Краткая биография клодель

Камилла Клодель Трагическая судьба Камиллы Клодель – скульптора, опередившей свое время, ребенка-вундеркинда, никого не оставляет равнодушным. У нее было все для счастья – одаренность, признание, красота. И все для горя – предательство семьи, любимого человека, забвение и потеря рассудка. Детство

Краткая биография клодель

Камилла Клодель (кратко)

Трагическая судьба Камиллы Клодель – скульптора, опередившей свое время, ребенка-вундеркинда, никого не оставляет равнодушным. У нее было все для счастья – одаренность, признание, красота. И все для горя – предательство семьи, любимого человека, забвение и потеря рассудка.

Детство и юность

Родилась Камилла в 1864 году в буржуазной семье на севере Франции в провинции Шампань. Отец – чиновник, мать из семьи священников. У Клоделей родилось трое детей: кроме Камиллы была еще дочь Луиза и сын Поль, впоследствии знаменитый литератор и дипломат. У Камиллы рано проявился дар художника – с детства она лепила из глины разные фигурки, вызывая недоумение у родных.

Поворотным моментом в судьбе Камилллы стала встреча со скульптором Альфредом Буше. Девочке было 15 лет и уже тогда ее работы говорили о многообещающем даровании.

В 1881 году отец получает повышение по службе, и переезжает в Рамбуйе. Его супруга с детьми отправляется в Париж, чтобы дать им хорошее образование. Вопреки воле матери, Камилла поступает в частную Академию Коларосси и снимает мастерскую вместе с юными скульпторами из Англии. Одна из девушек, Джесси Липском, останется верной подругой на всю жизнь.

Уже во время обучения, небольшие скульптурные группы работы Клодель поразили своей зрелостью директора Школы изящных искусств Поля Дюбуа, посетившего мастерскую по приглашению Альфреда Буше. Мэтр увидел в них влияние Родена и ошибся, юная художница не была знакома ни с творчеством скульптора, не с ним самим.

Первые сохранившиеся скульптуры Камиллы: «Поль Клодель в 13 лет», «Старуха Элен», датируются 1881-1882 годами. Художнице в это время было 17 лет, но это уже достойные, свидетельствующие о редком мастерстве, работы.

Знакомство и совместное творчество с Роденом

Документальных свидетельств о дате знакомства Родена с Камиллой не сохранилось, видимо это случилось в 1882-1883 годах, когда он замещал Буше в качестве наставника молодых художниц. Увидев Камиллу и ее работы, мэтр предложил ей работу в своей мастерской. Поначалу девушка занималась уборкой и месила глину для мастера, но постепенно стала его ученицей, подругой, музой и соавтором.

На время совместного творчества и любви Родена и Клодель приходятся самые одухотворенные работы мастера, он восхищался и не мог налюбоваться ее телом, используя вновь и вновь как натурщицу для своих работ: «Поцелуй», «Сирены», «Мысль», «Аврора».

Но Камилла не только натурщица и ученица, она уже самостоятельный творец. В 1884 году художница создает бюст своего учителя и возлюбленного Огюста Родена. В 1888 году она уходит из семьи и поселяется в доме 115 на бульваре Итали. Рядом находится и новая мастерская Родена, где они проводят свои самые счастливые часы. Роден выводит Клодель в свет, знакомит с выдающимися людьми Франции.

Роман и совместная работа продолжались до 1893 года, когда потерявшая ребенка, Камилла оставила Родена, так и не дождавшись, что он порвет со своей преданной Розой Бёре.

К 1893 году относится самая романтичная работа Клодель – «Вальс». Она живет и работает в своей мастерской почти затворницей, лишь изредка появляясь в обществе. С 1895 по 1905 годы скульптор создает основную часть своих работ, центральная – «Эпоха Зрелости», где одна из фигур «Умоляющая» – автопортрет. Скульптурные композиции «Сплетницы», «Камин» и другие выставляются на Французском салоне искусств и Осеннем салоне, получают признание, появляются заказы.

Затворничество и болезнь

Разрыв с Роденом не только способствовал взрыву творческой активности Камиллы, но и подорвал ее душевное здоровье. Постепенно она перестает выходить из дома, общаться с людьми, разрывает договоры, делает долги и почти впадает в нищету. Поддерживают художницу материально лишь немногие: отец, помогающий и понимающий ее всю жизнь, Роден и изредка брат Поль. В один из приступов болезни, Клодель уничтожает часть своих работ. Она обвиняет Родена в краже творческих идей. Любовь переходит в ненависть. Ее психическое здоровье ухудшается.

В марте 1913 года умирает Луи-Проспер Клодель, отец Камиллы, ей об этом не сообщают. В этом же месяце художницу помещают в психиатрическую клинику против ее воли. Камилла проведет в клинике 30 лет до самой смерти в 1943 году. Члены семьи ни разу не навестили ее, кроме брата.

Надолго и незаслуженно забытая и недооцененная, так и оставшаяся в тени своего великого учителя и при жизни, и после смерти, одаренный скульптор Камилла Клодель, удостоилась одного зала в музее Огюста Родена и маленького музея на родине в городке Ножан-сюр-Сен.

Биография Клодель П.

Поль Клодель (фр. Paul Claudel, 6 августа 1868, Вильнёв-сюр-Фер, деп. Эн — 23 февраля 1955, Париж) — французский поэт, драматург, эссеист, крупнейший религиозный писатель XX века.

Младший брат скульптора Камиллы Клодель, модели и любовницы Родена. В 1886 году на Рождественской мессе в соборе Парижской Богоматери пережил религиозное обращение, в 1890 году принял католичество. Как дипломат служил в Европе (Чехословакия, Германия, Дания, Бельгия), Азии (Китай, Япония), Латинской Америке (Бразилия), США.

10 марта 1913 года по его настоянию была помещена в психиатрическую больницу (в городе Вилле-Эдвард в Нэйли-сюр-Марна) его сестра, скульптор Камилла Клодель. Это было сделано вопреки её воле и заключению врачей, согласно которому необходимости держать её там не было. В клинических условиях Камилла Клодель находилась вплоть до своей смерти 19 октября 1943 года (см. Анн Дельбе. Камилла Клодель, женщина. М.: АСТ, Фолио, 2001 ISBN 966-03-1340-3). Драмы Клоделя — не пьесы характеров или положении. Основная глубинная тема пьесы находится на самой поверхности: конфликт не столько разыгрывается, сколько дискутируется, речь идет не о поведении героев, но о принципах поведения, герои говорят диалог только о существе предмета, все конкретно бытовое тщательно затушевано или убрано даже из диалогов. Наиболее значительные произведения Клоделя: «Connaissance de l’Est» («Знание Востока, 1900), «Cinq grandes odes» («Пять больших од», 1910), «Corona benignitatis anni dei», 1916), «L’oiseau noir dans le soleil leyant», («Черная птица в восходящем солнце», 1930). Пьесы, кроме названных: «Tete d’or» («Златоглав», 1895), «La jeune fille Violaine», («Девушка Виолен»), «Le livre de Christophe Colomb» («Книга Христофора Колумба», 1929). Интонация Клоделя и в стихах его и в драмах всегда торжественна и приподнята, но в то же время свободна от реторичности: в ней скорее звучат «простота и торжественность» Библии и вообще церковной литературы.

Клодель был удостоен Большого Креста ордена Почётного легиона. В 1946 году его избрали членом Французской академии.

Драма Клоделя «Жанна д’Арк на костре» (1939) стала основой для оратории Артюра Онеггера, фильм по ней снял в 1954 году Роберто Росселлини, в заглавной роли — Ингрид Бергман. Дариус Мийо пишет оперу «Христофор Колумб» на сюжет Клоделя. По пьесе «Атласный башмачок» (1929) снят фильм Маноэла ди Оливейры (1985).

В честь поэта назван престижный частный Лицей Клодель в Оттаве.

Клодель в России

Оду «Музы» перевёл в 1910 году Максимилиан Волошин. В 1920 году мистерия «Благовещание» в переводе В.Шершеневича была поставлена А. Таировым в московском Камерном театре, главную роль исполнила Алиса Коонен.

Произведения

Драмы

— Tête d’or (1890, первый вариант)
— La Jeune Fille Violaine (1892, первый вариант)
— La Ville (1893, первый вариант)
— L’Échange; Tête d’Or (1894, первый вариант)
— La Jeune Fille Violaine (1901, второй вариант)
— Le Repos du septième jour (1901)
— L’Otage (1911)
— L’Annonce faite à Marie (1912)
— L’Ours et la Lune (1917)
— Le Pain dur (1918)
— Les Choéphores d’Eschyle (1919)
— Le Père humilié (1920)
— Les Euménides d’Eschyle (1920)
— Protée (1920, первый вариант)
— Le Soulier de satin (1929)
— Le Livre de Christophe Colomb (1933)
— Jeanne d’Arc au bûcher (1939)
— La Sagesse ou la Parabole du destin (1939)
— L’Histoire de Tobie et de Sara (1942)
— Le Partage de midi (1948)
— Protée (1949, второй вариант)

Читайте также  Краткая биография гладков

Стихотворения

— Connaissance de l’Est (1896)
— Poèmes de la Sexagésime (1905)
— Processionnal pour saluer le siècle nouveau (1907)
— Corona benignitatis anni dei (1915)
— La Messe là-bas (1919)
— Poèmes de guerre (1914—1916) (1922)
— Feuilles de saints (1925)
— Cent phrases pour éventails (1942)
— Visages radieux (1945)
— Accompagnements (1949)

— Positions et propositions, tome I—II (1928, 1934)
— L’Oiseau noir dans le soleil levant (1929)
— Conversations dans le Loir-et-Cher (1935)
— Figures et paraboles (1936)
— Contacts et circonstances (1940)
— Seigneur, apprenez-nous à prier (1942)
— L’Œoeil écoute (1946)
— Emmaüs (1949)
— Une voix sur Israël (1950)
— L’Évangile d’Isaïe (1951)
— Paul Claudel interroge l’Apocalypse (1952)
— Paul Claudel interroge le Cantique des Cantiques (1954)
— Conversation sur Jean Racine (1956)
— Sous le signe du dragon (1957)
— Qui ne souffre pas… Réflexions sur le problème social (1958)
— Présence et prophétie (1958)
— La Rose et le rosaire (1959)
— Trois figures saintes pour le temps actuel (1959)

Воспоминания, дневники

— Mémoires improvisés. Quarante et un entretiens avec Jean Amrouche (1954)
— Journal. Tome I : 1904—1932 (1968)
— Journal. Tome II : 1933—1955 (1969)

Переписка

— Correspondance de Paul Claudel et André Gide (1899—1926) (1949)
— Correspondance de Paul Claudel et André Suarès (1904—1938) (1951)
— Correspondance de Paul Claudel avec Gabriel Frizeau et Francis Jammes (1897—1938) (1952)
— Correspondance Paul Claudel et Darius Milhaud (1912—1953) (1961)
— Correspondance de Paul Claudel et Aurélien Lugné-Poë (1910—1928) (1964)
— Correspondances avec Copeau, Dullin, Jouvet (1966)
— Correspondance de Jean-Louis Barrault et Paul Claudel (1974)
— Correspondance de Paul Claudel et Jacques Rivière (1907—1924) (1984)
— Lettres de Paul Claudel à Élisabeth Sainte-Marie Perrin et à Audrey Parr (1990)
— Correspondance diplomatique. Tokyo (1921—1927) (1995)
— Correspondance de Paul Claudel et Gaston Gallimard (1911—1954) (1995)
— Le Poète et la Bible, volume 1, 1910—1946 (1998)
— Le Poète et la Bible, volume 2, 1945—1955 (2002)
— Correspondance de Paul Claudel avec les ecclésiastiques de son temps. Volume I, Le sacrement du monde et l’intention de gloire (2005)
— Une amitié perdue et retrouvée: correspondance de Paul Claudel et Romain Rolland (2005)

Публикации на русском языке

— Уход Лао-Цзы//Французская новелла двадцатого века, 1900—1939. М.: Художественная литература, 1973, с.170-173
— [Стихи]// Западноевропейская поэзия XX века. М.: Художественная литература, 1977, с.523-528
— Избранные стихотворения/ Пер. О.Седаковой, М.Гринберга. М.: Carte Blanche, 1992
— [Стихи]// Семь веков французской поэзии в русских переводах. СПб: Евразия, 1999, с.489-494
— Извещение Марии. Окончательная сценическая версия/ Пер. О.Седаковой//
— Во тьме. Христос Царь//Французская поэзия: Антология/Пер. В.Козового. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001, с.144-149
— Между «видеть» и «созидать»: Избранные эссе// Новая Юность, 2003, № 2
— Анимус и Анима. Из книги «Познание Востока»//Вестник русского христианского движения, Париж, 2005, № 189
— «Мир сыт по горло нацизмом»: Обращение к немецкому народу// Истина и жизнь, 2006, № 5
— Благая весть Марии/ Пер. Л.Цывьяна. СПб: Наука, 2006 (Литературные памятники)
— Глаз слушает. М.: Б. С. Г. — Пресс, 2006
— Познание Востока. Стихотворения в прозе. Сост. и пер. с фр. Анны Курт и Анны Райской. Предисл. Доминик Мийе-Жерар. — М.: Эннеагон Пресс, 2010. — 400 с., илл. — С параллельным французским текстом. — Прил.: Максимилiанъ Волошинъ. Клоделъ въ Китае.
— Восточные мотивы : стихотворения и поэмы. — М. : Наука, 1985. — 506 с. — (в пер.).
— Анатолий Ливри. Клодель-язычник и «Аллах-Митра» Барреса, с. 98 — 121 в Литературе XX век: итоги и перспективы изучения. Материалы Десятых Андреевских чтений / Под редакцией Н. Т. Пахсарьян. — М.: Экон, 2012.
— Философия книги (Доклад на книжной выставке во Флоренции в 1952 г.) // Человек читающий. HOMO LEGENS. Писатели XX в. о роли книги в жизни человека и общества / Сост. С. И. Бэлза. — М.: Прогресс, 1983. — 454 с.

Камилла Клодель

Биография

Камилла Клодель прожила долгую по масштабам своего поколения жизнь. Женщина была талантливым скульптором и художником-графиком, а в юности повстречала мужчину, ставшего ее кумиром, учителем и возлюбленным. Но судьба подарила Камилле лишь несколько мгновений счастья и обрекла на одиночество и 30-летнее заточение в психиатрической клинике.

Детство и юность

Камилла родилась в декабре 1864 года во французском городке Фер-ан-Тарденуа. Сейчас население малой родины скульптора — около 3 тыс. человек. Отец Луи-Проспер зарабатывал на торговле недвижимостью, мать Луиза Атанис Сесиль Серво была дочерью сельского священника.

Поскольку первенец пары Шарль Анри умер в младенчестве, Камилла была старшим ребенком Клоделей. Через несколько лет у девочки появились брат Поль и сестра Луиза. Попытка прикрепить Камиллу к Школе христианских сестер провалилась из-за частых переездов семьи, и родители наняли репетитора, который обучал всех троих детей арифметике, французскому языку и латыни.

Camille Claudel and Auguste Rodin Camille Claudel foi assistente de trabalho e companheira de Auguste Rodin em um.

В 12 лет девочка копала глину и очищала материал от примесей. В мастерской, обустроенной в сарае, Камилла лепила скульптуры и бюсты, используя брата и сестру в качестве моделей и помощников.

Увлечение старшей дочери не нравилось матери, но девочку поддерживал отец. Луи-Проспер согласился на отъезд семьи в Париж, чтобы Камилла училась в Академии Каларосси. Клодель-старший не смог поехать с женой и детьми из-за службы, но поддерживал их материально. Брат Камиллы дал такой словесный портрет старшей сестры в юности:

«Прекрасный лоб над дивными глазами того густо-синего цвета, который часто встречается в романах и столь редко в жизни, большой чувственный, но ещё и очень гордый рот, густая копна каштановых волос, спадающих до самой поясницы».

Личная жизнь

В 18 лет девушка познакомилась с 40-летним Огюстом Роденом, которому было суждено стать любовью ее жизни. Отношения скульпторов — симбиоз сотворчества, вожделения, восхищения и болезненной любви-ненависти учителя и ученицы.

Через 135 лет подобный роман пережили петербургский доцент Олег Соколов и его студентка Анастасия Ещенко. Хотя Роден, в отличие от Соколова, не убил физически юную возлюбленную, страсть к наставнику постепенно выжгла душу и разум Камиллы.

Огюст восхищался талантом и работоспособностью ученицы и упивался телом девушки как любовник и ваятель. С Камиллы слеплена одна из самых известных скульптур Родена «Вечный кумир» («Вечный идол»)

Auguste Rodin et Camille Claudel

Однако мужчина не собирался разрывать отношения с фактической женой Розой Берё, которые начались в год рождения Камиллы. Сын Огюста, названный в честь отца, был всего на 2 года младше девушки-скульптора. Роза, швея по профессии, послужившая моделью для ранних работ Родена — бюста «Девушка в шляпке с цветами» и скульптуры «Вакханка», в годы безденежья бралась за грязную и тяжелую работу, чтобы прокормить ваятеля.

Роден мог предложить Камилле свидания в мастерской. Отдушиной для влюбленных были совместные поездки в поисках моделей. Огюст познакомил девушку с писателями Альфонсом Доде и братьями Гонкур.

Мать, узнавшая о связи Камиллы с наставником, отреклась от дочери. Потрясением для девушки стали и прерывания беременности, которых, по свидетельству ее кузин, было четыре. Кроме того, девушка и ее работы оставались в тени творчества Родена.

В 30 лет Камилла порвала с Огюстом и в попытке забыть возлюбленного пережила короткий роман с композитором Клодом Дебюсси. Чувствующий вину Роден пытался продвинуть творения ученицы. Женщина, напротив, обвиняла мастера в коммерциализации искусства. Иногда Клодель приезжала в усадьбу Родена и стояла под его окнами.

Читайте также  Краткая биография сабатини

С 1905 года Камилла была одержима параноидальными идеями. Женщина уверена в интригах Родена, цель которых — ее устранение как конкурентки. Клодель обвиняла бывшего возлюбленного в многократном похищении ее идей.

Камилла жила отшельницей и питалась объедками. В 1910 году мастерская скульптора подверглась затоплению, а через 2 года обезумевшая женщина разрушила большинство своих работ.

Творчество

Хотя первая дошедшая до потомков скульптура Камиллы «Старуха Элен» датируется 1882 годом, выставочный дебют Клодель состоялся лишь спустя 6 лет. Выставленная скульптура носила пророческое название «Забвение». Критики увидели в работе Клодель компиляцию роденовского «Поцелуя».

В действительности влюбленные не только лепили друг друга, но и использовали идеи партнера в своих скульптурах. Разница в произведениях Родена и Клодель хорошо описывается строками Овидия:

«Тайная радость Венеры мила и юнцу, и девице.
Только скромнее она и откровеннее он».

Скульптуры Камиллы более целомудренные, чем работы Огюста.

В наиболее известных работах «Бронзовый вальс», «Зрелый возраст» («Эпоха зрелости») и «Мольба» («Умоляющая») Клодель аллегорически рассказывала об отношениях с Роденом языком скульптуры. Так, в «Зрелом возрасте» мужчина, олицетворяющий зрелость, несмотря на мольбы юной девушки, уходит от нее в объятия старости.

Клодель-скульптора преследовали коммерческие неудачи. Почти согласованные сделки и крупные заказы неоднократно срывались.

Смерть

Весной 1913 года умер отец Камиллы, поддерживавший и защищавший старшую дочь. Уже через неделю после кончины Луи-Проспера семья поместила женщину в психиатрическую лечебницу в городе Вилле-Эдвард. Так для 48-летней женщины наступила старость.

За три десятилетия заточения ни мать, ни сестра не посетили Камиллу ни разу и отвечали отказом на предложения персонала больницы забрать женщину домой как спокойную пациентку, не нуждающуюся в изоляции. Брат несколько раз навещал ее, но говорил о сестре только в прошедшем времени.

Заточенная в клинике еще перед Первой мировой войной, Камилла умерла в разгар второго всемирного побоища. Сердце женщины остановилось в октябре 1943 года. Могила Клодель находится на кладбище Монтафет.

The Mature Age by Camille Claudel Musée Rodin, Paris, France

Личная жизнь Камиллы легла в основу нескольких фильмов. В 1988 режиссер Брюно Нюиттен, снявший в 1974 году в качестве оператора картину Бертрана Блие «Вальсирующие», впервые экранизировал биографию скульптора. Образ Клодель создала на тот момент возлюбленная постановщика Изабель Аджани. В роли Родена снялся Жерар Депардье. Байопик номинировался на два «Оскара» и завоевал пять премий «Сезар».

Через 25 лет после выхода картины Нюиттена стартовал показ ленты Брюно Дюмона «Камилла Клодель, 1915» с Жюльет Бинош в главной роли. В отличие от фильма-предшественника, в центре которого была история любви Камиллы и Огюста, в картине 2013 года акцент делается на болезнь женщины.

ПОЛЬ КЛОДЕЛЬ (PAUL CLAUDEL. 1868-1955)

— драматург, поэт, эссеист, член Французской академии (с 1946 г.), чье творческое наследие поражает своим объемом и многогранностью. Родился в семье провинциального чиновника. Окончил лицей Людовика Великого, затем Высшую школу права и политических наук; изучал восточные языки; в 22 года стал победителем конкурса министерства иностранных дел; получил назначение заместителем консула в Нью-Йорке. Много путешествовал, был консулом в Италии, Германии и Китае, послом в Японии, США, Бельгии. Всегда напряженно работал, стал свидетелем раздела Китая на сферы влияния европейскими державами, конца викторианской эпохи, возвышения Японии после Цусимского сражения. 25 декабря 1886 г. во время рождественской мессы будущему писателю случилось откровение, способствовавшее его обращению. Он становится ревностным католиком и некоторое время находится перед выбором, посвятить себя религии или же продолжать писать. Однако рвущийся наружу писательский талант возобладал, и Клодель остался в миру. Первые поэтические опыты Клоделя получили положительную оценку Малларме. Поэзия французского символизма, особенно Рембо, оказала значительное влияние на творчество Клоделя. Его стихи отличаются глубиной философских размышлений, усложненной символикой и свободной формой (сборники «Познание Востока», 1900; «Пять больших од», 1910; «Кантата для трех голосов», 1911). Критика назвала поэтическое слово Клоделя «звуковой скульптурой». В эссе «Поэтическое искусство» (1907) художник развил мысль об универсальности поэзии, дарующей миру наслаждение словом. В середине 1930-х гг. писатель начал издавать свои комментарии к Библии и до конца жизни продолжал эту работу. Главным литературным наследием Клоделя является драматургия — около двух десятков пьес, написанных преимущественно «версетом» — ритмической прозой, ориентированной на библейский стих. Театр Клоделя — вне конкретных времени и пространства, в нем драматург выступает в роли демиурга, творящего мир ради движения к высшей цели — познанию Творца, которое герои чаще всего обретают в смерти; когда же этот мир перестает удовлетворять Создателя, он перекраивает его. Многие пьесы имеют по два варианта: «Золотая голова» (1890, 1894), «Город» (1890, 1897), «Полуденный раздел» (1905, 1921), «Благовещение» (1911, 1948), наиболее значительная драма «Атласный башмачок» (1924, 1943—1944). Наряду с трагедией (трилогия «Залог», 1910; «Черствый хлеб», 1914; «Унижение отца», 1916) автор пробовал себя в комических жанрах: буффонада «Протей» (1913, 1926), фарс «Медведь и Луна» (1917). Клодель-драматург, названный современниками «католическим Шекспиром», не имеет ни последователей, ни продолжателей.

Атласный башмачок (Le soulier de satin)

— попытка создания «тотальной драмы», действие которой разбросано по всему земному шару, а время сводится к обобщенному представлению об эпохе конца XVI — начала XVII в. Скрепляет все любовь главных героев — конкистадора дона Родриго и донны Пруэзы, их стремление соединиться. Однако каждому сужден свой удел. Пруэза оказывается перед выбором — последовать за Родриго в новые земли или исполнить собственное предназначение и остаться в крепости Могадор на африканском побережье. Она выбирает призвание, и оно, а не замужество Пруэзы, разъединяет влюбленных. Следуя воле Провидения, они идут к гибели, продолжая любить друг друга. В стилизованной под испанский барочный театр драме присутствует как «высокое» (высшие силы — Неукротимый, Ангел-Хранитель, различные святые), так и «низкое» («вставные» эпизоды с комическими персонажами), создавая неповторимый трагикомический эффект.

Произведения

Протей: Сатировская драма в двух действиях / Пер. А. Г. Мовшенсона. — Петроград: Мысль, 1923. — 78 с.; [Стихотворения] — В кн.: Западноевропейская поэзия XX века, М., 1977, с. 523—528. Théâtre En 2 t. / Introd. et chronologie de la vie et de l’oeuvre par J. Madaule. — Paris: Gallimard, 1956.

Луначарский А. В. Драма Клоделя. — В кн.: Луначарский А. В. Собрание сочинений, т. 5, М., 1965, с. 344—355; Сабашникова А.А. Поль Клодель — возрождение мистерии. — Театр, 1989 № 1 с. 147-153. Altier A. Claudel. — Paris: Seghers, 1968. — 190 p.; Becker A. Claudel et l’interlocuteur invisible. — Paris: Nizet, 1974. — 348 p.; Mercier-Campiche M. Le théâtre de Claudel. — Paris: Pauvert, 1968. — 276 p.

Клодель, Поль

Поль Клодель (фр. Paul Claudel , 6 августа 1868, Вильнёв-сюр-Фер, деп. Эн — 23 февраля 1955, Париж) — французский поэт, драматург, эссеист, крупнейший религиозный писатель XX века.

Содержание

Биография

Младший брат скульптора Камиллы Клодель, модели и возлюбленной Родена. В 1886, на Рождественской мессе в соборе Парижской Богоматери, пережил религиозное обращение, в 1890 г. принял католичество. Как дипломат служил в Европе (Чехословакия, Германия, Дания, Бельгия), Азии (Китай, Япония), Латинской Америке (Бразилия), США.

Признание

Клодель был удостоен Большого Креста ордена Почётного легиона. В 1946 его избрали членом Французской академии. Драма Клоделя «Жанна д’Арк на костре» (1939) г. стала основой для оратории А. Онеггера, фильм по ней снял в 1954 Роберто Росселлини, в заглавной роли — Ингрид Бергман. Дариус Мийо пишет оперу «Христофор Колумб» на сюжет Клоделя. По пьесе «Атласный башмачок» (1929) снят фильм Маноэла ди Оливейры (1985).

Клодель в России

Оду «Музы» перевёл в 1910 г. Максимилиан Волошин. В 1920 г. мистерия «Благовещание» в переводе В.Шершеневича была поставлена А. Таировым в московском Камерном театре, главную роль исполнила Алиса Коонен.

Читайте также  Краткая биография слуцкий

Произведения

Драмы

  • Tête d’or (1890, первый вариант)
  • La Jeune Fille Violaine (1892, первый вариант)
  • La Ville (1893, первый вариант)
  • L’Échange; Tête d’Or (1894, первый вариант)
  • La Jeune Fille Violaine (1901, второй вариант)
  • Le Repos du septième jour (1901)
  • L’Otage (1911)
  • L’Annonce faite à Marie (1912)
  • L’Ours et la Lune (1917)
  • Le Pain dur (1918)
  • Les Choéphores d’Eschyle (1919)
  • Le Père humilié (1920)
  • Les Euménides d’Eschyle (1920)
  • Protée (1920, первый вариант)
  • Le Soulier de satin (1929)
  • Le Livre de Christophe Colomb (1933)
  • Jeanne d’Arc au bûcher (1939)
  • La Sagesse ou la Parabole du destin (1939)
  • L’Histoire de Tobie et de Sara (1942)
  • Le Partage de midi (1948)
  • Protée (1949, второй вариант)

Стихотворения

  • Connaissance de l’Est (1896)
  • Poèmes de la Sexagésime (1905)
  • Processionnal pour saluer le siècle nouveau (1907)
  • Corona benignitatis anni dei (1915)
  • La Messe là-bas (1919)
  • Poèmes de guerre (1914—1916) (1922)
  • Feuilles de saints (1925)
  • Cent phrases pour éventails (1942)
  • Visages radieux (1945)
  • Accompagnements (1949)
  • Positions et propositions, tome I—II (1928, 1934)
  • L’Oiseau noir dans le soleil levant (1929)
  • Conversations dans le Loir-et-Cher (1935)
  • Figures et paraboles (1936)
  • Contacts et circonstances (1940)
  • Seigneur, apprenez-nous à prier (1942)
  • L’Œoeil écoute (1946)
  • Emmaüs (1949)
  • Une voix sur Israël (1950)
  • L’Évangile d’Isaïe (1951)
  • Paul Claudel interroge l’Apocalypse (1952)
  • Paul Claudel interroge le Cantique des Cantiques (1954)
  • Conversation sur Jean Racine (1956)
  • Sous le signe du dragon (1957)
  • Qui ne souffre pas… Réflexions sur le problème social (1958)
  • Présence et prophétie (1958)
  • La Rose et le rosaire (1959)
  • Trois figures saintes pour le temps actuel (1959)

Воспоминания, дневники

  • Mémoires improvisés. Quarante et un entretiens avec Jean Amrouche (1954)
  • Journal. Tome I : 1904—1932 (1968)
  • Journal. Tome II : 1933—1955 (1969)

Переписка

  • Correspondance de Paul Claudel et André Gide (1899—1926) (1949)
  • Correspondance de Paul Claudel et André Suarès (1904—1938) (1951)
  • Correspondance de Paul Claudel avec Gabriel Frizeau et Francis Jammes (1897—1938) (1952)
  • Correspondance Paul Claudel et Darius Milhaud (1912—1953) (1961)
  • Correspondance de Paul Claudel et Aurélien Lugné-Poë (1910—1928) (1964)
  • Correspondances avec Copeau, Dullin, Jouvet (1966)
  • Correspondance de Jean-Louis Barrault et Paul Claudel (1974)
  • Correspondance de Paul Claudel et Jacques Rivière (1907—1924) (1984)
  • Lettres de Paul Claudel à Élisabeth Sainte-Marie Perrin et à Audrey Parr (1990)
  • Correspondance diplomatique. Tokyo (1921—1927) (1995)
  • Correspondance de Paul Claudel et Gaston Gallimard (1911—1954) (1995)
  • Le Poète et la Bible, volume 1, 1910—1946 (1998)
  • Le Poète et la Bible, volume 2, 1945—1955 (2002)
  • Correspondance de Paul Claudel avec les ecclésiastiques de son temps. Volume I, Le sacrement du monde et l’intention de gloire (2005)
  • Une amitié perdue et retrouvée: correspondance de Paul Claudel et Romain Rolland (2005)

Публикации на русском языке

  • Уход Лао-Цзы//Французская новелла двадцатого века, 1900—1939. М.: Художественная литература, 1973, с.170-173
  • [Стихи]// Западноевропейская поэзия XX века. М.: Художественная литература, 1977, с.523-528
  • Избранные стихотворения/ Пер. О.Седаковой, М.Гринберга. М.: Carte Blanche, 1992
  • [Стихи]// Семь веков французской поэзии в русских переводах. СПб: Евразия, 1999, с.489-494
  • Извещение Марии. Окончательная сценическая версия/ Пер. О.Седаковой// [1]
  • Во тьме. Христос Царь//Французская поэзия: Антология/Пер. В.Козового. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001, с.144-149
  • Между «видеть» и «созидать»: Избранные эссе// Новая Юность, 2003, № 2 ([2])
  • Анимус и Анима. Из книги «Познание Востока»//Вестник русского христианского движения, Париж, 2005, № 189
  • «Мир сыт по горло нацизмом»: Обращение к немецкому народу// Истина и жизнь, 2006, № 5 ([3])
  • Благая весть Марии/ Пер. Л.Цывьяна. СПб: Наука, 2006 (Литературные памятники)
  • Глаз слушает. М.: Б. С. Г. — Пресс, 2006
  • Познание Востока. Стихотворения в прозе. Сост. и пер. с фр. Анны Курт и Анны Райской. Предисл. Доминик Мийе-Жерар. — М.: Эннеагон Пресс, 2010. — 400 с., илл. — С параллельным французским текстом. — Прил.: Максимилiанъ Волошинъ. Клоделъ въ Китае ([4]).
  • Восточные мотивы : стихотворения и поэмы. — М. : Наука, 1985. — 506 с. — (в пер.). ([5])
  • Анатолий Ливри. Клодель-язычник и «Аллах-Митра» Барреса, с. 98 – 121 в Литературе XX век: итоги и перспективы изучения. Материалы Десятых Андреевских чтений / Под редакцией Н.Т. Пахсарьян. — М.: Экон, 2012. [6]

Литература

  • Brunel P. Paul Claudel. Paris: L’Herne, 1997
  • Pérez C.-P. Paul Claudel. Paris: Ellipses, 2000
  • Autran M. Paul Claudel. Paris: Association pour la diffusion de la pensée française, Ministère des affaires étrangères, 2005.
  • Волошин М. Поль Клодель// Он же. Лики творчества. Л.: Наука, 1988, с.70-95
  • Гальцова Е.Д. Достоевский в автобиографических произведениях и переписке Поля Клоделя // Наваждения: к истории «русской идеи» во французской литературе XX в.: материалы российско-французского коллоквиума (С.-Петерб., 2-3 июля 2001 г.)/отв. ред. С.Л. Фокин. М.: Наука, 2005. С.76-113.
  • Impossible de ne pas mentionner l’ouvrage d’Anatoly Livry, enseignant à l’Université de Nice — Sophia Antipolis et enseignant de Claudel, sur Tête d’Or : http://www.enquete-debat.fr/archives/paul-claudel-et-le-dieu-mithra-ou-les-%C2%AB-professeurs-ordures-%C2%BB-en-action-63001

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Гиперграфия
  • Магнитное квантовое число

Смотреть что такое «Клодель, Поль» в других словарях:

Клодель Поль — Поль Клодель Поль Клодель (фр. Paul Claudel, 6 августа 1868, Вильнёв сюр Фер, деп. Эн 23 февраля 1955, Париж) французский поэт, драматург, эссеист, крупнейший религиозный писатель XX века. Содержание 1 … Википедия

Клодель Поль — (Clodel) (1868 1955), французский писатель католик. В основе драматических стилизаций «высокой трагедии» «Золотая голова» (1901), «Благовещение» (1912) и драматическая трилогия «Заложник» (1911), «Чёрствый хлеб» (1918), «Униженный отец» (1920) … … Энциклопедический словарь

Клодель, Поль — КЛОДЕЛЬ (Claudel) Поль (1868 1955), французский писатель католик. В основе драм Золотая голова (1901), Отдых седьмого дня (1901), Благовещение (1912) и др. (стилизации высокой трагедии ), драматических трилогий Заложник (1911), Черствый хлеб… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

КЛОДЕЛЬ Поль — (Claudel, Paul) ПОЛЬ КЛОДЕЛЬ (портрет кисти Ж. Э. Бланша, 1919). (1868 1955), французский поэт, драматург и дипломат. Родился 6 августа 1868 в Вильневе. Как дипломат представлял Францию во многих странах, в том числе в Китае, Японии, США.… … Энциклопедия Кольера

Клодель, Поль Луи Шарль Мари — Поль Клодель Поль Клодель (фр. Paul Claudel, 6 августа 1868, Вильнёв сюр Фер, деп. Эн 23 февраля 1955, Париж) французский поэт, драматург, эссеист, крупнейший религиозный писатель XX века. Содержание 1 … Википедия

Клодель Поль Луи Шарль Мари — Клодель (Claudel) Поль Луи Шарль Мари (6.8.1868, Вильнёв сюр Фер, департамент Эн, ‒ 23.2.1955, Париж), французский писатель и дипломат. Член Французской академии с 1946. Сын хранителя залоговых обязательств. Окончил Школу права и политических… … Большая советская энциклопедия

Поль Клодель — (фр. Paul Claudel, 6 августа 1868, Вильнёв сюр Фер, деп. Эн 23 февраля 1955, Париж) французский поэт, драматург, эссеист, крупнейший религиозный писатель XX века. Содержание 1 … Википедия

Клодель П. — Поль Клодель Поль Клодель (фр. Paul Claudel, 6 августа 1868, Вильнёв сюр Фер, деп. Эн 23 февраля 1955, Париж) французский поэт, драматург, эссеист, крупнейший религиозный писатель XX века. Содержание 1 … Википедия

Клодель — Поль (Paul Louis Charles Marie Claudel, 1868 ) французский поэт драматург, эссеист. Сын мелкого провинциального чиновника. С 1893 на дипломатической службе. В настоящее время французский посол в США. Сложившись в эпоху символизма, Клодель в… … Литературная энциклопедия

Клодель — Клодель, Вероника (фр. Véronique Claudel) бывшая французская лыжница и биатлонистка. Клодель, Камилла (фр. Camille Claudel, 1864 1943) французская художница, скульптор, ученица Огюста Родена, сошедшая с ума. Клодель, Поль… … Википедия

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: