, а Общество поощрения продлило ему содержание на два года.
  5. 1836 – приступил к работе над полотном «Явление Мессии». Приобрел холст размером 7,5 на 5,4 м. Для подготовки отправился в путешествие по Италии. В Венеции работал над созданием копий картин великих художников, в маленьких городках писал портреты местных жителей и пейзажи, напоминающие восточную местность. При этом жил только на небольшую «стипендию», которую получал от Общества поощрения художников. Эти средства были скудными и все уходили на картину. У художника не было денег не только на новую одежду, но и на еду, часто он обходился только хлебом. Картин на продажу не писал.
  6. 1838 – в мастерской Иванова побывал цесаревич Александр Николаевич, наследник Русского престола. Он высоко оценил проделанную художником работу над «Явлением Мессии» и для ее продолжения предоставил содержание на три года. В конце года Иванов познакомился с Н.В. Гоголем. Великий писатель посетил мастерскую художника. Они подружились и искренне привязались друг к другу. Картину Иванова Гоголь сравнил с работами Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти и обратился к друзьям с просьбой оказать художнику материальную помощь для завершения этого шедевра.
  7. 1842 – Иванов попросил Общество поощрения продлить содержание для окончания картины. Причинами медленной работы были добросовестность художника, его неудовлетворенность сделанным. Совершенствуя полотно, он изучал Священное писание, писал по несколько этюдов каждого персонажа, много времени посвятил зарисовкам окрестностей Рима. Всего для картины Иванов сделал более 600 эскизов, многие из которых – законченные живописные работы.
  8. 1845 – мастерскую художника посетил император Николай I. Он выразил уверенность в том, что работа над великим полотном «Явление Мессии» будет доведена до конца.
  9. 1846 – в судьбе Иванова и его картины приняли участие вице-президент Академии художеств граф Ф.П. Толстой и Николай Гоголь. Они обратились с просьбой к Академии и меценатам продлить содержание художнику. Академия ответила отказом. Многие не могли понять причины столь долгой работы над полотном и упрекали Александра Андреевича в том, что он не желает зарабатывать деньги на завершение картины другими заказами.
  10. 1848 – художник закрыл свою мастерскую для публики.
  11. 1849 – начал создавать композиции (рисунки, акварели) на сюжеты Нового и Ветхого завета. Эта работа продолжалась до конца жизни художника. Всего было создано 168 композиций на темы Нового завета и 78 – Старого. Знатоки творчества Иванова считают эти работы лучшими в его наследии.
  12. Конец 1850-х – вновь открыл мастерскую для публики, надеясь на помощь меценатов. К тому времени здоровье Александра Андреевича было подорвано длительной нуждой.
  13. 1857, март – принял решение о прекращении работы над картиной «Явление Христа народу». После двадцати семи лет пребывания в Италии отправился в путешествие по Европе. Побывал во Франции, Германии, посетил Лондон ради встречи с Герценом.
  14. 1858, апрель – выехал в Россию вместе с полотном «Явление Христа». Из-за размеров картины ее пришлось перевозить на открытой платформе сначала по железной дороге, а потом морем. Картина первоначально была выставлена в Зимнем дворце. Александр II выкупил ее и назначил Александру Андреевичу пожизненное содержание. В настоящее время полотно хранится в Третьяковской галерее в Москве, в специально построенном в 1932 году для его экспозиции помещении.
  15. 1858, 15 июля – скоропостижно умер от холеры.

Портрет работы С. П. Постникова

Личная жизнь

В жизни Иванова, полностью посвятившему себя творчеству, было несколько попыток создать семью.

В 1829 году Александр влюбился в дочь преподавателя музыки в Академии художеств, француженку мадемуазель Гюльпен. Ради женитьбы на ней он готов был пожертвовать поездкой в Италию, на которую к тому моменту Общество поощрения художников уже выделило средства. Отец был против женитьбы сына: дело в том, что женатые выпускники Академии теряли возможность уехать за границу. Отец и друзья художника уговорили его отказаться от женитьбы и продолжить обучение в Италии.

Живя в Италии, художник вел замкнутый, даже аскетический образ жизни. В 1947 году он, бывая с визитами в доме С.С. Апраксиной, влюбился в ее дочь, молодую русскую аристократку Марию Владимировну. Он был уверен, что она согласится стать ему спутницей жизни, но девушка предпочла другого. Любовная неудача привела художника к болезненному душевному состоянию, усилению недоверчивости и подозрительности. С тех пор он стал настолько замкнутым, что перестал пускать в свою студию даже коллег-художников и близких.

Вывод

Александр Андреевич Иванов – великий русский художник, представитель религиозного направления живописи. Является автором выдающихся живописных произведений, многочисленных великолепных рисунков на библейские сюжеты. Наиболее известно его полотно «Явление Христа народу», грандиозное по размеру, замыслу и исполнению.

«Явление Христа народу»

Создавая его, художник разработал художественный метод «сравнения и сличения». Сначала он изучал подобных персонажей на картинах других художников, затем делал этюды натурщиков, портреты, и, наконец, на полотне сводил собранный материал в единый образ.

Творчество Иванова высоко ценили великие русские писатели и художники – Н.В. Гоголь, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен, И.Н. Крамской, И.Е. Репин.

Александр Андреевич Иванов, картины и биография

  • Год рождения: 16 июля 1806
  • Дата смерти: 3 июля 1858
  • Страна: Россия
  • Работы художника находятся:
    Русский музей
    Третьяковская галерея

Биография:

Александр Андреевич Иванов широкой общественности известен прежде всего своей великой картиной «Явление Христа народу». Живописец был ярким представителем академизма. В своих работах отдавал предпочтение религиозным и мифологическим сюжетам.

Александр Андреевич родился 28 июля 1806 года в Петербурге в семье Андрея Ивановича Иванова и Екатерины Ивановны Диммерт. Мальчик рано проявил художественные способности. В 11 лет он в качестве «вольноприходящего» слушателя начинает посещать Императорскую академию художеств, где в качестве профессора служил его отец. За время обучения получил две серебряные и две золотые медали.

В 1830 художник уехал в Италию для дальнейшего обучения живописи. Поездку оплатило Общество поощрения художеств. Проехав Германию и Австрию, Иванов поселился в Риме. Там он изучает античное искусство и работы мастеров Возрождения. В Италии он проживет 28 лет.

В Риме Александр Иванов пишет картины «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой» и «Явление Христа Марии Магдалине». За последнюю картину художник был удостоен звания академика художеств и продления оплаты поездки в Италию на три года.

В 1836 Иванов начинает писать полотно «Явление Христа народу». Работа над ним продлится целых 20 лет. За это время художником было создано множество эскизов и этюдов, которые давно уже приобрели самостоятельную ценность Кроме этого, Александр Иванов писал пейзажи, портреты, жанровые зарисовки.

В Италии художник познакомился с Н. В. Гоголем, с которым долгое время сохранял дружеские отношения. Известен портрет писателя, написанный Ивановым в 1841.

После окончания срока оплаты его поездки, Иванов жил очень бедно, выпрашивая деньги у покровителей. Ему приходилось сидеть буквально на хлебе и воде, все свои доходы он тратил на воплощение своего грандиозного замысла — написание картины.

Читайте также  Краткая биография яшин

Художник вел замкнутый образ жизни, почти ни с кем не общаясь. У него было несколько неудачных любовных романов, но он так и не женился.

В 1845 году Александр Иванов работает над эскизами запрестольного образа «Воскресение Христа» к строящемуся Храму Христа Спасителя. Однако им не суждено будет увидеть свет, так как заказ отдали Карлу Брюллову.

События итальянской революции 1848 года сильно повлияли на художника. У него возник кризис веры, появились сомнения в божественной сути Христа.

В это непростое время у Александра Иванова возникает еще один грандиозный замысел. Он собирался написать всю жизнь и деяния Иисуса Христа и сюжеты из Ветхого Завета, где есть упоминания о Спасителе. Эти работы художник планировал разместить в отдельном здании — «Храме человечества». Всего Иванов хотел написать 500 фресок и до конца жизни работал над эскизами к ним. После его смерти осталось 200 акварельных набросков известных как «Библейские эскизы». Сейчас они хранятся в Третьяковской галерее.

Религиозные сомнения привели живописца к разочарованию в замысле его основной работы. К тому же у него начались проблемы со зрением. В конце концов картина «Явление Христа народу» так и осталась незавершенной.

В таком виде в 1858 году Иванов отвез огромное полотно в Петербург. Его разместили в Академии художеств вместе с предварительными этюдами и эскизами. Выставка стала значимым событием в жизни Петербурга. Картина вызвала неоднозначные отзывы: как восторги, так и критику. Все эти переживания сказались на здоровье художника. Александр Иванов заболел холерой и 3 июля 1858 года скоропостижно скончался. Через некоторое время после его смерти пришло известие о том, что император Александр II купил картину за 15 000 рублей и пожаловал автору орден Святого Владимира.

Многие считают Александра Иванова автором одной работы, однако это не так. Им написаны и другие выдающиеся произведения. Он внес большой вклад в развитие русской живописи.

ИВАНОВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ

ИВАНОВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ — российский жи­во­пи­сец, гра­фик.

Сын жи­во­пис­ца А. И. Ива­но­ва, брат архитектора С. А. Ива­но­ва (1822-1877 годы). Учил­ся в пе­тербургской АХ (1817-1828 годы) у сво­его от­ца, А. Е. Его­ро­ва и В. К. Ше­буе­ва. Ран­ние кар­ти­ны на ми­фо­ло­гические и биб­лей­ские те­мы в сти­ле клас­си­циз­ма близ­ки твор­че­ст­ву учи­те­лей Иванова (ба­рель­еф­ное по­строе­ние ком­по­зи­ции, кон­тур­ный ри­су­нок, ло­каль­ный цвет), но от­ли­ча­ют­ся по­вы­шен­ной эмо­цио­наль­но­стью («При­ам, ис­пра­ши­ваю­щий у Ахил­ле­са те­ло Гек­то­ра», 1824 год, ГТГ; «Ио­сиф, тол­кую­щий сны за­клю­чён­ным с ним в тем­ни­це ви­но­чер­пию и хле­бо­да­ру», 1827 год, ГРМ; «Бел­ле­ро­фонт от­прав­ля­ет­ся в по­ход про­тив Хи­ме­ры», 1829 год, там же). В 1830 году в ка­че­ст­ве пен­сио­не­ра ОПХ от­пра­вил­ся в Ита­лию (че­рез Ав­ст­рию и Гер­ма­нию). В 1831-1858 годах жил в Ри­ме, не­од­но­крат­но по­се­щая различные го­ро­да и об­лас­ти Ита­лии. В 1857 году по­бы­вал в Лон­до­не, Па­ри­же, Брюс­се­ле, го­ро­дах Швей­ца­рии и Гер­ма­нии.

В Ита­лии Иванов изу­чал па­мят­ни­ки ан­тич­но­сти, ко­пи­ро­вал про­из­ве­де­ния Ле­о­нар­до да Вин­чи, Ми­ке­ланд­же­ло, Ра­фа­эля, Я. Тин­то­рет­то, Ти­циа­на и др. Иванов поль­зо­вал­ся со­ве­та­ми В. Ка­муч­чи­ни и Б. Тор­вальд­се­на, сбли­зил­ся с ху­дож­ни­ка­ми-на­за­рей­ца­ми П. фон Кор­не­лиу­сом и особен­но И. Ф. Овер­бе­ком, влия­ние ко­то­ро­го от­ра­зи­лось на всём его по­сле­дую­щем твор­че­ст­ве; зна­ко­мил­ся с идея­ми современной немецкой фи­ло­со­фии (Ф. В. Шел­линг) и биб­леи­сти­ки (Д. Ф. Штра­ус). Из дея­те­лей отечественной куль­ту­ры, на­ря­ду с ху­дож­ни­ка­ми (К. П. Брюл­лов, О. А. Ки­прен­ский и др.), Иванов об­щал­ся с лю­бо­муд­ра­ми (Н. М. Ро­жа­лин) и сла­вя­но­фи­ла­ми (Ф. В. Чи­жов); встре­чал­ся с А. И. Гер­це­ном, В. А. Жу­ков­ским, И. М. Се­че­но­вым, И. С. Тур­ге­не­вым, Н. М. Язы­ко­вым; наи­бо­лее тес­ные от­но­ше­ния сло­жи­лись у Иванова с Н. В. Го­го­лем (в 1841 году ис­пол­не­ны два порт­ре­та пи­са­те­ля, ГТГ и ГРМ), ока­зав­шим зна­чительное воз­дей­ст­вие на ми­ро­воз­зре­ние ху­дож­ни­ка. В Ри­ме Иванов вна­ча­ле об­ра­ща­ет­ся к ан­тич­но­му ми­фу («Апол­лон, Гиа­цинт и Ки­па­рис, за­ни­маю­щие­ся му­зы­кой и пе­ни­ем», 1831-1834 годы, ГТГ, не окон­че­на), за­тем — к биб­лей­ским сю­же­там: вы­пол­нил кар­ти­ну «Яв­ле­ние Хри­ста Ма­рии Ма­гда­ли­не по­сле Вос­кре­се­ния» (1835 год, ГРМ), за ко­то­рую по­лу­чил зва­ние ака­де­ми­ка ис­то­рической жи­во­пи­си пе­тербургской АХ (1836 год).

В 1837 году Иванов при­сту­па­ет к главному де­лу сво­ей жиз­ни — ис­пол­не­нию кар­ти­ны «Яв­ле­ние Хри­ста на­ро­ду» (1837-1857 годы, ГТГ; пер­вые эс­ки­зы — около 1833 года; ма­лый ва­ри­ант кар­ти­ны, од­но­вре­мен­но слу­жив­ший эс­ки­зом, 1836 год — не ра­нее 1855 года, ГРМ). Этот сю­жет, по мыс­ли ху­дож­ни­ка, зна­ме­ну­ет на­ча­ло ду­хов­но­го пре­об­ра­же­ния че­ло­ве­че­ст­ва. На кар­ти­не изо­бра­жён бе­рег Иор­да­на, где Ио­анн Кре­сти­тель ука­зы­ва­ет на поя­вив­ше­го­ся вда­ли Хри­ста сво­им при­вер­жен­цам, ко­то­рые слу­ша­ют его про­по­ведь. В кар­ти­не Иванова дей­ст­вую­щим ли­цом ста­но­вит­ся на­род; все пер­со­на­жи, по-раз­но­му реа­ги­рую­щие на по­яв­ле­ние Мес­сии, на­де­ле­ны яр­кой ха­рак­тер­но­стью (дра­ма­тур­гия сю­же­та под­ска­за­на фре­ской Ле­о­нар­до да Вин­чи «Тай­ная ве­че­ря»). Кар­ти­на по­строе­на как фри­зо­вый го­рель­еф; ком­по­зи­ци­он­ным и смы­сло­вым цен­тром её яв­ля­ет­ся фи­гу­ра Хри­ста.

Ра­бо­та над кар­ти­ной, за­тя­нув­шая­ся на два де­ся­ти­ле­тия, шла в на­прав­ле­нии исто­рической, ар­хео­ло­гической, эт­ни­че­ской и пси­хо­ло­гической кон­кре­ти­за­ции ха­рак­те­ров и пей­за­жа, а так­же со­пос­тав­ле­ния их с тра­диционной ико­но­гра­фи­ей. Стре­мясь к пре­дель­ной дос­то­вер­но­сти, Иванов вы­ра­бо­тал свое­об­раз­ный ме­тод «срав­не­ния и сли­че­ния», ко­то­рый счи­тал един­ст­вен­но пра­виль­ным: оп­ре­де­лив по­ло­же­ние и роль пер­со­на­жа в эс­ки­зе ком­по­зи­ции, он ищет ана­ло­ги во­пло­ще­ния это­го или по­доб­но­го об­раза др. ху­дож­ни­ка­ми, за­ри­со­вы­вая наи­бо­лее удач­ные ре­ше­ния; за­тем пи­шет на­тур­щи­ков в со­от­вет­ст­вую­щей по­зе, час­то со­пос­тав­ляя их пря­мо на этю­де с по­доб­ны­ми ан­тич­ны­ми ста­туя­ми; на­ко­нец, сво­дит со­б­ран­ный ма­те­ри­ал в еди­ный об­раз.

Та­кой ме­тод чрез­вы­чай­но уд­ли­нял и ус­лож­нял про­цесс ис­пол­не­ния про­из­ве­де­ния; столь же тща­тель­но Иванов раз­ра­ба­ты­вал пей­заж, вы­ве­ряя по на­ту­ре все его эле­мен­ты, воз­душ­ную пер­спек­ти­ву, изы­ски­вая об­щий тон кар­ти­ны. Он пи­сал этю­ды поч­вы, кам­ней, де­ревь­ев, вет­вей, от­ра­же­ния в во­де, па­но­ра­мы с мор­ски­ми про­сто­ра­ми и си­нею­щи­ми вда­ли го­ра­ми («Не­апо­ли­тан­ский за­лив у Кас­тел­ла­ма­ре», 1846 год, ГТГ), дра­пи­ров­ки на тра­ве в раз­ных со­че­та­ни­ях; од­ним из пер­вых в ми­ро­вой жи­во­пи­си изо­бра­жал об­на­жён­ную мо­дель на пле­нэ­ре («Че­ты­ре на­гих маль­чи­ка» и др., все — 1840-е годы, ГРМ). Вы­даю­щий­ся мас­тер ри­сун­ка, Иванов на­ря­ду с ака­де­мическими шту­дия­ми ос­та­вил много аль­бо­мов и лис­тов бы­то­вых, порт­рет­ных, пей­заж­ных, ани­ма­ли­стичных за­ри­со­вок, эс­ки­зов, ка­ран­даш­ных ко­пий и на­бро­сков с про­из­ве­де­ний искусства; вы­пол­нил ряд ак­ва­ре­лей бы­то­во­го жан­ра («Же­них, по­ку­паю­щий коль­цо не­вес­те», «Ave Maria», обе — 1839 год, ГРМ; «Ок­тябрь­ский празд­ник в Ри­ме. Сце­на в лод­жии», 1842 год, ГТГ, и др.).

В по­след­нее де­ся­ти­ле­тие жиз­ни Иванов раз­ра­ба­ты­вал но­вый гран­ди­оз­ный за­мы­сел, ин­спи­ри­ро­ван­ный не­со­сто­яв­шим­ся за­ка­зом рос­пи­сей для хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля в Мо­ск­ве, — осо­бо­го зда­ния, на сте­нах ко­то­ро­го бы­ли бы раз­ме­ще­ны мо­ну­мен­таль­ные рос­пи­си, по­свя­щён­ные жиз­ни Хри­ста, со­пос­тав­лен­ные с «па­рал­лель­ны­ми» сю­же­та­ми из Вет­хо­го За­ве­та и ан­тич­ной ми­фо­ло­гии. В 1849-1858 годах Иванов соз­дал для этих рос­пи­сей свыше 200 т. н. Биб­лей­ских эс­ки­зов, в ко­то­рых обоб­щён его опыт ис­то­рического жи­во­пис­ца, де­ся­ти­ле­тия­ми изу­чав­ше­го ис­то­рию и ма­те­ри­аль­ную куль­ту­ру Древ­не­го Вос­то­ка, вдум­чи­во чи­тав­ше­го Биб­лию и ком­мен­та­рии к ней, раз­мыш­ляв­ше­го над ис­то­рио­соф­ски­ми во­про­са­ми.

В Биб­лей­ских эс­ки­зах, род­ст­вен­ных по за­мыс­лу се­ри­ям на­за­рей­цев и от­ли­чаю­щих­ся бо­гат­ст­вом и раз­но­об­ра­зи­ем ком­по­зиционных ре­ше­ний, за­кла­ды­ва­ют­ся ос­но­вы ху­дожественного язы­ка мо­ну­мен­таль­но­го и стан­ко­во­го искусства ру­бе­жа XIX-XX веков. Ху­дож­ник-мыс­ли­тель, Иванов ос­та­вил мно­же­ст­во за­пи­сей и об­шир­ную пе­ре­пис­ку, со­дер­жа­щие его мыс­ли об искусстве. В за­пи­сях он пред­ска­зы­вал «зо­ло­той век», ко­то­рый, по его мне­нию, на­сту­пит бла­го­да­ря Рос­сии, со­еди­нив­шей все до­с­ти­же­ния че­ло­ве­че­ст­ва с ду­хов­но пре­об­ра­жён­ны­ми ре­ли­ги­ей и искусством («Мыс­ли, при­хо­дя­щие при чте­нии Биб­лии», 1846-1847 годы, и др.).

В мае 1858 года Иванов при­вёз кар­ти­ну «Яв­ле­ние Хри­ста на­ро­ду» и ма­те­риа­лы к ней в Санкт-Пе­тер­бург, не­смот­ря на то, что счи­тал её не­окон­чен­ной; кар­ти­на бы­ла вы­став­ле­на сна­ча­ла в Зим­нем двор­це, по­том в АХ (вме­сте с этю­да­ми и эс­ки­за­ми). В Рос­сии Иванов встре­чал­ся и бе­се­до­вал об искусстве с В. В. Ста­со­вым, А. С. Хо­мя­ко­вым, Н. Г. Чер­ны­шев­ским. На кар­ти­ну поя­ви­лись от­кли­ки в прес­се, в т. ч. от­ри­ца­тель­ные. Не до­ж­дав­шись ре­ше­ния дво­ра о по­куп­ке кар­ти­ны (на вы­ру­чен­ные сред­ст­ва ху­дож­ник пла­ни­ро­вал со­вер­шить по­езд­ку на Ближ­ний Вос­ток и про­дол­жить ра­бо­ту над Биб­лей­ски­ми эс­ки­за­ми), Иванов ско­ро­по­стиж­но скон­чал­ся.

Твор­че­ст­во Иванова — од­на из вер­шин русского искусства XIX века. Раз­ви­ва­ясь в рус­ле ака­де­мического клас­си­циз­ма, Иванов пре­одо­лел его ог­ра­ни­чен­ность, став од­но­вре­мен­но и за­вер­ши­те­лем тра­ди­ции, и её ре­фор­ма­то­ром. Про­ти­во­ре­чи­вые ис­ка­ния ху­дож­ни­ка, со­че­тав­ше­го тя­го­те­ние к мо­ну­мен­таль­ной фор­ме с по­зи­ти­ви­ст­ским вни­ма­ни­ем к ка­ж­дой де­та­ли, иде­аль­ность об­ра­зов с кон­крет­но­стью их во­пло­ще­ния, стре­мив­ше­го­ся син­те­зи­ро­вать различные жан­ры в од­ном про­из­ве­де­нии, со­еди­нить клас­сическое искусство с за­про­са­ми со­вре­мен­но­сти, ока­зать ра­ди­каль­ное эти­че­ское воз­дей­ст­вие эс­те­тическими сред­ст­ва­ми, по­лу­чи­ли даль­ней­шее раз­ви­тие в отечественном и ми­ро­вом искусстве, пред­вос­хи­тив многие дос­ти­же­ния в жи­во­пи­си второйй половины XIX — первой половины XX веков.

Значение ИВАНОВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

Иванов (Александр Андреевич) — знаменитый исторический живописец, родился в Санкт-Петербурге 16 июля 1806 г., одиннадцати лет от роду поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств и воспитывался в ней с поддержкой от общества поощрения художникам, под главным руководством своего отца, профессора живописи А.И. Иванова . Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награжден, в 1824 г., малой золотой медалью за написанную по программе картину: «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора» (находится у К.Т. Солдатенкова в Москве), а в 1827 г. — большой такой же медалью и званием художника XIV класса, за исполнение другой программы: «Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона». Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования, но предварительно потребовало, чтобы он написал еще картину, а именно на тему: «Белерофонт отправляется в поход против Химеры». Удовлетворив этому требованию (картина находится у М.П. Боткина в Санкт-Петербурге), Иванов пустился в путь, в 1830 г., и через Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим. Здесь первые его работы состояли в рисовании с микеланджеловского «Сотворения человека», в Сикстинской капелле, и в сочинении эскизов на разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, он все более и более увлекался мыслью изобразить в обширной и сложной картине первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее значительным, хотя также крупным произведением, и с этой целью написал, в 1834 г., «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине» (находится в Императорском Эрмитаже) — картину, превосходную по красоте композиции, благородству стиля, рисунку, краскам и экспрессии мироносицы, но исполненную еще совершенно в академическом духе. Она имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где художник был признан за нее, в 1836 г., академиком. Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Мессии», глубоко вдумывался в сюжет, изучал все, что касалось его хоть сколько-нибудь, делал множество этюдов, советовался с знаменитыми иностранными художниками, жившими в Риме, постоянно переменял первоначальную композицию и ее подробности. Процесс столь добросовестного творчества шел медленно, и годы летели один за другим в заботах художника о получении средств для довершения его капитального предприятия, в его сомнениях и колебаниях. Начав работу с полной верой в божественность избранной темы, он подвергся впоследствии сомнению, благодаря в особенности чтению книги Штрауса о Христе, и уже не мог трудиться с прежним увлечением; кроме того, в последнюю пору его пребывания в Италии болезнь глаз мешала ему заниматься с желаемой усидчивостью. Таким образом, исполнение картины тянулось слишком долго, двадцать лет (1836 — 1857), и только в 1858 г. Иванов решился отправить ее в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Выставка ее и всех относящихся к ней эскизов и этюдов в одной из зал Академии Художеств составила событие в русском художестве, небывалое со времен К. Брюллова . В печати она была встречена противоположными суждениями: одни восторгались картиной беспредельно; другие находили, что ее автор, при всем своем усердии, взялся за задачу не по силам, не разрешил ее удовлетворительно, видны в ней лишь собрание более или менее интересных этюдов, недостаточно связанных одним общим движением и, в особенности, одним общим колоритным тоном. Но для большинства истинно-художественных людей она была явлением в высшей степени замечательным. Серьезное, вдумчивое отношение Иванова к предмету, полное отречение его от рутинных, академических взглядов и приемов, его приверженность к натуре, искание красоты не в внешней и случайной, а обусловливаемой соответствием формы индивидуальному характеру и значению изображенных лиц, — все это завоевало творцу «Явления Мессии» горячее сочувствие преимущественно молодых художников, было для них настоящим откровением и оказало решительное влияние на многих из их числа. Однако Иванову не суждено было увидеть плоды своего почтенного труда: еще продолжалась его выставка, и участь его картины еще не была решена, как он сошел в могилу, пораженный холерой, 3 июля 1858 г. После его кончины «Явление Мессии» было приобретено императором Александром II и пожаловано московскому Румянцевскому музею, в котором красуется и поныне. Кроме этой картины, составляющей один из драгоценных памятников русской живописи, крайне любопытны многочисленные наброски (пером, карандашом и акварелью) на темы Ветхого и Нового Заветов, которыми Иванов занимался в Риме, отрываясь по временам от своего главного труда. Они изданы в точных факсимиле немецким археологическим институтом на счет капитала, завещанного ему с этой целью братом живописца, архитектором С. Ивановым . — Ср. М.П. Боткина «А. А. И., его жизнь и переписка» (СПб., 1880) и в биографической библиотеке Ф. Павленкова . А. С-в.

Читайте также  Краткая биография бальзак

Александр Андреевич Иванов – картины и биография художника

Творчество Александра Андреевича Иванова известно ценителям искусства полотнами на библейские темы. Яркий представитель академизма получил признание еще при жизни, славился трудолюбием и аскетичным образом существования. Известнейшее монументальное полотно художника – «Явление Христа народу», которое было выкуплено Александром II и выставлено в Зимнем Дворце. Александр Иванов – по праву великий русский художник, вклад его в живопись трудно оценить даже потомкам. В данном обзоре предлагается поближе ознакомиться с биографией и работами мастера.

Юношеские годы и учеба

Родился будущий художник в Санкт – Петербурге, 28 июля 1806 г. в семье Андрея Иванова, являющегося адъюнкт – профессором в Императорской Академии Художеств и увлекающегося живописью. У сына выявилась с раннего детства любовь к рисованию тоже. Поэтому планировалось, что он продолжит дело отца. Первоначальное образование Александра проводилось в домашних условиях, куда приходили профессора Академии.

Обучение в Императорской Академии Искусств

Это учебное заведение в XIX в. имело огромное значение для всех, кто связывал жизнь с рисованием, скульптурой или архитектурой. В 1817 г. туда поступает и Александр. Учеба занимала немало времени.

  • Длилась 15 лет: 9 – воспитательное училище, а 6 – в Академии по выбранной специальности;
  • Срок сокращали лишь в случаях выявления особого старания и таланта. После окончания воспитанники отправлялись за счет Общества поощрения художников в Европу, где знакомились с мировыми шедеврами искусства, совершенствовали навыки и мастерство;
  • Основная часть учащихся содержалась в Академии под строгим надзором. Иванову разрешили обучаться дома, где он под руководством преподавателей быстро освоил технику писания полотен в жанре академизма. Молодой человек делал большие успехи.

Преподавательский состав иногда даже подозревал, что работы за Александра пишет его отец. Но юноша доказал сполна свои способности общественности.

Начало творчества

Картины 18 – летнего Александра Иванова уникальные. Благодаря особенному видению сюжетов из Библии студент удостаивался неоднократно медалей и похвал. Уже в молодые годы данная тематика удавалась, а в зрелом возрасте стала основной в творчестве.

  • «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора». Картина, написанная по сюжету «Илиады» Гомера. Художественный совет отметил, что эмоциональная окраска образов необычна, но удачна. Такое видение было не свойственно в ту эпоху. За новшество Иванов удостоился Малой Золотой Медали;
  • Через несколько лет художник представил новое полотно «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию». За него Александра наградили Большой Золотой Медалью и присудили степень художника 14 класса. Картина участвовала в выставке 1827 г., была высоко оценена критиками;
  • 1829 г. ознаменовался появлением еще одного шедевра, – «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Биографы считают, что, давая это задание, преподаватели проверяли, действительно ли студент академии работает без помощи отца. В это же время Александр создает картоны, выполненные мелом и карандашом, с изображением статуй античности в полный рост (Лаокоон, Боец и Венера Медицейская).

В эти годы Иванов влюбляется в учительницу музыки и даже планирует остаться в России. Однако его всё же уговаривают воспользоваться помощью Общества поддержки художников. И он отправляется в Европу для дальнейшего обучения и совершенствования мастерства.

Переезд в Европу и картины на мифологическую тему

1830 г. ознаменовался отъездом Александра Андреевича Иванова в Европу. Путь проходил через Германию и Австрию. Конечной остановкой стала Италия, где он прожил 28 лет. Содействовало поездке Общество поддержки художников, которое дало определенные задания молодому дарованию.

«Европейский «период

Сначала, на протяжении первого года, Иванову необходимо было изучить памятники Возрождения Италии. В следующем потребовалось сделать копию с известнейшей фрески великого Микеланджело «Сотворение Адама». К собственным творениям планировалось приступить только лишь на третий год пребывания за границей. Иванов сразу приступил к работе и достиг больших результатов.

  • В Германии (в Дрездене) художник посетил Галерею старых мастеров, где сделал серию набросков с «Сикстинской Мадонны» Рафаэля;
  • В Риме, найдя мастерскую, Александр принялся за работу. Были сделаны наброски на такую тематику: «Давид играет перед Саулом», «Самсон в объятиях Далилы» и другие. Также была выполнена небольшая картина под названием «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» и картон с плафона Сикстинской капеллы;
  • Отметим и «Явление Христа Марии Магдалене», за которую Иванову продлили оплату поездки на 3 года и дали звание академика за талантливую работу.

На заметку: художник очень много трудился, вставал в 5 утра и целый день, с небольшим перерывом, писал. Он был против всяких званий и продажи картин. Поэтому не зарабатывал на написании портретов и полотен на заказ. Жил исключительно на средства, выделенные Обществом поддержки художников.

«Явление Христа Народу»

Александр Андреевич крайне долго искал тему для написания главного труда, полотна, на которое ушло 20 лет жизни. Начало написания картины датируется 1836 г. Размеры также впечатляют: 7,5 м в ширину и 5,4 в высоту.

Во время написания картины художник сделал более 600 эскизов, которые и сами по себе стали уже произведениями искусства. Работа над полотном была очень серьезной, ведь явление Миссии было центральным в Евангелии, поэтому живописец ответственно подошел к выполнению работы.

  1. Иванов ездил в Венецию и Ливорно, много рисовал с натуры и просил выделить средства на поездку в Иерусалим, на что получил отказ;
  2. В 1838 г. в итальянскую мастерскую приехал с визитом Александр Николаевич (цесаревич), который восхитился первоначальными набросками. Александр Андреевич получил еще содержание на 3 года;
  3. В свою очередь художник в благодарность преподнес императорской особе несколько акварельных рисунков: «Октябрьский праздник», «Ave Maria» и другие;
  4. Работа над «Явлением…» продолжалась длительное время, в течение которого Иванов исправлял множество недостатков. Ходил даже для дополнения образов в местную синагогу, делал по несколько зарисовок для каждого героя, чтобы воплотить образы точно;
  5. Образ Христа получился максимально достоверным: «парящим», легким и действительно Божественным.

Живописец во многом себя ограничивал, здоровье было подорвано. Но он успел закончить шедевральное полотно. Отправили картину в Санкт – Петербург на специально арендованной барже – внушительные размеры не позволяли переправить холст обычным способом.

«Явление Христа народу» произвело настоящий фурор. За полотно император присудил пожизненную пенсию художнику, выкупил полотно. Его вывесили в Зимнем Дворце, затем переправили в Румянцевский. Далее картина переехала в Третьяковскую галерею. За работу Николай I пожаловал живописцу орден Святого Владимира.

Знакомство с Н. Гоголем и другие работы

В Италии Александр Андреевич познакомился с великим писателем и даже написал его портрет (1841 г.). Гоголь восхищался работой мастера и призывал соотечественников помогать и поддерживать финансово, чтобы завершить написание «Явления…».

В эти годы Иванов написал ряд работ в других жанрах.

  • «Октябрьский праздник в Риме. Сцена у лоджии»;
  • «Октябрьский праздник в Риме у Понте-Молле»;
  • Сохранился ряд этюдов с купающимися мальчиками: «Обнаженный мальчик», «Семь мальчиков в цветных одеждах и драпировках», «Мальчики на Неаполитанском заливе».
Читайте также  Краткая биография катаев

Личная жизнь художника так и не сложилась, хотя романы случались. Детей у Александра Андреевича не было.

«Храм человечества»

На протяжении жизни Иванов постоянно интересовался темой веры. В 1848 г., после итальянской революции, он пережил кризис в этом вопросе. Но затем решил написать 500 фресок и 200 акварельных набросков для храма, который мечтал построить собственноручно. Однако грандиозным планам так и не суждено было свершиться.

15 июля 1858 г. великий русский художник скончался скоропостижно от холеры. Он оставил после себя наследие, являющееся истинным богатством русского искусства.

Дейнека Александр история жизни и творческий путь

Александр Яковлевич Головин — биография, картины, особенности живописи

Биография художника Федотова П. А. его картины – окно в XIX век

Иванов Александр Андреевич

Великий русский живописец, портретист и пейзажист, Александр Андреевич Иванов (1806-1858) родился и воспитывался в профессорской среде. Отец его, Андрей Иванович Иванов, занимался исторической живописью и задал сыну первоначальное направление будущей карьеры. В возрасте 11 лет Иванов поступает в Академию Художеств, но, в отличие от большинства ее подопечных, продолжает жить в семье.

Первое признание в виде Малой золотой медали приходит к художнику в 18 лет. Медаль получена за картину «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора», которая сегодня хранится в Третьяковской галерее. Через три года настает очередь и Большой золотой медали за работу под названием «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию» (Государственный Русский музей). Картина, однако, едва не стоила художнику ссылки – верхи увидели в ней политические намеки о расправе над декабристами. Жестокий фараон, казнящий людей, и Иосиф, указывающий на барельефы рукой, не смогли оставить академическое начальство равнодушным. Эпизод, слава богу, замяли за неимением доказательств.

В период с 1831 по 1858 Иванов живет в Италии. Античное искусство не могло не отразиться в его творчестве – известна, например, такая картина итальянского периода как «Апполон, Гиацинт и Кипарис» (Третьяковская галерея).

В это же время к Александру Андреевичу приходит мысль об изображении пришествия Мессии. Своеобразной подготовкой к столь грандиозному замыслу стало полотно «Явление Христа Марии Магдалине» (Государственный Русский музей), написанное в 1835 году. Картина подарила художнику всеобщее признание и почетное звание академика.

Иванов — Явление Христа народу

Последние годы жизни А.А. Иванов посвятил циклу «Библейские эскизы» (Русский музей и Третьяковская галерея). «Явление Христа народу» (Третьяковская галерея) создавалось мастером в течение 20 лет, с 1837 по 1857 год. Воплощение нравственного возрождения, переворот и освобождение человека – все это буквально ощущается кожей при одном взгляде на полотно. Осмотреть его поверхностно едва ли возможно – настолько оно завораживает и поражает воображение.

Полотно общей площадью 40 квадратных метров далось художнику очень тяжело. Ему предшествовали около 600 этюдов и эскизов, ставших впоследствии едва ли не учебниками для реалистов. На саму же картину обрушился шквал жестокой и холодной критики. Художнику, однако, недолго пришлось принимать на себя удар критиков – внезапная холера скосила его спустя 6 недель после прибытия в родной Петербург… 3 (15) июля 1858 года Александра Андреевича Иванова не стало.

Неожиданная смерть академика породила множество слухов и подозрений вокруг Михаила Петровича Боткина, ставшего впоследствии главным распорядителем всего творчества великого пейзажиста. Подозрения имели почву под ногами — репутация коллекционера была далека от безупречной…

Иванов был похоронен на Новодевичьем кладбище. Спустя почти 80 лет, в 1936 году, его прах и памятник были перемещены на Тихвинское кладбище, в некрополь Мастеров искусств. Дата рождения, указанная на памятнике (1807) является ошибочной.

Необычайно серьезная личность с мистическим складом души и глубоким даром проникновения – так совершенно справедливо характеризуют Александра Иванова Память о нем как об истинном творце навсегда останется в наших сердцах.

Узнать больше об Александре Андреевиче Иванове вы можете, прочитав соответствующую главу в книге Александра Бенуа «Русская школа живописи».

ГМИИ им. А.С. Пушкина будет проводить выставки на площадках Почты России

Почта России и Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина 3 февраля 2021 года подписали соглашение о сотрудничестве.

Исторический музей начал реставрацию здания бывшей Московской Городской думы на Площади Революции

В рамках подготовки празднования 150-летия основания Исторического музея, начинаются работы по реставрации фасадов и ремонту кровли объекта культурного наследия федерального значения «Здание Городской думы, 1890-1892 гг. » (Площадь Революции, д. 2/3).

Пушкинский музей представляет рекламные постеры Лондонской подземки из своей коллекции на выставке в Московском метрополитене

В галерее «Метро» на станции «Выставочная» с 15 по 31 января 2021 года Пушкинский музей показывает репродукции рекламных постеров знаменитой Лондонской подземки из своей коллекции.

Пушкинский музей открывается для посетителей

ГМИИ им. А. С. Пушкина откроется для посетителей 22 января 2021 года. Первые проекты, которые увидят зрители, – выставки «Хранители. Братство ключа» в Главном здании и «Реклама как искусство. Британский постер конца XIX – начала XX века из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина» в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Продолжат действовать, принятые летом 2020 года временные правила посещения, которые обеспечат посетителям комфортное и безопасное пребывание в музее.

Музей Москвы открывается двумя новыми выставками и блокбастером «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда»

Исторический музей открывается!

Акция «Первый посетитель нового года»

Открытие тактильной экспозиции «Прикоснуться и увидеть» для слепых и слабовидящих посетителей в Калужском музее изобразительных искусств

Коллекция Исторического музея будет представлена в виртуальном формате

Две премьеры в Крымском ТЮЗе

Сэмюэль Л. Джексон: жизнь и творчество

Для чего нужна лицензия на реставрацию от минкульта? Особенности разрешения

Личное мнение: Почему музыкальные конкурсы стоит запретить

Недетская премьера «Зверушкины истории»

Премьера спектакля «Задняя часть слона» в «Школе современной пьесы»

Крымский ТЮЗ объявил планы на 2021 год

Искусственный интеллект в итальянских музеях будет судить о популярности художников по выражениям лиц посетителей

Исследователи надеются, что эта технология поможет лучше организовать выставки, но креативщики опасаются, что это будет способствовать гонке за лайками. Если вы улыбнулись Пикассо в музее, но хмурились при взгляде на Поллока, новая технология вскоре сможет отслеживать ваше выражение лица, чтобы судить о популярности художника. Исследователи представили испытания систем камер с искусственным интеллектом в трёх итальянских музеях, нацеленные на оценку реакции на отдельные произведения искусства. Технология, которая может читать пять выражений лица – счастливое, грустное, нейтральное, удивлённое или сердитое – уже три недели проходит испытания в Риме, Болонье и Парме.

Этим летом мы существенно обновили альбом Лувра. Теперь в нём более 2 тысяч репродукций в более высоком качестве, чем раньше.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: