Цусимская битва и судьба эскадры рожественского

Цусимское поражение стало шоком для всей России, а слово стало нарицательным. Оно использовалось в революционной пропаганде для дискредитации власти как «недееспособной». Неудачи военных умножались антигосударственной либеральной пропагандой. Плодом их совместных усилий стал Портсмутский мирный договор

Цусимская битва и судьба эскадры рожественского

Цусимское сражение. Гибель эскадры адмирала З.П. Рожественского

14-15.05.1905 (27-28.05). — Цусимское сражение. Гибель эскадры адмирала З.П. Рожественского

Броненосец «Император Александр III», погибая, закрывает собой броненосцы «Бородино» и «Орёл»

Цусимское сражение в ходе русско-японской войны произошло 14–15 мая 1905 г. в проливе Цусима, и в этот день русский флот в составе 30 боевых кораблей, атакованный японским флотом (120 кораблей), потерпел тяжёлое поражение.

Осенью 1904 г. русская 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала З.П. Рожественского вышла из порта Ревель в Балтийском море. Её целью было снятие блокады с осажденного Порт-Артура. Эскадра вышла в Атлантику, обогнула Африку. Однако 2 января 1905 г. во время этого перехода Порт-Артур был сдан, и тогда эскадра получила приказ прорваться во Владивосток. У берегов Индокитая к ней присоединилась 3-я Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала Н. Небогатова.

Рожественский решил прорываться во Владивосток кратчайшим путем через Корейский пролив. Зная, что японский флот намного сильнее русской эскадры, он не стал составлять плана боя, а решил вести его в зависимости от действий неприятельского флота. Через пролив Рожественский вопреки элементарным требованиям тактики шел походным порядком без ведения разведки и даже не произвел затемнения на кораблях, чем помог дозорным судам японцев обнаружить русскую эскадру и сосредоточить на ее пути свой флот в наиболее благоприятной для атаки позиции.

Японские силы под командованием адмирала Того легко одержали верх, ибо имели многократное превосходство в крейсерах и особенно в миноносцах. Японские корабли имели значительно больше орудий крупного и среднего калибра, которые превосходили русскую артиллерию в скорострельности, а снаряды – во взрывной мощности. Броненосные корабли японского флота обладали более высокими тактико-техническими данными, чем русские эскадренные броненосцы и броненосные крейсера. Большим преимуществом японского флота было и то, что он имел боевой опыт, русская же эскадра, не имея такового, после длительного перехода должна была с ходу вступить в бой с противником. Японцы были хорошо натренированы в ведении сосредоточенного огня несколькими кораблями по одной цели на больших дистанциях. Русские артиллеристы не имели проверенных опытом правил стрельбы на больших дистанциях.

К концу дневного сражения японцы потопили броненосцы «Ослябя», «Князь Суворов», «Бородино», «Император Александр III «, вспомогательный крейсер «Урал», транспорт «Камчатка». С наступлением темноты адмирал Того прекратил артиллерийский бой и приказал массированно атаковать русскую эскадру торпедами. Были потоплены броненосцы «Наварин», «Сисой Великий», миноносец «Безупречный». Своими командами, чтобы не сдавать окруженные и поврежденные корабли врагу, были затоплены крейсер «Светлана», броненосцы «Адмирал Нахимов» и «Владимир Мономах», миноносцы «Блестящий», «Буйный», «Громкий».

Большая вина за поражение русской эскадры лежит на адмирале Рожественском, который как командующий допустил ряд серьезных ошибок. Он игнорировал опыт Порт-Артурской эскадры в боях с японцами, отказался от разведки и вел эскадру вслепую, не организовал должного управления силами в бою. Рождественский не воспользовался даже ошибками японцев: адмирал Того неправильно рассчитал свое маневрирование в начале боя, не смог охватить голову русской эскадры при ее обнаружении и подставил свои корабли под ее удар, неоднократно терял из виду русскую эскадру из-за тумана. Тем не менее японцы взяли и количеством, и качеством вооружения.

К утру 15 мая русская эскадра как организованная сила перестала существовать. В результате частых уклонений от атак японских миноносцев русские корабли ночью разошлись по всему Корейскому проливу. Сохранившимся кораблям не оставалось ничего иного как по одиночке пытаться самостоятельно прорваться во Владивосток. Встречая на своем пути превосходящие силы японцев, они смело вступали с ними в бой до последнего снаряда. Геройски сражались с противником экипажи броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков» под командованием капитана 1-го ранга Миклухо-Маклая и крейсера «Дмитрий Донской», которым командовал капитан 2-го ранга Лебедев. Эти корабли погибли в неравном бою, но не спустили своих флагов перед врагом.

Несмотря на героизм русских моряков, прошедших перед этим 33 тысячи километров от Кронштадта до Цусимы и вступивших в бой с ходу, потери для них были катастрофическими: было потоплено или затоплено своими экипажами 19 кораблей, 3 крейсера прорвались в нейтральные порты и были интернированы, лишь 2 крейсера и 2 миноносца дошли до Владивостока. Из 14 тысяч человек личного состава эскадр погибло более 5 тысяч. Четыре броненосных корабля и миноносец вместе с Рожественским (вследствие ранения он находился без сознания) и Небогатовым сдались в плен. Японцы же потеряли в этом сражении одну тысячу человек и 3 миноносца, хотя многие их корабли (в том числе крейсер «Асама») получили серьезные повреждения.

Цусимское поражение стало шоком для всей России, а слово стало нарицательным. Оно использовалось в революционной пропаганде для дискредитации власти как «недееспособной». И следует признать, что в этой неудачной войне командующий состав русских вооруженных сил слишком часто не был на должной высоте. Неудачи военных умножались антигосударственной либеральной пропагандой. Плодом их совместных усилий стал Портсмутский мирный договор, который ухудшил положение России на Дальнем Востоке.

Цусимское сражение

В начале русско-японской войны многие победы японской армии произошли благодаря преимуществу японского флота перед российской Тихоокеанской эскадрой. Армия и флот Японии находились на более компактной территории, не испытывали трудностей с подвозом припасов, а также быстрее получали руководство от генерального штаба. Владивосток и особенно Порт-Артур имели в распоряжении ограниченные запасы боеприпасов и снаряжения. В этих условиях было принято решение снарядить 2-ю Тихоокеанскую эскадру и отправить её с Балтики на Дальний Восток.

Причины формирования 2-й Тихоокеанской эскадры

Главной причиной снаряжения 2-й Тихоокеанской эскадры была острая нехватка кораблей в российском Тихоокеанском флоте. Из-за отсутствия судостроения и судоремонта в дальневосточных портах потеря любого судна становилась безвозвратной. Другой причиной был разрыв связи между Приморьем и Порт-Артуром. Установление японского контроля над Корейским полуостровом и над Корейским и Цусимским проливами в самом начале войны разорвало важнейшую коммуникацию, железную дорогу Порт-Артур – Харбин. Третьей причиной развёртывания 2-й Тихоокеанской эскадры, которая ускорила её подготовку и отправку, стала гибель флагманского крейсера «Петропавловск» и командира находившихся в Порт-Артуре кораблей адмирала Степана Макарова. Теперь российский флот на Дальнем Востоке нуждался не только в дополнительных силах, но и в новом командующем.

Маршрут эскадры Рожественского. Потери до встречи с противником

Первый отряд новой эскадры под командованием адмирала Рожественского вышел из порта Либава 2 (15) октября 1904 года. В его состав входили броненосцы «Князь Суворов», «Император Александр III», «Бородино» и «Орёл». Флагманом эскадры стал броненосец «Князь Суворов». Через две недели из Одессы вышло несколько гражданских судов под коммерческими флагами. Они должны были встретить эскадру и сопровождать её, предоставляя необходимые топливо и продовольствие. Выйдя из Черноморских проливов, одна часть этих судов отправилась на запад и встретила эскадру в Танжере, а другая повернула на юго-восток, прошла через Суэцкий канал и остановилась на севере Мадагаскара 8 января 1905 года. На следующий день к Мадагаскару подошла эскадра Рожественского, обогнувшая африканский континент с юга.

К тому времени стало известно, что Порт-Артур пал, а 1-я Тихоокеанская эскадра разбита. Тем не менее 2-я эскадра продолжила путь на восток. Ей в помощь были направлены три вспомогательных («догоняющих») отряда. В конце апреля у берегов Французского Индокитая эскадра Рожественского соединилась с последним догоняющим отрядом под командованием контр-адмирала Небогатова.

В начале мая, когда эскадра подошла в Восточно-Китайское море, суда сопровождения остановились в шанхайском порту, а сама эскадра повернула на северо-запад к Цусимскому проливу, разделявшему Корею и Японию.

Читайте также  Восточные и западные славянские племена на рубеже нашей эры

Цусимская битва

27 апреля (14 мая) 1905 года 2-я Тихоокеанская эскадра в составе 38 кораблей приняла бой с японской эскадрой из 89 кораблей. После падения Порт-Артура целью русского флота был прорыв через Цусимский пролив и проход во Владивосток. Утомлённые 220-дневным переходом команды сражались героически, но шансов на победу у него не было. На 20-й минуте боя был подбит флагманский корабль, а командир эскадры получил тяжёлое ранение. Фактически было потеряно управление флотом. Оставшиеся в строю корабли следовали по запланированному курсу, но не могли оторваться от преследования японского флота. К вечеру русский флот потерял четыре корабля. Ночью японцы атаковали русский флот торпедами и вывели из строя ещё два судна. С утра 28 апреля (15 мая) возобновилась битва. Самые быстрые из кораблей попытались оторваться от японского флота, но из-за нехватки топлива не дошли до русских берегов и были подорваны своими командами. До Владивостока дошли лишь три корабля («Алмаз», «Бравый» и «Грозный» и одно вспомогательное судно («Анадырь»). Ещё шесть кораблей интернировались в нейтральных портах. Остальные суда были либо затоплены, либо захвачены в плен.

Итоги Цусимской битвы

Многомесячный переход через три океана, в котором были задействованы лучшие корабли балтийского флота, оказался бесполезной тратой денег и сил. Сокрушительное поражение, унёсшее жизни тысяч моряков, подорвало авторитет военного командования, правительства и института монархии. Цусимская битва произошла, когда в России бушевала революция. События на Дальнем Востоке спровоцировали волнения на Черноморском флоте, в том числе на броненосце «Потёмкин».

Командир 2-й Тихоокеанской эскадры Зиновий Рожественский был интернирован и вернулся в России после войны. Он продолжил службу в генштабе, но под давлением общественности вскоре был вынужден подать в отставку и сам добился, чтобы его отдали под суд. Военно-морской суд оправдал адмирала, и остаток своих дней он провёл, ведя жизнь затворника. Командиры, сдавшиеся японцам, были приговорены к длительным срокам заключения, но через несколько месяцев получили царское помилование.

После Цусимы последние надежды на восстановление Тихоокеанского флота рухнули. Япония безоговорочно доминировала в Жёлтом и Японском морях. Цусимское сражение указало российскому командованию на необходимость подписания мирного договора. Переговоры по заключению мира начались через два месяца после поражения российского флота в Цусимском проливе.

Цусимское сражение

СПИТЕ, ГЕРОИ

Тяжелый удар был нанесен Российской Державе 25 лет тому назад у острова Цусима. И многие современники склонны были считать его сокрушающим. Слова упреков и осуждения были сказаны ими по адресу тех, кто острее других переживал происшедшее.

За двадцать пять лет многим открылась правда. «Крестный путь», «чудо», «неповторнмый и беспримерный» — вот каким представляется теперь поход от Либавы до Цусимы. И можно с уверенностью сказать: в 1930 году на судах под Андреевским флагом и под шпицем Адмиралтейства в Санкт-Петербурге достойно было бы отмечено двадцатипятилетние рокового дня, и героями чувствовали бы себя участники похода эскадры Адмирала Рожественского.

ЦУСИМА — СЛОВО НАРИЦАТЕЛЬНОЕ

В ходе неудач на фронтах русско-японской войны, в августе 1904 года на помощь блокированной в Порт-Артуре российской эскадре было решено послать корабли Балтийского флота, присвоив им имя Второй Тихоокеанской эскадры. Ее командиром был назначен вице-адмирал З.П. Рожественский. В октябре 1904 года эскадра вышла в море. Ей предстоял трудный кругосветный переход, в конце которого ждал бой с японскими кораблями. К декабрю 1904 года эскадра достигла берегов Мадагаскара. К этому времени Порт-Артур уже пал и дальнейший переход не имел никакого смысла, однако в феврале 1905 года из Либавы вышла еще одна эскадра под командованием контр-адмирала Н.И. Небогатова, получившая название Третья Тихоокеанская. В конце апреля 1905 года у берегов Вьетнама обе эскадры соединились, а 14 (27) мая 1905 г. вошли в Цусимский пролив, держа курс на Владивосток. В тот же день русские корабли были обнаружены превосходящими силами японского флота адмирала Того. Произошедшее сражение окончилось гибелью российского флота. В самом начале боя выбыл из строя флагман русской эскадры «Князь Суворов», а находившийся на его борту Рожественский был ранен. Также были потоплены броненосцы «Адмирал Ушаков», «Александр III» и «Бородино». Корабли русской эскадры потеряли строй и оказались разбросаны по Корейскому проливу. К вечеру 15 (28) мая Небогатов капитулировал. В плен сдалось 5 русских кораблей, в том числе и миноносец с раненым Рожественским. Лишь только одному крейсеру и двум миноносцам удалось прорваться во Владивосток, а остальные были либо уничтожены японцами, либо потоплены своими командами. Три корабля (в том числе и знаменитый крейсер «Аврора») ушли в нейтральные порты. Всего было потоплено 19 русских кораблей, погибло более 5 тыс. моряков.

ПРИКАЗ №243 ОТ 10-ГО МАЯ 1905 ГОДА. ТИХИЙ ОКЕАН

Быть ежечасно готовыми к бою.

В бою линейным кораблям обходить своих поврежденных и отставших передних мателотов.

Если поврежден и не способен управляться «Суворов» флот должен следовать за «Александром», если поврежден и «Александр» — за «Бородино», за «Орлом».

При этом «Александр», «Бородино», «Орел» имеют руководствоваться сигналами «Суворова», пока Флаг Командующего не перенесен, или пока в командование не вступил Младший Флагман. Миноносцы I отделения обязаны неусыпно следить Флагманскими броненосцами: если Флагманский броненосец получил крен, или вышел из строя и перестал управляться, миноносцы спешат подойти, чтобы принять Командующего и Штаб. Миноносцам «Бедовому» и «Быстрому» быть в постоянной готовности приблизиться с этой целью к «Суворову», миноносцам «Буйному» и «Бравому» — к другим Флагманским броненосцам. На миноносцы II отделения возлагается та же обязанность по отношению к крейсерам «Олегу» и «Светлане».

Флаги Командующего будут при этом переноситься на соответствующие миноносцы пока не представится возможным перенести их на линейный корабль или крейсер.

ГУЛЛЬСКИЙ ИНЦИДЕНТ

Поход эскадры Рожественского вызвал осложнение русско-английских отношений в связи с так называемым «гулльским инцидентом», когда корабли эскадры Рожественского обстреляли в условиях сильного тумана английские рыболовецкие суда, приняв их за противника. Английский кабинет послал вслед российской эскадре свои военные корабли, которые фактически блокировали ее в испанском порту Виго. Российское правительство предложило передать выяснение «гулльского инцидента» международной следственной комиссии, предусмотренной Гаагской конференцией 1899 года. Давление на английский кабинет оказала и Франция, связанная с Россией союзническими обязательствами. Конфликт в результате был урегулирован на заседаниях международной следственной комиссии, которая признала невиновность Рожественского и предложила России возместить убытки, нанесенные английской стороне.

ИТОГИ БОЯ

Командующий русской эскадрой Рожественский, игнорировавший весь опыт порт-артурского периода, недооценил своего противника и не подготовил своих кораблей к бою, хотя сам считал его неизбежным. Плана боя по существу не было. Разведка отсутствовала. И не случайно появление главных сил японского флота застало русскую эскадру не закончившей своего боевого построения. В результате она вступила в бой в невыгодном для себя положении, когда вести огонь могли только головные корабли. Отсутствие плана сказалось на всем ходе боя. С выходом из строя флагманских кораблей эскадра лишилась руководства. Ее единственным устремлением было так или иначе пройти во Владивосток.

Потери 2-й Тихоокеанской эскадры в кораблях и личном составе в Цусимском бою 27-28 мая 1905 г. Погибли в бою от артиллерийского огня противника эскадренные броненосцы «Князь Суворов», «Имп. Александр III», «Бородино», «Ослябя»; броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков»; крейсера «Светлана», «Дмитрий Донской»; вспомогательный крейсер «Урал»; эскадренные миноносцы «Громкий», «Блестящий», «Безупречный»; транспорты «Камчатка», «Иртыш»; буксирный пароход «Русь».

Погибли в бою в результате торпедных атак эскадренные броненосцы «Наварин», «Сисой Великий», броненосный крейсер «Адмирал Нахимов», крейсер «Владимир Мономах». Уничтожены своим личным составом эскадренные миноносцы «Буйный» и «Быстрый». Уничтожен в результате аварии крейсер «Изумруд» (выскочил на камни). Сдались неприятелю эскадренные броненосцы «Имп. Николай I», «Орел»; броненосцы береговой обороты «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин» и эскадренный миноносец «Бедовый». Интернированы в нейтральных портах крейсера «Олег», «Аврора», «Жемчуг»; транспорт «Корея»; буксирный пароход «Свирь». Захвачены неприятелем госпитальные суда «Орел» и «Кострома». Прорвались во Владивосток крейсер «Алмаз», эскадренные миноносцы «Бравый» и «Грозный».

Читайте также  Изменения в общественном сознании. нюрнбергские процессы.

Вернулся самостоятельно в Россию транспорт «Анадырь».

Самое страшное поражение русского флота за всю его историю

Mary Evans Picture Library/Global Look Press

В начале 20 века доминирующему положению России на Дальнем Востоке бросила вызов Япония. Когда-то находившаяся в полной самоизоляции, а теперь модернизированная и перевооружившаяся «Страна восходящего солнца» открыто заявляла о своих геополитических интересах в Корее и северо-восточном Китае — традиционной зоне интересов ее северного соседа.

Разразившаяся в 1904-1905 гг. русско-японская война шокировала весь мир. Никто и представить себе не мог, что царская армия в ходе нее не одержит ни одной победы, а русский флот в Цусимском сражении постигнет самая страшная катастрофа за всю его историю.

Art Media/Print Collector/Getty Images

Долгий путь

15 октября 1904 года из порта Либава (современная Лиепая в Латвии) вышли военные корабли сформированной на Балтике 2-й Тихоокеанской эскадры. Им следовало обогнуть полмира, добраться до Желтого моря и помочь своим коллегам из 1-й Тихоокеанской эскадры, находящимся под сильным давлением Императорского флота Японии.

С самого начала роковой поход не задался. Ночью 22 октября русские корабли, находясь вблизи берегов Великобритании, обстреляли местные рыболовецкие суда, приняв их за диверсионные силы японцев. В результате погибли несколько английских моряков и лишь большими усилиями русских дипломатов конфликт удалось разрешить миром.

Русские корабли обстреливают британские рыболовецкие суда.

Долгих семь месяцев 2-я Тихоокеанская эскадра добиралась до Дальнего Востока. У побережья Французского Индокитая в нее влилась догнавшая ее 3-я Тихоокеанская эскадра контр-адмирала Николая Небогатова, которая вместо того, чтобы огибать Африку, срезала путь через Суэцкий канал.

27 мая 1905 года 11 броненосцев, 9 крейсеров, 9 миноносцев, транспортные и вспомогательные суда под командованием вице-адмирала Зиновия Рожественского вошли в Корейский пролив недалеко от острова Цусима, где их уже ждал противник.

Бойня

Хэйхатиро Того на мостике флагманского броненосца «Микаса».

Японский Объединенный флот не только обладал численным преимуществом над русскими (в крейсерах и миноносцах), но и тщательно готовился к встрече эскадры. Адмирал Того Хэйхатиро был полон решимости уничтожить врага одним ударом.

Корабли Рожественского были обнаружены японцами на дальних подступах, в то время как русский командующий не только не провел надлежащей разведки, но и не разработал никакого четкого плана действий на случай встречи с противником, кроме как пробиваться в сторону Владивостока.

Ощетинившись орудиями, русская эскадра шла кильватерной колонной — суда следовали один за одним на установленной дистанции, что значительно сужало их сектор обстрела. Поскольку помимо новейших кораблей в ней было много устаревших, колонна двигалась с усредненной скоростью в 9 узлов. Того приказал терзать медленного неповоротливого противника небольшими маневренными соединениями по четыре-шесть кораблей, которые развивая скорость до 16 узлов, обгоняли колонну и заходили для атаки с выгодных для себя углов.

В самом начале боя был сильно поврежден флагманский корабль броненосец «Князь Суворов», на котором находился вице-адмирал Рожественский. «Я оглянулся. Какое разрушение. » — вспоминал офицер штаба командующего Владимир Семенов: «Пылающие рубки на мостиках, горящие обломки на палубе, груды трупов. Сигнальные, дальномерные станции, посты, наблюдающие за падением снарядов, — все сметено, все уничтожено. Позади — “Александр” и “Бородино”, тоже окутанные дымом пожара. »

Mary Evans Picture Library/Global Look Press

Раненого Рожественского эвакуировали на другой корабль, а эскадра на некоторое время лишилась командования, что сыграло свою пагубную роль в приближении катастрофы. Сменивший его на посту контр-адмирал Небогатов так и не смог объединить все силы под своим началом и фактически продолжал командовать лишь своим отрядом.

Хорошо подготовленные к сражению, имевшие больше боевого опыта, лучше оснащенные и обладавшие численным преимуществом японцы сумели в самом начале схватки завладеть инициативой и до самого конца крепко держали ее в своих руках. Ночью им удалось окончательно рассеять русскую эскадру, после чего ее броненосцы, крейсеры и миноносцы можно было легко уничтожать и захватывать поодиночке.

Hulton Archive/Getty Images

«В то время как наши лучшие корабли один за другим гибли, истерзанные снарядами врага и уничтоженные пламенем пожаров, опрокидывались, но не покидали боевого строя, — противник оставался мало уязвимым», — вспоминал Владимир Костенко, инженер с броненосца «Орел». Объединенный флот потерял в Цусимском сражении всего лишь три миноносца. При этом один из них погиб не от русского огня, а затонул, столкнувшись с другим японским кораблем.

Катастрофа

Потери русской эскадры оказались куда значительнее японских. Двадцать один корабль были уничтожены противником или подорваны своими экипажами после полученных повреждений: шесть эскадренных броненосцев, два броненосца береговой обороны, четыре крейсера, пять миноносцев, один вспомогательный крейсер и три транспорта. Погибло 5045 человек, включая 209 офицеров.

Броненосец «Орел» после боя.

Четыре броненосца, миноносец и два госпитальных судна подняли белый флаг. В общей сложности в японском плену оказались 7282 человека, включая обоих командующих — Рожественского и Небогатова.

Семь кораблей прорвались в Манилу и Шанхай, где были интернированы. До Владивостока смогли добраться только крейсер «Aлмаз» и миноносцы «Бравый» и «Грозный» — лишь 870 офицеров и матросов из 16 тысяч, которыми эскадра располагала до сражения.

Крейсер «Изумруд» после боя.

Photo12/Universal Images Group/Getty Images

Цусимская катастрофа приблизила окончание разгромной для России войны против Японии. Потеряв почти все главные силы своего флота, она превратилась во второстепенную морскую державу. Сильно пострадал ее международный военный престиж, а внутри страны стало стремительно расти недовольство властью, что, в конечно итоге, привело к началу Первой русской революции 1905-1907 годов.

На Дальнем Востоке Российская империя полностью утратила свое доминирующее положение. На смену ей пришла Япония, получившая возможность проводить широкомасштабную экспансию в Корею и Китай. Взять реванш за позор Цусимы смог лишь Советский Союз в 1945 году.

Цусимская битва и судьба эскадры рожественского

Ночью 13 мая 1905 года, с японского крейсера «Синано-Мару» были обнаружены огни госпитального судна «Орел» по какой-то причине не соблюдавшего маскировку. Приблизившись, японец обнаружил и другие суда 2-ой тихоокеанской эскадры — около 40 вымпелов, направляющиеся во Владивосток. Немедленно весь японский флот, около 90 вымпелов, направился на перехват эскадры. Так началось Цусимское сражение.

Годовщины бывают разные — не только великих побед, но и поражений, ведь каждое из них — урок, который необходимо выучить наизусть. Но, сегодня, предлагаю без моралей, лишь сухие факты статистики — судьба 2-ой тихоокеанской эскадры в цифрах. Чтоб помнить.

Один из серии «Бородино» в бою

Эскадренные Броненосцы

Князь Суворов

Экипаж по штату: 867

Погибшие в бою: 925 (включая штаб эскадры)

Судьба корабля: Погиб в бою

Примечания: Новейшие броненосец, флагман эскадры. 5 часов отражал атаки, в итоге перевернулся и затонул. Не спасся ни один человек.

Князь Суворов

Александр III

Экипаж по штату: 867

Погибшие в бою: 867

Судьба корабля: Погиб в бою

Примечания: Новейшие броненосец, в ходе боя перевернулся и затонул. Не спасся ни один человек.

Бородино

Экипаж по штату: 867

Погибшие в бою: 865

Судьба корабля: Погиб в бою

Примечания: Новейшие броненосец, в ходе боя перевернулся и затонул. Спасся 1 матрос

Читайте также  Переход к удельной раздробленности (вторая половина xi — начало xii в.)

Орёл

Экипаж по штату: 867

Погибшие в бою: нет данных

Судьба корабля: Сдан японцам

Примечания: Новейшие броненосец. На момент сдачи корабль лишился всей артилерии, получил значительные повреждения и не мог продолжать бой. адмирал Небогатов принял решение сдать остатки эскадры (5 судов), чтоб предотвратить дальнейшие жертвы.

Ослябя

Экипаж по штату: 778

Погибшие в бою: 494

Судьба корабля: Погиб в бою

Примечания: «Облегченный» броненосец, фактически броненосный крейсер со слишком тяжелыми для крейсера и слишком легкими для броненосца защитой и оружием, первый погибший корабль 2-ой ТЭ.

Сисой Великий

Экипаж по штату: Нет данных

Погибшие в бою: 59

Судьба корабля: Затонул от повреждений

Примечания: Устаревший броненосец. Избитый до крайности и тонущий, он подал сигнал о помощи японским судам, однако японцам так и не удалось спустить русский флаг и поднять японский — механизмы гафеля были заклинены командой. Едва сняли последних матросов, корабль ушел под воду.

Наварин

Экипаж по штату: 681

Погибшие в бою: 678

Судьба корабля: Погиб в бою

Примечания: Устаревший броненосе.

Николай I

Экипаж по штату: 616

Погибшие в бою: 11

Судьба корабля: Сдан японцам

Примечания: Устаревший броненосец. Не мог продолжать бой в виду недальнобойности собственной артилерии.

Адмирал Нахимов

Экипаж по штату: 572

Погибшие в бою: 54

Судьба корабля: Затоплен командой

Примечания: Устаревший броненосец. Благодаря слаженным действиям команды корабль долго сопротивлялся противнику, но ввиду обширных повреждений, дабы не допустить сдачи в плен, затоплен командой.

Броненосцы береговой обороны

Генерал-адмирал Апраксин

Экипаж по штату: 418

Погибшие в бою: 2

Судьба корабля: Сдан японцам

Примечания: Устаревший броненосец, фактически броненосец береговой обороны.

Ушаков

Экипаж по штату: 406

Погибшие в бою: 93

Судьба корабля: Погиб в бою

Примечания: Устаревший броненосец, фактически броненосец береговой обороны.

Сенявин

Экипаж по штату: 406

Погибшие в бою: Нет данных

Судьба корабля: Сдан японцам

Примечания: Устаревший броненосец, фактически броненосец береговой обороны.

Гибель броненосца

Крейсеры первого ранга

Олег

Экипаж по штату: 576

Погибшие в бою: 41

Судьба корабля: Ушел в нейтральный порт

Примечания: Нет данных

Аврора

Экипаж по штату: 570

Погибшие в бою: 17

Судьба корабля: Ушел в нейтральный порт

Примечания: Та самая «Аврора»!

Светлана

Экипаж по штату: 456

Погибшие в бою: 171

Судьба корабля: Погиб в бою

Примечания: Нет данных

Дмитрий Донской

Экипаж по штату: 512

Погибшие в бою: 59 (+25 с других судов)

Судьба корабля: Затоплен экипажем

Примечания: Героический корабль. Спас 200 человек, подбил два вражеских крейсера, когда японцы настигли старый корабль, команда бросила его на скалы.

Один из старых крейсеров под обстрелом

Владимир Мономах

Экипаж по штату: 502

Погибшие в бою: 1

Судьба корабля: Затоплен экипажем

Примечания: Настигнутый японскими крейсерами, сражался пока крен не стал так силен, что противник видя близкий конец судна перестал стрелять. Команда открыла кингстоны.

Крейсеры второго ранга

Жемчуг

Экипаж по штату: 344

Погибшие в бою: Нет данных

Судьба корабля: Ушел в нейтральный порт

Примечания: Нет данных

Изумруд

Экипаж по штату: 354

Погибшие в бою: Нет данных

Судьба корабля: Взорван экипажем

Примечания: До Владивостока крейсеру не хватило угля. Бросив корабль на скалы, команда подорвала его.

Алмаз

Экипаж по штату: 295

Погибшие в бою: 6

Судьба корабля: Прорвался во Владивосток

Примечания: Фактически это просто вооруженная посыльная яхта.

Вспомогательные крейсеры

Урал

Экипаж по штату: 510

Погибшие в бою: 22

Судьба корабля: Погиб в бою

Примечания: Нет данных

Днепр

Экипаж по штату: Нет данных

Погибшие в бою: Нет данных

Судьба корабля: Нет данных

Примечания: Нет данных

Рион

Экипаж по штату: Нет данных

Погибшие в бою: Нет данных

Судьба корабля: Нет данных

Примечания: Нет данных

Последние минуты Суворова

Кубань

Экипаж по штату: Нет данных

Погибшие в бою: Нет данных

Судьба корабля: Нет данных

Примечания: Нет данных

Терек

Экипаж по штату: Нет данных

Погибшие в бою: Нет данных

Судьба корабля: Нет данных

Примечания: Нет данных

Эсминцы

Бедовый

Экипаж по штату: 66

Погибшие в бою: 0

Судьба корабля: Сдан японцам

Примечания: На корабле находился сам адмирал З. Роженственский, раненый, и капитан корабля видимо не стал рисковать его жизнью. Кстати корабль не имел боевых потерь.

Блестящий

Экипаж по штату: 66

Погибшие в бою: 3

Судьба корабля: Затоплен экипажем

Примечания: Спасая моряков «Осляби» корабль получил большие повреждения и дабы не сдавать корабль, команда затопила его.

Безупречный

Экипаж по штату: 66

Погибшие в бою: 73

Судьба корабля: Погиб в бою

Примечания: Нет данных

Бодрый

Экипаж по штату: 66

Погибшие в бою: 1

Судьба корабля: Ушел в нейтральный порт

Примечания: Нет данных

Буйный

Экипаж по штату: 66

Погибшие в бою: Нет данных

Судьба корабля: Затоплен экипажем

Примечания: Нет данных

Быстрый

Экипаж по штату: 66

Погибшие в бою: 2

Судьба корабля: Взорван экипажем

Примечания: Нет данных

Аврора в Тихоокеанской окраске

Бравый

Экипаж по штату: 66

Погибшие в бою: 5

Судьба корабля: Прорвался во Владивосток

Примечания: Один из трех кораблей которые дошли до цели пути — Владивостока.

Громкий

Экипаж по штату: 68

Погибшие в бою: 23

Судьба корабля: Затоплен экипажем

Примечания: Нет данных

Грозный

Экипаж по штату: 72

Погибшие в бою: 4

Судьба корабля: Прорвался во Владивосток

Примечания: Один из трех кораблей которые дошли до цели пути — Владивостока.

Транспорты и ремонтные суда

Камчатка

Экипаж по штату: Нет данных

Погибшие в бою: 510

Судьба корабля: Погиб в бою

Примечания: Нет данных

Анадырь

Экипаж по штату: Нет данных

Погибшие в бою: 0

Судьба корабля: Вернулся на Балтику

Примечания: Счастливый корабль — прошел через Цусиму, не получил ни одного попадания, так ещё и не попался на глаза японцам и своим ходом вернулся на Балтику.

Иртыш

Экипаж по штату: Нет данных

Погибшие в бою: 14

Судьба корабля: Затонул от повреждений

Примечания: Нет данных

Корея

Экипаж по штату: Нет данных

Погибшие в бою: Нет данных

Судьба корабля: Ушел в нейтральный порт

Примечания: Нет данных

Буксируемые пароходы

Русь

Экипаж по штату: Нет данных

Погибшие в бою: Нет данных

Судьба корабля: Нет данных

Примечания: Нет данных

Свирь

Экипаж по штату: 35

Погибшие в бою: 1

Судьба корабля: Ушел в нейтральный порт

Примечания: Нет данных

Госпитальные суда

Орел

Экипаж по штату: 87

Погибшие в бою: Нет данных

Судьба корабля: Захвачен в плен

Примечания: Нет данных

Кострома

Экипаж по штату: Нет данных

Погибшие в бою: Нет данных

Судьба корабля: Захвачен в плен, отпущен.

Примечания: Нет данных

В общей сложности эскадра потеряла убитыми и утонувшими 5045 человек. В плен взяты 7282 человека. На кораблях ушедших в нейтральные порты остались 2110 человек. Во Владивосток прорвались 870 человек.

Личный состав 2-ой тихоокеанской эскадры перед сражением составлял 16 170 человек.

Погибли в бою или взорваны экипажем: 21 судно.

Сдались в плен или были захвачены: 7 судов.

Интернированы в нейтральных портах до конца войны: 6 судов.

Прорвались во Владивосток: крейсер «Алмаз», миноносцы «Бравый» и «Грозный», транспорт «Анадырь».

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: