Краткая биография пиранделло

Биография Луиджи Пиранделло

Луиджи Пиранделло – итальянский писатель и драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1934 года «за творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства» – родился 28 июня 1867 года в Агридженто (Италия) в богатой семье.

Его отец Стефано был преуспевающим владельцем серных копей, а мать Катэрина также принадлежала богатой буржуазной семье из Агридженто. Обе семьи участвовали в антимонархистской борьбе.

Начальное образование будущий писатель получил на дому, но ещё большее влияние на него оказали сказки и легенды, которые рассказывала пожилая служанка в их доме Мария Стелла. По настоянию отца поступил в техникум, но потом изменил свою специализацию на гуманитарную.

В 1880 семья переехала в Палермо. Луиджи закончил гимназию в Палермо. Там же он увлёкся чтением художественной литературы, в особенности поэтов XIX в. В этот же период начинает сам писать первые стихи и влюбляется в свою кузину Лину. В то же время ухудшаются его отношения с отцом, а отношения с матерью становятся ближе.

Его отношения с кузиной Линой нашли дальнейшее развитие. Несмотря на то, что семья девушки сначала была против этих отношений, в итоге она стала даже требовать, чтобы он покинул учёбу и занялся семейным бизнесом, чтобы таким образом ускорить брак с их дочерью.

В 1886 во время каникул Пиранделло стал помогать отцу на предприятии, но тем не менее брак с Линой был отложен, а он поступает в Университет Палермо на факультет юриспруденции и филологии.

В 1887 Пиранделло окончательно определился с выбором специальности и продолжил обучение в Риме на филологическом факультете. Сам Рим очень разочаровал писателя тем, что был совсем не похожим на то, что он себе представлял. В это же время он начинает посещать римские театры.

Из-за конфликта с профессором латыни Онорато Оччони Пиранделло был вынужден покинуть Римский университет и перевестись в Бонн. В Бонне он провёл 2 года, там увлёкся немецкими классиками и переводил их произведения на итальянский.

Литературную деятельность начал в 1889. С 1890 жил в Риме, где познакомился со многими писателями и журналистами. В 1891 защитил диссертацию по романской филологии, исследуя диалект Агридженто. Начинает писать художественные произведения.

После того, как его кузина окончательно отказалась от брака с ним, Пиранделло по совету отца женился на Антоньетте Портулано, скромной девушке из зажиточной семьи. Брак состоялся в 1894, а через некоторое время у них родились два сына и дочь. В то же время Пиранделло продолжает активно заниматься литературной и журналистской деятельностью.

В 1897 он начал деятельность в Istituto Superiore di Magistero di Roma, где преподавал итальянский. В 1898 вместе с Итало Фальбо и Уго Флересом основал журнал «Ariel», в котором печатал и свои работы.

1903 был крайне неудачен для семьи Пиранделло. Все её деньги были вложены в предприятие по добыче серы, но оно потерпело катастрофу, так что финансовое положение крайне пошатнулось. Узнав об этом, жена Пиранделло испытала сильный шок, после чего её психическое здоровье стало нестабильным.

Сам Пиранделло также испытал сильное потрясение и даже поначалу думал о самоубийстве. Отказавшись от этой мысли, он решил исправить, насколько возможно, финансовое положение и стал давать больше уроков по итальянскому и немецкому, а также потребовал оплаты за ранее опубликованные работы, которые давал в журнал «Новая антология» бесплатно.

С 1909 финансовое положение семьи и слава Пиранделло как писателя начали расти, но семейные отношения с Антоньеттой ухудшались из-за её непомерной подозрительности и ревности, вызванной тяжёлым психическим состоянием.

Во время Первой мировой войны один из сыновей Пиранделло, Стефано, записался добровольцем на фронт, где был пленён и вернулся домой только по окончании войны.

Психическое состояние жены Пиранделло продолжало ухудшаться. Из-за её постоянных приступов и галлюцинаций Пиранделло был вынужден обратиться в психиатрическую лечебницу, куда и отдал жену в 1919. Несмотря на то, что его неоднократно мучили сомнения, и он хотел вернуть Антоньетту домой, где бы смог сам за ней ухаживать, всё же она никогда больше не покидала психиатрическую клинику.

В 1925-1928 Пиранделло был главой римского Художественного театра, где как режиссёр ставил собственные пьесы, а также пьесы современных ему итальянских и зарубежных авторов (Массимо Бонтемпелли, Де Стефани, К. Паволини и др.). Помощь в получении должности директора этого театра он получил от Муссолини, с которым был непосредственно знаком и даже сам являлся членом итальянской фашистской партии. Но в 1927 его отношения с фашистами ухудшились, Пиранделло публично отказался от членства в партии и заявил о своей аполитичности.

В 1929 Пиранделло был награждён Академической премией Италии, а в 1934 — Нобелевской премией по литературе.

Луиджи Пиранделло умер в одиночестве 10 декабря 1936 года в своём доме в Риме.

В литературу Пиранделло вступил как поэт. Издал сборник поэзии «Радостная боль» (1889). Первый сборник новелл «Любовь без любви» („Amori senza amore“) выпустил в 1894. Традиции веризма в сборнике «Новеллы на год» (1922) сочетаются со стремлением показать внутренний мир «маленького» человека и его духовный бунт против беспросветности жизни. Новеллы становились позднее основой некоторых пьес Пиранделло.

Пиранделло также автор шести романов, включая автобиографический роман «Старые и молодые» („I vecchi e i giovani“, 1909), роман «Снимается кино» („Si gira“, 1915) и др.

В романе «Отверженная» (1901) автор продолжает критиковать общество и социальные предрассудки, изображая женщину, которая пытается стать самостоятельной и является объектом жестокой критики со стороны окружающих.

В наиболее известном романе Пиранделло «Покойный Маттиа Паскаль» („Il fu Mattia Pascal“, 1904) показано противоречие между социальной «маской» и истинным «лицом» человека, живущего в современном обществе.

В период усиления фашизма в Италии творчество Пиранделло все более приобретает скованность и замкнутость в психологических темах. Так, в его последнем философском романе «Один, ни одного, сто тысяч» автор выражает мысль, что в человеке нет одного образа, а всё зависит от восприятия других людей.

Первую пьесу написал в 1910, затем «Если это не так…» (позднее названа «Право для других») создал в 1915. Сюжеты многих пьес Пиранделло основаны на ранее написанных им новеллах. В драматургии Пиранделло 1910-х годов преобладают бытовые комедии на сицилийском диалекте («Лиола», 1916, и др.). Позднее они уступают место исполненным парадоксов философско-психологическим драмам на итальянском языке.

Как драматург Пиранделло не был известен до отхода от веризма и разработки психологического театра собственной концепции. Главные проблемы, о которых пишет Пиранделло в своих пьесах, это противоречия между социальной маской человека и его реальным образом.

На творчество Пиранделло оказала воздействие веристская драматургия. В драме «Шесть персонажей в поисках автора» (Sei personaggi in cerca d’autore, 1921) воплощено противоречие между искусством и жизнью и представлена социальная трагедия людей, бессильных против навязанной им «маски».

Субъективность морали и отсутствие грани между реальностью и иллюзией утверждается в драмах «Каждый по-своему» (1924) и «Сегодня мы импровизируем» (1930). Тема бунта против действительности и создания иллюзорного мира воплощается в драмах «Генрих IV» („Enrico IV“, 1922), «Жизнь, которую я тебе даю» (1924).

Произведения:

Пьесы:
«Тиски» (1910, театр «Мета-стазио», Рим) — первая пьеса
«Право для других» (1915, театр «Мандзони», Милан)
«Лиола» (1916, театр «Арджентина», Рим)
«Колпак с бубенчиками» (1917, театр «Национале», Рим)
«Кувшин» (1917, там же)
«Наслаждение в добродетели» (1917, театр «Кариньяно», Турин)
«Прививка» (1917)
«Это так [если вам так кажется]» (1917, театр «Олимпия», Милан)
Патент, «La patente», 1918
Игра сторон или Любовный треугольник, Il giuoco delle parti, 1919
«Человек, зверь и добродетель» (1919, театр «Олимпия», Милан)
«Но это несерьёзно!», Ma non e’ una cosa seria, 1919
«Как прежде, но лучше, чем прежде» (1920, Театр Гольдони, Венеция)
«Шесть персонажей в поисках автора» (1921, театр «Балле», Рим)
«Генрих IV» (1922, театр «Мандзони», труппа Р. Руджери)
«Обнажённые одеваются» (1922, театр «Квирино», труппа Мелато, Рим)
«Дурак» (1922)
«Жизнь, которую я тебе даю» (1923, театр «Квирино», труппа А. Борелли)
«Чужой сын», L’altro figlio, 1923
«Каждый по-своему» (1924)
«Джара», La giara, 1925
«Новая колония» (1928, театр «Арджентина»)
«Лазарь», 1929 («Ройял-театр», г. Хаддерсфилд)
«Так чей же это всё-таки ребёнок?», O di uno o di nessuno?, 1929
«Когда ты стал знаменитостью», Quando si e’ qualcuno, 1933
«Неизвестно как», Non si sa come, 1934
«Легенда о подменённом сыне», 1934 («Ланд-тиэтр», г. Брауншвейг)
«Сегодня мы импровизируем» (1930, театр «Нойе шаушпильхаус», Кёнигсберг)
«Горные великаны» (1936)

Пиранделло Луиджи, итальянский писатель: биография, творчество

Пиранделло Луиджи – известный итальянский драматург, романист и новеллист. В 1934 году он получил Нобелевскую премию по литературе. Однако это лишь один из поводов для знакомства с его творчеством. Пиранделло Луиджи создал множество интересных произведений, которые до сих пор пользуются большой популярностью.

Происхождение, детство и обучение в университете

Будущий писатель родился в Джирджении (Сицилия) в многодетной семье. Луиджи был вторым из шести детей. Отец его был преуспевающим дельцом — он владел рудником по добыче серы. Литературный талант Луиджи проявился очень рано, в школьные годы. Еще будучи подростком, он писал стихи, а также сочинил трагедию «Варвар», к сожалению, не сохранившуюся.

Пиранделло некоторое время пытался продолжить семейный бизнес, однако этот род занятий ему не очень удавался. Луиджи в 1887 году поступил в Римский университет. Но уже через год он перевелся в Боннский университет, поскольку уровень преподавания его не удовлетворил. Здесь Луиджи изучал философию и литературу. В 1891 году писатель окончил обучение. Его дипломная работа была посвящена сицилианским диалектам.

Возвращение в Рим

Первый поэтический сборник Пиранделло появился в 1889 году («Радостная боль»). В этой книге заметно влияние Джозуэ Кардуччи. Завершив учебу, Пиранделло решил остаться в Бонне. В течение года он читал лекции в этом учебном заведении.

Писатель возвратился в Рим в 1893 году. При финансовой поддержке своего отца он начал серьезно заниматься литературой. Первый роман Пиранделло, «Отвергнутая», появился в 1901 году. В 1894-м был опубликован первый сборник новелл под названием «Любовь без любви», созданный в традициях веризма. К этому же году относится женитьба Пиранделло. Избранницей его стала дочь компаньона отца, Антуаньетта Портулато. От брака с этой женщиной у Луиджи родились двое сыновей и дочь.

Читайте также  Краткая биография визбор

Преподавательская деятельность, первая пьеса

Пиранделло в 1898 году стал работать в педагогическом колледже в Риме, где он был назначен на должность профессора итальянской литературы. В этом учебном заведении Луиджи преподавал до 1922 года. В 1898 году появилась его первая пьеса, небольшая одноактная драма «Эпилог». Это произведение было поставлено в театре только спустя 12 лет, в 1910 году, под другим названием («Укус»).

Два важных события в личной жизни

В результате наводнения, произошедшего в 1903 году, рудник отца Луиджи был разрушен. Преподавание и литература отныне стали для Пиранделло единственными средствами заработка. Жена писателя в 1904 году перенесла тяжелый нервный срыв. Следующие 15 лет ее мучила мания преследования. Женщина устраивала Пиранделло истерики из ревности. В 1919 году писателю пришлось поместить свою супругу в психиатрическую клинику.

Произведения 1900-х годов

Луиджи продолжал писать и публиковать свои произведения, несмотря на финансовые и семейные неурядицы. Третий роман Пиранделло, «Покойный Маттиа Паскаль», был оценен очень высоко. В этом произведении, созданном в 1904 году, представлена тема лица и маски. Эстетические и теоретические взгляды на искусство Пиранделло изложил в двух произведениях, созданных в 1908 году: в «Науке и искусстве» (сборнике статей) и в статье «Юмор», где раскрывается непростой трагикомический взгляд на мир этого автора.

Пьесы 1915-21 гг.

До 1915 года Пиранделло писал в основном романы и новеллы, а после 1915 года он целиком посвятил свою жизнь драматургии. К этому году относится постановка первой трехактной пьесы Пиранделло «Если это не так…». Драматургия дала возможность писателю жизнь безбедно, а также оставить через некоторое время преподавательскую деятельность. В период с 1915 по 1921 год Луиджи создал 16 пьес, каждая из которых была поставлена на сцене. Пьеса под названием «Это так (если вам кажется)» имела особый успех у зрителей и критики. Она была поставлена в 1917 году.

Однако международное признание драматургу принесло другое произведение, которое было написано в 1921 году. Речь идет о пьесе Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора». С 1922 года она шла на сценах Нью-Йорка и Лондона (перевод с итальянского) с огромным успехом. Тем не менее римская премьера ее завершилась скандалом, поскольку зрители были оскорблены мнением персонажей о том, что добро и истина относительны. По мнению большинства критиков, пьеса «Генрих IV» является вершиной творчества Пиранделло. Ее премьера относится также к 1922 году. Перечисленные выше пьесы и по сей день пользуются большой популярностью. Они ставятся во многих театрах мира. Перевод с итальянского этих пьес был осуществлен на множество языков.

Особенности творчества Пиранделло

Луиджи в своих зрелых произведениях сосредоточивается на теме непостоянства личности и иллюзорности человеческого опыта. Его персонажи лишены каких бы то ни было постоянных ценностей, характеры и черты их размыты. Личность в мире Пиранделло относительна. Писатель считал, что истина – это то, что происходит сейчас, в данный момент. Луиджи срывал маски со своих героев, освобождал их от иллюзий, весьма придирчиво изучал их личность и интеллект. Творчество Пиранделло отмечено большим влиянием созданной Альфредом Бине теории подсознательного. Луиджи познакомился с трудами немецких философов-идеалистов еще во время преподавательской деятельности в Бонне. Кроме того, писатель на собственном опыте убедился в том, насколько нестабильна психика человека. Ведь в течение 15 лет Пиранделло ухаживал за своей психически больной супругой.

Пиранделло — режиссер, создание театра

Луиджи со временем стал известен не только как драматург, но и как режиссер. Он осуществлял постановки своих собственных пьес. Писатель в 1923 году вступил в ряды фашистской партии. Муссолини поддержал его идею создания Национального художественного театра в Риме. Труппа его в 1925-26 гг. совершила турне по государствам Европы, а также по Южной Америке (в 1927 году). Марта Абба, ведущая актриса этого театра, на долгое время стала для Луиджи источником вдохновения. Однако через некоторое время, несмотря на субсидии государства, театр стал испытывать значительные финансовые затруднения. Труппа его была распущена в 1928 году.

Отношение к фашизму

Некоторые исследователи считают, что Пиранделло Луиджи вел себя с фашистами как приспособленец, соглашатель. Однако нужно сказать в защиту Луиджи то, что не раз он прилюдно заявлял о собственной аполитичности. Несколько раз Пиранделло даже выступал с критикой правящей партии. Из-за этого после закрытия театра у него появились трудности с постановкой своих пьес в Италии.

Последние годы жизни

Пиранделло Луиджи некоторое время жил в Берлине и Милане. Он много путешествовал. Писатель возвратился на родину в 1933 году, о чем его лично попросил Муссолини. Пиранделло в 1934 году был удостоен Нобелевской премии по литературе. Луиджи скончался 10 декабря 1936 года в Риме. Похороны, согласно последней воле писателя, обошлись без публичной церемонии. В Сицилии, на родине Лиуджи Пиранделло, его прах был предан земле.

Популярность Пиранделло

Сегодня во всем мире популярны не только пьесы Луиджи, но и его романы, новеллы и рассказы. Одна из самых известных новелл, которые создал Луиджи Пиранделло, — «Черепаха».

И в нашей стране довольно популярно творчество этого писателя. В одной из недавних передач «Что? Где? Когда?» даже был вопрос, связанный с Луиджи Пиранделло. «Кто погубил человечество, по мнению героя его произведения?» – так звучал этот вопрос. Правильный ответ на него – Коперник. Ведь благодаря ему человечество узнало о своей ничтожности во Вселенной. Именно Коперник учил, что не Солнце вращается вокруг Земли, а наоборот.

Безусловно, стоит познакомиться поближе с произведениями, которые создал Луиджи Пиранделло. Рассказы, новеллы, романы и пьесы его отмечены высокой художественной ценностью.

Краткая биография пиранделло

ПИРАНДЕЛЛО, Луиджи (Pirandello, Luigi — 28.06.1867, Джірдженті (Агридженто) — 10.12.1936, Рим) — итальянский писатель, лауреат Нобелевской премии 1934 г.

Один из величайших писателей Италии XX в., прозаик-философ, реформатор европейского театра, Пиранделло родился на Сицилии, в семье преуспевающего предпринимателя. С детства у него проявился талант к литературе, поэтому после окончания школы юноша отказался заниматься семейным делом, а поступил в университет Палермо. Впоследствии он перевелся сначала в Римский университет, а затем — в Боннский, который и окончил в 1891 г. Защитив диссертацию на тему «Звуки и развитие звуков в диалектике Джірдженті» и получив диплом филолога, Пиранделло вернулся на родину, где начал писать свои первые стихи и критические статьи.

В 1899 г. Пиранделло издал поэтический сборник «Радостная боль» («Mai giocondo»), в которой прославил языческую полноту жизни в противоположность христианской покорности. Позже он начал писать новеллы и романы.

В ранний период своего творчества Пиранделло был сторонником веризма (реалистическое направление в итальянской литературе, близкий к французскому натурализму) с его вниманием к повседневной жизни, к биологическим проявлениям человека, со стремлением «научно» описывать темные стороны действительности. Первый сборник новелл Пиранделло «Любовь без любви» («Amori senza amore», 1894) написана именно в традициях веристів. Впоследствии, через несколько лет, Пиранделло отошел от веризма и начал разрабатывать свой собственный литературный стиль, который он позже назвал «гуморизмом». В то же время обозначились главные темы его творчества: пустота и абсурдность жизни, ничтожество «маленького» человека, иллюзорность существования, невозможности постичь истину, поскольку она многолика и изменчива, как сама человек. Жизнь человека, как считал Пиранделло, — это трагикомедийный спектакль, в котором люди-актеры носят маски, не соответствующие их настоящему «Я». Но трагедия в том, что под маской нет лица: человек постоянно меняется, она не тождественна сама себе. Более того, восприятие ею себя самой, даже многоликой, отличается от восприятия ее окружающими, потому что другие люди могут понять в человеке только то, что им в ней на данный момент близкий. Именно через то человеческие связи такие непрочные и иллюзорны; нереальным является и любой факт, поскольку каждый трактует его на свой лад. Следовательно, у каждого своя правда. Настоящей является лишь грубое физиологическое жизни человека. И, наоборот, иллюзия (любимое слово Пиранделло-теоретика) не менее, если не более реально, чем действительность. Возникает то, что Пиранделло называет юмором, — горький, но холодный отчаяние наблюдателя, который видит противоестественность, казалось бы, естественного, нормального существования и неизбежность превратности судьбы.

Свои взгляды на литературу писатель изложил в 1908 г. в эссе «Юмор» («L’umorismo») и «Наука и искусство». В романе Пиранделло «Блаженной памяти Маттиа Паскаль» («II fu Mattia Pascal», 1904), который принес писателю успех и признание, его литературный стиль приобрел завершенности. Главный герой романа Маттиа Паскаль работает в библиотеке, которую никто не посещает, бездумно читает книжки и прогуливается по пляжу. Он женился с любовницей старого богача, которую не любит. У него умирает мама, дети. Неожиданно Маттиа выигрывает в рулетку большую сумму денег, и в тот же день находят изуродованный труп и признают его телом Паскаля. Герой радуется от такого неожиданного освобождения от окружения, от себя самого. Он меняет внешность, снимает квартиру в Риме, где в него влюбляется дочь владелицы. Однако свобода оказывается лишь изменением маски. Без паспорта нельзя ни заявить о краже, ни жениться. Лучше всего вернуться снова в знакомое жизни Маттиа Паскаля. Герой инсценирует самоубийство, дважды становясь «живым трупом», и возвращается в свой городок к привычному существованию. Там он и пишет мемуары — тот самый текст, который читатель уже прочитал. Роман похож на научный трактат, где каждый раздел, не очень связан с предыдущими, посвященный анализу конкретного события. Все события поданы через сознание героя, они словно призрачные очертания жизни, которое невозможно отличить от иллюзии.

Начиная с 1898 г., Пиранделло преподавал итальянскую литературу в педагогическом колледже Рима. После разорения отца в 1903 p., который до этого помогал сыну финансово, преподавание стало для Пиранделло основным постоянным заработком. В первое десятилетие XX в. писатель работал в основном в жанре малой и большой прозы. Но если его романы, кроме упоминавшегося, сейчас практически неизвестны, то благодаря своим новеллам он стал известным всему миру. За четверть века Пиранделло создал более 200 новелл, выходили отдельными сборниками с 1894 по 1919 г. Впоследствии он объединил их в пятитомное издание «Новеллы на год», что стало панорамой итальянского жизни рубеже веков.

В новеллах Пиранделло изображает застывший світок Сицилии («Донна Мімма» — «Donna Minima»), закоснелые обычаи и традиции («Некоторые обязательства» — «соответствие требованиям obblighi»), лицемерие и нечулість духовенства ( «Счастливцы» — «И fortunati», «Маленькая мадонна» — «La madonnina», «Благословение» — «Benedizione»), жадность и зависть крестьянства («Кто заплатит» — «Chi lapaga», «Дым» — «II fumo»). Пиранделло чаще всего берет отдельный случай, который подтверждает общий абсурд жизни. Обычно, это состояние одиночества, бессмысленный бунт, безумие, самоубийство, смерть. Такой тематический ряд в значительной мере объясняется личной драмой писателя: в 1894 г. он женился, но жена, которую он горячо любил, сошла с ума, и писатель на протяжении многих лет наблюдал процесс распада ее сознания. Новеллы Пиранделло — это маленькие напівабсурдні драмы со строгой композицією. их стиль очень раВНОобразен: речь точная, суховатая, но встречаются обширные, развернутые фразы, диалог неожиданно меняет повествование; очень много не договорено и остается в подтексте.

Читайте также  Краткая биография карпентьер

После Первой мировой войны Пиранделло выступил как реформатор итальянского и мирового театра, презрев традиционной форме и выдвинув новые философские темы и проблемы. После того как была поставлена его первая пьеса «Если это не так. »(1915), П. стал материально независимым и в 1922 г. оставил преподавание. В пьесах драматурга тонкий психологический анализ сочетается с сатирическим изображением мещанского болота ( «Это так (если вам так кажется) « — «Cosi e (se vi pare)», 1918; «Шесть персонажей в поисках автора» — «Sei персонажей in сегса d’autore», 1921), с розвінчуванням т, наз. «порядочных» людей («По-доброму» — «Tutto per bene», 1920; «Обнаженные одеваются» — «Vestire gli ignudi», 1923), бунтом против общепринятой морали («Поразмысли над этим, Джакоміно!» — «Pensaci, Giacomino!», 1910; «Врачебный долг» — «II dovere del medico», 1902). В некоторых драмах Пиранделло подает философское раскрытие трагического столкновения «лица и маски» ( «Генрих IV»- «Enrico IV, 1922), иллюзии и действительности ( «Жизнь, которую я тебе даю» — «La vita che ti diedi», 1924; «Какой ты меня хочешь» — «Come tu mi vuoi», 1930), выдумки и действительности («Каждый на свой лад» — «Ciascuno a suo modo», 1924; «Сегодня мы импровизируем» — «Questa sera si recita a soggetto», 1930).

В 20-х pp. Пиранделло создал цикл пьес «Обнаженные маски», по мнению многих критиков, — вершину своей драматургии. В первую очередь критики называют пьесы «Генрих IV», «Каждый на свой лад», «Новая колония», «Сегодня мы импровизируем». Самая знаменитая из его пьес — по сути, манифест нового театра — «Шесть персонажей в поисках автора». В предисловии драматург говорит о том, что хотел показать, как соотносятся искусство и жизнь, воображение и действительность в процессе творчества, о том, что только искусство бессмертно.

На сцене актеры репетируют другую пьесу Пиранделло — «Игра интересов». Здесь писатель цитирует себя, иронизируя из собственного творчества. Неожиданно в зал входят шесть персонажей в масках — Папа, мама, Сын, Падчерица, мальчик и маленькая девочка. Все они — герои недописанной пьесы и, страстно желая реализоваться, ищут автора. Папа начинает разговор с Директором театра о сути театрального искусства и его формы, доказывая тезис самого Пиранделло о том, что реалистичный «кусок жизни» как предмет искусства невозможен. Шесть персонажей — это словно души людей, которые ищут конкретного воплощения, их автор как-то придумал сюжет, но не попал писать текст. И вот теперь, прервав репетицию, персонажи требуют сценического воплощения их жизненной драмы. Она заключается в том, что Папа ушел от Матери, поскольку она любила другого. От нового мужа она родила трех пітей, но теперь овдовела и ее обеднела. За то Падчерица была вынуждена стать проституткой, и первым клиентом девушки мог стать Папа, но ситуацию исправило вмешательство Матери. Если всю историю персонажи только рассказывали, то этот эпизод они разыгрывают на сцене. Причем их слова записывает Суфлер, а актеры сразу начинают репетицию, но на свой лад, с другими интонациями и жестами, от чего персонажи сходят с ума, — это была их жизнь! Затем они продолжают рассказывать свою драму. Папа, покаявшись, забирает всех к себе, но тогда возмущается Сын, в детстве оставленный Матерью.

Все выясняют мотивы собственных поступков, и виявяється, что каждый факт можно толковать по-раВНОму. Отец бросил Мать из благородных соображений, чтобы сделать счастливыми двух любящих людей, которые его, кстати, ненавидели. Зато Мать уверена, что он ее просто хотел избавиться. Падчерица мстит Папе, считая его виновником своего падения, но Папа свое минутное плотское желание не считает грехом. Конфликт заканчивается тем, что девочка утонула в бассейне, а мальчик, увидев это, застрелился. И Директор, и актеры довольны «розказаною пьесе», но на их ужас дети умерли по-настоящему. Жизнь и игра настолько взаємопереплелися, что разъединить их может только смерть. Директор, ничего не понимая, гасит свет и уходит, а недовтілені четыре персонажа, из которых двое уже мертвы, продолжают свой фантасмагорический ход по театре.

Очевидно, Пиранделло перешел от прозы к драматургии том, что именно принцип перевоплощения, что лежит в основе актерской игры, мог наиболее полно выразить представление писателя о многоликость человека и сплав реального и фантастического бытия, иллюзию, которая только на сцене, во время спектакля, оказывается более реальной, чем сама действительность.

В основе театра Пиранделло — его понимание жизни и человека. Две составляющие его театра — это интеллектуально-философская драма и условный гротескный балаган, а новаторство драматурга заключается в том, что он отказался от двух привычных для европейской драматургии вещей: раскрытие характеров и последовательного развития сюжета. Пиранделло окончательно заменил реалистичную драму на драму идей. Многие его приемы стали основой театрального языка XX в.

Начиная с 1923 p., драматург начал сам ставить свои пьесы: основал Национальный художественный театр в Риме (для этого ему пришлось вступить в фашистскую партию). Через пять лет театр распался из-за финансовых трудностей. После этого Пиранделло покинул Италию и переехал жить во Францию, много путешествовал, продолжая работать как драматург и режиссер театра.

В 1933 p., па просьбе Б. Муссолини, Пиранделло вернулся на родину, а еще через год получил Нобелевскую премию по литературе «за творческую смелость и изобретательность в области драматического и сценического искусства». Умер писатель в Риме, оставшись в истории литературы одним из выдающихся драматургов и новелістів.

На украинском языке произведения Пиранделло переводили Г. Бережная, О. Поманська, Л. Танюк, А. Перепад», В. Чайковский и др.

Луиджи Пиранделло

Луиджи Пиранделло (Luigi Pirandello) (1867–1936) – итальянский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1934.
Родился 28 июня 1867 в Джирдженти (ныне Агридженто, Сицилия) в семье преуспевающего владельца серного рудника. Закончив гимназию в Палермо, поступил в Боннский университет (Германия) и в 1891 защитил диссертацию по романской филологии. Вернувшись в Италию, женился на Антониетте Портулано, дочери компаньона отца, и поселился в окрестностях Рима. Хотя ранее он опубликовал несколько стихотворений, его профессиональная литературная деятельность началась с выходом в свет сборника новелл Любовь без любви ( Amori senza amore , 1894).
В 1903 отцовский рудник был разрушен наводнением, и писатель остался без средств к существованию. В том же году Антониетта серьезно заболела. Пиранделло переехал в квартал победнее и стал преподавать в женском колледже. Свободное время занимали творчество, частные уроки и уход за женой. Несмотря на трудности, его литературная деятельность в ту пору была очень плодотворной. За романом Покойный Маттиа Паскаль ( Il fu Mattia Pascal , 1904) последовали еще три, в т.ч. автобиографический Старые и молодые ( I vecchi e i giovani , 1909) и Снимается кино ( Si gira , 1915), а также восемь книг новелл. После 1914 Пиранделло уделяет все большее внимание драматургии, в последние двадцать лет жизни основную часть его творчества составляли пьесы.
В 1915 под влиянием актера А.Муско он написал пьесу Если это не так. ( Se non e’ cosi’ ), позднее названную Право для других (La ragione degli altri) . Она была хорошо принята критикой, и между 1913 и 1923 Пиранделло написал еще 13 пьес, в т.ч. три самых значительных – Это так (если вам так кажется) ( Cosi’ e’ (se vi pare) , 1917), Шесть персонажей в поисках автора ( Sei personaggi in cerca d’autore , 1921) и Генрих IV ( Enrico IV , 1922). В 1925 Пиранделло основал театральную труппу, которая затем гастролировала с его пьесами по Европе и Америке. Умер Пиранделло в Риме 10 декабря 1936.
Сюжеты Пиранделло допускают вызывающе большое количество истолкований, хотя и обращаются к одним и тем же темам: запросы общества, хрупкость личности и относительность правды. Иногда эти темы трактуются в саркастическом, иногда в трагическом ключе. Пьесы изобилуют приемами, обнажающими их игровую природу. Например, Шесть персонажей в поисках автора играются без декораций; действие пьесы Сегодня мы импровизируем ( Questa sera si recita a soggetto , 1930) частично перенесено в фойе театра. Обе эти работы и пьеса Каждый по своем у ( Ciascuno a suo modo , 1924) используют технику «театра в театре». В пьесе Это так (если вам так кажется) сталкиваются две иллюзии: мужа и матери. Их жертва – молодая женщина, которая вынуждена принять обе предлагаемые роли, но сама в итоге считает себя «ничем», воплощением чужих представлений.
Пьеса Шесть персонажей в поисках автора ставит вопрос «Что есть реальность?» – и не дает на него ответа. Спектакль начинается без декораций, на сцене директор готовит к постановке пьесу Пиранделло. Из пустого зрительного зала появляются шесть «персонажей», заявляющих, что их историю следовало бы рассказать. Персонажи распределяются между актерами как «роли». По ходу действия персонажи, все более недовольные игрой актеров, постепенно переходят на сцену. Там они играют свою собственную драму с жестоким, трагическим концом. Таким образом они выходят из вымысла в реальность, или, наоборот, их «вымысел» вытесняет «реальную» сцену – директора, актеров и всех прочих. В Генрихе IV герой, сойдя с ума, выстраивает вокруг себя иллюзорный мир. Но даже излечившись от сумасшествия, он вынужден до конца дней притворяться больным, поскольку обстоятельства препятствуют его возвращению в мир реальный.
Пиранделло написал шесть романов. Кроме уже названных, это Отвергнутая ( L’esclusa , 1901), По очереди ( Il turno , 1902) и Один, ни одного, сто тысяч ( Uno, nessuno e centomila , 1926). Самый известный роман – Покойный Маттиа Паскаль . В нем молодой человек, пользуясь тем, что официально его признали мертвым, пытается начать новую жизнь, но вскоре устает от двусмысленности своего положения и возвращается домой – где его никто не ждет. Ему остается единственная роль – «покойного Маттиа Паскаля». Более 300 новелл Пиранделло составили цикл Новеллы на год , многие из них – о жизни на родной Сицилии. Он выпустил также сборник стихов Радостная боль ( Mal giocondo , 1889), писал критические работы, среди которых статья Искусство и сознание сегодня ( Arte e coscienza d’oggi , 1893) и трактат О юморизме ( L’Umorismo , 1908).

Читайте также  Краткая биография булгарин

23. Драматургия л. Пиранделло.

Создателем новой художественной концепции в итальянском театре того времени стал драматург Луиджи Пиранделло (1867—1936) (рис. 75 ),который был писателем кризисной эпохи.

Пиранделло родился в Сицилии, в семье, которая поддерживала патриотическое движение Рисорджименто. Его отец сражался вместе с гарибальдийцами. Сам Луиджи симпатизировал борьбе сицилийских «фашей» за права крестьян и горняков. Но в1883 году после разгрома Сицилийского восстания, который он пережил очень тяжело, Пиранделло перестал верить в революцию.

Поначалу он учился в Римском, а затем перешел в Боннский университет, где и получил диплом. После этого он поселился в Риме и начал свою литературную карьеру. Его произведения признали очень нескоро. Неудачной была и его семейна яжизнь.

Творческий путь Пиранделло-драматурга можно условно разделить на три этапа:10, 20 и 30-е годы XX века. В театре он дебютировал в 1910 году. К тому времени он был уже признанным мастером новеллы и романа, а в его творчестве произошла эволюция от веризма к интеллектуально-аналитическому методу. Например, в романе«Покойный Маттиа Паскаль» (1904) и в эссе «Юморизм» (1908) автор рассказал освоих принципах интеллектуально-философского подхода практически ко всем жизненным явлениям. Любой конфликт он изображал в виде столкновения иллюзии и реальности, а характер персонажа создавал, опираясь на театральные маски. Рассказ о жизни героя писатель подвергал тщательному анализу, задействовав в этом сознание персонажа, переживающего при этом духовное смятение. Трагические и комедийные краски Пиранделло соединял вместе в неразрывное целое. При помощи всего перечисленного писатель фиксировал процесс отчуждения современного человека от его естественных прав, объясняя этот факт социально-историческими причинами.

Драматургия Пиранделло началась с его новелл, которые стали основой жанра. Поначалу Луиджи использовал так называемую эпическую инсценировку, т. е.переделывал текст новелл в диалоги и ремарки, добавляя к основному эпизоду инсценируемого рассказа ряд пояснительных сцен. Такую технику применяли драматурги-веристы. Немного позднее Пиранделло отказался от таких приемов. При создании пьесы он руководствовался исключительно сюжетом базовой новеллы, а действие пьесы развивал по законам сценической игры.

Именно с приходом в драматургию Пиранделло в 1910-е годы итальянский театр полностью отошел от веристского метода. В 1916 году драматург создает комедию«Лиола». В ней он спорит с Дж. Вергой, объясняя конфликт, имеющийся в пьесе, некрестьянским укладом, а противоречиями в сознании персонажей.

В пьесе «Это так, если вам так кажется», написанной в 1917 году, прослеживается логика философской дискуссии, а в произведениях «Дурацкий колпак» (1917) и «Наслаждение в добродетели» (1918) – гротесковые фигуры так называемых сломанных людей, которые страдают от разлада с реальностью.

Пиранделло практически никогда не придавал своим героям оттенка романтичности. Он выводил на подмостки «маленького человека», у которого были скромные запросы, и сам сочувствовал его бедам и несчастьям. Но именно потому, что «маленький человек» подчас сталкивался с дикой реальностью, жизненный процесс был особенно искажен и ощущался довольно сильно.

Творчество Пиранделло достигло своего пика в 1920-е годы. В 1921 году он написал пьесу «Шесть персонажей в поисках автора», в которой в полной мере показал новаторскую природу своего театра. Социальные конфликты драматург подверг тщательному анализу, после чего придал событиям, показанным в драме, очень яркий, зрелищный характер. Такой подход к драматургии сделал пьесу образцом органичного сочетания реальной и условно-игровой образности.

Пиранделло обладал способностью виртуозно соединять жизненные явления и плоды фантазии, живые лица и неподвижные маски, реальные факты и переменчивые сценические положения. В его творчестве прослеживалась связь с национальными традициями комедии дель арте и приобретенный опыт новой драмы и современной режиссуры. Применяя все это, драматург сделал театральную игру методом исследования драмы личности и драмы жизни. В основном благодаря ему в ХХ веке игра в театре стала иметь идеологическое начало. Этот урок был воспринят и развит дальше Б. Брехтом, Ж. Ануем, М. Фришем и др. Сюжет пьесы «Шесть персонажей в поисках автора» прост, но весьма необычен. Персонажи незаконченной драмы в количестве шести человек пришли в театр на репетицию. Они стали убеждать труппу сыграть их историю. Эту историю они показывали актерам, стараясь доказать ее правдивость и сценичность. Таким вот способом Пиранделло объединил две важные для себя темы: социальную драму современного человека и проблему творческого взаимодействия искусства и действительности. Выводы драматурга были довольно пессимистическими. Точно также, как человек в жизни не может утвердить свою правду, так и персонаж в театре не способен добиться правильного воплощения, потому что искусство, показывая реальную жизнь, страдает теми же недостатками, что и сама жизнь.

В данной пьесе Пиранделло применил старинный театральный прием «сцена на сцене». Позднее, используя этот же принцип, он написал еще две пьесы: «Каждый по-своему» (1924) и «Сегодня мы импровизируем» (1929), которые составили вместе с вышеназванной театральную трилогию. В трилогии автор выступил и как драматург, и как режиссер. Сложную постановочную схему он разработал так подробно, что, читая пьесы, можно увидеть красочный спектакль, как бы поставленный самим драматургом. В трилогии главным действующим лицом оказался театр. А. В. Луначарский сказал об особом театральном пафосе Пиранделло, который «необыкновенно страстно переживает саму драму театра, саму трагедию драматурга, режиссера, артистов, их творческие боли». Образ театра у Пиранделло был настолько реален, что возникала аналогия с действительностью.

В 1922 году драматург создал пьесу «Генрих IV», которая ставилась практически на всех сценах мира. Главный герой произведения живет не в настоящем, а в придуманном мире. В то время, когда он был душевнобольным, герой вообразил себя средневековым немецким императором. После того как он выздоровел, он все не решался расстаться с выдуманной маской, пытаясь использовать ее в качестве психологической защиты от жизни.

Пиранделло показал двоякий смысл бегства героя от реальности. Воображая себя независимым от натиска жестоких общественных законов, Генрих на самом деле является их жертвой. И как только роковая случайность заставляет его на мгновение выйти из придуманного образа, Генрих совершает преступление (убивает соперника), т.е. оказывается точно таким же, кого он так презирал и от кого бежал в воображаемое Средневековье. Основной причиной, по которой современники проявляют интерес к этому герою, является его беспощадность к самому себе, трагический самоанализ, показывающий бессмысленность и опасность бегства от реальной жизни.

Произведение «Генрих IV» – это не историческая драма. Но Пиранделло постарался выразить в ней свое отрицательное отношение к исторической мистификации, которая широко была распространена в то время на итальянской сцене. Исторический жанр власти Италии старались повсеместно поощрять, потому что он создавал иллюзию наследования фашистским режимом великого прошлого. Подвидом исторических фактов довольно часто протаскивались националистические идеи. Раньше такое нередко замечалось за Д’Аннунцио. Пиранделло с присущей ему иронией показал, что исторический карнавал все равно не прикроет неприглядную действительность. В этом итальянский драматург был заодно с Б. Шоу, который написал «Святую Иоанну скотобоен».

В 1920-е годы Пиранделло наиболее плодотворно работал над созданием пьес, делал попытки перестроить итальянский театр, сотрудничая с крупнейшими режиссерами Европы. Но многие из его важнейших начинаний остались только на бумаге. Это произошло потому, что у драматурга возник конфликт с властями. Он вышел из фашистской партии, в которую вступил, обманувшись ложными представлениями о ее внеклассовом антибуржуазном характере. После этого он занял позицию невмешательства, так популярную в либеральных кругах буржуазии. Но в связи с тем, что творчество Пиранделло не было нейтральным, а напротив, идейно враждебным фашизму, власти перестали лояльно относиться к нему и начали притеснять. При этом правительство использовало тактику щедрых посулов и негласных запретов. Например, Муссолини удостоил драматурга звания академика, но тут же лишил его театр государственных дотаций. Из-за этого Пиранделло вынужден был распустить труппу. Когда в 1934 году драматург получил Нобелевскую премию, ему пришлось это знаменательное событие отмечать в полном одиночестве. Даже друзья не решились прийти и поздравить лауреата. В связи с этим Пиранделло вынужден был последние годы жизни провести за границей. Жил он в основном во Франции, там же были поставлены 14 его пьес. С конца 1920-х годов у Пиранделло начался третий период театральной деятельности, который был омрачен творческим кризисом. Этот кризис был вызван тем, что драматург пытался перестроить свой художественный метод, смягчив трагизм произведений. Для достижения этой цели он опробовал два пути: этический, основанный на идеалах естественной морали («Новая колония», 1928;«Лазарь», 1929), и эстетический, предлагавший спасение в искусстве («Горные великаны», 1936). Эти произведения сам автор называл мифами, потому что в них социальная тема отошла на второй план, а вперед выдвинулась проповедь добра и красоты. Драматург хотел создать лирический синтез идеала и надежды. Но достигнуть этой цели ему не удалось. Пьеса «Горные великаны» стала последней и даже не была завершена. В ней автор давал не просто проповедь красоты, сколько показывал антифашистские настроения. Во время работы над этим произведением Пиранделло тяжело заболел и умер. Его завещание вызвало большой гнев Муссолини, потому что драматург запретил проводить церковную службу и светскую панихиду, а свой прах приказал развеять. Таким образом Пиранделло помешал использовать свои похороны в демагогических целях. В 1930-е годы в итальянской драматургии наступило время застоя. Этот период практически совсем не подходил для творчества. Несмотря на то что власти часто устраивали всевозможные конкурсы и раздавали многочисленные награды, цензура не давала авторам работать так, как им бы хотелось. Тогда драматурги нашли выход: они стали изображать в своих пьесах современность или аллегорически, или в форме житейских мелочей. Писатели использовали мифологические сюжеты, перерабатывали сказочные мотивы, а также писали о супружеских изменах и любовных неудачах. Наряду с таким популярным течением, как «интимизм», возникли «артистизм» и «герметизм». Последователи этих течений проводили формальные изыскания, отрешались от житейских проблем, выражая тем самым нонконформистскую позицию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: