Основные тенденции развития культуры россии в 90-е гг. xx века - Sogetsu-Mf.ru

Основные тенденции развития культуры россии в 90-е гг. xx века

Из данной статьи вы узнаете о духовных и нравственных идеалах российского общества 90-х годов, влиянии религии на на общественное сознание и проблемах развития российской культуры в 90-е годы.

Основные тенденции развития культуры россии в 90-е гг. xx века

Российская культура в 90-е годы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Духовные и нравственные идеалы

Вместе с кризисом политической системы с середины 80-х годов, сомнению подверглось и сложившееся мировоззрение населения.

Коммунистическая идеология утратила свою значимость на фоне распада мировой системы социализма в общем, и в СССР в частности. Осознание людьми своего места в мире приводило не только к отказу от коммунистических идей, но и от многих сложившихся ценностей и обычаев. В поисках себя часть граждан прибегала к помощи философских и религиозных концепций.

Двигаясь по принципу «от обратного», на передний план в те годы стали выходить заимствованные у либерального запада индивидуальные и материальные ценности (а не коллективные и духовные, как это было ранее).

Что касается общественных ожиданий, то и здесь настроения менялись одно за другим. Если изначально большая часть населения верила в официальную пропаганду, то по мере нарастания проблем в экономике, внутренней и внешней политике общественное настроение стало постепенно склоняться в сторону национальных ценностей, а не чуждых западных идеалов. Большое распространение получили идеи национализма.

Влияние религии и церкви на общественное сознание

Во все годы кризис общества, его сложившихся идеалов и ценностей напоминал людям о вере. Религиозные настроения в обществе с новой силой развернулись как раз в конце 80-х – начале 90-х годов.

На всей территории Российской Федерации началось активное восстановление храмов, монастырей, мечетей и синагог.

Восстановленный за 5 лет храм Христа Спасителя стал своеобразным символом духовного возрождения России.

Однако в церковной среде не все было столь радужно, ведь распад СССР сказался и на ней:

Готовые работы на аналогичную тему

  • В Прибалтийских странах власти потребовали передачи приходов и имущества РПЦ под управление Константинопольского патриархата.
  • На Украине и вовсе часть церковного руководства объявила о независимости своей православной церкви, что привело к расколу православия в этой стране.
  • Введение демократического начала в религиозной жизни привело к появлению и распространению в России различных сект, часть из которых была довольно радикальными.
  • Традиционные конфессии столкнулись с необходимостью сохранять свои позиции в борьбе за верующих.

Развитие искусства

Основными факторами в развитии российской культуры 90-х годов стало:

  • снятие ограничений на свободу творчества;
  • резкое сокращение государственного финансирования учреждений культуры;
  • серьезное снижение общекультурного уровня населения.

Произведения кинематографа

Многие культурные деятели стали работать в таких направлениях, как постмодернизм, неоавангардизм и концептуализм. Однако у этого процесса была и обратная стороны – подобное выражение искусства нашло признание лишь у узкого круга почитателей.

Произведения 90-х годов в традиционном стиле, напротив, получили международное признание.

Среди них стоит выделить, например, такие фильмы, как фильм Н.С. Михалкова «Утомленные солнцем», награжденный «Оскаром» и его же «Сибирский цирюльник»; фильм С. Бодрова «Кавказский пленник», отмеченный специальным призом Каннского кинофестиваля; фильмы А. Балабанова «Брат» и «Брат-2» и т.д.

В это же время возродилось проведение Международного московского кинофестиваля, появился ежегодный всероссийский кинофестиваль «Кинотавр», проходящий в Сочи.

Литературное искусство

Российское литературное творчество также претерпело некоторые изменения. К примеру, стал заметен кризис маститых литераторов прошлых лет, которые пережили в условиях распада единого государства кризис идентичности.

Для большинства писателей советского периода стало характерно создание публицистических произведений, в большинстве из которых подвергались критике общественные преобразования 90-х годов.

Литературная жизнь того времени также открыла много новых имен, некоторые из которых стали символами поколения.

К примеру, большую популярность обрел молодой писатель Виктор Пелевин, наиболее известными романами которого стали «Чапаев и пустота» и «Generation П». Его творчество отличали как фантастические сюжеты, так и преувеличенное философски-метафизическое отношение ко всему советскому.

В поэзии признанными лидерами 90-х стали Александр Еременко («Громадный том листали наугад. ») и Иван Жданов («Пророк»).

К числу отличительных черт новой литературы относилась ирония над советским наследием и ценностями, а также постоянный поиск необычных форм самовыражения авторов.

Проблемы развития российской культуры в 90-е годы

Стоит отметить, что развитие российской культуры и науки в 90-е годы носило все же противоречивый характер, как и в целом положение в стране.

С одной стороны, в Россию пришла полная свобода творчества, больше не контролируемая государством.

С другой же – отсутствие государственной финансовой поддержки в условиях рыночной экономики и спад интереса граждан к потреблению культурных ценностей приводило к невозможности реализации новой российской культуры в полной мере.

Культура России в 90-х годах.

После развала СССР культура России оказалась в очень тяжелом состояние. Потеря духовности и цели, снижение уровня жизни, неконтролируемый поток псевдокультуры из-за рубежа привели к деградации искусства и образования. Помимо этого, было резко сокращено финансирование культуры и образования. Законодательство Российской Федерации закрепило за культурой 2% средств федерального и около 6% местного бюджета. Однако реально для нее выделялось менее одного процента. В такой обстановке начала действовать федеральная программа «Сохранение и развитие культуры и искусства». Главное внимание в ней уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры.

С начала 90-х годов XX века официальная пропаганда стала подвергать огульной критике все стороны жизни искусственно разрушенного СССР, весь советский период отечественной истории, в отрицательном плане почему-то «характеризуя» его ложно многозначительным, а на самом деле лишенным какого-либо конкретного негативного смысла словечком-эпитетом «тоталитарный».

В девяностые усилилась коммерциализация культуры. Появились основанные на частном предпринимательстве художественные галереи и салоны. Итоги «перестройки» для отечественной культуры оказались многосложными, неоднозначными. В то же время существенными потерями обернулись «перестроечные» процессы для науки, системы образования. Рыночные отношения стали проникать в сферу литературы и искусства. Преодолевая материальные трудности, борясь с диктатом рынка и вестернизацией культуры, деятели литературы и искусства стремились сохранить в своем творчестве лучшие традиции культурного наследия России.

В 90-е годы серьезные последствия повлекли за собой следующие тенденции:

отказ от традиционных ценностей;

воспитание презрения к научному и культурному наследию СССР;

заимствование западных духовных и материальных ценностей;

резкое сокращение государственных ассигнований на развитие учреждений культуры;

серьезное снижение общекультурного уровня населения, обусловленное целенаправленным разрушением сложившейся системы образования.

Литература конца 20-го начала 21-го вв.

В своем терминологическом словаре «Арт-Азбука» Макс Фрай, авторский проект-персонаж, определяет, как одну из родовых черт именно актуального искусства его стратегическую поведенческую нацеленность – на скандал. Современность может быть экстрагирована из содержания, темы, затронутых «вопросов», проблематики и пр. (и тогда говорится о современной литературе), а может – из поэтики (и тогда литература тоже может быть современной – но и актуальной!).

Особенности литературы конца 20 начала 21 века обусловлены сменой идеологии и поиском нового «вдохновения» в зарубежных образцах литературы.

Так как история, практика и теория литературы постмодерна фактически совпадают, то теоретическая рефлексия и исторические соображения при всей их новизне и устремленности в будущее, что характерно не только для терминологии, но и для философии М. Эпштейна, не должны подменять собой художественный процесс и образное художественное сознание.

К началу ХХI века литература осознает кризисность своего существования, обнаруживает множественность путей тупикового развития, дробится и капсулируется. В современных условиях полемика почти обессмысливается и минимизируется – литература все более обособляется в кружке, элитарном салоне или объединении и одновременно приобретает «массового» читателя.

Читайте также  Царизм и революция 1848 г.

Литературные явления становятся предметом одноразового употребления – и закрытых интерпретаций. Общенациональные критерии подвергаются сомнению. Идет борьба между каноническим и неканоническим подходом к литературе: побеждают деиерархизация, эгалитаризм и релятивизм. Литературный империализм сменяется литературной демократией, упраздняющей понятие маргинальности. В критике предлагаются модели сосуществования множества литератур внутри русской литературы, «мультилитературы», литературной «радуги». Речь идет об одном и том же. Литература обогащает свои возможности за счет привлечения резервов маргинальных и внелитературных явлений. Образуются полузамкнутые центры литературной жизни в виде «тусовок». Разрастается премиальная система. Общие дискуссии в результате размывания понятия об общем литературном пространстве исчезают.

В начале 21 века в российской литературе особую популярность приобрели произведения постмодернистов – поэтов В. Друка, Г. Иртеньева, прозаиков B. Сорокина («Голубое сало»), В. Пелевина («Чапаев и Пустота», «Generation «Р»»). Новые формы Т. Толстая («Кысь»), В. Ерофеев («Русская красавица») и др [3]. Появилось множество авторов которые пишут о золотой молодежи, снова становится актуальной тема потерянного поколения, оставшегося без родины и культурных и моральных ценностей в силу беспредела девяностых.

В массовой культуре заметно превалирование популярной отечественной литературы над зарубежной. Эта тенденция четко видна начина с 2000 года.

Серийные детективы западных авторов почти вытеснены такого же уровня произведениями А. Марининой, В. Корецкого, Д. Донцовой и др. Появился российский «женский роман».

Все вышеизложенное приводит к парадоксальному видоизменению традиционного положения и функционирования литературы – при значительном расширении ее эстетических возможностей одновременно сокращается ее общественная влиятельность.

Презентация «Культура России в 90-е гг. 20в.»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Художественная культура 90-х годов
Художественная культура 90-х годов

Описание слайда:

ИЗМЕНЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ:
В начале 1990-х гг. резко сократились государственные расходы на развитие культуры. Закрывались клубы и творческие центры, выставочные залы и кинотеатры, спортивные и туристические базы. Упали тиражи литературно-художественных журналов и газет, некогда имевших огромные аудитории.
В условиях рыночной экономики наиболее динамично развивались лишь те сферы культуры, которые пользовались коммерческим успехом за счет популярности у массовой аудитории. Появились многочисленные частные издательства. Стремительно насыщался рынок книжной продукции и периодики, прежде всего изданиями развлекательного характера. На экраны и в печать широким потоком хлынула продукция зарубежной массовой культуры, порой не лучшего художественного качества. Популярными у потребителя стали такие символы западного повседневного быта, как ресторан быстрого питания «Макдоналдс», как продукция известных торговых марок «Кока-кола» и «Рибок» и др.

Описание слайда:

В отечественной молодежной культуре выделились субкультурные группы, ориентированные на заимствованные из зарубежного повседневного опыта стили поведения и одежды, подражание героям массовой культуры.
Так, толкиенисты (поклонники романов Дж. Р. Р. Толкина) с нетерпением ждали появления на экране новых фильмов с приключениями своих кумиров. Айкидоки пропагандировали стиль жизни поклонников восточных единоборств. Панков отличали особые приметы в одежде и в общении друг с другом. Металлисты, рокеры и рэперы отстаивали свою приверженность различным направлениям в современной популярной музыке. Их манера одеваться копировала пристрастия в одежде их музыкальных кумиров.
Популярными формами молодежного досуга стали развлекательные центры — клубы, дискотеки, воспроизводящие западные стандарты.

Описание слайда:

Во второй половине 1990-х гг. возросло предложение массовой культурной продукции отечественного образца. Стремительно развивалась сфера досуга. Появились отечественные телесериалы и коммерческие киноленты, видеоклипы и рекламные ролики. Книгоиздание и телевидение, производство и тиражирование аудиовизуальной продукции, шоу-бизнес. Продолжая традиции российского меценатства, крупнейшие компании и банки оказывали материальную поддержку музыкальным и театральным коллективам, издательским, образовательным и реставрационным проектам.
Своего рода ответом на коммерциализацию массовых форм досуга стал рост интереса к отечественному культурному и духовному наследию, к религиозным и светским традициям. Верующим были возвращены сотни православных храмов и многие мечети. Повысилось внимание к культуре и традициям православия, ислама, буддизма, иудаизма и других вероисповеданий. Развивалась сфера религиозного образования и воспитания — от воскресных школ до семинарий, духовных академий и университетов, а также издательское дело.

Описание слайда:

В поисках устойчивых ценностных ориентиров люди обращались к историко-культурному наследию страны. Появились новые формы освоения отечественного наследия — историко-культурные инсценировки, воссоздающие эпизоды крупнейших исторических событий — Куликовской битвы, Бородинского сражения и др., пользующиеся неизменным успехом у зрителя.
Культурный туризм становился одним из перспективных направлений экономического развития российских территорий вокруг памятников исторического наследия. Всего на конец истекшего столетия в России насчитывалось около 2000 государственных музеев, в том числе 90 заповедников.
Особенности духовной жизни страны во многом определялись динамикой социальных и культурных перемен, происходивших в российском обществе в постсоветский период.

Описание слайда:

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И ПОСТМОДЕРНИЗМ.СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС:
Большое влияние на развитие отечественной культурной жизни оказал постмодернизм. В нашей стране он сложился под влиянием современного западного искусства, традиций русского авангарда и неформального советского искусства времен «оттепели».
Характерными чертами постмодернизма являются фрагментарность, признание относительности любых ценностей, эклектическое сосуществование взаимо- исключающих идей и концепций, ирония. Ему свойственны цитатность и повторение известных идей в новом художественном оформлении. Постмодернизм утверждает принципы всеобщей равнозначности всех явлений и сторон жизни, отсутствие иерархии ценностей, стилей и вкусов. Его отличает «всеядность» относительно каких бы то ни было творческих проявлений. В России постмодернизм стал своеобразным вызовом идеологизированным ценностям советского общества и поиском миропонимания в новых условиях развития страны.

Описание слайда:

Изменились роль и место литературы в общественной жизни. Она перестала быть центром общественных дискуссий. В литературном процессе произошло расслоение на произведения для массового читателя с откровенным поиском коммерческого успеха (детективы, любовные романы, стилизации в стиле фэнтези, документально-исторические хроники) и произведения словесности. Влияние писателей на формирование общественного мнения заметно упало, хотя многие из них публично выражали свои политические пристрастия и принимали активное участие в полемике.

Описание слайда:

Произведения А. И. Солженицына были изданы массовыми тиражами, однако попытки писателя говорить об «обустройстве России» не находили широкого читательского отклика. Продолжали выходить в свет произведения таких известных писателей советского периода, как В. Г. Распутин, В. И. Белов, Ч. Т. Айтматов, Ф. А. Искандер, Ю. М. Поляков, уделявших внимание традиционной для русской литературы социальной проблематике.

Описание слайда:

ТЕАТР, МУЗЫКА, КИНО:
Переход на коммерческие принципы деятельности, уменьшение государственной поддержки и обострение конкуренции с шоу-бизнесом сократили аудиторию популярнейших в советский период театра и кинематографа. Тенденция к преодолению кризисных явлений наметилась к середине 1990-х гг. Возникли независимые театры и антрепризы (временные коллективы актеров), только в Москве выходило ежегодно около 1000 премьерных спектаклей.
В театральных работах сочетались традиции прошлого и эксперимент с новейшими формами.

Описание слайда:

Режиссерский театр выдвинул целую плеяду замечательных мастеров — П. Н. Фоменко, Л. А. Додина, А. А. Житинкина и др.
Известнейшие режиссеры Ю. М. Соломин (Малый театр), М. А. Ульянов (Театр им. Евг. Вахтангова), М. А. Захаров («Ленком»), О. П. Табаков (МХАТ и театр-студия «Табакерка») ориентировались не только на классический репертуар, но и на современную драматургию. Популярностью у любителей театра пользовались постановки по пьесам Г. И. Горина, Н. В. Коляды, Е. Гришковца. Незабываемые сценические образы создали популярные актеры Е. П. Леонов, И. М. Чурикова, А. Г. Абдулов.

Читайте также  Система государственного управления. приказы
Описание слайда:

Для современной отечественной музыки характерно смешение разных видов композиторской техники и языка, что создает основы для развития сугубо индивидуальной манеры ее исполнения. Высший уровень творчества музыкальная общественность по-прежнему связывает с именами А. Г. Шнитке, Э. В. Денисова, C.A. Губайдулиной.
Во второй половине 1990-х гг. вновь повысился интерес к классическому исполнительству. Традиции отечественного пианизма продолжали М. В. Плетнев, А. Б. Любимов, Е. И. Кисин, Д. Мацуев. Образцы исполнительского мастерства самого высокого уровня демонстрируют Н. Г. Гутман (виолончель), Ю. А. Башмет (альт), Г. М. Кремер и В. В. Третьяков (скрипка). Лучшие отечественные дирижеры — Е. Ф. Светланов, Г. Н. Рождественский, B. А. Гергиев, Ю. Х. Темирканов, В. И. Федосеев — работали и в России, и за рубежом.

Описание слайда:

Ключевыми проблемами отечественного кинематографа кроме скудного финансирования оказались потеря обратной связи со зрителем из-за развала системы кинопроката, трудностей взаимодействия кинематографа и телевидения, а также медленных темпов внедрения новых технологий в кинопроизводство. Кинематограф в последние годы стал возвращаться к системе государственных дотаций. Удалось преодолеть тенденцию к сокращению национального кинопроизводства. Среди заметных черт в развитии отечественного кино можно выделить поиски нового героя, будь то в современности («Брат» и «Брат-2», в главной роли С. С Бодров-мл.) или в героических эпизодах истории («Звезда» Н. Лебедева). Появилось направление в киноискусстве, переосмысливающее историческое прошлое («Хрусталев, машину!» А. Г. Германа и «Русский ковчег» А. Н. Сокурова, «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» Н. С Михалкова).

Описание слайда:

ЖИВОПИСЬ, АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА:
В развитии живописи и архитектуры в постсоветской России можно выделить два основных направления — новый традиционализм, или неотрадиционализм, т. е. применение уже апробированных стилистических приемов при современном техническом обеспечении, и новое искусство, тяготеющее к экспериментам с формой и материалом, к переосмыслению опыта общения художника со зрителем и с самим объектом творчества.
К неотрадиционализму можно отнести получившее широкую известность творчество президента Академии художеств Российской Федерации З. К. Церетели. Его монументальные скульптурные композиции в Москве и других городах России внесли новые черты в городской ландшафт и вызвали в середине 1990-х гг. ожесточенную дискуссию.

Описание слайда:

В живописи и скульптуре развивается постмодернистское направление. В 1990-е гг. в галереях и выставочных залах широкое распространение получили новые формы творчества. Среди них: инсталляции — художественные объекты, сконструированные из самых разных материалов, в том числе и предметов быта;
Используя эти средства, художник пытается донести свой замысел до аудитории. Искусство художников-постмодернистов рассчитано на быстрый эффект, эмоциональную, часто на грани эпатажа, зрительскую реакцию. Их художественная среда создавалась с помощью электронной музыки, света, элементов живой природы (деревья, кусты, вода и др.) и различных предметов быта (мебель, бумага, газеты и др.).

Описание слайда:

Громко заявило о себе технотронное искусство, превращавшее в объекты изображения новейшие технические достижения — калькулятор, компьютер, микросхему и др. Сами произведения искусства создавались с помощью современнейших технических средств, которые, в свою очередь, дали начало видеоарту (видеоискусству), компьютерной графике и анимации.
Архитектурное творчество развивалось по двум основным направлениям. Первое было связано с поисками путей возврата к традиционному образу города, к лучшим достижениям прошлого. Символом воссоздания архитектурной среды стал храм Христа Спасителя в Москве, пропорции и внутреннее убранство которого до деталей воспроизводили облик разрушенного храма — памятника победы России в Отечественной войне 1812 г.

Описание слайда:

Строительство в Москве и других крупных городах постепенно отходило от безликой типовой застройки последних советских десятилетий. Важным его импульсом стало частное финансирование. Широкую известность приобрели, например, работы А. Е. Харитонова и E. H. Пестова в Нижнем Новгороде, воспроизводившие архитектурные образы эпохи модерна (здание банка «Гарантия» и др.).
Другое направление архитектурного творчества, напротив, искало пути для создания городской среды, созвучной эпохе высоких
технологий. Целый ряд новаторских проектов был осуществлен в столице. Например, жилой дом в Малом Левшинском переулке (арх. М. Э. Лабазов и A. M. Савин).

Описание слайда:

Процессы, происходящие в культурной жизни нашей страны, отражают трудности и противоречия эпохи радикальных перемен в политике и экономике, в социальной структуре и массовом сознании современного российского общества.
К концу 1990-х гг. объемы государственных расходов на поддержание известнейших объектов культуры — ведущих музеев, выдающихся оркестров, крупнейших книгохранилищ и реставрационных фондов увеличились. Финансирование осуществлялось также за счет местных бюджетов и целевых программ (грантов).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Основные тенденции развития культуры россии в 90-е гг. xx века

§ 4. Российская культура в 90-е годы

Общие условия развития культуры
Образование и наука
Проблемы духовного развития общества
Художественное творчество в России

Общие условия развития культуры

На развитие российской культуры в 1990-е годы большое влияние оказывали сложные процессы, происходившие в экономической, социальной и политической сферах. Государственное регулирование культурной жизни осуществлялось прежде всего на базе “Основ законодательства РФ о культуре”, утвержденных в 1992. Документ определяет, что к обязанностям государства в области культуры относятся: разработка и осуществление федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, создание условий для развития национальных культур РФ, обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, условий для самореализации талантов, сохранение памятников истории и культуры, ведение статистки культуры, деятельность по преодолению монополии в области культуры.
Специальные акты (законы, указы, постановления) конкретизировали политику в отдельных областях культуры. В 1990-е годы приняты Законы “ О библиотечном деле”, “О музейном фонде РФ и музеях в РФ”, “О государственной поддержке кинематографии РФ”. Федеральные государственные программы сохранения и развития культуры и искусства (на 1993-1996, 1997-1999, 2001-2005). Однако острейшими вопросами, вплоть до наших дней, остаются выполнение государством обширного перечня взятых на себя социальных обязательств, их ресурсное обеспечение, создание организационных и правовых механизмов их реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В эти годы произошли коренные изменения в сфере управления культурой. Если ранее монопольную роль здесь играло государство, то теперь в центре внимания были активизация внутренних сил культуры и усиление самоорганизации культурных процессов. Речь идет о преодолении жестких рамок контроля административной системы, бюрократических традиций, о повышении автономности учреждений культуры и ее создателей при усилении контроля со стороны гражданского общества. В этой связи выделяют следующие принципы современной культурной политики. Во-первых, проблемно-целевая ориентация культурной политики, предполагающая решение проблем в определенной сфере культуры, а также вопросов, касающихся социально-культурной деятельности конкретных групп и категорий населения. Во-вторых, самоорганизация культурной жизни. В-третьих, обеспечение многообразия, полифоничности социально-культурной жизни, что предполагает многосубъектность социокультурной деятельности, альтернативность проектов, программ, концепций, идей.
Практическая реализация целей и принципов культурной политики в современной России сталкивается с большими трудностями. Следует отметить значительную сложность происходящих в российской культуре изменений. Положительные перемены противоречивы и обусловлены ее освобождением от идеологического диктата, приобретением художниками невиданной ранее свободы творчества, усилением интенсивности культурного обмена, децентрализацией управления процессом создания, распространением и потреблением духовно-культурных ценностей. Констатация позитивных перемен не снимает вопроса о кризисном состоянии культуры, выражающемся в информационной и культурной изоляции ряда регионов, ухудшении материальной базы культуры и сохранности памятников, музейных экспонатов и архивных фондов, сокращении кадрового потенциала и оттоке работников в другие сектора, миграции за рубеж. Следствием реформ стали отчуждение многих людей от богатств национальной культуры, сокращение возможностей воспроизводства различных субъектов культурной деятельности, утрата контроля над важными процессами в этой сфере.
Уже в 1992-1993 гг. ассигнования на культуру были невелики. Однако ситуация радикально изменилась в середине 1990-х, когда произошло обвальное сокращение бюджетного финансирования социально-культурной сферы. Развитие отрасли происходило в условиях значительного дефицита ресурсов. В 1995 г. объем финансирования культуры уменьшился на 40% по сравнению с 1994, а в 1996 — на 43 по сравнению с 1995. Из-за секвестирования федерального бюджета в 1996 средств на культуру выделено 42% от запланированных, а в 1997 — только 40. В 1998 г. реальные расходы бюджета (с учетом инфляции) на социально-культурную сферу и науку по сравнению с предшествующим годом снизились в 2,2 раза. Только в 1999, по свидетельству вице-премьера В. И. Матвиенко, впервые культура профинансирована на 100%, а федеральные программы — на 90. Не выглядела оптимистично и динамика бюджетных расходов: в 1996 г. ассигнования на культуру и искусство составили 0,83, а в 2000 — 0,55% от бюджета. Все это свидетельствует о том, что установленные законом нормативы бюджетных расходов на культуру (2%) на федеральном уровне не только не выдерживаются, но и уменьшаются. Резко ухудшилось материальное положение работников образования, науки и культуры, что повлекло за собой падение престижности их профессий.

Читайте также  Развитие внутренней торговли и предпосылки всероссийского рынка

Культура России 1990-1999 года 2

Пример готового реферата по предмету: История

Содержание

1. Политическая и экономическая ситуация в Российской Федерации в 1990-1999 г ХХ в 5

2. Религия в жизни российского общества 1990-1999 г. 7

2. Литература и искусство 1990-1999-х г 9

2.1. Литература в 1990-1999 г 10

2.2. Изобразительное искусство 12

2.3.Кинематографическое искусство и театр 13

2.4. Средства массовой информации 15

3. Наука и образование в Российской Федерации в 1990-1999 г 17

Список использованной литературы 21

Выдержка из текста

Последнее десятилетие ХХ века было одним из сложнейших в истории Российского государства. В политических, экономических, а следом и в общественных сферах страны происходили коренные изменения, рушились практически вековые устои, и на их руинах воздвигались новые основы общества.

Кроме того в страну, из за рубежа, могучим потоком хлынуло все то, что в течении многих лет было запрещено в Советском Союзе: западные духовные и материальные ценности, западное искусство, западная мода, западные общественные и молодежные движения, свобода слова. Одним словом стало можно все, только успевай подхватывать. А ведь с хорошим было перемешано и не мало плохого, как раз того, от чего канувшее в лету социалистическое государство пыталось уберечь своих вассалов.

Кроме того новая власть практически устранилась от управления культурой, она уже не вмешивалась активно во все сферы жизни населения, более того она разрешила практически все. Перед властью стояли более важные задачи, чем, что читать людям и что смотреть, интересовало, как прокормить и обогреть, и защитить свои границы.

Да собственно говоря и людям было не до зрелищ, между походом в музей или новой книгой, и куском хлеба выбирали естественно пищу насущную, а не духовную.

Зато в жизни россиян, в 90-х, снова появилась церковь. На волне всеобщего разочарования, кризиса и негативных явлений, люди пошли туда, где как им казалось, ждет их утешение и надежда на помощь. Кто-то пошел в церкви, кто-то в пагоды, кто-то в мечети, а были и те кто отправился искать спасения души в секты. Таких россиян было много…

Общая тенденция этого периода российской истории, чувство потерянности, и ненужности у большинства населения. Незнания, что же делать с внезапно свалившейся свободой. Отмечалось массовое падение моральных и нравственных устоев, снижение уровня культуры население, увеличение числа маргинальных и уголовных личностей.

Люди учились жить по новому, вместе с ними по-новому развивалась и культурная сфера, одна из самых гибких сфер жизни человеческого общества чутко реагирующая на любые тенденции и проявления в общественной жизни.

Целью данной работы является изучение культуры России периода 1990-1999 года.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1) кратко рассмотреть ситуацию в стране за указанный период времени;

2) рассмотреть влияние религии на общество;

3) рассмотреть литературу и искусство 90-х годов, в том числе индустрию кино, художественное искусcтво, СМИ;

4) изучить судьбу образования и науки в 90-е годы.

Актуальность данной темы обусловлена интересом исследователей к процессам ломки общества в условиях смены политической власти.

Список использованной литературы

Список использованной литературы

1. Биричевская О.Ю. Массовая культура России и Японии: сравнительный ценностно-смысловой анализ/ Вестник Томского государственного педагогического университета.- 2006.-№ 7 (58).

2. Бляхер. Л. Провинциальная наука в «лихие 90-е»: время упущенных возможностей/Интернет-журнал «Гефтер». [Электронный ресурс]

Режим доступа: http://gefter.ru/archive/14963.

3. Гольдфельд М.Г. Исход науки из России: есть ли свет в конце туннеля? (окончание)/Химия и жизнь.- 2007.-№ 10.- [Электронный ресурс]

Режим доступа: свободный: http://elementy.ru/lib/430517.

4. Дубинин Б. Массовое православие в России (девяностые годы)/Индекс/Досье на цензуру.-2000.- № 11.- [Электронный ресурс]

Режим доступа: свободный: http://www.index.org.ru/journal/11/dubin.html .

5. История и культурология. Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И. и др. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 2000 — 456 с. [Электронный ресурс]

Режим доступа: свободный: http://bibliotekar.ru/culturologia/77.htm.

6. История России. 1917— 2009. А.С. Барсенков, А.И. Вдовин.- 3-е изд., расш. и перераб. — М.: Аспект Пресс, 2010.-846 с. [Электронный ресурс]

Режим доступа: свободный: http://uristinfo.net/istorija-rf/199-istorija-rossii-19172009—barsenkov-vdovin/5000-4-rossijskaja-kultura-v-90-e-gody.html ?start=1.

7. Масленников И. Россия. После империи/ Искусство кино.- 2000.- № 4 (апрель).

  • [Электронный ресурс]

Режим доступа: свободный: http://kinoart.ru/archive/2000/04/n 4-article 23.

8. Основные тенденции развития культуры России в 90-е гг. 20 в [Электронный ресурс]

Режим доступа: свободный: http://histerl.ru/kurs_sssp/podrobno/osnovnie_tendencii_razvitia_kulturi.htm

9. Петрова Н.В. Современная религиозная ситуация в России/ Нефтегазовое дело.- 2005.- [Электронный ресурс]

Режим доступа: свободный: http://ogbus.ru/authors/Petrova/Petrova_1.pdf .

10. Ромах О.В, Слепцова А,А. Содержание и структура глянцевых журналов/ Аналитика культурологи.- 2009.-№ 4.- [Электронный ресурс]

Режим доступа: свободный: http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-struktura-glyantsevyh-zhurnalov.

11. Сомова М.С. Основные результаты и последствия политики Российской Федерации в сфере развития художественной культуры в 90-е годы ХХ века/Научные проблемы гуманитарных исследований.- 2010.- № 4.- [Электронный ресурс]

Режим доступа: свободный: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-rezultaty-i-posledstviya-politiki-rossiyskoy-federatsii-v-sfere-razvitiya-hudozhestvennoy-kultury-v-90-e-gody-xx-veka.

12. Страдина Е.А. Противоречия реформирования сферы культуры России на рубеже ХХ-XXI веков/ Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.- 2007.- № 32.- Т. 11.- с. 227-230.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: