Краткая биография володин

Читать биографию Володин Александр

Краткая биография володин

Володин Александр

книги: Володин Александр

Алекса́ндр Моисе́евич Воло́дин (настоящая фамилия — Лифшиц; 10 февраля 1919 — 17 декабря 2001) — русский драматург, сценарист и поэт. Член Русского ПЕН-центра, творческого совета журнала «Драматург», редакционно-издательского совета альманаха «Петрополь». Член ВКП(б) с 1949 года.

Александр Моисеевич Лифшиц, известный под литературным псевдонимом Александр Володин, родился в Минске, но с пяти лет жил в Москве у своего дяди — врача. Ещё в детстве Александр увлёкся театром, вероятно, под влиянием старшего брата — актёра Студии А. Дикого; тем не менее после окончания средней школы поступил в Московский авиационный институт, который бросил через полгода. Окончив в Серпухове учительские курсы, год преподавал русский язык и литературу в школе в деревне Вешки Московской области.

В 1939 году Володин поступил на театроведческий факультет ГИТИСа, но через два месяца получил повестку в армию. В годы Великой Отечественной войны был связистом и сапёром, участвовал в боях на Западном, позже на Белорусском фронте, дважды был ранен, награждён орденом и медалями.

После демобилизации Володин не вернулся в ГИТИС — поступил на сценарный факультет ВГИКа, который окончил в 1949 году; учился в мастерской Е. Габриловича, но своими главными учителями называл В. Юнаковского и А. Сазонова.

ВГИК Володин окончил в самый разгар так называемой «борьбы с космополитизом» и оказался без работы, что и побудило его переехать в Ленинград. В 1949—1956 годах он работал в качестве редактора, а затем и сценариста на киностудии «Леннаучфильм», в 1956—1957 был старшим редактором и членом худсовета киностудии «Ленфильм».

В начале 50-х годов Александ Володин писал рассказы, первый сборник вышел в свет в 1954 году. Как драматург дебютировал в 1955 году пьесой «Фабричная девчонка», — поставленная в 1956 году в Ставропольском театре и в 1957 в Центральном театре Советской Армии, пьеса о том, как коллектив ломает человека, попытавшегося противостоять ему, вызвала острую дискуссию на страницах журнала «Театр». Тем не менее «Фабричная девчонка» с успехом шла во многих театрах Москвы, Ленинграда и других городов СССР, а также за рубежом.

Вторую пьесу начинающего драматурга, «Пять вечеров», принял к постановке Большой драматический театр им. Горького. Зинаида Шарко, ставшая первой и легендарной володинской Тамарой, рассказывала, как автор читал свою пьесу перед труппой театра: «Через каждые пять минут он останавливался и говорил: „Извините, там очень бездарно написано. Я вот это исправлю и это исправлю… Ой, как это плохо! Я… я даю слово, что я это исправлю!» Вот так он прочел всю пьесу, извиняясь за то, что так плохо написано».

Спектакль, поставленный Георгием Товстоноговым, стал настоящим событием театральной жизни. Много лет спустя Анатолий Эфрос вспоминал: «Я как-то не думал раньше, что из-за спектакля можно специально поехать в другой город. Но все приезжающие из Ленинграда, и ленинградцы, и москвичи, с такой восторженностью и с таким негодованием (были и такие) рассказывали о спектакле „Пять вечеров» у Товстоногова, что просто нельзя было не поехать… Я с восхищением наблюдал, как необычайно простыми средствами достигался высокий эмоциональный и смысловой эффект».

Если товстоноговские «Пять вечеров» стали откровением и для самого драматурга, то постановка пьесы в «Современнике» его разочаровала. Олег Ефремов, поставивший спектакль и сыгравший в нём Ильина, рассказывал: «Мы попытались решить пьесу как сказку, сделали голубые декорации, все было искренне, благородно, красиво… а автор нашего спектакля не принял и с присущей ему прямотой заявил, что не писал этой пошлятины».

Противники обвиняли драматурга в искажении действительности, пессимизме и мелкотемье, нездоровом интересе к «маленьким людям и неустроенным судьбам»; даже в художественном совете БДТ пьесу приняли далеко не все.

Третья пьеса Володина, комедия «В гостях и дома», оказалась не слишком удачной и достаточно схематичной; поставленная А. Эфросом в Театр им. Ермоловой, она никогда больше не ставилась и оказалась нелюбимым детищем драматурга. Последовавшие за ней пьесы «Моя старшая сестра» (впервые поставленная в БДТ) и «Назначение» также находили и горячих сторонников, прежде всего зрителей, и принципиальных противников. В Володине нашли своего драматурга Георгий Товстоногов в Большом драматическом и Олег Ефремов в «Современнике», где, кроме «Пяти вечеров», шли его пьесы «Моя старшая сестра» и «Назначение». В «Назначении» Володин рассказал историю добропорядочного человека, который в минуту слабости отказывается от высокого поста, но, увидев своего преемника, осознаёт, как писала Н. Крымова, что общественная пассивность честного таланта развивает энергию бездарности, увеличивает «общественный» вес всего косного и отжившего, — поставив эту пьесу в 1963 году и сыграв в ней главную роль, Ефремов полностью реабилитировался перед драматургом: спектакль стал событием театральной и не только театральной жизни.

Тем не менее в середине 60-х годов Товстоногов, посвятивший защите Володина немало страниц в своей книге «О профессии режиссёра», был вынужден констатировать: «Вместо того чтобы способствовать совершенствованию Володина как драматурга, мы сделали всё, чтобы он просто ушёл из театра».

Александр Володин удалился в кинематограф, где дебютировал ещё в 1962 году как автор сценария короткометражного фильма «Прошлым летом». Второй фильм, к которому Володин написал сценарий, «Звонят, откройте дверь» Александра Митты, получил приз «Золотой лев святого Марка» на международном кинофестивале детских фильмов в Венеции в 1966 году.

Менялась атмосфера в стране, менялось восприятие, и осуществлённая Георгием Натансоном в 1966 году экранизация пьесы «Моя старшая сестра» уже не вызвала прежнего столкновения мнений, как и другие, более поздние экранизации, в том числе «Пять вечеров» Никиты Михалкова. То, что киноверсиям пьес Володина сопутствовал успех, театровед А. Варламова считает неслучайным: «У него всегда наличествует принципиально важный для поэтики кинематографа лейтмотив „потока будней», в который погружены, то вырываясь из его плена, то вновь оказываясь подхваченными его течением, володинские персонажи. Вернее, здесь не присутствуют „будни» в тяжеловесном бытовом воплощении, а дана их лаконичная музыкальная, мелодическая формула».

Получив признание в кинематографе, Александр Володин в начале 70-х годов вернулся в театр, написав пьесы «С любимыми не расставайтесь» и «Дульсинея Тобосская», с которой Олег Ефремов в 1971 году дебютировал во МХАТе, как режиссёр и как актёр, сыграв рыцаря Печального Образа. На основе пьесы «Дульсинея Тобосская» Геннадий Гладков создал одноимённый мюзикл, который в 1973 году Игорь Владимиров поставил на сцене Театра им. Ленсовета (с Алисой Фрейндлих в главной роли); мюзикл, в свою очередь, в 1980 году был экранизирован Светланой Дружининой.

Одновременно Володин продолжал работать в кино: Сергей Герасимов снял по его сценарию фильм «Дочки-матери», Георгий Данелия — знаменитый «Осенний марафон».

Александр Володин был драматургом поколения «шестидесятников» и в своих пьесах противостоял тенденциям драматургии сталинской эпохи, в которой положительный герой всегда отстаивал коллективные интересы, вступать же в конфликт с коллективом мог только отрицательный персонаж. В своих пьесах, сюжеты для которых он брал из повседневной жизни, Володин, начиная с «Фабричной девчонки», всегда был на стороне человека, идущего против течения, восстающего против общепринятого, обнажая таким образом социальные, нравственные и психологические конфликты современного ему общества.

Умер 17 декабря 2001 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Комаровском кладбище недалеко от Санкт-Петербурга.

Володин Александр
Лифшиц Александр Моисеевич

Выдающийся драматург. Сценарист. Поэт. Член Русского ПЕН-центра, творческого совета журнала «Драматург», а также редакционно-издательского совета альманаха «Петрополь». Лауреат Президентской и Государственной премий Российской Федерации. В своих пьесах, сюжеты для которых он брал из повседневной жизни, драматург всегда выступал на стороне человека, идущего против общего течения, восстающего против общепринятого, ярко обнажая таким образом социальные, нравственные и психологические конфликты современного ему общества.

Александр Лившиц родился 10 февраля 1919 года в городе Минск, Беларусь. Рано лишившись матери, до пяти лет мальчик воспитывался в Москве, в семье родного дяди. Театром будущий драматург увлекся в детстве, однако после школы поступил в Московский авиационный институт. Оставив институт через полгода, окончил учительские курсы и, в течение года, преподавал русский язык и литературу в деревенской школе.

В годы Великой Отечественной войны служил связистом и сапером, дважды был ранен, награжден орденом и медалями. После демобилизации поступил на сценарный факультет Всероссийского государственного института кинематографии, после окончания которого в 1949 году переехал в Санкт-Петербург. Там, Александр Моисеевич работал редактором, а позже сценаристом на киностудии «Леннаучфильм». В это же время начал литературную деятельность, взяв псевдоним «Володин». Первый сборник рассказов выпустил в 1954 году.

Как драматург Володин дебютировал в 1955 году с пьесой «Фабричная девчонка», основной проблематикой которой стало противостояние личности и коллектива. Она вызвала острую дискуссию на страницах журнала «Театр». Сам спектакль с успехом шел во многих театрах города Москва, Санкт-Петербург, собирая зрителей со всей страны.

Вторая пьеса Володина, «Пять вечеров», впервые поставлена в Большом драматическом театре имени Горького и тоже шла с ошеломительным успехом. Однако нашлись критики, которые обвиняли автора в искажении действительности, пессимизме и мелкотемье. Следующие его пьесы, «Моя старшая сестра», «Назначение», тоже находили как горячих сторонников, так и принципиальных противников.

Не выдержав нападок критиков, Володин ушел из театра в кинематограф, где дебютировал в 1962 году со сценарием фильма «Прошлым летом». Фильм, снятый Александром Миттой по его сценарию, «Звонят, откройте дверь», получил приз «Золотой лев святого Марка» на кинофестивале детских фильмов в городе Венеция в 1966 году. Экранизации более ранних пьес драматурга, «Пять вечеров», «Моя старшая сестра», также оказались успешными.

В начале 1970-х годов Александр Володин вернулся в театр, написав пьесы «С любимыми не расставайтесь» и «Дульсинея Тобосская», позднее по ней написан мюзикл, который в 1980 году экранизировала Светлана Дружинина. Одновременно продолжал работать в кино. Написал сценарии для фильмов «Дочки-матери», «Осенний марафон», С любимыми не расставайтесь».

Член Русского ПЕН-центра, творческого совета журнала «Драматург», редакционно-издательского совета альманаха «Петрополь». Часть его киносценариев и пьес опубликована в виде литературных произведений. Также писал стихи и прозу.

Александр Моисеевич Володин скончался 17 декабря 2001 года в городе Санкт-Петербург. Похоронен великий писатель и драматург на Комаровском кладбище северной столицы.

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (22 ноября 1999 года) — за заслуги перед государством, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства

Орден Отечественной войны I степени (6 апреля 1985 года)

Медаль «За отвагу» (15 ноября 1942 года)

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Государственная премия России имени братьев Васильевых (1981) — за сценарий фильма «Осенний марафон»

Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1999 года (17 февраля 2000 года)

Приз Вкф в номинации «Премии среди детских фильмов» (1978)

Царскосельская художественная премия (1994)

Титул «Живая легенда Санкт-Петербурга»

Читайте также  Краткая биография логфелло

Премия Северо-Западного филиала РАО (1995)

Премия «Золотая маска» в номинации «Честь и достоинство» (1997)

Премия имени А. Синявского «За благородство и творческое поведение в литературе» (1999)

Премия журнала «Огонек» (1989)

Премия «Северная Пальмира» (2000)

Премия «Триумф» (1999)

Международная премия К. С. Станиславского (2001)

Володин являлся драматургом поколения «шестидесятников» и в своих пьесах противостоял тенденциям драматургии сталинской эпохи, в которой положительный герой всегда отстаивал коллективные интересы, вступать же в конфликт с коллективом мог только отрицательный персонаж. В своих пьесах, сюжеты для которых брал из повседневной жизни, Володин, начиная с «Фабричной девчонки», всегда был на стороне человека, идущего против течения, восстающего против общепринятого, обнажая таким образом социальные, нравственные и психологические конфликты современного ему общества.

Пьесы

В скобках указана первая постановка

«Фабричная девчонка» (Ставропольский театр, 1956)
«Пять вечеров» (Большой драматический театр им. М.Горького, 1959)
«В гостях и дома» (Театр им. М. Н. Ермоловой, 1960)
«Моя старшая сестра» (Большой драматический театр им. М. Горького, 1961)
«Идеалистка» (1962)
«Назначение» («Современник», 1963)
«Кастручча» (1966)
«Дульсинея Тобосская» (МХАТ, 1971)
«С любимыми не расставайтесь» (Ленинградский театр им. Ленинского комсомола, 1972)
«Дочки-матери» (1974)
«Две стрелы» (1980)
«Ящерица» (Московский театр им. Вл. Маяковского, 1981)
«Блондинка» (Большой драматический театр им. Горького, под названием «Киноповесть с одним антрактом», 1984)
«Мать Иисуса» (1962)

Известные постановки

«Фабричная девчонка»
1956 — ЦАТСА. Постановка Б. А. Львова-Анохина. В роли Женьки Шульженко — Людмила Фетисова

«Пять вечеров»
1959 — Большой драматический театр им. Горького. Постановка Г. А. Товстоногова; художник В. Л. Степанов; музыкальное оформление Н. Я. Любарского. Роли исполняли: Тамара — З. Шарко, Слава — К. Лавров, Ильин — Е. Копелян, Катя — Л. Макарова, Зоя — В. Николаева, Тимофеев — В. А. Кузнецов и П. Б. Луспекаев. Премьера состоялась 6 марта
1959 — «Современник». Постановка О. Ефремова и Г. Волчек. Художник Ю. Горохов; композитор Михаил Зив. Роли исполняли: Тамара — Л. Толмачева, Ильин — О. Ефремов, Слава — О. Табаков, Катя — Н. Дорошина

«Моя старшая сестра»
1961 — Большой драматический театр им. Горького. Постановка Г. А. Товстоногова. Художник В. Л. Степанов; режиссер Р. А. Сирота; композитор Н. Я. Любарский. Роли исполняли: Надя — Т. Доронина, Лида — Е. Немченко, Ухов — Е. Лебедев, Володя — И. Краско. Премьера состоялась 29 декабря
1962 — «Современник». Постановка Б. Львова-Анохина. Художник Б. Мессерер.

«Назначение»
1963 — «Современник». Постановка О. Ефремова. Художник Б. Мессерер; композитор М. Таривердиев. В роли Лямина — О. Ефремов.
1978 — Малый драматический театр. Постановка Льва Додина. Художник М. Китаев.

«Графоман»
1962 — «Театр им. В. Ф. Комиссаржевской». Постановка А. Баргмана. Художник А. Гумаров. Композитор Ю. Гомберг-Соболев. Художник по костюмам Ника Велегжанинова. В главных ролях: Анна Вартанян и Сергей Бызгу.

Киносценарии

1962 — Прошлым летом (к/м)
1965 — Звонят, откройте дверь
1965 — Похождения зубного врача
1966 — Старшая сестра
1967 — Происшествие, которого никто не заметил
1967 — Фокусник
1974 — Дочки-матери
1977 — Портрет с дождем
1977 — Смятение чувств
1978 — Осенние колокола
1978 — Пять вечеров (совместно с Александром Адабашьяном и Никитой Михалковым)
1979 — Осенний марафон
1979 — С любимыми не расставайтесь
1980 — Назначение
1980 — Дульсинея Тобосская
1982 — Слезы капали (совместно с Георгием Данелией и Киром Булычевым)
1983 — Графоман
1989 — Две стрелы. Детектив каменного века
1989 — Сирано де Бержерак
1990 — Мать Иисуса
1991 — Униженные и оскорбленные
1993 — Настя (совместно с Георгием Данелия и Александром Адабашьяном)

Режиссер

1967 — Происшествие, которого никто не заметил

Изданные произведения

Пьесы и сценарии — для театра и кино. М., 1967;

Портрет с дождем. Л.: Советский писатель, 1980, 240 с., тираж 30000 экз.;

Осенний марафон. Л., 1985; Изд. Эксмо, серия Русская классика XX века, 672 с., тираж 5000 экз.; Изд. Советский писатель. Ленинградское отделение, 360 с., тираж 30000 экз.

Одноместный трамвай. Записки несерьезного человека. М., «Правда», 1990, Серия Библиотека «Огонек», 48 с., тираж 150000 экз.;

Так неспокойно на душе. Записки с отступлениями. СПб., «Советский писатель», 1993, 125 с.;

Монологи. СПб, «Библиополис», 1995;

Избранное. В 2 кн. СПб, «Петрополь»;

Попытка покаяния. СПб, «Петрополь», 1998; Издательство Фонда русской поэзии, 128 с., тираж 2000 экз.;

Неуравновешенный век. Стихи. СПб, «Петербургский писатель», 1999 и др.;

Мать Иисуса. Изд. Издательство Фонда русской поэзии, Гуманитарная Академия, 64 с., тираж 1000 экз.;

С любимыми не расставайтесь! Авторский сборник, Изд. Эксмо, 672 с., тираж 3000 экз.; Изд. У-Фактория, серия Гласные, 736 с., тираж 10000 экз.;

Пьесы. Сценарии. Рассказы. Записки. Стихи. Авторский сборник, изд. У-Фактория, Сост. Леонид Быков, серия Зеркало. XX век, тираж 15000 экз;

Для театра и кино. Изд. Искусство, 312 с., тираж 15000 экз., (1967 г.);

Володин А. М., Якимчук Н. Записки нетрезвого человека. Изд. Фонд русской поэзии, 132 с.

Жена — Фрида Шилимовна Лифшиц.
Сын — Владимир.
Сын — Алексей

Дети впоследствии, эмигрировали в Америку и позвали родителей к себе, но драматургу США пришлись не по вкусу.

Биография Александра Володина

Александр Моисеевич Володин (настоящая фамилия Лифшиц) — драматург, киносценарист, поэт, прозаик — родился 10 февраля 1919 года в Минске.

А. Володин рано лишился родителей, с 5 до 16 лет жил у родственников в Москве, но членом их семьи так и не стал. Значительное влияние оказал лишь старший брат, актер театра-студии А. Дикого (впоследствии погибший на фронте) — он способствовал пробуждению интереса Володина к искусству, театру. Окончив школу, Володин поступил в 1936 в Московский авиационный институт (из-за возможности переселиться в общежитие), но через полгода ушел. Работал разнорабочим, поучившись на краткосрочных курсах в Серпухове некоторое время учительствовал в деревне.

В 1939 прошел по конкурсу на театроведческий факультет ГИТИСа, но через 2 месяца пришла повестка из военкомата. Срочная служба в армии завершилась участием в Великой Отечественной войне.

В 1943 получил медаль «За отвагу», в 1944 — тяжело ранен. Во время отпуска по ранению посещал литературный семинар П. Антокольского. Демобилизовавшись, окончил сценарный факультет ВГИКа (1949), работал на Ленинградской студии научно-популярных фильмов.

Кроме служебных короткометражных сценариев, писал рассказы. В рассказе «Пятнадцать лет жизни» (1953) отразились невеселые размышления о своей «несостоявшейся» судьбе, к счастью, не оказавшиеся пророческими — в этом же году несколько рассказов были опубликованы в альманахе «Молодой Ленинград» и заслужили высокую оценку ред. И. Меггера и руководителя литературного объединения при ЛО ССП Л. Рахманова.

В 1954 вышла первая книга Володина «Рассказы» — о судьбах молодых современников, на нее обратили внимание в своих рецензиях «Литературная газета» и «Комсомольская правда». Через год Володин участвовал в совещании молодых писателей в Москве, где книга обсуждалась на семинаре С. Антонова и была высоко оценена.

В 1956 Володин предложил Ленинградскому театру им. А.С. Пушкина (Александрийскому) пьесу «Фабричная девчонка». Открывался путь к главной сфере творчества Володина — драматургии. Пьеса принята не была. Но слух об остродискуссионном произведении привлек к «Фабричной девчонке» внимание почти 40 театров страны — первые постановки прошли в Казани, в ЦТСА в Москве, театре им. Ленинского комсомола в Ленинграде. За один год Володин стал одним из самых «репертуарных» авторов. Но это было отнюдь не «триумфальное шествие». Вокруг пьесы развернулись острые споры (Дискуссия о «Фабричной девчонке»: статьи и рецензии. Театр. 1957. №4-7). Володина обвинили в дегероизации, очернительстве и даже в намерении «опорочить наше советское общество, советское время, время социализма» (Софронов А. Во сне и наяву // Литературная газета. 1957. 7 дек.). Защищали пьесу не только критики и писатели (А. Арбузов и др.), но и переполненные залы. Зритель «оттепели» конца 1950-х — начала 1960-х принял как свою собственную правду Женьки Шульженко, выступившей против казенщины, догматизма, унификации жизни во имя подлинной человечности.

История, случившаяся в рабочем общежитии, открыла буквально «залповый выброс» в творчестве Володина, в котором сочетались произведения «жизнеподобного» реализма и условно-фантастические. Это были пьесы «Пять вечеров» (1959, новая ред.— 1985, кинофильм Н. Михалкова — 1979), «В гостях и дома» (1960, в середине 1970-х переработана в сценарий «Портрет с дождем»), «Старшая сестра» (1961, одноименный фильм — 1967), «Назначение» (1963, переработана в сценарий в конце 1970-х, 3-я ред.— 1985, телефильм — 1988) и др. Это были киносценарии «Происшествие, которого никто не заметил» (1962), «Звонят, откройте дверь» (1964), «Похождения зубного врача» (1964, одноименный фильм Э. Климова — 1965), «Загадочный индус» (второе название — «Фокусник», 1965). Два последних сценария, объединенные в постановке Московского театра им. Ленинского комсомола, получили название «Аттракционы», а после написания пьесы «Графоман» Володин объединяет все три произведения в драму «Печальные победы». Характерной чертой ряда новых редакций все больше становится отказ от благополучных или сравнительно благополучных финалов. Вслед за реалистической пьесой «Назначение» (впрочем, в процессе работы над ней Володин также усиливает условность) и киносценарием «Звонят, откройте дверь» Володин написал трагикомедию-гротеск «Кастручча» («Дневники королевы Оливии», 1966) — метафорическую пьесу об авторитарном обществе, которая увидела свет рампы только в 1988 (сразу в ряде театров — Московский театр сатиры, Театр-студия О. Табакова, «Эрмитаж» и др.).

В 1970 была написана пьеса-притча на библейский сюжет «Мать Иисуса», которая была поставлена тоже только в конце 1980-х (московские театры — им. Моссовета, Театр на Малой Бронной, Ленинградский театр им. А.С. Пушкина и др.). 1971-й принес своеобразную литературную стилизацию — «Дульсинея Тобосская» (через несколько лет превращенную в мюзикл на музыку А. Гладкова), 1972-й — инсценировку рассказа «Стыдно быть несчастливым», получившую широкую известность под названием «С любимыми не расставайтесь» (в конце 1970-х по пьесе снят кинофильм).

На рубеже 1960-70-х Володин реализует два замысла, на первый взгляд достаточно далеких друг от друга.

Во-первых, это был цикл одноактных пьес (как правило, монологов), сделанных как путем литературных стилизаций (в критике их называют «условно-историческими»), так и на современном материале («Монолог Агафьи Тихоновны», «Монолог Офелии», «Семь жен Синей бороды», «Женщина и дети», «В сторону солнца», «Перегородка» и др.).

Во-вторых, Володин вновь обратился к жанру притчи, на этот раз на материале эпохи доисторической, и создал детектив-трилогию времен каменного века: «Выхухоль», «Ящерица» и «Две стрелы» (первые две пьесы впоследствии были объединены). Пользуясь определением А. Толстого, Володин попытался «подойти к современности с глубокого тыла» — понять, как все начиналось на земле, как впервые прозвучало слово «милый», как появился самый первый «интеллигент», который не решился на убийство ребенка. Связь с современностью Володин подчеркивал речевой характеристикой героинь, в которой отчетливо звучал современный сленг. Главной в трилогии стала традиционная для Володина проблема нравственного выбора. Пьесы были отмечены новыми стилистическими поисками, рассчитанными на современный театр, — фантазия, импровизация, пластика, пантомима и т.д.

Читайте также  Краткая биография абэ

В середине 1970-х Володин пишет киносценарии «Смятение чувств» и «Дочки-матери», а в 1979 появляется знаменитый кинофильм «Осенний марафон» (реж. Г. Данелия), получивший мировую известность и заслуживший множество наград (главный приз XIII Всесоюзного кинофестиваля в Душанбе, «Золотую раковину» Международного фестиваля в Сан-Себастьяно, главную премию фестиваля комедийных фильмов в ФРГ и др.). Около 30 стран приобрели фильм для зарубежного проката. В то же время «Осенний марафон» вызвал не менее острую дискуссию, чем «Фабричная девчонка», правда, с менее резкими формулировками: положительный или отрицательный герой Бузыкин. Володин же оставался верен себе — продолжил начатое еще в рассказе «Пятнадцать лет жизни» исследование проблемы времени не в социально-политическом и историческом, а в нравственном плане: время, отпущенное человеку на дистанцию «рождение-смерть», как человек им распоряжается? Как реализуется его личность в жизненном марафоне? И в чем вообще предназначение человека на Земле?

Почти одновременно с «Осенним марафоном» становится известным обращение Володина к гриновско-шагаловской теме «летающих людей». Пьеса «Блондинка (киноповесть с одним антрактом)», поставленная в БДТ им. М. Горького в 1984, посвящена, пользуясь названием одной из «одноактовок» Володина, «всем нашим комплексам повседневности». Но начинается она символической сценой в некоей студии, где люди. учатся летать. Вот, оказывается, какие физические и духовные возможности даны человеку, а он и не подозревает о них в своем прозаическом быту и застойном конформизме! При этом открытый «высокий пафос» для Володина абсолютно неприемлем — писатель «корректирует» его самыми различными эффектами комического.

Критика советских лет обычно упрекала Володина в «мелкотемье» и «пессимизме». В последние годы, наоборот, подчеркивается, что Володин открыл новые пласты жизни, демократизировал героев, вскрыл острый социальный конфликт между свободой личности и общественными стереотипами, встающими на пути ее самоосуществления. Он соединил углубленное размышление о вечных ценностях человеческого бытия с самым пристальным вниманием к повседневной будничной жизни людей с ее глубинным драматизмом. Володин использует опыт драматургии XX в. с ее многообразием средств художественной выразительности. Не случайно его пьесы привлекали внимание таких режиссеров, как О. Ефремов, Г. Товстоногов, Б. Львов-Анохин, А. Эфрос и др. Творчество Володина очень современно и даже злободневно, но в нем одновременно присутствует большой запас «долгосрочных гуманистических идей».

Александр Володин умер 17 декабря 2001 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Комаровском кладбище недалеко от Санкт-Петербурга.

Александр Володин

  • Сценарист
  • Дата и место рождения: 10 февраля 1919 (82 года), Минск
  • Дата смерти: 16 декабря 2001

Участвовал 11

  • Слезы капали
  • Дочки-матери (фильм)
  • Фокусник
  • Старшая сестра
  • Похождения зубного врача
  • Пять вечеров
  • Настя
  • Осенний марафон
  • Звонят, откройте дверь
  • Сирано де Бержерак

Его коллеги по цеху

  • Евгений Леонов
  • Нина Тер-Осипян
  • Сергей Герасимов
  • Леонид Куравлев
  • Борислав Брондуков
  • Александр Абдулов
  • Олег Басилашвили
  • Екатерина Васильева
  • Сергей Никоненко
  • Ия Саввина

Александр Володин — российский драматург, сценарист, режиссер, поэт, прозаик. Автор сценариев к фильмам «Пять вечеров», «Осенний марафон», «С любимыми не расставайтесь».

Биография Александра Володина

Датой рождения Александра Моисеевича Лифшица, позднее взявшего псевдоним Володин, считается 10 февраля 1919 года. Мать умерла рано, отец женился вновь, когда мальчику было пять лет. По воспоминаниям Володина, мачеха поставила условие «чтоб без ребенка». Однако некоторые его воспоминания противоречат образу жестокой мачехи. Так или иначе маленького Шурика отправили в Москву, к дяде врачу. У родни ему жилось несладко.

После школы юноша поступил в Московский авиационный институт. Бросил через полгода, окончил учительские курсы в Серпухове и уехал в деревню Вешки. В течение года преподавал русский язык и литературу в деревенской школе.

В 1939 году Александр поступил на театроведческий факультет ГИТИСа. Проучился всего два месяца и ушел в армию. Демобилизовался уже после войны. В войну был связистом 440-го гаубичного артиллерийского полка, сапером, участвовал в боях на Западном, позже на Белорусском фронте. Его дважды ранили в бою.

Александр не вернулся в ГИТИС, вместо театроведения выбрал сценарное мастерство на соответствующем факультете ВГИКа.

Окончание учебы в 1949 году пришлось на период «борьбы с космополитизмом». Александр Лифшиц не мог рассчитывать на работу в столице. Он переехал в Ленинград. В том же 1949 году вступил в ВКП(б).

До 1956 года Володин работал редактором и затем сценаристом на киностудии «Леннаучфильм», в 1956–1957 годах был старшим редактором и членом худсовета киностудии «Ленфильм».

Последние годы Александр Моисеевич жил практически в нищете. Умер 16 декабря 2001 года в больнице Санкт-Петербурга. Похоронен 22 декабря на Комаровском кладбище.

Творческий путь Александра Володина

Пьесы Володина шли в Ленинградском БДТ, московском «Современнике» и во многих других театрах страны.

В 1965 году появились фильмы по сценариям Володина «Похождения зубного врача» и «Звонят, откройте дверь». Главную роль в фильме «Старшая сестра», снятом по одноименной пьесе, сыграла Татьяна Доронина. Режиссер Сергей Герасимов использовал володинский сценарий в фильме «Дочки-матери». Наталья Гундарева стала Дульсинеей в телефильме по володинской пьесе «Дульсинея Тобосская». Супругов из драмы «С любимыми не расставайтесь» сыграли супруги Александр Абдулов и Ирина Алферова. В телефильме «Назначение» Андрей Миронов сыграл одну из лучших своих драматических ролей.

Наибольшим успехом пользовался «Осенний марафон», некоторые фразы оттуда стали крылатыми.

Всего на основе произведений Володина снято 23 фильма. Пьеса «Пять вечеров» экранизирована дважды: в 1968 году — в Югославии, а спустя десять лет — в России. Российскую версию с Людмилой Гурченко и Станиславом Любшиным в главных ролях снял Никита Михалков.

Единственный режиссерский опыт Володина — «Происшествие, которого никто не заметил». Название кажется пророческим.

Личная жизнь Александра Володина

С будущей женой Александр познакомился до призыва. Она провожала его в армию, ждала возвращения. Александр и Фрида прожили вместе 60 лет. В браке родился сын Володя. Когда фамилию драматурга, Лифшиц, в какой-то редакции сочли неблагозвучной, он взял псевдоним по имени сына.

Володин часто влюблялся, но не мог оставить жену. История его детства повторилась с внебрачным сыном Алешей. Мать Алеши, Лена, сначала была актрисой, потом оставила сцену и служила помощником режиссера в Театре на Литейном. Она умерла, когда Алеше было пять лет. Александр Моисеевич взял ребенка в семью. Супруга Володина Фрида не смогла пересилить себя, относилась к Алеше холодно, как к чужому.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА (2016)
  • НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (372)
  • ДРЕВНИЙ МИР (278)
  • СРЕДНИЕ ВЕКА (63)
  • ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ (787)
  • евреи в России (697)
  • ХОЛОКОСТ (497)
  • ИУДАИЗМ (1097)
  • НЕДЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ (162)
  • ТОРА (129)
  • молитвы (116)
  • библейские образы (106)
  • ТОРА И НАУКА (78)
  • ПРАЗДНИКИ (657)
  • Песах (103)
  • ХАНУКА (97)
  • Пурим (80)
  • РОШ А-ШАНА (77)
  • СУККОТ (69)
  • Шаббат (44)
  • Йом Кипур (43)
  • Шавуот (31)
  • Йом Ацмаут (30)
  • ТУ БИ-ШВАТ (25)
  • Шмини-Ацерет и Симхат Тора (25)
  • Лаг ба-Омер (22)
  • ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (1114)
  • ЕВРЕЙСКИЕ ЖЕНЩИНЫ (375)
  • ЕВРЕЙСКАЯ КУХНЯ (272)
  • СЕМЬЯ (176)
  • календарь (93)
  • ИМЕНА И ФАМИЛИИ (55)
  • самоидентификация (92)
  • ЕВРЕИ В МИРЕ (887)
  • ВКЛАД ЕВРЕЕВ В МИРОВУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ (222)
  • АНТИСЕМИТИЗМ (353)
  • ИЗРАИЛЬ (2077)
  • ИЕРУСАЛИМ (276)
  • сельское хозяйство (52)
  • СТИХИ И ПРОЗА ОБ ИЗРАИЛЕ (38)
  • ИЗРАИЛЬ СЕГОДНЯ (941)
  • АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ (426)
  • ПРОГУЛКИ ПО ИЗРАИЛЮ (393)
  • ИСТОРИЯ СОВРЕМЕН. ГОС. ИЗРАИЛЬ (295)
  • НАУКА И ТЕХНИКА (214)
  • ПРИРОДА ИЗРАИЛЯ (262)
  • деревья (79)
  • фауна (55)
  • цветы (47)
  • горы (19)
  • ЕВРЕЙСКИЕ СИМВОЛЫ (161)
  • СИМВОЛИКА ЧИСЕЛ (22)
  • ПРЕДМЕТЫ-СИМВОЛЫ (48)
  • ОСНОВНАЯ СИМВОЛИКА (41)
  • СИМВОЛИКА БУКВ (35)
  • СИМВОЛИКА РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (26)
  • иврит (121)
  • идиш (45)
  • ИСКУССТВО и ЛИТЕРАТУРА (1654)
  • ЛИТЕРАТУРА (509)
  • КИНО (404)
  • живопись (171)
  • фольклор (93)
  • театр (59)
  • скульптура (55)
  • музыка (437)
  • МУЗЕИ (72)
  • ЕВРЕЙСКАЯ МУДРОСТЬ (148)
  • ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ О ЕВРЕЯХ (101)
  • АФОРИЗМЫ О ЕВРЕЯХ (11)
  • ЮМОР (242)
  • АНЕКДОТЫ (79)
  • ЛЮБИМЫЕ АВТОРЫ (46)
  • Краткая еврейская энциклопедия (44)

Метки

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Статистика

Александр Володин

Александр Володин

Александр Моисеевич Володин (настоящая фамилия — Лифшиц; 1919—2001) — российский драматург, сценарист и поэт.

Из цикла передач «Больше, чем любовь»

Краткая биография

1919 — В Минске родился Александр Володин (Лившиц), замечательный драматург, киносценарист, писатель и поэт. Рос он в Москве, в семье родственников — отец жил с мачехой, и та не хотела, чтобы мальчик жил с ними. По окончании школы Саша уехал в деревню Вешки Московской области, где преподавал русский язык и литературу в неполной средней школе. В детстве полюбил театр, поэтому поступил на театроведческий факультет Театрального института. Однако с первого курса был мобилизован в армию.

На третьем году его казарменной жизни началась война. Под Полоцком попал в окружение. В годы войны был связистом, сапером, воевал на Западном и Белорусском фронтах. Был ранен. Впоследствии писал: «Слишком много крови, проникающих и слепых ранений, смерти. Люди нашего поколения оставили войне главные годы своей жизни, лучшую половину молодости». Демобилизовавшись, вернулся в Москву.

Имея возможность восстановиться в Театральном институте, решил попробовать сдать экзамены на сценарный факультет ВГИКа. Был зачислен в институт сразу же после экзамена по специальности, настолько талантливым оказалось его вступительное сочинение всего на полстранички. Закончил ВГИК в 1949г. Работал редактором на студиях Леннаучфильм и Ленфильм. В пятидесятые годы начал писать рассказы и пьесы.

Когда его первый рассказ был принят в альманах «Молодой Ленинград», редактор рекомендовал сменить фамилию Лившиц на более благозвучную. По имени сына Володи он и стал Володиным. Первая же его пьеса «Фабричная девчонка» (1955) была принята к постановке в театрах Москвы, Ленинграда, других городов СССР и за рубежом. Сразу стало понятно, что появился талант, подкупающий искренностью, знанием жизни, необычайно доверительной интонацией, отсутствием фальши.

Такими же востребованными оказались его последующие пьесы «Пять вечеров», «Назначение», «С любимыми не расставайтесь», «Старшая сестра», «Дульсинея Тобосская», «Две стрелы», «Ящерица», «Мать Иисуса».
Его пьесы ставили Георгий Товстоногов, Олег Ефремов, Андрей Гончаров, Галина Волчек. Однако ни один спектакль не выходил без препятствий со стороны минкульта и тогдашнего министра Екатерины Фурцевой, без внимания номенклатурных критиков.

В своих воспоминаниях Александр Володин написал о приезде Фурцевой в Ленинград на очередную премьеру: «Приехала запрещать». По формулировке Фурцевой, пьесы Володина «вбивали клин между народом и правительством». Может, это и верно: пьесы впечатляли своей достоверностью и правдой жизни, отстаиванием права человека на личную жизнь.

Наряду с большой востребованностью драматургии Володина оказалась счастливой и его киносудьба — по сценариям Ал.Володина поставлены известные фильмы «Звонят, откройте дверь» (режиссёр А.Митта), «Похождения зубного врача» (режиссер Элем Климов), «Фокусник» (режиссер П.Тодоровский), «Дочки-матери» (режиссер С.Герасимов), «Пять вечеров» (режиссер Н.Михалков). Великолепный фильм «Осенний марафон», поставленный режиссером Георгием Данелия по сценарию Александра Володина, получил главный приз на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне и Государственную премию России.

Читайте также  Краткая биография клодель

Ал. Володин — автор книг «Для театра и кино», «Записки нетрезвого человека», «Портрет с дождём». В этих книгах выразилась его способность к безжалостному исповедальному самораскрытию и самоиронии, свойственной истинно талантливым людям. Вот лишь одна цитата из его «Записок нетрезвого человека»: «Достоевский писал, что длительная дискриминация усугубляет качества человеческой натуры, как хорошие, так и плохие. Евреи, мне кажется, разделились на две категории, не похожие одна на другую, как негры и эскимосы. Одни — бескорыстные, непрактичные, духовные, и другие — наоборот».

Александр Моисеевич Володин скончался 17 декабря 2001 года в Санкт-Петербурге.

Краткая биография володин

Володин (настоящая фамилия Лифшиц) Александр Моисеевич (р. 1919), драматург, прозаик.

Родился 10 февраля в Минске. Получил педагогическое образование, работал сельским учителем.

В начале войны солдатом уходит на фронт. В послевоенные годы учился на сценарном факультете Государственного института кинематографии, который окончил в 1949. Работал редактором Ленинградской студии научно-популярных фильмов.

Володин дебютировал как прозаик, опубликовав в 1953 несколько рассказов. В 1954 вышла первая книга — «Рассказы». Первая же пьеса — «Фабричная девчонка» (1956), поставленная многими театрами страны и пользовавшаяся большим успехом, за год сделала его одним из самых популярных драматургов.

Через три года появляется пьеса «Пять вечеров», затем — «В гостях и дома» (1960), «Моя старшая сестра» (1961), позже экранизированная.

Через 20 лет пьеса «Пять вечеров» была экранизирована Н.Михалковым и по-прежнему имела успех, так как внушала веру в жизнь, обращалась к достоинству человека, звала к свободному выбору своей судьбы. Володин стал драматургом Ленинградскогю БДТ, а вскоре и московского театра «Современник». Пьеса «Назначение» (1964) была поставлена О.Ефремовым, став «гвоздем» сезона.

В середине 1970-х в драматургии Володина возникает новый жанр — пьеса-притча: «Дульсинея Тобосская», трилогия о первобытных людях («Выхухоль», «Ящерица», «Две стрелы»), «Мать Иисуса» (поставленная только в 1988), «Кастручча» (1966), поставленная в 1988.

Особое место занимает киносценарий «Осенний марафон» (1979), ставший фильмом и пользующийся необыкновенной популярностью.

В 1984 выходит пьеса «Блондинка», в 1985 — пьесы «Графоман» и «Портрет с дождем». В 1990 публикует книгу «Одноместный трамвай (Записки несерьезного человека)»; в 1993 — книгу публицистики «Так неспокойно на душе (Записки с отступлениями)». Вышли избранные произведения А.Володина «Фокусник» (в двух томах). А.Володин живет и работает в Петербурге.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Писатель XX века

Володин (настоящая фамилия Лифшиц) Александр Моисеевич [10.2.1919, Минск — 6.12.2001, Петербург] — драматург, киносценарист, поэт, прозаик.

Володин рано лишился родителей, с 5 до 16 лет жил у родственников в Москве, но членом их семьи так и не стал. Значительное влияние оказал лишь старший брат, актер театра-студии А.Дикого (впоследствии погибший на фронте) — он способствовал пробуждению интереса Володина к искусству, театру. Окончив школу, Володин поступил в 1936 в Московский авиационный институт (из-за возможности переселиться в общежитие), но через полгода ушел. Работал разнорабочим, поучившись на краткосрочных курсах в Серпухове некоторое время учительствовал в деревне.

В 1939 прошел по конкурсу на театроведческий факультет ГИТИСа, но через 2 месяца пришла повестка из военкомата. Срочная служба в армии завершилась участием в Великой Отечественной войне.

В 1943 получил медаль «За отвагу», в 1944 — тяжело ранен. Во время отпуска по ранению посещал литературный семинар П.Антокольского. Демобилизовавшись, окончил сценарный факультет ВГИКа (1949), работал на Ленинградской студии научно-популярных фильмов. Кроме служебных короткометражных сценариев, писал рассказы. В рассказе «Пятнадцать лет жизни» (1953) отразились невеселые размышления о своей «несостоявшейся» судьбе, к счастью, не оказавшиеся пророческими — в этом же году несколько рассказов были опубликованы в альм. «Молодой Ленинград» и заслужили высокую оценку ред. И.Меггера и руководителя литературного объединения при ЛО ССП Л.Рахманова.

В 1954 вышла первая книга Володина «Рассказы» — о судьбах молодых современников, на нее обратили внимание в своих рецензиях «Литературная газета» и «Комсомольская правда». Через год Володин участвовал в совещании молодых писателей в Москве, где книга обсуждалась на семинаре С.Антонова и была высоко оценена.

В 1956 Володин предложил Ленинградскому театру им. А.С.Пушкина (Александрийскому) пьесу «Фабричная девчонка». Открывался путь к главной сфере творчества Володина — драматургии. Пьеса принята не была. Но слух об остродискуссионном произведении привлек к «Фабричной девчонке» внимание почти 40 театров страны — первые постановки прошли в Казани, в ЦТСА в Москве, театре им. Ленинского комсомола в Ленинграде. За один год Володин стал одним из самых «репертуарных» авторов. Но это было отнюдь не «триумфальное шествие». Вокруг пьесы развернулись острые споры (Дискуссия о «Фабричной девчонке»: статьи и рецензии. Театр. 1957. №4-7). Володина обвинили в дегероизации, очернительстве и даже в намерении «опорочить наше советское общество, советское время, время социализма» (Софронов А. Во сне и наяву // Литературная газета. 1957. 7 дек.). Защищали пьесу не только критики и писатели (А.Арбузов и др.), но и переполненные залы. Зритель «оттепели» конца 1950-х — начала 1960-х принял как свою собственную правду Женьки Шульженко, выступившей против казенщины, догматизма, унификации жизни во имя подлинной человечности.

История, случившаяся в рабочем общежитии, открыла буквально «залповый выброс» в творчестве Володина, в котором сочетались произведения «жизнеподобного» реализма и условно-фантастические. Это были пьесы «Пять вечеров» (1959, новая ред.— 1985, кинофильм Н.Михалкова — 1979), «В гостях и дома» (1960, в середине 1970-х переработана в сценарий «Портрет с дождем»), «Старшая сестра» (1961, одноименный фильм — 1967), «Назначение» (1963, переработана в сценарий в конце 1970-х, 3-я ред.— 1985, телефильм — 1988) и др. Это были киносценарии «Происшествие, которого никто не заметил» (1962), «Звонят, откройте дверь» (1964), «Похождения зубного врача» (1964, одноименный фильм Э.Климова — 1965), «Загадочный индус» (второе название — «Фокусник», 1965). Два последних сценария, объединенные в постановке Московского театра им. Ленинского комсомола, получили название «Аттракционы», а после написания пьесы «Графоман» Володин объединяет все три произведения в драму «Печальные победы». Характерной чертой ряда новых редакций все больше становится отказ от благополучных или сравнительно благополучных финалов. Вслед за реалистической пьесой «Назначение» (впрочем, в процессе работы над ней Володин также усиливает условность) и киносценарием «Звонят, откройте дверь» В. написал трагикомедию-гротеск «Кастручча» («Дневники королевы Оливии», 1966) — метафорическую пьесу об авторитарном обществе, которая увидела свет рампы только в 1988 (сразу в ряде театров — Московский театр сатиры, Театр-студия О.Табакова, «Эрмитаж» и др.).

В 1970 была написана пьеса-притча на библейский сюжет «Мать Иисуса», которая была поставлена тоже только в конце 1980-х (московские театры — им. Моссовета, Театр на Малой Бронной, Ленинградский театр им. А.С.Пушкина и др.). 1971-й принес своеобразную литературную стилизацию — «Дульсинея Тобосская» (через несколько лет превращенную в мюзикл на музыку А.Гладкова), 1972-й — инсценировку рассказа «Стыдно быть несчастливым», получившую широкую известность под названием «С любимыми не расставайтесь» (в конце 1970-х по пьесе снят кинофильм).

На рубеже 1960-70-х Володин реализует два замысла, на первый взгляд достаточно далеких друг от друга.

Во-первых, это был цикл одноактных пьес (как правило, монологов), сделанных как путем литературных стилизаций (в критике их называют «условно-историческими»), так и на современном материале («Монолог Агафьи Тихоновны», «Монолог Офелии», «Семь жен Синей бороды», «Женщина и дети», «В сторону солнца», «Перегородка» и др.).

Во-вторых, Володин вновь обратился к жанру притчи, на этот раз на материале эпохи доисторической, и создал детектив-трилогию времен каменного века: «Выхухоль», «Ящерица» и «Две стрелы» (первые две пьесы впоследствии были объединены). Пользуясь определением А.Толстого, Володин попытался «подойти к современности с глубокого тыла» — понять, как всеначиналось на земле, как впервые прозвучало слово «милый», как появился самый первый «интеллигент», который не решился наубийство ребенка. Связь с современностью Володин подчеркивал речевой характеристикой героинь, в которой отчетливо звучал современный сленг. Главной в трилогии стала традиционная для Володина проблема нравственного выбора. Пьесы были отмечены новыми стилистическими поисками, рассчитанными на современный театр, — фантазия, импровизация, пластика, пантомима и т.д.

В середине 1970-х Володин пишет киносценарии «Смятение чувств» и «Дочки-матери», а в 1979 появляется знаменитый кинофильм «Осенний марафон» (реж. Г.Данелия), получивший мировую известность и заслуживший множество наград (главный приз XIII Всесоюзного кинофестиваля в Душанбе, «Золотую раковину» Международного фестиваля в Сан-Себастьяно, главную премию фестиваля комедийных фильмов в ФРГ и др.). Около 30 стран приобрели фильм для зарубежного проката. В то же время «Осенний марафон» вызвал не менее острую дискуссию, чем «Фабричная девчонка», правда, с менее резкими формулировками: положительный или отрицательный герой Бузыкин. Володин же оставался верен себе — продолжил начатое еще в рассказе «Пятнадцать лет жизни» исследование проблемы времени не в социально-политическом и историческом, а в нравственном плане: время, отпущенное человеку на дистанцию «рождение-смерть», как человек им распоряжается? Как реализуется его личность в жизненном марафоне? И в чем вообще предназначение человека на Земле?

Почти одновременно с «Осенним марафоном» становится известным обращение Володина к гриновско-шагаловской теме «летающих людей». Пьеса «Блондинка (киноповесть с одним антрактом)», поставленная в БДТ им. М.Горького в 1984, посвящена, пользуясь названием одной из «одноактовок» Володина, «всем нашим комплексам повседневности». Но начинается она символической сценой в некоей студии, где люди. учатся летать. Вот, оказывается, какие физические и духовные возможности даны человеку, а он и не подозревает о них в своем прозаическом быту и застойном конформизме! При этом открытый «высокий пафос» для Володина абсолютно неприемлем — писатель «корректирует» его самыми различными эффектами комического.

Критика советских лет обычно упрекала Володина в «мелкотемье» и «пессимизме». В последние годы, наоборот, подчеркивается, что Володин открыл новые пласты жизни, демократизировал героев, вскрыл острый социальный конфликт между свободой личности и общественными стереотипами, встающими на пути ее самоосуществления. Он соединил углубленное размышление о вечных ценностях человеческого бытия с самым пристальным вниманием к повседневной будничной жизни людей с ее глубинным драматизмом. Володин использует опыт драматургии XX в. с ее многообразием средств художественной выразительности. Не случайно его пьесы привлекали внимание таких режисерров, как О.Ефремов, Г.Товстоногов, Б.Львов-Анохин, А.Эфрос и др. Творчество Володина очень современно и даже злободневно, но в нем одновременно присутствует большой запас «долгосрочных гуманистических идей» (Панина Т.— С.284).

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 414-416.

Далее читайте:

Сочинения:

Рассказы. Л., 1954;

Пьесы и сценарии: Для театра и кино. М., 1967;

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: