Краткая биография мережковский

Биография Дмитрия Мережковского

Краткая биография мережковский

Биография Дмитрия Мережковского

Дмитрий Сергеевич Мережковский – поэт, прозаик, драматург, философ, литературный критик, один из основоположников символизма в России – родился 2(14) августа 1865 года в Санкт-Петербурге в многодетной семье крупного чиновника, действительного тайного советника, Сергея Ивановича Мережковского, служившего во дворце.

Вехи биографии Мережковского совпадают с основными вехами русской истории конца 19 – начала 20 в. В 1884 году Мережковский поступает на историко-филологический факультет Московского и Петербургского университета, где сразу же проявляет интерес к философии. Здесь же происходит знакомство с Короленко, Гаршиным и Успенским, от которых Мережковский перенял осмысление проблем государства и общества с позиций народничества. После знакомства со стихотворениями Владимира Соловьева, Мережковский обращается к символизму. Пережил увлечение философским позитивизмом и левым уклоном, заменил их проповедью философии религии в ее единстве с культурой, приветствовал февральскую революцию, но не принял большевизма, в конце 1919 года бежал за границу, став одним из столпов русской эмиграции.

В связи с биографией Мережковского обычно упоминают два факта: визит юноши Мережковского с отцом к Достоевскому с целью показать стихи начинающего поэта, по поводу которых Федор Михайлович сказал: «Слабо, плохо, никуда не годится. Чтобы хорошо писать, — страдать надо, страдать!», — и брак с З.Н. Гиппиус, с которой Мережковский прожил 52 года, «не разлучаясь со дня свадьбы в Тифлисе ни разу, ни на один день».

В конце 1880-х и в 1890-е годы Мережковские отправляются в тур по Европе. Дмитрий Сергеевич и его супруга изучают европейскую культуру. Здесь Мережковский выступает в качестве литературного переводчика – он переводит античные трагедии с латинского и греческого языков, пишет критику, его труды публикуются в «Труде», «Русском обозрении» и «Северном вестнике».

В 1888 году в Петербурге вышла первая книга Мережковского «Стихотворения (1883-1887)», а в 1892 – сборник «Символы (Песни и поэмы)» и в 1893 – брошюра «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», ставшие в определенной мере программными для литературного направления символизма.

1899 год стал для Дмитрия Сергеевича Мережковского поворотным — он обращается к религиозным вопросам, много беседует на тему христианства и церкви, а спустя два года, в 1901 году Зинаида Гиппиус подала Мережковскому идею создания философско-религиозного кружка, в котором интеллигенция могла бы обсуждать насущные вопросы религии, церкви и русской культуры. Идея получила свое развитие и собрания имели место быть до 1903 года. К.П. Победоносцев на посту обер-прокурора Священного Синода одобрил такие собрания, однако за критику официальной церкви собрания им же были запрещены.

Известность к Мережковскому пришла с его первой романной трилогией «Христос и Антихрист»: «Смерть богов (Юлиан Отступник)» (1896), «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)» (1902), «Антихрист (Петр и Алексей)» (1905). В то же время он пишет большое исследование «Л. Толстой и Достоевский» (1901-1902). Этот этап творчества по праву считается самым удачным в литературной биографии Мережковского. Он сразу же заявил о себе как о нетрадиционном романисте. Он скорее являет сложившийся в Европе тип художника-эссеиста. Полиглот, знаток античности и итальянского Возрождения, он свободно контаминировал культурные смыслы как в публицистических, так и романических жанрах. И те и другие были подчинены одним и тем же метафизическим и культурологическим схемам: Христос и Антихрист, Богочеловек и Человекобог, Дух и Плоть, власть неба и власть земли. Мережковский использовал одни и те же историко-культурные универсалии. Так, в романе о Леонардо да Винчи Микеланджело и Леонардо выступают как тезис и антитезис, как Плоть и Дух, а Рафаэль – синтез Духа и Плоти. В русском искусстве, которому посвящено исследование Мережковского, эта триада перевернута: история искусства начинается с синтеза – Пушкина, разбиваясь затем на две составляющие линии – творчество Л.Н. Толстого («ясновидца Плоти») творчество Достоевского («ясновидца Духа»).

Весной 1906 года Дмитрий Сергеевич Мережковский с супругой отправляется во Францию. Там, в Париже, они проживут до 1908 года. Именно там выходит в свет совместный с женой и Д. Философовым труд «Le Tsar et la Revolution » (Царь и Революция), там же Мережковский начинает работу над «Царство Зверя» — трилогия на тему русской истории XVIII-XIX веков. В 1908 году публикуется первая часть этой трилогии – «Павел I», за которую Дмитрий Сергеевич Мережковский получил судебное разбирательство. Вторая часть трилогии – «Александр I» публикуется спустя пять лет в 1913 году. Завершает трилогию «14 декабря» также спустя пять лет в 1918 году. В начале XX века творчество Мережковского популярно в Европе — его труды переводят на многие языки, издаются многотомные собрания сочинений, однако в России произведения Мережковского не получили широкого распространения по причине жесточайшей цензуры, так как поэт выступает против самодержавия и официальной церкви.

В 1909 году был опубликован четвертый сборник стихов Мережковского под названием «Собрание стихов». В этом сборнике было немного новых стихотворений, основную часть составляло содержание трех предыдущих сборников. Интерес этого сборника еще и в том, что автор составил его исходя из своих новых взглядов.

В 1915 году Мережковский опубликовал публицистический сборник «Было и будет: Дневник 1910-1914» и литературное исследование «Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев». В 1916 году состоялись премьеры двух его пьес: «Будет радость» (МХТ) и «Романтики» (Александринский театр, постановка В.Э. Мейерхольда); вторая из них имела большой успех.

Мережковские приветствовали Февральскую революцию 1917 года. Октябрьские события вызвали яростный протест Мережковского. Он истолковал происшедшее как разгул «хамства», воцарение «народа-Зверя», смертельно опасного для всей мировой цивилизации, торжество «надмирного зла». Мережковский и Гиппиус первым делом занялись хлопотами по освобождению министров, заключённых в Петропавловскую крепость. В конце этого года писатель выступал с антибольшевистскими лекциями и статьями, одна из них, «1825-1917» (14 декабря, газета «Вечерний звон») анализировала ведущую роль интеллигенции в русском революционном движении. В 1919 году Мережковский вынужден был начать сотрудничество с горьковским издательством «Всемирная литература», где стал получать паёк и заработок. В этом же году Мережковский добивается разрешения на чтение лекций в рядах Красной армии. Под этим предлогом он с женой подбирается совсем близко к границе с оккупированными Польшей территориями и бежит. На территории Польши Мережковский ведет активную политическую деятельность, направленную против большевизма, однако после подписания перемирия между Россией и Польшей, он вынужден переехать в Париж.

В 1927 году при активном участии Мережковского создается религиозно-философский кружок «Зеленая лампа», который играл весомую роль в жизни русской эмиграции. В том же году Мережковские издают журнал «Новый курс», однако через год они вынуждены были прекратить его издание.

В сентябре 1928 года Мережковские приняли участие в Первом съезде русских писателей-эмигрантов, организованном в Белграде королем Югославии Александром I Карагеоргиевичем. Тогда же сербский монарх наградил писателя орденом Святого Саввы первой степени за заслуги перед культурой. Мережковский и Гиппиус выступили с публичными лекциями, организованными Югославской академией, после чего при Сербской академии наук стала издаваться «Русская библиотека», в которую вошли произведения Бунина, Мережковского, Гиппиус, Куприна, Ремизова, Шмелева, Бальмонта, Северянина.

В июне 1936 года Мережковский получил стипендию от правительства Муссолини для работы над книгой о Данте; более того, итальянский диктатор нашёл время, чтобы несколько раз встретиться с писателем и поговорить с ним о политике, искусстве и литературе.

Осенью 1938 года, когда гитлеровская Германия аннексировала Австрию и захватила Судеты, а потом и Чехословакию, Мережковский и Гиппиус выступили с категорическим осуждением «Мюнхенского сговора». Начало Второй мировой войны супруги встретили в Париже.

Произведения Дмитрия Мережковского 20-30-х гг.: «Рождение Богов (Тутанкамон на Крите)» (1924), «Мессия» (1925), «Наполеон» (1929), «Тайна Запада: Атлантида-Европа» (1931), «Иисус Неизвестный» (1932-1933), «Павел и Августин» (1937), «Франциск Ассизский» (1938), «Данте» (1939).

Последние месяцы жизни Мережковский непрерывно работал: прочёл публичные лекции о Леонардо да Винчи и Паскале, пытался прочесть доклад о Наполеоне, но он был запрещён оккупационными властями. К июню 1941 года у Мережковских кончились деньги: выселенные из виллы за неуплату, они сняли на лето меблированные комнаты. В сентябре, одолжив деньги у знакомых, супруги вернулись в парижскую квартиру. Истощённый физически и морально, Мережковский до последних дней пытался работать над «Маленькой Терезой», но она так и осталась неоконченной.

Дмитрий Сергеевич Мережковский скончался 9 декабря 1941 года от кровоизлияния в мозг.

Единство своего творчества Мережковский осознавал и писал в предисловии к собранию сочинений, что «это не ряд книг, а одна, издаваемая для удобства только в нескольких частях. Одна об одном». Творческое наследие Мережковского поистине огромно: это сотни критических и публицистических статей, несколько романических циклов. Но наибольший успех и признание ему выпали именно на начальном этапе, хотя и в это время оценки его творчества были самыми разноречивыми. А. Белый свидетельствовал, что Мережковский, будучи известным и популярным в Европе, в России оставался непонятым и одиноким. Для осознания природы его новаторства потребовалось немало времени.

Время показало, что Мережковский явился создателем романа нового типа – романа историософского. Своеобразие его состоит в том, что автором двигало желание не запечатлеть историю, а объяснить ее, соединив ее начала и концы, почувствовать ритм истории, определив тайные законы ее движения. В основе романического творчества Мережковского лежит мифо-поэтическое мышление, основанное на философской и религиозной интуиции. Символы и концепты философско-религиозных интуиций становятся организующими центрами всего творчества и проходят в качестве сквозных символических лейтмотивов. Отсюда основные особенности поэтики творчества. Мережковский сочетал в себе художника и ученого. З. Гиппиус в воспоминаниях писала, что он был одержим жаждой познания: «Ко всякой задуманной работе он относился с серьезностью ученого». Исследовал источники, путешествовал по местам предполагаемых событий, искал и собирал различные свидетельства. И в творчестве романист нередко следовал в Мережковском за знатоком и свидетелем. Источник в романе становился ибо дневником героя, либо текстом его письма, либо содержанием его монолога. Сам Мережковский называл свой метод «методом религиозно-исторического познания». Пристрастие к художеству также во многом было концептуально: именно в искусстве и творческом акте, по мнению Мережковского, единственно возможно чаемое им разрешение мучительных антиномий мира и его культурной истории.

Новаторские приемы Мережковского и его исторические версии оказали влияние и получили продолжение в творчестве многих писателей ХХ в. Эссеизм в искусстве стал одним из отличительных факторов, работа Мережковского с историческим материалом повлияла на творчество А.Н. Толстого и сказалась в его романе «Петр Первый», а трактовки исторических лиц, данные в трилогии «Павел І», «Александр І», «14 декабря», оказали влияние на историческое творчество Ю.Н. Тынянова.

Дмитрий Сергеевич Мережковский — краткая биография

ФИО: Мережковский Дмитрий Сергеевич
Дата рождения: 02.08.1865
Место рождения: Санкт-Петербург
Знак зодиака: Лев
Деятельность: Поэт, переводчик, литературный критик, историк
Дата смерти: 09.12.1941 (76 лет)

Д. Мережковский был выдающимся писателем, литературным критиком, переводчиком, религиозным философом Серебряного века, но всё его творчество и политические взгляды вызывали неоднозначное к нему отношение, хотя его признавали одним из самых оригинальных мыслителей своего времени.

Мережковского много раз выдвигали кандидатом на Нобелевскую премию, но он так и не был её удостоен.

Он обладал огромным талантом и дарованием, который оценивали и принимали, но всегда с оговорками и холодным уважением.

Детство и юность

Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 14 августа 1865 г. в Петербурге. Его отец, Сергей Иванович Мережковский (1823-1908), был крупным чиновником при императорском дворе Александра II.

Мать – Варвара Васильевна Мережковская (урождённая Чеснокова) – была также дочерью крупного чиновника.

В семье было 9 детей: 6 сыновей и 3 дочери. Дмитрий был младшим сыном, но не младшим в семье.

Душой семьи была мать. Она была, по воспоминаниям современников, не только очень красива, но и обладала ангельским характером, её любили дети.

Читайте также  Краткая биография мандельштам

Отец же был сух в общении с детьми и отчуждён от них. Дмитрий Мережковский, наиболее эмоциональный и ранимый из всех детей, рано почувствовал себя чужим в семье, рано познал чувство одиночества. Это чувство позднее станет сюжетной основой большинства его исторических произведений.

Сочинять стихи он начал в 13 лет, а в 15 лет отец помог ему встретиться с Ф.М. Достоевским, который не оценил его стихи, сказав, что хорошим писателем невозможно стать, не пострадав. Эта характеристика творчества Мережковского в течение всей его жизни повторялась в разных вариантах много раз. Его обвиняли в холодности, сухом интеллектуализме, схематизме творчества, в незнании реальной жизни и неумении её изобразить. Видимо, эгоизм и сухость характера передались ему от отца, который никогда не проявлял к детям ласки и теплоты.

У Мережковских в Ореанде (Крым) было имение, куда иногда вывозили детей на лето.

Семья Мережковских жила скромно, отец не разрешал баловать детей и приучать их к роскоши. За детьми присматривала старая няня, очень религиозная женщина, от которой Дмитрию передалась экзальтированная религиозность.

Дмитрий Мережковский в молодости

В 1876 г. Д. Мережковский поступил в гимназию.

Краткая биография

  • В 1880 г. состоялась первая публикация его стихов.
  • В 1882 г. он познакомился с поэтом С. Надсоном, побывав на его выступлениях. Знакомство переросло в дружбу двух ярких личностей.
  • 1884-1888 гг. – время обучения в Петербургском университете (историко-филологический факультет). Об учёбе в нём Мережковский в дальнейшем отзывался с пренебрежением как о зря потерянном времени.
  • В годы учёбы познакомился со многими писателями-современниками: А. Плещеевым, Г. Успенским, И. Гончаровым, Я. Полонским, А. Майковым и др.
  • В 1885 г. начал работу в журнале «Северный вестник». Познакомился с писателями В. Короленко, В. Гаршиным, К. Бальмонтом, Ф. Сологубом.
  • В 1886 г. тяжело болел, после этого «повернулся к вере».
  • В 1887 г. умер С. Надсон, эта потеря стала для Мережковского жестоким ударом.
  • В 1888 г. написана первая поэма «Протопоп Аввакум». В этом же году вышла первая книга его стихов.
  • После окончания университета путешествовал по югу России. В Боржоме познакомился с Зинаидой Гиппиус, с которой в январе 1889 г. обвенчался в Тифлисе, затем молодожёны переехали в Петербург. З. Гиппиус стала для него женой, другом и соавтором. С этих пор их жизнь и творчество становятся нераздельными.
  • Смерть матери в 1889 г. воспринял тяжело.
  • В 1880-1889-х гг. усиливаются религиозные взгляды Мережковского, он знакомится с проповедниками, толстовцами, путешествует по России, мечтает стать сельским учителем. Но позже отказывается от идей народничества.
  • В 1891 г. Мережковский и Зинаида Гиппиус путешествовали по Европе.
  • В 1896 г. Мережковского уже считали известным поэтом (так было указано в Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона).
  • В 1890-х гг. Мережковский пишет меньше стихов и переходит на прозу и публицистику. Его творческая активность поразительна. Формируется его идеология (религиозно-философская концепция «новое религиозное сознание»), верность которой он сохраняет до конца жизни.
  • В 1890-х годах Мережковский начал писать исторические романы.
  • 1906-1908 гг. Мережковские провели в Париже. Здесь сблизились с эсерами, в том числе с Б. Савинковым. Их привлекали его террористические методы борьбы с революционерами.
  • В 1905 г. появилась статья Мережковского «Грядущий хам», в ней он выразил свою позицию по отношению к революции. Большевики, по Мережковскому, это грядущие хамы.
  • Во многих публикациях 1906-1908 гг. выражена его политическая концепция: политическая революция невозможна без духовной.
  • В 1914 г. он выпустил собрание сочинений в 24 томах. Его книги читали, но не любили, его художественный мир оставался закрытым для всех.
  • Приветствовал февральскую революцию 1917 г. и приход к власти Временного правительства.
  • Октябрьскую революцию не принял.
  • В январе 1920 г. Мережковские тайно пересекли границу и уехали из России. В Польше агитировали Пилсудского выступить против Советской России, но безуспешно. Затем уехали в Париж.

З.Н. Гиппиус, Д.В. Философов, Д.С. Мережковский

  • Организовали литературно-философское общество, ставшее центром интеллектуальной жизни русских эмигрантов. Художественная литература его стала интересовать меньше, он писал в основном религиозно-философские трактаты, всё глубже погружаясь в историю.
  • Фашистских главарей (Гитлера, Муссолини) он считал «божественными мессиями», которым предстоит борьба с «антихристом» – большевиками.
  • В 1939 г. Мережковский выступил по радио в Париже с приветственной речью Гитлеру, сравнив его с Жанной д’Арк.
  • Антисоветизм Мережковского привел его к коллаборационизму.
  • Русская эмиграция не приняла позиции Мережковского. Ему объявили бойкот.
  • Умер в Париже 7 декабря 1941 г.

Дмитрий Мережковский незадолго до смерти

Личная жизнь

Брак с Зинаидой Николаевной Гиппиус (1869-1945) с 1889 г. Поэтесса, писательница, ближайший друг и идейный спутник мужа на всю жизнь. Жизнь этих двух людей – уникальный творческий союз. Они оба считаются идеологами русского символизма.

З.Н. Гиппиус родилась в г. Белёве (Тульская область) в семье юриста. Получила в основном домашнее образование, т.к. семья часто меняла место жительства в связи со службой отца. Много читала. Стихи начала писать в возрасте 7 лет.

Детей в семье Мережковских не было.

Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус

Значение Мережковского как писателя и мыслителя

Поэзия Мережковского не столь значительна, как его проза, критика и драматургия, хотя многие его стихи положены на музыку известными русскими композиторами А. Гречаниновым, С. Рахманиновым, А. Рубинштейном, П. Чайковским и др.

В 1892 г. была опубликована лекция Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», которая считается манифестом символизма.

Новое искусство, по его мнению, должно иметь следующие признаки:

  • Мистическое содержание.
  • Язык символов.
  • Импрессионизм.

А поскольку эти признаки уже присутствуют в творчестве некоторых русских писателей (Достоевского, Гончарова, Тургенева, Толстого), то модернизм не является чем-то новым, а лишь продолжает тенденции русской классики.

Эта лекция, выпущенная затем отдельной брошюрой, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Мережковского обвинили в мракобесии. Но были и сторонники такого взгляда на искусство.

В дальнейшем Мережковский формирует «новое религиозное сознание», на основе которого пишет основные свои романы.

«Новое религиозное сознание»

Вся духовная история человечества, по его мнению, – противостояние двух начал: «бездны плоти» и «бездны духа». Первое начало воплощено в язычестве и античности. Второе – в историческом христианстве, аскетизме. Но оба эти начала несовершенны. Их слияние возможно лишь в церкви «третьего завета» (существовал уже Ветхий Завет, Новый Завет, нужен был третий).

Мережковский считал себя пророком «третьего завета». На этом строилось отныне всё его творчество.

В своих литературно-критических статьях Мережковский исходил из этого же постулата. Критические статьи об известных русских и зарубежных писателях считаются вершиной его критической деятельности.

Но Мережковского считают прежде всего создателем историософского романа. В отличие от исторического, историософский роман – о философии истории:

  • «Христос и Антихрист» (1896)
  • «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», 1901)
  • «Антихрист. Пётр и Алексей» (1905).

Главные персонажи этих романов ведут борьбу «бездны плоти» с «бездной духа». Также выстроены и пьеса «Павел I» (1908), роман «Александр Первый» (1913), роман «14 декабря» (1918).

Заслуга Мережковского в том, что его новый тип экспериментального романа нашёл отзвук в произведениях Томаса Манна, в романах М Булгакова, М. Алданова и др.

Биография Мережковского Дмитрия Сергеевича

Дмитрий Мережковский краткая биография

Мережковский Дмитрий Сергеевич биография прозаика, поэта, драматурга, религиозного философа и критика изложена в этой статье.

Мережковский Дмитрий Сергеевич краткая биография

Дмитрий Сергеевич Мережковский появился на свет в Санкт-Петербурге в 1866 году в семье мелкого дворцового чиновника.

Обучаясь в гимназии, в возрасте 15 лет он делает первые творческие шаги. Однажды со своим отцом он пришел в гости к Достоевскому, который выслушал стихи юноши, раскритиковал их.

Как поэт Мережковский заявляет впервые о себе в 1888 году – тогда вышел его первый сборник под названием «Стихотворения».

С 1884 года обучается сразу в двух университетах на историко-филологических отделениях — В Московском и Петербургском. В это время Дмитрий увлекается позитивистской философией и сближается с сотрудниками «Северного вестника» — Короленко, Успенским, Гаршиным. Но данной увлечение было коротким – познакомившись с идеями и поэзией В. Соловьева, Мережковский переходит к философии символизма.

В 1889 году он женился на Зинаиде Гиппиус, в которой счастливо прожил до конца жизни. С 1880-х и в 1890-е годы супружеская пара путешествовала по Европе. Мережковский занимался переводом античных трагедий с латыни и греческого языка, также выступал как критик. В 1896 году выходит его новый сборник «Новые стихотворения».

С 1899 года у Дмитрия Сергеевича начинается время смены мировоззрения. Он увлекся вопросом христианства и соборной церкви, смысла и значения Евангелия.

Продолжая писать, Мережковский уделил время исторической прозе, создав трилогию «Христос и антихрист», в центре которой борьба принципов, языческого и христианского. Первое произведение трилогии — «Смерть богов. Юлиан Отступник» издано в 1896 году. В 1901 году вышла с печати ее вторая часть — «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи». Завершающая часть — «Антихрист. Петр и Алексей» — была напечатана в 1905 году. В 1909 году Дмитрий Сергеевич издает четвертую книгу стихотворений «Собрание стихов».

В марте 1906 года семья Мережковских уехали в Париж, где и прожили до середины 1908 года. В соавторстве со своей женой написал книгу под названием «Le Tsar et la Revolution» и начал работу над «Царством Зверя», посвященной русской истории.

Стоит отметить, что проза Мережковского была популярна в Европе. Но в России подвергалась жесткой цензуре, из-за высказываний писателя на счет официальной церкви и самодержавия.

После Октябрьской революции, спустя 2 года Мережковские переезжают жить в Варшаву, где занимаются политической деятельностью. Но как только Польша подписала мирный договор с Россией, они выехали в Париж. Там семья Мережковских в 1927 году организовала религиозно-философское и литературное общество под названием «Зеленая лампа».

В 1931 году Мережковского было выдвинуто на получение Нобелевской премии, но досталась она И. Бунину.

Умер Мережковский Дмитрий Сергеевич в 1941 году, 9 декабря в Париже.

Биография Мережковского Дмитрия Сергеевича

Мережковский Дмитрий Сергеевич (2 (14) августа 1865 — 9 декабря 1941) — один из представителей русской литературы XX века, гонимый некогда советской властью. Лишь в конце XX века изучение творчества и значения Мережковского для русской литературы стало переосмысливаться.

Предок Мережковских — Федор Мережка — войсковой старшина, служивший на Украине. Дед Мережковского участвовал в войне 1812 года.

Маленький Дмитрий родился в 1866 году в городе Санкт-Петербург в многодетной семье крупного чиновника, действительного тайного советника, Сергея Ивановича Мережковского, служившего во дворце. В некоторых источниках указано, что Мережовский родился в семье мелкого чиновника — это неверная информация, так как действительный тайный советник — это гражданский чин II класса в Табели о рангах. Действительные тайные советники занимали самые высокие государственные должности.

Интерес к поэзии Дмитрий проявил в 13 лет, начав писать стихотворения, правда стихи Мережковского в тот момент были далеки от совершенства. Знаменательна встреча Мережковского и Федора Достоевского. Тогда Дмитрию было всего пятнадцать лет. Достоевский ознакомился со стихами Мережковского и вынес свой неутешительный вердикт: «Чтобы хорошо писать, — страдать надо, страдать!». Действительно, не имея душевных терзаний, неразрешимых вопросов, метаний мысли нельзя написать произведение находящее отклик в сердцах читателей. В тот же день Мережковский встретил Надсона, творчество которого Дмитрий находил очень интересным — Мережковский даже подражал Надсону в своих первых стихах.

Как поэт Мережковский состоялся в 1888 году, когда был опубликован его первый сборник стихов, названный просто «Стихотворения». Несмотря на то, что здесь Мережковский многое берет у Надсона, Брюсов отмечает особенность творчества Дмитрия Сергеевича, Мережковский обращается к теме радости и силы, тогда как последователи Надсона творили больше в минорных нотах.

В 1884 году Мережковский поступает на историко-филологический факультет Московского и Петербургского университета, где сразу же проявляет интерес к философии. Здесь же происходит знакомство с Короленко, Гаршиным и Успенским, от которых Мережковский перенял осмысление проблем государства и общества с позиций народничества. После знакомства со стихотворениями Владимира Соловьева, Мережковский обращается к символизму.

Читайте также  Краткая биография газданов

В 1889 году в жизни Мережковского происходит знаковое событие — он женится на Зинаиде Гиппиус. В дальнейшем Гиппиус оказывает серьезное влияние на творчество Дмитрия Сергеевича, становясь его музой.

В конце 1880-х и в 1890-е годы Мережковские отправляются в тур по Европе. Дмитрий Сергеевич и его супруга изучают европейскую культуру. Здесь Мережковский выступает в качестве литературного переводчика — он переводит античные трагедии с латинского и греческого языков, пишет критику, его труды публикуются в «Труде», «Русском обозрении» и «Северном вестнике».

В 1892 году выходит сборник стихов Мережковского «Символы». Именно этот сборник дал название литературному направлению — символизму. В том же году Мережковский выступает с речью, в которой он объясняет чем, должен стать символизм в русской литературе. Спустя четыре года в 1896 году выходит следующий сборник стихотворений Мережковского «Новые стихотворения».

1899 год стал для Дмитрия Сергеевича Мережковского поворотным — он обращается к религиозным вопросам, много беседует на тему христианства и церкви, а спустя два года, в 1901 году Зинаида Гиппиус подала Мережковскому идею создания философско-религиозного кружка, в котором интеллигенция могла бы обсуждать насущные вопросы религии, церкви и русской культуры. Идея получила свое развитие и собрания имели место быть до 1903 года. К.П. Победоносцев на посту обер-прокурора Священного Синода одобрил такие собрания, однако за критику официальной церкви собрания им же были запрещены.

В процессе литературного труда Мережковский много обращается к исторической прозе, пишет трилогию «Христос и антихрист» о борьбе христианского и языческого начал в человеке, призывает к принятию нового христианства (Третий Завет), однако его идеи не находят поддержки у представителей церкви. В 1896 году публикуется первая часть трилогии «Смерть богов. Юлиан Отступник». Вторая часть «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» публикуется в 1901 году. Последняя часть трилогии «Антихрист. Петр и Алексей» увидела свет в 1905 году.

В 1909 году был опубликован четвертый сборник стихов Мережковского под названием «Собрание стихов». В этом сборнике было немного новых стихотворений, основную часть составляло содержание трех предыдущих сборников. Интерес этого сборника еще и в том, что автор составил его исходя из своих новых взглядов.

Особенность Мережковского как поэта состоит в том, что он в своих стихотворениях всегда абстрагировался от своего «я», он выражал те чувства и настроения, которые на его взгляд должны были у масс, тогда как многие поэты выражали именно свою точку зрения, выступая в стихотворениях от своего имени.

Весной 1906 года Дмитрий Сергеевич Мережковский с супругой отправляется во Францию. Там, в Париже, они проживут до 1908 года. Именно там выходит в свет совместный с женой и Д.Философовым труд «Le Tsar et la Revolution» (Царь и Революция), там же Мережковский начинает работу над «Царство Зверя» — трилогия на тему русской истории XVIII — XIX веков. В 1908 году публикуется первая часть этой трилогии — «Павел I», за которую Дмитрий Сергеевич Мережковский получил судебное разбирательство. Вторая часть трилогии — «Александр I» публикуется спустя пять лет в 1913 году. Завершает трилогию «14 декабря» также спустя пять лет в 1918 году. В начале XX века творчество Мережковского популярно в Европе — его труды переводят на многие языки, издаются многотомные собрания сочинений, однако в России произведения Мережковского не получили широкого распространения по причине жесточайшей цензуры, так как поэт выступает против самодержавия и официальной церкви.

Революцию 1917 года Мережковский с супругой встретили в России. Поэт не понял смысл и назначение революции, не осознал всю силу и возможность духовного возрождения России, Большевизм в его глазах — это болезнь — прожив два года в Советском государстве, Мережковский решает бежать за рубеж, услышав о поражении Колчака и Деникина. Надежды поэта на свержения советской власти не оправдались. В 1919 году Мережковский добивается разрешения на чтение лекций в рядах Красной армии. Под этим предлогом он с женой подбирается совсем близко к границе с оккупированными Польшей территориями и бежит. На территории Польши Мережковский ведет активную политическую деятельность направленную против большевизма, однако после подписания перемирия между Россией и Польшей, Мережковский вынужден переехать в Париж.

В 1927 году при активном участии Мережковского создается религиозно-философский кружок «Зеленая лампа», который играл весомую роль в жизни русской эмиграции. В том же году Мережковские издают журнал «Новый курс», однако через год они вынуждены были прекратить его издание.

В 1931 году Мережковского номинируют на Нобелевскую премию, однако ее получает Иван Бунин. После нападения Гитлера на Советский союз, Мережковский ошибочно выступает на стороне Гитлера. Режим фашистов ему кажется более приемлемым, чем советский. Ненависть к советской власти была нестерпимой. От Мережковского отворачиваются многие представители эмиграции — поддержку Гитлера ему не могли простить.

9 декабря 1941 года в Париже Дмитрий Сергеевич Мережковский скончался.

В 1951 году была опубликована биография Мережковского, над которой Зинаида Гиппиус трудилась в конце своей жизни, но так и не успела закончить.

* Многие факты, указанные в этой биографии не проверены. Если у вас есть корректировки — пожалуйста свяжитесь с нами. 

Литература

Литературный дебют Мережковского состоялся в 1880 году в журнале «Живописное обозрение». Тогда в издании были опубликованы стихотворения «Тучка» и «Осенняя мелодия». В 1888 году в Петербурге вышла первая книга Мережковского «Стихотворения (1883-1887)», в 1892 – сборник «Символы (Песни и поэмы)» и в 1893 – брошюра «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».


Писатель Дмитрий Мережковский

1899 год стал для Дмитрия Сергеевича поворотным. Писатель в трудах все чаще обращался к религиозным вопросам, а спустя два года, в 1901 году, Зинаида Гиппиус подала Мережковскому идею создания философско-религиозного кружка, в котором интеллигенция могла бы обсуждать насущные вопросы.

Популярность к Дмитрию пришла с его первой романной трилогией «Христос и Антихрист»: «Смерть богов. Юлиан Отступник», «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)» и «Антихрист Петр и Алексей».

Весной 1906 года Дмитрий Сергеевич с супругой отправился во Францию. Именно там вышел в свет совместный с женой и Дмитрием Философовым труд «Царь и Революция». В Париже поэт также начал работу над трилогией на тему русской истории XVIII-XIX веков «Царство Зверя».

В 1908 году публикуется первая часть этой трилогии – «Павел I», за которую писателя чуть не посадили в тюрьму, вторая часть «Александр I» выходит в свет спустя пять лет в 1913 году, а третья «14 декабря» — в 1918-ом.


Полное собрание сочинений Дмитрия Мережковского

В 1909 году библиография поэта пополнилась четвертым сборником стихов под названием «Собрание стихов», а в 1915 году был опубликован сборник «Было и будет: Дневник 1910-1914» и литературное исследование «Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев».

Самые популярные произведения Дмитрия Мережковского 20-30-х годов: «Рождение Богов» (второе название «Сумерки Богов»), «Мессия», «Наполеон», «Тайна Запада: Атлантида-Европа», «Иисус Неизвестный», «Павел и Августин», «Франциск Ассизский» и «Данте».

Краткая биография мережковский

Дмитрий Сергеевич Мережковский (2 (14) августа 1865, Санкт-Петербург, Российская империя – 9 декабря 1941, Париж, Франция) – русский писатель, поэт, критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель.

Д.С. Мережковский, яркий представитель Серебряного века, вошёл в историю как один из основателей русского символизма, основоположник нового для русской литературы жанра историософского романа, один из пионеров религиозно-философского подхода к анализу литературы, выдающийся эссеист и литературный критик. Мережковский (начиная с 1914 года, когда его кандидатуру выдвинул академик Н.А. Котляревский) неоднократно претендовал на соискание Нобелевской премии; был близок к ней и в 1933 году (когда лауреатом стал И.А. Бунин).

Спорные философские идеи и радикальные политические взгляды Д.С. Мережковского вызывали резко неоднозначные отклики; тем не менее, даже оппоненты признавали в нём выдающегося писателя, жанрового новатора и одного из самых оригинальных мыслителей XX века.

Мережковский – поэт целиком принадлежит к поколению «старших символистов», начинавших с декларативных подражаний Надсону и активно использовавших клише народнической поэзии, а затем переживших определенный творческий кризис, закончившийся обновлением поэтических мотивов и средств. Сознание безысходного одиночества человека в мире, роковой раздвоенности и бессилия личности, проповедь красоты, «спасающей мир», – развивая эти общие для «старших символистов» мотивы, Мережковский не сумел преодолеть в стихах рассудочности и декларативности.

Писать стихи Мережковский начал в 13 лет. В «Автобиографии» он упоминает о том, как его отец, столоначальник в придворной конторе, привёз пятнадцатилетнего гимназиста к Достоевскому, который нашёл ученические стихи Мережковского плохими и слабыми: «Чтоб хорошо писать, – страдать надо, страдать!» Тогда же Мережковский познакомился с Надсоном и через него вошёл в литературную среду, встречался с Плещеевым, Гончаровым, Майковым, Полонским. О Н. Михайловском и Г. Успенском он всегда говорил как о своих учителях. Благодаря Якубовичу в 16 лет опубликовал первое стихотворение, после чего стал печататься в «Отечественных записках». В 1888 женился на начинавшей тогда поэтессе 3. Гиппиус. К тому времени относится пережитый Мережковским религиозный переворот, давший новое направление его творчеству и литературно-общественной деятельности.

Брюсов связывал с именем Мережковского возникшее в русском общества начала 1900-х годов движение, суть которого «состояла в призыве к религиозному возрождению и в проповеди неохристианства», способного объединить евангельский идеал с полножизненным «языческим» началом, утвердив «равносвятость» духа и плоти. Теоретические концепции Мережковский развивал в книге статей «Вечные спутники» (1897), двухтомном сочинении «Лев Толстой и Достоевский» (1901–1902), а также в исторических романах и пьесах (трилогия «Христос и Антихрист», «Александр I», «Павел I» и др.). Вместе с 3. Гиппиус Мережковский был инициатором и активным участником Религиозно-философских собраний в Петербурге (1901–1903 и 1907–1917), журнала «Новый путь» (1903–1904). По его признанию, решающее значение для него имели события 1905 г., когда он безуспешно пытался заручиться поддержкой официальной церкви в борьбе против черносотенных погромов, а затем против измены царского правительства его собственному манифесту 17 октября. «Я понял… – писал он, – связь православия со старым порядком в России, понял также, что к новому пониманию христианства нельзя иначе подойти, как отрицая оба начала вместе» («Автобиография»). 1905–1907 годы провел в Париже, позднее выступал по преимуществу как прозаик, публицист и критик.

Мережковский был достаточно заметной фигурой и в общественной жизни, принимал участие в формировании идеологической платформы кадетов, контактировал с эсерами.

Мережковские приветствовали Февральскую революцию 1917 года: они полагали, что только «честная революция» может покончить с войной, а «установление демократии даст возможность расцвета идей свободы перед лицом закона». Уже после Октябрьской революции, прожив два года в Советской России, он утвердился во мнении, что большевизм – это нравственная болезнь, следствие кризиса европейской культуры. Мережковские надеялись на свержение большевистского режима, но, узнав о поражении Колчака в Сибири и Деникина на юге, решились бежать из Петрограда.

В 1919 году Мережковские уехали из России в эмиграцию – через Минск и Варшаву в Париж. В Минске поэт читает лекции для русских эмигрантов. А в феврале Мережковские переезжают в Варшаву, где занимаются активной политической деятельностью. После того, как Польша подписала перемирие с Россией и, убедившись, что «русскому делу» в Варшаве положен конец, Мережковские выехали в Париж. Сам Д.С. Мережковский рассматривал эмиграцию, как своего рода мессианство, а себя считал пророком и духовным «водителем» русской эмиграции. Отойдя от художественной прозы, писал историко-религиозные эссе.

Похожие статьи:

Творчество поэта. Рождение барокко
Поскольку для поэзии д’Обинье характерна высокая гражданственность, то некоторые исследователи, например, А. Шмидт, делая акцент на политическом характере его стихов, отказывают ему в славе гугенотского поэта. Так, А. Шмидт считает, что « .

Марина Цветаева
Москва для Марины Цветаевой была особенным существом, с которым поэтесса соединяла всю себя, свое сознание, радость и горе своей жизни. Москва, подобно судьбе поэтессы, постоянно изменялась. Есть много мест в Москве, которые повлияли на .

Читайте также  Краткая биография мелвилл

«Босяцкая» тема в творчестве М. Горького
В раннем творчестве Горького выделяют произведения романтические и реалистические, к созданию тех и других побудила начинающего писателя сам жизнь. Обращение Горького к теме босячества имело социальную основу: в ту пору, когда Горький пи .

Дмитрий Мережковский: биография. Стихи, цитаты

Мережковский Дмитрий Сергеевич появился на свет в 1866 году в Санкт-Петербурге. Отец его служил мелким дворцовым чиновником. Дмитрий Мережковский с 13 лет начал писать стихи. Через два года, будучи гимназистом, он посетил вместе с отцом Ф. М. Достоевского. Великий писатель нашел стихи слабыми, сказал начинающему автору, что для того, чтобы хорошо писать, нужно страдать. В это же время Мережковский Дмитрий Сергеевич познакомился с Надсоном. На первых порах он ему подражал в своих стихотворениях и именно через него впервые вошел в литературную среду.

Появление первого сборника стихов

В 1888 году выходит первый сборник Мережковского, названный просто — «Стихотворения». Поэт здесь выступает учеником Надсона. Однако, как замечает Вячеслав Брюсов, Дмитрий Мережковский сразу же смог взять самостоятельный тон, начав говорить о радости и о силе, в отличие от других поэтов, считавших себя учениками Надсона, которые «ныли» на свою слабость и безвременье.

Обучение в университетах, увлечение философией позитивизма

Дмитрий с 1884 года учился в Петербургском и Московском университетах, на историко-филологических факультетах. В это время Мережковский увлекся философией позитивизма, а также сблизился с такими сотрудниками «Северного вестника», как Г. Успенский, В. Короленко, В. Гаршин, благодаря чему стал понимать с народнических позиций проблемы, стоявшие перед обществом. Увлечение это, однако, было непродолжительным. Знакомство с поэзией В. Соловьева и европейскими символистами значительно изменило мировоззрение поэта. Дмитрий Сергеевич отказывается от «крайнего материализма» и переходит уже к символизму.

Женитьба на З. Гиппиус

Дмитрий Мережковский, как отмечали современники, был очень замкнутым человеком, неохотно впускавшим в свой мир других людей. Тем более знаменательным стал для него 1889 год. Именно тогда Мережковский женился. Избранница его — поэтесса Зинаида Гиппиус. Поэт прожил с ней 52 года и не расставался ни на день. Этот творческий и духовный союз супруга его описала в неоконченной книге под названием «Дмитрий Мережковский». Зинаида являлась «генератором» идей, а Дмитрий оформлял и развивал их в своем творчестве.

Путешествия, переводы и обоснование символизма

В конце 1880-х и в 1890-е гг. они много путешествовали по разным странам Европы. Дмитрий Сергеевич переводил с латыни и греческого античные трагедии, а также выступал в роли критика, публиковался в таких изданиях, как «Труд», «Русское обозрение», «Северный вестник».

Мережковский в 1892 году прочел лекцию, в которой дал первое обоснование символизма. Поэт утверждал, что импрессионизм, язык символа и «мистическое содержание» могут расширить «художественную впечатлительность» русской словесности. Сборник «Символы» появился незадолго до этого выступления. Он дал имя новому направлению в поэзии.

«Новые стихотворения»

В 1896 году вышел третий сборник — «Новые стихотворения». У Мережковского с 1899 года меняется мировоззрение. Его начинают интересовать вопросы христианства, связанные с соборной церковью. В статье «Мережковский» Г. Адамович вспоминает, что когда разговор с Дмитрием был оживлен, он рано или поздно переключался на одну тему — значение и смысл Евангелия.

Религиозно-философские собрания

Жена Дмитрия Мережковского осенью 1901 года предложила идею создания особого общества людей философии и религии для обсуждения вопросов культуры и церкви. Так появились религиозно-философские собрания, знаменитые в начале прошлого века. Главной темой их было утверждение того, что лишь на религиозной основе может совершиться возрождение России. Вплоть до 1903 года проходили эти собрания, с разрешения К.П. Победоносцева, обер-прокурора Синода. Участие в них принимали и священнослужители. Хотя не было принято христианство «Третьего завета», стремление на переломном этапе развития нашей страны создать новое религиозное общество было понятно и близко современникам.

Работа над исторической прозой

Дмитрий Мережковский, биография которого нас интересует, много работал над исторической прозой. Он создал, например, трилогию «Христос и антихрист», основная идея которой заключалась в борьбе двух принципов — христианского и языческого, а также в призыве к новому христианству, в котором «небо земное», а «земля небесная».

В 1896 году появилось произведение «Смерть богов. Юлиан Отступник» — первый роман трилогии. Вторая часть была издана в 1901 году («Воскресшие боги. Леонардо да Винчи»). Заключительный роман под названием «Антихрист. Петр и Алексей» появился на свет в 1905 году.

«Собрание стихов»

Четвертый сборник «Собрание стихов» вышел в 1909 году. Новых стихотворений в нем было немного, поэтому книга эта являлась, скорее, антологией. Однако определенный подбор произведений, сделанный Мережковским, придал сборнику современность и новизну. В него были включены только произведения, отвечавшие изменившимся взглядам автора. Новый смысл обрели старые стихотворения.

Мережковский среди поэтов-современников был резко обособлен. Он выделялся тем, что выражал в своем творчестве общие настроения, тогда как А. Блок, Андрей Белый, К. Бальмонт, даже касаясь «злободневных» общественных тем, говорили прежде всего о себе, о собственном отношении к ним. А Дмитрий Сергеевич даже в самых интимных признаниях выражал всеобщее чувство, надежду или страдание.

Новые произведения

Мережковские в марте 1906 года перебрались в Париж и прожили здесь до середины 1908 года. В соавторстве с Д. Философовым и З. Гиппиус Мережковский в 1907 году издал книгу «Le Tsar et la Revolution». Он также приступил к созданию трилогии «Царство Зверя» по материалам истории России конца 18 — начала 19 вв. Дмитрий Сергеевич после выхода первой части этой трилогии (в 1908 году) подвергся судебному преследованию. В 1913 году появилась вторая часть ее («Александр I»). Последний роман — «14 декабря» — в 1918 году опубликовал Дмитрий Мережковский.

«Больная Россия» — книга, которая появилась в 1910 году. В ее состав вошли историко-религиозные статьи, которые были опубликованы в 1908 и 1909 гг. в газете «Речь».

Книжное товарищество Вольфа издало в период с 1911 по 1913 гг. 17-томное собрание его сочинений, а Д. Сытин в 1914 году выпустил четырехтомное. На многие языки была переведена проза Мережковского, она была очень популярна в Европе. В России же произведения Дмитрия Сергеевича были подвергнуты жесткой цензуре — писатель высказывался против официальной церкви и самодержавия.

Взаимоотношения с большевизмом

Мережковские в 1917 году еще жили в России. Поэту страна виделась в канун революции в образе «грядущего хама». Немного позже, прожив в Советской России два года, он утвердился в своем мнении о том, что большевизм — нравственная болезнь, которая является следствием кризиса культуры Европы. Мережковские надеялись на то, что этот режим будет свергнут, однако, узнав о поражении Деникина на юге и Колчака в Сибири, решили уехать из Петрограда.

Дмитрий Сергеевич в конце 1919 года добился права чтения своих лекций в частях Красной Армии. В январе 1920 года он вместе со своей супругой перешел на территорию, которая была оккупирована Польшей. Поэт читал лекции в Минске для русских эмигрантов. Мережковские в феврале переезжают в Варшаву. Здесь они активно занимаются политической деятельностью. Когда Польша подписала мирный договор с Россией, а супруги убедились, что «русскому делу» в этой стране положен конец, они уехали в Париж. Мережковские поселились в квартире, принадлежавшей им еще с дореволюционных времен. Здесь они наладили старые связи и установили новые знакомства с русскими эмигрантами.

Эмиграция, основание «Зеленой лампы»

Дмитрий Мережковский был склонен рассматривать эмиграцию как некоторого рода мессианство. Он считал себя духовным «водителем» оказавшейся за границей интеллигенции. Мережковские в 1927 году организовали религиозно-философское и литературное общество «Зеленая лампа». Его президентом стал Г. Иванов. «Зеленая лампа» сыграла заметную роль в интеллектуальной жизни эмиграции первой волны, а также объединила лучших представителей зарубежной русской интеллигенции. Когда началась Вторая мировая война, общество прекратило собрания (в 1939 году).

Мережковские еще в 1927 году основали «Новый курс» — журнал, продержавшийся лишь год. Они участвовали также в первом съезде писателей-эмигрантов из России, состоявшемся в сентябре 1928 года в Белграде (его организовало югославское правительство). Мережковский в 1931 году был в числе претендентов на Нобелевскую премию, однако получил ее И. Бунин.

Поддержка Гитлера

Мережковских не любили в русской среде. Неприязнь была во многом вызвана их поддержкой Гитлера, режим которого казался им более приемлемым, чем режим Сталина. Мережковский в конце 1930 годов увлекся фашизмом, даже встречался с одним из его лидеров — Муссолини. Он видел в Гитлере избавителя России от коммунизма, который считал «нравственной болезнью». После того как Германия напала на СССР, Дмитрий Сергеевич выступил на немецком радио. Он произнес речь «Большевизм и человечество», в которой сравнил Гитлера с Жанной д’Арк. Мережковский сказал, что этот лидер может спасти от коммунистического зла человечество. После этого выступления все отвернулись от супругов.

Смерть Мережковского

За 10 дней до оккупации Парижа немцами, в июне 1940 года, Зинаида Гиппиус и Д. Мережковский переехали в Биарриц, расположенный на юге Франции. 9 декабря 1941 года Дмитрий Сергеевич умер в Париже.

Сборники стихов Мережковского

Мы вкратце рассказали о том, какие сборники стихов создал Дмитрий Мережковский. Книги эти, однако, стоят того, чтобы более подробно на них остановиться. Каждый из 4-х сборников стихотворений очень характерен.

«Стихотворения» (1888 год) — это книга, в которой еще выступает как ученик Надсона Дмитрий Мережковский. Цитаты из нее, достойные внимания, включают в себя следующую:

«Не презирай толпы! безжалостной и гневной

Насмешкой не клейми их горестей и нужд».

Это строчки из одного из самых характерных стихотворений этой книги. Тем не менее с самого начала Дмитрий Сергеевич смог взять самостоятельный тон. Как мы уже отмечали, он заговорил о силе и радости. Стихи его напыщены, риторичны, однако и это характерно, поскольку соратники Надсона боялись больше всего именно риторики, хотя и пользовались ею, в несколько ином обличии, порой неумеренно. Мережковский же обращался к риторике для того, чтобы звонкостью и яркостью ее порвать беззвучный, бесцветный туман, в который была завернута жизнь русского общества в 1880-е годы.

«Символы» — вторая книга стихов, написанная в 1892 году. Она примечательна разносторонностью тем. Здесь античная трагедия и Пушкин, Бодлер и Эдгар По, Франциск Ассизский и древний Рим, поэзия города и трагизм повседневного. Все то, что заполонит все книги, займет все умы через 10-15 лет, было намечено в этом сборнике. «Символы» — книга предчувствий. Дмитрий Сергеевич предугадывал наступление иной, более живой эпохи. Он придавал титанический облик событиям, совершавшимся вокруг него («Грядите, новые пророки!»).

«Новые стихотворения» — третий сборник стихов, написанный в 1896 году. Он значительно уже по охвату явлений жизни, чем предыдущий, однако гораздо острее. Здесь успокоенность «Символов» превратилась в постоянную тревогу, а в напряженный лиризм перешла объективность стихов. Мережковский считал себя в «Символах» служителем «покинутых богов». Но ко времени появления «Новых стихотворений» он уже сам отрекся от этих богов, говорил о своих соратниках и о самом себе: «Дерзновенны наши речи. «.

«Собрание стихов» — последний, четвертый сборник (1909 год). В нем мало новых стихотворений, поэтому книга, как мы уже отмечали, представляет собой скорее антологию. Мережковский в ней обратился к христианству. Он признал слишком ломким лезвие «дерзновения» и лишенным божества алтарь «всемирной культуры». Однако в христианстве он хотел обрести не только утешение, но и оружие. Все стихотворения этой книги проникнуты желанием веры.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: