Причины и предпосылки великих реформ 1861 года

БИЛЕТ 27 Отмена крепостного права. Предпосылки ,причины, основные положения и итоги аграрной реформы 1861 г.

Крестьянская реформа 186119 февраля 1861 царским манифестом было отменено крепостное право. Крестьяне стали лично свободны. Они перестали быть собственностью помещика. Крестьяне теперь могли от своего имени покупать землю, дома, заключать сделки, открывать торговые и промышленные предприятия. Правда, надельная земля находилась в коллективной собственности общины. Наделы не могли быть проданы, и крестьяне тем самым были прикреплены к определённому месту проживания. Крестьянская реформа оставила в неприкосновенности традиционный уклад жизни деревни. Это было выгодно для государства, ибо сельское общество отвечало за сбор налогов. Сохранение норм обычного права в деревне тормозило буржуазное развитие, противопоставляло деревню городской России, оставляло плацдарм сил традиционализма, крайне опасный для будущего страны. Одновременно были сделаны значительные уступки дворянству. “Положение” 19 февраля признавало права помещика на все его земли. Крестьяне наделялись усадебной и полевой землей по местным нормам за повинности и выкуп. При этом лучшие земли и участки, необходимые для ведения сельского хозяйства (тропы прогона скота, водопои и т.д.), помещики имели возможность оставлять себе. Эти “отрезки”крестьяне затем вынуждены были арендовать, внося выкупную плату или отрабатывая долг. При общем крестьянском малоземелье (3-4 десятины на душу при потребности 6-7) система отрезков создавала предпосылки для кабальной эксплуатации крестьянства. Правда, земельные споры мог разрешить мировой посредник, избиравшийся как помещиками, так и крестьянами. В 1863 основные положения крестьянской реформы были распространены на “удельных” крестьян, а в 1866 – на крестьян государственных; последние должны были вносить выкупные платежи за свои земельные наделы в казну. Земельное обеспечение крестьян удельных и государственных было значительно лучше, чем у бывших помещичьих крестьян. Недостатки реформы:было малоземелье, её не хватало (необходимо 5,5 десятин, а давали 1,5); рождается народничество (защита народа от царя); крестьяне не становились полноправными членами общества. Историческое значение освобождения крестьянРеформа учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян.Но: Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Велико и нравственное значение этой реформы, покончив с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, которые должны были ввести в стране современные формы самоуправления и суда, подтолкнуть развитие просвещения. Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Её введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству.В крестьянской реформе проявилась ограниченность возможностей самодержавия в проведении либеральных преобразований. Преследуя цели укрепления собственной власти, опираясь на традиционные элементы общества, государство неизбежно смешивало элементы либеральной и попечительной политики. Это усилило непоследовательность реформ, но вело к достижению искомого правительством результата..

Земская реформа 1864. 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении, Оно учреждалось для руководства хоз. делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений. Распорядительными органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными — уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавались. три избирательных съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200—800 десятин земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства. Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Судебная реформа:1864 — обнародованы новые судебные уставы. Положения:

ликвидировалась сословная система судов; было объявлено равенство всех перед законом;была введена гласность судопроизводства;состязательность судопроизводства; презумпция невиновности; несменяемость судей; единая система судопроизводства

Создан суд двух видов: 1. Мировые суды — рассматривали мелкие гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собраниях и утверждались сенатом. 2. Общие суды были 3 видов: Уголовные и тяжкие – в окружном суде. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губернских собраниях.

Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды –для крестьян. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, проводили закрытые заседания, что нарушало приступ гласности.

БИЛЕТ 28. Эпоха великих реформ Александра II (1860-1870-е гг.)

Правление Александра II

Реформа 1861 г.и ее значение

Основные даты и события: 1855—1881 гг. — царствование Александра II; 19 февраля 1861 г. — Манифест об отмене крепостного права.

Исторические деятели: Александр II; Я. И. Ростовцев; Н. А. Милютин.

План ответа: 1) предпосылки отмены крепостного права; 2) лич­ность царя-реформатора; 3) подготовка крестьянской рефор­мы; 4.) основные документы реформы; 5) личное освобождение крестьян; 6) крестьянские наделы; 7) крестьянские повиннос­ти; 8) выкупная операция; 9) управление освобожденными крестьянами; 10) временнообязанные крестьяне; 11) крестьян­ская община; 12) противоречия реформы и ее значение.

Материал к ответу: Экономические предпосылки отмены кре­постного права сложились задолго до реформы 1861 года. Не­эффективность экономической системы, в основе которой ле­жал труд крепостных, была очевидна для многих правителей России. На это указывали Екатерина II, Александр I, Николай I. При Александре I крепостное право было отменено в запад­ных губерниях страны. К середине 1850-х гг. крепостническая экономика испытывала особенно тяжелые времена: упадок многих помещичьих хозяйств и крепостных мануфактур, уси­ление эксплуатации крестьянского труда делали необходимой реформу экономики. Вместе с тем значительный и быстрый рост буржуазных экономических отношений (увеличение чис­ленности капиталистических мануфактур, появление фабрик, бурный промышленный переворот, усиление расслоения кре­стьянства, активизация внутренней торговли) требовал унич­тожения препятствий, стоящих на его пути. Однако решаю­щим аргументом в пользу пересмотра основ экономики стало поражение России в Крымской войне. В 1856—1857 гг. по стра­не прокатилась серия выступлений крестьян, на плечи кото­рых выпали основные тяготы войны. Это заставило власти ус­корить разработку реформы.

В январе 1857 г. под председательством императора Алексан­дра II для обсуждения мер по устройству быта помещичьих кре­стьян начал работу Секретный комитет, переименованный затем в Главный комитет по крестьянскому делу. Однако среди чле­нов Комитета не было единства в определении сроков и содер­жания реформы. Первоначально предполагалось освободить крестьян без земли (как это было сделано в Прибалтике в нача­ле века) и сохранить внеэкономическое принуждение. Однако в ходе обсуждения выяснилось, что такой вариант приведет к социальному взрыву, так как крестьяне ожидают не только во­ли, но и земли. В рамках Главного комитета были созданы Редакционные комиссии, которые возглавили сторонники либе­рального варианта реформы — граф Я. И. Ростовцев и товарищ (заместитель) министра внутренних дел Н. А. Милютин. В 1858 г. о работе Комитета стало известно широкой общественности (ранее такие комитеты работали в обстановке полной секретно­сти) и в его адрес стали поступать многочисленные проекты от дворянских комитетов на местах. Ключевую роль в противодей­ствии консерваторам сыграл сам император, занявший пози­цию, близкую к программе либералов. 19 февраля 1861 г. он подписал Манифест и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Они вступали в действие после опуб­ликования, которое состоялось через две недели. В документах рассматривалось пять основных вопросов: личное освобождение крестьян, крестьянские наделы, крестьянские повинности, уп­равление освобожденными крестьянами, статус временнообя­занных крестьян. Подробно описывались также выкупная опе­рация и статус крестьянской общины.

Крестьяне получали право иметь собственное имущество, свободно распоряжаться им, вступать в брак по своему жела­нию, заключать любые юридические сделки, наследовать иму­щество и т. п. Крестьян наделяли землей, как правило, той, на которой они уже работали раньше. Но, поскольку земля принадлежала помещикам, предполагалось, что крестьяне вы­купят ее. Учитывая, что денег для этого у них не было, кресть­яне, заключившие договор с помещиками, становились временнообязанными до выплаты необходимой суммы. В течение определенного времени они должны были выполнять в пользу помещика отработки и выплачивать ему денежную сумму, рав­ную по величине прежнему оброку. Были установлены высшие и низшие размеры душевых наделов, различные для разных регионов страны. Излишки земли отрезались в пользу помещик В результате появились отрезки, возвращения которых крестьяне требовали вплоть до революции 1917 г. (в Черноземье он составляли до половины дореформенных наделов). За обеспечен нием выполнения повинностей временнообязанными крестьяна­ми следила крестьянская община, которая несла коллективную ответственность за соблюдение договора. Община перераспреде­ляла землю, определяла размеры платежей и отработок, исходя из состава семьи.

Читайте также  Русская культура xvii века

Реформа оказалась весьма проти­воречивой и породила новые проблемы: малоземелье кресть­ян, сохранение отработочной системы, возвращение отрезков, отмена выкупных платежей, ликвидация крестьянской общины. Вокруг этих вопросов развернулось крестьянское движение. Вместе с тем значение реформы 1861 г. трудно переоценить. Были освобождены и наделены землей 23 млн. помещичьих крестьян. Эта мера привела к усилению расслоения крестьян­ства и началу свободной миграции его разорившейся части в города. Создавались условия для формирования рынка рабо­чей силы и развития промышленного производства. Реформа 1861 г., несмотря на всю свою противоречивость, стала крупным шагом России к построению индустриаль­ного общества.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Личность Александра II. Предпосылки, причины и подготовка «великих реформ»

Внешняя политика России в 20-х–50-х гг. ХIX в. Крымская (Восточная) война 1853–1856 гг.: причины, ход боевых действий, результаты.

Причиной Крымской войны стали столкновения интересов России, Англии, Франции и Австрии на Ближнем Востоке и Балканах. Ведущие европейские страны стремились к разделу турецких владений в целях расширения сфер влияния и рынков сбыта. Турция стремилась взять реванш за предыдущие поражения в войнах с Россией.

Одной из основных причин возникновения военного противостояния стала проблема пересмотра правового режима прохождения российским флотом средиземноморских проливов Босфор и Дарданеллы. Поводом к началу войны послужил спор между православным и католическим духовенством о принадлежности «палестинских святынь» (Вифлеемский храм и храм «Гроба Господня»), находившихся на территории Османской империи.

В 1851 г. турецкий Султан, подстрекаемый Францией, приказал отобрать ключи от Вифлеемского храма у православных священников и передать их католикам. Россия оккупировала дунайские княжества, и в результате Турция 4 октября 1853 г. объявила войну.

Первый период войны: октябрь 1853 — март 1854 гг. Черноморская эскадра под командованием адмирала Нахимова в ноябре 1853 г. полностью уничтожила турецкий флот в бухте г. Синоп. Англия и Франция в марте 1854 г. объявили войну России. В сентябре 1854 г. на Крымском полуострове был высажен 60-тысячный десант с целью, захвата главной базы черноморского флота — Севастополя.

Первое сражение на реке Альме в сентябре 1854 г. закончилось неудачей для русских войск.

13 сентября 1854 г. началась героическая оборона Севастополя, продолжавшаяся 11 месяцев. По приказу Нахимова русский парусный флот, который не мог оказать сопротивления паровым кораблям противника, был затоплен у входа в Севастопольскую бухту.

Обороной руководили адмиралы В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин, героически погибшие во время штурмов. Русские войска потерпели ряд неудач в сражениях под Инкерманом в Евпатории и на Черной речке. 27 августа после 22-дневной бомбардировки был предпринят штурм Севастополя, после которого русские войска вынуждены были покинуть город.

18 марта 1856 г. был подписан Парижский мирный договор между Россией, Турцией, Францией, Англией, Австрией, Пруссией и Сардинией. Россия потеряла базы и часть флота, Черное море было объявлено нейтральным. Россия утратила свое влияние на Балканы, было подорвано военное могущество в черноморском бассейне.

В основе этого поражения лежал политический просчет Николая 1, который толкнул экономически отсталую, феодально-крепостническую Россию на конфликт с сильными европейскими державами. Это поражение подвигло Александра 2 на проведение целого ряда кардинальных реформ.

Личность Александра II. Предпосылки, причины и подготовка «великих реформ».

Великие реформы (реформы Александра 2) – реформы, проведенные в 60-70 годах 19 века и затрагивающие практически все стороны жизни Российской Империи.

Предпосылки и причины проведения реформ

Россия оставалась феодальной страной дольше любых других развитых государств, кроме того, крепостное право сильно тормозило экономику страны и к началу 19 века уже окончательно изжило себя, так как приносило стране только убытки. Еще с 18 века в стране назревал конфликт между крестьянами и властью, а к середине 19 века он достиг своего пика и грозил перейти в революцию. Для того, чтобы этого избежать необходимо было срочно менять государственную систему.

С развитием технологий необходимость в ручном труде отпала и домашние хозяйства приносили все меньше прибыли, а вот на заводах, которые активно начали строиться благодаря индустриализации, не хватало рабочих рук. Этими руками могли бы стать крестьяне, но они не имели права уйти от помещиков, что вызвало волну бунтов. Сами помещики также были недовольны так как крепостное хозяйство теряло свою экономическую привлекательность. Государство с каждым годом получало все меньше денег, а экономика скатывалась в кризис.

В 1855 году на престол взошел император Александр 2, который на одном из своих открытых выступлений перед дворянством заявил о том, что необходимо срочно упразднить крепостничество указом сверху, пока это не сделали сами крестьяне снизу путем революции.

Основные реформы Александра 2: Крестьянская реформа. Отмена крепостного права (1861 год); Финансовые реформы (с 1863 года); Реформа образования (1863 год); Земская реформа; Городская реформа (1864 год); Судебная реформа (1864 год); Реформа государственного управления (1870 год); Военная реформа (1874 год).

Суть реформ Александра 2 заключалась в перестройке государства на новый тип, который мог бы эффективнее строить экономику по пути индустриализации и капитализма.

Основной реформой этого периода можно назвать крестьянскую реформу, которая провозгласила отмену крепостного права в 1861 году. В результате реформы, крепостное право было упразднено, крестьяне получили независимость и могли выкупиться от своего помещика, получив при этом надел для ведения домашнего хозяйства. Для осуществления выкупа крестьянин мог взять ссуду в банке на 49 лет. Выкупившиеся крестьяне освобождались от административной и юридической зависимости от помещиков. Кроме того, свободные крестьяне получили ряд гражданских прав, могли вести торговлю и осуществлять сделки с недвижимостью.Еще одна важная реформа – реформа судебной системы. Суд перестал ориентироваться на сословный принцип, и все граждане страны теперь имели равные права перед законом. Появился также суд присяжных, а судебная система полностью отделилась от административной и сформировалась в самостоятельный институт.

Земская реформа и городская реформа призваны были упростить управление государством и сделать его более эффективным. Согласно новым законам, деревни и города теперь могли сформировать собственные органы самоуправления и заниматься решением хозяйственных вопросов, не ожидая приказа сверху. Это позволило развить экономику регионов, так как управление стало ориентироваться на реальную ситуацию в той или иной губернии.

Военная реформа должна была сделать армию более эффективной, чтобы не повторилась ситуация с Крымской войной. Была введена всеобщая воинская повинность, армия получила новое вооружение, сменился принцип воспитания солдат. Также открылось множество учебных заведений для военных.

Вместе с военными училищами стали открываться новые обычные школы и вузы.

Немаловажной была и реформа печати. Был провозглашен принцип гласности и пресса получила право обсуждать и даже критиковать решения правительства.

Итоги и последствия великих реформ Александра 2

Политические и финансовые реформы Александра 2 названы великим благодаря тому, что они в относительно краткие сроки смогли полностью перестроить государственную систему на новый лад. Кризис в экономике был преодолен, государство получило новую армию, которая могла противостоять захватчикам, выросло число образованных граждан. В целом, реформы помогли стране встать на путь капитализации и индустриализации, а также провозгласили зачатки демократии.

РОССИЯ В ЭПОХУ ВЕЛИКИХ РЕФОРМ

Причины и предпосылки реформ. Отмена крепостного права. Итоги преобразований Александра II.

1. Причины и предпосылки реформ.Главной целью внутренней политики правительства было приведение экономической и политической системы России в соответствие с потребностями времени при сохранении самодержавия и господствующего положения дворян.

60–70-е гг. – время коренных преобразований в России, которые затронули практически все важнейшие стороны жизни общества и государства:

1. Социально-экономические реформы (ликвидация крепостного права).

2. Политические реформы (изменение в системе управления – судебная, земская, городская, военная реформы).

3. Реформы в области образования и культуры (школьная, университетская, печати).

Большинство историков полагает, что Александр II (1855–1881 гг.) не только не имел программы преобразований, но и не был готов к реформаторской деятельности. Однако это не преуменьшает роли Александра II в реформировании страны. Главная его заслуга заключается в том, что он не только осознал необходимость преобразований, но и пошел на их осуществление.

Период реформаторской деятельности Александра II можно разделить на два этапа. Первый – подготовка и осуществление крестьянской реформы. Второй – проведение реформ 60–70-х гг.

Толчком к преобразованиям послужили:

1. Проигранная Крымская война, показавшая полную несостоятельность николаевской системы.

2. Россия потеряла авторитет у передовых европейских держав и оказалась в международной изоляции.

3. Крымская война и смерть Николая I привели к активизации либерально настроенной части общества и ряда правительственных чиновников. Появляются записки и проекты, в которых обосновывалась необходимость преобразований.

2. Отмена крепостного права.Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил в краткой речи, произнесенной им 30 марта 1856 г., указывая, что лучше отменить крепостное право «сверху», чем ждать, когда оно будет отменено «снизу». В 1856 г. Александр II возглавил Особый секретный комитет «для рассмотрения предложений о крепостном праве». В 1857 г. был учрежден Секретный комитет для подготовки крестьянской реформы. В марте 1859 г. были образованы Редакционные комиссии, на которые возлагалась задача составления проектов законов об освобождении крестьян. 28 января 1861 г. проект поступил на рассмотрение последней инстанции – Государственного совета. 19 февраля, в 6-ю годовщину восшествия на престол император Александр II подписал «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

Читайте также  Изменение обстановки на морских театрах. задачи флотов

Основные положения крестьянской реформы:

1. Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и установленный земельный надел (за выкуп). Около четверти суммы общей стоимости земли крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течение 49 лет.

2. До выкупа крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику, платил оброк и отрабатывал барщину.

3. Величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов. Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику (так называемые «отрезки»). Они составили 1/5 прежних крестьянских наделов.

4. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами». В них определялись размеры наделов и повинности. Помещик подписывал грамоту не с каждым в отдельности крестьянином, а с общиной.

5. Крестьяне получили право заниматься предпринимательством, вступать в любые правовые отношения, переходить в другие сословия.

По мнению большинства современных историков, крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены, так как иного пути освобождения крестьян, по-видимому, не было. Условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками: крестьянское малоземелье и наличие крупного помещичьего землевладения, обремененность крестьян различными платежами и повинностями. Это было следствием компромиссного характера реформы. Реформа предотвращала массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место. С освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства. Таким образом, иные условия общественно-политической жизни выдвигали целый комплекс первоочередных преобразований, имевших целью создать новую систему государственного управления.

3. Итоги преобразований 1860–1870-х гг.Продолжением отмены крепостного права в России были развитие системы государственных учреждений, земская, городская, судебная, военная реформы. Их основная цель – привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой крестьяне получили свободу.

Под давлением мощного общественного движения самодержавие вынужденно несколько обновило организацию управления, пыталось консолидировать вокруг реформ властные верхи, бюрократию, либерально настроенные слои дворянства.

Государственное управление было дополнено органами земского, городского общественного управления. Создано нечто вроде единой многосословной системы общественного управления, где переплетались такие формы: крестьянское сельско-волостное, городское, дворянское корпоративное управление.

Изменения управления в 60–70-е гг. проведены без специальных крупных административных реформ, имели поверхностный, ограниченный характер, не изменили качественно его систему, не затронули природу государственной власти и управления, не дали действительного простора для самостоятельного проявления общественных сил. Они были осуществлены в интересах сохранения короны, не совпадали с чаяниями народа, не только не устраняли, а обостряли противоречия меду властью и обществом.

Особенностью реформ являлось то, что они проходили долгий путь от задумывания до конкретной их реализации. Реформы носили характер консервативной стабилизации и были подчинены политическим интересам самодержавия, т. к. любые попытки затронуть политическую систему пресекались. Реформы проводились в ситуации, когда реформаторские проекты оставались полумерами и оставляли будущим поколениям те же проблемы: нерешенный крестьянский вопрос, существование самодержавия. Это была не вина, а беда реформаторов, т. к. их политические взгляды не выходили за рамки абсолютизма и искали меру соответствия реформ политической системы. Камнем преткновения были стремление сохранить монархию и необходимость найти эффективные рычаги ее совершенствования. Узость социальной базы, противостояние реформам мощной консервативной оппозиции, отсутствие среднего класса, коррупция, нехватка грамотных порядочных людей – все это обрекало реформы на незавершенность.

Однако реформы 60–70-х гг. XIX в. значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Проведение реформ значительно изменило образ власти в глазах населения. Александр II остался в сознании народа как царь-освободитель. Отчуждение от власти сохранилось в основном у радикальной молодежи, революционных демократов и ультраконсервативных помещиков. Либералы, получив поле деятельности – земства, суды, университеты, смогли перейти от слов к конкретным делам.

Реформы показали, что добиться реальных изменений в жизни общества в России можно не революционными взрывами, а реформами сверху, если за ними стоят достаточно просвещенные и влиятельные силы. Монолог власти, характерный для николаевской эпохи, сменился диалогом власти и общественных сил, которого давно не знала Россия. Реформы могли бы открыть путь мирной модернизации российского общества. Однако эра реформ оказалась кратковременной.

В феврале 1880 г. создается чрезвычайный орган управления – Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия во главе с М. Г. Лорис-Меликовым. Получив диктаторские полномочия, он повел не только решительную борьбу с революционным подпольем, но и предложил программу, направленную на продолжение реформ. Этот проект, названный впоследствии «конституцией Лорис-Меликова», получил поддержку императора. Процесс реформ был прерван в результате убийства Александра II революционерами-народовольцами.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите причины, вызвавшие необходимость реформ 1860–1870-х гг.

2. Укажите основные положения реформы отмены крепостного права.

3. В чем основные итоги преобразований Александра II?

Отмена крепостного права в России — кратко

Даже в современном мире нередко приходится слышать выражение «крепостное право отменили». Применяется оно в случаях, когда человек хочет показать свою независимость от другого. Что же это за крепостное право? Кратко разобраться с этим понятием и причинами его отмены поможет настоящая статья.

Суть крепостного права.

Сторонами этих взаимоотношений являлись помещики (феодалы) и крестьяне. Последние являлись «собственностью» первых, т.к. были прикреплены к земле помещиков и находились в их административной и судебной власти.

Крестьяне, пользовались землей не только на благо помещика, но и выращивал на ней пропитание для своей семьи. Платой за такое пользование являлись оброк и барщина – своеобразные налоги того времени.

Оброк представлял собой дань, уплачиваемую феодалу в денежной или натуральной форме. Барщинатрудовая повинность.

Поскольку крестьянин со своей семьей считался прикрепленным к земле, то без разрешения помещика он не мог покинуть это землю и перейти в другое поместье. Возможность перехода была предусмотрена только в один день в году. Такой день именовался Юрьевым и приходился на 26 ноября по старому стилю.

Причины отмены крепостного права.

Основной проблемой существования крепостного права было сосредоточение основной массы трудоспособного мужского населения в сельской местности. Труд их был связан с выполнением сельскохозяйственных работ. Такое распределение трудовых ресурсов страны привело к:
— затруднению развития капиталистического устройства;
— нехватке рабочих на производстве (на фабриках, в шахтах и т.п.);
— отсутствию технологического прогресса, т.к. объем получаемой сельскохозяйственных продукции увеличивался не за счет внедрения новых технология, а за счет увеличения площадей посевов.


Кроме того, существующим положением дел были недовольны, в первую очередь, сами крестьяне. Фактически рабское положение настраивало их на восстания и бунты. Они не только были зависимы от помещиков, но и не могли участвовать в политической и экономической жизни страны.

Империя на фоне существования крепостного права теряла авторитет перед странами Европы, поскольку существующий строй слишком напоминал рабство.

В итоге прогрессивно настроенное общество понимало необходимость изменения существующего уклада и отмены крепостного права, о чем постоянно напоминало царю.

Подготовка реформы и отмена крепостного права.

Работа по подготовке реформы началась в период царствования Николая I. В это время разрабатывались проекты предполагаемых перемен, но формы документы они не приобрели.

Александр II пошел дальше и во время его правления были созданы специальные редакционные комиссии, которые продолжили работать над проектом крестьянской реформы. Основная задача, которая стояла перед комиссией, заключалась в том, чтобы проводимые изменения не повлекли волну недовольства помещиков. В это время участились крестьянские бунты, в результате предполагаемые изменения приобрели более радикальный характер.

В итоге 3 марта 1861 года Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права. Положения данного Манифеста признали крестьян независимым классом общества и даровали им права. Теперь они могли владеть недвижимость, в том числе землей. Однако эту землю прежде необходимо было выкупить у помещиков за очень внушительную плату. Размер допустимого для выкупа земельного участка строго регламентировался. Также крестьяне теперь могли создавать общины и избирать своего главу.

Итоги отмены крепостного права.

Учитывая, что выкуп земельного участка по-прежнему был практически недосягаем для подавляющего большинства крестьян, это повлекло очередную волну бунтов. Правительство вынуждено было бросить силы на подавление этих восстаний, что повлекло гибель большого количества народа.

Среди помещиков тоже присутствовало недовольство проведенной реформой, поскольку они посчитали ее концом русской государственности.

Однако постепенно оба сословия вынуждены были смириться с произошедшими изменениями. Страна начала свой переход к индустриальному обществу.

Читайте также  Возникновение социалистического соревнования

Однако беднейшие слои общества не получили желаемых прав. Эта проблема вылилась в революцию 1905 года, которая стала началом пути к свержению царизма.

Причины и предпосылки реформы

Период русской истории с начала XIX века до буржуазных реформ 1861 г. характеризуется кризисом феодально-крепостнических и развитием капиталистических отношений в России. Кризис феодально-крепостнических отношений прослеживается на основе изменения черт феодализма, разложение которых происходило следующим образом:

1. Феодальная собственность на землю. Феодальная собственность на землю в основном сохраняется. Однако в результате указа 1801 года о продаже населенных государственных земель дворянство лишилось монополии на землю.

2. Наделение крестьян землей. В 30-50-е гг. в связи со стремлением помещиков увеличить доходность своих имений происходит резкое усиление эксплуатации крестьян. Помещики увеличивают свою запашку, сокращая крестьянские наделы. В черноземных губерниях растет барщина, появляется «месячина», когда помещик лишал крестьянина надела, заставлял работать на своей земле за натуральную плату. В нечерноземных губерниях переводят на оброк, в результате все больше крестьян уходили в город на заработки.

3. Личная внеэкономическая зависимость крестьян от феодалов. Постепенно ослабевает внеэкономическое принуждение. Крестьяне-отходники, нанимаясь на фабрики или строительство, выходили в определенной мере из-под опеки феодалов. Этому процессу способствовала и реализация указа 1803 года о вольных хлебопашцах, по которому помещики могли отпускать своих крестьян на волю за выкуп.

4. Господство натурального хозяйства. Нарушается натуральная замкнутость хозяйств. Специализация районов, рост городов вели к развитию внутреннего рынка, усилению товарности сельскохозяйственной продукции. Увеличивается спрос на хлеб. Возрастает роль денежного оброка, что заставляет крестьян производить продукцию на продажу.

5. Рутинное состояние техники. Преодолевалась техническая отсталость. В 30-е годы в России начался промышленный переворот, сопровождавшийся внедрение технических достижений как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Применяются молотилки, сеялки, маслобойки, закупаемые помещиками за границей.

Развитие капитализма связано с начавшимся промышленным переворотом. Промышленный переворот — это комплекс социально-экономических изменений, обеспечивших переход от мануфактурной стадии развития промышленности к фабричной. Промышленный переворот имеет две стороны — техническая — внедрение в производство машинной техники (предпосылки этого: узкая специализация операций в рамках мануфактуры; появление паровых двигателей) и социальная сторона — появление классов буржуазного общества — буржуазии и пролетариата. В России промышленный переворот начался в 30-е гг. XIX в. в рамках феодального общества и завершился в 80-е гг. XIX в. Отечественных машин почти не было, ввозили из Бельгии и Англии. Лишь к середине века наладили своё производство в Сормово и Петербурге. Быстро внедрялись машины в писчебумажной, сахарной, чугунолитейной промышленности. Этот переворот способствовал вытеснению из промышленности принудительного крепостного труда трудом наемных работников. Однако промышленный переворот сдерживался отсутствием рынка наемного труда. Развитие промышленности требовало капиталов. Их накопление сдерживалось низкой покупательной способностью населения. Все эти предприятия были следствием существования феодально-крепостнических отношений.

Итак, в первой половине XIX в. в России наблюдался кризис феодально-крепостнических отношений. Прежняя система изжила себя. В то же время крепостное право служило серьезным препятствием для развития капиталистических отношений. Это наложило отпечаток на внутриполитическую и общественную жизнь России при Александре I и Николае I; кризис стал причиной буржуазных реформ 60-х гг. XIX века.

Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя ее экономическое и социально-политическое развитие. Сохранение крепостного права было обусловлено особенностями российского самодержавия, которое с момента образования Русского государства и укрепления абсолютизма опиралось исключительно на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы.

Многие государственные и общественные деятели понимали, что крепостное право позорит Россию и низводит ее в разряд отсталых государств. В конце XVIII — середине XIX в. российская общественность постоянно обсуждала проблему освобождения крестьян. Об этом говорили некоторые депутаты Уложенной комиссии 1767-1768 гг. (И. Чупров, Ф. Полежаев, А.Д. Маслов), просветители (Н.И. Новиков, С.Е. Десницкий), А.Н. Радищев, первые русские революционеры — декабристы, либералы (славянофилы и западники), а также радикально настроенные общественные деятели. Создавались различные проекты, вызванные в основном морально-этическими соображениями.

Даже правительство и консервативные круги не оставались в стороне от понимания необходимости решения крестьянского вопроса (вспомним проекты М.М. Сперанского, Н.Н. Новосильцева, деятельность Секретных комитетов по крестьянскому делу, указ об обязанных крестьянах 1842 г. и особенно реформу государственных крестьян 1837-1841 гг.). Однако попытки правительства смягчить крепостное право, дать помещикам положительный пример управления крестьянами, регламентировать их взаимоотношения оказались малоэффективными из-за сопротивления крепостников. История России: учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — С. 249 В канун отмены крепостного права наметилось размежевание революционно-демократического и либерального лагерей. Либералы, признававшие необходимость реформ «сверху», видели в них, прежде всего, возможность предотвратить революционный взрыв в стране. Данилов В.П. Аграрные реформы и крестьянство в России. — М.: ЮНИТИ, 2001. — С. 38

К середине XIX в. крепостническая система изжила себя экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, все более приходило в упадок. Объективно крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.

Необходимость ликвидации крепостного права обусловливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. В целом антикрепостнические народные выступления в первой половине XIX в. были довольно слабыми. Стихийные и разрозненные волнения легко подавлялись властями. Но появилось и нечто новое. В 1854—1855 гг. десятки тысяч крепостных, поверив слуху об освобождении ополченцев от крепостной зависимости, налогов и рекрутчины, бежали от своих господ. Весной 1856 г. огромные толпы крестьян пытались самовольно переселиться в Крым, где они якобы должны были получить свободу. История России: учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — С. 249 Не меньше встревожило власти «трезвенное движение»: во многих южных губерниях сельские сходы запрещали пьянство и уничтожали кабаки, объясняя: «теперь время не такое» — скоро государь волю объявит. Но 9/10 помещиков, по свидетельству Л.Н.Толстого, по-прежнему не желали освобождать крепостных. Действия императора вызывали у них немалую тревогу. Участились волнения в районах с нерусским населением. Особенно сильным было восстание 10 тыс. крестьян Грузии в 1857 г. Народное движение не могло не влиять на позицию правительства, которое понимало, что крепостное состояние крестьян — это «пороховой погреб под государством». Император Николай I в речи на заседании Государственного совета весной 1842 г. признал: «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более губительным». В этом высказывании содержится вся суть николаевской внутренней политики. С одной стороны, понимание несовершенства существующей системы, а с другой — справедливая боязнь, что подрыв одного из устоев может привести к ее полному краху.

Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылки отмены крепостного права, так как оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией ее международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.

После 1856 г. за отмену крепостного права открыто выступали не только радикалы и либералы, но и консервативные деятели. Там же. С. 249 — 250 Ярким примером служит изменение политических взглядов М.П. Погодина, который в 40-е годы был рупором консерватизма, а после Крымской войны выступил с решительной критикой самодержавно-крепостнической системы и потребовал ее реформирования. В либеральных кругах разрабатывались многочисленные записки о ненормальности, аморальности и экономической невыгодности крепостного состояния крестьян. Наибольшую известность приобрела «Записка об освобождении крестьян», составленная юристом и историком К.Д. Кавелиным. Он писал: «Крепостное право есть камень преткновения для всякого успеха и развития России». Его план предусматривал сохранение помещичьей собственности на землю, передачу крестьянам небольших наделов, «справедливое» вознаграждение помещиков за потерю рабочих рук и предоставленную народу землю. Публицистические выступления представителей разных общественно-политических направлений во второй половине 50-х годов постепенно подготовили общественное мнение страны к осознанию назревшей потребности решения крестьянского вопроса. Кирюшин В.И. Узловые вопросы аграрной реформы. — М.: ИНФРА-М, 2008. — С. 31

Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками, что и удалось доказать в ходе написания работы, опираясь на исторические источники.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: