Краткая биография чапек

Биография Карела Чапека: фото, личная жизнь, причина смерти, книги, сказки, рассказы, "Война с саламандрами", "Сказка про собачий хвост"

Краткая биография чапек

Карел Чапек

Биография

Чешский журналист, драматург и прозаик, выдвигавшийся в 30-х годах 20 века на Нобелевскую премию, Карел Чапек раньше, чем современники, увидел опасность тоталитаризма и научного прогресса. Библиография литератора, прожившего 48 лет, обширна и многообразна, а афоризмы не стареют.

Детство и юность

Будущий журналист и писатель издал первый крик в январе 1890 года на севере Богемии в семье медика Антонина Чапека. Родным для Карела, его старшей сестры Гелены и старшего брата Йозефа стал городок Упице, куда Чапеки перебрались через 6 месяцев после рождения младшего сына, поскольку там отец семейства открыл врачебный кабинет. Юные члены семьи занимались творчеством: Гелена и Йозеф пробовали себя в литературе. Брат Карела, кроме того, отлично рисовал и в дальнейшем прославился как кубист.

Карел Чапек (слева вверху) в детстве с семьей

Культура Богемии конца 19 века являлась сплавом обычаев и традиций чехов, немцев и евреев, а пациентами Чапека-старшего были преимущественно мастеровые люди и мелкие предприниматели. Часто виделся юный Карел с бабушкой и дедушкой, ведущими сельский образ жизни. Поэтому персонажами книг Чапека нередко становились простые люди разных национальностей и профессий.

Первые рассказы будущий автор «Войны с саламандрами» написал в соавторстве с Йозефом. Братья были очень дружны, вместе путешествовали по Чехии, Германии и Франции, вместе писали путевые очерки.

Карел Чапек и его брат Джозеф

После окончания университета в Праге Чапек некоторое время проработал гувернером и библиотекарем. В биографии писателя отсутствует военная служба, так как Карел с юности болел туберкулезом позвоночника. С 1917 года литератор стал штатным журналистом популярнейших чешских средств массовой информации – сначала «Национальной газеты», а затем «Народной газеты».

Книги

Творчество Карела Чапека охватывает практически все литературные жанры: перу писателя принадлежат фельетоны и очерки, рассказы и сказки, романы и переводы стихов европейских авторов на чешский язык. Но наиболее литератор прославился как сатирик, драматург и автор социально-фантастических произведений.

Писатель Карел Чапек

Драматургия Чапека стала основой репертуара пражского «Театра на Виноградах», расположенного в столице Чехословакии, а одну из пьес — «Средство Макропулоса» — впоследствии экранизировал режиссер Евгений Гинзбург (фильм, главную роль в котором сыграла Людмила Гурченко, называется «Секрет ее молодости»).

Фельетоны и афоризмы Чапека растасканы на цитаты. Литератор создал уникальный жанр микродетектива, представленный в сборниках «Рассказы из одного кармана» и «Рассказы из другого кармана». Один из этих рассказов, «Поэт», повествует о стихотворце, неожиданно оказавшемся самым наблюдательным свидетелем дорожно-транспортного происшествия, символически отразившим в стихе все детали случившегося.

Карел Чапек

Случай, известный Чапеку-газетчику, лег в основу произведения «Гордубал», в котором новаторски представлена позиция писателя «абсолютной истины не существует» — история убийства излагается от лица трех персонажей.

Об опасности безнравственных научных экспериментов литератор писал в раннем сочинении «Р.У.Р», в котором с подачи брата Йозефа впервые появился термин робот, и в позднем романе «Война с саламандрами». Саламандры в интерпретации Чапека – это обладающие разумом твари, постепенно отвоевывающие у людей территории. В гадких агрессивных амфибиях сатирически выведены черты Адольфа Гитлера и его сподвижников.

Карел Чапек в кабинете

Сказки Чапека адресованы не только детской аудитории. «Сказку про собачий хвост», в которой автор как бы объясняет щенку необходимость купирования «виляльного отростка», увлекательно читать и детям, и взрослым. В маленьких прозаических сочинениях с волшебными персонажами Чапек увековечил топонимы, знакомые писателю с детства (так, в «Сказке про водяных» фигурируют Галговицы, Радечский ручей и река Упе).

Личная жизнь

В начале 20-х годов Карел подружился с актрисой Ольгой Шайнпфлюговой, дочерью редактора газет, в которых Чапек работал. Женой писателя Ольга стала только в 1935 году, когда болезнь, мучившая литератора долгие годы, казалось, отступила. Сведения об иных романтических увлечениях мужчины и наличии у него детей отсутствуют: личную жизнь Карел не афишировал.

Ольга Шайнпфлюгова и Карел Чапек

Единственной страстью писателя, помимо литературы, была фотография. Интересный факт: наиболее издаваемым произведением на чешском языке в период между войнами была книга Чапека «Дашенька, или история щенячьей жизни», содержащая фото жесткошерстного фокстерьера, выполненные литератором.

Карел Чапек и Томаш Масарик

Карел создал Чехословацкий ПЕН-клуб, дружил с первым президентом Чехословакии Томашем Масариком, беседы с которым легли в основу двух книг Чапека. Будучи ярым антифашистом, литератор, в отличие от многих современников, не спешил «задрав штаны, бежать за комсомолом», поскольку скептически относился к социальным экспериментам (политические взгляды писатель объяснил в статье «Почему я не коммунист»). Незадолго перед смертью Карел Чапек очутился в политической изоляции.

Смерть

Сведения о причинах смерти писателя разнятся: согласно одним источникам, литератора погубила пневмония, развившаяся после участия в ликвидации последствий стихийного бедствия. Согласно другим – у Карела случился инфаркт.

Могила Карела Чапека

Как бы то ни было, кончина до оккупации Чехословакии гитлеровскими войсками избавила писателя-антифашиста от пыток и заключения в концентрационном лагере, которые выпали на долю брата.

Литератора похоронили на кладбище близ Вышеградского замка, а вдова спрятала архив писателя от наступающих немцев. Сразу после окончания войны в родной деревне братьев Чапек рядом с горами Крконоше открылся музей, посвященный памяти этих людей. Впоследствии там же Йозефу и Карелу установлен памятник.

Цитаты

«Законное правительство – то, у которого превосходство в артиллерии»

«Люди разучились читать рассказы главным образом потому, что научились читать слишком быстро»

«Война за колонию. Вот погодите, поганые дикари: скоро станете нашими счастливыми верноподданными»

«Дубина. «А если бы вы знали, какие у меня корни!»

Краткая биография Карела Чапека

Карел Чапек (9.1.1890, Мале-Сватонёвице, – 25.12.1938, Прага), чешский писатель.

Окончил философский факультет Пражского университета (1915). Печатался с 1907 года.

Большая часть ранних рассказов 1908-1913 годов (вошли в сборники “Сад Краконоша”, 1918; “Сияющие глубины”, 1916) написана совместно с братом Й. Чапеком.

Трагические события Первой мировой войны 1914-1918 годов определили напряжённые поиски Чапеком критерия истины, его размышления над философскими проблемами и стремление открыть источник противоречий жизни: сборники рассказов “Распятие” (1917), “Мучительные рассказы” (1921), близкие к экспрессионизму. Однако эти поиски совпали с влиянием на писателя философии прагматизма и релятивизма, представлений о “множественности” истин (“каждый прав по-своему”).

Не принимая революционную борьбу, Чапек склонился к морально-этическому гуманизму. Многие его произведения, в том числе лирическая комедия “Разбойник” (1920), строятся как сопоставление несколько “правд”; Чапек мыслит как бы одновременно несколькими вариантами, сохраняя, однако, свой этический идеал.

Мировую известность Чапеку принесли социально-фантастические произведения (драмы “R. U. R.”, 1920, – о восстании роботов; слово “робот” придумано Чапеком; “Средство Макропулоса”, 1922; романы “Фабрика Абсолюта”, 1922, и “Кракатит”, 1924).

Научно-фантастические допущение об открытии или изобретении, способном быстро изменить условия жизни человечества, служит построению своего рода мысленного социально-философского эксперимента, созданию искусственных обстоятельств, в которых с особой наглядностью предстают те или иные философские проблемы и тенденции современной жизни. Значит, место занимает критика бесчеловечности, милитаризма, церкви, однако стихийный характер буржуазных социально-экономических процессов абсолютизируется Чапеком как черта развития человечества вообще.

Драмы и романы Чапека носят характер иронической и сатирической утопий – предостережений о катастрофическом потенциале, заключённом в социальной и международной конфликтности современного бытия, и об опасности дегуманизирующих тенденций. Наряду с реалистической тенденцией у Чапека порой сказывается заданность философских тезисов.

В начале 1920-х годов Чапек создаёт путевые очерки “Письма из Италии” (1923) и “Письма из Англии” (1924) и др., отличающиеся реалистической конкретностью образных характеристик и лирическим юмором.

Читайте также  Краткая биография эмис к. у.

Во 2-й половине 1920-х – начале 1930-х годов Чапек сближается с Т. Г. Масариком; с усилением в сознании писателя буржуазно-демократических иллюзий в его творчестве нарастают кризисные явления (пьеса братьев Чапеков “Адам-творец”, 1927).

Чапек временно отходит от больших социальных и политических проблем и конфликтов; пишет преимущественно юмористические произведения малых жанров (сборники “Рассказы из одного кармана”, “Рассказы из другого кармана”, оба – 1929).

Философско-юмористическим переосмыслением известных библейских сюжетов является книга “Апокрифы” (1932).

Обострение социальных противоречий и “животная доктрина” фашизма обнажили перед Чапеком несостоятельность тезиса “каждый прав по-своему”. Философское преодоление релятивизма отразилось в трилогии “Гордубал” (1933), “Метеор”, “Обыкновенная жизнь” (обе – 1934).

Перед угрозой новой военной опасности Чапек приходит к активным антифашистским выступлениям, к критике правящих кругов Чехословакии: открыто выражает симпатии к СССР.

Вершина творчества Чапека – роман “Война с саламандрами” (1936), в котором традиционный для него протест против обесчеловечивания человеческих отношений выливается в сатиру на жизнь буржуазного общества, милитаризм, на расовую теорию и политику фашизма. Роман соединяет в себе черты мистифицированного научно-фантастического жанра, зоологической притчи, социальной утопии, политического памфлета и насыщен пародийными формами.

Антифашистская и антивоенная направленность и поиски идеала “цельного человека”, способного к борьбе, определили содержание драмы “Белая болезнь” (1937), повести “Первая спасательная” (1937), последней пьесы Чапека “Мать” (1938).

Переживания Чапека в связи с Мюнхенским соглашением 1938 года и травля, которой он подвергся со стороны фашистских и профашистских элементов в период “второй республики”, обострили болезнь писателя, ускорив его смерть.

Творчество Чапека оказало значительное влияние на развитие современной социальной фантастики и явилось заметным вкладом в мировую классическую литературу. В Чехословакии существуют два музея Чапека: загородный дом-музей “На стржи” и мемориальный музей на родине писателя.

Карел Чапек: биография, творчество, интересные факты

Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Карел Чапек: биография, творчество, интересные факты» — о жизни чешского писателя, прозаика и драматурга.

Творчество Карела Чапека — значительное и сложное явление чешской и мировой литературы XX века. Вступив на литературное поприще в эпоху кризиса культуры, писатель шел к искусству большой жизненной правды через преодоление идеологических заслонов того времени.

Противоречия в его мировоззрении, художественном методе, творческой эволюции на первый взгляд, кажутся парадоксальными. Впоследствии, когда был подведен итог его писательского пути, о Чапеке заговорили как о гуманисте и демократе, активном борце против фашизма и войны, мастере критического реализма.

Его имя может быть поставлено рядом с величайшими писателями прошлого столетия.

Биография Карела Чапека

Жизнь Чапека небогата внешними событиями. Родился он 9 января 1890 года в семье рудничного и окружного врача, в небольшом городке Малые Сватоневицы на северо-востоке Чехии.

На рубеже XIX и XX веков этот живописный уголок, природа которого вдохновила классиков чешской литературы Божену Немцову и Алоиза Ирасека на создание поэтичнейших произведений, превратился в промышленный край, окутанный завесой сажи и дыма.

Юные годы

В приемной отца, на окрестных шахтах и хуторах, у ворот фабрик, каждый рабочий казался будущему писателю чахоточным. Карел впервые учился видеть «двойное лицо» жизни и человека. Уже в этих детских и юношеских впечатлениях следует искать истоки его творчества.

Высшее образование Чапек получил в Пражском, Берлинском и Сорбоннском университетах. В 1915-м защитил докторскую диссертацию по эстетике. Будучи освобожденным от военной службы (всю жизнь он стоически переносил тягчайшее заболевание позвоночника), Карел мечтает работать в библиотеке.

Но ему приходится поступить домашним учителем к графу Лажаньскому. О том, какой ненавистью к аристократической среде проникся здесь молодой писатель, свидетельствует его рассказ «В замке» (1919). А также изображение сиятельных владельцев Балттина в романе «Кракатит».

С 1917 года Чапек — профессиональный журналист, член редакции газеты «Народни листы». Затем, с 1921 года и до последних дней, один из редакторов и сотрудников газеты «Лидовс новины».

Начало литературного пути

В начале своего литературно-общественного пути Чапек находится на левом фланге чешской литературы. Его поддерживает в полемических схватках крупнейший поэт-революционер Станислав Костка Нейман.

На страницах сатирического журнала «Копршивы» он печатается вместе с Ярославом Гашеком, Иваном Ольбрахтом, Франей Шрамеком. В эти годы Чапек сторонник «радикальной инициативы в целесообразной переделке мира» (хотя весьма смутно представляет ее конкретные формы) и пропагандист сближения искусства с жизнью.

Это не мешает ему увлекаться последними «измами» Парижа, Берлина и Лондона. Первые его шедевры созданы в соавторстве со старшим братом Йозефом Чапеком.

В них отразилась противоречивость идейно-художественной позиции молодых литераторов. Остроумное пародирование декадентских литературных течений и резкая сатира на общество соседствовали с эстетской манерностью и меланхолическим скепсисом.

Становление писателя

В последующие годы (1917—1921) Чапек пишет жизнерадостную, поэтическую комедию «Разбойник» (1919), прославляющую бунт молодости против мещанского миросозерцания и морали. Он выпускает сборники новелл «Распятие» (1917) и «Мучительные рассказы» (1921).

Лейтмотив этих новелл — утверждение непознаваемости мира и фатальной его враждебности человеку. Почвой для такого пессимистического философского обобщения было разочарование писателя в самих устоях миропорядка.

Только что рухнуло австрийское владычество, страна начинала свою историю как независимое государство. Но Чапек смотрел в будущее с тревожными раздумьями. Они пронизывают его произведения начала 20-х годов. Это пьесы «R.U.R.» (1920), «Из жизни насекомых» (1922 г., написана в соавторстве с Йозефом Чапеком).

В каждом из этих произведений автор утверждает, что какие бы то ни было попытки изменить мир неоправданны и бесперспективны. С позиции так называемого маленького человека, мелкого дельца, Чапек взывает к всеобщему примирению и выступает с проповедью малых дел.

Это приводит, в конце концов, к тому, что в его творчестве наступает застой. Чапек отходит от значительных социальных проблем. Он ограничивает круг своего творчества природой, искусством, явлениями повседневного быта человека. В эти годы (1924 — 1932) творчество Чапека вызывает заслуженную критику со стороны чехословацких писателей.

Новый этап

Став свидетелем того, как фашистские правительства Германии, Италии и Японии развязывают агрессию в Европе, Абиссинии и Китае, Чапек остро чувствует опасность, нависшую над его родиной.

Чехословакия в силу своего географического положения и наличия внутри страны сильной прогитлеровской судетско-немецкой партии неминуемо должна была стать одной из первых жертв фашизма.

И писатель сознает, что независимость своей страны он сможет эффективно защищать лишь в рядах единого антифашистского Народного фронта. Вместе с тем он освобождается от многих своих иллюзий во взглядах на демократию. Он понимает, что возникновение нацизма непосредственно связано с интересами крупного капитала.

Все пристальнее присматривается Чапек к демократии нового типа. В творческой биографии писателя начинается новый этап.

Карел Чапек: книги

Осенью 1935 на страницах газеты «Лидове новины» из номера в номер печатается новый роман Карела Чапека «Война с саламандрами». Вскоре роман, как и пьеса о восстании роботов — «R.U.R», — приобретает всемирную известность.

«Война с саламандрами» — это книга не только о прошлом, но и о настоящем. Особенно актуалена сейчас, когда в повестку дня истории поставлен вопрос об избавлении человечества от дамоклова меча войны. Призыв Чапека не допустить, чтобы «зубы тигров» и «яд змей» вновь угрожали жизни народов.

Роман «Война с саламандрами» тесно связан с пьесой «R.U.R» по своему замыслу. В основе сюжета обоих произведений лежит догадка о том, что бы произошло, если бы на свете появилось существо, равное по интеллекту человеку. Будь то созданный биохимическим путем робот или исполинская саламандра.

Читайте также  Краткая биография битов

На этом «если бы» построено большинство широко известных пьес и романов писателя. И вывод автора во всех перечисленных произведениях таков: всякое резкое отклонение от существующего миропорядка чревато для человечества неисчислимыми бедствиями. Самое разумное для него — примириться с тем, что есть.

Незадолго до смерти писатель вступает в общество друзей СССР. Возглавляемая им чехословацкая секция Международной ассоциации писателей в защиту культуры становится общенациональной организацией.

Роман «Война с саламандрами», пьесы «Белая болезнь» (1937) и «Мать» (1938), повесть «Первая спасательная» (1937), были недвусмысленным ответом на вопросы об идеологической принадлежности автора.

«Война с саламандрами» отражает определенные сомнения и колебания Чапека. В ней нет изображения Советского Союза, Народного фронта, борьбы за мир не потому, что автор не видел или не учитывал эти новые факторы мировой истории. Его книга — в первую очередь, сатира и цель ее — смертный приговор агонизирующей цивилизации.

Нельзя не упомянуть знаменитую фантастическую пьесу «Средство Макропулуса» (1922). Эта пьеса до сих пор остается в репертуарах театров многих стран мира. Мысль о бессмертии человека.

Интересные факты

Карел был женат на чешской актрисе и писательнице Ольге Шайнпфлюговой. Они были знакомы с 1920 года. Поженились в 1935 г.

Карел Чапек с супругой Ольгой Шайнпфлюговой (1902-1968)

К сожалению, этот брак был недолгим. В декабре 1938 г. Карел умер от воспаления лёгких, полученного в работах по ликвидации наводнения. Классик чешской литературы XX в. прожил всего 48 лет. Его брат, Йозеф, умер в немецком концлагере в апреле 1945 г.

К сожалению, видеоматериалов по теме «»Карел Чапек: биография» не нашлось. Дорогие читатели, если вам понравилась статья «Карел Чапек: биография, творчество», поделитесь в социальных сетях. Заходите за новыми историями!

Карел Чапек

Ка́рел Ча́пек (рас. чешск. Karel Čapek, 1890—1938) — чешский писатель, журналист, переводчик, собачник, фотограф и просто очень хороший человек. Широкому кругу людей известен в первую очередь как автор юмористических и сатирических новелл. В номинациях «мастер короткого рассказа» традиционно делит 1-3 места с А. Чеховым и О. Генри. Наряду с Ярославом Гашеком составляет чуть менее, чем всю известную большинству чешскую литературу.

Содержание

[править] Биография

Юность Чапека пришлась на очень непростой период. Европу потрясали войны и революции, в родной Чехии свирепствовали Габсбурги, в мире творился АдЪ кромешный. В этот период Чапек пишет свои «Мучительные рассказы», основной чертой которых была безысходность и неспособность противостоять жестокому миру. Но отгремели мировые потрясения, Чехия скинула с себя оковы империализма и встала с колен. Казалось, ничто не может поколебать молодую свежеиспечённую демократию. Чапек с радостью принял перемены и близко сошёлся с новыми властями. Как впоследствии оказалось — напрасно, ибо этим его попрекали до конца жизни. А пока — Чапек создаёт свои бессмертные новеллы, посвященные, казалось бы, обыденным вещам, но благодаря писательскому таланту преподнесённые ярко и необычно.

В 1925 году в Чехии появилась национальная фашистская партия и Чапек встал на путь открытой борьбы с фашизмом. Именно тогда и была написана «Война с саламандрами» (1936), книга, явившаяся вершиной его творческой деятельности и один из лучших сатирических романов ever.

Впрочем, и другие его произведения не менее примечательны. В конце своей жизни Чапек близко сошёлся с чешскими коммунистами, несмотря на повешенный на него ярлык «официального писателя». Хотя сам был умеренный социалист и коммунистов считал людьми мрачными, которые только и живут, что в ожидании мировой революции (см. «Почему я не коммунист»).

Теперь его начали травить и реакционные фашистские элементы. Не только книги Чапека запрещались к публикации, но и само его имя было табуировано. Ирония судьбы, но травили его по той же причине, что и раньше. Он был «официальный писатель» чешской власти, друг первого президента Чехословацкой Республики Томаша Масарика. Чапеку слали анонимки, угрозы, оскорбления.

Умер Чапек от гриппа, 25 декабря 1938. Успел увидеть мюнхенский сговор (предсказан в «Войне с саламандрами»), начало второй мировой увидеть не успел. Смерть избавила его от застенков гестапо. Чего не смог избежать его брат Йозеф, замученный нацистами в концентрационном лагере. Good night, sweet prince…

[править] Увлечения

Чапек увлекался многими вещами. В частности, коллекционировал ковры и даже слыл экспертом в области ковроведения. Коврам посвящены замечательные рассказы «Редкий ковёр» и «Восток». Любил кактусы и в этом деле тоже преуспел. Кактусы им были воспеты в «Похищенном кактусе» и «О любителях кактусов». Любил собак, да. Правда дрессировать их не умел. Подробности изложены в «Минде, или О собаководстве» и в «Дашеньке, или Истории щенячьей жизни». И уж конечно нельзя не упомянуть об увлечении фотографией! Рассказ «Человек и фотоаппарат», посвящённый борьбе начинающего фотографа с непослушной техникой, актуален и по сей день.

[править] Война с саламандрами

Я писал о саламандрах потому, что думал о людях.

Антифашистский роман, третий для автора, 1935 год, самое известное произведение Чапека. Переведён на множество языков. Написан в стиле газетной публикации, благо автор, в отличие от нынешних журнализдов, знал что это такое.

[править] Краткое содержание

Капитан Ван Тох находит на далеком островке очень смышленых саламандр. Эти доверчивые существа живут в очень неблагоприятных условиях и капитан, обеспокоенный их судьбой, обращается к предпринимателю Бонди с деловым предложением организовать добычу жемчуга. Бонди получает выгоду от продажи добытого саламандрами жемчуга, капитан же занимается расселением их по островам Тихого Океана. Проходит время, и ушлый торговец придумывает тысячи способов использования саламандр и их труда для извлечения прибыли.

Саламандры становятся дешёвой рабочей силой. Человечество всё больше и больше зависит от них. Случаются, правда, столкновения на почве неприязни, но всё это меркнет перед жаждой наживы зажравшихся торговцев безропотными существами. Даже название международного треста S-Trade, занимающегося торговлей саламандрами, символизирует о том, что настоящий их статус — рабы.

Саламандры понемногу эволюционируют. У них появляются учёные, инженеры, писатели. И они всё больше и больше обособляются от людей. Всё кончается тем, что саламандры прекращают работать на людей и начинают преследовать собственные цели. А главной целью у них является увеличение количества побережий, ибо они могут жить только на мелководье. И саламандры начинают топить континенты. Но и это не останавливает любителей наживы. Они продолжают поставлять саламандрам взрывчатку, механизмы, еду — всё то, что саламандры не могут производить самостоятельно. Люди окончательно потеряли преимущество и мало-помалу уступают свои земли. Противостоять саламандрам не видится возможным. В самом конце автор ведёт диалог с самим собой о том, что будет дальше с людьми и саламандрами. Людей жаль, но они мудаки и сами виновны в том, что произошло. Саламандры же, как их идейные наследники, оказываются не худшими мудаками — перенимают от людей поцреотизм и ватничество, делятся на враждебные друг другу нации «атлантов» и «лемурийцев» и гибнут от искусственной жаберной чумы, уничтожив друг друга. Людям же остаётся только вернуть себе Землю и слушать древние байки о легендарых Франциях и Германиях.

[править] Интересные факты

  • Под Андреасом Шульце, Верховным Саламандром, Чапек вывел Адольфа Гитлера. В тексте это прямо не указывается, но в конце есть авторская ремарка, что Шульце во время Первой Мировой служил фельдфебелем. Гитлер, как известно, в Первую Мировую был ефрейтором. Так что на самом деле саламандры — самые что ни на есть настоящие фашисты. Такие дела.
  • У ряда читателей интерес к роману перешёл в хроническую форму.
  • И, да-да, народный эпос — тоже отсюда!
Читайте также  Краткая биография слуцкий

[править] Известные произведения

За 22 года писательской деятельности Чапеком написано 44 книги. Здесь даётся неполный их список.

Чапек, Карел

Ка́рел Ча́пек (чеш. Karel Čapek ; 9 января 1890 — 25 декабря 1938) — один из самых известных чешских писателей XX века, прозаик и драматург.

Автор знаменитых пьес «Средство Макропулоса» (Věc Makropulos, 1922), «Мать» (Matka, 1938), «R.U.R.» (Rossumovi Univerzální Roboti, 1920), романов «Фабрика абсолюта» (Továrna na absolutno, 1922), «Кракатит» (Krakatit, 1922), «Гордубал» (Hordubal, 1933), «Метеор» (Povětroň, 1934), «Обыкновенная жизнь» (Obyčejný život, 1934; последние три образуют т. н. «философскую трилогию»), «Война с саламандрами» (Válka s mloky, 1936), «Первая спасательная» (První parta, 1937), «Жизнь и творчество композитора Фолтына» (Život a dílo skladatele Foltýna, 1939, не закончен), а также множества рассказов, эссе, фельетонов, сказок, очерков и путевых заметок. Переводчик современной французской поэзии.

Содержание

Биография

Карел Чапек родился 9 января 1890 года в Мале-Сватонёвице близ Трутнова, Австро-Венгрия (ныне Чешская Республика), в семье Антонина Чапека; он стал третьим и последним ребёнком в семье. Это был курортный городок, в котором также была развита горная промышленность. Здесь отец Карела работал врачом при курортах и горных рудниках.

В июле того же года семья переехала в город Упице [ru] , где Антонин Чапек открыл собственную практику [1] . Упице был быстро расширяющимся городком ремесленников; Чапеки жили в окружении сапожников, кузнецов и каменщиков, часто посещали дедушку и бабушку Карела, которые были фермерами. Детские воспоминания отразились на творчестве Чапека: он часто изображал в своих произведениях обычных, заурядных людей [2] .

Чапек начал писать в возрасте четырнадцати лет. Его ранние произведения, такие как «Простые мотивы», «Истории фей» публиковались в местной газете Nedele [3] . В 1908—1913 годах писал в соавторстве с братом Йозефом. Позже эти рассказы вошли в сборники «Сад Краконоша» (1918) о «Сияющие глубины» (1916) [4] . Будучи студентом он принимал активное участие в издании литературного альманаха (Almanac 1914) [3] . Одновременно Чапек интересуется живописью, в особенности кубизмом. Брат познакомил его со многими представителями чешского модернизма, Карел проникся их идеями и посвятил ряд статей модернизму в живописи [5] .

Учился в гимназии в Градец-Кралове (1901—1905), затем переехал в Брно к сестре, где прожил два года [1] . Отсюда он переехал в Прагу, где продолжил учёбу. В 1915 году получил степень бакалавра в Карловом университете, защитив диссертацию на тему «Объективный метод в эстетике применительно к изобразительному искусству» [6] . Также занимался философией в университетах в Берлине и Париже [4] .

По состоянию здоровья не был призван в армию и короткое время работал гувернером в семье графа Лажански. Осенью 1917 стал работать журналистом и критиком в газете Národní listy («Национальная газета»), с 1921 до своей смерти работал журналистом и культурным и политическим редактором в газете Lidové noviny («Народная газета»). В 1921—1923 был драматургом пражского «Театра на Виноградах» (Divadlo na Vinohradech). Писательница и актриса этого же театра, Олга Шайнпфлюгова, с 1920 была его знакомой и близким другом (заключили брак в 1935).

Активно занимался литературой с 1916 года (сборник рассказов «Сияющие глубины», написан в соавторстве с братом Йозефом). Очень разные по характеру прозаические произведения демонстрируют блестящее владение искусством реалистического описания, тонкий юмор и дар художественного предвидения (типичный пример — антиутопии «Фабрика абсолюта», «Кракатит» и «Война с саламандрами»). Ещё при жизни он получил широкое признание как в Чехословакии, так и за её пределами: был номинантом Нобелевской премии по литературе 1936 года, основателем и первым председателем Чехословацкого Пен-клуба (в 1925—1933), членом Комитета Лиги Наций по литературе и искусству (с 1931); в 1935 выдвигался на должность президента Международного Пен-Клуба Г. Уэллсом, его тогдашним президентом (отказался от поста по причине болезни). Помимо литературы и журналистики снискал известность как фотограф-любитель (его книга фотографий «Дашенька, или Жизнь щенка» была самой публикуемой в межвоенной Чехословакии).

Чапек, убеждённый антифашист, слабое здоровье которого было подорвано событиями 1938 года (Мюнхенский сговор), скончался от двустороннего воспаления лёгких 25 декабря 1938 г., полученного в результате работ по ликвидации наводнения незадолго до полной немецкой оккупации Чехословакии.

Перед этим он оказался фактически в полной политической и личной изоляции, после того как отказался покинуть страну после отставки и эмиграции её тогдашнего президента Эдварда Бенеша. Похоронен на мемориальном кладбище в Вышеграде. Его архив был спрятан вдовой, Олгой Шайнпфлюговой, в саду усадьбы Стрж в селе Стара-Гуть (у городка Добржиш, в 35 км к югу от Праги), где писатель провел последние три года жизни, и обнаружен после войны. Творчество Чапека, который был личным другом и многолетним собеседником Т. Г. Масарика, пропагандировал многие его идеи (книги «Разговоры с ТГМ» и «Молчание с ТГМ») и не проявлял особых симпатий к социализму (известная статья «Почему я не коммунист»), в коммунистической Чехословакии первое время было под запретом, но с 1950—1960-х годов вновь стало активно издаваться и изучаться.

Карел Чапек и его брат и соавтор художник Йозеф (умер от тифа в немецком концлагере Берген-Бельзен) являются изобретателями слова «робот». Карел ввёл в действие пьесы «R.U.R.» человекоподобные механизмы и назвал их «лаборами», от латинского слова labor («работа»). Но это название не понравилось автору, и, посовещавшись с братом-художником, оформлявшим декорации спектакля, он решил назвать эти механизмы словацким словом, имеющим такое же значение (по-чешски «работа» — práce, а robota означает «каторга», «тяжёлая работа», «барщина»).

Примечания

  1. 12Karel Capek. Extensive Biography (англ.) . Архивировано из первоисточника 27 июня 2012.Проверено 25 июня 2012.
  2. Klima, 2002, p. 21-22
  3. 12Breadbrook, 1998, p. 21
  4. 12С. В. НикольскийЧапек Карел. Большая советская энциклопедия. Архивировано из первоисточника 27 июня 2012.Проверено 25 июня 2012.
  5. Klima, 2002, p. 31
  6. М. Н. АрхиповаЧапек. Философская энциклопедия. Архивировано из первоисточника 5 августа 2012.Проверено 27 июня 2012.

Литература

  • Ivan KlímaKarel Čapek: Life and Work. — Catbird Press, 2002. — 259 с. — ISBN 0945774532
  • B. R. BradbrookKarel Čapek: In Pursuit of Truth, Tolerance, and Trust. — Sussex Academic Press, 1998. — 257 с. — ISBN 9781898723851
  • Карел Чапек Карел Чапек — фантаст и сатирик (С. Никольский) // Библиотека современной фантастики. Том 11. Карел Чапек. — М .: Молодая гвардия, 1967. — С. 251-271. — 272 с.
  • Карел Чапек О. Малевич. Послесловие // Сатирический детектив. Сказки. — М .: Правда, 1987. — С. 421-424. — 432 с.
  • О. Малевич Реальность утопии. Научная фантастика в чешской литературе 20-30-х годов (предисловие) // Война с саламандрами. Дом в тысячу этажей. — М .: Радуга, 1986. — С. 5-16. — 368 с.

Ссылки

Чапек, Карел в Викицитатнике ?
Чапек, Карел на Викискладе ?
  • Англоязычный сайт, посвящённый Чапеку
  • Karel Čapek
  • Сказки Карела Чапека
  • Карел Чапек на «Викиливре»
  • Чапек, Карел в библиотеке Максима Мошкова
  • Работы Karel Capek в проекте «Гутенберг»

Литература Персоналии Чехия

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: