Краткая биография мисима - Sogetsu-Mf.ru

Краткая биография мисима

Биография Юкио Мисимы: фото, личная жизнь, причина смерти, книги, "Золотой храм", "Исповедь маски"

Краткая биография мисима

Юкио Мисима

Биография

Японская литература XX века насчитывает много прославленных и значимых имен, но особое место традиционно отводится писателю и драматургу Юкио Мисиме. Библиография автора включает романы «Исповедь маски» и «Золотой храм», которые вошли в классику мировой литературы и благодаря стилю, демонстрировавшему слияние Востока с западной современностью, номинировались на Нобелевскую премию в 1968 году.

Детство и юность

Юкио Мисима, которого по-настоящему звали Кимитакэ Хираока, родился 14 января 1925 года в токийском районе Йоцуя, находившемся на месте современного японского города Сидзюку.

Юкио Мисима в детстве / Village of Yamanakako

Его отец Адзуса Хираоки был крупным правительственным чиновником и высокообразованным интеллигентным человеком, а мать Сидзуэ Хаши происходила из рода любителей литературы, издревле служивших клану Маэда из княжества Кага. У мальчика были бабушки, дедушки, а также младшая сестра Мицуко, которая в 17-летнем возрасте умерла от тифа, и брат Тиюки, появившийся на свет в 1930 году.

В детстве Мисима был разлучен с ровесниками и воспитывался старшим поколением, которых опекали члены династии Арисугава, бывшие наследниками младшей ветви японского императорского рода.

Только в 12-летнем возрасте Юкио переехал в дом родителей, но жизнь от этого легче не стала. Отец, испытывавший страсть к военной дисциплине, не допускал увлечения гуманитарными предметами и регулярно делал набеги на детскую в поисках сочинений и литературы.

Мать, напротив, оберегала Мисиму от агрессии мужа и первой читала новые произведения сына, написанные по ночам и в перерывах между уроками в школе и лекциями в университете. Именно творчество давало юноше силы для учебы, и он оказался в числе студентов, получивших возможность сделать блестящую карьеру в Министерстве финансов, которая через год закончилась при полном согласии внезапно смягчившегося отца.

Книги

В 1945 году, после капитуляции Японии и окончания Второй мировой войны, Мисима полностью посвятил себя творческой деятельности и начал сочинять короткие пьесы, стихи и эссе. В 1946 году Юкио завершил работу над дебютным романом «Воры» и попал в ряды знаменитых писателей, живших на Востоке в сложный послевоенный период.

Писатель Юкио Мисима / Bungakukan

Полученный статус закрепился после выхода полуавтобиографической книги «Исповедь маски», повествовавшей о противостоянии общества и молодого гомосексуалиста. Благодаря несвойственным для Японии темам и стилю Мисима в одночасье стал популярным, и созданные произведения начали издавать за рубежом.

В итоге, став ведущим представителем японской литературы, Мисима решил познакомиться с другими странами и в качестве сотрудника токийской газеты отправился в путешествие, которое частично отразилось в романе «Шум прибоя», основанном на древнегреческой легенде о Дафнисе и Хлое. Под влиянием немецкого интеллектуала Томаса Манна и азиатского эстета Мори Огая автор начал наблюдать за окружающими событиями и сочинил роман «Золотой храм».

Писателю было трудно принять противоречивые отзывы критиков и публики, усилившиеся после отказа от постановки недавно законченной пьесы «Кото радости». Это случилось из-за того, что в конце 1950-х – начале 1960-х годов Мисима увлекся политикой и в сдержанной форме протестовал против радикалов.

Однако благодаря разгромным статьям, опубликованным в Японии, имя Юкио стало знакомо европейской и американской публике, что гарантировало успех задуманной тетралогии «Море изобилия», состоявшей из романов «Весенний снег», «Несущие кони», «Храм на рассвете» и «Падение ангела». Это привело и к нескольким номинациям на Нобелевскую премию по литературе, проигранным гватемальскому коллеге Мигелю Астуриасу и собственному учителю Ясунари Кавабате.

Личная жизнь

Творческая и неутомимая натура писателя требовала того, чтобы рядом с ним находилась женщина, понимающая и близкая по характеру и духу, поэтому Мисима сочетался браком только в 1958 году. Ёко Сугияма идеально подходила мужчине по всем параметрам, поскольку была не далека от искусства и являлась дочерью популярного японского художника.

Писатель Юкио Мисима / Pank Magazine

Семья оказалась прочной, и благодаря стабильному доходу Юкио с женой и двумя детьми построил имение в викторианском стиле и обосновался под его крышей на долгие 12 лет.

После смерти, вызвавшей много разговоров, журналисты покопались в личной жизни писателя и выяснили, что время от времени он посещал заведения для гомосексуалистов и состоял в отношениях с коллегой, подтвердившим это интимными письмами. Семья не смогла перенести такое оскорбление и восстановила честное имя Мисимы через Японский суд.

Смерть

К концу жизни Мисима с головой окунулся в политику и стал заклятым врагом ультралевых и националистов за приверженность самурайскому кодексу Бусидо и основание военной организации «Татэ-но кай» («Общество щита»).

25 ноября 1970-го самые фанатичные члены предприняли попытку государственного переворота, провал которой заставил писателя исполнить древний ритуал харакири, завершившийся смертью по причине колотой раны в животе. Помощники, присутствовавшие рядом с Юкио, должны были предотвратить агонию самоубийцы и отрубить ему голову, но, по словам очевидцев, сделать это удалось лишь с 3-го раза.

Таким образом, писателю не удалось показать миру красоту самурайской смерти, а остаться человеком, который, согласно цитате, угодил в ловушку противопоставления и навсегда остался неизлечимым.

Цитаты

  • «Ошибаются те, кто считает мечты игрой интеллекта. Нет, мечты — нечто противоположное, это бегство от разума».
  • «Прошлое не всегда тянет назад. В нем рассыпаны немногочисленные, но мощные пружины, которые, распрямляясь, толкают нас в будущее».
  • «Простота — наивысшая точка соприкосновения жизни и искусства. Тот, кто презрительно относится к простоте, вызывает только жалость, ибо тем самым он признает свое поражение. Если человек боится простоты, значит, он далек от зрелости».

Библиография

  • 1949 – «Исповедь маски»
  • 1950 – «Жажда любви»
  • 1953 – «Запретные цвета» («Запретные удовольствия»)
  • 1954 – «Шум прибоя»
  • 1956 – «Золотой храм»
  • 1957 – «Оплошность добродетели»
  • 1959 – «Дом кёко»
  • 1960 – «После банкета»
  • 1963 – «Школа плоти»
  • 1963 – «Моряк, которого разлюбило море»
  • 1964 – «Шелк и проницательность»
  • 1965 – «Смерть и сталь»
  • 1966 – «Патриотизм»

Тетралогия «Море изобилия»:

  • 1968 – «Весенний снег»
  • 1969 – «Несущие кони»
  • 1969 – «Храм на рассвете»
  • 1970 – «Падение ангела»

Юкио Мисима: биография, интересные факты, видео

😉 Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Юкио Мисима: биография, интересные факты» — о жизни выдающегося японского писателя и драматурга.

Юкио Мисима

О смерти этого писателя, возможно, известно больше, чем о его жизни. Независимо от того, читаете ли вы ранние работы, как «Исповедь маски» или последнюю тетралогию «Море изобилия», ощущение человека, пытающегося выработать определение самого себя, не покидает. Многие считают его одним из величайших японских писателей ХХ века.

Он родился в 1925 г., его поколение участвовало во Второй мировой. Он вырос готовым умереть за императора, о чем пишет в «Маске».

В подростковые годы он наблюдал, как Япония участвовала в конфликте на континенте. Война с Китаем уже началась, мальчики готовились сражаться, играть свои роли и выполнять свой долг.

В юности он был хилым и смертельно бледным. Болезнь освобождала его от обычных хлопот в жизни. Зачем беспокоиться о квалификации, получать работу или находить жену, если суждено умереть молодым?

Но слабое здоровье — неправильно диагностированный туберкулез после простуды — помешало ему присоединиться к армии. Он так и не оправился от чувства вины за то, что ему было предоставлено освобождение. Он пережил войну, но с тех пор болезненно относился к воинскому духу и смерти.

Его первый роман «Святой вор» был о самоубийстве. Его «Исповедь» стала тонко завуалированной полуавтобиографией о том, как молодой человек примирился с гомосексуализмом, избегая службы во время войны. Это переросло в тему, которая преследовала его в течение следующих 20 лет.

Читайте также  Краткая биография токарева

«Исповедь маски» стала бестселлером и сделала его знаменитым. Вскоре последовали другие романы, его номинировали на Нобелевскую премию трижды. Однако, когда его друг и учитель Ясунари Кавабата стал Нобелевским лауреатом в 1968 г. Мисима понял, что он никогда уже не удостоится подобной чести.

Часто бывает трудно отделить жизнь творца от его работы, а с Мисимой это почти невозможно. Он был переведен на английский и другие языки на раннем этапе и стал мировой знаменитостью.

Работа над телом

Юкио много путешествовал, писал сценарии и даже пел. Он взращивал собственный образ плейбоя, занялся бодибилдингом и полуголым фотографировался с мечами. Его любовь к классическим признакам мужественности, казалось, только усиливалась в этот период.

В дополнение к физической подготовке он опубликовал книги по этике самураев, бодибилдингу, национализму и о японской армии. В 1968 г. он сформировал крайне правое общество Татенокаи среди молодежи.

Сэппуку

В 1970 г. Юкио и четверо членов Татенокаи пытались подстрекать Силы самообороны к государственному перевороту, свергнуть правительство и воссоздать империю. Его речь с балкона перед войсками, как только командира связали в своем кабинете, была встречена смехом.

Мисима и один из его последователей вслед за этим совершили сэппуку (харакири) и были обезглавлены третьим участником. Молодежь, которая была лишена возможности умереть за императора на войне, все же закончила свое путешествие в духе греческой трагедии.

Голова Юкио Мисимы

Незадолго до своей смерти Мисима завершил заключительную часть своего «Моря».

Часто трудно отделить творца от его работы. С Мисимой это почти невозможно. В то время как навязчивые идеи привели его к высмеиванию и презрению, неопределенному отношению после смерти, он по-прежнему остается одним из самых влиятельных писателей Японии.

Факты из жизни

  • настоящее имя Хираока Кимитакэ;
  • родился и умер в Токио;
  • сын государственного чиновника;
  • дед писателя был губернатором Южного Сахалина в 1908—1914 гг.;
  • до 12 лет воспитывался в доме бабушки;
  • окончил школу с отличием и получил серебряные часы из рук японского императора;
  • по воле отца обучался на юридический факультете в императорском университете;
  • в 33 года женился на 18-летней Йоко Сугияма, дочери известного японского художника;
  • текст предсмертной записки Мисимы: «Жизнь человеческая ограничена, но я хотел бы жить вечно».

Видео → Юкио Мисима: биография (кратко)

Если вам понравилась статья «Юкио Мисима: биография, интересные факты, видео», поделитесь в социальных сетях.

Юкио Мисима (三島 由紀夫)

Годы жизни: с 14.01.1925 по 25.11.1970

Выдающийся японский писатель и драматург, видный политический деятель, борец за возрождение национальной японской культуры.

Мисима Юкио (настоящее имя Хираока Кимитакэ) ) родился в семье государственного чиновника Адзуса Хираока и его супруги Сидзуэ.
До 12 лет жил и воспитывался в доме бабушки, которая прививала аристократические манеры и любовь к традициям родной страны, что впоследствии оказало значительное влияние на мировоззрение Мисимы. Также бабушка привила болезненному, но очень умному и одаренному мальчику любовь к литературе и театру.
По настоянию отца Мисима поступает в Токийский университет на юридический факультет.
В 1946 году Мисима знакомится с Ясунари Кавабатой, признанным мастером японской литературы, который помогает начинающему писателю опубликовать его рассказ «Сигарета».
В 1948 году Мисима примкнул к литературному объединению «Современная литература». Пытаясь вести двойную жизнь — писателя и политика, Мисима едва не погибает от истощения, упав под поезд. Поэтому в сентябре 1948 года Мисима решает полностью посвятить себя искусству.
В июле 1949 года в печати появляется первое крупное произведение Мисимы — «Исповедь маски», которое вводит писателя в круг интеллектуальной элиты страны.
В 1951-52 годах Мисима совершает кругосветное путешествие, которое меняет его творческий стиль и отношение к жизни.
С 1955 года Мисима начинает перестраивать свое тело, начинает заниматься бодибилдингом и боевыми искусствами. Меняется и художественный стиль автора, претерпевая влияние классической японской литературы и Томаса Манна. В 1956 году создает роман «Золотой храм».
В 1958 году он женился на Ёко Сугияма, дочери известного мастера классической японской живописи Ясуси Сугияма.
Мисима начинает вести достаточно эпатажный образ жизни: резко высказывается о политиках и собратьях по литературному цеху, снимается для фотоальбомов мазохистского толка — и из-за этого наживает много врагов и недоброжелателей.
В 1965-67 году пьесы Мисимы стали активно ставить на многих сценах мира. В этот же, последний, период жизни Мисима неоднократно номинируется на Нобелевскую премию.
В 1966 году у Мисимы появляется идея создания собственной военизированной группы, так через два года появляется «Общество щита».
25 ноября 1970 года Мисима пытается совершить государственный переворот, но его обращение к солдатам было проигнорировано.
Мисима совершает сеппуку

Интересные факты из жизни

Дед Мисимы Дзётаро Хираока в 1908—1914 годах был губернатором Южного Сахалина.

Школу Мисима закончил с отличием и получил серебряные часы из рук японского императора.

Награды писателя

премия «Синтёся»
премия «Йомиури» (1956)

Библиография

Романы и повести

* Исповедь маски / 仮面の告白 (1949, рус. перевод 1994)
* Жажда любви / 愛の渇き (1950, рус. перевод 2000)
* Запретные цвета (Запретные удовольствия) / 禁色 (1954, рус. перевод 2005)
* Шум прибоя / 潮騒 (1954, рус. перевод 2004)
* Золотой храм / 金閣寺 (1956, рус. перевод 1989)
* Дом Кeко / 鏡子の家 (1959)
* После банкета / 宴のあと (1960)
* Красивая звезда / 美しい星 (1962)
* Шeлк и проницательность / 絹と明察 (1964)
* Море изобилия / 豊穣の海 (тетралогия):
— Весенний снег / 春の雪 (1968, рус. перевод 2003)
— Несущие кони (Мчащиеся кони) / 奔馬 / (1969, рус. перевод 2004)
— Храм на рассвете / 暁の寺 (1969, рус. перевод 2005)
— Падение ангела / 天人五衰 (1970, рус. перевод 2006)

Пьесы

* Ее высочество Аои / 葵上 (1955, рус. перевод 2004)
* Маркиза де Сад / サド侯爵夫人 (1965, рус. перевод 2000)
* Мой друг Гитлер / わが友ヒットラー (1968, рус. перевод 2000)
* Ханьданьская подушка
* Надгробие Комати
* Парчовый барабан
* Веер в залог любви

Новеллы

* Патриотизм / 憂国 (1960, рус. перевод 2000)
* Смерть в середине лета / 真夏の死 (1966, рус. перевод 2000)
* Газета
* Цветы щавеля
* Море и закат
* Философский дневник маньяка-убийцы, жившего в средние века
* Любовь святого старца из храма Сига

Экранизации произведений, театральные постановки

1958 «Поджог» (炎上, по роману «Золотой храм») Кон Итикава
1966 «Патриотизм» (憂国) Юкио Мисима
1972 «Музыка» (音楽) Ясудзо Масумура
1976 «Золотой храм» (金閣寺) Ёити Такабаяси
2005 «Весенний снег» (春の雪) Исао Юкисада

Последний из самураев. Две жизни и одна смерть Юкио Мисимы

Юкио Мисима стоял на парапете и с высоты обращался к солдатам только что захваченного им и его соратниками гарнизона: «Самураи вы или нет?». Мисима произносил длинную, заранее заготовленную речь о том, что новый порядок убивает души, что конституция страны отменяет доблесть и честь. Белые перчатки, новенький отглаженный мундир — образ был продуман до мелочей. Мисима планировал государственный переворот. Солдаты, стоящие внизу, были в недоумении от развернувшегося представления. Кто-то кричал: «Слезай оттуда», кто-то прерывал речь Мисимы бранными словами. Драматург так и не договорил. Он ушёл с балкона, вернулся в комнату, где его ждали соратники по созданной им частной армии «Общество щита», сказал: «Они меня не слушали» и приготовился совершить ритуальное самоубийство — харакири. Мундир был надет на голое тело, смерть должна была быть эффектной и красивой точкой в этой яркой жизни. Мисима вспорол себе живот, а его соратники, как того требовал обычай, должны были отрубить ему голову. Оказалось, молодые парни из «Общества щита» вдохновлялись рассказами о харакири, но ни разу не сталкивались с ритуалом в реальности, поэтому голову получилось отрубить только с третьего раза — красота момента была испорчена, но Мисима этого уже не узнал.

Читайте также  Краткая биография волков

Замкнутое детство

Кимитакэ Хираока, таково его настоящее имя, был слабым болезненным ребёнком, поэтому часто пропускал школу, не играл со сверстниками, а проводил время дома, наедине с собой или за чтением книг. Изоляции мальчика способствовала и бабушка писателя Нацуко — женщина со сложным и даже несколько истеричным характером. Семимесячным она забрала его от родителей. Кимитакэ жил с бабушкой в одной комнате, с детства ему запрещалось шуметь, играть, гулять. Из личного пространства оставались только фантазии, в которых, как позже вспоминал писатель, обязательно присутствовала смерть, кровь, боль. Тема смерти будет привлекать его всю жизнь — и он постоянно будет к ней возвращаться.

Нацуко создала мальчику домашний закрытый мирок, где прививала ему любовь к театру и литературе. С родителями мальчик мог видеться только с разрешения бабушки. Со сверстниками он почти не общался. Так было до 12 лет.

Потом Кимитакэ, получивший хорошее домашнее образование, учился в привилегированной школе, где демонстрировал выдающиеся результаты и даже получил из рук императора серебряные часы — в награду за успехи.

В шестнадцать лет он написал повесть «Цветущий лес» — о красоте, смерти и их тождественности. Так родился писатель Юкио Мисима.

Писать, чтобы не убивать

15 августа 1945 года Япония капитулировала. В стране началась череда самоубийств. Покончил с собой и кумир Мисимы — литературный критик Дзэммэй Хасуда.

После войны Мисима поступил на работу чиновником, одновременно занимаясь литературой, которая денег не приносит. Всё изменилось, когда 1949 году вышел роман «Исповедь маски», который принёс ему славу и признание, хотя и вызвал много споров из-за откровенно провозглашенной в нём гомосексуальности.

Писателя продолжают одолевать мысли о смерти — позже он напишет, что ему отчаянно хотелось кого-нибудь убить, чтобы увидеть алую кровь, и он создавал романы для того, чтобы не совершать убийств в реальном мире — а только на страницах своих книг.

В 1952 году Мисима отправляется в кругосветное путешествие и оказывается очарован Грецией. В мраморных статуях древних атлетов он видит красоту, здоровье, совершенство. Хилый и болезненный писатель решает, что теперь посвятит себя спорту и сделает своё тело физически совершенным.

Вернувшись в Японию, он начинает заниматься бодибилдингом, а позже фехтовальным искусством кэндо и каратэ. Одновременно сильно меняется и его писательский стиль. Мисима пишет одно из самых известных своих произведений — роман «Золотой храм», основанный на истории о сожжении молодым монахом храма Кинкакудзи. И снова основные темы романа — красота и смерть как единое целое.

Начинается самый плодотворный период писателя, романы выходят один за другим, становятся популярными, экранизируются. Мисима пробует себя как драматург, а позже и как режиссёр и актёр.

Писатель становится в Японии практически поп-звездой, умело подогревая интерес публики, — снимается в кино, снимается в качестве модели, делает скандальные заявления. Мисиму начинают издавать на Западе. Несмотря на свою достаточно открытую гомосексуальность, он женится.

В середине шестидесятых Мисима пишет две скандальные, но до сих пор идущие на подмостках многих театров мира пьесы — «Маркиза де Сад» и «Мой друг Гитлер». В советской энциклопедии в статье о Мисиме писатель назван проповедником сексуальных извращений и фашистских идей. На самом деле от политики Мисима был далёк. Его привлекали сильные личности, которые не боятся бросить вызов общественной морали. От морали Мисима тоже был далёк — он никогда не мерил события «добром» или «злом», его главными мерилами были «красота» и «сила». Кстати, «Мой друг Гитлер» — всего лишь цитата Эрнста Рема, персонажа пьесы. Но зато какое скандальное получилось название. Провокации писатель любил.

«Общество щита»

В 1966 году Мисима познакомился с редактором националистического журнала, сблизился с националистами и даже придумал создать собственную военизированную группу. Он вступает в состав сил самообороны Японии, совершает полёт на истребителе, пишет публицистические статьи, в которых уже нет ничего про смерть и красоту, а есть — про государство и про место императора в нём. Мисима становится сторонником возвращения империи и предлагает наделить императора неограниченной властью.

Скоро идея о военизированной группе воплощается в частной армии «Общество щита», которой руководит Мисима. С четырьмя членами команды он и отправляется совершать государственный переворот.

Мисима знал, что ничего не получится. И если мальчики из «Общества щита», вероятно, верили в изменение существующего порядка, то писатель просто готовил эффектные декорации для собственной смерти. Накануне захвата базы он отправил издателю свой последний роман. На голое тело надел роскошный мундир, повесил на бок старинный меч. В такие же мундиры нарядил и свою свиту. Белоснежные перчатки в дополнение к образу — красная кровь на них будет очень красивой.

Мисиму и его спутников провели в кабинет коменданта базы, где они скрутили генерала и забаррикадировались в помещении. «Общество щита» потребовало собрать солдат перед балконом генерального кабинета. Что было дальше?

«Вы должны восстать, чтобы защитить Японию! Императора. Другого шанса изменить конституцию не будет!»

Речь, которую не дослушали, и самоубийство, которое не получилось таким, как хотелось.

С гибелью предводителя перестало существовать и «Общество щита», хотя ультраправые тут же сделали Мисиму своей иконой.

Мисима Юкио – мученик японской культуры, опередивший время

50 лет назад Мисима Юкио выступил с требованием о пересмотре Конституции, призвал силы самообороны к государственному перевороту и совершил харакири. Трагическая смерть писателя, 5 раз номинировавшегося на Нобелевскую премию по литературе, потрясла людей во всём мире, однако её подлинные мотивы были покрыты мраком. Одна тайна порождает другую, и по прошествии полувека мы продолжаем размышлять над творчеством Мисимы и смыслом его смерти.

Мисима родился в 1925 году. Следующий, 1926 год, ознаменовался приходом новой эры – эпохи Сёва, поэтому возраст Мисимы совпадает с номером года Сёва. В 20-м году Сёва (1945), когда закончилась Тихоокеанская война, ему было 20 лет, а в 45-м году Сёва (1975), когда он выбрал смерть, – 45 лет. Период Сёва можно разделить на три части. Первые 20 лет прошли в затяжной войне и невиданной послевоенной разрухе, следующие 25 лет ознаменовались возрождением из пепла и интенсивным экономическим ростом, за ними последовал третий период, длившийся два десятилетия. Жизнь Мисимы пришлась на первые две трети периода Сёва – наиболее типичное время этой эпохи. Период Сёва закончился на 64-м году (1989), одновременно с крахом экономики мыльного пузыря, однако для Мисимы, посвятившего всю свою жизнь этой эпохе, он завершился гораздо раньше.

Мисима считал, что литература должна быть отражением своего времени, периодически выражать протест и нести новое видение истории. Ярким проявлением этой концепции стал роман «Золотой павильон», о котором будет сказано ниже. В то время в японской литературе преобладал жанр эго-романа, авторы которых подробно описывали свой опыт и происходящие с ними события, а писатель, способный на масштабное творчество уровня Мисимы, был редкостью. Однако за пределами Японии существовали великие писатели, опережавшие свою эпоху, критиковавшие общество и предлагавшие новое видение, – Бальзак, Флобер, Томас Манн, Толстой и Достоевский. Мисима был из их числа.

Литературный дебют в 16 лет

Мисима родился в токийском районе Ёцуя. Местечко, находившееся на территории верхнего квартала Яманотэ, было незавидным – его не коснулось восстановление после Великого землетрясения Канто 1923 года. Бабушка Мисимы по имени Нацуко, уроженка знатной самурайской семьи, никак не могла смириться с подобными условиями. После того, как дед Мисимы, губернатор префектуры Карафуто (Южного Сахалина), подал в отставку из-за обвинений во взяточничестве и спекуляции, Нацуко полностью посвятила себя внуку, как будто пытаясь с его помощью излечить разбитые мечты и растоптанное самолюбие.

Читайте также  Краткая биография оутс

Нацуко страдала невралгией седалищного нерва, мальчик тоже был болезненным, поэтому они провели немало дней в больничной палате. Мисима любил сказки и детские книги, и пребывание в больнице раскрыло в нём талант – он начал придумывать собственные истории и занялся рисованием. В 10 лет Мисима сочинил сказку «Чудеса мира» (Сэкай но кёи), в которой на прекрасный райский остров приходит осень, пламя свечи затухает и воцаряется темнота.

Семья Мисимы не принадлежала к аристократическому сословию, однако он обучался в элитной школе Гакусюин. В начальных классах успеваемость страдала из-за слабого здоровья, однако в школе средней ступени ему повезло с преподавателями и мальчика оценили по достоинству. В 16 лет он дебютирует в качестве писателя, выпустив в журнале новеллу «Лес в цветах» (Ханадзакари но мори, 1941). Главный герой совершает воображаемое путешествие в эпоху до своего рождения и переосмысливает семейные корни. Вместе с этой новеллой на свет появился и псевдоним «Мисима Юкио». 1941 год. Это год начала Тихоокеанской войны.

В 1944 году Мисима, став одним из лучших выпускников школы Гакусюин, поступает на юридический факультет Токийского императорского университета (в настоящее время – Токийский университет). Война вступает в заключительную фазу. Слабое здоровье помогло избежать армейской службы, но в 1944 году Мисима решает издать сборник «Лес в цветах», чтобы оставить о себе память. Сборник состоял из 5 произведений, включая дебютную новеллу. После окончания войны в августе 1945 года Мисиму ожидали серьёзные испытания. Писатели старшего поколения, вынужденные хранить молчание в период военных действий, а также сражавшиеся на войне молодые авторы стали выпускать огромное количество романов, и издававшийся во время войны Мисима утратил своё место в литературном мире. Не испытывая уверенности в возможности продолжения литературной карьеры, Мисима поступает на работу в министерство финансов.

Однако по прошествии девяти месяцев он понимает, что не в силах отказаться от мечты стать писателем, увольняется из министерства и приступает к написанию романа «Исповедь маски» (1949). Протагонист, моделью для которого послужил сам Мисима, рассказывает о внутренних переживаниях, сопровождающих процесс принятия собственной гомосексуальности. Особенно впечатляющей оказалась сцена, в которой главный герой впервые испытывает сексуальное возбуждение, глядя на репродукцию «Святого Себастьяна» (*1) . Однако «Исповедь маски» – это отнюдь не признание автора в том, что он гей. Напротив, роман отрезвляет наивную душу, не сомневающуюся в идентичности героя, и напоминает, что всё вокруг является «маской». Эта ирония нашла отклик в изломанной душе молодого поколения, пережившего трудные военные и послевоенные годы, и «Исповедь маски» обрела множество читателей.


Неизданные рукописи Мисимы Юкио в Литературном музее Мисимы Юкио (деревня Яманакако, префектура Яманаси). В 2000 году были обнаружены 183 неизвестные рукописи – романы и критические статьи, написанные Мисимой в возрасте 16-25 лет (JIJI Press)

Успех и неудачи на литературном поприще

После повторного дебюта в качестве писателя Мисима выпустил несколько книг подряд – роман «Запретные цвета» (1951-1953) о гомосексуализме в оккупированной Японии, «Шум прибоя» (1954) о простой любви мужчины и женщины, сборник «Пять современных пьес Но» (Киндай ногакусю, 1956) и пьесу Кабуки «Сети любви продавца сардин» (Ивасиури кои-но хикиами, 1954). Приходит 1956 год. 31-летний Мисима издаёт роман «Золотой павильон». Книга, повествующая о поджоге послушником храма Кинкакудзи в 1950 году, переведена на множество языков и считается одним из лучших произведений Мисимы.

Выход «Золотого павильона» пришёлся на начало интенсивного экономического роста. Почему рассказ о поджоге шестилетней давности нашёл отклик в душе многочисленных читателей? Возрождённая после войны новая Япония шла по пути превращения в богатое государство. Однако с момента окончания войны прошло всего 10 лет. Память о тяжёлых лишениях продолжала жить в глубине души, подтачивая психику японцев, верящих в послевоенную демократию и стремящихся идти вперёд во имя светлого будущего и процветания. «Золотой павильон» озвучил внутренний голос людей, чувствовавших себя не в своей тарелке в послевоенной Японии.

В их внутреннем мире послевоенная демократия и интенсивный рост экономики были «масками». Ношение маски прерывает контакт с источником жизненной энергии и приводит к нигилизму. Нигилизму Мисима посвятил следующий роман – «Дом Кёко» (1959), повествующий об одинокой жизни четырёх молодых людей в Токио и Нью-Йорке в 1955 году.


Писатели на пресс-конференции зачитывают декларацию о «Защите независимости науки и искусства от Культурной революции в Китае». Слева направо: Мисима Юкио, Абэ Кобо, Исикава Дзюн, Кавабата Ясунари. Отель «Империал», Токио, р-н Тиёда, 28 февраля 1967 г. (JIJI Press)

Однако Мисима просчитался. «Дом Кёко» оказался не столь успешным, как «Золотой павильон». В 1959 году на смену периоду растущей экономики пришёл период ещё более мощного экономического роста. Проблема нигилизма была далека от людей, неустанно трудившихся во имя экономического чуда. Для Мисимы, стремившегося изобразить в романе «Дом Кёко» теневую сторону эпохи, этот просчёт оказался серьёзным ударом.

Самоубийство в день сдачи последней рукописи

После неудачи с «Домом Кёко» Мисима сыграл главную роль в фильме о якудза «Загнанный волк» (Караккадзэ яро, 1960) режиссёра Масумура Ясудзо, снялся в качестве модели для фотоальбома Хосоэ Эйко «Наказание розами» (Баракэй, 1963) и занимался прочей деятельностью, пытаясь обрести себя в мире, далёком от литературы. Мисима заметно преуспел на этом поприще и стал любимчиком прессы.

Однако подобная деятельность обозначала угождение вкусам послевоенного общества, отвергшего «Дом Кёко», а шумиха в средствах массовой информации лишь усугубляла чувство ненависти к самому себе. Чтобы изменить ситуацию, Мисиме нужно было выпустить более масштабное произведение, предлагающее новое видение истории с учётом современной эпохи. Так появился роман «Море изобилия» (1965-1971).


Мисима Юкио, занимающийся фехтованием. 3 июля 1970 г. (JIJI Press)

Главный герой тетралогии живёт в трёх исторических эпохах – Мэйдзи, Тайсё и Сёва, проходя реинкарнацию. Роман начинается с описания церемонии поминовения погибших в русско-японской войне. Эта печальная сцена фоном проходит через всё произведение, демонстрируя читателям, что корни нигилизма послевоенного общества зародились ещё в эпоху Мэйдзи. Перерождающийся герой противостоит этому нигилизму, и по первоначальному замыслу в последней части книги его ожидало «сатори» – счастливое прозрение.

Однако развязка четвёртого тома оказалась иной – все реинкарнации главного персонажа были иллюзией. 25 ноября 1970 года, сдав редактору рукопись последнего тома, Мисима совершил ужасающее самоубийство. Подлинные причины его смерти неизвестны по сей день. Можно утверждать, что финал «Моря изобилия» – это яркое изображение нигилизма как итога развития современного общества. А самоубийство Мисимы – это поступок, стимулирующий каждого из нас к поиску способов преодоления этого нигилизма.

Фотография к заголовку: портрет Мисимы Юкио, 1970 год (JIJI Press)

Статьи по теме

  • Поправки кКонституции Японии
  • Самоубийство писателя: о чём говорит сэппуку Мисимы?
  • Найдена аудиозапись, на которой Мисима говорит о своей смерти за девять месяцев до самоубийства
  • Японцы и НЛО: кружок изучения «летающих тарелок», в котором состоял Мисима Юкио

(*1) ^ Картина в жанре христианской живописи, изображающая подвергавшегося преследованиям древнеримского мученика Себастьяна, привязанного к чёрному дереву и казнённого стрелами.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: