Развитие внутренней торговли и предпосылки всероссийского рынка

История процесса формирования всероссийского рынка Процесс формирования всероссийского рынка начался в XVII веке и ознаменовал собой зарождение капиталистической системы в царском государстве. До

Развитие внутренней торговли и предпосылки всероссийского рынка

История процесса формирования всероссийского рынка

Процесс формирования всероссийского рынка начался в XVII веке и ознаменовал собой зарождение капиталистической системы в царском государстве. До этого Россия представляла собой феодально-раздробленную страну в торговом плане – практически отсутствовали связи с другими областями, существовали лишь местные рынки сбыта.

Одной из причин, подтолкнувшей начало формирования всероссийского рынка, стало региональное разделение труда. На основе этого процесса стали складываться региональные рынки с преимуществом тех или иных товаров. Например, в Ярославле можно было приобрести кожаные изделия, а в Смоленске или Пскове – лен и пеньку. Производство железных изделий концентрировалось в Туле, Серпухове, Тихвине. Добычей соли занимались в Поморье, меха из Сибири через Великий Устюг отправлялись в Архангельск или Москву. Если до 17-го века из-за вышеупомянутой феодальной раздробленности существовали только мелкие местные точки сбыта и обмена, то после становления России как единого государства сразу же начали развиваться торговые связи между самыми отдаленными регионами. При этом, необходимо понимать, что крупнейшим покупателем или продавцом в России было государство. Мало того, государство в разные периоды монополизировало торговлю достаточно большим ассортиментом товаров, например: алкоголем, солью, ревенем, дегтем, щетиной и др. Государственная монополия означала, что купцы имели право продавать эти категории только после уплаты определенной суммы (откупа), зачастую очень завышенной. Так родилась устойчивая финансовая система империи, но промежуточным итогом оказалось, что цены, к примеру на спиртное, во много раз превышали себестоимость. Далее, в России постепенно набирали обороты мануфактуры, то есть специализированные предприятия с узкой спецификацией, принадлежащие опять же государству, либо крупным землевладельцам, зачастую иностранцам. И, конечно же, существовал огромный объем мелкотоварного производства.

Узкая специализация каждого района и области привели к тому, что стали возникать крупные ярмарки, куда стекались продавцы со всего государства. Цены на ту или иную продукцию, в зависимости от региона – отличались в разы, если не в десятки раз. Огромный дисбаланс в ценах позволял купцам перепродавать товары с многократной прибылью. По стране начали циркулировать постоянные потоки купеческих караванов и обозов. Продав с прибылью товар на одной ярмарке, купец сразу же закупался дешевым местным товаром, и уже через несколько дней или недель сбывал его в другом регионе, где этот товар уже являлся «дефицитом». Такая циркуляция товаров и обуславливает сезонность ярмарок, их размах и изобилие. Многие ярмарки собирались ежегодно, и торги на них продолжались несколько недель. Ярмарки существуют фактически в каждом крупном городе, их сотни, а к концу 19-го века уже тысячи, но только некоторые из них становятся «всероссийскими», где можно найти купцов и товары из десятков областей, в том числе из-за границы. Эти ярмарки находятся в Архангельске, под Нижним Новгородом, под Брянском – Свенская, Ирбитская – на Урале.

Постепенно складывается система оптовых рынков, то есть площадок, торговля между ними велась почти непрерывно. В этот период особое значение начинает играть такой город как Москва. Сюда стекаются практически все товары сельскохозяйственного производства, в первую очередь зерно. Постепенно Москва становится центром для перепродаж и промышленных товаров, а затем здесь формируется точка, где «встречаются» продукты с Запада и Востока. В конечном итоге Москва становится крупнейшим торговым центром, где происходит заключение крупнооптовых сделок между купцами, торгующими на окраинах страны.

Купцы теперь не просто перекупщики. Именно торговля позволяла купцам накопить неслыханные доселе капиталы, и послужила началом зарождения обособленной купеческой гильдии. Торговцы уже формируют хозяйственную политику, а зачастую и встраиваются во внешнеполитическую жизнь страны. Купцы имеют определенный статус, им присваиваются специальные звания. Купцы начинают выступать в роли подрядчиков на строительных работах, государство фактически перекладывает на их плечи сбор некоторых налогов, с их помощью вооружается, одевается и запасается продовольствием армия. Капитал, принадлежащий купцам, становится все больше, и они, с их знаниями и умениями, скоро становятся крепкими хозяйственниками, скупая мануфактуры и производства, создавая крупные сырьевые и финансовые запасы. Происходят изменения и в законодательстве. Понимая всю важность торговли, государство идет на ряд уступок и поблажек своим торговцам, например, удовлетворяя в 1649 году челобитную, по которой купцам из Англии запрещалось торговать в России везде, за исключением Архангельска. Проводится реформирование Торгового и Таможенного уставов. Отменяется ряд мелких сборов-налогов, на их место приходит устойчивая торговая пошлина, и еще больше ущемляются права зарубежных негоциантов. Именно этот период конца 17-го века и можно назвать началом зарождения всероссийского рынка и обозначить датой зарождения капитализма в России.

Развитие внутренней торговли и предпосылки всероссийского рынка

В продуктах сельского хозяйства были заинтересованы все города России, особенно центральной ее части. Происходило углубление общественного разделения труда. Ремесленное производство перерастало в мелкотоварное и было сосредоточено в городских центрах.

В городах, где концентрировалось вольное ремесло, некоторые исследователи насчитывают 186 видов ремесленной квалификации и еще 34 различных специализаций в пищевой промышленности.

Лидирующимибыли ремесленные профессии, связанные с производством одежды. В крупных городах — Новгороде и Пскове – существовали специальные ряды: холщевные, сермяжные, шубные. Есть упоминание о терличных, однорядочных, кафтанных и кошурочных.

После одежного и кожевенного самым распространенным было производство бытовых предметов и орудий из металла для обслуживания окрепшей промышленности и сельского хозяйства. В Пскове в середине XVI века насчитывалось 67 лавок с изделиями этой отрасли ремесла.

Итак, вотчинное ремесло, доморощенное и слабо технически оснащенное, постепенно сдавало позиции. Происходило ускоренное отделение ремесла от сельского хозяйства. В обществе, где существовали замкнутые формы феодального хозяйства, нарастала потребность в вольном труде. К примеру, появился вольный рынок предметов военного снаряжения. Работные люди, служившие в Волоколамском монастыре, не могли полностью обслужить монастырское хозяйство, поэтому нанимались плотники, каменщики. Во второй половине XVI века Павлов-Обнорский монастырь пользовался услугами вольных кожевников, овчинников, ткачей и кузнецов.

Развитие экономики России во второй половине XVII — XVIII вв.: этапы и характерные черты.

Рынок труда

Сохранявшееся крепостничество препятствовало формированию рынка труда.»отходничество», когда крестьяне для его уплаты уходили на заработки в города, — начало формирования «вольнонаемный» рынок труда.

Рынок капитала

В России он складывался преимущественно за счет внутренних источников. Использовать внешние источники в условиях всевластия феодального государства было невозможно.

Рынок предпринимательской активности

Его представляли помещики, зажиточные крестьяне и государство.

Аграрный сектор

1)К исходу XVII в. началось освоение плодородных районов Черноземья и Среднего Поволжья, Западной и Южной Сибири.

2)экстенсивный характер российского земледелия. В XVIII в. в состав русского государства вошли плодородные земли Черноземного центра, Поволжья, Крыма.

3)Создание крупного помещичьего землевладения в плодородных районах способствовало развитию товарно-денежных отношений в условиях феодального хозяйства, активизировало торговлю сельскохозяйственными продуктами. Помещичий хлеб стал важнейшим товаром на рынке.

6) внедрение литовской комы вместо серпа

7) трехпольная система

Ремесло

Выделялись Москва, Ярославль, Новгород, Казань, Нижний Новгород. Насчитывалось более 250 ремесленных специальностей. Превращении ремесла в мелкотоварное производство, возрастании его связи с рынком.

Металлообработка- Серпуховской, Тульский, Каширский уезды; на северо-западе — Устюжна Железопольская, Белоозеро, Тихвин; на востоке — Устюг Великий, Тотьма, Кунгур; за Уралом — Верхотурский, Томский, Иркутские уезды.Изготовление тканей, главным образом льняных, грубошерстного сукна в Псковской, Тверской, Ярославской, Нижегородской, Смоленской губерниях.

В Московской и Владимирской губерниях развивались хлопчатобумажная промышленность, кожевенное производство.

В среде мелких крестьянских промышленников накапливались капиталы, готовились кадры обученных рабочих, формировалась торгово-промышленная буржуазия.

Со временем в ремесленное производство начал проникать торговый капитал.

Промышленность

1) крестьянская промышленность – мелкое товарное производство

2)расширение старых мануфактур

3) Дворцовые, казенные мануфактуры обслуживали преимущественно нужды царского двора. Хамовный двор, Пушечный двор, Оружейная палата,Денежный, Ювелирный дворы. Принудительный труд

4)На купеческих мануфактурах использовался наемный труд. Канатные дворы в Вологде, Архангельск. Сочетание свободного и принудительного труда стало характерной чертой крупной российской промышленности этого периода.

5)Новый этап развития промышленного производства пришелся на петровскую эпоху (военные цели). К 1730-м гг. в стране насчитывалось уже 205 мануфактур

6)Вотчинные мануфактуры. В качестве рабочих на них трудились крепостные. Этими мануфактурами перерабатывалось сельскохозяйственное сырье, изготавливались ткани, спирт и т.д.

По объему выплавки чугуна и стали в середине столетия Россия вышла на первое место в мире

На всех этапах развития российская промышленность пользовалась государственной поддержкой.

Торговля

1)Торговля хлебом : Вологда, Великий Устюг, Воронеж, Белгород, Нижний Новгород. Соляной рынок: Вологда, Соль Камская.

2)Возрастало значение купеческого сословия

3)В XVIII в. постепенно оформляются два обширных рынка — Центрально-Нечерноземный и Центрально-Черноземный

4)Рынки крупнейших городов и ярмарки перерастали областные пределы. Они становились частями общероссийского рынка, связанными между собой хозяйственной специализацией. Натуральный характер хозяйства, свойственный феодализму, разрушался. Рост городов и углубление специализации отдельных районов страны ускорили развитие внутренней торговли, способствовали ускорению формирования всероссийского рынка.

Читайте также  Феодальная раздробленность и удельные княжества

5)На окраинах, в провинциальных городах вырастали крупные ярмарки. Нижегородская ярмарка

6)В городах появилась новая форма торговли — магазинная, продолжала развиваться лавочная торговля.

7)В XVIII в. центром внешней торговли стал Петербург.

8)Продолжала развиваться торговля со странами Востока — Персией, Китаем, Турцией, государствами Средней Азии.

9)Уже с конца XVII в. впервые государство стадо проводить протекционистскую экономическую политику.

10)В XVIII в. господствующей экономической теорией, взятой на вооружение русским правительством, являлся меркантилизм.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Развитие внутренней и внешней торговли в РФ

Рубрика: 17. Внутренняя и внешняя торговля

Опубликовано в

Статья просмотрена: 5786 раз

Библиографическое описание:

Пашинина, А. А. Развитие внутренней и внешней торговли в РФ / А. А. Пашинина, И. А. Владимиров. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 173-175. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/12/1386/ (дата обращения: 13.08.2021).

Развитие внешней торговли РФ (в соответствии с правовым регулированием)

Развитие внешней торговли обусловлено тем, что она по­зволяет установить равновесие между излишками и дефицитом в хозяйстве отдельных стран. Ее роль в хозяйственном разви­тии стран, регионов, всего мирового сообщества постоянно возрастает. С одной стороны, внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, а с другой — произошло за­метное повышение зависимости стран от международного то­варообмена.

Торговая деятельность как сложная совокупность связей по реализации товаров нуждается в правовом регулировании и фактически невозможна без него. Такое регулирование призвано осуществлять торговое право.

Обособление торгового права началось с эпохи средних веков. Это было сословное право, право купечества, распространявшееся на торговые отношения, участниками которого были члены купеческого сословия. В этих отношениях использовалось обычное право. Особенно большое значение сборники обычаев имели в морской торговле (например, о правилах перевозки транспортных грузов, погрузки и разгрузки, морских рисков). Затем торговое право стало терять сословный характер. В настоящий момент торговое право является самостоятельной отраслью права и существует отдельно от гражданского права.

Рассмотрим два основных показателя, такие как экспорт и импорт, которые характеризуют внешнюю торговлю России, на примере сотрудничества с США.

За 2010 год Россия экспортировала в США товаров на сумму в 19,8 млрд. долл., что на 29% превышает аналогичные цифры за 2009 год. В целом, объемы годового российского экспорта в США за 4 года увеличились на 187%. Объемы российского импорта из США выросли на 27% и составили в 2010 году 10,1 млрд. долл., то есть по сравнению с 2006 годом увеличились на 97%.

Что касается объемов движения экспортно-импортных потоков между этими двумя странами, то превышение российского импорта над экспортом в Америку в 2010 году составило 15,1 млрд. долл. и увеличилось по сравнению с 2006 годом на 237%. В 2010 году данный параметр увеличился на 32,9%, а в 2005 – на 27%.

Из общего объема российского экспорта в США в 19,8 млрд. долл. наибольшую долю составили следующие товарные категории:

1. Нефть и нефтепродукты – 10 млрд. долл. (50,5% от общего объема экспорта, рост на 25,2% по сравнению с 2009 годом);

2. Алюминий – 1,8 млрд. долл. (9,3% от общего объема экспорта, рост на 5,9% по сравнению с 2009 годом);

3. Полуфабрикаты из железа и стали – 1,5 млрд. долл. (7,7% от общего объема экспорта, рост на 128,4%);

4. Ядерное топливо – 866,3 млн. долл. (4,4% от общего объема экспорта, понижение на 0,6% по сравнению с 2009 годом);

5. Готовая продукция из металла (за исключением стали) – 852,9% (4,3% от общего объема экспорта, рост на 78,3%);

6. Драгоценные металлы – 697,6 млн. долл. (3,5% от общего объема экспорта, рост на 23,1%);

7. Никель – 645,3 млн. долл. (3,3% от общего объема экспорта, рост на 85,5%);

8. Сырье для сталелитейного производства – 635,6 млн. долл. (3,2% от общего объема экспорта, рост на 56,5%);

9. Удобрения, пестициды, инсектициды – 395 млн. долл. (2,0% от общего объема экспорта, рост на 22,9%);

10. Рыба и моллюски – 375,3 млн. долл. (2,0% от общего объема экспорта, рост на 18,5%).

Из общего объема американского экспорта в Россию в 10,1 млрд. долл. наибольшую долю составили следующие товарные категории:

1. Мясо (в том числе мясо птицы) – 636,7 млн. долл. (13,5% от общего объема американского экспорта в Россию, понижение на 15% по сравнению с 2009 годом)

2. Легковые автомобили – 399,3 млн. долл. (8,5% от общего объема экспорта, рост на 25,1%)

3. Гражданские самолеты – 384,3 млн. долл. (8,1% от общего объема экспорта, рост на 222,6%)

4. Буровое оборудование для нефтяного промысла – 319,6 млн. долл. (6,8% от общего объема экспорта, рост на 2,3%)

5. Землеройные машины – 170,7 млн. долл. (3,6% от общего объема экспорта, понижение на 5,1%)

6. Компьютерные аксессуары – 155,1 млн. долл. (3,3% от общего объема экспорта, рост на 9,9%)

7. Сельскохозяйственное оборудование – 148,1 млн. долл. (3,1% от общего объема экспорта, рост на 1,8%)

8. Оборудование для индустрии обслуживания – 125,2 млн. долл. (2,7% от общего объема экспорта, рост на 48,8%)

9. Грузовики, автобусы и автомобили специального назначения – 117 млн. долл. (2,5% от общего объема экспорта, рост на 48%)

10. Погрузочно-разгрузочное оборудование – 98,6 млн. долл. (2,1% от общего объема экспорта, рост на 96,5%).

Из этих данных можно сделать следующие выводы:

— показатели экспорта из России в США превышают показатели экспорта из США в Россию на 9,7 млрд. долларов.

— взаимное сотрудничество США и России выгодно для обеих сторон, например, США поставляет в РФ буровое оборудование для нефтяного промысла, а Россия в свою очередь экспортирует в США нефть и нефтепродукты. Таким образом, страны могут устанавливать систему скидок или льготы, которые им будут выгодны.

— Россия поставляет США полуфабрикаты из железа и стали, алюминий, а США тем временем продает России гражданские самолеты и легковые автомобили. Правильнее было бы развивать машиностроение и авиастроение на территории РФ, финансировать государством данный отросли, это будет намного выгоднее для нашей страны, так как она обладает и ресурсами, и качественными учеными, и потенциалом.

Развитие внутренней торговли РФ и недостатки законодательства о торговой деятельности

В связи с ростом промышленности и углублением разделения труда развивался внутренний рынок. Основными товарами, обращавшимися на внутреннем рынке, были сельскохозяйственные и изделия крестьянских промыслов. Постепенно все больший удельный вес стала занимать продукция крупной обрабатывающей промышленности, преимущественно текстильной, ориентированной на массовый спрос. Повысилась роль ярмарок, ежегодно собиравшихся в определенное время и продолжавшихся от нескольких дней до нескольких месяцев.

Если перейти к нынешним временам, то анализ российского законодательства о торговой дея­тельности свидетельствует, о его ненормальном состоя­нии. Во многом не закончено формирование самой зако­нодательной основы товарного обращения. Имеющиеся нормативные акты носят разрозненный характер, содер­жат противоречия. Отсутствует единая направленность нормативных установлений, четкая и обоснованная сис­тема регулирования рыночных отношений. Недостаточ­ность законодательной базы влечет массовое издание ве­домственных актов. Настоятельно необходимо разработать унифициро­ванный закон — Торговый кодекс России.

Рассмотрим основные моменты связанные с внешней торговлей РФ:

1. Торговая отрасль на протяжении последних лет — одна из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики России, опережающая по темпам роста многие отрасли. По итогам 2010 года оборот розничной торговли составил 16435,8 млрд. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 4,4% к 2009 году. В оптовом сегменте восстановление продаж в 2010 году происходило достаточно медленными темпами. В 2010 году оборот оптовой торговли составил 31454,3 млрд. рублей, или 101,3% к 2009 году.

Торговля вносит весомый вклад в произведенный валовой внутренний продукт. По итогам 2010 года доля оптовой и розничной торговли в валовой добавленной стоимости составила 18,1% (6968,8 млрд. руб.).

2. По состоянию на 1 января 2010 г. в секторе торговли Российской Федерации действовало более 2,5 млн. хозяйствующих субъектов, 69% из которых — индивидуальные предприниматели. Торговая отрасль — лидер среди всех отраслей российской экономики по количеству созданных рабочих мест: общая численность занятых в 2009 г. составила около 12 млн. человек или 17,8% от всего занятого населения страны.

3. В секторе торговли работает около 42% малых предприятий Российской Федерации, на которых трудятся свыше 3 млн. человек. На торговлю приходится более 60% оборота малых предприятий Российской Федерации.

Именно малые и средние торговые предприятия часто первыми начинают продажи новых товаров, производители которых еще не достигли необходимого масштаба для создания широкой дистрибуции и выхода в розничные сети. Таким образом, наличие достаточного количества малых и средних торговых предприятий и их высокое качество стимулируют инновационную активность в стране.

Читайте также  Голод 1932 - 1933 гг.

При этом следует особо отметить вклад торговли и в общее развитие предпринимательства в стране, так как зачастую именно торговля является «первым шагом» для многих предпринимателей перед переходом в другие сферы экономической деятельности.

4. Торговая отрасль по объему поступивших иностранных инвестиций по итогам 2010 года находится на 4 месте.

Согласно рейтингу компании AT Kearney за 2010 год Россия входит в десятку стран с наиболее инвестиционно привлекательным сектором торговли.

Этим объясняется высокая заинтересованность международных розничных сетей в российском рынке. Часть из них, такие как продовольственные сети Ашан (Auchan), Метро (Metro), сети магазинов для дома Леруа Мерлен (Leroy Merlin), Оби (OBI), Кика (Kika), Икея (Ikea), Касторама (Castorama) и другие, уже вышли на российский рынок и планируют продолжать активное развитие.

Иностранные сети обычно более эффективны, чем местные игроки. Их приход ведет к увеличению конкуренции и распространению современных стандартов работы. Например, выручка с квадратного метра торговой площади российских гипермаркетов Лента составляет 220 тыс. руб., а гипермаркетов французской сети Ашан — 400 тыс. руб., немецких гипермаркетов Метро — 285 тыс. руб. на м кв.

Из анализа текущего состояния сектора торговли в Российской Федерации можно заключить, что существуют значительные возможности для дальнейшего роста и развития торговой отрасли. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием малого и среднего бизнеса, развитием кооперации и дистанционной торговли. Так же чтобы преодолеть многие препятствия, надо наладить устойчивые торгово-хозяйственные связи между отечественными производителями и потребителями. Это невозможно без разработки вслед за Гражданским, которого явно недостаточно, так­же и Торгового кодекса. Опыт передовых держав убеж­дает в этом отставание России коренится в отсутствии развитого товарного рынка, а этот рынок невозможно создать без правовой и иной поддержки государства, без установления четких законодательных правил.

Итак, в заключении можно сказать о том, что у России есть все шансы и возможности для развития своей внешней и внутренней торговли. Существует много предложений по этому поводу, и правительству России важно выбрать правильный путь. Данная проблема определенно связана с законодательством каждой страны (если мы рассматриваем внешнюю торговлю), и правовыми особенностями местного самоуправления (если речь идет о внутренней торговле), на основе которых так же можно выбрать самое оптимальное направление развития.

Всероссийский рынок. Формирование всероссийского рынка

В 17-м веке наиболее прибыльной и престижной отраслью была внешняя торговля. Благодаря ей с ближнего Востока поставлялись самые дефицитные товары: украшения, благовония, пряности, шелк и прочее. Стремление иметь это все и у себя стимулировало становление и дальнейшее укрепление собственного производства. Это послужило первым толчком к развитию внутренней торговли в Европе.

Введение

На протяжении всего Средневековья отмечалось постепенное увеличение объема внешней торговли. К концу 15-го столетия, в результате ряда географических открытий, произошел заметный скачок. Европейская торговля стала мировой, а эпоха Средневековья плавно перешла в период первоначального накопления капиталов. В течение 16-18-го веков произошло укрепление экономического взаимодействия между рядом районов и образование национальных торговых площадок. Вместе с этим отмечается формирование национальных государств абсолютных централизованных монархий. Вся экономическая политика этих стран была направлена на образование национального рынка, становление внешней и внутренней торговли. Большое значение придавалось также укреплению промышленности, сельского хозяйства, средств сообщений.

Начало складывания всероссийского рынка

К 18-му столетию к сфере всеобщих торговых связей Руси постепенно стали присоединяться новые регионы. Так, например, в центр страны с Левобережной Украины стали поступать продукты и некоторые промышленные товары (селитра, порох, стекло). В то же время Россия представляла собой площадку для сбыта изделий местных ремесленников и мануфактур. Из областей Дона стали поступать рыба, мясо, хлеб. Обратно же из центрального и приволжского уездов шли посуда, обувь, ткани. Из Казахстана приходил скот, в обмен на который соседствующие территории поставляли хлеб и отдельные промышленные товары.

Ярмарки

Большое влияние на складывание всероссийского рынка оказывали ярмарки. Самой крупной и имевшей национальное значение стала Макарьевская. Сюда привозились товары из различных районов страны: Вологды, запада и северо-запада Смоленска, Петербурга, Риги, Ярославля и Москвы, Астрахани и Казани. Среди наиболее популярных следует назвать драгоценные металлы, железо, меха, хлеб, кожу, разные ткани и продукты животноводства (мясо, сало), соль, рыбу.

Вместе с Макарьевской, общероссийское значение приобрели и прочие ярмарки: Троицкая, Оренбургская, Благовещенская и Архангельская. Ирбитская, например, имела связи с шестьюдесятью российскими городами 17-ти губерний, было налажено взаимодействие с Персией и Средней Азией. Свенская ярмарка была связана с 37-ю городами и 21-й губернией. Вместе с Москвой все эти ярмарки имели огромное значение в объединении как областных и районных, так и местных торговых площадок во всероссийский рынок.

Экономическая ситуация в развивающемся государстве

Русский крестьянин после полного своего юридического закрепощения в первую очередь все-таки был обязан выплачивать государству, как и барину, оброк (натуральный или денежный). Но если, например, сравнивать экономическое положение России и Польши, то для польских крестьян повинность в форме барщины все больше усиливалась. Так, для них она составляла в конечном итоге 5-6 дней в неделю. Для русского же крестьянина она была равна 3 дням.

Выплата повинностей в денежном виде предполагала наличие рынка. На эту торговую площадку крестьянин должен был иметь доступ. Формирование всероссийского рынка стимулировало помещиков вести самостоятельно хозяйство и продавать продукцию, а также (причем в не меньшей степени) и государство — к получению фискальных денежных поступлений.

Развитие экономики на Руси со 2-й половины 16-го века

В этот период стали образовываться крупные областные торговые площадки. К 17-му столетию укрепление предпринимательских связей осуществлялось в национальных масштабах. В результате расширения взаимодействий между отдельными областями появляется новое понятие – «всероссийский рынок». Хотя его укреплению в немалой степени препятствовало российское хроническое бездорожье.

К середине 17-го века существовали некоторые предпосылки, благодаря которым возник всероссийский рынок. Его образованию, в частности, способствовало углубление социального разделения труда, производственная территориальная специализация, а также необходимая политическая ситуация, появившаяся благодаря преобразованиям, которые были направленны на создание единого государства.

Главные торговые площадки страны

Со 2-й половины 16-го столетия были сформированы и укреплены такие основные региональные рынки, как Поволжье (Вологда, Казань, Ярославль – продукты животноводства), Север (Вологда – главный хлебный рынок, Ирбит, Сольвычегодск – меха), Северо-Запад (Новгород – сбыт конопляных и льняных изделий), Центр (Тихвин, Тула – покупка-продажа изделий из металла). Главной же универсальной торговой площадкой того времени стала Москва. В ней насчитывалось порядка ста двадцати специализированных рядов, где можно было приобрести шерсть и сукно, шелк и мех, сало и хлеб, вино, металлоизделия как отечественного, так и заграничного производства.

Влияние государственной власти

Всероссийский рынок, возникший как следствие реформ, способствовал повышению предпринимательской инициативы. Что же касается самого общественного сознания, то на его уровне возникали идеи прав и свобод личности. Постепенно экономическая ситуация в эпоху первоначального накопления капиталов приводила к свободе предпринимательства как в торговле, так и в прочих отраслях.

В сельскохозяйственной области мероприятия феодалов постепенно заменяют государственные постановления по изменению правил землепользования и земледелия. Правительство способствует образованию национальной промышленности, что оказывало влияние, в свою очередь, на развитие всероссийского рынка. Кроме того, государство покровительствовало внедрению агрикультуры, более совершенной, чем была ранее.

В сфере внешней торговли правительство стремится приобретать колонии и проводить политику протекционизма. Таким образом, все то, что ранее было характерно для отдельно взятых торговых городов, становится теперь политическим и экономическим направлением всего государства в целом.

Заключение

Основной отличительной чертой эпохи первоначального накопления капиталов считается возникновение товарно-денежных взаимоотношений и рыночной экономики. Все это наложило особый отпечаток на все сферы социальной жизни того периода. Вместе с тем это была несколько противоречивая эпоха, собственно, как и прочие переходные периоды, когда происходила борьба между феодальным контролированием экономики, жизни общества, политики, духовных человеческих потребностей и новыми веяниями буржуазных свобод, обусловленными расширением торговых масштабов, которые способствовали ликвидации территориальной замкнутости и ограниченности феодальных вотчин.

Развитие торговли в XVII в. Формирование всероссийского национального рынка

Торговые ярмарки и их роль в развитии торговли и складывании общего российского рынка. Укрепление экономических связей между отдельными районами и формирование национальных рынков. Особенности развития торговых и экономических связей России в XVII веке.

Рубрика Маркетинг, реклама и торговля
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.06.2013
Размер файла 15,8 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ
Читайте также  Восстание декабристов в россии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Наиболее престижной и прибыльной отраслью торговли была внешняя торговля, которая поставляла наиболее дефицитные товары с Востока (пряности, благовония, шелковые ткани, украшения и т.д.). Стремление обладать этими товарами, в свою очередь, стимулировало развитие производства и внутренней торговли Европы. Объем внешней торговли нарастал в Европе в течение всего периода средневековья, а в конце XV в. произошел качественный скачок — в результате Великих географических открытий средиземноморская торговля Европы превратилась в мировую, произошел переход от средневековья к эпохе первоначального накопления капитала.

В XVI-XVIII вв. происходит укрепление экономических связей между отдельными районами и формирование национальных рынков. Параллельно с этим происходит образование национальных государств — централизованных абсолютных монархий. Экономическая политика этих государств была направлена на создание национального рынка, укрепление сельского хозяйства, промышленности, внутренней и внешней торговли и средств сообщения. В области сельского хозяйства мероприятия отдельных феодалов постепенно заменяются государственными постановлениями об изменении правил землевладения и землепользования, государство покровительствует внедрению более совершенной агрикультуры, способствует развитию национальной промышленности и внутренней торговли. В области внешней торговли государство стремится к приобретению колоний и проводит политику протекционизма. То, что раньше было политикой отдельных торговых городов, становится политикой целого государства.

Развитие торговли в XVII в. Формирование всероссийского национального рынка

торговля ярмарка рынок

В XVIII веке в сферу всеобщих российских торговых связей постепенно начинают втягиваться новые территории. К примеру, с Левобережной Украины в центр нашей страны шли продукты и некоторые товары промышленного типа, такие как порох, селитра, стекло; в то же время она сама являлась рынком сбыта изделий русских мануфактур и ремесленников. Из района Дона начали поступать мясо, хлеб, рыба, а обратно из центральных и приволжских уездов шли ткани, обувь, посуда и др. Казахстан давал крупный скот, а в обмен соседствующие русские районы поставляли им хлеб, а так же некоторые промышленные товары.

Большую роль в развитии торговли и складывании общего российского рынка играли торговые ярмарки. Наиболее крупной, имеющей всероссийское значение стала Макарьевская ярмарка. Товары на нее везлись из всех районов нашей страны: с севера Вологды и Архангельска, с северо-запада и запада Смоленска, Риги и Петербурга, из центра Москвы и Ярославля, из городов Поволжья, Казани и Астрахани, а также из Сибири и Украины. Со своими товарами на ярмарку приезжали купцы Западной Европы и Азии. На ярмарку для продажи привозили железо и драгоценные металлы, различные ткани, кожу, хлеб, меха, продукты животноводства (сало, мясо, овчины), рыбу, соль, европейские сукна и т.д. Закупленные на ярмарке товары также расходились по всей стране: в Москву — пушнина, рыба и др.; в Петербург — мыло, хлеб и др.; в Астрахань — готовые платья, изделия из металла и др.; в Сибирь — ткани, обувь, книги; и т.д. Товарный оборот ярмарки на протяжении века увеличивался: в 1720 году он составлял 280 тысяч рублей, а в 1741 г. — уже 489 тысяч рублей, то есть больше в 1,7 раза.

Наряду с Макарьевской ярмаркой общероссийское значение приобрели и другие, в том числе сибирская Ирбитская, Оренбургская и Троицкая на Урале, северные — Важская, Архангельская и Благовещенская, Коренная в Курске, Свенская под Брянском и др., всего к концу века примерно 28 ярмарок. На Коренную ярмарку съезжались купцы из 127 российских городов и девяти зарубежных стран — из Германии, Италии, Турции, Китая. Ирбитская ярмарка имела связи с 60 российскими городами 17 губерний, а также Средней Азией и Персией; Свенская ярмарка — с 37 городами и 21 губернией. Эти ярмарки вместе с Москвой, как национальным центром рынка играли огромное значение в объединении, как местных, так и районных и областных рынков в один единый российский рынок.

Приоритет потребностей развивающегося Российского государства объясняет то обстоятельство, что русский крестьянин и после своего полного юридического закрепощения все-таки в первую очередь был обязан платить именно государству, так же как барину, оброк (денежный или натуральный).

Если сравнить экономическую ситуацию в России, например, с Польшей, сходной по природным условиям с западными областями России, приходим к следующему выводу: в силу специфики политического устройства ситуация развивалась противоположным образом — для польского крестьянина феодальная повинность в виде барщины все более усиливалась. Даже в худшие времена крепостничества, в XVIII в., когда барщина получила максимальное развитие в России, она не превышала 3 дней в неделю, тогда как в Польше доходила до 5-6 дней.

Выплата повинностей в деньгах вполне очевидно предполагала рынок, на который крестьянин должен был иметь доступ. Именно рынок стимулировал помещика самостоятельно вести хозяйство в своем поместье и продавать свою продукцию, а также, вне меньшей степени, государство — к получению денежных фискальных поступлений.

«Появление в России рыночной экономики зависело от открытости крестьянской экономики. В таком процессе русская внешняя торговля с Европой (относительно незначительная по сравнению с громадным внутренним рынком) играла некоторую роль, ибо как раз благоприятный баланс России впрыскивал в русскую экономику тот минимум денежного обращения — европейское или китайское серебро, без которого активность рынка была бы почти невозможна, по крайней мере, на таком же уровне».

Со второй половины XVI в. начали складываться крупные областные рынки, в XVII в. торговые связи развивались уже в национальных масштабах. Так, в XVII в. в результате развития и расширения связей между отдельными областными рынками формируется всероссийский рынок, хотя этому сильно препятствовало хроническое российское бездорожье.

К середине века для этого сложились следующие предпосылки:

а) углубление общественного разделения труда;

б) территориальная производственная специализация;

в) необходимые политические условия, появившиеся благодаря реформам, направленным на формирование единого государства.

В рассматриваемый период образовались следующие основные региональные рынки:

* Север (привозной хлеб, главный рынок — Вологда; меха — Сольвычегодск, Ирбит);

* Северо-Запад (сбыт льняных и конопляных изделий в Новгороде);

* Поволжье (продукты животноводства — Казань, Ярославль, Вологда);

* Центр (торговля металлоизделиями — Тула, Тихвин). Главным универсальным торговым центром стала Москва. В Москве насчитывалось 120 специализированных торговых рядов, в которых продавались шелка, меха, шерсть, сукна, металлоизделия, вино, хлеб, сало, другие товары как российского, так и иностранного производства.

Главным отличительным признаком эпохи первоначального накопления капитала было развитие товарно-денежных отношений, становление рыночной экономики, которое наложило отпечаток на все стороны общественной жизни того времени. В то же время это была противоречивая эпоха, как и все переходные эпохи, когда шла борьба между феодальной регламентацией жизни общества, экономики и политики, регламентацией духовных потребностей человека и новыми веяниями буржуазной свободы, связанными с расширением масштабов торговли, которая ликвидировала территориальную замкнутость и ограниченность феодальных вотчин и вела к усилению предпринимательской инициативы. На уровне же общественного сознания шло формирование идеи свободы и прав личности. Шаг за шагом экономика эпохи первоначального накопления шла к свободе предпринимательства в торговле и других отраслях хозяйства.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Виды и способы торговли в условиях рыночных отношений. Оптовая и розничная торговля. Формы предприятий. Роль торговли в формировании потребительского рынка, решении социально-экономических задач. Показатели развития торговли.

реферат [1,9 M], добавлен 31.01.2004

Роль розничной торговли в мировой экономике. Современные тенденции сетевой розничной торговли за рубежом. Формирование корпоративных сетей в России. Особенности сетевой торговли в регионах. Деятельность основных зарубежных торговых сетевых корпораций.

курсовая работа [2,0 M], добавлен 11.07.2013

Особенности российского ритейла. Классификация форматов магазинов розничной торговли. Характеристики крупнейших по обороту гипер- и супермаркетов, дискаунтеров РФ. Присутствие иностранных ритейлеров в России. Перспективы развития розничного рынка страны.

курсовая работа [46,9 K], добавлен 16.03.2015

Понятие, сущность и назначение торговли. История возникновения отрасли за рубежом. Развитие торговли в России. Современное состояние торгового рынка. Специфика труда работников торговли. Проблемы и перспективы развития торговли в Российской Федерации.

реферат [1,1 M], добавлен 04.04.2016

Классификация, типы предприятий розничной торговли и их основные характеристики. Особенности розничной торговли в России и Республике Татарстан на современном этапе экономики. Развитие розничных торговых сетей. Эволюция форматов розничной торговли.

курсовая работа [74,7 K], добавлен 12.04.2008

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: