Краткая биография констан

Биография Бенжамена Констана

Краткая биография констан

Биография Бенжамена Констана

Анри-Бенжамен Констан де Ребек – французско-швейцарский писатель, публицист, политический деятель времён Французской революции, бонапартизма и Реставрации – родился 25 октября 1767 года в Лозанне, Швейцария, в семье гугенотов.

Получил образование у частных учителей; в 1782-1783 учился в Университете Эрлангена (Бавария), затем (до 1785) в Эдинбургском университете (Шотландия). Впервые прибыл в Париж в мае 1785.

В 1788-1795 был женат на Минне фон Грамм.

Знакомство Бенжамена Констана с писательницей Ж. де Сталь состоялось в сентябре 1794 в Женеве, когда после казни Людовика XVI она вместе с отцом (Жаком Неккером) отправилась в изгнание в Швейцарию и на берегу Женевского озера в замке Коппе ожидала конца Террора. Констан сделался фактическим мужем де Сталь; в июне 1797 у них родилась дочь Альбертина. В мае 1795, после Термидора они вместе вернулись в Париж, где Констан принял французское гражданство. Взаимоотношения Констана и де Сталь продолжались до декабря 1807.

С 1796 Констан активно поддерживал Директорию. В 1799-1802 был членом Законодательного трибунала, а с октября 1803 по декабрь 1804 находился в эмиграции. В ходе «Ста дней» разрабатывал дополнения к конституции Наполеона I. После вступления российских войск в Париж в мае 1814 был представлен Александру I. В марте 1819 был избран в палату депутатов. В 1830 Констан поддержал Июльскую революцию, приведшую к власти короля Луи Филиппа.

На протяжении политической карьеры Констана можно проследить двойственность его отношения к революции. С одной стороны он выступал на стороне революции против королевской власти, одобряя и наименее либеральные методы (Директория), а с другой — был критиком, и очень строгим, стиля и нравов того времени.

Бенжамен Констан — один из крупнейших представителей французского романтизма. Первое своё литературное сочинение, героическую эпопею «Рыцари», он сочинил в двенадцатилетнем возрасте. С 1803 вёл дневники. Им была выполнена переделка пьесы Шиллера «Валленштейн», а мировую славу писателя принёс автобиографический роман «Адольф», (соч. в 1806 в Женеве, опубл. в Лондоне в 1816), высоко оценённый А. С. Пушкиным. Главный герой романа оказал заметное влияние на творчество русского поэта, он стал одним из первых образцов романтического героя — «сына века». Автобиографическое начало характеризует и два других прозаических сочинения писателя, опубликованных только в XX веке. Это повести «Красная тетрадь» (оригинальное название — «Моя жизнь», 1807, опубл. в 1907) и «Сесиль» (около 1810, опубл. в 1951); в последней Констан запечатлел историю своих взаимоотношений со второй женой, Шарлоттой фон Гарденберг. В конце прошлого столетия была обнаружена рукопись еще одного произведения, написанного Констаном совместно с его возлюбленной в 1786-1787, Изабель де Шарьер де Зёйлен — эпистолярного романа «Письма Д’Арсийе-сына к Софи Дюрфе».

Бенжамен Констан умер 8 декабря 1830 года в Париже.

Произведения:
De la force du gouvernement actuel de la France et de la nécessité de s’y rallier (1796)
Des réactions politiques (1797)
Des effets de la Terreur (1797)
Des suites de la contrerévolution de 1660 en Angleterre (1798)
Amélie et Germaine (1803)
Wallstein (1809)
Fragments d’une ouvrage abandonné sur la possibilité d’une constitution républicaine dans un grand pays (1803-1810)
De l’esprit de conquête et l’usurpation (1814), памфлет против Наполеона
Réflexions sur les Constitutions, la distribution des pouvoirs et les garanties dans une monarchie constitutionnelle (1814)
Principes de politique applicables à tous les gouvernements représentatifs. (1815)
De la doctrine politique qui peut réunir les partis en France , 1816
Адольф (1816)
Mémoires sur les Cent-Jours (1820-1822)
De la réligion considérée dans sa source. (1824-1831), пятитомная история древних религий.
Mélanges de littérature et de politique (1829)
Le Cahier rouge (1907)
Cécile (1951)

Констан, Бенжамен

Анри́-Бенжаме́н Конста́н де Ребе́к, фр. Henri-Benjamin Constant de Rebecque (25 октября 1767, Лозанна, Швейцария—8 декабря 1830) — французско-швейцарский писатель, публицист, политический деятель времён Французской революции, бонапартизма и Реставрации.

Содержание

Биография

Бенжамен Констан родился в семье гугенотов. Получил образование у частных учителей, затем в Университете Эрлангена (Бавария) и в Эдинбургском университете (Шотландия). С именем Бенжамена Констана, а также писательницы Ж. де Сталь (дочь Неккера), фактическим мужем которой он являлся, связано зарождение либерального движения во Франции. Бенжамен Констан и Жермена де Сталь познакомились в Женеве в 1794 году, когда после казни Людовика XVI она вместе с отцом отправилась в изгнание в Швейцарию, где на берегу Женевского озера в замке Коппе ожидала конца Террора. После Термидора они вместе вернулись в Париж, где Констан принял в 1795 году французское гражданство [1] .

С 1796 года Констан активно поддерживал Директорию. С 1799—1802 год был членом Законодательного трибунала, а в период с 1803—1814 год находился в эмиграции. В ходе «Ста дней» разрабатывал дополнения к конституции Наполеона I. В 1819 году был избран в палату депутатов [2] . В 1830 году Констан поддержал возвращение монархии и Луи Филиппа.

На протяжении политической карьеры Констана можно проследить двойственность его отношения к революции. С одной стороны он выступал на стороне революции против королевской власти, одобряя и наименее либеральные методы (Директория), а с другой — был критиком, и очень строгим, стиля и нравов того времени [3] .

Бенжамен Констан является одним из представителей прогрессивного романтизма. Им была сделана переделка пьесы Шиллера «Валленштейн», а славу писателю принёс автобиографический роман «Адольф», (Лондон, 1816 год), высоко оценённый А. С. Пушкиным. Главный герой романа оказал заметное влияние на творчество русского поэта, он стал одним из первых образцов романтического героя — «сына века».

Политические и философские взгляды Бенжамена Констана

Свобода личности

Бенжамен Констан был в первые десятилетия XIX в. главным теоретиком французских либералов. Центральная тема его рассуждений, теоретических работ и выступлений в парламенте — свобода личности, взаимоотношения индивида и общества. Индивид — творец идей, которые формируют общественный дух, социальные и политические институты. Поэтому индивид, его духовное совершенствование, идейное развитие — главная забота общества и государства, которое должно гарантировать свободу и независимость, без этого невозможно совершенствование индивида. Именно на принципах свободы, считал Констан, покоится общественная и частная нравственность, основываются промышленные расчеты. Без личной свободы для людей не будет мира и счастья [4] . Индивидуальная независимость, как важная потребность современного человека не должна быть принесена в жертву при установлении политических свобод — такова была ведущая идея рассуждений Констана, центральный пункт его расхождений с демократической концепцией Ж .Руссо. Констан был противником учения Руссо о верховной воле народа, так как считал, что масса может также стать деспотом. Концепция свободы Констана относится к так называемой «негативной» свободе, свободе от вмешательства властей в автономную область личных свобод. Граждане обладают индивидуальными правами, независимыми от всякой общественно-политической власти, а любая власть, нарушающая эти права, становится незаконной. В обосновании этого он видел смысл своей деятельности [5] .

Согласно с понятием о промышленной свободе, Констан был против того, чтобы государство вмешивалось в отношения между предпринимателями и рабочими. Он думал, что политические права следует предоставить богатым людям, у которых есть досуг, образование, независимость. Напротив, он не скрывал страха перед низшими классами; у бедности есть свои предрассудки; бедные, будучи допущены к политическим правам, могут воспользоваться ими для захвата собственности у имущих [4] . Главное по Констану, научиться разумно сочетать и углублять и политическую и личную свободы.

Свобода у древних и у людей нового времени

Констан резко противопоставлял политическую свободу античности и гражданскую свободу людей нового времени. Несмотря на то, что в античности власть должна была быть разделена между всеми гражданами, они считали совместимым с этой коллективной свободой полное подчинение индивида власти общества, так что индивид, суверенный в общественных делах, являлся как бы рабом в частной жизни. Свобода в античных республиках состояла в деятельном участии индивида в общем властвовании, в обладании политическими правами и это было ощутимое преимущество, оно представлялось солидным и льстило самолюбию, в то время как экономическая деятельность, духовное развитие народа было всецело под контролем власти. Люди нового времени, по мнению Констана, хотят полной независимости во всем, что относится к их занятиям, мыслям, верованиям, фантазиям, то есть необходимы свобода вероисповедания, слова, преподавания и воспитания. Следовательно, преимущество, даваемое свободой в современных условиях — это преимущество быть представленным в государственных делах, участвовать в них, производя свой выбор. Таким образом, гражданская свобода как бы готовит к обладанию свободой политической.

Читайте также  Краткая биография кафка

При всём при этом, Бенжамен Констан не осуждает классические принципы, не говорит о превосходстве над ними современных, а просто подчеркивает, что применение античных принципов к современным ему условиям приносит страдания людям, заставляет их жить в противоречии с собственной природой. Отвечая на вопрос, как и почему те или иные ошибочные идеи смогли укорениться в реальности, прижиться вопреки, казалось бы, очевидно губительному их воздействию, Констан считал, что «просто существуют явления, возможные в одну эпоху и совершенно невозможные в другую» [6] .

Политическое устройство

Констан взвешивает особенности и недостатки различных форм правления, проводит тщательный анализ политической власти в работе «Принципы политики» (1815), где развивает идеи буржуазного либерализма и идеалом государственного устройства считает конституционную монархию по английскому образцу. Что касается политического устройства, то Констан считал, что оно не должно принимать черты равенства как это было в античности, когда власть должна была быть разделена между всеми гражданами. Новое понимание свободы и взаимодействия с властью по Констану означало, прежде всего, гарантии прав личности (защита от произвола властей, право высказывать свое мнение, распоряжаться собственностью, оказывать влияние на решения властей, и т. д.). Независимость индивида в частной жизни возможна, только если власть государства ограничена, неважно при этом, зависит ли её суверенный характер от народа или от монарха. Новые требования управления наилучшим образом, по мнению Констана, обеспечивает представительная система правления, посредством которой нация перепоручает нескольким индивидам то, что не хочет делать сама. При этом, Констан осуждает всякую форму всеобщего голосования. По его мнению, участие в выборах должно быть ограничено кругом граждан, удовлетворяющих имущественному и образовательному цензу [7] .

Идея народного суверенитета. Прогресс европейского общества

В политической философии, Бенжамен Констан уделяет большое внимание идее суверенитета народа, именно этот вопрос в ходе социально-политического развития революционной и послереволюционной Франции превратился в самый острый. Проблемы соотношения свободы и суверенитета народа — опасности отчуждения суверенитета, сущности законной власти — выходят у Констана на первый план. В его толковании принцип суверенитета народа означает, что ни один индивид или даже группа индивидов не имеет права подчинить волю всех граждан своей личной воле, что любая законная власть должна быть делегирована этой общностью граждан. Но и делегируемая таким образом власть не может творить все, что ей заблагорассудится. Руссо, например, с целью усиления легитимности власти настаивал на максимальном расширении всеобщей воли. Бенжамен Конастан настаивает на обратном: какая-то часть человеческого существования должна оставаться исключительно индивидуальной и независимой; она по праву находится вне компетенции общественного целого. То есть суверенитет народа носит лишь ограниченный характер — по отношению к личности. Концепция народного суверенитета и демократии, по мнению Констана — это навязывание человеку XIX в. «свободы», которая могла удовлетворить только древних людей. Такой свободой, считал он, человек нового времени не может довольствоваться.

Огромное значение для будущего Европы и мира Констан придавал свободе экономической деятельности и, как следствие этого, развитию коммерции и индустрии. Он обосновывал тезис, что европейская цивилизация вступает в новый этап своего развития, который он назвал «эпохой коммерции». Благодаря развитию индустрии и коммерции, в результате свободной конкуренции, говорил он, человек обретет, наконец, достаток и отдых. Именно индустриальное развитие принесет народам политические свободы. Развитие индустрии и распространение либеральных принципов — это для Б. Констана две стороны одного процесса.

Констан и религия. Космополитизм Констана

Бенжамен Констан был крайне религиозным человеком, для него совершенно очевидна была всеобщность необходимость религиозного сознания у людей. Поэтому на первом месте среди свобод, необходимых человеку, Констан ставил свободу религиозную. Он выступил с критикой учения Руссо о гражданской религии, признававшей широкое вмешательство государства в дело веры, и настаивал на том, что мысль человека является наиболее священной собственностью, будь она истиной или заблуждением. Положение Хартии 1814 года о католицизме как государственной религии противоречило убеждениям Констана. Он враг религии в форме государственного культа. Бенжамен Констан старается свести религию к степени индивидуального чувства, естественной потребности индивида, стремлении его души к Богу, поэтому предпочтение он отдает протестантской религии [8] .

Учение Констана имело отчетливо космополитический характер. В становлении наций, в развитии их индивидуальных качеств Констан видел закономерный этап на пути эволюции человеческого общества, конечный пункт которой — создание единой ев-ропейской цивилизации, основанной на конституционных принципах, личных свободах индивидов и всемерном развитии индустрии. Европа рассматривалась Констаном как единое целое по своему глубинному содержанию. Поэтому в его основном политическом труде «Курс конституционной политики» (современники сразу же назвали этот труд «учебником свободы») утверждалось, что «масса людей существует под различными именами, они имеют различную социальную организацию, но гомогенны по своей природе. Бенжамен Констан считал, что все народы Европы являются соотечественниками и враждовать могут только руководители государств, но никак не простые их жители. Даже чувство любви к родине он назвал анахронизмом для европейского человека XIX века.

Вывод

Констан также стоял у истоков демократии в нынешнем её понимании как утверждения политической субъективности. Констан решил главную задачу либерализма своей эпохи — он размежевал понятия, которые объединила идея естественного права — общество и власть, политическая организация и реальное функционирование гражданского общества [9] .

У Констана виден переход от ограничивающей концепции политической деятельности (расширение индивидуальных свобод ведет к ограничению свободы политической) к концепции динамической, в которой расширение одной из свобод сопровождается развитием и углублением другой. Разделение гражданского общества и государства явилось открытием принципа исторического развития, и Констан здесь проявляет себя как новатор. История в качестве важнейшего элемента политического измерения становится частью общественной жизни, а также приводит к радикальному перевороту в понимании легитимного общественного времени [10] .

Современниками Б. Констана, развивавшими аналогичные либеральные идеи, но проживавшими в другой стране — Англии, были Иеремия Бентам и Джон Стюарт Милль [11] .

Бенжамен Констан: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Содержание статьи

  • Бенжамен Констан: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Бенджамин Брэтт: биография, карьера, личная жизнь
  • Константин Тон: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Ранняя биография

Бенжамен Констан родился в маленьком городке Лозанна в семье протестантов, бежавших в Швейцарию во время войн гугенотов в 16 веке. Его отец Жюль Констан де Ребекк служил высокопоставленным офицером в армии Нидерландов, а мать Бенжамена умерла вскоре после его рождения. О мальчике заботились бабушки с обеих родительских сторон. Они нанимали для своего юного внука самых известных воспитателей того времени, обучали естественным и гуманитарным наукам, старались приобщить к искусству.

До конца 1780-х годов Констан получал образование на дому, а затем поступил в Эрлангенский протестантский университет. Сразу после окончания учебного заведения Бенжамену предложили занять должность в местном суде, и он в течение нескольких лет занимался составлением протоколов и защитой невиновных.

Успехи в карьере

Во время Французской революции Констан был защитником двухпалатного движения и парламента Великобритании. Благодаря влиянию Бенжамена ведущие политики того времени осознали необходимость принятия Конституции. После официальной публикации главного закона страны Наполеон Бонапарт лично встретился с Констаном и предложил ему стать членом Трибунала. Этот чрезвычайный орган был создан для суда над политическими преступниками. Впоследствии ведомство стало своеобразным двигателем так называемой «Эпохи террора».

Тем не менее, в 1802 году Бенжамен вынужденно покинул своё место работы из-за своих речей против вышестоящего начальства. С этого времени активист перестал сотрудничать с Наполеоном и приближёнными к нему людьми. Констан настолько разозлился на императора, что принял участие в заговоре против него. Однако попытка убийства была неудачной. После этого Бенжамен собрал свои вещи и вместе с семьёй оперативно перебрался в немецкий Веймар.

Впрочем, несмотря на то что Констан нехотя покидал Францию, в Германии он приобрёл много верных товарищей. Бенжамен дружил с самыми известными людьми своей эпохи, среди которых были Иоганн Вольфганг Гёте, Фридрих фон Шиллер и Август Шлегель. Через несколько лет он принял решение переехать в Руан. Там Констан заселился в небольшую квартиру с минимальным набором мебели и принялся писать автобиографический роман «Адольф». Впервые книга была опубликована в 1816 году в Лондоне. Сам же писатель быстро завоевал мировую популярность, а его литературный талант высоко оценил даже Александр Сергеевич Пушкин. В своём произведении автор описал свои взаимоотношения с жёнами, а также поделился с читателями тем, как устроена изнутри современная политическая система.

Читайте также  Краткая биография мурасаки

Мировоззрение

В течение всей своей жизни Бенжамен пытался убедить чиновников, политиков и представителей власти, что свобода личности — это самый действенный двигатель мирового прогресса. Он создал ряд теоретический трудов, посвящённый взаимоотношению отдельных индивидов с властью. По его мнению, каждый человек является носителем идей, формирующих все общественные институты. Именно поэтому Констан выступал за то, чтобы государство гарантировало личности свободу и независимость. Активист нередко говорил о том, что только человек, обладающий свободой, способен быть счастливым и вести свою страну вперёд.

Кроме того, Бенжамен всячески выступал за современные подходы в политике. Убеждённый в том, что неравенство между людьми является признаком деградирующего общества, он заставлял политиков постепенно ослаблять своё влияние на социум.

В своём труде «Принципы политики», который был впервые опубликован в 1815 году, Констан высказался, что идеальным образцом государственного устройства для Франции могла бы стать конституционная монархия по английскому образцу. Власть, согласно его взглядам, в таком обществе должна быть разделена между всеми его участниками. По сути, он предъявил французским политикам новые методы правления, которые они, в свою очередь, применяли на практике.

Личная жизнь

Бенжамен впервые женился в 1788 году на француженке Минне фон Грамм. Их отношения никогда не были идеальными, и в 1795 году пара рассталась. Немного спустя в Женеве Констан знакомится с писательницей Анной-Луизой де Сталь. Молодые люди сразу испытали симпатию друг к другу, но им пришлось временно ограничить свидания, ведь женщине нужно было срочно уехать в Швейцарию. Её семью изгнали из страны в период террористического режима.

Тем не менее, в мае 1795 года Бенжамен вместе с новой избранницей приезжает в Париж. Здесь швейцарский мыслитель принимает французское гражданство и начинает работать над своими теоретическими трудами. В июне 1797 года у пары родилась дочь Альбертина. В начале 1800-х годов в семье стали происходить постоянные ссоры и конфликты, а в декабре 1807 отношения Констана и де Сталь прекратились. С тех пор Бенжамен больше ни разу не сближался с женщинами.

В конце жизни известный политический активист стал чрезвычайно верующим человеком. Он отдавал предпочтение протестантской религии. Считая, что человек должен быть приближен к богу, Констан часто посещал церковь и проводил дни в молитве.

Великий теоретик права и писатель умер в 1830 году в возрасте 60 лет. В честь него в 1892 году был назван знаменитый броненосец «Бенжамен Констан».

Бенжамен Констан (1767—1830)

При жизни Бенжамен Анри Констан де Ребек был известен более как политический деятель, чем как литератор. По отзывам современников, он казался словно сотканным из противоречий: либерал и скептик, человек весьма невысокой нравственности, основавший, однако, свою политическую систему на уважении к нравственным законам; один из величайших умов эпохи, в обыденной жизни он отличался неуверенностью и безволием.

Констан любил светские вечера, споры, игру. Он дрался на дуэли двадцать раз, последний раз — уже больным, сидя в кресле, опираясь одной рукой о подлокотник, а другой держа оружие. Он начинал, бросал и снова завязывал любовные интриги, отчаяние и утомление чередовались с восторгами. В определённом смысле это был Дон Жуан, стремившийся наполнить свою жизнь сильными, яркими и разнообразными ощущениями. Но Констан — Дон Жуан совестливый: он не радовался причинённому им злу, а жестоко страдал от него; не сочинял сам своих чувств, он их скрупулёзно анализировал. Собственно, из этого анализа и родилось гениальное произведение, которое Констан оставил миру, — роман «Адольф» (1816 г.).

Это история любви молодого человека, принадлежавшего к сливкам общества, и дамы полусвета, которая, впрочем, своей нравственной высотой и верностью в отношении человека, чьей незаконной женой она до того времени являлась, сумела заслужить всеобщее уважение. Полюбив Адольфа, Элеонора принесла в жертву свою честь и поставила под угрозу будущее детей. Однако собственно сюжетом романа стала не история любви, а история разочарования. Адольф, поначалу убеждённый в чувствах к Элеоноре, постепенно понимает, что в их основе лежала не столько любовь, сколько тщеславие и любопытство. Однажды удовлетворённое, любопытство стало угасать, а вместе с ним и то, что Адольф принимал за любовь. Так, на протяжении всего романа читатель становится свидетелем борьбы, которая разгорается в душе героя между усталостью, разочарованием, чувством долга, жалостью и привязанностью. Наконец, внешние обстоятельства вмешиваются в ход событий: отец Адольфа, узнав о том, что происходит с сыном, требует разрыва с любовницей. Внутренне уже желая подчиниться его воле, Адольф медлит, хотя и не в силах скрыть своего охлаждения к Элеоноре. Всё это причиняет ей невыносимые мучения, которые в финале приводят её к гибели.

Иногда критики упрекали автора в недостатке воображения и неумении закрутить интригу, но главное достоинство романа не в сюжете. Произведение Констана часто называют первым психологическим романом в новой французской литературе. Великим он стал благодаря анализу противоречий человеческого сердца, когда, по словам автора, «часть нашего существа. можно сказать, наблюдает за другой». Почему человек совершает то, что он не хочет совершать? Чем объясняется внутренний разлад с самим собой? Почему наши желания, убеждения и действия так часто не совпадают? «Мы так изменчивы, — читаем мы в «Адольфе», — что в конце концов начинаем испытывать чувство, которое сначала только разыгрывали». Когда друг отца требует от Адольфа порвать с Элеонорой, герой произносит гневную отповедь, но тут же ловит себя на противоречии: «Я поднялся, досказывая эту тираду; но кто мог бы объяснить мне, по какой непоследовательности чувство, внушившее мне эти слова, угасло прежде, чем я договорил?».

Во времена Консульства (1799— 1804 гг.) Констан противостоял диктатуре Наполеона Бонапарта, за что был изгнан из Парижа. Затем он оказался одним из идеологов литературно-политического кружка, центром которого являлась госпожа де Сталь (с этого и начался их знаменитый роман). В 1815 г., в период «Ста дней», когда к власти вновь ненадолго пришёл Наполеон, Констан по его поручению написал «Дополнение к конституциям Империи» — новую либеральную конституцию страны; позднее он участвовал в выработке хартии Реставрации, лидировал в партии либералов (лорд Байрон называл Констана «единственным мастером политических дебатов во Франции»), успел принять участие в Июльской революции 1830 г.

В романе изображён конфликт между потребностью любить и неспособностью любить; в результате человек оказывается обречённым на фатальное одиночество. «Как тяготила меня эта свобода, о которой я столько раз сожалел! — восклицает герой в финале романа. — Как сильно недоставало моему сердцу той зависимости, которая столь часто возмущала меня! . Я был на самом деле свободен; я не был больше любим; я был чужим всему миру».

Предвещая совершенно новые явления, ещё не нашедшие отражения в современной Констану литературе, роман вместе с тем связан с предшествующей традицией. Так, эмоциям своего героя Констан находит физиологическую мотивировку, почти в духе сенсуализма XVIII в. — учения, утверждавшего зависимость человеческого знания от ощущений: «Всё моё раздражение исчезло; впечатления минувшей безумной ночи оставили во мне лишь чувство беззлобное и почти спокойное: быть может, физическая усталость, овладевшая мною, способствовала этому умиротворению». Повествование в «Адольфе» легко перерастает в афоризм, по простоте и изяществу напоминающий афоризмы Франсуа де Ларошфуко или Мишеля де Монтеня: «Я пытался пробудить её великодушие, как будто любовь не самое эгоистическое из всех чувств, и поэтому, когда оно уязвлено, наименее великодушно».

Однако Констану уже ведомо и подсознательное, т. е. то, что человеком переживается, но в чём он сам не отдаёт себе отчёта. Так, во время одного из объяснений Элеонора упрекает Адольфа в том, что он не любит её, а только жалеет: «Зачем она произнесла эти роковые слова? Зачем открыла мне тайну, которую я не хотел знать? Я всячески старался разубедить её, возможно достиг цели, но истина проникла в мою душу. ».

Первый автобиографический роман-признание во французской литературе, «Адольф» стал выражением романтической «болезни века» — болезни одиночества, погружённости в самого себя. Оставив в стороне проблему общества, Констан сосредоточил всё внимание на внутреннем мире человека. Ведь дело не в том, что Адольф вынужден был обмануть и оставить Элеонору, но в том, что он оказался неспособным на сильные чувства и тем самым «истерзал сердце, которое его любило». В этом смысле Констан тонко уловил психологическую и нравственную уязвимость исключительной романтической личности, считающей, что ей всё дозволено, поскольку вина в любом случае ложится на общество и на обстоятельства. «Я ненавижу тщеславие, которое, повествуя о зле, им причинённом, занято лишь собой. ненавижу малодушие, всегда возлагающее на других вину за собственное бессилие. Обстоятельства весьма мало значат, всё дело в характере», — говорит автор в финале романа.

Читайте также  Краткая биография оутс

Константин I Великий

Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин I, Константин Великий (272-337) – римский император с 306 по 337 год. В 324 г. стал единоличным правителем римского государства, удерживая в своих руках все рычаги власти. Сделал христианство господствующей религией. Сегодня почитается некоторыми христианскими церквями как святой, при этом сам он принял христианство только на смертном одре.

В биографии Константина I Великого есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Константина Великого.

Биография Константина I Великого

Константин 1 Великий появился на свет 27 февраля 272 года в провинции Верхняя Мезия. Его отец, Констанций I Хлор, был римским цезарем, тогда как мать, Елена, происходила из простой семьи.

Позднее его родитель был вынужден расстаться с матерью, с которой он сожительствовал, и взять в жены падчерицу императора Августа Максимиана Геркулия по имени Феодора. Важно отметить, что Елена продолжала занимать высокое положение при дворе.

В скором времени у Константина появилось 6 сводных братьев и сестер по линии отца. В ранний период биографии он служил в римских войсках. В частности, он участвовал в военных кампаниях против Персии и Египта.

Войны

В 285 г. император Диоклетиан основал новую форму управления государством. Согласно этим нововведениям империей управлял не один человек, а 4 правителя – 2 августа (старшие императоры) и 2 цезаря (младшие).

Через несколько лет отец Константина был назначен на должность августа. Он поспособствовал тому, чтобы его сын пошел вместе с ним войной против пиктов и скоттов. Когда летом 306 г. Констанций Хлор умер, солдаты единогласно признали Константина законным наследником, правда изначально он носил статус цезаря.

На тот момент на место главного правителя государства претендовали 6 человек, что привело к политическим разногласиям. В 307 г. Константин закрепил права на престол, взяв себе в жены Фаусту – дочь своего основного оппонента Максимилиана.

Не желая уступать власть Константину, Максимилиан позднее попытался незаконным путем захватить власть, но потерпел фиаско. Это привело к тому, что его заставили совершить самоубийство. От других оппонентов Константин избавился посредством выгодных браков и прочих политических хитросплетений.

Политика и религия

В 312 г. Константин начал готовиться к военному походу неподалеку от Мульвийского моста, где по преданию увидел во сне видение креста и услышал заверение того, что он выйдет победителем в предстоящем сражении.

В итоге правитель действительно разгромил своего противника. После этого он распорядился впервые изготовить лабарум – военное знамя, на котором значилась монограмма Иисуса Христа. Интересен факт, что вскоре он даровал соотечественникам свободу вероисповедания.

Констанций назначает Константина своим преемником

Благодаря этому, христиане смогли совершать богослужения не опасаясь за свою жизнь. Стоит заметить, что сам Константин продолжал оставаться язычником. Позднее у него произошел серьезный конфликт с родственником Лицинием, который управлял восточным регионом империи.

Лициний взбунтовался и объявил войну Константину, попутно начав преследовать христиан. Однако последний одержал важные победы в 2-х крупных сражениях, существенно укрепив свои позиции. Константин предлагал Лицинию отречься от власти, поклявшись за это оставить его в живых.

Тот был вынужден согласиться, вследствие чего осенью 324 г. Константин Великий стал официальным и единоличным главой империи. Некоторые биографы сообщают, что спустя годы Константин, вопреки данной им клятве, распорядился убить Лициния.

Став полноправным императором, Константин 1 Великий продолжил курс по закреплению свободных земледельцев за их землями. Одновременно с этим в государстве увеличились налоги. Это было связано с тем, что империя нуждалась в экономическом возрождении, после 20 лет гражданских войн.

По приказу Константина началась активная масштабная стройка, которая также требовала немалых средств. Благодаря его покровительству христианство начало быстро набирать обороты, распространяясь по всей территории Европы.

Важно отметить, что Константин 1 во многом хорошо относился к христианству благодаря наставлению матери. Он отмечал то, что христиане отличались крепкой верой, ради которой шли на любые жертвы, вплоть до смерти.

Любопытно, что симпатия к этой религии у императора начала появляться постепенно. Изначально за свои победы он благодарил богов, принося им разные жертвы, и только позже начал более серьезно относиться к христианству.

Высокопоставленные чиновники критически относились к такому поведению Константина, так как продолжали оставаться язычниками. Однако это не повлияло на обстановку в государстве. В городах и провинциях стали активно возводиться христианские храмы.

Памятник Константину Великому

Более того, по приказу Константина 1 Великого было разрушено немало знаменитых языческих храмов. Со временем между священнослужителями Арием и Александром разгорелся религиозный спор: первый отвергал догмат о Троице (единство Бога-Отца и подчинение Христа Отцу), тогда как второй, наоборот, был приверженцем данного учения.

Церковь стояла на грани раскола, вследствие чего Константин решил вмешаться в спор. Он стал инициатором Никейского Собора в 325 г., на котором поддержал идеи Александра. После этого император распорядился изгнать Ария и его последователей за пределы империи.

Хотя сегодня Константин Великий почитается как святой в разных конфессиях, принять христианство он согласился уже на смертном одре. Интересен факт, что он был крещен арианским священником, поскольку позднее начал симпатизировать именно арианскому учению.

Весной 330 г. Константин 1 провозгласил о переносе столицы Римской империи в Византий, назвав его Новым Римом. И все же, это название не смогло прижиться в народе и было забыто. Еще при жизни правителя, город все называли – Константинополем.

Личная жизнь

О личной биографии Константина Великого известно не так много. В документах говорится, что старшего сына и престолонаследника Клиспа ему родила матрона Минервина. Однако не известно, была ли Матрона его официальной женой.

В 307 г. Константин вступил в брак с Фаустой – дочерью Максимилиана. Хотя этот союз прежде всего носил политический характер, мужчина ценил образованную и энергичную жену, родившую ему 3-х сыновей и 3-х дочерей. И все же, позже Фауста совершила непростительную ошибку.

Святые Константин и Елена

В середине 326 г. Крисп был приговорен к смертной казни по распоряжению отца-императора. У биографов нет единого мнения относительно истинных причин таких действий Константина. Очевидно, это случилось из-за наветов мачехи Криспа – Фаусты, которая старалась «продвинуть» к престолу своих сыновей.

Женщина ложно обвинила Криспа в том, что он хотел ее изнасиловать. Для этого она подкупила нескольких чиновников, чтобы они подтвердили ее слова. Стоит заметить, что уже через несколько недель после казни сына, Константин, вероятно, узнав об обмане супруги, приказал закрыть ее в бане, где она задохнулась от жара.

Одновременно с этим, Константин Великий приговорил к казни многих друзей, причастных к этому делу. Существует версия, что именно данный инцидент подтолкнул императора принять христианство.

Смерть

В 336 г. здоровье правителя начало резко ухудшаться. Боясь скоропостижной смерти он начал приводить свои дела в порядок. Мужчина выгодно окончил войну против готских и сарматских племен и самое главное, постановил, чтобы после его кончины империей правили трое его сыновей: Констанций, Констант и Константин.

Какое-то время Константин пробовал лечиться с помощью бань и горячих источников, но это не давало никаких результатов. Почувствовав приближение смерти, он приказал доставить его в Никомедию, где и принял крещение. Константин 1 Великий умер 22 мая 337 года в возрасте 63 лет.

Фото Константина Великого

Константин сжигает книги

Константин Великий приносит Город в дар Богородице. Мозаика над входом в Собор Святой Софии Битва у Мульвийского моста Арка Константина в Риме

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: