Краткая биография лукиан

Симпосий Συμπόσιον Источники Исследования Справочник Технологии ЧаВо Поиск 1. БИОГРАФИЯ ЛУКИАНА Совершенно особое место занимает в литературе II в.

Краткая биография лукиан

Симпосий Συμπόσιον

  • Источники
  • Исследования
  • Справочник
  • Технологии
  • ЧаВо
  • Поиск

1. БИОГРАФИЯ ЛУКИАНА

Совершенно особое место занимает в литературе II в. творчество Лукиана из Самосаты, названного Энгельсом «Вольтером классической древности» [1]. Время Лукиана — это период обострения противоречий, разъедавших римский мир, период глубокого кризиса экономического и социального уклада, основанного на рабском труде, упадка старой религии и прихода на смену ей христианства. В произведениях Лукиана преломились эти особенности современной ему исторической обстановки. Но непосредственнее и ярче, чем все другое, отразился в его произведениях идеологический кризис эпохи, когда «философы были или просто зарабатывающими деньги школьными учителями, или же шутами на жаловании у богатых кутил» [2] и старая олимпийско-капитолийская религия отживала свой век.
Упадок старой философии, крах старой религии — вот главная тема Лукиана. В римской литературе эта тема стояла на втором плане. Современник Лукиана великий сатирик Ювенал в первую очередь обличал материальное и правовое неравенство свободных граждан и лишь в связи с этим касался таких тем, как жалкая роль современных философов и пошатнувшееся положение олимпийских богов. Лукиан не отличался ювеналовской четкостью социальных симпатий. Воспитанный на образцах аттической прозы и поэзии и сам писавший по-гречески, сначала странствующий ритор, а затем крупный чиновник, Лукиан был продолжателем эллинских литературных традиций. Сатира Лукиана на первый взгляд лишена глубокого общественного содержания. Но объективно критика эта бьет и по официальной, получающей государственную поддержку религии, и по официальной, призванной укреплять рабовладельческое государство философии, в частности стоической. Энгельс отметил также, что Лукиан является «одним из лучших наших источников о первых христианах» [3].
Если не считать кратких упоминаний о Лукиане у Свиды и некоторых других христианских авторов, всеми нашими сведениями о жизни и деятельности Лукиана мы обязаны его собственным произведениям. Из них особенно богаты автобиографическими материалами такие, как «Сновидение, или Жизнь Лукиана» и «Дважды обвиненный, или Судебное разбирательство». В «Сновидении» писатель ведет рассказ от первого лица, в «Дважды обвиненном» выводит себя в образе Сирийца. Что же касается датировки жизни Лукиана и хронологии его творчества, то они устанавливаются на основании отдельных, разбросанных по разным произведениям косвенных указаний.
Так устанавливается, в частности, год рождения Лукиана. В «Дважды обвиненном» (гл. 32) Лукиан сообщает, что в сорок лет он получил отвращение к риторике и перестал ею заниматься. Так как в нериторических произведениях Лукиана можно усмотреть указание на то, что они были написаны не раньше середины шестидесятых годов II в., то Лукиан, который должен был достичь к этому времени сорокалетнего возраста, родился около 125 г. Впрочем, в «Лексиконе» Свиды говорится, что Лукиан родился в царствование Траяна, а оно, как известно, закончилось в 117 г. Относительно даты смерти Лукиана со всей определенностью можно сказать только то, что умер он после императора Марка Аврелия, т. е. после 180 г.: в «Александре, или Лжепророке» [4] Лукиан говорит о «божественном Марке Аврелии» (гл. 48), и эпитет «божественный» — несомненное указание на то, что речь идет об умершем, а не о здравствующем императоре. Так как в некоторых других произведениях («Про Геракла», «Дионис») Лукиан называет себя человеком почтенных лет и стариком, то можно предполагать, что умер он в глубокой старости, дожив, возможно, до конца II в.
Способ датировки рождения и смерти Лукиана показывает, каким путем приходится определять те или иные даты, являющиеся вехами его жизни и деятельности. Теперь, наметив главные хронологические рамки, целесообразнее подробно не останавливаться на датировке отдельных событий в жизни Лукиана, а изложить биографию его так, как она вырисовывается из его сочинений.
Лукиан родился в Сирии, в городе Самосате. Самосата прежде была столицей небольшого государства Коммагены, но еще до рождения Лукиана, при Веспасиане, в конце I в. н. э., Коммагена утратила самостоятельность и стала частью римской провинции Сирии. Таким образом, с римской точки зрения Лукиан — провинциал-азиат. Отец его был, по-видимому, бедным ремесленником. Во всяком случае, когда Лукиан перестал ходить в школу, дела семьи шли плохо, и на семейном совете было решено обучать мальчика ремеслу. Дядя Лукиана, считавшийся прекрасным ваятелем, взялся обучать племянника своему искусству, но вскоре ученик по неопытности расколол каменную плиту. Дядя избил Лукиана, и на этом занятия ваянием прекратились. Лукиан решил продолжать образование. В «Дважды обвиненном» [5] фигура, олицетворяющая риторику, говорит, обращаясь к судьям (она обвиняет Лукиана в измене ей): «Этого человека я нашла во время его скитаний по городам Ионии, когда он был еще подростком, говорил только по-варварски, едва ли не одевался в длиннополую одежду по ассирийскому обычаю и еще не знал, что делать с собою. Я взяла его к себе и дала ему воспитание. Когда он захотел отправиться в Италию, я переправилась вместе с ним через Ионийское море и в конце концов проводила его до самой Галлии и там помогла ему разбогатеть» (гл. 27 и 28). Нетрудно перевести эти образы на простой язык биографии: Лукиан прожил какое-то время в Ионии, изучил там греческий язык и риторику, сделался странствующим ритором и отправился в другие страны. Кроме Италии и Галлии, он посетил Македонию, где нашел богатых покровителей, участвовал в олимпийских состязаниях ораторов, неоднократно останавливался в Афинах. Время от времени Лукиан возвращался на родину, в Сирию, и выступал здесь, как и в других странах, с речами, построенными во вкусе второй софистики. В сорокалетнем возрасте Лукиан, по собственному его свидетельству (на что было указано выше), почувствовал отвращение к риторике. Ему надоели обычные темы риторических упражнений — обвинения тиранов и панегирики героям. Лукиана привлекает философия. «Бежав от обвинения тиранов и восхваления героев, я хотел бы пойти в Академию или в Ликей прогуливаться и разговаривать в тиши вот с этим Диалогом, не нуждаясь ни в похвалах, ни в рукоплесканиях» («Дважды обвиненный», 32). Нельзя не предположить, что отход от риторики и внешне изменил образ жизни писателя, которому теперь средства к существованию доставляли не публичные декламации, а сочинение диалогов философского и бытового содержания. Выступая в роли разоблачителя всяческих суеверий, Лукиан и на деле показал себя врагом всякого рода шарлатанов-лжепророков, спекулировавших на невежестве народа. Со всей решительностью он выступил против пафлагонского «чудотворца» Александра, выдававшего себя за сына бога Асклепия и пользовавшегося покровительством влиятельного римского сановника. «Придя к Александру, — рассказывает Лукиан, — я застал около него толпу. Александр протянул мне для поцелуя свою правую руку, как он обыкновенно делал, я же, наклонившись, как будто для поцелуя, сильным укусом почти лишил его руки» («Александр, или Лжепророк», 55). После долгих лет странствий и неверного литературного заработка Лукиан получает пост императорского судейского чиновника в Египте. Писатель, прежде прославлявший честную бедность и неоднократно выступавший против состоящих на жаловании философов, сам чувствовал непоследовательность такого поведения и призвал для его оправдания всю свою риторскую технику. «Если бы мною был раньше установлен закон: «пусть никто ничего не делает», я, конечно, подлежал бы обвинению в нарушении подобного закона», — говорит Лукиан, приравнивая хорошо оплачиваемую работу императорского судейского ко всякой другой полезной деятельности. «Плату я получаю не от частного лица, а от императора, и плату не малую, а весьма значительную. Да и на будущее, если только дела мои пойдут как следует, у меня неплохие виды: получить управление областью или иное какое-нибудь императорское поручение» («Оправдательное письмо», 12) [6].
Трудно сказать, как «пошли дела» Лукиана в дальнейшем. Никакого материала на этот счет в его произведениях мы не находим. Нужно, однако, заметить, что упомянутые нами произведения, которые, по свидетельству самого Лукиана, были написаны им в старости, и по форме, и по содержанию являются чисто риторическими. Лукиан говорит, что он «отважился спустить на воду давно уже стоявшее на суше суденышко, оснастив его, насколько позволяли средства, и снова выйти в открытое море» («Про Геракла», 8). Мы не знаем, зачем было спущено на воду старое суденышко риторики — было ли это развлечением высокооплачиваемого императорского служащего или возвращением Ликиана к старым занятиям как к профессии [7].
Свида сообщает, что Лукиан погиб, растерзанный собаками. Эта версия христианского писателя, очень напоминающая легенду о смерти Эврипида, легко объясняется ненавистью к «нечестивцу», который (цитируем того же Свиду) «хулит самого Христа» и «будет гореть на вечном огне Сатаны».

[1] Ф. Энгельс. К истории раннего христианства. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XVI, ч. II, стр. 411.
[2] Ф. Энгельс. Бруно Бауэр и раннее христианство. Там же, т. XV, стр. 607.
[3] Ф. Энгельс. К истории раннего христианства. Там же, т. XVI, ч. II, стр. 411.
[4] Перевод Д. В. Сергеевского.
[5] Перевод Э. В. Диль.
[6] Перевод Н. П. Баранова.
[7] Ср.: «Будьте же и вы благосклонны, о боги, и наполните парус, ибо сейчас всего больше нуждаемся мы в крепком попутном и дружеском ветре» («Про Геракла», 8). Перевод Н. П. Баранова.

Лукиан из Самосаты

Произведения Лукиана

Знаком [?] отмечены произведения с сомнительной атрибуцией

Греческое название

Латинское название

Русское название

Парадоксальная речь в защиту тирана Фаларида

Ἱππίας ἢ Βαλανεῖον

Гиппий, или Бани

Описание римской бани

Про Диониса

О походе Диониса в Индию

Про Геракла

О кельтском боге Огмии, отождествляемом с Гераклом

Περὶ τοῦ Ἡλέκτρου ἢ Κύκνων

О янтаре, или О лебедях

О посещении Эридана, где не оказалось ни янтаря, ни лебедей

Похвала мухе

Парадоксальный энкомий мухе

Диатриба против Рима от лица философа Нигрина

Жизнеописание киника Демонакта

Описание дома с настенными фресками

Похвала Родине

Риторическое восхваление родины

Долговечные

Перечень людей, прославившихся долголетием

Правдивая история

Пародия на греческие романы о необыкновенных путешествиях

Περὶ τοῦ μὴ ῥᾳδίως πιστεύειν Διαβολῇ

Calumniae non temere credendum

О том, что не следует относиться с излишней доверчивостью к клевете

Предостережение об опасности доверия клевете

Lis Consonantium (Iudicium Vocalium)

Суд гласных

Судебная тяжба между буквами сигма и тау

Συμπόσιον ἢ Λαπίθαι

Пир, или Лапифы

Пародия на платоновский Пир

[?] Ψευδοσοφιστής ἢ Σολοικιστής

Лжеученый, или Об ошибках в языке

Κατάπλους ἢ Τύραννος

Переправа, или Тиран

Группа мертвых, в том числе тиран Мегапенф, отправляются в аид.

Зевс уличаемый

Диалог о противоречии между всемогуществом судьбы и волей бога

Зевс трагический
Зевс трагик

Пародия на греческую трагедию — спор стоиков и эпикурейцев о природе богов

Читайте также  Краткая биография помяловский

Ὄνειρος ἢ Ἀλεκτρυών

Сновидение, или Петух

О преимуществах бедности перед богатством

Прометей, или Кавказ

Прометей произносит речь в свою защиту

Ἰκαρομένιππος ἢ Ὑπερνέφελος

Икароменипп, или Заоблачный полет

Полет Мениппа на небо

Тимон, или Мизантроп

Диалог о Тимоне Афинском

Χάρων ἢ Ἐπισκοποῦντες

Charon sive Contemplantes

Харон, или Наблюдатели

Диалог между Гермесом и Хароном о тщете человеческого существования

Продажа жизней

Зевс устраивает распродажу философов различных школ

Ἀναβιοῦντες ἢ Ἁλιεύς

Revivescentes sive Piscator

Рыбак, или Восставшие из гробов

Продолжение предыдущего сочинения

Bis accusatus sive Tribunalia

Дважды обвиненный, или Судебное разбирательство

Защита своего стиля от нападок критиков

О жертвоприношениях

Рассуждение о жертвах с точки зрения киников

Πρὸς τὸν ἀπαίδευτον καὶ πολλὰ βιβλία ὠνούμενον

Неучу, который покупал много книг

Диатриба против сирийского библиофила

Περὶ τοῦ Ἐνυπνίου ἤτοι Βίος Λουκιανοῦ

Somnium sive Vita Luciani

Сновидение, или Жизнь Лукиана

Рассказ о сновидении, после которого Лукиан забросил занятия скульптурой

Περὶ τοῦ Παρασίτου ὅτι Τέχνη ἡ Παρασιτική

Паразит, или О том, что жизнь за чужой счет есть искусство

Парасит произносит речь о превосходстве своего образа жизни

Φιλοψευδής ἢ Ἀπιστῶν

Philopseudes sive Incredulus

Любители лжи, или Невер

Критика распространенных суеверий

Περὶ τῶν ἐν Μισθῷ συνόντων

De Mercede conductis

О философах, состоящих на жаловании

О греках, состоящих учителями в богатых домах

Оправдательное письмо

По поводу сочинения «О философах, состоящих на жаловании»

Ἀνάχαρσις ἢ Περὶ Γυμνασίων

Анахарсис, или Об упражнении тела

Диалог между Солоном и Анахарсисом об атлетике

Μένιππος ἢ Νεκυομαντεία

Менипп, или Путешествие в подземное царство

Менипп отправляется в аид, чтобы вопросить Тиресия о том, какая философия истинная

Лукий, или Осел

Короткий рассказ о превращении человека в осла (сюжет «Золотого осла» Апулея)

Диатриба против киников

Учитель красноречия

Сатира на преподавателя риторики

Ἀλέξανδρος ἢ Ψευδόμαντις

Александр, или Лжепророк

Обличение шарлатана Александра из Абонотейха

Изображения

Панегирик гетере Пантее, любовнице императора Луция Вера

Ὑπὲρ τῶν Εἰκόνων

В защиту «Изображений»

Еще один панегирик Пантее

Περὶ τῆς Συρίης Θεοῦ

О Сирийской богине

Описание культа богини Атаргатис

Лексифан, или Краснобай

Сатира на претенциозного ритора

Сатира на философов, обучающих за деньги

Περὶ τῆς Ἀστρολογίας

Об астрологии

Очерк об астрологии

Сравнение любви между женщинами и мужчинами

Ψευδολογιστής ἢ Περὶ τῆς Ἀποφράδος

Лжец, или Что значит «Пагубный»

Нападки на критика, обвинившего Лукиана в плохом владении аттическим диалектом

Собрание богов
Совет богов

Диалог о засорении греческого пантеона иностранными божествами

Тираноубийца

Пародийная речь тираноубийцы, требующего награды

Лишенный наследства

Пародийная речь сына, лишенного наследства

Περὶ τῆς Περεγρίνου Τελευτῆς

De Morte Peregrini

О кончине Перегрина

О самоубийстве киника Перегрина Протея

Беглые рабы

Обличение современных киников

Τόξαρις ἢ Φιλία

Toxaris sive Amicitia

Токсарид, или Дружба

Диалог между скифом Токсаридом и греком Мнесиппом о дружбе

Похвала Демосфену

Πῶς δεῖ Ἱστορίαν συγγράφειν

Quomodo Historia conscribenda sit

Как следует писать историю

Критика современных историков

Περὶ τῶν Διψάδων

Описание змеи дипсы

Кронии
Сатурналии

Описание римских Сатурналий

Кроно-Солон
Переписка с Кроном

Н.П. Баранов; в одном файле с «Сатурналиями»

Ἡρόδοτος ἢ Ἀετίων

Геродот, или Аэций

Рассказ о том, как Геродот и скульптор Аэций Амфиполийский обнародовали свои произведения на Олимпийских играх

Ζεύξις ἢ Ἀντίοχος

Зевксис, или Антиох

Анекдоты о художнике Зевксисе и царе Антиохе I

Ὑπὲρ τοῦ ἐν τῇ Προσαγορεύσει Πταίσματος

Pro Lapsu inter salutandum

В оправдание ошибки, допущенной в приветствии

Лукиан просит прощения у своего покровителя за неправильную форму приветствия

Анекдот о флейтисте Гармониде

Διάλογος πρὸς Ἡσίοδον

Разговор с Гесиодом

Ирония над пророчествами Гесиода.

Σκύθης ἢ Πρόξενος

Скиф, или Друг на чужбине

Посещение скифом Токсаридом Афин

Трагоподагра

Пародия на греческую трагедию

Ἑρμότιμος ἢ Περὶ Αἱρέσεων

Гермотим, или О выборе философии

Философский диалог по образцу платоновского

Πρὸς τὸν εἰπόντα Προμηθεὺς εἶ ἐν λόγοις

Prometheus es in Verbis

Человеку, назвавшему меня «Прометеем красноречия»

Защита Лукианом своего стиля

[?] Ἀλκυὼν ἢ Περὶ Μεταμορφώσεων

Гальциона, или О превращении

Защита реальности превращений Алкионы

Корабль, или Пожелания

Диалог о желаниях, возникших при виде корабля с зерном

Пародия на греческую трагедию

Диалог с киником

Разговоры в царстве мертвых

30 небольших диалогов в Аиде

Морские разговоры

15 коротких диалогов морских богов

Разговоры богов

25 коротких сатирических диалогов между богами

Диалоги гетер

15 коротких диалогов между гетерами

Не сохранившееся

Упомянуто Лукианом в «Демонакте»

Псевдо-Лукиан и подражания Лукиану

Греческое название

Латинское название

Русское название

Письма, приписываемые Лукиану

Χαρίδημος ἢ Περὶ Κάλλους

Харидем, или О красоте

Рассуждение об эстетике

О замысле Нерона прорыть Истмийский канал.

Φιλόπατρις ἢ Διδασκόμενος

Друг отечества, или Поучение

Византийская стилизация X или XI веков

Τιμαρίων ἢ Περὶ τῶν κατ’ αὐτὸν Παθημάτων

Византийская стилизация XII века

Исследования

Лукиан и век его // Галатея, 1839, №№ 13-15.

Лукиан и его сочинения // Сын отечества, 1842, № 10, стр. 21-28.

Б. Ордынский . // Современник, 1851, т. XXX.

Б. Ордынский . // Современник, 1852, т. XXXII.

Коллинз Л. Лукиан, СПб., 1876.

Богаевский Б. Лукиан, его жизнь и произведения // Лукиан. Сочинения, т. I, М., 1915.

Нахов И. Мировоззрение Лукиана Самосатского (автореферат диссертации), М., 1951.

Галеркина Б.Л. Лукиан в борьбе с языческими религиозными течениями (автореферат диссертации), Л., 1953.

Каждан А.П. Лукиан // Лукиан. Избранные атеистические произведения. М., 1955.

Апт С.К. Лукиан (Краткий очерк творчества) // Ученые записки Орехово-Зуевского Государственного педагогического института, т. II, вып. 1, М., 1955.

Нахов И.М., Шульц Ю.Ф. [рец. на:] Лукиан. Избранные атеистические произведения // Вестник древней истории, 1956, № 4.

Апт С.К. Лукиан // История греческой литературы. — Т. 3. — М.: Изд-во АН СССР, 1960.

Тахо-Годи А.А. Некоторые вопросы эстетики Лукиана. // Из истории эстетической мысли древности и средневековья. М., 1961.

Галеркина Б.Л. К вопросу о философских воззрениях Лукиана // Вестник древней истории, 1966, № 4.

Ротько А.М. Историография критики Лукианом дохристианской религии и христианства // Вопросы истории древнего мира и средних веков. Минск. 1974.

Соколова Т.М. Еще одно византийское «подражание» Лукиану. // Античность и Византия. М., 1975.
Греческий диалог в подражание Лукиану. Перевод Т.М. Соколовой // Античность и Византия. М., 1975.

Попова Т.В. Литературная критика в сочинениях Лукиана // Древнегреческая литературная критика. М.: Наука. 1975.

Ротько А.М. Зарубежная историография о критике Лукианом дохристианской религии и раннего христианства // Вопросы истории древнего мира и средних веков. Минск, 1977.

Нахов И. Лукиан из Самосаты // Лукиан. Избранное. М., 1987.

Чиколини Л.С. Диалоги Лукиана и «Утопия» Мора в издании Джунти (1519) // Средние века. Вып. 50. М., 1987.

Нахов И. Лукиан из Самосаты // Лукиан из Самосаты. Избранная проза. М., 1991 (переиздание из: Лукиан. Избранное. М., 1987).

Левинская О.Л. «Ослиные» метаморфозы в античной беллетристике: Лукиан, Апулей и Луций из Патр // Вестник древней истории, 2002, № 1.

Кузнец Е. Великий мастер сатиры // Лукиан. Избранное. М., 2010.

Лукиан Самосатский

Лукиа́н из Самоса́ты (Лукиа́н Самоса́тский, др.-греч. Λουκιανὸς ὁ Σαμοσατεύς , лат. Lucianus Samosatensis ; около 120 — после 180 гг. н. э.) — древнегреческий писатель. В сатирических сочинениях Лукиан высмеивает общественные, религиозные и философские предрассудки, а также другие пороки современного ему общества. Кроме того, его сочинение «Правдивая история», описывающее, в частности, путешествие на Луну и Венеру, оказало влияние на становление научной фантастики.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Творчество
  • 3 Влияние
  • 4 Память
  • 5 Сочинения
    • 5.1 Издания
    • 5.2 Русские переводы
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Биография

Биография Лукиана восстанавливается прежде всего на основании его собственных произведений (прежде всего, «Сновидение, или жизнь Лукиана» и «Дважды обвинённый, или Судебное разбирательство»), хотя сведения о нём есть в византийской энциклопедии «Суда» и у некоторых христианских авторов [4] [5] . Автобиографичность по крайней мере «Сновидения» обычно признаётся [6] . По наиболее распространённой версии, Лукиан родился около 120 [7] или 125 года н. э. [4] [6] , хотя «Суда» относит его рождение к правлению императора Траяна (98—117 годы) [4] [8] . Местом его рождения был город Самосата в римской провинции Сирия, который ранее был столицей Коммагены. Сам Лукиан называл себя сирийцем (ассирийцем [9] ), однако о его семитских корнях нельзя сказать ничего определённого [6] . Родным языком писателя, вероятно, был арамейский [10] .

Его отцом, вероятно, был бедный ремесленник, который не смог обеспечить сыну традиционное школьное образование, и отдал мальчика в подмастерья его дяде-скульптору. Впрочем, после того, как Лукиан случайно разбил каменную плиту, его обучение ремеслу прекратилось. В сочинении «Дважды обвинённый» Лукиан указывает, что он обучился древнегреческому языку и мастерству риторики, странствуя по Ионии [4] . Вскоре он стал странствующим ритором, и до сорока лет путешествовал по Греции, Македонии, Италии, Галлии и Сирии [11] . Незадолго до этого (или, возможно, позднее) он некоторое время был адвокатом в Антиохии [12] . По собственному признанию, в возрасте сорока лет он внезапно почувствовал отвращение к занятиям риторикой и обратился к философии [11] . Вскоре Лукиан получил некий пост в провинциальной администрации Египта, который различными исследователями характеризуется и как незначительный [13] , и как крупный [14] . Поскольку последние произведения Лукиана вновь носят строго риторический характер, иногда предполагается возврат в конце жизни к профессии ритора (альтернативное объяснение — развлечение императорского чиновника [11] ). Известно, что у писателя было немало друзей среди философов; наиболее известен из них Цельс [15] . Умер Лукиан после 180 года: умершего в этом году Марка Аврелия в произведении «Александр, или Лжепророк» он называет божественным [4] [13] . По свидетельству «Суды», Лукиан умер, растерзанный собаками, «за то, что лаял против истины» (то есть христианства). Повод к легенде, видимо, дал сам Лукиан, пошутив однажды, что киники едва не растерзали его, как собаки Актеона («О смерти Перегрина»).

Творчество

Творчество Лукиана обширно: оно включает философские диалоги, сатиры, биографии и романы приключений и путешествий (часто откровенно пародийные), имеющие отношение к предыстории научной фантастики. Всего Лукиану приписывается 82 [16] , 84 [17] или 85 [18] произведений различных жанров. Некоторые из них порой причисляются к подложным: таковы, в частности, эпиграммы и стихотворные пародии на греческие трагедии [17] . Впрочем, «Трагоподагра» и некоторые элегии иногда считаются подлинными [14] . Э. М. Хармон, переводчик Лукиана в серии Loeb Classical Library, называет в числе наверняка не-Лукиановых произведений работы «Гальциона», «Нерон», «Друг отечества» и «Об астрологии», а также выделяет целый ряд произведений, в которых авторство Лукиана вызывает сомнения [16] . С. К. Апт полагает, что Лукиану, помимо стихотворных произведений, не принадлежат диалог «Две любви», трактат «Об астрологии», диалог «Харидем, или О красоте», диалог «Киник», «Похвала Демосфену», диалог «Гальциона, или О превращении», трактат «Долговечные», диалог «О парасите, или о том, что параситизм — искусство», трактат «О сирийской богине» и диалог «Патриот, или слушающий поучения» [19] . А. И. Зайцев считает однозначно подложными сочинения «Две любви», «Харидем», «Гальциона», «Долговечные», «Нерон», «Друг отечества», «Быстроног» и признаёт существование ряда произведений, авторство которых установить затруднительно [18] .

Читайте также  Краткая биография шолохов

В первых своих сочинениях Лукиан отдаёт дань риторике («Тираноубийца», «Похвала мухе», «Сон» и другие). Но скоро он разочаровывается в риторике и грамматике и заостряет против них свою сатиру («Лексифан», «Лжец», «Учитель риторики» и другие). Впоследствии он обращается к изучению философии, но сначала не становится сторонником какой-либо философской школы и одинаково высмеивает в своих произведениях философов различных направлений. Одно время он увлекался кинической философией, позднее отдаёт предпочтение философии Эпикура. Лукиан осмеивает в своей острой сатире как отживающее язычество, так и устанавливающееся христианство. Наиболее яркими произведениями Лукиана, в которых он смеется над богами Олимпа, являются его «Разговоры богов», «Морские разговоры» и «Разговоры в царстве мертвых». Везде Лукиан смеется над мифологическими образами.

Лукиана часто называют «первым писателем-фантастом» в истории, имея в виду его «фантастические» романы — «Икароменипп» (др.-греч. Ἰκαρομένιππος ; ок. 161; рус. перевод 1935 — «Икароменипп, или Заоблачный полет»), давший название литературоведческому термину «мениппеи», и «Правдивая история» (др.-греч. Ἀληθῆ Διηγήματα [20] ; ок. 170; рус. 1935). В первой книге герой совершает космический полет на Луну с помощью крыльев (и с единственной целью — взглянуть на земные дела «с высоты»), после чего посещает Олимп; во второй, претендующей на титул «первого научно-фантастического романа в истории», — путешественники-мореплаватели также унесены на Луну (штормовым вихрем), встречают там множество экзотических форм внеземной жизни, активно вторгаются в местную «политику» и даже участвуют в «звёздных войнах» за планету Венера.

Важнейшая особенность стиля Лукиана — его стремление писать на устаревшем аттическом диалекте, который считался классическим для греческой литературы [10] .

Долго приписываемое Лукиану произведение «Лукий, или Осёл» в настоящее время считается написанным другим автором [21] . Произведение «Лукий, или Осёл», а также «Метаморфозы» или «Золотой осёл» Апулея восходят к одному и тому же предку, до нас не дошедшему, но подробно характеризованному в «Библиотеке» патриарха Фотия, который читал и этот прототип, автором которого был некий Лукий из Патр, и «Осла», автором которого он считает Лукиана. Хотя Фотий говорит, что ему неизвестно, кто из двоих писателей жил раньше, кто позже, но ясно, что именно эта повесть Лукия из Патр явилась источником, обработанным и псевдо-Лукианом и Апулеем в разной манере, причем, вероятно, роман Апулея ближе к первоисточнику, чем чисто сатирический «Осёл» псевдо-Лукиана [22] .

Влияние

Лукиан Самосатский прозван богохульником и злословцем за то, что в его диалогах содержатся насмешки над божественным. Жил он при императоре Траяне и его преемниках. Сначала Лукиан был адвокатом в сирийском городе Антиохия, но, не добившись успеха на этом поприще, обратился к ремеслу логографа. Написано им без числа. Говорят, что умер он, растерзанный собаками, ибо боролся против истины. И в самом деле, в «Жизнеописании Перегрина» он нападает на христианство и надругается, нечестивец, над самим Христом. За эти бешеные выпады было ему уготовано достойное наказание в этом мире, а в будущем вместе с Сатаной он получит в удел вечный огонь [23] .

Лукиан не оказал большого влияния на современников. Письма Алкифрона (возможно, младшего современника писателя) находятся под влиянием «Разговоров гетер». Позднеантичный писатель Аристенет был хорошо знаком с творчеством Лукиана, но вплоть до начала X века его редко упоминают. Однако начиная с Льва Философа пробуждается большой интерес к нему в Византии; примерно в XI веке, вероятно, был создан трактат «Патриот, или Слушающий поучения» («др.-греч. Φιλόπατρις ἢ Διδασκόμενος ») — искусное подражание Лукиану [24] . Читал Лукиана патриарх Фотий, а Арефа Кесарийский составлял комментарии к его сочинениям [25] .

Сатирические произведения Лукиана с их резкими нападками на религиозную ортодоксию и власть оказали большое влияние на поздних авторов, среди которых выделяются Ульрих фон Гуттен, Томас Мор (переводчик многих сочинений Лукиана на английский язык), Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт. В сатирических диалогах Ульриха фон Гуттена, особенно в диалоге «Вадиск, или Римская троица», несомненно чувствуется отзвук сатирических диалогов Лукиана, также и в сатире Эразма Роттердамского «Похвала глупости». «Утопия» Мора объединяет два типично лукиановых мотива — сатирический диалог и увлекательное путешествие. В фантастике романов Рабле можно даже найти прямые параллели к «Правдивым историям» Лукиана. Они же стали прообразом «Путешествия Гулливера» Свифта.

Благодаря переводам Лукиана на более известный в Европе латинский язык, а позднее — и на новые языки (в частности, на английский, немецкий и французский), с творчеством Лукиана познакомились повсеместно [24] .

На русский язык фрагменты Лукиана впервые перевёл М. В. Ломоносов: это был диалог Александра Македонского и Ганнибала в «Разговорах в царстве мёртвых» [25] .

В 1915 году, «Издательство М. и С. Сабашниковых» в серии «Памятники Мировой литературы» выпустило два тома сочинений Лукиана Самосатского [26] [27] .

Сочинения Лукиана нередко подвергались критике в Византии, а в XVI веке в Европе попали в Индекс запрещённых книг [24] .

Память

Сочинения

Издания

Изд. Sommerbrodt, Berlin (Wiedmann). Полный перев. на франц. яз.: Eugène Talbot, I—II, P.-Hachette, 1882.

  • В «Loeb Classical Library» сочинения изданы в 8 томах (№ 14, 54, 130, 162, 302, 430, 431, 432).
    • Vol. I
    • Vol. II
    • Vol. III
    • Vol. IV
    • Vol. V
    • Vol. VI
    • Vol. VII
  • В «Collection Budé» начато издание (опубликовано 4 тома, сочинения № 1-29)

Лукьян — что значит имя | Происхождение, характер, значение.

Краткая форма имени Лукьян. Лю, Лукьянка, Луканя, Луконя, Луканка, Лукаша, Лутоня, Лутоха, Лутоша, Чано, Чанито, Люцек, Люцысь, Лютек, Люцьо, Люцианек, Люцьянек, Люцусь.
Синонимы имени Лукьян. Лукиан, Люсьен, Лусиано, Лусиану, Лучан, Лукианос, Луциан.
Происхождение имени Лукьян. Имя Лукьян православное, католическое.

Имя Лукьян (Лукиан) произошло от римского когномена (личного или родового прозвища) Lucianus, происходящего от личного имени Lucius, которое с латинского языка «lux» переводится как «свет». От имени Лукьян в русском языке образованы фамилии Лукьянов, Лукьяненко.

Имя Лукьян в разных странах звучит по-разному. Во Франции – Люсьен, в Испании – Лусиано, в Португалии – Лусиану, в Румынии – Лучан, в Греции – Лукианос, в Польше – Луциан. Имена Лукьян (Лукиан), Лука, Люций (Лукий), Лукиллиан (Люциллиан) являются родственными и взаимодополняющими друг друга. Одно имя может быть уменьшительно-ласкательным обращением для другого имени.

Женские парные имена – Люсьен, Лусиана, Лучана.

У католиков особо почитается мученик Лукиан Никомедийский, который считается покровителем новообращенных.Даты православных именин Лукьяна – 18 января, 28 апреля, 16 июня, 19 июля, 20 июля, 10 сентября, 26 сентября, 28 октября. У католиков Лукьяна почитают 7 января, 8 января, 28 мая, 13 июня, 7 июля, 26 октября и 24 декабря.

Описание значения имени Лукьян (Лукиан) – смотрите имя Лука.

Именины Лукьяна

Лукьян празднует именины 7 января, 8 января, 18 января, 28 апреля, 28 мая, 13 июня, 16 июня, 7 июля, 19 июля, 20 июля, 10 сентября, 26 сентября, 26 октября, 28 октября, 24 декабря.

Известные люди с именем Лукьян

  • Лукиан из Самосаты ((ок.120 — 180) греческий писатель-сатирик родом из города Самосаты (Сирия). Отец его был мелкий ремесленник. Лукиан получил общее и риторическое образование, имел адвокатскую практику в Антиохии, много путешествовал (посетил Грецию, Италию, Галлию), изучал право в Афинах, под конец жизни получил почетную должность прокуратора в Египте.)
  • Лукьян Голосов ((1620-е — 1680-е) умный дворянин, поэт, переводчик)
  • Лукьян Стрешнев ((ум.1650) окольничий, боярин, отец царицы Евдокии Лукьяновны)
  • Лукьян Кобылица ((1812 — 1851) руководитель народного восстания на Буковине в 40-х годах XIX столетия, депутат австрийского парламента (Рейхсрата) в 1848 году)
  • Лучано Паваротти ((1935 — 2007) итальянский оперный певец (тенор), один из самых популярных современных оперных исполнителей. Отмечают, что благодаря своему вокальному мастерству, характерной легкости звукоизвлечения, сочетающимся «с высокой индивидуальностью, излучающей тепло и жизнерадостность», Паваротти стал «одной из „суперзвезд“ оперной сцены 20 столетия». Его популярности способствовали также частые появления в прессе и трансляции выступлений Паваротти по телевидению. Лучано Паваротти вошел в поп-культуру после исполнения «Nessun Dorma» на церемонии открытия мирового кубка FIFA в 1990 году в Италии. В этот же период начинается совместное сотрудничество Паваротти с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом в проекте «Три тенора» — цикле концертов трёх артистов, призванных донести оперный репертуар до широкой аудитории. В дальнейшем «Три тенора» продолжали совместные выступления в течение 15 лет, имея большой коммерческий успех. Кроме того, певец поддерживал дружеские отношения со многими поп- и рок-исполнителями, и неоднократно участвовал с ними в совместных концертах. При этом Паваротти постоянно поддерживал свой статус в мире оперы, оставаясь академическим певцом. Паваротти уделял большое внимание благотворительной деятельности, он был отмечен наградами за работу по сбору денежных средств для беженцев и Красного Креста.)
  • Лукьян Новосельцев ((1912 — 1956) советский военный, участник Великой Отечественной войны, майор сухопутных войск, Герой Советского Союза)
  • Лукьян Солоневич ((1866 — 1938) русский историк и журналист, деятель западноруссизма, отец известного мыслителя Ивана Солоневича)
  • Лукиан (преподобномученик Антиохийский, первосвященник, богослов, один из первых редакторов Библии)
  • Лукиан Миллер ((1836 — 1898) известный немецкий филолог)
  • Епископ Лукиан ((род.1965) в миру — Леонид Куценко, епископ Русской православной церкви, епископ Благовещенский и Тындинский)
  • Люсьен Мериньяк ((1873 — 1941) французский профессиональный фехтовальщик, чемпион летних Олимпийских игр 1900)
  • Люсьен Демане ((1874 — ?) французский гимнаст, двукратный бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1900 и 1920)
  • Люсьен Бернар Лакост ((1905 — 1989) католический епископ, ординарий епархии Дали, миссионер, член монашеской конгрегации «Священники Святейшего Сердца Иисуса»)
  • Люсьен Леви-Дюрмэ ((1865 — 1953) французский символист, художник и гончар, представитель стиля модерн)
  • Люсьен Жан-Батист (современный французский актёр и кинорежиссёр)
  • Люсьен Писсарро ((1863 — 1944) французский и английский художник, график и ксилограф)
  • Люсьен Юто ((1878 — ?) французский футболист, серебряный призёр летних Олимпийских игр 1900 года)
  • Люсьен Петипа ((1815 — 1898) выдающийся французский балетный артист)
  • Люсьен Эрве, собственно Ласло Элкан ((1910 — 2007) французский фотограф венгерского происхождения)
  • Люсьен Февр ((1878 — 1956) известный французский историк)
  • Люсьен Лоран ((1907 — 2005) французский футболист, известный как автор первого гола в истории чемпионатов мира)
  • Лучано Беллози ((1936 — 2011) итальянский искусствовед, известный специалист по искусству XIII—XV вв., особенно тосканскому)
  • Лучан Добре ((род.1978) румынский футболист, защитник)
  • Лучано Лигабуэ (популярный итальянский музыкант, писатель, певец, кинорежиссер и сценарист)
  • Лучано Пуччи Бурти ((род.1975) бразильский автогонщик, участник чемпионата мира по автогонкам в классе «Формула-1»)
  • Лучано Сгрицци ((1910 — 1994) итальянский клавесинист и композитор)
  • Лучано Флориди ((род.1964) итальянский философ. Один из наиболее влиятельных итальянских мыслителей в области философии техники и этики. Наиболее известен своими работами в двух новых областях философских исследований, в становление которых он внес свой вклад: философия информации и информационная этика. Он основатель и директор IEG, исследовательской группы Оксфордского Университета в области философии информации, а также директор исследовательской группы философии информации в университете Хертфордшира. Его работы переведены на китайский, французский, греческий, венгерский, японский, фарси, польский, португальский и испанский языки.)
  • Люцьян Рыдель ((1870 — 1918) польский поэт и драматург)
  • Лусиану Кордейру ((1844 — 1900) португальский писатель)
  • Лусиано Габриэль (Лучо) Фигероа Эррера ((род.1981) аргентинский футболист, нападающий)
  • Лусиано Кастро (аргентинский актер)
Читайте также  Краткая биография лихоносов

Краткая биография лукиан

Перевод Н. П. Баранова

1. Послал нас, граждане дельфийские, наш повелитель Фаларид доставить богу вот этого быка, а вам поведать, что следует, касательно владыки и его посвящения.

Так вот ради чего мы прибыли; а передать вам Фаларид наказал следующее. Я, говорит он, жители дельфийские, хочу, чтобы все эллины принимали меня таким, каким я являюсь, а не таким, каким предает нас слуху людей незнающих молва, распространяемая нашими недругами и завистниками, — за это я готов был бы отдать все. Особенно же я хочу этого от вас, ибо вы находитесь под покровительством бога и пифийцу — сопрестольники, и только что не делите с богом жилище и кров. Посему, полагаю, если я сумею перед вами оправдать себя и убедить вас, что понапрасну почитают меня жестоким, то через вас перед всеми прочими буду оправдан. Свидетелем того, о чем хочу сказать, призываю самого бога — его поистине нельзя прельстить рассуждениями лукавыми или лживой речью обойти; людей, пожалуй, провести легко, бога же, и такого бога в особенности, — невозможно.

2. Бы я в Акраганте не из последних людей, и родом был не хуже других, и воспитание получил приличествующее свободному, и учением его преумножил. Так я жил, и государство всегда имело во мне поборника дела народного, а сограждане — человека обходительного и умеренного. И ни насилием, ни грубостью, ни высокомерием, ни своекорыстием никто никогда не укорял меня в ту раннюю пору моей жизни. Когда же я стал замечать, что противники моих государственных взглядов замышляют недоброе и всеми способами ищут схватить меня, — город наш в то время раздирали несогласия, — я нашел для себя единственный и надежный выход, бывший вместе с тем и для города спасением: надо было завладеть властью, оттеснить моих противников и прекратить заговоры, а государство силой привести к благоразумию. Было немало людей, одобрявших все это, — людей умеренных и градолюбителей, которые знали мои мысли и сознавали неизбежность вмешательства. Поддержкой этих граждан воспользовавшись, я легко победил.

3. Начиная с этого времени, те, о ком я раньше говорил, перестали сеять смуту и стали мне покорными, я управлял, а город пребывал в спокойствии. Казней же, изгнаний, лишений имущества я даже против бывших заговорщиков не применял, хотя решиться на такие меры неизбежно приходится, особенно при начале единовластия; человечностью, кротостью, лаской и равным распределением почестей я надеялся — безумец — привести врагов к повиновению. Итак, я немедленно заключил перемирие и помирился с врагами и большинство их сделал своими советниками и сотрапезниками. Самый же город, который я видел разоренным по нерадению правителей, нередко воровавших, а чаще просто грабивших общественную казну, я привлек на свою сторону устройством водопровода, украсил, восстановив постройки, и укрепил, окружив стенами. Все доходы общественные я стараниями людей, мною поставленных, без труда увеличил и стал заботиться о молодежи, призревать стариков и наполнять жизнь народа зрелищами, денежными раздачами, общими празднествами и народными угощениями. О насилиях над девушками, о развращении подростков, об уводе жен, о посылке моих копьеносцев против мирных граждан, о каких-либо угрозах неограниченного властелина мне и слышать было отвратительно.

4. Я собирался уже отойти от управления государством и сложить с себя единовластие, обдумывая лишь одно — как бы прекращение правления осуществить надежнее. Ибо самая власть и необходимость обо всем заботиться уже тяготили меня и связанная с ними зависть казалась мне тяжелым бременем. Но как сделать, чтобы город уже больше никогда не имел нужды в подобной опеке, — вот что я еще продолжал искать. Занятый этими мыслями, я продолжал оставаться все тем же, а враги мои уже стали объединяться против меня и обдумывали пути заговора и восстания, мои противники связывали себя взаимными клятвами, собирали оружие, доставали средства и призывали соседей нашего города и в Элладу, к лакедемонянам и афинянам, засылали посольства. Относительно меня самого, если бы я попался этим людям, все уже было у них решено. Как они грозили собственноручно разорвать меня на части, какие казни придумывали — об этом они всенародно объявили под пыткой. Но если ничего подобного я не испытал, то виновники тому — боги, изобличившие заговор, и прежде всех, конечно, пифиец, открывший все в сновидениях и посылавший ко мне осведомивших меня обо всем людей.

5. А теперь я прошу вас, граждане дельфийские: рассудите так, как будто вы сами находились в том же страшном положении. Дайте мне совет, как я должен был поступать в то время, когда, очутившись по собственной неосторожности почти в руках врагов, я старался найти в окружавшем меня какое-нибудь спасение. Итак, на короткое время переселитесь мыслью в Акрагант, ко мне; увидев приготовления врагов, выслушав их угрозы, скажите: что нужно было делать? Продолжать ли действовать лаской, щадить врагов, терпеть, в то время как они уже были готовы предать тебя последним мучениям? Что же, с голыми руками отдаться под удар ножа и собственными глазами видеть гибель того, что тебе дороже всего? Или так вести себя мог только совершенный глупец, а мне следовало, питая мысли благородные и отважные и вооружившись разумным гневом человека, терпящего несправедливое, напасть на противников и из нынешнего положения добыть себе на будущее время полную безопасность? Я уверен: вы посоветовали бы мне последнее.

6. Итак, как же я поступил? Я послал за виновными и предоставил им сказать свое слово; потом я предъявил против них улики, неопровержимо во всем изобличил. Так как они и сами уже не могли отрицать своей виновности, я покарал их, негодуя не столько на то, что сделался предметом их заговора, сколько на то, что они не дали мне остаться при том способе управления, который установил с самого начала. С этого времени я живу, окружив себя стражей, тех же, кто все еще продолжает злоумышлять против меня, подвергаю наказанию. Вот с этой поры люди обвиняют меня в жестокости, не думая, кто из нас первый положил начало такому положению. Не обращая внимания на суть дела и обстоятельства, при которых налагались кары, мне ставили в вину самые наказания и кажущуюся жестокость их. Это похоже на то, как если бы кто, увидев когда-нибудь у вас святотатца, сбрасываемого со скалы, не стал бы рассуждать о совершенном дерзком преступлении — как преступник ночью проник в святилище, сорвал с мест посвящения, поднял руку на изображение бога, — а принялся обвинять вас в великой свирепости: вы-де, будучи эллинами и считая себя посвященными богу, согласились, чтобы человека, родом эллина, подвергали такой ужасной казни вблизи святилища — скала, говорят, не очень далека от города. Но я уверен, вы и сами рассмеетесь, если ктонибудь выдвинет против вас такое обвинение; да и все одобрят вашу против нечестивцев жестокость.

7. Народы, не разбирая вовсе, что за человек у дел государственных, справедлив он или несправедлив, самое имя тирании ненавидят и тирана, будь он даже Эаком, Миносом или Радамантом, — все равно всячески стараются его погубить. Смотря на дурных, люди и честных среди тиранов заодно обвиняют и окружают такой же ненавистью. Я, по крайней мере, слыхал, что и у вас, эллинов, много было мудрых тиранов, которые под именем, имеющим дурную славу, проявляли нрав честный и кроткий. Краткие изречения некоторых из них выставлены в вашем святилище в качестве приношения и посвящения пифийцу.

8. Вы знаете также, что и законодатели уделяют очень много внимания карательным мерам, так как в других законах нет никакой пользы, если к ним не присоединятся страх и боязнь наказания. Для нас же, тиранов, это тем более необходимо, что мы путем насилия становимся вождями и имеем дело с людьми, которые таят против нас и злобу, и коварные замыслы. Для нас нет никакой пользы стращать врагов букой там, где положение сходно с рассказом о Гидре: чем больше мы обрубаем причины, родящие казни, тем больше их снова вырастает перед нами. Для нас становится неизбежным нести бремя, снова и снова срезая и сжигая, клянусь Зевсом, то, что отрастает, как делал Иолай, если мы хотим одержать верх. Тот, кого необходимость раз толкнула на этот путь, должен, сохраняя способ правления, или оставаться самим собой, или, щадя окружающих, погибнуть. А в целом: неужели, по-вашему, найдется человек до такой степени дикий и неукротимый, что станет наслаждаться, бичуя, слыша вопли и взирая на умерщвляемых, если не будет у него какой-то важной причины для казней? О, сколько уже пролил я слез, когда бичевали других! Как часто вынужден бываю горестно сетовать на судьбу, сам терпя наказание и более мучительное, и более длительное! Ибо для человека, от природы доброго, но вынужденного к жестокости, много тяжелее наказывать других, чем самому терпеть наказание.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: