Краткая биография кьеркегор

Жанр произведений Сёрена Кьеркегора не поддается однозначному определению. Книги соседствуют в них с дневниковыми записями, философские эссе с афоризмами.

Краткая биография кьеркегор

Краткая биография Сёрена Кьеркегора

Сёрен Кьеркегор — датский религиозный философ, кредо которого можно выразить такими его словами: «Обретение настоящей веры обусловлено полным отречением от компромисса. На пути к ней человек подвергается испытанию страхом и страданием». Это еще и одна из самых загадочных личностей Дании, споры о которой не затихают до сих пор. Уже горы книг написаны о его жизни, а она в многом еще продолжает оставаться тайной и мистификацией, ведь он был великим мастером мистификации. Жанр его произведений не поддается однозначному определению. Книги соседствуют в них с дневниковыми записями, философские эссе с афоризмами и образцами эпистолярной прозы.

Подавляющее большинство работ было опубликовано под разными псевдонимами, и лишь в предисловии к книге «Заключительный ненаучный эпилог» Кьеркегор признался, что он их автор. При этом совершенно очевидно, что идеи и его своеобразный литературный стиль оказали влияние на многих писателей. Он, не стесняясь, относил себя к гениям.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у за 290 рублей

Связаться с нами:

Роль же гения он описывал так: «Гении, как гроза, идут против ветра, внушают ужас людям и очищают воздух». Начавшийся механизм обезличения населения в условиях «свободного» капитализма в Западной Европе в XIX веке, привел к необычному отражению в литературно-философских эссе Кьеркегора, который по-новому, изнутри, глазами индивида, увидел проблему «личности и общества». Он предлагал задуматься над следующим: несмотря на то, что человек часто хотел бы обладать умом любого великого писателя, ученого и других, он не согласится быть этим человеком ценой отказа от своего «Я», от своей индивидуальности. Исходя из реальных фактов психологии личности, он говорил, что каждый индивид — уникальная сущность, индивидуальное «Я», которое обладает само рефлексией, экзистенцией, которая в принципе непознаваема. В экзотеции присутствует свобода выбора.

Подвергая критике «неподлинное» существование личности в условиях современного ему общества, в котором все чаще обнаруживались признаки отчуждения и все более обострялись противоречия между личностью и обществом, Кьеркегор все свои надежды возлагал на веру в «нефальсифицированные», «подлинные» христианские идеалы. При этом он считал апелляцию к массам несостоятельной. Более того, он считал практически невозможным обращаться к кому бы то ни было с печатным словом, потому что, как он говорил, «в печатном прессе дьявол поселился в печатной краске и из-за этого в нашем мире, общественное мнение создается прессой». Наследие творца долгое время оставалось невостребованным. После окончания Первой мировой войны к нему пробудился интерес, но не в Дании, а в США, Германии и некоторых других странах. Интерес увеличился после Второй мировой войны. Тогда уже он был назван «отцом» современного экзистенциализма.

Философ родился и жил все время в Копенгагене, но когда мы пытаемся отыскать его настоящие корни, они неожиданно обнаруживаются в другом месте — на западе страны, в Ютландии. Деревня Сэддинг расположена к югу от городка Скьерн, примерно в двадцати километрах от моря. Возле маленькой средневековой церквушки некогда лежали два хутора, которые сдавались в аренду и назывались церковными, поскольку плата за них предназначалась священнику. Отсюда фамилия Кierkegaard — по-датски (kirke — цeрковь, gaard — хутор). Так звали еще его прадеда, арендовавшего один из этих хуторов, так звали и его сына Педера, в бедном доме которого на свет появилось девять детей.

Четвертым по счету был Микаэль Педерсен (1756-1838), отец философа. В детстве Микаэль пас на пустоши овец. Голодный, заброшенный, он однажды поднялся на холм и проклял Бога, чего был не в силах забыть даже в 82-летнем возрасте. Все, кто только мог, уезжали из Сэминга. Дядя Микаэля, Нильс Сединг, обосновался в Копенгагене и открыл торговлю шерстью. В 1768 г. Микаэль поступил к нему в ученье. Микаэль был дважды женат. Первая жена умерла два года спустя после бракосочетания. Вторая, Ане Лунд, была прислугой в его доме, и он женился на ней, когда выяснилось, что она от него забеременела. У них впоследствии родилось семеро детей. Самый младший, Сёрен, появился на свет 5 мая 1813 г.

Местом рождения великого философа был дом (потом его снесли) на Новой площади —Нюторв. Родители были абсолютными противоположностями, не похожими друг на друга. Сутуловатый отец, крутой, властный и маленькая толстенькая мать, нежная и веселая, которая очень любила своих детей и внуков. Мать не умела писать, зато читала по слогам. Она всегда давала свободу действий маленькому непоседливому Сёрену, который учился в Школе гражданских добродетелей, куда ходил с 1821 по 1830 годы. Отец же сыграл роковую роль в жизни своего сына. Он воспитывал его любить распятого Христа. Хотел, чтобы был похож на своего отца — таким же угрюмым христианином. Он был начитан и часто проводил философские беседы со своими сыновьями.

Педер, писатель-теолог, священник, в 1856 г. получил сан епископа. А в 1867 был назначен министром. Но вечная боязнь ответственности одержала верх. Под конец Педер Кристиан сошел с ума и умер.

В 1830-е не оставляла мысль о том, что Господь разгневан на их семью, потому что отец еще в детстве (вспомним ту злосчастную пустошь, на которой он пас овец) проклял Бога, и за этот грех, ни один член семьи не сможет прожить более 33 лет, превысить возраст Христа. В 1819 и 1833 годах у Микаэля умерло 2 сына, а в 1822, 1832 и 1834 — он потерял 3-х дочерей. В 1834 скончалась также его жена. Впоследствии Сёрен был очень удивлен, что в 1848 ему исполнилось 35 лет, а его старшему брату в 1839 — 34.

Здесь явно ощутимы реминисценции ветхозаветного стиля, которым был наполнен отчий дом. И раз это представлялось само собой разумеющимся, что судьба отца была карой за то, что тот, будучи ребенком, вслух проклял Бога, и самоочевидным было для него, что все его дети по этой причине должны будут умереть, не дожив до тридцати четырех лет, а отец переживет их, точно так же абсолютно само собой разумеющейся была для него мысль, что благодаря своим необыкновенным дарованиям он предназначен к некой особой миссии.

Сёрен предвидит возможность получить более высокий приказ, вследствие которого отринет от себя все, включая невесту, чтобы смочь исполнить свою миссию. И эта мысль прочно и надолго утвердилась в нем так, что в конце концов вовлекла его в смертельный спор с церковью. Однако сначала в его грандиозных планах вроде бы наступила небольшая заминка — он-таки благополучно преодолел этот порог, пережил Христа. Божье заклятье было вроде бы снято. Но вместо Божьего, свое заклятье наложила на него современная литература.

Многие датчане переживал духовный кризис, сделавшись жертвой «мировой скорби». По настоянию отца он приступил к изучению психологии и философии, но уже в 1834 жизнь его рушится. Он не может найти цель, ради которой стоит жить дальше. Может, из-за отчаяния он пускается во все тяжкие его развлечения, устраивая пьяные дебоши, и ему придется всю оставшуюся жизнь искупать свою вину. А увиденный в Королевском театре моцартовский «Дон Жуан» настолько затронул в нем эротическое начало, что он, «будучи в состоянии экзальтации, дал увлечь себя публичной женщине». Видимо, он позволял это делать с собой не раз, потому что когда, например, в 1837 отец уплатил его долги, сумма их достигла почти 3200 ригсдалеров — несколько годовых заработков университетского профессора того времени. Но уже в следующем 1838, 19 мая, непутевый возродился духовно.

9 августа умер отец, было печально, но с тем философу стало ясно: «отец умер ради меня, чтобы я, по возможности, смог стать кем-то еще». В сентябре он публикует анонимное сочинение «Из записок еще живого». Там он упрекает автора Х.К. Андерсена в «полном отсутствии мировоззрения». В 1840 сдал экзамен по теологии, а 10 сентября того же года женился на Регине Ольсен, с которой до этого момента был знаком три года. После свадьбы он собирался принять пасторский сан. В начале 1841 тот произнес первую проповедь в Хольменской церкви. Осенью того же года Сёрен получил степень магистра на философском факультете Копенгагенского университета.

Весь год с осени 1840 по осень 1841 наступает тайна. Кьеркегор хотел улучшить свою жизнь, но сам же ее и разрушил, внезапно поняв, что, хоть он и обручился по любви, тем не менее, брак невозможен. Настолько они несхожи: непосредственная, благовоспитанная девушка из почтенной семьи и он, с его угрюмым нравом и душевными терзаниями. Была, разумеется, и еще одна причина — эпилептические припадки. По тогдашнему законодательству Дании этот недуг считался «мерзкой болезнью» как и проказа. К тому же, как с временем выяснилось, у него был прогрессирующий паралич спинного мозга, от которого он в конце концов и умер 42-летнем возрасте.

Пока длилась помолвка, доставившая и немало сладостных мгновений, он пытался убедить Регину порвать с ним, но тщетно. Тогда 11 августа 1841 он отослал ей обручальное кольцо. Регина заклинала его не покидать ее. Он было уступил, однако 11 октября порвал с ней окончательно. Его поведение возмутило семью статского советника Ольсена и взбудоражило общественное мнение.

Кьеркегор уехал в Берлин 25 октября. После разрыва Регина вернула ему обручальное кольцо. Он отдал его переделать. Заключенные в оправу бриллианты, один крупный и четыре поменьше, образовали крест. Носил он это кольцo не снимая до самой своей смерти. Сейчас оно хранится в Музее истории Копенгагена.

Читайте также  Краткая биография соснора

2 октября 1855 его поместили в госпиталь. Он запретил подпускать к себе священника и отказался от последнего причастия. Также он запретил присутствие духовных лиц на его похоронах. Но в соборе Богоматери, где проходила церемония, проповедь произнес епископ Педер, брат философа.

Кьеркегор оставил датчанам особое наследие. Политик и журналист Вигго Хёруп (1841-1902) говорил, что ему всегда «хотелось бы отдать дань памяти человека, которому мы обязаны всем, который научил нас любить малых и отверженных и завещал нам идеалы, коим мы будем верны: это Сёрен Кьеркегор».

Сёрен Кьеркегор

Биография

Датский психолог и писатель Сёрен Кьеркегор относил себя к религиозным философам. Именно его называют отцом экзистенциализма — направления, которое акцентирует внимание на уникальности бытия человека. За созданные при жизни труды мужчину не раз критиковала датская церковь, а имя Сёрена подвергалось насмешкам и издевательствам в официальной печати.

Детство и юность

Философ родился весной 1813 года в Копенгагене. Его отец родом из бедной семьи крестьян, но мужчине удалось разбогатеть и стать купцом. Сёрен был младшим ребенком в семье, а когда кормилец семейства скончался, то оставил отпрыскам внушительное наследство.

Это помогло юноше получить хорошее образование, он поступил в Копенгагенский университет и, защитив диссертацию, получил степень магистра. Тема работы была посвящена концепциям авторов и романтиков Древней Греции.

Родители воспитывали всех детей, включая младшего Сёрена, в почитании и любви к Богу. В студенческие годы у юноши стали меняться взгляды на мир, чтобы разобраться в собственных мыслях, он заново изучает греческую философию и уже под другим углом смотрит на все, что написано в Библии.

Философия

Многочисленные раздумья о жизни не давали Сёрену покоя в родном городе, и в 1841 году для обретения себя и понимания собственных религиозных взглядов он переезжает в Берлин, где и начала формироваться философия Кьеркегора.

В 1843-м мужчина закончил и отнес в издательство свои философские труды, названные «Или-Или», правда, публиковать книгу решил не под собственным именем, а под псевдонимом. А спустя непродолжительное время начал серию дневников, в аллегоричной форме рассказывающих о его любви, которые тоже впоследствии пополнили библиографию писателя.

Уже после выхода первых книг Сёрен получает не только поклонников, но и ярых критиков, нелестные отзывы которых относительно основных идей философа размещались на страницах издания «Корсар».

При этом сам Кьеркегор не остался в долгу, он написал статью, осуждающую и унижающую собственных критиков, которую тоже опубликовал. Но это не лишает мужчину вдохновения, и вскоре он выпускает произведение, в котором на сотнях страниц излагает свою философию. Читателей вдохновляло его творчество, его тексты разбирали на цитаты и афоризмы.

Еще при жизни Сёрена называли основоположником экзистенциализма, мужчина яро критиковал рационализм и приверженцев субъективного подхода к философии. По его мнению, существующими называются только те вещи, которые не дают о себе мыслить, так как, задумываясь о чем-то, человек вмешивается в естественный процесс течения вещей. Из-за этого объект уже изменен наблюдением, поэтому перестает существовать. В экзистенциальной философии именно переживание событий считалось главным способом познать окружающий мир, а не его измышление.

Личная жизнь

Личная жизнь философа сложилась не совсем успешно. Когда Сёрену исполнилось 24 года, он повстречал юную Регину Ольсен, 15-летняя девушка тогда тоже изучала философию, а потому между молодыми людьми было много тем для общения. Первоначально Кьеркегор относился к ней только как к другу, но постепенно взаимное влечение увеличилось, и в начале осени 1840 года он признался избраннице в чувствах. Но почти сразу мужчина стал сомневаться в себе как в истинном семьянине, поэтому после помолвки решил углубиться в работу.

Регина Ольсен, возлюбленная Сёрена Кьеркегора / Museum of Copenhagen

Пара не жила вместе, и девушка понимала, что работа — это лишь предлог, чтобы держаться от нее подальше. Тем не менее они поддерживали общение посредством писем. Но летом 1841 года Регина получает от Сёрена письмо, в котором он объясняется с избранницей и разрывает помолвку.

Такой шаг мужчина предпринял из-за убеждения, что не сможет совмещать писательское призвание с браком, по своей натуре он был меланхоличен, о чем свидетельствуют фото портретов, где тот представлен в образе задумчивого мечтателя. Ольсен была убита горем и долгое время пыталась убедить возлюбленного вернуть отношения. Несмотря на любовь Кьеркегора, сделать ей этого так и не удалось. При жизни жену и детей мужчина не завел, Регина так и осталась его единственной любовью.

Смерть

На 43-м году жизни биография Кьеркегора оборвалась. При эпидемии гриппа мужчина заболел туберкулезом, врачи не сумели спасти его от заболевания, которое и стало причиной смерти. Он умер осенью 1855-го, похоронен в родном Копенгагене.

Серен Кьеркегор
Søren Obür Kierkegaard

Серен Обю Кьеркегор родился 5 мая 1813 года в городе Копенгаген, Дания. Рос в семье разбогатевшего купца — бывшего крестьянина Петера Кьеркегора. Воспитывался в почитании и любви к Богу. В семнадцать лет поступил в университет для изучения теологии, философии и психологии. На восемь лет погрузился в безумный круговорот событий, связанных со студенческой жизнью. В 1838 году происходит резкая перемена мировоззрения, и праздные забавы перестают интересовать будущего философа.

Кьеркегор круто изменил свой взгляд на мир. В частности, подверг критике свою веру в Бога и бессмертную душу. Для того чтобы найти новые ориентиры и разобраться в католицизме, решает вернуться к истокам и заново изучает Библию и греческую философию. В 1840 году окончил теологический факультет Копенгагенского университета. В 1841 году получил степень магистра, защитив диссертацию «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу», посвященную концепциям иронии у древнегреческих авторов и романтиков.

Будущий философ расторг помолвку с Региной Ольсен, так как не смог обрести себя, сомневался в своих религиозных взглядах и решил, что будет только обременять этим свою невесту. Избегая скандала, молодой человек уехал в Берлин. Основываясь на своих умозаключениях и ощущениях, написал философское сочинение «Или-Или», которое затрагивает вопросы этики и эстетики. В 1843 году отправил его издателю подписанное псевдонимом Виктор Эремит.

Годы жизни в Германии помогают мужчине прийти в себя, но стоило ему вернуться, как случайная встреча с бывшей возлюбленной зажгла былую страсть опять. Но спустя непродолжительное время, снова сбегает в Берлин и издает сразу две новых рукописи, аллегорически повествующие о его любви. Это и стало моментом, когда начала формироваться философия Серена Кьеркегора.

Кьеркегор критиковал выхолащивание христианской жизни, стремление жить благополучно и удобно и при этом считать себя христианином. Смыслу христианской жизни посвящены его экзегетические работы — «Беседы», а также работа «Введение в христианство», и последние его публикации в журнале «Мгновения».

Будучи основоположником религиозного экзистенциализма, Серен Кьеркегор защищал в своих трудах «истинное христианство». Вел активную полемику со спекулятивной философией и критиковал в своих работах Гегеля. По мнению философа, прийти к Христу можно только через абсолютный парадокс, совершив «прыжок веры». Это невозможно сделать с помощью разума, мышление бессильно объяснить и понять религиозную стадию существования человека.

Философская позиция Кьеркегора — это абсолютная свобода личности, свобода выбора. Считает, что на пути к Богу человек проходит три стадии существования: эстетическую, когда человек живет лишь переживаниями отдельных моментов; этическую, когда живет заботой о будущем, исходя из взятой на себя ответственности за прошлое; и религиозную, когда живет ощущением вечности.

Кьеркегор утверждал, что философия начинается не с удивления, а отчаяния. Приходя в состояние отчаянья, человек теряет веру в самого себя и стремится избавиться от этого чувства. А для этого необходимо убрать себя из бытия, чтобы отчаянье ушло. Но убежать, уйти, устранить себя невозможно. Человек не осознает своего великого предназначения, как духовная единица, но это скорее повсеместное состояние, чем исключение из правила. И, по мнению философа, это хорошо. Потому что только отчаявшийся человек может найти в себе силы двигаться дальше, вылечить самого себя. Это тот самый ужас, который делает наши души пригодными для возвышения.

Философия утверждает, что борьба и единство добра и зла относительны. Каждый наш выбор определяет ту чашу весов, которая будет наполнена больше. Кьеркегор считал, что добро в человеке обусловлено свободой, а не наоборот. Ведь когда ты внутренне свободен, то сам волен выбирать, быть тебе добрым или нет. Такова позиция эстета. Этический же человек изначально принял правила морали и не может их преступить. Даже когда ему не хочется быть добрым, выбранная им реальность подталкивает его к определенным действиям.

Особая роль отводилась философом сознанию. Серен Кьеркегор считал, что только через сознание человек может заново обрести свое я, отринуть отчаянье, пережить моральную «смерть» и возродится, как феникс. Сознание также являлось у него одним из столпов веры и свободы. Достигалось в гармоничном равновесии между конечным и бесконечным, материальным и духовным. Именно поддержание баланса помогает человеку оставаться самим собой.

Философ являлся убежденным сторонником монархии и противником любой формы демократии. Свои политические взгляды Кьеркегор изложил в «Объяснении с читателем» в «Заключительном ненаучном послесловии к «Философским крохам».

Умер Серен Обю Кьеркегор 11 ноября 1855 года в возрасте сорока двух лет от туберкулеза позвоночника во время эпидемии гриппа.

1841 — «О понятии иронии»
1843 — «Или-или»
1843 — «Две назидательные беседы»
1843 — «Страх и трепет»
1843 — «Повторение»
1844 — «Философские крохи»
1844 — «Понятие страха»
1845 — «Стадии жизненного пути»
1846 — Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам»
1847 — «Назидательные речи в различном духе»
1847 — «Чему нас учат полевые лилии и птицы небесные»
1847 — «Дело любви»
1847 — «Два малых этико-религиозных трактата»
1848 — «Христианские речи»
1848 — «Первосвященник» — «Мытарь» — «Грешница»
1849 — «Болезнь к смерти»
1849 — «Полевая лилия и птица небесная: Три благочестивые беседы»
1850 — «Введение в христианство»

Читайте также  Краткая биография села

Краткая биография кьеркегор

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 275 754
  • КНИГИ 649 040
  • СЕРИИ 24 720
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 607 610

Биография .

Сёрен Обю Кьеркегор родился в Копенгагене, в семье разбогатевшего купца — бывшего крестьянина Петера Кьеркегора, 5 мая 1813 года.

Окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840 году. Степень магистра получил в1841 году, защитив диссертацию «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу», посвященную концепциям иронии у древнегреческих авторов и романтиков.

Был помолвлен с Региной Ольсен. После разрыва помолвки до 1851 года много работает, пишет свои основные труды. Затем оставляет писательство с чувством, что он сказал то, что должен был сказать, вплоть до «церковной полемики» 1855 года. Вёл жизнь, сокрытую в своём существе от людей; при этом других людей тонко чувствовал и глубоко понимал. Работы С. Кьеркегора отличаются исключительной психологической точностью и глубиной.

Критиковал (особенно резко — в последние годы жизни и творчества) выхолащивание христианской жизни, стремление жить благополучно и удобно и при этом считать себя христианином. Смыслу христианской жизни посвящены его экзегетические работы — «беседы» (Taler), а также работа «Введение в христианство» (1850), и последние его публикации в журнале «Мгновения».

Скончался во время эпидемии гриппа на сорок третьем году жизни, 11 ноября 1855 года, в Копенгагене.

Этапы творчества .

Принято выделять пять периодов творчества Кьеркегора:

  1. 1838—1841 («Из записок ещё живущего», 1838; «О понятии иронии», 1841)
  2. 1842—1846 («Поучительные речи», 1842; произведения, опубликованные под псевдонимами: «Или-или», 1843; «Страх и трепет», 1843; «Повторение», 1843; «Философские крохи», 1844; «Понятие страха», 1844; «Стадии на жизненном пути», 1845; «Заключительное ненаучное послесловие», 1846)
  3. Полемика 1845—1846 в «Корсаре» с П. Мёллером и М. Гольдшмидтом
  4. 1847—1850 («Дело любви», 1847; «Христианские речи», 1848; «Болезнь к смерти», 1849; «Введение в христианство», 1850)
  5. 1851—1855 — период молчания вплоть до «церковной полемики» 1855 года (публикация статей в журнале «Мгновения» с критикой грубых смысловых подмен в церковной жизни современной ему Дании).

Основные идеи .

Три стадии человеческого существования

Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трёх стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или — или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к „Философским крохам“».

Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования:

  • эстетическая,
  • этическая,
  • религиозная.

В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель (Spidsborgeren), эстетик (Æstetikeren), этик (Etikeren), религиозный человек (den Religiøse).

Обыватель живёт так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он плывёт по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор.

Эстетик знает, что у него есть выбор. Он знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Ему нравится хорошая еда, стакан вина, красивые женщины. Он не думает о чувстве долга и ответственности и вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живёт сегодняшним днём и наслаждается жизнью. Если нет ничего интересного, то ему становится скучно. Он чувствует, что его жизнь пуста.

Человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию тогда, когда его поступками руководит разум и чувство долга. Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности. Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить её и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого. На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим.

В конце концов, человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье. Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен. Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог — совершенен, человек — нет.

Отчаяние

Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека, одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу.

В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.

«Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью, не соответствующей ожиданиям человека. В своем сознании такой человек стремится подменить свое Я другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т. п. Отчаяние, возникающее от нежелания быть самим собой, приводит к распаду самости. Отдельные эстетические удовольствия фрагментарны и не обладают единством. В результате Я «рассыпается в песок мгновений».

«Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я. Такое желание — результат нравственных усилий этического человека. «Я» для такого человека — уже не совокупность случайных «эстетических» удовольствий, а результат свободного формирования своей личности. Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность, «возвыситься до Бога».

«Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом.

Где я? Что значит сказать «мир»? Каково значение этого слова? Кто заманил меня сюда и покинул здесь? Кто «я»? Как я оказался в этом мире? Почему меня не спросили, почему не познакомили с его правилами, а просто всунули в него, как будто я был куплен у продавца душ? Как я оказался вовлечённым в это громадное предприятие, называемое действительностью? Разве это не дело выбора? Кому я могу пожаловаться?

— С. Кьергегор. «Философские крохи, или Крупицы мудрости». Послесловие.

Истинная вера, как считал Кьергегор, не является результатом усвоения религиозной традиции, она результат абсолютно свободного и ответственноговыбора в ситуации абсолютного одиночества.

Страх

Страх (Angst) возникает у человека как существа онтологически свободного, но отмеченного печатью первородного греха, а потому смертного и конечного. Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой. Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода.

Рациональность и Экзистенциализм

В противовес развитию, которое придал немецкому классическому идеализму Гегель, Кьеркегор настаивал на вторичности рационального знания и первичности индивидуального отношения к существованию — а также вытекающих из этого отношения поступков и действий. В этом смысле позиция датского мыслителя, с одной стороны, близка к Канту, утверждавшему о «первенстве чистого практического разума в его связи со спекулятивным» [4] , а с другой — принципиально расходится с кантовским утверждением о (само)достаточности универсальных этических критериев в деле осуществления человеком свободного личностного выбора («Страх и трепет», заключительный фрагмент «Или — или» и др.).

Оценка такой позиции как иррационалистической оспаривается в исследовательской литературе [5] .

Русское написание имени .

Наиболее употребительное написание фамилии философа на русском языке — Кьеркегор. В литературе также встречаются варианты: Киркегард, Керкегор, Кьёркегор и др.

С точки зрения Д. А. Лунгиной, наиболее близко к датскому произношению произношение фамилии как Кергегор, к немецкому — Киркегард; неоправданно сложному написанию Кьеркегор и немецко-датскому смешению Киркегор Д. А. Лунгина предпочитает отчасти адаптированное к графике, отчасти к русской традиции Керкегор [6] .

У Бердяева встречается написание Киркегардт [7]

Краткая биография кьеркегор

КЬЕРКЕГОР

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

КЬЕРКЕГОР, Киркегор (Kierkegaard) Сёрен (5 мая 1813, Копенгаген – 11 ноября 1855, там же) – датский философ, протестантский теолог и писатель. Закончил теологический факультет Копенгагенского университета (1840). В 1841 получил степень магистра, защитив диссертацию «О понятии иронии», посвященную древнегреческим и романтическим концепциям иронии. Принято выделять пять частично перекрывающихся этапов творчества Кьеркегора: 1838–41 («Из записок еще живущего», 1838; «О понятии иронии», 1841); 1842–46 («Поучительные речи», 1842; произведения, опубликованные под псевдонимами: «Или – или», 1843; «Страх и трепет», 1843; «Повторение», 1843; «Философские крохи», 1844; «Понятие страха», 1844; «Стадии на жизненном пути», 1845; «Заключительное ненаучное послесловие», 1846); газетная полемика 1845–46 в «Корсаре» вместе с П.Меллером и М.Гольдшмидтом; 1847–50 («Дело любви», 1847; «Христианские речи», 1848; «Болезнь к смерти», 1849; «Введение в христианство», 1850); 1851–55 – период молчания вплоть до «церковной полемики» последнего года, когда Кьеркегор публикует в газете «Мгновение» антиклерикальные проповеди.

Творчество Кьеркегора развивалось в полемике с пиетизмом и романтической теологией (Новалис, Шлейермахер) с их поиском «нового христианства», с одной стороны, и с философией абсолютного идеализма Гегеля – с другой. Свою деятельность он рассматривал как отстаивание чистоты «христианства как такового» (Christentum) в отличие от «существующего христианства» (Christenheit). Поэтому и теологию Лютера, и пиетизм, и романтизм Шлейермахера, и идеализм Гегеля Кьеркегор помещал в один исторический ряд нараставшего искажения первоначального христианства. Если основой его неприятия романтического взгляда на христианство стали принципы либерализма (естественность религиозной веры, скептическое отношение к догматике, умиление коллективным духом христианской общины), то в случае с Гегелем речь шла о критике «имманентности Бога», сближения Его с «абсолютной идеей» как высшего проявления тождества бытия и мышления. Защищая принципы трансцендентности и непостижимости божественного начала, Кьеркегор приходит к мысли о необходимости вернуться к библейской религиозности и твердым формулам христианских догматов. Это был, по определению Л.Шестова, и «безумный порыв от бога философов к Богу Авраама, Богу Исаака, Богу Иакова». Однако подобное возвращение не могло не принять в расчет как лютеранскую теологическую традицию, так и накопленный философией опыт ее осмысления. Восстановление Christentum Кьеркегор видел в преодолении теологического рационализма Гегеля: он связывает его как раз с теми формами человеческого духа, которые оказались вынесенными за скобки в гегелевской философии религии. В итоге он формулирует экзистенциалистский вариант христианской религиозности. Экзистенция – это не более чем аббревиатура для выражения всей полноты человеческого существования, которое каждый глубоко переживает, но которое не поддается объективному познанию: экзистенция лишь фиксирует открытость человеку его собственного бытия.

Читайте также  Краткая биография харша

Центральное место в обширном наследии Кьеркегора занимает учение о трех стадиях человеческого существования, впервые выдвинутое в «Или – или». Оно не раз уточнялось и дополнялось, пока не получило логического завершения в его капитальном труде – «Заключительном ненаучном послесловии к «Философским крохам»». Здесь его первоначальный поэтически-психологический вариант («Или – или») обрел форму экзистенциальной диалектики. Но между ними была еще и религиозно-психологическая интерпретация, развернутая на страницах нескольких книг: «Страх и трепет», «Понятие страха» и – особенно подробно – «Болезнь к смерти». Здесь для Кьеркегора исходной точкой анализа (не всегда однозначно проявленной, чаще искусно замаскированной) оказывается догмат о первородном грехе: человеческая жизнь определяется как неизбежное отчаяние – осознанное или скрытое. Тотальность отчаяния – это лишь следствие тотальности греховной природы человека («никто не свободен от отчаяния»). Но одновременно отчаяние расценивается и как единственная возможность прорыва к Богу.

Трем типам человеческого существования – эстетическому, этическому и религиозному – соответствуют и разные типы отчаяния. В первом случае речь идет об «отчаянии возможного», когда возможности, а не заступившая их место фактичность обладают «эстетической» значимостью. Такой человек в воображении подменяет свое действительное Я другим, желая избавиться от собственного Я и обрести вместо него некое другое Я, обладающее каким-либо преимуществом: красотой, умом, силой, удачливостью, талантом. «В ожидании этого он совершает, так сказать, лишь краткие визиты к своему Я, желая удостовериться, не произошли ли уже перемены» (Болезнь к смерти. – В кн.: Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993, с. 289). Отчаянное желание не быть самим собой приводит к ситуации, когда, собственно, спасать просто нечего. Я при этом неизбежно «рассыпается в песок мгновений»: разрозненные «вспышки» эстетически значимого существования лишены последовательности и единства, они случайны и ничем не скреплены друг с другом: вместо определенности Я здесь наличествуют так и не состоявшиеся миражи воображения. Качественно новую и более высокую ступень развития индивида представляет «отчаяние-вызов», или «мужественное отчаяние», которое Кьеркегор относит к сфере уже собственно нравственного желания быть самим собой, добиться «непрерывности» Я.Тем, что не дает этическому Я рассыпаться на отдельные, разрозненные моменты, является моральная ответственность: здесь Я – уже не то, что случается с индивидом в силу тех или иных жизненных обстоятельств, но результат его свободного выбора и потому принадлежащая ему реальность. Прошлое, напр., принадлежащее конкретному индивиду, не становится для него «прошедшим»: моральная ответственность, взятая им на себя, связывает его поведение в одну конкретную определенность, которая именуется личностью. И все же именно «отчаяние-вызов» квалифицируется в «Болезни к смерти» как «самое насыщенное и сгущенное из всех». Объяснение этому Кьеркегор находит прежде всего в самонадеянности «этика», возомнившего, будто его собственных – человеческих – сил достаточно для воплощения добра. Полагаясь только на свои способности и честолюбивое упорство в созидании собственного Я, человек не хочет знать о вечности и задаче «возвыситься до Бога».

Обосновывая в «Болезни к смерти» «истинную формулу отчаяния», Кьеркегор отвергает любые формы лишь внешнего, «наружного» проявления морали. Но и наличие этической рефлексии также недостаточно, ибо она есть не более чем приближение к истинной духовности. Необходимо абсолютное отчаяние, оставляющее человека наедине не с миром и не с собственным Я, но с Богом. Такая степень отчаяния может быть достигнута благодаря открытию богооставленности мира и самого себя, или – что то же самое – абсолютной свободы. Т.о., истинная вера не является прямым результатом усвоения религиозных догм и церковных установлений – она возможна исключительно благодаря свободному и ответственному выбору в ситуации экзистенциального отчаяния.

Онтологическая свобода человека психологически выражается в страхе: Кьеркегор определял явленность нам первородного греха нашей временностью, смертью. Поэтому страх здесь – это и осознание человеком своего бессилия преодолеть смерть, и риск неправильно распорядиться предоставленной свободой. Интерес к анализу психологического не является для Кьеркегора самоцелью: даже в его т.н. «психологических» работах исследование негативных состояний человеческой души (страх, отчаяние, тревога) важно лишь в той мере, в какой в них способна нравственно проявиться свобода. Проявиться же нравственно она может только негативно по отношению к психологическому, т.е. в соответствии с Божественным словом и Божественной благодатью. Ведь любой, даже вполне самобытный психологический феномен принадлежит сущему и потому оказывается очередной ловушкой.

Описывая механизм возникновения веры, Кьеркегор возвращается к ветхозаветным текстам. В «Страхе и трепете» на конкретном примере истории Авраама он показывает принципиальное отличие религиозного героя, каким является Авраам, от всех других форм героизма – романтического, демонического или трагического. Авраам, этот «рыцарь веры» – образец прежде всего бесконечного смирения, что составляет необходимую предпосылку и истинно религиозной веры, и христианского героизма. В действительности же героическое здесь просто неуместно, ибо речь идет об отношении человека к Богу. Объяснение трагического одиночества Авраама состоит в том, что он отрекается от Исаака не перед людьми или перед самим собой, но перед Богом. «Движение веры» оказывается не чем иным, как подчинением божественной любви; при этом уже не остается ничего человеческого, т.к. Богу нужна его любовь целиком, без остатка; Бог требует и забирает от человека максимум его «человечности». Однако мужество, необходимое Аврааму, чтобы противостоять человеческому пониманию любви и долга, нисколько не иссушает его отеческой привязанности к сыну (иначе какая же это была жертва, не будь Исаак столь дорог Аврааму); страх потерять любимого сына должен быть уравновешен рискованной верой во всемогущество Бога.

Считая, что в эпоху кризиса христианских ценностей прямая форма их утверждения оказывается малоэффективной (вера уступает место знанию, выбор пути – безответственности), Кьеркегор предпочитает т.н. косвенный способ экзистенциальной коммуникации, включающий использование псевдонимов, иронию, юмор, фрагментарность и несистематичность изложения. Все эти приемы Кьеркегор унаследовал от романтиков, однако ему чуждо романтическое стремление к субъективной раскованности и психологизму (свой «внутренний» авторский опыт он оставляет для «Дневника»). Косвенное сообщение дает как автору, так и читателю равную возможность оставаться «единичным индивидом». Тексты Кьеркегора предполагают, что читатель должен пройти собственный путь к Богу, что он «совершенно таким же образом должен стать единичным, а значит, он и не нуждается ни в каких указаниях пути, в особенности от того, кто насильно их навязывает. И здесь также многие спрыгивают с этой тропы, многие не могут выдержать мученичества непостижимости, выбирая вместо этого весьма удобное мирское восхищение умелостью. Истинный рыцарь веры – это свидетель и никогда – учитель» (там же, с. 76). В целом «косвенная» форма изложения переключает внимание читателя, ожидающего найти готовую истину, на процесс ее самостоятельного поиска. В поздний период творчества Кьеркегор основательно исправляет тезис Лютера о полной и совершенной явленности Христа в Его слове и таинствах. В «Упражнениях в христианстве» он рассматривает крест Христа как знак Его неузнаваемости, его «инкогнито»: воплощенность Бога в откровении относительна, ибо опосредована человеческой природой Сына.

Широкую известность философия Кьеркегора получила лишь в 1910-е гг., когда к ней обратилась сначала диалектическая теология, а затем экзистенциализм.

1. Samlede værker, Bd 1–20. Kobenhavn, 1962–64;

2. Papirer, Bd 1–16. Kobenhavn, 1968–78;

3. в рус. пер.: Наслаждение и долг. СПб., 1894;

4. Страх и трепет. М., 1993, 1998.

1. Шестов Л. Киркегор и экзистенциальная философия. Париж, 1939; М., 1992;

2. Гайденко П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора. М., 1970;

3. Быховский Б.Э. Кьеркегор. М., 1972;

4. Исаев С.А. Теология смерти. Очерки протестантского модернизма. М., 1991;

5. Мир Кьеркегора, сб. статей. М., 1994;

6. Wahl J. Études kierkégaardiennes. P., 1949;

7. Anz W. Kierkegaard und der deutsche Idealismus. Tüb., 1956;

8. Grimault M. Kierkegaard par lui-même. P., 1962;

9. Lowrie W., Kierkegaard, v. 1–2. Ν. Υ., 1962;

10. Price G. The Narrow Pass. Ν. Υ., 1963;

11. Adorno Th.W. Kierkegaard. Konstruktion des Ästhetischen. Fr./M., 1966;

12. Brikschmidt E. Søren Kierkegaard und Karl Barth. Neukirchen-Vluyn, 1971;

13. Barth K. Die protestantische Theologie im 19. Jahrhundert, Bd 2. Hamb., 1975;

14. Korff F.W. Der komische Kierkegaard. Stuttg., 1982;

15. Die Rezeption Seren Kierkegaards in der deutschen und dänischen Philosophie und Theologie. Cph.-Münch., 1983.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: