Краткая биография моэм
Сомерсет Моэм – краткая биография
Моэм Уильям Сомерсет (Maugham William Somerset) (1874–1965), английский писатель и драматург.
Родился 25 января 1874 в Париже. Отец – Роберт Ормонд Моэм, юристконсульт британского посольства во Франции; мать – Эдит Мери (урожденная Снелл). Дедушка – видный адвокат и соучредитель Английского общества юристов, поэтому мальчику заранее прочили юридическую карьеру. Однако, семейной традиции последовали лишь трое его старших братьев. Один из них, Фредерик Герберт даже занимал должность лорда канцлера между 1938–1939.
Мать Моэма болела туберкулезом и умерла в 1882. Через два года от рака желудка умер отец.
Потеря близких тяжело отразилась на психике ребенка.
В 1884 его взял на воспитание брат отца Генри Макдоналд Моэм, викарий собора в Вайтстебле графство Кент, Англия. Начальное образование получил в Королевской школе в Кентербери. До десяти лет говорил только по французски. Постоянно подвергался насмешкам за плохой английский язык и маленький рост. Из за нервного стресса у Сомерсета развилось легкое заикание, которое становилось заметным при волнении.
В 1890 Моэм поступил в Гейдельберский университет на отделение литературы и философии. Вернувшись в Англию, Моэм около месяца служил в юридической конторе. По настоянию дяди продолжил образование в медицинском колледже при больнице Святого Фомы в Лондоне.
В 1897 Моэм получил диплом врача, однако работать по специальности не стал и полностью посвятил себя литературе.
Первый роман Моэма «Liza of Lambeth» появился в 1897. Начинающий автор быстро пробрел известность. Огромным успехом у публики пользовалась комедия «Lady Frederick» (1907).
В 1908 на лондонских сценах одновременно шли сразу четыре его пьесы. Творческое наследие Моэма весьма обширно: пьесы («A Man of Honour», 1903; «Jack Straw», 1908; «The Explorer», 1908; «Landed Gentry», 1910; «The Land of Promise», 1913; «The Constant Wife», 1926 и др.), романы («The Making of a Saint», 1898; «The Hero», 1901; «Mrs Craddock», 1902; «Of Human Bondage», 1902; «The Moon and Sixpence», 1919; «Theatre», 1937; «The Razor’s Edge», 1944 и др.), сценарии, рассказы, путевые заметки. Он получал огромные гонорары и еще при жизни превратился едва ли не в живого классика. Впрочем, сам Моэм оценивал свой талант весьма скромно: «Самый первый среди второразрядных».
В 1909 Моэм увлекся 21 летней актрисой Этельвин Джонс (Ethelwynne Sylvia Jones), игравшей в его пьесе «Penelope». Дочь драматурга Генри Артура Джонса; домашнее прозвище Сью (Sue). Моэм сделал ей предложение, но получил неожиданный отказ. Отношения продолжались около восьми лет, но не имели продолжения. Э. Джонс стала проотипом Рози – одной из героинь романа «Пироги и пиво» («Cakes and Ale: or, the Skeleton in the Cupboard», 1930).
В 1911 Моэм познакомился с Сарой Барнардо (Maud Syrie Barnardo, 1879–1955). В 1915 в Италии Сара родила дочь Мери Элизабет (1915–1998), отцом которой, судя по всему, являлся Моэм, за которого 26 мая 1917 Сара вышла замуж.
В начале Первой мировой войны Моэм записался добровольцем в группу водителей санитарных машин Красного Креста во Фландрии. В нее входили еще 23 крупных писателя того времени, в том числе Эрнест Хемингуэй, Джон Дос Пассос и другие.
Во время пребывания на Западном фронте Моэм был завербован шефом военной разведки Великобритании Джоном Уоллинджером. В течение нескольких лет работал связником агентурной сети MI 6 в Европе; выполнял особые поручения в Швейцарии и России.
В 1928 Моэм официально развелся с женой, с которой практически никогда не жил под одной крышей. При разделе имущества Сири Моэм получила дом на Кинг Роуд в Лондоне, автомобиль Роллс Ройс, ежегодную пенсию в 2400 фунтов для себя и 600 фунтов для дочери. Впоследствии она обнаружила талант дизайнера по интерьерам. Ее проекты с преобладанием белых тонов пользовались повышенным спросом самой состоятельной и аристократической публики.
Из за угрозы немецкой оккупации в 1940 Моэм перебрался в Соединенные Штаты.
Сомерсет Моэм скончался 15 декабря 1965 в городке Сен Жан Кап Ферра от пневмонии; его пепел развеян в парке Королевской школы в Кентербери, где он когда то учился.
Сомерсет Моэм
Биография
Сомерсет Моэм – автор 21 романа, новеллист и драматург, критик и светский лев, вращавшийся в высших кругах Лондона, Нью-Йорка и Парижа. Писатель творил в жанре реализм, ориентируясь на традиции натурализма, модерна и неоромантизма.
Детство и юность
Уильям Сомерсет Моэм родился 25 января 1874 года. Сын юриста британского посольства в Париже, он заговорил на французском раньше, чем постиг английский язык. В семье Сомерсет был младшим ребенком. Трое братьев были сильно старше, и на момент их отправления на учебу в Англию мальчик остался в доме родителей один.
Сомерсет Моэм с собакой
Он много времени проводил с матерью и был привязан к ней. Мать скончалась от туберкулеза, когда ребенку было 8 лет. Эта утрата стала сильнейшим потрясением в жизни Моэма. Переживания спровоцировали дефект речи: Сомерсет стал заикаться. Эта особенность осталась с ним на всю жизнь.
Отец скончался, когда мальчику было 10 лет. Семья распалась. Старшие братья учились на юристов в Кембридже, а Сомерсета отправили под опеку дяди священника, в доме которого и прошла его юность.
Сомерсет Моэм в детстве
Ребенок рос одиноким и замкнутым. Дети, воспитанные в Англии, не принимали его. Заикание и акцент франкоговорящего Моэма высмеивали. На этой почве застенчивость становилась все сильнее. Друзей у мальчика не было. Книги стали единственной отдушиной для будущего писателя, обучавшегося в школе-интернате.
В 15 лет Сомерсет уговорил дядю отпустить его в Германию для изучения немецкого языка. Гейдельберг стал местом, где он впервые почувствовал себя свободным. Юноша слушал лекции по философии, изучал драматургию и увлекся театром. Интересы Сомерсета касались творчества Ибсена, Шопенгауэра, Гете, Вагнера, Спинозы, Верлена и Данте.
Сомерсет Моэм в молодости
В Великобританию Моэм вернулся в 18 лет. Он обладал достаточным уровнем образования для выбора будущей профессии. Дядя направлял его на путь священнослужителя, но Сомерсет предпочел отправиться в Лондон, где с 1892 года стал студентом медицинской школы у больницы Святого Томаса.
Литература
Изучение медицинского дела и врачебная практика сделали из Сомерсета не только дипломированного врача, но и человека, видевшего людей насквозь. Медицина наложила отпечаток на стиль писателя. Он редко использовал метафоры и гиперболы.
Писатель Сомерсет Моэм
Первые шаги в литературе были слабыми, так как среди знакомых Моэма не было людей, способных направить его на верный путь. Он занимался переводом произведений Ибсена, чтобы изучить технику создания драматургии, писал рассказы. В 1897 на свет появился первый роман «Лиза из Ламбета».
Анализируя произведения Филдинга, Достоевского, Диккенса, Флобера, писатель также ориентировался на тенденции, актуальные современности. Он много и плодотворно работал, постепенно став одним из самых читаемых авторов. Его книги быстро продавались, принося писателю доход.
Сомерсет Моэм
Моэм изучал людей, используя в творчестве их судьбы и характеры. Он верил, что самое интересное таится в повседневном. Это подтверждал роман «Лиза из Ламбета», в котором ощущалось влияние творчества Эмиля Золя.
В романе «Миссис Крэддок» просматривалось увлечение автора прозой Ги де Мопассана. Он впервые задавался вопросами о жизни и любви. Пьесы Моэма сделали его обеспеченным человеком. Премьера «Леди Фредерик», состоявшаяся в 1907 году, утвердила его в статусе драматурга.
Книги Сомерсета Моэма
Моэм придерживался традиций, воспеваемых театром Реставрации. Авторитетными для него были комедии Оскара Уайльда. Пьесы Моэма разделяются на комические, где озвучиваются идеи, схожие с размышлениями Бернарда Шоу, и драматические, отражающие социальные проблемы.
В творчестве Моэма нашел отражение опыт участия в Первой и Второй мировых войнах. Свое видение автор отражал в произведениях «За боевые заслуги», «На острие бритвы». В военные годы Моэм побывал в автосанитарной части во Франции, в разведке, работавшей в Швейцарии и в России. В финале он оказался в Шотландии, где лечился от туберкулеза.
Сомерсет Моэм
Писатель много путешествовал, побывал в разных странах Европы и Азии, в Африке и на островах в Тихом океане. Это обогащало его внутренний мир и давало впечатления, которые он использовал в творчестве. Жизнь Сомерсета Моэма была насыщенна событиями и интересными фактами.
В произведениях автора заметен реализм и пессимистические настроения. В них есть трагизм, связанный с суровостью окружающего мира и существованием героев в социальных условиях, глубокие драматические конфликты.
Писатель Сомерсет Моэм
«Бремя страстей человеческих» и автобиографическое произведение «О человеческом рабстве» — романы, в которых соединены эти категории. В романе «Луна и грош» Моэм рассуждает о трагедии художника, в «Цветном покрове» — об участи ученого, а в «Театре» — о буднях актрисы.
Новеллы и рассказы Сомерсета Моэма отличаются острыми сюжетами и психологизмом. Автор держит читателя в напряжении и использует прием неожиданности. Присутствие авторского «я» в произведениях – их традиционная черта.
Личная жизнь
Критики и биографы обсуждали неоднозначность персоны Моэма. Его первые биографы отзывались о писателе как о человеке со скверным характером, цинике и женоненавистнике, неспособном воспринимать критику. Умный, ироничный и трудолюбивый писатель целенаправленно прокладывал себе путь к литературным вершинам.
Он ориентировался не на интеллектуалов и эстетов, а на тех, для кого его произведения были актуальными. Моэм запретил освещать личную корреспонденцию после его смерти. Запрет был снят в 2009 году. Это сделало некоторые нюансы его жизни более понятными.
Сомерсет Моэм и Сью Джоунз
В жизни писателя были две женщины. Он очень любил Этельвину Джоунз, известную под именем Сью Джоунз. Ее образ использован в романе «Пироги и пиво». Дочь популярного драматурга, Этельвина была успешной 23-летней актрисой на момент знакомства с Моэмом. Она только что развелась с мужем и быстро сдалась под гнетом ухаживаний писателя.
Мисс Джоунз славилась легким нравом и доступностью. Моэм не считал это порочным. Поначалу он не планировал свадьбу, но вскоре сменил решение. На предложение руки и сердца писатель получил отказ. Девушка была беременна от другого.
Сомерсет Моэм и его жена Сири Могам
Сомерсет Моэм женился на Сири Могам, дочери мецената, известного благотворительной деятельностью. Сири успела побывать в браке. В 22 года она вышла замуж за Генри Уэллкама, которому было 48 лет. Мужчина был владельцем фармакологической корпорации.
Семья быстро распалась из-за измены жены с владельцем сети лондонских универмагов. Моэм познакомился с девушкой в 1911 году. В их союзе родилась дочь Элизабет. На тот момент Сири была не разведена с Уэллкамом. Связь с Моэмом оказалась скандальной. Девушка предприняла попытку самоубийства из-за притязаний бывшего мужа на развод.
Сомерсет Моэм и Элизабет Моэм
Моэм поступил как джентльмен и женился на Сири, хотя чувства к ней быстро пропали. Вскоре супруги стали жить отдельно. В 1929 году состоялся их официальный развод. Сегодня ни для кого не является секретом бисексуальность Моэма, которую не подтверждают, но и не опровергают его биографы.
Союз с Джеральдом Хэкстоном подтверждал увлечения писателя. Сомерсету Моэму было 40, а его спутнику — 22 года. В течение 30 лет Хэкстон сопровождал Моэма в качестве секретаря в путешествиях. Он пил, увлекался азартными играми и тратил деньги Моэма.
Сомерсет Моэм и Джеральд Хэкстон
Знакомых Хэкстона писатель использовал в качестве прототипов для своих произведений. Известно, что Джеральд даже подыскивал новых партнеров для Моэма. Одним из таких мужчин стал Дейвид Познер.
Семнадцатилетний юноша познакомился с Моэмом в 1943 году, когда тому было 69 лет. Хэкстон умер от отека легких, и его сменил Алан Сирл, поклонник и новый любовник писателя. В 1962 году Моэм официально усыновил своего секретаря, лишив дочь Элизабет прав на наследство. Но дочь сумела отстоять законные права, и суд признал усыновление недействительным.
Смерть
Сомерсет Моэм скончался от пневмонии на 92 году жизни. Это произошло 15 декабря 1965 года в провинциальном французском городке Сен-Жан-Кап-Ферра, неподалеку от Ниццы. Вопреки французским законам пациента, умершего в стенах больницы, не подвергли вскрытию, а перевезли домой и на следующий день сделали официальное заявление о смерти.
Родственники и друзья писателя заявили, что он нашел последнее пристанище на любимой вилле. У писателя нет захоронения, так как была произведена кремация. Прах Моэма развеяли у стен библиотеки при Королевской школе в Кентербери. Это заведение носит его имя.
Библиография
- 1897 — «Лиза из Ламбета»
- 1901 — «Герой»
- 1902 — «Миссис Крэддок»
- 1904 — «Карусель»
- 1908 — «Маг»
- 1915 — «Бремя страстей человеческих»
- 1919 — «Луна и грош»
- 1922 — «На китайской ширме»
- 1925 — «Узорный покров»
- 1930 — «Пироги и пиво, или Скелет в шкафу»
- 1931 — «Шесть рассказов, написанных от первого лица»
- 1937 — «Театр»
- 1939 — «Рождественские каникулы»
- 1944 — «Острие бритвы»
- 1948 — «Каталина»
Цитаты
Цитаты, афоризмы и высказывания остроумного Моэма актуальны сегодня. Они комментируют жизненные ситуации, восприятие людей, авторскую позицию и его отношение к собственному творчеству.
«Перед тем, как писать новый роман, я всегда перечитываю «Кандида», чтобы потом бессознательно равняться по этому эталону ясности, грации и остроумия».
«Я вообще не ходил бы смотреть свои пьесы, ни в вечер премьеры, ни в какой другой вечер, если бы не считал нужным проверять их действие на публику, чтобы на этом учиться, как их писать».
«Умирать — ужасно скучное и тягостное занятие. Мой вам совет: избегайте чего-либо подобного».
«Забавно в жизни вот что: если вы отказываетесь принимать любые вещи, кроме самых лучших, то очень часто именно их и получаете».
Сомерсет Моэм — биография
Краткая информация
- Детство
- Образование и дальнейшее становление
- Первая мировая и ее отражение в творчестве
- Дальнейшая жизнь
- Интересные факты
Детство
Уильям Сомерсет Моэм родился в январе 1874 года на территории британского посольства в Париже. Место для родов было выбрано не случайно. Посольство, расположенное фактически на французской земле, по закону является частью английского государства, соответственно ребенок, рожденный на его территории, получает британское гражданство. Такое решение было принято, дабы оградить Уильяма от французских законов, гласивших об обязательной мобилизации на фронт в случае войны. У Уильяма был старший брат Фредерик, который в отличие от него самого воплотил мечты родителей в реальность и стал адвокатом.
Родителей мальчик лишился рано – когда ему было восемь, от чахотки скончалась мать, а двумя годами позднее, от рака ушел и отец . Тогда же осиротевшего Уильяма было решено отправить к родственникам в Англию. Ему было крайне непросто – он совершенно не знал английского, а после пережитого стресса и переезда в Уитстабл и вовсе стал заикаться. Моэм без особого энтузиазма вспоминал собственное детство. Нескладный мальчишка небольшого роста, со слабым здоровьем и дефектом речи – таким он описывает себя маленького. Он не раз признавался, что ему был чужд спорт, которому англичане уделяли так много времени, и он всеми силами пытался оградиться от общества, а новые знакомства завязывал кране редко и неохотно.
Образование и дальнейшее становление
Более-менее обжившись на новом месте, Моэма ждало очередное испытание – поступление в начальную школу. Заведение было выбрано без проблем – им стала Королевской школе в Кентербери. Такой выбор был предсказуем – Генри Моэм, воспитывавший мальчика, служил помощником епископа в одной из церквей, а потому школа при монастыре была идеальным вариантом. После школы он продолжил обучение, поступив в Гейдельбергский университет. Здесь он впервые проявил в себе талант писателя, создав первое произведение — биографию композитора Мейербера. К сожалению, сочинение постигла печальная участь – оно было сожжено. Причем самим Уильямом, после того, как издательство отказало ему в печати. С 1892 года Моэм обучался в медицинской школе, где как и прежде продолжал писать. Позже он проработал почти пять лет в больнице в Ламберте – одном из самых бедных районов Лондона, что в дальнейшем повлияло на формирование его политической позиции. Этот период в жизни писателя ознаменован романом «Лиза из Ламбета» (1897) и пьесой «Леди Фредерик» (1907), принесшей ему первый успех.
Первая мировая и ее отражение в творчестве
Во время Первой мировой войны, Моэм, как и большинство сознательных британских граждан, стали на защиту границ страны. Если кто-то отправлялся на фронт, то Уильям стал сотрудничать с государственным ведомством британской контрразведки, в роли самого настоящего разведчика. Одной из первых его задач в новом амплуа стала поездка в Россию, где он должен был помогать Александру Керенскому — главе Временного правительства. Последнему нужно было любой ценой сохранить Россию в статусе участника военных действий. Так как Моэм был восхищен русской литературой, изучал язык и просто всей душой симпатизировал этой стране, поездка открывала для него абсолютно новые горизонты. Уильяму довелось побывать в самых отдаленных уголках огромной страны и пообщаться с множеством известных политических деятелей. В итоге, миссия все же оказалась «невыполнима» — в свете происходящих событий и развернувшейся Октябрьской революции, Моэм спешно покинул страну. Как и любой творец, Уильям «запечатлел» время работы разведчиком в своей работе – сборнике новелл «Эшенден, или Британский агент», вышедшем в 1928 году.
Дальнейшая жизнь
Через два года после возвращения с России, в 1919, Уильям снова пожелал «острых ощущений» и отправился в путешествие по Азиатским странам – ему просто необходимо было вдохновение. Позже, вернувшись домой и приступив к работе, он смог проявить себя и как талантливый драматург, представив миру пьесы «Круг» (1921) и «Шеппи» (1933).
Завидное упорство и увлеченность своим делом сделали Моэма одним из самых известных и состоятельных писателей Англии уже к началу 40-х. Он никогда не отрицал того, что ему нравится получать гонорары за свои труды, но при этом всегда говорил, что это не является для него первостепенной задачей. Гораздо важнее для него было делиться с читателем своими мыслями, идеями и образами, которые то и дело появлялись в его сознании.
Вторую Мировую войну, Моэм, уже будучи в довольно солидном возрасте, провел в США, создавая сценарии, а позже корректируя их. В 1944 году мир увидел роман писателя «Остриё бритвы».
Путешествия играли важную роль в жизни Уильяма. В них он находил вдохновение, отдыхал от мирской суеты и раскрывал новые грани своего таланта. Он посещал разные уголки земного шара до тех пор, пока не понял, что больше ни ничего не смогут ему дать. Он утверждал, что состоялся как личность и автор, больше меняться ему нет смысла. В конце 40-х годов Моэм отказался от написания драматургических и художественных работ, избрав для себя прозу и эссе на более «приземленные» темы. Последней напечатанной работой при жизни Моэма стали заметки с элементами автобиографии, опубликованные в 1962 году в одном из лондонских еженедельников. Моэм владел шикарной виллой на Французской Ривьере, где в свое время собиралась вся литературная элита, а среди гостей писателя били даже Уинстон Черчилль и Герберт Уэллс.
Не стало писателя в одном из госпиталей под Ниццей – его жизнь оборвалась на 91 году из-за осложнений после пневмонии.
Уильям Сомерсет Моэм
Фото Все
Сомерсет Моэм — биография
Уильям Сомерсет Моэм — английский драматург, новеллист, эссеист, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов. Агент британской разведки.
Английский писатель Уильям Сомерсет Моэм владел безукоризненными манерами и был великолепным рассказчиком.
Детство
Уильям Сомерсет Моэм родился 25 января 1874 года в британской резиденции посольства в Париже. Место для родов было выбрано не случайно. Его отец, Роберт Ормонд Моэм, служил в посольстве юрисконсультантом и прекрасно разбирался в законах. Он знал, что посольство считается частью английского государства, а значит ребёнок, рожденный на его территории, является гражданином Великобритании. Так родители оградили Уильяма от обязательной по французским законам мобилизации в случае войны.
Сомерсет Моэм в детстве
Моэм рано лишился родителей. Мать, Эдит Мэри Моэм, умерла от туберкулёза, когда Уильяму было 8 лет, отец умер спустя два года от рака желудка. Ребёнка отправили к родственникам в английский город Уистабл в графстве Кент. Он плохо знал английский язык, к тому же от пережитого стресса стал заикаться, поэтому заводить новые знакомства было сложно. Моэм стал сторониться людей и много времени проводить за чтением.
Образование
Воспитанием Уильяма занимался его дядя, Генри Моэм, служивший викарием в одной из церквей Уистабла. Он определил мальчика на обучение в Королевскую школу при монастыре в Кентербери. Моэму не удалось закончить среднюю школу – у него проявились первые симптомы туберкулеза. Было решено ехать на юг Франции восстанавливать здоровье. Вскоре Уильям упросил дядю отпустить его в Германию, где стал вольным слушателем Гейдельбергского университета. Он слушал лекции по литературе и философии, смотрел постановки пьес Ибсена, заслушивался Вагнером, попробовал писать и создал, в итоге, своё первое произведение – биографию Джакомо Мейербера. Но его сочинение не было издано, а рукопись сожжена (начинающего писателя очень расстроил отказ издателя печатать его опус).
Сомерсет Моэм в молодости
В 1982 году Моэма убедили пойти учиться в медицинскую школу при больнице святого Томаса в Лондоне. Там, начиная с третьего курса, студентов обязывали проходить практику в качестве акушеров и фельдшеров в беднейших кварталах Лондона. Моэм устроился работать в больницу Ламберта. Хотя душа у него не лежала к медицине, эта работа дала возможность увидеть жизнь без прикрас. Опыт медика подтолкнул Моэма к созданию первого романа «Лиза из Ламбета» (1897 год) и первой пьесы «Леди Фредерик» (1903 год). Попав на сцену в 1907 году, пьеса сразу же приобрела огромный успех. А несколько месяцев спустя в театрах Лондона были поставлены ещё три пьесы Моэма: «Исследователь», «Миссис Дот» и «Джек Строу».
Первая мировая война
В начале войны Моэм, воспользовавшись своим знакомством с Черчиллем, добился назначения переводчиком в санитарную часть во Франции и около года находился на фронте. Потом, находясь уже в Италии, он привлёк внимание секретной разведывательной службы Великобритании, которая предложила ему сотрудничество в разведке. Его отправили в Россию с тем, чтобы развить деятельность, которая предотвратила бы выход России из войны.
Сомерсет Моэм
Находясь в Петрограде, он постоянно виделся с Александром Керенским, Борисом Савенковым и другими влиятельными деятелями. Моэм, который обожал русских классиков, на первых порах испытывал очень большую симпатию к окружавшим его русским. Когда задание сорвалось в связи с грянувшей Октябрьской революцией, пришлось спешно покидать страну. Мнение о русских изменилось.
Творчество
Находясь под влиянием творчества Эмиля Золя и Ги де Мопассана, Моэм стремился писать «с натуры». Свой неудачный опыт разведчика он использовал для сборника рассказов «Ашенден, или Британский агент», опубликованном в 1928 году.
Книга «Ашенден, или Британский агент»
Одиссея военного времени сказалась на здоровье писателя. Он заболел туберкулёзом и вынужден был провести полгода в шотландском санатории. Оправившись, Моэм устремился за свежими впечатлениями в путешествие по Азиатским странам. Набранный в поездке материал вошёл в книгу «На китайской ширме» и два сборника новелл.
Работу над пьесами Моэм продолжал и во время войны. В 1915 году в Риме он написал пьесу «Сливки общества», в Женеве в том же году – «Недоступную». В 1918 году была создана «Жена Цезаря», в 1919 году – «Домашний очаг и жена-красавица» и, наконец, «Круг» (1921 год) – лучшая из его пьес. Последним произведением для сцены должен был стать «Шеппи» (1933 год), о чем Моэм оповестил публику ещё перед спектаклем «За боевые заслуги» (1932 год). Но автор не сдержал слова и написал ещё.
Успехом пользовались не только пьесы, но и романы писателя – «Бремя страстей человеческих» (1915 год), «Луна и грош» (1919 год), «Пироги и пиво» (1930 год). К началу 40-х годов Моэм стал одним из самых знаменитых и состоятельных писателей Англии. Он никогда не говорил, что гонорары имеют для него первостепенное значение, для него важнее было творить и выражать свои мысли в художественных образах. Его шикарная вилла в Кап-Ферра на Французской Ривьере стала своего рода литературной гостиной. Среди гостей писателя бывали герцог и герцогиня Винзорские, Уинстон Черчилль, Герберт Уэльс, Жан Кокто, Томас Элиот, Редьярд Киплинг, Вирджиния Вулф.
Сомерсет Моэм в творческом процессе
Путешествия всегда играли важную роль в жизни Сомерсета Моэма. В них он находил вдохновение, отдыхал от мирской суеты и раскрывал новые грани своего таланта. Так во время второй мировой войны он оказался в США. Там он много работал над сценариями для Голливуда, бесконечно внося в них поправки. Параллельно писался роман «На остриё бритвы», который был завершён в 1944 году.
К концу 40-х Моэм «устал говорить полуправду». Он понял, что изображение человеческих характеров в романе или повести получается сложнее и полнокровнее, и сама жизнь представляется объёмней. Моэм больше не хотел облегчать ситуации и чего-то недоговаривать. Если в начале творческой биографии он стремился к известности любой ценой, то со временем он стал равнодушнее к успеху, зато требовательнее к мысли. После 1948 года Моэм окончательно отказался от драматургии и художественной прозы, трудился только над эссе на «приземленные» темы. Последними опубликованными работами при жизни Моэма стали заметки с элементами автобиографии «Взгляд в прошлое», напечатанные в 1962 году в лондонском еженедельнике «Sunday Express».
Личная жизнь
Личная жизнь Сомерсета Моэма была чередой тайн и любовных похождений.
Первый сексуальный опыт 16-летний Уильям получил Гейдельберге. Его партнером стал блестящий выпускник Кембриджского университета 26-летний Эллингэм Брукс. Однако в дальнейшем у Моэма были любовные связи со многими женщинами, причём с незаурядными.
В мае 1917 года Моэм женился на Сири Барнардо, модном дизайнере интерьеров. В их союзе родилась дочь Мэри Элизабет. Сири на самом деле любила Моэма, а он довольно скоро к ней охладел. Оставаясь в браке, супруги несколько лет жили отдельно, пока Сири не собралась духом и в 1929 году не подала на развод.
Многолетний роман Моэма с дочерью известного драматурга английской актрисой Этельвиной Джоунз чуть было не окончился очередной женитьбой. Поначалу он не планировал свадьбу, но после её длительных гастролей решился сделать предложение и получил отказ. Оказалось, что Джоунз беременна от другого мужчины, сына графа Энтрима. Возможно это была единственная женщина в жизни писателя, которую он по-настоящему любил. Он всегда называл ее Роузи и именно это имя носит героиня романа «Пироги и пиво».
Сомерсет Моэм с Джеральдом Хэкстоном
Путешествуя по Америке Моэм познакомился с Джеральдом Хэкстоном. Юноша стал постоянным спутником, личным секретарем и конечно любовником Моэма. Хэкстон много пил, отчаянно врал и проигрывал большие деньги, но пользовался неизменным покровительством и любовью писателя.
После смерти Хэкстона в 1944 году, скончавшегося от отека легких, Моэм нашёл нового секретаря. К моменту их знакомства Алан Сирл, приятный добрый молодой человек, уже имел некоторый опыт отношений с пожилыми мужчинами. В 1962 году Моэм попытался усыновить своего секретаря, лишив свою дочь права на наследование. Мэри Элизабет удалось завоевать своё место под солнцем. Суд признал её законной наследницей писателя.
Сомерсет Моэм и Алан Сирл
В конце жизни Моэм признался: «Моя самая большая ошибка заключалась в том, что я воображал себя на три четверти нормальным и только на четверть гомосексуалом, тогда как в действительности всё было наоборот».
В 2009 году в Великобритании была опубликована книга «Тайная жизнь Сомерсета Моэма». Её автор, писательница Селина Хастингс, в своей работе приоткрыла завесу над сложным характером знаменитости, говоря о частых депрессиях Сомерсета Моэма, обусловленных несчастливым детством и неудачным браком.
Смерть
Уильям Сомерсет Моэм скончался 15 декабря 1965 года в больнице Ниццы от пневмонии. Нарушая французский закон о необходимости вскрытия пациента, если он умирает в больнице, друзья перевезли тело Моэма на его виллу и лишь на следующий день официально объявили о смерти.
Прах писателя был развеян под стеной библиотеки при Королевской школе в Кентербери. Это заведение теперь носит его имя.
Произведения
- «Лиза из Ламбета»
- «Сотворение святого»
- «Герой»
- «Миссис Крэддок»
- «Карусель»
- «Фартук епископа»
- «Покоритель Африки»
- «Маг»
- «Бремя страстей человеческих»
- «Луна и грош»
- «Узорный покров»
- «Пироги и пиво, или Скелет в шкафу»
- «Малый уголок»
- «Театр»
- «Вилла на холме»
- «За час до рассвета»
- «Острие бритвы»
- «Тогда и теперь. Роман о Никколо Макиавелли»
- «Каталина»
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Сомерсет Моэм (1874—1965)
Двадцать романов, путевые и автобиографические заметки, множество критических статей и очерков составляют обширное творческое наследие Уильяма Сомерсета Моэма. Однако начинал он с профессии врача.
Медицина не увлекала его — уже с детства Моэм мечтал о литературе, но те три года, когда он с чёрным чемоданчиком акушера обходил зловонные трущобы Ламбета — одного из беднейших районов Лондона, дали ему богатейший материал. «Всё это было для меня ценнейшим опытом. Я не знаю лучшей школы для писателя, чем работа врача». Первый роман — «Лиза из Ламбета» (1897 г.) — был создан на основе профессиональных наблюдений. В нём рассказывается о бедной девушке, вступившей в связь с женатым человеком и покинутой им. Критики назвали роман «неприятным», но у массового читателя книга была нарасхват. У автора же сомнений не осталось: он выбрал писательское ремесло и не изменил ему до конца своих дней.
Успех неизменно сопутствовал Моэму. В начале века его пьесы пользовались такой популярностью, что потеснили в репертуаре лондонских театров даже шекспировские. Написав около трёх десятков пьес, Моэм почувствовал, что исчерпал себя как драматург, и сосредоточился на прозе. Из его романов наиболее известны «Бремя страстей человеческих» (1915 г.), «Луна и грош» (1919 г.), «Пироги и пиво» (1930 г.), «Театр» (1937 г.) и «Остриё бритвы» (1943— 1944 гг.).
Название «Бремя страстей человеческих» — цитата из «Этики» философа XVII в. Бенедикта Спинозы. Это роман воспитания, во многом автобиографичный. По признанию Моэма, он написал его, чтобы освободиться от тяжёлых воспоминаний детства. Рано лишившись родителей, герой романа воспитывался в доме дяди-священника, чьё религиозное лицемерие вызвало в нём отвращение к религии. В школе-интернате над мальчиком-заикой издевались как ученики, так и учителя. В юные годы он долго страдал от несчастной любви, а к концу книги обрёл желанное ощущение внутренней свободы. В романе «Пироги и пиво, или Скелет в шкафу» о знаменитом стареющем писателе Дриффилде рассказывает его более молодой современник Эшендем. Постепенно Эшендему раскрывается подлинное величие личности Дриффилда. Не желая налагать на себя путы условностей, пренебрегая правилами «хорошего тона», Дриффилд живёт по своим законам. Собирая материал к биографии писателя, Эшендем открывает всё новые «шокирующие» подробности жизни маститого романиста и делает важный вывод: прячась под маской чудака, писатель сохранил истинную свободу творческого духа. Этот вывод становится чрезвычайно важным для Эшендема, и он сам впервые ощущает вкус запретной свободы. Главная героиня «Театра» — актриса, красота которой с возрастом меркнет, а драматический талант набирает силу. Герой «Острия бритвы» — американец, мужественно сражавшийся на фронтах Второй мировой войны. Разочаровавшись в западных идеалах, он ищет духовные ценности на Востоке.
«Я мечтал о свободе прозаика, с удовольствием думал о читателе, который согласен в одиночестве выслушивать всё, что я хочу ему сказать, и с которым может быть достигнута близость, немыслимая в переполненном, залитом огнями театре». С. Моэм
И всё же по-настоящему прославился Моэм в жанре рассказа. Его кумиром и образцом для подражания был Ги де Мопассан — непревзойдённый мастер сюжета и экономного стиля. Другим авторитетом для Моэма стал А. П. Чехов.
Под их влиянием Моэм создаёт собственный тип рассказа. Борясь с цветистой орнаментальной прозой, он вырабатывает сухой, отстранённый стиль, свободный от украшательств, стремится к ясности, простоте и благозвучию.
Прототипом главного героя романа «Луна и грош» стал французский художник Поль Гоген
Его героями становятся обычные заурядные люди, чаще всего носящие имена Том, Джордж или Дик. К великим мира сего писатель равнодушен — как клубок противоречивых черт «маленький» человек интересовал его гораздо больше. Именно противоречия в характере персонажей и ведут повествование к неожиданной развязке.
Один из признанных шедевров Моэма — рассказ «Мистер Всезнайка» (1925 г.). Действие его происходит на пароходе, плывущем из Нью-Йорка в Японию. Свободных мест нет, и рассказчик вынужден делить каюту с неким господином Келадой. О своей неприязни к попутчику он заявляет с первых же строк: «Не нравился мне мистер Келада». Ведя повествование от первого лица, Моэму удаётся представить рассказчика как человека с предрассудками. Он сомневается, что британский паспорт принадлежит Келаде по праву, ведь внешность у него восточная: волосы чёрные, а нос горбатый. Келада суетлив, пытается угодить всем пассажирам, не оставляет их в покое. Самая же неприятная черта в нём — заносчивое всезнайство, отсюда и прозвище.
Доказав читателю, что Келада действительно несносный хвастун и приставала, Моэм вводит поворотный эпизод. Во время обеда, когда речь зашла об искусственном жемчуге, Келада громогласно объявил присутствующим, что в этой области ему нет равных и он без усилий сумеет отличить настоящий жемчуг от поддельного. Вот колье госпожи Рэмзи — жемчуг истинный, ему нет цены. Муж госпожи Рэмзи рассмеялся и предложил биться об заклад на 100 долларов: онто знал, что жена купила украшение за бесценок. Келаде вручили колье для экспертизы, он вооружился лупой и уже готов был торжествовать победу, как вдруг поймал умоляющий взгляд госпожи Рэмзи. Этот взгляд взывал к благородству и просил о спасении её чести. В течение нескольких мучительных мгновений в Келаде происходила борьба, заметная только проницательному рассказчику. На карту была поставлена репутация эксперта, но благородство победило. Побледневший, с трясущимися руками, он признал, что жемчуг фальшивый, и вручил победителю 100 долларов.
На другое утро под дверь его каюты кто-то подсунул конверт со 100-долларовой бумажкой, адресованный господину Келаде. С полным правом он аккуратно уложил купюру в бумажник и вслух заметил, что, если бы у него была хорошенькая жена, он не отпустил бы её на год одну в Нью-Йорк. «В эту минуту мистер Келада мне почти нравился», — заканчивает рассказчик. Так виртуозно автор проделал путь от экспозиции к развязке по крутой чёткой дуге, в полном соответствии со своими представлениями о настоящем хорошем повествовании.
«Я решил писать без всяких ухищрений, в возможно более оголённой и неприкрашенной манере. Мне столько нужно было сказать, что я не мог позволить себе роскошь даром тратить слова. Я хотел только излагать факты. Я поставил себе недостижимую цель — вовсе не употреблять прилагательных. Мне казалось, что, если найти правильное слово, можно обойтись без эпитета». С. Моэм
В книгах «Подводя итоги» (1938 г.) и «Записки писателя» (1949 г.) Моэм излагает свои взгляды на жизнь и художественное творчество. Отвечая на обвинения в цинизме, сопровождавшие его всю жизнь, Моэм писал: «Меня обвиняют в том, что в своих книгах я делаю людей хуже, чем они есть на самом деле. По-моему, я в этом неповинен. Я просто выявляю некоторые их черты, на которые многие писатели закрывают глаза. На мой взгляд, самое характерное в людях — это непоследовательность. Я не помню, чтобы когда-нибудь видел цельную личность. Меня и сейчас поражает, какие, казалось бы, несовместимые черты уживаются в человеке и даже производят в совокупности впечатление гармонии». Своим главным писательским достоинством Моэм считал «непредубеждённый ум и большой интерес к людям».