Русское море — история славянских походов

Флот Древней Руси. Походы славян-русов по Черному морю. Отличие кораблей и ладей

Кроме сухопутного войска, древнерусское государство имело и флот, морской и речной. Славяне-русы широко и умело использовали реки и моря в своих экономических, политических и военных целях. Об этом свидетельствует использование и водного пути, соединявшего Балтийское море с Черным.

Морские походы славян известны с глубокой древности. Греко- римские источники упоминают о походе славян на ладьях на Константинополь в VII в. Наши летописи и другие источники сообщают о походах славян по Черному морю с начала IX в. Один из таких походов состоялся в 860 г., когда русское войско, размещенное на 200 судах, появилось под стенами Константинополя и блокировало город; был высажен десант, начавший осаду города.

В 907 г. киевский князь Олег, по словам летописца, с 2000 судов и со значительным сухопутным войском, передвигавшимся западным берегом Черного моря, явился под Константинополь. Греки закрыли вход в гавань цепью. По рассказу летописи, Олег, поставив свои суда на колеса (вероятно, на катки), с помощью паруса обошел это препятствие берегом и спустил суда в гавань. Греки запросили мира и заплатили русскому войску большой выкуп .

Вскоре после описываемых событий, в 911 году был заключен мирный договор Руси с Византией. В договоре имеется особая статья о морских сношениях между обоими государствами. Каждая сторона обязывалась охранять торговые суда союзника, их экипажи и товары, а в случае кораблекрушения — спасать и продавать товары в пользу пострадавшего владельца. При отъезде русских купцов из Царьграда греки должны были снабжать их всем необходимым: якорями, парусами, продовольствием и т. п.— «елико надобе» .

В начале 10 века славяне-русы были известны как храбрые и опытные моряки. Насколько они прославились к этому времени, видно из того, что в 935 г. византийский император пригласил их в качестве союзников для совместного участия в походе к берегам Италии.

Второй известный нам морской поход был совершен князем Игорем в 941 г., когда русское войско на тысяче судов подошло к Босфору; поход закончился неудачей, так как большинство судов было сожжено «греческим огнем». В 944 г. Игорь совершил новый морской поход в ладьях и на конях, причем, по словам летописца, русское войско имело «без числа корабль, покрыли суть море корабли». Византия заплатила богатую дань. Возобновленный мирный договор показывает наличие оживленных морских сношений между обоими государствами . Морские походы славян известны и в последующие века.

Походы славян-русов по Черному морю имели большое экономическое и военно-политическое значение. Они расширили международные связи Руси и увеличили ее военное могущество. Русские летописи, а также византийские и арабские источники называли Чернее море Русским, или Славянским, морем.

Древнейшим водным путем славян-русов был и путь но Волге и Каспийскому морю. Первые известия о морских походах по Каспию относятся к концу IX в. Персидские историки упоминают о появления русских на Каспийском море около 880 г., затем в 909 и 910 гг. Два крупных похода имели место в первой половине X в. Из Черного моря через Азовское русы поднимались Доном до наибольшего сближения его с Волгой. Здесь суда перетаскивались волоком в Волгу, по которой и спускались в Каспийское море.

Связям древней Руси с Востоком по Волге и Каспию мешал Хазарский каганат. Князь Святослав начал упорную борьбу с хазарами и, разрушив хазарскую крепость Саркел, открыл свободный путь с Дона на Волгу. Затем войско Святослава поднялось Волгой до столицы Болгарского царства. Спустившись вниз по Волге, Святослав захватил столицу хазар в устье Волги г. Итиль.

Путь по Каспию был свободен. Западным берегом моря русские достигли другого крупного хазарского города Семендера и основанием г. Тмутаракани на берегу Керченского пролива укрепили свое господство на Северном Кавказе и в Приазовье.

Военные походы по Черному и Каспийскому морям были частью морских предприятий древнерусского государства. Одновременно славяне осваивали и Балтийское море и суровые северные морские пути. Северные моря были в такой же степени славянскими (русскими) морями, как Черное, Азовское и Каспий.

Наши летописцы, описывая морские походы, называют русские суда кораблями и ладьями (лодьями). Это были выдолбленные или выжженные однодеревки, изготовлявшиеся в верховьях Днепра. Такие суда имели два основных преимущества: они были настолько легки, что допускали перетаскивание их волоком, и в то же время были достаточно прочны для морских походов. Но эти суда могли принять не более 40—60 человек с оружием и запасами. Чтобы увеличить грузоподъемность такого судна, борта его наращивались набойными досками; отсюда и название судов—набойные.

Название «набойнан ладья» упоминается в «Правде» князя Ярослава. За покражу морской ладьи, кроме штрафа в пользу князя платили владельцу 3 гривны, а за набойную ладью — 2 гривны. Бесспорно, что морская ладья была тоже набойной и отличалась от речной только величиной и оборудованием. Стоимость ладьи соответствовала стоимости коня, что, при наличии большого числа судов в морских походах, свидетельствует о широком развитии русского судостроения.

Морские походы русов

Морские походы русов

Русы первыми из «норманнов» вышли за пределы акватории Балтийского и Северного морей. В то время как датские, норвежские и шведские викинги ограничивали свои набеги на западе английским и французским побережьями Ла-Манша, флотилии русов достигли мусульманской Испании. В 844 г. они вошли в устье Гвадалквивира и атаковали Севилью. «Язычники, которые зовутся ар-рус, ворвались туда, захватывали пленных, грабили, жгли и убивали», — сообщает Ибн Якуб. Ничего подобного арабы еще не видели. «Море, казалось, заполнили темные птицы, сердца же наполнились страхом и мукою», — повествует другой арабский историк. Против «маджусов» (огнепоклонников, язычников) были двинуты отборные войска халифата. Превосходство в силах сделало свое дело — арабы перебили большую часть захватчиков. Пальмы Севильи украсились телами повешенных пленных на радость правоверным. Двести отрубленных голов, среди которых была голова предводителя русов, арабский эмир Абдаррахман послал мусульманам Северной Африки как доказательство того, что Аллах уничтожил свирепых маджусов за их злодеяния.

Встреченный отпор отбил у русов охоту к дальнейшим военным экспедициям в Омейядский халифат. Однако они продолжали плавать к испанскому побережью в качестве купцов. По сообщению аль-Масуди, русы торговали в «Андалусе». Археологическим подтверждением торговых связей славянского Поморья с арабской Испанией является крупный клад кордовских монет на Рюгене (в Ральсвике).

На востоке русы укрепились в Эстонии, где построили крепость Роталу (Хаапсалу), и на близлежащих островах, крупнейшими из которых были Сааремаа[112] и Даго, кстати, созвучный с именем «русского князя» Дагона у Саксона Грамматика.

Этот же автор сообщает о «русском» конунге Олимаре (Велемире?), правившем на «русских землях» Эстонии и подчинившем себе на какой-то срок племена эстов, куршей, Юго-Западную Финляндию и северо-западное побережье Ботнического залива. Действительно, в Финляндии, рядом с Або еще во времена Татищева имелась «Русская гора», а часть ливонского побережья в Средние века называлась «Берег росов» или «Русский берег»[113]. Память о господстве русов на Балтике сохранялась на протяжении всего Средневековья. Гельмольд называет Балтийское море «Русским», а один неизвестный автор славянской хроники, изданной Ерпольдом Линдеборгом (1540–1616) в составе свода источников по истории северных народов, в том числе славян и вандалов, именует Финский залив Ругейским морем.

В Восточную Прибалтику рвались также даны. Русам пришлось вступить с ними в упорную борьбу за обладание этими землями. Легендарные предания о походах первых датских конунгов против рутенов/русов, владевших ливонским побережьем, сохранились в сочинении Саксона Грамматика «Деяния данов». Живущих здесь «рутенов» Саксон называет также «геллеспонтиками» и «ориентами», то есть «восточными людьми» (следуя средневековым географическим представлениям, согласно которым за Восточной Прибалтикой лежала Греция, а Балтийское море впадало в Геллеспонт), хотя почти все южнобалтийское побережье именуется им «Рутенией» или «Русской землей», «Русью». Из того факта, что эта «Рутения», ведущая постоянные войны с датчанами и шведами, ничем не отличается в глазах Саксона от Руси Новгородской, Полоцкой или Киевской, а «геллеспонтики» и «рутены» говорят на одном языке, ясно, что речь идет об одном и том же этносе — славянах и поморских русах.

Восстановить реальные исторические события на основе фантастических сведений, сообщаемых Саксоном, вряд ли возможно. Датские конунги у него совершают глубокие рейды в древнерусские земли, захватывают Полоцк, устраивают грандиозные побоища на суше и на море (в одном из таких сражений тела убитых запружают «три великих реки Руси»), побеждают войска «ста семидесяти королей», подчиняют «двадцать стран» и распространяют свою власть на огромной территории от Восточной Прибалтики до Рейна. Все это, конечно, очень далеко от действительности. Исторически ценными могут быть разве что известия о чрезвычайной многочисленности рутенов, гелеспонтиков и ориентов, о династических браках между дочерями их правителей и датскими конунгами, о союзе рутенов с «гуннами»[114] и описания некоторых обычаев, в частности погребального обряда рутенов и данов. Вместе с тем обычное для викингов непомерное хвастовство, превозносящее их небывалые победы на востоке, не в силах скрыть настоящее положение дел, и потому Саксон вновь и вновь рассказывает о том, как сменяющие друг друга на престоле конунги отправляются приводить к покорности рутенов, геллеспонтиков и ориентов, уже не раз «подчиненных» ранее. Истина заключается в том, что данам не удалось вытеснить русов из Восточной Прибалтики.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Вторжение в Месопотамию русов-ариев Персии — По-Русии. Держава Александра Македонского. Агония русов на Ближнем Востоке

Вторжение в Месопотамию русов-ариев Персии — По-Русии. Держава Александра Македонского. Агония русов на Ближнем Востоке Прежде полного и окончательного исчезновения русов (решение «русского вопроса» на прародине русов) в данном регионе были еще Персидское и

Читайте также  Процесс зиновьева и каменева

14. МОРСКИЕ ПОХОДЫ

14. МОРСКИЕ ПОХОДЫ Царское правительство высоко оценило роль казачества в освободительной войне. В июне 1614 г. посольство Ивана Опухтина привезло на Дон жалованье. Впервые Войску Донскому было вручено государево знамя. Из Москвы прислали и священников. И в Черкасском

Территория русов

Территория русов Если учесть также, что все тело у наших «русских» товарищей изрисовано деревьями и прочими картинками, а ухо проткнуто серьгой, то вряд ли это хоть как-то похоже на славянина IX века. К тому ж другие писатели X века распределяют русов по следующим

Глава IX ВОЙНЫ С АРАБАМИ НА ВОСТОЧНОЙ ГРАНИЦЕ И НА МОРЕ. СОЛУНЬ. МОРСКИЕ ПОХОДЫ ИМЕРИЯ

Глава IX ВОЙНЫ С АРАБАМИ НА ВОСТОЧНОЙ ГРАНИЦЕ И НА МОРЕ. СОЛУНЬ. МОРСКИЕ ПОХОДЫ ИМЕРИЯ Македонская династия преимущественное внимание сосредоточивала на Западе; главный центр тяжести и для Василия I, как и для его преемников, лежал в западных провинциях. Это столько же

ГЛАВА LIX Греческая империя спасена. — Крестовые походы второй и третий; число участвовавших в них крестоносцев; поход в Палестину и исход этого предприятия. — Св. Бернард. — Царствование Саладина в Египте и в Сирии. — Он завоевывает Иерусалим. — Морские крестовые походы. — Ричард Первый, король Анг

ГЛАВА LIX Греческая империя спасена. — Крестовые походы второй и третий; число участвовавших в них крестоносцев; поход в Палестину и исход этого предприятия. — Св. Бернард. — Царствование Саладина в Египте и в Сирии. — Он завоевывает Иерусалим. — Морские крестовые походы. —

Остров русов

Остров русов В персидской и арабской средневековой географической литературе с очень древних пор (может быть, со времен предполагаемой «Анонимной записки» середины IX в.?) утверждалась тема «остров русов». Исследование ее затруднено тем, что частный вопрос о русах на

Глава 1 Походы, походы, походы: Легенды… Слухи… Ужасы…

Глава 1 Походы, походы, походы: Легенды… Слухи… Ужасы… После Куликова побоища остатки Мамаева полчища предпочли перейти к его победителю чингизиду Тохтамышу. Оставленный всеми, темник бежал к генуэзцам в Крым в Феодосию (Кафу). Здесь ему пришлось таить свое имя. Однако

Глава 6. Морские походы яицких казаков

Глава 6. Морские походы яицких казаков Яицкие казаки — это уральские. И они своим рождением в истории обязаны морю, в морских просторах добывали они себе пропитание и славу. В 1577 году стольник московского царя Иван Мурашкин, разгромив базу казаков-разбойников на Волге, и

Первые морские походы к Енисею и полуострову Таймыр

Первые морские походы к Енисею и полуострову Таймыр В первые годы XVII в. русские знали не только устье Енисея и Енисейский залив, но и р. Пясину на п-ове Таймыр. Об открытии устья Енисея голландец Исаак Масса, живший по торговым делам в Москве в 1601—1609 гг., рассказывает, что

Загадка русов в источниках

Загадка русов в источниках Многочисленные раннесредневековые источники, упоминающие русов, часто противоречат друг другу и в локализации «руси», и при описании социальных отношений, хозяйственного уклада, обрядов. Различные византийские, немецкие латиноязычные,

Морские кони и морские короли Вольфганг Акунов

Морские кони и морские короли Вольфганг Акунов Отважны люди стран полнощных, Велик их Один бог, угрюмо море. Ария Варяжского гостя. Вперед, вперед, люди Христа, люди Креста, люди конунга! Боевой клич гридей норвежского конунга Олава Святого. В переводе на русский язык

Три группы русов и загадочные походы на Каспий

Три группы русов и загадочные походы на Каспий В свете изложенной выше концепции эти походы перестают быть такими загадочными. Становится понятной и причина, по которой они не попали в русские, а точнее, киевские летописи. ЭТО БЫЛИ ДЕЯНИЯ НЕ КИЕВСКИХ РУСОВ. Русы пришли на

ВРМ в представлении русов

ВРМ в представлении русов Интересно, что и сами русы-арии делили себя на «светлых», рожденных от богов, «детей богов», и «темных», рожденных от людей. Это деление разделяло тех, кто был исходными русами и тех, кто уже успел, сохраняя все традиции суперэтноса, породниться с

Походы русских на Черном море в IX-XII вв.

ВАЖНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ IX-XII ВЕКОВ

Восточные славяне — предки современного русского, украинского и белорусского народов — с древних времен занимали Восточно-Европейскую равнину и имели культурные и торговые связи с Византией, народами Кавказа, с западными славянами, с народами Прибалтики — предками эстов, латышей и литовцев.
Плавания по водным путям способствовали выработке у восточных славян морских навыков. Известны их многочисленные морские походы в IV-IX вв. В 600 г. они совершили поход в Италию; в 615 г. проникли в Византию; в 623 г. достигли о.Крита; в 626 г. осаждали Константинополь; в 642 г. ходили к берегам Южной Италии; в 676 г. имели боевые столкновения с византийскими кораблями. Известен также поход русских в Эгейское море в 813 г. В начале IX в. большое значение приобрел водный путь «из варяг в греки». (Балтийское море — Нева — Ладожское оз. — Волхов — оз. Ильмень — Ловать — волок до верховьев Западной Двины — Западная Двина — волок до верховьев Днепра — Днепр — Черное море). Такие же водные пути связывали Балтийское море с Каспийским и Белым морями.
Начиная с середины IX в. о систематических походах русских на Черное и Каспийское моря, а позднее и на Балтийское и Белое моря повествуют русские летописи.

ПОХОДЫ РУССКИХ НА ЧЕРНОМ МОРЕ В IX-XII вв.

860

Морской поход русских на 200 ладьях по реке Днепр и Черному морю на Византию. Совершив набег на ее черноморское побережье, русский флот проник 18 июня в Босфор и приступил к осаде столицы Византии Константинополя. Высадившись на берег вблизи Константинополя, русские захватили богатую добычу, возвратились на суда и отправились к Днепру <5>.

970

Морской поход великого князя Олега из Киева на Византию. В походе участвовало большое число ладей и многочисленное войско (летописи приводят неправдоподобные по размерам цифры — 2000 ладей и 80000 посаженных на них воинов, не считая конницы, следовавшей берегом). Пройдя из Днепра вдоль берегов Черного моря в Босфор и осадив Константинополь с моря и с суши, Олег вынудил его к сдаче и заключил мир, по которому греки выплатили победителям богатую дань <6>.

911

2 сентября. Заключение Олегом в результате победоносного похода на Византию в 907 г. первого письменного торгового договора с греками. Договор обеспечивал русским беспрепятственное плавание на Черном море и через проливы, а также предоставлял право морской торговли на всем побережье Черного моря <7>.

935

Участие русских судов (по свидетельству греческих хронографов) в походе греческого флота в Италию. Русские суда с их личным составом находились на греческой службе в качестве наемной военной силы <8>.

941

Поход киевского князя Игоря с большим числом ладей из Днепра через Черное море на Византию. В столкновении с высланным навстречу греческим флотом большая часть ладей Игоря была уничтожена «греческим огнем». С уцелевшими судами Игорь направился к берегам Малой Азии, где, высадившись на берег, опустошил Вифинию, но настигнутый высланными греческими войсками вынужден был отойти на север к Босфору Киммерийскому (Керченский пролив). После неудачного боя с греческим флотом Игорь с уцелевшими судами прорвался в Азовское море и оттуда сухим путем вернулся в Киев <9>.

944

Второй морской поход князя Игоря на Византию. Суда с посаженным на них сухопутным войском продвигались вдоль побережья, конница шла берегом. Греческий император Роман, предупрежденный о грозящей опасности, выслал навстречу русским к устью Дуная послов с предложением мира и дани. Приняв от греков богатые дары и заключив с ними в том же году договор о торговле, союзе и взаимной помощи, Игорь вернулся в Киев <10>.

949

Участие 9 крупных русских судов с дружиной в 600 чел. (по сведениям греческих хронографов) в экспедиции греческого флота на остров Крит <11>.

967

Поход киевского князя Святослава в Болгарию. Выйдя со значительным флотом и с посаженными на него войсками из устья Днепра к устью Дуная, Святослав проник через Сулинское гирло в реку и, поднявшись вверх по течению, в короткое время овладел 80 населенными пунктами. Получив известие о набеге печенегов на Киев, Святослав спешно вернулся для защиты его <12>.

969-971

Второй поход Святослава в Болгарию. Разбив и прогнав печенегов, Святослав с 10-тысячным войском, посаженным на 250 судов, предпринял поход на Дунай. Высадив у Доростола (Силистрия) войска и заняв вскоре Филиппополь,. Святослав перевалил через Балканы и, заняв Македонию и Фракию, угрожал Константинополю. Большая греческая армия под начальством византийского императора Иоанна Цимисхия вынудила Святослава к отступлению и осадила его в крепости Доростол, причем греческий флот в составе 300 судов, войдя в Дунай, отрезал выход русским судам в море. Испытывая нужду в продовольствии, Святослав предпринял из крепости Доростол смелую экспедицию, отправив ночью посаженный на суда отряд в 2000 воинов для добывания хлеба в придунайских селениях. Удачно выполнив задание, этот отряд произвел на обратном пути к Доростолу ряд нападений на отдельные греческие отряды. После упорного сопротивления в связи с израсходованием всех запасов продовольствия Святослав согласился на мир (972 г.) и, отказавшись от намерения овладеть Болгарией, должен был вернуться в Киев. На обратном пути при обходе днепровских порогов Святослав подвергся внезапному нападению печенегов и был в бою убит (973 г.) <13>.

Читайте также  Феномен григория распутина в отечественной истории

988

Отправление киевским князем Владимиром отборного отряда русских войск по Днепру и Черному морю в Константинополь для оказания помощи византийскому императору Василию II против восставшего полководца Варды Фоки, угрожавшего столице. При содействии русских войск Фока был разбит, и русский отряд вернулся на родину <14>.

989

Ввиду невыполнения византийским императором Василием II договорных обязательств за оказание помощи против Варды Фоки киевский князь Владимир с войсками, посаженными на суда, предпринял морской поход из устья Днепра в Крым против Херсонеса Таврического (Корсуни). Осажденный город после недолгого сопротивления был занят, и Василий II был вынужден выполнить требования Владимира. С этим походом связано предание о крещении Владимира в Херсонесе <15>.

1024

По известиям византийских историков, отряд русских судов с экипажем в 800 воинов под начальством Хрисохира, придя в Константинополь якобы с целью поступления на греческую службу, прорвался через проливы в Архипелаг, причем разбил отряд греческих судов, стоявший у Дарданелл. Застигнутый затем греческим флотом у острова Лемнос, Хрисохир был разбит, захвачен в плен и казнен <16>.

1043

Последний морской поход киевских князей на Византию. Русские суда с посаженной на них большой княжеской дружиной под предводительством сына киевского князя Ярослава Мудрого — Владимира, отправились по Днепру и Черному морю к Константинополю. Цель похода состояла в том, чтобы силой оружия заставить византийского императора соблюдать договорные обязательства в отношении беспрепятственной торговли русских купцов в греческих городах. При подходе к Босфору русский флот подвергся нападению отряда неприятельских судов, применивших «греческий огонь». После непродолжительного, но жаркого боя русские суда с потерями вынуждены были отойти в открытое море. Здесь они были застигнуты бурей и рассеяны. Для спасения оставшихся судов и людей Ярослав выслал из Киева новый отряд кораблей. При обратном следовании русского отряда греки предприняли погоню. Владимир остановился и принял бой. Одержав полную победу, русские с добычей и пленными возвратились в Киев <17>.

1151

Летописное известие об использовании киевским князем Изяславом Мстиславичем во время войны с ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким особой конструкции ладей, крытых палубой, защищавшей гребцов от стрел и служившей помостом для воинов, ведущих бой. Эти ладьи имели, кроме кормового рулевого весла, такое же весло и на носу, что позволяло судну менять направление движения, не прибегая к поворотам на узких речных фарватерах, среди мелей и т.п. («. исхитрил Изяслав лодье дивно: беша бо в них гребьци гребуть невидимо, тотшо весла видети, а человек бяше не видети, бяхуть бо лодье покрыты досками, бяхуть же борцы стояще горе во бронях и стреляюще, а кормника 2 беста, един на корме, а другой на носе, и аможе хотяхуть тамо пойдяхуть, не обращающа лодьями») <18>.

Не то, что вы ожидали увидеть

Вот как то так

Древняя Русь и Русское море

Арабские источники точно подмечают обычаи южных русов, столь типичные для кочевников: «Они грязнейшие из тварей Аллаха — (они) не очищаются от испражнений, ни от мочи, и не омываются от половой нечистоты и не моют своих рук после еды, но они как блуждающие ослы» [i] , в похожих выражениях он описывает и омовение южных русов, которые плюют и сморкаются в чашу с водой для умывания ( NB : об обычае омывать всё тело, характерном для славян, не говорится ни слова; скорее всего, южные русы, как и большинство кочевников, умывали только лица); текст Гардизи про «остров Русов», наоборот, гласит, что они «носят чистые одежды» [ii] , он же упоминает как личную собственность «кувшин для омовения». Русские названия порогов, по М.Ю. Брайчевскому [iii] не только замечательно переводятся с аланского, но и являются точной калькой записанных Константином Багрянородным славянских названий и его личных переводов. Само имя «рос» они переняли от Роксолан [1] — «Белых, светлых алан» [2] , но, в отличие от высокой цивилизации алан, взимавших дань с Рима, росы были обычным воинственным кочевым европеоидным народом [3] , подобным, например, половцам.
«От тех же Сарматских и Славянороссийских осад той же народ Росский изыде, от него же неции нарицахуся Россы, а иныи Аланы, а потом прозвашася Роксоланы, аки бы Росси и Аланы …» [iv] — так гласят средневековые русские и польские хроники XVI — XVII вв. Перечисление крупнейших племен Сарматии у Птолемея показывает, что это разные, далеко не родственные народы: венеды, бастарны (дулебы) [4] , певкины, языги (ясы), роксоланы, скифы и другие [v] . Собственно, сарматы — это сверхэтнос как, например, скифы, венеды или вепсы; аланы и роксоланы этнически сарматами не являлись: первые принадлежат к длинноголовому (долихокранному), сарматы же — к круглоголовому (брахикранному) типу [5] . О событиях IV в. Пишет римский историк Иордан: «Германарих, король готов, хотя… и был победителем многих племен, призадумался, однако, с приходом гуннов. Вероломном уже племени росомонов, которое в те времена служило ему в числе других племен, подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из выше названного племени (росомонов), по имени Сунильду, за изменнический уход (от) её мужа, король (Германарих), движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав ее к диким коням и пустив их вскачь. Братья же ее, Сар и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом» [vi] . Росомоны переводится как «росы-мужи» (от осетин. Moine — муж, человек); имена же Сар ( Sar ) и Аммий ( Ama ) также замечательно переводятся с сармато-анланского наречия как «Глава» и «Могучий». Единственное имя — Сунильда — германское («Лебедь»), но вполне логично, что, попадая в род мужа-германца, женщина называлась по-германски. При этом этнонимы Rugim Rogi Иордан с росомонами не смешивает, употребляя отдельно.
У ат-Табари есть такое сообщение: «Жители этих стран, все неверные, из хазар, русов и алан. Они смешались с тюрками и взаимно соединились с ними посредством бракосочетаний» [vii] . Русов, как народ родственный аланам, упоминает и Низами Гянджеви в «Искандер-наме»: «Рус, жадный к битвам, явился к нам ночью из стран аланов и арков и ударил на нас, словно град. пробудил в этой стране ненависть, которая издревле разделяла наши две народности … Он не оставил ничего, что было собрано в Абхазии…» [viii] , предводитель же русов носит у Низами иранское имя Кинтал. Абхазы и русы питают друг к другу давнюю ненависть, которая возможна лишь только среди соперничающих соседей; войско русов состояло из хазар, буртасов и алан.

Таким образом, причин для отождествления (или даже представления более-менее близкого родства) руси северной (ругов) с русью южной (росов) совершенно нет. Конечно, росы являлись в некоторой степени родственниками славян (о чём говорит тот факт, что арабы, хоть и упоминают вскользь о том, что руссы — это «вид славян», всегда описывают их отдельно), но в степени отдалённой достаточно, чтобы говорить о том, что совсем не от них «прозвалась Русская земля». Более того, южная русь практически не повлияла на славян культурно: от росов остались лишь несколько слов (например, восход, закат, топор, хорошо) да характерная причёска-оселедец (и то — далеко не факт, что она пришла именно от них), вот и всё. Та русь, от которой мы сейчас имеем своё наименование, жила не в душной грязи юга, а в холодных снегах посреди свинцовых вод Варяжского Моря.

[1] Не та ли это Русколань «Влесовой Книги», что «близ Голуни» (Гелона) и «на Суроже»?

[2] Русские летописи XII-XIVвв знают их под именем ясы.

[3] Это совсем не противоречит арабским сообщениям о больших богатых городах русов (здесь: южной руси): например, культурный слой в городах кочевых скифов достигает 25-30см (Галкина Е.С., «Тайны русского каганата». Москва, Вече, 2002г.).

[4] О преемственности славяне-дулебы-бастарны см. Мачинский Д.А., «К вопросу о территории обитания славян в I-VIвв» // сб. «Исследования по археологии и древней истории Восточной Европы» / ред. Пиотровского Б.Б. Л., Аврора, 1976г.

[5] Несмотря на это, роксолан упорно пытаются причислить к сарматам (напр., до сих пор это мнение пропагандируется «Энциклопедическим словарём Брокгауза и Ефрона»). Да, роксоланы культурно могли напоминать сарматов, но этнически — по крови, а, следовательно, по духу, — не могли принадлежать к ним.

[i] Ковалевский А.П., «Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922гг». Харьков, 1957г.

[ii] Новосельцев А.П., «Восточные источники…».

[iii] Брайчевский М.Ю., «Русские» названия порогов у Константина Багрянородного».

[iv] Гиляров Ф., «Предания русской начальной летописи». М., 1878г.

[v] Удальцов А.Д., «Племена Европейской Сарматии IIв н.э.» // «Советская этнография», вып. II . М., 1946г.

[vi] «Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica)». СПб., 1997г.

[vii] Дорн Б., «Каспий. О походах древних русских в Табаристан с дополнительными сведениями о других набегах на прибрежья Каспийского моря». СПб., 1874г.

[viii] Алиев Р., «Низами. Стихотворения и поэмы». Л., 1981г.

Русское море и загадки современной украинской терминологии

Ну, вот какие мысли у вас появляются при взгляде на эту старинную карту? Море Русское. Казалось бы, какие могут быть вопросы? Такое историческое название действительно существовало. Но оказывается, что некоторые украинцы, воочию наблюдая название «Руское Море», почему-то уверены, что оно означает «Море Українське». А почему так? Какая же логика их подтолкнула к таким сомнительным выводам?

К чему я пишу это всё? Да просто, попалась мне недавно веселая статья, полная свидомых нелепостей и фантазий. Все эти фантазии не буду перечислять, но вот эта меня реально развеселила…

Читайте также  От диктатуры рабочего класса к диктатуре вождя

Не могу сказать, что очередное объявление Русского моря Украинским меня как-то поразило или шокировало. Нет, я давно знаком с мифотворческой деятельностью товарища Грушевского и в курсе его дешевых манипуляций с заменой исторических летописных терминов «руский/русьский/русский» на расово верное «український». Неоднократно наблюдал, как свидомые украинцы проделывали этот фокус и с Русским Морем, превращая его в Море Украинское.

Но в статье доцента украинской культурологии Лосева, скрин с которой приведён выше, меня больше всего рассмешила его отсылка к «современной терминологии». Что же это за терминология такая, современная? Откуда пошла? Хотя откуда она пошла, как раз, понятно. Она плоть от плоти украинской мифологии. С этим ясно. А вот какой, собственно, логикой руководствовались разработчики этой интересной свидомой терминологии?

Для начала немного справочной информации по истории названий Черного моря. Его называли по-разному. Понт Аксинский, Скифское море, Трапезундское, Кимерийское, Таврическое и т.д. Среди этих названий встречается также и «Русское море». В исторических источниках и литературе X–XIV вв. можно найти 12 подобных упоминаний. В арабских источниках оно упоминается 4 раза, иудейских — 1, французских — 2, немецких — 3 и в русских – 2 раза. Самое известное содержится в Повести Временных Лет. «А Дънепрь вътечеть в Понтьское море трьми жерелы, еже море словеть Руское…»

На латинском языке «Русское море» — Mare Russis и Mare Ruthenicum.


Вернемся к странной логике и свидомой терминологии «Украинского моря». Вот логику, по которой, начиная с X века, Черное море получило название море Русское, я понимаю хорошо. Причём, эту логику упоминает и сам манипулятор Грушевский, цитируя средневекового арабского историка Аль-Масуди. По словам Аль-Масуди Море Русское прозвали так, потому что кроме Руси по нему никто не плавает. Понятно, что слова Аль-Масуди являются явным художественным преувеличением. Плавали по морю и греки, и болгары, и прочие залетные. Но именно Русь оказалась достаточно весомым фактором, чтобы дать своё имя целому морю. Хотя напомню, что параллельно этому названию существовали и другие. Но «украинского моря» среди них не было никогда.

Ну, так по какой логике можно считать, что «Море Русское» равняется «Морю Украинскому»? По нему в X веке плавали украинцы? В исторических документах подобного нет. Может украинцы объясняют своё «Украинское Море» тем, что по нему плавали их предки? Да, и они там отметились. А эти предки были достаточно весомым фактором, чтобы привязать свое имя целому морю? Ну что ж, давайте посмотрим, кто же всё-таки там ходил, и много ли предков украинцев присутствовало среди тех, в честь кого море назвали Русским…

Византийские и арабские источники не очень информативны в плане описания состава пришельцев из-за моря. Но стоит отметить, что зачастую они отделяли народ-русь от славян. А при описаниях набегов, писали всё-таки только о русах. Для примера, вот как Иоанн Диакон описывал русов, напавших в 860-м году на Византию:

Как вы думаете, сильно русы-норманны тянут на предков украинцев? Мне кажется, что не очень. Но всё-таки упоминание норманнов (нурманов, урманов, мурманов) довольно любопытно. Запомните их на будущее. Мы же перейдем к нашим русским источникам. Они описывают состав участников походов на Византию более подробно.

И начать придётся с похода Аскольда и Дира в 860-м году, т.к. никаких описаний походов до них в русских летописях нет.

Как вы видите Повесть Временных Лет не дает точной информации о составе участников похода 860-го года. «Русь идёт» и всё. Некоторые дополнительные предположения могут строиться на сообщении о том, что Аскольд и Дир перед походом «многы Варѧгы съвокуписта».

В целом, нет никаких доказательств, что среди той руси, что была с Аскольдом и Диром, имелись далекие предки современных украинцев. Зато чётко указано участие варягов. Перейдём к следующему походу, который предпринял в 907-м году Вещий Олег. Здесь состав участников описан очень подробно.

Некоторые летописные списки упоминают и вятичей.

Как вы видите, Олегу удалось собрать довольно разношёрстную компанию. Предки украинцев в виде полян, древлян, тиверцев, несомненно, присутствуют, но явно не на ведущих ролях и не под именем руси, а под своим племенным.

Переходим к походам князя Игоря 941-944 годов. Состав участников тоже хорошо описан.

Предки украинцев, поляне, присутствуют, но не под именем руси, и не являются единственными участниками походов. Любопытно описание русов князя Игоря оставленное Лиутпрандом Кремонским, послом итальянского короля в Византии.

Состав участников походов князя Святослава описан очень скупо – «воӕ съвокуплѧти многы и храбры». Также известно, что Святослав не любил Киев и у него присутствовал варяг-воевода Свенельд. Немного, но это всё.

Переходим к князю Владимиру. Он активно нанимал варягов за морем. С варягами и новгородцами брал Киев. Варягов же отправлял и в Византию. Также в его походах принимало тюркское кочевое племя торков. Судя по многочисленной торкской топонимике на территории Украины, они явно входят в число предков украинцев, причём по их собственной логике. Но речь не об этом, вернемся к походам Руси на Византию.

На Царьград сам князь Владимир не ходил и его поход на Византию ограничивается взятием крымской Корсуни в 988 году. «Житие Владимира» даёт состав участников того похода – князь собрал войско из «варяг, словен, кривичей, болгар с черными людьми». Увы, никто из них не катит на роль украинского предка, в честь которого можно было бы назвать море Украинским.
В принципе, на этом можно и закончить рассмотрение участников русских походов на Черном море, т.к. к концу X века оно уже получило своё Русское имя. И увы, состав участников не дает никакого повода назвать море Украинским. Предки украинцев, несомненно, участвовали в этих походах, но не были их единственными участниками, и их участие не было наиболее весомым. Мне так кажется, что новгородские словене отметились на Черном море даже более, чем поляне-древляне. Да и в последующем, уже в XI веке, сын Владимира, Ярослав Мудрый очень активно использовал новгородцев. И это неудивительно, он сам провёл в Новгороде немало времени. Ярослав брал с помощью новгородцев Киев, отражал с помощью новгородцев нападение на Киев печенегов. А в 1043-м году послал на Византию своего сына Владимира, урожденного новгородца, с воеводой-новгородцем Вышатой и норвежцем Харальдом Суровым. Ага, опять люди с севера.

Так что вклад и участие новгородцев в походах на Черном море, несомненно, очень высок. Хотя всё-таки очевидно, что те, чей вклад в походах был самым весомым, как раз и дали своё имя морю. Так оно и стало Русским, а не полянским, словенским, мерянским или украинским.

Ну что, убедил? Если нет, то есть и ещё один неожиданный способ показать, что ставить знак равно между «Русским морем» и «морем Украинским», это несомненная глупость и безграмотность. А для этого перенесемся с берегов Черного моря Русского на далекий север, на берега моря, которое звалось у нас Мурманским.

Помните, тех норманнов-русов, которые, судя по европейским летописям, набегали на Византию? Так вот мурманы-урманы-нурманы, это и есть норманны. И именно в их честь наши предки называли это море Мурманским.


Jansson’s map of the Polar regions, first issued in 1637

Также его назвали Северным морем, Ледовитым, Студеным, Печерским, Московским.


A Ortelius, 1592 Arctic region

Сейчас мы зовём его морем Баренца. Баренцуха, по-простому. Но европейцы всегда понимали его несомненную связь с Русью.

Поэтому нет ничего удивительного, что восточную часть Баренцева моря и западную часть моря Карского, европейцы с 16-го века называли также Русским морем! Очень жаль, что об этом факте не знают не только свидомые украинцы, чьи познания в реальной истории очень скудны. Знающих это мало даже среди нас, русских. Восполняем этот пробел.

Карты начала 17-го века.

А это карта голландского картографа Шхонебека Адриана 1702 года. Именно её фрагмент я использовал в качестве заглавной иллюстрации статьи.

Само собой, про Русское море писали и в книгах.


Versuch einer Entwicklung der Sprache, Abstammung J. L. von Parrot 1839

Ну и как вы думаете, можно ли считать Русское море Украинским? По загадочной «современной терминологии», о которой знают исключительно свидомые украинцы? Выплывали ли украинские казачьи чайки в ледяные арктические воды? Пугали ли они своими яркими шароварами белых медведей? Нет. По Русскому морю ходили наши предки, храбро бились с «борзыми урманами», осваивали новые земли, оставляя могилы безвестных героев на всём пространстве от русского Груманта (сейчас Шпицберген) до русской Аляски. Русское море, это наше море!

А что же делать украинцам, которым не досталось ни одного моря? Что же делать, когда вся реальная история против гордой украинской нации? Остается только одно – менять историческую реальность в узких пределах свидомого украинского мира, придумывать, врать и перекручивать. Так что, свидомые украинцы, срочно мчитесь на сайт электронных петиций Президента Украины. Там уже с 2015-го года пылится украинская мечта об Украинском море. Бегите, подписывайте. Постройте, наконец, свою параллельную вселенную на независимом глобусе Украины.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: