Развитие культуры киевской руси

История России

1-10 век

  • Династия Рюриковичей
  • Князь Рюрик
  • Князь Олег Вещий
  • Установление полюдья
  • Князь Игорь Рюрикович
  • Княгиня Ольга
  • Князь Святослав Игоревич
  • Князь Ярополк Святославович
  • Князь Владимир Святославович
  • Язычество в Древней Руси
  • Крещение Руси
  • Оброк и барщина
  • Образование древнерусского государства
  • Особенности политического строя Древней Руси
  • Восточные славяне
  • Борьба с кочевниками
  • Печенеги
  • Хазары и Хазарский каганат
  • Половцы
  • Древляне
  • Вече в Древнерусском государстве
  • 11 век

    • Материальная и духовная культура Киевской Руси
    • Период феодальной раздробленности
    • Киевская Русь в 11 веке
    • Междоусобные войны
    • Князь Святополк Окаянный
    • Князь Ярослав Мудрый
    • Любечский съезд
    • Русская Правда
    • Строительство Московского Кремля
    • Князь Изяслав Ярославич
    • Князь Всеслав Брячиславич
    • Князь Святослав Ярославич
    • Князь Всеволод Ярославич
  • 12 век

    • Культура Руси в 12 веке
    • Древняя Русь в 12 веке
    • Князь Владимир Мономах
    • Мстислав 1 Великий
    • Повесть временных лет
    • Правление Юрия Долгорукого
    • Основание Москвы
    • Правление Андрея Боголюбского
    • Князь Всеволод Юрьевич
    • Юрий Всеволодович
    • Правление Ярослава Всеволодовича
    • Русские княжества и земли
    • Крестовые походы на Русь
    • Новгородская республика
    • Псковское княжество
    • Полоцкое княжество
    • Галицко-Волынское княжество
    • Черниговское княжество
    • Великое княжество Московское
    • Владимиро-Суздальское княжество
  • 13 век

    • Золотая Орда
    • Монголо-татарское иго
    • Битва на Калке
    • Александр Невский и Невская битва
    • Ледовое побоище на Чудском озере
    • Экспансия Руси немецкими рыцарями и шведскими феодалами
    • Объединение русских земель
    • Великое княжество Литовское
  • 14 век

    • Возвышение Московского княжества
    • Правление Ивана Калиты
    • Правление Дмитрия Донского
    • Куликовская битва 1380 года
  • 15 век

    • Василий 2 Темный
    • Иван 3 — внутренняя и внешняя политика
    • Образование русского централизованного государства
    • Культура 2-ой половины 14-15 веков
    • Судебник 1497 года
    • Стояние на реке Угре
  • 16 век

    • Василий 3 Иванович
    • Иван Грозный и его реформы
    • Ливонская война 1558 — 1583 годов
    • Опричнина при Иване 4
    • Судебник 1550 года
    • Политика Бориса Годунова
  • 17 век

    • Смута в истории России
    • Польско-шведская интервенция Руси в 17 веке
    • Лжедмитрий 1 и 2
    • Крестьянское восстание Ивана Болотникова
    • Народное ополчение Минина и Пожарского
    • Династия Романовых
    • Михаил Федорович Романов
    • Царь Алексей Романов
    • Соборное уложение 1649
    • Церковный раскол в России
    • Восстание Степана Разина
    • Cоциально-экономическое развитие России в 17 веке
    • Образование и культура в 17 веке
    • Внешняя политика России в 17 веке
    • Народные движения в 17 веке
  • 18 век

    • Внешняя политика России в 18 веке
    • Русско-турецкие войны
    • Великая Северная война
    • История основания Санкт-Петербурга
    • Реформы Петра 1
    • Полтавская битва 1709 года
    • Табель о рангах 1722 года
    • Эпоха дворцовых переворотов
    • Правление Екатерины 1
    • Правление Петра 2
    • Биография Анны Иоановны
    • Краткая биография Ивана 6
    • Елизавета Петровна Романова
    • Правление Петра 3
    • Семилетняя война 1756-1763 гг.
    • Царствование Екатерины 2
    • Восстание Емельяна Пугачева
    • Особенности правления Павла 1
    • Суворов Александр Васильевич
    • Граф Аракчеев
  • 1 половина 19 века

    • Внешняя политика России в начале 19 века
    • Кризис феодально-крепостнической системы
    • Крестьянский вопрос
    • Император Александр 1
    • Сперанский. Жизнь и реформы
    • Император Николай 1
    • Восстание декабристов (краткое содержание)
    • Отечественная война 1812 года
    • Партизанская война 1812 года
    • Битва Бородино
  • 2 половина 19 века

    • Крымская война 1853 — 1856 гг
    • Правление Александра 2
    • Реформы Александра 2
    • Отмена крепостного права в России
    • Финансовые реформы
    • Земская реформа
    • Городская реформа
    • Буржуазные реформы в 60 — 70-х годах 19 века
    • Судебная реформа
    • Военная реформа
    • Министр финансов Витте Сергей Юльевич
    • Культура России во второй половине 19 века
    • Политика контрреформ Александра 3
  • 1 четверть 20 века

    • Реформы Столыпина
    • Русская культура начала 20 века
    • Россия в 1 мировой войне
    • Кровавое воскресенье
    • Первая мировая война 1914 – 1918 гг.
    • Брестский мирный договор
    • Владимир Ильич Ленин
    • Социально-экономическое развитие России в начале 20 века
    • Император Николай 2 Кровавый
    • Революция 1905-1907 годов
    • Русско-японская война 1904-1905
    • Портсмутский мирный договор 1905 года
    • Тройственный союз и Антанта
    • Февральская революция 1917 года
    • Период двоевластия
    • Октябрьская революция 1917 года
    • Манифест 17 октября 1905 года
    • Гражданская война 1917 — 1922 гг
    • Военный коммунизм
    • РСФСР в общих чертах
    • А. Ф. Керенский
    • Адмирал Колчак
    • Корнилов Лавр Георгиевич
    • Образование СССР
    • СССР в общих чертах
    • Новая экономическая политика (НЭП)
  • 2 четверть 20 века

    • Индустриализация в СССР
    • Коллективизация в СССР
    • Внешняя политика СССР в 20-30 годы
    • Иосиф Виссарионович Сталин
    • Ленинградское дело
    • Берия Лаврентий Павлович
    • Адольф Гитлер
    • Вероломное нападение Германии на СССР
    • Вторая Мировая война (1941-1945)
    • Операция Барбаросса
    • Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
    • Оборона Брестской крепости
    • Партизанское движение в Отечественной войне
    • Битва за Москву (1941-1942 гг.)
    • Битва под Киевом 1941 год
    • Смоленское сражение
    • Основные этапы Сталинградской битвы
    • Коренной перелом в войне
    • Оборона Одессы
    • Битва за Кавказ
    • Оборона Севастополя
    • Форсирование Днепра
    • Блокада Ленинграда
    • Курская дуга (1943 год)
    • Освобождение Киева
    • Конец войны и битва за Берлин
  • 3 четверть 20 века

    • Холодная война
    • Биография Хрущева Н.С.
    • Маленков Г. М.
    • Первый полет в космос
    • Косыгин и его реформы
    • Годы правления Брежнева
    • Эпоха застоя
    • Реформы Андропова Ю.В.
  • 4 четверть 20 века

    • Перестройка в СССР
    • Приход к власти Горбачева
    • ГКЧП. Августовский путч
    • Распад СССР
    • Борис Николаевич Ельцин
    • Октябрьский путч 1993 года
  • Культура Киевской Руси кратко

    Культура Киевской Руси – совокупность всех материальных и духовных ценностей, накопленных в процессе развития русских княжеств с момента зарождения государства в 10 веке и до 13 века включительно.

    Культура и быт Киевской Руси складываются из дохристианских традиций и язычества, преобразовавшихся после крещения Руси.

    Письменность

    Одним из главных показателей наличия собственной культуры является письменность. На Руси письменность в её современном понимании появилась в 10 веке, однако ещё в 9 веке монахами Кириллом и Мифодием был создал алфавит, который потом преобразовался в кириллицу (которая используется поныне). Активное развитие культуры Киевской Руси, в том числе письменности, началось после принятия христианства.

    Первыми свидетельствами наличия письменности стали берестяные грамоты – кусочки бересты с выдавленными или начертанными записками о повседневной жизни. Первыми книгами стали летописи государства, а также Библия. До появления технологии книгопечатания книги переписывались вручную монахами, которые часто добавляли к тексту свои комментарии и замечания, в результате чего переписанные книги могли сильно отличаться от оригинала.

    Развитие письменности привело к появлению первых учебных заведений, а также зарождению литературы. Важным этапом в становлении культуры Киевской Руси стало написание и приятие первого свода законом – «Русской правды».

    Зодчество

    Особенностью культуры Киевской Руси была её религиозная направленность. На смену деревянному зодчеству пришло каменное строительство. Активно начали возводиться каменные храмы взамен деревянным церквям. Архитектурные традиции каменного строительства на Руси сформировались под воздействием Византийской архитектуры, ведь именно на основе проектов византийских архитекторов строились первые каменные церкви.

    989 г. – построена первая каменная церковь в Киеве.

    1037 г. – основание Софийского собора в Киеве, одного из ярчайших представителей каменного зодчества Киевской Руси.

    Живопись

    На развитие живописи огромное влияние оказало Крещение Руси, которое дало толчок к развитию духовной и материальной культуры Киевской Руси. Появились такие виды изобразительного искусства как фреска и мозаика, которыми стали украшать церкви. Также на Руси появилась иконопись, которая стала занимать одно из самых заметных мест в культуре.

    Стандарт иконописи пришёл из Византии и первыми мастерами-иконописцами на Руси были приезжие греки, от которых русские мастера переняли мастерство. Также греки привезли с собой искусство росписи, которой украшались стены храмов. Фрески, а зависимости от их расположения, изображали библейские сюжеты или сюжеты из обыденной жизни.

    К концу 12 века живопись развилась настолько, что стали выделять несколько живописных центров на Руси, у каждого из которых были свои собственные традиции и особенности.

    Декоративно-прикладное искусство

    Помимо живописи на Руси было сильно развито декоративно-прикладное искусство – создавались уникальные вещи из эмали, игрушки из глины с особенной росписью, ювелирные украшения и многое другое. Многие из существовавших тогда стилей росписи и ремесленничества остались и по сей день. Основными сюжетами для росписи ДПИ были былины, сказания и сюжеты из фольклора.

    Читайте также  Русско-японская война и первая русская революция

    Фольклор

    Фольклор на Руси был очень развит и имел огромное значение для культуры Киевской Руси. С древних времён из уст в уста передавались различные сказания и легенды. Особое место занимала обрядовая поэзия – заговоры, песни, заклинания. Активно развивались частушки, присказки, пестушки и многое другое.

    В середине девятого века появился новый жанр – эпос, который рассказывал о похождениях великих героев, о битвах и завоеваниях. Гораздо позже народный устный эпос и былины легли в основу первых литературных произведений, в том числе знаменитого «Слова о полку Игореве».

    С развитием письменности и литературы фольклор не только не исчез, но продолжал активно развиваться.

    В целом, на культуру Киевской Руси огромное влияние оказали следующие события:

    • Появление письменности;
    • Зарождение государственности;
    • Становление христианства.

    Культуры Киевской Руси

    Развитие культуры

    Эпоха Киевской Руси отличается быстрым развитием культуры и ремесла. Основной движущей силой в духовном развитии общества было принятие христианства при Владимире I Святом. Византийские образцы искусства стали проникать в культурную жизнь Руси и накладывать отпечаток на всё творчество древнерусских мастеров. Литературный канон также задавался византийскими церковными книгами. Культура Киевской Руси процветала и развивалась, но татаро-монгольское нашествие приостановило темпы достижения новых культурных высот на Руси.

    Культура Киевской Руси достигла высокого уровня развития. В основе — устное народное творчество. Если о славянской мифологии сохранилось мало сведений, то о более позднем пласте народной культуры — былинах — известно значительно больше.

    Ряд современных историков считает, что в былинах в обобщенной форме нашли отражение общественно-политические процессы и исторические персонажи. Наиболее известны циклы героических былин (о Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.). Былины дают представления о культурном уровне народа, образованности и грамотности. Широкое распространение грамотности подтверждается и другими источниками (берестяные грамоты, граффити).

    К XI веку относится зарождение русской литературы, возникает русское летописание («Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором).

    Выдающимся памятником древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве», повествующее о походе новгород-северского князя Игоря против половцев в 1185 году.

    В Киевской Руси высокого уровня достигла архитектура. Памятников древнерусского деревянного зодчества не сохранилось, до наших дней дошло немного и каменных построек.

    В 996 году в Киеве была построена так называемая Десятинная церковь, посвященная Успению Богородицы (в первоначальном виде не сохранилась), там же около 1037 года византийскими архитекторами был создан Софийский собор. В 1045—1050 годах и в Новгороде был построен Софийский собор, архитектура которого более строга.

    В XI—XIII веках появляется много произведений архитектуры и в других русских землях (Полоцк, Чернигов, Вышгород). Интересна архитектура Ростово-Суздальской земли (Успенский собор во Владимире, княжеский замок в Боголюбове, церковь Покрова на Нерли).

    В Древней Руси получила распространение и живопись, прежде всего фрески — роспись по сырой штукатурке и икона.

    Развиваются художественные ремесла — «златокузнечество» (ювелирное дело), гончарное дело и др. Говоря о развитии древнерусской культуры в IX—XII веках, следует отметить, что она проникнута языческими традициями. Двоеверие, сочетание христианской веры и прежних языческих обычаев было характерно не только в домонгольский период, но и до конца XVII века, а в некоторых случаях и позднее.

    Произведения культуры Киевской Руси, этапы развития архитектуры, литературы, живописи

    Зарождение и развитие культуры Киевской Руси проходило на фоне процесса централизации русских земель вокруг одного центра. Постепенно название всех племен, таких как вятичи, северяне, дреговичи, радимичи, поляне сменяются единым для всех понятием «русский» или «русич». Для культуры этого периода характерна патриархальность, уважение к старшим. Большое значение для развития государственности имело принятие христианства, которое постепенно стало оплотом русской нравственности и духовной самобытности. С этим событием связано также распространение на Руси каменного храмового строительства. Влияние и помощь Византии способствовали формированию русской письменности, оформлению ее согласно требованиям того времени. Следует отметить, что характерной чертой Киевской Руси было единство языка: письменного, разговорного, церковного.

    Богатым наследием устной культуры являются былины, которые сохранились и до наших дней. Особенным в них было наличие в большей степени языческих символов, воспевание нравственных принципов, физической силы. Наличие основ устного былинного творчества, а также повсеместное распространение единого русского языка способствовало формированию истоков русской литературы.

    Образование, наука, право

    Архитектура, строительство, ремесла

    Деревянные городища, дома, утварь

    Былины, песни, пляски

    Язычество, кумиры (идолы), многоженство

    Кирилл и Мефодий, славянская письменность

    Деревянное зодчество: избы, терема, крепости

    Каменное строительство: Десятинная церковь

    Принятие хри­стианства, моно­гамная семья

    Берестяные грамоты, княжеские и церковные школы, Правда Ярослава (Русская Правда), каноническое право. Княжеский суд

    Софийский собор в Киеве, фрески, мозаика. Софийские соборы в Полоцке, Чернигове, В ы ш городе, Нов городе. Ремесло: оружие, гончар­ные, ювелирные (скань, зернь, :-шаль) изделия

    Древнерусская литература, Иларион, «Слово о законе и благодати». Устав, миниатюры. Скоморохи, гусляры

    Иконы, богослу­жение, церковное пение, пережитки язычества (колядование)

    Устав Владимира Всеволодовича.

    Научные знания в церковной переводной литературе.

    Географические знания богомольцев.

    Церковь святого Георгия в Ладоге. Церковь Спаса на Нередице под Новгородом. Успенский и Дмитровский соборы во Владимире. Храм Покрова на Нерли

    Нестор, «Повесть временных лет». Жития святых. Поучение детям Вла­димира Мономаха. Местные летописи. «Моление» Данила Заточника, «Слово о полку Игореве»

    В сельской местности народ жил общинами. Делами такой «верви» (от веревки, которой обмеривали участки земли) руководили старейшины, старосты, общий сход.

    Общественные, семейные отношения регулировались обычным и церковным правом, решениями князей, Русской Правдой, сводом законов, утвержденных Ярославом Мудрым.

    В условиях феодальной раздробленности возникали особенности в социально-политическом и экономическом строе отдельных земель. В Новгородской земле вече приглашало князя (руководитель войска, главный судья), выбирало посадника и архиепископа. Во Владимиро-Суздальском княжестве основная власть находилась в руках князя. Всеволод Большое Гнездо (1176-1212) первым присвоил себе титул великого князя владимирского. В Галицко-Волынском княжестве князю противостояло сильное боярство. Значение Киева постепенно падало. Во Владимиро-Суздальском княжестве формировалась наследственная монархия. Политический строй Новгородской земли напоминал республику. На Галицко-Волынской земле преобладала боярская олигархия.

    «Владимир повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ру­чью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения… Владимир был рад, что познал Бога сам и люди его и приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры (идолы). Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых» (из «Повести временных лет»).

    В Древней Руси грамотность и образование существовали до принятия христианства (988). Древнерусская славянская письменность — кириллица — появилась еще в IX в. После принятия христианства в 988 возникли школы при монастырях, церквях, при княжеских и боярских дворах. Грамотными были не только феодалы-землевладельцы, но и простые ремесленники, торговцы, другие люди, о чем свидетельствуют несколько сот берестяных грамот, найденных археологами в Новгороде, Пскове. Летописи (хроники событий, исторические книги) с X в. составляли монахи в монастырях и княжеских дворах. Древнейшая летопись, дошедшая до наших дней — «Повесть временных лет», была составлена в Киеве в начале XII в. Нестором.

    С принятием христианства наряду с деревянным (городища, мосты, дома, бани, хозяйственные постройки) получило развитие каменное, главным образом храмовое строительство. До наших дней сохранились Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, другие культовые сооружения. Соборы расписывались фресками (живопись по сырой штукатурке), украшались мозаикой (изображения, составленные из цветных камней, смальты, керамики). В Софии Киевской осталось изображение семьи Ярослава Мудрого с дочерьми, но абсолютно преобладала церковная живопись с различными иконописными школами. Нравоучительным, патриотическим и другим содержанием были насыщены «Поучение сыновьям» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника, «Слово о законе и благодати» Илариона, «Слово о полку Игореве», а также народные былины, песни, сказки и пр.

    Читайте также  Органы власти в ссср

    На культурную, духовную жизнь русского общества сильное влияние оказывали Византия, западные (Польша, Венгрия, Священная Римская империя, Швеция, Норвегия) и восточные соседи.

    Культура киевской Руси.

    Развитие культуры киевской Руси происходит после объединения больших центров — Новгород и Киев. Столицей Руси становиться Киев. Первые князья расширили территорию за счет присоединения славянских племен, приобрели внешнюю независимость и обрели внешнеэкономические связи с Византией.

    Государство киевской Руси стремилось развивать хозяйство, экономику, объединяло земли. Развитие культуры киевской Руси IX-XII вв. активно начинается с принятием христианства, но и до этого было развито язычество, поклонялись богам, верили в приметы. Считалось, что у всего живого есть душа, которую надо задобрить. Так же была развита мифология и устное народное творчество. Сказания передавались из уст в уста.

    Славянская письменность существовала в дохристианской Руси. Создание письменности и азбуки связывают с созданием алфавита монахами Кириллом и Мефодием. Сначала была глаголица, но её заменил более удобный алфавит – кириллица.

    Культура и быт киевской Руси складывается в основном из дохристианских традиций и язычества, изменившихся после крещения Руси.

    Крещение Руси и принятие христианства можно отметить как начало расцвета культуры киевской Руси. Большой вклад в развитие письменности и культуры внесло крещение Руси. Христианство разрешало богослужение на родных языках, это способствовало развитию письменности.

    Большую роль в развитии письменности играли так же переписи книг. Центрами переписи книг древнерусской культуры киевской Руси были церкви и монастыри. Переписчики книг – монахи, имелись и при князьях. Они переписывали книги и переводили их, вели летописи. Одним из таких центров был Киево-Печерский монастырь. Как известно из летописи xii вв., при монастырях хранились книги, которых насчитывалось до нескольких сотен.

    Развитие культуры связывают с организацией школ в киевской Руси. Этим занимался князь Владимир Святославович. Обучали грамоте не только князей, но и горожан.

    Долгое время на Руси были только деревянные построения. Деревянные церкви строились везде, но это требовало особенных условий, опыта и мастерства. Такова особенность культуры того времени, времени древней киевской Руси. Они достигали величественных размеров, навыки способствовали быстрому росту каменного строительства Руси и уникальности архитектуры. основные принципы были взяты со строительства Византии. Происходил обмен опытом, византийские мастера научили киевских мастеров культуре строительного мастерства, которое использовалось при строительстве домов в Византии.

    Первые каменные строительства — это церкви киевской Руси. Принятие христианства принесло не только развитие письменности и каменного строительства, но так же и развитие живописи.

    Художественная культура киевской Руси 9-12 вв.

    Если раньше изображали на картинах жизнь народа, их труд, то с развитием духовной культуры, которое начинается в то время, картины стали приобретать более светский характер, при этом с акцентом на духовность. Это особенность картин культуры киевской Руси.

    Развивается такая живопись, как мозаика и фреска, развитие иконописи. Это все использовалась для росписи церквей, создавало особенное величие, торжественность и несокрушимость православной церкви и княжеской власти.

    Так же использовали живопись для росписи стен киевской Софии. Изображали моменты жизни князей, ярмарку, музыкантов, портреты княжеской семьи. Это была особенность росписи церквей киевской Руси.

    Со времен владимиро-суздальской Руси сохранились фрески Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Имеется несколько икон. Можно сказать, что они берут свое начало с владимиро-суздальской школы живописи. Живописью занимались мастера из Греции и Руси. Работа «Боголюбская Богоматерь» очень похожа по стилю на «Владимирскую Богоматерь», которая привезена с Византии.

    С развитием светской культуры происходит и развитие культуры в народе. Об этом свидетельствует народный фольклор древней Руси. Имелось разнообразие песен, которые были на похоронах и на свадьбах, заговоры и заклинания, как языческое прошлое. С этим боролась христианская церковь, но в народном фольклоре все равно ярко прослеживались языческие корни.

    Широкое развитие получила языческая мифология, представления о боге и мире, как происходили самые необъяснимые явления природы. Но в XIX-XX века это потеряло свой религиозный смысл, и осталось только как народные игры и праздники.

    Центрами культурного развития были города. Развитие культуры связывают и с развитием прикладного, декоративного искусства. Мастера владели техниками сканью, эмалью, зернью, чернью. Развивалось металлургическое производство, ювелирное дело.

    Развитие литературы начинается с русской летописи — повесть временных лет. Это история государства русского, описание которого начинается еще с библейских времен. Составлена она была в Киеве и дополнялась каждый год, описывая события, которые происходили. Повесть отличается этим от других книг. Поэтому содержит сказания, фольклор и государственные документы.

    Если кратко обрисовать из чего формировалась культура киевской Руси, то можно выделить следующее:

    • развитие письменности;
    • принятие христианства;
    • открытие школ;
    • перепись книг;
    • развитие зодчества;
    • народный фольклор;
    • развитие прикладного искусства.

    Отличием культуры киевской Руси от современного искусства становиться то, что наследие тех времен дожило до наших дней, и цениться это как предметы истории. По ним можно изучать, чем занимался в те времена народ и как развивалась Русь. Станет ли предметом истории культура наших дней — известно будет только через века.

    Культурное развитие в период Киевской Руси

    Культурный взлет Киевской Руси часто объясняется контактами с

    Византией, Хазарией, Европой. Но, чтобы зерна других цивилизаций

    дали всходы, они должны были попасть в подготовленную почву. Таковой

    стала «культурная почва» восточных славян.

    Письменность, образование. Распространение письменности у

    славян предшествовало христианству. После его введения на Руси

    утверждается кириллическая система письма. Ею написаны Остромирово

    Евангелие, Изборники, «Слово о законе и благодати», «Повесть

    временных лет» и др. О распространении письменности среди разных

    слоев населения свидетельствуют надписи на изделиях ремесленников.

    Образование было сосредоточено в монастырях. Важным его

    центром был Киево-Печерский монастырь. Заботились об образовании

    князья Владимир, Ярослав Мудрый. В 1037 г. в Софийском соборе была

    открыта школа, где обучали не только грамоте, но и иностранным

    языкам, философии, медицине. Там было большое собрание книг,

    переведенных с греческого языка.

    Религия и церковь. До христианства славяне были язычниками.

    Язычество было довольно совершенной системой знаний. Но оно не да-

    вало рекомендаций, как жить в мире социального неравенства. Кроме то-

    го, сохранение племенных культов препятствовало консолидации славян.

    Религией, учившей моральным нормам, терпению и покорности,

    дававшей богатым право на господство, а бедным – надежду, стало

    христианство, официально введенное в 988 г. князем Владимиром. В

    источниках упоминается о 70 крупных монастырях на Руси. Наибольшим

    был Киево-Печерский. В XI в. в Киеве существовали Михайловский,

    Выдубечский и другие монастыри. Они были очагами просвещения,

    литературы, искусства. Духовенство выдвинуло из своей среды таких

    деятелей, как летописец Нестор, художник Алипий, врач Агапит и др.

    Литература и фольклор. Устное народное творчество передавалось

    из поколения в поколение. Многочисленные песни, предания, легенды

    сохраняли черты древних эпох и входили в литературные произведения.

    Самобытным явлением были летописи. Между 1112 и 1119 гг.

    Нестор создал «Повесть временных лет». Этот величественный труд про-

    низан идеей крепкого государства и власти. Одно из древнейших произ-

    ведений — «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, в ко-

    тором поставлен вопрос о месте Руси среди других государств. Лите-

    ратурные произведения сочиняли и высокообразованные князья. Таково

    «Поучение детям» Владимира Мономаха, где он изложил взгляды, в част-

    ности, на деятельность в интересах общества. В конце XI в. появляется

    «Слово о полку Игоревом» – жемчужина древнерусской литературы.

    В литературе Киевской Руси значительное место занимали

    переводные произведения. Кроме богослужебных книг, с греческого

    Читайте также  Революция и реформы (1905 -1914)

    переводились исторические, философские, естественнонаучные труды.

    Архитектура и живопись. Жилье славян было двух типов:

    полуземлянки и наземные постройки из деревянных бревен и порой

    украшенные резьбой. В последних жили зажиточные и средние слои, в

    полуземлянках ютилась беднота. Князья строили роскошные дворцы, в

    основном из камня и кирпича. Древнейшим был дворец княгини Ольги на

    Старокиевской горе. Главным украшением городов и сел были церкви.

    Большинство их строилось из дерева, в больших городах – из камня.

    Монументальными сооружениями были укрепления городов. Даже

    небольшие города представляли крепости с мощными земляными

    валами, на которых стояли дубовые стены с башнями.

    Украшением каменных церквей была живопись. Лучше всего она

    сохранилась в киевском Софийском соборе. Высокохудожественные

    фрески Софии, Успенского, Михайловского и других храмов являются

    ценным источником изучения мировоззрения, быта славян. Основным

    направлением искусства было иконописание. В Киеве, Чернигове, Галиче

    и других городах существовали иконописные мастерские.

    Музыка, театр. Получили распространение танцы, песни, скоморох-

    шеские игры, гуслярские распевы. Скоморохи были профессиональными

    музыкантами и актерами. Они выступали на княжеских дворах, городских

    площадях. На одной из фресок Софии изображен оркестр из 7

    исполнителей, играющих на флейте, трубе, лютни, гуслях, органе.

    Декоративно-прикладное искусство достигло на Руси высокого

    уровня. Массовой продукцией были недорогие изделия из серебра и

    меди, стеклянные бусы и браслеты. Прославились изысканные

    серебряные и золотые творения киевских, черниговских, галицких

    мастеров. Древнерусские ювелиры в совершенстве владели способами

    обработки драгоценных металлов: сканью, зернью, чернью,

    инкрустацией, чеканкой, художественным литьем. Золотые изделия с

    перегородчатыми элементами (диадемы, княжеские бармы, иконы,

    крестики и др.) и серебряные чеканные браслеты с чернью киевского

    производства относятся к изысканным образцам искусства.

    Изделия прикладного искусства с детства окружали русича. Это

    были деревянные резные миски, ведра, ложки, вырезанные из кости

    пуговицы, расчески, ручки для ножей, керамическая посуда с

    художественным орнаментом, недорогие украшения и др.

    Сведения об одежде есть в древнерусских источниках. В «Слове о

    полку Игоревом» упоминаются кожух, епанча, бархат и поволока, в других

    памятниках – рубашка, почавицы, портянки, корзно, свита. Фрески

    Софиевского собора сохранили изображение не только княжеской семьи,

    характерным элементом которой был плащ (корзно), но и музыкантов,

    охотников, одетых в узкие брюки и рубашки с поясом. Эти данные

    свидетельствуют о социальной дифференциации восточных славян.

    Костюм крестьянки состоял из длинной вышитой рубашки, поясной

    одежды в виде одного-двух несшитых (или частично сшитых) полотнищ с

    орнаментом, или клетчатой шерстяной ткани. На голове у девушки был

    венец, замужней женщины – полотенцеобразный кусок ткани, он

    накидывался на богато украшенный твердый, выполненный из дорогой

    ткани головной убор, которым закрывались волосы. На ноги надевали

    вязанные или кожаные лапти. Мужская крестьянская одежда состояла из

    рубахи до колен, носилась навыпуск и подвязывалась кожаным или

    вязаным поясом, а также нешироких штанов. На поясе крепились огниво,

    гребень, небольшой нож. Головной убор составляла валеная шапка,

    обувью служили плетеные или кожаные лапти. В прохладные времена

    года надевали суконную свиту, зимой – меховой тулуп.

    Костюм простого городского люда был близок к крестьянскому. Раз-

    нообразнее были украшения: подвески, серьги, ожерелья, браслеты.

    Одежда феодалов, богатых купцов имела большее количество элемен-

    тов и выполнялась из дорогих тканей, простолюдина – из домотканого

    Культура Киевской Руси: краткое описание

    Культура периода Киевской Руси включает в себя совокупность духовно-материальных ценностей, накопленных в результате деятельности русских княжеств. Наибольшее развитие получила после Крещения. Культура Киевской Руси кратко отражена в этой статье.

    Письменность

    Доподлинно известно, что письменность у славян была еще в дохристианский период. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические раскопки. Кроме того, в Х веке появились письменные свидетельства. Черноризец Храбр отмечал, что у славян не было букв для письма, но они использовали черты и резы.

    На повсеместное распространение письменности повлияло создание славянской азбуки. Это событие связывают с именами монахов из Византии — Кирилла и Мефодия. Изначально была создана глаголица, на которой были написаны многие церковные книги. В начале Х века в результате синтеза глаголицы и греческого письма появилась кириллица.

    Принятие христианства оказало большое влияние на развитие письменности. В особенности тот факт, что допускалось богослужение на родном языке.

    Грамотность была распространена и среди городского населения, о чем говорят берестяные грамоты, используемые в быту.

    В связи с татаро-монгольскими набегами многие памятники ранней письменности были уничтожены. Старейшим из сохранившихся является «Остромирово Евангелие». Написал его дьякон Григорий в 1057 году.

    Несмотря на повсеместное распространение письменности, центрами книжности были церкви и монастыри. Обычно они переписывали существующие книги и вели собственную летопись. С XI века создавались библиотеки при монастырях.

    Литература

    С принятием Крещения довольно быстрыми темпами развивалась культура Киевской Руси. Кратко этот период можно охарактеризовать как книжный. Возникновение письменности послужило началом для формирования литературы. Изначально это были переводы западных произведений, которые послужили возникновению собственных литературных традиций.

    Ярким представителем этого периода был Илларион. Митрополит стал автором «Слова о законе и благодати». Это политический трактат, раскрывающий проблемы русской действительности.

    Одним из главных литературных творцов был Нестор, монах Киево-Печерской лавры. Он стал автором «Чтения», «Жития Феодосия» и «Повести временных лет». Последнее произведение охватывает многочисленные события, политическое устройство, отношения с другими государствами, религиозные аспекты, а также там описана культура Киевской Руси. Кратко Нестор освещает хозяйственную жизнь и быт.

    Русские князья были очень образованными и талантливыми. Выдающимся творцом был Владимир Мономах. «Поучение» стало важнейшим памятником литературы того времени.

    Центральной проблемой в литературе периода Киевской Руси была княжеская власть и жизнь государства. Эти и другие вопросы поднимает в своих произведениях Даниил Заточник.

    Культура средневековой Руси нашла свое отражение в самом масштабном и важном памятнике литературы — «Слове о полку Игореве».

    После Батыева нашествия появилось множество письменных текстов, посвященных этому событию («Слово о гибели Русской земли»).

    Архитектура

    Развитие культуры Киевской Руси послужило и для обновления традиций зодчества. Вплоть до начала XI века процветало деревянное строительство. После Крещения над ним возобладало каменное. Зодчество развивалось по аналогии с Византийским.

    Первым примером монументальной архитектуры была Десятинная церковь в Киеве. Ее возведение относят к 989 году.

    Самое значительное сооружение этого периода — Софийский собор. В его строительстве принимали участие специалисты из Константинополя, помогали им киевские мастера.

    Большинство сохранившихся строений того времени занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Живопись

    Культура Киевской Руси кратковременно находилась под воздействием влияний извне. Постепенно она обретала черты самобытности и оригинальности. В живописи появились новые виды — фреска и мозаика, развивалась иконопись.

    В основном этот вид искусства применялся для росписи церквей и монастырей. Культура средневековой Руси еще не включала в себя написания самодостаточных полотен-картин.

    Первые украшения на стенах церквей Киева делали мастера греки. Они создавали сложные сюжеты, выдерживая интерьер храмов в одном стиле. Особенной красотой отличаются фрески Софийского собора.

    В XII веке появилась светская живопись, которая изображала охоту великих князей, различные состязания и празднества, мир природы.

    В Новгороде и Владимиро-Суздальском княжестве впервые в живописи были отмечены особенности местной жизни и деятельности.

    Прочее искусство

    На Руси было много мастеров, которые не поддавались внешнему влиянию. Это специалисты декоративно-прикладных ремесел. Их работы были абсолютно самобытны, а чужестранцы не могли отвести глаз от ювелирных украшений, посуды, искусной деревянной мебели, расшитой золотом ткани.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: