Краткая биография стриндберг

СТРИНДБЕРГ, ЮХАН АВГУСТ (Strindberg, Johan August) (1849–1912), крупнейший шведский писатель. У себя на родине почитается мастером шведской прозы, а за ее пределами приобрел известность как один из ведущих реформаторов современной драмы. Его пьесы предвосхитили появление экспрессионизма и театра абсурда.Родился 22 января 1849 в Стокгольме. Вскоре после его рождения отец

Краткая биография стриндберг

СТРИНДБЕРГ, ЮХАН АВГУСТ

СТРИНДБЕРГ, ЮХАН АВГУСТ (Strindberg, Johan August) (1849–1912), крупнейший шведский писатель. У себя на родине почитается мастером шведской прозы, а за ее пределами приобрел известность как один из ведущих реформаторов современной драмы. Его пьесы предвосхитили появление экспрессионизма и театра абсурда.

Родился 22 января 1849 в Стокгольме. Вскоре после его рождения отец разорился и материальное положение семьи ухудшилось. Когда ему было 13 лет, умерла мать, а женитьба отца в том же году на молодой экономке только укрепила мятежные настроения подростка. Воспитанный в строгих правилах пиетизма, религиозный и мечтательный, Стриндберг пережил в безрадостные годы своей юности ряд мистико-эротических потрясений.

В 1867, с большим трудом сдав экзамены, поступил в Упсальский университет, где начал изучать эстетику и иностранные языки. Нужда вынудила его оставить занятия и пойти работать сначала учителем в народной школе, а затем репетитором в семье доктора Ламма в Стокгольме. Это знакомство побудило его заняться медициной, но, провалив первый экзамен и заинтересовавшись театром, Стриндберг решил стать актером. В 1869 он был принят учеником в Королевский театр, однако застенчивость и затруднения с речью вскоре закрыли для него и эту профессию. В том же году он начал писать. В 1870 Стриндберг вернулся в Упсалу, решив заняться драматургией. Некоторое время спустя его стихотворные пьесы В Риме (I Rom) и Изгнанник (Den fredsöse) были поставлены в Королевском театре, а прозаическая пьеса Вольнодумец (Fritänkaren) опубликована. Хотя эти произведения и были прохладно приняты, они принесли автору стипендию из личного фонда Карла XV.

В 1872 Стриндберг оставил университет, не получив диплома, и стал журналистом и критиком в Стокгольме. В области художественной критики Стриндберг в целом придерживался романтических тенденций своего времени, хотя как писатель принадлежал к авангарду. Работы Ч.Дарвина, С.Кьеркегора и Г.Брандеса подготовили его к восприятию агностицизма и нового радикализма. В 1872 Стриндберг написал свою первую серьезную историческую драму Местер Улоф (Mäster Olof). После многочисленных переделок пьеса была поставлена в 1878, но, к разочарованию автора, не привлекла большого внимания. В 1874 Стриндберг неожиданно получил пост помощника библиотекаря в Королевской публичной библиотеке. Его общественное положение упрочилось. В 1877 актриса Сири фон Эссен развелась с мужем, бароном Врангелем, и вышла замуж за Стриндберга.

Опубликованная в 1879 Красная комната (Röda rummet) принесла Стриндбергу славу «шведского Золя», хотя он еще не читал произведений французского мастера. Книга предвосхищает 1880-е годы, с их поколением новых, решительных и критически настроенных писателей, отвергавших сложившиеся порядки в религии, политике, обществе и искусстве. В вопросе эмансипации женщин Стриндберг занимал далеко не прогрессивную позицию, феминизм, охвативший Скандинавию, отчасти под воздействием пьесы Ибсена Кукольный дом, весьма озадачивал его. Он продолжал выступать со страстными обличениями шведского общества, опубликовал сборник стихотворений и несколько пьес, в т.ч. Странствия Счастливчика Пера (Lycko-Pers resa, 1882), соединив наивную сказку с социальной сатирой. В 1883 на грани нервного срыва, вызванного переутомлением, материальными и домашними заботами и ответной враждебностью шведского общества, Стриндберг уехал с женой и детьми сначала во Францию, затем в Швейцарию. Семейное счастье шло на убыль, и в 1884 увидел свет первый том Браков (Giftas) – саркастических новелл, обличающих нравы женщин.

В 1887, снова находясь за границей, он написал роман Жители острова Хемсё (Hemsöborna), не без юмора изображающий жизнь на шхерах. Одновременно он начал цикл жестких, т.н. «натуралистических драм» о вражде между полами. Пьеса Отец (Fadren) была поставлена в Копенгагене в конце 1887, а в 1894 – в парижском «Свободном театре» Антуана. Стриндберг видел в ней греческую трагедию на современный сюжет. Затем появились Фрёкен Жюли (Frörken Julie), Кредиторы (Fordringsägare) и проникнутый горечью автобиографический роман Слово безумца в свою защиту (на франц. яз. – Le plaidoyer d’un fou; на швед. – En dåres försvarstal). Фрёкен Жюли предвосхищает драму Ибсена Гедда Габлер (1890): это портрет современной неврастенички, не знающей, какую роль – мужскую или женскую – надлежит ей играть в мире, где меняются половые ролевые установки. Сильное влияние на Стриндберга оказали Ф.Ницше, с которым он теперь состоял в переписке, и Золя.

В 1891 Стриндберг и Сири фон Эссен расстались; сын и две дочери остались на попечении матери. Бракоразводный процесс ярко описан в небольшой пьесе Узы (Bandet, 1892). Стриндберг проводил много времени в Германии, став в Берлине литературной знаменитостью. Там в 1893 он познакомился с молодой австрийской журналисткой Фридой Уль и женился на ней. Вместе с ней он посетил Англию, где встретился с Дж.Т.Грейном, открывшим тогда в Лондоне «Независимый театр». После возвращения они жили в стесненных обстоятельствах на доходы от имения в Моравии, принадлежавшего родителям матери Фриды. Фрида познакомила его с трудами Сведенборга, и Стриндберг проводил время, ставя химические опыты или погрузившись в изучение философии, ботаники и оккультизма. От Фриды Уль у него была дочь, но этот брак оказался менее продолжительным, чем первый, и таким же несчастливым.

Депрессия привела Стриндберга на грань душевного заболевания. Подолгу живя один в Париже в крайней нужде, он предавался изысканиям в области как естественных наук, так и сверхъестественного, включая алхимию. Его здоровье оказалось основательно подорванным. В 1896 он выбрался из этого ада, описанного им в романе с таким же названием (Inferno, 1897), и вернулся в Швецию. Он рассказал о возрождении религиозной веры в глубоко эмоциональной драме о паломничестве Путь в Дамаск (Till Damaskus, 1898). Затем последовал очень плодотворный драматургический период: Преступление преступлению рознь (Brott och brott, 1899), остросюжетная психологическая пьеса, действие которой происходит в Париже; большой исторический цикл, начатый Местером Улофом, – Густав Ваза (Gustav Vasa), Эрик XIV (Erik XIV, 1899) и др.; небольшая пьеса об искуплении Пасха (Påsk, 1900). Несмотря на новые веяния в творчестве, в 1901 Стриндберг вернулся к старой теме о муках брака и написал глубокую драму Пляска смерти (Dödsdansen). Не будучи ни трагедией, ни комедией, она передает ощущение абсурдности существования, одновременно и смешного, и суетного. Сразу за ней появились сказочные пьесы Невеста-девственница (Kronbruden) и Лебедь белая (Svanevit), а позже значительное символическое произведение Игра снов (Ett drömspel, 1902). В том же году Стриндберг женился на молодой шведской актрисе Харриет Боссе, которая сыграла роли Дамы в драме Путь в Дамаск и Элеоноры в Пасхе. У них родилась дочь, но брак оказался недолгим и закончился разводом в 1904.

Последние годы Стриндберг вел затворническую жизнь в Стокгольме, продолжая необычайно плодотворно работать над очерками и драмами. Из произведений этого периода обращают на себя внимание несколько томов философских размышлений Синяя книга (En ble bok, 1907–1912) и роман Одинокий (Ensam, 1903). Воплотилась мечта его жизни о создании экспериментального театра: в 1907 открылся «Интимный театр», репертуар которого состоял целиком из пьес Стриндберга. Его последней работой для театра стала еще одна драма о паломничестве Большая дорога (Stora landsvägen, 1909), написанная в основном нерифмованным стихом, в которой он подводит итоги своей необычной жизни. Шестидесятитрехлетие писателя рабочие отметили факельным шествием, позже ему вручили крупную сумму денег, собранную рабочими, которая была воспринята как своего рода антинобелевская премия. Умер Стриндберг в Стокгольме 14 мая 1912.

Юхан Август Стриндберг

Ю́хан А́вгуст Стри́ндберг (1849—1912) — шведский писатель-прозаик, драматург и живописец, основоположник современной шведской литературы и современного театра.

Содержание

Биография

Август Стриндберг родился 22 января 1849 года в Стокгольме. Его отец был негоциантом из аристократического рода, мать — служанкой. В 1867—1872 учился в Упсальском университете. В 1872 написал свою первую драму «Местер Улуф».Сильно нуждаясь в молодости, испробовал ряд профессий (учителя, библиотекаря, актера и др.).

Читайте также  Краткая биография боборыкин

Писатель был трижды женат. В политике придерживался социалистических, даже анархических взглядов, что отражалось и в его литературных произведениях. В начале XX века он был одним из властителей дум западной цивилизации.развитии стиля С. отправной платформой был натурализм, а конечной — тот ранний экспрессионизм , который уже с конца XIX в. возникал эпизодически в лит-ре ряда европейских стран.

Его дочь — Карин Стриндберг — вышла замуж за российского революционера Владимира Мартыновича Смирнова [1] .

Стриндберг умер 14 мая 1912 года в родном Стокгольме.

В честь Стриндберга назван кратер на Меркурии.

Библиография

  • «Местер Улуф» — пьеса, 1872, 1874, 1877
  • «Красная комната» — роман, 1879
  • «Новое царство» — повесть, 1882
  • «Рассказы о браке» — сборник, 1884-86
  • «Утопии в действительности» — сборник новелл, 1885
  • «Сын служанки» — роман, 1886-87
  • «Отец» — пьеса, 1887
  • «Товарищи» — пьеса, 1887
  • «Жители острова Хемсё» — роман, 1887
  • «Исповедь безумца» — роман, 1888
  • «Фрёкен Жюли» — пьеса, 1888
  • «Густав Васа» — пьеса, 1899
  • «Кредиторы» — пьеса, 1889
  • «Чандала» — повесть, 1889
  • «Эрик XIV» — пьеса, 1899
  • «На шхерах» — роман, 1890
  • «Ад» — автобиогр. книга, 1897
  • «Легенды» — автобиогр. книга, 1897
  • «Путь в Дамаск» — трилогия, 1898—1904
  • «Карл XII» — пьеса, 1901
  • «Пляска смерти» — пьеса, 1901
  • «Энгельбрект» — пьеса, 1901
  • «Игра снов» — пьеса, 1902
  • «Кристина» — пьеса, 1903
  • «Одинокий» — роман, 1903
  • «Готические комнаты» — роман, 1904
  • «Чёрные знамена» — роман, 1905
  • «Соната призраков» — пьеса, 1907
  • «Синяя книга» — публицистика, 1907-08
  • «Открытые письма Интимному театру» — публицистика, 1909
  • «Речи к шведской нации» — публицистика, 1910

Литература

  • Стриндберг А. Избранные произведения, тт. 1–2. М., 1986.
  • Стриндберг А. Игра снов: Избранное. М., 1994.
  • Брандес Г., Август Стриндберг, Собр. соч., т. 2, СПБ, [б. г.];
  • Луначарский А. В., Великомученик индивидуализма (А. Стриндберг), в кн.: Мещанство и индивидуализм, М. — П., 1923;
  • Блок А. Статьи о Стриндберге, Собр. соч., т. 9, М. — Л., 1936;
  • Горький М., Собр. соч., т. 24, М., 1953, с. 49, 468; т. 28, М., 1954 с. 77-79; т. 29, М., 1955, с. 245;
  • Манн Т., Август Стриндберг, Собр. соч., т. 10, М., 1961;
  • История западноевропейского театра, т. 5, М., 1970;
  • Шарыпкин Д. М. А. Стриндберг и Г. Ибсен в русской литературе // Шарыпкин Д. М. Скандинавская литература в России. М., 1980.
  • Ерхов Б. А. Август Стриндберг. Биоблиографический указатель. М., 1981.
  • К. Ясперс. Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гельдерлина.
  • Berendsohn W., Strindbergs-problem, Stockh., 1946;
  • Brandell G., Strindbergs infernokris, Stockh., 1950;
  • Hagsten A., Den unge Strindberg, v. 1-2, Lund, 1951;
  • Ollen G., Strindberg’s dramatik, Stockh., 1961;
  • Lamm M., August Strindberg, Stockh., 1963;
  • Karnell K. A., Strindbergsiexikon, Stockh., 1969.

Примечания

  1. http://www.rchgi.spb.ru/Pr/spb_2001/usykin.htm

Ссылки

  • [1]
  • [2] — пьесы
  • музей Стриндберга
  • Strindberg in Österreich
  • Strindberg & Helium
  • August Strindberg Society of Los Angeles
  • Август Стриндберг на сайте журнала «Сеанс»

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Юхан III
  • Юхан Борген

Смотреть что такое «Юхан Август Стриндберг» в других словарях:

Стриндберг, Юхан Август — Юхан Август Стриндберг Johan August Strindberg Дата рожд … Википедия

Август Стриндберг — Юхан Август Стриндберг Johan August Strindberg Дата рождения: 22 января 1849 Место рождения: Стокгольм Дата смерти: 14 мая 1912 Место смерти: Стокгольм Гражданство: Швеция … Википедия

Стриндберг Юхан Август — Стриндберг (Strindberg) Юхан Август (22.1.1849, Стокгольм, ‒ 14.5.1912, там же), шведский писатель. Сын негоцианта (по происхождению аристократа) и служанки. В 1867‒72 (с перерывами) учился в Уисальском университете. В кандидатской диссертации… … Большая советская энциклопедия

СТРИНДБЕРГ (Strindberg) Юхан Август — (1849 1912) шведский писатель. Исторические драмы Местер Улоф (1872 77), Густав Ваза , Эрик XIV (обе 1899); роман Красная комната (1879); сборники рассказов Браки (т. 1 2, 1884 86) и Утопии в действительности (1885); натуралистические драмы Отец… … Большой Энциклопедический словарь

Стриндберг Юхан Август — (Strindberg) (1849 1912), шведский писатель. Исторические драмы «Местер Улоф» (1872, стихотворная редакция 1877), «Густав Ваза», «Эрик XIV» (обе 1899, о народоправстве); в русле реализма социально критический роман «Красная комната» (1879),… … Энциклопедический словарь

СТРИНДБЕРГ Юхан Август — (Strindberg, Johan August) АВГУСТ СТРИНДБЕРГ (портрет Э.Мунка). (1849 1912), крупнейший шведский писатель. У себя на родине почитается мастером шведской прозы, а за ее пределами приобрел известность как один из ведущих реформаторов современной… … Энциклопедия Кольера

СТРИНДБЕРГ Юхан Август — СТРИНДБЕРГ (Strindberg) Юхан Август (1849—1912), шведский писатель. Натуралистич. драмы «Отец» (1887), «Фрекен Юлия» (с предисл. «Натуралистическая драма», 1888), символико экспрессионист. драмы «Путь в Дамаск» (ч. 1—3, 1898—1904) … Литературный энциклопедический словарь

Стриндберг, Юхан Август — Ю.А. Стриндберг. Портрет работы Р. Берга. 1906. СТРИНДБЕРГ (Strindberg) Юхан Август (1849 1912), шведский писатель. Исторические драмы Местер Улоф (1872; стихотворная редакция 1877), Густав Ваза , Эрик XIV (обе о народоправстве, 1899); в русле… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Стриндберг, Юхан Август — (Strindberg, Johan August) (22.01.1849, Стокгольм 14.05.1912, Стокгольм) шведский писатель драматург, прозаик, поэт, публицист. Сын комиссионера торговца дворянского происхождения и служанки. С 1867, с перерывами, изучал литературу и философию … Энциклопедический словарь экспрессионизма

Биография Стриндберга Юхана Августа

Стриндберг Юхан Август — (Strindberg, Johan August) (1849–1912), крупнейший шведский писатель. У себя на родине почитается мастером шведской прозы, а за ее пределами приобрел известность как один из ведущих реформаторов современной драмы. Его пьесы предвосхитили появление экспрессионизма и театра абсурда.

Родился 22 января 1849 в Стокгольме. Вскоре после его рождения отец разорился и материальное положение семьи ухудшилось. Когда ему было 13 лет, умерла мать, а женитьба отца в том же году на молодой экономке только укрепила мятежные настроения подростка. Воспитанный в строгих правилах пиетизма, религиозный и мечтательный, Стриндберг пережил в безрадостные годы своей юности ряд мистико-эротических потрясений.

В 1867, с большим трудом сдав экзамены, поступил в Упсальский университет, где начал изучать эстетику и иностранные языки. Нужда вынудила его оставить занятия и пойти работать сначала учителем в народной школе, а затем репетитором в семье доктора Ламма в Стокгольме. Это знакомство побудило его заняться медициной, но, провалив первый экзамен и заинтересовавшись театром, Стриндберг решил стать актером. В 1869 он был принят учеником в Королевский театр, однако застенчивость и затруднения с речью вскоре закрыли для него и эту профессию. В том же году он начал писать. В 1870 Стриндберг вернулся в Упсалу, решив заняться драматургией. Некоторое время спустя его стихотворные пьесы В Риме (I Rom) и Изгнанник (Den fredsöse) были поставлены в Королевском театре, а прозаическая пьеса Вольнодумец (Fritänkaren) опубликована. Хотя эти произведения и были прохладно приняты, они принесли автору стипендию из личного фонда Карла XV.

В 1872 Стриндберг оставил университет, не получив диплома, и стал журналистом и критиком в Стокгольме. В области художественной критики Стриндберг в целом придерживался романтических тенденций своего времени, хотя как писатель принадлежал к авангарду. Работы Ч.Дарвина, С.Кьеркегора и Г.Брандеса подготовили его к восприятию агностицизма и нового радикализма. В 1872 Стриндберг написал свою первую серьезную историческую драму Местер Улоф (Mäster Olof). После многочисленных переделок пьеса была поставлена в 1878, но, к разочарованию автора, не привлекла большого внимания. В 1874 Стриндберг неожиданно получил пост помощника библиотекаря в Королевской публичной библиотеке. Его общественное положение упрочилось. В 1877 актриса Сири фон Эссен развелась с мужем, бароном Врангелем, и вышла замуж за Стриндберга.

Читайте также  Краткая биография роттердамский

Опубликованная в 1879 Красная комната (Röda rummet) принесла Стриндбергу славу «шведского Золя», хотя он еще не читал произведений французского мастера. Книга предвосхищает 1880-е годы, с их поколением новых, решительных и критически настроенных писателей, отвергавших сложившиеся порядки в религии, политике, обществе и искусстве. В вопросе эмансипации женщин Стриндберг занимал далеко не прогрессивную позицию, феминизм, охвативший Скандинавию, отчасти под воздействием пьесы Ибсена Кукольный дом, весьма озадачивал его.

Он продолжал выступать со страстными обличениями шведского общества, опубликовал сборник стихотворений и несколько пьес, в т.ч. Странствия Счастливчика Пера (Lycko-Pers resa, 1882), соединив наивную сказку с социальной сатирой. В 1883 на грани нервного срыва, вызванного переутомлением, материальными и домашними заботами и ответной враждебностью шведского общества, Стриндберг уехал с женой и детьми сначала во Францию, затем в Швейцарию. Семейное счастье шло на убыль, и в 1884 увидел свет первый том Браков (Giftas) – саркастических новелл, обличающих нравы женщин.

В 1887, снова находясь за границей, он написал роман Жители острова Хемсё (Hemsöborna), не без юмора изображающий жизнь на шхерах. Одновременно он начал цикл жестких, т.н. «натуралистических драм» о вражде между полами. Пьеса Отец (Fadren) была поставлена в Копенгагене в конце 1887, а в 1894 – в парижском «Свободном театре» Антуана. Стриндберг видел в ней греческую трагедию на современный сюжет. Затем появились Фрёкен Жюли (Frörken Julie), Кредиторы (Fordringsägare) и проникнутый горечью автобиографический роман Слово безумца в свою защиту (на франц. яз. – Le plaidoyer d`un fou; на швед. – En dåres försvarstal). Фрёкен Жюли предвосхищает драму Ибсена Гедда Габлер (1890): это портрет современной неврастенички, не знающей, какую роль – мужскую или женскую – надлежит ей играть в мире, где меняются половые ролевые установки. Сильное влияние на Стриндберга оказали Ф.Ницше, с которым он теперь состоял в переписке, и Золя.

В 1891 Стриндберг и Сири фон Эссен расстались; сын и две дочери остались на попечении матери. Бракоразводный процесс ярко описан в небольшой пьесе Узы (Bandet, 1892). Стриндберг проводил много времени в Германии, став в Берлине литературной знаменитостью. Там в 1893 он познакомился с молодой австрийской журналисткой Фридой Уль и женился на ней. Вместе с ней он посетил Англию, где встретился с Дж.Т.Грейном, открывшим тогда в Лондоне «Независимый театр». После возвращения они жили в стесненных обстоятельствах на доходы от имения в Моравии, принадлежавшего родителям матери Фриды.

Фрида познакомила его с трудами Сведенборга, и Стриндберг проводил время, ставя химические опыты или погрузившись в изучение философии, ботаники и оккультизма. От Фриды Уль у него была дочь, но этот брак оказался менее продолжительным, чем первый, и таким же несчастливым.

Юхан Август Стриндберг (Johan August Strindberg)

Годы жизни: с 22.01.1849 по 14.05.1912

Крупнейший шведский писатель. У себя на родине почитается мастером шведской прозы, а за ее пределами приобрел известность как один из ведущих реформаторов современной драмы. Его пьесы предвосхитили появление экспрессионизма и театра абсурда. Основоположник современной шведской литературы и современного театра.

Родился в Стокгольме. Вскоре после его рождения отец разорился и материальное положение семьи ухудшилось. Когда ему было 13 лет, умерла мать, а женитьба отца в том же году на молодой экономке только укрепила мятежные настроения подростка.

В 1867, с большим трудом сдав экзамены, поступил в Упсальский университет, где начал изучать эстетику и иностранные языки. Нужда вынудила его оставить занятия и пойти работать сначала учителем в народной школе, а затем репетитором в семье доктора Ламма в Стокгольме.

Заинтересовавшись театром, Стриндберг решил стать актером. В 1869 он был принят учеником в Королевский театр, однако застенчивость и затруднения с речью вскоре закрыли для него и эту профессию. В том же году он начал писать.

В 1870 Стриндберг вернулся в Упсалу, решив заняться драматургией. Некоторое время спустя его стихотворные пьесы В Риме (I Rom) и Изгнанник (Den fredsöse) были поставлены в Королевском театре, а прозаическая пьеса Вольнодумец (Fritänkaren) опубликована. Хотя эти произведения и были прохладно приняты, они принесли автору стипендию из личного фонда Карла XV.

В 1872 Стриндберг оставил университет, не получив диплома, и стал журналистом и критиком в Стокгольме. В области художественной критики Стриндберг в целом придерживался романтических тенденций своего времени, хотя как писатель принадлежал к авангарду.

В 1877 он женился на актрисе Сири фон Эссен.

Опубликованная в 1879 Красная комната (Röda rummet) принесла Стриндбергу славу «шведского Золя», хотя он еще не читал произведений французского мастера. Книга предвосхищает 1880-е годы, с их поколением новых, решительных и критически настроенных писателей, отвергавших сложившиеся порядки в религии, политике, обществе и искусстве. В вопросе эмансипации женщин Стриндберг занимал далеко не прогрессивную позицию, феминизм, охвативший Скандинавию весьма озадачивал его. Он продолжал выступать со страстными обличениями шведского общества, опубликовал сборник стихотворений и несколько пьес, в т.ч. Странствия Счастливчика Пера (Lycko-Pers resa, 1882), соединив наивную сказку с социальной сатирой.

В 1883 на грани нервного срыва, вызванного переутомлением, материальными и домашними заботами и ответной враждебностью шведского общества, Стриндберг уехал с женой и детьми сначала во Францию, затем в Швейцарию. Семейное счастье шло на убыль, и в 1884 увидел свет первый том Браков (Giftas) — саркастических новелл, обличающих нравы женщин.

В 1887, снова находясь за границей, он написал роман Жители острова Хемсё (Hemsöborna), не без юмора изображающий жизнь на шхерах. Одновременно он начал цикл жестких, т.н. «натуралистических драм» о вражде между полами. Сильное влияние на Стриндберга оказали Ф.Ницше, с которым он теперь состоял в переписке, и Золя.

В 1891 Стриндберг и Сири фон Эссен расстались; сын и две дочери остались на попечении матери. Бракоразводный процесс ярко описан в небольшой пьесе Узы (Bandet, 1892). Стриндберг проводил много времени в Германии, став в Берлине литературной знаменитостью. Там в 1893 он познакомился с молодой австрийской журналисткой Фридой Уль и женился на ней. Вместе с ней он посетил Англию, где встретился с Дж.Т.Грейном, открывшим тогда в Лондоне «Независимый театр». После возвращения они жили в стесненных обстоятельствах на доходы от имения в Моравии, принадлежавшего родителям матери Фриды. Фрида познакомила его с трудами Сведенборга, и Стриндберг проводил время, ставя химические опыты или погрузившись в изучение философии, ботаники и оккультизма. От Фриды Уль у него была дочь, но этот брак оказался менее продолжительным, чем первый, и таким же несчастливым.

Депрессия привела Стриндберга на грань душевного заболевания. Подолгу живя один в Париже в крайней нужде, он предавался изысканиям в области как естественных наук, так и сверхъестественного, включая алхимию. Его здоровье оказалось основательно подорванным. В 1896 он выбрался из этого ада, описанного им в романе с таким же названием (Inferno, 1897), и вернулся в Швецию.

Последние годы Стриндберг вел затворническую жизнь в Стокгольме, продолжая необычайно плодотворно работать над очерками и драмами. Его последней работой для театра стала драма о паломничестве Большая дорога (Stora landsvägen, 1909), написанная в основном нерифмованным стихом, в которой он подводит итоги своей необычной жизни.

Интересные факты из жизни

В честь Стриндберга назван кратер на Меркурии.

Шестидесятитрехлетие писателя рабочие отметили факельным шествием, позже ему вручили крупную сумму денег, собранную рабочими, которая была воспринята как своего рода антинобелевская премия.

Библиография

В Риме [I Rom] 1870
Изгнанник [Den fredsöse] 1870
Вольнодумец [Fritänkaren] 1870
Местер Улуф [Mäster Olof] — пьеса, 1872, 1874, 1877
Красная комната [Röda rummet] — роман, 1879
Странствия Счастливчика Пера [Lycko-Pers resa] 1882
Новое царство — повесть, 1882
Рассказы о браке [Giftas]— сборник, 1884-86
Утопии в действительности — сборник новелл, 1885
Сын служанки — роман, 1886-87
Отец [Fadren]— пьеса, 1887
Товарищи — пьеса, 1887
Жители острова Хемсё [Hemsöborna]— роман, 1887
Исповедь безумца (Слово безумца в свою защиту) [En dåres försvarstal, Le plaidoyer d’un fou] — роман, 1888
Фрёкен Жюли [Frörken Julie]— пьеса, 1888
Узы [Bandet] 1892
Густав Васа — пьеса, 1899
Кредиторы [Fordringsägare] — пьеса, 1889
Чандала — повесть, 1889
Эрик XIV — пьеса, 1899
На шхерах — роман, 1890
Ад [Inferno]— автобиогр. книга, 1897
Легенды — автобиогр. книга, 1897
Путь в Дамаск [Till Damaskus]— трилогия, 1898—1904
Преступление преступлению рознь [Brott och brott] 1899
Карл XII — пьеса, 1901
Пляска смерти [Dödsdansen] — пьеса, 1901
Энгельбрект — пьеса, 1901
Невеста-девственница [Kronbruden]
Лебедь белая [Svanevit]
Игра снов [Ett drömspel]— пьеса, 1902
Кристина — пьеса, 1903
Одинокий [Ensam]— роман, 1903
Готические комнаты — роман, 1904
Чёрные знамена — роман, 1905
Соната призраков — пьеса, 1907
Синяя книга [En ble bok] — публицистика, 1907-08
Большая дорога [Stora landsvägen] 1909
Открытые письма Интимному театру — публицистика, 1909
Речи к шведской нации — публицистика, 1910

Читайте также  Краткая биография булычев

Стриндберг Август

Ю́хан А́вгуст Стри́ндберг (швед. Johan August Strindberg, 22 января 1849 года, Стокгольм — 14 мая 1912 года, там же) — шведский писатель и публицист. Основоположник современной шведской литературы и театра.

Отец писателя был негоциантом (предпринимателем) из аристократического рода, мать — служанкой. В 1867—1872 годах учился в Уппсальском университете. Испытывая в молодые годы финансовые затруднения, испробовал ряд профессий (учителя, библиотекаря, актёра, телеграфиста, и другие). В начале 1870-х годов дебютировал как писатель с драмами «В Риме» (Rom, 1870), «Изгнанник», «Мес­тер Улоф» («Mäster Olof», 1872). Опубликованный в 1879 году социально-критический роман «Красная комната» (1879) принёс ему широкую известность.

С 1872 года работал в Стокгольме журналистом. В 1874 году стал помощником библиотекаря в Королевской публичной библиотеке.

В 1890-е проводил много времени за границей, занимаясь оккультизмом. Заболел пневмонией на Рождество 1911 года, от которой так и не оправился. Скончался от пневмонии и рака желудка в 1912 году.

Стриндберг был трижды женат. В политике придерживался социалистических, даже анархистских взглядов, что отражалось и в его литературном творчестве. В начале XX века был одним из властителей дум западной цивилизации. В развитии стиля Стриндберга отправной платформой был натурализм, а конечной — тот ранний экспрессионизм, который уже с конца XIX века возникал эпизодически в литературе ряда европейских стран.

Дочь писателя, Карин Стриндберг, была замужем за российским революционером Владимиром Мартыновичем Смирновым.

Выдающийся русский поэт Александр Блок написал некролог «Памяти Августа Стриндберга», заканчивающийся словами:

Для Стриндберга не страшно многое, что страшно для других, и, может быть, больших, чем сам он, учителей, потому что он. демократ. Наследие демократа — идейно, оно не может служить поводом ни для чьей корысти. Наследие Стриндберга открыто для веселой и мятежной юности всех стран. Это — лаборатория для студентов, большая комната, свободная в утренние часы, когда мозг работает ритмически; и сам Стриндберг — утро, тот час, когда начинается большая работа. Он — менее всего конец, более всего — начало. Благоговейное изучение его — есть тот труд, который молодит усталые души.

В честь Стриндберга назван кратер на Меркурии.

Образ в кинематографе

«Август Стриндберг. Жизнь между гениальностью и безумием» (мини-сериал; Швеция, Австрия, Германия, Дания; 1985; режиссёры Йохан Бергенстрале, Челль Греде), в заглавной роли — Томми Бергрен.

Памятник Стриндбергу работы Карла Эльда (1942) в Стокгольме

Памятник Стриндбергу работы Карла Эльда в Стокгольме

«Красная комната» — роман, 1879

«Сын служанки» — роман, 1886—1887

«Жители острова Хемсё» — роман, 1887

«Исповедь безумца» — роман, 1888

«На шхерах» — роман, 1890

«Ад» — автобиогр. книга, 1897

«Легенды» — автобиогр. книга, 1897

«Одинокий» — роман, 1903

«Готические комнаты» — роман, 1904

«Чёрные знамёна» — роман, 1905

Повести и рассказы

«Новое царство» — повесть, 1882

«Рассказы о браке» — сборник, 1884—1886

«Утопии в действительности» — сборник новелл, 1885

«Чандала» — повесть, 1889

«Вольнодумец» (Fritänkaren, 1869)

«Гермиона» (Hermione, 1870)

«В Риме» (I Rom, 1870)

«Изгнанник» (Den fredlöse, 1871)

«Местер Улоф» (Mäster Olof, 1872, 1874, 1877)

«Странствия Счастливчика Пера» (Lycko-Pers resa, 1882)

«Отец» (Fadren, 1887)

«Товарищи» (Kamraterna, 1887)

«Фрёкен Юлия» (Fröken Julie, 1888)

«Кредиторы» (Fordringsägare, 1888)

«Кто сильнее» (Den starkare, 1889)

«Пария» (Paria, 1889)

«Самум» (Samum, 1889)

«Перед смертью» (Inför döden, 1892)

«Узы» (Bandet, 1892)

«Игра с огнём» (Leka med elden, 1892)

«Путь в Дамаск» (трилогия, Till Damaskus, 1898—1904)

«Борьба и преступление» (Brott och brott, 1899)

«Густав Васа» (Gustav Vasa, 1899)

«Эрик XIV» (Erik XIV, 1899)

«Пасха» (Påsk, 1900)

«Карл XII» (Karl XII, 1901)

«Пляска смерти» (Dödsdansen, 1901)

«Невеста-девственница» (Kronbruden, 1901)

«Лебедь белая» (Svanevit, 1901)

«Энгельбрект» (Engelbrekt, 1901)

«Игра снов» (Ett drömspel, 1902)

«Королева Кристина» (Kristina, 1903)

«Виттенбергский соловей» (Näktergalen i Wittenberg, 1903)

«Соната призраков» (Spöksonaten, 1907)

«Большая дорога» (Stora landsvägen, 1909)

«Синяя книга» — публицистика, 1907—1908

«Открытые письма Интимному театру» — 1909

«Речи к шведской нации» — 1910

Мозаика в Стокгольмском метро

Стриндберг, Август. Полное собрание сочинений. — Москва: Современные проблемы, 1908—1912. — Т. 1—15.

Стриндберг А. Избранные произведения, тт. 1-2. М., 1986.

А. Стриндберг. Красная комната. — Москва: Правда, 1989. — 640 с.

Август Стриндберг. Слово безумца в свою защиту / пер. Л. Лунгиной. — Ижевск: Удмуртия, 1990. — 272 с. — ISBN 5-7659-0039-9.

Стриндберг А. Игра снов: Избранное. М., 1994.

Август Стриндберг. На круги своя. Повести и рассказы. — Москва: Текст, 2002. — ISBN 5-7516-0319-2.

Август Стриндберг. Серебряное озеро : Повести и рассказы. — Москва: Текст, 2002. — ISBN 5-7516-0320-6.

Август Стриндберг. Густав Ваза. Карл XII. На пути в Дамаск. — Москва: Индрик, 2002. — ISBN 8-85759-222-4.

Август Стриндберг. Жестокий театр. — Совпадение, 2005. — 328 с. — ISBN 5-86402-132-6.

Август Стриндберг. Интимный театр. — Совпадение, 2007. — ISBN 978-5-903060-28-3.

Юхан Август Стриндберг. Собрание сочинений в 5 томах. — Книжный Клуб Книговек, 2007. — ISBN 978-5-4224-0010-2.

Брандес Г., Август Стриндберг, Собр. соч., т. 2, СПБ, [б. г.];

Луначарский А. В., Великомученик индивидуализма (А. Стриндберг), в кн.: Мещанство и индивидуализм, М. — П., 1923;

Блок А. Статьи о Стриндберге, Собр. соч., т. 9, М. — Л., 1936;

Горький М., Собр. соч., т. 24, М., 1953, с. 49, 468; т. 28, М., 1954 с. 77-79; т. 29, М., 1955, с. 245;

Манн Т., Август Стриндберг, Собр. соч., т. 10, М., 1961;

История западноевропейского театра, т. 5, М., 1970;

Шарыпкин Д. М. А. Стриндберг и Г. Ибсен в русской литературе // Шарыпкин Д. М. Скандинавская литература в России. М., 1980.

Ерхов Б. А. Август Стриндберг. Биоблиографический указатель. М., 1981.

К. Ясперс. Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гельдерлина.

В. Максимов. Проект драматической эпопеи Августа Стриндберга // Стриндберг А. Интимный театр. М.: Совпадение, 2007.

Бальзамо Е. Август Стриндберг: лики и судьба. М.: Новое литературное обозрение, 2009

Анатолий Ливри. Dr. Anatoly Livry, «August Strindberg : de Rhadamanthe à Busiris et l’Etna de Zarathoustra», Nietzscheforschung, Berlin, «Akademie Verlag», 2011, p. 123—135

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: