Миф об Адонисе
Прочитайте онлайн Мифы Греции и Рима | Миф об Адонисе
Впрочем, Венера дарила своей любовью не только Марса, ибо говорили, что она испытывала нежные чувства к молодому человеку по имени Адонис, храброму охотнику. Она очень тревожилась, когда он гонялся за свирепыми лесными зверями. Тщетно убеждала она Адониса позабыть об охоте и остаться с ней. Он со смехом ускользал и вместе с другими охотниками предавался любимому занятию. Но однажды он долго гнался за диким вепрем, пока тот не рассвирепел и не вонзил свои острые клыки в незащищенный бок юноши, а потом растоптал его.
Раненный вепрем, лежит меж нагорий Адонис прекрасный, В белое ранен бедро он клыком… …………………………………….. Тяжкая, тяжкая рана зияет у юноши в теле. Много страшнее та рана, что в сердце горит Кифереи. Как над умершим ужасно любимые псы завывают! Плачут и девы над ним Ореады.
Бион (Пер. М. Грабарь-Пассек)
Венера тут же бросилась к месту гибели своего возлюбленного, продираясь сквозь заросли шиповника. Его острые иглы ранили ее нежную кожу, а капли крови окрашивали белые цветы в розовый цвет. Но, прибежав, она обнаружила, что любимый мертв и не отвечает на ее страстные ласки. Она разразилась такими рыданиями, что лесные и речные нимфы, боги, люди и вся природа стали вместе с ней оплакивать погибшего юношу.
Ах, об Адонисе плачьте! Погублен прекрасный Адонис!
Меркурий с большой неохотой явился, чтобы проводить душу Адониса в царство мертвых, где ее приветствовала Прозерпина и отвела туда, где души чистых и добродетельных смертных вкушали вечное блаженство. А безутешная Венера все лила слезы, которые, падая на землю, превращались в анемоны, а красные капли крови, вытекавшей из тела Адониса, становились красными розами.
Столько же слез проливает она, сколько крови Адонис, Но, достигая земли, расцветает и то и другое: Розы родятся из крови, из слез анемон вырастает.
Время шло, но горе Венеры не уменьшалось, а, наоборот, стало совсем невыносимым, и она пошла на Олимп, упала к ногам Юпитера и стала умолять его освободить Адониса от объятий смерти или позволить ей разделить его судьбу.
Но Юпитер не мог допустить, чтобы с лица земли исчезла красота. Не имея сил устоять перед ее мольбами, он повелел, чтобы Адонис вернулся к Венере. Но Плутон, чьим подданным стал Адонис, отказался отпустить его, и после долгих споров было решено, что юноша будет проводить полгода на земле, а остальные шесть месяцев – на Елисейских полях.
Поэтому ранней весной Адонис покинул загробный мир и вприпрыжку прибежал к своей возлюбленной. Там, где он проходил, расцветали цветы и пели песни птицы, радуясь его возвращению. Символ растительности, которая появляется ранней весной, чтобы покрыть всю землю прекрасной листвой и цветами и заставить птиц петь от радости, Адонис неохотно возвращался в Гадес, когда зима снова убивала его, как свирепый вепрь острыми клыками, заставляя природу увядать и оплакивать его уход.
- Лучшее в рейтинге
- 80 Причины победоносного использования оружия для атаки и обороны
- 78 Стальной век: Социальная история советского общества
- 77 Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса
- 76 Гены гения
- 75 Русские проблемы в английской речи
- 74 Уютные люди. Истории, от которых на душе тепло
- 73 Сталин [Предтеча национальной революции]
- 72 Опыт Октября 1917-го года. Как делают революцию
- 70 Гормоны счастья. Как приучить мозг вырабатывать серотонин, дофамин, эндорфин и окситоцин
- 68 Страшный суд начался [Второе пришествие богов…]
Внимание! Текст предназначен только для предварительного ознакомительного чтения.
Эта книга способствует профессиональному росту читателей и является рекламой бумажных изданий.
Все права на исходные материалы принадлежат соответствующим организациям и частным лицам.
Книги коротко
Книги в кратком изложении
Рубрики
- АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (28)
- Вашингтон Ирвинг (3)
- Генри Уодсуорт Лонгфелло (2)
- Натаниэль Готорн (3)
- Фенимор Купер (3)
- Ханс Кристиан Андерсен (12)
- Эдгар По (5)
- АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX века (15)
- Джеймс Джойс (2)
- Джером Дэвид Сэлинджер (2)
- Джон Апдайк (2)
- Джон Стейнбек (3)
- Рей Брэдбери (2)
- Эрнест Хемингуэй (4)
- АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX — НАЧ. XX в. (9)
- Джек Лондон (2)
- Марк Твен (2)
- Теодор Драйзер (3)
- Фрэнсис Бретп Гарт (2)
- АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (24)
- Вальтер Скотт (3)
- Джордж Ноэл Гордон Байрон (6)
- Льюис Кэрролл (2)
- Перси Биш Шелли (6)
- Уильям Мейкпис Теккерей (2)
- Чарлз Диккенс (5)
- АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX века (13)
- Алан Александер Милн (2)
- Грэм Грин (5)
- Джон Рональд Руэл Толкиен (2)
- Олдос Хаксли (2)
- Уильям Голдинг (2)
- АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX — НАЧ. XX в. (23)
- Артур Конан Доил (3)
- Бернард Шоу (2)
- Герберт Уэллс (3)
- Джером Капка Джером (2)
- Джон Голсуорси (2)
- Оскар Уайльд (2)
- Редъярд Киплинг (3)
- Роберт Луис Стивенсон (2)
- Томас Гарди (2)
- Этель Лилиан Войнич (2)
- Античная литература (49)
- Аристофан (1)
- Гомер (3)
- Менандр (3)
- Метаморфозы (1)
- Мифология и Мифы (28)
- Плутарх (1)
- Софокл (2)
- Эврипид (1)
- БЕЛЬГИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2)
- Шарль Де Костер (2)
- БЕЛЬГИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX — НАЧ. XX в. (2)
- Морис Метерлинк (2)
- Все (2)
- Древний Рим (12)
- Луций Апулей (4)
- Публий Вергилий Марон (2)
- Публий Овидий Назон (2)
- Теренций (2)
- Тит Макций Плавт (2)
- Древняя Греция (23)
- ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3)
- Алессандро Мандзони (2)
- ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX века (2)
- Джанни Родари (2)
- Книги в полном изложении (46)
- Астрология (4)
- Авессалом Подводный (1)
- Бируни (1)
- Клавдий Птолемей (1)
- Сергей Маслов (1)
- Леонид Филатов (2)
- Хорхе Луис Борхес (40)
- Коллекция (Сборник рассказов) (40)
- Астрология (4)
- ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX века (6)
- Маркес Габриэль Гарсия (2)
- Хорхе Луис Борхес (4)
- ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (1)
- ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА (24)
- Жан де Лафонтен (3)
- Жан Расин (4)
- Мольер (6)
- Никола Буало-Депрео (2)
- Пьер Корнелъ (4)
- Шарль Перро (4)
- ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (ПОСЛЕ 1918 ГОДА) (1)
- ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА (1)
- ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (24)
- Данте Алигъери (1)
- Джованни Боккаччо (2)
- Лопе Феликс де Вега Карпьо (3)
- Мигель де Сервантес Сааведра (2)
- Никколо Макиавелли (3)
- Себастьян Брант (2)
- Уильям Шекспир (4)
- Франсуа Рабле (2)
- Эразм Роттердамский (2)
- НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА (14)
- Братья Гримм (2)
- Генрих Гейне (4)
- Генрих фон Клейст (3)
- Новалис (2)
- Эрнст Теодор Амадей Гофман (3)
- НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX века (24)
- Бертполып Брехт (3)
- Генрих Бёлль (3)
- Генрих Манн (3)
- Лион Фейхтвангер (2)
- Томас Манн (6)
- Франц Кафка (4)
- Эрих Мария Ремарк (3)
- ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2)
- Адам Мицкевич (2)
- Средневековая литература (6)
- Кельтский эпос (2)
- Песни о богах (1)
- Песни о героях (1)
- Старшая Эдда (1)
- СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС (6)
- ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (40)
- Александр Дюма (отец) (3)
- Альфонс Доде (2)
- Альфред де Виньи (4)
- Альфред де Мюссе (2)
- Бенжамен Анри Констан де Ребек (2)
- Виктор Гюго (3)
- Гюстав Флобер (3)
- Жюль Верн (5)
- Оноре де Бальзак (5)
- Проспер Мериме (4)
- Стендаль (3)
- Франсуа Рене Огюст де Шатобриан (4)
- ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX века (4)
- Антуан де Сент-Экзюпери (2)
- Жан Ануй (2)
- ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX — НАЧ. XX в. (12)
- Ги де Мопассан (4)
- Ромен Роллан (4)
- Эдмон Ростан (2)
- Эмиль Золя (2)
- ЧЕШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX века (2)
- Ярослав Гашек (2)
- ШВЕДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX века (2)
- Астрид Эмилия Линдгрен (2)
- Эпоха просвещения (34)
- Вольтер (4)
- Генри Филдинг (3)
- Даниэль Дефо (3)
- Джонатан Свифт (2)
- Жан Жак Руссо (1)
- Иоганн Вольфганг Гёте (5)
- Карло Гоцци (3)
- Пьер Огюстен Карон де Бомарше (2)
- Роберт Берне (2)
- Фридрих Шиллер (6)
- Шарль Луи Монтескье (2)
Последние добавления
- Метаморфозы
- Сон Педро Энрикеса Уреньи
- Кафка и его предшественники
- Этнограф — Хорхе Луис Борхес
- Буэнос-Айрес — Хорхе Луис Борхес
Миф об Адонисе
Миф об Адонисе
Богиня любви Афродита влюбилась в сына царя Кипра — прекрасного юношу Адониса, превосходящего красотой всех смертных. Забыв обо всем на свете, Афродита проводила время с Адонисом на Кипре, охотилась вместе с ним в горах и лесах острова.
Она стремилась не расставаться с ним, а покидая его на время, просила быть осторожным, избегать грозных животных, таких, как львы и кабаны. Однажды, когда Афродиты не было рядом, собаки напали на след огромного кабана и устремились за ним в погоню. Адонис уже готовился поразить зверя копьем, когда кабан бросился на него и нанес ему смертельную рану.
Узнав о смерти Адониса и тяжело это переживая, Афродита босиком отправилась по горным склонам и ущельям на его поиски, ее нежные ноги оставляли на камнях кровавые следы. Наконец она нашла убитого Адониса и стала горько над ним стенать. Желая навсегда сохранить о нем память, богиня повелела из крови юноши вырасти прекрасному цветку анемону. А там, где падали капли крови из пораненных ног богини, появились алые розы.
Они были роскошными, а их цвет столь же ярок, как и кровь богини. Тогда Зевс сжалился над горем Афродиты. Он наказал брату своему Аиду, богу подземного царства мертвых, каждые полгода отпускать Адониса на землю из царства теней. Проведя полгода в царстве Аида, Адонис на то же время возвращается на землю навстречу ярким лучам солнца и объятиям златой Афродиты. Вся природа ликует, радуясь их любви.
Адонис, в мифологии
Адонис | |
---|---|
др.-греч. Άδωνις | |
Мифология | древнегреческая религия |
Сфера влияния | красота и желание [d] |
Пол | мужской |
Отец | Кинир , Фоант или Феникс |
Мать | Мирра или Алфесибоя [d] |
Братья и сёстры | Мирра , Бресия , Лаогора и Орседика |
Дети | Бероя и Голгос [d] |
Медиафайлы на Викискладе |
Адо́нис (др.-греч. Ἄδωνις , от финик. ʾadōnī «мой господин»; также связывался с ἁδονά «удовольствие», «чувственное наслаждение») — в древнегреческой мифологии [1] — по наиболее популярной версии — сын Кинира от его собственной дочери Смирны [2] ; либо сын Кинира и Метармы; либо (по Гесиоду) — Феникса и Алфесибеи [3] ; либо (по Паниасиду) Фианта и его дочери Смирны [4] .
Адонис славился своей красотой: в него влюбляется богиня любви Афродита. Его также называют возлюбленным Диониса [5] . Был пастухом и охотником на зайцев [6] . Похвала муз охоте вдохновила его стать охотником [7] .
Ему посвящён город Библ [8] . Отец Берои [9] . Согласно Харету из Митилены, детьми Афродиты и Адониса были Гистапс и Зариадр [10] .
Содержание
- 1 Смерть
- 2 Культ Адониса
- 3 В литературе и искусстве
- 4 В астрономии
- 5 См. также
- 6 Примечания
- 7 Ссылки
Смерть [ | ]
Афродита оплакивает его, убитого в юности на охоте вепрем [11] , который ударил его клыком в бедро [12] на Идалийской горе [13] . По версии, в вепря превратился Арес (любовник Афродиты); либо Адонису отомстила отвергнутая им Персефона [14] ; либо это произошло вследствие гнева Артемиды.
Афродита прятала его труп в латуке [15] . По воле Афродиты он вернулся из подземного царства [16] , превращён в цветок анемон [17] ; либо из крови Адониса возникли розы, а из слёз Афродиты анемон [18] .
Существует рассказ о том, что Афродита передала младенца Адониса на воспитание Персефоне, которая не пожелала потом с ним расстаться [19] . Афродита и Персефона судились из-за Адониса, и Каллиопа рассудила, что они должны владеть им по половине года [20] .
Культ Адониса [ | ]
У финикийцев Адонис (Адон в финикийской мифологии) — юный воскресающий бог весны, олицетворение ежегодного умирания и оживления природы. В Древней Греции праздник Адониса в середине лета справлялся два дня: в первый праздновалось его сочетание с Афродитой, как символ весеннего расцвета и воскресения, другой день был посвящён плачу по умершему богу, символизирующему увядание природы. Аргосские женщины оплакивали его [21] .
Древние люди считали, что благодаря Адонису расцветали цветы весной и зрели плоды летом, зимой же природа оплакивала ушедшего бога. Также в его честь назван род растений. В знак причастности к культу чарующего красотой бога Адониса женщины стали выращивать цветы в глиняных горшках, которые называли «садами Адониса» [22] .
Сторонники мифологической школы отождествляли образ мифа об Адонисе с Иисусом Христом.
В литературе и искусстве [ | ]
Действующее лицо трагедии Дионисия Сиракузского «Адонис». Судьба Адониса — одна из любимых тем античной поэзии: его воспевала Сапфо [25] , у Феокрита (песнь в честь Адониса), Биона, Овидия (любовь Венеры и Адониса в «Метаморфозах»); в новой поэзии встречается у Шекспира (поэма «Венера и Адонис»); у Пушкина («прелестный баловень Киприды… мой Адонис» и «К Юрьеву»); у Майкова («Альбом Антиноя») и других.
Адониев стих в античной поэзии возник, как считается, в гимнах на смерть Адониса.
В астрономии [ | ]
В его честь названы астероид (2101) Адонис и линия Адонис на спутнике Юпитера Европе.
АДОНИС
(Άδωνις, финик. dn «адон», «господь», «владыка»), в греческой мифологии божество финикийско-сирийского происхождения с ярко выраженными растительными функциями, связанными с периодическим умиранием и возрождением природы. Миф об А. в наиболее полном виде представлен у Аполлодора (III 14, 4), Овидия (Met. X 300-524, 708-739) и Антонина Либерала (XXIV). А. — сын феникса и Алфесибеи (варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или кипрского царя Киниры и его дочери Мирры). Богиня Афродита (Венера), рассердившись на не почитавшую её царскую дочь (будущую мать А.), внушает той страсть к родному отцу, который поддаётся соблазну, не подозревая, что вступает в связь с собственной дочерью, и после этого проклинает её (Ovid. Met. X 300-478). Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребёнок удивительной красоты — А. (X 479-524). Афродита передаёт младенца в ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с А. Спор богинь разрешает Зевс, предназначив А. часть года проводить в царстве мёртвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой (в финик. варианте Астартой), спутником и возлюбленным которой он становится. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит (Apollod.Ill 14, 4; Ovid. Met. X 708- 716). По другой версии (Ptol. Hephaest. I, p. 183, 12 Westerm.), A.- жертва гнева Аполлона (его месть Афродите за ослеплённого ею сына Аполлона Эриманфа) или ревнивого супруга богини Ареса (в финик. варианте Астара) (Serv. Verg. Aen V 72). Афродита горько оплакивает А. и превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь (Ovid. Met. X 717- 739). Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты — анемоны.
Культ А. существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос. Согласно Лукиану (De dea Syr. 6), в Библе было святилище Аф-родиты, где происходили оргии в честь А., сопровождавшиеся священной проституцией, причём первый день был посвящён плачу, а второй — радости по воскресшему А. Рассказывается о реке Адонис, которая ежегодно окрашивается в красный цвет, когда, по преданию, в горах Ливана гибнет А. Однако здесь же скептические рассуждения о красной почве, придающей реке кровавый цвет (Luc. De dea Syr. 8). В 5 в. до н. э. культ А. распространился в материковой Греции. В Аргосе женщины оплакивали А. в особом здании (Paus. II 20, 6). В Афинах во время праздника в честь А. под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших (Plut. Alcib. 18; Nic. 13). Адонии — праздник в честь А. — были особенно популярны в эпоху эллинизма, когда распространились греко-восточные культы Осири са, Таммуза и др. Поздней весной и ранней осенью женщины выставляли небольшие горшочки с быстро распускающейся и так же быстро увядающей зеленью, т. н. «садики А.» — символ мимолётности жизни. В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного А„ а на следующий день с причитанием и плачем статую А. несли к морю и погружали в воду, символизируя возвращение его в царство смерти (Theocr. V 96-144). В мифе об А. отразились древние матриархальные и хтонические черты поклонения великому женскому божеству плодородия и зависимому от него гораздо более слабому и даже смертному, возрождавшемуся лишь на время, мужскому коррелату. В мифе и культе А. явственно прослеживается развёрнутая символика вечного круговорота и гармоничного единения жизни и смерти в природе.
Лит.: Frazer J. G„ Adonis, Attis. Osiris, L. — N. Y., 1906; Leipoldt J., Sterbende und auferstehende Götter, Lpz., 1923; Reiner E„ Die rituelle Totenklage der Griechen, Stutt. — В., 1938; Lambrechts P., Over Griekse en oosterse mysteriegodsdiensten: de zgn. Adonieinysteries. Brux., 1954.
А. А. Тахо-Годи.
Европейская драматургия обращалась к мифу об А. в 16-17 вв. (пьесы «А. и Венера» Лопе де Вега; «А.» И. Гундулича и др.). Чаще миф находил воплощение в поэзии этого периода (поэмы «Венера и А.» У. Шекспира; «А.» Дж. Марино; «А.» Ж. Лафонтена и др.).
А. — один из самых популярных персонажей античной живописи (помпейские фрески, вазопись) и пластики (рельефы саркофагов, погребальных урн и др.). Европейское искусство обращается к мифу в средневековой книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию). С начала 16 в. миф находит воплощение во множестве произведений живописи; наибольшее распространение приобрели сюжеты: «Венера и А.», «Гибель А.», «Венера оплакивает А.». К мифу обращались Джорджоне, Тициан, Тинторетто, ан. Карраччи, Веронезе, Г. Рени, Рубенс, Н. Пуссен и др. В 18-19 вв. миф находит воплощение главным образом в пластике («Венера и А.» А. Кановы; «А.» Б. Торвальдсена; «Умирающий А.» О. Родена и др.).
В европейском музыкально-драматическом искусстве миф об А. лёг в основу либретто многих опер 17- 18 вв. (наиболее значительны — «Цепь А.» Д. Маццокки; «А.» К. Монтеверди; «А.» Р. Камбера; «А. на Кипре» Дж. Легренци; «Влюблённый А.» Р. Кайзера и др.).
Венера и Адонис.
Венера и Адонис.
Скульптурная группа А. Кановы.
Мрамор.
178994.
Женева.
Вилла Ла Гранд.
Смерть Адониса.
Смерть Адониса.
Скульптура Дж. Маццуолы.
Мрамор.
Ленинград.
Эрмитаж.
Венера и Адонис.
Венера и Адонис.
Картина Тициана.
1553.
Мадрид.
Прадо.
Венера и Адонис.
Венера и Адонис.
Картина П. П. Рубенса.
Около 1614.
Ленинград.
Эрмитаж.
Якоб Адрианс Бакер. Венера и Адонис. Около 1650 г.
Корнелис Холштейн. Венера и Амур оплакивают смерть Адониса. Около 1655 г.
Тициан Вечеллио. Венера и Адонис. 1553 г.
Петер Пауль Рубенс Венера и Адонис. Первая половина 17 в.
Адонис (мифология)
Адонис | |
---|---|
др.-греч. Άδωνις | |
Мифология | древнегреческая религия |
Сфера влияния | красота и желание [d] |
Пол | мужской |
Отец | Кинир , Фоант или Феникс |
Мать | Мирра или Алфесибоя [d] |
Братья и сёстры | Мирра , Бресия , Лаогора и Орседика |
Дети | Бероя и Голгос [d] |
Медиафайлы на Викискладе |
Адо́нис (др.-греч. Ἄδωνις , от финик. ʾadōnī «мой господин»; также связывался с ἁδονά «удовольствие», «чувственное наслаждение») — в древнегреческой мифологии [1] — по наиболее популярной версии — сын Кинира от его собственной дочери Смирны [2] ; либо сын Кинира и Метармы; либо (по Гесиоду) — Феникса и Алфесибеи [3] ; либо (по Паниасиду) Фианта и его дочери Смирны [4] .
Адонис славился своей красотой: в него влюбляется богиня любви Афродита. Его также называют возлюбленным Диониса [5] . Был пастухом и охотником на зайцев [6] . Похвала муз охоте вдохновила его стать охотником [7] .
Ему посвящён город Библ [8] . Отец Берои [9] . Согласно Харету из Митилены, детьми Афродиты и Адониса были Гистапс и Зариадр [10] .
Содержание
- 1 Смерть
- 2 Культ Адониса
- 3 В литературе и искусстве
- 4 В астрономии
- 5 См. также
- 6 Примечания
- 7 Ссылки
Смерть
Афродита оплакивает его, убитого в юности на охоте вепрем [11] , который ударил его клыком в бедро [12] на Идалийской горе [13] . По версии, в вепря превратился Арес (любовник Афродиты); либо Адонису отомстила отвергнутая им Персефона [14] ; либо это произошло вследствие гнева Артемиды.
Афродита прятала его труп в латуке [15] . По воле Афродиты он вернулся из подземного царства [16] , превращён в цветок анемон [17] ; либо из крови Адониса возникли розы, а из слёз Афродиты анемон [18] .
Существует рассказ о том, что Афродита передала младенца Адониса на воспитание Персефоне, которая не пожелала потом с ним расстаться [19] . Афродита и Персефона судились из-за Адониса, и Каллиопа рассудила, что они должны владеть им по половине года [20] .
Культ Адониса
У финикийцев Адонис (Адон в финикийской мифологии) — юный воскресающий бог весны, олицетворение ежегодного умирания и оживления природы. В Древней Греции праздник Адониса в середине лета справлялся два дня: в первый праздновалось его сочетание с Афродитой, как символ весеннего расцвета и воскресения, другой день был посвящён плачу по умершему богу, символизирующему увядание природы. Аргосские женщины оплакивали его [21] .
Древние люди считали, что благодаря Адонису расцветали цветы весной и зрели плоды летом, зимой же природа оплакивала ушедшего бога. Также в его честь назван род растений. В знак причастности к культу чарующего красотой бога Адониса женщины стали выращивать цветы в глиняных горшках, которые называли «садами Адониса» [22] .
Сторонники мифологической школы отождествляли образ мифа об Адонисе с Иисусом Христом.
В литературе и искусстве
Действующее лицо трагедии Дионисия Сиракузского «Адонис». Судьба Адониса — одна из любимых тем античной поэзии: его воспевала Сапфо [25] , у Феокрита (песнь в честь Адониса), Биона, Овидия (любовь Венеры и Адониса в «Метаморфозах»); в новой поэзии встречается у Шекспира (поэма «Венера и Адонис»); у Пушкина («прелестный баловень Киприды… мой Адонис» и «К Юрьеву»); у Майкова («Альбом Антиноя») и других.
Адониев стих в античной поэзии возник, как считается, в гимнах на смерть Адониса.
В астрономии
В его честь названы астероид (2101) Адонис и линия Адонис на спутнике Юпитера Европе.