Крошка Цахес по прозванию Циннобер характеристика образа Цахес

Анализ произведения «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (Э. Гофман)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 07.12.2019 · Обновлено 07.12.2019

В западноевропейской литературной традиции сказкам отведено особое место. Братья Гримм, Шарль Перро, Ганс-Христиан Андерсон, Эрнст Гофман — на творениях этих писателей выросло ни одно поколение европейцев, а интерес к ним не угас и по сей день из-за их языковой выразительности и актуальности проблем, которые они поднимают. Эрнст Гофман создал такие любимые и детьми и взрослыми сказки, как «Щелкунчик и Мышиный король», «Песочный человек» и, конечно же, «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», который даже изучается в университетах, как образчик европейской литературы первой половины девятнадцатого века. Многомудрый Литрекон представляет анализ сказки по плану.

История создания

Эта сказка была написана Гофманом незадолго до смерти, в 1819 году. На протяжении всей жизни писатель испытывал сильнейшее давление со стороны общества. Литература не позволяла ему зарабатывать деньги, на которые можно было бы жить, а потому Гофман был вынужден заниматься ненавистной ему государственной службой.

Мещанство и обыденность претили писателю. Невозможность уйти от несовершенной реальности в мир искусства претила ему. Он много пил и писал в одиночестве. Литературное творчество стало его отдушиной, в которую он изливал своё недовольство и возмущение по поводу пороков общества. «Крошка Цахес», созданный именно в этот период его жизни, стал неким апофеозом беспокойного состояния Гофмана, измученного алкоголем и бессонницей.

Жанр и направление

В «Крошке Цахесе» явно прослеживаются черты романтизма.

  • Романтическое двоемирие. Прежде всего, писатель противопоставляет своего возвышенного и высокоморального героя погрязшему в обыденности и бездуховности обществу. Однако в отличие от персонажей прочих романтических произведений, герой в итоге одерживает победу, хоть и весьма спорную. Писатель резко противопоставляет реальную несправедливую обыденность и мир сказки, в котором царит искренность и доброта.
  • Романтический герой. Образ Бальтазара тоже типичен для романтизма: герой мечтателен, горд, отвергнут и противопоставлен глупому обществу.

Жанр этого произведения можно определить, как сказку. Автор представляет нам фантастический сюжет с фольклорным мотивом. «Крошка Цахес» изобилует самыми различными фантастическими элементами и допущениями, среди которых магия, волшебные создания и многое другое.

Суть: о чём сказка?

Однажды добрая фея Розабельверде встречает на дороге нищую женщину с уродливым ребёнком. Фея пожалела мальчика и заколдовывала его, подарив ему несколько золотых волосков, которые обладают магическим свойством и не только скрывают уродство мальчика, но даже наоборот, делают его в глазах окружающих прекрасным и талантливым.

Проходит много лет. Власти страны, вдохновлённые идеями Просвещения, ополчаются на магических существ, отпиливают рога единорогам и запрягают их в телеги, а фей либо изгоняют, либо запрещают им колдовать.

Нас переносят в небольшой город Керпес, где учится меланхоличный и талантливый поэт по имени Бальтазар, влюблённый в девушку по имени Кандида. Идиллию разрушает внезапно прибывший в город господин Циннобер – отвратительный горбатый кривоногий коротышка с отвратительным характером. Однако никто в городе, кроме Бальтазара и его друга Фабиана, этого не видит. Всем кажется, что Циннобер – это талантливый во всех отношениях красавец. Его окружают почётом и обожанием, приписывают ему достижения окружающих. Даже Кандида забывает о Бальтазаре и влюбляется в Циннобера.

К счастью, герои встречают мага Проспера Альпануса, который понимает, что Циннобер был кем-то заколдован. Маг встречается с фей Розабельвердой, которая признаётся, что Циннобер – этот тот самый уродливый мальчик, которого она когда-то давно пожалела, а его настоящее имя – Цахес.

Магия Розабельверде заключалась в трёх золотых волосках на голове Цахеса. Герои вырывают их и сжигают, после чего морок рассеивается. Горожане обрушивают на уродливого карлика свой гнев, он пытается спрятаться в кувшине, где и погибает. Из жалости Розабельверде возвращает мёртвому Цахесу красивую внешность.

Повествование заканчивается свадьбой Балтазара и Кандиды, которые обретают счастье в семейной жизни простых бюргеров.

Главные герои их характеристика

Многомудрый Литрекон представляет характеристику главных героев книги в формате таблицы. Если ее стоит дополнить, обратитесь к нему в комментариях.

Образ Крошки Цахеса несчастный уродливый карлик, которому повезло быть облагодетельствованным феей. К несчастью, дар Розабельверде, который он использовал исключительно в корыстных целях, вскружил ему голову, сделав его самодовольным и наглым подлецом. Его золотые волоски символизируют власть денег, которые затмевают разум человека.
Образ Бальтазара молодой человек. Студент Керпесского университета. Меланхоличный поэт, любящий мечтать и созерцать природу. За счёт своей возвышенности над простыми обывателями сумел разглядеть истинное лицо Циннобера и приложил все усилия, чтобы разоблачить обманщика и негодяя.
Кандида Красивая, но легкомысленная мещанка, которая не отличается умом, но умеет кокетничать и произвести впечатление. В финале доводит Бальтазара до своего уровня, лишив его индивидуальности.

Тематика сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» может быть расширена, если в этом есть необходимость у читателя. Расскажите о ней Литрекону в комментариях.

  1. Любовь – любовь Бальтазара к Кандиде полна нежности и искренности. Ради того, чтобы спасти свою возлюбленную от мерзкого карлика, герой вступает в схватку не только с Циннобером, но и всем обществом. При этом Гофман показывает, что сама Кандида по уровню развития находится на ступень ниже Бальтазара, ведь она почти мгновенно забывает о своей любви к студенту, поддавшись на обман уродца. Даже, казалось бы, счастливый финал показывает нам, как герои становятся на семейный путь обычных обывателей, в жизни которых не места волшебству и приключениям. У Гофмана любовь имеет двойственную природу и далеко не всегда становится благом для человека.
  2. Мистика – на протяжении всего произведения идёт противостояние идей Просвещения, которые выражают невежественные обыватели, скудоумные чиновники и профессора карьеристы и прекрасного мира магии, который, по мнению Гофмана, является гораздо лучше реальной жизни. Писатель разворачивает идеи прогресса на сто восемьдесят градусов, показывая, что общество, отдающее предпочтение разуму, а не чувствам, черствеет, превращается в обывательское болото, где правят балом деньги и власть, а не истина и добро.
  3. Отзывчивость. Фея была добра к карлику, но ее доброта обернулась во зло: герой стал наглым и эгоистичным обманщиком, равнодушным к судьбе других людей. Писатель показал относительность всего того разумного, доброго и вечного, к чему так призывали его современники.

Проблемы

Проблематика сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» не менее интересна и важна для понимания книги.

  1. Изъяны общества – герой Гофмана противостоит в большинстве своём невежественным бюргерам и бюрократам. Писатель, работая чиновником, мог самолично видеть самые неприглядные стороны немецкого общества: чинопочитание, культ богатства, невежество и карьеризм – всё это вызывало у него отвращение, и с этим он боролся в своём творчестве.
  2. Несправедливость – несправедливость, показанная в этой сказке, особенно ужасна тем, что обыватели даже не понимают, что происходящие события несправедливы. Они слишком погрязли в быте, работе и стремлению к богатству и не способны даже отличить правду от лжи.
  3. Тирания государства. События в книги разворачиваются в атмосфере тотального уничтожения волшебных сил. Герои становятся жертвами травли со стороны людей только на том основании, что их дар вызвал зависть и страх тех, у кого нет ничего подобного.

Основная идея

В своей, казалось бы, детской сказке Гофман противопоставляет идеализм и материализм, и в этом противопоставлении заключается смысл сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». Он показывает, что реальный мир, в котором всё подчинено холодному расчёту, бесконечно отвратителен и пошл. Он призывает людей отвлечься от мирских забот и чаще задумываться о высоком, любоваться природой и мыслить самостоятельно, вместо того чтобы запирать свой разум раковине мещанства.

Писатель осуждает жадность, карьеризм и гордыню. Показывает, как легко мошенник с помощью денег и власти может обмануть простых людей, принести им только зло, да ещё так, что люди будут продолжать восхищаться им и превозносить его. В этом и состоит главная мысль сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер».

Чему учит?

Сказка «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» рассказывает нам о том, как важно в любой ситуации оставаться самим собой, а не слепо следовать за обществом. Она превозносит нестандартное мышление, умение видеть красоту в окружающей природе.

Автор осуждает гордыню и наглость, которую продемонстрировал читателю Цахес, воровавший чужие заслуги. Она говорит нам о том, что по-настоящему талантливый человек никогда не будет пытаться достигнуть успеха обманом, не будет пытаться всячески подчеркнуть свою значимость и потешить эго.

Критика

Сказки Гофмана оказали огромнейшее влияние на культуру всех европейских народов. Они распространились не только по всей Германии, но и по всему миру. Актуальность сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» заключается в том, что писатель описал вечные изъяны общества. Они были и будут всегда теми проблемами, которые волнуют просвещенного читателя.

По его сказкам ставили спектакли, балеты. А имя его героя Цахес стало нарицательным среди почитателей творчества Гофмана. Даже в двадцать первом веке «Крошка Цахес» не только утратил своей актуальности, но даже наоборот, воспринимается ещё серьёзнее, чем в девятнадцатом веке.

Образ Бальтазара в сказке «Малыш Цахес на прозвище Цинобер»

Образ Бальтазара.

Образ Бальтазара в начале повести подается автором через портретное изображение “стройного юноши лет двадцати трех или четырех, из темных блестящих глаз которого убедительными словами проговаривает бодрый и ясный ум. Его взгляд можно было бы назвать почти смелым, когда бы не мечтательная тоска, которая легкой вуалью легла на бледное лицо и пригасила страстный лучи глаз”. Творческая натура, которая противостоит миру филистерской будничности, Бальтазар наделенный незаурядным поэтическим дарованием, знает толк в музыке, способный любить. Эти и другие черты характера Бальтазара красноречиво свидетельствуют о его принадлежности к миру энтузиастов. Словами другого героя, волшебника Проспера Альпануса, автор подчеркивает особые душевные качества Бальтазара:

Читайте также  Кандид характеристика образа Кандида

“Я люблю, — продолжал Проспер Альпанус, — люблю юношей, которые так, как ты это, Бальтазар, в чистом сердце своему носят тоску и любовь и в груди которых еще звучат аккорды, которые звучали в далекой стране, полной божественных чудес, — в моей отчизне. Счастливцы, одаренные этой внутренней музыкой, — единые, кого можно назвать поэтами, хотя многих из них и ругают за то, что они берут у руки контрабас, начинают играть и дребезжание горемычных струн под своими кулаками считают за замечательную музыку, которая бранить из глубины их души.

Я знаю, мой дорогой Бальтазар, тебе временами кажется, будто ты понимаешь журчание ручейков, шум деревьев, даже кажется, будто пламенная вечерняя звезда проговаривает к тебе словами! Бальтазар, в такие минуты ты в самом деле понимаешь удивительные голоса природы, так как в твоей собственной душе поднимается божественный звук, который зарождает замечательная гармония природы”.

Бальтазар наделенный и волшебным романтическим воображением, которое разрешает ему жить одновременно в двух мирах — реальному и фантастическому.

Это свойство героя особенно ярко оказывается в эпизоде, когда Бальтазар со своим другом Фабианом посещают усадьбу Проспера Альпануса. Бальтазару, в отличие от трезво думающего Фабиана, все кажется здесь необыкновенным: карета — хрустальной раковиной, кучер — серебристым фазаном, лакей — золотым жуком. Эти же черты разрешают Бальтазару не подвергнуться чарам Цахеса: когда с появлением маленького чудовища весь город словно погружается в залог массового гипноза, лишь Бальтазар (в числе немногих других героев, таких же энтузиастов) не теряет способности видеть настоящее лицо и никчемную суть Цахеса.

Вместе с тем Бальтазар не оторванный от мира и замечтавшийся в свои романтические фантазии одиночка. Он занимает активную жизненную позицию и решительно вступает на путь борьбы с коварным врагом. Справедливость, в конце концов, побеждает, и именно Бальтазар станет тем героем, который покончит с уродом Цахесом, вырвав из его волос волшебные волосинки, но добытое героем счастье с любимой Кандидою выглядит не так уже и поэтически, и романтическая мечта Бальтазара превращается на обычное обывательское счастье.

Но вознаграждение за все страдания Бальтазар получает от Проспера Альпануса огород, где растет “наилучшая капуста”, кухню, где “из горшков некогда ничего не сбегает и ни одна кушанье не пригорает”, дом, в котором не бьется ни фарфор, ни стекло, не вымазываются ковры и покрытия на стульях…

Таким образом, в образе Бальтазара звучат и элементы авторской иронии и сомнения относительно реальной значимости и настоящего места в жизни общества романтических идеалов и ценностей, ведь и Бальтазар побеждает своего врага не своими силами, а только воспользовавшись помощью фантастических сил.

Земная ипостась

Многие потусторонние сущности имеют возможность превращаться в жителей нашей планеты. В связи с особенностями рождения Бальтазар свободно себя чувствует на Земле. Он здесь появляется в образе мужчины. Вид его вызывает трепет у женщин и подспудный страх у представителей сильной половины человечества. Это огромный, хорошо сложный воин с горящим дьявольским огнем взором. Он темнокож и статен, необычно энергичен и обворожительно властен. Неудивительно, что некоторые оригинальные дамы часто задаются вопросом, как вызвать демона Бальтазара. Им кажется (по наивности), что этот кавалер затмит любого земного ухажера. Это правда. Только что впоследствии ждет легкомысленную блудницу? Очень сложный и горький вопрос. Говорят, что он не сразу убивает тех, кто согласиться родить ему дитя. Однако судьба таковых леди незавидна. Они не просто станут страдать. Из их памяти сотрется само представление о счастливом существовании, радости или обычных человеческих чувствах. Хотя, сколько ни предупреждают, все равно находятся люди, желающие заручиться покровительством этого существа.

Критика

Сказки Гофмана оказали огромнейшее влияние на культуру всех европейских народов. Они распространились не только по всей Германии, но и по всему миру. Актуальность сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» заключается в том, что писатель описал вечные изъяны общества. Они были и будут всегда теми проблемами, которые волнуют просвещенного читателя.

По его сказкам ставили спектакли, балеты. А имя его героя Цахес стало нарицательным среди почитателей творчества Гофмана. Даже в двадцать первом веке «Крошка Цахес» не только утратил своей актуальности, но даже наоборот, воспринимается ещё серьёзнее, чем в девятнадцатом веке.

Автор: Михаил Щепин

Основная идея

В своей, казалось бы, детской сказке Гофман противопоставляет идеализм и материализм, и в этом противопоставлении заключается смысл сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». Он показывает, что реальный мир, в котором всё подчинено холодному расчёту, бесконечно отвратителен и пошл. Он призывает людей отвлечься от мирских забот и чаще задумываться о высоком, любоваться природой и мыслить самостоятельно, вместо того чтобы запирать свой разум раковине мещанства.

Писатель осуждает жадность, карьеризм и гордыню. Показывает, как легко мошенник с помощью денег и власти может обмануть простых людей, принести им только зло, да ещё так, что люди будут продолжать восхищаться им и превозносить его. В этом и состоит главная мысль сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер».

Значения букв имени

Б — душевный романтизм, постоянство, прочность, пробивные способности, стремление фннансово обеспечить свою жизнь. А — символ начала и желание что-то начать и осуществить, жажда физического и духовного комфорта. Л — тонкое восприятие красоты, артистические (художественные) таланты, стремление поделиться знаниями и ощущениями с партнером. Предупреждение своему владельцу не тратить жизнь впустую, найти свое истинное назначение. Ь — способность классифицировать, разделять, раскладывать по полочкам. Т — интуитивная, чувствительная, творческая личность, искатель правды, не всегда соразмеряющий желания и возможности. Символ креста — напоминание владельцу, что жизнь не бесконечна и не следует откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, — действовать, используя каждую минуту эффективно. А — символ начала и желание что-то начать и осуществить, жажда физического и духовного комфорта. 3 — круговая оборона «я» от внешнего мира, высокая интуиция, богатое воображение. Человек иногда занимает позиции страуса, прячущего голову в песок. А — символ начала и желание что-то начать и осуществить, жажда физического и духовного комфорта. Р — способность не обманываться видимостью, а вникать в существо; самоуверенность, стремление действовать, храбрость. Увлекаясь, человек способен на глупый риск и иногда слишком догматичен в своих суждениях.

Известные люди

Балтазар — прозвище футболиста Освалдо да Силва. Балтазар Мария де Мораис Жуниор — бразильский футболист, нападающий. Лучший снайпер чемпионата Испании 1988-89. Бальтазар — демоническая часть Коула Тёрнера в сериале «Зачарованные» Бальтазар — полудемон-получеловек в фильме «Константин». Бальтазар Блейк — главный герой, светлый маг, в фильме «Ученик чародея». Бальтазар — ангел, укравший оружие небес и отдававший его в обмен на души, из 6 сезона сериала «Сверхъестественное (телесериал)» Бальтазар Хэллман — демон, главный герой мультсериала «Соседи из ада» Бальтазар — В аниме «Евангелион» — один из биокомпьютеров, составляющих комплекс суперкомпьютеров Маги. Бальтазар (Balthazar) — бельгийская инди-рок-группа.

Тайна имени

Таким мужчинам всегда необходима четко поставленная цель. Тогда они будут идти к ней, пробираясь сквозь все трудности. Еще с самого детства мальчики начинают быть самостоятельными и имеют большую силу воли. Они редко сдерживают свои эмоции, но все-таки могут их контролировать, если чувствуют, что ними могут воспользоваться их враги. Вся жизнь для Балтазаров – борьба, они легко стают на тропу войны и наживают себе недоброжелателей.
Вместе с этим такие мужчины не являются коммуникабельными и склонными к достижению большого общественного положения. Мужчины-Балтазары не любят непорядочных людей, они очень сдержанны в своих сексуальных предпочтениях, не любят толп, но при этом очень активны.

Как происходит контакт?

Давайте начистоту. Люди иной раз путают реальность с сюжетом сериалов. Они думают, что после выполнения ритуала им собственной персоной явится Бальтазар. Демон — «Зачарованные» (сериал) достаточно доступно это демонстрирует, — не всякий раз является в физическом обличье. Он для начала «прощупает» вызывающего. Да и зачем ему утруждаться по пустякам. Он ведь может руководить своей жертвой, так сказать, на уровне чувств. Так что надежды на его визуализацию можете оставить на потом. Он является только к тем, кто своею деятельностью вредит планам сатаны. А знаете, кем нужно быть, чтобы выйти на такой уровень? Не менее чем Ангелом во плоти. Обычному человеку это не по силам. Да и сложно очень. С другой стороны, демон с удовольствием соблазняет красивых девиц. Чем, кстати, пользуются черные маги. Бальтазару требуется жертва, над которой он станет вести свои жестокие эксперименты. Поэтому, может, и хорошо, что он так высокомерен. Множество потенциальных трупов так и остаются жить на нашей уютной планете. Если бы встретились с демоном, то быстренько бы переселились в иной мир.

Характер

Мужчины с именем Бальтазар, всегда идут вперед, не останавливаясь ни перед чем. Напоминают слона, который лезет напролом сквозь чащу, сминая все на своем пути и не обращая внимания на крики ужаса. Людям с данным именем необходима четко поставленная цель. Они не прощают людям их слабости. Это эгоцентрики, которые, тем не менее, могут посвятить себя служению идее. Родственники очень рано начинают узнавать, что такое воля этих мальчиков. Им удается контролировать себя, чтобы не проявить своих чувств, чем, как они считают, могут воспользоваться их враги. Им всегда требуются враги, так как их жизнь — борьба, они признают только одного настоящего друга, и этим другом являются они сами. Их активность очень велика. В этом отношении они значительно превосходят обычных людей. Интеллект Бальтазаров способен как к анализу, так и к обобщениям. Их умственные способности не бросаются в глаза, так как они не коммуникабельны и не стараются блистать в обществе. Очень сдержанны в выражении своих чувств, даже если внутри них бушует вулкан. С одинаковой строгостью относятся и к себе, и к другим. Не выносят непорядочности. Ведут напряженную жизнь, работают не щадя себя. Их слабые места — кости и печень. Несмотря на некоторую холодность, очень сексуальны, однако никогда не становятся рабами своих чувств. С юных лет встают на тропу войны, позднее всегда занимают руководящие должности — либо в торговле, либо в армии. Не любят окружать себя толпой. Сколько достоинств у таких мужчин — настоящие супермены. Однако жизнь рядом с этими людьми требует огромной смелости и отваги и совсем не выглядит в розовом свете.

Читайте также  Гадкий утенок характеристика образа Гадкого утенка

Чему учит?

Сказка «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» рассказывает нам о том, как важно в любой ситуации оставаться самим собой, а не слепо следовать за обществом. Она превозносит нестандартное мышление, умение видеть красоту в окружающей природе.

Автор осуждает гордыню и наглость, которую продемонстрировал читателю Цахес, воровавший чужие заслуги. Она говорит нам о том, что по-настоящему талантливый человек никогда не будет пытаться достигнуть успеха обманом, не будет пытаться всячески подчеркнуть свою значимость и потешить эго.

«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»: краткое содержание, анализ произведения

Не печалилось ли ваше сердце при виде того, как человек недостойный и ничтожный был окружен почестями, одарен всевозможными благами и глядел вокруг с чванливым высокомерием? Такая же печаль одолевала великого романтика Эрнеста Теодора Амадея Гофмана, обратившего как оружие свое умное и точное перо против глупости, тщеславия, несправедливости, которых так много в нашем мире.

Гений немецкого романтизма

Гофман был поистине универсальной личностью в культуре – писатель, мыслитель, художник, композитор и юрист. Прожив короткую жизнь (всего 46 лет), он сумел создать произведения, которые стали событием не только в общемировом искусстве, но и в личном культурном пространстве каждого человека, прикоснувшегося к творчеству этого гения.

Многие из созданных Гофманом образов стали нарицательными. К их числу принадлежит и герой сказочной новеллы «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». Здесь автор проявил такое замечательное остроумие, глубину воображения и силу художественного обобщения, что сама сказка и образы, в ней воссозданные, выглядят чрезвычайно актуальными и сегодня. То в политике, то в искусстве, то в средствах массовой информации нет-нет да мелькнет этот зловещий карлик — Крошка Цахес.

Краткое содержание зачина сказки

С картины знойного дня и горестных сетований уставшей крестьянки начинается повествование. Мы узнаем о том, что богатство, несмотря на тяжелый труд, никак не идет в руки этой нищенствующей семьи. Вдобавок еще в ней родился редкостный уродец, тельце которого автор весьма выразительно сравнивает то с раздвоенной редькой, то с насаженным на вилку яблоком, на котором нарисовали нелепую рожицу, то с диковинным обрубком корявого дерева. Прошло два с половиной года с той поры, как родился крошка Цахес, но никто не видел в нем каких бы то ни было человеческих проявлений. Он все еще не умел ходить и говорить, а издавал лишь какие-то мяукающие звуки. И надо же было такому случиться, что в ту пору мимо проходила настоящая фея, которой, правда, приходилось маскироваться под канониссу (привилегированную монахиню) приюта для благородных девиц, поскольку феи в том княжестве были под величайшим запретом.

Фея Розабельверде прониклась острым состраданием к жалкому семейству и наградила крошечного уродца необычайной волшебной силой, которая не замедлила проявиться прежде, чем крестьянка вернулась домой. Пастор, мимо дома которого она проходила, остановил женщину и, забыв про своего прелестного трехлетнего сынка, вдруг стал любоваться чудовищным карликом, вцепившимся в материнскую юбку. Святой отец ужасно удивился тому, что мать не может оценить дивную красоту прекрасного ребенка, и попросил забрать малыша к себе.

Замечание о душевных качествах

Следующая встреча читателя с тем, кого зовут крошка Цахес, состоялась много лет спустя, когда тот вырос и стал студентом. Первыми, кто встретил в лесу по дороге в Керепес злобного карлика, были благородные молодые люди – Фабио и Бальтазар. И если первый имел насмешливый и острый ум, то второй отличался вдумчивостью и романтическими устремлениями. Вид и манеры уродливого незнакомца, самым жалким образом выкатившегося из седла под ноги юношам, вызвали у Фабио раскаты хохота, а у Бальтазара – сочувствие и жалость. Бальтазар был поэтом, чье вдохновение подкреплялось пылкой влюбленностью в Кандиду, хорошенькую дочку профессора, у которого юноша слушал курс лекций по естествознанию.

Колдовская сила

Появление мерзкого карлика вызвало в городе совсем не ту реакцию, которой ожидал Фабиан, предвкушающий всеобщую потеху. Вдруг почему-то все жители заговорили о неказистом уродце как о статном и красивом юноше, обладающем многими достоинствами. Еще больше город сошел с ума, называя маленького монстра «изящным, пригожим и искуснейшим молодым человеком», когда крошка Цахес побывал на литературном чаепитии профессора Моша Терпина, в дочку которого был влюблен Бальтазар. Здесь юноша прочел свою восхитительную и утонченную поэму о любви соловья к розе, в которой выразил жар собственного чувства. То, что случилось после этого, было просто фантастикой!

Краткое содержание кульминации новеллы

Все, что при нем кто-нибудь сделает или скажет что-нибудь замечательное, тотчас приписывается Цахесу. И наоборот, все мерзейшие и нелепые выходки урода (когда тот сипит, квакает, паясничает и несет околесицу) в глазах общества вменяются настоящему творцу. То есть происходит некая дьявольская подмена, ввергающая в отчаяние тех, кто заслужил успех, но обречен на позор из-за проклятого урода. Адской силой, похищающей надежды, называет Бальтазар колдовской дар злого карлика.

Зло можно победить

После этого в сказке появляется еще один персонаж – волшебник Проспер Альпанус. Изучив книги про гномов и альраунов, он приходит к выводу, что крошка Цахес – обыкновенный человек, наделенный не по заслугам чудесным даром. В магической схватке Альпануса и Розабельверде более могущественный маг лишает фею возможности помогать своему подопечному: гребень, которым та расчесывала волосы маленького чудовища, разбился. А Бальтазару волшебник поведал о том, что тайна Циннобера заключается в трех огнистых волосках у того на темени. Их надо вырвать и тотчас сжечь, тогда все увидят Цахеса таким, какой он на самом деле.

С философской точки зрения, коллизия сюжета заключается в том, что в силу непонятного стихийного вмешательства несправедливость торжествует, а правда терпит поражение. Благодаря поддержке большинства, зло становится легитимным и начинает править действительностью. И тогда нужен волевой импульс, сопротивление массовому гипнозу, чтобы изменить положение. Как только это происходит в умах и деяниях некоторых, пусть и малой части, людей, действующих сообща, ситуация меняется.

Юноша успешно справляется со своей миссией: убеждаются в истинном положении дел люди, тонет в ночном горшке с собственными нечистотами крошка Цахес. Герои оправданы, Кандида признается, что всегда любила Бальтазара, молодые женятся, получив в наследство волшебный сад и домик Альпануса.

Фантастика – это обратная сторона реальности

Будучи апологетом идей йенских романтиков, Гофман был убежден в том, что искусство – это единственный источник преображения жизни. В повествовании задействованы только сильные эмоции – смех и страх, поклонение и отвращение, отчаяние и надежда. В сказке о крошке Цахесе, как и в других своих произведениях, писатель создает наполовину реальный, наполовину мифический мир, в котором, по словам русского философа Владимира Соловьева, фантастический образ существует не где-то за пределами реальности, является другой стороной нашей действительности. Гофман использует мотив волшебства с тем, чтобы ярче и яснее продемонстрировать, какова реальность. А чтобы сбросить с себя ее оковы, он прибегает к острой и тонкой иронии.

Художественные приемы

В ткань повествования изящно вплетаются и своеобразно обыгрываются всем известные фольклорные мотивы, означающие чародейство. Волшебные волоски, которыми снабдила своего питомца фея, набалдашник волшебной трости, источающий лучи, в которых вся фальшь оборачивается тем, что не кажется, а есть на деле, золотой гребень, способный обращать безобразное в прекрасное. Использует Гофман и известную сказочную тему одежды, наполняя ее злободневным не только для его современников, но и для нас с вами содержанием. Вспомним рукава и фалды Фабианова сюртука, длина которых немедленно становилась причиной для того, чтобы навесить на его обладателя злые и глупые ярлыки.

Ирония Гофмана

Писатель смеется над нелепыми новациями в чиновничьих аппаратах. Сатирический образ чиновничьего мундира с алмазными пуговицами, число коих обозначает степень заслуг перед отечеством (у обычных людей их было по две или три, у Циннобера аж целых двадцать), автор тоже обыгрывает с изысканным художественным смыслом. Если на обыкновенной человеческой фигуре и так прекрасно удерживалась почетная министерская лента, то на торсе Цахеса — коротком обрубке «с паучьими ножками» — она могла удержаться только посредством двух десятков пуговиц. Но ведь «достопочтенный господин Циннобер» был, конечно, достоин такой высокой почести.

Наконец, блестящей видится констатация итога бесчестной жизни уродливого самозванца: умер от боязни умереть – такой диагноз ставит доктор, осмотрев тело покойного.

Нам есть о чем задуматься

Гофман остроумно являет нам портрет общества, зеркалом которого и стал злополучный крошка Цахес. Анализ проблемы приводит нас к выводу о том, что обезуметь подобным образом можно очень легко и безнадежно. Если ты сам готов подменять истину ложью из корыстных побуждений, если и тебе не чужда склонность приписывать себе чужие заслуги, если, наконец, тобой движут в жизни не смелые и свободные идеи, а узколобый конформизм, рано или поздно ты возведешь на пьедестал крошку Цахеса по прозванию Циннобер.

Читайте также  Мастер и Маргарита характеристика образа Коровьева (Фагота)

«Крошка Цахес по прозванию Циннобер» — краткое содержание повести Э.Т.А. Гофмана

Действующие лица

Главный герой произведения Гофмана — Крошка Цахес. Он сын бедной крестьянки, карлик и урод, но с помощью магии смог привлекать к себе внимание людей и присваивать чужие заслуги. Фея Розабельверде пожалела некрасивого малютку и наделила его волшебными силами. Она добрая и жалостливая.

В произведении «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» есть еще один главный герой — Бальтазар. Это студент, влюбленный юноша, и именно он мог видеть истинный облик злодея Цахеса. В работе Гофмана можно найти второстепенных персонажей:

  • Фабиан — друг Бальтазара, весельчак, реалист;
  • Мош Терпин — профессор естественных наук, преподаватель, уважаемая личность;
  • Кандида — дочь профессора и именно в нее влюблен Бальтазар;
  • Проспер Альпанус — маг, лекарь, именно он помог развеять магию Цахеса-Циннобера.

Краткое содержание произведения можно записать в читательский дневник. В него же вносят характеристику главных героев и личные впечатления от прочитанного. В работе Гофмана тесно связаны реальные и фантастичные события, поэтому он написал не просто сказку, а сказочную повесть.

Краткое содержание

Нищая крестьянка жаловалась на жизнь. У нее было множество бед, но самая страшная — это малыш-уродец. Его она сама породила на свет, к двум годам он только ел, не умел ходить и разговаривать. Женщину пожалела фея, которая назвалась фрейлейн фон Розеншен. Она расчесала волосы малыша волшебным гребнем. Он сразу начал ходить и говорить. Пастор сразу проникся чувствами к малышу и попросил крестьянку отдать его на воспитание.

Спустя время 2 студента, Бальтазар и Фабиан, гуляли по лесу. Они увидели, как с лошади упал маленький карлик Цахес. Чуть позже друзья заметили, что истинную внешность Цахеса никто не замечает. На званом вечере у Моша Терпина он представился как Циннобер. Гости хвалили его внешность и ум. Особенно сильно Бальтазара поразило, как Кандида поцеловала карлика.

Студент убежал в лес, чтобы успокоиться. Там он столкнулся с людьми, которые пострадали от действий Цахеса. Вместе они познакомились с магом Проспером Альпанусом, который мог развеять чары злодея. Карлик собирался жениться на Кандиде, Бальтазар не мог этого допустить.

Студент начал следить за Циннобером. Вскоре ему удалось узнать, что фея расчесывает ему волосы. Цахес понял, что его тайна раскрыта и это сильно подорвало ему здоровье. Позже между Проспером и Розабельвердой разгорелся спор. Маг утверждал, что Крошка недостоин таких почестей, и фея постепенно признала его правоту. Тогда Проспер рассказал Бальтазару о тайне карлика: достаточно сжечь 3 огнистых волоска с темени.

Юноше удалось это сделать прямо во время помолвки. После этого магия разрушилась, люди возненавидели Крошку. Тот сбежал от гнева местных жителей, упал в нечистоты и захлебнулся.

После смерти фея снова сделала его маленьким и очаровательным Циннобером. Его похоронили со всеми почестями.

Смысл произведения

Анализ работы Гофмана позволяет выделить главную мысль — в любой ситуации важно оставаться самим собой. Цахес воровал чужие заслуги, присваивал их и обманом заставил людей испытывать к себе хорошие чувства. По-настоящему талантливый человек так не поступает. Автор умело раскрывает изъяны общества.

Гофман был писателем, работал чиновником и поэтому сталкивался с невежественными людьми и бюрократами. В своем произведении он высмеивает карьеризм, невежество, культ богатства.

Также он показывает, что не всякое благо полезно. Фея пожалела карлика, но это привело к обратному эффекту. Он стал использовать свои возможности только для удовлетворения своих желаний.

Работа Гофмана оказала огромное влияние на мировую культуру. Сказочная история распространилась не только по Германии, но и в других странах. По ней ставили балеты, спектакли.

«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», художественный анализ новеллы Гофмана

Новелла «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» была написана Э.Т.А. Гофманом в 1819-м году. Основной идеей произведения стало сатирическое изображение социального мироустройства Германии начала XIX века и высмеивание отдельных пороков, характерных для всего человечества.

Движущей силой сюжета являются сказочные персонажи – фея Розабельверде, живущая в крохотном живописном княжестве со времён правления благосклонного к чудесам князя Деметрия, и доктор Проспер Альпанус – известный во всём мире волшебник, умело замаскировавшийся под обычного учёного в период насаждения Просвещения сыном Деметрия – Пафнутием.

Прошлое маленького государства (до 1871 года Германия представляла собой страну, состоящую из небольших княжеств) — идиллически-романтическое: подданные князя Деметрия живут в гармонии с природой и чудесами; настоящее «просвещённого» мира – печально-разумно: люди боятся всего необычного и подчиняют природу своим нуждам (вырубают леса, делают реки судоходными и т.п.), зачастую корыстным. Волшебные существа не вписываются в современный мир не потому, что способны нарушить его устои самим своим существованием, а исключительно в силу невозможности подчиняться законам – к примеру, об акцизных сборах (для передвигающихся по суше и воде можно установить границы, но что делать с теми, «которые в состоянии всякому легкомысленному гражданину сбросить в дымовую трубу сколько угодно беспошлинных товаров?»).

Художественное пространство произведения – «просвещённая» реальность, внутри которой существуют отдельные участки волшебного прошлого: либо в формате сказочного существа, замаскированного под обычного человека (фея Розабельверде – канонисса Розеншен), либо в виде огороженной частной территории (имение Проспера Альпануса). Проникнуть в сущность чудесного можно двумя способами: с помощью волшебных предметов (лорнет Проспера Альпануса, позволяющий увидеть три огненных волоска на голове Циннобера) или собственной души (Бальтазар видит волшебство в доме Проспера Альпануса, а его друг Фабиан – нет). Последняя, по замыслу автора, обязательно должна иметь поэтическую природу, поскольку только Поэт может считаться истинным жителем страны Фантазии (перекличка с «Золотым горшком»).

Размеренная жизнь княжества нарушается появлением в Керепесе нового студента – бывшего маленького уродца, сына бедной крестьянки Лизы, по имени «крошка Цахес». Наделённый волшебным даром присваивать себе достоинства тех, с кем он находится рядом, герой быстро проходит путь возвышения – от способного студента до министра иностранных дел Циннобера. Внешнее уродство крошки Цахеса, напоминающего собой «диковинный обрубок корявого дерева» с «паучьими ножками», полностью замещается красотой окружающих точно так же, как невнятная речь становится ясной, а плохие манеры – прекрасными.

Бальтазар – единственный из персонажей новеллы видит крошку Цахеса таким, какой он есть; остальные герои оказываются подвержены волшебному мороку: они безоговорочно принимают совершенного Циннобера и впадают в лёгкое недоумение только тогда, когда он «крадёт» их собственные достоинства (в музыке, в опытах, на экзамене и т.д.). Друг Бальтазара – референдарий Пульхер, которого крошка Цахес лишил должности тайного экспедитора в МИДе, поначалу не может поверить в то, что это произошло чудесным путём. Молодой человек предполагает, что Циннобер добился повышения, как и все, — посредством взятки. Отрицание чудесного в судьбе крошки Цахеса несёт в себе глубокий символический подтекст – автор таким образом показывает, что в обществе, поклоняющемся деньгам и власти, любой уродливый коротышка может стать прекрасным юношей, полным разнообразных дарований. Современному миру, по мнению Гофмана, не нужно волшебство, чтобы видеть в человеке то, чего в нём нет: высокая должность и богатство обеспечат ему всеобщий почёт.

Преклонение перед сильными мира сего высмеивается автором на примере всё того же крошки Цахеса, который предстаёт перед читателем не только лучшим скрипачом-виртуозом, но и уникальной обезьяной из зоологического кабинета. Подобный гротеск показывает всю нелепость существующих социальных норм, движущихся в сторону самоуничтожения – смерть прославленного министра Циннобера наступает в силу трёх причин: страха перед разъярённой толпой (правда), ношения ордена Зелёно-пятнистого тигра, привёдшего к деформации тела (непосильная должностная ноша) и прекращения дыхания в результате попадания в серебряный туалетный сосуд (воздаяние по заслугам).

Романтическое двоемирие, проявляющееся в противопоставлении и одновременном взаимопроникновении реального и волшебного мира, соседствует в новелле с «двоемирием» социальным. Выделение внутри общества студенческой прослойки позволяет автору показать разницу между свободомыслящими людьми и филистёрами – теми, кто привык вести спокойный бюргергский образ жизни, наполненный простыми мирскими удовольствиями.

Классическим представителем филистёра в новелле является профессор Мош-Терпин – вроде бы изучающий живую природу, но видящей в ней только мёртвые законы физики. Поэт Бальтазар, воспринимающий природу как продолжение волшебного мира, терпит своего преподавателя исключительно из-за любви к его прелестной дочери Кандиде. Последняя рисуется автором девушкой весёлой и непринуждённой, в которой можно найти как любовь к немецкой классической литературе (правда, успешно забытой со временем), так и весьма разборчивый и тонкий почерк, как нельзя лучше подходящий для записи «белья, назначенного в стирку».

Свадьба Бальтазара и Кандиды (по мнению Фибиана, девушки совершенно не подходящей по своему характеру первому) символизирует тесное переплетение мечты и действительности и преподносится с долей романтической иронии. Семейная жизнь молодых людей мыслится в рамках волшебного пространства имения Проспера Альпануса, которое в качестве чудес дарит им обыденные вещи – хорошую погоду для стирки белья, небьющуюся посуду, самые вкусные в округе плоды со своего огорода. Фея Розабельверде преподносит невесте более романтический, но тем не менее приземлённый подарок – волшебное ожерелье, которое позволяет всегда сохранять хорошее настроение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: