Краткая биография башлачев

Александр Николаевич Башлачев

БАШЛАЧЕВ Александр Николаевич (27 мая 1962, Череповец —17 февраля 1988, Ленинград), российский поэт, рок-музыкант, автор песен.

В 1982 окончил факультет журналистики Уральского университета в Свердловске, после чего вернулся в родной Череповец и работал в местных молодежных газетах. В этот период он близко сошелся с местным рок-сообществом, публиковал проблемные статьи о рок-н-ролле. Примерно в 1983 он неожиданно для многих начал писать стихи, сразу же поразившие всех, кто их слышал. В сентябре 1984 состоялась его встреча с опальным в ту пору музыкальным критиком и журналистом Артемием Троицким, который поддержал молодого автора. Месяцем позже Башлачев уже оставил Череповец и весь следующий год колесил по стране, поражая своих почитателей все новыми и новыми песнями. В марте 1985 состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде, когда он, вместе с Юрием Шевчуком, спел несколько песен на неофициальном концерте (запись этого концерта в 1995 была издана фирмой «Manchester Files» под названием «Кочегарка»). В 1986 он переехал в Ленинград, где вступил в местный рок-клуб. Башлачев участвовал в устном выпуске журнала «Рокси», работал в знаменитой котельной «Камчатка» и выступил на 5-м Ленинградском рок-фестивале в июне 1987 — фрагменты его выступления были отсняты для фильма «Рок».

Тем же летом принял участие в работе над фильмом «Барды проходных дворов» (в прокате — «Игра с неизвестным»), однако по неясным причинам в последний момент отказался сниматься. К сожалению, предпринятая тогда же попытка профессионально записать Башлачева для пластинки на ленинградском отделении «Мелодии» так и не удалась.

В последний год своей жизни он явно испытывал внутренний кризис, причины которого остались не до конца ясны.

В начале 1988 в настроении Башлачева, казалось, наступил просвет: он дал несколько концертов в Москве и запланировал свои новые выступления. Однако 17 февраля, уже по возвращении в Питер, Александр Башлачев покончил с собой, выбросившись из окна квартиры, где он в то время жил, — похоже, что решение это было принято не под влиянием момента, а стало результатом мучительного выбора.

За короткий промежуток времени Башлачев создал около ста песен, принадлежащих к его «золотому запасу». Хотя на формирование его стиля и поэтического языка, без сомнений, повлияла песенная поэзия Высоцкого и Галича, песни Гребенщикова и Науменко, поэтические эксперименты начала века и древнерусская эпическая поэзия, Башлачев создал свой собственный художественный мир.

В 1991 петербургское издательство «Новый Геликон» выпустило единственное на сегодня собрание песен и стихов Башлачева «Посошок». Начиная с 1989 вышло более двух десятков пластинок, кассет и компакт-дисков с записями Башлачева.

Он стал одним из наиболее значительных явлений в отечественном бард-роке. В его многослойных стихах-песнях, полных неожиданных ассоциаций, парадоксального юмора и виртуозной игры словами, смелых рифм и сложных размеров, причудливо переплелись архаика и современность, былинные сюжеты и реалии рок-бытия, высокая трагедия и откровенное скоморошество.

Александр Николаевич Башлачев родился 27 мая 1962 года в городе Череповец. Он был поэтом, автором песен, но нам наиболее известен как рок-музыкант.

В 1982 году Башлачов получил диплом журналиста в Уральском университете города Свердловска. После этого некоторое время работал по специальности в молодежных газетах родного Череповца. Именно в это время его стал интересовать рок-н-ролл. Начиная с 1983 года, Александр Николаевич начинает писать стихи, в это же время появляются его первые песни. Серьезную поддержку молодому автору оказал Артемий Троицкий, опальный музыкальный критик. После встречи с ним Башлачев уехал из Череповца.

Год он ездит по стране, выступает на неофициальных вечерах, так называемых «квартирниках». Первое его выступление на публике состоялось в марте 1985 года, когда он вместе с Юрием Шевчуком спел на неофициальном концерте в Ленинграде.

В 1986 году выступает на нескольких концертах, вступает в ленинградский рок-клуб, в этом же году переезжает жить в северную столицу. В 1987 году выступления музыканта снимают для фильма «Рок». В этом же году летом он работает над фильмом «Барды проходных дворов», но отказывается сниматься по неизвестным причинам. Тогда же была предпринята попытка сделать профессиональную запись для пластинки, но она тоже провалилась.

Музыкальная карьера Башлачева была стремительна, но кратковременна. 17 февраля 1988 года он покончил собой, выбросившись с девятого этажа из окна квартиры, где проживал. Стоит заметить, что в последний год жизни он находился в глубокой депрессии, о причинах которой ничего не известно.

Тем не менее, Башлачев успел стать автором около ста песен и сформировать свой особый стиль исполнения, на который оказала влияние поэзия некоторых известных исполнителей того времени. Единственное собрание его песен и стихов было выпущено в 1991 году под названием «Посошок».

Александр Башлачев — биография, информация, личная жизнь

Александр Башлачев

Александр Николаевич Башлачев. Родился 27 мая 1960 года в Череповце — погиб 17 февраля 1988 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский поэт, бард, рок-певец, автор песен.

Александр Башлачев родился 27 мая 1960 года в Череповце.

Отец — Николай Алексеевич Башлачев, начальник участка теплосилового цеха.

Мать — Нелли Николаевна Башлачева, преподаватель химии.

С детства сочинял стихи. Обучился игре на гитаре. С подросткового возраста начал петь песни собственного сочинения.

В 1977 году окончил среднюю школу. Далее собирался стать студентом журфака Ленинградского университета им. Жданова, однако не поступил из-за отсутствия публикаций в СМИ. В ходе поступления в вуз он познакомился с будущим известным телеведущим Леонидом Парфеновым.

В 1977-1978 годах работал художником на Череповецком металлургическом комбинате.

В 1978-1983 годах учился в Свердловске в Уральском государственном университете на факультете журналистики. После университета вернулся в Череповец, где год проработал в газете «Коммунист».

Творчество Александра Башлачева

В сентябре 1984 года в Череповце познакомился с Артемием Троицким, по приглашению которого отыграл серию «квартирников» в Москве и Ленинграде. Осенью 1984 уехал из Череповца сначала в Москву, затем в Ленинград.

Первый концерт-квартирник Башлачева в Москве прошел в квартире художника Николы Овчинникова, второй — через несколько дней в квартире поэта Геннадия Кацова в Текстильщиках.

В марте 1985 года состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в 6-й аудитории Ленинградского ветеринарного института (пр. Московский, 99). Этот концерт проходил сразу после III фестиваля Ленинградского рок-клуба, поэтому получил название «Четвертый день фестиваля». Запись этого концерта была издана под названием «Кочегарка».

В это же время Александр Башлачев записал свой первый альбом, запись организовал Сергей Фирсов в домашней студии Алексея Вишни. Позже эта запись вышла под названием «Третья столица». С этого момента Фирсов считал себя директором Башлачева.

На следующий год Башлачев окончательно поселился в Ленинграде, там он вступил в Рок-клуб. С помощью того же Фирсова с марта 1986 года был официально трудоустроен в котельной «Камчатка».

В июне 1987 года на Пятом Ленинградском фестивале получил приз «Надежда».

Весной 1987 года был занят на съемках в документальном фильме Алексея Учителя «Рок». В процессе съемок от участия в них отказался. Позже, когда Башлачев погиб, его похороны снимала группа Алексея Учителя и включила в одну из версий фильма кадры этого события.

В июне 1987 года выступил на пятом Ленинградском рок-фестивале в ЛДМ, затем выступил на рок-фестивале в Черноголовке. В августе 1987 года участвовал в съемках фильме «Барды покидают дворы» (Киев), от участия в котором в процессе работы отказался.

29 января 1988 года на квартире Марины Тимашевой состоялся последний, сохранившийся в записи, концерт Башлачева.

Александр Башлачев — Время Колокольчиков

Александр Башлачев — Все от винта

Александр Башлачев — В чистом поле-дожди косые

Любимыми группами у Александра были «The Doors» и «Аквариум».

За очень короткую творческую жизнь Башлачев написал около 70 песен и сыграл более 120 концертов, и успел навсегда войти в историю советского рока.

Гибель Александра Башлачева

Александр Башлачев трагически погиб 17 февраля 1988 года. Между 7 и 9 часами утра он выпал из окна кухни съемной однокомнатной квартиры № 281, расположенной на 8 этаже дома № 23, корп. 1 по проспекту Кузнецова в Ленинграде. Скончался на месте.

До сих пор истинные причины падения точно не установлены. По словам его фактической жены Анастасии Рахлиной, Башлачев был очень одинок, так как его духовное видение было особенным, а взаимопонимание с людьми было возможно лишь до некоего барьера, который невозможно преодолеть, поскольку ты видишь то, что не видят другие. Невзирая на то, что люди были ему интересны (а он, в свою очередь, им), и были люди, которых Александр любил (равно как и были те, кто любил его), в общем и целом он был одинок, даже несмотря на свою общительность.

По воспоминаниям людей, общавшихся с Башлачевым, примерно с середины 1986 года он испытывал серьезный творческий кризис, который мог послужить причиной самоубийства.

23 февраля был похоронен в Ленинграде на Ковалевском кладбище. Покойного Башлачева иногда включают в т.н. «клуб 27» наряду с другими известными музыкантами, погибшими в 27 лет (среди них лидер Nirvana Курт Кобейн, основатель The Rolling Stones Брайан Джонс, британская певица Эми Уайнхаус).

Могила Александра Башлачева

21 февраля 1988 года состоялся первый концерт памяти Александра Башлачева.

В ноябре 1988 года в Читинском театре-студии «Под старой люстрой» поставлен музыкальный спектакль «Прими свою вину» по песням Башлачева.

Смерть Башлачева упоминается в песнях многих известных исполнителей: «Вершки и корешки» и «Свобода» Егора Летова, «В среду днем» Александра Градского, «Сорвало башню» Федора Чистякова и др.

Памяти Башлачева посвящены песни «Солнце за нас» группы «Алиса», «Русское поле» Максима Касьянова, «Поплачь о нем» группы «Чайф», «Дороги» и «Просвистела» группы «ДДТ» и др.

1 ноября 2009 года в Череповце открылся музей Александра Башлачева. Он расположен в здании Нотно-музыкальной библиотеки. В музее постоянно проходят музыкальные вечера в день рождения и в день смерти Александра Башлачева. Директор библиотеки — Татьяна Мельникова. Постоянно проходят концерты местных и приезжих музыкальных коллективов. В ближайшее время планируется расширение музея — будет создана специальная комната для проведения «квартирников». Музей был создан на основе постоянной экспозиции в библиотеке-филиале № 5 города Череповца, созданной к 40-летию поэта.

Читайте также  Краткая биография бютор

27 мая 2010 во Дворце культуры металлургов Череповца прошел первый фестиваль «Сашин День», посвященный 50-летнему юбилею Александра Башлачева. Организатор — общественный деятель Светлана Кунина.

17 февраля 2011 в санкт-петербургском Большом театре кукол состоялось премьера спектакля «Башлачев. Человек поющий». В 2013 году московским театром МастерскаЯЮ поставлен спектакль «Все от винта!» по творчеству и биографии Александра Башлачева. Режиссер — ЯЮ. 14 июня 2014 в Центре современной драматургии в Екатеринбурге состоялась премьера спектакля «СашБаш. Свердловск-Ленинград и назад».

24 мая 2015 состоялся рок-фестиваль «Время Колокольчиков», посвященный юбилею Александра Башлачева, в котором приняли участие солист череповецкой группы «Рок-Сентябрь» Олег Хакман, группы «Ключевая», «Пилот», «Сурганова и оркестр», «Крематорий», «Калинов мост» и ее лидер Дмитрий Ревякин, «Чайф». Исполнители представили трибьют песен Александра Башлачева.

Памятник Башлачеву — в полный рост, с гитарой в руке поднимающимся по лестнице — планировалось установить в Череповце на берегу Ягорбы. Проект памятника был подготовлен Марией Ивановой-Очерет и поддержан родственниками Башлачева и известными музыкантами. Позже было объявлено о планах установить памятник в Санкт-Петербурге (автор скульптуры Мария Иванова-Очерет).

Личная жизнь Александра Башлачева:

Осенью 1985 года у него родился сын Иван, он умер в младенчестве.

3 августа 1988 года в Череповце, уже после гибели музыканта, у него родился сын Егор. Матерью сына стала Анастасия Рахлина (28 мая 1965 — 2 июня 2018), дочь режиссера Рафаила Рахлина.

Анастасия Рахлина в юношеские годы работала рок-журналисткой. Позже писала для сайта Православие.ру. В 2017 году она приняла монашеский постриг с именем Иулиания и сообщила, что больна раком. В 2018 году она скончалась.

Анастасия Рахлина — мать сына Александра Башлачева

Сын Егор состоял на учете в психоневрологическом диспансере, покончил с собой 19 июня 2021 года в Москве.

Дискография Александра Башлачева:

1989 — Время колокольчиков
1990 — Все будет хорошо
1990 — Третья столица
1992 — Таганский концерт
1994 — Вечный пост
1994 — Лихо
1995 — Кочегарка

Библиография Александра Башлачева:

Посошок: Стихотворения
Как по лезвию

последнее обновление информации: 21.06.2021

Александр Башлачев

Биография

Обаятельный поэт, внутренний мир которого хорошо прослеживается в стихах и песнях, стал одним из ярких представителей советского андеграунда. Александр Башлачев (или, как звали его друзья, СашБаш) почти не расставался с гитарой, на которой научился играть еще в школьные годы. Любимый инструмент рокера и барда остался с мужчиной и после смерти – друзья положили гитару в могилу талантливого исполнителя.

Детство и юность

Александр Башлачев родился в городе Череповец 27 мая 1960 года. Вскоре после рождения сына в семье появился второй ребенок — девочка Лена. Родители, учительница химии и работник теплосилового цеха, много времени проводили на работе, поэтому дети были предоставлены самим себе.

Музыкант Александр Башлачев

Александр рано научился читать, а первое стихотворение, по собственному признанию, сочинил уже в 3 года. Несмотря на явный музыкальный талант, ребенок не посещал музыкальную школу. Такое решение мальчик принял сам, признавшись маме, что жалеет детей, вынужденных ходить на занятия.

Однажды классная руководительница Башлачева предложила школьникам выпустить альманах. Так началось увлечение Александра журналистикой. Мальчик писал стихи для любительского издания, помогал одноклассникам со статьями и руководил процессом сбора материала.

Александр Башлачев с сестрой

В старших классах, когда увлечение стихотворным жанром временно угасло, Саша увлекся прозой. За попытки составить своеобразное описание будней девятиклассника друзья прозвали мальчика летописцем. Рукопись юноши не сохранилась – Башлачев лично сжег материал, так как стеснялся своих ранних работ.

После получения аттестата Александр уехал в Ленинград поступать в университет. Первые два тура на факультет журналистики Башлачев преодолел без труда. Проблемы начались, когда приемная комиссия потребовала показать опубликованные статьи абитуриента. Школьного альманаха оказалось недостаточно. Провалившись, Александр возвращается в родной город.

Александр Башлачев в юности

Чтобы не тратить год впустую, Башлачев устраивается на Череповецкий металлургический завод. Работая художником, Александр параллельно выпускает собственные статьи в газете «Коммунист». А по вечерам молодой человек осваивает писательское ремесло в школе юного журналиста.

Через год Башлачев делает еще одну попытку поступить в высшее учебное заведение. Опыт и талант юноши оценили по достоинству. В 1978 году Александр становится студентом Уральского государственного университета Свердловска.

Музыка

Учеба дается Александру настолько легко, что юноша почти не посещает лекции. Вместо зубрежки Башлачев проводит время в Череповце, где вместе с музыкальной группой «Рок-сентябрь» пишет песни и выступает на фестивалях. Сам Александр не выходит на сцену, отдавая предпочтение сочинению песен и организации выступлений.

Александр Башлачев в молодости

Получив диплом, поэт возвращается в уже знакомый «Коммунист». Но теперь работа в редакции только угнетает мужчину. Идейные статьи, которые не приносили творческого удовлетворения, соседствуют в жизни Башлачева с альтернативной музыкой.

В 1984 году группа «Рок-сентябрь» распалась, и терпение поэта закончилось. Александр увольняется из газеты и отправляется в Москву, чтобы развеяться и определиться с планами на будущее. Там в гостях у старого знакомого Леонида Парфенова Башлачев знакомится с Артемием Троицким. Под влиянием друзей поэт перебирается в столицу, где каждый вечер, благодаря новым связям, исполняет собственные песни на квартирниках.

Артемий Троицкий и Александр Башлачев

Пиратские записи импровизированных концертов разлетелись по Советскому Союзу, сделав Башлачева известной личностью. Посетители камерных выступлений поэта утверждали, будто мужчина настолько отдавался музыке, что после завершения концерта руки музыканта часто оказывались в крови – поэт стирал пальцы в кровь.

Мужчина постоянно менял тексты собственных песен. Довольно часто во время выступления Александр на ходу исправлял последние строчки в композициях «Некому березку заломати» и «Как ветра осенние».

Александр Башлачев исполняет песню «Все от винта»

Первое выступление на большой сцене состоялось в Ленинграде в 1985 году. Вместе с Юрием Шевчуком мужчины исполнили собственные хиты в зале ветеринарного училища. В этом же году Башлачев окончательно перебирается в Ленинград, где принимает активное участие в жизни рок-тусовки.

Домашние концерты были полны зрителей, но на телеэкраны творчество Башлачева не пропускали. Подобное отношение к его творчеству сильно расстраивало музыканта.

Александр Башлачев с гитарой

В 1987 году режиссер Алексей Учитель предложил Александру поучаствовать в создании документального фильма «Рок». Схватившийся с энтузиазмом за предложение музыкант спустя несколько месяцев отказался от съемок. Точно так же мужчина поступил с фильмом «Барды проходных дворов» Петра Солдатенкова.

Александр Башлачев исполняет песню «Время колокольчиков»

Постоянная занятость и плотный график не спасали музыканта от хандры. В 1988 году Башлачев уезжает в Москву, где участвует в нескольких квартирниках. Все концерты музыканта полны зрителей и поклонников.

Незадолго до столичного турне имя Александра прозвучало на рок-фестивале, где поэт и композитор исполнил песню «Все от винта». Мужчине присудили приз «Надежда». Вскоре после возвращения в Ленинград Александра Башлачева не стало.

Личная жизнь

С юных лет друзья СашБаша наблюдали, как легко молодой человек вступает в близкие отношения с женщинами. Несмотря на обаяние и легкость в общении, Башлачев не рассказывал о своих пассиях.

Александр Башлачев и Анастасия Рахлина

В студенческие годы Александр много времени проводил с однокурсницами, причем увлечения Башлачева попадали под определенный образ. Мужчина отдавал предпочтение худощавым девушкам с удлиненным овалом лица и русыми волосами. Соседи по общежитию утверждают, что все возлюбленные музыканта напоминали молодую Николь Кидман.

В 1985 году Башлачев впервые женится. Брак, заключенный с Евгенией Камецкой, был фиктивен. Знакомая Александра согласилась на свадьбу, чтобы музыкант получил ленинградскую прописку. Женщина, с которой в этот период СашБаша связывали близкие отношения, — Татьяна Авасьева.

Егор Башлачев, сын Александра Башлачева, в 1998 году

Вскоре после свадьбы на другой возлюбленная поэта родила сына Ваню. Из-за тяжелого заболевания мальчик умер, прожив всего несколько месяцев. После потери ребенка отношения пары закончились.

В мае 1986 года в гостях у знакомой Александр знакомится с Анастасией Рахлиной. Поклонница творчества Башлачева зашла в гости к подруге, где столкнулась с музыкантом. Бурный роман прервала смерть поэта. Спустя пару месяцев после похорон Анастасия родила сына Башлачева – Егора.

Смерть

Последние часы жизни поэт и музыкант провел в квартире своей первой жены Евгении Камецкой. Молодые люди сохранили приятельские отношения и часто проводили квартирники на территории девушки. Утром 17 февраля 1988 года Евгению разбудили представители органов, сообщив о смерти Башлачева.

Могила Александра Башлачева

По версии следствия, мужчина выбросился из кухонного окна. Друзья и близкие Александра не сомневаются, что музыкант мог добровольно уйти из жизни. Несмотря на общительность и хорошее настроение, Башлачев страдал от одиночества. К тому же на протяжении последнего года Александр почти не выходил из творческого кризиса.

Талантливого музыканта похоронили на Ковалевском кладбище в Санкт-Петербурге. Могилу кумира поклонники обозначили деревцем, которое украсили колокольчиками. Несмотря на статус самоубийцы, друзья Башлачева добились разрешения на отпевание Александра в соборе.

Краткая биография башлачев

Поэт и автоp песен Александp Башлачёв был, вне всяких сомнений, одним из наиболее значительных явлений, когда-либо появлявшихся на отечественном музыкально-поэтическом небосклоне. Его многослойные, полные неожиданных ассоциаций и отдалённых аллюзий, паpадоксального юмоpа и виpтуозной игpы словами, смелых pифм и сложных pазмеpов стихи-песни, в котоpых аpхаика и совpеменность, былинные сюжеты и pеалии pок-бытия, высокая тpагедия и откpовенное скомоpошество сосуществовали на pавных, пpинадлежат к лучшим стpаницам отечественной поэзии.

Александр Башлачёв родился в Череповце 27 мая 1960 года.

В 1967-1977 закончил в Череповце среднюю школу.

В 1977—1978 работал художником на Череповецком металлургическом комбинате.

В 1978—1983 учился в УрГУ на факультете журналистики. В это время часто ездил в Череповец (к слову, на поезде N193 «Свердловск-Ленинград»). Пишет малозначащие тексты для Череповецкой группы «Рок-Сентябрь». В 1983 году появляются первые известные нам песни — в частности, «Грибоедовский вальс». 1983 г. — после университета вернулся в Череповец, где год проработал в газете с поэтическим названием «Коммунист».

Читайте также  Краткая биография бхаса

В сентябре 1984 года в Череповце на квартире Леонида Парфёнова познакомился с Артемием Троицким, по приглашению которого отыграл серию квартирников в Москве и Ленинграде.

Осенью 1984 уехал из Череповца сначала в Москву, затем в Ленинград.

В марте 1985 года состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в 6 аудитории Ленинградского ветеринарного института (Московский пр. д. 99). Этот концерт проходил сразу после III фестиваля Ленинградского рок-клуба, поэтому получил название «Четвёртый день фестиваля». Запись этого концерта была издана под названием «Кочегарка».

1984-1986 г. — играл бесчисленные квартирные концерты в Москве, Питере, Новосибирске и прочих городах отечества, не участвуя в мероприятиях типа «рок-фестивали».

В 1985 г. он записал свой первый альбом, запись организовал Сергей Фирсов в домашней студии Алексея Вишни, позже эта запись выходила под названием «Третья Столица». С этого момента Фирсов считает себя директором Башлачёва.

1986 г., январь — необычайно активный концертный месяц, в течении которого были произведены две записи, впоследствии рассматриваемые издателями как студийные — запись на домашней студии А.Агеева и запись концерта в Театре на Таганке.
Окончательно поселился в Ленинграде, там он вступил в Рок-клуб. С помощью того же Фирсова с марта 1986 года официально трудоустроен в котельной «Камчатка».

1986 г., апрель — запись на домашней студии А.Липницкого на Николиной горе альбома «Вечный Пост». Оригинал был затерт Башлачевым в октябре того же года. В мае в Череповце написана последняя (из сохранившихся) песня — «Вишня».

1987, весна — редкие квартирные концерты и съёмки в документальном фильме Алексея Учителя «Рок». В процессе съёмок от участия в них отказался. Позже, когда Башлачёв умер, его похороны снимала группа Алексея Учителя и включила в одну из версий фильма кадры этого события.

Июнь 1987 — выступление на пятом Ленинградском рок-фестивале в ЛДМ, выступление на рок-фестивале в Черноголовке.

Сентябрь 1987 — съёмки в фильме «Барды покидают дворы» (Киев), от участия в которых в процессе работы отказался.

1988 г. — серия концертов в Москве.

29 января 1988 года на квартире Марины Тимашевой состоялся последний, сохранившийся в записи, концерт Башлачёва.

Скончался 17 февраля 1988 года, выпав из окна восьмого этажа дома 23 по проспекту Кузнецова в Ленинграде. Наиболее вероятная версия смерти — самоубийство, однако истинные причины падения точно не установлены. Похоронен в Ленинграде на Ковалёвском кладбище.

Сын Егор Башлачёв родился уже после гибели Александра.

За коpоткий пpомежуток вpемени Башлачёв создал более шестидесяти песен, пpинадлежащих к его золотому запасу. Хотя на фоpмиpование его стиля и поэтического языка, без сомнений, повлияла песенная поэзия Высоцкого и Галича, песни Гpебенщикова и Науменко, поэтические экспеpименты начала века и дpевнеpусская эпическая поэзия, Башлачёв создал свой собственный художественный миp. Его влияние заметно во многих песнях Константина Кинчева (АЛИСА), Виктора Цоя (КИНО), Дмитрия Ревякина (КАЛИНОВ МОСТ), Святослава Задеpия (НАТЕ!) и многих дpугих. В ноябpе 1988 на арене Двоpца Споpта в Лужниках состоялся гpандиозный концеpт его памяти, участие в котоpом пpиняли пpактически все звёзды отечественного pока — пожалуй, в последний pаз вместе. Московский кpитик Илья Смиpнов, один из оpганизатоpов этого концеpта, очень точно опpеделил этот пеpиод pомантического единства на отечественной рок-сцене башлачёвским выpажением Вpемя колокольчиков.

В 1990 писатель Александр Житинский выпустил в питеpском издательстве Лира первое (и ещё долго остававшееся единственным) собpание песен и стихов Башлачёва Посошок. Помимо того, его позия, а также воспоминания о поэте его друзей, знакомых и университетских соучеников, печатались в различных газетах и журналах. Лишь в 1997 в Москве свет увидело полное собрание сочинений Башлачёва.

Начиная с 1989, когда московский звукорежиссёр и коллекционер Александр Агеев выпустил на Мелодии под названием Вpемя колокольчиков фрагмент сделанной им в начале 1986 трёхчасовой записи башлачёвского выступления, вышло более двух десятков пластинок, кассет и компакт-дисков с песнями Александра Башлачёва (в-основном, это концертные записи далеко не всегда адекватного качества). Наибольший интерес среди них представляют Тpетья столица, в 1995 изданная питерской компанией Manchester, и Концеpт на Таганке, выпущенный на трёх пластинках и двух компакт дисках московской фирмой FeeLee в 1992.

17 февpаля 1998 во ДК им. Гоpького состоялся концерт памяти Башлачёва, приуроченный к десятилетию со дня его гибели. В нём участвовали многие из его друзей, бывшие коллеги по Камчатке и молодые группы, отдававшие тем самым дань уважения поэту — на сцену один за другим выходили Юрий Шевчук, Леонид Фёдоров, МАШНИНБЭНД, Сергей Рыженко, Умка, Святослав Задеpий, Олег Гаpкуша, Дюша Романов, Алексей Рыбин и многие другие.


Памяти А. Башлачёва посвящены песни:

«Солнце за нас», «Шабаш», «Крик» — Константин Кинчев (группа «АлисА»).
«Дороги» — Юрий Шевчук (группа «ДДТ») (упоминается в фильме «Время ДДТ»).
«Поплачь о нём» из альбома «Не беда» группы Чайф.
«Пусть сегодня никто не умрёт» группа «Разные люди».
«Прощание» — Сергей Калугин (группа «Оргия Праведников»).
«Памяти Александра Башлачёва» — Александр Щербина.
«Патроны» — Николай Макеев (группа «М4»).
«Казак» — Дмитрий Ревякин (группа «Калинов мост»).
альбом «Парашют Александра Башлачёва» Ермена Анти (Адаптация).
Александр Васильев («Сплин») на концерте 19.02.2011 в Москве признался, что песню «Летела жизнь» посвятил Башлачёву.

«Крик» — Константин Кинчев (группа «АлисА»)
Альбом «Стыд и срам», песня «Про чертиков» — Яна Дягилева (группа «Янка»)
«Разорались вороны» — группа «Химера»
«Памяти А. Башлачева» — группа «Записки Неизвестного»

Александр Башлачёв

Страна: Россия
Родился: 27 мая 1960 г.
Умер: 17 февраля 1988 г.

Башлачёв Александр Николаевич («СашБаш») — российский поэт и музыкант, автор и исполнитель своих песен. Ключевая фигура для поклонников русского рока, один из важнейших его представителей — поэт среди рокеров, рокер среди поэтов.

Родился в Череповце, в семье начальника теплосилового цеха Череповецкого металлургического завода Николая Сергеевича Башлачёва и преподавательницы химии филиала ленинградского Северо-Западного политехнического института Нелли Николаевны Башлачёвой. По словам Александра Башлачёва, свои первые рифмованные строки он сложил ещё в возрасте трёх лет. По воспоминаниям друзей детства, в возрасте шести лет он не просто читал «Тома Сойера», а читал его вслух своим друзьям во дворе, уже в 1971 году сочинил на мотив из фильма «Кавказская пленница» свою первую (пусть и «подражательную») песенку со словами «Мимо бегут канадцы, режут коньками лёд».

В музыкальную школу Александр, как вспоминала его мама, идти не захотел, но когда родители купили пианино — практически самостоятельно его освоил до уровня исполнения «Лунной сонаты», которую очень любил и часто играл «для себя», никак не бравируя своим умением. Все школьные годы Башлачёв продолжал писать стихи, «Разлюли-малина» (1978) — далеко не первое его стихотворение; более ранние сохранились только фрагментами в воспоминаниях друзей детства, а сам он к этим своим поэтическим опытам никогда серьёзно не относился.

В 1977 году, после окончания средней школы, пытался поступить (вместе со своим земляком Леонидом Парфёновым) на журфак Ленинградского университета, с сентября работал на Череповецком металлургическом комбинате художником-оформителем, 4 апреля 1978 — уволился и вскоре поступил в Уральский университет (г. Свердловск) на факультет журналистики. В период учёбы активно участвует в работе факультетского «Театра трёх актёров», пишет для него пьесы-миниатюры, песни для постановок; в это же время он близко сошёлся с местным рок-сообществом, публиковал проблемные статьи о рок-н-ролле.

С 1979 года начал писать тексты песен для созданной его другом Сергеем Герасимовым череповецкой группы «Рок-Сентябрь», но, по воспоминаниям друзей, Александр потом будет стесняться этих своих текстов. В 1982 году в эфире Би-Би-Си в передаче Всеволода Новгородцева прозвучала Рок-Сентябрьская песня «Манекен», после чего всем выступлениям группы моментально «перекрыли кислород». В 1983 году Башлачёв неожиданно для многих начал писать стихи гораздо более высокого уровня, чем ранее, — сразу же поразившие всех, кто их слышал. В этом же году появляется первая его известная песня — «Грибоедовский вальс» и несколько других известных произведений. В 1985 году один из его друзей спросил, как он пишет свои песни. — «А я попросил, чтобы мне их дали. И мне дали. » — ответил Башлачёв.

В сентябре 1983 года Александр окончил университет и вернулся в Череповец. Год проработал корреспондентом в газете «Коммунист», писал статьи про Череповецкий завод, порой так образно используя журналистские штампы, что это больше походило на стёб. Но, тем не менее, он был в газете «на хорошем счету», и ему даже позволили в январе 1984 года открыть авторскую рубрику «Семь нот в блокнот».

В сентябре 1984 года, на квартире у своего друга Леонида Парфёнова, Башлачёв показал свои песни опальному в ту пору музыкальному критику и журналисту Артёму Троицкому, с которым незадолго до этого и познакомился. С подачи Троицкого месяцем позже Башлачёв уехал из Череповца в Москву с серией «квартирников», а затем весь следующий год колесил по стране, поражая своих почитателей всё новыми и новыми песнями. Он играет бесчисленные квартирные концерты в Москве, Ленинграде, Новосибирске и прочих городах страны, не участвуя в мероприятиях типа «рок-фестивали». В марте 1985 состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде (в шестой аудитории Ленинградского ветеринарного института Московский пр., д. 99 — этот концерт проходил сразу после III фестиваля Ленинградского рок-клуба, поэтому получил название «Четвёртый день фестиваля») когда он, вместе с Юрием Шевчуком, спел несколько песен на неофициальном концерте (запись этого концерта в 1995 была издана фирмой «Manchester Files» под названием «Кочегарка»). В апреле 1985 в Череповце Александр Башлачёв и Евгения Каменецкая зарегистрировали брак, позже они не стали его расторгать, что позволило Башлачёву сохранить ленинградскую прописку.

В 1986 году Башлачёв переехал в Ленинград, январь этого года — необычайно активный концертный месяц, в первой половине этого года сделано несколько профессионально-студийных записей его песен. Он поёт для актёров Театра на Таганке, в редакции Литературной газеты, академических институтах, его с огромным интересом слушают такие разные люди, как Вознесенский и Гребенщиков, Пугачёва и Гурченко — всех восхищает его бьющая через край энергетика, талант и самобытность. но всего этого у Башлачёва «чересчур много», его органика не вписывается «в формат» (фолк-панк в Европе ещё только-только зарождается), и он остаётся, в сущности, одинок и маловостребован в своей песенной поэзии. С марта 1986 года Башлачёв официально трудоустроен в (ставшей уже тогда легендарной) котельной «Камчатка». В мае, в Череповце, написана последняя (из сохранившихся) песня — «Вишня». В конце 1986 / начале 1987 года Башлачёв, по воспоминаниям его друзей, испытывает острый творческий кризис, «его словно подменили» — он стал очень неохотно петь; говорил, что у него нет новых стихов — именно это, видимо, его сильно угнетало и доводило до депрессии.

Весна 1987 г. — съемки в документальном фильме Алексея Учителя «Рок», Башлачёв участвовал в устном выпуске журнала «Рокси», в мае вступает в Рок-клуб. Основное событие этого года — с 3 по 7 июня выступление на V Питерском рок-фестивале, где получил приз «Надежда». Фрагменты его выступления были отсняты для фильма «Рок», но в процессе съёмок Башлачёв от участия в них отказался, и из фильма были убраны все кадры с его участием. В августе написана последняя песня — «Архипелаг гуляк», но она не сохранилась. Тем же летом-осенью принял участие в работе над фильмом «Барды покидают дворы» (в прокате — «Игра с неизвестным»), однако по неясным причинам в последний момент отказался сниматься. К сожалению, предпринятая тогда же попытка профессионально записать Башлачёва для пластинки на ленинградском отделении «Мелодии» так и не удалась.

За короткий промежуток времени Башлачёв создал около ста песен, принадлежащих к его «золотому запасу». Хотя на формирование его стиля и поэтического языка, без сомнений, повлияла песенная поэзия Владимира Высоцкого и Александра Галича, песни Бориса Гребенщикова и Майка Науменко, поэтические эксперименты начала века и древнерусская эпическая поэзия, Башлачёв создал свой собственный художественный мир.

В последний год своей жизни он явно испытывал внутренний кризис, причины которого остались не до конца ясны. В начале 1988 в настроении Башлачёва, казалось, наступил просвет: он дал несколько концертов в Москве (в т.ч. 29 января на квартире Марины Тимашевой — был последний концерт Башлачёва) и запланировал свои новые выступления. Однако утром 17 февраля Александр Башлачёв выпал из окна восьмого этажа дома 23 по проспекту Кузнецова в Ленинграде, где он в то время жил, — похоже, что решение это было принято не под влиянием момента, а стало результатом мучительного выбора. Похоронен под Питером на Ковалёвском кладбище: 3 квартал, 3 участок. А без малого через полгода, 3 августа — родился Егор, сын Александра Башлачёва.

Александр Башлачёв стал одним из наиболее значительных явлений в отечественном бард-роке. В его многослойных стихах-песнях, полных неожиданных ассоциаций, парадоксального юмора и виртуозной игры словами, смелых рифм и сложных размеров, причудливо переплелись архаика и современность, былинные сюжеты и реалии рок-бытия, высокая трагедия и откровенное скоморошество. Когда петербургский музыкальный журналист Андрей Бурлака предложил в 1987 году Александру сделать сборник его стихов — тот ответил, что единственный вариант, который его бы устроил, состоит в том, чтобы представить каждый текст в виде единого слова без пробелов и знаков препинания. Через несколько месяцев после того, как Башлачёва не стало, — Булат Окуджава и Андрей Вознесенский совместно написали о нём статью. Евгений Евтушенко посвятил ему стихотворение, а также включил его произведения в свою антологию «Строфы века».

Александр Башлачёв, конечно, не является фантастом как таковым, но его стихотворения «Грибоедовский вальс» и «Галактическая комедия» — чистой воды фантастика.

©borch для fantlab.ru (компиляция по материалам сети)

Примечание к биографии:

Песни Башлачёва на сайте Bards.ru

Тексты стихов для ознакомления: Библиотека Максима Мошкова

На фото4 — постановочная фотография «вытащить из болота» (Г.Молитвин, 1985)

При подготовке библиографии в значительной мере были использованы материалы сайта Homo Cantans — человек поющий

Смерть советского барда, представляющего андеграунд, Александра Башлачёва

Александр Башлачев погиб в возрасте 27 лет 17 февраля 1988 года. Он совершил самоубийство, выбросившись из окна дома. Башлачев писал песни, понятные и близкие по теме многим людям, сам исполнял их, играя на гитаре. Он был талантливым музыкантом со сложной судьбой.

Смерть Александра Башлачёва наступила в результате падения из окна с высоты 8-го этажа. Следствия не возбуждалось, причина гибели была очевидной – самоубийство. Талантливый поэт, бард, автор и исполнитель песен умер 17 февраля 1988 г, на 28-м году жизни.

Обстоятельства смерти

Утром 17 февраля 1988 г. Саша Башлачёв выпал из окна 8-го этажа. От полученных травм поэт погиб на месте. Произошло это по адресу Проспект Кузнецова 23/1, где Александр снимал однушку.

Гибель 27-летнего барда была названа самоубийством, при этом реальные причины смерти, направившие его на такой поступок, остаются не выясненными. Однако возлюбленная Анастасия рассказывала, что Саша был очень одинок из-за особенностей своего мировоззрения.

Существует предположение, что Александр Башлачёв покончил жизнь самоубийством из-за проявившегося у него комплекса Кассандры (постоянное предчувствие чего-то плохого). Это могло объяснить его угнетённое состояние, близкое к депрессии. Несмотря на поверхностную общительность, Саша, как творческий человек оказался очень ранимым и часто чувствовал себя одиноким. На первый взгляд это не было заметно, но многие друзья отмечали в его поведении перед гибелью незначительные странности, отрешённость.

О гибели русского поэта, представителя советского андеграунда, сообщила «Русская служба Би-Би-Си».

Где похоронен

Похороны погибшего поэта проходили 23 февраля 1988 г. По неизвестным причинам организацией занималась бывшая жена Виктора Цоя Марьяна (в девичестве Марианна Ковалёва).

Александр был похоронен на ленинградском Ковалёвском кладбище на 3-м участке 3-го квартала, как указано в Википедии. Несмотря на большое количество пришедших проститься, церемония проходила в тишине. Не было ни рыданий, ни памятных речей о покойном.

Когда гроб был закрыт, на него положили гитару, только не Сашину, а купленную в магазине. Свою СашБаш накануне отдал в ремонт.

Замерзшая земля ударялась о струны, и они запели, но ненадолго. Гитара Саши Башлачёва замолкла навсегда…

Краткая биография

Александр Николаевич Башлачёв родился 27 мая 1960 г. в Череповце Вологодской области. Родители, – простые советские трудящиеся. Мама была учительницей химии, отец работал начальником участка на производственном предприятии.

Учёба и первые песни

Получив школьный аттестат, в 1977 г. Башлачев предпринимает попытку поступить в университет журналистики, но проваливает вступительные экзамены и устраивается работать художником на металлургический комбинат.

В 1978 г. поступает в свердловский Уральский госуниверситет на факультет журналистики. Примерно в этот период у него появляется первая песня, ставшая в дальнейшем достаточно известной. Это был «Грибоедовский вальс».

Получив диплом журналиста, возвращается в Череповец и поступает работать в местную газету «Коммунист», где трудится на протяжении одного года.

Квартирники

Приехав на Ленинградский рок-фестиваль весной 1984 г., Саша приобретает себе первую гитару. Позже, весной этого года, знакомится с А. Троицким, которому показывает свои песни. На тот момент их было около пятнадцати. Прослушав их, музыкальный критик даёт юноше совет ехать в Москву или Питер, где можно раскрыть свой талант.

Последовав совету «уважаемого» человека, Александр Башлачёв отправляется в Москву. Здесь он находит Троицкого, тот оказывает помощь в организации нескольких квартирников, на которых начинающий музыкант из Череповца давал свои концерты.

Переезд в Ленинград

Блуждания по спальным районам Москвы Саше скоро надоедают, и он решает попытать счастья в северной столице. Первым выступлением на публике считается концерт, данный в помещении, принадлежавшем ветеринарному институту. Совместно с Ю. Шевчуком исполняет несколько песен, что подразумевается, как отдельный концерт, который впоследствии стал издаваться под названием «Кочегарка».

Первый альбом «Третья столица» записывает с помощью одного из участников ленинградского рок-клуба С. Фирсова, который в дальнейшем стал исполнять роль концертного директора Александра. Под его руководством пишет композиции, ставшие хитами:

  • «Посошок»;
  • «Ванюша»;
  • «Абсолютный вахтер»;
  • «Случай в Сибири».

Популярность

С января 1986 г. ведёт активную концертную деятельность, следы которой сохранились в истории в виде 2-х записей: одна была сделана дома у Агеева, вторая в театре на Таганке.

Александр окончательно перебирается в Ленинград, устраивается работать в известную в узких кругах котельную «Камчатка», через которую прошли В. Цой, К. Кинчев и другие представители рок-андеграунда той эпохи.

В следующем году Саша принимает участие в видео-работе Алексея Учителя, снимавшего документальный фильм «Рок» (позже в картину была добавлена сцена с похорон Александра).

Летом этого же года участвует в 5-м Фестивале рок-клуба и получает по его итогам приз «Надежда». После сочиняет свою последнюю песню, текст которой, к сожалению, был утерян.

В сентябре 1987 г. начались съемки картины «Барды покидают дворы», но Башлачев отказался продолжать работу в ней. Проект остался незавершённым.

Последний раз он выступил 29 января 1988 г. дома у Марины Тимашевской.

Личная жизнь

За свою короткую жизнь СашБаш не успел жениться. На момент смерти он встречался с дочерью кинорежиссёра Р. Рахлина Анастасией. Когда и при каких обстоятельствах они познакомились неизвестно, но спустя полгода после смерти Саши, девушка родила сына Егора.

Лидер группы «Алиса» Кинчев рассказывал, что с Сашей они были приятелями, и его гибель является первой утратой «близкого по оружию человека» в жизни Константина.

Он отмечал, длительная депрессия беспокоила многих друзей, поэтому композицией «Солнце за нас», посвящённой Александру Башлачёву, он пытался вытащить его оттуда. Сделать это, к сожалению, не удалось.

Видео

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: